Джон Рональд Руэл Толкин — английский писатель, филолог, лингвист, литературовед и медиевист.
Родился 3 января 1892 в Блумфонтейне, Оранжевое Свободное государство (теперь Свободное государство, ЮАР). Его родители, Артур Руэл Толкин, управляющий английского банка, и Мейбл Толкин (Саффилд), прибыли в Южную Африку незадолго до рождения сына в связи с продвижением Артура по службе. 17 февраля 1894 у Артура и Мейбл родился второй сын, Хилари Артур Руэл.
В детстве Толкина укусил тарантул, и это событие позже повлияло на его творчество. О больном мальчике заботился доктор по имени Торнтон Куимби, и, как предполагают, он послужил прообразом Гэндальфа Серого.
В начале 1895 после смерти отца семейства семья Толкин возвращается в Англию. Оставшись одна с двумя детьми, Мейбл просит помощи у родственников. Возвращение домой было тяжёлым — родственники матери Толкина не одобряли её брака. После смерти отца от ревматической лихорадки, семья поселилась в Сэйрхоуле, возле Бирмингема.
Стремясь найти опору в жизни, Мейбл погрузилась в религию, приняла католичество (это привело к окончательному разрыву с родственниками-англиканами) и дала детям соответствующее образование, в результате Толкин всю жизнь оставался глубоко религиозным человеком.
Мейбл также научила сына основам латинского языка, а также привила любовь к ботанике, и Толкин с ранних лет любил рисовать пейзажи и деревья. Он много читал, причём с самого начала невзлюбил «Остров сокровищ» и «Гаммельнского крысолова», зато ему нравилась «Алиса в Стране Чудес» Льюиса Кэрролла, истории про индейцев, произведения Джорджа МакДональда в стиле фэнтези и «Книга Фей» Эндрю Лэнга. Мать Толкина умерла от диабета в 1904, в возрасте 34-х лет, перед смертью она доверила воспитание детей отцу Фрэнсису Моргану, священнику Бирмингемской церкви, сильной и неординарной личности. Именно Фрэнсис Морган развил у Толкина интерес к филологии, за что тот был впоследствии очень благодарен.
Дошкольный возраст дети проводят на природе. Этих двух лет Толкину хватило на все описания лесов и полей в его произведениях. В 1900 Толкин поступает в школу короля Эдварда, где он выучил древнеанглийский язык и начал изучать другие — валлийский, древненорвежский, финский, готский. У него рано обнаружился лингвистический талант, после изучения староваллийского и финского языков он начал разрабатывать «эльфийские» языки. Впоследствии он учился в школе святого Филиппа и оксфордском колледже Эксетер.
В 1911 во время обучения в школе короля Эдварда Толкин с тремя друзьями — Робом Джилсоном, Джеффри Смитом и Кристофером Уайзменом — организовали полусекретный кружок, именуемый ЧКБО — «Чайный клуб и барровианское общество». Такое название связано с тем, что друзья любили чай, продававшийся около школы в универсаме Барроу, а также в школьной библиотеке, хотя это было запрещено. Даже после окончания школы члены ЧК поддерживали связь, например, встретились в декабре 1914 в доме Уайзмена в Лондоне.
Летом 1911 Толкин посещает Швейцарию, о чём впоследствии упоминает в письме 1968, отмечая, что путешествие Бильбо Бэггинса по Туманным Горам основано на пути, который Толкин с двенадцатью товарищами проделал от Интерлакена до Лаутербруннена. В октябре того же года он начал своё обучение в Оксфордском университете, в колледже Эксетер.
В 1915 Толкин с отличием закончил университет и пошёл служить лейтенантом в полк Ланкаширских стрелков, вскоре Джон был призван на фронт и участвовал в Первой мировой войне.
Джон пережил кровавую битву на Сомме, где погибло двое его лучших друзей из ЧК, после чего возненавидел войны, заболел сыпным тифом, после длительного лечения был отправлен домой с инвалидностью. Последующие годы он посвятил научной карьере: сначала преподавал в Университете Лидса, в 1922 получил должность профессора англо-саксонского языка и литературы в Оксфордском университете, где стал одним из самых молодых профессоров (в 30 лет) и скоро заработал репутацию одного из лучших филологов в мире.
В это же время он начал писать великий цикл мифов и легенд Средиземья, который позже станет «Сильмариллионом». В его семье было четверо детей, для них он впервые сочинил, рассказал, а потом записал «Хоббита», который был позже опубликован в 1937 сэром Стэнли Ануином. «Хоббит» пользовался успехом, и Ануин предложил Толкину написать продолжение, но работа над трилогией заняла длительное время, и книга была закончена только в 1954, когда Толкин уже собирался на пенсию. Трилогия была опубликована и имела колоссальный успех, что немало удивило автора и издателя (Ануин ожидал, что потеряет значительные деньги, но книга лично ему очень нравилась, и он очень хотел опубликовать произведение своего друга. Книга была поделена на три части, чтобы после публикации и продажи первой части стало понятно, стоит ли печатать остальные).
После смерти жены в 1971 Толкин возвращается в Оксфорд, но вскоре после непродолжительной, но тяжёлой болезни, умирает 2 сентября 1973. Все его произведения, изданные после 1973, включая «Сильмариллион», изданы его сыном Кристофером.
Джон Рональд Руэл Толкин — английский писатель, филолог, лингвист, литературовед и медиевист. Родился 3 января 1892 в Блумфонтейне, Оранжевое Свободное государство (теперь… Развернуть
Эдгар Пенгборн — американский прозаик, известный также произведениями других жанров. Родился в Нью-Йорке 25 февраля 1909 года в семье Гарри Леви Пенгборна и Джорджии Вуд Пенгборн, известной создательницы рассказов о привидениях. Окончил школу Френдс в Бруклине, затем с 1924 по 1926 год учился в Гарвардском Университете в Кембридже (штат Массачусетс) и Консерватории Новой Англии, однако диплома так и не получил. Затем Эдвард полностью переключился на литературную деятельность, прерванную Второй мировой войной (1942-45 гг., служба в медицинских частях армии США). Занимался черновым литературным трудом под разными псевдонимами, подрабатывал в различных местах, содержал ферму в штате Мэн с 1939 по 1942 год. С 1930 года — профессиональный писатель. Его творческая карьера началась с произведения «A-100: A Mystery Story» (1930), изданного под псевдонимом Брюс Харрисон, и других нефантастических текстов, преимущественно в жанре детектива. Первая нф-публикация — рассказ «Яйцо ангела» (1951), ныне считающийся классическим.
Не отличавшийся литературной плодовитостью, Пенгборн тем не менее оставил память о себе как об изобретательном и литературно одаренном мастере «мягкой» (гуманитарной) НФ. Его первый роман, «На запад от солнца» («West of the Sun», 1953), рассказывает о судьбе земных колонистов, потерпевших крушение на планете Люцифер; установление контакта с аборигенами позволяет создать на планете коммуну-утопию, резко контрастирующую с репрессивной антиутопией на Земле. Когда, в конце концов, прибывает спасательный корабль, герои решают остаться в в построенной ими общине. Завершает книгу характерный для творчества Пенгборна психологический финал. Некоторые критики и читатели называют лучшим произведением Пенгборна роман «Зеркало для наблюдателей» («A Mirror for Observers», 1954; International Fantasy Award-55) — редкий в американской НФ 1950-х гг. оптимистический взгляд на будущее человечества; не обошлось, правда, без помощи «наставников» с Марса: те тысячелетиями пестуют земную цивилизацию, охраняя ее от других «пастырей» — злых; сильной стороной автора является вера в этическую (выраженную в образе гениального мальчика, чьи моральные качества могут спасти мир), а не технологическую панацею для человечества. В двух этих романах — но не во всех произведениях Пенгборна — его изящная, грамотная речь по большей части преодолевает его склонность к приторной нравоучительности. За описанными романами последовали два нефантастических произведения — «Wilderness of Spring» (1958) и «The Trial of Callista Blake» (1961), а затем постепенно появился наиболее успешный и долгоживущий труд Пенгборна, пост-апокалиптический цикл состоящий из, в примерном порядке его внутренней хронологии, романов «Решение Евы» («The Judgement of Eve», 1966), «Благословенный отряд» («The Company of Glory», 1974; изначально был сериализирован в журнале) и «Дэви» («Davy», испр. 1964), а также большей части рассказов из сборника «Still I Persist in Wondering» (1978). Действие этих книг Пенгборна развивается в мире после катастрофы (на территории США далекого будущего, переживших ядерную войну), первые последствия которой — порой весьма жестокие — занимают большую часть первых томов цикла. Ко времени рождения Дэви, через 250 лет после апокалипсиса, страна давно превратилась в мозаику феодальных анклавов, описанных довольно романтически. Плутовские похождения Дэви (о которых он рассказывает в старости) вызывают своего рода ностальгию по мирам будущего, пригодным для жизни — хотя читателю ясно, что Дэви и его последователи непременно будут строить более сложный мир. «Решение Евы» рассказывает о том же мире, но роман не слишком убедительно исполнен в манере поэтического мифа: Ева должна выбрать образ жизни одного из своих разношерстных женихов. Всем им предстоит пройти большой путь, чтобы найти настоящую любовь. Вероятно в этом романе писатель наиболее далеко зашел в обычной для него неуклюжей помпезности. Однако, в тех книгах, где Пенгборну удавалось сдерживаться — в ранних романах, большей части «Дэви» и многих рассказах из сборника «Good Neighbors and Other Strangers» (1972) — становится присущая ему, хотя порой и нарочито крестьянская порядочность его отношения к жизни. Роман «Зеркало для наблюдателей» завоевал International Fantasy Award. «Дэви» и рассказ «Длиннозуб» («Longtooth», 1970) выходили в финал премии Hugo. Новелла «Гора Добрая» («Mount Charity», 1971) вышла в финал премии Nebula.
Некоторая часть наследия писателя до сих пор остается неопубликованной. В частности в архивах с его бумагами хранятся рукописи четырех мистических романов, написанных в 30-х — 50-х годах, исторической фантазии «Miranda», романа мейнстрима «Island of Departure», еще одного исторического романа «Light Another Candle», который Эдгар писал вместе со своей сестрой Мэри. Также в его архивах есть как минимум две пьесы (одна из которых — «Judgment of Eve», неоконченный первоначальный вариант романа, написанный белым стихом); остаются неопубликованными и несколько рассказов, в том числе один («The Life and the Clay»), который был продан Харлану Эллисону для так и не вышедшего третьего тома его антологии «Dangerous Visions». Уже после смерти Пенгборна, в начале 80-х годов был анонсирован роман «The Atlantean Nights' Entertainments», но он тоже так до сих пор и не вышел. Из других увлечений Эдгара Пенгборна можно назвать сочинение музыки (он учился игре на фортепиано и скрипке, однако партитуры к его струнным квартетам, сонатам и ноктюрнам были обнаружены лишь в 2003 году), в 60-х годах — живопись маслом... Умер писатель 1 февраля 1976 года. А 27 лет спустя, в 2003 году, он был удостоен награды Cordwainer Smith Rediscovery Award, которая обычно вручается выдающимся, но не слишком известным и обделенным прижизненной славой писателям.
Эдгар Пенгборн — американский прозаик, известный также произведениями других жанров. Родился в Нью-Йорке 25 февраля 1909 года в семье Гарри Леви Пенгборна и Джорджии Вуд… Развернуть
Гарри Клемент Стаббс, более известный читателям научной фантастики как Хол Клемент, лауреат премии Хьюго и Гранд Мастер Небьюлы (1999), прожил долгую интересную жизнь и умер во сне ранним утром 29 октября 2003 года.
Как он писал в своей автобиографии, Хол Клемент родился 30 мая 1922 года в Сомервилле, США (штат Массачусетс). Детство писателя прошло в Большом Бостоне, где он посещал школы в Арлингтоне и Кэмбридже. Затем закончил технический колледж Ринджа в 1939 году. В 1943 году он получил степень бакалавра астрономии в Гарвардском Университете, затем степень магистра по педагогике в Бостонском Университете (1946) и степень магистра по химии в Колледже Симмонса (1963).
После окончания Гарварда, вступив в армейский воздушный корпус во времена Второй Мировой войны, Гарри Стаббс получил лейтенантские погоны и крылышки пилота бомбардировщика Б-24 («Освободитель») в Стюарт Фиелд (Нью-Йорк). Став пилотом, Стаббс совершил 35 боевых вылетов в составе 8-го воздушного флота США, где находился до 1951 года. Проведя 8 месяцев на базе ВВС и шесть месяцев техническим инструктором в Школе специальной боевой подготовки (штат Нью-Мексико), с 1953 года Стаббс завершает военную карьеру и переходит в резерв ВВС США. Он уволился в запас в 1976 году в звании полковника.
Хол Клемент Его интерес и к науке, и к научной фантастике проявился, по словам Клемента, в 1930 году, когда он увидел серию комиксов о Баке Роджерсе и его полетах на Марс. Его отец, будучи бухгалтером, не мог ответить на вопросы молодого Гарри и отвел его в Арлингтонскую публичную библиотеку. Гарри вернулся с книгой по астрономии в одной руке, и «Путешествием на Луну» Ж.Верна в другой. Его первый фантастический рассказ появился в кемпбелловском журнале «Astounding Science Fiction» в 1942 году («Proof»), а первый роман — в 1949 г. («Игла»). Уже первые произведения Клемента определили его стезю — «твёрдая» научная фантастика, на грани научных и научно-популярных статей.
В 1945 году Хол Клемент пишет рассказ «Uncommon Sense» («Необыкновенное чувство», за который ему впоследствии присвоят Ретро-Хьюго (1996). Наиболее плодотворно Хол Клемент работает в середине 50-х гг. Самым лучшим творением Клемента признана «Экспедиция «Тяготение» (блестяще переведённая на русский язык братьями Стругацкими), роман появился в 1953 году и породил начало Месклинитскому циклу произведений автора. Фантастическая планета Месклин — огромная пустая чаша, или линза, вращающаяся вокруг звезды Белн по вытянутой орбите, сила тяжести на ее полюсах в 700 раз превышает земную гравитацию. Большинство населения живет поближе к ее дну, где нормальная для них сила тяжести. Но есть и смельчаки-путешественники, в числе которых Барленнан, гусеницеподобное существо длиной в сорок сантиметров и толщиной в пять.
Хол Клемент В середине 50-х гг. Клемент радует читателей рассказами «Критический фактор»(1953); «Чем вытереть пыль?»(1956). Через пять лет после «Экспедиции «Тяготение»» появляется второй роман серии — «У критической черты» (1958), а в 1970 году — третий из Месклинитского цикла -«Звездный свет».
После двух месклинитских романов Клемент пишет роман «Огненный цикл» (1957), прекрасно принятый читателями. Автор сконструировал сложную биологическую модель, которая приноровилась к чудовщным перепадам температуры на планете двойной звезды. В кризисный период существа трансформируются, меняя организацию. Но ставится задача передать информацию между видами, что решается с помощью Книг. Нелегко пройти лавовое поле и ещё две тысячи миль со стопкой книг за спиной, даже если у тебя когтистые лапы, ибо есть такой враг как обезвоживание организма. Абориген Дар Лан Ан, несомненно, погиб бы, если бы не психолог Нильс Крюгер, юноша, восприимчивый к контактам с иными цивилизациями.
После войны Хол Клемент поселился в Милтоне и в течение сорока лет вплоть до 1987 года преподавал в средней школе и в Милтонской академии. Женился Клемент в 1952 году на Мэри Элизабет Майерс. Он оставил после себя двух сыновей (Джордж Клемент и Ричард Майерс), дочку Кристину Хенсел.
Хол Клемент — автор полутора десятков романов и около пятидесяти повестей и рассказов. 1 мая 1999 года в Питтсбурге ему было присвоено почетное звание «Великий Мастер» премии «Небьюла» (Ассоциации писателей-фантастов SFWA). Этот человек жил и творил для людей. Примечательно, что он сдал в Красный Крест порядка 25 галлонов своей крови. Он почетный член ряда ассоциаций педагогов. Но прежде всего, он — Хол Клемент, прекрасный автор научно-фантастических романов и рассказов.
Гарри Клемент Стаббс, более известный читателям научной фантастики как Хол Клемент, лауреат премии Хьюго и Гранд Мастер Небьюлы (1999), прожил долгую интересную жизнь и умер во… Развернуть
Теодор Старджон — один из замечательных американских писателей, чьим мастерством восторгались такие фантасты, как Брэдбери и Воннегут, Блиш и Дилэни. Блестящий прозаик, прекрасный стилист, один из ведущих авторов плеяды «Золотого века» англоязычной НФ, Теодор Старджон родился 26 февраля 1918 года в Стейтен-Айленд (Нью-Йорк). При рождении получил имя Эдвард Хэмилтон Уолдо. Когда мальчику было девять лет, его родители, несмотря на набожность, развелись; от отчима он получил фамилию Старджон и новое имя Тед. В детстве Теодор мечтал стать цирковым гимнастом, однако из-за болезни сердца эта мечта оказалась неосуществимой. Мечты о цирке и тяжелое детство Старджон отразил в своем творчестве (1950; роман «Синтетический человек»). Поступив в Морскую школу, он отучился всего один семестр — и сбежал в море. Во время службы в торговом флоте начал сочинять рассказы для журналов. В 1938 году Старджон продал свой первый рассказ «Heavy Insurance» для публикации в газете (McClure's Syndicate). Старджон вспоминал по этому поводу, что они платили ему по 5 долларов за публикацию и он жил на эти деньги, выкраивая при этом на оплату комнаты. «Морская» серия зарисовок Старджона включает такие рассказы, как «Extraordinary Seaman», «Cajun Providence», «To Shorten Sail», «Turkish Delight» (1939) и др.
В 1939 году журнал «Эстаундинг» Дж.Кемпбелла опубликовал дебютный научно-фантастический рассказ Старджона «Тот, кто дышит эфиром» [Ether Breather]. В это время, как правило, свои рассказы Старджон печатал под псевдонимами «Э. Хантер Уолдо» и «Э. Уолдо Хантер». Перед самой второй мировой войной Старджон уехал в Британскую Вест-Индию, где ему предложили должность управляющего отелем на одном из курортов. Вместо отеля ему пришлось управлять техническим центром, где он научился водить бульдозер — отсюда возникла идея повести «Киллдозер!» (1944), в 1974 году по ней был поставлен фильм. Старджон в 1940 году женился на Дороти Филлингем, но брак не сложился, и в 1945 г. он развелся и вернулся в Нью-Йорк. Здесь ему помог Джон В. Кэмпбелл, который и вывел из его депрессии, вызванной разводом и расставанием с детьми. Помимо журналов Кэмпбелла, Старджон сотрудничал с «Weird Tails» и с другими изданиями, куда охотно брали многие из тех произведений, которые отвергал Кэмпбелл. Старджон выделяется среди сверстников гуманитарной направленностью своего творчества, во многом предварившего тематические и стилистические искания американской «Новой Волны» 1960-х гг. Органическое сочетание «твердой» НФ и фэнтези, глубокий интерес к психологии, богатству человеческих и «нечеловеческих» взаимоотношений, нежелание следовать неписанным табу НФ, — все это проявилось уже в ранних рассказах Старджона. В 1947 году неожиданно для себя он получил премию британского журнала «Аргоси», а год спустя произошло два события, резко изменивших его жизнь: вышел первый сборник рассказов «Никакого колдовства», и Г.Голд основал журнал «Гэлакси», ведущим автором которого на ближайшие десять лет было суждено стать Старджону. Дела пошли в гору, писатель женится вторично (всего за свою жизнь он был женат пять раз и имел семерых детей). Именно в «Гэлакси» он опубликовал свой самый знаменитый рассказ «Три малыша», позднее переработанный в самый известный роман «Больше, чем человек» («More Than Human»). Роман получил Международную премию фэнтези (1954), хотя в конкурентах у него был «Человек без лица» А. Бестера. Роман — классическая иллюстрация НФ гештальт-психологии; пятеро сверходаренных детей с помощью телепатии, телекинеза и других форм экстрасенсорного восприятия образуют симбиотическое целое (Homo gestalt), что помогает им выстоять во враждебном по отношению к «выродкам» мире. Год от года известность Старджона росла, а популярность становилась все прочнее. В 50-е годы Старджон был одним из самых популярных американских писателей-фантастов, его творчество изучали Рэй Бредбери и Курт Воннегут. Последний списал характер своего героя Килгора Траута именно со Старджона.
Параллельно с написанием научной фантастики Старджон сочинял также исторические новеллы, ужастики и даже вестерны; адаптировал свои рассказы для телевидения; написал шесть сценариев для популярнейшего тогда телесериала «Star Trek» из которых два были отсняты (серии «Shore Leave» 1966 и «Amok Time» 1967); вёл колонку в «National Review» и писал рецензии для журналов «Galaxy», «New York Times», «Twillight Zone»; играл на гитаре и повторял, что пишет только для того, чтобы оправдать своё ничегонеделание. Старджон за свою жизнь сменил множество работ. В разное время он торговал холодильниками и журналами, работал водителем бульдозера в Пуэрто-Рико, плотником, сборщиком мусора, оператором на бензоколонке, литературным агентом, читал лекции, писал обозрения и рецензии для журналов и газет... Он вывел «Закон Старджона» (Sturgeon's Law) — утверждение «Ничто и никогда не является абсолютно верным» (англ. «Nothing is always absolutely so»), всегда не является таковым, как кажется. Другое утверждение называют Откровением Старджона: «Девяносто процентов научной фантастики — полная чушь, однако 90% всего есть полная чушь». В широкой выборке объектов, подлежащих эстетической оценке (например литературных произведений какого-то определенного жанра), внимания заслуживает лишь небольшая часть. С другой стороны, фантастическое произведение не может быть объявлено недостойным рассмотрения вследствие только лишь принадлежности к этому жанру.
Мы можем утверждать, что творчество Старджона относится к тем 10 процентам, на которые стоит обратить внимание. Старджон многолик. Он пишет рассказы для детей «Крошка и чудовище» (1947) и «Ракета Мяуса» (1946), оживляет человека после тысячелетнего сна («Кейс и мечтатель», 1972), и предотвращает конфликт между двумя цивилизациями («Особая способность», 1951). Он затрагивает «взрослые темы» любви и секса. В рассказе «Летающая тарелка одиночества» (1953) любовь соединяет два одиноких сердца — земной женщины и инопланетянина; в рассказах «Прикосновение твоих рук» (1953) и «Необходимости» (1960) истинная любовь немыслима без телепатии. Любовь побеждает рак в рассказе «Раз заботишься — значит любишь» (1962). Старджон (наряду с Ф. Фармером) — ниспровергатель «сексуальных» предрассудков. НФ взгляд на нетрадиционные отношения полов и иные моральные нормы предложены в рассказах «Мир вполне мог погибнуть» (1953), «Случай с зеленой мартышкой» (1957); в новелле «Если все мужчины братья, разрешишь ли ты кому-нибудь из них жениться на твоей сестре?» (1967); в рассказах «Противоположный пол» (1952), «Ураганное трио» (1955) и «Правило трех» (1951), а также в романе «Венера плюс икс» («Venus Plus X», 1960). Один из лучших рассказов Старджона, включаемый многими критиками в Топ-10, десятку лучших НФ-рассказов на английском языке — «Бог микрокосмоса» (1941), захватывающий нас повествованием об ученом-Создателе, творце микромира, под неусыпным вниманием которого эволюционируют микроскопические обитатели искусственной вселенной, а совершенствуясь, защищают своего творца.
В 1962 году журнал «The Magazine of Fantasy and Science Fiction» посвятил Старджону целый номер. Критики (в том числе Д.Найт) признавали Старджона лучшим стилистом в истории американской фантастики. В 1970-1971 году Старджон был удостоен премий «Небьюла» и «Хьюго» за повесть «Медленная скульптура». Предпочитая писать рассказы, Старджон выпустил множество авторских сборников, а кроме того был составителем и редактором сборника «Новой советской научной фантастики» [New Soviet Science Fiction], вышедшего в 1973 году. В 1985 году на Международном конвенте фэнтези писателя наградили одной из высочайших литературных премий — «За достижения всей жизни» (World Fantasy Award for Lifetime Achievement), но получить награду не успел, скончавшись 8 мая 1985 года в Юджине (Орегон, США ), в возрасте 67 лет. Тело его было кремировано. Старджон — автор более десятка романов и свыше двух сотен рассказов. В 2000 году Теодор Старджон был официально внесен в списки Зала Славы Научной Фантастики и Фэнтези (Science Fiction and Fantasy Hall of Fame). Его рассказы и повести неоднократно издавались в России, как в составе сборников, так и отдельными книгами.
Теодор Старджон — один из замечательных американских писателей, чьим мастерством восторгались такие фантасты, как Брэдбери и Воннегут, Блиш и Дилэни. Блестящий прозаик,… Развернуть
Альфред Бестер — американский журналист, редактор и писатель-фантаст.
Родился 18 декабря 1913 года в Нью-Йорке в семье владельца обувного магазина. Отец Бестера, Джеймс Бестер, был мигрантом в первом поколении, его родители были евреями-переселенцами из Австрии. Мать Бестера, Белла, родилась в России, и её первым языком был идиш. Бестер учился в университете Пенсильвании, изучал точные и гуманитарные науки, в том числе психологию. Также одно время посещал Колумбийскую школу права, но оставил её в пользу литературной карьеры. Женился на Ролли Гулько в 1936, ставшей успешной актрисой на Бродвее, а также в кино и на телевидении.
Честь открытия Альфреда Бестера как писателя принадлежит редактору Морту Вейсингеру. В 1938 году первый рассказ двадцатипятилетнего дебютанта был напечатан, и на три года Бестер связывает судьбу с «Триллинг» и Вейсингером. В сорок первом он утрачивает интерес к журнальной фантастике и переходит работать сценаристом в группу авторов комиксов. На четыре года его героями становятся Бэтмэн, Капитан Марвелл и Супермэн...
В 1950 году Бестер снова начинает публиковать фантастические рассказы — на этот раз уже вооружённый богатым опытом построения сюжетов и диалогов. На протяжении десятилетия он создаёт 13 рассказов и два романа, которые стали безусловной классикой мировой фантастики.
В конце 1950-х годов Бестер получает предложение стать штатным публицистом журнала «Holiday», в котором он вскоре занял кресло редактора литературного раздела и снова отошёл от активного литературного творчества вплоть до закрытия журнала в начале 1970-х. Помимо переиздания ранее выходивших произведений, в этот период у Бестера выходит только публицистическая книга «Жизнь и смерть спутника» (The Life and Death of a Satellite, 1966).
После закрытия «Holiday» рассказы и романы Бестера (который уже приобрёл устойчивую репутация классика фантастики) снова появляются в печати. Наиболее важными произведениями этого периода становятся романы «Дьявольский интерфейс» («The Computer Connection», журнальный вариант «The Indian Giver», в Великобритании издавался под названием «Extro»; 1974), «Голем100» («Golem100», 1980) и «Обманщики» («The Deceivers», 1981). Последний роман прошёл совершенно незамеченным, что, возможно, и привело к тому, что Бестер прекратил систематически публиковаться до конца жизни.
В начале 1987 года Американская ассоциация писателей-фантастов удостоила А. Бестера почётного титула «Великий мастер». Однако получить награду он не успел…
Альфред Бестер скончался 30 сентября 1987 года.
После его смерти были изданы написанный в конце 1950-х реалистический роман «Нежное насилие страсти» («Tender Loving Rage», 1991) и законченный Роджером Желязны по черновикам Бестера постмодернистско-фантастический роман «Психолавка» («Psychoshop», 1998).
Альфред Бестер — американский журналист, редактор и писатель-фантаст. Родился 18 декабря 1913 года в Нью-Йорке в семье владельца обувного магазина. Отец Бестера, Джеймс… Развернуть
Родился 3 августа 1904 года в городе Милвилл, штат Висконсин. Родители — Джон Льюис и Маргарет Саймак.
13 апреля 1929 года женился на Агнес Каченберг; у них родилось два ребенка, Скотт и Шелли.
Проходил обучение в Университете штата Висконсин в Мэдисоне, но не окончил его.
Работал в различных газетах, пока не подписал контракт с «Minneapolis Star and Tribune», где проработал с 1939 года до ухода на пенсию в 1976 году. Здесь он исполнял обязанности редактора отдела новостей «Minneapolis Star» с начала 1949 года и координатора научно-популярной серии «Minneapolis Tribune» с начала 1961 года.
С 1931 года начал писать для научно-фантастических журналов, но оставил эту деятельность в 1933 году. Единственной опубликованной научно-фантастической работой за четыре последовавших года стал рассказ «Создатель» (1935), представлявший собой историю с религиозным подтекстом, что было редкостью для научно-фантастического жанра того времени. В ранний период Саймак также писал рассказы о войне и вестерны.
В конце 1930-х годов началось его сотрудничество с Джоном Кэмпбеллом, редактором журнала «Astounding Science Fiction», и Саймак стал одним из ведущих авторов «Золотого века научной фантастики» (1938—1950). Его первые работы в это время (такие как «Космические инженеры» (1939)) были написаны в традициях «твёрдой» научной фантастики, но вскоре Саймак создал собственный стиль, который часто называли мягким и пасторальным. Он воспевал тему мирного контакта с «братьями по разуму» и духовной общности различных цивилизаций во Вселенной. Типичных пришельцев Саймака можно было с большей вероятностью представить сидящими с пивом где-нибудь в сельском Висконсине, нежели завоёвывающими Землю. Его творчество было проникнуто идеей «Галактической Школы», куда человечество вступает на положении «первоклассника», и на дальнейшие перспективы развития человеческой цивилизации автор смотрел в целом оптимистично.
В 1951 году вышел знаменитый роман «Город», являющийся по сути сборником новелл, в котором автор на время изменил своему ставшему уже привычным стилю. С «Города», получившего Международную премию в жанре «фэнтези», фактически началась мировая известность Саймака.
В 1960-е годы Саймак в основном писал романы, но в 1970-е, из-за ухудшения здоровья, он вновь вернулся к написанию рассказов и коротких повестей. С помощью друга он продолжал писать и издавать научно-фантастические произведения, а затем и фэнтези, и в 1980-е.
Клиффорд Саймак занимался писательским трудом на протяжении пятидесяти пяти лет. За это время им было написано 28 романов и 127 повестей-рассказов.
Ассоциация американских писателей-фантастов в 1976 году присвоила Саймаку титул «The Grand Masters of awards Nebula».
Клиффорд Дональд Саймак скончался 25 апреля 1988 года в городе Миннеаполис (штат Миннесота).
Родился 3 августа 1904 года в городе Милвилл, штат Висконсин. Родители — Джон Льюис и Маргарет Саймак.
13 апреля 1929 года женился на Агнес Каченберг; у них родилось два ребенка,… Развернуть
Псевдонимы:
Сирил Джадд (Cyril Judd)
Дирк Уили и Фредерик А. Каммер-младший (Dirk Wylie and Frederick Arnold Kummer jr.)
Сирил Корнблат родился в Нью-Йорке, некоторое время учился в Чикагском университете. Затем началась война, и он ушел на фронт. Воевал в пехоте, был награжден Бронзовой Звездой. После войны и до самой смерти работал журналистом. Первый рассказ Корнблат продал своему редактору и другу, будущему соавтору Фредерику Полу в 1940 году, в возрасте неполных 16 лет, и с этого началось их плодотворное многолетнее сотрудничество. Некоторые их совместные романы стали важными вехами в литературе, особенно «Торговцы космосом» (1952) и «Синдик» (1953). В 1986 году «Синдик» был удостоен премии «Прометей» как лучший классический научно-фантастический роман.
За свою жизнь Корнблат написал только 56 сольных рассказов, остальные в соавторстве. Четыре из них выдвигались на «Хьюго»: «Теория ракетостроения», «Корабль-акула», «Пришествие по двенадцатому каналу» и «Встреча». Последний рассказ получил «Хьюго» в 1973 году: после смерти своего соавтора Фредерик Пол еще много лет дописывал и публиковал их совместные работы. Кроме того, рассказу «Черный чемоданчик» в 2001 году была вручена «Ретро-Хьюго» за лучший рассказ 1950 года.
Кроме Фредерика Пола, Корнблат писал в соавторстве с его женой Джудит Меррилл (под коллективным псевдонимом Сирил Джадд), Робертом Лаундесом, Ричардом Уилсоном и Дональдом Уоллхеймом. После развода Пола и Меррил сотрудничество с ней прекратил. Кроме своего настоящего имени, использовал псевдонимы Cecil Corwin, Walter C. Davies, Edward J. Bellin, S. D. Gottesman, Cyril Judd, Simon Eisner, Kenneth Falconer, Ivar Towers, Arthur Cooke, Paul Dennis Lavond, Scott Mariner, Jordan Park, Dirk Wylie and Frederick Arnold Kummer jr.
Корнблат за короткое время сделал большой вклад в научную фантастику. Мы можем только предполагать, какие великолепные произведения могли бы выйти из-под пера этого автора, если бы не его безвременная смерть от сердечного приступа в возрасте 35 лет.
© по материалам http://www.suite101.com/article.cfm/sf_and_society/68575/
Псевдонимы:
Сирил Джадд (Cyril Judd)
Дирк Уили и Фредерик А. Каммер-младший (Dirk Wylie and Frederick Arnold Kummer jr.)
Сирил Корнблат родился в Нью-Йорке, некоторое время… Развернуть
Курт Воннегут-младший — американский писатель, сатирик и художник, один из наиболее значительных американских писателей ХХ века.
Родился в Индианаполисе, который стал местом действия многих его романов, в семье архитектора Курта Воннегута-старшего. С 1941 по 1943 Воннегут проходил обучение в университете Корнелл в штате Нью-Йорк, где вёл колонку в студенческой газете Cornell Daily Sun и изучал химию. После бомбардировок порта Пёрл-Харбор добровольно вступил в ряды вооружённых сил США и участвовал во Второй мировой войне.
В 1944 Воннегут, будучи рядовым 423-го пехотного полка 106-й пехотной дивизии, попал в плен во время Арденнской контрнаступательной операции немецких войск. 13 и 14 февраля 1945, находясь в плену, стал свидетелем бомбардировки Дрездена авиацией союзнических войск. Курт Воннегут оказался в числе семи американских военнопленных, выживших в тот день в Дрездене. Его переживания нашли отражение во многих произведениях, в особенности в романе «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей», принёсшем автору известность. Воннегут был освобожден войсками Красной Армии в мае 1945.
После возвращения с фронта Курт Воннегут поступил в магистратуру Чикагского университета по специальности «Антропология». Одновременно с учёбой в аспирантуре он работал полицейским репортёром в бюро новостей Чикаго. В 1947 представил к защите диссертацию на тему «Неустойчивое соотношение между добром и злом в простых сказках», которая была единодушно отвергнута всем составом кафедры (в 1971 эта же кафедра присудила Воннегуту степень магистра антропологии за его роман 1963 «Колыбель для кошки»).
После провала диссертации переехал из Чикаго в город Скенектеди, штат Нью-Йорк, где начал работать в отделе связей с общественностью корпорации General Electric. Сам Курт Воннегут считал, что выработал свой авторский почерк благодаря работе репортёром.
Курт Воннегут считал себя гуманистом и социалистом, последователем идей Юджина Дебса. В 2003 он участвовал в кампании Американского союза защиты гражданских свобод в поддержку основных гражданских свобод и укрепления роли Союза в защите этих прав, в ходе которой резкой критике подвергалась внутренняя политика Джорджа Буша-младшего.
Писатель скончался 11 апреля 2007 от последствий черепно-мозговой травмы, полученной при падении. За год до своей смерти он опубликовал в эдинбургской газете The Sunday Herald обращение к британским читателям, в котором писал:
Какими бы коррумпированными, алчными и бессердечными ни становились наше правительство, наш большой бизнес, наши СМИ, наши религиозные и благотворительные организации, музыка — никогда не утратит очарования. Если когда-нибудь я всё же умру — не дай бог, конечно — прошу написать на моей могиле такую эпитафию: «Для него необходимым и достаточным доказательством существования Бога была музыка».
Воннегут и Россия
Ввиду левых убеждений писателя и гуманистической направленности творчества произведения Воннегута широко издавались в СССР сотнями тысяч экземпляров и удостаивались благожелательной критики. Переводила их Рита Райт-Ковалёва, с которой у автора в ходе сотрудничества установились тёплые, дружеские отношения. Курт Воннегут дважды приезжал в СССР: в 1974 году в Москву, в 1977 — в Ленинград, где встречался с читателями.
Курт Воннегут-младший — американский писатель, сатирик и художник, один из наиболее значительных американских писателей ХХ века. Родился в Индианаполисе, который стал местом… Развернуть
Лайон Спрэг де Камп (Lyon Sprague de Camp) родился 27 ноября 1907 года в городе Нью-Йорке. После школы продолжил обучение в California Institute of Technology и Stevens Institute of Technology. Во время Великой Депрессии сменил множество занятий и стал экспертом по патентам, а во время Второй мировой войны, как и многие другие, добросовестно служил.
Де Камп начал писательскую карьеру в тридцатых годах, сочиняя рассказы для бульварных журналов. Его буквально завораживали герои жанра «swords&sorcery» и особенно — Конан-варвар Роберта Говарда. Завершив множество недописанных самим Говардом историй о Конане, де Камп продолжил знаменитую сагу о варваре не менее впечатляющим числом своих произведений, а также работал в соавторстве с другим известным писателем-фэнтезийщиком Лином Картером (Lin Carter).
Несомненным успехом стал творческий союз де Кампа с писателем Флетчером Прэттом, библиотекарем, журналистом, военным историком. Их первая большая совместная работа — роман «Дипломированный чародей» («The Incomplete Enchanter») был издан в 1941 году. В книге, составленной из трех ранее Лайон Спрэг де Камп публиковавшихся в журналах повестей, рассказывалось о забавных приключениях Гарольда Ши, кочующего из одного мифического мира в другой. Роман стал классикой жанра и продолжает с успехом переиздаваться в наши дни. Впоследствии де Камп и Прэтт периодически возвращались к полюбившемуся герою. Другой знаменитой работой писателей стал цикл рассказов «The Gavagan's Bar», в России практически неизвестный.
Сам де Камп, однако, сочинял не очень охотно. Гораздо больше его занимали совсем другие вещи: он очень много путешествовал, изучал иностранные языки и говорил на нескольких из них, увлекался историей и написал книгу о великих городах прошлого и древней архитектуре, писал и о жизни Говарда Лавкрафта («Lovecraft: A Biography»), и о жизни Роберта Говарда («Dark Valley Destiny: The Life of Robert E. Howard», в соавторстве с Катериной Крук (Catherine A. Crook) и Джейн Гриффин (Jane Griffin)), причем за исследование последней был удостоен в 1984 году World Fantasy Special Award.
Жена Лайона Спрэга де Кампа — Катерина Аделаида Крук (Catherine Adelaide Crook), к счастью, убедила его уделять творчеству больше времени, и во многом благодаря ей читатели обязаны появлением более поздних сочинений писателя. Она стала соавтором де Кампа, написав вместе с ним такие романы, как «Кости Зоры» («The Bones of Zora»), «Мечи Зинджабана» («The Swords Of Zinjaban») и несколько других...
Де Камп не снискал множества наград за свои произведения, но заслужил почет и уважение множества любителей фантастики: премии Gandalf Award Grand Master of Fantasy в 1976 году и Nebula Award Grand Master в 1978 — наглядное тому подтверждение. Кроме того, де Камп еще дважды награждался за свои не-фантастические исследования: International Fantasy Award за книгу «Lands Beyond», написанную в 1953 году в соавторстве с Вилли Лей (Willy Ley), и Hugo Award в 1997 за автобиографическую работу «Time & Chance: An Autobiography».
Лайон Спрэг де Камп на семь месяцев пережил свою любимую жену, скончавшись 6 ноября 2000 года в городе Плано (Plano), штат Техас. Тело его было кремировано, а прах захоронен на Арлингтонском национальном кладбище.
Лайон Спрэг де Камп (Lyon Sprague de Camp) родился 27 ноября 1907 года в городе Нью-Йорке. После школы продолжил обучение в California Institute of Technology и Stevens Institute… Развернуть
Английский писатель и сценарист, широкоизвестный благодаря своим рассказам, большинство которых печаталось в еженедельнике «Нью-Йоркер» в период с 1930 по 1950 годы. В 1951 году они были изданы в сборнике «Fancies and Goodnights», который продолжает переиздаваться до сих пор. Отдельные рассказы часто выходили в фантастических антологиях. Творчество Джона Кольера получило высокую оценку у таких писателей, как Энтони Берджес, Рэй Брэдбери, Нил Гейман и Пол Теру.
Джон Кольер родился в Лондоне в 1901 году, получил домашнее образование благодаря своему дяде, романисту Винсенту Кольеру. В возрасте 18 или 19 лет на вопрос своего отца, какую профессию он выберет, ответил: «Я хочу быть поэтом». Отец поддержал его решение: в течение последующих десяти лет Джон Кольер жил на пособие в размере двух фунтов в неделю, плюс то, что он зарабатывал на книжных обзорах и в качестве корреспондента раздела вопросов культуры одной японской газеты. В этот период, не будучи обремененным финансовыми проблемами, он проявляет склонность к азартным играм, беседам в кафе, посещению картинных галерей. Высшего образования в университете Кольер не получил.
В течение десяти лет Кольер пытается совместить богатые визуальные впечатления, открытые для него Ситвеллами и современными художниками, с аскетическими пристрастиями тех классических авторов, которые были в моде в 1920-х годах. Он чувствовал, что поэзия его была неудачной, вместе с тем он не смог заставить говорить в унисон две свои ипостаси (которые он эксцентрично описывает как «архаичного, грубоватого и даже варварского» Ольсена и «истеричного неловкого франта» Валентина).
Будучи поклонником Джеймса Джойса, Кольер нашел решение в джойсовском «Улиссе»: «Приступив к своему следующему занятию по «Улиссу», этому столпу современной прозы», пишет он, «я был поражен обилию великолепных пассажей, в которых слова используются так, как они используются в поэзии, и в которых эмоции, изначально чувственные, и эмоции, берущие свое начало в разуме, сливаются в сочетания исключительных форм, более совершенных, чем я считал возможным».
Несколько стихотворений, созданных в это время, были потом опубликованы в сборнике под названием «Gemini».
Хотя он написал несколько рассказов в период, когда пытался обрести успех как поэт, его писательская карьера не состоялась до выхода в свет романа «His Monkey Wife» в 1930 году. Роман пользовался определенной популярностью и был благосклонно принят критиками, что способствовало коммерческому успеху рассказов Кольера.
В качестве авторской шутки Кольер пишет нарочито сухой четырехстраничный обзор романа «His Monkey Wife», охарактеризовав его как попытку «объединить достоинства триллера с тем, что можно было бы назвать художественным романом», и завершая следующей оценкой талантов его автора: «С классической точки зрения, его стиль слишком насыщен для гармоничности, слишком неврастеничен для стройности композиции, а его юмор слишком истеричен, слишком энергичен и слишком груб».
Его рассказы в широком смысле можно классифицировать как фэнтези, но по сути они уникальны в своем роде. Их основная черта — язвительное остроумие, и обычно они предстают в ироничных или темных тонах. Так же, как рассказы П.Г. Вудхауза, они превосходно сконструированы и демонстрируют блестящее литературное мастерство, хотя это может легко остаться незамеченным. Его рассказы запоминаются, люди, которые не могут вспомнить название или автора, все-таки помнят «историю о людях, которые жили в универмаге» («Вечерняя примула») или «историю, в которой вызванные волшебным образом знаменитые красавицы, все как одна говорят: «Это я, и опять на какой-то тигровой шкуре!» («На дне бутылки»).
Характерной чертой стиля Джона Кольера является то, что названия многих его рассказов раскрывают (или намекают на) то, что в противном случае явилось бы сюрпризом в финале.
Последующие годы Кольер провел в разъездах между Англией, Францией и Голливудом. Хотя он продолжает писать рассказы, все больше времени уделяется написанию сценариев.
Переехав в Голливуд в 1935 году, Кольер много работал для кино и телевидения. Он участвовал в написании сценариев к фильмам «Африканская королева» (1951) вместе с Джеймсом Эйджи и Джоном Хьюстоном, «Маленький погонщик слонов» (1938), «Властелин войны» (1965), «Я есть фотоаппарат» (1955), оригинального сценария к «Прощай, Берлин», позднее переделанного в «Кабаре» (1972), «Сильвия Скарлетт» (1935), «Ее картонный любовник» (1942), «Обман» (1946) и «Розинна МакКой» (1949). Он получил премию «Эдгар» в 1952 году (за сборник «Fancies and Goodnights») и World Fantasy Award в 1952 году. На основе его рассказа «Вечерняя примула» в 1966 году Стивеном Сондхаймом был поставлен телевизионный мюзикл, и этот же рассказ был также адаптирован для серии радиопередач Escape и BBC Radio. Несколько его рассказов были взяты за основу эпизодов для телевизионного сериала «Альфред Хичкок представляет» (1955-1962).
Джон Кольер умер в 1980 году в Пэсифик Пэлисейдс, Лос Анджелес, Калифорния. Незадолго до этого он написал: «Иногда удивляюсь, как такой третьеразрядный писатель как я, мог выдавать себя за второразрядного».
© Wikipedia
Примечание к биографии:
Некоторые произведения в архиве Джона Кольера оставались неизданными на момент его смерти, и в силу каких-то причин таковыми они являются и до сих пор. Речь идет как минимум о двух с лишним дюжинах его рассказов, рукописи которых хранились впоследствии у вдовы писателя — Харриет, а также в других частных и муниципальных коллекциях. Среди них — «Alien Corn», «Arabian Nights», «Ballet Story», «Cupid Paid», «Double Double», «Egoisme a deux», «The End», «In the Bag», «Ever Bright and Fair», «The Last Infirmity», «Reindeer on the Way», «The Roughest Shoot», «Sorine», «Nice Surprise», «Not Long Ago, Not Far Away», «Patricia O'Brien», «The Picture», «Mr. Ostwald's Kampf», «Tangled Web», «Till Death Do Us Part», «Woodman, Saw That Tree», «Time Stands Still», «The War Lord», «Eyes and No Nose», «Love Divine Love» и др.; полный их список приводит Бетти Ричардсон в своей книге о Джоне Кольере, вышедшей в 1983 году.
Английский писатель и сценарист, широкоизвестный благодаря своим рассказам, большинство которых печаталось в еженедельнике «Нью-Йоркер» в период с 1930 по 1950 годы. В 1951 году… Развернуть
"Я не думаю о смерти, потому что я-то буду здесь всегда. Этот ящик с моими фильмами и полки с моими книгами убеждают, что сотня-другая лет у меня в запасе есть. Смерть — это форма расплаты с космосом за чудесную роскошь побыть живым".
("Правила жизни Рэя Брэдбери")
РЭЙМОНД ДУГЛАС «РЭЙ» БРЭДБЕРИ — американский писатель-фантаст. Критики относят некоторые его произведения к магическому реализму.
Рэй Брэдбери родился 22 августа 1920 года в городе Уокиган, штат Иллинойс. Второе имя — Дуглас — он получил в честь знаменитого актёра того времени Дугласа Фэрбенкса. Отец — Леонард Сполдинг Брэдбери (потомок англичан-первопоселенцев). Мать — Мари Эстер Моберг, шведка по происхождению.
В 1934 году семья Брэдбери перебирается в Лос-Анджелес, где Рэй и прожил всю свою жизнь. Детство и юношество писателя прошли во времена Великой депрессии, средств на университетское образование у него не было, тем не менее, приняв едва ли не в 12 лет решение стать писателем, Рэй с завидным упорством ему следовал, никогда не задумываясь об иной профессии. Будучи молодым, он продавал газеты, затем несколько лет жил за счёт жены, пока в 1950 году наконец не было опубликовано первое его крупное произведение — «Марсианские хроники». Затем после написания в 1953 году романа «451 градус по Фаренгейту» и публикации в первых номерах журнала «Playboy» его слава разрослась до всемирной.
Рэя Брэдбери часто называют мэтром фантастики, одним из лучших писателей-фантастов и основоположником многих традиций жанра. Фактически же Брэдбери не является фантастом, так как его творчество следует отнести к «большой», внежанровой литературе, да и истинно фантастических произведений у него лишь малая доля.
Произведения Брэдбери в большинстве своём — это короткие рассказы неразвлекательного характера, содержащие короткие зарисовки, сводящиеся к остродраматическим, психологическим моментам, построенные в основном на диалогах, монологах, размышлениях героев. Несмотря на явный талант к придумыванию различных сюжетов, зачастую занимательных и оригинальных, писатель часто ограничивается бессюжетными зарисовками, очень метафоричными, полными скрытого смысла или же не несущими определённой смысловой нагрузки вообще. И даже в хорошо «скроенных» произведениях Брэдбери может легко оборвать повествование, уйти от подробностей, оставив действие в момент острого накала страстей. Также практически ни в одном произведении писателя не удастся уличить в морализаторстве и навязывании своей точки зрения: в 99% произведений автор остаётся «за кадром». Ситуация может развиваться сколь угодно пристрастно, но никогда Брэдбери не приведёт читателя к выводу. Словно бы он видит свою задачу в том, чтобы взволновать читателя, обострить ситуацию и уйти, оставив его размышлять за книгой.
И если от иных своих творческих принципов Брэдбери и отходил, то его «язык», то есть способы изложения образов, мыслей, практически никогда не менялся. Характерные черты его языка — это «акварельность», минимум деталей, описаний, подробностей, действий. Имеет место даже не столько фантастичность (отсутствие реалистичности), сколько пренебрежение значением правдоподобия. Эта черта касается и сюжетов (фантастичность легко уживается со сказочностью, детектив с мелодрамой, сметая рамки жанров), и языка: Брэдбери пренебрегает описаниями мест действий, внешности героев, именами, датами, цифрами. Естественно, в его произведениях не встретить технических подробностей и вымысла в технической сфере.
Соответственно, не возводя сюжетную основу в абсолют, Брэдбери легко меняет стили и жанры своих произведений. В рассказах одного и того же года написания легко можно встретить и фантастику, и мелодраму, и детектив, и фэнтези, и исторические зарисовки и т. д.
Насколько можно судить по эссе и интервью, Брэдбери проповедует литературу чувств, а не мыслей. Эмоций, а не действий. Состояний, а не событий.
В молодости он однажды сжёг все свои неудачные слабые рассказы, устроив грандиозный костёр у себя на участке. «Сжёг два миллиона слов», — говорил он грустно. Это зрелище легло потом в основу его дебютного романа «451 градус по Фаренгейту» о сжигании книг и рассказа на эту же тему.
Творчество Брэдбери противоположно классической сюжетной короткой прозе с интригой и ударной концовкой. Если читатель ждёт развлечений и интриги, он, скорее всего, будет разочарован. Интересно, что такие рассказы настроения, чувства-зарисовки, в которых живёт и сам автор, более близки зрелому читателю. Большинство поклонников Брэдбери — люди среднего и пожилого возраста. Сам мэтр слывет в кругу своих коллег, американских писателей-фантастов, «старым добрым сказочником», отношение к которому очень уважительное.
Брэдбери ратует за духовные ценности и прежде всего за фантазию, творчество. Едва ли не высшей ценностью Брэдбери объявляет внутренний мир человека, его мировоззрение, фантазию. Способность человека чувствовать, сопереживать писатель признаёт главным качеством.
Также в своих произведениях сочувствует прежде всего людям искусства (и даже больше — его ценителям), нежели всем прочим. Зачастую при этом на страницах своих книг Брэдбери жестоко расправляется с «врагами» — чёрствыми людьми, лишёнными фантазии, мещанами, чиновниками, политиками — теми, кто препятствует нормальной жизни творческих людей, самовыражению, общению, кто сводит культуру к условностям, массовости, стандартизации, делает жизнь сухой, скучной, духовно бедной, пресной.
" Я не думаю о смерти, потому что я-то буду здесь всегда. Этот ящик с моими фильмами и полки с моими книгами убеждают, что сотня-другая лет у меня в запасе есть. Смерть — это… Развернуть
Джон Уиндэм Паркс Лукас Бейнон Харрис — английский писатель-фантаст.
Родился 10 июля 1903 года в сельской местности, близ деревушки Ноуль в графстве Варвикшир. В последствии в качестве псевдонимов он использовал производные от своего настоящего имени: Джон Бейнон (John Beynon), Джон Бейнон Харрис (John Beynon Harris), Джонсон Харрис (Johnson Harris), Лукас Паркс (Lucas Parkes), Уиндэм Паркс (Wyndham Parkes) и, собственно, Джон Уиндэм (John Wyndham).
Его родители — адвокат Джорж Бейнон Харрис и Гертруда Паркс — развелись, когда Уиндэму было всего 8 лет. Из-за частых переездов матери из города в город он переменил целых 8 школ, прежде чем окончил одну из них: закрытую школу в Петерсфилде, графство Хемпшир. После этого молодой Харрис решил пойти по стопам отца, однако провалился на вступительных экзаменах на юридический факультет Оксфордского университета. Оставленного родителями небольшого содержания хватило ненадолго, и Харрис занялся поисками работы. Попробовав себя в роли рекламного агента, он быстро охладел к этому делу, однако все больше увлекался литературой, ставшей единственным делом его жизни.
Писать будущий Джон Уиндэм начал еще в 20-е годы, но начало его профессиональной карьеры датируется маем 1931 года. Именно тогда в американском научно-фантастическом журнале Wonder Stories вышел первый рассказ дебютанта «Миры на обмен», подписанный Джон Бейнон Харрис. К этому раннему периоду творчества Уиндэма относятся многочисленные повести и рассказы, в последствии переизданные в трех посмертных сборниках — «Скитальцы во времени» (1973), «Спящие на Марсе» (1973) и «Изгнанники на Эсперусе» (1979), а также два романа, вышедшие в Англии отдельными изданиями: «Тайный народец» (1935) и «Планетолет» (1936). Литературный старт новичка был заметен на общем фоне, но блестящего будущего не сулил.
Судьбу Харриса перевернула война. Когда она докатилась до британских берегов, молодой писатель отправился на фронт. Он служил в армии связистом и принимал участие в высадке союзников на побережье Нормандии. Будущий Джон Уиндэм, вдоволь насмотревшись крови, смерти и разрушений войны, все это хорошо запомнил и потом поведал в своем творчестве.
Славу писателю принес его третий по счету роман, впервые подписанный псевдонимом Джон Уиндэм, — ныне признанный за классику жанра «День триффидов» (1951). Далее последовали романы «Кракен пробуждается» (1953), «Куколки» (1955), «Мидвичские кукушки» (1957).
Успех книг превзошел все ожидания, несмотря на большое количество критики, звучавшей в их адрес. Так, коллега и соотечественник Уиндэма, известный британский писатель-фантаст и историк этого жанра литературы Брайан Олдисс сказал, что романы Уиндэма «были полностью лишены идей, но читаются легко, благодаря чему завоевали огромную читательскую аудиторию, которая наслаждалась уютными бедствиями». Однако использование автором пасторальных английских фонов имеет под собой мощную причину: Уиндэм подразумевает, что апокалипсис может произойти в любое время, а может и происходит в данный момент в какой-нибудь мирной деревушке. Тревожное правдоподобие написанного Уиндэмом обладает всеми свойствами воплощенного в жизнь кошмара. Действительно, сила творчества Уиндэма — не в живописании глобальных катастроф и последующей робинзонады горстки выживших: подобное описывали до Уиндэма сотни раз, и многие, в том числе соотечественники, даже боле впечатляюще, — а, прежде всего, в отличной литературе. Иначе говоря — в стиле, языке, настроении, ярких визуальных картинах, удачно выбранном темпе повествования, точных психологических портретах и сдержанном оптимизме. Магией привязывания внимания читателя — без внешних эффектов, без словесной пиротехники — Джон Уиндэм, безусловно, владел.
Кроме главных романов, о которых шла речь выше, перу автора принадлежат цикл связанных между собой новелл об освоении космоса «Толчок вовне» (1959), романы «Проблема с лишайником» (1960), «Чокки» (1968) и посмертно изданный роман «Паутина» (1979). Уиндэм завоевал еще и репутацию мастера короткой формы. Многие его рассказы и повести, составившие сборники «Джиззл» (1954), «Рассказы о гусятине и насмешнике» (1956), «Семена времени» (1956), «Посмотрим, как ей это удастся» (1961) и другие, ныне справедливо отнесены к классике.
Именно в этих рассказах автор впервые употребляет придуманный им термин — хроноклазм, означающий специфический парадокс времени. Ныне этот неологизм стал настолько привычным, что лишь некоторые знатоки фантастики знают, что его изобрел Уиндэм.
После главного триумфа своих главных романов 50-х годов Уиндэм не прекращал писать, но уже с меньшим успехом и с меньшей интенсивностью. И жизнь прожил какую-то несуетную и отчужденную. О его личной жизни известно очень мало: семью он создал на седьмом десятке, лишь спраздновав свой 60-летний юбилей, он женился на некоей Грейс Уилсон. К сожалению, его браку не суждено было продлиться долго. 11 марта 1969-го 66-летний ветеран английской фантастики умер у себя дома в Петерсфилде, в том самом городе, где он закончил школу.
Джон Уиндэм Паркс Лукас Бейнон Харри с — английский писатель-фантаст. Родился 10 июля 1903 года в сельской местности, близ деревушки Ноуль в графстве Варвикшир. В последствии… Развернуть
Сэр Артур Чарльз Кларк — английский писатель, учёный, футуролог и изобретатель, наиболее известен совместной работой со Стэнли Кубриком по созданию культового научно-фантастического фильма «Космическая одиссея 2001» (1968). В 1999 году Кларк получил рыцарское звание (и приставку Sir к своему имени) от королевы Елизаветы II.
Родился 16 декабря 1917 года в городе Майнхэд, графство Сомерсет. Окончив школу, в 1936 году переехал в Лондон, где был принят на должность аудитора в казначействе и вступил в Британское межпланетное общество, которое одной из своих целей ставило пропаганду идеи космических полётов; в 1940—1950-е годы дважды избирался его председателем. Один из основателей и активистов британского фэндома.
С началом Второй мировой войны был призван в Королевские ВВС, служил в звании лейтенанта, участвовал в разработке радарной системы для упрощения пилотам навигации в сложных погодных условиях, о чём написал полудокументальный роман «Укатанный путь» («Glide Path»), изданный в 1963 году. После войны с отличием окончил Королевский колледж в Лондоне по специальностям физика и математика.
В 1956 году Кларк перебрался в Шри-Ланку, а впоследствии получил гражданство Шри-Ланки.
Артур Кларк — лауреат премии Калинги за достижения в популяризации науки (1962). В 1989 году он был награждён Орденом Британской империи.
Последние годы Артур Кларк прожил в Коломбо, столице Шри-Ланки. Там он участвовал в создании серии телепередач, посвящённых легендам и мифам современности.
В 1998 году английская королева Елизавета II пожаловала Кларку рыцарское звание.
В последние годы жизни Артур Кларк тяжело болел (по некоторым данным, рассеянным склерозом), вследствие чего вынужден был перейти к сотрудничеству с другими писателями.
Скончался 19 марта 2008 года из-за проблем с дыханием, появившихся у него с обнаруженным ещё в 1960-е годы постполиомиелитным синдромом.
Сэр Артур Чарльз Кларк — английский писатель, учёный, футуролог и изобретатель, наиболее известен совместной работой со Стэнли Кубриком по созданию культового… Развернуть
Вилли Лей (нем. Willy Ley; 2 октября 1906, Берлин — 24 июня 1969) — исследователь, писатель и популяризатор науки, один из наиболее последовательных ранних сторонников идеи пилотируемых космических полетов.
Вилли Лей родился в Берлине 2 октября 1906 года. В 1924 году поступил в Берлинский университет, впоследствии вынужден был переехать по семейным обстоятельствам и продолжил образование в Кенигсбергском университете, специализируясь в нескольких областях — астрономия, физика, зоология и палеонтология. По финансовым причинам вынужден был оставить университет в 1927 году.
Ещё во время учёбы в университете в Вилли Лей написал научно-популярную брошюру «Космическое путешествие» (нем. Die Fahrt ins Weltall, 1926). Весной 1927 года Вилли Лей стал одним из основателей Германского космического общества (нем. Verein für Raumschiffahrt). Он участвовал в проектировании, постройке и испытаниях первых немецких ракет с двигателями на жидком топливе в группе Херманна Оберта, а также составил антологию статей «О возможности межпланетных путешествий» (нем. Die Möglichkeit der Weltraumfahrt, 1928) — именно последняя во многом вдохновила Фрица Ланга на создание фильма «Девушка на Луне» (1929). Кроме того, Лей был редактором выпускавшегося Обществом журнала «Die Rakete», а в 1929 году был избран вице-президентом Общества.
В 1935 году, после распада Германского космического общества, Вилли Лей эмигрировал в США, где стал активным членом Американского ракетного общества. Статус эмигранта не давал ему права получить постоянную работу и в течение нескольких лет Лей зарабатывал написанием статей для множества американских и европейских научно-популярных изданий. В 1944 году он получил американское гражданство.
Американское ракетное общество было тесно связано с научно-фантастическими журналами — например, основатель и первый президент Общества Дэвид Лассер работал редактором в журнале «Wonder Stories». Естественным образом Вилли Лей начал писать научно-популярные статьи для фантастических журналов, которые публиковались в «Astounding», «Thrilling Wonder Stories», «Amazing» и других изданиях. Он также написал несколько фантастических рассказов под псевдонимом «Роберт Вилли». Начиная с сентября 1952 года он числился научным редактором журнала «Galaxy Science Fiction», в котором вел ежемесячную колонку, посвященную новостям науки и техники.
На протяжении 1940—1960-х годов Вилли Лей написал (один и в соавторстве) два десятка научно популярных книг, посвященных загадкам и легендам животного мира (серия из трёх книг «Записки романтичного зоолога»), ракетной технике, будущим космическим исследованиям, Солнечной системе и другим темам. Кроме писательской работы, он участвовал в исследовательской работе Вашингтонского технологического института в Колледж Парк, штат Мэриленд, читал лекции в Университете Фарли Дикинсона, консультировал Отдел технического обеспечения министерства торговли США и был научным консультантом продюсерской группы молодёжного научно-фантастического телесериала «Том Корбет, космический кадет» («Tom Corbett, Space Cadet»).
В 1950 году вышла широко известная книга Вилли Лея «Завоевание космоса» (англ. The Conquest of Space), великолепно проиллюстрированная Чесли Боунстеллом, которая в 1951 году получила Международную премию по фантастике. Именно эта книга открыла для многих читателей не далекий фантастический космос, а космос реальный и технически достижимый, и во многом обусловила общественный интерес к американской космической программе. Вилли Лей также был в течение многих лет консультантом NASA.
Книга Вилли Лея «Ракеты и полеты в космос» (англ. Rockets, Missiles and Space Travel), посвященная истории и современному (на тот момент) состоянию проектов, связанных с реактивными полетами, была в 1961 году выпущена в сокращённом переводе на русский язык.
Вилли Лей скончался от сердечного приступа 24 июня 1969 года, менее месяца не дожив до первой высадки человека на Луну — события, о котором он мечтал всю жизнь и на трансляцию которого уже был официально приглашён в Хьюстон в качестве почётного гостя.
Один из лунных кратеров, расположенных на обратной стороне Луны, назван в его честь Кратером Лей.
Также писал под псевдонимом Роберт Уилли
Вилли Лей (нем. Willy Ley; 2 октября 1906, Берлин — 24 июня 1969) — исследователь, писатель и популяризатор науки, один из наиболее последовательных ранних сторонников идеи… Развернуть