Вручение 2002 г.

Лучшая книга Генри Лайона Олди за последние годы – «Одиссей, сын Лаэрта», непрямое продолжение их давнего (и, вероятно, самого сильного) романа «Герой должен быть один». Олди вернулись в обжитое время-пространство Эллады – и сразу вернулось то, чего не хватало их последним вещам: неординарность характеров и актуальность проблем. Одиссей, по замыслу авторов, – это, собственно говоря, почти наш современник, парень, которого забросили в «горячую точку», побеждать или погибать во имя непонятно чего. А он поклялся вернуться – любой ценой.

Да, первый том затянут, да, роману не помешала бы редактура, да, лучше Гомера всё равно не скажешь – и всё-таки Олди написали правильную книгу. А это главное.

Повесть «Кон» Марины и Сергея Дяченко – тоже своего рода возвращение к пройденному. Вернее, переосмысление пройденного. Как и в «Пещере», авторы исследуют феномен театра. Театра по имени Кон – разумного, чуткого и жестокого. Театра, который талантливый спектакль сделает гениальным, а неровный – провальным. Вот только кто сказал, что вкус его безупречен?

Рассказ Елены Хаецкой «Добрые люди и злой пес» – это и не фантастика вовсе, а житие святого. Репортаж о чуде. Притча.

Святой Доминик в Лангедоке, только что пережившем альбигойский крестовый поход, пытается вернуть крестьян к истинной вере: не угрожая, не убеждая, просто говоря с ними.

Образцовый текст, ничего лишнего.

«Мемурашки» Святослава Логинова – рассказ о первых годах жизни обыкновенного советского ребенка, точный в деталях, чуть ироничный и очень проникновенный. Каждая главка написана в своем жанре – от «готического романа» до «феерии», что сообщает тексту особое очарование.

Эссе Кирилла Еськова «Наш ответ Фукуяме («Конец истории?» – «Не дождетесь!»)": краткое содержание дано в подзаголовке. Пересказывать эту интеллектуальную провокацию, завоевавшую премии «Бронзовая Улитка» и «Странник», смысла не имеет, лучше прочитать. Вот если бы Еськов ограничился статьями и не плясал на чужих костях в романах...

О книге Мирона Петровского «Мастер и Город» скажу коротко: это одна из лучших работ о Булгакове, какие я только видел. Обзор «киевских контекстов» булгаковского творчества позволил дать тонкий анализ сквозных мотивов творчества писателя и разбор разного рода «темных мест», не вполне внятных современному читателю.

Другие интересные критические работы 2001 года только упомяну.

На «Росконе» Андрей Шмалько выступил с памфлетом «Союз нерушимый фантастов свободных?». Многие отчего-то решили, что это страстный призыв к созданию союза-профсоюза; на самом же деле Шмалько просто довел эту идею до абсурда.

Евгений Харитонов издал подробную библиографию «Наука о фантастическом» и не менее основательную статью «Русское поле утопий» (диплом журнала «Если»); обе работы выполнены на очень высоком уровне – чего и следовало ожидать.

«Энциклопедия короля Артура и рыцарей Круглого Стола» Анны Комаринец – настоящий подарок для такого любителя артурианы, как я. Подробно, популярно, не легковесно. С картинками!

Заглавие брошюрки Александра Етоева «Душегубство и живодерство в детской литературе» обещает многое. К сожалению, это не исследование, а всего лишь подборка разрозненных, хотя и колоритных цитат из старых (главным образом советских) книжек. Забавно, но не более того.

Среди переводов лидирует цикл Терри Пратчетта о Плоском мире — настолько же талантливый, насколько неровный. Иногда автор просто шутит, более или менее удачно, навешивая пародийные аллюзии на некое подобие сюжета. А иногда он просто рассказывает историю, которая одновременно очень смешна, очень серьезна, а порой и трогательна. Издательство «Эксмо» выпустило хороший (хотя и не без мелких ошибок) перевод едва ли не лучшего романа Пратчетта «Стража! Стража!» (1989 г.). Вот какой должна быть юмористическая фантастика! Были «Хогбены», был «Заповедник гоблинов», а теперь на свет явилась Ночная Стража Анк-Морпорка, сборище бесполезных неудачников. Но когда власть в родном городе захватил дракон – кто, кроме них, встанет на защиту Закона и Порядка?! Даже если шансов уцелеть – один на миллион... Пратчетт словно переписал шварцевского «Дракона» в стиле «Шрека» – а вернее сказать, создатели «Шрека» явно внимательно читали «Стражу».

Другие романы Пратчетта, изданные в этом году, тоже заслуживают внимания. «Мрачный Жнец» (1991 г.) состоит из двух почти не связанных сюжетных линий, одна из них забавна, нелепа и скучновата, зато вторая – очень хороша. Это рассказ о том, как Смерть (в Плоском мире Он – мужского пола) был разжалован в смертные, нанялся на единственную работу, которую знал досконально (косаря), и попытался стать обыкновенным человеком, хотя совершенно не представлял, как же обыкновенный человек должен себя вести. Могу повторить то же, что сказал о «Страже»: смешно, умно и трогательно одновременно.

А «Ведьмы за границей» (1991 г.) – более легковесная, но всё равно отменно написанная история о, как вы понимаете, ведьмах. Матушка Ветровоск, нянюшка Ягг и юная (ну, не совсем юная, но сравнительно молодая) Маграт Чесногк отправляются в путь, ибо цель их благородна: Золушка ни за что не должна выйти за принца. Потому что иначе такое начнется... Ведьмы чертовски обаятельны, так что главное в книге – не сюжет, а персонажи. Кстати, матушка Ветровоск и капитан Ночной Стражи Сэм Ваймс – любимые герои самого Пратчетта. Мои тоже.

И, наконец, «Мелкие боги» (1992 г.) — саркастичный и глубокий миракль, в котором не новая мысль «Боги существуют, пока в них верят», аранжирована как никогда раньше.

И опять «Гарри Поттер». «Потайная Комната», второй том серии, слабее прочих; «Узник Азкабана», напротив, весьма хорош (премии «Локус» и Брэма Стокера, Уитбредовская премия за лучшую детскую книгу года это подтверждают). Последнюю треть романа читаешь – не оторвешься, а на первых главах книги во мне вдруг загорелось такое сильное чувство «ХОЧУ ТУДА», какого я уж давно не испытывал. Профессор Снейп великолепен!..

До третьего тома «Поттера» Юрий Мачкасов не добрался, а официальный перевод М.Литвиновой из рук вон плох – так что читайте оригинал или, на худой конец, серенький, хотя и захваленный, перевод Маши Спивак.

Издательство «Симпозиум» порадовало очередной антологией Хорхе Луиса Борхеса и Адольфо Биой Касареса – «Собранием коротких и необычайных историй». Истории эти были бы еще необычайнее, если бы многие из них не перешли сюда из «Антологии фантастической литературы», но всё равно – книга роскошная. »...Коллегия Картографов начертила Карту Империи, имевшую размер Империи и точнейшим образом совпадавшую с ней. Менее Приверженные к Изучению Картографии Последующие Поколения сочли, что столь пространная Карта Бесполезна, и не без Непочтительности оставили ее на Милость Солнца и Зимней Стужи. В Пустынях Запада остались еще Руины Карты, в коих селятся Дикие Звери и Нищие Бродяги...»

Тот же «Симпозиум» выпустил сборник Джеймса Балларда «Хрустальный мир» (книга датирована 2000-м годом, но фактически вышла в 2001-м). Сборник этот подтвердил мое предположение о том, что Баллард – фигура раздутая. Заглавный роман (1966 г.) – неудобочитаемое подражание неудобочитаемому Конраду; подозреваю, впрочем, что виноват и переводчик В.Лапицкий (тот самый, который запорол «Князя Света»). Среди рассказов попадаются сильные («Сторожевые башни», «Безвыходный город»), но оригинальности в них не так уж много – Кафка лезет изо всех щелей. Прочитать, впрочем, стОит.

В «мистической» серии «АСТ» вышел роман Роберта Маккаммона «Жизнь мальчишки» (1991 г., Всемирная премия фэнтези и премия Брэма Стокера) и в кои-то веки не соврало в аннотации: это и в самом деле нечто среднее между романами «Что-то страшное грядет» и «Тело». Слабее, правда, и Брэдбери, и Кинга, не говоря уж о Харпер Ли, но опять-таки трудно определить, в чем вина автора, а в чем – бездарнейших переводчиков Б.Кадникова и О.Колесникова. (Всего два примера. В оригинале «Loved ones die», то есть «Те, кого мы любим, умирают»; в переводе – «Любящие единообразие вымирают». Легкий, изящный стиль Маккамона превратился в канцелярит: «У кого-то хватило сообразительности включить вентиляторы, но из-за огромного количества собравшихся в зале воздух все равно скоро стал непригодным для дыхания» – мало того, что серо и убого, так еще и переврали). Обидно – потому что книга-то очень неплохая.

1950-е годы, маленький городок Зефир. «У нас была темная королева, которой исполнилось сто шесть лет. У нас был стрелок, который спас жизнь Уайетту Эрпу в О'Кей-коррале. В нашей реке жило чудовище, наше озеро скрывало тайну. У нас был призрак, который носился по дороге за рулем черной гоночной машины, и капот ее пламенел. У нас были Гавриил, и Люцифер, и бунтарь, восставший из мертвых. У нас были пришелец-захватчик и мальчик, чья рука – совершенство; а на Мерчантс-стрит потерялся динозавр» (перевод мой). И каждое слово здесь – правда. Так что читайте оригинал.

И последняя новинка от «АСТ» – сборник эссе Анджея Сапковского «Нет золота в Серых горах», куда вошли знаменитый «ВаренИк», «Мир короля Артура», «Бестиарий», и многое другое.

Страна: Россия Дата проведения: 2002 г.

Роман

Лауреат
Генри Лайон Олди 4.4
Я, Одиссей, сын Лаэрта-Садовника и Антиклеи, лучшей из матерей. Одиссей, внук Автолика Гермесида, по сей день щедро осыпанного хвалой и хулой, — и Аркесия-островитянина, забытого едва ли не сразу после его смерти. Правнук молнии и кадуцея. Сокрушитель крепкостенной Трои; убийца дерзких женихов. Муж, преисполненный козней различных и мудрых советов. Скиталец Одиссей. Герой Одиссей. Хитрец Одиссей. Вон их сколько, этих «я». И все хотят вернуться. Так может ли случиться иначе?! Нет. Не может.

Повесть

Лауреат
Марина и Сергей Дяченко 4.3
Рассказ, громко заявляющий от лица авторов: «Мы искренне любим театр!»
Размышление об искусстве: что есть классика, а что — штамп. И где пролегает беспощадная граница между ними. О страхе, порожденном успехом. О таланте, ломающем традиции. О неумении и нежелании понять и принять новое.
И о юности, не желающей ждать. Все или ничего! Иногда это срабатывает...

Рассказ

Лауреат
Елена Хаецкая 4.0
В маленькую деревеньку недалеко от замка Фуа пришел странствующий монах Доминик, местные жители приняли его за катара. Что случится, когда они поймут что перед ними враг...
© suhan_ilich

Эссе

Лауреат
Святослав Логинов 4.4
Мемурашки – несколько эссе, повествующих о реальной детской жизни автора. По крайней мере он так об этом говорит, а как на самом деле – никто не знает. Здесь, по словам писателя, собрана почти вся правда, поскольку выкладывать всю правду нельзя, и без того слишком много получается фантастики… © Тимон
Кирилл Еськов 4.0
Эссе из нескольких частей, в каждой из которых делается интересная попытка (не без доли юмора !) сделать прогноз дальнейшего развития общечеловеческих стремлений.

Критика, литературоведение

Лауреат
Мирон Петровский 4.6
Книгу выдающегося отечественного литературоведа Мирона Семеновича Петровского составили историко-литературные новеллы о судьбах классических произведений советской детской литературы, авторы которых - Александр Волков, Владимир Маяковский, Самуил Маршак, Алексей Толстой, Корней Чуковский. В книге восстановлены купюры, сделанные цензурой при первом издании книги - в 1986 году.
Александр Етоев 4.0
Историко-литературный калейдоскоп с приложением иллюстративной части, где любознательный читатель найдет как портреты отдельных представителей литературного племени душегубов и живодеров, так и жестокие примеры их деятельности.
Анна Комаринец 4.7
Артуровский миф, во всей его полноте, сложности и многомерности, во всем своем взаимодействии сюжетов и традиций - исторической и поэтической, - стал своеобразной `основой основ` для европейской литературы многих веков - от классического стихотворного `рыцарского романса`, прозаических циклов Средневековья и эпической хроники Гальфрида Монмутского до современных образцов как исторической, так и фэнтезийной прозы. Перед вами - не просто очередная `Артуровская энциклопедия`, но - попытка создать своеобразный `полный свод Артуровских традиций` - литературных, живописных и кинематографических...
Это - мир странный, давний и стародавний.
Мир Артура, искавшего Справедливость...
Мир Ланселота, искавшего Любовь...
Мир Галахада, искавшего Чудо....
Мир Мордреда, искавшего Власть...
Мир, о коем некогда пели менестрели и жонглеры, ныне же писали - и пишут! - Роджер Желязны и Мэри Стюарт, Теренс Уайт и Анджей Сапковский. Мир чести и красоты. Мир героизма и предательства. Мир Артура, Короля Прошлого и Грядущего…
Евгений Харитонов 0.0
Справочник "Фантастоведение: кто есть" - первая в отечественном литературоведении попытка создания библиографической истории изучения фантастического метода в литературоведении и искусствознании. Он содержит биографическую и библиографическую информацию о более чем 100 критиках, литературоведах, искусствоведах, библиографах и писателях прошлого и настоящего, чьи критические или библиографические публикации составляют историко-теоретическую базу фантастоведения.

Справочник адресован широкому кругу филологов, библиографов и преподавателей учебных заведений, в частности для подготовки спецкурсов, а так же всем интересующимся фантастической литературой.
Евгений Харитонов 4.0
Обзор написанных с 16 по 20 века русскими авторами утопий о об устройстве Росии в будущем, с краткими аннотациями и оценкой литературных достоинств.
Андрей Шмалько 2.5
Доклад на конвенте фантастов «Роскон», Москва, 2001. «Разговоры о возможном объединении фантастов идут не первый год, а в последнее время все чаще. И это, увы, не прихоть, ибо страшный призрак Заединства обрастает плотью, и вот уже личину видать… И не настал ли час стать плечом к плечу…». А вот кого объединять, как объединять, и, самое главное, зачем объединять, можно узнать из текста этого доклада.

Переводная книга

Лауреат
Терри Пратчетт 4.5
«Двенадцать часов ночи, и все спокойно!» — таков девиз Ночной Стражи Анк-Морпорка, самого славного города на всем Плоском мире. А если «не все» спокойно, значит, вы просто ходите не по тем улицам. А вообще, чтобы стать настоящим ночным стражником, нужно приложить немало усилий. Во-первых, следует научиться бегать не слишком быстро — а то вдруг догонишь! Во-вторых, требуется постичь основной принцип выживания в жестоких схватках — просто не участвуйте в таковых. В-третьих, не слишком громко кричите, что «все спокойно», — вас могут услышать.
Лауреат
Терри Пратчетт 4.5
Представьте, вы идете себе, никого не трогаете, и вдруг вам на голову падает фермерский домик, который принес неведомо откуда взявшийся ураган... Или вы — честный волк, промышляющий поросятами да серыми козлами, но внезапно вам в голову приходит абсолютно сумасшедшая идея — отправиться за тридевять земель и сожрать какую-то жилистую, невкусную старуху. Причем подспудно вы чувствуете, что за это с вас сдерут шкуру, но все равно следуете этому странному, словно навязанному вам желанию. Вот что происходит, когда злые силы начинают играть со сказками, из которых соткана ткань самой Вселенной.
Лауреат
Терри Пратчетт 4.5
Эта история произошла давным-давно, когда по пустыне еще бродили горящие кусты и разговаривали со случайными прохожими (человек, который имеет привычку гулять по пустыне, ничуточки не удивится, если с ним вдруг заговорит ящерица, булыжник, а тем более куст). Именно тогда церковь Великого Бога Ома ждала пришествия очередного пророка, который вот-вот должен был явиться, поскольку пророки — весьма обязательные люди и четко следуют установленному расписанию. Именно тогда юный послушник по имени Брута обнаружил в саду маленькую черепашку, которая на поверку оказалась тем самым Великим Богом Омом... А вообще, эта история про черепах и орлов, а также про то, почему черепахи не умеют летать.
Джеймс Баллард 3.9
Джеймс Грэм Баллард (р. 1930) - один из немногих писателей-фантастов, прочно занявших место в пантеоне Высокой Литературы. Искаженный, вывернутый мир его произведений, балансирующий на грани реальности и вымысла - то ли плод болезненной фантазии, то ли отказ от розовых очков. Четвертый роман писателя - `Хрустальный мир` (1966) и большинство рассказов, составивших настоящий том, публикуются на русском языке впервые.
4.2
"Собрание коротких и необычайных историй" (1955) возможно, самая впечатляющая из составленных X.Л.Борхесом и А.Биой Касаресом антологий. Вошедшие в нее тексты невероятно разнообразны, но объединяет их одно: максимальное изящество сюжета при минимуме объема.
Роберт Маккаммон 4.5
Эта история о небольшом, но незабываемом периоде жизни 12-ти летнего мальчика — Кори Маккенсона, рассказанная им самим. Кори живет в небольшом, провинциальном городке на юге Америки – Зефире. Жизнь Кори проста и незатейлива: встать пораньше помочь отцу-молочнику, потом пойти в школу , вечером погулять с друзьями, но однажды ранним мартовским утром Кори и его отец случайно становятся свидетелями ужасного преступления... Пытаясь разгадать кто же этот таинственный преступник Кори проходит множество испытаний и сталкивается со множеством препятствий, зачастую связанных с риском для жизни. Сумеет ли Кори найти преступника и распутать весь клубок загадочных случаев, опутавших Зефир?
Джоан Роулинг 4.7
На втором году обучения в школе волшебников Гарри Поттер откроет в себе связь с Тёмным Лордом, проникнет вместе с друзьями в скрытые доселе места Хогвартса, а также узнает, почему читать чужие дневники может быть опасно.
Джоан Роулинг 4.8
Гарри взрослеет, и вместе с тем жить в Хогвартсе всё страшнее. Из тюрьмы для волшебников Азкабан сбежал опасный преступник — Сириус Блэк. Мир наполнился слухами, что он ищет и хочет убить одного тринадцатилетнего парня, совсем обычного на первый взгляд. Его имя Гарри Поттер.
Анджей Сапковский 4.4
Анджей Сапковский буквально ворвался в «умы и души» российских любителей фантастики совсем недавно, но его произведения уже признаны абсолютной классикой фэнтези.
Однако Сапковский — не только автор любимой всеми нами саги о Цири и Геральте и потрясающих, талантливых рассказов. Помимо этого его откровенно ехидному перу принадлежат многочисленные статьи по истории жанра фэнтези, в которых он дает творчеству и творениям своих собратьев по перу КРАЙНЕ ЯЗВИТЕЛЬНЫЕ ОЦЕНКИ.
Читать эти статьи— едва ли не интереснее, чем даже лучшие из романов Сапковского.
А еще интереснее — знакомиться с его впервые издающимся на русском языке «БЕСТИАРИЕМ» — ВЕСЬМА познавательным и ВЕСЬМА ироническим «путеводителем по миру мифических и магических созданий».
Не верите?
Прочитайте — и проверьте сами!