Вручение ноябрь 1980 г.

Страна: СССР (до сентября 1992 года) Место проведения: город Москва Дата проведения: ноябрь 1980 г.

Государственная премия СССР в области литературы

Лауреат
Хамид Гулям 3.5
Хамид Гулям - видный узбекский поэт, публицист, прозаик, автор целого ряда книг, переведенных на русский язык. За роман "Ташкентцы" писатель удостоен в 1974 году Государственной премии УзССР имени Хамзы.
В романе "Бессмертие" Хамид Гулям показал сложную обстановку 20-х годов в Средней Азии. Советская власть утвердилась, но борьба с притаившимися врагами продолжается, она требует беззаветной преданности делу революции, а нередко и самопожертвования.
Действие развертывается в одном из горных кишлаков, куда приезжает по специальному заданию молодой чекист Масуд. О героическом подвиге Масуда, разоблачившего вражескую банду, о его трогательной любви к Дильдор рассказывается в этой книге.
Лауреат
Павло Загребельный 4.2
Роман известного украинского советского писателя рассказывает о нашем сложном и интересном времени, в котором живут и трудятся, творят и мечтают, любят и побеждают герои книги - ученые, рабочие, колхозники. Произведение поднимает важную проблему - человек и научно-технический прогресс.
Роман удостоен Государственной премии СССР 1980 г.
Лауреат
Владимир Кеменов 3.0

Премия - за книги «Картины Веласкеса», «Веласкес в музеях СССР».

Имя Веласкеса - одно из самых блистательных в истории мирового искусства. Его картины действуют на зрителей с захватывающей силой. Художники называют его "бог живописи", на его картинах воспитались такие мастера последующих столетий, как Гойя, Мане, Уистлер. Исключительно высоко ценили Веласкеса русские художники. Крамской, Репин, Суриков, Серов, Нестеров, Бенуа, Кустодиев, Остроумова-Лебедева оставили о нем восторженные отзывы. Правдивость и художественная честность его искусства, человечность образов, благородство живописи вызывают огромный общественный интерес к его наследию.
Искусство Веласкеса сложно, для его постижения могут быть полезны разные подходы. Цель данной работы - рассмотреть сами картины Веласкеса в их связи с глубоко своеобразной жизнью Испании XVII века, художественным отображением которой они являются. Поэтому в книге даны некоторые исторические материалы, фактические сведения об изображенных событиях и лицах, помогающие читателям лучше постичь творения Веласкеса и уже на этой основе строить свои выводы и обобщения.
То обстоятельство, что в предлагаемой читателям книге на первый план выдвинуто рассмотрение самих картин, определило расчленение ее материала и название глав.
Для того чтобы дать читателю представление о характерах изображенных Веласкесом лиц - без чего трудно было бы судить о реалистической глубине созданных художником образов,- в начале этих глав даны исторические сведения о личностях, послуживших моделями для портретов. По тем же соображениям сначала излагаются фактические материалы, характеризующие личность римского папы Иннокентия X, а затем анализируется этот изумительный портрет.
Ввиду специфичности образов и для большего удобства сравнения их друг с другом в одну главу объединены портреты карликов и шутов ("труанес").
Большим композиционным полотнам посвящены отдельные главы. Анализу картины "Сдача Бреды" предпослано изложение фактических сведений, помогающих понять глубину и самостоятельность решения Веласкесом этого исторического сюжета.