Вручение 1 марта 2020 г.

1 марта проведен финал премии в формате мини-фестиваля: писатели, критики и блогеры поговорили о разных сторонах издательского и писательского дела, а также попробовали представить, какой станет русская литература в 2020-х.

Страна: Россия Место проведения: Москва, Библиотека им. Н.А. Некрасова Дата проведения: 1 марта 2020 г.

ФИКШН35

Лауреат
Артем Серебряков 4.1
Затягивающая жутковатая проза Артёма Серебрякова заставляет вспомнить и о Кафке, и о Сологубе, и даже иногда о Мамлееве — но у него собственный голос, не похожий ни на какой другой. В этой книге задувают экзистенциальные сквозняки, а из каждой складки языка лезет какая-нибудь чертовщина — так писал бы Дэвид Линч, если бы он был молодым русским писателем.
Азамат Габуев 4.2
Эта книга похожа на зеркальную анфиладу, где в бесконечности отражений теряется оригинал. О том, чем живет молодая Осетия, здесь рассказано от лица мужчины и женщины, вольнодумца и традиционалиста, правдоискателя и карьериста, интеллектуала и обывателя. Две истории, в каждой из которых по два непримиримых рассказчика, создают захватывающую качку мнений. В чьих глазах Осетия — настоящая? Таких книг о Кавказе еще не было.
Анаит Григорян 4.0
…У подростков Кати и Лены Комаровых из многодетной бедной семьи забот полон рот: пока пьяные отец и мать ссорятся друг с другом, нужно как-то накормить, одеть и обуть младших сестренок и братьев. На носу кризис 1998 года, но надежда на чудо не оставляет детей. И чудо все-таки случается. Ведь там, где взрослый не увидит ничего, кроме нищеты и безысходности, ребенок способен рассмотреть тайну…
Серафима Орлова 3.7
«Голова-жестянка» <...> представляет собой замечательный образец «проблемной» повести — в том смысле, что проблемы создавать друг другу люди уже научились, а вот решать их — пока нет. Пресловутая «дружба между мальчиком и девочкой», которая традиционно могла бы перейти в любовь, превращается в дикое взаимное раздражение, и увлечение робототехникой если и поправит дело, то не сразу. Вот интересно, не проще ли быть роботом, а не человеком, — выполнять запрограммированные команды, ни о чём не думать, звенеть незакреплённой гайкой в пустой жестяной голове… (с) Мария Порядина
Евгения Некрасова 4.1
Девочка Катя живёт с родителями в маленьком городе на 11 этаже обычного панельного дома. В Катином мире из заводской трубы появляется огромная змея, пятна на потолке превращаются в человеческие фигуры, а столбики цифр складываются в стихи. Но миру вокруг Катя не нужна: «невыросшие» дразнят, а у «выросших» нет на нее сил и времени. И Катя находит для себя выход... Но тут вмешивается Кикимора, живущая за плитой на кухне. Вместе они отправляются в опасное путешествие, и невольно превосходят по жестокости тех, кто калечил их.
Илья Данишевский 4.3
Книга поэта Ильи Данишевского "Маннелиг в цепях" продолжает серию "Новые стихи. Дебют".
Анна Клепикова 4.8
Предлагаемое издание — этнографическое исследование, изложенное в форме документального романа. Оно построено на полевых записях, сделанных в детском доме-интернате для детей с нарушениями развития и психоневрологическом интернате для взрослых, куда подопечные детского дома-интерната попадают по достижении совершеннолетия.
Несколько лет работы в качестве волонтера благотворительной организации позволили автору собрать обширный материал и продемонстрировать, как различные аспекты «нормальности» и «отклонения» проявляются во взаимодействии между подопечными учреждений и теми, кто имеет с ними дело. В книге раскрывается институциональная логика, стоящая за практиками сотрудников интернатов и волонтеров благотворительной организации. Читателю представлены не только траектории подопечных, но внутренняя история волонтера, проходящего путь от принятия волонтерской идеологии к ее остранению. Научный аппарат преимущественно вынесен в сноски, а также собран в послесловии.

Книга будет интересна широкому кругу читателей художественной литературы и литературы нон-фикшн, но прежде всего тем, кто интересуется антропологическими и качественными социологическими исследованиями современного российского общества, антропологическими аспектами социальной работы и проблематики инвалидности.
Константин Куприянов 3.0
Роман о войне и мире, который ее игнорирует. Главный герой Кузьма пытается встроиться в мирную жизнь в родном поселке, где никто и не думает о той войне, которая его преследует после четырех лет службы.
К. Азерный 2.5
Вашему вниманию предлагается книга "Три повести".
Елизавета Александрова-Зорина 4.2
Он – неудавшийся писатель. Ему пятьдесят. Его философия – жить ради жизни, наслаждаться каждым днем, любой встречей, находить красивое в обыденном и сложное в простом. Она – актриса. Ей нет и двадцати. На сцене она с пяти лет, и, сыграв сотни чужих характеров, она осталась без своего… У нее нет собственных чувств, переживаний, мыслей. Она как белый лист бумаги… У обоих в запасе очень мало времени. За несколько оставшихся для жизни месяцев им нужно успеть ответить на свои вопросы и исполнить свои мечты.
Евгений Алехин 3.8
Герой «Календаря» катится по земной неровности с книгой в кармане. Он встретил кризис среднего возраста лицом к лицу и стоит, похоже, перед главным выбором в своей жизни. Он ведет читательский дневник и одновременно летопись войны со всеми демонами сразу: алкоголем, сексуальной озабоченностью и маниакальным бредом. Эта битва становится все интенсивней, и от нее уже не уйти. Остается только писать роман, который должен помочь его автору и, возможно, читателю. Если, конечно, не сделает все еще хуже.
Рома Бордунов 3.9
«Страна возможностей» — это сборник историй о поисках работы и самого себя в мире взрослых людей. Рома Бордунов пишет о неловких собеседованиях, бессмысленных стажировках, работе грузчиком, официантом, Дедом Морозом, риелтором, и, наконец, о деньгах и счастье. Книга про взросление, голодное студенчество, работу в большом городе и про каждого, кто хотя бы раз задумывался, зачем все это нужно.
Ольга Брейнингер 3.8
В октябре 1993 года в России часто звучали слова «гражданская война». По приказу избранного президента танки стреляли по избранному парламенту. Двадцать пять лет — слишком большой срок, чтобы сейчас все об этом помнили. Двадцать пять лет — слишком маленький срок, чтобы можно было понять, кто был прав, а кто виноват в том конфликте. Может быть, как в любой Гражданской войне, это в принципе невозможно.
Тимур Валитов 4.2
Повесть о несостоявшемся завоевателе и неудавшемся завоевании, о соединении истории и вымысла в литературе и в жизни. Действие повести происходит в небольшом итальянском городе Отранто, пережившем полтысячелетия назад свой расцвет и почти разрушенном османской осадой. История города находит отражение в истории главного героя, итальянского турка Илхами, неспособного преодолеть влияние прошлого на свою судьбу.
Родион Вереск 0.0
Когда я стал взрослым, мама рассказала, что меня зачали на берегу широкой реки. Она протекала под окнами, медленно пронося речные трамваи, баржи, катера и – до самого мая – льдины. Лёд шёл с верховьев – бесформенный, тяжёлый, блестящий.
Степан Гаврилов 3.5
Родившимся на излете девяностых прошлое досталось в виде мифа. Иногда героического, иногда — иронического. И кем себя считать – потомком героев или клоуном, — каждый решает сам для себя. Герои Степана Гаврилова — революционеры без революции. Получится ли у них изменить мир?
Алиса Ганиева 3.2
Действие романа «Оскорбленные чувства» происходит в провинциальном городе России. Однажды в жуткий ливень в машину к Николаю подсаживается неизвестный… С этого начинается калейдоскоп коррупционных страстей, любовных треугольников и детективных загадок. Кто убил министра регионального экономразвития Лямзина? Как может набожная чиновница Наталья Петровна позировать в одном корсете? Спектакли и вернисажи, интриги и искушения, дороги и дураки, шум и ярость — все реалии сегодняшней, заоконной России.
Дмитрий Гаричев 3.2
Написанная под впечатлением от событий на юго-востоке Украины, повесть «Мальчики» — это попытка представить «народную республику», где к власти пришла гуманитарная молодежь: блоггеры, экологические активисты и рекламщики создают свой «новый мир» и своего «нового человека», оглядываясь как на опыт Великой французской революции, так и на русскую религиозную философию.
Марианна Ионова 0.0
В мир Марианны Ионовой входишь как школьник в кабинет директора. Причем совсем не тогда, когда директор позвал тебя на ковер за драку или разбитое
окно. А когда директора нет, дверь приоткрыта и никто не заметит, если зайти, бухнуться в кресло, потрогать важные бумажки, покрутить ручки ящиков письменного стола и посмотреть на входную дверь со стороны начальства:
строго и устало...
Денис Калдаев 3.7
Хотели бы вы знать дату своей смерти? Марку Моррицу этого определенно не хотелось. Однако в прогрессивную Эру Анализа каждый должен знать свой статус, который определяется временем жизни и буквой класса. Долгожители получают власть, деньги, уважение и почет. Люди, которым осталось жить меньше пяти лет, — «агнцы» — не получают ничего, кроме унижений, презрения и насмешек. Какая судьба ждет Марка? И как найти свое место в мире, где на смену дискриминации по полу и цвету кожи приходит дискриминация по дате Х?
Артемий Леонтьев 4.3
Художественное исследование, в котором автор обращается к историческому ландшафту Второй мировой войны, чтобы разобраться в типологии и формах фанатичной ненависти, в археологии зла, а также в природе простой человеческой веры и любви. Роман о сопротивлении смерти и ее преодолении. Элохим — библейское нарицательное имя Всевышнего. Последними словами Христа на кресте были: «Элахи, Элахи, лама шабактани!» («Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил!»).
Влад Новиков 3.0
Мне вспомнился К., для которого чашка кофе была единственным смыслом существования. Однажды, когда я дрожащим от волнения голосом расписывал ему преимущества буддизма, он мне ответил: "Нирвана — пожалуй, но только с чашечкой кофе".

У всех нас есть какая-нибудь мания, мешающая нам безоговорочно принять высшее блаженство», — Эмиль Чоран.

А вы готовы отправиться в путешествие на теневую сторону своей личности вместе с соломенной собачкой? Сможете разглядеть свою чашечку кофе?
Александр Пелевин 4.1
1938 год, Крымская АССР. Молодой следователь уголовного розыска прибывает в курортный городок на побережье Черного моря, чтобы раскрыть зверское убийство профессора астрономии. 2017 год, Санкт-Петербург. В городской психбольнице появляется пациент, утверждающий, будто с ним общается женщина с далекой планеты, переживающей катастрофическую войну и гибель цивилизации. 2154 год. Космический корабль «Рассвет» совершает первый в истории человечества межзвездный перелёт к планете Проксима Центавра b в поисках внеземной жизни. Три истории сплетаются воедино, чтобы в итоге рассказать о вечном зле, которое всегда возвращается. ​
Алексей Поляринов 4.6
Алексей Поляринов сочиняет прозу (роман "Центр тяжести" вышел в 2018 году), переводит тексты Дэвида Фостера Уоллеса и пишет заметки о любимых писателях, которые собраны в этой книге. Стивен Кинг, Филипп Дик, Дон Делилло и другие его герои предстают в ней живыми людьми, а не читательскими иконами, которых объединяет умение жонглировать жанрами и убирать барьеры между "высокой" и "низкой" литературой.
Алексей Поляринов 4.3
Роман Алексея Поляринова напоминает сложную систему озер. В нем и киберпанк, и величественные конструкции Дэвида Митчелла, и Борхес, и Дэвид Фостер Уоллес… Но его герои – молодые журналист, хакер и художница – живут в Москве и сопротивляются наступлению дивного нового мира. И защищают центр тяжести – свой, своих семей и своей родины – как умеют.
1 2