Вручение 24 сентября 2019 г.

ЖЮРИ:
Ксения Голубович - литератор, аналитик литературы, Председатель жюри
Юрий Аввакумов - архитектор, художник и куратор
Юрий Арабов - прозаик, поэт, сценарист
Олег Генисаретский - доктор искусствоведения
Юрий Громыко - психолог, педагог, методолог
Гасан Гусейнов - доктор филологии, переводчик
Кирилл Мартынов - философ, публицист
Анна Наринская - критик
Елена Петровская - философ, антрополог, культуролог
Зинаида Стародубцева - искусствовед
Александр Филиппов - социолог, философ, переводчик

Были номинированы, но не вошли в длинный список в связи с отказом автора
«Не прощаюсь» Борис Акунин
Номинатор: Антоновский Александр, философ, переводчик

«Вещь: опыты по аналитической антропологии» Валерий Подорога
Номинатор: Тимофеева Оксана, философ

Страна: Россия Место проведения: Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, город Москва Дата проведения: 24 сентября 2019 г.

Литературная премия имени Александра Пятигорского

3.4
Представление об «особом пути» может быть отнесено к одному из «вечных» и одновременно чисто «русских» сценариев национальной идентификации. В этом сборнике мы хотели бы развеять эту иллюзию, указав на относительно недавний генезис и интеллектуальную траекторию идиомы Sonderweg. Впервые публикуемые на русском языке тексты ведущих немецких и английских историков, изучавших историю довоенной Германии в перспективе нацистской катастрофы, открывают новые возможности продуктивного использования метафоры «особого пути» — в качестве основы для современной историографической методологии. Сравнительный метод помогает идентифицировать особость и общность каждого из сопоставляемых объектов и тем самым устраняет телеологизм макронарратива. Мы предлагаем читателям целый набор исторических кейсов и теоретических полемик — от идеи спасения в средневековой Руси до «особости» в современной политической культуре, от споров вокруг нацистской катастрофы до критики историографии «особого пути» в 1980‑е годы. Рефлексия над концепцией «особости» в Германии, России, Великобритании, США, Швейцарии и Румынии позволяет по-новому определить проблематику травматического рождения модерности.
Александр Белых 0.0
"Страсть к небытию, или Поэзия как мышление" сопрягает зыбкие границы литературных жанров эссе, романа, пьесы, дневника ради интеллектуального путешествия на край ночи поэтического сознания. Цель путешествия - распознать механизм образно-понятийной подмены в поэтическом мышлении. В книге философские идеи действуют как характеры художественного произведения. Автор порой сливается с тенью своего наивного литературного персонажа/читателя, который ведет ироническое критическое расследование в поисках общей поэтической логики и философского смысла в одном частном разуме. Подмена понятий и образов, являясь элементом поэтической стратегии, создает рыхлую почву для квази-мышления в поэзии, неспособной различить "подлинное" от "неподлинного" и т. д. Эта неспособность к различению становится неиссякаемым источником экзистенциальных возобновляемых фобий для поэтического самовыражения. Мысль автора движется не по линейной траектории, а по эллиптической кривой вокруг идеи небытия, которая аннигилирует поэтическое вещество утомленного разума.
Марк Берколайко 3.4
«Ромео и Джульетта» и «Гамлет», «Отелло» и «Король Лир», «Зимняя сказка» и «Буря» и много-много других знаменитых пьес… Так все-таки кто же автор гениальных трагедий и волнующих драм, уже более четырех веков привлекающих внимание зрителей и читателей? Не очень заметный актер Уилл Шакспер, родившийся в Стратфорде-на-Эйвоне, почти всю жизнь проживший в Лондоне, но в 1612 году вернувшийся в родной город и умерший там 23 апреля 1616 года? Или писавший под псевдонимом Shakespeare некто высокородный и высокообразованный (в число «драматургов» включали королеву Елизавету, Фрэнсиса Бэкона, Кристофера Марло, графа Саутгемптона, Мэри Герберт Сидни, графиню Пемброк, графа Ратленда и его жену Элизабет, — и это далеко не полный перечень)? В новой книге Марка Берколайко к разгадке тайны авторства случайно прикоснулся молодой ученый из XXII столетия, который с помощью устройства, улавливающего звуки из далекого прошлого, услышал, как создавались шедевры.
Александр Бренер 4.5
В книге, состоящей из множества небольших историй-глав, писатель и художник Александр Бренер рассказывает о своих знакомствах, встречах, привязанностях, впечатлениях и поступках в художественном мире. В ней друг за другом проходят тени, образы, фигуры, жесты многих настоящих и ненастоящих художников, с которыми автора сводила судьба в течение его жизни в Алма-Ате, Ленинграде, Иерусалиме и Тель-Авиве, затем в Москве, потом в США и Западной Европе.
Александр Долинин 4.3
Монументальный комментарий к самому длинному, сложному и, вероятно, лучшему роману, который Владимир Набоков написал на русском языке. Александр Долинин расшифровывал загадки и прояснял темные места «Дара» начиная с 1989 года: в итоге по объему исследование получилось не меньше набоковского романа. Это очень дотошное, уснащенное ссылками и ил­люст­рациями исследование, которое адресовано не только специалистам. Долинин представляет публике неожиданного Набокова — азартного педанта, влюблен­ного и преданного русской словесности, современника политических и эсте­тических дискуссий межвоенных десятилетий, крайне оригинального фило­софа. Главная особенность «Комментария» — в том, что он (как, в об­щем, и набоковские произведения) рассчитан на любознательную аудиторию: Долинин нарочно не дает ответов на те вопросы, которые снимаются при вдум­чивом чтении и перечитывании. Издание также снабжено календарем «Дара» и несколькими дополнительными материалами: когда Набоков задумал роман, с какими текстами он работал, сочиняя биографии Николая Чернышевского и отца главного героя, почему выбрал для своих героев такие имена, что писа­ли первые критики и как эту книгу можно интерпретировать.
Олег Зоберн 3.4
Впервые в мире публикуется автобиография Иисуса Христа. Его исповедь. Она проливает свет на события, которые случились в Палестине две тысячи лет назад и легли в основу Евангелия - наиболее читаемой книги в истории человечества. Учитель сам, ничего не скрывая, рассказывает о себе.
Олег Зоберн - писатель, лауреат литературных премий «НОС» и «Дебют».

«Упоительно! Исторический роман погорячее Дэна Брауна».
Сергей НИКОЛАЕВИЧ,
главный редактор журнала «СНОБ»

«Наконец-то на русском языке написан универсальный роман, проникнутый духом истинной религиозности. Удивительно точный, кинематографичный портрет Иисуса. Христианство XXI века должно быть именно таким».
Дмитрий ВОЛЧЕК,
главный редактор сайта «Радио Свобода»

"Неожиданно, смело, оригинально и возмутительно талантливо".
Роман СЕНЧИН,
лауреат премии «Ясная поляна»

«Кем был Иисус Христос? Этот вопрос тревожил многих - от евангелистов до художников Ренессанса, от Ренана до Ге, от Булгакова до Скорсезе. Олег Зоберн отвечает на него сегодня. Этот роман, как любое настоящее художественное творение, провоцирует нас, подвигая на новую духовную работу".
Николай БАЙТОВ,
лауреат премии Андрея Белого

«Потрясающе! Кажется, у нас появился свой Салман Рушди».
Александр МИХАЙЛОВ,
кандидат филологических наук,
доцент Литературного института им. Горького
Дильшат Харман, Михаил Майзульс, Сергей Зотов 4.3
Эта книга расскажет о том, как в христианской иконографии священное переплеталось с комичным, монструозным и непристойным. Многое из того, что сегодня кажется возмутительным святотатством, в Средневековье, эпоху почти всеобщей религиозности, было вполне в порядке вещей.

Речь пойдёт об обезьянах на полях древних текстов, непристойных фигурах на стенах церквей и о святых в монструозном обличье. Откуда взялись эти образы, и как они связаны с последующим развитием мирового искусства?

Первый на русском языке научно-популярный текст, охватывающий столько сюжетов средневековой иконографии, выходит по инициативе "Страдающего Средневековья" – сообщества любителей истории, объединившего почти полмиллиона подписчиков. Более 600 иллюстраций, уникальный текст и немного юмора — вот так и следует говорить об искусстве.
Аркадий Ипполитов 4.5
Якопо Каруччи (Jacopo Carucci, 1494–1557), по месту рождения получивший прозвище да Понтормо (da Pontormo), — одна из самых значительных и противоречивых фигур в итальянском искусстве XVI века. Среди молодых художников Флоренции Высокого Ренессанса он был самым одаренным. Однако период ренессансного цветения был краток: разразилась гражданская война, республика пала и Тоскана оказалась в руках семейства Медичи, превративших ее в герцогство. В сущности, воцарение Медичи было диктатурой, и Якопо Понтормо, как и многие другие флорентийские интеллектуалы, оказался в сложнейшем положении выбора между мятежом и подчинением тирании.

Искусство Понтормо трагично. Связанное с классикой Высокого Ренессанса, оно по сути своей антиклассично, — за неимением более подходящего термина его называют «ранним тосканским маньеризмом», — но художника вполне можно назвать авангардистом XVI века. Экспрессивность, доходящая до экстравагантности, поражала уже современников, в том числе и Джорджо Вазари. Созданное им жизнеописание Понтормо до сих пор остается наиболее интересной книгой, когда-либо написанной о художнике. Текст полон тонких намеков, проясняющихся лишь при знании множества обстоятельств жизни Флоренции, — за внешней непритязательностью повествования кроется огромная глубина.

Благодаря правильному прочтению текста Вазари становится более понятным и текст «Моей книги» (Il Libro mio) — дневника Понтормо, написанного в последние годы жизни, в 1554–1556 годах, во время работы над фресками в церкви Сан Лоренцо. Фрески не понравились современникам, а в XVIII веке были сбиты, так что превратились для нас в буквальном смысле в «неведомый шедевр»: за обыденными записями скрыта драма творчества. Оба текста снабжены комментариями и вступительными статьями А. В. Ипполитова.
Кирилл Кобрин 0.0
«История: Work in Progress» — попытка создать новый тип историописания, не «исторической прозы», не «историографии». «История» представляет собой своего рода «поток сознания», только, в отличие от «Улисса», это поток исторического сознания, а не бытового. Автор определяет «Историю. Work in Progress» как свою итоговую вещь, которая имеет уже определенное начало (первая фраза), но закончится только с его смертью. Финал открыт, что дает возможность публиковать фрагменты проекта; именно поэтому подзаголовок «Истории» — «Work in Progress».
Книга состоит из двух частей. Первая, «Частник из bloodlands», посвящена «промежуточной Европе», тому, что находится между Восточной и Центральной Европой, между бывшей Российской империей и бывшей Германской. Именно эту часть континента историк Тимоти Снайдер назвал в нашумевшей недавней книге bloodlands. Вторая часть — «Жизнь (и смерть) в Кулдиге» — своего рода «археология» настоящего и прошлого маленького латвийского городка, итог тщательной «полевой» работы автора в столовой местного супермаркета и на старом городском кладбище. Таким образом, в «поток исторического сознания», помимо Восточно-Центральной Европы, включаются и страны Балтии. Тоже bloodlands.
Владимир Кричевский, Геогргий Ратьковский 3.8
Именной указатель книги включает около сотни имён мастеров разных поколений - художников книги и художников других специальностей, включая деятелей так называемой второй волны русского авангарда. "Снятие сливок" и представление главных фигур не было для автора самоцелью, тем не менее в книге отразилось творчество Льва Збарского, Владимира Медведева, Сергея Пожарского, Вадима Сидура, Марка Клячко и ряда других именитых персон.
"Графические знаки Оттепели" адресованы друзьям графических искусств, коллекционерам, книголюбам, издательским работникам, но прежде всего дизайнерам нынешнего поколения. Погружая их в незаслуженно забытый графический мир, автор (современник Оттепели) рассчитывает на генетическую память и постмодернистскую "всеядность".
Алексей Макушинский 4.6
Любовь, дзен-буддизм, искусство фотографии... Четвертый роман Алексея Макуушинского, продолжающий его поредыдущие книги, показывает автора с неожиданной стороны. Мир останавливается – в медитации, в фотокадре – и затем опять приходит в движение. Герои не прекращают свои духовные поиски. Но приходят ли они к какому-нибудь итогу и если да, то к какому? Полный дзен-буддистских загадок и парадоксов, этот роман сам по себе парадокс и загадка.
Дмитрий Михалевский 4.0
В сборнике представлены работы разных лет, посвященные широкому кругу проблем, связанных с темой пространства как философской и культурологической категорией. Михалевский является автором концепций парадигмы пространственной многомерности и парадигмального цикла. Автор предлагает новый взгляд на развитие сознания, социума и истории культуры, которые представляют взаимосвязанный фрактальный процесс. Обоснование выдвигаемых теоретических положений дается на обширном фактологическом материале. Ряд статей посвящен истории театра, который, по мысли автора, играл в древнегреческой истории особую роль инструмента личностного развития человека и, по сути, определил уникальность европейской культуры и цивилизации. В сборник также включены материалы по научно-практическому проекту`АРХЕ`, в рамках которого была предпринята попытка осуществить выдвигаемые теоретические положения на практике.Книга адресована как профессиональным философам, методологам науки, историкам, культурологам, так и широкому кругу читателей, интересующихся проблемами гуманитарного и общественного знания.
Анастасия Монастырская 0.0
Есть люди-развилки. Люди, способствующие катарсису события. Люди, работающие на необратимость. История находит таких людей за много лет до часа Х, пестует, охраняет, чтобы в определенный момент бросить в свои жернова. Принести жертву. В этих жерновах за считанные секунды нужно сделать выбор. Выжить. Сохранить свой род. Но в том и состоит урок истории. Как выживать? В ущерб совести или в ущерб жизни? Не ведет ли потеря совести к деградации рода? И наоборот. Все ответы заведомо неправильны. Возможно, кому-то повезет: сохранит жизнь и сохранит совесть. Так тоже бывает. У истории хорошее чувство юмора, в отличие от чувства справедливости…
Лауреат
Сергей Мохов 4.4
Как появились современные кладбища, катафалки и гробы? Для чего придумали бальзамацию? Как устроена похоронная индустрия в разных странах? Почему в России кладбища такие неухоженные, а в качестве катафалка используются грузовые автомобили?

Чтобы ответить на эти вопросы, автор книги рассматривает похоронные практики с точки зрения конкурирующих концепций бессмертия и разного отношения к мертвому телу. Бесхозность церковных погостов связывается с идеализмом средневековой схоластики, а появление бальзамации и моргов — с гуманистическим проектом модерна. Особое внимание уделяется формированию похоронной инфраструктуры, главная функция которой – манипуляции с мертвым телом и сохранение его в целостности.

Бурное развитие новых технологий (интернет, медицина) в XXI веке приводит к переосмыслению человеческого тела, его границ, и к изобретению новых концепций бессмертия, которые ставят под удар старую модель похоронной индустрии. С чем мы сталкиваемся сегодня — с перерождением или смертью похоронной индустрии?
Александра Новоженова, Глеб Напреенко 3.8
Глеб Напреенко и Александра Новоженова — историки искусства и критики, совместно редактировавшие на протяжении 2016 года интернет-издание художественной и общественной критики «Разногласия». Сегодня основная сфера научных интересов А. Новоженовой — проблематика советского и постсоветского искусства; Г. Напреенко — психоаналитическая теория искусства. В фокусе их книги — понятие «модернизм», судьба которого исследуется даже не от истоков, но от дальних предвестий — с первой половины XIX века. В последовательности «эпизодов модернизма» в России авторы пунктирно намечают путь искусства и картину трансформаций реальности, оставившей в искусстве свои следы.
Вячеслав Недошивин 4.2
Вячеслав Недошивин — писатель, автор книг "Адреса любви. Дома и домочадцы русской литературы. Москва, Санкт-Петербург, Париж" и "Прогулки по Серебряному веку. Санкт-Петербург". Долгие годы — от диссертации об антиутопиях в 1985 году до статей в научных сборниках и журналах ("Иностранная литература") — занимался творчеством Дж. Оруэлла и переводами его произведений.

"Джордж Оруэлл. Неприступная душа" — это не только подробнейшая биография английского классика, не просто увлекательный рассказ о его жизни и книгах, о его взглядах и его эпохе, — но и, в каком-то смысле, первый его "русский портрет". О русской женщине, в которую был влюблен, об офицере-эмигранте из России, спасавшем его в Париже, и о фронтовом друге-петербуржце, которого, напротив, спасал в Испании уже сам Оруэлл, о дневниках писателя, исчезнувших в подвалах Лубянки, и о переписке с СССР, которую обнародовали у нас лишь в девяностых…

Книга иллюстрирована уникальными фотографиями из лондонского архива писателя, многие из которых публикуются в России впервые.
Анна Немзер 3.6
Анна Немзер родилась в 1980 году, закончила историко-филологический факультет РГГУ. Шеф-редактор и ведущая телеканала «Дождь», соавтор проекта «Музей 90-х», занимается изучением исторической памяти и стирания границ между историей и политикой. Дебютный роман «Плен» (2013) был посвящен травматическому военному опыту и стал финалистом премии Ивана Петровича Белкина.

Роман Анны Немзер «Раунд» построен на разговорах. Человека с человеком – интервью, допрос у следователя, сеанс у психоаналитика, показания в зале суда, рэп-баттл; человека с прошлым и с самим собой. Благодаря особой авторской оптике кадры старой кинохроники обретают цвет, затертые проблемы – остроту и боль, а человеческие судьбы – страсть и, возможно, прощение.
Светлана Неретина 0.0
Автор намеренно воспроизводит в подзаголовке своей книги название книги Ю. Тынянова «Архаисты и новаторы» с целью подчеркнуть «удивительным союзом» «и» переплетенность и пронизанность одного другим. Но речь не о борьбе течений мысли литературных ли, исторических – речь о смещении временных пластов, о времени как многослойной пространственной структуре и о нашем времени, о времени «за порогом нового изменения отечественной действительности». О сегодняшней речи, застигаемой в момент изменения значений, метафизической пустоте, раскрывающейся ее остановкой, современной войне с ближним и человеческом достоинстве, о возможности истории-философии. И в качестве поэтов-поводырей за этим порогом нам дают богослова, теоретика историки Герара Йохана Фосиия; Джамбаттиста Вико, размышляющего о мире народов и поэтической истории; инока-ксенокса из Платонова диалога «Софист»; Е.Н. Трубецкого, с его мыслями о природе войны и мира; Марка Аврелия; Аврелия Августина; протопопа Аввакума и П.К. Победоносцева, Н.А. Бердяева и П.А. Флоренского… Однако есть ли шанс создать что-то, некую философию истории философии, что позволило бы нам «набрести на себя и посмотреться в себя»? Но возможно, заполнившая нас пустота уже стала нашим «началом», как чистая пустота интуиции, где в качестве единственной реальности нам остаются лишь отношения и связи. «Природа, которая не терпит пустоты, впустила ее как свежий воздух».
Владимир Пастухов 3.9
Владимир Пастухов - философ, юрист, публицист, исследователь российской политики, доктор политических наук, автор книг "Реставрация вместо реформации", "Украинская революция и русская контрреволюция", постоянный автор "Новой газеты", Русской службы BBC, Republic.ru, Полит.ру, Эха Москвы, МБК.Медиа и других изданий. Родился на Украине, где окончил юридический факультет Киевского университета, в течение двадцати лет занимался научной и практической работой в Москве, последние десять лет живет в Лондоне, в настоящее время является исследователем в University College London. Член Московской коллегии адвокатов, политический консультант, принимал участие в качестве защитника в деле Hermitage и других резонансных юридических процессах современной России.
Виктор Пелевин 3.9
Готовы ли вы ощутить реальность так, как переживали ее аскеты и маги древней Индии две с половиной тысячи лет назад? И если да, хватит ли у вас на это денег? Стартап “Fuji experiences” действует не в Силиконовой долине, а в российских реалиях, где требования к новому бизнесу гораздо жестче. Люди, способные профинансировать новый проект, наперечет... Но эта книга - не только о проблемах российских стартапов. Это своего рода современная Илиада, повествующая о долгом и мучительно трудном возвращении российских олигархов домой. А еще это берущая за сердце история подлинного женского успеха. Впервые в мировой литературе раскрываются эзотерические тайны мезоамериканского феминизма с подробным описанием его энергетических практик. Речь также идет о некоторых интересных аспектах классической буддийской медитации. Герои книги - наши динамичные современники: социально ответственные бизнесмены, алхимические трансгендеры, одинокие усталые люди, из которых капитализм высасывает последнюю кровь, стартаперы-авантюристы из Сколково, буддийские монахи-медитаторы, черные лесбиянки. В ком-то читатель, возможно, узнает и себя...
Артавазд Пелешян 0.0
Выдающийся кинорежиссер Артавазд Пелешян написал очень необычную и рискованную книгу. Ее жанр определить трудно. Скорее, мы такой жанр забыли, поскольку писать об устройстве мироздания ныне позволено исключительно физикам. Когда же это делает представитель гуманитарной мысли, то вольно или невольно возникают в лучшем случае сомнения, а в худшем – насмешки. Пелешян именно как кинематографист и как гуманитарий вступает на эту опасную территорию. Надо сказать, что он не только режиссер, но и теоретик кино, автор оригинальной концепции монтажа («дистанционный монтаж»). В книге «Моя вселенная» он примеряет свою теорию дистанций уже не к взаимодействию отдельных кадров внутри фильма, но к мирозданию в целом. Перед нами монтажная модель вселенной и человечества: то, что Эйзенштейн и Вертов сделали для понимания монтажной природы кинематографа для понимания устройства вселенной совершили Ньютон (теория гравитации) и Эйнштейн (теория поля). Именно с последними ведет свой разговор Артавазд Пелешян, в чем-то споря, но в основном – удивительным образом дополняя и расширяя достижения великих физиков. Пелешян показывает, что и гравитация, и искривления пространства – это частные случаи дистанционных отношений, которые куда сложнее, чем может помыслить отдельная физическая, биологическая или антропологическая концепция. Перед нами удивительное произведение, казалось бы невозможное в ХХ веке. Одновременно и космогония и логически выверенный трактат. В ней есть какое-то невероятное, почти античное ощущение сопричастности с бесконечностью мира и бесстрашие перед лицом современных догм, выдающих себя то за науку, то за обычный здравый смысл.
Павел Пепперштейн 3.8
Павел Пепперштейн признан классиком психоделического реализма - направления в литературе и изобразительном искусстве, чьи принципы и технические приемы он начал разрабатывать в 90-е годы XX века. Его роман "Мифогенная любовь каст" давно уже стал культовым для читателей, которые не смогли - или не пожелали - покинуть территорию вечного детства.
Павел Руднев 4.7
В монографии предпринята попытка представить картину советской послевоенной и постсоветской драматургии с 1950-х годов до наших дней, от В. Розова до И. Васьковской. У автора две задачи: взглянуть на развитие советской драматургии с точки зрения человека начала XXI века, когда канон советского театра более не властен над нынешней театральной реальностью, и поддержать идею непрерывности развития современной пьесы в России. Исследователь опровергает мнение о пропасти между поколениями и подчеркивает, что художественные и нравственные искания авторов советского периода не прерваны, а находят продолжение в драматургии новейшего времени. Книга представляет имена не только известных (А. Арбузов, А. Вампилов, Л. Петрушевская, В. Ерофеев, Н. Коляда, Е. Гришковец, В. Сигарев и другие, но и почти забытых авторов. Некоторые главы посвящены отдельным явлениям — производственной пьесе, «усадебной драматургии», «новой драме», документальному театру и т.д. П. Руднев — театральный критик, кандидат искусствоведения, помощник художественного руководителя МХТ им. А.П. Чехова и ректора Школы-студии МХАТ по спецпроектам. Автор монографии «Театральные взгляды Василия Розанова» (2003).
Вячеслав Рыбаков 3.9
Семейная драма персонажей книги разворачивается на фоне напряжённого политического противостояния СССР и западноевропейских держав, в котором главный герой по долгу службы принимает самое непосредственное участие. Время действия - между заключением Мюнхенского соглашения четырёх западных держав о передаче Судет Гитлеру и вводом советских войск на территорию Западной Украины и Западной Белоруссии.

Что это: историческая реконструкция? политическая фантастика? эротическая драма? актуальная аллюзия на переломные события минувших дней? Всё вместе. Такова новая книга Вячеслава Рыбакова, последние пять лет хранившего интригующее литературное молчание.
Леонид Салмин 0.0
Свет как предвосхищение всякого зримого объекта и визуальной реальности в целом, как предмет сквозного гуманитарного дискурса стал темой кроссдисциплинарного исследования и определил тему книги профессионального «визуальщика», дизайнера и культуролога Леонида Салмина. Книга «Дом Света» посвящена отношениям видимого и невидимого в мире визуальной культуры. Оформляя авторские опыты гуманитарного световедения, книга вводит тему света как предмета культурологического и семиологического осмысления и ставит ряд сущностно важных вопросов, отвечать на которые предстоит в будущем.Свет есть первое и главное условие всякой визуальности, всякого видения – от примитивных форм зрения до высокоразвитых визуальных рефлексий в культуре и искусстве. В то же время, свет кажется нам столь привычной материей, что мы практически не задумываемся о наших отношениях с ним, о его значении для нашей повседневности, о его смыслах, пронизывающих время и пространство, а тем более об историческом изменении этих смыслов.
1 2