Вручение 29 ноября 2021 г.

ЖЮРИ:
Кирилл Мартынов, философ, публицист - Председатель жюри
Юрий Арабов, прозаик, поэт, сценарист
Ксения Голубович, литератор, аналитик литературы, переводчик
Гасан Гусейнов, доктор филологии, переводчик
Иван Давыдов, публицист, критик
Александр Павлов, кинокритик, руководитель Сектора социальной философии Института философии РАН
Павел Пепперштейн, писатель, художник
Андрей Плахов, кинокритик, киновед
Евгений Резниченко, директор Института перевода
Зинаида Стародубцева, искусствовед
Александр Филиппов, социолог, философ, переводчик, главный редактор журнала «Социологическое обозрение»

НОМИНАНТЫ:
Петр Епифанов - за перевод двухтомника Симоны Вейль «Тетради»
Полина Ханова - за перевод книги Резы Негарестани «Циклонопедия: соучастие с анонимными материалами»
Ольга Бартошевич-Жагель - за пост на Facebook «О душе, теле и верлибре»
Сергей Ермаков - за перевод с итальянского и послесловие книги Джорджо Агамбена «STASIS. Гражданская война как политическая парадигма»
О.Б. Леонтьева (перевод), М.Ю. Смирнов (науч. ред.) - за перевод книги В. Смолкин «Свято место пусто не бывает: история советского атеизма»
Вячеслав Середа - за перевод с венгерского книги Ласло Краснахоркаи «Меланхолия сопротивления»
Полина Ханова - за перевод книги Резы Негарестани «Циклонопедия: соучастие с анонимными материалами»

Страна: Россия Дата проведения: 29 ноября 2021 г.

Литературная премия имени Александра Пятигорского

Лауреат
Елена Петровская 2.0
Что объединяет новейшую версию Шерлока Холмса и героев фильмов Балабанова? Какова связь между фотографическим архивом Зофьи Рыдет и акварельными портретами живописца и концептуалиста Франко Лейди? Есть ли преемственность между иконой и искусством акционистов? Автор дает развернутый ответ на эти вопросы, анализируя трансформации, которые происходят в современных культурных процессах. Чтобы сохранить верность идее изменчивости, вводится понятие динамического знака, бросающего вызов привычным семиотическим моделям, и тем самым ставится под вопрос трансценденция, поскольку понятый таким образом знак не дублирует мир, но оказывается его прямым агентом. Все строится вокруг действия, понимаемого как действие физических сил, множественных и безличных. Это позволяет интерпретировать широкий круг явлений, от массовых выступлений в современную эпоху (революции 1917 и 1968 годов) до творчества Д.А. Пригова, В. Сорокина и А. Драгомощенко, в совершенно неожиданном ключе — в качестве движения самой материи.
Полина Аронсон 4.1

КОРОТКИЙ СПИСОК

Когда речь заходит о любви, нас часто подводят слова. Но что мы вообще можем сказать о ней?

«Любовь: сделай сам» — сборник эссе социолога и публициста Полины Аронсон, посвященный тому, как сегодня конструируются наши представления о романтических чувствах. Когда и почему «любовников» заменили «партнеры»? От чего зависит способность найти общий язык в разговоре об эмоциях и желаниях? Как коронавирус повлияет на отношения между людьми? И как забота о близких может помочь проложить «третий путь» между патриархальной семьей и атомизированным обществом?
Галина Вдовина 3.0

КОРОТКИЙ СПИСОК

В монографии доктора философских наук, ведущего научного сотрудника Института философии Российской академии наук Галины Владимировны Вдовиной рассматриваются различные аспекты понятия ens rationis – «сущего в разуме», или ментального сущего, разработанные в средневековой и постсредневековой схоластике. К этой обширной области, которая нашим современникам известна прежде всего по трудам Алексиуса Майнонга и аналитических философов, схоласты относили весь спектр ментальных фикций – вымышленных объектов, а также несуществующие объекты другого рода: логические и математические, универсалии, отрицания и т. д. Монография исследует множественные концепции ментального сущего, способы его образования и бытия, проблемы, связанные с истинностными значениями отрицаний, теологические аспекты учений об ens rationis. Материалом исследования послужили тексты схоластических философов XVII в., часть из которых практически неизвестны мировой науке. Книга восполняет один из существенных пробелов в наших знаниях о развитии философии в период раннего модерна и помогает увидеть формальные и содержательные линии преемственности между позднесхоластической мыслью и современной философией. Монография рекомендуется преподавателям и студентам богословских и светских вузов и всем интересующимся средневековой и постсредневековой схоластикой, а также современной философией.
Владимир Аристов 3.8
В прозе В. Аристова за поверхностным слоем обыденности обнаруживаются иные, скрытые формы существования. По-своему преломляя традицию немецкого интеллектуального романа, идущую от Гете и йенских романтиков, автор создает своего рода «роман воспитания», синтезирующий великие мифы романтизма и модернизма с нелинейностью современной картины мира. Главный герой, философ и профессор Высших женских курсов, подобно другим странствующим персонажам, отправляется на поиски нового интегрального знания, способного преобразить мир. Он убежден, что именно «женственность» способна помочь преодолеть глубочайший кризис, в который повергла мир «эпоха мужской культуры». Становлению героя, происходящему в параллельных пространствах, то ли воображаемых, то ли подлинных, сопутствует непременное в этом случае воплощение «вечной женственности» — персонаж, ведущий героя по лестнице инициации. За внешним сюжетом открываются все более и более глубинные слои взаимодействия «я» и мироздания. Владимир Аристов — поэт, прозаик, эссеист, доктор физико-математических наук. Лауреат премии Андрея Белого.
Любовь Аркус 4.4
Александр Расторгуев (1971−2018) — документалист, новатор, поэт, бунтарь, учитель. Его картины и тексты о кино — уникальное явление российского и мирового кинематографа.

Книга продолжает «черную серию» журнала «Сеанс», посвященную главным кинорежиссерам современной России. Ее первая часть — рассказ о жизни и работе Расторгуева, беседы с родными, соавторами и учениками режиссера, в которых раскрываются обстоятельства создания фильмов «Чистый четверг», «Дикий дикий пляж», «Я тебя люблю», а также проектов «Срок», «Реальность», «Норильск» и других. Вторая часть — критические статьи о работах Расторгуева и эссе о ключевых элементах его художественной вселенной. Третью часть составляют тексты Александра Расторгуева — манифесты, заявки и расшифровки мастер-классов.
Елена Баевская
Елена Баевская / Елена Вадимовна Баевская
1 книга
1 в избранном

За перевод третьего тома эпопеи Пруста «Сторона Германтов»

Полина Барскова 4.4
Разговор о блокадном письме необходим хотя бы для того, чтобы засвидетельствовать: уже во время блокадного бедствия велась огромная, многоцелевая и многожанровая работа словесности по описанию, осознанию, отражению блокадного опыта. Восстанавливая эту работу сегодня, мы обращаемся к задаче создания языка, которым о блокаде может говорить не переживший ее, но отвечающий за нее и не желающий ее полного забвения. Изучая работу блокадных поэтов, мы видим, что они искали язык, который бы утолял боль жертвы истории и запечатлевал историю, пытаясь примирить эти далековатые задачи.
Александр Бренер 3.8
Рассказ о встрече с американским классиком во время поездки по США в 1997 году в исполнении неподражаемого Александра Бренера оборачивается гимном человеческой свободе. И одновременно панихидой по человечеству.
Илья Будрайтскис 4.2
Успехи консервативного популизма принято связывать с торжеством аффектов над рациональным политическим поведением: ведь только непросвещённый, подверженный иррациональным страхам индивид может сомневаться в том, что современный мир развивается в правильном направлении. Неожиданно пассивный консерватизм умеренности и разумного компромисса отступил перед напором консерватизма протеста и неудовлетворённости существующим. Историк и публицист Илья Будрайтскис рассматривает этот непростой процесс в контексте истории самой консервативной интеллектуальной традиции, отношения консерватизма и революции, а также неолиберального поворота в экономике и переживания настоящего как «моральной катастрофы».
Александр Ветушинский 4.4
Именами чего являются материя и материализм? Как возможно совместить их критическое и метафизическое исследования? Какой в таком случае будет теория материи, избавленная от своего идеологического измерения «борьбы с...», — но при этом остающаяся материалистической? Ответам на эти вопросы посвящена книга философа Александра Ветушинского «Во имя материи». Автор описывает три этапа становления материализма как последовательную борьбу со спиритуализмом, идеализмом и обскурантизмом. Зачастую эта борьба оканчивается победой, за которой следует поиск нового врага. Так, современный, антиобскурантистский этап материализма определяется отрицанием антропоцентризма (мы — привилегированный тип сущего), геоцентризма (у нас есть дом во Вселенной) и в конечном счете теоцентризма (существует некое основание всего). Но не оказывается ли подобная победа слишком поспешной? Упущенным остается нечто крайне важное, а именно материя сама по себе. Чтобы подступиться к таковой, автор выявляет четыре типа теорий материи, а также разбирает контексты употребления этого концепта. В открываемой перспективе материя оказывается именем для чуже-странного, то есть для того радикально чужого и странного, которое несводимо не только к нашим представлениям о нем, но и к реальности как таковой. Поэтому «материя» отсылает к трансцендентальному условию реальности, которое, будучи ничем с точки зрения самой реальности, оказывается не-объектной стороной составляющих эту реальность объектов. Тем самым объекты наделяются несводимой чуждостью друг по отношению к другу и (в силу этого) размещаются на одной онтологической плоскости.
Евгений Водолазкин 4.0
Действие нового романа Евгения Водолазкина разворачивается на Острове, которого нет на карте, но существование его не вызывает сомнений. Его не найти в учебниках по истории, а события — узнаваемы до боли. Средневековье переплетается с современностью, всеобщее — с личным, а трагизм — с гротеском. Здесь легко соседствуют светлейшие князья и председатели Острова, хронисты и пророки, повелитель пчел и говорящий кот. Согласно древнему предсказанию, Остров ждут большие испытания. Сможет ли он пройти их, когда земля начинает уходить из‑под ног?..
Владимир Гельман 4.4
Книга посвящена анализу политико-экономического управления (governance) в современной России. В ее фокусе — интересы и идеи правящих групп современной России, лежащие в основе функционирования ключевых политических и экономических институтов в нашей стране. В настоящее время в России господствует политико-экономический порядок «недостойного правления», в рамках которого извлечение ренты, коррупция, низкое качество государства и нарушение и извращение верховенства права выступают целями и средствами управления страной. В книге анализируются механизмы выработки и реализации политического курса в России как часть проекта авторитарной модернизации страны, исследуются практики государственного управления в России, а также некоторые попытки их преобразований. Политико-экономический порядок «недостойного правления» в России в среднесрочной временной перспективе рассматривается как пример негативного равновесия в рамках государства. Несмотря на свою неэффективность, он может оказаться самоподдерживающимся. Попытки пересмотра этого порядка, независимо от их причин и механизмов, скорее всего, будут сопряжены с высокими издержками для страны и для ее граждан.
Алла Горбунова 3.5
Никогда еще 1990-е и 2000-е годы не были описаны с такой дос­товерностью, как в новой книге Аллы Горбуновой. Дети, студенты, нищие, молодые поэты — ее герои и героини проживают жизнь интенсивно, балансируя между тоской и эйфорией, святостью и падением, пускаясь из огня семейного безумия в полымя рискованной неформальной жизни Санкт-Петербурга. Но рассказы Горбуновой далеки от бытописательства: она смотрит на хрупкую и опасную реальность с бескомпромиссной нежностью, различая в ней опыт, который способен преобразить ее героев. Алла Горбунова — поэт, прозаик, критик, лауреат премии «Дебют» (2005) и Премии Андрея Белого (2019).
Филипп Дзядко 4.5
Книга Филиппа Дзядко посвящена современной поэзии - стихам Михаила Айзенберга, но не похожа на книгу, написанную филологом: разборы поэтических текстов превращаются здесь в экзистенциальную прозу, а само чтение стихов, то есть привычный и возвышающий способ уйти от тяжестей окружающего мира, - в попытку проникнуть в его нутро - и вернуться обратно, на поверхность жизни, с новыми знаниями об этом мире и о себе.
Дарья Димке 4.3
Коммунарское движение возникло в Советском Союзе в 1960-х годах благодаря тому, что далеко не все считали государственную риторику о близости коммунизма и справедливого бесклассового общества пустословием: некоторые воспринимали ее всерьез и пытались воплотить в жизнь. Одному из таких экспериментов посвящена книга Дарьи Димке, изучившей ленинградскую Коммуну юных фрунзенцев (она просуществовала с конца 1950-х до середины 1960-х). Автор не только рассказывает об истории, идеологии и сложной жизни самоорганизованной коммуны, но и вписывает практики коммунаров в широкий контекст оттепельной советской повседневности.
Андрей Игнатьев 0.0
В книге предлагается реконструкция предпосылок и фабулы политического транзита, осуществленного в России в период 1987-2018 годов; автор книги считает, что советское государство представляло собой образцовую теократию, только что основательно модернизированную, что такая или иная теократия является непременным спутником революций, оформляя их кульминационный момент, преодоление тотального социального распада, и что у постреволюционной нормализации есть довольно жесткий сценарий, определяющий альтернативы политического выбора в условиях, когда государство конструируется заново
Татьяна Касаткина 4.8
В новой книге Т.А. Касаткиной предпринимается исследование философских и богословских смыслов «Записок из подполья» и художественных текстов «Днев-ника писателя» Ф.М. Достоевского посредством субъект-субъектного метода, подробно описанного в первой части исследования. Во второй («Записки из подпо-лья») и третьей (художественные тексты «Дневника писателя») частях исследуется, что такое философия произведений Ф.М. Достоевского, почему она существует в его текстах как внутренняя и имплицитная, как именно она там существует и посредством чего открывается для читателя. В первой части демонстрируются также возможности субъект-субъектного метода применительно к произведениям изобразительного искусства: иконе и религиозной живописи.
Юрий Левинг 4.7
Приехав в Рим впервые через несколько месяцев вынужденной эмиграции, Иосиф Бродский затем возвращался в Италию почти каждый год — как правило, совмещая рождественскую поездку в Рим и в Венецию. В 1994 г. он назовет свой приезд туда в качестве стипендиата Американской академии «короткой дорогой в рай» и «лучшим временем в своей жизни». Издание предназначено для практического использования путешественниками, которые хотели бы изучить как Рим Бродского, так и Рим с Бродским — культурную историю и повседневность пространства, с незапамятных времен притягивающего к себе не только художников и литераторов, но и многочисленных туристов. С этой целью книга снабжена обширной вводной статьей и подробным описанием мест, связанных с жизнью поэта, а также картой и возможными пешеходными маршрутами. В книгу включены редкие фотографии, архивные документы, представлена хроника пребывания поэта в Риме.
Артемий Магун 0.0
Предлагаемая вниманию читателя книга посвящена искусству. Пользуясь ранее разработанной аналитикой негативности, автор пытается обобщить эстетические операции и эффекты — различие, комизм, контраст, уход с первого плана в фон — как вариации отрицания, выражающие как бунт против реальности, так и опасение впасть в соблазн дереализации. Разрушение, понижение, демонтаж первичного, гипнотического образа мира — это, прежде всего, черты модернизма XX века, но тенденции такого рода характерны и для искусства вообще — в той мере, в какой оно является рефлексией сверхсильных, вводящих в транс вещей. Эстетическая негативность в XX веке становится определяющей, выражая общий демонизм Нового времени, однако, как показывает автор, эта разрушительность объединяет элитарное искусство «модернизма», где главное — негативность формы, с появляющейся в то же время «массовой культурой», в которой доминирует негативность содержания. Преодоление однобокого негативизма, присущего обоим, как и их воссоединение, возможно лишь путем полного осознания эстетической негативности в ее единстве. Книга содержит теоретическое введение, разбор отдельных эстетических теорий (Т. Адорно, Ф. Лаку-Лабарта, В. Бибихина) и произведений искусства разных эпох (Дж. Свифта, Ф. Гёльдерлина, Г. фон Клейста, О. Мандельштама, А. Платонова, А. Германа, А. Скидана, Н. Скандиаки, А. Глазовой).
Михаил Маяцкий 4.2
Монография посвящена проблеме взаимоотношений истины и человека. Человек всегда выступал и как субъективная помеха истине, и как ее обязательное условие. Выбрав аргумент ad hominem в качестве красной нити, автор прослеживает некоторые историко-философские моменты этих взаимоотношений: от учредительного для философии размежевания ее с софистикой через сложную историю аргумента ad hominem и становление традиции трансцендентализма к дебатам о гуманизме в ХХ веке. Книга адресована преподавателям и студентам-философам, а также всем читателям, интересующимся философией.
Ольга Медведкова 4.0
Что между ними общего? На первый взгляд ничего. Средневековую принцессу куда-то зачем-то везут, она оказывается в совсем ином мире, в Италии эпохи Возрождения и там встречается с...

В середине XVIII века умница-вдова умело и со вкусом ведет дела издательского дома во французском провинциальном городке. Все у нее идет по хорошо продуманному плану и вдруг... Поляк-филолог, родившийся в Лондоне в конце XIX века, смотрит из окон своей римской квартиры на Авентинский холм и о чем-то мечтает. Потом с риском для жизни спускается с лестницы, выходит на улицу и тут...

Три персонажа, три истории, три эпохи, разные страны; три стиля жизни, мыслей, чувств; три модуса повествования, свойственные этим странам и тем временам. Так что же между ними общего? Лишь одно. В неразберихе обстоятельств и событий все трое ищут любви и бессмертия.

Ольга Медведкова — прозаик, историк искусства и архитектуры, старший научный сотрудник Национального центра научных исследований Франции.
Александр Мелихов 3.1
«Александр Мелихов прославился «романами идей» – в этом жанре сегодня отваживаются работать немногие… В своём новом романе Александр Мелихов решает труднейшую задачу за всю свою карьеру: он описывает американский миф и его влияние на русскую жизнь. Эта книга о многом – но прежде всего о таинственных институтах, где ковалась советская мощь, и о том, как формировалось последнее советское поколение, самое перспективное, талантливое и невезучее. Из всех книг Мелихова со времён «Чумы» эта книга наиболее увлекательна и требует от читателя минимальной подготовки – достаточно жить в России и смотреть по сторонам».
Дмитрий Быков
Мелвар Мелкумян 0.0
Морфоносемика (лингвистическая дисциплина, возникающая на стыке морфологии, фонетики и семантики) является учением о составляющих морфему грамматически значимых звуках — морфонемах. Всякая языковая единица мыслится автором представленной на одном из двух автономных уровней: лексико-синтаксическом или морфоносемическом. В отличие от морфемы, морфонема связана не со словом, а со структурой морфоносемического уровня; на лексико-синтаксическом уровне морфонема мобильна, одни и те же морфонемы встречаются в разных позициях, в различных разрядах слов и в разных словоформах; морфема, неразложимая на лексико-синтаксическом уровне, распадается на морфонемы, сочетанием которых как раз и объясняется смысловой потенциал морфемы. В рамках морфоносемики ненароком воплощено предначертанное Вильгельмом фон Гумбольдтом: «В соединении простейших понятий, пронизывающих весь язык до основания, проявляется вся глубина гения языка. Понятие лица, а следовательно, местоимения, и пространственные отношения играют здесь главную роль; часто оказывается возможным показать, как оба этих элемента соотносятся друге другом и соединяются в ещё более простое представление» («О сравнительном изучении языков применительно к различным эпохам их развития», 1843 г.).
Роман Михайлов 4.1
Вы входите в текст-лабиринт. Каждый его поворот — проникновение в свой слой языка: восточный мистицизм, криптоанархия, шифропанк, метафизическое подполье, шизотерическая лингвистика, постструктурализм. Стены этого лабиринта сложены из липкого ужаса, просачивающегося через трещины реальности. Вместо выхода — интимная исповедь, написанная ритмом галлюцинаторных приступов, нанизанная на решётчатые структуры, вывернутая к вам живой, беззащитной изнанкой существования. Для преподавателей вузов и охотников на птиц-оборотней.
FFFFFFFFFFFFFFFF
Давид Самойлов, Андрей Немзер 0.0
Книга посвящена анализу одной из важнейших смысловых линий поэзии Давида Самойлова — его рефлексии как над собственным литературным делом, судьбой, миссией, так и над более широкими проблемами (назначение поэзии и поэта, участь поэта в России и ее особенности в ХХ столетии). В пяти главах анализируются стихотворения, написанные на разных этапах творческого пути: «Из детства» (1956), «Старик Державин» (1962), «Поэт и гражданин» (1970—1971), «Ночной гость» (1972), «Мне выпало счастье быть русским поэтом...» (1981). В то же время перед читателем разворачивается история не только Самойлова, но и русского поэта второй половины ХХ века да и поэта вообще: обретение дара в детстве, вхождение в литера­ туру в молодости, сопряжение достигнутого высокого статуса и тяжелой ответственности в зрелости, подведение итогов на пороге старости. Большое внимание уделено включённости поэзии Самойлова в национальную традицию, его диалогу с предшественниками и современниками (Державин, Пуш­кин, Ахматова, Пастернак, Слуцкий, Бродский и др.). Книга написана ординарным профессором Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Андреем Немзером, авто­ ром сопроводительных статей, составителем, комментатором ряда представительных изданий поэзии, прозы и эпистолярия Самойлова.
1 2