Колм Тойбин (англ. Colm Tóibín) — ирландский писатель, журналист, литературный критик. Пишет на английском языке.
Колм Тобин родился на юго-востоке Ирландии в ирландском городке Эннискорти в 1955 году. Помимо него в семье было ещё четверо детей. Дед Патрик Тобин был членом ИРА и принял участие в восстании в Эннискорти в 1916 году. Отец Колма был учителем, он умер, когда мальчику было 12 лет.
Колм Тобин учился в колледже святого Петра в Вексфорде, затем поступил в Дублинский университетский колледж, который окончил в 1975 году и сразу уехал в Барселону. В своём первом романе "Юг" (шорт-лист премии Whitbread за дебютный роман и Премия газеты Irish Times за лучший литературный дебют), написанном в начале 1990-х Тобин вспоминает этот город. В 1978 году Тобин вернулся в Ирландию, попытался получить степень мастера, но бросил обучение ради журналистики. В 1982 году Тобин стал редактором журнала Magill, но оставил эту работу в 1985 после размолвки с руководством, несколько лет путешествовал по Африке и Южной Америке.
Результатом его путешествий стали несколько документальных книг. Его следующий роман The Heather Blazing (1992) получил премию Encore. За ним последовал роман The Blackwater Lightship (1999), попавший в шорт-лист Дублинской премии и шорт-лист премии Букер. А в 2004 году он выпустил роман «Мастер», который был увенчан сразу несколькими литературными премиями: Дублинской премией, французской премией Prix du Meilleur Livre и американской LA Times Novel of the Year, а также попала в шорт-лист Букера. Следующий роман Тойбина, «Бруклин» (2009) также не остался без премии – премия Costa за лучший роман года.
Его книги переведены более, чем на 30 языков. Колм Тойбин – почетный доктор Университета Ольстера, Дублинского университетского колледжа и Университета Восточной Англии. Он преподавал в Принстонском Университете, читал лекции в Стэнфордоском университет и Манчестерском университете. В данный момент он является профессором кафедры английской литературы в Колумбийском университете Нью-Йорка. Колм Тойбин – возможно, самый уважаемый и значительный ирландский писатель нашего времени.
Колм Тобин открыто говорит о своей нетрадиционной ориентации.
Колм Тойбин (англ. Colm Tóibín) — ирландский писатель, журналист, литературный критик. Пишет на английском языке. Колм Тобин родился на юго-востоке Ирландии в ирландском… Развернуть
Эдна О'Брайен - ирландская писательница, автор романов, рассказов, пьес.
Родилась 15 декабря 1930 года в Туамграни (графство Клэр), маленькой деревушке на востоке Ирландии с населением около 200 человек. Жители деревни были ревностными католиками. О'Брайен получила строгое воспитание в монастыре. Выйдя из него, она поступила в Фармацевтический колледж, отчасти чтобы вырваться из стеснявшего ее окружения. В 1959 она переехала в Лондон. С 1952 по 1964 была женой писателя Эрнста Геблера.
Первый роман О'Брайен, Деревенские девочки (The Country Girls, 1960) положил начало трилогии. В нем рассказывается о двух ирландских девушках, сбежавших из-под строгого надзора семьи и монастырской школы, чтобы отправиться в Дублин в поисках счастья. Их дальнейшая жизнь прослежена в романах Одинокая девушка (The Lonely Girl, 1962) и Девушки в блаженстве замужества (Girls in Their Married Bliss). Обе героини обосновываются в Лондоне, постепенно разочаровываются в браке и в мужчинах. Эти романы в 1986 были объединены писательницей в Трилогию о деревенских девушках с Эпилогом (The Country Girls Trilogy and Epilogue). Эпилог был добавлен в качестве ретроспективы жизни двух героинь. Романы, собранные вместе и снабженные заключением, обрели связность и законченность, наполнились новым смыслом. К тому же, в 1986, О'Брайен была уже признанным автором. Трилогия получила множество одобрительных отзывов. Терренси Рафферти писал: «Точные психологические наблюдения, изящные и волнующие описания... Эпилог завершает рассказ, возвращая его на круги своя, придавая жизни трагизм, который был бы непереносим, не будь он художественной условностью. Красота и бессмертие языка порождают надежду».
По мнению критики, повествовательное мастерство О'Брайен ставит ее в один ряд с лучшими ирландскими писателями, в числе которых Джеймс Джойс, Фрэнк О'Коннор, Шон О'Фаолайн. Наиболее ярко этот дар О'Брайен проявляется в рассказах. Они представлены в сборниках Предмет любви (The Love Object, 1968), Женщина скандального поведения (A Scandalous Woman, 1974), Миссис Рейнхардт и другие рассказы (Mrs. Reinhardt and Other Stories, 1978), Роза в сердце (A Rose in the Heart, 1979) и Слайды (Lantern Slides).
Самый значительный сборник – Сердце фанатика. Избранные рассказы. Он составлен из двадцати девяти рассказов, написанных за два десятилетия писательской деятельности. В них темы детства, любви, предательства, утрат рассматриваются с точки зрения женского восприятия. Эти истории привлекательны тем, что в них, кажется, обнажается душа самого автора. По мнению Джонатана Ярдли, критика из Вашингтон Пост Бук Уорлд, «в них есть все: жестокость, предрассудки, безумие, пьянство, диктат религии, забитые женщины. Ирландия в изображении О'Брайен такая же суровая и косная, как Юг в изображении Флэннери О'Коннора. И все же ее героини стремятся к любви и добру, к близости, основанной на взаимопонимании, и это вносит в рассказы неожиданную теплоту, обогащающую общую картину».
О'Брайен является автором детских книг, сценариев, а также биографий Дж. Джойса Портрет Джойса в браке (A Portrait of Joyce's Marriage, 1981) и Джеймс Джойс (James Joyce, 1999).
Эдна О'Брайен - ирландская писательница, автор романов, рассказов, пьес. Родилась 15 декабря 1930 года в Туамграни (графство Клэр), маленькой деревушке на востоке Ирландии с… Развернуть
Сэр Том Стоппард — британский драматург, режиссёр, киносценарист и критик.
Родился 3 июля 1937 городе Злин (Чехословакия) под именем Томаш Штраусслер в интеллигентной еврейской семье.
В начале немецкого вторжения в Чехословакию семья Штраусслер бежала в Сингапур. В связи с угрозой неминуемого японского вторжения в 1941 Марта Штраусслер (урожд. Бек) вместе с двумя сыновьями была вынуждена бежать дальше в Индию. Отец Тома, врач обувной фирмы «Батя» Евжен Штраусслер, вместе с другими мужчинами-работниками фирмы был оставлен в Сингапуре, интернирован японскими войсками после захвата ими города и погиб при бомбардировке на море. Оставшиеся в Чехословакии родственники Стоппарда, включая бабушек, дедушек и трёх сестёр его родителей, погибли во время оккупации.
В 1946 мать Тома вторично вышла замуж за майора британской армии Кеннета Стоппарда и уехала вместе с ним в Англию. Стоппард, дав мальчикам свою фамилию, сделал всё, чтобы они выросли настоящими британцами. Том учился в частных школах-интернатах в Ноттингемшире и Йоркшире. В 1954, когда Тому было 17 лет, его выгнали из школы, и он занялся журналистикой, сотрудничая в бристольских газетах. Приехав в 1960 в Лондон, он начинает писать для радио и телевидения, работать театральным критиком под псевдонимом Уильям Бут.
Написанная в 1966 пьеса «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» принесла Стоппарду известность.
В 1970-х начинается международная политическая активность Стоппарда. В феврале 1977 он впервые побывал в Москве вместе с людьми из Amnesty International.
В Москве, кстати, мне было страшно. Тут было серо, холодно, за мной следили, фотографировали на улицах, в Питере было чуть лучше.
В июне Стоппард встретился с Владимиром Буковским в Лондоне и поехал в Чехословакию. Там он познакомился с оппозиционным драматургом Вацлавом Гавелом, которому посвятил свою следующую пьесу «Профессиональный трюк», в предисловии к которой писал, что поводом к созданию пьесы стало появление «Хартии-77». Стоппард также перевёл некоторые работы Гавела на английский, работал в журнале Index on Censorship, защищающем свободу слова, и в комиссии против злоупотребления психиатрией. В 1983 в Стокгольме была основана премия Тома Стоппарда для неофициальных чешских авторов.
В 2000 Стоппард получает от королевы Елизаветы II британский орден «За заслуги» и становится сэром Томом. У него четверо сыновей от двух браков и, как говорит сам Стоппард, «один мой сын — актёр, а другой совершенно не любит театр».
В 2005 Стоппард приезжал в Минск по приглашению Натальи Коляды и Николая Халезина, директоров проекта Белорусский свободный театр. Стоппард вместе со своим другом экс-президентом Чехии Вацлавом Гавелом и американским драматургом Артуром Копитом оказывают проекту поддержку.
Ныне же Стоппард — частый гость в Москве. Например, в начале 2007 в киноклубе «35 мм» прошёл фестиваль фильмов, в которых Стоппард выступил в качестве и режиссёра, и сценариста.
И, наконец, 6 октября 2007 в Российском Академическом Молодёжном Театре состоялась премьера пьесы сэра Тома «Берег Утопии», написанная им в 2002. В этой драматической трилогии рассказывается о России XIX века, в ней действует множество персонажей как русской, так и зарубежной истории: Александр Герцен, Пётр Чаадаев, Иван Тургенев, Виссарион Белинский, Михаил Бакунин, Александр Огарёв, Николай Станкевич, Николай Чернышевский, Тимофей Грановский, Иван Аксаков, Карл Маркс и многие другие.
Сэр Том Стоппард — британский драматург, режиссёр, киносценарист и критик. Родился 3 июля 1937 городе Злин (Чехословакия) под именем Томаш Штраусслер в интеллигентной… Развернуть
Тони Харрисон - английский поэт, переводчик и драматург.
Родился в Лидсе, получил классическое образование в Лидской гимназии и Лидском университете. Является одним из ведущих британских поэтов.
Многие его произведений были исполнены в Королевском Национальном театре.
Известен также противоречивыми произведениями, такими как поэма "V", и своими версиями драматических произведений.
Известен своими откровенными взглядами, особенно на войну в Ираке.
Тони Харрисон - английский поэт, переводчик и драматург. Родился в Лидсе, получил классическое образование в Лидской гимназии и Лидском университете. Является одним из ведущих… Развернуть
Хилари Мэри Мантел, в девичестве Томпсон, родилась 6 июля 1952 года в английском городе Глоссоп графства Дербишир. Ее родители, Маргарет и Генри Томпсон, имели ирландское происхождение. После потери связи с отцом в одиннадцать лет, она взяла фамилию своего отчима, Джека Мантела.
Свое детство Хилари, старшая из троих детей, провела в маленькой деревне Хэдфилд, учась в местной католической начальной школе. Также она посещала женский монастырь в местечке Ромили графства Чешир. В 1970 году Мантел поступила в Лондонскую школу экономики и политических наук, откуда, некоторое время спустя, перевелась в Университет Шеффилд, где в 1973 году получила диплом бакалавра юриспруденции.
После окончания университета она работала в социальной службе больницы, занимающейся профилактикой и лечением заболеваний пожилых людей.
В 1974 году Мантел начала писать роман о трех деятелях Великой французской революции (Ж. Ж. Дантоне, М. Робеспьере и К. Демулене), прослеживающий их жизненные пути от детства до преждевременной смерти во время событий 1794 года. Роман, названный «A Place of Greater Safety», был опубликован в 1992 году и награжден премией «Sunday Express Book of the Year award».
В 1977 году она переехала жить в Ботсвану к своему мужу, Джеральду МакЮэну (Gerald McEwen), за которым была замужем с 1972 г. Позднее они провели четыре года в городе Джидда в Саудовской Аравии. Воспоминания о том периоде легли в основу статьи «Someone to Disturb», опубликованной в журнале «London Review of Books» и получившей премию «Shiva Naipaul Memorial Prize».
В начале третьего десятка своей жизни Мантел начала страдать от тяжелого и изнурительного психического заболевания, в результате чего она была вынуждена лечь в больницу и пройти курс лечения нейролептиками. Впрочем, прием препаратов, оказал отрицательный эффект на ее психическое состояние и в течение нескольких лет она воздерживалась от обращения за помощью к врачам. Позднее, находясь в Африке, Мантел поняла, что, вероятно, страдала от тяжелой формы эндометриоза, распространённого гинекологического заболевания, диагноз которого затем был подтвержден в Лондоне. Последующая операция лишила Хилари возможности иметь детей, а длительная стероидная терапия привела к значительным изменениям ее внешности.
Вернувшись в Англию, Мантел занималась написанием критических статей для журнала «The Spectator» (с 1987 по 1991 г.) и ряда газет и журналов в Великобритании и США.
Ее первый роман, «Every Day is Mother's Day», был опубликован в 1985 году, а год спустя вышло его продолжение — «Vacant Possession».
Далее последовала книга под названием «Eight Months on Ghazzah Street», основанная на личном опыте жизни в Саудовской Аравии. Роман использовал опасное столкновение ценностей между соседями в душном городском многоквартирном доме, чтобы иллюстрировать напряженные отношения между Исламом и либеральным Западом.
Роман «A Change of Climate» (1994), действие которого происходит в сельской местности графства Норфолк, рассказывает о Ральфе и Анне Элдредах, посвятивших свои жизни благотворительности, и их четырех детях. Книга включает главы о совместной миссионерской жизни супругов в Южной Африке сразу после свадьбы, о заключении и последующей депортации их в британский протекторат Бечуаналенд и трагедии, которая произошла там.
В основе книги «An Experiment in Love» (1995), обладательницы премии «The Hawthornden Prize», лежит история о трех девушках, вынужденных покинуть родные места для учебы в университете Лондона. Роман, в котором в одном из эпизодов появляется Маргарет Тэтчер (действие происходит в 1970 г.), исследует женские желания и амбиции и то, в каком виде они воплощаются в реальной жизни.
Следующая книга Мантел «The Giant, O’Brien» (1998) рассказывает реальную историю о великане по имени Чарльз Бирн, который жил в Лондоне в XVIII столетии. Вследствие повреждения функций гипофиза у него был нарушен контроль за выделением ограничительных гормонов роста, поэтому к концу жизни Чарльз дорос до 2,5 метров. Его постоянно окружала команда врачей, терпеливо ожидающая кончины «великана», чтобы заняться изучением скелета. Особенную настойчивость проявил шотландский врач Джон Хантер владелец музея в Лондоне, который повсюду носил за собой большую металлическую емкость, в которой он собирался сварить беднягу, чтобы отделить мясо от костей. Постоянное созерцание вышеупомянутой емкости привело Бирна к нервному потрясению, что, в конце концов, и стало причиной его смерти. Сегодня скелет великана хранится в Английском королевском хирургическом колледже в Лондоне. Позже Мантел адаптировала роман для радиопостановки станции «BBC Radio Four», в которой роль Чарльза Бирна озвучил Ллойд Хатчинсон, а Джона Хантера – Алекс Нортон.
В 2003 году Мантел издала собственную биографию под названием «Giving Up the Ghost», получившую премию ассоциации «Mind» (National Association for Mental Health) в номинации «книга года», и сборник автобиографических рассказов «Learning To Talk».
В 2006 году Хилари Мантел была награждена почетным орденом «Commander of the Order of the British Empire».
Опубликованный в 2009 г. исторический роман «Wolf Hall» («Волчий зал») повествует о событиях, происходивших в Британии в 1520-х гг. Главный персонаж книги – Томас Кромвель, английский государственный деятель, первый советник Генриха VIII, главный идеолог Английской Реформации и один из основателей англиканства. Книга была удостоена наград «Man Booker Prize» («Букеровская премия») и «Walter Scott Prize». Продолжение истории про Кромвеля, роман «Bring Up the Bodies», также стал обладателем Букеровской премии, поставив Мантел на одну ступень с Дж. М. Кутзее и Питером Кэри, которые также дважды становились лауреатами этой престижной премии. В настоящее время Хилари Мантел работает над романом-окончанием трилогии, который она планирует назвать «The Mirror and the Light».
Помимо этого продолжается работа над небольшой книгой «The Woman Who Died of Robespierre», речь в которой пойдет о жизни польского драматурга Станислава Пшибышевского.
Хилари Мантел также активно пишет статьи для газет «The Guardian», «The London Review of Books» и «The New York Review of Books».
Фантастика в творчестве автора. Роман «Fludd» (1989), события которого разворачиваются в 1956 году в вымышленной северной деревушке под названием «Fetherhoughton», где в Римско-католической церкви таинственный незнакомец совершает алхимические преобразования жизней униженных и презираемых обывателей. Книга была удостоена премий «Southern Arts Literature Prize», «The Cheltenham Prize» и «The Winifred Holtby Memorial Prize». «Чернее черного» (2005) — роман о современном спиритизме с мистическими мотивами. Главная героиня, медиум, в течении многих лет имеет так называемого «духовного помощника» — это призрак человека из ее прошлого. Помощник сопровождает ее практически всюду, а вскоре уже и в компании с другими представителями потустороннего мира. Эта компания доставляет массу неудобств и заставляет героиню искать пути избавления от тяжкого груза трагедии прошлого.
Хилари Мэри Мантел , в девичестве Томпсон, родилась 6 июля 1952 года в английском городе Глоссоп графства Дербишир. Ее родители, Маргарет и Генри Томпсон, имели ирландское… Развернуть
Джулиан Барнс родился 19 января 1946 года в городе Лестер. Закончил Оксфордский университет, специализируясь в западноевропейских языках, после чего работал лексикографом оксфордского словаря.
Первыми литературными опытами стали детективные рассказы, которые Барнс публиковал под псевдонимом Дэн Кавана. После ряда публикаций в литературных альманахах — напечатал свой первый роман «Метроленд», удостоенный премии Сомерсета Моэма. Роман рассказывает о судьбе поколения бунтарей и нигилистов 1960-х. Роман «История мира в 10 ½ главах» (1989) явился настоящим событием в литературе. Написанный в жанре антиутопии, роман ищет ответы на ряд философских вопросов о сущности человека, его прошлом, настоящем и будущем. Среди произведений Барнса есть новеллы о любви, например «До того, как она встретила меня», «Любовь и так далее». Роман «Попугай Флобера» представляет собой интересное исследование о роли автора в творческом процессе.
Был женат на своём литературном агенте Пэт Кавана, с которой они жили в Северном Лондоне. В октябре 2008 Пэт скоропостижно умерла от рака.
Барнс трижды за свою творческую карьеру попадал в шорт-лист Букеровской премии. В 2011 году получил ее за роман "Предчувствие конца" (The Sense of an Ending).
Джулиан Барнс родился 19 января 1946 года в городе Лестер. Закончил Оксфордский университет, специализируясь в западноевропейских языках, после чего работал лексикографом… Развернуть
Хини Шеймас Джастин - ирландский писатель, поэт, переводчик и преподаватель.
Родился на ферме Моссбон в североирландском графстве Дерри, в католической семье.
В 1961 году окончил Университет Квинс в Белфасте. Преподавал в школе.
С 1972 года жил в Дублине, в 1976-1982 гг. и преподавал в Кэрисфорт-колледже. С 1982 года стал преподавателем Гарвардского университета, с 1984 года - в должности профессора, с 1989 по 1994 год — в Оксфордском университете.
Первая небольшая книга Хини «Одиннадцать стихотворений» была издана в ноябре 1965 года. В 1966 году вышел его первый полноформатный сборник «Смерть натуралиста». За ним последовали многие другие.
Основные темы и составляющие поэзии Хини – древняя кельтская культура, растворяющаяся в культуре, привнесенной англичанами, католицизм, подтачиваемый изнутри ироничностью образованного провинциала, провинциальная литературная традиция в ее соприкосновении с традицией континентальной.
Как эссеист, Хини известен произведениями «Предпочтения» (1980), «Единоначалие речи» (1986).
Хини Шеймас Джастин - ирландский писатель, поэт, переводчик и преподаватель. Родился на ферме Моссбон в североирландском графстве Дерри, в католической семье.
В 1961 году… Развернуть
Берил Бейнбридж (1934-2010) - английская писательница.
Берил Бейнбридж родилась 21 ноября 1934 года в Ливерпуле (Великобритания). Ее отец в годы Великой депрессии обанкротился, и между ним и женой часто возникали ссоры. По собственному признанию Бейнбридж, тяготение к слову она приобрела благодаря радиопередачам - родители обычно включали приемник на полную громкость, чтобы заглушить шум семейных скандалов. В 14 лет за сочиненный Берил непристойный лимерик ее исключили из школы, и с 16 лет она стала актрисой в местном театре. Впоследствии Бенйбридж работала клерком в издательстве, на бутылочной фабрике.
В 2000 году писательница была отмечена орденом Британской империи и получила право на титул "дама".
Берил Бейнбридж (1934-2010) - английская писательница. Берил Бейнбридж родилась 21 ноября 1934 года в Ливерпуле (Великобритания). Ее отец в годы Великой депрессии… Развернуть
Том Ганн - американский поэт британского происхождения, более 40 лет проживший в США.
Отец: Герберт Смит Ганн (редактор, Эскиз The Daily)
Мать: Энн Шарлотта Thomson (литературный журналист, d., когда Thom был 15),
Брат: Андр Ганн (Пензанса, Англия)
Друг: Майк Китей (вместе 52 года, сожительствовал в Сан-Франциско),
Средняя школа: университетская Школа Колледжа
Университет: Тринити-Колледж, Кембриджский университет (1953)
Гуггенхайм Феллоушип 1971
Макартур Феллоушип 1993
Том Ганн - американский поэт британского происхождения, более 40 лет проживший в США. Отец: Герберт Смит Ганн (редактор, Эскиз The Daily)
Мать: Энн Шарлотта Thomson… Развернуть
Дорис Лессинг, урождённая Дорис Мэй Тейлор, родилась 22 октября 1919 года в Персии, в городе Керманшах (современный Бахтаран, Иран). Её отец был офицером, а мать медсестрой. В 1925 году, когда девочке было 6 лет, семья будущей писательницы перебралась в Южную Родезию (сейчас — Зимбабве), бывшую тогда английской колонией. Сама Лессинг описывала годы, проведённые в африканской глуши, как кошмар, в котором лишь иногда было немного удовольствия. По словам романистки, несчастливое детство было одной из причин того, что она стала писать, рассказывая об отношениях колонизаторов с чёрными африканцами и пропасти, лежащей между двумя культурами. Дорис училась в католической школе, а потом до 14 лет в школе для девочек в столице Солсбери (сегодня Хараре), которую она так и не окончила. Никакого формального образования в дальнейшем она не получила. В юности она работала сиделкой, телефонным оператором, журналистом. В 1939 году Дорис вышла замуж за Франка Чарльза Висдома, от которого у неё впоследствии появились дочь и сын. Однако в 1943 году она развелась с мужем, оставив детей с отцом. В 1945 году состоялась свадьба с немецким эмигрантом Готтфридом Лессингом. От этого брака у Дорис остался сын, с которым она покинула Африку в 1949 году после очередного развода и перебралась в Лондон, чтобы начать новую жизнь писательницы.
Дорис Лессинг начала печататься в 1949 году. Её дебютный роман назывался «The Grass is Singing» (Трава поёт). Между 1952 и 1969 годом опубликовала полуавтобиографическую серию «The Children of Violence» (Дети насилия), состоящей из пяти романов: Марта Квест (1952), Подходящий брак (1954), Зыбь после шторма (1958), Окружённый сушей (1966), Город о четырёх вратах (1969). Инструкция к спуску в ад (1971) и Лето перед закатом (1973) — романы, погружающие читателя в глубины расстроенной психики и безумия. В 1979—1983 годах выпустила серию фантастических романов «The Canopus in Argos: Archives Series» («Канопус в Аргосе»), представляющих собой визионерски-аллегорические романы о будущем, в котором персонажи — архетипы мужчин и женщин — взаимодействуют в космическом пространстве, состоящем из шести зон, иначе называемых «уровнями бытия»: Шикаста (1979), Браки между зонами три, четыре, пять (1980), Эксперименты на Сириусе (1981), Создание комитета представителей для планеты восемь (1982), по мотивам последнего в 1988 композитором Филипом Глассом была написана опера. Заключительный роман цикла Документы, имеющие отношение к сентиментальным агентам в империи Волиен (1983). Один из её самых известных романов — «The Golden Notebook» (Золотой дневник) — был опубликован в 1962 году и считается классикой феминистской литературы.
В 1985 году Лессинг опубликовала сатирический роман «The Good Terrorist» (Добрый террорист), снискавший похвалы критиков. Он рассказывает о группе лондонских революционеров. В 1988-м увидела свет книга «The Fifth Child» (Пятый ребенок), которая считается одной из важнейших в позднем творчестве писательницы. Это повествование о мальчике-уроде, находящемся на самом примитивном уровне развития. В 1990-х она издала две автобиографические книги «Under My Skin» (В моей шкуре) и «Walking in the Shade» (Идти в тени). В 1996, после восьмилетнего перерыва, вышел роман И снова любовь. В 1999 — футурологический роман Мара и Дэн. Роман Бен, брошенный, продолжение Пятого ребенка, был опубликован в 2000. Два романа Дорис Лессинг опубликовала под псевдонимом Джейн Сомерс: «Дневник хорошей соседки» (1983) и «Если бы старость могла…» (1984). Высокую репутацию завоевала Лессинг и своими рассказами. Основные сборники: Это была страна старого вождя (1951), Привычка любить (1958), Мужчина и две женщины (1963), Африканские истории (1964), Искушения Джека Оркни (1972). В 1978 вышел том рассказов, включивший всю ее «малую прозу», кроме рассказов, действие которых происходит в Африке. Еще один сборник, Настоящее, вышел в 1992.
Лессинг — автор четырех пьес, ставившихся в английских театрах: Мистер Доллинджер (1958), Каждому — своя собственная пустыня (1958), Правда о Билли Ньютоне (1961) и Игра с тигром (1962). В 1997 результатом нового сотрудничества с композитором Ф.Глассом явилась опера Браки между зонами три, четыре, пять, премьера которой состоялась в Германии. Публицистика Лессинг включает книги Прежде всего кошки (1967, переработанное издание Прежде всего кошки и Руфус, 1991), а также два тома воспоминаний Идя домой (1957) и В поисках английского (1960). В июне 1995 Лессинг была удостоена степени доктора Гарвардского университета. В том же году посетила Южную Африку, В декабре 1999 Дорис Лессинг вошла в последний в ушедшем тысячелетии список лиц, удостоенных Ордена кавалеров почета, которым награждаются люди, имеющие «особые заслуги перед нацией». В январе 2000 в Национальной портретной галерее в Лондоне состоялось официальное открытие портрета Дорис Лессинг работы художника Леонарда Маккомба
Дорис Лессинг, урождённая Дорис Мэй Тейлор, родилась 22 октября 1919 года в Персии, в городе Керманшах (современный Бахтаран, Иран). Её отец был офицером, а мать медсестрой. В… Развернуть
Уильям Тревор, ирландский писатель и драматург. Он считается одним из старейших государственных деятелей ирландского литературного мира и широко известен как величайший современный писатель рассказов на английском языке.
Уильям Тревор (псевдоним Уильяма Тревора Кокса) родился 24 мая 1928 года в провинциальном городке Митчелстаун в графстве Корк. Разносторонне одаренный от природы, получивший основательное университетское образование в дублинском колледже Святой Троицы, в стенах которого учились многие ирландские писатели, Тревор прежде, чем посвятить себя литературному труду, сменил несколько профессий: преподавал историю в школе, в течение шестнадцати лет был скульптором, работал рекламным агентом. Но годы, отданные нелитературным занятиям, очень пригодились Тревору, когда он довольно поздно всерьез взялся за перо. Историк чувствуется в его, казалось бы далекой от исторического содержания, нравоописательной прозе. Чувствуется в ней и скульптор, уверенным резцом извлекающий из бесформенного камня лица и судьбы. Не прошла для Тревора даром и работа рекламного агента. «Мне приходилось рекламировать разные разности, - заметил в одном интервью писатель, - иногда одежду, а иногда и мыло. Но всегда от меня требовалось «ударной» фразой передать самую суть. Прекрасная школа лаконизма и мастерства для начинающего писателя. Собственно, тогда-то я и начал писать».
Ныне Уильям Тревор - автор девяти романов, пяти сборников рассказов, нескольких пьес, весомых литературоведческих работ. Он - лауреат многих крупных премий, член Ирландской литературной академии. Нелишне вспомнить - этого высокого звания удостоилось небольшое число ирландских деятелей культуры. Правда, считать Тревора «стопроцентным» ирландским писателем, как, скажем, прозаика Джона Бэнвилла или поэта Шеймаса Хини, вряд ли можно. В середине 50-х годов Тревор покидает Ирландию и обосновывается в Англии. Дело, конечно, не в географии: переселилась в Лондон и Эдна О'Брайен, но она, безусловно, ирландская писательница. Тревор принадлежит к специфической, достаточно многочисленной группе так называемых англо-ирландских писателей. Двойная национальная принадлежность отражает специфику исторической судьбы Ирландии и Англии.
Уильям Тревор особенную известность получил как новеллист. Именно в рассказах чувствуется двойственная национальная природа его художественного темперамента. Он по-английски сдержан, чуть ли не скуп в своем безупречном психологическом рисунке, по-ирландски лиричен и склонен к гротеску и фантастике. Ирландское происхождение Тревора, пожалуй, наиболее ощутимо в книгах последних лет: сборнике рассказов «За чертой» (1981), романе «Пасынки судьбы» (1983), в монографии «Литературный ландшафт Ирландии» (1982). В рассказах Тревор обращен к современной жизни в самых ее обыденных, даже тривиальных проявлениях.
Уильям Тревор, ирландский писатель и драматург. Он считается одним из старейших государственных деятелей ирландского литературного мира и широко известен как величайший… Развернуть
Мюриэл Сара Спарк — британская писательница и литературный критик.
Мюриэл Сара Кэмберг родилась в 1918 году в Эдинбурге в семье инженера и учительницы музыки. Мать Мюриэл, уроженка Уэтфорда (Хертфордшир), исповедовала пресвитерианство, отец же был шотландским евреем. В автобиографии, вышедшей в 1992 году, Мюриэл описывает свое детство как «строгое, упорядоченное и даже прозаическое существование», оживляемое только встречами с еврейскими родственниками по линии отца. Поведение матери, выражавшее ее приверженность всему английскому, только смущало и разочаровывало Мюриэл: «Она очаровательно описывает себя как ребенка, которая сгорала со стыда за мать-протестантку, говорившую с акцентом и одевавшуюся не по шотландской моде, в то время как эдинбургский акцент отца, еврея, нисколько ее не коробил». Столкновение двух культур, еврейской и английской, отразится во многих произведениях Спарк, и особенно ярко в романе «Ворота Мандельбаум»(1965), некой симфонии, исполненной представителями различных национальностей.
В Эдинбурге же Мюриэл оканчивает одну из самых известных средних школ для девочек, Институт Джеймса Джилеспи (the James Gillespie's High School for Girls), по модели которой будет создана школа Марсии Блейн в одном из лучших романов Спарк «Мисс Джин Броди в расцвете лет»(1961). Позднее она назовет эти года «наиболее повлиявшими на становление ее личности и во многих отношениях самыми удачными для будущего писателя». Институт Джеймса Джилеспи был пуританским по своей сути учебным заведением, однако в нем обучались девочки из разных семей: католических, еврейских, пресвитерианских; школа учила веротерпимости и взаимоуважению.
Мюриэл в школьные годы находится под влиянием одной из учительниц, Кристины Кей, пробудившей в ней интерес к музыке и искусству и ставшей прототипом бессмертной мисс Джин Броди. В этот период поэзия интересует ее больше прозы, Мюриэл и сама начинает писать стихи.
В возрасте семнадцати лет Спарк поступает в колледж Хериот Вотт (Heriot Watt College), обучавший научному подходу к изучению английского языка, и проходит курс составления конспектов, что скажется на стиле ее будущих романов, лаконичном, невитиеватом и достаточно прямолинейном. Но для того, чтобы стать писательницей - цель, которую Мюриэл себе поставила - необходимо было познать жизнь. Начав с работы учительницы в маленькой частной школе, она вскоре становится секретарем большого магазина, а в 1937 году выходит замуж за Сиднея Освальда Спарка и уезжает с мужем в Родезию (в настоящее время — Зимбабве), в бывшие английские колонии. У пары рождается сын Робин, но брак оказывается недолговечным, жизнь в колониях, вдалеке от больших городов, - слишком медленной, и два года спустя она возвращается в Лондон и находит работу в министерстве иностранных дел Великобритании, позже — в редакциях литературно-критических журналов, таких, как «Poetry Review».
Занимаясь журналистикой и литературной критикой, Спарк публикует ряд собственных литературоведческих исследований, в большинстве своем посвященных писателям XIX века. И хотя сама она сейчас не очень высоко оценивает эти свои работы, ее книги о Мэри Шелли, Эмилии Бронтэ и Джоне Мейсфилде (в соавторстве с Дереком Стенфордом, ее будущим биографом) примечательны яркой нетрадиционностью подхода. Так, работая над биографией Мэри Шелли, Спарк выбирает аналитический, но не описательный подход, и о трагедиях жизни Шелли: болезнях, неудачах, кончинах близких, - повествует сухо, сжато, обращая внимание на фактическую точность, а не на красочность повествования. Сама Спарк объясняет: «Я всегда недолюбливала те биографии, в которых утверждается, например, что N лежал на кровати, созерцая блики свечи на стене, когда нет никаких доказательств того, что N действительно это делал».
В 1951 году Спарк получает литературную премию журнала «Observer» за рассказ «Серафим и Замбези» («The Seraph and the Zambesi»), привлекающий элементом таинственного, необъяснимого: во время постановки рождественских сценок героями рассказа к ним спускается суровый ангел, непременно желающий сыграть в постановке самого себя. Позднее без этого элемента мистики обойдется редкий роман Спарк. В 1952 году увидел свет первый сборник стихотворений Спарк «Фанфарло».
Мюриэл Спарк вступила на литературное поприще в достаточно сложное для Великобритании и ее культуры время. Громче всего звучали тогда голоса «сердитых молодых людей», таких, как Джон Осборн, Кингсли Эмис, Джон Брейн. Они привели в литературу и на подмостки театров нового героя -молодого человека из социальных низов, обитателя провинциальных промышленных городов и предместий. Страстно, порой даже нарочито грубо эти молодые люди пытались разрушить отведенные им границы жизни, проложить свой «путь наверх». Новой была и манера повествования, избранная «сердитыми», - предельно непосредственная, открытая, благодаря которой их произведения не только отличались эмоциональной насыщенностью, но казались своего рода спонтанным всплеском чувств, никак художественно не организованным.
В 1954 году Мюриэл Спарк принимает решение об обращении в католицизм. (В это время писательница занимается изучением работ Джона Генри Ньюмана и Книги Иова, а также написанием своего первого романа «Утешители»). «Когда я приняла веру, я обрела собственный голос. До этого я творила сознательно, но это была не я. Я не могла сказать ничего нового», -вспоминает писательница.
Давно покинув родную Шотландию, Спарк проводит большую часть времени за границей, в основном в Италии, стране католической. Чудесным итальянским городам Спарк посвящает несколько эссе («Венеция осенью и зимой», «Мой Рим»). «Где бы я ни находилась, я прежде всего остаюсь писателем, - объясняет Спарк, - работа для меня - удовольствие, а удовольствие - работа. В Риме работается хорошо. Обычный житель Рима всегда оказывается интересным художественным образом, то есть, обычных жителей Рима не бывает, и жизнь в этом городе, хотя и подчас раздражающая, никогда не бывает скучной».
В 1959 Мюриэл Спарк пережила первый большой успех после выхода в свет романа Memento mori, который можно назвать «пляской смерти» группы стареющих интеллектуалов, не прекращающих ссорится и соперничать даже в то время, когда один за другим умирают. После этого романа некоторые критики сравнивали Спарк с А.Комптон-Бернетт и И.Во. Роман был переработан для сцены в 1964 и для Британского телевидения в 1992.
В 1961 Мюриэл Спарк опубликовала роман, ставший, по общему мнению, ее шедевром, – Мисс Джин Броди в расцвете лет (The Prime of Miss Jean Brodie). Впоследствии он был переделан в пьесу, ставшую «хитом» по обе стороны Атлантики в 1966–1968, затем – в знаменитый фильм (1969) с участием М.Смит и, наконец, – в шестисерийный телефильм, вновь имевший трансатлантический успех в 1978 и 1979. В романе изображена учительница среднего возраста, работающая в эдинбургской женской школе Марсии Блейн в 1930-е годы и собравшая вокруг себя коллектив из пяти девушек – «Кружок Броди». Джин Броди принадлежит к тем восхитительным эксцентричным персонажам, которые часто встречаются в английской литературе. Броди видит свою задачу в том, чтобы «поставить зрелые головы на молодые плечи». В 1939 ее вынуждают оставить работу, предъявив обвинение в пропаганде фашизма.
В 1993, в возрасте 75 лет, Спарк написала Curriculum Vitae: автобиография, дабы исправить допущенные критиками ошибки и неточности, а также собрать воедино факты, касающиеся ее жизни и творчества. Curriculum Vitae рассказывает о первых тридцати девяти годах жизни писательницы – вплоть до опубликования ее первого романа Утешители.
Мюриэл Сара Спарк — британская писательница и литературный критик. Мюриэл Сара Кэмберг родилась в 1918 году в Эдинбурге в семье инженера и учительницы музыки. Мать Мюриэл,… Развернуть
Гарольд Пинтер — английский драматург, поэт, режиссёр, актёр, общественный деятель, один из самых влиятельных британских драматургов своего времени.
Родился 10 октября 1930 в семье еврейского портного в лондонском районе Хэкни, известном своей скверной репутацией. В 1948 он поступил в Королевскую академию драматического искусства, однако так и не окончил её. Ещё в школе он участвовал в любительских театральных постановках. В начале 50-х Пинтер начал писать стихи и получил место актера в одной из ирландских театральных трупп.
Премьера «Дня рождения», первой пьесы его собственного сочинения, состоялась в 1957 в Бристольском университете. В 1960 был поставлен «Сторож», по-настоящему открывший Британии её главного драматурга второй половины XX века.
Критики назвали ранние пьесы Пинтера «комедиями угроз»: в замкнутых помещениях его герои постепенно снимали с себя шелуху заурядных жизней и обнаруживали бездонные колодцы агрессии, страха, вины.
В первой половине 60-х Пинтер написал все едва ли не самые известные свои драмы: «Коллекция», «Любовники», «Чаепитие» и «Возвращение домой».
Хотя внешние приметы драматургии Пинтера соответствуют реалистическому театру (герои — обычные люди из низшего или среднего класса, действие разворачивается в гостиной или спальне, лексика — разговорная), однако отношения между персонажами и развитие диалога и событий непредсказуемы и нетипичны, допуская разные толкования.
Пинтер продолжил безжалостный анализ потаённых уголков человеческих душ не только в театре, но и в кино. Он написал сценарии для известной кинотрилогии Джозефа Лоузи «Слуга» — «Несчастный случай» — «Посредник». Знаменитый политический триллер Майкла Андерсона «Меморандум Квиллера» тоже был создан при участии Пинтера. По его же сценарию был поставлен фильм «Последний магнат» по роману Фрэнсиса Скотта Фитцджеральда. Ещё одна знаменитая картина была сделана по сценарию Гарольда Пинтера — «Любовница французского лейтенанта» по роману Джона Фаулза. В 1990 Пинтер адаптировал для экрана роман Маргарет Этвуд «История служанки». В 1996 Пинтер участвовал в экранизации романа Франца Кафки «Процесс».
Еще в начале 70-х Пинтер стал активистом движения за права человека. В 1985 по инициативе Международного ПЕН-клуба Пинтер и американский драматург Артур Миллер приехали в Турцию, чтобы расследовать случаи пыток и физического притеснения литераторов в этой стране. На встрече с послом США в Анкаре Миллер заявил, что американское правительство поддерживает действующий режим в стране и, тем самым, поощряет пытки и расправы над диссидентами, в том числе из числа интеллигенции. Когда посол стал объяснять, что в условиях советской угрозы Америка не может не поддерживать действия турецкого правительства, Пинтер и Миллер сделали несколько оскорбительных выпадов в адрес дипломата. Драматургов публично изгнали из посольской резиденции. Впоследствии Пинтер писал, что это был один из самых ярких эпизодов в его биографии, которым он будет гордиться до самой смерти.
Позже Пинтер неоднократно выступал против политики Турции в отношении курдов, против действий США в Никарагуа, призывал к расследованию случаев нарушения свободы слова в Центральной и Южной Америке.
Когда начались бомбардировки Сербии силами НАТО, Пинтер стал рупором антивоенных настроений в Великобритании. Он назвал британскую политику позором и преступлением, обвинив Клинтона и Блэра в лицемерии: «Им обоим нет дела до косовских албанцев… То, что сейчас происходит — это утверждение Америки в Европе… Главная угроза миру исходит сейчас не от бывшей Югославии, а от Соединённых Штатов».
В январе 2003 драматург выступил в Нижней палате британского парламента с пламенной речью, в которой содержались обвинения против президента Буша и его кабинета: «Американцы добились мнимой поддержки „мирового сообщества“, используя безотказные методы устрашения: запугивание, взятки, шантаж и запудривание мозгов… Произошла простая вещь: вторжение на суверенную территорию, военная оккупация и контроль над нефтяными месторождениями».
В 2003 он выпустил сборник стихов про Ирак под названием «Война».
В начале марта 2005 Гарольд Пинтер заявил, что прекращает заниматься драматургией и что отныне он намерен сосредоточиться на стихах и политике, поскольку его «очень, очень беспокоит нынешнее положение вещей».
Спустя три дня после своего 75-го дня рождения, 13 октября 2005, Гарольд Пинтер получил Нобелевскую премию по литературе. Не приходится сомневаться, что Шведская королевская академия высоко оценила не только достижения выдающегося британца на литературном поприще, но и его гражданскую позицию.
По заключению Нобелевского комитета Пинтер «в своих пьесах раскрывает пропасть между обыденностью и входом в закрытые пространства подсознания», он «вернул театру его основные элементы — замкнутое пространство и непредсказуемые диалоги, где люди оставлены на милость друг друга, и притворство невозможно». «Он это заслужил. Как писатель Гарольд уже более полувека непоколебимо идёт своим путём», — считает драматург Том Стоппард. Есть и такие, которые считают нынешнее решение комитета «оскорблением мировой литературы». Если рассматривать отношение к творчеству нового лауреата с точки зрения литературы, а не политики — для такого решения есть все основания. Ведь речь идет об «авангарде позавчерашнего дня». Премия, по авторитетному мнению нынешнего президента ПЕН-клуба Иогана Штрассера, запоздала как минимум лет на тридцать.
Гарольд Пинтер умер в Лондоне 24 декабря 2008 после продолжительной борьбы с раком горла.
Гарольд Пинтер — английский драматург, поэт, режиссёр, актёр, общественный деятель, один из самых влиятельных британских драматургов своего времени. Родился 10 октября 1930 в… Развернуть
Видиадхар Сураджпрасад Найпол (англ. Sir Vidiadhar Surajprasad Naipaul) родился 17 августа 1932года, Тринидад)— англоязычный писатель индусского происхождения, лауреат Нобелевской премии 2001 по литературе.
Видиадхар Сураджпрасад Найпол за происхождением индиец, он до 18 лет жил на острове Тринидад в Карибском бассейне, а со времени вступления на первый курс Оксфордского университета и по сей день живет в Англии. Он стал лауреатом Нобелевской премии с литературы именно в день столетия от ее первого вручения.
Родился Видиадхар Найпол 18 августа 1932 г. в городе Порт-оф-Спейн, который с 1962 г. после провозглашения независимости стал столицей государства Тринидад и Тобаго. Его дед, который переехал сюда с Индии, принадлежал к высшей касте браминов; семья была средних достатков. В 18 лет В. Найпол поехал на обучение в Англию, где уже студентом выступил как литературный критик и пробовал писать прозу. По окончании университета В. Найпол примерно год работал внештатным сотрудником Карибской редакции Би-Би-Си. Еще студентом он начал писать своеобразный "репортаж о детстве" — цикл очерков "Улица Мигель". Вспоминая, как маленьким он ощущал себя индуистом, В. Найпол изображает уникальный за своей неповторимостью и многообразием религий, наций и культур мир окраины большого города. Замечательная память и впечатляющая наблюдательность в каждом произведении - от дебюта и по сей день - одна из присущих черт его творчества.
Четыре года ждал автор выхода этой книги. Ведь писал, как со временем сам сознался, не веря в успех. "Улица Мигель" получила престижную премию Сомерсета Моэма, следующее произведение — роман "Таинственный массажист" (1957) — премию Ллевелина Райса. Вышла также повесть "Голосует Эльвира" (1958). И настоящий успех пришел в 1961 г. после выхода романа "Дом для мистера Бисваса", в основе которого были воспоминания об отце — журналиста. Еще до тридцати лет В. Найпол стал известным в мире — его "Дом для мистера Бисваса" перевели на несколько языков. В центре его внимания — люди и страны, которые только что освободились от колониальной зависимости. Одним из таких произведений и стала сатирическая повесть "Флаг над островом" (1967). Автор был и является весьма скромным. Он искренне сознается: "Пути моего воображения, процесс творчества остаются для меня тайной. За все фальшивое, за все, что не срабатывало и должно быть отброшено, как я сам ощущал, я один несу ответственность. И я был орудием, когда возникало то, что было правильным". Это — из "Пролога к автобиографии", который вышел в 1983 г. в Лондоне. Это блестящее произведение экстраполируется на каждое государство, которое стало независимым. Флаг другой — а другим ли стало само государство, или другими стали его жители? Здесь показано формирование "нового диалекта" независимого острова. Зримо изображены старания создания "новой культуры". И самое страшное, что жители уже независимого острова ждут урагана, который бы "сдул все к черту". Это фатальный мотив произведения. Уже свободные жители острова в подсознании остаются рабами. Экс-метрополия продолжает утискать их, но уже более "цивилизованно" — через культуру, информационное поле, оставляя все на том же " грязе-болотном уровне". Следует подчеркнуть, что и дальнейшие произведения В. Найпола посвящены именно этому животрепещущему вопросу второй половины XX века — неоколониализму.
Мучительный разрыв с метрополией и ее культурой, часто бескультурный поиск своей самоидентификации лежит в основе большинства произведений В. Найпола. Писатель со временем отправился в Индию, на свою прародину, посетил село, где жил его дед. Книги "Зона мрака" (1964) и "Индия — раненная цивилизация" (1977) дали миру свидетельства о культурных процессах, которые происходят там. Но наиболее "интеллектуальным", за оценкой критиков, стало произведение "Извилины реки" (1979). В нем описывается судьба юноши индийского происхождения и мусульманского вероисповедания, который живет на востоке Африки. Мир анархии, который наступил уже в независимом государстве, это проекция на много нынешних "независимых" государств. Но когда самого автора упрекают в евроцентризме, он резко протестует: "Только люди которые не понимают истинной исторической перспективы могут приписать мне идею, что я хочу, чтобы все стали похожими на европейцев. Мое видение мира совсем другое". Он болезненно ощущает свое собственное раздвоение, свою трагедию – оставаться между несколькими мирами. И поэтому в его произведениях возникает тема раздвоения национальной элиты освобожденных от колониализма.
В последнее время В. Найпол много путешествует. Его книги "Среди верующих" (1981), "Дорога в мир" (1994) и особенно "Свыше меры" (1988) — это не просто дорожные заметки с вкраплением воспоминаний и раздумий. Это, часто с горечью, анализ нынешнего бытия нашей планеты, которая из войн локальных между государствами переходит к глобальным войнам между цивилизациями.
После известных трагических событий 11 сентября 2001 г. в США, присуждение Нобелевской премии В. Найполу многие восприняли как политизированную акцию. Действительно, писатель писал о мусульманском фундаментализме, имперских амбициях ислама. Даже книга "Свыше меры" имеет в некоторых переводах название "Верующие в крайности", потому что там обрисовано Иран времен Хомейни, ислам в Пакистане, Малайзии и Индонезии. Все это так, но еще в 1989 г. о нем писали как о предполагаемом лауреате Нобелевской премии, а английский критик В. С. Принчетт назвал его величайшим из ныне живущих в мире англоязычных прозаиков.
При объявлении присуждения Шведской академией Нобелевской премии всегда озвучивают резюме — афористический вывод комиссии. Относительно В. Найпола было сказано, что премия присуждается "за тонкое повествовательное мастерство и непоколебимую честность в произведениях, которые заставляют читателя задуматься о существовании угнетенных культур". Сам лауреат сказал, что для него это была очень неожиданная награда, большая честь для Англии, настоящей родины и для Индии, родины его предков. Достойные слова для лауреата Нобелевской премии, автора 24 книжек, переведенных на десятки языков мира.
Найпол умер 11 августа 2018 года в своем доме в Лондоне, окружённый близкими.
Видиадхар Сураджпрасад Найпол (англ. Sir Vidiadhar Surajprasad Naipaul ) родился 17 августа 1932года, Тринидад)— англоязычный писатель индусского происхождения, лауреат… Развернуть