Опытный читатель, зачастую против воли, начинает с первых строк сюжета угадывать, какой же из сюжетных ходов использует писатель в рассказе.
Конец девятнадцатого века. Дворянчик, чтобы набрать колоритных народных присказок, едет в "мужицком" вагоне. Начинается сущая мистика с визгливыми выкриками что-де поезд — исчадье ада и всё такое. Потом исчезновение только что бывших в вагоне пассажиров.
Я сразу предположил, что перед нами очередное описание "мытарств души"; сюжетный ход, который лучше всего удаётся Виктору Олеговичу Пелевину, когда главный герой, сам того не ведая, уже не жив. В масскульте данный троп идеально обыгрывает Шьямалан в "Шестом чувстве" и Аменабар в "Других". Не совсем угадал.
В следующей главке мы уже наблюдаем как богема, во главе с самим Гиляровским (колоритная была… Развернуть
Как говорится — одной фобией больше.
Качественно, натуралистично описан обыденный ужас полярного аквалангиста-гидролога, потерявшегося под айсбергом в ходе рутинного погружения. Не нужны никакие монстры, чтобы вспотеть от ужаса. Заканчивается кислород, неясна дорога наверх, настигают галлюцинации.
Рассказу не нужна ни непонятная вставка про собачью упряжку и землянку, ни финальные рассуждения о разумности и злобности Льда. Страшно и так.
Максимум достоверности! Читать всем.
У рассказа, кстати, три совершенно заслуженных хоррор-премии — не один я впечатлился.
10(ПОТРЯСАЮЩЕ)
Развернуть
Не знаю, буду ли дочитывать сборник Александр Матюхин - Самая страшная книга 2022 - второй рассказ меня не сильно заинтересовал. А вот первый... заставил задуматься.
Люблю серию ССК - именно за разброс и шведский стол поджанров и рассказов. Не все рассказы одинаково полезны - но хоть что-то обязательно интерес вызовет. Максим Кабир - бесспорно, одна из звезд этой серии, и у меня к нему - неоднозначное отношение. Этот рассказ (почти повесть) помог его окончательно выкристаллизовать.
Мне понравился почти весь сборник Максим Кабир - Призраки , а уж рассказ "Африкан" - был просто ух! А вот Максим Кабир - Пиковая дама - просто взбесила. "Курьи ножки" помогли сформулировать проблему, которой, помимо Кабира, страдают некоторые молодые авторы - например, Яна Вагнер. Они (почему-то) пишут… Развернуть
А вот тут лёгкое недоумение.
Понятно, что название короткое, броское и подходит для сборника. Ибо других каких-то достоинств у рассказа перед другими вещами автора нет.
Всё те же, вид сбоку — Ведьма, Ловец, конь, душегубка, монстр.
Это не хоррор. Даже впечатлительного меня сцены свежевания не очень смутили.
Твист в рассказе в отсутствии твиста.
Сам же "Костяныч" тоже не впечатлил — как мы знаем, авторская фантазия способно на много большее.
А вот пёс понравился.
Да и ведьма — одна из лучших, в смысле жутких, в сборнике.
Хорошо, что я не стал, как некоторые, знакомится с заглавным рассказом без очереди — пыл бы мог убавиться.
6(НЕПЛОХО) ️️️️️️
Мне, как редко читающему хоррор, всегда любопытно классифицировать произведения. Там у нас урбан стайл — городские страшил, тут у нас деревенский ужастик, здесь — исторический вампирятник.
"Вешки" — туристический хоррор а ля "перевал Дятлова"; злосчастная экспедиция, кстати, вскользь упоминается в рассказе. Горный маршрут, страшная непогода. Не надо ничего мистического, чтобы начать бояться. А тут ещё странная жуткая тварь, которая, похоже, уже расправилась с половиной группы.
Имейте ввиду, это рассказ-перевертыш, мастерски обманывающий ожидания читателя!
Была бы семёрка, если бы не финальный твист.
А ещё у рассказа есть пара жанровых премий и я согласен — рассказ их достоин!
8(ОЧЕНЬ ХОРОШО)
Развернуть
Ведьма заметила, что вы видели, как она умывается кровью? Она же рисует знаки на стёклах вашей хибары? Это ещё не повод убивать её.
Классный, жуткий сельский ужастик!
Желание двух тринадцатилеток переночевать летом в пустом деревенском доме как-то уж очень быстро превращается в дикую ночною погоню. А победа над ведьмой приводит к большому несчастью.
Ламас. Праздник урожая.
Рассказ прекрасно иллюстрирует гибельность недостатка коммуникации и отсутствия разъяснительной работы с населением.
Впечатляющая страшилка! В полном восторге! Рекомендовал племяннице — тоже понравилось! Сошлись во мнение, что деревенский хоррор это русский вариант американской южной готики.
9(ОТЛИЧНО)
Похожая тварь, только без топора, но с языком, бродит по страницам рассказа. Развернуть
Только что я прочитал этот рассказ и хочу поделиться своим впечатлением.
Ну, во-первых возможно как и многие я узнал об этом рассказе благодаря вышедшей в свет визуальной новелле с одноименным названием, игра мне сразу понравилась, но что на счёт самого рассказа?
Рассказ мне тоже очень понравился, мне было интересно его читать, он был захватывающим для меня, но были конечно и моменты где было ощущение "не доработанности", поэтому игра по сравнению с самим рассказом выглядит более доведённой до ума, но всё же рассказ это рассказ, а игра это другое, к тому же первоисточник, и если не был бы написан этот рассказ, то возможно скорее всего не была бы сделана такая прекрасная игра )
P.S. - Жалко собачку...
Катька, десятилетняя сестра Жеки, рядового торпеды из банды, одержима демоном. Её прокляла родная мать. Старший брат делает всё, чтобы ей помочь.
Время: девяностые.
Место: Россия.
Троп: одержимость.
Язык, стиль: гладко.
Мат: присутствует
Секс: грязные описания потенциального секса
Ульранасилие: в наличии.
Сцены, вызывающие отвращение: нет, только насилие.
Психотропы: нет.
Сюр и психоделика: нет.
Чего бояться: проклятия, демонов, бандитов.
У рассказа шикарная концовка — из чёрной беспросветности и в смоляную бездну.
10(ПРЕВОСХОДНО) Развернуть
"Вешки" – это старинное русское название временных или постоянных знаков, устанавливаемых на дорогах, перекрестках или важных точках местности для ориентирования или обозначения границ.
"Дорога вся была заметена, и можно было знать, что не сбился, только по вешкам. Но и вешки впереди трудно было рассматривать, потому что ветер был встречный."
Толстой Л. Н., Хозяин и работник, 1895
"Кусок дороги, отмеченный вешками, начинался на равнине, делал поворот и заканчивался уже в ущелье среди довольно крутых склонов."
Федор Вихрев, Звездный легион смерти. Пленных не брать!, 2011
"И она с восторгом подумала о великих словах, о глубоких мыслях, о бессмертных книгах, оставленных потомству: «Разве это не те же вешки на загадочном пути человечества?»"
Куприн А. И., Морская болезнь, 1908
Не могу сказать,… Развернуть
Предпоследний из непрочитанных рассказов-номинантов на премию ФантЛаба.
Опять рассказ в жанре хоррор.
Со знанием дела описана вылазка в таёжные горы за бараном-трофеем. Три охотника, три заклятых товарища, бесящих друг друга. Неуловимый баран.
Потом начинается масштабная, хтоническая, запредельная, аморфная, непонятная чертовщина.
Светящаяся тьма, зомбированные люди, пробуждение чего-то древнего, гигантского и непознаваемого.
Простой тест на то, можно ли отнести текст к лавкрафтщине: если герой не теряет к концу рассказа разум — это не то.
Степан, главный герой "Пробуждения", поначалу играет в сурвайвл, но потом всё таки расстаётся с рассудком, что позволяет записать рассказ Гонтаря в качественный и атмосферный образчик отечественной ветви эпигонства затворника из Провиденса.
8(ОЧЕНЬ… Развернуть
Небольшой рассказ о жуткой жути, и как мне показалось о мести.
Мальчик Антон, недавно переехавший с мамой, папой и сестрой Олей, на окраину то ли небольшого городка, то ли села, видит в окне странные фигуры детей в костюмах животных. Лисичка, совушка, козлик, волчонок... Им очень весело кувыркаться на снежной полянке рядом с лесочком, но почему-то Антону жутко. А Оля таки вовсе боится совы, ей она давно снится. Антон начинает ходить в школу, где его бьет и третирует Семен, но зато сближается с Полиной. Полина вот даже в гости позвала.
А в поселке начинают пропадать по одному дети, чьи имена шепчет лес. А детки в костюмах все так же завлекательно кувыркаются на снегу...
И вот уже перед Антоном стоит жуткий выбор, и его выбор действительно может ужаснуть. Но не Олю же.
Что ни говорите, а нет ничего страшнее ужаса, помещенного во дворы и квартиры хрущёвок и панельных девятиэтажек. Просто потому, что его представить проще, он ближе.
Кинговский "маленький городок" потому настолько успешен, что очень знаком его американским читателям. А для нас смолл таун — экзотика. То ли дело старый домик в углу детской площадки.
Рассказ настолько прекрасен, что его хочется улучшить, убрав коннотации к "Мастеру и Маргарите" и Дикой Охоте. Без них было бы органичнее. Безапелляционный урбан-хоррор, жуткий своей неожиданностью и непреодолимостью.
В домике сидит некто. И за листочки-денежки, готов продать покупателю что угодно, главное, не нарушать правила:
"Барыня прислала сто рублей
И коробочку соплей.
«Да» и «нет» не говорить,
В черном-белом не ходить,
«Р» не… Развернуть
И до этого в антологии "Истории ворона" были впечатляющие и атмосферные рассказы, но мурашки по затылку побежали только от рассказа "Среди дождя".
Ночь, трасса, дождь, главный герой на красном "Опеле".
И странная радиостанция с экстравагантным ведущим и плейлистом про дождь.
Герой едет, ты читаешь, и становится всё более и более жутко.
В какой-то момент думал, что рассказ таки свернёт на любимую Пелевиным тему незаметного перехода от жизни к смерти и посмертным мытарствам. Но рассказ сделал в конце пусть два, но менее впечатляющих твиста.
За знание песен про непогоду и мурашки — несомненная десятка.
Чего бояться: дождя на пустынной трассе и пьяных за рулём.
10(ЖУТЕНЬКО) Развернуть
Кабир в рассказе так живописует убогость старости и старого питерского дома, что дополнительные страшилки вроде как и не нужны. Но они будут.
Участница передачи "Экстрасенсы" нанимает ухаживать за своими немощными дедушками и бабушками провинциалку с Печоры.
Помимо кашляющих труб, скрипучих полов и вечных теней нотку тревожности в повествование добавляет творчество Рене Магритта, с его людьми-рыбами, лицами-яблоками и поцелуями через простынь.
Кого бояться: старых питерских квартир и дворов-колодцев с мерзлотниками-ледниками, ведьм, их жутких фамильяров и обязанных ведьмам людей.
7(ХОРОШО)
Видно, у автора есть/был опыт рутинной офисной работы. Всё очень живо и объемно передано.
Человек, сам того не замечая, надёжно слетает с катушек и чтобы разогнать рутину, на что только не идёт, становясь адреналиновым наркоманом и селфхармером. Но в какой-то момент появившийся последователь превосходит в безумии своего антирутинного гуру.
Кстати, можно совсем чуть-чуть докрутить сюжет и повернуть всё так, что главный герой и его последователь — одно лицо. Да, было в БК, но, поверьте, в рассказе это было бы крайне уместно и очень жутко!
9(ОТЛИЧНО) Развернуть
Претендент на премию фантлаба-21 в номинации Лучшая повесть/рассказ отечественного писателя.
Спроси у человека, шапочно знакомого с русским хоррором, чьё имя приходит первым на ум, когда речь заходит о самом популярном русском авторе ужастиков, и большинство назовёт Кабира.
Пусть не русский Кинг, но Кунц-то уж точно!
Потрясающая работоспособность. Истовая приверженность жанру, хороший слог и пробирающие до мурашек сюжеты. Одинаково уверено чувствует себя в крупной и малой форме, хотя тяготеет к рассказам.
Мне кажется, Кабир как будто на спор берёт максимально безобидную тему и заставляет нас ее бояться. В рассказе "Медуза" хоррор-фокусом была советская мозаика на заштатном ДК. В "Курьих ножках" нам предлагают бояться провинциального аналога "Спокойной ночи, малыши".
Евгений с детства… Развернуть
В рамках потихоньку становящимся традицией марафона «Попугайся с другом на Хэллоуин» были выбраны два рассказа. Благодаря одной ненавязчивой рекламе, то бишь запоминающейся рецке, Кинга в этом году было решено разбавить отечественными страшилками. И неожиданно прямое попадание, именно то, чего хотелось и когда хотелось!
Автору отлично удалась атмосфера мрачного темного осеннего (что в данной ситуации немаловажно) леса, я прям чувствовала все звуки и запахи, холод приближающейся зимы, сырость напитанной влагой земли, затхлость слежавшихся за осень листьев. И среди всего этого отзвук чего-то нечеловеческого, живущего в этих лесах, чего-то жаждущего крови и мяса, костей и смерти...
А по лесу тем временем медленно бредет конь, на коне девица полудохлая (а то и не полу), рядом людолов, то бишь… Развернуть
В "закрывашке" составители решили совсем отойти от хоррора и окончательно удариться в ностальжи.
Жанр "детство в девяностые" формируется всё чётче и чётче.
Знаете, на что больше всего похожа "Лучшая жвачка"? На "Последний день лета" Подшибякина. Самое смешное, что в рассказе дело тоже происходит буквально в последний день лета, тридцать первого августа.
Два друга решают отправиться за жевачкой с необычными свойствами на другой конец города. И попадают в жутковатый, но дико интересный сюр с гопотой, странными существами, страшными историями и прочим.
То ли быль, то ли небыль. Было всё на самом деле или просто пацаны себе всё придумали? Рассказано — значит было.
Спасибо авторам и составителям, что не исключают читателей сорок плюс, заставших конец СССР, из своей целевой аудитории.
Чего… Развернуть
Костоправы
– Так, – Шахтер говорит резко, отрывисто, будто рубит мясо. – Уходите не к реке, а за город. По Московскому. Там есть место. Гвоздь знает. Скажи ему, что нужно к костоправам, он покажет.
– Понял.
Щелчок. Шеф отключается. Мог бы хоть удачи пожелать, в конце концов.
Как может выглядеть аннотация этой истории? Для начала нужно сказать, что главными героями этого рассказа являются преступники. Затем сказать о том, что преступники вынуждены приехать к каким-то странным врачам, костоправам, так как задание они запороли, а у двоих еще и огнестрельные травмы. А закончить на таинственной ноте, например, сказать, что теперь им нужно постараться, чтобы пережить ночь, ведь настоящий кошмар только начинается. А если б это фильм, то в конце обязательно еще бы было добавлено уточнение, что… Развернуть
Крошечный, но достаточно интересный рассказ, показывающий, насколько странная хтонь может обитать в забытых русских селениях. Лихо Одноглазое - это вам не какая-то западная страшила, собранная из... грязи и палок. Это же своё, родное, потому и представляется в воображении как-то реалистичнее, чем зловещие мертвецы, выползающие из-под земли с наступлением сумерек, или развешенные на кустах поделки разной степени всратости.
Ничего особо пугающего тут не будет, очевидно. Просто очередное рассуждение на тему уничтожающего дикую природу человечества. Немного, чессказать, не в кассу, зная о вымирании деревень в наших широтах. Да и я не то, чтобы сильно против уничтожения великанш-трупоедок со сверхъестественными силами. Давайте как-то без них, что ли, обойдёмся.
При всём при этом, реакция… Развернуть
Мальчик-Обжора
Мы называли его Голодным Мальчиком. Голоднюком. Обжорой. Утробой. Прорвой. Да как мы только его не называли! Перемигиваясь, криво усмехаясь, делая пальцами тайные знаки.
Когда в первый раз мы заговорили о нем? То был июль. Полдень. Солнце маячило белым раскаленным блином. Жаркое марево висело в воздухе. Асфальт пропекал ноги через сандалии. Нам было по девять.
Этот рассказ я читала уже вторым по счету (я решила "дербанить" сборник, а не читать все разом, поэтому тут порядок другой). Первый, Глубина Алексея Искрова, я не смогла оценить, он прошёл будто бы вообще мимо меня. А вот этот рассказ — восторг.
О чем история? Об обычных детях, которые решили вызывать не гномика-матершинника, а Мальчика-Обжору, который может съесть всё, что угодно. И начинается все с мелочей, с… Развернуть
– Кто вы?
– Человек, готовый продать душу за хорошую книжку. А вы?
Любите истории, которые рассказывают о том, как кто-то случайно столкнулся с чертовщиной, которая не собирается его отпускать без откупа? Тогда вы нашли то, что вам понравится.
Что еще есть в этой истории? Тема книг, которая раскрыта с любовью к литературе, и довольно мрачная атмосфера. А еще рассказ раскручивается постепенно, но оторваться от него невозможно.
В общем, отличная история для предхэллоуинского настроения Развернуть
История об экзотическом проклятье.
Драма на два поколения, проклятые марки, монгольская нечисть в ассортименте.
Ну умеют русские авторы хоррора создавать атмосферу и рассказывать истории! Не отнять. Написанному веришь в том числе и потому, что декорации и реалии рассказов очень узнаваемы. А когда веришь декорациям, то и оживить персонажей легче. Несколько характерных черт, бэкграунд штрихами.
Отличная история!
Чего бояться: монгольских марок с миспринтом.
8(ОЧЕНЬ ХОРОШО) Развернуть
Ностальгический рассказ о фантастике девяностых.
Успешного русского экспата настигает его, казалось бы, безобидное увлечение фантастикой в далеком перестроечном детстве.
Кабир потрясающе умеет переплавлять ностальгию в хоррор. И всё равно рассказы получаются светлые, где умильной грусти о прошлом больше, чем ужаса.
Рассказ был последней каплей в решении прочитать первый роман из пальп-цикла о Капитане Будущее.
Чего бояться: опрометчивых клятв и межгалактических наёмников.
Любая книгоманская, библиофильская вещь автоматом получает у меня несколько баллов сверху к итоговой оценке.
10(АТМОСФЕРНО)
Развернуть
Дмитрий Тихонов, Богдан Гонтарь. Гнилые
В рассказе используется, пожалуй, самая незаезженная русским хоррором эпоха — позитивистские шестидесятые. Оттепель, Гагарин несколько лет назад слетал в космос, бога не видал.
Остальные эпохи используются много чаще: начало двадцатого века и ранее, вплоть до восемнадцатого века — институтки, помещики, "Пиковая Дама" и вся готическая литература; потом благодатный материал Революции и Гражданской войны; сталинский террор тридцатых; ужасы Великой Отечественной в сороковых; также популярен поздний застой восьмидесятых и депрессия девяностых; не говоря уж о современном нам двадцать первом веке.
Два афериста ездят по глубинке и скупают доски-иконы.
В какой-то момент начинается чертовщина с дырами в сюжетной логике. При этом атмосфера потрясающая.
Зачем… Развернуть