Ирвин Ялом — американский психолог и психотерапевт, доктор медицинских наук, профессор психиатрии Стенфордского университета, а также писатель. Является представителем экзистенциальной психологии — одного из направлений современной глубинной психологии. Автор нескольких романов о профессиональной деятельности психотерапевтов и истории психотерапии. Жена — Мэрилин Ялом , филолог, писательница, известная в России книгой «Любовь по-французски»
Ирвин Ялом родился в семье выходцев из России. Жил среди бедных слоев черного населения, где жизнь на улицах была небезопасна. Много времени проводил в центральной библиотеке. Страстью были художественные романы: то, что никогда не произойдет в жизни, можно создать с помощью книг.
Его первые работы были научным вкладом в профессиональные журналы. С 16 по 22 ноября 2009 года по приглашению Института повышения квалификации практикующих психологов состоялся первый, и на сегодняшний день единственный, приезд Ирвина Ялома и его супруги Мэрилин Ялом в Россию. 19 ноября в Москве Ирвин Ялом выступил перед широкой аудиторией его читателей и профессиональных психологов.
Ирвин Ялом является ярым противником де-индивидуализируемого, бюрократического, формального подхода в психотерапии. Особенно резко выступал против (как он сам называл) «краткосрочной диагноз-ориентированной терапии». «Краткосрочная диагноз-ориентированная терапия», по Ялому, управляется экономическими силами, основывается на узких, формальных диагнозах, односторонняя, управляемая протоколом, «терапия для всех», без учета индивидуальности. Ялом полагал, прежде всего, что для каждого пациента должна изобретаться новая психотерапия, потому что у каждого есть уникальная история. Основой этой «новой» терапии служит терапия, построенная на межличностных взаимоотношениях «здесь и сейчас» пациента и психотерапевта, на взаимных откровениях. Не последнюю роль на формирование его взглядов оказал и психоанализ. Как считают некоторые авторы, в своих работах Ялом прошел путь от психоанализа до экзистенционально-гуманистического терапевта. Большое место в его трудах («Мамочка и смысл жизни», «Лжец на кушетке», «Дар психотерапии») отводится преодолению экзистенционального страха смерти. В последней своей работе («Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти» (2008)) он подводит итог изучению этой проблемы, и пишет: «Как только мы оказываемся способными противостоять факту своей собственной смертности, мы вдохновлены перестроить наши приоритеты, общаться более глубоко с теми, кого мы любим, ценим более остро красоту жизни и увеличиваем свою готовность взять на себя риски, необходимые для личного выполнения.»
Ирвин Ялом — американский психолог и психотерапевт, доктор медицинских наук, профессор психиатрии Стенфордского университета, а также писатель. Является представителем… Развернуть
Уолтер Айзексон — американский журналист, писатель и биограф; автор популярных биографий Стива Джобса, Генри Киссинджера, Бенджамина Франклина и Альберта Эйнштейна.
Президент Аспенского института. Бывший директор телекомпании CNN и главный редактор журнала Time. В 2009 году был назначен директором государственного агентства, которому подконтрольны радиостанции «Голос Америки» и «Свобода».
Уолтер Айзексон — американский журналист, писатель и биограф; автор популярных биографий Стива Джобса, Генри Киссинджера, Бенджамина Франклина и Альберта Эйнштейна. Президент… Развернуть
Эдвард Станиславович Радзинский — советский и российский писатель, драматург, сценарист и телеведущий. Автор популярных книг по истории России. Член Совета по культуре и искусству при Президенте РФ, творческого совета журнала «Драматург», общественного совета газеты «Культура», академик Российской академии телевидения ТЭФИ. Председатель попечительского совета литературной премии «Дебют». Сопредседатель Литературной академии — жюри Национальной премии «Большая книга».
Эдвард Радзинский родился в семье драматурга и сценариста Станислава Адольфовича Радзинского, коренного одессита. Мать — старший следователь Софья Юрьевна (Юлиановна) Жданова. Мальчика отличало упорное стремление всегда и во всем быть первым, не останавливаясь перед трудностями. Его интеллект был развит не по годам, чему способствовало общение с отцом, типичным представителем старой русской интеллигенции, получившим блестящее образование. Он в совершенстве владел несколькими иностранными языками и смог воспитать в своем сыне высокие нравственные начала. Его литературная деятельность также повлияла на развитие творческих устремлений Эдварда — мальчик рано начал писать, в 16 лет было впервые опубликовано одно из его произведений.
Окончив школу, Эдвард стал студентом Московского историко-архивного института, где преподавали знаменитые историки того времени, в т. ч. Александр Александрович Зимин. В эти годы Радзинского чрезвычайно увлекала деятельность Герасима Лебедева, русского ученого XIX века, лингвиста, переводчика, посвятившего свою жизнь Индии. Радзинский написал дипломную работу о творчестве Лебедева, которая была переведена на несколько языков и опубликована в одном из изданий ЮНЕСКО. В 1960 году на сцене Московского театра юного зрителя была поставлена первая пьеса писателя "Мечта моя... Индия".
В 1964 году Анатолий Эфрос поставил по пьесе Радзинского "104 страницы про любовь" одноименный спектакль на сцене Театра им. Ленинского комсомола. Спектакль имел настолько ошеломительный успех, что примеру Ленкома последовали едва ли не все театры Советского Союза, а в 1968 году Георгий Натансон снял по нашумевшей пьесе фильм "Еще раз про любовь", где роль главной героини сыграла Татьяна Доронина, будущая жена Радзинского. Работа с ведущими театрами Советского Союза и мира продолжалась в течение многих лет, спектакли по его пьесам с восторгом воспринимались зрителем, независимо от жанра. Были созданы "Беседы с Сократом", "Обольститель Колобашкин", "Турбаза", "Чуть-чуть о женщине", "Продолжение Дон-Жуана", "Театр времен Нерона и Сенеки" и многие другие. Пьесы Радзинского завоевали зарубежные подмостки: были поставлены спектакли в Королевском театре Копенгагена, Театре Европы Парижа, театре "Кокто Репетори" Нью-Йорка... Одновременно Эдвард Радзинский активно работал над созданием сценариев для кино и телевидения: "Москва — любовь моя", "Каждый вечер в одиннадцать", "Чудный характер", "Улица Ньютона, дом 1", "День солнца и дождя", "Ольга Сергеевна".
В 1980-х Радзинский стремительно завоевал телевидение, он делал телепередачи из цикла «Загадки истории», которые называет просветительскими. Его передачи продолжают пользоваться огромной популярностью и сейчас. В 1990-е годы обрел популярность прозаика, пишущего о выдающихся исторических личностях. Пишущего просто и доступно, словно о наших с вами соседях. Среди множества его исторических повествований мировыми бестселлерами стали две документальные книги: о расстреле Николая Второго и его семьи и "Сталин". Самая известная историческая трилогия Радзинского состоит из трех пьес: "Лунин", "Беседы с Сократом", "Театр времен Нерона и Сенеки". Все они были поставлены во многих театрах мира, в том числе и в России.
В 2000-е годы Радзинский стал известен как автор популярных историко-публицистических книг, которые были переведены на английский, французский, немецкий, итальянский, испанский, португальский, греческий, датский, польский, финский, шведский, иврит, другие языки и напечатаны в крупнейших мировых издательствах. Мировыми бестселлерами стали биографии Николая II, Сталина и Распутина. В 2007 году вышла книга об Александре II. Первым читателем американского издания стал президент Джордж Буш-младший. В последнее время прозаик Эдвард Станиславович Радзинский писал книгу о французском писателе и политическом деятеле конца XVIII века - Шатобриане.
Эдвард Станиславович Радзинский — советский и российский писатель, драматург, сценарист и телеведущий. Автор популярных книг по истории России. Член Совета по культуре и… Развернуть
Фаина Георгиевна Раневская (урождённая Фанни Гиршевна Фельдман), великая русская советская театральная и киноактриса. Член Союза кинематографистов СССР. Редакционным советом английской энциклопедии «Кто есть кто» в 1992 г. включена в десятку самых выдающихся актрис XX века.
Родилась в г. Таганроге в большом двухэтажном доме из красного кирпича на Николаевской, 12, в состоятельной еврейской семье Фельдманов. Отец – Фельдман Гирши Хаймович – был владельцем фабрики сухих красок, нескольких домов, магазина и парохода «Святой Николай». Мама – Фельдман Милка Рафаиловна. Помимо неё в семье уже было два старших сына и дочь Изабелла. Когда Фаине было 5 лет, умер младший брат. В юности Фанни очень завидовала красоте своей сестры Беллы, и в будущем всех красивых девушек она называла «фифами».
Фаина увлекалась театром с 14 лет. Окончив таганрогскую Мариинскую женскую гимназию, посещала занятия в частной театральной студии А. Ягелло. В 1915 году уехала в Москву, где жила в маленькой комнатке на Большой Никитской. В эти годы она знакомится с Мариной Цветаевой, Осипом Мандельштамом, В. Маяковским, происходит её первая встреча с В. И. Качаловым, который стал её первой любовью. Окончив частную театральную школу, Фаина играла во многих провинциальных театрах в Подмосковье, Крыму, Ростове-на-Дону, Баку, Архангельске, Смоленске. Вскоре стала московской актрисой, сначала Камерный театр, затем Центральный театр Красной Армии, Театр Драмы (ныне им. Маяковского), Театр им. А. С. Пушкина, Театр им. Моссовета. Её учителем была Павла Леонтьевна Вульф.
Дебютировала в кино в 1934 году в фильме Михаила Ромма «Пышка». В 1939-1941 гг. — актриса киностудии «Мосфильм», в 1941-1943 гг. — актриса Ташкентской киностудии. Сыграла примерно в 30 фильмах, принимала участие в озвучивании мультфильмов.
Более четверти века проработала в Театре имени Моссовета, на сцене которого исполнила свои самые прославленные театральные роли.
Итогом 60-летней актёрской карьеры стали десятки ролей на сцене и около тридцати — в кино.
Последние годы жизни Фаина Георгиевна была очень одинока. Единственным существом, скрасившим её одиночество, был пёс по кличке Мальчик — подобранная ею на улице дворняжка.
Фаина Георгиевна Раневская скончалась 19 июля (по другим источникам — 20 июля и 20 июня) 1984 года в Кунцевской больнице Москвы в результате инфаркта и пневмонии, не дожив немногим менее месяца до своего 88-летия.
Похоронена на Новом Донском кладбище в могиле её сестры Изабеллы (участок № 4). На надгробии актрисы установлена фигурка её любимого Мальчика. На могиле круглый год можно видеть живые цветы, приносимые почитателями её таланта.
Фаина Георгиевна Раневская (урождённая Фанни Гиршевна Фельдман), великая русская советская театральная и киноактриса. Член Союза кинематографистов СССР. Редакционным советом… Развернуть
Питер Акройд (р. в 1949г.) – английский прозаик и поэт, литературный критик, лауреат нескольких литературных премий. Питер Акройд родился пятого октября 1949 года в Лондоне (Великобритания).
В 1971 году получил степень магистра в Кембриджском университете, затем два года провел в Йельском университете. По возвращении на родину он работал редактором в "The Spectator", а в 1986 году стал сотрудничать с лондонской "Times", где публиковались его книжные обзоры.
Свой путь в литературе Питер Акройда начинал с поэзии: в 1973 году вышел его дебютный поэтический сборник "London Lickpenny", за которым вскоре последовал второй сборник абсурдистской поэзии.
Известность писателю принесли романы "Большой лондонский пожар" (1982), "Английская музыка" (1992), "Дом доктора Ди" (1993), "Процесс Элизабет Кри" (1995) и литературно-биографические книги о Т.Чаттертоне, Ч.Диккенсе, О.Уайльде, Т.С.Элиоте, У.Блейке, Т.Море.
www.inostranka.ru
Питер Акройд (р. в 1949г.) – английский прозаик и поэт, литературный критик, лауреат нескольких литературных премий. Питер Акройд родился пятого октября 1949 года в Лондоне… Развернуть
Винсент ван Гог — всемирно известный нидерландский художник-постимпрессионист.
Родился в 11 часов утра 30 марта 1853 в деревушке Грот-Зюндерт в провинции Северный Брабант на юге Нидерландов, недалеко от бельгийской границы. Отцом Винсента был Теодор ван Гог, протестантский пастор, а матерью — Анна Корнелия Карбентус, дочь почтенного переплётчика и продавца книг из Гааги. Винсент был вторым из семи детей Теодора и Анны Корнелии. Своё имя он получил в честь деда по отцовской линии, который также всю свою жизнь посвятил протестантской церкви. Это имя предназначалось для первого ребёнка Теодора и Анны, который родился на год раньше Винсента и умер в первый же день. Так Винсент, хотя и был рождён вторым, стал старшим из детей.
Четыре года спустя после рождения Винсента, 1 мая 1857, родился его брат Теодорус ван Гог (Тео). Помимо него, у Винсента был брат Кор (Корнелис Винсент, 17 мая 1867) и три сестры — Анна Корнелия (17 февраля 1855), Лиз (Элизабет Губерта, 16 мая 1859) и Вил (Виллемина Якоба, 16 марта 1862). Домашние помнят Винсента как своенравного, трудного и нудного ребёнка со «странными манерами», что было причиной его частых наказаний. По словам гувернантки, было в нём что-то странное, что отличало его от других: из всех детей Винсент был ей менее приятен, и она не верила, что из него может выйти нечто стоящее. Вне семьи, напротив, Винсент показывал обратную сторону своего характера — был тихим, серьёзным и задумчивым. Он почти не играл с другими детьми. В глазах односельчан он был добродушным, дружелюбным, предупредительным, сострадательным, милым и скромным ребёнком. Когда ему исполнилось 7 лет, он пошёл в деревенскую школу, но через год его забрали оттуда, и вместе со своей сестрой Анной он обучался дома, у гувернантки. 1 октября 1864 он уехал в школу-интернат в Зевенберген. Отъезд из дома причинил много страданий Винсенту, он не мог забыть этого, даже будучи взрослым. 15 сентября 1866 он начинает обучение в другом интернате — колледже Виллема II в Тилбурге. Винсенту хорошо даются языки — французский, английский, немецкий. Там же он получал уроки рисования. В марте 1868, посреди учебного года, Винсент неожиданно бросает школу и возвращается в отчий дом. На этом заканчивается его формальное образование. О своём детстве он вспоминал так: «Моё детство было мрачным, холодным и пустым».
В июле 1869 Винсент устраивается на службу в гаагский филиал крупной художественно-торговой фирмы Goupil & Cie, владельцем которого являлся его дядя Винсент. Там он получил необходимое обучение в качестве дилера. В июне 1873 его перевели в Лондонский филиал Goupil & Cie. Благодаря ежедневному контакту с произведениями искусства Винсент начал разбираться в живописи и ценить её. Помимо этого, он посещал городские музеи и галереи, любуясь работами Жана-Франсуа Милле и Жюля Бретона. В Лондоне Винсент становится успешным дилером, и в возрасте 20 лет зарабатывает уже больше, чем его отец. В конце августа Винсент переехал на Хакфорд Роуд 87 и снял комнату в доме Урсулы Лойер и её дочери Евгении. Говорят, Винсент был влюблен в Евгению, хотя многие ранние биографы ошибочно называют её именем матери, Урсулы. В дополнение к этой неразберихе с именами, которая существует уже десятилетия, последние исследования свидетельствуют о том, что Винсент был влюблён не в Евгению, а, скорее, в немку по имени Каролина Хаанебик. Что же было на самом деле остаётся неизвестным. Отказ возлюбленной потряс и разочаровал Винсента; постепенно он потерял интерес к своей работе и начал обращаться к Библии. В 1874 Винсента перевели в Парижский филиал фирмы, но после трёх месяцев работы он снова уехал в Лондон. Дела у него шли всё хуже, и в мае 1875 он опять был переведён в Париж. Здесь он посещал выставки в Салоне и Лувре. В конце марта 1876 его уволили из фирмы Goupil & Cie. Движимый состраданием и желанием быть полезным своим ближним, он решил стать священником.
В 1876 Винсент возвратился в Англию, где он нашёл неоплачиваемую работу в качестве учителя в интернате в Рэмсгейте. В июле Винсент перешёл в другую школу — в Айслворте (под Лондоном), где он выполнял работу учителя и помощника пастора. 4 ноября Винсент прочитал свою первую проповедь. Его интерес к Евангелию рос, и он загорелся идеей проповедовать беднякам.
На Рождество Винсент поехал домой, и родители уговорили его не возвращаться в Англию. Винсент остался в Нидерландах и в течение полугода работал в книжном магазине в Дордрехте. Эта работа была ему не по душе; большую часть времени он проводил, делая наброски или переводя отрывки из Библии на немецкий, английский и французский. Пытаясь поддержать стремление Винсента стать пастором, семья посылает его в мае 1877 в Амстердам, где он поселился у своего дяди, адмирала Яна ван Гога. Здесь он усердно занимался под руководством своего дяди Йоганесса Стрикера, уважаемого и признанного теолога, готовясь к сдаче вступительного экзамена в университет на отделение теологии. В конце концов он разочаровался в учёбе, бросил свои занятия и в июле 1878 уехал из Амстердама. Желание быть полезным простым людям направило его в Протестантскую миссионерскую школу в Лакене под Брюсселем, где он прошёл трёхмесячный курс проповеди.
В декабре 1878 его направили на полгода миссионером в Боринаж, бедный шахтёрский район на юге Бельгии. Видя нищету и безысходное положение шахтёров и их семей, Винсент отказался от всех удобств. Он спал на полу в полуразвалившейся, почти неотапливаемой лачуге, жил впроголодь, раздавал своё имущество нуждающимся и тратил своё жалованье на лекарства и еду для шахтёров. Руководство церкви было шокировано таким непомерным участием Винсента в жизни шахтёров и освободило Винсента от миссионерской деятельности за то, что он подрывал достоинство духовенства. Несмотря на распоряжение, Винсент, слабый и больной, всё-таки продолжил миссионерскую деятельность.
В 1880-х Винсент обратился к искусству, посещал Академию художеств в Брюсселе (1880-1881) и Антверпене (1885-1886), пользовался советами живописца А. Мауве в Гааге, с увлечением рисовал шахтёров, крестьян, ремесленников. В серии картин и этюдов середины 1880-х («Крестьянка», 1885, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло; «Едоки картофеля», 1885, Государственный музей Винсента ван Гога, Амстердам), написанных в тёмной живописной гамме, отмеченных болезненно-острым восприятием людских страданий и чувства подавленности, художник воссоздавал гнетущую атмосферу психологической напряжённости.
В 1886-1888 Винсент жил в Париже, посещал частную художественную студию, изучал живопись импрессионизма, японскую гравюру, синтетические произведения Поля Гогена. В этот период палитра ван Гога стала светлой, исчезли землистого оттенка краски, появились чистые голубые, золотисто-жёлтые, красные тона, характерный для него динамичный, как бы струящийся мазок («Мост через Сену», 1887, Государственный музей Винсента ван Гога, Амстердам; «Папаша Танги», 1887, Музей Родена, Париж).
В 1888 ван Гог переехал в Арль, где окончательно определилось своеобразие его творческой манеры. Пламенный художественный темперамент, мучительный порыв к гармонии, красоте и счастью и, одновременно, страх перед враждебными человеку силами, находят воплощение то в сияющих солнечными красками юга пейзажах («Жатва. Долина Ла-Кро», 1888, Государственный музей Винсента ван Гога, Амстердам), то в зловещих, напоминающих ночной кошмар образах («Ночное кафе», 1888, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло); динамика цвета и мазка наполняет одухотворённой жизнью и движением не только природу и населяющих её людей («Красные виноградники в Арле», 1888, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва), но и неодушевлённые предметы («Спальня ван Гога в Арле», 1888, Государственный музей Винсента ван Гога, Амстердам).
Напряжённая работа ван Гога в последние годы сопровождалась приступами психической болезни, которая привела его в больницу для душевнобольных в Арле (врачи поставили диагноз «эпилепсия височных долей»), затем в Сен-Реми (1889-1890) и в Овер-сюр-Уаз, где он покончил жизнь самоубийством 29 июля 1890, смертельно ранив себя выстрелом из пистолета. По словам брата Тео, который был при Винсенте в его смертные минуты, последними словами художника были: La tristesse durera toujours («Печаль будет длиться вечно»).
Винсент ван Гог — всемирно известный нидерландский художник-постимпрессионист. Родился в 11 часов утра 30 марта 1853 в деревушке Грот-Зюндерт в провинции Северный Брабант на… Развернуть
Павел Валерьевич Басинский — российский писатель, литературовед и литературный критик.
Автор биографий-бестселлеров «Лев Толстой: бегство из рая» (премия «Большая книга»), «Страсти по Максиму. Горький», «Посмотрите на меня. Тайная история Лизы Дьяконовой», «Лев в тени Льва» и «Святой против Льва. Лев Толстой и Иоанн Кронштадский».
Лауреат Премии Правительства РФ в области культуры (2014). Член жюри литературной премии «Ясная Поляна». Член Союза российских писателей (1993), академик Академии русской современной словесности (1997). Входит в постоянное жюри премии А. Солженицына (1997).
Учился на отделении иностранных языков Саратовского университета, окончил Литературный институт им. А. М. Горького (1986; семинар критики В.А. Сурганова) и аспирантуру при нем, защитил кандидатскую диссертацию по теме «Горький и Ницше». Работает в Литинституте (1986-95 и с 2010).
С 1981 года печатается как критик в «Литературной газете», журналах «Новый мир», «Октябрь», «Знамя», «Дружба народов», «Наш современник», интернет-журнале «Русский переплет» . Редактор отдела культуры «Российской газеты». Член жюри литературной премии «Ясная Поляна».
Составил сборники произведений М.Горького, Л.Андреева, О.Мандельштама, М.Кузмина; антологии «Деревенская проза»: В 2 тт. (М.: Слово, 2000), «Русская проза 1950-1980 гг.»: В 3 тт. (М.: Слово, 2000), «Проза второй половины XX века»: В 3 тт. (М.: Слово, 2001), «Русская лирика ХIХ века»(М.: Эксмо-Пресс, 2009).
В 1993 году вышла первая книга П. Басинского: сборник статей и рецензий «Сюжеты и лица» (М., 1993). Своей первой писательской работой считает «Русский роман, или Жизнь и приключения Джона Половинкина», которая была номинирована на премию «Большая книга». В соавторстве с Сергеем Федякиным написал книгу: «Русская литература конца ХIX — начала XX века и первой эмиграции» (М., 1998). Лауреат премии Антибукер в номинации «Луч света». В настоящее время работает литературным обозревателем «Российской газеты».
Павел Валерьевич Басинский — российский писатель, литературовед и литературный критик. Автор биографий-бестселлеров «Лев Толстой: бегство из рая» (премия «Большая книга»),… Развернуть
Ге́нри Форд — американский промышленник, владелец завода по производству автомобилей. Его завод Ford Motor Company выпускал наиболее дешёвые автомобили в начале эпохи автомобилестроения.
Форд разработал и внедрил систему управления на своих заводах, которую он охарактеризовал как “Террор машины”; она заключалась в чёткой системе контроля и планирования, конвейерном производстве, непрерывных технологических цепочках. Свои представления об организации труда и производства Генри Форд изложил в произведениях «Моя жизнь, мои достижения» (1922), «Сегодня и завтра» (1926), «Движение вперёд» (1930). В этих книгах Форд доказывал, что интересы капиталистов и рабочих в общем совпадают.
Книга «Моя жизнь, мои достижения» является классическим трудом по научной организации труда. «Моя жизнь, мои достижения» — это катехизис механика-романтика. Его идеи и методы организации производства, описанные в данной книге, внедрены в деятельность тысяч предприятий. Выдержавшая около 100 изданий в десятках стран мира автобиографическая книга «отца» автомобильной промышленности США написана ярко, образно, энергично и вдохновенно. Она содержит богатейший материал, во многом представляющий исторический интерес, но в целом ряде отношений сохраняющий актуальность для экономистов, инженеров, конструкторов, психологов, социологов, руководителей и организаторов производства.
Ге́нри Форд — американский промышленник, владелец завода по производству автомобилей. Его завод Ford Motor Company выпускал наиболее дешёвые автомобили в начале эпохи… Развернуть
Бенджамин Франклин родился 17 января 1706 года в Бостоне. Был 15-м ребёнком в семье (всего 17 детей) эмигранта из Англии Джозайя Франклина (1652—1745) — ремесленника, занимающегося изготовлением мыла и свечей. Образование получил самостоятельно. Джозайя хотел, чтобы сын ходил в школу, но денег у него хватило только на два года обучения. С 12-ти лет Бенджамин начал работать подмастерьем в типографии своего брата Джеймса, а печатное дело стало его основной специальностью на многие годы.
В 1727 году основал в Филадельфии собственную типографию. Издавал (1729—1748) «Пенсильванскую газету», в 1732—1758 — ежегодник «Альманах бедного Ричарда».
В 1728 году Бенджамин Франклин основал Филадельфийский дискуссионный кружок ремесленников и торговцев «Клуб кожаных фартуков» («Джунто»), превратившийся в 1743 году в Американское философское общество, членами которого с 1770-х и до 1860-х было избрано 24 русских учёных, в том числе Т. И. фон Клингштадт (1773), Е. Р. Дашкова (1789), П. С. Паллас (1791), Ф. П. Аделунг (1818), И. Ф. Крузенштерн (1824), В. Я. Струве (1853).
Основал в 1731 первую в Америке публичную библиотеку, в 1743 — Американское философское общество, в 1751 Филадельфийскую академию, ставшую основой Пенсильванского университета. С 1737 по 1753 г. исполнял должность почтмейстера Пенсильвании, с 1753 по 1774 — ту же должность в масштабе всех североамериканских колоний.
В 1776 г. был направлен в качестве посла во Францию с целью добиться союза с нею против Англии, а также займа. Был избран членом академий многих стран, в том числе и Российской академии наук (1789 г.) (первый американский член Петербургской АН).
Один из авторов американской Конституции (1787 г.). Автор афоризма «Время — деньги» (из «Советов молодому купцу», 1748 г.).
Франклин скончался 17 апреля 1790 г. На его похороны собралось около 20 тыс. человек.
Бенджамин Франклин родился 17 января 1706 года в Бостоне. Был 15-м ребёнком в семье (всего 17 детей) эмигранта из Англии Джозайя Франклина (1652—1745) — ремесленника,… Развернуть
Юрий Владимирович Никулин — советский и российский артист цирка (клоун), цирковой режиссёр, киноактёр, телеведущий. Герой Социалистического Труда (1990)[1], народный артист СССР (1973), лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1980). Кавалер двух орденов Ленина (1980, 1990). Участник Великой Отечественной войны. С 1982 по 1997 год — директор и художественный руководитель цирка на Цветном бульваре.
Родился 18 декабря 1921 года в Демидове (ныне Смоленской области). Отец, Владимир Андреевич (1898—1964), демобилизовавшись из Красной Армии и окончив курсы Политпросвета, устроился в драматический театр в Демидове. Там же была актрисой и его мать, Лидия Ивановна (1902—1979).
В 1925 году его семья перебралась в Москву.
8 ноября 1939 года был призван в армию, служил в 115-м зенитно-артиллерийском полку. Во время советско-финской войны зенитная батарея, где он служил, находилась под Сестрорецком и охраняла воздушные подступы к Ленинграду. В Великую Отечественную войну воевал под Ленинградом до 1943 года. Весной 1943 года заболел воспалением лёгких и был отправлен в ленинградский госпиталь, а сразу после выписки оказался контужен во время авианалёта на Ленинград. После выписки в августе 1943-го Никулин был направлен в 72-й отдельный зенитный дивизион под Колпино. Был демобилизован в мае 1946 года в звании старшего сержанта; за время войны был награждён медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией».
После окончания войны пытался поступить во ВГИК и театральные институты, куда его не приняли, так как комиссии не обнаруживали в нём актёрских способностей. В конце концов, поступил в студию клоунады при Московском цирке на Цветном бульваре. Закончив обучение, стал работать ассистентом вместе с необычайно тогда популярным клоуном Карандашом. Работая у него, Юрий Никулин познакомился с Михаилом Шуйдиным. Вместе с Карандашом Никулин и Шуйдин неоднократно ездили на гастроли по стране и набирались циркового опыта. Никулин проработал с Карандашом два с половиной года, когда в 1950-м Шуйдин и Никулин вместе ушли от Карандаша из-за рабочего конфликта. Начав работать самостоятельно, они составили знаменитый клоунский дуэт Никулин и Шуйдин, хотя по характеру артисты были совершенно разные.
Никулин перестал выступать, когда ему исполнилось 60 лет, в 1981 году и перешёл на должность главного режиссёра цирка на Цветном бульваре. С 1984 года Никулин — директор цирка. При нём для цирка было построено полностью новое здание, открытие которого произошло в 1989 году. Всего строительство продолжалось четыре года.
Юрий Владимирович проработал в родном цирке 50 лет.
В 1949 году Юрий Никулин познакомился с Татьяной Покровской, которая вскоре стала его женой.
14 ноября 1956 года в семье Никулиных родился сын Максим.
Юрий Владимирович Никулин скончался 21 августа 1997 после операции на сердце и похоронен на Новодевичьем кладбище.
Творчество
Юрий Владимирович Никулин играл во многих любимых народом фильмах. Самыми известными являются кинокомедии с участием Никулина — «Бриллиантовая рука», «12 стульев», «Старики-разбойники».
Никулин создал незабываемый образ Балбеса из знаменитой тройки (Трус, Балбес, Бывалый) в кинокомедиях Леонида Иовича Гайдая «Самогонщики» (1961), «Пес Барбос и необычный кросс» (1961), «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика» (1965), «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1967) и др.
Юрий Владимирович Никулин играл не только комические роли — следует отметить его игру в фильмах о Великой Отечественной войне («Они сражались за Родину», режиссёр С. Ф. Бондарчук; «Двадцать дней без войны», режиссёр А. Ю. Герман), в драматическом фильме «Когда деревья были большими» и в фильме Андрея Тарковского «Андрей Рублёв».
Кроме того, он вел юмористическую передачу «Белый попугай», являлся одним из постоянных участников передачи «В нашу гавань заходили корабли». Юрий Владимирович обладал такими настоящими человеческими качествами как доброта, искренность, забота. Его отличали высокая степень порядочности, интеллигентности, способность соучастия и помощи. В быту Юрий Владимирович был прост и непритязателен.
В 1991 году принимал участие в последнем выпуске капитал-шоу «Поле чудес» с Владиславом Листьевым.
Никулину присуждены звания Народного артиста СССР (1973) и Героя Социалистического труда (1990). Возле цирка на Цветном бульваре (ныне носящем имя Никулина), где работал Юрий Владимирович и который сейчас возглавляет его сын Максим Никулин, установлен бронзовый монумент.
Юрий Владимирович Никулин — советский и российский артист цирка (клоун), цирковой режиссёр, киноактёр, телеведущий. Герой Социалистического Труда (1990)[1], народный артист СССР… Развернуть
Лидия Корнеевна Чуковская - советская писательница, поэт, публицист, мемуаристка, диссидент. Дочь Корнея Чуковского и Марии Борисовны Гольдфельд. Брат - Николай Чуковский - русский советский писатель, переводчик прозы и поэзии. Дочь - Елена Чуковская - советский и российский химик и литературовед
Родилась 24 марта (7 апреля) 1907 в Петербурге. В воспитании Чуковской большую роль сыграла творческая атмосфера родительского дома в Петербурге и в дачном поселке Куоккала (ныне Репино), широкий круг знакомств отца, включавший в себя многих выдающихся деятелей культуры и искусства. Впоследствии Чуковская рассказала об этом в воспоминаниях "Памяти детства"(1983). С 10—12 лет Лидия любила по вечерам читать отцу, читала подолгу — по 3—4 часа, а в 15 лет она уже редактировала его переводы, в частности — Синклера. «Прекрасно редактировала», — вспоминал Корней Чуковский. В «Дневнике» Корней Чуковский рассказывал о том, какое страшное впечатление произвела на его дочь заведующая «школьным районом», к которой они пришли по каким—то школьным делам. Выступая против того, чтобы в младших классах в программу по чтению входили сказки, эта дама сказала: «Мы давали детям сказки, когда не имели возможности говорить им правду». Лида так расстроилась, что не могла удержаться от слез.
В Куоккалу, дачную местность в тогдашней Финляндии, семья Чуковских переселилась в 1912 году, и жила там до 1917 года. В тот период другом семьи стал художник Илья Ефимович Репин, тоже живший в Куоккале. К Репину и Чуковскому в гости часто приезжали из Петербурга художники, писатели, актеры, поэты, историки литературы и публицисты. В раннем возрасте Лидия Чуковская познакомилась с Шаляпиным, Маяковским, Леонидом Андреевым, Владимиром Короленко.
После февральской революции 1917 года семья переселилась в Петербург. Где Лидию родители определили учиться в частную женскую гимназию Таганцевой. Позже, когда в советских школах началось совместное обучение, ее перевели в 15—ю единую трудовую школу, (бывшее мужское Тенишевское училище). Окончив его в 1924 году, она поступила на словесное отделение государственных курсов при институте истории искусств и одновременно — на курсы стенографии. В 1924—1925 годах слушала лекции Ю.Тынянова, Б.Эйхенбаума, В.Жирмунского и других выдающихся ученых на литературоведческом отделении ленинградского Института искусств.
Училась в лучших учебных заведениях Петрограда – в гимназии Таганцева и Тенишевском училище. В 1924–1925 слушала лекции Ю.Тынянова, Б.Эйхенбаума, В.Жирмунского и др. выдающихся ученых на литературоведческом отделении ленинградского Института искусств. За противостояние произволу в деятельности комсомольской организации была арестована и в 1926 выслана в Саратов. Благодаря усилиям К.И.Чуковского ей удалось спустя 11 месяцев вернуться в Ленинград.
В 1928 Чуковская окончила филологический факультет Ленинградского университета и начала работать редактором детской литературы в Госиздате под непосредственным руководством поэта и переводчика С.Маршака. На всю жизнь сохранила благодарность Маршаку за помощь в ее творческом становлении. О своем редакторском опыте впоследствии рассказала в книге "В лаборатории редактора"(1960).
В годы работы в Госиздате Чуковская писала литературно-критические очерки. В эти же годы написала несколько детских книг, опубликовав их под псевдонимом Алексей Углов ("Ленинград – Одесса", 1928, "На Волге", 1931, "Повесть о Тарасе Шевченко", 1930). В 1940 опубликовала под своим именем детскую историческую повесть "История одного восстания", посвященную крестьянскому восстанию 18 в. на Украине.
На протяжении всей жизни Лидия Чуковская находилась в конфликте с правящим в СССР режимом. В 1926 году она арестовывалась по обвинению в составлении антисоветской листовки (фактически листовка была составлена её подругой, которая без ведома Лидии воспользовалась её пишущей машинкой). Чуковская была сослана в Саратов, где благодаря хлопотам отца провела только несколько месяцев.
После окончания Ленинградского университета (1928) Чуковская несколько лет работала редактором в редакции детской литературы Госиздата, которую возглавлял Самуил Маршак. В 1937 году редакция ленинградского Детиздата была разгромлена и прекратила своё существование. Некоторые сотрудники (включая Лидию Корнеевну) были уволены, другие, как например, Тамара Габбе — арестованы.
В 1929 году вышла замуж за историка литературы Цезаря Самойловича Вольпе. От этого брака в 1931 году родилась дочь — Елена Цезаревна (домашнее имя Люша). В 1934 году брак распался; Вольпе погиб в 1941 г. на Ленинградском фронте.
Второй муж Чуковской, физик-теоретик Матвей Бронштейн, был арестован в августе 1937 г. и расстрелян в феврале 1938 г. (по объявленному семье приговору — «десять лет без права переписки», К. И. Чуковский, посвятивший много времени выяснению судьбы зятя, узнал о его расстреле лишь в конце 1939 г.). Самой Чуковской, выехавшей в то время с дочерью из Ленинграда в Крым, удалось избежать ареста (хотя соответствующие документы оформлялись).
В 1940-50-е гг. Чуковская также время от времени занималась редакционной работой. Свой опыт она обобщила в книге «В лаборатории редактора» (1960), вызвавшей широкий отклик литературной общественности..
Одним из наиболее значительных трудов Лидии Чуковской являются «Записки об Анне Ахматовой» — записи об общении с великой русской поэтессой, которые Чуковская вела на протяжении многих лет. С Ахматовой она стала близко общаться с 1938 года, в 1965 г. по просьбе Ахматовой занималась составлением последнего при жизни поэтессы сборника её стихов.
В 1960-е годы Чуковская выступала в поддержку И. Бродского, А. Солженицына, Синявского и Даниэля, Гинзбурга и других. Автор открытого письма Михаилу Шолохову в связи с его речью на XXIII съезде КПСС (1966), а также открытых писем «Не казнь, но мысль. Но слово», «Гнев народа», «Прорыв немоты».
В 1964 году Анна Андреевна Ахматова поручила ей составить под своим непосредственным руководством сборник своих стихов и поэм. В 1965 году, с большими цензурными изъятиями, сборник «Бег времени» вышел в свет и оказался последним прижизненным изданием Ахматовой. В 1966 году, после кончины Анны Ахматовой, Чуковская начала приводить в порядок свои давние записи. Напечатать их на родине надежды не было. «Записки об Анне Ахматовой», том первый и том второй, — вышли на Западе: первый в 1976 и 1984 году и второй в 1980 году.
Долгое время имя Чуковской было запрещено упоминать в печати. Впервые после запрета ее имя было упомянуто в прессе в «Литературной Газете» 3 июня 1987 года.
Ею был создан музей, организованный с помощью дочери и друзей — «Дом Чуковского» в Переделкине. Однако, Союз Писателей и Литературный фонд СССР предприняли немало попыток выселить оттуда Чуковскую с дочерью, вывезти уникальную библиотеку, картины знаменитых художников и другие мемориальные вещи, и снести дом бульдозерами.
В 1972 году в журнале «Семья и Школа» была прервана публикация ее воспоминаний об отце, скончавшемся в 1969 году. 9 января 1974 года Чуковская была исключена из Союза писателей (это решение было отменено в феврале 1989 г.), на её публикации в СССР был наложен полный запрет (до 1987 г.). Ей ставили в вину публикацию книг и статей за границей, радиопередачи по «Би—Би—Си», «Голосу Америки» и «Немецкой волне», а главное — статью «Гнев народа» — в которой она открыто возмущалась организованной травлей Пастернака, Солженицына и Сахарова. Этим событиям посвящена книга Лидии Чуковской «Процесс исключения. Очерк литературных нравов», которая впервые была издана в 1979 году в Париже в издательстве «YMCA-Press».
В общей сложности за 15 лет существования музей посетили более восьмидесяти тысяч человек; сотни посетителей обращались в высшие инстанции с просьбой сохранить «Дом Чуковского» для них, для их детей и внуков.
Чуковская оказывала помощь тем, кто преследовался властями. Благодаря ее усилиям в 1940-е годы был спасен от уничтожения экземпляр запрещенной книги Бориса Житкова «Виктор Вавич». Во время процесса Синявского — Даниэля в 1966 году она обратилась с открытым письмом к Михаилу Шолохову, написав: «Идеям следует противопоставлять идеи, а не тюрьмы и лагеря».
В течение всей жизни Чуковская писала стихи, которые объединила в книгу «По эту сторону смерти» в 1978 году.
Последние годы Лидия Чуковская жила в Москве, на Тверской улице, в престижном шумном районе рядом с Кремлем. Но Москву она так и не полюбила, ей был дорог поневоле оставленный Ленинград. Город, где она родилась, училась, где работала в слаженном творческом коллективе детской редакции Маршака, где встретилась с Матвеем Бронштейном и где его потеряла. В «Прочерке» она признается, что Митя—призрак, Митя—тень является ей через много десятилетий после разлуки — во сне и наяву. Только возвращается он всегда в Ленинград.
Умерла Лидия Чуковская в Москве 7 февраля 1996 года и была похоронена на Переделкинском кладбище рядом с отцом.
Лидия Корнеевна Чуковская - советская писательница, поэт, публицист, мемуаристка, диссидент. Дочь Корнея Чуковского и Марии Борисовны Гольдфельд. Брат - Николай Чуковский… Развернуть
Анри Труайя (Лев Асланович Тарасов) – известный французский писатель, лауреат многочисленных литературных премий.
Родился 1 ноября 1911 года в Москве в купеческой семье. В 1918 году накануне октябрьского переворота вместе с родителями эмигрировал в Париж. Семья Анри, проделав путь через Кавказ, Крым, Стамбул оказалась в Венеции. Ещё три года бесконечных переездов в товарных вагонах. И наконец, в 1920 году, семья обосновалась в пригороде Парижа, где Анри в возрасте 9 лет поступил в лицей имени Пастера, а затем продолжил образование в Парижском университете на юридическом факультете.
Вернувшись из армии 1935 году, он пошёл служить в бюджетный отдел полицейской префектуры, чтобы заработать себе на жизнь, и одновременно писал по ночам. Первый роман «Обманчивый свет» был опубликован в том же 1935 году.
Будущий писатель рано начал интересоваться литературой. Сразу же после окончания университета в 1935 году стал редактором газеты «Префектура Сены». В этом же году вышел первый роман писателя «Лживые дни», ставший одним из популярнейших его произведений. В1938 году за роман «Паук» Анри Труайя был удостоен Гонкуровской премии. Роман вышел огромным тиражом по всей стране. Писал Анри только по-французски Большинство его романов было опубликовано в издательстве «Фламарион».
Утвердившись как романист на литературном олимпе, автор приступил к выпуску биографических романов о русских царях, русских и французских писателях – Иване Грозном, Екатерине Великой, Пушкине, Достоевском, Толстом, Флобере, Мопассане, Золя и т. д. Для многих французов они стали подлинным откровением и связующим звеном между двух культур – французской и русской.
21 мая 1959 года Труайя был избран членом Французской академии. В свои 48 лет он стал одним из самых молодых академиков, а затем - и самым пожилым. Всю свою жизнь писатель посвятил литературе, им было опубликовано и издано множество романов, исторических произведений, эссе. За свою долгую творческую жизнь Труайя написал более 100 произведений. Количество принадлежащих ему книг, изданных только во Франции, достигало 15.367.000 экземпляров. Умер Анри Труайя 2 марта 2007 года в Париже в возрасте 95 лет.
Анри Труайя (Лев Асланович Тарасов) – известный французский писатель, лауреат многочисленных литературных премий.
Родился 1 ноября 1911 года в Москве в купеческой семье. В 1918… Развернуть
Екатерина Александровна Мишаненкова – российская писательница, биограф и сказочник, исследователь средневекового быта и нравов. Редактор, автор и составитель около 40 книг. Живёт в городе Жуковский Московской области. Печаталась также под псевдонимами Екатерина Обломова и Кэтрин Грей.
Родилась в семье пограничника, мама – инженер и учительница английского языка. Большую часть детства провела в поселке Черский в Якутии, недалеко от устья Колымы. Там же окончила художественную школу. После семья переехала в город Ивангород Ленинградской области, 9-11 классы она заканчивала уже там. Увлекалась рисованием и чтением. Окончила Арзамасский Педагогический Институт имени Аркадия Гайдара. Сочиняла всегда, но никогда ничего не записывала, всё рассказывала подружкам устно. Также публиковала сказки в газете и Самиздате под псевдонимом "Екатерина Обломова".
В 2005 году, когда Екатерина работала в Германии на выставке, посвященной борьбе с расизмом и шовинизмом, увлеклась фанфикшеном. Читала, писала фанфики сама. Потом стала записывать уже и собственные авторские рассказы. Вскоре её пригласили в издательство АСТ: сначала на редактирование, подбор афоризмов, новеллизацию и литобработку. Первой авторской книгой была биография Муслима Магомаева. С тех пор она специализируется на биографиях, а также научно-популярных книгах, посвященных периоду Средневековья.
Екатерина Александровна Мишаненкова – российская писательница, биограф и сказочник, исследователь средневекового быта и нравов. Редактор, автор и составитель около 40 книг.… Развернуть
Окончил филологический факультет Московского государственного университета (1985). Защитил кандидатскую и докторскую диссертации (диссертация «Жизнь как творчество в дневнике и художественной прозе Пришвина»). Доктор филологических наук, профессор МГУ, преподаёт русскую литературу начала XX века и одновременно ведёт творческий семинар в Литературном институте им. Горького.
Член Союза российских писателей (с 1993).
Был членом общественного совета «Литературной газеты» (до 1997), редакционного совета ежемесячника «Накануне» (1995). Член редакционных коллегий журналов «Литературная учеба», «Октябрь», «Роман-газета» (с 1998).
Читал лекции о русской литературе в университетах Европы и США. Визитинг-профессор университета Айовы (США, 1998).
Дебютировал как прозаик рассказом «Тараканы» в журнале «Октябрь» (1987, № 12). Первая книга «Дом в Остожье» вышла в 1990 году. Известность автору принесли роман «Лох» (журнал «Октябрь», 1995) и повесть «Рождение» (журнал «Новый Мир», 1995), которая победила в конкурсе «Антибукер». Роман «Одиннадцатое сентября» вызвал неоднозначные оценки критики (он вышел в журнале «Москва» в 2003 году).
Автор ряда публицистических и литературоведческих статей. Член жюри литературной премии «Ясная Поляна».
Постоянный автор серии «Жизнь замечательных людей». В серии ЖЗЛ А. Варламов выпустил книги о Михаиле Михайловиче Пришвине, Александре Грине, А. Н. Толстом, Григории Распутине, М. А. Булгакове.
Окончил филологический факультет Московского государственного университета (1985). Защитил кандидатскую и докторскую диссертации (диссертация «Жизнь как творчество в дневнике и… Развернуть
Илья Григорьевич Эренбург (14 (27) января 1891, Киев — 31 августа 1967, Москва) — русский советский писатель, поэт, переводчик с французского и испанского языков, публицист, фотограф и общественный деятель. Вице-президент ВСМ с 1950 года. Депутат ВС СССР с 1950 года. Лауреат двух Сталинских премий первой степени (1942, 1948). Лауреат Международной Сталинской премии «За укрепление мира между народами» (1952).
В 1895 г. семья переехала в Москву, где в 1900 г. И. Эренбург поступил в гимназию. Как член подпольной большевистской организации, в 1908 г. был арестован и несколько месяцев просидел в тюрьме. Выпущен под залог. Не дожидаясь суда, уехал во Францию, где познакомился с Лениным и другими большевиками. Разочаровавшись в идеях Ленина, некоторое время издавал антиленинские сатирические журналы. Вскоре увлекся литературой и отошел от политики. Начал писать стихи.
Первое стихотворение Эренбурга ."Шел я к тебе" было опубликовано в журнале "Северные зори"(Петербург) в начале 1910 г. Полгода спустя в Париже вышла его первая книга "Стихи". Занимался переводами французской и испанской поэзии. Наиболее известны переводы баллад Ф. Вийона (1916) и антология "Поэты Франции" (1914). Его литературные вкусы и пристрастия формировались под влиянием парижской творческой богемы. Друзьями Эренбурга были А. Модильяни, П. Пикассо, Д. Ривера, Б. Савинков, А. Толстой, М. Шагал, П. Яшвили.
Во время первой мировой войны Эренбург стал корреспондентом московской газеты "Утро России", а затем петроградских "Биржевых новостей", где опубликовал десятки очерков, статей и корреспонденций.
В 1916 г. вышел сборник "Стихи о канунах".
После февраля 1917 г. И.Эренбург вернулся в Россию. Октябрьского переворота не принял, откликнувшись книгой стихотворений "Молитва о России" (1918). В 1918 г. сотрудничал в московских газетах, публикуя статьи антибольшевистского характера. После закрытия в июле 1918 г. подавляющего большинства газет, Эренбург, опасаясь ареста, бежал из Москвы в Киев, где работал в местной печати.
В 1919 г. написал свою первую прозаическую книгу "Лик войны", содержащую заметки и наблюдения с фронтов мировой войны.
В 1921 г. уехал из России в "творческую командировку" за рубеж с сохранением советского паспорта.
В 1918-1923 гг. вышло более 10 поэтических книг И. Эренбурга, опубликовано несколько сборников рассказов, книга-эссе о русских поэтах и книга об искусстве "А все-таки она вертится".
В 1921 г. Эренбург написал первый роман "Необычайные похождения Хулио Хуренито и его учеников...", принесший ему мировую известность. В 1923 г. выходят романы: "Жизнь и гибель Николая Курбова" и "История гибели Европы", в 1924 г. "Любовь Жанны Ней", в 1925 - "Рвач", в 1926 - "Лето 1925 года", в 1927 - "В Проточном переулке", в 1928 - "Бурная жизнь Лазика Ройтшванцеца", в 1929 - "Заговор равных".
Все эти годы писатель жил за границей, сначала в Германии, а затем во Франции, лишь дважды (в 1924 и в 1926 гг.) приезжая на родину. Официально он оставался советским гражданином. И. Эренбург много путешествовал по странам Европы и отовсюду привозил очерки, составившие несколько книг: "Белый уголь, или Слезы Вертера" (1928), "Виза времени" (1930), "Англия" (1931), "Испания" (1932), "Затянувшаяся развязка" (1934). Среди путешествий Эренбурга этого периода была поездка в Россию, на новостройки Сибири. Вернувшись оттуда во Францию, он написал один из самых известных своих романов "День второй" (1933).
С 1936 г. И. Эренбург находился в Испании в качестве корреспондента и прошел всю гражданскую войну с первых до последних дней.
В 1940-1941гг. работал над романом "Падение Парижа".
В годы второй мировой войны имя Эренбурга-публициста было известно всему миру. Его корреспонденции публиковались не только на страницах советских газет, но и передавались зарубежным телеграфным агентствам. Первая статья датирована 3 июля 1941г. и написана в тяжелейшие дни отступления и оборонительных боев на всем фронте - от Балтики до Черного моря. Последняя военная корреспонденция Эренбурга датирована 27 апреля 1945 г.
И.Г. Эренбург бывал под Ржевом. В первый раз . в сентябре 1942 г. по поручению редакции газеты "Красная звезда". Здесь им были написаны статьи "Ожесточение" и "Так зреет победа". На ржевской земле ещё с августа шли непрекращающиеся ожесточённые бои. Эренбург вспоминал в книге "Люди, годы, жизнь": "Мне не удалось побывать у Сталинграда... Но Ржева я не забуду. Может быть были наступления, стоившие больше человеческих жизней, но не было, кажется, другого столь печального . неделями шли бои за пять-шесть обломанных деревьев, за стенку разбитого дома да крохотный бугорок".
В 30-й армии Эренбург объехал много частей и подразделений, встречался с бойцами и командирами, подолгу беседовал с политработниками. Во время одной из таких встреч его попросили написать что-нибудь специально для бойцов "тридцатки". Через полчаса статья для "Боевого знамени" была готова и написана, как всегда, "по-эренбургски" . зажигательно, призывно, короткими и точными фразами.
После войны, в 1946 г., И.Г. Эренбург снова посетил Ржев и побывал на тех местах, где писал свои статьи осенью сорок второго.
В 1946-1947 гг. опубликован роман И.Г. Эренбурга "Буря", в 1951-1952 гг. - роман "Девятый вал", в 1954 г. . повесть "Оттепель" . последнее беллетристическое произведение писателя.
В конце 50-х - начале 60-х гг. вышли литературно-критические эссе . "Французские тетради"(1958), "Перечитывая Чехова"(1960). В 1959 г. издан поэтический сборник "Стихи".
В 1960 г. началась публикация последней книги И. Эренбурга . "Люди, годы, жизнь"(кн. 1-6, 1961-1965). Книга познакомила читателей со многими звездами мировой культуры, приоткрыла политические тайны и загадки эпохи. Автор писал о ней: "Я никак не претендую дать историю эпохи... Эта книга - не летопись, а скорее исповедь..."
Жизнь писателя была достаточно продолжительной и уникальной. Помимо яркой публицистики, он создал замечательные художественные произведения, был непревзойденным эссеистом, интересным, но малоизученным поэтом, мемуаристом, драматургом, переводчиком, критиком. Эренбург стал одним из ярчайших явлений русской и мировой культуры ХХ века.
Умер И.Г. Эренбург 31 августа 1967 г. в Москве.
Илья Григорьевич Эренбург (14 (27) января 1891, Киев — 31 августа 1967, Москва) — русский советский писатель, поэт, переводчик с французского и испанского языков, публицист,… Развернуть
02.09.2022 внесена Минюстом России в реестр СМИ и физлиц, выполняющих функции иностранного агента.
Катерина Владимировна Гордеева — российская журналистка, кинодокументалист, писатель. Наибольшую известность получила как корреспондент и автор документальных фильмов на НТВ.
02.09.2022 внесена Минюстом России в реестр СМИ и физлиц, выполняющих функции иностранного агента. Катерина Владимировна Гордеева — российская журналистка, кинодокументалист,… Развернуть
Эльдар Александрович Рязанов — российский и советский кинорежиссёр, сценарист, актёр, поэт.
Эльдар Рязанов родился в Самаре — родном городе его матери, в семье работников советского торгпредства в Тегеране Александра Семёновича Рязанова и Софьи Михайловны (в девичестве Шустерман), в доме по улице Фрунзе. Вскоре родители переехали в Москву, где отец работал начальником винного главка. В 1930 году семья распалась, и Рязанов с семи лет воспитывался матерью и отчимом, инженером Львом Михайловичем Коппом, вдовцом, относившимся к Эльдару как к родному сыну.
В школьные годы много времени проводил за книгами, планировал стать писателем, однако незадолго до окончания школы-десятилетки передумал, и написал заявление в Одесское мореходное училище. Так и не дождавшись ответа из училища, поступил на факультет режиссуры во ВГИК, где до момента окончания института в 1950 году занимался в мастерской Григория Козинцева.
Окончив институт, срежиссировал множество документальных сюжетов для различных киножурналов. За киноочерк «Остров Сахалин» (1954) получил приз на Каннском кинофестивале 1955-го года. В этом же, 1955 году, был приглашен в киностудию «Мосфильм», на базе который совместно с С.Н. Гуровым, создал фильм-ревю «Весенние голоса» (1955).
Известным на весь Советский Союз проснулся на следующий день после выхода на экраны культовой комедии «Карнавальная ночь» (1956), главную женскую роль в котором исполнила Людмила Гурченко. Картина вошла в «золотой фонд» отечественного комедийного кинематографа. Реплики героев этой картины, как и большинства картин режиссера «пошли в народ», став впоследствии крылатыми фразами. Огромным успехом пользовались не менее смешные, и не менее добрые фильмы: «Девушка без адреса» (1957), «Гусарская баллада» (1962) и др.
В последующие двадцать лет, в период творческой зрелости режиссера, Рязанов сотрудничает с невероятно талантливым сценаристом Эмилем Брагинским. В результате творческого союза двух гениев свет увидели такие шедевры мирового кинематографа как: «Берегись автомобиля» (1966), «Зигзаг удачи» (1968), «Старики-разбойники» (1971), «Ирония судьбы, или С легким паром!» (1975), «Служебный роман» (1977), «Гараж» (1979), «Вокзал для двоих» (1982) и некоторые другие. Все эти картины пользовались оглушительным успехом и получили статус культовых, а их герои стали символами эпохи.
Всего же на счету режиссера около трех десятков картин, каждая из которых по своему прекрасна, будь то романтическая история - «О бедном гусаре замолвите слово» (1980), обращение к классике - «Жестокий романс» (1984), или же сатира «перестроечного периода» - «Забытая мелодия для флейты» (1988).
Кроме того, Эльдар Рязанов является соавтором сценариев большей части своих картин, автором нескольких пьес и книг («Грустное лицо комедии», «Неподведенные итоги» и многих других).
23 января 2005 года открылся киноклуб Эльдара Рязанова. Киноклуб задуман, по выражению самого Эльдара Александровича, как своеобразный центр отечественной комедии. В трёх залах, самый большой из которых рассчитан более чем на пятьсот мест, идут фильмы и спектакли как российских, так и зарубежных режиссёров, проходят творческие встречи, концерты.
Э. А. Рязанов преподавал на Высших курсах сценаристов и режиссёров (среди его учеников — режиссёры Ю. Б. Мамин, И. В. Дыховичный, Е. Цымбал, И. Фридберг).
В телевизионной передаче «Большая разница» от 31 января 2010 года Рязанов признался, что его любимыми зарубежными фильмами от режиссёра Тарантино являются «Криминальное чтиво» и «Убить Билла».
В 2010 году стал одним из учредителей КиноСоюза.
В 2010 и 2011 годах перенёс операции на сердце и с тех пор не раз госпитализировался. В конце 2014 года у Рязанова было диагностировано острое нарушение мозгового кровообращения, в начале августа следующего года он перенёс инфаркт, который, как сообщали СМИ, привёл к отёку лёгких.
Эльдар Рязанов скончался в московской больнице в ночь с 29 на 30 ноября 2015 года от острой сердечной недостаточности. Прощание прошло 3 декабря в Центральном Доме литераторов. В тот же день он был похоронен на Новодевичьем кладбище.
Эльдар Александрович Рязанов — российский и советский кинорежиссёр, сценарист, актёр, поэт. Эльдар Рязанов родился в Самаре — родном городе его матери, в семье работников… Развернуть
Кэти Гласс (Cathy Glass) - попечитель, а ее семья - фостерская. Это так называемый государственный детский дом семейного типа, куда помещают детей, по той или иной причине оставшихся без опеки взрослых. Например, пока ищут их родственников или пока в суде решается дело о лишении или восстановлении родительских прав.
За 20 лет работы с такими детишками, Кэти повидала всякого - разные истории, разные жизни. Чаще всего драматические. Она начала писать книги для того, чтобы обратить внимание общественности и властей на страдания детей, которых никто не может защитить.
Сейчас её книги используются лекторами, тренерами и практикующими специалистами в области защиты и воспитания детей.
Кэти Гласс (Cathy Glass) - попечитель, а ее семья - фостерская. Это так называемый государственный детский дом семейного типа, куда помещают детей, по той или иной причине… Развернуть
Французский писатель Анри Перрюшо — один из ярчайших мастеров жанра сравнительно редкого и трудного — документальной биографии художника. Беллетристическая живость сочетается в его романах с психологической проникновенностью, со способностью дать не только портрет незаурядной личности с ее человеческими достоинствами и слабостями, но и понять сущностные особенности творчества своего героя.
Перу Перрюшо принадлежат книги о жизни Эдуара Мане, Поля Сезанна, Огюста Ренуара, Винсента Ван Гога и ряда других живописцев. Большая часть его книг издана в том числе и в СССР. Благодаря Перрюшо крупнейшие фигуры мирового искусства предстают во всей драматичности своих судеб, непростых связях со своим временем. Перрюшо практически воскрешает целую эпоху в истории французской культуры, отмеченную кипением страстей, непримиримой борьбой искусства официального и неофициального, а самое главное — великими творческими открытиями, оказавшими решающее влияние на художественный процесс не только конца прошлого, но и начала нынешнего века.
Стремление Перрюшо к достоверности фактов, точности сведений делает его романизированные биографии поистине ценным источником для знакомства с эпохой и ее выдающимися деятелями. Драматический сюжет, лежащий в основе его биографий, строится на реальных событиях, описываемых порой на удивление детально, но и частные подробности опять-таки привлекают своей подлинностью. Правда, не всегда вызывает согласие авторская интерпретация искусства или отдельных произведений героев Перрюшо, хотя ему не откажешь в остроте глаза, в глубине анализа. И пожалуй, не всегда убедительны и даваемые Перрюшо психологические мотивации поступков художников. Может кого-то раздражать и чрезмерная сентиментальность, с которой он повествует об их злоключениях. Но не является ли это отголоском того искреннего чувства, с которым писатель вживался в мир художника? И может, такая эмоциональная избыточность еще более притягивает читателя к книгам Перрюшо и к тем великим мастерам, чьи образы воссозданы им столь полно и ярко?
Французский писатель Анри Перрюшо — один из ярчайших мастеров жанра сравнительно редкого и трудного — документальной биографии художника. Беллетристическая живость сочетается в… Развернуть
Николай Яковлевич Надеждин — российский автор, биограф, эссеист. Печатается с 1990-х годов. Автор-составитель около 160 книг историко-биографической тематики, справочников, энциклопедий. Наиболее популярная серия "Неформальные биографии" включила биографии более 100 известных политиков, художников, артистов, писателей, ученых, предпринимателей и др. (2008-2013).
Николай Яковлевич Надеждин — российский автор, биограф, эссеист. Печатается с 1990-х годов. Автор-составитель около 160 книг историко-биографической тематики, справочников,… Развернуть
Василий Борисович Ливанов — cоветский и российский киноактёр, сценарист, писатель, режиссёр, мультипликатор, заслуженный артист РСФСР (1981), народный артист РСФСР (1988). Наибольшую известность получил за создание экранного образа Шерлока Холмса в цикле телефильмов режиссёра Игоря Масленникова по произведениям Артура Конан Дойля, за что в 2006 году был награждён орденом Британской империи.
Сын актёра Бориса Ливанова, внук актёра Николая Александровича Ливанова (Извольского). Мать, Евгения Казимировна (1907—1978), полька, была «одной из самых очаровательных московских женщин». Завсегдатаями дома Ливановых были Качалов, Пастернак, Довженко, Черкасов, Тарханов, Кончаловский. В 1954 году Василий Ливанов окончил Московскую среднюю художественную школу при Академии художеств СССР (1954), после в 1958 году — Театральное училище им. Щукина, в 1966 Высшие режиссёрские курсы при Госкино СССР (мастерская Михаила Ромма).
Сочетание интеллигентности, душевной тонкости, романтичности, искренности чувств было определяющим в ранних экранных образах Василия Ливанова. Однако в середине 1960-х Ливанов отказывается от ролей очередных «очкариков», опасаясь вырождения своего амплуа.
Озвучил около 300 мультипликационных персонажей, в том числе Карлсона, Крокодила Гену и Удава в мультфильме «38 попугаев». Вместе с Юрием Энтиным и Геннадием Гладковым создал мультфильм «Бременские музыканты».
В 1988 году Василию Ливанову было присвоено звание Народного артиста РСФСР.
15 июня 2006 года в Москве Василию Ливанову послом Великобритании был вручён орден Британской империи за один из лучших экранных образов Шерлока Холмса.
Василий Борисович Ливанов — cоветский и российский киноактёр, сценарист, писатель, режиссёр, мультипликатор, заслуженный артист РСФСР (1981), народный артист РСФСР (1988).… Развернуть
Энн Рэй Рул (урожденная Стэкхаус) - американская писательница, автор книг и статей о реальных преступлениях. Наиболее известна благодаря «Незнакомцу рядом со мной» (1980), рассказывающему о серийном убийце Теде Банди, с которым работала Рул, и которого она считала другом, но позже выяснилось, что он - убийца.
Использовала псевдоним Andy Stack.
Энн Рул родилась 22 октября 1931 года в Лоуэлле, штат Мичиган. Одна из двух детей Софи Мари (Хансен) и Честера Р. Стакхауса. Ее мать была учителем, специализирующимся на работе с детьми, имеющими нарушения в развитии, отец был тренером по футболу и легкой атлетике. Многие ее родственники работали в правоохранительных органах. Дедушка и дядя были шерифами в Мичигане. Другой дядя был судмедэкспертом, а двоюродный брат - прокурором. Сама Энн проводила лето у своих бабушки и дедушки, попутно работая волонтером в местной тюрьме.
Энн окончила среднюю школу Коутсвилла в графстве Честер, штат Пенсильвания, а затем получила ученую степень в Общественном колледже Highline в Де-Мойне, штат Вашингтон. Рул также училась в Вашингтонском университете, изучая творческое письмо, криминологию и психологию.
Рул являлась сотрудником правоохранительных органов в отделении полиции Сиэтла, а также писала статьи для женщин. Начиная с 1969 года Энн Рул писала для журнала True Detective под псевдонимом «Энди Стэк».
В 1971 году, работая волонтером в центре горячей линии, посвященной кризису самоубийств в Сиэтле, Рул познакомился с Тедом Банди, студентом, изучающим психологию в Университете Вашингтона. После того, как Банди переехал в Юту, он был арестован в 1975 году за похищение молодой женщины и позже идентифицирован как серийный убийца, погубивший десятки человеческих жизней. Этим он занимался с 1974 года, если даже не раньше. В то время, когда Рул и Банди работали вместе, Рул не заметил ничего опасного в личности Банди, и видела в нем «доброго, заботливого и чуткого» человека. Ее первая книга «Незнакомец рядом со мной» считается одной из самых достоверных биографий Банди. Впервые опубликованная в 1980 году, в год, когда Банди был осужден за убийство, книга была написана под ее собственным именем, а не под псевдонимом, который она использовала ранее.
Следующие три книги «Убийцы похоти» о Джерри Брудосе , «Убийца без рекламы» о Харви Кариньяне и «Убийца I-5» о Рэндалле Вудфилде были выпущены под ее псевдонимом, но после успеха книги о Банди они были переизданы - выпущены под настоящим именем писательницы.
В апреле 2012 года «48-часовая тайна» рассказывала об успешных попытках Энн Рул помочь матери доказать, что смерть ее дочери в 1998 году была убийством. В результате вышла книга «В ночи».
Одна из ее последних книг «Практика обмана» об убийстве в 2003 году на острове Уидби в Вашингтоне была выпущена в октябре 2013 года.
Рул жила в Нормандском парке в Вашингтоне, имела четверых детей, включая писателя Лесли Рула. В семье также было пять внуков и приемный сын. Энн была замужем за Биллом Рулем, с которым она развелась в 1972 году.
Энн Рул страдала от хронической сердечной недостаточности и умерла после сердечного приступа.
Энн Рэй Рул (урожденная Стэкхаус) - американская писательница, автор книг и статей о реальных преступлениях. Наиболее известна благодаря «Незнакомцу рядом со мной» (1980),… Развернуть
Евгений Викторович Анисимов — советский и российский историк, профессор, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН. Член Совета по науке и образованию при Президенте РФ. Специалист по политической истории России XVII-XVIII века. Автор первых научных биографий императриц Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны.
Евгений Анисимов в 1970 году окончил исторический факультет Ленинградского педагогического института им. А. И. Герцена и поступил на работу в Ленинградское отделение Института истории СССР (ЛОИИ АН СССР) — Санкт-Петербургский институт истории РАН. В 1975 г. защитил кандидатскую диссертацию «Внутренняя политика Верховного Тайного Совета, 1726-1730». В 1985 — докторскую на тему «Податная реформа Петра I: введение подушной подати в России, 1718—1728 гг.». С 1995 года профессор кафедры истории России Санкт-Петербургского гос. университета экономики и финансов, ныне главный научный сотрудник. С 1996 преподает в Европейском университете в Санкт-Петербурге. Участвует в просветительской деятельности на телевидении. Автор и ведущий программ по истории «Дворцовые тайны» и «Кабинет истории» на телеканале «Культура».
С 1989 года Анисимов преподавал в качестве приглашенного профессора в Джорджтаунском, Гарвардском, Чикагском, Беркли, Стэнфордском, университетах Лос-Анджелеса, Хопкинса (Балтимор), Северной Каролины, Виргинии (США); Лондонском Кембриджском Эдинбургском университетах (Великобритания); Миланском и Гумбольдт-университете (Берлин). Читает курсы:
* Политический сыск и русское общество XVIII — первой половины XIX в.;
* Историография истории России. Часть вторая (XVIII — начало XX в.). (совместно с А. Н. Цамутали и Б. В. Ананьичем);
* Дискуссионные проблемы истории России. Ч. II (XVIII-начало XX в.). (совместно с А. Н. Цамутали и Р. Ш. Ганелиным);
* Россия и Запад проблемы модернизации в XVII — начале XIX вв. Общие тенденции и национальные особенности.
Евгений Викторович Анисимов — советский и российский историк, профессор, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН. Член… Развернуть
Софья Бенуа – автор жизнеописаний и воспоминаний творческих людей, выдающихся исторических личностей и других знаменитостей.
Софья Бенуа пишет книги, раскрывающие тайны самых знаменитых людей нашей планеты. Она рассказывает о политиках, актерах, певцах, звездах шоу-бизнеса и других популярных личностях. Знакомясь с ее работами, читатели смогут узнать, как выдающиеся люди достигли успеха, что они сделали, чтобы стать знаменитыми, а также что им пришлось пережить на пути к мировой славе.
На счету биографа несколько десятков публикаций. Творчество Софьи Бенуа разделено на несколько циклов, посвященных различным темам: «Мужчины, покорившие мир», «Вечная история любви», «Женщина, покорившая мир», «Русская история», «Знаменитые пары СССР».
Софья Бенуа не просто повествует о жизни великих людей – она освещает увлекательные и малоизвестные факты. Простой язык повествования, наличие исторических фактов, умение ярко описывать людей и события делают творчество Софьи Бенуа популярным. Работы автора вызывают восхищение читателей и восторженные отзывы критиков.
Софья Бенуа – автор жизнеописаний и воспоминаний творческих людей, выдающихся исторических личностей и других знаменитостей. Софья Бенуа пишет книги, раскрывающие тайны самых… Развернуть
Николай Корнеевич Чуковский — советский писатель, переводчик. Сын писателя Корнея Чуковского, брат Лидии Чуковской.
Николай был первенцем Корнея Чуковского и его жены Марии Борисовны, урождённой Гольдфельд. Сразу после свадьбы в 1903 году Чуковский с женой отправились в Лондон, где Корней Иванович работал корреспондентом газеты «Одесские новости»; в начале 1904 года беременная Мария Борисовна вернулась в Одессу, где и родился Николай-младший. Детство и юность провел в Петербурге и Куоккале. В 1921 окончил Тенишевское училище, занимался (до 1924) на общественно-педагогическом (историко-филологическом) факультете Петроградского университета. Окончил Высшие государственные курсы искусствоведения при Ленинградском институте истории искусств (1926—1930).
Участвовал в работе литературной студии «Звучащая раковина», которой руководил Николай Гумилёв. В 1921 сблизился с литературной группой «Серапионовы братья». В 1922—1928 годах публиковал стихи. После сборника стихов «Сквозь дикий рай» (Л., 1928) свои оригинальные стихотворения не печатал, публиковал только поэтические переводы.
В 1939 г. призван в армию, принимал участие в войне с финнами. С 22 июня 1941 г. был военным корреспондентом газеты «Красный Балтийский флот», участник обороны Ленинграда, жил в осаждённом городе. С октября 1943 г. — инструктор Главного политуправления ВМФ СССР, Управления военно-морского издательства.
Переводил на русский язык произведения Эрнеста Сетон-Томпсона, Роберта Льюиса Стивенсона, Марка Твена, Шандора Петёфи, Юлиана Тувима. В частности, им выполнен наиболее известный перевод романа «Остров сокровищ» Стивенсона.
В последние годы жизни был членом правлений Союза писателей СССР и РСФСР, председателем секции переводчиков Союза писателей, членом правления издательства «Советский писатель».
Жена — переводчица Марина Николаевна Чуковская, урождённая Рейнке (1905—1993).
Дети:
Наталья (1925) — в замужестве Костюкова, доктор медицинских наук, профессор, Заслуженный деятель науки России (2004),
Николай (по прозвищу Гулька, 1933) — инженер-связист, МВТУ им. Н.Баумана,
Дмитрий (1943) — телевизионный режиссёр, снял, в частности, фильм «Огневой вы человек!» (Главная редакция литературно-драматических программ ЦТ), по сценарию своей двоюродной сестры — Елены Цезаревны Чуковской, к 100-летию со дня рождения знаменитого деда.
Николай Корнеевич Чуковский — советский писатель, переводчик. Сын писателя Корнея Чуковского , брат Лидии Чуковской . Николай был первенцем Корнея Чуковского и его жены… Развернуть