Вручение 1999 г.

Безусловно, лучшей книгой года стала «Пещера» Марины и Сергея Дяченко («Азбука»; премия «Лунный меч») – их самый сильный роман. Да и вообще одна из лучших книг постсоветской фантастики. Дяченко нарисовали мир, где нет преступлений и войн, где полицейские только регулируют движение... потому что ночью, во сне, все люди становятся зверями в громадной Пещере и выплескивают там скопившиеся за день импульсы насилия. Утопия, одним словом. За исключением одного: кто погибает в Пещере, уже не просыпается.

Интересных повестей было две, и я так и не смог ни одной отдать предпочтение. «Горелая Башня» Дяченко (премия «Интерпресскон») – еще одна притча, еще один катарсис. Когда на героя вдруг наваливается выбор – простить или не простить своих палачей... как легко было испортить эту сцену! Авторам, слава Богу, удалось показать ее без сентиментальности и пафоса – но с душевной болью. Очень хорош Крысолов, да и вообще – Дяченко еще раз доказали, что жанр современной («городской») фэнтези удается им лучше всего.

«Бегство в Египет» Александра Етоева (премии «Странник» и «Малый Золотой Остап») – неожиданный и очень приятный подарок для поклонников Юрия Коваля. Иронически-лирические интонации «Пяти похищенных монахов» (не читали? читайте немедленно!) Етоев соединил с пародией на детскую фантастику годов этак пятидесятых – и получилась необыкновенно смешная, трогательная, нелепая история о двух мальчиках, котроые живут в Ленинграде возле Египетского моста, о скрипке, попугае, черепахе, человеке Лодыгине, еще одном Лодыгине, милиции, сфинксе и тьме египетской.

Хороших рассказов в этом году тоже два. Оба – почти не фантастические. «Автопортрет» Святослава Логинова – новая версия классического сюжета о портрете-разоблачителе (с точным изображением советского Иудушки Головлева – бухгалтера на пенсии). «Праздник» Андрея Саломатова (премия «Странник») – горькая история о безысходном одиночестве и об эрзац-общении. Я бы назвал еще «Позолоченную рыбку (Эпилог № 2)» Василия Щепетнева, не будь этот сильный антитоталитарный рассказ так жестко привязан к «Стране Багровых Туч». Автор играет на контрасте, противопоставляя свою «правду жизни» коммунистической сказке (за что и получил премию «Бронзовая Улитка»). Эффект, повторяю, сильный, но – вторичный.

Примечательных эссе, кажется, не было, а вот критика говорит сама за себя. Цикл статей Гопмана-Гакова-Харитонова стоило бы расширить и издать отдельной книгой: это субъективный, зачастую неточный или неполный, но единственный у нас очерк истории всей зарубежной фантастики ХХ века. Посмертно изданная книга Всеволода Ревича «Перекресток утопий» (премия братьев Стругацких) – спорный, но яркий обзор советской фантастики.

С переводами в этом году как-то не сложилось (дефолт!). Вот только издательство «Полярис» накануне своей кончины успело выпустить два тома короткой прозы Урсулы Ле Гуин: ее первый и лучший сборник «Двенадцать румбов ветра» (1975, премия «Локус»), а также «Розу ветров» (1982, премия «Локус») и «Рыбака из Внутриморья» (1994). Есть рассказы лучше, есть хуже, есть очень слабые, а некоторые просто великолепны – к примеру, прославленные «Девять жизней» и малоизвестный «Первый отчет потерпевшего крушение иноземца кадану Дербскому».

Роман Терри Пратчетта «Мор, ученик Смерти», изданный «Азбукой», – первая удачная книга о Плоском мире, а «Плоский мир» (если кто еще не знает) – лучшая юмористическая фэнтези всех времен и народов. История о двухметровом скелете с косой и его непутевом подмастерье хороша и забавна... но дальше будет еще лучше.

Страна: Россия Дата проведения: 1999 г.

Роман

Лауреат
Марина и Сергей Дяченко 4.2
Жители этого города, вполне похожего на наши города, существуют в двух измерениях. Днем они живут обыденной жизнью, но без жестокости и агрессии; ночью, во сне, они являются в Мир Пещеры, и каждый из них живет зверем, хищником или жертвой, сильным или слабым... Можно ли выпустить человеческого зверя из темной пещеры? И главное, нужно ли?
Евгений Лукин 3.9
И веселое ж место — Берендеево царство. Стоит тут славный град Сволочь на реке Сволочь, в просторечии — Сволочь-на-Сволочи, на который, сказывают, в оны годы свалилось красно солнышко, а уж всех ли непотребных сволочан оно спалило, то неведомо... Плывут тут ладьи из варяг в греки да из грек в варяги по речке Вытекла... Сияет тут красой молодецкой ясный сокол Докука, и по любви сердечной готова за ним хоть в Явь, хоть в Навь ягодка спелая — боярышня Шалава Непутятична...
Да вот, плохи нынче дела в Берендеевском царстве-государстве: солнышко, катавшееся по небу справно и в срок, вдруг принялось выписывать фортеля — и вставать не вспозаранку, и греть-то абы как. Всполошились все: и князья-управители, и бояре-дружинники, и простые берендеи-резчики. Ничем солнышко не умилостивить, сколько бы берендеек-идолов в жертву ему ни принести... А тут еще эта странная фраза захожего бродяги в придорожном трактире: «Катали мы ваше солнце...»
Генри Лайон Олди 4.6
Мир стоит на пороге Кали-юги, Эры Мрака, миллионы существ гибнут в Великой Битве. Зарницы небесного оружия полыхают над Полем Куру, сжигая все живое, и даже боги-миродержцы не в силах остановить бойню. Над пепелищем старого мира встает призрак мира нового - Господь Кришна, Черный Баламут с неизменной флейтой в руках.
А перед могучим Индрой-Громовержцем шаг за шагом разворачиваются жизни трех учеников великого аскета Рамы-с-Топором - кшатрия Гангеи Грозного, брахмана Дроны и Карны-Секача, сына возницы, самого свободного человека державы Кауравов.
Судьбы обычных людей и царей Хастинапура, судьбы небожителей и их земных воплощений, о чем повествовали и умалчивали древнейшие мифы Индии, стали основой для "Черного Баламута", грандиозного романа-эпопеи, одного из самых значительных произведений Г.Л.Олди.

Повесть

Лауреат
Марина и Сергей Дяченко 4.2
"...Никогда не знаешь, где тебя подстережет неприятность".
Парень по имени Гай встречает на дороге самого Крысолова, Пестрого Флейтиста. Тот помог ему поймать ценного зверя — сбежавшую нутрию, — но взамен попросил подвезти его в город.
А договор с Крысоловом нужно выполнять — даже если путь привезет в пустой поселок Горелая Башня, о котором рассказывают страшную легенду.
И там придется делать выбор, самый главный выбор в жизни.
Лауреат
Александр Етоев 0.0
Необыкновенно смешная, трогательная, нелепая история о двух мальчиках, которые живут в Ленинграде возле Египетского моста, о скрипке, попугае, черепахе, человеке Лодыгине, еще одном Лодыгине, милиции, сфинксе и тьме египетской.

Рассказ

Лауреат
Святослав Логинов 4.2
Валерий Александрович Полушубин вышел на пенсию, а на следующий день за пять рублей у бича приобрел краски и кисть и решил написать свой автопортрет. Он потратил на это несколько месяцев, прочитал множество книг по физиогномике, чтобы понять что скрывается за чертами его лица. И вот наконец портрет готов, осталось подписать, Валерий Александрович уходит, а когда возвращается, обнаруживает, что его автопортрет находится в музее будущего и носит довольно не лестную для него характеристику. Какую? Читайте рассказ.
Лауреат
Андрей Саломатов 4.5
В пятницу вечером дома у Павла Васильевича состоится торжество. На праздник к хозяину придут надувные гости. © Ank
Василий Щепетнев 4.2
После полета на Венеру Быков лечится в спецсанатории. По скудным обрывкам радиопередач он узнает, что началась ядерная война между блоком соцстран и капиталистическими державами. Вскоре к нему прилетает Юрковский с радостной вестью — одержана полная победа. Покорителей космоса, внесших вклад в общую победу, вызывают к высокому начальству. Помимо новых званий и орденов, каждый из них получает право на одну просьбу. © kkk72

Критика, литературоведение

Владимир Гопман
Лауреат
Владимир Гопман / Владимир Львович Гопман
3 книги
1 в избранном

За цикл статей "Зарубежная фантастика ХХ века"

Евгений Харитоновъ
Лауреат
Евгений Харитоновъ / Евгений Викторович Харитонов
3 книги
1 в избранном

За цикл статей "Зарубежная фантастика ХХ века"

Лауреат
Всеволод Ревич 3.3
В книге сделана попытка современного прочтения многих произведений отечественной фантастики, издававшихся с 1917 года до последнего времени. Автор зачастую подвергает сомнению справедливость занимаемого ими в течение многих лет места в `табели о рангах`.Одновременно, на конкретных примерах автор высказывает свое понимание - что такое фантастика, зачем она нужна и какова ее `экологическая ниша` в безбрежном литературном океане. Для широкого круга читателей.

Переводная книга

Лауреат
Урсула Ле Гуин 4.1
В эту книгу вошла относящаяся к Хайнскому циклу повесть "Слово для "леса" и "мира" одно", а так же рассказы из первого авторского сборника писательницы "Двенадцать румбов ветра".
Лауреат
Урсула Ле Гуин 4.2
Эту книгу составили рассказы из двух авторских сборников известной американской писательницы - `Роза ветров` и `Рыбак из Внутримирья`.
Терри Пратчетт 4.3
Деревенский парнишка Мортимер (или Мор) родился, как говорится, не от мира сего. На отцовской ферме ему явно нечего делать и родитель решает отдать сына учиться ремеслу. По иронии судьбы, наставником оказывается сам СМЕРТЬ. Через некоторое время УЧИТЕЛЬ, решает что ученик достаточно подготовлен и берет первый в своей жизни выходной. Но дела у Мора идут на перекосяк...