Эстет и сноб, профессиональный рекламщик и горячий сторонник коммунистов, Фредерик Бегбедер - одна из самых заметных фигур в литературном мире современной Франции.
Фредерик Бегбедер родился 21 сентября 1965 года в городе Нёйи-сюр-Сен под Парижем. Мать Бегбедера Кристин де Шатенье — переводчик дамских романов на французский язык (в частности, произведений Барбары Картланд), а отец, Жан-Мишель Бегбедер, — профессиональный рекрутер. Брат Шарль Бегбедер — основатель брокерской конторы Selftrade и первой во Франции частной электросети Poweo.
Настолько нестандартная семья не могла не отразиться на образе жизни самого Фредерика. Он любит провокации, самокритику. Бегбедер получил диплом Парижского института политических исследований, а затем диплом DESS в области рекламы и маркетинга в CELSA (Высшая школа информации и коммуникации). В итоге, он стал копирайтером в крупном рекламном агентстве Young and Rubicam. Одновременно сотрудничал в качестве литературного критика в журналах Elle, Paris Match, Voici ou encore VSD. Также он состоял в команде литературных критиков в радиопередаче Жерома Гарсена «Маска и перо» на станции France Inter. Он был уволен из Young and Rubicam через некоторое время после выхода в свет романа «99 франков» (впоследствии переименованного в «14,99 евро»), представляющего собой сатиру и обличение рекламного бизнеса.
Между тем, он стал вести свою собственную телепередачу о литературе «Книги и я» на канале Paris Première. За этим последовала попытка вести передачу l’Hypershow на Canal+, правда, руководители канала вскоре закрыли передачу.
Был бесплатным консультантом Робера Ю на президентских выборах 2002 г., хотя в ФКП не состоит
В январе 2003 издательская группа Flammarion предложила Бегбедеру место редактора. Первой книгой, выбранной Бегбедером, оказался роман Лолы Лафон «Непреодолимое возбуждение». Это было время его участия в антиглобалистском движении и анархистской группе Black Blocs.
Бегбедер предпочитает сумасбродные сюжеты, с героями, похожими на него самого.
Кроме того, он выступил основателем литературной премии, которой удостоились, в частности, книги Мишеля Уэльбека и Виржини Депант, и даже отметился в кинематографе — снялся в порнографическом фильме «Дочь лодочника» (с участием звезды жанра Эстель Дезанж).
Заслуженную славу одного из самых интересных современных французских писателей Фредерику принесли романы «Воспоминания необразумившегося молодого человека» (1990), «Каникулы в коме» (1995), «Любовь живет три года» (1997), «Рассказики под экстази» (1999), «Романтический эгоист», «99 франков», ставший лидером книжных продаж 2000 года во Франции.
Эстет и сноб, профессиональный рекламщик и горячий сторонник коммунистов, Фредерик Бегбедер - одна из самых заметных фигур в литературном мире современной Франции. Фредерик… Развернуть
Жизнь Франсуазы Бурден началась как волшебная сказка, поскольку оба ее родителя были оперными певцами. Самые ее ранние воспоминания связаны с потрясающими декорациями, великолепной музыкой, роскошными костюмами…
Но сказка кончилась, когда Франсуазе исполнилось 10 лет. Ее родители развелись, и реакция девочки на это была очень тяжелой. Неизвестно, чем бы все закончилось, но в жизни Франсуазы были две страсти, которые в итоге помогли примириться с действительностью. Одна из них – лошади и верховая езда – могла бы стать ее настоящим призванием, и мир бы никогда не узнал писательницы по имени Франсуаза Бурден, но в те времена женщинам очень трудно было попасть в мир конного спорта и скачек.
Другим увлечением Франсуазы стали книги. Ее отец имел прекрасную библиотеку, Франсуазе и ее сестре было разрешено читать все, что душа пожелает. Так они прочитали всего Мориака, Бодлера, Толстого, Достоевского, Сартра, сестер Бронте, Золя и Гюго. Следствием этого стала неодолимая тяга к творчеству, а начала Франсуаза, как и все подростки, с очень плохих стихов.
Ее отец был знаком с президентом Гонкуровской академии, он показал ему стихи Франсуазы. Этот человек принадлежал к поколению, умевшему говорить горькую правду с юмором и тактом. Он назвал 15-летнюю девочку «коллегой», дал несколько полезных советов и порекомендовал ей продолжать писать.
Первый роман Франсуазы, почти полностью автобиографический, был куплен и принят в печать в первом же издательстве, которому она его предложила. Франсуаза была на седьмом небе от счастья, правда, главный редактор несколько охладил ее пыл, сказав, что он лично не считает книгу хорошей, но надеется, что в дальнейшем она станет писать лучше.
Второй ее роман также был опубликован в этом издательстве и вскоре экранизирован. Франсуазе тогда едва исполнился 21 год, жизнь казалась ей легкой и приятной, но радость была омрачена смертью ее отца.
Вскоре Франсуаза вышла замуж и стала матерью двух очаровательных девочек. Она до сих пор считает их своим главным успехом в жизни.
Семейные хлопоты, переезд в другой город, обустройство нового дома и новой жизни надолго отвлекли Франсуазу от творчества, но все время ее преследовало чувство, что чего-то не хватает в ее прекрасной, налаженной жизни...
Вернуться в мир литературы оказалось не так легко. Франсуазу Бурден уже успели позабыть, и она рассылала свои рукописи во множество издательств, зачастую не надеясь на ответ. Но вот сразу два издательства приняли в печать два ее романа; а затем она вновь стала работать на телевидении. Ее карьера вновь пошла в гору, но это разрушило ее брак.
Франсуаза поселилась в Нормандии, в сельской местности, в большом доме с конюшнями. Она пишет один роман за другим, и практически все они экранизируются.
Франсуаза Бурден говорит сейчас о себе: «Моя жизнь напоминает путешествие в Страну Чудес, как будто я вновь в своем волшебном детстве, и сегодня мое единственное желание – чтобы приключение продолжалось. Жизнь писателя, на границе с реальностью, - это иногда настоящая маленькая сказка».
Жизнь Франсуазы Бурден началась как волшебная сказка, поскольку оба ее родителя были оперными певцами. Самые ее ранние воспоминания связаны с потрясающими декорациями,… Развернуть
Бьёрнстьерне Мартинус Бьёрнсон — великий норвежский поэт, драматург, прозаик и журналист.
Бьернстерне был старшим из шести сыновей лютеранского пастора Педера Бьернсона и дочери коммерсанта Элизы, урожденной Нурдрок. Когда мальчику было 5 лет, семья переехала из Квикне, маленького церковного прихода в горах, в живописный район Ромсдал в Западной Норвегии, где его определили в школу в прибрежном городе Молде. Не по годам развитый, он писал стихи, издавал рукописную газету, в дальнейшем проявлял большой интерес к политике.
В 1849 году Бьернстьерне приехал в Христианию (Осло) готовиться к вступительным экзаменам в университет, где встретился с Генриком Ибсеном и другими норвежскими писателями. В университет поступил в 1852 г., однако, достигнув в следующем году совершеннолетия, перестал посещать занятия и окунулся в политическую, театральную и литературную жизнь. На протяжении 2-х лет в разных газетах выходили его театральные обозрения и критические статьи, им также была начата кампания по созданию норвежского национального театра Б. становится ведущим культурным деятелем страны.
В 1854 г. Бьернстьерне работает театральным критиком в утренней газете Осло «Моргенбладет», а 2 года спустя начинает издавать журнал «Иллюстререт Фолькебладет», в котором были впервые опубликованы записанные им народные сказки. Летом 1856 г. едет на студенческую сходку в Швецию, где он был потрясен воспоминаниями о прошлом, видом национальных костюмов, оружия, надгробий шведских королей. Вдохновившись идеей воссоздания истории своей собственной страны, пишет очерк «Как я стал поэтом», в котором торжественно поклялся создать «галерею предков» из исторических пьес, с тем чтобы возродить у норвежского народа чувство национальной гордости.
Стремясь выполнить свои обязательства перед национальным театром, Б. в 1857 г. становится директором нового «Норске театер» в Бергене. В следующем году женится на актрисе Каролине Реймерс, от брака с которой у него было несколько детей. Один из сыновей писателя, Бьерн, стал известным артистом и режиссером, а дочь Берглют вышла замуж за сына Ибсена, Сигурда. Работая в театре, Б. продолжал писать стихи, пьесы и повести, издавал газету, занимался политикой. Его стихотворение «Да, мы любим эту землю» ("Ja, vi elsker dette Landet"), написанное в 1859 г., было впоследствии положено на музыку и стало норвежским национальным гимном.
Возвратившись в 1859 г. в Осло, Б. начал издавать ежедневную вечернюю газету «Афтенбладет», ставшую при нем органом новой либеральной партии. Однако его либеральные и реформистские передовицы оказались настолько непопулярными, что вскоре писателю пришлось уйти с поста главного редактора. С 1860 по 1863 г. Б. живет за границей, преимущественно в Италии, а по возвращении в Осло становится директором «Христиания театер» (1865...1867).
До 1873 г. Б. в основном пишет стихи, песни, сказки, повести и пьесы на исторические темы. Как и у Ибсена, главными героями этих произведений были крестьяне и средневековые герои норвежских саг. Такие лирические повести, как «Сюнневе Сульбаккен», «Арне» и «Веселый парень», стилистически близкие норвежским устным народным преданиям, живописуют жизнь крестьянства в современном обществе и обычно завершаются на положительной ноте. Влиятельный датский критик Георг Брандес в 1886 г. отмечал в одном из своих очерков, что «Веселый парень» «подобен освежающему ветерку, несущему избавление от тоскливой меланхолии, отягчающей норвежский ум». И все же Б. стремился не столько воспеть жизнь веселых селян, сколько показать, что со своим стоицизмом и любовью к приключениям они являются духовными наследниками тех нередко обреченных героев его исторических трагедий, которые боролись за примирение язычества с христианством. Свою первую пьесу «Вальборг» Б. снял с постановки, так как счел ее слишком банальной, – поэтому первой пьесой писателя принято считать «Между битвами». За этой исторической пьесой, где описываются драматические события XII в. в Норвегии, последовали другие: «Хромая Хульда», 1858), «Король Сверре», «Сигурд Злой» и «Мария Стюарт в Шотландии». Трилогия «Сигурд Злой», повествующая о таинственном претенденте на средневековый престол, считается лучшей из пьес, написанных Б. по мотивам норвежских саг, и ставится в один ряд с «Борьбой за престол» Ибсена.
К концу 1860-х гг. поэтическое творчество Б. достигло своего расцвета. В 1870 г. вышли его «Стихи и песни», многие из которых были позднее положены на музыку. Эпическая поэма в пятнадцати песнях «Арнлют Геллине» была опубликована в том же, 1870 г., и получила высокую оценку Георга Брандеса, назвавшего ее «не превзойденной по красоте описания природы». Впрочем, тот же Брандес, увлеченный идеями Чарлза Дарвина, Джона Стюарта Милля, Шарля Огюстена Сент-Бева и Ипполита Тэна, убеждал Б. изменить свои литературные пристрастия. В цикле лекций, прочитанных в Копенгагене в 1871 г., Брандес призывал скандинавских писателей отказаться от романтических и националистических представлений в пользу реалистической трактовки человеческих проблем, и Б. вскоре последовал его призыву.
В 1873...1876 гг. писатель живет в Риме, в это время он оставляет фольклорные и исторические темы и обращается к социальной критике. Страстный защитник политической и культурной независимости Норвегии, Б. разделяет идеи «пан-скандинавизма», ратует за мир и международные гражданские права. Несмотря на то что Б. считал христианство жизнеутверждающей религией, он отвергал божественную природу Христа и открыто критиковал лютеранскую церковь за непонимание законов эволюции и за то значение, которое лютеране придают греху и осуждению на вечные муки. Взгляды Б. заставили набожных норвежцев осудить его как еретика. Возможно, именно по этой причине писатель и провел долгое время за границей, в том числе в США. В 1893 г. Б. поселился на ферме в Норвегии, откуда он часто ездил в Данию, Францию, Германию и Италию.
Б. был первым норвежским писателем, начавшим писать пьесы с серьезной социальной проблематикой – жанр, который предстояло развить Ибсену. В «Банкротстве» запечатлена деятельность биржевых спекулянтов – тема, раньше считавшаяся для серьезной драмы запретной. В «Редакторе» описываются последствия журналистской сенсации. В драматической поэме «Король» – эклектичной смеси комедии и мелодрамы – писатель выступает с критикой монархии и церковной догмы.
В 1880-х гг. Б. создает свои лучшие «проблемные» пьесы. В «Рукавице» писатель бросает вызов двойственности буржуазной морали в вопросах пола. Суть драмы «Свыше наших сил», где выведен фанатичный священник, который умышленно не спасает жену, в том, что мораль и общечеловеческие ценности должны взять верх над религиозным фанатизмом. Эта драма с успехом прошла по всей Европе, а в ее нью-йоркской постановке в главной роли играла Патрик Кэмпбелл. Свою собственную страсть к политическим кампаниям Б. высмеял в пьесе «Любовь и география».
В 1884 г. Б. написал довольно неровный реалистический роман «Флаги веют над городом и над гаванью», где рассказывается о сексуальном воспитании в школе для девочек. В другом реалистическом романе «По божьему пути» раскрывается конфликт между наукой и религией. Эти произведения, по словам английского критика Эдмунда Госсе, «отличаются точностью деталей и наблюдательностью».
В 1903 г. Б. был награжден Нобелевской премией по литературе «за благородную высокую и разностороннюю поэзию, которая всегда отличалась свежестью вдохновения и редкой чистотой духа», а также за «эпический и драматический талант». В своей Нобелевской лекции Б. говорил, что настоящий писатель должен уметь отличать добро от зла: «Хорошие и дурные идеи сыграли свою роль во всех областях нашей жизни; они являются частью нашей тяги к знаниям, питают нашу жизненную энергию... Цель любого искусства состоит в том, чтобы отразить эти идеи».
В 1910 г., через год после выхода в свет последней драмы писателя «Когда зацветет новый виноград», Б. умер в Париже в возрасте 77 лет. Девятитомное собрание сочинений писателя было опубликовано в 1919 г.
По словам американского критика, выходца из Норвегии Ялмара Йорса Бойесена, Б. «видел в оборванном норвежском крестьянине национальное величие, а прикладывая ухо к сердцу нации, слышал биение ее скрытых эмоций. И когда он подал голос и запел, каждый скандинав почувствовал, что это его собственный голос». Хотя в свое время Б. сравнивали с Ибсеном, сегодня его лучше знают и выше ценят как поэта и сказителя, чем как драматурга. Сила стихов Б., писал английский критик XX в. Джеймс Уолтер Макфарлейн, состоит в «их чистосердечной жертвенности, в простоте и естественности чувств», а также в лиризме и патриотическом порыве. Сравнивая Б. с Ибсеном (который так и не был удостоен Нобелевской премии), английский критик Брайан В. Даунз отметил, что «будущее на стороне Ибсена, который остается великой державой литературного мира, чего нельзя сказать о Б. и в то же время произведения Б., как правило, заслуживают внимания».
Бьёрнстьерне Мартинус Бьёрнсон — великий норвежский поэт, драматург, прозаик и журналист. Бьернстерне был старшим из шести сыновей лютеранского пастора Педера Бьернсона и… Развернуть
Эмма Марс — один из псевдонимов французского писателя. Фредерика Марса Из-под его пера выходят книги самых разных жанрах — триллеры, исторические романы, фантастика,… Развернуть
Эдмон де Гонкур — французский писатель, прославившийся, вместе со своим братом Жюлем де Гонкуром, как романист, историк, художественный критик и мемуарист. Старший брат Жюля де Гонкура.
Братья Гонкуры родились в семье провинциальных дворян. Неразлучные с детства, преданные всегда одним и тем же занятиям, имевшие во всём и ко всему одинаковые вкусы и наклонности, они представляют единственный в своем роде пример идеального литературного сотрудничества. В их произведениях исчезает индивидуальность каждого из авторов, но зато дружная работа двух крупных, одинаково настроенных талантов придаёт всему, что ими написано, интенсивность замысла и яркость стиля, доступную немногим из современных писателей-художников. Природные артистические наклонности побудили Гонкуров заняться сначала живописью. В смысле творчества они не достигли многого на этом поприще, но всё-таки долголетние занятия технической стороной искусства и постоянное изучение его произведений наложили отпечаток на всю их дальнейшую деятельность. Обладая материальным достатком, Гонкуры сделались страстными собирателями художественных произведений и редкостей, превратили свой дом в музей и внесли во французскую литературу то, что Бурже называет «le goût du bibelot» («вкус безделушки»). Живя постоянно среди художественных реликвий умерших эпох, братья Гонкуры воспитали в себе особую остроту зрения, уменье понять до мельчайших подробностей внутренний мир отдельного человека или целого общества известной эпохи по внешним знакам их жизни. С этой подготовкой они и дебютировали в литературе этюдами бытовой и художественной жизни XVIII века.
Братья Гонкуры заложили основы натурализма и импрессионизма во французской литературе. Вершиной их творчества считается роман «Жермини Ласертэ» (1864) — жизнь служанки, её трагедия стали предметом исследований писателей. Предисловие к роману — один из первых манифестов зарождающегося натурализма.
Эдмон де Гонкур — французский писатель, прославившийся, вместе со своим братом Жюлем де Гонкуром, как романист, историк, художественный критик и мемуарист. Старший брат Жюля… Развернуть
Фредерик Сулье (фр. Frédéric Soulié) — французский писатель и драматург.
Сын служащего налогового управления. Изучал право в Париже и Ренне, служил в Лавале. В 1824 году вышел в отставку и отправился в Париж заниматься литературой. Устроился там директором лесопилки, на которой работало более сотни человек — эта должность обеспечила ему безбедное существование.
Начинал как поэт классической манеры, впоследствии представитель неистового романтизма, автор историко-авантюрных драм и романов, переводчик Шекспира (Ромео и Джульетта, 1828). Дружил с Гюго, Дюма, Бальзаком, Нервалем, Жаненом. Участвовал в революции 1830 года. Один из создателей — наряду с Дюма, Бальзаком, Эженом Сю — жанра роман-фельетон.
На стезе массовой беллетристики он первым в XIX веке (раньше А. Дюма и Э. Сю) добился исключительного успеха. Современники порой ставили Сулье выше самого О. де Бальзака.
"Мемуары Дьявола" - лучшее произведение автора. В нем сочетаются опыт "готической" литературы, исторического и социального романа.
Фредерик Сулье (фр. Frédéric Soulié ) — французский писатель и драматург. Сын служащего налогового управления. Изучал право в Париже и Ренне, служил в Лавале. В 1824 году… Развернуть
Пьер Лоти (фр. Pierre Loti) — псевдоним Луи Мари Жюльена Вио (Julien Viaud, 1850—1923), французского офицера, романиста, писателя и коллекционера.
Выходец из протестантской семьи моряков. Около 40 лет провел во флоте, участвовал во франко-прусской (1870-71) и 1-й мировой (1914-18) войнах, в колониальных экспедициях.
Создатель жанра «колониального романа». Первый же его роман «Азиаде» (1879) — история любви флотского офицера-француза и турчанки — принёс ему популярность.
Пьер Лоти (фр. Pierre Loti) — псевдоним Луи Мари Жюльена Вио (Julien Viaud, 1850—1923), французского офицера, романиста, писателя и коллекционера.
Выходец из протестантской семьи… Развернуть
Псевдонимы : Эмма Марс, Мо Малё
Фредерик Марс — французский писатель-прозаик. Из-под его пера выходят книги самых разных жанрах —триллеры, исторические романы, фантастика, книги для подростков, эссе, памфлеты и т.д. Под именем «Эмма Марс» он подписывает только эротические романы, под скандинавским именем «Мо Малё» вышел ряд триллеров.
Фредерик Марс своё детство провёл в Парижском регионе, где закончил в 2-х годичную школу письма и журналистики (hypokhâgne, puis Celsa). Сначала работал редактором в журналах, фотографом, «литературным негром» (ghost writer) и даже сценаристом на телевидении.
Однако это было давно, сегодня он занимается исключительно писательством. Имея родовые корни в Сент-Мало, Бретань, старается как можно чаще наведываться туда: это для него жизненно важно, как воздух. Другой его страстью (когда не пишет) является кино. Марс затемняет окна и смотрит любимые фильмы, среди которых «Ханна и ее сестры», «Бразилия», «Барри Линдон», «Вечное сияние чистого разума», «И всё же Лоранс».
Псевдонимы : Эмма Марс, Мо Малё Фредерик Марс — французский писатель-прозаик. Из-под его пера выходят книги самых разных жанрах —триллеры, исторические романы,… Развернуть
Даниэль Пеннак (наст. имя — Даниэль Пенначиони (Daniel Pennaccioni) - французский писатель.
Родился в 1944 году в Касабланке (Марокко), в семье военного. По происхождению корсиканец. Детство и юность он провел в гарнизонах во французских колониях — в Африке и в Юго-Восточной Азии.
Образование Пеннак получил в Ницце. В школе Даниэль был плохим учеником, однако под конец учёбы стал делать необыкновенные успехи благодаря влиянию четырёх преподавателей, которых Пеннак вспоминает в своей книге «Chagrin d'école», и любви. Итогом всех влияний стал сначала бакалавриат, а затем и лицензиат по французскому языку и литературе, который дал право Пеннаку преподавать в колледжах. Лицензиат Пеннак получил в 1969 году, сразу после студенческой революции. Работал резчиком по дереву, таксистом, художником-иллюстратором, более 25 лет был учителем в Париже и Суассоне, по большей части занимался с детьми с задержками в развитии.
Первые его литературные опыты были отвергнуты в большинстве редакций, но один ведущий редактор прислал автору аргументированный разбор его произведения и посоветовал совершенствовать его явный литературный дар.
Два года, с 1978 по 1980, Даниэль Пеннак провел в Бразилии, где и решил для себя писать книги для детей. К этому периоду и относятся его известные книги «Собака Пес» (1982) и «Глаз волка» (1984).
В дальнейшем он выступал как автор политической сатиры, а после проявил интерес к детективу «черной серии». Так в 1985 году появился роман «Людоедское счастье» — первый из серии о Бенжамене Малоссене, профессиональном «козле отпущения». За ним последовали «Фея Карабина» (1987), «Маленькая торговка прозой» (1989), «Господин Малоссен» (1995), «Плоды страсти» (1997), также с большим мастерством созданные в детективно-юмористическом жанре.
Даниэль Пеннак (наст. имя — Даниэль Пенначиони (Daniel Pennaccioni) - французский писатель. Родился в 1944 году в Касабланке (Марокко), в семье военного. По происхождению… Развернуть
Фред Варгас - псевдоним Фредерик Одуан-Рузо, ярчайшей звезды французской беллетристики, историка-медиевиста и археолога.
Фредерик Одуан-Рузо родилась 7 июня 1957 года в Париже. Её отец Филипп Одуан — писатель, мать — инженер-химик. Брат Стефан Одуан-Рузо — историк, сестра Джо Варгас — художница.
Окончила лицей Мольера в Париже. С 1988 года работала во французском Национальном центре научных исследований, где специализировалась на археозоологии. Она исследовала ядерных в Институте Пастера. Фредерик проводила эпидемиологические исследования «Черной смерти» и бубонной чумы, написав в 2003 году на эту тему научный труд «Les chemins de la peste» (Пути Чумы).
После этого работала археологом на раскопках, организованных Французским Национальным центром научных исследований (CNRS). В данный момент является ведущим зоо-археологом в Институте Пастера (Institut Pasteur).
Спасаясь от однообразия работы на раскопках, Фред начала заниматься игрой на аккордеоне. Отдав этому увлечению 10 лет и не добившись существенных успехов, она обратилась к другому виду творчества – детективной литературе.
В подражание своей сестре, известному художнику Джо Варгас, она взяла себе псевдоним Варгас - от имени героини Авы Гарднер в фильме «Босоногая графиня» танцовщицы Марии Варгас.
Ее первый роман «Игры любви и смерти» (фр. Les Jeux de l'amour et de la mort) получил приз фестиваля французского детектива в городе Коньяк в 1986 году.
Во втором романе появляется главный герой писательницы — комиссар парижской полиции fr:Jean-Baptiste Adamsberg и его команда. Любовь писательницы к Средневековью наложила отпечаток на многие из ее книг, появившись в виде Марка Вандеслера, молодого специалиста из этого исторического периода.
Фред Варгас - псевдоним Фредерик Одуан-Рузо, ярчайшей звезды французской беллетристики, историка-медиевиста и археолога. Фредерик Одуан-Рузо родилась 7 июня 1957 года в Париже.… Развернуть
Анри Барбюс - видный французский писатель и общественный деятель, завоевавший широкую известность реалистическими антивоеными романами.
Родился 17 мая в Аньере. Окончил Сорбоннский университетт и защитил там диссертацию по философии; принимал участие в первой мировой войне (в чине лейтенанта). Член Французской КП. Лауреат Гонкуровской премии (1916). Писать начал с 1889 г. (дебютировал как журналист).
Известность к Анри Барбюсу пришла благодаря антивоенному роману «Огонь» (Le Feu, 1916), посвящённому революционизации сознания масс во время Первой мировой войны; для стиля Барбюса характерен натурализм. Кроме того, его перу принадлежат сборники новелл «Происшествия» и «Правдивые истории» (1928).
Октябрьскую революцию 1917 в России Анри Барбюс воспринял как основную веху в современной истории, всемирно-исторического значения, давшее надежду европейским народам на освобождение от гнета капиталистической системы. Под влиянем событий в России вступил в ФКП. В 1924 году выступил против репрессий участников Татарбунарского восстания со стороны Румынии. В своих сочинениях «Свет из бездны» (1920), «Манифест интеллектуалов» (1930) Барбюс резко критиковал капиталистическую эксплуатацию и буржуазную цивилизацию, одновременно активно пропагандируя процессы строительства социализма в СССР и лично деятельность Сталина («Россия», 1930; откровенно апологетическое сочинение «Сталин», 1935, издано посмертно).
Анри Барбюс также был учредителем международного антивоенного объединения деятелей культуры «Кларте» (с 1919; редактор журнала «Кларте», совместно с Роменом Ролланом, 1919-24).
Умер во время поездки в СССР 30 августа 1935. Похоронен в Париже на кладбище Пер-Лашез.
Анри Барбюс - видный французский писатель и общественный деятель, завоевавший широкую известность реалистическими антивоеными романами. Родился 17 мая в Аньере. Окончил… Развернуть
Бельгийский писатель. Наиболее известен своей серией иллюстрированных книг о девочке Мартине.
Давид Диоп — французский писатель и учёный, специалист по литературе XVIII века.
Будущий писатель родился в Париже в 1966 году в семье француженки и сенегальца. В пятилетнем возрасте он переехал в Дакар и большую часть своего детства провёл в Сенегале. После окончания школы, в восемнадцатилетнем возрасте, Давид вернулся учиться во Францию.
Давид Диоп получил докторскую степень в университете Сорбонны за исследования французской литературы XVIII века. С 1998 года преподаёт в Университете По и региона Адур.
Свой первый роман "Ночью вся кровь черная" (Frère d'âme) он опубликовал в августе 2018 года. За роман писатель получил Международную Букеровскую премию (2021), Европейскую литературную премию (2020), Премию Лос-Анджелес Таймс (2020, в номинации Художественная литература), Европейскую премию Стрега (2019) и Гонкуровскую премию лицеистов 2018 года. Роман также номинировался на получение премий: Международная Дублинская премия IMPAC (2022), Премия «Золотая водоросль» (2019), Интералье (2018), Гонкуровская премия (2018), Премия Медичи (2018, в номинации Лучший французский роман).
Давид Диоп — французский писатель и учёный, специалист по литературе XVIII века. Будущий писатель родился в Париже в 1966 году в семье француженки и сенегальца. В пятилетнем… Развернуть
Французский писатель и сценарист. Родился в Обиньяне в департаменте Воклюз в 1966 году. Его отец был живописцем, мать пианисткой. Учился в средней школе Святого Иосифа в Карпентрасе. Оказавшись в Париже, он посвящает себя написанию романов, биографий и сценариев комиксов.
Французский писатель и сценарист. Родился в Обиньяне в департаменте Воклюз в 1966 году. Его отец был живописцем, мать пианисткой. Учился в средней школе Святого Иосифа в… Развернуть
Фредерик Неваль - французский оператор и постановщик специальных эффектов для кино, увлечён историей и нумизматикой. Его увлечение помогло ему сочинить приключенческую трилогию "Огонь Гефеста" ("Les feux d'Héphaïstos"), опубликованную издательством "Фламмарион".
Фредерик Неваль - французский оператор и постановщик специальных эффектов для кино, увлечён историей и нумизматикой. Его увлечение помогло ему сочинить приключенческую трилогию… Развернуть
Рене Френи (René Frégni, род. 8 июля 1947 года в Марселе) — французский писатель.
Фредерик Молэ (Frédérique Molay) - французская писательница.
Родилась в 1968 году в Париже. Окончила престижную французскую школу Science Po и начала свою карьеру в политике и администрации Франции. Работала начальником штаба заместителя мэра Сен-Жермен-ан-Ле, а затем была избрана в местное правительство Соны и Луары. Тем временем она проводила ночи, предаваясь писательской страсти, которую питала с тех пор, как написала свой первый роман в возрасте одиннадцати лет.
Она делала довольно-таки успешную политическую карьеру, пока не решила по-настоящему отдаться писательству и воспитанию своих троих детей.
"Седьмая жертва", её первый роман, долгие месяцы занимал первые места в списке французских бестселлеров и получил престижную премию Quai des Оrfèvres в 2007 году.
Фредерик Молэ (Frédérique Molay) - французская писательница. Родилась в 1968 году в Париже. Окончила престижную французскую школу Science Po и начала свою карьеру в политике и… Развернуть
Фредерик Буте - французский писатель, автор множества остросюжетных приключенческих книг; кроме того, значительная часть его произведений содержит фантастическую фабулу, во многих присутствуют мистические мотивы, что позволяет причислить их к жанру "черной" фантастики.
Фредерик Буте родился 5 ноября 1874 года под Буржем (департамент Шер, центральная Франция) Его отец Тома Шарль Буте был инженером по строительству мостов и дорог, автором проекта моста через пролив Ла-Манш. Он работал на различных конструкциях как внутри страны, так и за границей ( в том числе на Британскую Железную дорогу) и выступал за отмену смертной казни. Его мать - Бланш Мари Элиза Буте, урождённая Кюни. Вскоре родители Буте переехали в Париж, где будущий писатель проведёт всю свою жизнь. После ранней смерти отца мать в одиночку заботится о Фредерике и его трёх сёстрах (одна из сестёр позже писала книги для детей под псевдонимом "Вальдор" и была автором текстов для серии комиксов "Becassine") . Он посещает школу Жансон де Селли в Париже.
Буте хотел изучать естественные науки, но это остаётся всего лишь мечтой. Он рано обращается к литературе. Его первые писательские работы датированы 1892-ым годом. Привычка писать по ночам постепенно приводит к потере зрения. С 1893 года он интересуется оккультными науками и криминологией. Путешествовал в Англию, Марокко, Испанию и Египет. В 1905 году он знакомится с Люсьен Женни Миллон-Дри, дочерью супруги поэта Густава Кана, и 10 июля 1908 года женится на ней.
Буте работал в Париже редактором различных журналов (Эхо Парижа, L’Eclair, Le Petit Journal) . С 1910 года и до самой смерти сотрудничал с парижским журналом "Journal", для которого писал по крайней мере по одному рассказу в неделю. Некоторые из друзей называют его "Boutet-Boutades" (Буте-выдумщик) за его находчивость. Некоторые рассказы экранизированы во Франции, среди этих фильмов "Сирота" Луи Фейяда, "Отражение Клода Меркера" Жульена Дювивье, "Грибиш" Жака Фейде, "Призрак г-на Эмберже". В 1929 году за своё творчество он получил премию Общества литераторов.
Вот почти и всё, что известно о Буте. Он был сдержан во всём, что касалось его личной жизни. Эта скудная информация исходит не из словарей, а от его приёмного сына Жака Карпмана-Буте, ныне парижского врача и владельца литературных прав на книги отца.
Буте - автор примерно 50 книг, увидевших свет между 1898 и 1937 годами, был одним из тех писателей, чей высоко оценённый литературный дебют позволял надеяться на большую славу, и которым, однако, в более позднем творчестве не удалось оправдать эти ожидания. После многообещающего начала он канул в реку забвения. Его земляки до сих пор упоминают его лишь вскользь. Он не назван даже в "Лексиконе фантастической литературы" ("Les Maitres de l ?etrange", 1985). Его романы и сборники рассказов во Франции не переиздавали на протяжении десятилетий и считаются раритетом у французских букинистов.
Его дебют "Contes dans la nuit" (1898) считается вершиной его творчества. Ханс Хайнц Эверс распознал качество прозы Буте и перевёл сборник лучших рассказов на немецкий язык (в качестве источника послужило переработанное издание дебюта 1903 года), вышедшее в 1909 году в издательстве "Георг Мюллер" под названием "Истории ночью". В 1913 году последовал второй томик рассказов в том же издательстве "Странные маски", на этот раз переведённые с французского матерью Эверса Марией Эверс аус Верт. Эти две книги создали Буте в Германии репутацию автора гротескных страшных историй. Извлечения из них были неоднократно переизданы (последний раз в 1980 году) и многократно входили в антологии.
Определённые темы встречаются регулярно: например, тема двойника ("La Double vie de Claude Mercoeur" - "Двойная жизнь Клода Меркера"), некрофилии ("La Victoire veritable" - "Настоящая победа"), смерти ("La Derniere Aventure" - "Последнее приключение"), масок ("Masques differents" - "Разные маски") . Написанные в живом стиле, эти истории не устарели, а их автор забыт по несправедливости.
В 20-30-ые годы 20-го столетия Буте зарабатывал себе на жизнь в основном довольно банальными фельетонными развлечениями, среди которых современные романы нравов "Morgana Passa", "L’Amour en ete", "Le Harem Eparille", "L’Ile de Noce".
Буте написал несколько книг в жанре исторического детектива: "Une Affaire Criminelle au XVIIe Siecle", "Une Affaire scandaleuse au XVIIe Siecle", "La Marquise de Ganges et sa fille", одну книгу о мошенниках "Faiseurs d’or, faiseurs d’hommes, faiseurs d’eglises", а также лексикон преступников-его единственная книга, переведённая на английский язык "Crimes d’aujourd’hui. Crimes d’autrefois. Les Gentilshommes de fortune".
В 1927 году Буте участвует вместе с Альбертом Pigasse в написании сборника детективных историй "Le Masque". Его статьи на тему оккультизма, возникшие в течение десятилетий, были опубликованы в одном лексиконе "Dictionaire des sciences occultes" (Париж, 1937 год) . Эта была его последняя публикация. Уже в 1925 году он написал единственную работу о сатанизме: "Mages Noirs-Messes Noires. Le Satanisme Moderne".
Здоровье Буте в тридцатые годы постепенно ухудшалось. 30 января 1941 года он умер полном забвении в городе Аркашон, департамент Жиронда.
Фредерик Буте - французский писатель, автор множества остросюжетных приключенческих книг; кроме того, значительная часть его произведений содержит фантастическую фабулу, во… Развернуть
Лео Мале — французский писатель, автор детективной и сюрреалистической прозы.
Будущий писатель родился 7 марта 1909 года во французском городе Монпелье. Его отец был мелким торговым служащим, мать – портнихой. Когда мальчику исполнился год, от туберкулёза умер отец, а через два года – мать. Мальчик воспитывался в семье деда по материнской линии, небогатого ремесленника, изготовлявшего бочки. Дед приохотил внука к книгам, научив читать еще до поступления в школу.
Получив неполное среднее образование, юный Лео Мале по протекции одного из своих школьных товарищей поступил в 1924 году работать в качестве мелкого клерка в главный банк Монпелье. Но вместо того, чтобы остаться в финансовой сфере и постепенно продвигаться по службе, молодой банковский служащий увлекся анархистскими идеями, познакомился с местными анархистами и, к ужасу начальства, даже продавал прямо на улице газету этой партии. После неприятного разговора с директором банка Лео Мале бросает работу и в декабре 1925 года, в шестнадцатилетнем возрасте, тайком от деда уезжает в Париж, где оказывается без денег и без какой-либо профессии. Его приютили парижские анархисты, к которым он пришел по рекомендации своих друзей из родного города. Они устроили нечто вроде общежития для сторонников своей партии, не имеющих крыши над головой, а порой и документов. Об этой поре Лео Мале позже вспомнит в романе «Туман на мосту Тольбиак».
Чтобы выжить, будущий писатель торговал на улице газетами. А все свободное время активно общался с анархистами, ходил на их собрания и митинги, расклеивал афиши, распространял листовки.
Мест в общежитии не всегда хватало, и порой Лео Мале ночевал под мостом Сюлли. Там однажды полиция арестовала его за бродяжничество и отправила к деду, который разыскивал несовершеннолетнего беглеца. Но Мале не доехал до дома и поселился в Лионе, где пытался в течение нескольких месяцев работать на заводах, однако не выдержал и в 1927 году вернулся в Париж, чтобы остаться там навсегда.
Первые годы в столице были трудными для юноши. Он переменил множество занятий: работал на фабрике гипсовых изделий, мыл бутылки в одном из крупных парижских ресторанов, был кочегаром в котельной роскошного публичного дома, какое-то время служил телефонистом, затем секретарем одного малограмотного шантажиста, помогал ему сочинять письма, угрожающие разного рода людям, разбогатевшим нечестным путем. Довелось ему также иногда сниматься в кино, в массовке, в качестве статиста.
Но чаще всего ему приходилось продавать газеты. А с 1934 по 1939 год это стало его основным занятием. Он появлялся каждый вечер всегда на одном и том же месте и громко выкрикивал заголовки вечерних газет, пересказывал новости, используя смешные словечки и грубоватое арго парижских улиц, что имело успех у публики.
Этот способ зарабатывать на жизнь хотя и не приносил особых доходов, но оставлял ему много свободного времени, позволяя заниматься тем, к чему лежала его душа. А стремился он только к одному – стать поэтом. Стихи писал с детских лет (одно стихотворение было даже напечатано, когда он был еще школьником). Лео Мале сочинял песни для парижских кафе и ресторанов и сам иногда исполнял их. Особым успехом они не пользовались, но имя молодого шансонье-самоучки из народа постепенно становилось более или менее известным. В 1929 году в одном из кафе, где он не очень удачно пел песни собственного сочинения, он познакомился с будущей женой – Полет Дусе. Она принадлежала к богемной среде певцов и музыкантов Монмартра и, став женой Лео Мале, всячески поддерживала в нем тягу к литературе.
Главным событием, определившим творческую судьбу начинающего автора, стала его встреча в 1931 году с вождем сюрреалистов Андре Бретоном (1896–1966), которому он однажды написал письмо с просьбой о литературной консультации. Бретон пригласил молодого поэта на собрание сюрреалистов в кафе «Сирано». Так Лео Мале вошел в эту шумную и модную в те годы группу художников и писателей. В основном это будущие знаменитости: художники Ив Танги и Сальвадор Дали – гениальный испанец, живший тогда в Париже (кстати сказать, уезжая на родину, он оставит Лео Мале свой стол, за этим столом будет написана вся серия о Несторе Бюрма); поэты Жак Превер, Поль Элюар и другие.
Андре Бретон и его сподвижники старались помочь поэту-самоучке из пролетарской среды. По свидетельству одного из активных сюрреалистов Андре Тирьона, Лео Мале был среди них единственным рабочим или по крайней мере человеком из трудовых низов.
Новые друзья молодого автора помогли ему опубликовать три сборника стихов, написанных в сюрреалистическом духе. Эти книги, естественно, не принесли сколько-нибудь значительных гонораров (их тираж был ничтожно мал), но сделали его известным в литературно-художественной среде как поэта-сюрреалиста с анархическим прошлым, да еще из рабочих. Редко кто мог похвалиться такой генеалогией. Увлеченный признанием незаурядной, яркой художественной среды, Лео Мале развивает бурную активность. Он участвует буквально во всех собраниях, встречах и выставках сюрреалистов, помогает их организовывать и проводить. На одной из выставок он вывесил составленные им самим сюрреалистические коллажи с непристойными сюжетами, вызвавшие скандал, что увеличило известность молодого поэта.
Он подписывался буквально под всеми манифестами, воззваниями и открытыми письмами сюрреалистов, составлял и распространял разнообразные по тематике листовки. В том числе антиправительственные и антивоенные, за что был арестован в мае 1940 года и осужден по законам военного времени. Он оказался в тюрьме города Ренн. Его, впрочем, вскоре выпустили, поскольку в город вошли немцы. Оккупанты, не особенно разбираясь, схватили Лео Мале, пробиравшегося домой в чужой солдатской шинели (приняв его за беглого солдата), и направили в Германию, в лагерь для военнопленных. Только через год он был выпущен по состоянию здоровья.
Мале оказался в оккупированном Париже без всяких средств к существованию. Газеты, которые он продавал, больше не выходили, да на этот заработок невозможно было прожить в годы торжества «черного рынка» и наглых спекулянтов. Чтобы не умереть с голоду, Лео Мале решил зарабатывать на жизнь литературным трудом. Используя некоторые связи, сложившиеся в годы пребывания в группе сюрреалистов, он стал сотрудничать в одном журнале, куда предложил серию приключенческих романов о придуманном им американском сыщике по имени Джонни Метал. Журнал охотно стал публиковать эту серию с американской тематикой, поскольку самих американских писателей в годы гитлеровской оккупации издавать было невозможно. Но эта серия, хотя и дала автору возможность выжить, все же не имела особого успеха.
В 1942 году у Лео Мале родился сын, и жизнь стала еще труднее. Серии выпусков о Джонни Метале (публикуемой под псевдонимами) было недостаточно, чтобы прокормить семью. Он решил сделать отдельную книгу, более серьезную, и издать ее под своим собственным именем. Он написал роман, названный им поначалу «Человек, который умер в лагере для военнопленных», и направил рукопись в издательство Жан-Ренара, основавшего для своих авторов премию «полицейского романа». Но книга там не пошла, и автор отдал ее в 1943 году известному издателю Анри Филипаччи, случайно встретив его в кафе «Флора», где собиралась в те мрачные годы парижская интеллигенция. Рукопись была принята. Изменили только название. Роман стал называться «Вокзальная улица, 120». Он вышел в свет в ноябре 1943 года. Эта книга имела огромный успех у читателей и определила всю дальнейшую писательскую деятельность Лео Мале.
Автор насыщает текст автобиографическим материалом. «Некоторые утверждают, что Нестор Бюрма – это я сам, только без очков»,– говорит писатель в одном из интервью.
Неожиданный успех романа «Вокзальная улица, 120» побудил издателя просить автора создать серию романов о Несторе Бюрма. Когда Лео Мале вводил своего героя в первый роман, он не предполагал, что о нем придется еще писать, предыстория героя была дана весьма лаконично: до войны был частным детективом, руководил небольшим агентством в Париже, когда-то в молодости был в Лионе. Освободившись из плена, вернулся в свое агентство. Этот персонаж пока только наметился, не сложился еще в законченный и емкий образ, каким он станет позже.
После войны – с 1945 по 1953 год – Лео Мале публикует десять романов начатой серии. Он теперь живет исключительно литературным трудом. Нестор Бюрма принес ему известность, особенно после фильма, сделанного в 1946 году по книге «Вокзальная улица, 120». Помимо романов этого цикла, он выпускает (под псевдонимом) отдельные произведения приключенческого жанра. Три из них войдут впоследствии в «Черную трилогию», которая будет опубликована в одном томе в 1969 году. Их мрачный смысл чувствуется уже в заглавиях: «Жизнь отвратительна» (1948), «Солнце встает не для нас» (1949), «Пот в кишках» (1969).
Образ детектива Бюрма постепенно становится полнокровным – автор снабжает своего героя подробной биографией, дает описание внешности, знакомит с его привычками, вкусами и пристрастиями (в романах «Пальто без рукавов» (1944), «Нестор Бюрма и чудовище» (1946), «Труп крупным планом» (1949)).
Постепенно в романах складывается своя система образов. В агентстве, которое открыл Бюрма, работает с ним только его секретарь – Элен Шатлен, очаровательная молодая девушка, умная, добрая, преданная, порядочная. У него с ней отношения сложились дружеские, при этом чуть иронические, окрашенные легким флиртом.
В качестве постоянных персонажей в романах серии, кроме Нестора и Элен, действуют комиссар полиции Флоримон Фару (которого Нестор Бюрма обычно оставляет в дураках, но не дает ему этого почувствовать), а также репортер газеты «Крепюскюль» Марк Кове, который освещает деятельность детектива Бюрма в печати и помогает ему по мере сил.
Что же касается самого Нестора Бюрма, то о нем хорошо сказал один французский критик: «Это персонаж довольно необычный для "полицейского романа"». О себе он рассказывает чуть иронически, как бы смеется над самим собой. Назвал он свое бюро частного сыска нарочито претенциозно: агентство «Фиат люкс». А в рекламном плакате провозгласил: «Динамит Бюрма, человек, который наносит удар и кладет в нокаут любую тайну!» На афише был изображен кулак, разбивающий вдребезги огромный вопросительный знак. Нонконформист, он словно выламывается из привычной среды, где все постепенно «роботизируется» и нивелируется. Это такой частный детектив, который выходит утром из дому в поисках повседневного пропитания (ему часто не на что купить табаку для трубки). Он бродит по джунглям огромного города, часто наталкивается на трупы убитых. Это стало его специальностью. Он получает нередко удары по голове, что, как ни странно, стимулирует его интеллект».
Герой Лео Мале в конце концов всегда разгадывает тайну, раскрывает ее читателю. Но при этом с ним происходит множество странных и неприятных для него историй. Хотя Нестор Бюрма со всеми трудностями справляется, он не процветает и даже не всегда получает деньги за раскрытие преступления, ему часто не везет (то убьют его нанимателя или тот окажется преступником и т. п.).
Так сложился законченный образ этого героя, который очень пришелся по душе читателям. Секрет его успеха прежде всего в том, что он, по сути дела, похож на большинство из них. И то, что ему удается, несмотря ни на что, раскрывать тайну преступления, выглядит не столько прославлением мастерства Великого Детектива, сколько свидетельством удивительной способности «маленького человека» уцелеть, не погибнуть в кошмаре страшного бытия.
Образ Нестора Бюрма стал воплощением спасительного галльского юмора и чисто парижской насмешливости, так необходимых читателю, чтобы заглушить чувство постоянной обиды и неудовлетворенности жизнью. Речь его пронизана иронией, насыщена хлесткими словечками, нередко взятыми из грубоватого арго и просторечья, всегда эмоционально окрашена.
К началу 50-х годов интерес к романам Лео Мале уменьшился, стали падать тиражи. Писатель был вынужден пойти работать фасовщиком книг в издательство «Ашетт», т. е. простым рабочим, так как не имел фактически никакой специальности. Но вскоре ему вновь удалось привлечь внимание к своему герою. Ему пришла в голову блестящая идея – выпустить серию романов, назвав ее «Новые парижские тайны» (по аналогии со знаменитой книгой Эжена Сю). Каждый роман предполагалось посвятить какому-нибудь одному из двадцати округов Парижа. Действие, четко ограниченное пространственными рамками округов, будет раскрывать секретную, невидимую в обычное время жизнь, а детективный сюжет будет тесно связан с особенностями и с топографией кварталов, с местами, хорошо известными жителям этих районов столицы.
Он написал пятнадцать романов этой серии с 1953 по 1959 год, «охватив» пятнадцать округов. Пять последних томов хотя и были объявлены, но не вышли как по объективным причинам (вспыхнувший было огромный интерес к серии стал гаснуть), так и по чисто личным (болезнь, смерть любимой женщины, которая была прототипом Элен Шатлен, мобилизация на войну в Алжире единственного сына). Какое-то время Лео Мале почти ничего не мог писать, занимался тем, что сокращал для издательства за солидную плату старинные народные романы XIX века. В течение нескольких месяцев он торговал книгами как букинист на набережной Сены, но быстро прогорел, ибо торговать он совсем не умел.
С 1962 по 1971 год Мале выпускает еще шесть томов серии о Несторе Бюрма. Эти романы вместе с пятнадцатью томами «Новых парижских тайн» значительно углубляют удачно найденный в свое время оригинальный образ героя-сыщика, не меняя его по существу.
В конце 70-х – начале 80-х годов произведения Мале стали бурно переиздавать, переводить на другие языки, инсценировать, экранизировать, а самого писателя превратили в своего рода литературного патриарха (он – член всевозможных конкурсных жюри, непременный участник всех фестивалей и конференций, посвященных «полицейскому роману»). К Лео Мале пришла слава, в 1989 году было торжественно отмечено 80-летие писателя. Но эта слава пришла к нему уже в глубокой старости.
Почему же успех ждал Нестора Бюрма именно в наше время? Оказалось, что этот скромный частный сыщик в потертом пиджаке, с его удивительной способностью раскрывать преступления, явился для читателя как бы примером борьбы за выживание самого обычного человека, ничем и никем не защищенной личности. Именно этот тип детективной прозы с «заземленным» героем стал в 80–90-е годы пользоваться наибольшей симпатией читателя и вызвал множество подражаний. Написанные почти полвека назад, книги Мале оказались более чем ко времени.
Мрачная окраска книг о Несторе Бюрма привлекла многих создателей модного сегодня «черного романа» (или «неополара»), который утвердился в детективной литературе Франции в 80–90-е годы. Однако Нестор Бюрма в отличие от персонажей сегодняшних книг сопротивлялся, не сдавался окончательно и активно действовал, распутывая тайну преступления, сохраняя тем самым свое человеческое достоинство, как бы трудно ему ни приходилось.
Его создатель – Лео Мале – на один из вопросов знаменитой анкеты Марселя Пруста «Каков ваш любимый девиз?» – ответил: «Он один, но борется».
Романы Мале переведены на многие языки, включая турецкий. Ряд его романов превращены в комиксы, по романам о Несторе Бюрма снято несколько фильмов и телевизионный сериал.
Лео Мале — французский писатель, автор детективной и сюрреалистической прозы. Будущий писатель родился 7 марта 1909 года во французском городе Монпелье. Его отец был мелким… Развернуть
Махир Гувен (Mahir Guven) - французский писатель.
Махир Гувен родился без гражданства, сын турчанки и курда, которые были беженцами во Франции. Махир вырос в Сен-Себастьен-сюр-Луар, в юго - восточном пригороде Нанта, недалеко от места, где жила его бабушка.
После получения образования в области экономики продолжил обучение по управлению, праву и экономике в Университетах Анжу и Сорбонне.
С четырнадцати лет много работал для того, чтобы обеспечить финансирование своего обучения. Был сборщиком ландышей, уборщиком, бухгалтером, страховым консультантом, продавцом в FNAC. С 2010 по 2014 год работал финансовым аудитором и консультантом в крупной консалтинговой фирме. В 2013 году участвовал в туре фестиваля Тур-де-Франс, организованном Эриком Фотторино.
В октябре 2017 года Махир опубликовал свой первый роман Grand frère (Большой брат). Этот психологический роман рассказывает историю двух взрослых братьев, которые выросли в пригороде Парижа.
Критики высоко оценили роман и наградили несколькими литературными премиями Le Figaro 4, Lire , L'Express , Ouest-France 5 , Evening 6, Future, Free, Paris Match, France TV-Culture box 7 ).
Роман также стал финалистом известной премии Медичи. В феврале 2018 года получил премию RTBF Première Prize. В апреле 2018 года получил награду Régine Deforges 1. На следующий день роман стал лауреатом Гонкура в номинации Первый роман.
Живет в Париже.
Махир Гувен (Mahir Guven) - французский писатель. Махир Гувен родился без гражданства, сын турчанки и курда, которые были беженцами во Франции. Махир вырос в… Развернуть
Александр Дюма — французский писатель, чьи приключенческие романы сделали его одним из самых читаемых французских авторов в мире. Также был драматургом и журналистом. Поскольку его сын также носил имя Александр и также был писателем, для предотвращения путаницы при его упоминании часто добавляют уточнение «-отец».
Александр Дюма родился в 1802 в семье генерала Тома-Александра Дюма и Марии-Луизы Лабуре, дочери хозяина гостиницы в Вилле-Котре.
Своё детство, отрочество и юность Дюма провёл в родном городе. Там он подружился с Адольфом де Левеном, своим ровесником, поэтом и завсегдатаем парижских театров. Дюма решил непременно стать драматургом. Без денег и связей, надеясь лишь на старых друзей отца, он решил перебраться в Париж. Двадцатилетнему Александру, не имевшему образования (его козырем был лишь прекрасный почерк), дали должность в Пале-Рояле (Париж) в канцелярии при герцоге Орлеанском, которую помог получить генерал Фуа. Дюма принялся восполнять своё образование. Один из его знакомых составил для Александра список авторов, которых он был должен прочитать: туда входили книги классиков, мемуары, хроники. Дюма посещал театры с целью изучить профессию драматурга, на одном из спектаклей он случайно познакомился с Шарлем Нодье. Вместе с Левеном, считавшим, что успеха легче добиться в лёгком жанре, Дюма сочинил водевиль «Охота и любовь», тот был принят к постановке театром Амбигю.
Однажды на одной из выставок ежегодного Салона Дюма обратил внимание на барельеф с изображением убийства Джованни Мональдески. Прочитав во «Всемирной биографии» статьи о Мональдески и шведской королеве Кристине, Дюма решил написать на эту тему драму. Сначала он предложил сотрудничество Сулье, однако в конце концов каждый решил написать свою «Кристину». Пьеса Дюма понравилась королевскому комиссару при Комеди Франсез барону Тейлору, с его помощью «Кристину» приняли при условии, что Дюма её доработает. Однако против постановки драмы возражала всесильная мадемуазель Марс, коньком которой был классический репертуар. Когда же молодой автор наотрез отказался внести по её просьбе исправления в пьесу, мадемуазель Марс сделала всё, чтобы «Кристина» не появилась на сцене Комеди Франсез.
Дюма, которому надо было содержать мать, а также незаконнорожденного сына Александра, написал пьесу на новую тему. Драма «Генрих III и его двор» была создана за два месяца. Актёры Комеди Франсез после читки пьесы, прошедшей в салоне Мелани Вальдор, просили принять её вне очереди. Премьера прошла успешно 10 февраля 1829, и это была победа романтиков в театре, до сих пор считавшемся опорой классицизма.
Дюма стал завсегдатаем знаменитого салона Нодье в Арсенале, где собирались представители новой школы — романтизма. Он одним из первых обратился к драме из современной жизни, отважился коснуться роли страсти в современном обществе. Новым было и то, что автор наделил современного человека таким накалом чувств, который, по общепринятому мнению, был скорее свойственнен эпохе Возрождения. Его пьеса «Антони» была вызвана к жизни личными обстоятельствами — в то время Дюма переживал страстное увлечение поэтессой Мелани Вальдор, которую вывел в образе Адел д’Эрве. Премьера драмы состоялась 3 мая 1831 в театре Порт-Сен-Мартен с Дорваль и Бокажем в главных ролях и «наделала не меньше шуму, чем премьера „Эрнани“».
Пьесы Дюма не отличались художественным совершенством, но он, как никто другой, владел умением держать внимание публики с первого до последнего акта и сочинять эффектные реплики под занавес. Его имя на афише для директоров театров означало большие сборы, а для других драматургов он стал соавтором, способным привести к успеху самые неудачные пьесы.
В июле 1830 во Франции произошла Июльская революция, свергнувшая Карла X и утвердившая буржуазное королевство. На престол вступил герцог Орлеанский под именем Луи-Филиппа. Александр Дюма был среди инсургентов, штурмовавших королевский дворец Тюильри. Впоследствии в своих «Мемуарах» он писал:
Я видел тех, которые совершали революцию 1830, и они видели меня в своих рядах... Люди, совершившие революцию 1830, олицетворяли собой пылкую юность героического пролетариата; они не только разжигали пожар, но и тушили пламя своей кровью.
С первых же дней революции Александр Дюма принял деятельное участие в общественной жизни и выполнил несколько важных поручений генерала Лафайета, стоявшего тогда во главе национальной гвардии.
5 июня 1832 в Париже хоронили генерала Ламарка. Дюма был лично знаком с ним, поэтому по просьбе родственников покойного генерала он возглавил колонну артиллеристов, следовавшую за траурным катафалком. Вскоре полиция стала разгонять толпу, но произошло то, чего и следовало ожидать: траурное шествие послужило началом революционного восстания. Через несколько дней оно было жестоко подавлено. Одна из роялистских газет напечатала ложное сообщение о том, что Александр Дюма с оружием в руках был схвачен полицейскими и в ту же ночь расстрелян. В действительности этого не произошло, но Дюма угрожал арест. По совету друзей он покинул Францию и направился в Швейцарию, где прожил несколько месяцев, подготавливая к изданию свой первый историко-публицистический очерк «Галлия и Франция».
В 1840 он женился на актрисе Иде Ферьер, но продолжал связи со многими другими женщинами. Супруги фактически расстались в 1844, но развод так и не был оформлен. Дюма зарабатывал много денег, но постоянно тратил их на роскошный образ жизни. Издавал журналы и создал свой театр — и то, и другое закончилось неудачно. После переворота 1851 он бежал в Брюссель (Бельгия) от кредиторов, где начал писать «Мемуары», которые по своим художественным достоинствам не уступают его лучшим беллетристическим сочинениям.
Провёл два года в России (1858-1859), посетил Петербург, достопримечательности Карелии, остров Валаам, Москву, Царицын (ныне Волгоград), Закавказье. Три года участвовал в борьбе за объединённую Италию. Известие о первых поражениях французов во время франко-прусской войны Дюма воспринял как личное горе. Вскоре его настиг первый удар. Полупарализованный, он успел добраться до дома сына, где и скончался через несколько месяцев.
В 2002 прах Дюма был перенесён в парижский Пантеон. Его произведения были переведены на множество языков и служили материалом для многочисленных театральных постановок и кинофильмов.
Александр Дюма — французский писатель, чьи приключенческие романы сделали его одним из самых читаемых французских авторов в мире. Также был драматургом и журналистом. Поскольку… Развернуть
Валентин Луи Жорж Эжен Марсель Пруст — французский писатель. Один из самых значительных писателей XX века.
Марсель Пруст родился в Париже 10 июля 1871 года в состоятельной семье: его отец, Адриан Пруст — профессор медицинского факультета, а мать, Жанна Вейль, — дочь еврейского биржевого маклера. В 9 лет у Марселя обнаружили астму, которой он страдал на протяжении всей последующей жизни.
В 1882 году Пруст поступил в лицей Кондорсе. Часто отсутствовал. Выпускные экзамены на звание бакалавра он сдал в июле 1889 года, и был особо отмечен за сочинение по французскому. В лицее Пруст познакомился с Жаком Бизе, сыном композитора, Люсьеном Доде, сыном романиста, с будущим художником-модернистом Морисом Дени и с будущим поэтом Фернаном Грегом.
Уступая желанию родителей, Марсель Пруст начинает изучать право в Сорбонне, но учёбу он не закончил. В это время Пруст посещает модные литературные и художественные салоны, сам начинает писать. В 1894 году он публикует первую книгу стихов в прозе, которая, однако, остаётся практически незамеченной. Пруст также пробует себя в критике, пишет журналистские эссе и рассказы, занимается переводами. Однако, его не оставляет идея написать роман. Вёл отдел салонной хроники в газете «Фигаро». Из парижских салонов особую роль в жизни Пруста сыграли три: салон госпожи Штраус (Женевьева Галеви, вдовы Бизе; салон госпожи де Кайаве, возлюбленной Анатоля Франса; салон Мадлены Лемер).
С ноября 1889 года Пруст в течение года проходил военную службу в Орлеане. В июне 1895 года он поступил на работу в библиотеку Мазарини, но тут же взял отпуск «за свой счёт», который непрерывно продлевал до 1900 года. В начале 1892 года Пруст с друзьями основывает журнал «Пир».
В 1895 году Пруст начинает писать большой роман, многие сюжеты которого были повторены в «Поисках». Это был «Жан Сантёй», работа над которым прервалась в 1899 году и была окончательно оставлена.
В 1896 году Пруст издаёт сборник новелл «Утехи и дни» (с предисловием Анатоля Франса и иллюстрациями госпожи Лемер). Поэт и романист Жан Лоррен встретил книгу разгромной рецензией, ставшей причиной дуэли между писателем и критиком. Дуэль состоялась в феврале 1897 года в юго-западном пригороде Парижа Мёдоне. Секундантом со стороны Пруста был его друг, художник-импрессионист Жан Беро.
Активное участие в политической жизни Пруст принял лишь однажды, в период «дела Дрейфуса». Он подписал воззвание деятелей культуры о пересмотре приговора, уговорил Анатоля Франса также подписать этот текст. В феврале Пруст присутствует на процессе Золя.
В 1904-1906 годах Пруст выпускает переводы книг английского художественного критика Джона Рёскина «Библия Амьена» и «Сезам и лилии».
В 1903 году умер отец, а в сентябре 1905 года — горячо его любившая мать. Пруст получает солидное наследство. В то же время его здоровье заметно ухудшается, и он живёт уединенно. В самом конце 1906 года Пруст переселяется с улицы Курсель (где семья жила с 1900 года) на бульвар Осман.
Около 1907 года он начал работу над основным своим произведением — «В поисках утраченного времени». К концу 1911 года первая версия «Поисков» была завершена. В ней было три части («Утраченное время», «Под сенью девушек в цвету» и «Обретённое время»), и книга должна была уместиться в двух объемистых томах. В 1912 году она называлась «Перебоями чувства».
В 1913 жизнь "великого затворника" разделила Селеста Альбаре, жена водителя Пруста, Одилона. Она готовила ему кофе, выполняла прихоти и поручени, была с ним до конца.
Пруст не может найти издательство. В конце года отказы присылают издательства «Фаскель» и «Новое Французское Обозрение» («Галлимар»), в начале следующего приходит отказ от «Оллендорфа». Пруст считал, что отказ от «Нового Французского Обозрения» был основан только на предубеждении Андре Жида против парижских салонов, где бывал Марсель и где о нем много говорили. Он заранее, даже не читая, отверг книгу «светского бездельника». Издателем стал Бернар Грассе. Он выпустил книгу (за счёт автора).
Почти сразу же после выхода «Сванов» о романе стали говорить, и директор «Нового Французского Обозрения» Жак Ривьер страшно обозлился на Андре Жида за его отказ. А в начале 1914 года «Новое Французское Обозрение» и некоторые другие издательства уже предлагали г-ну Прусту гонорары, лишь бы заполучить его роман. Начавшаяся война, уход Грассе на фронт, подтолкнули Пруста сменить издательство. Он усердно продолжал работу над романом. Три части превратились в пять — «По направлению к Свану», «Под сенью девушек в цвету», «У Германтов», «Содом и Гоморра» (которая распалась на собственно «Содом и Гоморру», в двух частях, «Пленницу» и «Беглянку») и «Обретённое время». Наконец, в 1916 году, заставив всех томиться целых два года, г-н Пруст решил, что уже наступил нужный момент заключить свой мир, на своих условиях с «Новым Французским Обозрением»и они выпускают все остальные тома.
Хотя Пруст считал, что в 1918 году он завершил книгу, он продолжал усиленно работать и править её до последнего дня своей жизни.
В 1919 Марселю Прусту приходится переезжать с бульвара Осман, и улица Гамелен стала его последней обителью, где была только беспрерывная работа, часто на холоде, как в погребе.
Осенью 1922 года, возвращаясь из гостей, писатель простудился и заболел бронхитом. В ноябре бронхит перешел в воспаление лёгких.
Марсель Пруст скончался в Париже 18 ноября 1922 года. Похоронен на кладбище Пер-Лашез.
Валентин Луи Жорж Эжен Марсель Пруст — французский писатель. Один из самых значительных писателей XX века. Марсель Пруст родился в Париже 10 июля 1871 года в состоятельной… Развернуть
Французская писательница Жюльетта Бенцони, урождённая Андрэ-Маргарита-Жюльетта Манжен (фр. Andrée-Marguerite-Juliette Mangin), по вероисповеданию католичка, родилась 30 октября 1920 года во Франции, в Париже, на проспекте Бурдоннэ. Её отец Шарль-Юбер Манжен был промышленником лотарингского происхождения, мать Мария-Сюзанна Арно была уроженкой Шампани с эльзасскими и швейцарскими корнями. Детство будущей писательницы прошло в основном в Сен-Жермен-де-Пре, в доме, где жили в свое время Проспер Мериме, Жан-Батист Коро и Андре-Мари Ампер, а в доме напротив умер в 1900-ом году Оскар Уайльд.
С детства являлась поклонницей творчества Александра Дюма-отца. Училась на курсах мадемуазель Дезир при лицее Фенелона на улице Эперон, после чего в колледже Хюльст на улице Варенн, в котором получила диплом бакалавра, потом в Парижском католическом институте. Учась в колледже, Жюльетта проявляла особую любовь к истории и литературе и интерес к политике. Война положила конец спокойной жизни. Отец Жюльетты умер, а она быстро устроилась на работу помощником в префектуру Сены, где познакомилась с великолепной библиотекой, скрытой в стенах Ратуши.
В 1941 году Жюльетта вышла замуж за врача Мориса Галуа и переехала жить к мужу в Дижон, а вскоре стала матерью двоих детей — дочери Анны и сына Жана-Франсуа. В то время, как ее муж проводил часы среди своих больных и за работой в подполье, где выполнял миссии, далекие от медицины, она часами просиживала в библиотеках, изучая историю Бургундии средних веков. В 1950 г. супруг Жюльетты умер, и она переехала к родственникам в Марокко, где спустя три года сочеталась браком с корсиканским офицером, графом Андрэ Бенцони ди Коста. Спустя несколько лет Жюльетта Бенцони вернулась во Францию и поселилась в пригороде Парижа Сен-Манде, в котором её второй муж работал помощником мэра вплоть до своей смерти в 1982 году.
В 1953—1956 годах Жюльетта Бенцони работала журналисткой и писала статьи на исторические темы, а в 1964 году писательница выпустила свой дебютный роман, ставший первым в серии романов «Катрин» и принесший ей успех и известность. С тех пор Бенцони опубликовала свыше 60 любовно-исторических романов, объединенных в ряд циклов: «Марианна», «Флорентийка», «Кречет», «Волки Лозарга», «Государственные тайны», «Хромой из Варшавы» и др., а также несколько историко-исследовательских книг. По ее книгам во Франции было снято 4 телесериала и один кинофильм. При создании своих произведений, в какой бы исторический период ни происходило бы их действие, автор опирается на документы и реальную историческую канву. Жюльетта Бенцони входит в число самых читаемых авторов Франции, а ее романы вышли более чем двадцати странах тиражом свыше пятидесяти миллионов.
До самой смерти Жюльетта Бенцони жила в своём доме в Сен-Манде, в котором написала большинство своих книг, продолжая творческую деятельность: ежедневно с 6 до 9 часов утра она работала над новыми книгами, предпочитая печатную машинку компьютеру или ноутбуку, и опубликовывала по 2 романа в год. В число интересов и увлечений Жюльетты Бенцони входили история, искусство, чтение, музыка, кулинария, парусный спорт, необработанные камни, старинные дома. В качестве своих отличительных особенностей писательница называла католичество и близорукость.
Умерла 8 февраля 2016 года в Сен-Манде.
Французская писательница Жюльетта Бенцони , урождённая Андрэ-Маргарита-Жюльетта Манжен (фр. Andrée-Marguerite-Juliette Mangin ), по вероисповеданию католичка, родилась 30… Развернуть
Луи Анри Буссенар, французский классик приключенческой литературы, родился 4 октября 1847 года в деревне Экренн (округ Питивье департамента Луаре в исторической области Бос). Родителями будущего романиста были Луи-Антуан Буссенар (1794-1855), управляющий экреннским замком, сборщик коммунальных налогов, вдовец, и Элоиза Ланс (1826-1932) – молодая кастелянша и горничная замка, дочь ткача-ремесленника. К счастью для мальчика, получившего при рождении имя Анри-Луи-Франсуа-Илер, год спустя его родители признали сына и дали ему отцовскую фамилию, а ещё через два года узаконили его своим браком.
Овдовев в 1855 году, Элоиза одна была вынуждена воспитывать двоих сыновей (Луи было 8 лет, его младшему брату Антуану – пять). В школе Экренна юный Луи Буссенар отличался умом, усердием в учёбе, и при этом гордым и строптивым характером. В 1860-1867 годах он получал гуманитарное образование в пансионе Борьё в Питивье, по окончании которого поступил на медицинский факультет Парижского университета. С юных лет его излюбленным досугом была охота, приезжая в родную деревню на каникулы, он любил бродить по босеронским полям с ружьём и собакой.
Начало франко-прусской войны застало Буссенара в Страсбурге, где он продолжал учёбу. Как студент он не подлежал мобилизации, но, будучи страстным патриотом, ушёл в армию добровольцем. Студент-медик Буссенар был зачислен военным фельдшером в действующую часть и в первые же дни военных действий стал свидетелем разгрома французских войск под Висамбуром и Решоффеном. Отступив в составе действующей армии к Парижу, он стоически переносит суровые испытания осады, лишения и голод, огонь артиллерийских обстрелов. Во время героической и безуспешной попытки французов прорвать блокаду при Шампиньи в ночь с 1 на 2 декабря 1870 года военный фельдшер Буссенар получил пулевое ранение. Горечь поражения на всю жизнь останется в его сердце, к воспоминаниям о войне он не раз вернётся в своём творчестве.
Первый рассказ Буссенара, «Случай под Висамбуром», увидел свет на страницах местной газеты «Эндепандан де Питивье» 20 августа 1871 года.
После войны Буссенар некоторое время продолжал своё медицинское образование, но вскоре окончательно порвал с профессией и занялся литературой. С 1875 года он публикует в парижской прессе юмористические рассказы, работает научным и литературным обозревателем, репортёром, хроникёром раздела происшествий.
С апреля 1878 года недавно открывшийся «Журнал путешествий на суше и на море» (Journal des voyages de terre et de mer) начинает публиковать первый роман Луи Буссенара – «Через Австралию».
Его второй роман, «Кругосветное путешествие юного парижанина», выходя в 54 выпусках «Журнала путешествий» (1879-1880), а после – отдельной книгой, делает автора по-настоящему знаменитым.
В качестве поощрения за успех «Журнал путешествий», главной звездой которого Буссенар останется на протяжении 32 лет, до конца жизни, субсидирует его поездку в Гвиану. Буссенар проводит в Гвиане пять месяцев, углубляясь в джунгли, исследуя русла рек, ночуя в индейских хижинах, охотясь, встречаясь с золотоискателями и набрасывая свой новый роман, «Гвианские робинзоны». Из Гвианы он привозит предметы туземного быта, керамику, оружие (часть этой коллекции хранится в музее города Питивье), охотничьи трофеи, десятки рисунков и фотографий, тропические растения (украсившие сад его родного дома), документальные сведения и карты, что делало его крупнейшим специалистом по Гвиане того времени.
Третий роман также принимается публикой с огромным восторгом. Буссенар нашёл формулу своего успеха, ему больше не нужно зарабатывать на жизнь тяжёлым трудом газетчика, он оставляет шумный Париж и поселяется в провинции, недалеко от родного Экренна, где живёт его мать. Недавний журналист и неутомимый путешественник ведёт теперь жизнь помещика-домоседа, совершая иногда небольшие путешествия между написанием очередных романов (в Марокко, Сьерра-Леоне) и проводя зимние месяцы на средиземноморском побережье Франции.
Первый брак Луи Буссенара, с Розали Леша, заключённый в 1881 году, оказался неудачным, супруги вскоре расстались. С 1883 года с писателем рядом любимая и верная спутница жизни Альбертина Делафуа (1863-1910). Буссенар и Альбертина, которую он любовно называл «моя голубка», счастливо проживут вместе 27 лет, до скончания дней, и ничто не омрачит их безмятежных отношений. Буссенар пишет книги, Альбертина музицирует, переписывает рукописи новых романов, их нередко видят среди босеронских полей на двухместном велосипеде.
Буссенар оставил весьма богатое литературное наследие: 41 роман (24 экзотических, или приключенческо-географических, 8 военно-приключенческих, 5 социально-авантюрных и 4 научно-фантастических), три больших документальных сочинения, а также более трёх десятков очерков и рассказов.
Ориентируясь преимущественно на юную аудиторию, писатель чувствовал, что не может высказаться до конца, будучи стеснённым рамками жанра. Видимо, именно поэтому в 55 лет он внезапно возвращается к журналистской деятельности. В региональном еженедельнике «Гатине», под псевдонимом «Франсуа Девин», с 1902 по 1910 год он публикует свои «Письма крестьянина», написанные на босеронском диалекте. В этих 220 статьях он, зачастую в насмешливом, шутовском тоне, выражает свои взгляды на общество, политику, религию, освещает проблемы сельской жизни провинции Орлеанé, ставя себе целью расшевелить ум крестьян, показать простому народу, как его грабят богачи.
Конец писателя был трагическим. В июне 1910 года, в возрасте 47 лет, внезапно заболевает и умирает его любимая жена Альбертина. Сломленный невыносимым горем, этот могучий атлет не в силах сопротивляться обострившейся болезни…
Луи Буссенар умирает 9 сентября того же года (повсеместно указываемая дата – 11 сентября – ошибочна), пережив супругу меньше чем на три месяца. За несколько дней до назначенной ему на 8 сентября хирургической операции, бесполезность которой он как врач прекрасно осознаёт, Буссенар собственноручно составляет завещание (согласно которому все его рукописи и личные бумаги были впоследствии сожжены) и даже текст извещения о смерти, которое породило ложные слухи о самоубийстве. Писатель был похоронен рядом с Альбертиной на кладбище их родной деревни Экренн.
Русские переводы романов Буссенара появлялись как правило сразу же после публикации его новых книг во Франции. В 1911 году в приложении к журналу «Природа и люди» (С.-Петербург) вышло собрание сочинений в Луи Буссенара в 40 томах. Также отдельные произведения переиздавались в советские времена. Во Франции же пик популярности классика приключенческой литературы пришёлся на период между двумя мировыми войнами, с середины ХХ века его наследие практически полностью забыто.
В 1991-2001 годах московское издательство «Ладомир» выпустило полное собрание романов писателя в 30-ти томах (32-х книгах), в новых переводах.
Подробнее о жизни и творчестве Луи Буссенара можно прочитать в очерке Тьери Шеврие «Путешественник из провинции Бос», включённом в книгу: Луи Буссенар. Собрание романов. Галльская кровь. Ледяной ад. Без гроша в кармане (сборник) (с. 5-174). Более актуализированная информация содержится в статье Елены Трепетовой «Жизнь Луи Буссенара и судьба его творчества», опубликованной в издании: Луи Буссенар. Похитители бриллиантов (с. 649-690).
Луи Анри Буссенар, французский классик приключенческой литературы, родился 4 октября 1847 года в деревне Экренн (округ Питивье департамента Луаре в исторической области Бос).… Развернуть