Впервые за последние десять лет, с 1992 года, я не могу назвать ни одного романа, который бы мне понравился. Ни одного. Логинов написал очередную книгу, непохожую на предыдущие, но всё равно среднюю. Олди пишут как Олди, Ван Зайчик – как Рыбаков, Брайдер с Чадовичем – средне, все прочие – как все прочие, а хороших книг нет.
«Голодный грек, или Странствия Феодула» Елены Хаецкой («АСТ») – блестящий замысел, пышное «павичевское» средневековье, прекрасные детали (одна только «автокефальная псоглавческая церковь» чего стоит!), а вместе – невыносимо скучно.
«Белый хрен в конопляном поле» Михаила Успенского («Эксмо», премия братьев Стругацких) забавен, а иногда и смешон, но... я не в восторге и от лучших романов Успенского, к которым «Хрен» никак не относится.
Среди повестей шедевров не было, но я с удовольствием прочел «Жизнь и смерть Арнаута Каталана» Елены Хаецкой. Это очередная книга «Лангедокского цикла» и прямое продолжение рассказа «Добрые люди и злой пёс», который завоевал мою премию годом раньше. Повесть слабее, потому что длиннее, но о превращении фигляра в монаха и защитника веры написано весьма убедительно.
Рассказы. Тут, в общем-то, без вариантов. «Лунный пейзаж» Марины и Сергея Дяченко, еще одна театральная история. Четко, сильно, печально. Просто – кусок жизни.
Четврехсотстраничное эссе (как-бы-историческое-исследование-с-примесью-как-бы-мистики-в-которую-автор-как-бы-не-верит) Андрея Валентинова «Спартак» («Эксмо») меня несколько разочаровало. На таком материале, да с валентиновскими талантами можно было сделать и больше. Тем не менее, к чтению рекомендуется.
А вот в области критики тот же Андрей Валентинов (под своим природным именем Андрей Шмалько) – вне конкуренции. Его доклад «А за что нас любить?», известный в народе как «доклад о багдадских эмирах», – сжатый, точный и безжалостный анализ того, к чему пришла постсоветская фантастика. Переслегин отдыхает.
Лучшей переводной книгой стала «Буря мечей» Джорджа Р.Р. Мартина (2000 г.), третий том «Песни льда и огня» (премия «Локус»); оригинал лежит здесь. Это книга столь же сильная, сколь и страшная. Потому и сильная, что страшная. Бесконечная, грязная гражданская война; осенняя земля, поливаемая бесконечным дождем. Люди теряют жизнь. Люди теряют честь. Люди беспомощны, и нет правых и виноватых.