Вручение сентябрь 2020 г.

ЖЮРИ:
Ксения Голубович, литератор, аналитик литературы – Председатель жюри
Юрий Аввакумов, архитектор, художник и куратор
Юрий Арабов, прозаик, поэт, сценарист
Гасан Гусейнов, доктор филологии, переводчик
Иван Давыдов, публицист, критик
Анна Елашкина, философ
Кирилл Мартынов, философ, публицист
Светлана Неретина, философ
Александр Павлов, кинокритик, руководитель Сектора социальной философии Института философии РАН
Юрий Сапрыкин, журналист, руководитель литературного проекта «Полка»
Зинаида Стародубцева, искусствовед
Александр Филиппов, социолог, философ, переводчик

НОМИНАНТЫ:
Анастасия Захаревич за перевод книги Лорана Бине «Седьмая функция языка»
Вячеслав Попов за цикл стихов «Нечто об ангелах» (опубликовано на Facebook)


БЫЛИ НОМИНИРОВАНЫ, но не вошли в длинный список в связи с отказом автора
«Памяти памяти» Мария Степанова
Номинатор: Эллен Руттен, амстердамский славист, сотрудник проекта «The Future of Russian» Университета Берген (Норвегия)

«Тобол» Алексей Иванов
Номинатор: Александр Антоновский, философ, переводчик

«Декорации / Зависимости. Оммаж Жаку Деррида. Штрихи к автопортрету одного философского поколения» Михаил Маяцкий
Номинатор: Александр Марков, филолог

Страна: Россия Дата проведения: сентябрь 2020 г.

Литературная премия имени Александра Пятигорского

Лауреат
Глеб Павловский 4.3
Книга, в которой Глеб Олегович Павловский анализирует свой долгий опыт работы внутри государственной системы РФ. Парадоксальные выводы автора говорят о невероятной живучести режима. Система построена не бюрократически и не демократически, а стратегически. Стратегия — игра власти с населением.
Лора Белоиван 4.0
Южнорусское Овчарово - место странное и расположено черт знает где. Если поехать на север от Владивостока, и не обращать внимание на дорожные знаки и разметку, попадешь в деревню, где деревья ревнуют, мертвые работают, избы топят тьмой, и филина не на кого оставить. Так все и будет, в самом деле? Конечно. Это только кажется, что не каждый может проснутся среди чудес. На самом деле каждый именно это и делает, день за днем.

Лора Белоиван - художник, журналист, писатель. Работала реставратором в музее, буфетчицей в плавсоставе Дальневосточного морского пароходства, собственным корреспондентом РИА «Новости», пиарщиком на выборах и директором первого в стране реабилитационного центра для тюленей - с 2007 года по сию пору. Автор четырёх книг, финалист Довлатовской премии, шортлистер премии «НОС».
Оксана Васякина 4.3
Эта книга написана в удивительном и редком "жанре": предельно личный разговор о травме, насилии и любви перемежается с еще более личными произведениями. Такая структура дает возможность погрузиться в произведения и контекст, в котором они создавались.

Тексты Оксаны Васякиной ломают привычное представление о поэзии и ее предмете. Сама жизнь, ее рутинные процессы и вещи бытовой реальности становятся поэзией. Цикл текстов "Ветер ярости", в честь которого названа книга, делает системное насилие над женщинами видимым.
Павел Гельман 3.6
Драматург Павел Гельман придумал для своего фейсбука забавного персонажа — философа Якова. Яков — маргинальный мудрец, который постоянно попадает в смешные и дурацкие ситуации. Он мудр, но не идеален — тщеславен, завистлив и вечно ищет, где заработать. Яков популярен у читателей фейсбука, некоторые признаются, что он стал как бы членом их семьи, и каждый день они ждут новую историю про него. В нашей жизни больше нет моральных авторитетов. Но нам по-прежнему хочется, чтобы они были. В этой смутной зоне «нельзя, но хочется» и живет мудрый философ Яков. Истории про него могут напомнить читателю хасидские или дзенские притчи, и даже миниатюры Хармса.
Мария Голованивская 4.8
Сборник Марии Голованивской "Зной" содержит 70 стихотворений, написанных в 2018 году. Это целостный цикл, в котором красота, боль, любовь, озарения, тонкие наблюдения за миром природы и людей, секс, плоть, душа. Первоначально сборник вышел в аудио версии, Алена Долецкая и Дмитрий Воденников прочли большинство стихов сборника.
Мария Голованивская - известный прозаик, филолог, переводчик, основатель Школы "Хороший текст" впервые публикует стихи в России. До этого в начале 90-ых годов ее стихи вышли в издательстве "Ардис".
Ирина Евса 0.0
В сборник «Альменда» вошли избранные стихотворения Ирины Александровны Евсы. Ирина Евса – автор двенадцати поэтических книг, член Союза писателей Украины, известный переводчик, лауреат премии Международного фонда памяти Бориса Чичибабина (Киев, 2000), премии фестиваля «Культурный герой XXI века» (Киев, 2002), премии «Народное признание» (Харьков, 2004), премии журнала «Звезда» (Санкт-Петербург, 2008), «Русской премии» (Москва, 2016) и Международной Волошинской премии (Коктебель, 2016). Произведения И. Евсы выходили в многочисленных литературных журналах, в том числе: «Звезда», «Новый мир», «Знамя», «Октябрь», «Литературная учёба», «Радуга», «оюз Писателей», «Византийский ангел», «Соты», «Крещатик»; переводились на украинский, азербайджанский, армянский, грузинский, литовский, сербский языки.
Борис Евсеев 1.3
В 1901 году Николай Второй открыл ларец, оставленный ему прадедом - Павлом Первым и прочитал письмо императора с предсказаниями иеромонаха Адама, звавшегося еще и Авелем Вещим. Гибель дома Романовых, революции, войны, череда правителей на века вперед, конец света - все это и многое другое провидел Авель. Но предопределено ли все или мир к лучшему переменится?.. Об этом - увлекательный, страстный, волшебный роман Бориса Евсеева о вечных вопросах и о великом будущем России.
Сергей Жигалкин 5.0
Вечное возвращение всех вещей, здешнее как отражение запредельного... Эта доктрина, известная тысячи лет, смыкается с учениями Пифагора и Гераклита, атомистов и стоиков, даже неоплатоников, хотя формально последние и не принимали её. Связанная с ней полемика была интенсивной в ранней и поздней Античности, немного угасла в Средневековье и Новое время, но ныне, благодаря философу Фридриху Ницше, стала вновь актуальной.
В книге рассматриваются основные положения этой доктрины, как выясняется, глубочайшие, при этом акцентируется её принципиальное отличие от концепции циклических повторений. В ракурсе данной доктрины обсуждаются "вечные вопросы", преследующие человечество с изначальных времён. Среди них происхождение мира, судьба мимолётного, перспективы по ту сторону смерти, смысл и бессмысленность жизни, вообще бытия, время обычное и время в вечности, звёздное небо и бесконечность, тайна ничто.
4.4
Сборник посвящен музею как пространству взаимодействия с прошлым. Современные музеи выполняют традиционную для просвещенческого проекта образовательную функцию, предоставляя возможности для познания того или иного фрагмента прошлого. При этом музеи все больше заботятся о соучастии зрителей, активизируя различные аспекты их опыта. Музеи работают с материальностью, телесностью, изображениями, звуками и запахами, становятся местом для театральных постановок и перформансов, выходят за пределы музейных стен в городское и цифровое пространства. Эта книга посвящена тому, как осознание музеями потенциала эмоционального восприятия прошлого влияет на его репрезентацию. Используя различные методологические подходы, авторы сборника — музееведы, историки, социологи, культурологи, кураторы и драматурги — иcследуют техники управления аффектом и эмоциями в современном и историческом контекстах. Музейные технологии рассматриваются в контексте проблем публичной истории, политики памяти, культурной политики, музейной теории и практики.
Андрей Зорин 4.5
Лев Толстой давно стал визитной карточкой русской культуры, но в современной России его восприятие нередко затуманено стереотипами, идущими от советской традиции, — школьным преподаванием, желанием противопоставить Толстого-художника Толстому-мыслителю. Между тем именно сегодня Толстой поразительно актуален: идея ненасильственного сопротивления, вегетарианство, дауншифтинг, требование отказа от военной службы, борьба за сохранение природы, отношение к любви и к сексуальности ― все, что казалось его странностью, становится мировым интеллектуальным мейнстримом. Новая краткая биография великого писателя прослеживает основные линии его судьбы и творчества. Художественное и философское наследие Толстого рассматривается здесь наравне с военным опытом, крестьянским трудом и семейной трагедией. Такой «интегративный» подход позволяет говорить о нем вне набивших оскомину рассуждений о «противоречиях» и яснее разглядеть уникальные последовательность и цельность его жизненного пути. Андрей Зорин ― историк литературы, профессор Оксфордского университета и МВШСЭН.
1 2 3