Вручение 2017 г.

ЖЮРИ:
Ксения Голубович - литератор, аналитик литературы, переводчик
Юрий Арабов - прозаик, поэт, сценарист
Александр Архангельский - литературовед, литературный критик, публицист, телеведущий, писатель
Константин Богомолов - театральный режиссер
Олег Генисаретский - доктор искусствоведения
Гасан Гусейнов - доктор филологии, переводчик
Кирилл Мартынов - философ, публицист
Виктор Осипов - философ
Елена Петровская - философ, антрополог, культуролог
Зинаида Стародубцева - искусствовед

Страна: Россия Дата проведения: 2017 г.

Литературная премия имени Александра Пятигорского

Лауреат
Владимир Малявин 5.0
В этой книге автор исследует основы общественного поведения и сознания китайцев в свете введенного Хайдеггером понимания этоса как «места обитания» человека. Всегда отсутствуя в человеческой практике, это место предстает человеческой совместностью, в-месте-бытностью и у-местностью мудрого поступка. Оттого же кажущийся спонтанным этос тесно сопрягается с духовным совершенствованием и невидимой работой «крота истории». В приложении публикуются очерк учения современной китайской религии «Святое учение небесной добродетели» и ряд статей последних лет. Книга обращена ко всем, кто хочет увидеть великую цивилизацию Азии в новом свете.
Степан Ванеян 3.8

Короткий список

Книга представляет собой собрание эссе на тему насущных проблем истории искусства как практики возобновления смысла применительно к визуальной реальности прошлого. Ориентиром в этом начинании служит предельно монументальная фигура Эрнста Гомбриха - историка, но прежде всего теоретика истории искусства, достигшего в своей научной дискурсивное уровня подлинного творчества и обнажившего перформативные корни научного знания как такового. В лице Гомбриха и в сюжетах его взаимоотношений с иными личностями - Поппером, Варбургом, Панофским, Митчеллом, Прециози, Виндом и многими другими - обнаруживаются и сущностные аспекты науки как межличностной коммуникации внутри и по краям разнообразных концептуальных кон­текстов, что дает специфические иллюзорные эффекты, родственные эффектам достоверности, на которые, как обычно считается, способны лишь изобразительные искусства.

Книга будет полезна специалистам в области эстетики, психологии и философии, а равно и всем, интересующимся искусством и его интерпретацией.
Александр Доброхотов 4.5

Короткий список

Исходной точкой движения мысли в этой книге являются понятия культурной формы и заложенной в ней цели. Исследовать культурную форму лучшего всего в исторической динамике, на всех этапах обретения и утраты жизнеспособности. Историческим материалом для этого берется Новое время и XVIII век в особенности. Книга разделена на четыре части. Первые две - теоретичны: закономерности культуры, обрисованные в их разделах, должны обосновать, почему автором выбрана та, а не иная оптика рассмотрения предметности. Третья часть посвящена изображению Нового времени как целостной эпохи в цепи других европейских эпох и XVIII века как смысловой сердцевины модернитета. Четвертая часть представляет собой фрагментарное собрание отдельных казусов и феноменов, которые выявляют жизнь культурных форм XVIII века и его «окрестностей». Исследование духовной форматуры века в ее статике и динамике стремится ответить на вопрос, что такое телеология культуры. Особое место в четвертой части уделяется немецкой философии культуры, которая впервые создает морфологию культуры и осознает ее возможности. В ряде случаев исследование выходит далеко за границы XVIII века, но остается в рамках своей темы: идейные казусы других эпох позволяют увидеть то­пологические изменения классических моделей; различить нормальные и деформированные состояния корневой культурной интуиции, что очень важно для решения задач, поставленных в этой книге.
Владимир Мартынов 0.0

Короткий список

"Книга Перемен" - не столько книга, сколько палимпсест, в котором тексты разных видов, разных функциональных предназначений и разных эпох накладываются друг на друга, образуя некий гипертекст.
Этот гипертекст подразумевает не простое линейное чтение, но нелинейное гиперчтение с использованием приёмов зэппинга и гадательных практик китайской классической "Книги перемен".
Целью такого нелинейного чтения является уже не ознакомление с переменами сюжета и не слежение за переменами в ходе авторской мысли, но запуск механизма внутренних перемен в самом человеке, так или иначе соприкасающимся с данной книгой.
В результате человек может научиться наблюдать за ходом перемен и контролировать их в себе самом для того, чтобы в конечном итоге самому стать "Книгой Перемен" и не нуждаться более ни в каких книгах.
Шариф Шукуров 4.5

Короткий список

Книга посвящена предпосылкам сложения культуры Большого Хорасана (Средняя Азия, Афганистан, восточная часть Ирана) и собственно Ирана с IX по XV век. Это было время, внесшее в культуру Средневековья Хорасана весомый вклад не только с позиций создания нового языка (фарси-дари) в IX веке, но по существу создания совершенно новых идей, образов мысли и форм в философии, поэзии, архитектуре, изобразительном искусстве. Как показывает автор книги, образная структура поэзии и орнамента сопоставима, и чтобы понять это, следует выбрать необходимый угол зрения. Формирование визуального восприятия является центральной темой книги. Задача книги состоит в нахождении идей, образов и форм, составляющих существо искусства и архитектуры региона. Проблема этнотерриториальной особенности Хорасана в Средневековье прослеживается на протяжении всей книги. Важное место в книге занимают поиски этимологического и семантического образов культуры Большого Ирана от Шираза до Бухары. Таковы, например, поиски этимологических образов изобразительной и архитектурной формы.

Книга рассчитана не только на иранистов, но и на всех тех, кого интересуют правила внутренней организации искусства, архитектуры, поэзии, философии Средневековья.
5.0
Предлагаем вашему вниманию книгу ПУСТОТНЫЙ КАНОН. ТОМ 1.
5.0
Предлагаем вашему вниманию книгу ПУСТОТНЫЙ КАНОН. ТОМ 2.
Дмитрий Пименов, Александр Бренер, Сергей Кудрявцев, Анатолий Осмоловский, Олег Мавроматтипоказать всех 4.4
Документальный проект «Девяностые, от первого лица» представляет из себя сборник интервью с яркими представителями московской арт-сцены 1990-х годов —художниками, поэтами и издателями.

Книга слепок времени через честные рассказы от первого лица, опубликованные с минимальной редактурой. Речь в них идет не только о конкретных событиях тех лет, но и о времени в целом, об истории страны и ее культуре. В первый том вошли интервью с Анатолием Осмоловским, Олегом Мавроматти, Дмитрием Пименовым, Александром Бренером и Сергеем Кудрявцевым. Готовятся к публикации следующие выпуски, куда войдут интервью со многими другими участниками и свидетелями культурной жизни.
Марк Берколайко 4.3
Четыре музыкальных инструмента — скрипка работы великого мастера Якоба Штайнера; две губные гармошки, сестрички-близняшки; турецкий барабан, tamburo grande, gran cassa, — не только звучащих, но и думающих, «слышащих» мысли и чувства своих Исполнителей и многое понимающих даже лучше них, обычных людей. Впрочем, нет, не обычных, потому что все они: и Валерий Перминов, бывший майор КГБ, и Юрген Берне, последний ученик гениального немецкого математика Давида Гильберта, и Варя Степанова, диспетчер крупного железнодорожного узла, и Константин Барабанщиков, инвалид и азартный биржевой игрок, — не хотят довольствоваться навязанной им участью. «Инструменты» - роман о любви, той любви, которая не участь, а Судьба; той любви, которая не от мира сего, но спасает в мире сем. «И тогда… прорвавшаяся сквозь всесветную метель дивная свиридовская мелодия стала живой и всесильной. Как бывает живой и всесильной рука Судьбы, протянутая к нам, ее инструментам».
Зара Абдуллаева, Анатолий Васильев 4.0
Книга диалогов - А.В./З.А. - "Параутопия" выросла из интервью и бесед выдающегося русского режиссера и теоретика театра Анатолия Васильева с киноведом и кинокритиком Зарой Абдулаевой. Часть ее составляют статьи, совместно подготовленные и опубликованные в журнале "Искусство кино". Другая часть - это авторские тексты Анатолия Васильева и Зары Абдулаевой. Эта публикация - уникальное событие для всей российской читающей публики, в каком-то смысле это "портрет художника в рамке эпохи": в книгу входят теоретические опыты, биографические зарисовки, статьи по театру и кино, архивные записи репетиций, художественные, поэтические фрагменты...
Евгений Водолазкин 4.2
Евгений Водолазкин — прозаик, филолог. Автор. В России его называют «русским Умберто Эко», в Америке — после выхода «Лавра» на английском — «русским Маркесом». Ему же достаточно быть самим собой. Произведения Водолазкина переведены на многие иностранные языки. Новый роман лауреата премии «Большая книга», бестселлера «Лавр» и изящного historical fiction «Соловьев и Ларионов» Евгения Водолазкина «Авиатор» — яркое событие в литературе. Книга оценивается критиками как один самых ожидаемых русских романов 2016 года (по версии Forbes, Meduza и др.).

Герой романа «Авиатор» — человек в состоянии tabula rasa: очнувшись однажды на больничной койке, он понимает, что не знает про себя ровным счётом ничего — ни своего имени, ни кто он такой, ни где находится. В надежде восстановить историю своей жизни, он начинает записывать посетившие его воспоминания, отрывочные и хаотичные: Петербург начала ХХ века, дачное детство в Сиверской и Алуште, гимназия и первая любовь, революция 1917-го, влюбленность в авиацию, Соловки… Но откуда он так точно помнит детали быта, фразы, запахи, звуки того времени, если на календаре — 1999 год?..
Владимир Кантор 3.0
В книге предпринята попытка демифологизации одного из крупнейших мыслителей России, пожалуй, с самой трагической судьбой. Власть подарила ему 20 лет Сибири вдали не только от книг и литературной жизни, но вдали от просто развитых людей. Из реформатора и постепеновца, блистательного мыслителя, вернувшего России идеи христианства, в обличье современного ему позитивизма, что мало кем было увидено, литератора, вызвавшего к жизни в России идеологический роман, по мысли Бахтина, человека, ни разу не унизившегося до просьб о помиловании, с невероятным чувством личного достоинства (а это неприемлемо при любом автократическом режиме), - власть создала фантом революционера, что способствовало развитию тех сил, против которых выступал Чернышевский. Бесы заняли место реформатора (используя его нравственный капитал невинно загубленного человека). "В одной этой действительно замечательной биографии мы подошли к Древу Жизни, - писал Василий Розанов, - но - взяли да и срубили его". Слишком долго его имя окормляло его противников. Пора увидеть носителя этого имени в его подлинности, расколдовав фантом, который подарила ему злая судьба. По мере сил автор попытался это сделать.
Анатолий Ким 3.3
""Радости Рая"" – это фантасмагорическая автобиография героя, похожая на странный волшебный сон. На первых страницах возникают люди каменного века, а завершается книга вторым всемирным потопом. Однако здесь нет никакого противоречия: и люди, и растения, и камни, и облака наделены душой, и все земные души существует один раз, но вечно, – это и есть ""философия безсмертия"", разработанная Анатолием Кимом. О времени, которое было и будет всегда, без начала и конца, о великой участи каждой человеческой души на маленькой планете Земля рассказывает эта книга. Долгожданный шедевр от признанного мастера «метафизического реализма», уникальный сплав поэзии, юмора и глубокой философской мысли.
Александр Лобычев 0.0
Отплытие на остров Русский. Дальневосточная литература во времени и простванстве (Автор: Лобычев Александр Михайлович).
Сборник статей, рецензий и эссе известного дальневосточного критика Александра Лобычева продолжает темы предыдущего издания, которое называлось "На краю русской речи". Новая книга посвящена литературе восточной эмиграции, а также современным поэтам и писателям, чьи судьбы и творчество прочно связаны с Тихоокеанскими берегами России. Жизнь авторов порой трагична, порой авантюрна, а порой и фантастична, как и сюжеты их произведений. Но свою дальневосточную кровь и русский голос литература сохраняет там, где жил или живет талантливый автор, где рождаются его книги, будь это Арсений Несмелое, Альфред Хейдок, Борис Юльский в Харбине, Геннадий Лысенко во Владивостоке, Борис Черных в Благовещенске, Владимир Илюшин в Хабаровске, Илья Фаликов в Москве, Ларисса Андерсен во Франции, Борис Казанов в Израиле или Вечеслав Казакевич в Японии.
Кроме этого, рассматривая традиционную восточную эстетику и философию, автор обращается к творчеству знаменитых японских писателей - Кавабата, Мисима и Мураками.
Магид С. 0.0
Сергей Магид начал писать стихи в 1963 г. В 1970-80-е гг., не имея возможности официальных публикаций, печатался в ленинградских и рижских самиздатских журналах. В 1981-1988 гг. входил в ленинградское неформальное объединение поэтов, прозаиков и переводчиков "Клуб-81". В 1985-1990 гг. принимал участие в подготовке создания Ленинградского народного фронта. В 1990 г. уехал из СССР. Живет в Праге. Работает библиотекарем, пишет историософские и культурологические тексты.

Новая книга продолжает цикл "сотниц" - медитативных катренов, находящихся на пересечении поэтической, историософской и философской граней творчества Сергея Магида. Автор пытается показать, что "оскорбление души" есть явление антропологическое, в той или иной степени затрагивающее всех. Так же не избегает этого опыта (в наказание или во спасение) никто из делающих историю и поэзию, что в общем-то одно и то же. Здесь в одинаковой степени страдают и по-своему учатся Мандельштам и Бухарин, Пришвин и Троцкий, Павел Васильев и Лев Каменев, Хармс и Друскин. Каждый по-своему, но все с одной, смутно распознаваемой целью, - успеть перед смертью понять, как жить в России и, если получится, подать об этом знак остающимся в ней.
Александр Мелихов 3.8
Трилогия Александра Мелихова «И нет им воздаяния» писалась долго. Первая ее часть – «Исповедь еврея» – была опубликована в 1994 году в «Новом мире». По мнению критиков, она наделала шума не меньше, чем «Двести лет вместе» Александра Солженицына. Вторая часть впервые увидела свет лишь в 2011 в книге «Тень отца». 21 год понадобился автору для того, чтобы завершить семейную сагу романом «Изгнание из памяти». Грандиозную эпопею о русской истории 20 века А.Мелихова по глубине и масштабности можно сравнить с «Тихим Доном» М.Шолохова.

Яков Абрамович Каценеленбоген, вернувшись из лагеря, живет в североказахстанском шахтерском поселке. Он — Учитель с большой буквы. Однако рядом с этим общим любимцем живет образ Еврея — хитрого, трусливого, жадного… И сын Якова Абрамовича — Левка — всеми силами старается доказать, что он не такой. Отчаяние сына приводит к отрицанию национального прошлого отца. За это предательство уже немолодому Льву Яковлевичу приходится расплачиваться. Чтобы искупить свою вину, он решается отомстить следователю за изгнание отца из истории, отсечение от жизненного предназначения.
Александр Мильштейн 4.0
Александр Мильштейн - уроженец Харькова, по образованию математик, ныне живет в Мюнхене. Автор романов "Пиноктико", "Параллельная акция", "Серпантин". Его прозу называют находкой для интеллектуалов, сравнивают с кинематографом Фассбиндера, Линча, Вима Вендерса.
Новый роман Мильштейна "Контора Кука" сам автор назвал "остальгическим вестерном". Видимо, имея в виду, что герой, молодой человек из России, пытается завоевать Европу, как когда-то его ровесники Дикий Запад. На глазах у читателя творится динамичная картина из множества персон - художников программистов, барменов, русских эмигрантов, немецких писателей и совсем каких-то странных существ...
Александр Миндадзе
Александр Миндадзе / Александр Анатольевич Миндадзе
7 книг
2 в избранном

За сценарий фильма «Милый Ханс, дорогой Пётр»

Анна Немзер 3.6
Роман "Плен" - дебют автора в прозе. Герои пережили войну, каждый свою, попадали в плен и на себе испытали чудо спасения. Но никому из них не удается оставить войну там, на фронте. Законы военного времени просты и понятны: предателей и трусов расстреливают, любые проявления слабости презирают. Как научиться жить без войны со своей любовью, страхами и слабостями?
Виктор Пелевин 3.7
Как известно, сложное международное положение нашей страны объясняется острым конфликтом российского руководства с мировым масонством. Но мало кому понятны корни этого противостояния, его финансовая подоплека и оккультный смысл.

Гибридный роман В. Пелевина срывает покровы молчания с этой тайны, попутно разъясняя в простой и доступной форме главные вопросы мировой политики, экономики, культуры и антропогенеза.

В центре повествования - три поколения дворянской семьи Можайских, служащие Отчизне в XIX, XX и XI веках.
Сергей Переслегин 4.2
Эта книга-не просто историческое расследование, больше, чем путеводитель по лабиринтам исторических альтернатив. Это разгадка величайшего «кроссворда» XX века, открытие тайных смыслов и скрытой логики в, казалось бы, самой нелогичной и парадоксальной войне.
«К Первой Мировой готовились десятилетиями, она, без всякого сомнения, стала самой ожидаемой и самой спланированной войной в истории. При этом она разразилась совершенно неожиданно, и оказалось, что к ней никто не готов.
Война мыслилась, как быстрая, подобная удару молнии, – но затянулась сверх всяких разумных пределов, поставив воющие государства на край гибели.
Армии Первой Мировой уникальны по сочетанию умных и образованных офицеров, талантливейших генералов и отважных до полной потери инстинкта самосохранения солдат. Но ошеломляющая красота стратегических решений и оперативных планов вылились в многолетний кошмар позиционной войны, миллионы жертв без всякого смысла и толку, чудовищное истощение воюющих стран и разрушение социальной ткани. ""Крах такой, что короны дюжинами валяются по мостовой""…»
Александра Петрова 4.2
Город, который знает и любит каждый, даже если никогда в нем не был, связывает между собой восемь основных персонажей. Большинство из них никогда бы не узнали друг друга, если бы не девятый и, пожалуй, главный герой — Рим. На фоне его истории возникает Рим нуара, бездомных, нелегальной иммиграции, кризиса европейской цивилизации, поиска веры и до сих пор не разгаданных политических тайн, ведущих в 60–80 годы прошлого века. Вечный город вмещает судьбы людей, издалека привезших в него память о своем детстве — камертоне, по которому настраивается многоголосье этой прозы. И поскольку она написана поэтом, ее корни — в звуке и языке.

Александра Петрова родилась в Ленинграде, автор поэтических сборников «Линия отрыва» (1994), «Вид на жительство» (2000, шорт-лист Премии Андрея Белого), «Только деревья» (2008, шорт-лист Премии Андрея Белого), философской оперетты «Пастухи Долли» (2003). Ее стихи переведены на английский, немецкий, словацкий, словенский, португальский языки. На итальянском и сербском вышли отдельной книгой. Живет в Риме.
Павел Полян 3.8
В новой книге Павла Поляна собраны работы о соотношении памяти и беспамятства, политики и истории: проблематика, которая, увы, не перестает быть актуальной. «Историомор» — неологизм и метафора — это торжество политики, пропаганды и антиисторизма (беспамятства) над собственно историей, памятью и правдой. Его основные проявления очевидны: табуизирование тем и источников («Не сметь!»), фальсификация и мифологизация эмпирики («В некотором царстве, в некотором государстве…») и отрицание, или релятивизация, установленной фактографии («Тень на плетень!»).
Юрий Рост 4.9
Юрий Рост - известный фотограф, журналист, писатель - с удивительным, поистине уникальным мастерством запечатлел в своих рассказах, воспоминаниях, очерках целую эпоху - от 60-х годов прошлого века до сегодняшнего дня. Его называют создателем особого жанра - это органическое слияние блистательного документального текста и пронзительной документальной фотографии.
В настоящем двухтомнике Рост представлен как писатель и мемуарист. Впрочем, и посредством только текста он добивается очень многого: тут, что называется, "ни убавить, ни прибавить", а уникальность рассказанных историй в том, что все они не придуманы, все - непосредственные, по горячему следу свидетельства участника и очевидца событий, у которого острый взгляд и ироничная улыбка мудреца соединены с виртуозным владением словом.
Главные герои - люди: мужчины и женщины, с которыми свела автора судьба, проживаемое вместе время и события, свидетелем которых ему довелось быть.
Автор с поразительным тактом, юмором и доброжелательностью пишет о своих друзьях. А друзей за долгую, необычайно насыщенную встречами жизнь у него великое множество: Галина Уланова, Тонино Гуэрра, Отар Иоселиани, кровельщик-энциклопедист Иван Андреевич Духин, академик Андрей Сахаров, наивная художница Мария Примаченко, Белла Ахмадулина, Марина Неелова, Фаина Раневская, рядовой войны Богданов, Георгий Данелия, Смоктуновский, Гранин…
"Рэгтайм" - это разорванное время, которое по крупицам Юрий Рост собирает в драгоценную мозаику.
Игорь Рябов 0.0
Книга И.В. Рябова «Анатомия и физиология цивилизации» уникальна во многих отношениях. Автор, профессиональный физик, ищет ответы на фундаментальные вопросы философии и человеческого бытия, привлекая знания и методы науки, которыми он владеет на профессиональном уровне, а также, глубоко погружаясь в хорошо знакомую и близкую ему область искусства. Книга демонстрирует наиболее широкий, универсальный, мультидисциплинарный подход, который редко можно встретить в современной литературе и который дает возможность найти совершенно новые решения или максимально приблизиться к ответам на «вечные вопросы», тревожащие человечество с давних времен и до сих пор не получившие удовлетворительного толкования.
1 2