Для меня эта книга - пока одно из самых больших открытий этого года. Может быть, какое-то произведение и потеснит "Чтение в темноте" с этого пьедестала, но вообще-то я сомневаюсь, ибо книг, написанных таким языком, одна на сотни или тысячи. Я называю это "искупаться в словах". Это метафоры, переворачивающие все с ног на голову, это сравнения, от смелости и необычности которых глаза вылазят из орбит, это удивительный дар сочетания слов так, как никто до тебя не делал.
По ночам за лестничным окном поле было белым оставленным раем, и присыпанный звездами ветер взбивал стекло, как черную открытую воду, и храпел на подоконнике лед, и призрак дежурил, пока мы спали.
Да за удовольствие прочитать такое предложение можно многое отдать! Охотно верю, что для многих это чересчур сюрреалистично, но… Развернуть
Несколько историй, несколько нитей, разношёрстных, неоднородных поначалу, и на каждой собственные узелки, зацепки и трещинки. И тянутся-вьются эти ниточки сами по себе, но однажды, незаметно и порой очень внезапно вплетаются одна в другую, в третью, и вдруг завязываются в единый узел такой силы, такой остервенелости, что впору петлю затягивать.
Взлёты, падения и даже крушения - надежд, стремлений, целого рода; роковые совпадения или предопределённость? сумашествие, пожар, инцест, месть и убийство, едва ли осознанные... Это такой крутой коктейль, что медицинский спирт отдыхает. Взрывоопасная смесь того, что так часто мы встречаем в… Развернуть
Наверняка, у каждого в школе или в интитуте был любимый всеми учитель, которого обалденно прятно было просто слушать. И не важно: говорил он о криволинейных трапециях, дискурсе постмодернизма, или просто травил байки из жизни. Опереться подбородком в ладонь и наслаждаться... К чёрту остальные предметы, мы готовы сидеть здесь до вечера!
Представьте, что открывая книгу "Земля воды", вы переноситесь именно на такой урок. Учитель перед выходом на пенсию перестал преподавать историю и решил просто рассказывать истории. Самые разные.
Вы знаете, например, как осушали прадавние топи Британии? Или откуда берётся и какова природа восточного ветра? Или, в конце концов, как размножаются угри? Чёрт возьми, это ведь действительно интересно!
Но одна из главных историй началась более двухсот лет назад, в… Развернуть
Вот оно - наказание: все помнить.
Для начала: это очень красивая книга в плане текста. В плане авторского умения выражать свои мысли. Фразы звучат лаконично и точно. Даже точечно я бы сказала. Но этот конспект из воспоминаний главного героя щедро разбавлен национальными легендами и поверьями, изобилует духом волшебства, словно баюкая читателя ирландскими сказаниями и мифами.
Подобный стиль не может меня не привлечь, буквально заворожить. Впрочем, как и сама история людей, живущей на неспокойной и бунтарской земле. Отсюда следует печальный вывод о том, что аббревиатура ИРА обязательно будет "играть" в рассказе немалую роль, к сожалению.
Повествование ведётся от имени мальчика-подростка, который говорит о жизни своей семьи обрывочно и фрагментарно. Не всегда ясно о чём он толкует, потому что… Развернуть
"Ты дьявол", — сказал тогда Вильгельм.
Хорхе как будто не понял. Если бы он был зряч, я бы мог сказать, что он ошеломленно уставился на собеседника. "Я?" — переспросил он.
"Ты. Тебя обманули. Дьявол — это не победа плоти. Дьявол — это высокомерие духа. Это верование без улыбки. Это истина, никогда не подвергающаяся сомнению. Дьявол угрюм, потому что он всегда знает, куда бы ни шел — он всегда приходит туда, откуда вышел."
Умберто Эко "Имя розы"
Очередная книга от интереснейшей личности - Питера Акройда, которая потрясла меня и идеей и способом изложения, придавшем тексту красочность, изюминку, даже некоторую мистичность. Мистика в сюжете присутствует как таковая, но помимо этого есть еще и незримый, но ощутимый налет мистичности в самом слоге: покрывало из плотного тумана, в которых… Развернуть
А иногда казалось, что это хитрый, замысловатый, непроходимый такой лабиринт и кто-то рыдает в самой середине.
И так всю книгу. Этакий дневник, но только ведется он не с ходом дней, а от одного воспоминания к другому, тогда, когда они все уже стали историей. Жаль, не удалось найти книгу в оригинале, но и на русском текст получился хорошим. Настолько ирландским, насколько только мог получиться русский, я бы сказала.
В самом что ни на есть ирландском духе и все остальное. Непростой момент в истории страны, ИРА и борьба за независимость органично сочетаются с замогильным зеленым светом и детьми-призраками. Только призраков настоящим, реальным детям еще и удается бояться – пистолеты, камни, брошенные в полицейские машины и допросы всей семьи уже стали практически обыденными. Тут есть такая… Развернуть
С самых первых строк ты погружаешься не только в книгу, но и в историю. Тебя затягивает в этот мир воспоминаний и действительности, который выстроен в каком-то едином монологе героя, берущего на себя озвучить и слова тех, кто рядом, даже если они говорили сами, ты продолжаешь слышать лишь голос одного единственного рассказчика.
Книга подобна не только местности Фены, с ее реками, трясинами, илом и Или, но и водовороту. Вы наблюдали когда-нибудь, как щепка кружится в водовороте, то погружаясь в пучину, то всплывая на поверхность в самых разных местах и постоянства в этом не было никакого. Так и эта книга, она подобна водовороту, а мы щепке, которую автор, то опускает почти на самое дно, история семейства главного героя, история самих Фен, то подбрасывает нас чуть ближе к поверхности, и мы… Развернуть
"Это старое, старое чувство, что все на свете может в конечном счете оказаться приравненным к ничто."
А вам знакомо это чувство? Подспудное, подсознательное, временами накатывающее и панически заглушаемое ощущение бессмысленности всего окружающего, когда теряются привычные ориентиры и линия границы, от которой мы привыкли вести отчет степени истинности и ложности тех или иных фактов, объяснений и причин, вдруг исчезает в мутной дымке неопределенности, сомнений и противоречивых толкований? Знакомо такое чувство? Готов побиться об заклад, что более чем. И что же мы с ним делаем? Правильно - рассказываем историю, которая все объясняет, расставляет по местам, раскладывает по полкам и примиряет нас с тем, что мы привыкли называть реальностью.
Но вот Грэму Свифту по каким-то неведомым причинам… Развернуть
Обложка англоязычного издания настолько подходит к моим впечатлениям от книги, что хочется найти этого подлеца-издателя, который заглянул одновременно и в будущее и в чужое (моё) сознание, создавая её. Старые коричневатые обшарпанные фотографии, что-то надорвалось, что-то растрескалось, а вот посмотрите, это 1954 год и дядя Шеймус стоит у поля и смотрит в облака. В тот год случилось страшное дело... И пошёл-поехал рассказ. Такое впечатление от этого романа, похожего на сборник новелл, фотографичное, уютно-баечное.
Специализация автора на ирландских легендах и преданиях как бы намекает, что в романе не повернуться спокойно, чтобы не отдавить ногу какому-нибудь призраку. Старая добрая Ирландия, как её и представляют, только про выпивку и эльфов чуть меньше, а про ИРА и маленькие городки… Развернуть
Сырость, она проникает в каждую клеточку организма. А начинается все с ног. Словно ты по колено в воде, а не идешь по жидкой грязи. Но ты идешь, потому как если ты остановишься, то ты уже не уверен, что у тебя найдутся силы продолжить начатый путь. Да и есть ли прок в остановке. То, что тебя окружает, готово погрузить тебя в еще большую лавину уныния, чем ты уже ощутил. Так что иди, иди, покуда есть силы. Все дальше и дальше. Но не надейся покинуть эту землю. Она уже не только под тобой, она в тебе. Ты и есть она. Она и есть ты. Вы не просто едины, вы - продолжение друг друга. Единый организм. Бредущий из ниоткуда в никуда.
Сильная книга. Пронизывающая. Упрямая. И тягучая. Если читаешь ее, то ты… Развернуть
Прощальная речь школьного учителя истории Тома Крика, растянувшаяся на четыреста страниц, насквозь пропитана трагическими событиями и депрессивной безысходностью.
Пятидесяти двухлетнего Тома Крика досрочно отправляют на пенсию в связи с получившим широкую огласку поступком его супруги Мэри Крик, в девичестве Меткаф. Но прежде чем уйти из школы, учитель решается рассказать ученикам еще одну историю - историю его жизни и жизни его предков в Фенах, прихотливо вписанную не только в историю Англии, но и в мировую историю. История предков Тома Крика - род преуспевающих пивоваров, политических деятелей и меценатов Аткинсонов по материнской линии и флегматичных работяг Криков по отцовской линии.
Возможно, я не смогла оценить книгу по достоинству, но в ней столько воды (в прямом и переносном… Развернуть
«Объяснение объяснения» или «Триста лет воды»
предБукеровский рецепт от Свифта: взять одну престранную историю, отсылающую к середине первой половины 20-го века, смачно сдобрить аморфными рассуждениями о неизбежности бытия и слегка - прочими умозаключениями, процедить сквозь дуршлаг войн и с тем, что оказалось по нижнюю его границу, повторить процедуру, добавив щепотку драматического непонимания. Временно отложить полученный ингредиент. Далее подготовить исторический контекст, с добавлением изюма «гео-политико-исторических» реалий, подкоптить дымом наивной таинственности, добавить несколько ложек загустителя для тягучей неспешности, подлить блестящего масла словесных оборотов и поставить всё это на солнышко для того, чтобы заняться третьим (почитай основным) ингредиентом (ну и для… Развернуть
Я не люблю, не понимаю Джона Бэнвилла. Единственный безусловно чуждый мне ирландский писатель, чьи сюжеты - неизменные сценарии моих ночных кошмаров. То у него старуха в кресле самовозгорается, то лиргерой досадует, что при каждом шаге роняет с себя микроскопические чешуйки кожи, оставляя невидимый отвратительный след. Сообщи мне кто-нибудь неделю назад, с каким алчным удовольствием я проглочу очередной бэнвилловский труд, - высмеяла бы, не поверила бы.
Но факт остаётся фактом: "Кеплер" потрясающ. Оставив свою обычную отгороженность, лауреат Букеровской премии чинно, вдумчиво нисходит в пограничье шестнадцатого и семнадцатого веков, в биографию великого учёного, про которого мало помнят, чем именно он велик. В такую заурядную, такую обыкновенную биографию: отец - наёмник, мать - ведьма,… Развернуть
Итак, действующие персонажи:
История. В первую очередь мы поговорим о той истории, которую изучаем, сидя за партами в своих школах. История как наука. Прошлое, которое дает нам ответ на вопрос "почему?". Потому что именно прошлое является следствием всего того, что происходит с нами сейчас. Автор поворачивает историю то с одного бока, то с другого, всячески ее защищая и доказывая, что история важна, что знание истории (возможно) предостережет нас от последующих ошибок и поможет разобраться в том, что происходит с нами сейчас.
Любопытство. То самое маленькое назойливое чувство, которое толкает нас на совершение самых немыслимых поступков. Любопытство, дающее смелость, развязывающее руки и приглушающее чувство стыда. Любопытство автор защищает так же, как и историю (ну, может быть и не так… Развернуть
Поймала себя на мысли о том, как название книги отобразило мою действительность. Сейчас почти все книги я читаю в темноте, ведь когда дают свет, то стараешься в первую очередь переделать дела более важные. Ну это так, к слову.
Ирландия - страна загадочная, с ореолом мифом и преданий, красивая зеленоглазая фея, но суровая и берегущая свои тайны.
Шеймас Дин устами подростка попытался немного приоткрыть их. Времена выбрал крутые - 50-ые-60-ые годы - движение ИРА продолжается, а значит и продолжается борьба властей с ним. Разгром демонстраций, арест активных участников, обыски в домах, произвол полиции и полицейские осведомители повсюду. Бог мой, что мы учили в школе по истории? Величие кпсс что угодно, кроме истории.
На примере одной ирландской семьи (говорят, это семья автора, что ж, по… Развернуть
Уф, вот уж действительно водная книга. И в сюжете на одной из первых ролей водный край со своим характером, капризами и сюрпризами, насквозь пропитанный сыростью, заиленный и неторопливый. И стилистика ему подстать, тоже заиленная, затягивающая. Она то погружает читателя в глубины истории, вязкие, трудноусваиваемые, мутные, то вновь выбрасывает на поверхность нашего времени, давая сделать глоток условно внятной реальности, и снова тянет туда, на глубину, снова мучает расплывающимися, едва очерченными событиями и образами.
Легко роман не читается. Этот текст требует постоянной сосредоточенности, чуть отвлечешься и нить повествования мгновенно срывается в водоворот малозначащих фраз и ни с чем не связанных явлений. И просто пробежать глазами тоже не получится, тут надо думать,… Развернуть
Астроном , открывший человечеству три закона движения планет, опубликовавший за свой счет таблицы, которые служили астрономам и морякам до 19 века. На основе его законов, Ньютон создал теорию тяготения.
Математик- составил таблицу логарифмов, ввел понятие среднее арифметическое, открыл математический анализ.
Оптик- ввел оптику как науку, работал с линзами и описывал преломление света . Выяснил роль хрусталика и описал причины близорукости и дальнозоркости, создал схему подзорной трубы .
И еще много- много разных изобретений над которыми работал гениальный немецкий ученый Иоганн Кеплер.
И работал он в непростое время, когда шли войны, не только между соседними государствами, но и войны религиозные, когда были гонения на людей исповедовавших религию, к которой он себя причислял.… Развернуть
Мама смотрит в окно и видит там призраков. Пятилетний мальчик смотрит на маму, глядящую в окно на призраков, которых нет. Наши «окна» — глаза мальчика, наши «призраки» — демоны прошлого, которые на протяжении всей книги терзают мать и отравляют её сына. Это трудная книга о чувствах, которые обуревают героев: вина и стыд, страх и боль, любовь и обида. Ощущение предательства. И желание быть любимым. Это невыносимо трудная книга о том, какой затягивающей, неотпускающей может быть память из-за подобных чувств.
Одной из тех вещей, что делают книгу трудной, является композиция. История развивается в строгом хронологическом порядке (если в вашем файле есть обратный скачок во времени, не верьте ему, это ошибка), однако между эпизодами проходит какое-то время, и не всегда рассказчик поясняет, как… Развернуть
Немолодой уже мужчина, учитель истории Фенлендской школы, рассказывает свою историю, которая состоит из ряда небольших историй и сплетается с общей Историей, к изложению которой он имеет непосредственное отношение по роду своей деятельности.
Эта история о любви и любопытстве, об ошибках и искуплении, о детях и об убийстве.
История Фенов - родины Тома Крики - напрямую связана с водой, их родная земля только и делает, что отвоёвывает у воды частичку суши. Может быть, поэтому весь роман (по моим ощущениям) такой водянистый (в самом хорошем смысле слова), он текучий и плавный, и есть в нём что-то оставляющее след, о чём задумываешься потом по ночам. А ещё это очень человечный роман, в том смысле, что он о людях, разных людях, и для людей. Каждый может найти в этих составных частях Истории ту… Развернуть
Даже не знаю, как оценить эту книгу. Она пробудила мой интерес к учёному, но не насытила голод знаний на эту тему. Пришлось рыться в интернете, но хотелось бы не сухих энциклопедических знаний, а широкого художественного полотна с яркими красками и живыми героями, жадными до жизни. Да, герои тут должны быть именно живыми: и Тихо Браге, и Барбара, и Рудольф II, и Сусанна (вторая жена Кеплера), и сам главный герой, - я хочу видеть их нарисованными ярче и образней. Всё-таки книга вышла немного сухой.
Давным-давно, когда Вселенная перекинула мост на Земле из 16-го века в 17-ый, жил такой чудак Иога́нн Ке́плер. Математик, астроном, механик, оптик... Мне же он интересен ещё вот чем: искатель гармонии во всём, а об этом не написано ни в одной энциклопедии. Кеплер искал гармонию в музыке - и… Развернуть
Флэшмоб 2015
6/11
Я совершенно не понимаю, что можно написать об этой книге. В ней все написано так, как я люблю... Переплетенные сюжетные линии, разные времена, странные события, и даже - почти детективный сюжет. В ней столько воды, что ты пропитываешься ею до кончиков волос. Там такой язык, что ты вольготно плывешь сквозь текст и среди смыслов, и, несмотря на то, что меня очень заинтересовали сюжетные ходы, я почувствовала, что они в романе - точно не главное. Грэм Свифт рассказывает одну историю за другой, нагнетая драматизм, и безысходность, и тоску, и страсть, а я просто поймала себя на том, что не хочу покидать Фены, не хочу расставаться с героями. Я в каком-то бреду бреду где-то в полосе отлива, вязну в подробностях и деталях, вдыхаю запах водорослей, и думаю, думаю, думаю...
В… Развернуть
Не смотря на легкость слога, эту книгу было трудно читать - все дело в фрагментарности повествования, когда автора штормит и он скачет с темы на тему. Также, в произведении много отталкивающих сцен, которые не носят негативный окрас, типа сцены с инцестом.
Да и сам вопрос - к чему был этот сказ, часто возникает по тексту. Кажется, что главный герой, Том Крик, бывший учитель истории, просто рассказывает о своей семье, но непонятно зачем все это вываливать на своих учеников-подростков? Данные речи больше подойдут для разговоров со своими собутыльниками. Но Том грузит своими домашними проблемами детей. А проблемы у него серьезные- жена сходит с ума и похищает чужого ребенка, после этого ее помещают в психбольницу, а его просят уволиться. И тут его прорывает, словно платину.
На читателя… Развернуть
Сидела сейчас и вспоминала всех прочитанных мною ирландских авторов. Насчитала немного, но подтвердила мысль, которая пришла в голову накануне - ирландская литература так же полна мрачняка, как и скандинавская. Порой серьёзного, порой с юмором и хохмой, но за ними стоит всё та же боль всех этих бесчисленных бунтов, Пасхального восстания, кровавого воскресенья, жуткого голода 1840-х, бегства за тридевять морей. А если учесть, что Шеймас Дин родом из Дерри, ставшего ареной борьбы католиков и протестантов в 1960-1970-х, то вовсе не удивительно, что он обращается к событиям прошлого в попытках их осмыслить.
История мрачная. Есть некая ирландская семья, где мальчишки, как водится, хулиганят, старики травят байки, а родители молча хранят тайны. Попытки сложить разрозненные фрагменты и вызнать… Развернуть
Признаться, я в недоумении. Вроде бы и читала в нетерпеливом ожидании "ну, а что там дальше?..", а вот ведь... в голове и на сердце пусто, да ещё и стопка претензий.
Пожалуй, украду из аннотации фразу про "прихотливое построение романа", только никакого не любовного, упаси бог. Собственно, в конце автор перечисляет вдохновившие его произведения, от которых он отковырнул по кусочку при создании своей мозаики. Но это перечисление касается только основной части романа, загадочной книги, к которой прикладывается письмо с альтернативным взглядом на те же события и обширные комментарии автора. По итогу создаётся ощущение некой документальности, а точнее псевдодокументальности, но для загадочных романов с претензией на готичность - самое оно. И в общем структурой, интригой и стилизацией под… Развернуть
Допустим, ты ребенок. Мир вокруг тебя мелководный и прозрачный, безо всяких подводных течений. А то, чего ты не понимаешь, просто не существует. Но эта странная болезнь, взрослость, уже затронула тебя самым краем, и в воде проступают непонятные тени. Прошлое твоей семьи, о котором тебе не говорят – ты еще маленький – и в нем определенно что-то было не так. У твоей семьи есть тайна. Это ужасно интересно.
Допустим, ты подросток. Эти дурацкие взрослые с этими дурацкими тайнами – тебе не до них, ты занят собственным телом и собственной душой, которые меняются быстрее, чем ночь сменяет день. Но от тайны не отвертеться, то и дело спотыкаешься о ее углы.
Допустим, ты почти взрослый. И тайна перестала быть тайной. Но она тяжело давит на плечи; оказывается, семейная тайна – это совсем не весело.
Ром… Развернуть