Вручение 12 октября 2017 г.

В номинации "Событие" премией награжден Тульский фестиваль детской книги "ЛитераТула".

Страна: Россия Место проведения: город Москва, Бетховенский зал Большого театра Дата проведения: 12 октября 2017 г.

Современная русская проза

Лауреат
Андрей Рубанов 3.6
Андрей Рубанов - автор книг «Сажайте и вырастет», «Психодел», «Готовься к войне», «Стыдные подвиги» и многих других. Финалист премий «Национальный бестселлер» и «Большая книга».

Главный герой романа «Патриот» Сергей Знаев - эксцентричный бизнесмен, в прошлом успешный банкир «из новых», ныне - скорее неудачник, подрастерявший и богатство, и семью. Его сегодняшняя реальность - долги, ссоры со старыми друзьями, воспоминания…Сергей тешит себя мыслью, что в один прекрасный день он отправится на войну, где «всё всерьез», - но вместо этого оказывается на другой части света.
Ксения Драгунская 4.0
Ксения Драгунская — российский драматург, сценарист, детский писатель, искусствовед.

Дочь писателя Виктора Драгунского. Родилась и выросла в Москве. Окончила ВГИК.

Творческий дебют — пьеса «Яблочный вор», представленная в 1994 году на фестивале «Любимонка».

Пьесы Драгунской можно увидеть в академических театрах и в андеграудных подвальчиках, в любительских студиях и на студенческих показах, в облдрамтеатрах и на таких прогрессивных подмостках, как Центр драматургии и режиссуры.

Ее произведения — это сюжеты, насквозь пронизанные искренностью, чистой и непошлой любовью, романтикой и замечательным юмором.

Вкупе с работой профессионалов режиссуры на сцене ее пьесы становятся уникальными в своем роде постановками и пользуются высочайшим успехом у зрителей всех возрастов.

Творчество Ксении Драгунской используется для обучения студентов и подготовки профессионалов в таких вузах, как школа-студия МХАТ, РАТИ-ГИТИС, театральное училище им. Щукина, ВГИК, University of Iowa (США), Wayne State University (США).
Владимир Медведев 4.2
В романе Владимира Медведева «Заххок» оживает экзотический и страшный мир Центральной Азии. Место действия — Таджикистан, время — гражданская война начала 1990-х. В центре романа судьба русской семьи, поневоле оставшейся в горах Памира и попавшей в руки к новым хозяевам страны. Автор — тоже выходец из Таджикистана. После крушения СССР русские люди ушли с имперских окраин, как когда-то уходили из колоний римляне, испанцы, англичане, французы, но унесли этот мир на подошвах своих башмаков. Рожденный из оставшейся на них пыли, «Заххок» свидетельствует, что исчезнувшая империя продолжает жить в русском слове.
Герман Садулаев 3.6
""Иван Ауслендер"", новый роман Германа Садулаева, талантливого постмодерниста, финалиста премий ""Русский Букер"", ""Национальный бестселлер"", ""Большая книга"", – это полный сарказма и неожиданного тонкого лиризма интеллектуальный палп-фикшн о 2010-х годах, русской интеллигенции и поиске себя. Средних лет университетский преподаватель поневоле оказывается втянутым в политику: митинги, белые ленты, ""честные"" выборы… На смену мнимому чувству свободы вскоре приходит разочарование, и он, подобно известным литературным героям, пускается в путешествие по России и Европе, которое может стать последним…
Олег Ермаков 4.0
Магический мир природы рядом, но так ли просто в него проникнуть? Это возможно, если есть проводник. Таким проводником для горожанина и вчерашнего школьника, а теперь лесника на байкальском заповедном берегу, становится эвенк Мальчакитов, правнук великой шаманки. Его несправедливо обвиняют в поджоге, он бежит из кутузки и двести километров пробирается по тайге — примерно так и происходили прежде таежные драмы призвания будущих шаманов. Воображаемая родовая река Мальчакитова Энгдекит протекает между жизнью и смертью. Несет она свои воды и между домиками, населенными отшельниками-учеными, мечтающими о заповеднике нового типа, в котором сохранялись бы не только звери и птицы, но и его работники — трудяги и созерцатели, начертавшие на своем знамени девиз нестяжательства. Обтекаемая рекой Энгдекит, стоит на берегу гора Бедного Света, где ткут свой извечный диалог Адам и Ева. Пара орланов, кабарга и медведь — тоже герои этой книги, получившие в ней право голоса. И эти голоса вместе с голосами людей звучат красочной и драматической песнью, «Песнью тунгуса».
Надежда Волконская, Сергей Авилов 3.7
Проза Авилова - горька, порой трагична, но в том, что она абсолютно достоверна, сомнений не возникает. Герои Авилова - порой, антигерои. Но мы вместе с автором понимаем, что дело не в алкоголе или беспорядочных связях (это лишь форма отчаяния) - а в отсутствии любви и какой-либо жизненной опоры.

Есть ли надежда? Есть. И Авилов очень точно и талантливо ее обозначает. Надежда - это женская красота, доброта, обостренное ощущение прекрасного мира, окружающего нас. И самое главное - это благородство автора - ни грубость, ни холодное высокомерие ему не свойственны, он душой со своими героями. "Сюжетный двойник" автора, рассказывающий о своих передрягах, тоже - светел, хотя попадает в ситуации весьма рискованные… ну а как же иначе окажешься рядом со своими героями? Всюду - жизнь, и надо ее любить и ценить, и не ждать какой - то другой, идеальной - которой, наверное, не будет никогда. В этом смысл книги Авилова. И мне эта мысль кажется очень мужественной и актуальной.
В. Г. Попов
Сухбат Афлатуни 3.8
Когда люди любят друг друга, но не могут быть вместе, они меняются. Любовь срастается с болью, и обе пронизывают каждый день, каждую минуту их жизней. Лена и Лёня связаны навсегда, но у Лены – семья, а Лёня считается пропавшим без вести. Мир, в котором они живут, опрокинут в страшную сказку: в нем старики перестают умирать, и дети вынуждены сдавать их в страшные «геронтозории» среди лесов и болот... неужели пропавшему без вести Лёне удастся воскреснуть в непроходимых чащобах?

Роман-сказка, роман-притча, эта книга – и о любви, и о том, что есть вещи поважнее любви, но не возможные без нее.
Роман Богословский 4.2
На мой читательский взгляд, "Трубач у врат зари" молодого и талантливого прозаика Романа Богословского - звонкое и своеобразное, через полвека (и каких!) эхо молодежной прозы и вообще контркультуры 60-х, во многом определивших легендарную эпоху. Свежая рифма к мощному когда-то движению - по уровню искренности, драйва, безбашенности и любви - тому, чего у всех у нас в избытке было в юности, а сегодня так не хватает нашей зрелости и всей современной русской литературе.
Алексей Колобродов
Михаил Гиголашвили 3.8
Роман Михаила Гиголашвили «Тайный год» об одном из самых таинственных периодов русской истории - когда царь оставил престол Семиону Бекбулатовичу и затворился на год в Александровской слободе. Это не традиционный «костюмный» роман, но актуальная психодрама, с элементами фантасмагории. Две недели из жизни Ивана Грозного нужны автору, чтобы изнутри показать не только «природу власти», но и специфику болезненного сознания, вне особенностей конкретной исторической эпохи. Детальное описание этого загадочного периода необходимо Гиголашвили для того, чтобы ответить на важнейшие вопросы современности. Самый главный из них - почему фигура грозного царя вновь становится востребованной в XXI веке?
Артур Доля 3.0
Они идут по направлению друг к другу. Во времени 2000-х годов. В пространстве Ленинского проспекта Москвы. Он подобен Энею Вергилия. Она – Беатриче Данте. Литературные, культурные аллюзии превращают этот роман пути в культурологическое путешествие. Происходящее в нем порой похоже на съемку фильма – эпизоды, стоп-кадры, дубли, монтаж, бегут титры, стрекочет кинопроектор, а на подсознание воздействует 25 кадр. Как главный герой в ходе этого путешествия – возможно, не столько по Москве, сколько по лабиринтам собственного сознания – обретает внутреннюю независимость, так и автор демонстрирует самостоятельность своего взгляда на жизнь. Магический кристалл мировой культуры, через который он смотрит на мир, лишь помогает ему в этом. «Теперь я вижу как бы сквозь тусклое стекло» – смеется главный герой.
Борис Евсеев 3.0
«Дон-бас-с-с… Дон-дон-бас-с-с!» — звучит колокол. Из него выломали язык, его утопили в Северском Донце (по Геродоту — в Сиргисе), но над терриконами и перелесками, над Донецком и Енакиево, над разрушенными домами и полыхающими пожарами плывет неумолчный голос Новороссии.

«Повествование в рассказах» Бориса Евсеева, вызванное к жизни путешествием писателя по родным ему краям в апреле 2016 года, носит подзаголовок «Страсти по Донбассу». «Страсти» звучат как Пассионы Баха, тромбон смешного музыканта Кити обращается в ангельскую трубу, возрождается и звучит легендарная скифская арфа, перебиваемая голосами множества людей, птиц и рептилий, — вся эта волшебная музыка слышна в новой книге Евсеева.
Полина Жеребцова 4.7
Книга Полины Жеребцовой «Ослиная порода» посвящена ее предвоенному детству в Чечено-Ингушетии. У каждого человека есть детские воспоминания, о которых он предпочитает молчать или забыть. «И все-таки это самое лучшее время, поскольку потом пришла война, десять лет страха и ужаса», — считает автор книг «Муравей в стеклянной банке. Чеченские дневники 1994—2004 гг.», «Тонкая серебристая нить», «Дневник Жеребцовой Полины». Со своим суровым опытом детства Полина справляется радикально: она о нем рассказывает — простодушно, наивно, иронично и бесстрашно. Полина Жеребцова — журналист, лауреат Международной премии им. Януша Корчака, финалист премии им. Андрея Сахарова «За журналистику как поступок».
Павел Крусанов 3.4
Герои нового романа «Железный пар» - братья-близнецы. Один - реставратор старинных книг, одержим идеей выведения новой, безгрешной, человеческой породы.

Чтобы заинтересовать сильных мира сего своим проектом, ему необходимо переплести свой трактат, используя чудодейственный материал, естественные элементы которого можно добыть только в Таджикистане, в горящих копях Ягнобской долины. Воплотить эти идеи в жизнь ему поможет брат: он собирает экспедицию и отправляется в путешествие, которое изменит их судьбы, а, может быть, и всего человечества...
Виктор Мартинович 4.1
История взросления девушки Яси, описанная Виктором Мартиновичем, подкупает сочетанием простого человеческого сочувствия героине романа и жесткого, трезвого взгляда на реальность, в которую ей приходится окунуться. Действие разворачивается в Минске, Москве, Вильнюсе, в элитном поселке и заштатном районном городке. Проблемы наваливаются, кажется, все против Яси — и родной отец, и государство, и друзья… Но она выстоит, справится. Потому что с детства запомнит урок то ли лунной географии, то ли житейской мудрости: чтобы добраться до Озера Радости, нужно сесть в лодку и плыть — подальше от Озера Сновидений и Моря Спокойствия…

Оценивая творческую манеру Виктора Мартиновича, американцы отмечают его «интеллект и едкое остроумие» (Publishers Weekly, США). На другом берегу Атлантики считают, что «Виктор Мартинович — настоящая находка для европейской литературы» (Радио WDR 3, Германия). Наверняка и российский читатель проникнется симпатией к «новой Скарлетт О'Хара» — она этого заслуживает.
Александр Мелихов 3.6
Героиня нового романа А.Мелихова – криминальный психолог, и по роду службы через ее кабинет нескончаемой чередой проходят убийцы, чья судьба зависит от ее решения – считать их вменяемыми или невменяемыми. Современные лукреции со сто первого километра, медеи из лесхоза совершают отвратительные преступления, однако побудительным их мотивом, по мнению героини, является красота. Но ведь мы постоянно слышим, что красота спасет мир, а в книге А.Мелихова красота, как верно замечает В.Пустовая, – не спасительница, а провокатор. Так, может, проще жить без красоты? Может быть, без нее мир стал бы гуманнее?
Вадим Месяц 3.9
Смешные, грустные, лиричные рассказы Вадима Месяца, продолжающие традиции Сергея Довлатова – о бесконечном празднике жизни, который начался в семидесятые в Сибири, продолжился в перестроечной Москве и перешел в приключения на Диком Западе, о счастье, которое всегда с тобой, об одиночестве, которое можно скрыть, улыбнувшись. О чем Веселые и грустные истории о жизни и любви Вадима Месяца, поэта, высоко оцененного Довлатовым и Бродским, - о хулиганском отрочестве в позднесоветском Томске, безумной московской юности, алкогольных и прочих приключениях в Америке в девяностые. Для кого Книги Месяца привлекут ценителей Довлатова, раннего Лимонова и, вместе с тем - Генри Миллера, заставят каждого смеяться, плакать и вновь смеяться.
Дмитрий Новиков 4.1
Дмитрий Новиков родился и живет в Карелии. Учился в медицинском институте, служил на Северном флоте. Автор книг «Муха в янтаре», «Вожделение», «В сетях Твоих». Лауреат «Новой Пушкинской премии».

Герой нового романа «Голомяное пламя» отправляется на берега северных озер и Белого моря за настоящим, которое неожиданно оказывается неотъединимо от недавнего прошлого. На фоне мощной северной природы драма отдельного человека здесь и сейчас начинает казаться ничтожно малой, а трагедия народа – непоправимо большой.
Михаил Однобибл 3.8
Обостренный интерес книжников сфокусировал на этой книге литературный критик Лев Данилкин: он в рукописи выдвинул «Очередь» на премию «Национальный бестселлер». Имеет ли вообще рукопись право на звание бестселлера? Вот чуть не получила, была одним из двух главных претендентов на лавры. А когда победителем, с перевесом в один голос, был назван Леонид Юзефович, он счел необходимым заявить: «Если бы председателем жюри был я, то присудил бы победу Михаилу Однобиблу». Роман совершенно особенный, возникший, как считает автор, «из разницы ощущений гор и города», писавшийся шестнадцать лет на удаленной станции Кавказского заповедника и краткому пересказу не поддающийся. В центр повествования забрел, по словам автора, «последний нормальный человек — учетчик сезонных бригад». Что из этого вышло? Вышла «Очередь» — «серьезная, странная и страшная книга о той очереди, в которой стоим мы все и которая называется жизнью» (Сергей Волков).
Георгий Панкратов 4.2
«Лунный кот» – новая городская легенда Нижнего Новгорода. Мистика, ужасы и детектив, вплетенные в каноны русской психологической прозы и замешанные на современной повестке дня. Новая редакция романа Георгия Панкратова, автора журналов «Знамя», «Новый мир», «Урал», «Знание-Сила: Фантастика» и контркультурного «Опустошителя». Роман получил премию журнала «Урал» за лучшую публикацию года в прозе, был включен в длинные списки премий «Ясная поляна» и «Русский детектив».
Ольга Покровская 4.1
Ольга Анатольевна Покровская - писатель, чьи книги поддерживают в трудную минуту и восполняют нехватку добра, которую мы все порой ощущаем. Роман "Полцарства" - глубоко человечный, но одновременно дерзкий и накалённый - поднимает "вечные вопросы" бытия, которые каждый решает по-своему. Мир дружной семьи Спасёновых, полный старинного уюта, взаимной поддержки и душевного тепла, оказывается не в силах удержать героев в своём "раю". Они вырываются на ветер жизни, чтобы жертвовать собой, совершать ошибки и подвиги, терять голову - но не оставаться равнодушными.



Герои проживают весну во всей полноте - от Масленицы до начала лета, - и в течение этого времени каждый из них оказывается перед необходимостью совершить выбор, меняющий всю дальнейшую жизнь.


Погружаясь в атмосферу романа, мы с удивлением обнаруживаем, как оживает текст: сквозь печатную канву сквозит тёплый весенний ветер, по страницам мелькает кружевная тень деревьев, а порой вдруг что-то незримое, исцеляющее печали бережно коснётся души, и начинается волшебство.
Валерий Попов 3.8
В новой книге выдающегося петербургского писателя Валерия Попова ""Ты забыла свое крыло"" постоянно происходят чудеса: из-за туч выглядывает солнце, прибывает на велосипеде рыжеволосая муза, топочущий по потолку сосед-мошенник оборачивается прекрасной девушкой (и не только), таблетка для бессмертия в последний момент оказывается в мусорном ведре, а в питерском дворе-колодце поселяется верблюд… И все это – посреди тяжкой, полной забот и горя жизни героя, которому на первый взгляд нечему особо радоваться. Валерий Попов, великий ""испытатель жизни"", уверен, что русская жизнь – самая позитивная, и знает, что чудеса случаются только по воле самого человека. О чем Книги «невезучего оптимиста» - известного петербургского писателя Валерия Попова», по-настоящему жизнеутверждающие: радость в них преодолевает страдание, а здравый смысл побеждает абсурд. Герой Попова находится в вечном поиске любви и счастья и получает их от мира. Для кого Новые повести В. Попова - для тех, кто любит и знает его творчество, и всех читателей, кто ценит качественную литературу, готов посмеяться над собой и окружающим миром, и уверен, что и грех можно изобразить как удачу.
Михаил Попов 4.4
Роман Михаила Попова «На кресах всходних» («На восточных рубежах») воссоздает картину грандиозного партизанского движения в Белоруссии во время Великой Отечественной войны, освещая тему народной войны с немецкими оккупантами. В центре событий — простая белорусская деревня, где под гнетом нацизма отдельные человеческие судьбы сплетаются в сложную, драматическую сагу.
Олег Рябов 3.8
Перед нами – сборник рассказов удивительного писателя. Так чувствующего весь трагизм и комизм человеческой жизни, так тонко способного передать ее шум и ярость, что, кажется, его живые герои, их простые и странные истории всегда были с нами, мы не могли их не знать, не могли вместе с ними не жить. Каждый рассказ остается привкусом удивления на губах, запахом, облачком смыслов вокруг тебя, читающего… Кажется, автор знает вещество жизни от и до. Мастер работает без нажима, на полутонах. Органика стиля такова, что, когда заканчиваешь читать эту книгу, какое-то время еще смотришь вокруг глазами писателя – и любой пустяк кажется прекрасным.
1 2 3