Вручение 19 апреля 2004 г.

Страна: Россия Дата проведения: 19 апреля 2004 г.

Роман

Лауреат
Дмитрий Быков 4.1
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ БЫКОВЫМ ДМИТРИЕМ ЛЬВОВИЧЕМ, СОДЕРЖАЩИМСЯ В РЕЕСТРЕ ИНОСТРАННЫХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА 29.07.2022 Дмитрий Быков снова удивляет читателей: он написал авантюрный роман, взяв за основу событие, казалось бы, «академическое» — реформу русской орфографии в 1918 году. Роман весь пронизан литературной игрой и одновременно очень серьезен; в нем кипят страсти и ставятся «проклятые вопросы»; действие происходит то в Петрограде, то в Крыму сразу после революции или... сейчас? Словом, «Орфография» — веселое и грустное повествование о злоключениях русской интеллигенции в XX столетии...
Марина и Сергей Дяченко 4.1
В один прекрасный день каждый человек услышал, как кто-то зовет его по имени. А некоторое время спустя в одной больнице стали выздоравливать самые безнадежные пациенты. Но это было только начало, ибо в наш тихий спокойный мир пришел Пандем. Пришел, чтобы повести человечество вперед по пути прогресса. Чем обернется приход Пандема? Добром или злом? Друг он или враг? Это каждый решает для себя сам.
Алексей Иванов 4.5
Странные дела творятся на востоке от Москвы, в Предуралье. Странные и страшные. Там живут дикие племена, царят древние боги. Там торжествует магия и слабеет сила креста. Суров тот край и законы его. Кто выживет, сумев сберечь душу?
Русские, вогулы, татары...
Хумляльты, ламии, люди...
Одержимые страстями, совестью, долгом, любовью – все они идут за птицей своей души.
Залит кровью путь к власти вогульского князя Асыки.
Окутан тайной путь храмодела Калины.
Тяжела доля Чердынского князя Михаила.
Лишь смерть воина Полюда ясна и определенна, и лишь он поистине бессмертен.
Разные у них дороги, хоть переплетены и запутаны между собой. Но всем им грозит тяжелая длань князя Московского, создающего свое царство. Для него мелки конфликты далекой пермской земли, раздираемой в клочья изнутри. Что ему чья-то любовь, чья-то клятва? Неотвратимо надвигается на Парму московская рать, движимая государственными интересами. Перемалывая судьбы, перекраивая землю и не замечая, как земля эта сама перекраивает пришельцев.

Повесть

Лауреат
Геннадий Прашкевич 3.9
Давно замечено, что история мирового искусства похожа не столько на гигантскую лестницу, непрестанно уходящую ввысь, где каждая ступень все более и более совершенна, сколько на горную цепь, отдельные вершины которой, всегда недостижимые, образуют единую, невероятную по красоте и необычности панораму. Не все вершины пощажены временем. Силы природы и социальные катаклизмы всегда вмешивались и продолжают вмешиваться в жизнь искусства. Некоторые из вершин известны нам теперь только по позднейшим перерисовкам, по отголоскам архаичных мифов, другие забыты безвозвратно, что же касается неандертальских шедевров, то они сохранились фрагментами. Полную картину уже никогда не воссоздать. Но мы до сих пор находим пещеры с наскальной живописью, изучаем следы доисторических сооружений, обломки странных орудий. Там, где единый каменный рассказ разорван, где нет никакой возможности восстановить утерянное, мы пытаемся заполнять лакуны более поздними фрагментами мирового искусства, совпадающими с первоосновой по интонации.
Евгений Лукин 3.9
Вот вам, значится, Лыцк, град партийно-православной формации...
Вот вам, стал-быть, и Баклужино, «закордонный прогнивший Запад», место, где темные силы злодействуют!..
А между ними — ни в тех, ни в этих — город Суслов, в котором — ВООБЩЕ НИ-ЧЕ-ГО! Ничего заметного хоть для мирового сообщества, хоть для отечественного общества, хоть и для черной нечисти.
Одна Суслову и слава — Гильдия служебных псов, последних разумных и честных служак будущего нашего!

Рассказ

Леонид Каганов 3.6
В будущем у детей появляется новое развлечение – зверек хомка, которого можно выращивать в инкубаторе. Одна беда, живет он всего три недели, а потом превращается в шоколадку и детям приходится изготавливать новых хомок. Но одноклассников Стасика и Анну-Марию такое положение вещей не устраивает, ведь им хочется чего-то большего, чего-то более захватывающего и интересного. Что же делать? И тогда они решают создать с помощью инкубатора живого… человечка.

Эссе

Лауреат
Елена Хаецкая 3.8
Путевые заметки Елены Хаецкой, написанные во время путешествия по Лангедоку.

Критика, литературоведение

Лауреат
Александр Зеркалов 4.2
В своей книге Александр Зеркалов исследует ершалаимские главы романа «Мастер и Маргарита» через призму первоисточников булгаковского текста — канонических Евангелий, Талмуда, трудов древних историков и более поздних авторов, на которых прямо или косвенно указывает текст знаменитого романа. Обширная эрудиция позволяет автору убедительно доказать, что за художественными образами романа стояло глубокое изучение предмета. Таким образом, фигура Булгакова предстает в новом свете, а текст романа читается по-новому. При этом А.Зеркалов не отвергает того, что писалось о творчестве Булгакова до него, а просто идет дальше в раскрытии философской концепции «Мастера и Маргариты». Булгаков показан А.Зеркаловым одновременно и тонким исследователем источников романа, и вдумчивым их интерпретатором. Причем на интерпретации Булгакова серьезное влияние, по мнению А.Зеркалова, оказало время, в которое писался роман, — время сталинского террора и подавления свободомыслия в любой форме. Из исследований, разбирающих связи романа с Новым заветом, самое интересное — книга Александра Зеркалова «Евангелие Михаила Булгакова». Это сильный автор, идеи которого интересны, даже если они спорны или просто ошибочны. © Лидия Яновская
Кир Булычёв 0.0
История становления и развития советской довоенной научной фантастики 1917-1941 годов. Писалась автором в общей сложности около 15 лет.
Евгений Харитонов 0.0
Статья о неизвестных широкому кругу «первых ласточках» отечественной литературы в жанре фантастики и фэнтези, а также проводящая ряд параллелей между фантастикой периода НЭПа и начала 90-х годов ХХ века. © Gorhla
Лауреат
Андрей Валентинов 0.0
Странные и тревожные тенденции наблюдаются в современной фантастике. Витает в воздухе тень Четвёртого рейха. Семимильными шагами марширует по планете победоносная гитлеровская армада. Всё чаще писатели-фантасты пытаются переосмыслить итоги Второй мировой войны. Хорошо ли это? Ведь «размывание прежних идеалов ведёт порой к неожиданным и даже страшноватым последствиям». © badger

Переводная книга

Лауреат
Джон Краули 3.4
Когда Пирс Моффет, потеряв любовь и деньги, переезжает в городок Блэкбери-Откос, он всего лишь хочет написать книгу об истории, которой не было и быть не могло; истории, в которую верили. Но найденная рукопись книги исторического романиста Феллоуза Крафта заставляет его задуматься: возможно, в конце XVI века, в эпоху доктора Ди и Джордано Бруно, магия действительно была действующей силой? Почему же она ушла — и не может ли вернуться снова?
© Petro Gulak
Мэри Джентл 0.0
Быть может, все было совсем не так?
Быть может, Карфаген вовсе «не был разрушен» — и существовал еще в XV в., и вторгался в Европу?
Быть может — была и забытая теперь женщина, которой хватило ума и отваги отвратить это нашествие?
Но как же вышло тогда, что величайшая война Средневековья осталась погребенной во тьме веков?
Почему вычеркнута она из официальной истории?..
Это пытается выяснить ученый, снова и снова ищущий истину в легендах.
Мервин Пик 4.0
В огромном мрачном замке, затерянном среди высоких гор, переполох и великая радость: родился наследник древнего рода, семьдесят седьмой граф Горменгаст. Его удивительным фиолетовым глазам предстоит увидеть немало странных и страшных событий, но пока он всего лишь младенец на трясущихся от волнения руках своей старенькой няни. Он — предмет внимания окружающих. Строго и задумчиво смотрят глаза его отца, графа; отрешенно — глаза огромной огненноволосой женщины, его матери; сердито — черные глаза замкнутой девочки в алом платье, его сестры; любопытно и весело прищуриваются глаза придворного врача; и недобро смотрит из тени кто-то высокий и худой, с опущенной головой и вздернутыми острыми плечами. Быт замка подчинен сети строжайших ритуалов, но под покровом их торжественной неторопливости кипят первобытные страсти: ненависть, зависть, жажда власти, жажда любви, жажда свободы. Кружит по темным коридорам и залам хоровод персонажей, начертанных гротескно и живо. Читатель, ты станешь свидетелем многих мрачных событий. Рождение Титуса не было их причиной, но именно с него все началось... © savia
Умбэрто Эко 4.3
В году 1204, Баудолино из Алессандрии входит в Константинополь, не осознавая, что в разгаре Четвертый Крестовый поход, который бросил город в хаос. В беспорядке он встречает Никиту Хониата, Высшего судью Византийской империи, и спасает его жизнь. Баудолино рассказывает византийскому историку историю своей жизни. Крестьянский мальчик Баудолино — уроженец тех же мест, что и сам Эко, — волей случая становится приемным сыном Фридриха Барбароссы. Баудалино — незаурядная личность, с ярким воображением и цепким рациональным умом. Он обладает уникальной способностю быстро изучать разные языки. Баудалино — прекрасный рассказчик, обладает одним загадочным свойством: любая его выдумка, воспринимается окружающими как нечто реальное, и зачастую благодаря ей меняется ход истории. Его история начинается в 1155, когда Баудолино будучи еще 14 летним юношей вывел из тумана заплутавшего чужеземного путника, оказавшегося императором Фридрихом Барбароссой. Мальчик, предвкушая щедрость важного господина закованного в латы, предрек ему грядущую победу в битве, чем обратил на себя внимание и был выкуплен у его родителей. Так начали фантазии еще молодого Баудолино вплетаться в сеть реальных событий. При дворе и на поле битвы, он получил образование в чтении и латинском письме и узнает о борьбе за власть и сражениях северной Италии в то время. Его посылают в Париж, чтобы он стал ученым. В Париже, он заводит друзей (Archpoet, Роберт де Борон, и Kyot (предполагаемый источник Вольфрама фон Эшенбаха), и узнает о мифическом царстве пресвитера Иоанна. От этого случая, Баудолино мечтает о достижении этой легендарной земли. Эко описывает, как Баудолино встречает евнухов, единорогов и странные карикатуры на людей.
Станислав Лем 4.2
"Фантастика и футурология" - литературно-философское исследование, размышления уже ставшего классиком писателя-фантаста о взаимосвязях фантастики - безоглядной игры воображения - и футурологии - строгой науки, ответственной за каждый свой постулат.
Станислав Лем 4.2
"Фантастика и футурология" - литературно-философское исследование, размышления уже ставшего классиком писателя-фантаста о взаимосвязях фантастики - безоглядной игры воображения - и футурологии - строгой науки, ответственной за каждый свой постулат.
Том Шиппи 4.5
Фундаментальное исследование творческого мира Дж. Р. Толкина, предпринятое его другом и преемником на кафедре английской литературы. "Властелин Колец" как философски-лингвистическая эпопея. Порождающая поэтика в качестве магического кольца. Языковые и литературные корни.