Вручение сентябрь 2020 г. — стр. 2

ЖЮРИ:
Ксения Голубович, литератор, аналитик литературы – Председатель жюри
Юрий Аввакумов, архитектор, художник и куратор
Юрий Арабов, прозаик, поэт, сценарист
Гасан Гусейнов, доктор филологии, переводчик
Иван Давыдов, публицист, критик
Анна Елашкина, философ
Кирилл Мартынов, философ, публицист
Светлана Неретина, философ
Александр Павлов, кинокритик, руководитель Сектора социальной философии Института философии РАН
Юрий Сапрыкин, журналист, руководитель литературного проекта «Полка»
Зинаида Стародубцева, искусствовед
Александр Филиппов, социолог, философ, переводчик

НОМИНАНТЫ:
Анастасия Захаревич за перевод книги Лорана Бине «Седьмая функция языка»
Вячеслав Попов за цикл стихов «Нечто об ангелах» (опубликовано на Facebook)


БЫЛИ НОМИНИРОВАНЫ, но не вошли в длинный список в связи с отказом автора
«Памяти памяти» Мария Степанова
Номинатор: Эллен Руттен, амстердамский славист, сотрудник проекта «The Future of Russian» Университета Берген (Норвегия)

«Тобол» Алексей Иванов
Номинатор: Александр Антоновский, философ, переводчик

«Декорации / Зависимости. Оммаж Жаку Деррида. Штрихи к автопортрету одного философского поколения» Михаил Маяцкий
Номинатор: Александр Марков, филолог

Страна: Россия Дата проведения: сентябрь 2020 г.

Литературная премия имени Александра Пятигорского

Дмитрий Узланер 4.2
Монография посвящена истории дискуссий о месте религии в современном обществе, которые шли в социологии и социальной теории начиная с конца XIX века. В центре внимания автора — история теории секуляризации, долгое время доминировавшей в социологии религии и провозглашавшей тезис о несовместимости современного общества и религии. Согласно этому тезису, религия обречена на неизбежную утрату своей социальной значимости. В книге детально разбираются идеи ключевых теоретиков секуляризации — Толкотта Парсонса, Питера Бергера, Брайана Уилсона, Томаса Лукмана, Дэвида Мартина и др. Анализируются принципы, на которых выстраивалась данная теория, и критика, которой она подвергалась начиная с конца 1970-х годов. Обсуждаются попытки обновления теории в 80-х — 90-х годах ХХ века. Суммируются причины, которые привели к кризису данной теории и ее постепенному умиранию в начале 2000-х. Отдельно рассматривается теория секуляризации, развивавшаяся в советской социологии.
Владимир Фещенко 4.0
Эта книга - о том, как художественный опыт (главным образом, литературно-авангардный) взаимодействовал на протяжении последних 100 лет и продолжает взаимодействовать в наши дни с научными (лингвистическими) и философскими представлениями о языке. О трансферах - межкультурных, междискурсивных и междисциплинарных - между лингвистикой, поэзией и поэтикой. В ХХ веке научная мысль развивается более или менее синхронно с художественным экспериментом, иногда опережая его, а иногда наследуя ему. Одни и те же языковые процессы и процедуры характеризуют как парадигмы языкознания (формализм, структурализм, дескриптивизм, генеративизм, когнитивизм, концептуальный анализ, логический анализ, дискурс-анализ), так и сопутствующие им в культурном пространстве стратегии литературного авангарда. В книге рассматриваются языковые процессы, характерные для авангардных литератур (преимущественно русской и англо-американской), которые одновременно находятся на острие исследований лингвистов и философов языка.
Михаил Харитонов 4.2
Роман Михаила Харитонова носит подзаголовок «нечеловеческая комедия» - и действительно, замысел «Золотого ключа» сопоставим по масштабу и с романным циклом Бальзака, и с великой «Комедией» Данте (которую, как известно, божественной назвали лишь спустя время потомки). Перед вами книга увлекательная, легкая, гомерически смешная, раблезиански неумеренная, злободневная, философская, провокационная, переступающая через все табу и нарушающая все мыслимые границы - словом, именно такая, какими только и бывают книги поистине великие.
Михаил Эпштейн 3.9
Михаил Наумович Эпштейн — российско-американский философ, культуролог, литературовед, лингвист, эссеист, лауреат премий Андрея Белого, Лондонского Института социальных изобретений, Международного конкурса эссеистики (Берлин-Веймар), Liberty (Нью-Йорк). Профессор университета Эмори (США), автор трех с лишним десятков книг и более семисот статей и эссе, переведенных на двадцать иностранных языков.

«Постмодернизм в России» - это разностороннее исследование российского постмодерна, его истоков и основных этапов в XX веке, а также культурно-исторических отличий от западного постмодернизма. В России постмодернизм стал не только направлением в философии, литературе и искусстве, но и способом критического и иронического осмысления повседневности, общественно-политических и технических симулякров. Эта книга писалась на протяжении почти сорока лет, одновременно со становлением самого российского постмодернизма, у истоков которого стоял и сам М. Эпштейн. Автор выдвигает оригинальную концепцию конца Нового времени и соотношения постмодернизма с коммунизмом, модернизмом, экзистенциализмом. Рассматривает основные литературные и теоретические программы постмодерна в творчестве его ярких представителей (А. Синявский, И. Кабаков, Вен. Ерофеев, Д. Пригов, Т. Кибиров, А. Генис…) и отдельных направлений (метареализм, концептуализм, соцарт, арьергард).
Михаил Ямпольский 4.2
Книга Михаила Ямпольского — запись курса лекций, прочитанного в Нью-Йоркском университете, а затем в несколько сокращенном виде повторенного в Москве в "Манеже". Курс предлагает широкий взгляд на проблему изображения в природе и культуре, понимаемого как фундаментальный антропологический феномен. Исследуется роль зрения в эволюции жизни, а затем в становлении человеческой культуры. Рассматривается возникновение изобразительного пространства, дифференциация фона и фигуры, смысл линии (в том числе в лабиринтных изображениях), ставится вопрос о возникновении формы как стабилизирующей значение тотальности. Особое внимание уделено физиологии зрения в связи со становлением изобразительного искусства, дифференциацией жанров западной живописи (пейзажа, натюрморта, портрета). Книга имеет мало аналогов по масштабу охвата материала и предназначена не только студентам и аспирантам, но и всем интересующимся антропологией зрения.
1 2