Родился в еврейской семье среднего достатка. Его отец, Тивадар Шварц, был адвокатом, видным деятелем еврейской общины города, специалистом по эсперанто и писателем-эсперантистом.
В 1936 году семья поменяла свою фамилию на венгерский вариант Шорош (Soros). В 1947 году Сорос переехал в Англию. Он поступил в Лондонскую школу экономики и политических наук и успешно её окончил через три года. Ему читал лекции австрийский философ Карл Поппер, идейным последователем которого и стал Сорос. В Англии Джордж Сорос нашёл работу на галантерейной фабрике, а затем превратился в коммивояжёра, но не оставлял поисков работы в банке. В 1953 году он получил место в компании «Сингер и Фридландер». Работа и одновременно стажировка проходила в арбитражном отделе, который находился рядом с биржей.
К 1956 году относят начало карьеры Сороса на поприще финансиста. Он прибыл в США по приглашению отца своего лондонского друга, некого Майера, который имел свою небольшую брокерскую фирму на Уолл-стрит. Карьера в США началась с международного арбитража, то есть покупки ценных бумаг в одной стране и продаже их в другой. Сорос создал новый метод торговли, назвав его внутренним арбитражем — продажа по отдельности комбинированных ценных бумаг акций, облигаций и варрантов прежде, чем они могли быть официально отделены друг от друга. В 1963 году Кеннеди ввёл дополнительный сбор на иностранные инвестиции, и Сорос закрыл свой бизнес.
В 1969 году Сорос становится руководителем и совладельцем фонда Дабл Игл, переросшего впоследствии в знаменитый «Квантум» (Quantum Group). Фонд осуществлял спекулятивные операции с ценными бумагами с переменным успехом. К середине 1990 года капитал «Квантума» составлял 10 миллиардов долларов США.[источник не указан 254 дня] Тысяча долларов, вложенная в фонд в 1969 году, превратилась сегодня более чем в 2 миллиона долларов, при условии реинвестирования дивидентов.[источник не указан 254 дня]
16 сентября 1992 года — считается, что на резком падении английского фунта против немецкой марки Сорос заработал за день больше миллиарда долларов. Сорос стал называть эту среду «белой». А самого Сороса стали называть «Человеком, который сломал Банк Англии», хотя его роль в падении фунта явно преувеличена (см. «чёрная среда»).
После этого началась «чёрная полоса» в жизни Сороса. В 1997 году он вместе с Потаниным создал офшор Mustcom, который заплатил за 25 % акций ОАО «Связьинвест» 1,875 млрд долларов, но после кризиса 1998 года цена акций упала более чем в два раза. Сорос в сердцах назвал эту покупку «худшим вложением денег за всю жизнь». После долгих попыток в 2004 году он продал акции ОАО «Связьинвест» за 625 млн долларов компании «Access Industries», возглавляемой Леонардом Блаватником — по совместительству акционером ТНК-BP. В конце 2006 года Блаватник продал блокпакет за 1,3 млрд долларов компании «Комстар-ОТС», входящей в АФК «Система».
Постепенно Сорос отходит от финансовых спекуляций и декларирует благотворительную деятельность, в том числе в сфере образования и научных исследований. Выступает с заявлениями о необходимости и полезности ограничений в финансовой сфере, в том числе для снижения инвестиционных возможностей крупных финансовых структур.
26 июля 2011 года сделал заявление о закрытии своего инвестиционного фонда и возврате сторонним вкладчикам их инвестиций в размере около одного миллиарда долларов. Вкладчики были проинформированы об этом решении главы фонда специальным письмом, в котором было, в частности, сказано: «Мы благодарим всех, кто вкладывал деньги в фонд на протяжении последних 40 лет. Мы надеемся, что с течением времени вы были вознаграждены за ваши вклады в фонд». Как заявил 26 июля 2011 года сам Сорос, — начиная со следующего года, он будет заниматься приумножением только личного капитала и средств своей семьи.
Родился в еврейской семье среднего достатка. Его отец, Тивадар Шварц, был адвокатом, видным деятелем еврейской общины города, специалистом по эсперанто и писателем-эсперантистом.… Развернуть
Фридьеш Эрнё Каринти — популярный венгерский писатель, драматург, журналист, переводчик. Один из самых популярных авторов в Венгрии первой половины XX века. Поэт, автор романов и повестей, фантастико-сатирических новелл, юморесок и пародий. Книги переведены на русский, японский и большинство европейских языков.
Фридьеш родился в образованной еврейской семье, его отец, Йожеф Кон был одним из основателей Венгерского философского общества. Незадолго до рождения сына он обратился в лютеранство. В семье было много детей, но выжили шестеро; мать Каролина Энгель также рано ушла из жизни. У них выросли талантливые дети: сестра Ада стала художницей, другая, с блеском говорившая на нескольких языках, помогала брату переводить Милна и Свифта. Сын Габор от первого брака стал поэтом, Ференц — известным писателем.
Юный Каринти учился в элитной будапештской гимназии, около 1900 года начал писать пьесы, авантюрные рассказы, поэтические сказки и вел дневник. Около тысячи его стихов , были сожжены его отцом из-за его школьной неудачи. В возрасте 15 лет он опубликовал свою пародию на Жюля Верна «Свадебное путешествие к центру земли». Окончив в 1905 году гимназию, посещал университетские лекции по математике и физике, учился на факультете искусств и хирургии. Хотя он и не закончил учебу, но относился к науке с большим интересом и безоговорочным уважением в течение всей своей жизни, верил в силу разума.
В итоге Каринти стал журналистом, с 1906 года сотрудничал в газете. Как непревзойденный фантазер и острослов, был любимцем литературных кафе и журнальных редакторов. В 1912 вышла книга стихов "Снегопад". Был связан с журналом венгерских модернистов «Нюгат» (Запад). Увлекался Стриндбергом, интересовался Фрейдом, авиацией и кино. Переводил на венгерский язык произведения А. А. Милна и Дж. Свифта.
В рассказе «Звенья цепи» (1929) он сформулировал заинтересовавшую психологов и ставшую впоследствии знаменитой теорию шести рукопожатий или «шести уровней разделения». Многие произведения писателя были экранизированы. На основе его дневника венгерский композитор Дьёрдь Коша написал «Каринти-кантату». Его не раз упоминал в своих письмах Кафка,
В 1910 году Каринти влюбился в замужнюю актрису Джудик Этель, сценическое имя Бога. В 1912 они бежали в Берлин, а через год Этель развелась с первым мужем. В 1914 они поженились и у них родился сын Габор. В 1917 Этель вновь вышла на сцену, но умерла от гриппа-испанки во время эпидемии в 1918 года. Фридьеш сильно страдал от потери любимой. Однако через два года он влюбился красавицу-студентку медицинского факультета Аранку Бём. Девушка была родом из еврейской купеческой семьи и замужем за Кертишем Тивадаром. В 1920 она развелась и вышла за Каринти, а спустя год у них родился сын Ференц. Брак был бурным, с ревностью с обоих сторон.
В 1936 году у Каринти был диагностирован рак головного мозга, в мае он перенес сложную операцию в Стокгольме. О своей операции он написал в дневнике «Смеющиеся пациенты» (1936) и Путешествие вокруг черепа» (1937). Скончался через 2 года от инсульта, на его преждевременную смерть отозвался Борхес. Жена умерла в 1944 году в лагере смерти Освенцим.
Фридьеш Эрнё Каринти — популярный венгерский писатель, драматург, журналист, переводчик. Один из самых популярных авторов в Венгрии первой половины XX века. Поэт, автор… Развернуть
Ференц Каринти — венгерский писатель, драматург, журналист, литературный редактор и переводчик. Кандидат наук. Спортсменом, был чемпионом страны по водному поло.
Родился в семье известного венгерского писателя Фридьеша Каринти. В 1941-45 гг. изучал венгерскую, итальянскую и английскую филологию и литературу в Будапештском католическом университете Петера Пазманя. Затем окончил докторантуру по лингвистике, стал кандидатом наук (1945). Получив стипендию в 1947 году, стажировался во Франции, Швейцарии и Италии. В 1968-69 годах в качестве приглашённого профессора читал лекции в США. В 1972-76 посетил ряд стран, в том числе, США, Австралию, СССР и Кубу
В 1949-50 гг. Каринти работал литературным редактором и драматургом будапештских театров, в частности, Национального театра, а также в 1965-75 — городских театров Мишкольца, Сегеда и Дебрецена. В 1957-60 годах занимался переводом на венгерский язык произведений греческих, английских, итальянских и немецких авторов, включая произведения Макиавелли и Мольера.
Ференц Каринти — венгерский писатель, драматург, журналист, литературный редактор и переводчик. Кандидат наук. Спортсменом, был чемпионом страны по водному поло.
Родился в… Развернуть
Геза Гардони — венгерский писатель и журналист. Написал большое количество научных и художественных трудов. Больше всего известен, как автор исторических романов, таких как «Звёзды Эгера» и «Невидимый человек».
Гардони был сыном слесаря из поместья аристократов в восточной Венгрии. Он закончил учительский колледж и некоторое время работал учителем и католическим кантором. Гардони женился на Ма́рии Мо́лнар в 1885 году, но брак оказался несчастливым и был расторгнут в 1892. В середине 80-х годов девятнадцатого века Гардони начал писать статьи для журналов и газет. Его первым успехом были сатирические новеллы о сельской жизни «Göre Gábor», от которых он позже отрёкся. На переломе веков Гардони стал использовать в своих произведениях исторические темы, которые послужили основой для серии популярных рассказов. Гардони переехал в Эгер (сегодня — северная Венгрия) в 1897 году со своей матерью и жил там до своей смерти. Могила Гезы Гардони также находится в Эгере; на ней написано: «Csak a teste» (Лишь его тело). Дом, где Гардони жил и где написал большинство своих известных работ, сейчас превращён в музей.
Одно из наиболее известных произведений Гардони — «Egri csillagok» — было впервые опубликовано в 1899 году. Литературно название переводится, как «Звезды Эгера» (на английском языке эта книга часто выходит под названием «Eclipse of the Crescent Moon» (Затмение полумесяца)). В книге рассказывается о знаменитой осаде Венгерского города Эгера турецкими войсками Османской империи в 1552 году. Среди его героев знаменитый Балинт Тёрёк и состоявший у него на службе Шебештьен Тиноди. В 2002 году «Звёзды Эгера» были выбраны «самой популярным венгерским романом» зрителями телепередачи «Big Read» (в Венгрии — «A Nagy Könyv»).
По мнению некоторых людей, лучшей работой Гардони следует считать книгу «A láthatatlan ember», опубликованную в 1901 году. Это мнение также может происходить из-за того, что эта книга (в отличие от «Звёзд Эгера») более доступна не-венгерским читателям. Литературно название книги переводится, как «Невидимый человек» (на английском языке обычно издаётся под названием «Slave of the Huns» («Раб гуннов»)). В произведении рассказывается о временах, когда жил вождь гуннов Атилла. Большая часть сюжет рассказывает о визите Византийского дипломата Приска Панийского в стан Атиллы. Герой романа — молодой Византийский раб по имени Зэта, влюбившийся в девушку-гунна. Зэта сбегает и становится рабом гуннов, что даровало ему надежду жениться на возлюбленной девушке. Также книга включает в себя драматическое описание Битвы при Каталаунских полях между гуннами и римлянами.
Оба эти романа Гардони хорошо известны в Венгрии, но стали переводится на другие языки и широко издаваться за рубежом только во второй половине двадцатого века.
Геза Гардони — венгерский писатель и журналист. Написал большое количество научных и художественных трудов. Больше всего известен, как автор исторических романов, таких как… Развернуть
СЕ́НЕШ Ханна (Hannah Szenes [Channa Senesh]; 1921, Будапешт, — 1944, там же), парашютистка, направленная Хаганой в Европу для организации еврейского сопротивления антинацистского, поэтесса.
Родилась в состоятельной семье; отец, Бела Сенеш (Шлезингер; 1894–1927), был видным журналистом и драматургом. Антисемитизм в Венгрии 1930-х гг. пробудил национальные чувства Сенеш: она стала сионисткой (см. Сионизм), в 1939 г. приехала в Эрец-Исраэль и поступила в сельскохозяйственную школу в Нахалале. В 1941 г. стала членом киббуца Сдот-Ям в Кесарии. В конце 1942 г. была принята в группу парашютистов, которую Хагана по согласованию с английским командованием готовила для организации сопротивления и помощи жертвам Катастрофы в Европе.
В марте 1944 г. Сенеш в составе группы парашютистов была сброшена в Югославию и присоединилась к партизанской армии И. Тито, ожидая возможности перейти венгерскую границу. В июне того же года при переходе границы была схвачена венгерскими жандармами и подвергнута пыткам, но не выдала секретного кода попавшего в руки врага радиопередатчика, в застенке сохраняла достоинство и помогала другим заключенным. После прихода Ф. Салаши к власти в Венгрии военный трибунал приговорил Сенеш к смертной казни; 7 ноября 1944 г. она была расстреляна во дворе тюрьмы в Будапеште. Останки Сенеш в 1950 г. были перевезены в Израиль и перезахоронены на горе Герцля в Иерусалиме. Лишь в 1993 г. венгерский суд снял с Сенеш обвинение в «измене».
Сенеш с семи лет писала стихи на венгерском языке, а в 1940 г. написала первое стихотворение на иврите. О ее выразительной и лаконичной поэзии тепло отзывался писатель А. Хамеири. Стихотворение «Эли, Эли» («Боже», 1942) и «Ашрей ха-гафрур...» («Благостна спичка...», 1944) положены на музыку, их исполняют несколько поколений израильских певцов; эти песни завоевали ей особую популярность. Сенеш написала также пьесу из жизни киббуца «Киннор» («Скрипка», 1942).
В 1946 г. был опубликован сборник «Ханна Сенеш», включающий литературные произведения Сенеш, в том числе письма, дневник, который она вела с 13 лет, и воспоминания о ней. Книга выдержала много изданий на иврите, переведена на венгерский (1954), испанский (1966), английский (Лондон, 1971; Н.-Й., 1972), русский (Иер., издательство «Библиотека-Алия», 1975) и другие языки. Жизни Сенеш посвящена пьеса А. Мегеда «Ханна Сенеш» поставленная на израильской сцене. Ее имя присвоено еврейской средней школе в Будапеште.
СЕ́НЕШ Ханна (Hannah Szenes [Channa Senesh]; 1921, Будапешт, — 1944, там же), парашютистка, направленная Хаганой в Европу для организации еврейского сопротивления… Развернуть
Кальман Миксат — один из самых известных венгерских писателей XIX-XX веков, прозаик, автор романов, а также множества рассказов и эссе.
Кальман Миксат родился 16 января 1847 года в местечке Склабоня комитата Воград, Австрийская империя (ныне район Вельки-Кртиш, Банскобистрицкий край, Словакия) в семье мелкопоместного дворянина. Начальное образование получил в гимназии города Римасобат. В 1864 году переехал вместе с семьёй в городок Шельмецбаня, в 1866 году поступил на юридический факультет Будапештского университета. В начале 1871 года Кальман Миксат возвращается на родину и приступает к юридической практике на государственной службе в городке Балашшадярмат. В это же самое время он делает первые попытки в литературной сфере. Первые его рассказы, опубликованные в будапештской прессе, успеха не имели, хотя одна из его работ получила приз газеты «Голос правды». В январе 1873 года Кальман Миксат оставил государственную службу, и поступил на работу в губернский журнал, затем некоторое время жил в Будапеште, являясь редактором журнала народнического толка. В связи с финансовыми затруднениями в 1878 году Кальман Миксат переезжает в Сегед, где тесно сотрудничает с местной газетой «Сегед Напло». В это время происхдило становление Кальмана Миксата как писателя, начал вырабатываться легко узнаваемый стиль писателя. В основном из-под его пера выходили многочисленные очерки и рассказы, сюжетной основой которых служат юмористические ситуации, анекдоты, эпизоды из жизни мелких дворян, чиновников, адвокатов. Способности пистаеля не остались незамеченными, последовали публикации, предложения о работе, в том числе и из столицы.
Широкое признание и известность к Кальману Миксату пришли в 1881 году, после опубликования двух сборников новелл «Братья-словаки» и «Добрые палоцы». Новеллы, в основном, описывали быт словацких крестьян. Кальман Миксат поселился в Будапеште.
Начиная с этого момента Кальман Миксат стал признанным венгерским писателем, в 1881 году он получил премию Шандора Петёфи, 08 февраля 1882 года премию Общества Кишфалуди, 3 мая 1889 года стал членом Венгерской академии наук. Его романы переводились издавались большими тиражами и переводились на многие языки мира.
Творчество Кальмана Миксата отличается легко узнаваемым добродушным юмором, зачастую грустным или ироничным, тщательной проработкой разнообразных и колоритных персонажей (иногда и несколькими точными строками), ярким сюжетом, переплетающимся с второстепенными и ретроспективными сюжетными линиями. Что касается сюжетности, творчество Миксата нередко характеризуется в известной степени детективным сюжетом, что весьма любопытно, поскольку такое крайне редко встречается в литературе того времени.
Наиболее яркой чертой творчества писателя является его, нередко нарочито, выраженное отстранённое отношение к своим произведениям. Кальман Миксат далёк от морализирования, какого-то давления на читателя, навязывания ему своего мнения, ограничиваясь описанием или максимально краткими замечаниями от своего имени или от имени персонажей. При этом Кальмат Миксат вовсе не далёк от проблем общества того времени: он наглядно показывает и проблемы бедного крестьянства, и борьбу венгерских патриотов (которой он в известной мере сочувствовал, сам будучи патриотом), и ограниченность чиновников и дворянства. Но каких-то ярлыков Миксат не вешает: и крестьянин в его произведениях может быть явно негативным лицом, и дворянин весьма привлекательным персонажем.
Интересно и описание пейзажа писателя. Кальман Миксат редко описывает величественную стихию, а напротив, ограничивается описанием природы, которая постоянно соседствует с человеком, и это хорошо получается у писателя. Находя красоту в повседневной реалии, Миксат часто оттеняет своими пейзажами чувства и переживания героев.
Кальман Миксат — ярко выраженный романтик, в его романах всегда есть место любви. Главные женские персонажи у Миксата достаточно однотипны (это, по-видимому, явилось следствием того, что нередко прототипом персонажей служила жена писателя), и представляют собой чистых, непорочных молодых девушек.
Однако, несмотря на такую романтичность Миксат далёк от ханжества. Романтизм в его произведениях соседствует с реализмом. Вообще, Кальман Миксат мог удачно совмещать грустное и смешное, реальность и фантастику, размышления и описания. Произведения Кальмана Миксата оставляют ощущение глубокой житейской мудрости писателя, переданной через нередко подчёркнуто простой, неграмотный язык или напротив, через подчёркнуто напыщенный, перемежаемый латинскими выражениями язык, героев произведений.
Кальман Миксат мастер метафор и метких аналогий, которые он опять же вкладывает в уста своих героев. Особенно писателю, владеющему тончайшими нюансами венгерского и словацкого языков, удаются диалоги, на удивление живые и характерные для описываемых персонажей.
О Кальмане Миксате нельзя говорить, как о писателе поднимающем очень уж серьёзные философские и нравственные проблемы, но при этом нельзя и отнести к писателям-беллетристам. Из русских писателей наибольшее влияние на Кальмана Миксата оказали Н. В. Гоголь и А. П. Чехов, и в определённой степени даже прослеживается схожесть стилей: с Н. В. Гоголем произведения Кальмана Миксата роднятся языком, ярким национальным колоритом, описаниями природы, с А. П. Чеховым — сатирой, иной раз едкой и тонко подмечаемыми чертами персонажей.
Хотя Кальман Миксат не писал пьес, он охотно помогал драматургам инсценировать собственные произведения. Так, ещё при жизни писателя на сцене Германии шла оперетта «Селищенские красавицы», затем по произведениям Миксата были поставлены пьесы «Имение на продажу», «Осада Бестерце», «История Ности-младшего и Марии Тот», «Шипширица».
Вёл активную творческую деятельность до конца жизни. Кроме того, Кальман Миксат вёл и политическую деятельность: с 1879 года был депутатом округа Ильефальва в Трансильвании, с 1892 до смерти был депутатом округа Фагараш. В 1887 году, будучи членом Либеральной партии Венгрии, был избран в Национальное Собрание Венгрии.
С 13 июня 1873 года состоял в браке с Илоной Маукс. От брака имел трёх сыновей, Ласло, Яноша и Альберта.
Умер 28 мая 1910 года в Будапеште, через несколько дней после празднования 40-летнего юбилея литературной деятельности.
Кальман Миксат — один из самых известных венгерских писателей XIX-XX веков, прозаик, автор романов, а также множества рассказов и эссе. Кальман Миксат родился 16 января 1847… Развернуть
Карел Яромир Эрбен — чешский писатель, поэт, переводчик, историк литературы и собиратель чешского фольклора, в первую очередь народных сказок и песен. Представитель романтического направления в искусстве.
Изучал философию в Градец-Кралове, позднее — право в Пражском университете.
В 1837 году он — практикант при уголовном суде пражского магистрата, в 1838 — служил при казначействе.
В 1842 году вступил в брак Бетиной Мечиржовой.
С 1843 — сотрудник пражского Национального музея; его заданием в музее было сортировать и каталогизировать документы из архивов Табора и Домажлице.
В 1848 стал редактором Пражских новостей (Pražské noviny); после публикации новой конституции в том же году оставил должность редактора.
В 1850 году стал секретарём и архивариусом Национального музея; в 1851 — архивариусом города Прага.
Основной труд К. Я. Эрбена — Славянское чтение (Slovanská čítanka) — содержит в себе более сотни народных сказок и легенд, написанных чешским архаичным языком.
В 1853 году вышел в свет единственный сборник его стихов Букет народных сказаний (Kytice z pověstí národních), в котором пересказаны старочешские предания.
В 1864 издал романтическое собрание Простонародных чешских песен и рифм (Prostonárodní české písně a říkadla) в пяти частях.
Эрбен не только собирал народное чешское творчество, но и писал на эту тему литературно-критические работы. Кроме этого, он является автором многочисленных книг по истории Праги и Чехии.
Наиболее значительным историческим трудом К. Я. Эрбена считается Regesta diplomatica nec non epistolaria Bohemiae a Moraviae (Регистр писем и документов Богемии и Моравии), в котором изучаются грамоты и указы Чехии, начиная с 1253 года. Кроме этого, писателю принадлежат критические комментарии по историям и легендам о таких личностях, как Святая Екатерина, Томаш Штитный, Ян Амос Коменский и Ян Гус. Перевёл также на чешский язык с русского «Повесть временных лет» и «Слово о полку Игореве».
Композитор Антонин Дворжак использовал многие баллады К. Я. Эрбена как основу для своих симфонических произведений (например, op. 107 Водяной, op. 108 Полдневная ведьма, op. 109 Золотое веретено и op. 110 Лесной голубь).
Карел Яромир Эрбен — чешский писатель, поэт, переводчик, историк литературы и собиратель чешского фольклора, в первую очередь народных сказок и песен. Представитель… Развернуть
Клара Фехер - венгерский писатель и журналист.
Родилась в Будапеште в 1919 г. Училась в Будапештском университете с 1945 по 1948 год, и в то же время она писала статьи для газеты. В 1979 году стала свободным писателем и писала в ряде жанров, включая работы для детей и книги в соавторстве со своим мужем. Она вышла замуж за Ласло Немеш , который также был писателем.
Фехер умерла в 1996 году, и ее муж основал литературную премию ее имени.
Клара Фехер - венгерский писатель и журналист. Родилась в Будапеште в 1919 г. Училась в Будапештском университете с 1945 по 1948 год, и в то же время она писала статьи для… Развернуть
Балинт Мадьяр — венгерский политик, социолог. Государственный и общественный деятель, министр. Один из основателей и лидеров Альянса свободных демократов (SzDSz).
Балинт Мадьяр родился в привилегированной семье. Отец, Балинт Мадьяр Старший, был режиссером, историком театра и кино; в его роду были аристократы, писатели и крупные политики. Мать, Сикло Ольга, — писательница, драматург, из еврейской семьи, переехавшей в 1928 году в Будапешт из Клужа. Юноша учился в будапештской гимназии им. Фазекаса Михая с математическим уклоном. В 1977 году окончил гуманитарный факультет по курсу социологии и истории Университета им. Этвоса Лоранда. Также прослушал два семестра в Экономическом университете.
С 1977 года Мадьяр работал преподавателем восточноевропейского отделения Института мировых экономических исследований Венгерской академии наук, где в 1980 году получил докторскую степень. В 1979 г. вступил в контакт с оппозиционными режиму группами и участвовал в ряде акций Демократической оппозиции. В 1981 году во время учебной поездки в Польшу был уволен из института. После работал научным сотрудником в социологической мастерской Elemér Hankiss. С 1982 по 1987 гг. — научный сотрудник Института кооперативных исследований, а с 1988 по 1990 — Института финансовых исследований.
Общественая и государственная деятельность:
По списку Альянса свободных демократов Балинт Мадьяр в 1990 году впервые был избран в Национальные Собрания. Переизбирался в 1994, 1998, 2002 и 2006 годах. С 1996 по июль 1998 года был министром образования и культуры, с мая 2002 года по июнь 2006 года вновь возглавлял министерство образования. С января 2007 по апрель 2008 года занимал должность государственного секретаря в канцелярии премьер-министра, ответственного за политику в области развития. В 2008-2012 годах входил в состав Совета управляющих Европейского института инноваций и технологий.
Балинт Мадьяр — венгерский политик, социолог. Государственный и общественный деятель, министр. Один из основателей и лидеров Альянса свободных демократов (SzDSz).… Развернуть
Янош Арань (венг. Arany János; 2 марта 1817, Надьсалонта — 22 октября 1882, Будапешт) — выдающийся венгерский поэт.
Родился в кальвинистской семье из обедневшего мелкого дворянства. Владел латинским, французским, немецким и английским языками. Работал учителем, странствующим актёром и нотариусом. Первый литературный успех пришёл к Араню в 1846 году, когда было опубликовано его первое поэтическое произведение «Потерянная конституция» (венг. Elveszett alkotmány). В том же году была закончена наиболее известная поэма Араня «Толди», за которую он был удостоен премии Общества Кишфалуди. «Толди», посвящённая народному герою Венгрии, способствовала росту национального самосознания в Венгрии. Во время революции 1848—1849 годов Арань, друг Шандора Петёфи, создал несколько патриотических стихотворений и баллад. После крушения революции Арань был вынужден некоторое время скрываться. Вернувшись в Будапешт, был награждён в 1867 году академической премией Надашди за историческую поэму о гуннах «Смерть Буда» (венг. Buda halála) и позднее избран пожизненным секретарём Венгерской академии наук.
С 1860 года Арань возглавлял Общество Кишфалуди и основал литературный журнал «Szépirodalmi Figyelő», ставший впоследствии важным литературным критическим изданием Венгрии. Участвовал в переводах сочинений Шекспира на венгерский язык.
К 1877 году отошёл от общественной жизни и писал преимущественно лирические или эпические произведения. В продолжение первой поэмы о Толди в 1854 году вышла вторая часть трилогии «Вечер Толди», а в 1879 году — «Любовь Толди».
Арань перевёл на венгерский язык три драмы Шекспира: «Сон в летнюю ночь», «Гамлет» и «Король Джон», ставшие самыми лучшими переводами на венгерский язык. Арань также помогал другим венгерским переводчикам своими комментариями и переводил произведения Аристофана, Михаила Лермонтова, Александра Пушкина и Мольера.
Похоронен на будапештском кладбище Керепеши. Памятник Яношу Араню установлен у входа в Венгерский национальный музей. Сын Яноша Араня Ласло также стал поэтом.
Янош Арань (венг. Arany János; 2 марта 1817, Надьсалонта — 22 октября 1882, Будапешт) — выдающийся венгерский поэт. Родился в кальвинистской семье из обедневшего мелкого… Развернуть
Гейза Вамош - словацкий писатель.
Родился в семье служащего-железнодорожника. По окончании гимназии в Нитре изучал медицину в Карловом университете (Прага) и в Англии (1919-1925). С 1925 работал врачом в Братиславе, позже в Праге и Пештянах. В 1930 посетил Лондон, в 1933 - Советский Союз.
Еще в годы учебы в Праге активно включился в литературную жизнь, был одним из основателей и редакторов литературного журнала “Свойеть” (“Svojef”, “Отчизна”, 1922), объединившего, в частности, молодых словацких литераторов социалистической ориентации; активно сотрудничал с другими журналами левой интеллигенции (“Младе Словенско”, “Mladé Slovensko”; “ДАВ”, “DAV”; “Словенске смеры”, “Slovenské smery” и др.). Первые рассказы, составившие сборник “Глазок Эдиты” (“Editino oôko”, 1925), проникнуты пессимистическим мироощущением, скепсисом по отношению к природе человека, порочного и жестокого, эгоистичного и высокомерного. Балансируя между покорностью и мятежностью, герои Вамоша видят просвет лишь в порывах любви и сочувствии людей друг к другу. Тяготение к поэтике экспрессионизма проявляется там, где изображение человеческих отношений строится по контрасту: любовная страсть и высокие этические принципы, хрупкие чувства и суровая действительность. Эти тенденции находят развитие в романе “Атомы бога” (“Atómy boha”, 1928), в котором человеческому бытию противостоит иррациональная стихия, хаотическое движение “атомов-бацилл”, своеволие некоего непознаваемого божества; любое соприкосновение с этой стихией грозит гибелью. Автор предрекает этому миру трагический конец. Сатирический гротеск и отрицание сменяются юмором в романе “Кавалерийская легенда” (“Jazdecká legenda”, 1932), повествующем о жизни армейских врачей; экспрессивный психологизм сочетается в нем с критикой в адрес военной бюрократии.
Пессимизм в известной мере преодолевается в социальном романе “Сломанная ветвь” (“Odlomená haluz”, 1934). Изображая жизнь разных слоев населения во время I мировой войны, В. сосредоточивает внимание на кастовости, расовых предрассудках, узости религиозных догм. Его молодые герои из еврейской среды, стремящиеся найти свое место в обществе, испытывают противодействие как со стороны шовинистически настроенных верхов, так и со стороны единоверцев, обвиняющих их в отступничестве и оскорблении религии. Роман ставит вопрос о возможностях поступательного развития общества, но не содержит на него ответа, что дало критикам основание называть Вамоша “бунтующим индивидуалистом”. Экспрессионистскую стилистику романа определяют широкое использование гротеска, контрастное соединение трагедийности и комизма, бытовые, натуралистические сцены сочетаются с сатирической гиперболичностью.
В 1935 были опубликованы три одноактные пьесы Вамоша - “Весенний сладкий лед” (“Jarny sladol'ad”), “Писарь нотариуса” (“Pisar notáriuSov”) и “Стерилизация” (“Sterilizacia”), прошедшие почти незамеченными. Вамош был известен также как литературный критик, очеркист. Весной 1939, опасаясь расовых преследований, эмигрировал в Китай, после II мировой войны переселился в Бразилию.
Гейза Вамош - словацкий писатель. Родился в семье служащего-железнодорожника. По окончании гимназии в Нитре изучал медицину в Карловом университете (Прага) и в Англии… Развернуть
Известная венгерская переводчица, писательница, одна из первых синхронных переводчиков в мире.
Получила широкую известность благодаря своим способностям в области изучения иностранных языков. По образованию она — физик и химик, однако уже в молодости интересовалась языками, которые изучала самостоятельно, и продолжала изучение языков на протяжении всей жизни. Свободно говорила, читала и писала на русском, английском, французском, немецком. Могла изъясняться и понимала итальянскую, испанскую, японскую, китайскую, польскую речь. Со словарём читала на болгарском, датском, румынском, словацком, украинском, латыни, польском языках. Быстро продвигаясь по карьерной лестнице, получила должность переводчика в Министерстве иностранных дел.
В своей книге «Как я изучаю языки» (см. ссылку ниже) изложила свой метод подготовки к изучению иностранного языка и собственно овладения языком.
Ломб неоднократно посещала СССР, где её феноменальные способности привлекали всеобщее внимание. Ей были посвящены статьи в популярных журналах: «Наука и жизнь», «Огонёк» и т. д.
За несколько лет до смерти (когда ей было 90), сохранившая и в преклонном возрасте ясный ум и прекрасную память, Ломб начала изучать иврит, планировала учить арабский.
Известная венгерская переводчица, писательница, одна из первых синхронных переводчиков в мире.
Получила широкую известность благодаря своим способностям в области изучения… Развернуть
Венгерский писатель Имре Кертес (Imre Kertesz) родился в Будапеште в 1929 году, в пятнадцатилетнем возрасте был угнан в Аушвиц, после чего попал в Бухенвальд, откуда в 1945 году был освобожден вместе с другими, оставшимися в живых, заключенными. Память о тех страшных временах стала определяющей в творчестве писателя Имре Кертеса. Его «университетами» стали нары концлагеря и ожидание неумолимой смерти. Но жизнь победила.
После войны работал журналистом и переводчиком немецкой литературы. Первый роман Кертеса увидел свет в 1975 году, а русским читателям он известен, главным образом, по сборнику повестей «Английский флаг», вышедшем в издательстве «Текст» в 2002 году.
С того момента, когда советские войска освободили узников из фашистского ада, каждая строка писателя вновь и вновь возвращает его читателя к ужасающим картинам лагерных бараков, крематориев, штабелям трупов. Но и в этом адском пекле, утверждает Кертес, люди сохраняли человеческие черты – любили и ненавидели, радовались и даже смеялись. А главное – думали и рассуждали. В романе «Без судьбы» ужасы концлагеря показаны глазами мальчика, верящего в торжество добра.
Тема получила дальнейшее продолжение в следующем романе «Каддиш для нерожденного ребенка», где исследовано парадоксальное чувство, когда концлагерь становится для его узника родным домом. Для Кертеса отдельная личность есть микрокосм, замкнутый и самодостаточный, который постоянно подвергается грубым атакам со стороны нацистов ли, интеллектуалов или существ противоположного пола (по Кертесу, «любовь – это высшая форма конформизма»). Досталось от Кертеса и коммунистическим режимам Восточной Европы. Которые он описал после распада Варшавского блока в присущей ему человеколюбивой манере.
Автобиографические новеллы Кертеса об узниках концентрационных лагерей были названы литературой, «в которой хрупкость личности противопоставлена варварскому деспотизму истории». Как заявили шведские академики, объясняя выбор, в своем творчестве Кертес дает ответ на вопрос о том, «как индивидуум может продолжать жить и мыслить в эпоху, когда общество все активнее подчиняет себе личность». Узник Аушвица стал нобелевским лауреатом.
Венгерская интеллигенция с полным правом расценивает награду как признание заслуг всей отечественной литературы, которая из-за языкового барьера всегда с трудом находила доступ к мировому читателю.
Венгерский писатель Имре Кертес (Imre Kertesz) родился в Будапеште в 1929 году, в пятнадцатилетнем возрасте был угнан в Аушвиц, после чего попал в Бухенвальд, откуда в 1945 году… Развернуть
Магда Сабо (венг. Magda Szabó, 5 октября 1917, Дебрецен — 19 ноября 2007, Будапешт) — венгерская писательница.
В 1940 году закончила университет Лайоша Кошута в старом кальвинистском городе Дебрецен (его университет тоже вырос из кальвинистского колледжа XVI в.), получила диплом преподавателя латинского и венгерского языков. Учительствовала в школе для девочек. В 1945—1949 служила в Министерстве по делам религии и образования.
Дебютировала стихами («Агнец», 1947; «Вернуться к человеку», 1949). Входила в круг писателей, группировавшихся вокруг журнала «Новолунье» (Я.Пилинский, Геза Отлик, Иван Манди, Агнеш Немеш Надь) и отстаивавших гуманистическое понимание писательского дела как личной моральной ответственности и формы духовного противостояния тоталитаризму, — все они признаны сегодня классиками венгерской литературы ХХ века. В 1949 писательница получила наиболее авторитетную в Венгрии литературную премию Ференца Баумгартена, но по политическим резонам премия была аннулирована властями, а Магда Сабо уволена из министерства. До 1958 оставалась непубликуемой, но могла преподавать в школе (ее муж был лишен работы), в этот период перешла на прозу, в основном — роман. Автор также нескольких драм, книг рассказов (в том числе — для детей), эссе, переводчик английской словесности (Шекспир, Голсуорси).
Магда Сабо (венг. Magda Szabó, 5 октября 1917, Дебрецен — 19 ноября 2007, Будапешт) — венгерская писательница. В 1940 году закончила университет Лайоша Кошута в старом… Развернуть
Кёстлер родился в Будапеште 5 сентября 1905 года. В 1920 г. его семья переехала в Вену и там он поступил в политехнический университет. Там он вступил в молодежную сионистскую организацию. В 1925 г. перед окончанием университета Кёстлер неожиданно решил уехать в Палестину, сжег свою зачетную книжку и прибыл в Палестину в 1926 г. Там по 1929 год он был корреспондентом немецкого издательского концерна Ульштайна, в 1929—1930 годах работал в Париже.
В 1931 г. он переехал в Берлин, где стал научным редактором газеты Vossische Zeitung. В том же году он совершил на немецком дирижабле «Граф Цеппелин» полет к Северному полюсу. Он также увлекся коммунистической идеологией и в декабре 1931 г. вступил в КПГ.
В середине тридцатых годов писатель предпринял большое путешествие по Центральной Азии и год прожил в Советском Союзе. В сентябре 1933 г., после прихода нацистов к власти в Германии, он вернулся в Париж, где писал пропагандистские статьи под руководством Вилли Мюнценберга. Во время гражданской войны в Испании он дважды посетил эту страну. В 1937 г., во время второго посещения, он был арестован франкистами и приговорен к смертной казни по обвинению в шпионаже. Он провел пять месяцев в камере смертников и затем был обменен на жену франкистского летчика-аса. Во многом, время, проведённое в ожидании казни вместе с другими приговорёнными (многие из которых были казнены), определило борьбу писателя за отмену смертной казни в Англии. Свои взгляды он изложил в книге "Размышления о виселице".
В 1938 г. в связи с «Большим террором» в СССР Кёстлер вышел из компартии. После начала Второй мировой войны он был интернирован французскими властями и был освобожден лишь в начале 1940 г.
Он вступил в Иностранный легион, эвакуировался с ним в Северную Африку, дезертировал, добрался в Лиссабон, а оттуда вылетел на самолёте в Великобританию, где провел шесть недель в тюрьме за незаконный въезд в страну.
После освобождения он поступил добровольцем в британскую армию. Его направили в саперную часть. Раз в неделю он приезжал в Лондон для участия в пропагандистских радиопередачах на немецком языке, писал листовки для немецких солдат, выступал с лекциями о природе тоталитаризма. Он также дежурил по ночам во время воздушных тревог и водил санитарную машину.
В 1941 г. он опубликовал в Великобритании роман "Слепящая тьма" ("Darkness at Noon"). Это роман даёт представление о том, как воспринимались за пределами СССР события внутренней жизни страны, какой огромный, до сих пор трудновосполнимый ущерб был нанесён сталинским террором международному престижу родины социализма и единству мирового коммунистического движения.
В 1942 году Кёстлер поступил в распоряжение Министерства информации, для которого писал памфлеты и сценарии документальных фильмов, выступал на Би-би-си.
Кёстлер — самый известный сторонник идеи о том, что европейские евреи- ашкеназы произошли не от переселившихся из Палестины и Вавилонии евреев, а от тюркского народа хазар, живших в дельте Волги.
В конце жизни Кёстлер занимался изучением процесса научного мышления. Он также стал инициатором и идеологом движения «Экзит», поддерживающее право человека принять решение и уйти из жизни (эвтаназию). Кёстлер, долгое время страдавший от болезни Паркинсона и лейкоза, покончил с собой 2 марта 1983 года в Лондоне, приняв смертельную дозу снотворного (смерть наступила на следующий день).
Кёстлер родился в Будапеште 5 сентября 1905 года. В 1920 г. его семья переехала в Вену и там он поступил в политехнический университет. Там он вступил в молодежную сионистскую… Развернуть
Ласло Краснахоркаи – венгерский прозаик, сценарист. Родился в 1954 году в Дьюле (Венгрия). Изучал право и венгерскую литературу. Дебютировал в 1985 году романом «Сатанинское танго».
Автор романов «Меланхолия сопротивления», «Война и война», «С севера гора, с юга озеро, с запада дорога, с востока река», «Возвращение барона Венкхейма». По сценариям Краснахоркаи всемирно известный венгерский режиссер Бела Тарр снял пять фильмов, в том числе ставшее культовым «Сатанинское танго».
Ласло Краснахоркаи – венгерский прозаик, сценарист. Родился в 1954 году в Дьюле (Венгрия). Изучал право и венгерскую литературу. Дебютировал в 1985 году романом «Сатанинское… Развернуть
Венгерский романист, одна из наиболее влиятельных фигур в венгерской литературе XIX века. Известен по романам «Безымянный замок», «Венгерский набоб», «Золотой человек» (1872).
Родился в семье адвоката, учился в колледже в городе Пап, где познакомился с Петефи и стал его соратником в революционных схватках 1848. После подавления революционного движения несколько лет скрывался, затем был амнистирован. В 1861 был избран в парламент, оставался депутатом до 1896. В 1863 основал влиятельную политическую газету «Хон» («Отчизна») и впоследствии стал ведущей фигурой венгерской литературной жизни. На редкость плодовитый писатель, Йокаи создал более 110 книг романов, рассказов, пьес и стихотворений, восхищая читателей своим романтическим пафосом, простодушным юмором, мастерством повествования и красочными описаниями. Перу Йокаи принадлежат несколько десятков романов и повестей, в которых автор обличал нравы правящей верхушки общества, меркантильность венгерской буржуазии.Йокаи считал наступление реакции торжеством «порядка». И все же, несмотря на противоречивость во взглядах, он в своих лучших романах сохранил и углубил демократические традиции венгерской литературы 40-х гг. XIX в. Проблемы развития капитализма в Венгрии затронуты в романах «Черные алмазы» (1870) и «Золотой человек» (1873).
В честь Мора Йокаи назван кратер на Меркурии.
Умер Йокаи в Будапеште 5 мая 1904.
Венгерский романист, одна из наиболее влиятельных фигур в венгерской литературе XIX века. Известен по романам «Безымянный замок», «Венгерский набоб», «Золотой человек» (1872).… Развернуть
Английская писательница, драматург и художник. Родилась в Тарна-Орс, Венгрия, в семье барона Феликса Орци (Baron Felix Orczy) и матери - графини Эммы Уосс (Emma Woss). Ее отец был композитором и исполнителем, среди его друзей были Вагнер, Лист, Гуно. Опасаясь крестьянских восстаний, семейство Орци в 1868 году уезжает сначала в Брюссель, затем в Париж, где Эмма училась в монастырских школах. Когда семья Орци в 1880 году переезжает в Лондон, Эмма продолжает свое образование сначала в Лондонской Школе искусств, затем в Академии, где и знакомится с будущим мужем – студентом-графиком Генри Джорджем Монтегю Маклеан Барстоу (Montagu Barstow), сыном священника. Несколько ее картин были выставлены в Королевской Академии (Royal Academy) в Лондоне.
В 1894 году Эмма вышла замуж за Монтегю Барстоу, вместе с которым работала над иллюстрациями книг и журналов и издала сборник венгерских сказок (Old Hungarian Fairy Tales, 1885).
На рубеже веков семья барона возвращается в Венгрию, но миссис Монтегю Барстоу, урожденная баронесса Орци, остается в Лондоне, где вместе с мужем оформляет детские книжки. В 1895 года в «Royal Magazine» появляется несколько коротеньких детских историй под общим названием «Juliette», написанных и иллюстрированных молодыми супругами.
25 февраля 1899 у них рождается сын Джон (John Montague Orczy-Barstow, стал писателем , печатался под псевдонимом John Blakeney).
Как писатель Эмма становится известной после произведения "Scarlet pimpernel", написанного в соавторстве с мужем. В августе 1903 года в Ноттингеме пьеса была поставлена и имела бурный успех. Пьеса не сходила со сцены до 1905 года, а это немалый срок для того времени. Так началось триумфальное шествие «Scarlet Pimpernel» по Европе.
Ее рассказы появлялись в различных журналах, и в 1905 году вышел первый сборник - «Дело мисс Эллиот». Главный серийный герой баронессы Орци - детектив-любитель Бил Оуэн по прозвищу «Старик в углу» (The Old Man In the Corner, 1909) - расскрывал преступления, не покидая кресла за облюбованным угловым столиком в чайном магазине на Стрэнде. Позже этот детективный метод будет взят на вооружение несколькими литературными персонажами, наиболее известный из них - Ниро Вульф Рекса Стаута. Другими постоянными персонажами были адвокат Патрик Маллиган (Skin O' My Tooth, 1928) и детектив-профессионал леди Молли Робинсон-Кирк из Скотленд-Ярда (Lady Molly of Scotland Yard, 1910), впервые в истории детективного жанра – женщина в роли детектива.
Доходы от литературной деятельности позволили семье баронессы купить в 1918 году особняк в Ницце, где они прожили долгие годы, в т.ч. и во время Второй мировой войны. В 1942 году умирает муж Эммы. Она возвращается в Англию в 1945.
Баронесса Орци была плодовитым автором на протяжении всей жизни и продолжала писать до глубокой старости. Ее автобиография "Звенья в цепи жизни" вышла незадолго до ее смерти 12 ноября 1947 года.
Английская писательница, драматург и художник. Родилась в Тарна-Орс, Венгрия, в семье барона Феликса Орци (Baron Felix Orczy) и матери - графини Эммы Уосс (Emma Woss). Ее отец… Развернуть
Теодора Госс - венгерско-американская писательница и поэт. Пишет романы, рассказы, очерки и стихи. Ведет авторский блог на своем официально сайте.
Теодора родилась в Будапеште, Венгрия. Её семья покинула страну, когда ей было всего пять лет. Два года они прожили в Брюсселе, Бельгия. Затем семья Госс иммигрировала в Соединенные Штаты, девочке тогда исполнилось семь лет. Росла Теодора в Мэриленде и Вирджинии, в районе Вашингтона, округ Колумбия. Сейчас живет в Бостоне, куда она переехала для учебы в аспирантуре.
Писательница получила степень бакалавра по английской литературе в Университете Вирджинии, степень доктора права Гарвардской школы права, а также степень магистра и доктора философии по английской литературе Бостонского университета. Является выпускницей писательских мастерских Одиссея и Клариона. Продала свой первый опубликованный рассказ «Роза с двенадцатью лепестками», когда учился в Кларионе.
В настоящее время преподает в программе Stonecoast MFA по творческому письму, а также по программе письма Бостонского университета искусств и наук. Преподавала в мастерской писателей Одиссея, писательское мастерство для молодых авторов в Ридерконе, Босконе и Висконе.
Ее работы были номинированы на многие престижные награды. Короткие художественные и поэтические произведения Теодоры публиковались в различных журналах и сборниках, в том числе в «Лучших томах года».
Публикации Теодоры Госс были переведены на бразильский португальский, болгарский, чешский, французский, греческий, венгерский, японский, польский, русский, сербский, испанский и турецкий языки.
Теодора Госс - венгерско-американская писательница и поэт. Пишет романы, рассказы, очерки и стихи. Ведет авторский блог на своем официально сайте. Теодора родилась в… Развернуть
Петер Гардош - венгерский сценарист и режиссер, лауреат престижных премий.
Петер Гардош родился в Будапеште в 1948 году. Дебютировал в кино 1984 году. Снял около 20 картин ("Фарфоровая кукла", 2004, "Настоящий Санта", 2005 и др.).
"Предрассветная лихорадка" – его первый роман. Гардош снял по нему фильм (2015) и в 2016 году получил премию "За лучший игровой фильм" на Международном кинофестивале "Синеквест" в Сан-Хосе. (источник)
Петер Гардош - венгерский сценарист и режиссер, лауреат престижных премий. Петер Гардош родился в Будапеште в 1948 году. Дебютировал в кино 1984 году. Снял около 20 картин… Развернуть
Элизабет Хейч (Elisabeth Haich) – мистик и писатель.
Родилась в 1897 году в Будапеште. Она была вторым ребенком в зажиточной семье. Еще ребенком ее уникальный дар проявился в музыке, живописи и скульптуре.
Она вышла замуж, у нее родился сын. В 1939 году она начала преподавать йогу. В конце Второй мировой войны она была вынуждена покинуть Венгрию. Вместе с со своим учеником Сельвараджаном Йесудианом она поселилась в Швейцарии, где прожила до конца своих дней. Там они основали старейшую в Европе школу йоги.
В 1953 году она написала свою наиболее известную книгу «Посвящение». Эта книга была переведена на многие языки мира. Среди ее других книг: «День с Йогой. Самолечение», «Йога и судьба», «Сексуальная энергия и йога» и «Мудрость карт Таро».
Скончалась Элизабет Хейч в 1994 году.
Элизабет Хейч (Elisabeth Haich) – мистик и писатель. Родилась в 1897 году в Будапеште. Она была вторым ребенком в зажиточной семье. Еще ребенком ее уникальный дар проявился в… Развернуть
Эва (Ева) Яниковская — венгерская писательница, поэт, редактор, автор книг для детей и молодежи.
Её повести «Холостой выстрел», «Золотой дождь» и другие посвящены трудностям переходного возраста, поискам своего призвания. Несколько её книг для маленьких с замечательными иллюстрациями Ласло Ребера вышли на русском языке.
Родилась 23 апреля 1926 года в городе Сегед. С 1944 по 1948 год изучала философию и фольклор в Сегедском университете, а с 1948 по 1950 год философию, психологию и политическую экономию в университете Лоранда Этвеша в Будапеште, где в 1950 году получила диплом педагога. С 1950 по 1953 год она работала референтом в Министерстве образования в отделе учебных пособий, затем в течение четырёх лет была редактором в молодёжном книжном издательстве (Ifjúsági Könyvkiadó). Позже она была главным редактором издательства Ференца Мора. Ее первая книга Csip-Csup вышла в 1957 году. Тематика её произведений чаще всего касается отношений детей и взрослых на фоне повседневных переживаний и конфликтов. Кроме того, она писала сценарии к фильмам, работала в журналах и выступала в радио- и телепередачах. По некоторым из её книг были сняты анимационные и телевизионные фильмы. Многие книги Яниковски проиллюстрированы графиком Ласло Ребером (1920—2001).
Ева Яниковски умерла 14 июля 2003 года. Похоронена на кладбище Фаркашрети в Будапеште.
Эва (Ева) Яниковская — венгерская писательница, поэт, редактор, автор книг для детей и молодежи. Её повести «Холостой выстрел», «Золотой дождь» и другие посвящены трудностям… Развернуть
Иштван Эркень (венг. István Örkény; 5 апреля 1912, Будапешт, — 24 июня 1979, Будапешт) — венгерский прозаик и драматург, основоположник венгерского театра абсурда.
Иштван Эркень с юных лет увлекался литературой; получив образование фармацевта и инженера-химика, он тем не менее посвятил себя литературе и в конце 30-х годов на собственные средства издал свой первый сборник рассказов — «Пляска моря».
После вступления Венгрии во Вторую мировую войну на стороне Германии Эркень был мобилизован в армию, воевал на Восточном фронте и в конце концов оказался в советском плену. В лагерных условиях он смог вернуться к литературному труду и на родину в 1946 году вернулся со сборником социографических исследований «Люди лагерей», десятком рассказов и пьесой «Воронеж».
В 1957 году, после подавления восстания в Венгрии, Эркень был включён в «черный список» цензуры за свои дерзкие выступления на радио и в печати. Не имея возможности печататься, работал на заводе по изготовлению медикаментов и перевязочных средств. Запрет на публикацию, продолжавшийся до начала 60-х годов, освободил писателя не только от внешней, но и от внутренней цензуры: «Я не думал о редакторе, рецензенте, издателе и даже о читателе, меня занимало лишь то, что я пишу». В этот период он создал новый жанр — «рассказы-минутки», психологические миниатюры из современной жизни.
Запрет был снят в 1963 году, в печати появились сборники его рассказов, драмы и повести «Кошки-мышки» (1963) и «Семья Тотов» (1964); сценические варианты этих повестей, шедшие на сценах Европы, Америки, Японии и Австралии, принесли Эркеню международное признание. В 1970-е годы обе пьесы пользовались большим успехом и в Советском Союзе, особенно антитоталитарная «Семья Тот» в постановке Большого драматического театра, где она шла под названием «Тоот, другие и майор». В 1978 году в СССР был проведен фестиваль, специально посвящённый сценическим интерпретациям трагикомедии «Кошки-мышки». Обе пьесы обрели новую жизнь на российской сцене в последнее десятилетие.
Иштван Эркень (венг. István Örkény; 5 апреля 1912, Будапешт, — 24 июня 1979, Будапешт) — венгерский прозаик и драматург, основоположник венгерского театра абсурда. Иштван… Развернуть
Людвиг Бемельманс был сыном бельгийского художника и дочери пивовара из Регенсбурга. Несмотря на то, что детство мальчика прошло в Германии и Австро-Венгрии, первым его родным языком его был французский. В 1904 году родители Людвига разошлись, и мать с двумя детьми уехала в Регенсбург. Так как Людвиг оказался ребёнком с трудным характером, мать его отправила, не дождавшись окончания им школы, к дядьке в Тироль, где тот владел несколькими отелями.
В 1914 отправили ещё дальше — в США, где жил отец Людвига. Первое время в Америке будущий писатель работал в гостиницах; в 1917 году он уходит служить в армию США, где дослужился до звания капрала. Будучи связанным родственными узами в Германией, Людвиг избежал отправки на фронт в Европу и в Первую мировую войну прослужил при госпитале. В 1918 он получает американское гражданство. В 1920-е годы Бемельманс опять работает в гостиницах, кельнером в отеле Риц-Карлтон, и пробует свои силы, сперва без особого успеха, как художник. в 1925 году он делает дизайн ресторана «Hapsburg House», одним из совладельцев которого являлся.
В начале 1930-х годов Л.Бемельманс знакомится с Мэй Массе, одной из ведущих сотрудниц издательства Viking Press в области детской литературы, и находит в ней всестороннюю поддержку как писатель. В 1934 году выходит первая его книжка для детей «Ханзи» (Hansi) — о приключениях двух австрийских мальчишек и их собаки, ей следует несколько других. В 1935 году Людвиг женится на Мадлен Фрейнд, а в 1939 году выходит его первая детская книга тз серии Мадлен (Madeline), обеспечившая её автору широкую известность. Бемельманс сделал также и иллюстрации к стихотворной истории о приключениях самоуверенной маленькой парижанки. Сперва, впрочем, книжка была отвергнута в нескольких издательствах как черезчур претенциозная, однако после издания у Simon and Schuster имела большой успех.
Поводом для сюжета «Мадлен» послужил несчастный случай, произошедший с самим автором. Однажды летом 1938 года во время путешествия по Франции Бемельманса сбила машина. В больнице в соседней палате после операции на аппендицит лежала маленькая девочка. Они подружились. Людвига поразил оптимизм и любопытство маленькой соседки ко всему, что происходило в больнице, в том числе к своей операции, которая, казалось, её ничуть не огорчала. Там же, в больнице, и пришла к нему мысль написать книгу о такой девочке.
Книга получилось не одна, а целых семь. Выходили они с 1939 по 1961 год, а седьмая вышла уже после смерти автора, в 1999 году. Все книги серии начинаются словами, знакомыми читателю вот уже 70 лет:
«В Париже, на тихой улочке
С мощеными тротуарами
Жили-были двенадцать девочек,
И все они делали парами…»
Одновременно Бемельманс пишет и рисует для ряда крупнейших американских периодических изданий — таких, как Vogue, The New Yorker, Fortune, Harper’s Bazaar, McCall’s, Holiday и других. Он создаёт также романы и «путевые заметки» для взрослого читателя, например «Голубой Дунай» (The Blue Danube, 1945), в котором критически изображает немецкий провинциальный быт во времена гитлеризма. Бемельманс много ездит по США и Европе, а 1935 году - арестовывается в Германии за то, что пародировал там Гитлера. В 1940-е годы он интересуется также кинематографом и театром, пишет несколько сценариев. В 1945 году по его сценарию в Голливуде выходит сюрреалистский мюзикл Иоланта и вор, с Фредом Астером. В 1953 году он живёт в Париже. Художник занимался также частными заказами. Так, Л.Бемельманс сделал дизайнерское оформление для детской каюты на яхте Cristina O Аристотеля Онассиса для маленькой дочери греческого мультимиллионера.
Л.Бемельманс скончался в Нью-Йорке от рака поджелудочной железы. В настоящее время написанные им полотна оцениваются в сотни тысяч долларов США.
Людвиг Бемельманс был сыном бельгийского художника и дочери пивовара из Регенсбурга. Несмотря на то, что детство мальчика прошло в Германии и Австро-Венгрии, первым его родным… Развернуть