Вручение октябрь 2012 г.

Страна: Россия Место проведения: Тульская область, Щекинский район, Усадьба «Ясная поляна» Дата проведения: октябрь 2012 г.

Современная классика

Лауреат
Валентин Распутин 4.5
Имя Валентина Распутина широко известно и в России, и за ее пределами - его книги переведены на многие языки мира.
В его творчестве нашла отражение острейшая проблема конца XX века: разрушение природы и нравственности под воздействием цивилизации. Писатель задается вопросами о смысле жизни, о соотношении нравственности и прогресса, о смерти и бессмертии. И о том, что делает человека человеком: о мужестве и достоинстве, о терпении и вере. В. Распутин создает образы русских женщин, носительниц нравственных ценностей народа, его философского мироощущения, развивающих и обогащающих образ сельской праведницы.
В повести "Прощание с Матерой" с наибольшей полнотой воплотилась русская идея соборности, слиянности человека с миром, Вселенной, родом. В повести "Живи и помни" писатель рассказал неоднозначную историю солдата, которого все считают дезертиром, показав трагичность и крайнюю степень несовершенства военного времени.
Пронзительная искренность, трагизм и исповедальность прозы В. Распутина потрясают не одно поколение читателей.

XXI век

Лауреат
Евгений Касимов 3.2
Герой книги Евгения Касимова Христофор, едва не став жертвой аборта, рождается и получает редкое имя в честь деда и, само собой, - древнего святого. Но жить Христофору предстоит до ужаса обыкновенно - в поселке Розы Люксембург, среди угрюмых женщин в телогрейках и мужчин советского кроя. А на дворе между тем - восьмидесятые, гремит Олимпиада, и страна, танцуя, движется к пропасти...
Юрий Буйда 4.2
Ида Змойро - героиня романа Буйды СИНЯЯ КРОВЬ - прекрасный художественный двойник реальной актрисы советского кино сороковых годов прошлого века Валентины Караваевой. Очень быстро ставшая звездой, Караваева столь же быстро сгорает в зените славы. Сталинская премия, стремительный взлет карьеры, приглашения в постановки ведущих европейских театров, брак с английским атташе Джорджем Чапменом - и тут же чудовищная автокатастрофа, навсегда обезобразившая лицо красавицы. Развод, возвращение в Союз, старость в новой, постперестроечной России.
Буйда превращает реальную трагическую судьбу в прекрасную легенду. Сотворенный вокруг Караваевой и ее времени миф завораживает и пленяет. А литературное мастерство, с которым написан роман, вряд ли оставит равнодушными даже самых искушенных ценителей слова.
Олег Павлов 3.8
"Дневник больничного охранника" - новая книга лауреата премии "Русский Букер" Олега Павлова, автора романов "Казенная сказка" и "Асистолия" - продолжает его пронзительную исповедальную прозу. Это хроника приемного отделения обыкновенной московской больницы. Между "Записками из мертвого дома" Достоевского и "Колымскими рассказами" Шаламова прошло ровно сто лет, и легко догадаться, сравнивая данные этих двух контрольных точек, какой путь прошло русское общество, в какую сторону двигалось... От "Ракового корпуса" Солженицына до "Дневника больничного охранника" Олега Павлова - дистанция всего в полвека.
Юрий Петкевич 3.9
Художника Юрия Петкевича называют наследником Марка Шагала и Анри Руссо, прозаик Петкевич, по мнению многих, единственный современный ученик и последователь Андрея Платонова.
В книге "С птицей на голове" собраны и наивные рассказы о счастье, и авангардистская проза, и инфернальная история семьи первой половины XX века. Автор смотрит на мир глазами ребенка или блаженного, его мир населен странными людьми, которые воспринимают жизнь как "одну великолепную мелодию", и даже в опустошенной деревне все равно светит солнце и поют соловьи.
Книга иллюстрирована рисунками автора.
Марина Степнова 4.5
Марина Степнова – прозаик, автор романов «Хирург», «Женщины Лазаря», «Безбожный переулок» и рассказов, которые охотно печатают журналы «Сноб», «Новый мир», «Знамя» и др. Книги Марины Степновой переведены на двадцать языков. Роман «Женщины Лазаря» завоевал популярность в России и за рубежом, а также ряд главных литературных наград, в том числе премию «Большая книга».
Роман "Женщины Лазаря" – необычная семейная сага от начала века до наших дней. Это роман о большой ЛЮБВИ и большой НЕЛЮБВИ.
Лазарь Линдт, гениальный ученый и большой ребенок, "беззаконная комета в кругу расчетливых светил", – центр инфернальных личных историй трех незаурядных женщин. Бездетную Марусю, жену его старшего друга, смешной юноша, возникший на пороге ее дома в 1918 году, полюбит совсем не сыновьей любовью, но это останется его тайной. Уже после войны в закрытом городе N светило советской науки влюбится по уши в молоденькую Галину и буквально украдет в "другу жизнь", но... заслужит только нешуточную ненависть. Третья "женщина Лазаря", внучка-сирота Лидочка, унаследует его гениальную натуру, но будет мечтать только об одном – обрести свой, невоображаемый дом, полный тепла и скрипа настоящих половиц. Марусин дом.
Андрей Столяров 2.8
Роман о ближайшем будущем. Россия распалась на ряд государственных об-разований, находящихся под контролем западных стран. Главный герой оказывается в разных сегментах этого мира. Сначала – в глухом поселке, откуда загадочные манайцы вытесняют русское население, затем – в Петербурге, где разворачи-вается подпольное сетевое сопротивление, далее он попадает в лагерный агломерат, которым владеет немецкий концерн, и наконец – в «Град Китеж» – уральский анклав, организованный на христианско-социалистических принципах. Такие анклавы («китежи») возникают по всей России. Разгром их местными властями переполняет чашу терпения: «народные армии» движутся на Москву… Страна на распутье… Дороги скрывает туман… Возможно, именно это будущее нам уготовано… И – как другая сторона той же самой реальности – всплеск терроризма, накрывающий всю Европу. Немецкая «Красная армия» пытается вновь взять Берлин. Ничто не может противостоять неуловимым демонам мрака…

Детство. Отрочество. Юность

Лауреат
Андрей Дмитриев 3.8
Андрей Дмитриев сокращает дистанцию между своими придуманными героями и реальными современниками. В "Крестьянине и тинейджере" он их столкнул, можно сказать, вплотную - впечатление такое, что одного ("тинейджера") только что повстречал на веселой Болотной площади, а другого ("крестьянина") - в хмурой толпе у курской электрички.
Марина Аромштам 4.3
"Все могло сложиться по-другому, если бы у меня был папа. Тогда мама могла бы с ним посоветоваться. Посоветовалась и не отдала бы меня учиться к Татьяне Владимировне. Татьяна Владимировна не сказала бы: "Встать! Руки за голову!" Дедушка не пришел бы в ужас и не стал бы настаивать на моем переводе в другую школу. И я не попала бы в класс к Марсем. Это Марсем рассказала нам об ангелах - о том, что они должны отдыхать. С тех пор прошло много лет. Но когда со мной что-нибудь случается - плохое или хорошее, - я об этом вспоминаю". Но прежде, чем Марсем рассказала об ангелах, в жизни Алины произошло множество событий: В.Г. начал приходить в гости, принцы совершили подвиг, класс обрел нового ученика, а шкафчики лишились магнитов...
Роман Марины Аромштам "Когда отдыхают ангелы" получил Национальную детскую литературную премию "Заветная мечта", Приз детской признательности за открытие и приобщение к миру чтения "Размышление о Маленьком Принце", вошел в список "Нравится детям Ленинградской области" и список выдающихся книг мира "Белые вороны", составляемый Мюнхенской международной детской библиотекой.
Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак 4.5
Что будет, если девчонка из 2018 года вдруг окажется в 1980 году? А мальчик из 1980 года перенесется на ее место? Где лучше? И что такое "лучше"? Где интереснее играть: на компьютере или во дворе? Что важнее: свобода и раскованность в чате или умение разговаривать, глядя в глаза друг другу? И самое главное - правда ли, что "время тогда было другое"?
А может быть, время всегда хорошее, и вообще, все зависит только от тебя...