Никколо Макиавелли — итальянский мыслитель, философ, писатель, политический деятель.
«Как художнику, когда он рисует пейзаж, надо спуститься в долину, чтобы охватить взглядом холмы и горы, и подняться в гору, чтобы охватить взглядом долину, так и здесь: чтобы постигнуть сущность народа, надо быть государем, а чтобы постигнуть природу государей, надо принадлежать к народу». Эти слова практически завершают небольшое вступление, предваряющее трактат «Государь», который Никколо Макиавелли преподнёс в дар правителю Флоренции Лоренцо II Медичи. С того времени прошло без малого 500 лет, так и не сумевших стереть из памяти людской имя человека, который написал учебник для монархов всех времён и народов.
Он был неимоверно честолюбив, прагматичен и циничен. Это общеизвестно. Но многие ли знают о том, что этот «злодей», утверждавший, что «цель оправдывает средства», был человеком честным, трудолюбивым, наделённым поразительной интуицией и умением радоваться жизни. Вероятно, и этот факт мог бы стать вполне очевидным, не заканчивайся знакомство с личностью Макиавелли чтением и цитированием отдельных фрагментов его скандально известного «Государя». А жаль, ведь этот человек заслуживает гораздо большего внимания, он интересен уже тем, что ему довелось родиться во Флоренции времён эпохи Возрождения.
Никколо Макиавелли родился 3 мая 1469 в деревне Сан-Кашано, рядом с городом-государством Флоренция, ныне в Италии, и был вторым сыном Бернардо ди Николо Макиавелли (1426-1500), адвоката, и Бартоломмеи ди Стефано Нели (1441-1496). Его образование дало ему полное знание латинской и итальянской классики.
Макиавелли жил в беспокойную эпоху, когда Папа мог обладать целой армией, а богатые города-государства Италии попадали один за другим под власть иностранных государств ― Франции, Испании и Священной Римской Империи. Это было время постоянных перемен союзов, наёмников, переходивших на сторону противника без предупреждения, когда власть, просуществовав несколько недель, рушилась и сменялась новой. Возможно, наиболее значительным событием в череде этих беспорядочных переворотов было падение Рима в 1527. Богатые города, вроде Флоренции и Генуи, перенесли примерно то же, что и Рим 12 столетий назад, когда он был сожжён армией варваров-германцев.
В 1494 Флоренция восстановила Флорентийскую Республику и изгнала семью Медичи, правителей города в течение почти 60 лет. 4 года спустя Макиавелли появился на государственной службе как секретарь и посол (в 1498). Макиавелли был включён в Совет, ответственный за дипломатические переговоры и военные дела. Между 1499 и 1512 он предпринял множество дипломатических миссий ко двору Людовика XII, Фердинанда II и Папы.
С 1502 до 1503 Макиавелли был свидетелем эффективных градоустроительных методов солдата-церковника Чезаре Борджиа, чрезвычайно способного военачальника и государственного деятеля, целью которого в то время было расширение его владений в центральной Италии. Главными его орудиями были смелость, благоразумие, уверенность в своих силах, твердость, а подчас и жестокость.
В 1503-1506 Макиавелли был ответственен за флорентийскую милицию, включая защиту города. Он не доверял наёмникам (позиция, разъяснённая подробно в «Рассуждениях о первой декаде Тита Ливия» и в «Государе») и предпочитал ополчение, сформированное из граждан. В августе 1512 после запутанного ряда сражений, соглашений и союзов Медичи с помощью Папы Юлия II восстановили власть во Флоренции, и республика была отменена. Об умонастроении Макиавелли в последние годы службы свидетельствуют его письма, в частности, к Франческо Веттори.
Макиавелли оказался в опале и в 1513 был обвинён в заговоре и арестован. Несмотря ни на что, он отвергал свою причастность и был в конечном счете освобождён. Он удалился в своё поместье около Флоренции и начал писать трактаты, которые и обеспечили ему место в истории политической философии.
В 1522 раскрывается новый заговор против Медичи, и Макиавелли с трудом удаётся избежать обвинений в причастности к нему. Надежды на получение должности хотя бы от Лоренцо II Медичи, правившего во Флоренции с конца 1513 после отъезда Джованни Медичи в Рим, не оправдались. Ему предлагали стать секретарем кардинала Просперо Колонна в 1522, но он отказался — слишком сильна была его неприязнь к церковникам. Звали его и во Францию, но это для Макиавелли было исключено — он не желал покидать Флоренцию. Позже он сказал по этому поводу: «Предпочитаю умереть с голоду во Флоренции, чем от несварения желудка в Фонтенбло».
В 1525 Макиавелли приехал в Рим, чтобы вручить Папе Клименту VII, по заказу которого он писал «Историю Флоренции», первые её восемь книг.
В 1526 над Италией нависла угроза испанского вторжения, в связи с этим Макиавелли предложил городским властям проект укрепления городских стен, который было необходимо произвести в случае возможной обороны города. Этот проект был не просто принят — Никколо Макиавелли назначили секретарем и проведитором коллегии Пяти, специально созданной для проведения работ по укреплению города. Макиавелли, не взирая на тяжесть ситуации, чувствовал себя окрылённым. Дальнейшие события только укрепляют его надежду на то, что он ещё сможет найти себе применение на политическом поприще.
4 мая 1527 немецкими ландскнехтами был захвачен и беспощадно разграблен Рим, Флоренция практически сразу же «отреагировала» на это событие настоящим восстанием против дома Медичи, в результате чего Республика была восстановлена. Почувствовав возможность продолжить государственную службу, Макиавелли выдвигает свою кандидатуру на пост канцлера Флорентийской республики и с трепетом ждёт решения своей участи. 10 мая того же года вопрос о его избрании был поставлен на Большом Совете Республики, специально созванном по случаю выборов. Заседание Совета, гораздо более походившее на суд, чем на демократические прения, кончилось тем, что Макиавелли был обвинён в чрезмерной учености, склонности к ненужному философствованию, самонадеянности и богохульстве. За кандидатуру Макиавелли было подано 12 голосов, против — 555. Это решение явилось для 58-летнего, все ещё полного сил, человека последним ударом, дух его был сломлен, и жизнь потеряла всяческий смысл. Спустя несколько недель, 21 июня 1527, Никколо Макиавелли покинул этот мир.
В «Рассуждениях о первой декаде Тита Ливия», завершенных Макиавелли в 1516, и обращённых к эпохе всю жизнь почитаемых им античных классиков, есть такие слова: «...я выскажу смело и открыто всё то, что я знаю о новых и древних временах, чтобы души молодых людей, которые прочтут написанное мною, отвернулись бы от первых и научились подражать последним... Ведь долг каждого честного человека — учить других тому добру, которое из-за тяжелых времён и коварства судьбы ему не удалось осуществить в жизни, с надеждой на то, что они будут более способными в этом».
Никколо Макиавелли — итальянский мыслитель, философ, писатель, политический деятель. «Как художнику, когда он рисует пейзаж, надо спуститься в долину, чтобы охватить взглядом… Развернуть
Сэр Томас Мэлори — английский писатель, автор «Книги о короле Артуре и о его доблестных рыцарях Круглого стола». Она состоит из восьми романов о короле Артуре и о рыцарях Круглого стола и представляет собой исчерпывающий свод артуровской легенды. В 1485 году английский первопечатник Уильям Кэкстон издал книгу Мэлори под названием «Смерть Артура». Она стала своеобразной энциклопедией артуровского мифа.
Судя по всему, Мэлори родился в дворянской семье в графстве Уорикшир в начале XV века. О его жизни известно мало: он был рыцарем, видимо, принимал участие в войне Алой и Белой Роз, в 1444 или в 1445 году представлял своё графство в парламенте, а последние двадцать лет жизни провёл в тюрьме. Именно там он и создал свои романы.
Мэлори собрал воедино кельтские сказания, многочисленные легенды и романы о короле Артуре и о рыцарях Круглого стола и, переработав их, создал свои романы-компиляции, отражавшие настроения своего времени. Считается, что в основном источниками для произведений Мэлори служили французские рыцарские романы. Тем не менее, Мэлори удалось придать своим трудам английский колорит.
Сэр Томас Мэлори — английский писатель, автор «Книги о короле Артуре и о его доблестных рыцарях Круглого стола». Она состоит из восьми романов о короле Артуре и о рыцарях… Развернуть
Фра́нко Сакке́тти (итал. Franco Sacchetti) — итальянский поэт и писатель.
Родился приблизительно в 1332 году в Рагузе в старинной купеческой семье Флоренции. C 1370 принимал деятельное участие в политической жизни, был послом Флоренции в Болонье и Милане, подестой в разных городах.
Умер от чумы в 1400 году в Сан-Миниато в провинции Пиза.
Автор мадригалов, баллад, шуточной поэмы «Бой прекрасных женщин Флоренции со старухами» („La battaglia dellie belle donne di Firenze colle vecchie“), религиозных проповедей. Особенно известен сборником «Триста новелл» (сохранилось 223), отличающихся от новелл Боккаччо большей простотой. Впервые новеллы Саккетти были напечатаны в двух томах в 1724 г., а уже через три года издание попало в Индекс запрещённых книг. Но современники и последующие поколения итальянских новеллистов хорошо знали новеллы Саккетти по рукописным спискам. Многие писатели на него ссылались, а некоторые и прямо использовали его сюжеты.
Фра́нко Сакке́тти (итал. Franco Sacchetti) — итальянский поэт и писатель. Родился приблизительно в 1332 году в Рагузе в старинной купеческой семье Флоренции. C 1370 принимал… Развернуть
Леонардо Бруни (итал. Leonardo Bruni из Ареццо, поэтому называл себя Аретинским — Aretino; 1370 или 1374, Ареццо — 8 марта 1444, Флоренция) — итальянский гуманист, писатель и историк, один из знаменитейших учёных, украсивших собой век итальянского Возрождения.
Леонардо Бруни родился ок. 1370 года в Ареццо. Изучал во Флоренции и Равенне сначала юриспруденцию, а потом по совету грека Эмануила Хрисолора занялся во Флоренции изучением классической древности. Занимая с 1405 года должность папского секретаря, он сопровождал в 1415 году папу римского Иоанна XXIII на Констанцский собор. После низложения этого папы (антипапы), Бруни вернулся во Флоренцию, где принял участие в делах республики. Своим сочинением «Historiarum Florentinarum libri XII» (Страсбург, 1610), которое, по приказанию правительства республики, Донато Аччиайуоли перевёл на итальянский язык (Венеция, 1473), он заслужил право гражданства во Флоренции и впоследствии был государственным секретарём республики.
После его смерти Флоренция и Ареццо соперничали за право почтить своего достойного гражданина устройством ему великолепных похорон и сооружением памятника. Заслуги Бруни по распространению и поощрению изучения греческой литературы состоят, главным образом, в его переводах Аристотеля, Демосфена, Плутарха и проч. Известная повесть «De amore Guiscardi et Sigismundae filiae Tancredi» была несколько раз напечатана и неоднократно переведена на итальянский и французский языки. Его сочинение «О правильном переводе» — одна из первых попыток создать теорию перевода.
Основа мировоззрения учёного — вера в безграничные творческие возможности человека и его извечное стремление к добру. Бруни также проповедовал идею всестороннего развития личности и осуждал аскетизм.
Леонардо Бруни (итал. Leonardo Bruni из Ареццо, поэтому называл себя Аретинским — Aretino; 1370 или 1374, Ареццо — 8 марта 1444, Флоренция) — итальянский гуманист, писатель и… Развернуть
Рабби Яаков Ибн-Хабиб бен Шломо (Ibn Habib, Jacob ben Solomon; около 1445, Кастилия, – 1515, Греция) - ученый-талмудист.
Был главой иешивы в Саламанке; после изгнания евреев из Испании в 1492 г. осел в Салониках, где также возглавлял иешиву. Ибн Хабиб пользовался широкой известностью как глубокий знаток Талмуда. Автор ряда сочинений по галахическим вопросам, сохранившихся по большей части лишь в отрывках, цитируемых позднейшими авторами.
Наибольшую славу Ибн Хабиб снискал как автор популярного труда «Эйн Я‘аков» («Родник Я‘акова»), представляющего собой собрание поучительных притч, легенд и преданий Вавилонского и отчасти Иерусалимского Талмудов. Собрание сопровождается как комментариями галахических авторитетов (Раши, Нахманид и др.), так и оригинальными комментариями Ибн Хабиба, выражающими его собственные религиозные, социальные и культурные устремления; в философской критике Ибн Хабиб опирается на авторитет Нахманида и его школы и на Хасдая Крескаса. Цель своего труда Ибн Хабиб видел в том, чтобы направить читателя по пути прямого понимания текста и простой, не затронутой критицизмом веры. Труд Ибн Хабиба «Эйн Я‘аков» выдержал около 100 изданий и был на протяжении веков самым распространенным сборником народной мудрости среди еврейских масс в Восточной Европе и России.
Рабби Яаков Ибн-Хабиб бен Шломо (Ibn Habib, Jacob ben Solomon; около 1445, Кастилия, – 1515, Греция) - ученый-талмудист.
Был главой иешивы в Саламанке; после изгнания евреев… Развернуть
ТОМАС МОР — английский мыслитель, писатель. Святой Католической церкви.
Родился 7 февраля 1478 года в семье сэра Джона Мора, лондонского судьи, который был известен своей честностью. Начальное образование Мор получил в школе Св. Антония. В 13 лет он попал к Джону Мортону, архиепископу Кентербери, и некоторое время служил у него пажом.
За весёлый характер Томаса, его остроумие и стремление к знаниям архиепископ Кентербери предсказал Мору большое будущее. Мор продолжил своё образование в Оксфорде, где учился у Томаса Линакра и Вильяма Гросина, знаменитых юристов того времени. В 1494 году он вернулся в Лондон. Но карьера юриста его не слишком привлекала. В 1504 году Мор избирается в Парламент.
Первое, что сделал Мор, попав в Парламент, — постарался снизить налоги. Король Генрих VII в ответ на это посадил в тюрьму отца Мора, и Мору пришлось платить большой штраф и самоустраняться из политики.
Вернуться он сможет только когда королем станет Генрих VIII. При его дворе он достиг определённого успеха и даже был посвящён в рыцари.
Мор является автором манифеста «В защиту семи таинств» — ответа Мартину Лютеру и реформаторскому движению в целом. Но верность Католической церкви, которая так подняла его в глазах короля, в конце концов и привела его к гибели.
Когда Генриху впервые захотелось развестись (а это было не единожды), Мор настаивал на том, что расторгнуть брак может только Папа Римский. А папа Климент этого делать не желал. Тогда Генрих разорвал все отношения с Католической церковью. Мор подал в отставку. Более того, он не явился на коронацию новой жены Генриха.
Последней каплей стало то, что Мор отказался принимать присягу, согласно которой дети Генриха и его новой жены считались законными. Принципиальность в религиозных вопросах стоила Мору головы.
17 апреля 1535 года он был заключён в Тауэр, признан виновным в соответствии с «Актом об измене» и 6 июля 1535 года обезглавлен. За верность католицизму Мор был канонизирован Римско-католической церковью и причислен к лику святых Папой Пием XI в 1935 году.
ТОМАС МОР — английский мыслитель, писатель. Святой Католической церкви. Родился 7 февраля 1478 года в семье сэра Джона Мора, лондонского судьи, который был известен своей… Развернуть
Себастиан Брант (нем. Sebastian Brant; 1458, Страсбург — 10 мая 1521, там же) — немецкий сатирик XV века, автор сатирического произведения «Корабль дураков», писатель, юрист, «доктор обоих прав».
Изучал юриспруденцию и классическую литературу в Базеле, в 1484 году получил право преподавания, а в 1489 году — звание доктора обоих прав. Император Максимилиан даровал ему титул пфальцграфа и звание советника. В 1513 году Брант победил в споре с францисканским монахом Вигандом Виртом о догмате бессемянного зачатия.
Своей известностью Брант менее обязан многочисленным латинским стихотворениям, чем большой сатирической поэме «Корабль дураков» (нем. Narrenschiff, оригинальное название в XV веке — «Daß Narrenschyff ad Narragoniam») (Базель, 1494), в которой очень зло и метко бичует пороки и глупость своих современников. Книга эта долгое время пользовалась огромной популярностью среди народа благодаря здравому смыслу, прямоте и остроумию, а также знанию жизни и людей, которыми она проникнута. Она многократно издавалась и переделывалась и была переведена не только на латинский (пер. Якова Лохера, Базель, 1497), но и на большинство европейских языков.
Себастиан Брант (нем. Sebastian Brant; 1458, Страсбург — 10 мая 1521, там же) — немецкий сатирик XV века, автор сатирического произведения «Корабль дураков», писатель, юрист,… Развернуть
(1376-1452) Китайский писатель и поэт эпохи Мин.
Фернандо Рохас - испанский писатель, автор романа в форме драмы «Селестина».
Родился в семье крещёных евреев (возможно, дед писателя принял христианство). В 1488 году приехал в Саламанку, где в местном университете изучал латынь, философию, право и получил степень бакалавра. С 1507 года жил в Талавере, где работал адвокатом. Был женат на Леоноре Альварес де Монтальбан. В 1538 году стал мэром города.
Из произведений Рохаса известна только драма «Селестина» (впервые вышла в Бургосе в 1499 году под названием La Celestina, tragicomedia de Calisto y Melibea). Её издания были анонимны, авторство Рохаса было установлено лишь в начале XX века. «Селестина» пользовалась широкой известностью и до появления «Дон Кихота» была одной из самых популярных испанских книг.
Фернандо Рохас - испанский писатель, автор романа в форме драмы «Селестина». Родился в семье крещёных евреев (возможно, дед писателя принял христианство). В 1488 году приехал… Развернуть
Бальдассаре Кастильоне, граф Новилары (Castiglione; 1478—1529) — итальянский писатель. Автор трактата «Придворный» (итал. Il Cortegiano), одного из самых знаменитых сочинений итальянского Возрождения.
Кастильоне родился близ Мантуи. В январе 1491 года, во время торжеств по случаю бракосочетания Беатриче д’Эсте и Лодовико Моро, был представлен Изабелле д’Эсте, молодой жене мантуанского маркиза Франческо Гонзага. Получил гуманистическое образование в Милане. С 1501 года выполнял дипломатические миссии при различных итальянских дворах. В 1503 году впервые побывал в Риме; в составе свиты герцога Мантуанского сражался во франко-итальянских войнах; в октябре того же года участвовал в битве при Гарильяно. С 1504 года — на службе у герцога Урбинского, отправившего Кастильоне с миссиями в Англию (1506) и Францию (1507).
В 1508—1513 годах принимал участие в Войне Камбрейской лиги. В 1513 году назначен Франческо Марией делла Ровере посланником в Риме. Поддерживает дружеские отношения с художниками и писателями из круга папы Льва X: Пьетро Бембо, Якопо Садолето, Бернардо Довици да Биббиена, Томмазо Ингирами, Рафаэлем, Микеланджело, Антонио Тебальдео, Федерико Фрегозо. В 1515 году королём Франции становится Франциск I; Кастильоне предпринимает дипломатические усилия для налаживания отношений Льва X с новым монархом, но безрезультатно. В 1516 году отправляется в ссылку в Мантую вслед за отстранённым от власти Франческо Марией делла Ровере.
С 1519 года на службе у Федериго Гонзага. Болезненно переживает кончину Рафаэля (1520) и посвящает его памяти латинскую элегию. В мае 1523 года в составе свиты Изабеллы д’Эсте путешествует в Падую и Венецию.
После избрания римским папой Климента VII (ноябрь 1523 года) был назначен папским нунцием в Испании, куда прибывает в марте 1525 года. К 1527 году относится острая полемика Кастильоне с секретарём императора Карла V Альфонсо де Вальдесом (братом известного мыслителя Хуана де Вальдеса). В знак высочайшего почтения к заслугам Кастильоне император предложил ему стать епископом Авильским, однако тот отклонил это предложение из-за неурегулированности взаимоотношений Карла V с папой.
После кончины Кастильоне (возможно, от бубонной чумы) мать перевезла его прах в Мантую. В соответствии с завещанием писателя Кастильоне похоронен рядом со своей женой в церкви Санта Мариа делле Грацие близ Мантуи. Надгробный памятник выполнен Джулио Романо.
Бальдассаре Кастильоне , граф Новилары (Castiglione; 1478—1529) — итальянский писатель. Автор трактата «Придворный» (итал. Il Cortegiano), одного из самых знаменитых сочинений… Развернуть
Жуанот Мартурель (кат. Joanot Martorell, между 1405 и 1415, Валенсия — март или апрель 1468, Чиривелья, Валенсия) — валенсийский писатель, автор первого рыцарского романа «Тирант Белый», написанного на валенсийском каталанском языке.
Из аристократической семьи. Прожил бурную жизнь, полную путешествий, рыцарских сражений и любовных авантюр. До нас дошли, в форме официальных посланий и заверенных герольдами актов, три его вызова на поединок. В поисках арбитра для первого из них, поводом для которого послужило нарушение брачного обещания, данного его сестре, Мартурель заехал в Лондон. К концу жизни обнищал.
Писал письма о своих боевых подвигах, перевёл староанглийскую поэму «Ги из Варвика» (во время пребывания в Англии), которая частично вошла в роман "Тирант Белый". Остался известен романом «Тирант Белый», о котором с похвалой отозвался Сервантес в «Дон Кихоте».
Жуанот Мартурел ь (кат. Joanot Martorell, между 1405 и 1415, Валенсия — март или апрель 1468, Чиривелья, Валенсия) — валенсийский писатель, автор первого рыцарского романа… Развернуть
Джанфранческо Поджо Браччоли́ни, Поджо Флорентийский (итал. Gianfrancesco Poggio Bracciolini; 11 февраля 1380, Терранова, близ Ареццо — 30 октября 1459, Флоренция) — видный итальянский гуманист, писатель, собиратель античных рукописей. Считается автором романского шрифта.
Родился в тосканском городке Терранова в семье аптекаря, изучал нотариальное дело в университете Флоренции. Затем поступил на службу в канцелярию канцлера Колуччо Салутати, через которого сблизился с кружком гуманистов, обративших внимание на талантливого юношу.
Исполненный честолюбивых замыслов, в 1409 году переехал в Рим, поступил на службу в римскую курию и прослужил здесь с перерывами до 1453 года. Участвовал в Констанцском соборе 1414 года в качестве апостолического секретаря папы Иоанна XXIII. Борьба за папский трон, закончившаяся заключением Иоанна XXIII в тюрьму и избранием Мартина V, заставила Браччолини принять приглашение кардинала Бофора и уехать в 1418 году Англию. По возвращении в Италию в1420 году вновь был назначен апостолическим секретарем.
Только в 1453 оставил службу в римской курии и вернулся во Флоренцию, где занимал место канцлера почти до самой смерти. Конец жизни провел в почете и богатстве, будучи тесно связанным с влиятельными кругами флорентийской крупной торговой буржуазии.
Браччолини побывал во Франции, Германии, Швейцарии и Англии, где в библиотеках монастырей отыскал несколько малоизвестных либо забытых античных рукописей Вегеция, Марка Манилия, Аммиана Марцеллина, Витрувия, Петрония, а также «Воспитание оратора» Квинтилиана, «Сильвы» Стация и др. В 1417 году обнаружил полную рукопись Лукреция О природе вещей , считавшуюся утраченной после падения империи. В 1427 году совместно с Козимо Медичи занимался раскопками античных руин в Остии.
В идейном плане Браччолини близок гражданскому гуманизму, его мировоззрение носит явно светский характер, а сочинения отличают тонкая ирония, острословие, злободневность и элегантный эротизм. Творческое наследие Браччолини включает сочинения на этические темы, письма, диалог «Против лицемеров» (1447—1448), обличавший монашество. В 1438—1452 годах Браччолини написал Фацеции (лат. facētia, — шутка, острота) — образец латинской прозы Возрождения.
Джанфранческо Поджо Браччоли́ни, Поджо Флорентийский (итал. Gianfrancesco Poggio Bracciolini; 11 февраля 1380, Терранова, близ Ареццо — 30 октября 1459, Флоренция) — видный… Развернуть
Мазуччо Салернитанец (итал. Masuccio Salernitano; литературный псевдоним; настоящее имя — Томмазо Гуардати, итал. Tommaso Guardati; в ЭСБЕ его называли Мазуччио (итал. Tommaso Masuccio); 1410 / 1420, Салерно — около 1475, Салерно) — итальянский писатель.
Был секретарём (с конца 1450-х гг.) салернского князя Роберто дель Сансеверино. Его сборник «Новеллино» («Novellino») — значительнейшее итальянское собрание новелл XV века (в 5 книгах 50 новелл). Оно вышло в Неаполе в 1476 году и не раз переиздавалось — это один из самых значительных памятников прозы Возрождения. Образцом для него служил «Декамерон» Дж. Боккаччо, которому, однако, Мазуччо Салернитанец уступает в искусстве изображения характеров. Книга посвящена Ипполите Марии Арагонской, герцогине Калабрийской, бывшей покровительницей писателя.
33-я новелла посвящена истории любви Mariotto и Giannozzo, которая затем была использована Луиджи да Порто в его произведениях «Giulietta e Romeo» и «Historia novellamente ritrovata di due nobili amanti». Эти три произведения наряду с более поздней версией Маттео Банделло и переводом на английский Артуром Бруком являлись источником для написания Шекспиром его знаменитой поэмы Ромео и Джульетта.
Джованни Понтано посвятил своему другу и собрату Мазуччо следующую эпитафию:
Он повестушки слагал для забавы и прелестью красил,
Шуток искусной игрой речь расцвечивая свою.
Духом высокий, высокий и родом, в степени равной
Он и ученым был друг, и сановитым мужам.
Имя Мазуций ему, Салерн знаменитый — отчизна
Здесь подарен земле, здесь и похищен он был.
Мазуччо Салернитанец (итал. Masuccio Salernitano; литературный псевдоним; настоящее имя — Томмазо Гуардати , итал. Tommaso Guardati; в ЭСБЕ его называли Мазуччио (итал.… Развернуть
Якопо Саннадзаро (итал. Jacopo Sannazaro) — итальянский поэт и писатель. Писал на латыни, тосканском и неаполитанском наречиях. Наиболее известен как автор написанного прозиметром романа «Аркадия» и поэмы «Рождение Девы».
Якопо Саннадзаро родился в 1458 в Неаполе. Его отец умер приблизительно 1462, отрочество Якопо Саннадзаро провел в Ночера-Инферьоре и в Сан-Чиприано-Пичентино. Сельская атмосфера этих мест украсила поэзию Саннадзаро. Был близок с гуманистом Джованни Понтано, являлся членом понтановской академии, в стенах которой Саннадзаро взял литературный псевдоним Actius Syncerus.
В течение многих лет преданно служил государям Арагонского дома. В 1483-85 он с Альфонсом II дважды участвовал во вторжениях в Папскую область. Он быстро достиг известности как поэт и стал придворным поэтом. После смерти его главного патрона, Альфонсо II (1495), в 1499 он получил виллу Мерджеллина возле Неаполя от Федериго. После того как Федериго потерял корону, Саннадзаро последовал за ним в изгнание во Францию в 1501, откуда вернулся после смерти Федериго в Плесси-ле-Тур (1504).
Последние годы поэт провел в Неаполе, где умер в 1530.
Творчество.
В качестве придворного поэта писал фарсы, комические монологи, развлекавшие придворное общество, любовную лирику в стиле Петрарки.
Роман «Аркадия», написанный прозиметром, автор начал в 1480-х гг. и завершил около 1489. «Аркадия» была опубликована в Венеции в 1504 году и (в сильно отредактированном виде) там же в 1524 году. Саннадзаро черпал вдохновение в работах античных авторов, писавших в пасторальном жанре — латинских (Вергилия, Кальпурний) и греческих («Идиллии» Феокрита). В центре повествования страдающий от любви поэт («Sincero»), который уходит из города (в данном случае Неаполя), чтобы жить в безмятежности и простоте Аркадии. В сельской Аркадии он пускается в странствия, прислушивась к любовным или печальным песням пастухов.
В 1526 году Саннадзаро опубликовал эпическую латинскую поэму «Рождение Девы» (De partu Virginis), обнаруживающую (в стиле и языке) влияние Вергилия. Несмотря на небольшой размер поэмы (около 1500 стихов), Саннадзаро работал над ней более 20 лет. Ныне «Рождение Девы» оценивается как образец духовно-религиозной лирики Ренессанса и выдающийся артефакт латинской поэзии как таковой в целом.
Якопо Саннадзаро (итал. Jacopo Sannazaro) — итальянский поэт и писатель. Писал на латыни, тосканском и неаполитанском наречиях. Наиболее известен как автор написанного… Развернуть
Кристина де Пизан (Кристина Пизанская) — знаменитая французская средневековая поэтесса и писательница венецианского происхождения. Одна из первых профессиональных писателей-женщин. Автор сборников стихов, ряда философских и политических трактатов о роли женщины в семье и обществе.
Отец Кристины, Томмазо да Пидзано, служил медиком и астрологом при дворе французского короля Карла V. Свою дочь он представил монарху, когда той было 4 года. Кристина выросла в придворной среде и имела доступ в Луврскую библиотеку, не имевшую себе равных в Европе. Девушка была прекрасно знакома с римской литературой, произведениями Данте, Петрарки и Боккаччо. В возрасте 15 лет она вышла замуж за королевского секретаря Этьена де Кастеля, умершего в 1390 г. во время эпидемия чумы. Оставшись с тремя детьми на руках, Кристина влачила бедственное существование.
Но благодаря покровительству Жана Беррийского и герцога Орлеанского она смогла снова заниматься литературным творчеством. В начале творческого пути Кристина обращается к жанру любовной баллады. Этот период куртуазного творчества был плодотворным: с 1389 по 1412 годы было более 300 баллад и множество небольших стихотворных произведений разных форм (рондо, лэ, вирелэ, ди). Искренняя интонация, изящество стиха сочетаются в них с тоской по утраченным идеалам куртуазности. Большой успех снискала «Книга ста баллад», повествующая о нелёгкой участи одинокой вдовы, написанная в традиции оплакивания.
В 1397 году дочь Мари, получив приданое от короля, оставила Кристину и приняла постриг. Сын поступил на службу к английскому лорду 3-му графу Солсбери. Сама Кристина получила приглашение жить в Англии при дворе, однако отклонила его и вскоре спустя покинула Париж. Она провела 11 лет в монастыре, где у неё появилось время для литературного творчества и изучения трудов по истории, философии, мифологии, писаний Отцов Церкви. В «Послании богу Любви» началась резкая полемика против «Романа о Розе» Жана де Мёна, и «Ди о розе» (1401).
Современники высоко ценили энциклопедическую поэму Кристины «Путь долгого учения», историю её воображаемого восхождения на Парнас, а затем и выше, к небесному престолу Разума. В 1404 году по поручению герцога Бургундского Филиппа Смелого Кристина написала апологетическую «Книгу о деяниях и добрых нравах мудрого короля Карла V» , содержащую не только известные историкам факты, но и народные легенды и анекдоты из биографии короля.
К наиболее известным сочинениям Кристины Пизанской относится «Книга о Граде женском» (1404-1405 гг.), в которой подчёркивается, что женщина ни в чём не уступает мужчине по своим способностям. Причину неудачных браков она видела в конкретных человеческих пороках мужчин и женщин. От неё берёт начало т.н. «спор о женщинах» во Франции XVI века. Кристине принадлежит ряд других прозаических сочинений, включая «Книгу о военных деяниях и о рыцарстве» (1405). Последнее сочинение Кристины Пизанской «Песнь о Жанне» посвящено Жанне д’Арк.
Труды Кристины Пизанской привлекли к себе внимание в XX веке благодаря усилиям Симоны де Бовуар. Исследование творчества Кристины Пизанской продолжается и в наши дни.
Кристина де Пизан (Кристина Пизанская) — знаменитая французская средневековая поэтесса и писательница венецианского происхождения. Одна из первых профессиональных… Развернуть
Святитель Симеон Солунский (конец XIV в. — 15 сентября 1429) — архиепископ Солунский (Фессалоникийский), святой православной церкви в лике святителей.
Родился в Константинополе. Принял монашество с именем Симеон. Проходил иноческую жизнь в малой келии, возможно, в монастыре близких ему святых Каллиста и Игнатия Ксанфопулов. Был приверженцем исихазма, богословия Григория Паламы. В дальнейшем был рукоположён во иеромонаха. Как сообщают историки, посещал патриарший двор.
Май 1416 — апрель 1417 года — рукоположён во архиепископа Солунского. На новом месте Симеон подорвал своё здоровье, но, по его словам, благодаря молитве к великомученику Димитрию Солунскому, покровителю кафедрального города, смог укрепиться.
Июнь 1422 г. — посещение Константинополя, на обратном пути — святой горы Афон.
Был в сане архиепископа 13 лет, до своей кончины в 1429 году. Во время его архипастырства город удерживал верность Православной церкви, испытывая искушение войти в полное каноническое подчинение католикам ради получения защиты от турок. Благодаря усилиям святителя Солунь, осаждённая султаном Мурадом II, не сдалась туркам. Однако после кончины святителя город был взят (1430).
За свои добротедели, справедливость и заботу об обездоленных святителя чтили уже при его жизни, а после кончины его оплакивали и католики-венецианцы с евреями.
1981 г. — святитель был канонизирован Священным Синодом Вселенского Патриархата.
Память в Русской православной церкви — 15 (28) сентября.
Святитель Симеон оставил множество творений на самые разные темы, главным образом, литургические. Также святитель писал на пастырские, канонические, догматические, апологетические, моральные, исторические и политические темы. Являлся активным апологетом Православия, что отразилось в следующих его словах: «Истинное благо для людей — быть православными, а если не быть, то лучше умереть». Написал ряд полемических сочинений, направленных преимущественно против католиков.
Симеон Солунский признан величайшим византийским литургистом. Он дал подробнейшее истолкование всех богослужебных чинопоследований. Как экзегет богослужения, Симеон придерживался преимущественно мистического толкования, следуя, главным образом, Дионисию Ареопагиту. Аллегорическое толкование служб было воспринято русскими богословами 19 в. (архиепископом Вениамином и др.), однако впоследствии о его правомерности возникли споры.
Впервые его труды опубликованы патриархом Иерусалимским Досифеем в Яссах в 1683 году, переведены на новогреческий в 1791 году, на русский в 1856—1857 гг., включены в Patrologia Graeca (том 155), Париж, 1866. В 1940 году Давид Бальфур открыл рукопись с 20 неизданными творениями Симеона, опубликованных в 1979 и 1981 годах.
Будущий святитель родился в Константинополе. Он горячо любил эту древнюю столицу и превозносил её как средоточие мирового Православия даже в эти последние годы умалившейся Восточной Римской империи.
Он принял монашество с именем Симеон и проходил иноческую жизнь в малой келии, возможно в монастыре свтятых Каллиста и Игнатия Ксанфопулов, к которым он был очень близок. Симеон был твёрдым сторонником паламитсого богословия, исихастом, ревностным последователем монашеских идеалов, зилотом Православия. Впоследствии он был рукоположен во иеромонаха и, по предположению историков, возможно бывал при патриаршем дворе.
В конце 1416 или начале 1417 года Симеон был рукополжен во архиепископа Солунского. Новое служение оказалось тящким бременем и здоровье владыки сильно пошатнулось. Как он сам передаёт, он спасся и восстановил здоровье благодаря заступничеству великомученика Димитрия Солунского, покровителя кафедрального города.
Святитель Симеон служил архиепископом Солунским в течении последних тринадцати лет существования города под державой Византийских царей, почти до самого взятия турками в 1430 году. В течении почти всего его архипастырства, Салоники былы под угрозой немедленного турецкого захвата или полного венецианского диктата. Многие жители хотели сдать город чтобы избежать участи завоёванных, или же сполна ввериться венецианцам-католикам. Бескопмромиссная верность святителя как своему императору так и Святому Православию стяжали ему немало врагов, но он сумел удержать город в верности этим идеалам до своей кончины в сентябре 1429 года. Уже через шесть месяцев после этого оставшаяся без своего стойкого предстоятеля Солунь пала и митрополичий собор был превращён в мечеть.
Почитание
Его справедливость и забота о бедных стяжала святителю Симеону всенародное признание уже при жизни, так что даже иноверные венецианцы с евреями оплакивали его смерть. Почитание владыки не пресекалось из поколения в поколение, а память о святителе и его дух жили во множестве его выдающихся трудов. Его официальное прославление наконец состоялось в 1981 году, когда святитель был канонизирован Священным Синодом Вселенскго Патриархата. Открытая православная энциклопедия "Древо"
Святитель Симеон Солунский (конец XIV в. — 15 сентября 1429) — архиепископ Солунский (Фессалоникийский), святой православной церкви в лике святителей.
Родился в… Развернуть
Леон Баттиста Альбе́рти (итал. Leone Battista Alberti; 18 февраля 1404, Генуя — 20 апреля 1472, Рим) — итальянский ученый, гуманист, писатель, один из зачинателей новой европейской архитектуры и ведущий теоретик искусства эпохи Возрождения. Альберти первым связно изложил математические основы учения о перспективе. Также внёс существенный вклад в развитие криптографии, предложив в книге 1466 года «Трактат о шифрах» идею многоалфавитного шифра.
Родился в Генуе, происходил из знатной флорентийской семьи, оказавшейся в изгнании в Генуе. Учился гуманитарным наукам в Падуе и праву в Болонье. В 1428 г. закончил Болонский университет, после чего получил должность секретаря у кардинала Альбергати, а в 1432 г. — место в папской канцелярии, где прослужил более тридцати лет. В 1462 г. Альберти оставил службу в курии и до своей кончины жил в Риме.
Архитектура. Альберти-архитектор оказал большое воздействие на формирование стиля Высокого Возрождения. Вслед за Филиппо Брунеллески развивал античные мотивы в архитектуре. По его проектам был построен палаццо Ручеллаи во Флоренции (1446—1451), перестроены церковь Сантиссима-Аннунциата, фасад церкви Санта-Мария-Новелла (1456—1470), церквей Сан-Франческо в Римини, Сан-Себастьяно и Сант-Андреа в Мантуе — здания, определившие основное направление в архитектуре кватроченто.
Альберти занимался и живописью, пробовал свои силы в скульптуре. Как первый теоретик итальянского искусства Возрождения известен сочинением «Десять книг о зодчестве» (De re aedificatoria) (1452), и небольшим латинским трактатом «О статуе» (1464).
Литература. Первые работы Альберти написал в 20-е гг. — комедии «Филодокс» (1425), «Деифира» (1428) и др. В 30-е — начале 40-х гг. создал ряд сочинений на латинском языке — «О преимуществе и недостатках учёных» (1430), «О праве» (1437), «Понтифекс» (1437); диалоги на вольгаре на этические темы — «О семье» (1434—1441), «О спокойствии души» (1443).
В 50-60-е гг. Альберти написал сатирически-аллегорический цикл «Застольные беседы» — свои главные сочинения в области литературы, ставшие образцами латинской гуманистической прозы XV в. Последние произведения Альберти: «О принципах составления кодов» (математический трактат, впоследствии утраченный) и диалог на вольгаре «Домострой» (1470).
Альберти одним из первых выступал за использование итальянского языка в литературном творчестве. Его элегии и эклоги — первые образцы этих жанров на итальянском языке.
Альберти создал во многом оригинальную (восходящую к Платону, Аристотелю, Ксенофонту и Цицерону) концепцию человека, основанную на идее гармонии. Этика Альберти — светская по характеру — отличалась вниманием к проблеме земного бытия человека, его нравственного совершенствования. Он возвеличивал природные способности человека, ценил знания, творческие возможности, разум человека. В учении Альберти получил наиболее цельное выражение идеал гармонической личности. Все потенциальные способности человека Альберти объединил понятием virtu (доблесть, способность). Во власти человека раскрыть эти природные способности и стать полноценным творцом своей судьбы. По мысли Альберти, развить в человеке свойства натуры должны воспитание и образование. Способности человека. его разум, воля, смелость помогают ему выстоять в борьбе с богиней случая Фортуной. Этическая концепция Альберти исполнена веры в способность человека к разумному устройству своей жизни, семьи, общества, государства. Основной социальной ячейкой Альберти считал семью.
Леон Баттиста Альбе́рти (итал. Leone Battista Alberti; 18 февраля 1404, Генуя — 20 апреля 1472, Рим) — итальянский ученый, гуманист, писатель, один из зачинателей новой… Развернуть
Великий эмир Турана Тимур Гурган ибн Тарагай Барлас (تيمور ابن ترغيى برلس) — выдающийся средневековый тюрко-монгольский государственный деятель, непобедимый военачальник и завоеватель, меценат. Основатель империи Тимуридов (1370-1507) со столицей в Самарканде, включавшей в себя территории нынешних Афганистана, Ирана, Ирака, Пакистана, Узбекистана, государств Кавказа, Закавказья, Малой и Средней Азии. Дальновидный правитель и талантливый организатор, оставил после себя десятки монументальных архитектурных сооружений, вошедших в сокровищницу мировой культуры.
Из всех сыновей Чингис-хана Чагатай был единственным, имя которого перешло к его династии и основанному этой династией государству Чагатайский улус. Особенным значением среди чагатаев пользовались четыре рода: Арлат, Барлас, Джалаир и Каучин. Отец Тимура, Мухаммад Тарагай, был военными землевладельцем из тюркизированного монгольского племени барласов. В 1347 году Чагатайский улус распался на два отдельных государства — Мавераннахр и Могулистан, враждовавших между собой.
Великий эмир Турана Тимур Гурган ибн Тарагай Барлас (تيمور ابن ترغيى برلس) — выдающийся средневековый тюрко-монгольский государственный деятель, непобедимый военачальник… Развернуть
Преподобный Иосиф Волоцкий, в мире Иоанн Санин, родился 14 ноября 1440 года (по другим данным - 1439 год) в селе Язвище-Покровское, недалеко от города Волоколамска, в семье благочестивых родителей Иоанна (в монашестве Иоанникия) и Марины (в схиме Марии). Семилетним отроком Иоанн был отдан в обучение к добродетельному и просвещенному старцу Волоколамского Кресто-Воздвиженского монастыря Арсению. Отличаясь редкими способностями и чрезвычайным прилежанием к молитве и церковной службе, даровитый отрок за один год изучил Псалтирь, а в следующем году - все Священное Писание. Он стал чтецом и певцом в монастырской церкви. Современники поражались его необычайной памяти. Часто, не имея в келлии ни одной книги, он совершал монашеское правило, читая на память Псалтирь, Евангелие, Апостол, положенные по уставу.
Еще не будучи иноком, Иоанн проводил иноческую жизнь. Благодаря чтению и изучению Священного Писания и творений святых отцов, он постоянно пребывал в Богомыслии. Как замечает жизнеописатель, он "зело ненавиде сквернословия и кощун, и смех бесчинный от младых лет".
В двадцать лет Иоанн избирает путь иноческих подвигов и, оставив родительский дом, уходит в пустынь, что была близ Тверского Саввина монастыря, к известному старцу, строгому аскету-подвижнику Варсонофию. Но монастырские правила показались юному подвижнику недостаточно строгими. По благословению старца Варсонофия, он уходит в Боровск, к преподобному Пафнутию Боровскому, постриженику старца Высоцкого монастыря Никиты, ученика преподобных Сергия Радонежского и Афанасия Высоцкого. Простота жизни святого старца, труды, которые он разделял со своей братией, и строгое исполнение монастырского устава соответствовали настроению души Иоанна. Преподобный Пафнутий с любовью принял прибывшего к нему юного подвижника и 13 февраля 1460 года постриг его в иночество с именем Иосиф. Так осуществилось самое большое желание Иоанна. С усердием и любовью нес молодой инок возложенные на него тяжелые послушания в поварне, пекарне, больнице; последнее послушание преподобный Иосиф исполнял с особенным тщанием, "питая и напояя больных, поднимая и постели устрояя, яко сам боля и чисте всем работая, яко Христови Самому служа". Великие духовные способности юного инока проявлялись в церковном чтении и пении. Он был одарен музыкально и владел голосом так, что "в церковных песнопениях и чтении толик бе, якоже ластовица и славий добро-гласный, услажаше слухи послушающих, якоже ин никтоже нигде-же". Преподобный Пафнутий вскоре поставил Иосифа экклесиархом в церкви, чтобы он наблюдал за исполнением церковного устава.
Около восемнадцати лет провел Иосиф в монастыре преподобного Пафнутия. Суровый подвиг иноческих послушаний под непосредственным руководством опытного игумена явился для него прекрасной духовной школой, воспитавшей в нем будущего искусного наставника и руководителя монастырской жизни. По кончине преподобного Пафнутия (+ 1 мая 1477 года) Иосиф был рукоположен во иеромонаха и, согласно завещанию почившего настоятеля, назначен игуменом Боровского монастыря.
Преподобный Иосиф решил преобразовать монастырскую жизнь на началах строгого общежития, по примеру Киево-Печерского, Троице-Сергиева и Кирилло-Белозерского монастырей. Однако это встретило сильное противодействие со стороны большинства братии. Лишь семеро благочестивых иноков были единомысленны с игуменом. Преподобный Иосиф решил обойти русские общежительные монастыри, чтобы исследовать наилучшее устроение иноческой жизни. Вместе со старцем Герасимом он прибыл в Кирилло-Белозерский монастырь, который представлял собой образец строгого подвижничества на началах общежительного устава. Знакомство с жизнью монастырей укрепило взгляды преподобного Иосифа. Но, возвратившись по воле князя в Боровский монастырь, преподобный Иосиф встретил прежнее упорное нежелание братии изменить привычный отшельнический устав. Тогда, решив основать новую обитель со строгим общежительным уставом, он с семью иноками-единомышленниками отправился в Волоколамск, в родные, с детства известные ему леса.
В Волоколамске в то время княжил благочестивый брат великого князя Иоанна III Борис Васильевич. Наслышанный о добродетельной жизни великого подвижника Иосифа, он радушно принял его и разрешил поселиться в пределах своего княжества при слиянии рек Струги и Сестры. Избрание этого места сопровождалось знаменательным явлением: налетевшая буря повалила лес на глазах изумленных путников, как бы расчищая место для будущей обители. Именно здесь в июне 1479 года подвижники воздвигли крест и заложили деревянную церковь в честь Успения Богоматери, освященную 15 августа 1479 года. Этот день и год вошли в историю как дата основания обители Успения Пресвятой Богородицы на Волоке Ламском, называемой впоследствии именем святого его основателя. Довольно скоро монастырь был отстроен. Много трудов положил при строительстве обители сам ее основатель. "Он был искусен во всяком деле человеческом: валил лес, носил бревна, рубил и пилил". Днем трудясь со всеми на монастырском строительстве, ночи он проводил в уединенной келейной молитве, всегда памятуя, что "похоти ленивого убивают" (Притч. 21, 25). Добрая слава о новом подвижнике привлекала к нему учеников. Число иноков скоро увеличилось до ста человек, и авва Иосиф во всем старался быть примером для своих иноков. Проповедуя во всем воздержание и умеренность, он внешне ничем не отличался от других - простое, холодное рубище было постоянной его одеждой, лапти из древесных лык служили ему обувью. Он прежде всех являлся в церковь, читал и пел на клиросе наряду с другими, говорил поучения и последним выходил из церкви. Ночами святой игумен обходил монастырь и келлии, оберегая покой и молитвенное трезвение вверенной ему Богом братии; если доводилось ему услышать праздную беседу, он стуком в дверь извещал о своем присутствии и скромно удалялся.
Главное внимание преподобный Иосиф уделял внутреннему устроению жизни иноков. Он ввел самое строгое общежитие по составленному им "Уставу", которому были подчинены все служения и послушания иноков, и управлялась вся их жизнь: "и в хождении, и в словесех, и в делех". Основой Устава было полное нестяжание, отсечение своей воли и непрестанный труд. У братии все было общее: одежда, обувь, пища и прочее. Никто из иноков без благословения настоятеля ничего не мог принести в келлию, даже книг и икон. Часть трапезы иноки по общему согласию оставляли бедным. Труд, молитва, подвиг наполняли жизнь братии. Молитва Иисусова не сходила с их уст. Праздность рассматривалась аввой Иосифом как главное орудие диавольского прельщения. Сам преподобный Иосиф неизменно возлагал на себя самые тяжкие послушания. Много занимались в обители перепиской Богослужебных и святоотеческих книг, так что вскоре волоколамское книжное собрание стало одним из лучших среди русских монастырских библиотек.
С каждым годом обитель преподобного Иосифа все более благоустраивалась. В 1484 - 1485 годах на месте деревянного был сооружен каменный храм Успения Богоматери. Летом 1485 года его расписывали "хитрые живописцы русской земли" Дионисий Иконник с сыновьями Владимиром и Феодосием. В росписи церкви участвовали также племянники и ученики Преподобного иноки Досифей и Вассиан Топорковы. В 1504 году была заложена теплая трапезная церковь в честь святого Богоявления, затем сооружена колокольня и под нею - храм во Имя Пресвятой Богородицы Одигитрии.
Преподобный Иосиф воспитал целую школу знаменитых иноков. Одни из них прославили себя на поприще церковно-исторической деятельности - были "пастырями добрыми", других прославили труды просвещения, иные оставили по себе благоговейную память и были достойным примером для подражания своими благочестивыми иноческими подвигами. История сохранила для нас имена многих учеников и сподвижников преподобного игумена Волоколамского, впоследствии продолжавших развивать его идеи.
Жизнь святого аввы Иосифа не была легкой и покойной. В трудное для Русской Церкви время Господь воздвиг его как ревностного поборника Православия на борьбу с ересями и церковными несогласиями. Величайшим подвигом преподобного Иосифа стало обличение ереси жидовствующих, пытавшихся отравить и исказить основы русской духовной жизни. Как святые отцы и учители Вселенской Церкви изложили догматы Православия, возвышая свой голос против древних ересей (духоборческих, христоборческих, иконоборческих), так святому Иосифу возвещено было Богом противостоять лжеучению жидовствующих и создать первый свод русского православного Богословия - великую книгу "Просветитель". Еще к святому равноапостольному Владимиру приходили из Хазарии проповедники, пытавшиеся совратить его в иудейство, но великий креститель Руси гневно отверг притязания раввинов. После этого, пишет преподобный Иосиф, "Русская великая земля пятьсот лет пребывала в православной вере, пока враг спасения, диавол, не привел скверного еврея в Великий Новгород". Со свитой Литовского князя Михаила Олельковича в Новгород прибыл в 1470 году иудейский проповедник Схария (Захария). Пользуясь несовершенством веры и учености некоторых клириков, Схария и его приспешники внушали малодушным недоверие к церковной иерархии, склоняли к мятежу против духовной власти, соблазняли "самовластием", то есть личным произволом каждого в делах веры и спасения. Постепенно соблазнявшихся толкали к полному отречению от Матери-Церкви, поруганию святых икон, отказу от почитания святых, являющегося основой народной нравственности. Наконец, вели ослепленных и обманутых к отрицанию спасительных Таинств и основных догматов Православия, вне которых нет Богопознания, нет жизни, нет спасения - догмата о Пресвятой Троице и догмата о Боговоплощении. Если бы не было принято решительных мер - "погибнуть всему православному христианству от еретических учений". Так был поставлен вопрос историей. Великий князь Иоанн III, обольщенный жидовствующими, пригласил их в Москву, сделал двух виднейших еретиков протопопами - одного в Успенском, другого - в Архангельском соборах Кремля, звал в Москву и самого ересиарха Схарию. Все приближенные князя, начиная с возглавлявшего правительство дьяка Феодора Курицына, брат которого стал вождем еретиков, были совращены в ересь. Приняла иудейство и невестка великого князя Елена Волошанка. Наконец, на кафедру великих московских святителей Петра, Алексия и Ионы был поставлен митрополит-еретик Зосима.
Борьбу с распространением ереси возглавили преподобный Иосиф и святитель Геннадий, епископ Новгородский (+ 1505; память 4 декабря). Первое свое послание преподобный Иосиф написал "О таинстве Пресвятой Троицы" еще будучи иноком Пафнутьева Боровского монастыря - в 1477 году. Успенский Волоколамский монастырь с самого начала стал духовным оплотом Православия в борьбе с ересью. Здесь написаны главные богословские творения святого аввы Иосифа, здесь возник "Просветитель", создавший ему славу великого отца и учителя Русской Церкви, здесь родились его пламенные противоеретические послания, или, как сам Преподобный скромно их называл, "тетрадки". Исповеднические труды преподобного Иосифа Волоцкого и святого архиепископа Геннадия увенчались успехом. В 1494 году был сведен со святительской кафедры еретик Зосима, в 1502 - 1504 гг. были соборно осуждены злейшие и нераскаявшиеся жидовствующие - хулители Святой Троицы, Христа Спасителя, Пресвятой Богородицы и Церкви.
Существует мнение о разномыслии и несогласии двух великих руководителей русского иночества конца XV - XVI столетий - преподобных Иосифа Волоцкого и Нила Сорского (+ 1508; память 7 мая). Их представляют обычно в исторической литературе как возглавителей двух "противоположных" направлений в русской духовной жизни - внешнего делания и внутреннего созерцания. Это глубоко неверно. Преподобный Иосиф в своем "Уставе" дал синтез русской иноческой традиции, непрерывно идущей от афонского благословения преподобного Антония Печерского через преподобного Сергия Радонежского до наших дней. "Устав" пронизан требованием полного внутреннего перерождения человека, подчинения всей жизни задаче спасения и обожения не только каждого отдельного инока, но и соборного спасения всего человеческого рода. Большое место в "Уставе" занимает требование от монахов непрерывного труда в соединении с внутренней и церковной молитвой: "никогда монаху праздным не быть". Труд, как "соборное дело", представлял для Иосифа самую сущность церковности - веру, воплощенную в добрых делах, осуществленную молитву. С другой стороны, преподобный Нил Сорский, сам подвизавшийся несколько лет на Афоне, принес оттуда учение о созерцательной жизни и "умной молитве", как средстве исихастского служения иноков миру, как постоянном духовном делании, в сочетании с необходимым для своего жизнеобеспечения личным физическим трудом. Но труд духовный и труд физический - две стороны единого христианского призвания: живого продолжения творческого действия Божиего в мире, охватывающего как идеальную, так и материальную сферу. В этом отношении преподобные Иосиф и Нил - духовные братья, равные продолжатели святоотеческого церковного предания и наследники заветов преподобного Сергия. Преподобный Иосиф высоко ценил духовный опыт преподобного Нила и посылал к нему своих учеников для изучения опыта внутренней молитвы.
Преподобный Иосиф был активным общественным деятелем и сторонником сильного централизованного Московского государства. Он один из вдохновителей учения о Русской Церкви как преемнице и носительнице древнего Вселенского благочестия: "русская земля ныне благочестием всех одоле". Идеи преподобного Иосифа, имевшие огромное историческое значение, были развиты позже его учениками и последователями. Из них исходил в своем учении о Москве как Третьем Риме старец Псковского Спасо-Елеазарова монастыря Филофей: "два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти".
Взгляды иосифлян на значение монастырского имущества для церковного строительства и участия Церкви в общественной жизни в условиях борьбы за централизацию власти Московского князя его противники - сепаратисты старались опровергнуть в своих политических целях, недобросовестно использовав для этого учение преподобного Нила Сорского о "нестяжании" - отречении монаха от мирских дел и собственности. Это противопоставление породило ложный взгляд на враждебность направлений преподобных Иосифа и Нила. В действительности оба направления закономерно сосуществовали в русской монашеской традиции, дополняя друг друга. Как видно из "Устава" святого Иосифа, полное нестяжание, отказ от самих понятий "твое-мое" был положен в его основу.
Шли годы. Процветала созданная трудами и подвигами преподобного Иосифа обитель, а сам ее основатель, старея, готовился к переходу в вечную жизнь. Перед кончиной он приобщился Святых Таин, затем созвал всю братию и, преподав ей мир и благословение, блаженно почил на 76-м году жизни 9 октября 1515 года.
Надгробное слово преподобному Иосифу было составлено племянником и учеником его иноком Досифеем Топорковым.
Первое "Житие" святого аввы написано в 40-х годах XVI столетия пострижеником преподобного, епископом Крутицким Саввой Черным, по благословению митрополита Московского и всея Руси Макария (+ 1564). Оно вошло в составленные Макарием "Великие Минеи-Четьи". Другая редакция "Жития" принадлежит перу обрусевшего болгарского писателя Льва Филолога при участии инока Зиновия Отенского (+ 1568).
Местное празднование преподобному было установлено в Иосифо-Волоколамском монастыре в декабре 1578 года, к столетию основания обители. 1 июня 1591 года при патриархе Иове установлено общецерковное празднование его памяти. Святитель Иов, ученик волоколамского постриженика святого Германа Казанского, был великим почитателем преподобного Иосифа, автором службы ему, внесенной в Минеи. Учеником святителей Германа и Варсонофия был также сподвижник и преемник патриарха Иова - священномученик патриарх Гермоген (+ 1612, память 17 февраля), духовный вождь русских людей в борьбе за освобождение от польского нашествия.
Богословские творения преподобного Иосифа составляют неотъемлемый вклад в сокровищницу Православного Предания. Как все церковные писания, вдохновленные благодатью Святого Духа, они продолжают быть источником духовной жизни и ведения, сохраняют свою богословскую значимость и актуальность.
Тропарь Иосифу, игумену Волоцкому, чдтв
Яко постников удобрение и отцев красоту, /
милости подателя, рассуждения светильника, /
вси вернии, сошедшеся, восхвалим /
кротости учителя и ересей посрамителя, /
премудраго Иосифа, Российскую звезду, /
молящася Господу /
помиловатися душам нашим.
Преподобный Иосиф Волоцкий, в мире Иоанн Санин, родился 14 ноября 1440 года (по другим данным - 1439 год) в селе Язвище-Покровское, недалеко от города Волоколамска, в семье… Развернуть
Юлиана Норвичская или Нориджская — английская духовная писательница, автор первой книги, написанной женщиной на английском языке.
О её жизни сохранилось очень мало сведений, даже имя, под которым она осталась в веках, условно дано по собору в Нориче, близ которого она была затворницей в скиту. Принадлежала к римской католической церкви. В тридцатилетнем возрасте перенесла тяжелую болезнь, во время которой пережила несколько сильнейших духовных озарений. От болезни Юлиана оправилась и через двадцать лет записала свои видения в книге Шестнадцать откровений Божественной любви (ок.1393). Её опыт был широко известен в Англии, её навещала для духовных бесед Марджери Кемп.
Вместе с Роллом из Хэмпола и анонимным автором трактата Облако неведения принадлежит к крупнейшим мистикам английского Средневековья.
Юлиана Норвичская или Нориджская — английская духовная писательница, автор первой книги, написанной женщиной на английском языке. О её жизни сохранилось очень мало сведений,… Развернуть
ТАФУ́Р (Tafur) Перо (ок. 1410—1480), кастильский писатель и путешественник.
Придворный короля Хуана II (1406—54), по собственной инициативе в 1436—1439 гг. объездил все тогдашнее Средиземноморье и ряд государств германского мира. Его книга «Странствия и путешествия» (Andancas e viajes; 1453—1454) — автобиография с элементами рыцарского романа, написанная в форме воспоминаний о путешествии.
Главный герой книги — молодой, богатый и благородный идальго, не только жаждущий подвигов и приключений во славу своего древнего рода и дивящийся заморским диковинам, но и внимательно изучающий жизнь дальних стран в поисках всего, что может быть полезным для его родной Кастилии. Тафур в подробностях описывает Рим, Константинополь, Каир, Венецию и другие города — историю и великие памятники, государственное устройство и повседневную жизнь. Он посещает дворы многочисленных государей — императоров, султанов, королей, герцогов, графов, многие из которых становятся чуть ли не его личными друзьями. Византийский император Иоанн Палеолог принимает кастильского идальго как своего близкого родственника, ибо его придворный историограф подтверждает, что Тафур — потомок одного из византийских наследных принцев. Путешественник рассказывает о внешности и привычках монархов, организации двора и военного дела, к которому испытывал особый интерес. Наконец, он становится свидетелем важнейших церковно-политических событий 15 в.— Ферраро-Флорентийского и Базельского соборов.
Книга Тафура — энциклопедия 15 в. Но главное в ней — не историческая информация, а неповторимое ощущение лично пережитого, богатство встреч, анекдотов, описаний, легенд, увлекательных подробностей. Читатель подпадает под обаяние наблюдательного живого ума и умения наслаждаться самыми разными вещами. Тафур жаждал идеального общества, где благородство крови соответствовало бы моральному благородству, где жизнь была бы удобной и красивой без ущерба для веры и нравственности.
ТАФУ́Р (Tafur) Перо (ок. 1410—1480), кастильский писатель и путешественник.
Придворный короля Хуана II (1406—54), по собственной инициативе в 1436—1439 гг. объездил все… Развернуть
Джаноццо Манетти (итал. Giannozzo Manetti, 1396—1459) — известный флорентийский гуманист, государственный деятель и оратор, представитель Возрождения.
Манетти родился в семье богатого флорентийского купца. Получил хорошее образование в монастырской школе Камальдолийского ордена, где одним из его учителей был известный гуманист Амброджо Траверсари.
В 1437—1452 годах Манетти ведёт активную государственно-политическую деятельность: занимает различные административные должности, возглавляет посольства в Рим, Венецию, Неаполитанское королевство. В 1454 году конфликт с Козимо Медичи заставил его покинуть Флоренцию, и в последние годы жизни Манетти был апостольским секретарем при курии Николая V, а после смерти этого папы сделался ученым советником Альфонса Арагонского в Неаполе; обе эти должности были синекурами, доставлявшими ему обеспеченный досуг для научных занятий.
Разносторонний и плодовитый писатель, Манетти отличался от других гуманистов интересом к богословским вопросам, и в его творчестве гуманистическое мировоззрение сочеталось с христианским. В целом принадлежал к направлению гражданского гуманизма, отстаивая идеалы активной жизни в обществе, значение гражданских добродетелей, которые понимал в духе Аристотеля. Манетти отвергал христианское принижение природы человека и аскетизм, выдвигая идеал творчески активной, действующей и познающей личности.
Кроме классических языков, Манетти знал еврейский, с которого перевел несколько псалмов. С греческого он перевёл сочинения Аристотеля по этике и весь Новый Завет.
Джаноццо Манетти (итал. Giannozzo Manetti, 1396—1459) — известный флорентийский гуманист, государственный деятель и оратор, представитель Возрождения. Манетти родился в семье… Развернуть
Конрад Цельтис (нем. Conrad Celtis; настоящая фамилия Бикель (нем. Bickel или Pyckell); 1 февраля 1459, Випфельд, Германия — 4 февраля 1508, Вена) — выдающийся немецкий поэт, гуманист рубежа XV—XVI веков. Учился в Кёльнском и Гейдельбергском университетах.
C именем Конрада Цельтиса, самого значительного неолатинского поэта в Германии эпохи Возрождения, связан расцвет чувственной, жизнерадостной любовной лирики. Стремясь «приумножить славу отечества», надеясь на то, что центр новой культуры сможет переместиться из Италии в Германию, он основывал, укреплял, вдохновлял все новые гуманистические содружества в разных городах, где вёл научную и преподавательскую деятельность.
Именно Цельтис выдвинул самую широкую программу коллективной работы немецких гуманистов. Он призывал собирать, изучать и издавать источники, освещающие историю родной страны, её этнографические и географические особенности, культурные достижения разных веков. Он выступал за политическую централизацию Германии, мечтая о времени, когда будет положен конец княжеским междоусобицам. Насмехаясь над невежеством и пороками клира, Цельтис отстаивал необходимость тесной связи гуманитарных наук с математическими дисциплинами и изучением природы, с жаром пропагандировал светскую образованность.
Перед читателем его произведений Цельтис представал в разных, мало согласованных обличьях: то как восторженный поклонник античной классики, то как сторонник обновлённого христианского благочестия, окрашенного в тона неоплатонизма, то как апологет древней, якобы исконно германской, но во многом созданной богатым поэтическим воображением самого Цельтиса «религии друидов».
Столь же многогранным оказывался его образ в лирике: в «Четырёх книгах любовных элегий соответственно четырём сторонам Германии» описания любовных переживаний поэта сплетались с характеристиками женских темпераментов разных типов, сложной и многозначной символикой, тонко обрисованным пейзажем. Разносторонняя одарённость Цельтиса способствовала широте его увлечений, но при всей противоречивости взглядов поэта главным стержнем его творчества всегда оставалась гуманистическая настроенность произведений.
Конрад Цельтис (нем. Conrad Celtis; настоящая фамилия Бикель (нем. Bickel или Pyckell); 1 февраля 1459, Випфельд, Германия — 4 февраля 1508, Вена) — выдающийся немецкий поэт,… Развернуть
Старец или игумен Трехсвятительского Елеазарова монастыря, писатель XVI века.
Написал три послания к псковскому дьяку Мисюрю Мунехину - фактическому руководителю администрации в Пскове после его присоединения к Русскому государству, послание к "некоему вельможе, в миру живущему", послания к великому князю Василию III Иоанновичу и к царю Иоанну Грозному; кроме того, ему приписываются еще несколько произведений, но их принадлежность ему оспаривается.
В своих посланиях Филофей полемизирует против астрологических предсказаний Николая Немчина, вообще отвергая астрологию; заботится о некоторых местных псковских делах; отстаивает принципы иосифлян, впервые обстоятельно развивает знаменитую теорию о Москве как о третьем Риме, хранителе правой христианской веры.
Литература:
Жмакин, "Один из литературных памятников XVI в." ("Журнал Мин. нар. просв.", 1882);
Малинин, "Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания" (Киев, 1901). Открытая православная энциклопедия "Древо"
Старец или игумен Трехсвятительского Елеазарова монастыря, писатель XVI века. Написал три послания к псковскому дьяку Мисюрю Мунехину - фактическому руководителю администрации в… Развернуть
Джованни Понтано, Понтан, Понтанус (итал. Giovanni Pontano, лат. Iovianus Pontanus; 1426 или 1429—1503) — итальянский поэт-гуманист, классик латинской поэзии Ренессанса.
Получил образование в Перудже, всю жизнь провел в Неаполе, стоял во главе Неаполитанской академии, при Фердинанде I был воспитателем его детей и первым министром, сохранил эту должность при Альфонсе II и Фердинанде II, что не помешало ему по занятии Неаполя французами приветствовать речью Карла VIII. Потеряв, по удалении французов, прежнее положение, не пожелал вернуться к государственной деятельности при вторичном занятии ими Неаполя и до самой смерти оставался частным человеком.
Джованни Понтано , Понтан, Понтанус (итал. Giovanni Pontano, лат. Iovianus Pontanus; 1426 или 1429—1503) — итальянский поэт-гуманист, классик латинской поэзии Ренессанса.… Развернуть