Вручение 2021 г.

Жюри сезона 2020-2021:
Мария Лебедева - литературный критик
Евгений Бабушкин - писатель, автор подкаста «Темная материя»
Елена Васильева - литературный обозреватель
Любовь Мульменко - писатель, сценарист
Александр Карпюк - основатель книжного магазина «Полка»

Страна: Россия Дата проведения: 2021 г.

ФИКШН35

Лауреат
Владислав Городецкий 3.9
Действие рассказов Владислава Городецкого разворачивается в ближайшем будущем, но так, что читатель, немного приглядевшись, узнает в этом черном зеркале все, что его окружает в настоящем времени, — а потом, приглядевшись еще чуть-чуть, возможно, узнает себя. И содрогнется от ужаса.
Сергей Вересков 3.9
Про роман ""Шесть дней"" нельзя сказать однозначно. Например, что это ""роман взросления"", — герой-то уже взрослый. Или что это travel story — потому что путешествуют тут поневоле и скорее не в пространстве, а внутри себя. Это и не любовный роман — не любовная лихорадка гложет героя. Молодой писатель Сергей Вересков написал роман о матери, — хотя читателю может казаться в разные моменты, что это о романах, путешествиях, детстве и юности. Утрата близкого человека – одно из самых страшных событий в жизни человека. Оно может сделать будущее бессмысленным. Именно со страхом потери старается справиться главный герой романа, молодой журналист Александр Негин. Он отправляется в небольшой городок рядом с Сочи, чтобы продать квартиру, доставшуюся по наследству, и постараться найти новую точку опоры в жизни.
Дарья Верясова 4.5
Подробно описывая жизнь в монастыре на протяжении Великого поста, автор не скрывает духовной неопытности своей героини и незнания ею церковной жизни. Она делится очень личным и сокровенным, в том числе переживаниями о греховной любви, от которой она скрылась в обители. В монастыре девушка прикасается к чуду, которое меняет попавших туда людей, преображает их души и меняет судьбы.
Книга будет интересна как людям верующим, так и всем интересующимся православием.
Степан Гаврилов 4.2
"Обычно я ей говорил: после того, как ты повесишь трубку, поставь песню Born Slippy лондонских электронщиков Underworld, слушай внимательно. На седьмой минуте, после слов про грязного обдолбанного мальчика-ангела и после фразы «сидя на корточках и писая в отверстие трубы на станции Тоттенхем Корт Роуд», там, где вокал Карла Хайда утихнет и начнется самое дикое техно на свете, я позвоню в твою дверь. Я говорил так и прятал мобилу в карман."
Дмитрий Гаричев 4.0
«Сказки для мёртвых детей» задумывались как некий hommage Коту-Мурлыке, главному сказочнику моего детства: это несколько текстов о блужданиях и человеческой растерянности перед чудом, которое совсем не обязано должно быть сколько-либо снисходительным к нам. (Д. Гаричев)
Александра Гусева 0.0
Повесть о том, как проводница Марина, измученная бытом и получокнутым отцом, в канун Нового года отправляется в очередной рейс, становится драмой, даже трагедией, пронзительной историей о несостоявшихся людях, которые старательно, безропотно, терпеливо живут не свою, а чужую жизнь. (с) Марина Степнова
Володя Злобин 3.0
В заурядной российской школе разворачивается необычная травля. Жертва её — не столько девятиклассник, сколько его отец, которого беспощадно высмеивают. На помощь герою приходит школьный психолог со странной фамилией Локоть. Он объясняет, что у травли нет виновника и причин. Ибо травля — это проблема коллектива.
Марианна Ионова 0.0
Художественная проза, писавшаяся с использованием средств психологической и лирико-философской прозы. Подчеркнуто камерное по используемому материалу повествование, в котором расширение смыслового пространства происходит не вширь, а — вглубь. В частности, речь идет о самой природе нашей потребности в присутcтвии рядом другого человека, то есть о том, что именно определяет нашу связь с миром. (с) Сергей Костырко
F43
Евгений Казарцев 4.5
Что будет, если пенсионерка в один день начнёт просвечивать? А если в многоэтажке на окраине Минска проснётся Том Йорк? Эти и другие истории — в дебютном сборнике Евгения Казарцева “F43”.

F43 — международный код группы болезней, которые описываются как “реакция на тяжёлый стресс и нарушения адаптации”. Рассказы в этом сборнике — как раз об этом. Ведь каждый из нас иногда теряется — и в мире, и в себе.
Лев Кауфельдт 3.9
Один из основателей культового журнала «Найди лесоруба» собрал в дебютном сборнике рассказов вещи, как выходившие ранее в журнальном варианте, так и новые истории. Кафель разрабатывает нелегкий жанр русского шекспанка. В деле написания историй ему помогли старые клипы группы Depeche Mode, новый альбом группы Tool, а также фильм Кирилла Серебренникова «Юрьев день». И, естественно, Томас Пинчон, куда же без него сегодня в русском шекспанке.
Сергей Кубрин 2.5
Мир, в котором мы живем, жесток и несправедлив. Так как остаться в этом мире человеком, не потерять себя и любовь к ближним? Что важнее: месть за убитого друга, продолжающая череду жестокости, или жизнь во имя добра? Обида, порождающая злобу, или возможность сделать свой мир лучше? Стоит ли бесконечно ругать тьму, даже не попытавшись зажечь свечу? Ответы на эти и другие жизненно важные вопросы стремятся найти герои произведений Сергея Кубрина, обретая надежду и постепенно меняя свой мир.
Елена Кузьмичева 3.5
Название этой книги, обыгрывающее библейскую заповедь, звучит как существенное дополнение к первому из запретов Декалога — запрету создавать ложный образ Бога. Главный герой повести пытается создать мир по рецепту своего отца, якобы постигшего тайны мироздания и увидевшего в своём сыне творца нового, более совершенного мира. Очередная утопия, конечно, обречена. Но речь в книге идёт не только об этом причудливом и по-своему интересном эксперименте. В книге сталкиваются, как биллиардные шары, миры других персонажей, тоже искателей-экспериментаторов, каждый из которых по-своему продирается к истине, чтобы в конце концов напасть на её след. Выстрадать собственный ответ, что никогда не бывает прямым и даётся на языке образов, музыки и поэзии. (с) К. Кравцов
Евгения Некрасова 3.8
Книгу рассказов "Сестромам" населяют люди, животные и мифические существа. Четыре кольца охраняют Москву, да не всегда спасают; старуха превращается в молодую женщину, да не ненадолго. В повседневность здесь неизменно вмешивается сказ, а заговоры и прибаутки легко соседствуют с лондонскими диалектами.
Георгий Панкратов 4.4
Свобода, любовь и ревность. Митинги, секты, войны и революции. Завал, ущерб, повышение. Пиво, глинтвейн, отвёртка. Кошка, кошечка и принцесса. Уэлен, ВДНХ, БДСМ. Ёлки, подарки, снеговики, снежинки. Желание жить в тот самый момент.
Наталия Подлыжняк 3.0
13-летний Толя — глухонемой. Он убегает из интерната и начинает продавать в пригородных электричках ободки для волос, которые украшает сам. Каждый раз поезда везут его в неизвестность, но всегда возвращают обратно. Ему с детства твердили, что миру нет до него дела, и дата совершеннолетия представлялась чертой, после которой его выкинут в жестокий, озлобленный мир. Но где искать спасение, если даже внутри его мира не все так благополучно, и детям приходится сталкиваться с насилием, которое они не могут объяснить?
Елена Прокопова 4.6
Жаркое лето 2008 года, утро, по улице идет мужчина с туристическим рюкзаком. Дойдя до автобусной остановки, он хватается за горло и, задыхаясь, падает.
Это повесть о сне. Но только в том случае, если человеку из 2008 года может сниться игра в шарики на экране смартфона, портативный цветной навигатор и популярная песня с радио, которая выйдет в самом конце нулевых.
Это повесть о потустороннем. Но только в том случае, если из потустороннего мира можно уехать на белом слоне, которым управляет афганский ветеран.
Это повесть об обыкновенном человеке, который попадает в обстоятельства не самого приятного свойства.
Но только в том случае, если обстоятельства эти происходили в действительности.
Ольга Птицева 4.0
У Михаила Тетерина было сложное детство. Его мать — неудачливая актриса, жестокая и истеричная — то наряжала Мишу в платья, то хотела сделать из него настоящего мужчину. Чтобы пережить этот опыт, он решает написать роман. Так на свет появляется звезда Михаэль Шифман. Теперь издательство ждет вторую книгу, но никто не знает, что ее судьба зависит от совсем другого человека. «Выйди из шкафа» — неожиданный и временами пугающий роман. Под первым слоем истории творческого кризиса скрывается глубокое переживание травмирующего опыта и ужаса от необходимости притворяться кем-то другим, которые с каждой главой становятся все невыносимее.
Антон Секисов 3.9
Несмешной и застенчивый комик Саша знакомится с загадочной красавицей Майей. Свидание с ней даёт ему тему для нового стендап-номера. Невинная, казалось бы, шутка, оборачивается кошмаром — Саше начинает угрожать тайная организация. Но он даже представить не может, насколько взаимосвязано всё происходящее, куда это приведёт и, главное, с чего началось.
«Реконструкция», развивающаяся то как мистический триллер, то как драма маленького человека, преподносит героя метамодерна – чувствительного молодого мужчину, закинутого в больную реальность мегаполиса.
Павел Селуков 4.0
Павел Селуков родился в 1986 году на окраине Перми. Сбежал из садика, сменил две школы и пять классов, окончил училище. В тридцать лет начал писать прозу. Печатался в журналах "Знамя", "Октябрь", "Алтай", "Вещь", "Шо". В марте 2019 года вышел первый сборник рассказов "Халулаец". Женат. Увлекается кино и пельменями.

"Добыть Тарковского" — это неинтеллигентные рассказы о пермской жизни девяностых и нулевых. Герои книги — маргиналы и трудные подростки, они же романтики и философы. И среди них на равных Достоевский, Воннегут, Хемингуэй, Довлатов, Бродский…
Рута Шейл 4.3
Двоедушник Северьян Арсеньев — один из тех, кого называют экстрасенсами. В то время, как его "дневная" душа, неустроенный фотограф Север, мучительно ищет свое место в жизни, Северьян каждую ночь изгоняет "сущностей" из квартир и домов, зарабатывает деньги, чтобы жена Севера рано или поздно могла оставить работу бармена, доказывает себе и окружающим свою незаменимость, а значит - право на существование. Быт семьи Арсеньевых почти не отличается от себе подобных до тех пор, пока Северьян не приезжает к девочке, одержимой, по словам ее родителей, духом погибшего друга, и не дает ей обещание найти нечто под названием "куделька".
Саша Филипенко 4.0
В своём предыдущем романе («Красный Крест», 2017) Саша Филипенко широко использовал реальные исторические документы. В его новом произведении сама изображённая реальность претендует на роль документа эпохи. Для самых недоверчивых: тут нет ничего придуманного. Есть городок, где градообразующее предприятие — тюрьма. Есть детский дом, в судьбах обитателей которого мелькнул проблеск счастья. Ситуации, герои, диалоги и даже способы полицейских пыток — всё взято из жизни. И проклятый вопрос о цене добра, которое почему-то оборачивается злом, тоже поставлен жизнью. Точнее — смертью. «Саша Филипенко относится к тем молодым авторам, которые сразу стали серьёзными писателями. Хотите узнать, о чём думает современная молодая Россия, читайте Филипенко» (Светлана Алексиевич).
Михаил Фоминых 3.3
Герой, молодой медик, распределяется после учебы на край мира — под Анадырь. В то место, где, стоя на мху и кедровом стланике голыми ногами, титаны держат на своих плечах небесный свод. Это не просто инициация, это путешествие в миры жесточайшей концентрации бытия. Резать или не резать, взять на себя ответственность или сдаться? Вся нелепость в том, что это уже было; и мы, и, что главное, — герой — читали подобное да хоть бы у Булгакова. Но в этом «уже было» приходится жить самому и спасать чужие жизни. (с) Степан Гаврилов
1 2