Луис Буньюэль Портолес — испанский кинорежиссёр, крупнейший представитель сюрреализма в кинематографии.
Буньюэль родился 22 февраля 1900 г. в арагонском городе Каланда (провинция Теруэль) в семье состоятельного землевладельца. В 1907—1915 годах учился в иезуитском колледже в Сарагосе, с 1917 года — в Мадридском Университете, где подружился с Сальвадором Дали и Федерико Гарсиа Лоркой.
В 1924—1927 годах в Париже участвовал в движении «Авангард», работал ассистентом режиссёра Ж. Эпштейна.
В 1936 году Буньюэль работал атташе по культуре республиканской Испании во Франции, содействовал постановкам антифашистских документальных лент.
В 1939 году эмигрировал в США, был монтажёром в Голливуде, сотрудником киноотдела Музея современного искусства в Нью-Йорке.
В 1946 году Буньюэль переселился в Мексику, где познакомился с продюсером Оскаром Дансижье. Вместе с ним снял картину «Большое казино» (исп. Gran Casino, 1946). Тремя годами позже режиссёр получает мексиканское гражданство.
Последний фильм мексиканского периода Буньюэля — «Симон-пустынник» (исп. Simón del Desierto, 1965).
Перебравшись во Францию, Буньюэль начинает сотрудничество с продюсером Сержем Зильберманом.
Буньюэль скончался утром 29 июля 1983 г. в Мехико от сердечной, печёночной и почечной недостаточности.
Луис Буньюэль Портолес — испанский кинорежиссёр, крупнейший представитель сюрреализма в кинематографии. Буньюэль родился 22 февраля 1900 г. в арагонском городе Каланда… Развернуть
И. Р. Лаврецкий - псевдоним советского писателя, ученого-латиноамериканиста, деятель атеистической пропаганды и разведчика-нелегала Иосифа Ромуальдовича Григулевича
Автор свыше 30 научных и научно-популярных книг, а также более 400 других работ, по истории Римско-католической церкви, написанных как с позиций атеизма и исторического материализма, так и с учётом немарксистского зарубежного опыта.
Под псевдонимами И. Р. Лаврецкий, И. Р. Григулевич-Лаврецкий он написал труды по истории стран Латинской Америки, биографии знаменитых людей - Симон Боливар, Панчо Вилья, Миранда, Хуарес, Че Гевара, Сальвадор Альенде, Сикейрос. Суммарный тираж книг Лаврецкого, изданных только в серии «Жизнь замечательных людей», составляет около 1 миллиона экземпляров.
И. Р. Лаврецкий - псевдоним советского писателя, ученого-латиноамериканиста, деятель атеистической пропаганды и разведчика-нелегала Иосифа Ромуальдовича Григулевича Автор… Развернуть
Хуан Ариас - филолог, журналист, писатель. Член ученого комитета Европейского Института Дизайна. Лауреат Почетного Креста за Гражданские Заслуги и почетной премии Кастильоне Сицилии.
Родился в Испании в 1932 году, затем, спасаясь от политических репрессий, много лет провел в Италии. Среди книг Ариаса особенно известны «Бог, в которого не верю», «Неприкрашенная молитва», переведенные на 8 языков, а также «Загадка Войтылы», «Падение режима Муссолини», «Единственный Бог для Папы Римского», «Фернандо Саватер: Искусство жить» и «Жозе Сарамаго: Любовь возможна» . Как филолог описал хранящийся в Бибилиотеке Ватикана единственный кодекс, написанный на арамейском диалекте, на котором говорил предположительно Иисус из Назарета . Был многолетним корреспондентом газеты El Pais в Риме и в Ватикане, где принимал активное участие в течение 14 лет в деятельности, связанной со Вторым Ватиканским Собором. Сопровождал Папу Римского Иоанна Павла II по миру, ведя хронику его путешествий. В настоящее время работает, пишет и преподает в Бразилии.
Хуан Ариас - филолог, журналист, писатель. Член ученого комитета Европейского Института Дизайна. Лауреат Почетного Креста за Гражданские Заслуги и почетной премии Кастильоне… Развернуть
Роке Ларраки - аргентинский писатель, сценарист, профессор аудиовизуального дизайна, автор трех книг: "La comemadre" (2010), "Informe sobre ectoplasma animal" (2014, иллюстрации Диего Онтиверо) и "La telepatía nacional" (2020). В 2016 году он был назначен директором первой в Аргентине программы творческого письма с присвоением ученой степени в государственном университете Universidad Nacional de las Artes.
Роке Ларраки - аргентинский писатель, сценарист, профессор аудиовизуального дизайна, автор трех книг: "La comemadre" (2010), "Informe sobre ectoplasma animal" (2014, иллюстрации… Развернуть
Мексиканский писатель и политик, 31-й президент Мексики (с 1 декабря 1976 по 30 ноября 1982). Окончил юридический факультет Национального автономного университета Мексики, защитил докторскую диссертацию по праву. Занимался преподаванием и научной деятельностью, был активистом Институциональной революционной партии. С конца 1950-х работал в секретариате (министерстве) национальных богатств, в комиссии по проведению административной реформы, в комиссии по энергетике. В 1973-75 был секретарём (министром) финансов в правительстве своего давнего друга Луиса Эчеверрии. На выборах 4 июля 1976 года был избран президентом Мексики, набрав 92% голосов; вступил в должность 1 декабря. Во время президентства, в основном совпавшего с высокими ценами на нефть, стремился ускорить экономическое развитие страны на полученные от продажи нефти деньги. За время президентства Портильо добыча нефти в стране выросла втрое. После падения цен на нефть в начале 1980-х экономическое положение страны ухудшилось. В 1982 году Портильо заявил о готовности защищать курс мексиканского песо «как собака», однако вскоре девальвировал его на 40%. В августе того же года Мексика объявила дефолт, а 1 сентября Портильо национализировал частные банки на фоне галопирующей инфляции. Также в стране процветала коррупция. Портильо выступал за независимую внешнюю политику страны, выступал против вмешательства США в дела государств Центральной Америки; 17-25 мая 1978 года посетил СССР с официальным визитом.
Мексиканский писатель и политик, 31-й президент Мексики (с 1 декабря 1976 по 30 ноября 1982). Окончил юридический факультет Национального автономного университета Мексики,… Развернуть
Луис Ройо — испанский художник, работающий в жанре фантастики. Автор обложек фантастических книг, музыкальных альбомов, комиксов.
Хуáн Валéра-и-Алькалá-Галья́но - испанский прозаик. Носитель старой дворянской фамилии, он родился на юге страны, в провинции Кордова и с отроческих лет начал проявлять склонность к литературе. Будучи студентом факультета права Мадридского университета, предпочитал изучать то, что интересовало в большей мере: языки, словесность, искусства. В 1847 г. поступил на дипломатическую службу. Живя то в европейских столицах, то за океаном, отовсюду посылал на родину обстоятельные письма. Эти послания друзьям из Неаполя и Петербурга, Франкфурта и Лиссабона, Рио де Жанейро и Вашингтона стали для него школой писательства. Вместе со статьями на философские, исторические, религиозные темы, с литературными исследованиями и литературно-критическими сочинениями они впоследствии составили значительную часть творческого наследия писателя. В 1870-е годы один за другим стали появляться его романы: «Пепита Хименес», «Иллюзии доктора Фаустино», «Морсамор», «Командор Мендоса», «Донья Лус», - героями которых, как правило, оказывались андалузцы, люди из его детства. В этих романах писатель часто касался актуальной для тех времен темы религиозного фанатизма, надуманного или реального, однако, в первую очередь его интересовали не социальные или идеологические проблемы, а психологические свойства человека, на которого он часто смотрел с улыбкой или иронией. Человек классических вкусов, одновременно восприимчивый и к неизвестному, и к новому, андалузец и космополит, интеллектуал, ценивший жизнь выше идей, Валера вошел в число крупнейших прозаиков Испании XIX столетия.
Хуáн Валéра-и-Алькалá-Галья́но - испанский прозаик. Носитель старой дворянской фамилии, он родился на юге страны, в провинции Кордова и с отроческих лет начал проявлять… Развернуть
Дрю Лоней - писатель, драматург. Писал также под псевдонимами André Launay и Andrew Laurance.
Родившийся в Лондоне от французских родителей, получивший английское образование, закончивший обучение во Франции, живущий в Испании и говорящий на трех языках, Дрю Лоней был непревзойденным европейцем: тем, кто без труда вел машину как по левой, так и по правой стороне дороги.
Автор многочисленных передач Би-би-си о жизни в Испании, нескольких театральных постановок и дюжины романов, написанных под разными псевдонимами. В последние годы жил в Нерхе, к востоку от Малаги, со своей вспыльчивой андалузской женой. Никогда не пропускал сиесту.
Дрю Лоней - писатель, драматург. Писал также под псевдонимами André Launay и Andrew Laurance. Родившийся в Лондоне от французских родителей, получивший английское образование,… Развернуть
Педро Антонио де Аларкон и Ариса — испанский писатель, поэт, драматург и журналист. Общественный деятель, депутат Кортесов. Почти все его произведения носят субъективный характер и являются в некотором роде автобиографиями. Превосходный лирик, романтик и фельетонист: в его произведениях отражаются душевная теплота, естественность и народный дух. Особенно удачны его юмористические и легкие сатирические стихотворения, а также прозаические вещи.
Родился в семье благородных родителей, которые во время войны за независимость потеряли все состояние. Предназначался к вступлению в духовное звание и воспитывался в семинарии своего родного города. Слушал также в течение короткого времени лекции юриспруденции и философии в Гранадском университете, но природная наклонность сделала его литератором и поэтом. В 1853 г. он расстался с родителями, чтобы жить в Кадисе журнальной работой.
Когда в 1854 г. вспыхнула революция, де Аларкон отправился в Мадрид, где скоро приобрел известность и занял выдающееся положение в качестве предводителя антибурбонской демократической Colonia granadina. В 1859 г. участвовал в африканском походе под начальством О’Доннелля. В 1863 г. путешествовал по Италии и Франции. В 1864 г. был депутатом от Гвадикса в кортесах, в 1868 г. принимал участие в революции и в битве при Алколее.
Аларкон сначала печатал в разных журналах и газетах лишь статьи политического и литературного содержания, ряд из которых обратил на себя всеобщее внимание. В 1859 году вышел первый сборник его повестей и рассказов «Cantos, articulos y novelas», который упрочил за ним славу одного из первых романистов Испании. Большой успех имела его книга «Diario de un testigo de la guerra de Africa» (1860), за которой последовали описания путешествий «De Madrid à Nàpoles» (1861), «La Alpujarra» (1874), «Viajes por España» (1883).
Впоследствии Аларкон написал несколько больших романов, которые на родине пользуются большим успехом. Как романист он соединяет в себе лучшие черты старых испанцев — богатое воображение, тонкую наблюдательность и юмор — с развитым умом и вкусом современного европейца. Лучшим его произведением считается «El sombrero de très picos» (1874) — блестящая картинка провинциального быта, написанная с чисто испанским пошибом.
- «El Escàndalo» (1875) — религиозно-философский роман, сделавшийся предметом страстных нападок, 10 изданий за 12 лет;
- «La pródiga», «El capitan Veneno» (1881)
- «El niño de la bola» (1880), считается лучшим из них.
Лирические произведения собраны в книге «Poesias serias y humoristicas» (1870), Сборники его критических этюдов и остроумных фельетонов появились под заглавиями «Amores y amorios» (1875); «Cosas que fueron» (1871); «Novelas cortas» (1884); «Juicios literanos y artisticos» (1883).
Для сцены Аларкон не писал с тех пор, как его первая драма, «El hijo prodigo» (1857), благодаря проискам его литературных врагов провалилась с большим шумом. В 1884 издал свое литературное завещание «Historia de mis libros» и с тех пор больше не брался за перо.
Педро Антонио де Аларкон и Ариса — испанский писатель, поэт, драматург и журналист. Общественный деятель, депутат Кортесов. Почти все его произведения носят субъективный… Развернуть
Фернандо (Нандо) Паррадо — один из 16 пассажиров рейса 571 ВВС Уругвая, выживших в авиакатастрофе 13 октября 1972 года в Андах. Вместе со своим другом Роберто Канесса совершил 65-километровый переход через Анды и привёл в горы спасателей к другим пассажирам рейса 571, оставшимся благодаря этому в живых.
Родился в семье, принадлежавшей к среднему классу. Мать его была родом с Украины. Кроме Нандо, у родителей было ещё двое детей, старшая сестра Грасиела и младшая Сусана. Проходил обучение в колледже Stella Maris. С раннего детства любил заниматься спортом, особенно хорошо играл в регби, был капитаном команды колледжа по регби. В 1972 году вместе с командой регбистов-юниоров вылетел в Чили на международную встречу. Однако в результате ошибки пилота самолёт, на котором летела команда, потерпел крушение в Андах. Мать и младшая сестра, летевшие вместе с Нандо, погибли в этой авиакатастрофе. В результате нечеловеческих усилий в жестокой схватке за жизнь, длившейся 72 дня, он выжил и вышел победителем. Совершив вместе со своим другом Роберто Канесса 11-дневный переход через заснеженные и морозные Анды без снаряжения, карты, продовольствия и тёплой одежды, преодолев около 60 км тяжелейшего горного пути, обессиленные, у горной речки ребята встретили чилийского пастуха Серхио Каталана, который рассказал о них людям. Так Нандо и Роберто спаслись сами и привели спасателей в горы к другим выжившим в крушении пассажирам рейса 571, оставшимся благодаря их подвигу жить дальше.
Вскоре после спасения Нандо Паррадо в сотрудничестве с Пирсом Полом Ридом написал книгу-реконструкцию своих воспоминаний о рейсе 571, которая стала бестселлером. Позднее, спустя 20 лет, был консультантом фильма «Живые», поставленного по книге, где его роль сыграл актёр Итан Хоук.
Сейчас Нандо Паррадо — успешный бизнесмен, увлекается гонками, активно занимается спортом. Женат, у него две дочери — Вероника и Сесилия. Является президентом семейной компании Seler Parrado S.A., основал две телевизионные и одну кабельную медиакомпании.
Фернандо (Нандо) Паррадо — один из 16 пассажиров рейса 571 ВВС Уругвая, выживших в авиакатастрофе 13 октября 1972 года в Андах. Вместе со своим другом Роберто Канесса совершил… Развернуть
Роса Монтеро (Rosa Montero) — испанская журналистка и писатель. Родилась в Мадриде в 3 января 1951 году в «средней» семье, ее отец был бандерильеро — человек, работающий на корриде, втыкающий в быка специальные копья, бандерильи. Окончила Школу журналистики Мадридского университета. Сотрудничала во многих изданиях, работает в одной из самых престижных испанских газет — «El País», где с 1980 года возглавляет воскресное приложение к изданию. За свои статьи и репортажи в 1980-м получила Национальную премию по журналистике, а также, в разные годы, несколько других премий. В 1979 году опубликовала первый роман «Crónica del desamor» («Хроника ненависти»). Автор романов, рассказов и сборников статей. В 1997-м за роман «Дочь каннибала» («La hija del caníbal») получила премию «Примавера», одну из самых престижных литературных премий в испаноязычном мире (между прочим, 200 тысяч евро). В 2004 году ее роман «La loca de la casa» (на русском языке роман не издавался, название можно перевести примерно как «Плохое настроение поколения») получил премию журнала «Qué leer» («Что читать») как лучший роман года. В 2005-м он же получил в Италии премию «Гринцане Кавур», присуждаемую за лучший иностранный роман, вышедший на итальянском языке. Вообще Роса Монтеро получила 12 различных премий в разных странах за романы и за журналистскую работу.
Книги писательницы переведены более чем на 20 языков. Роса Монтеро — представитель «новой журналистики», признаком которой считается стиль на грани публицистики и литературы.
(с)
Роса Монтеро (Rosa Montero) — испанская журналистка и писатель. Родилась в Мадриде в 3 января 1951 году в «средней» семье, ее отец был бандерильеро — человек, работающий на… Развернуть
Ибон Мартин - испанский писатель и журналист.
Будущий писатель родился в 1976 году в городе Доностия. Изучал журналистику в Университете Страны Басков. После получения диплома, как и многие его однокурсники, начал работать. Его первая работа была в местных СМИ, что дало ему возможность и послужило практикой для использования знаний, которые он приобрел на рынке труда.
По этой причине - и кое-что, о чем не многие знают, - это то, что Ибон Мартин начал писать о путешествиях. Для него это была настоящая страсть, потому что он любит путешествовать, и возможность работать в том, что вам нравится, всегда лучше. По этой причине в течение нескольких лет он посвятил себя написанию в СМИ о путешествиях и маршрутах. Он написал несколько книг о путешествиях, особенно о маршрутах через Страну Басков. Таким образом, он стал одним из лучших специалистов по сельскому туризму и развлечениям в Стране Басков. И дело в том, что его книги не только сосредоточены на самых известных частях земли, но также открывают другие малоизвестные, которые не были туристическими, но таили в себе сюрпризы или заставляли вас влюбляться даже больше, чем первые. Кроме того, он дал много советов и альтернативных маршрутов или способов передвижения, например, на машине или из одного города в другой. Для этого ему помогал Альваро Муньос Габилондо, еще один местный писатель и знаток мест, о которых они писали.
В течение многих лет Ибон Мартин путешествовал по Стране Басков и посвятил себя изданию путеводителей, чтобы сделать эти места известными, особенно чтобы восстановить то значение, которое они когда-то имели. Именно через эти книги он сформулировал идею своего первого романа «Долина без имени».
Esta Он хотел сохранить свои корни и как-то объединить свою страсть к путешествиям и знакомству с самыми неизвестными и важными вещами в этом районе с той идеей, которую он имел в виду. и мало-помалу это появлялось вместе с персонажами и сюжетом.
Фактически, после этого романа он продолжил публиковать, в данном случае четыре книги, действие которых происходило в мифах и легендах джунглей Ирати, нордический триллер, который катапультировал его.
В настоящее время он продолжает писать. Его последняя книга «Час чаек» вышла в свет в 2021 году. и пока он добивается большого успеха, подтверждая его как мастера саспенса. Фактически, это считается таковым только в Испании, но также квалифицируется на международном уровне как таковой, и несколько иностранных издателей уже нацелились на это, чтобы публиковать свои работы на других языках.
Те, кто читал Ибона Мартина, сходятся в одном: он знает, как зацепить читателя. То, как это выражено, в том, как представлены персонажи и как строится сюжет, заставляет их ждать, чтобы узнать, что произойдет с персонажами, но также с той тайной, которая в конце концов становится типичной для читателя.
Он также выделяется атмосферы и сценарии, которые он описывает, такие реалистичные и точные, как то, что можно увидеть, что многие иногда решают пойти в те места, чтобы увидеть их собственными глазами (вероятно, из-за их связи с книгами о путешествиях, которые я написал ранее).
Кроме того, нет никаких сомнений в том, что он много исследует свои романы, поскольку в основе лежат детали и способы действия персонажей, а также сюжет и сама загадка. По этой причине он тратит много времени, исследуя себя, чтобы иметь возможность разработать роман и чтобы не было лишних деталей, которые могли бы «побеспокоить» читателя.
Ибон Мартин - испанский писатель и журналист. Будущий писатель родился в 1976 году в городе Доностия. Изучал журналистику в Университете Страны Басков. После получения… Развернуть
Алонсо Кастильо де Солорсано - испанский писатель.
Из семьи придворного. Автор комедий, стихов, а также сборников новелл.
Старинный дворянский род, к которому принадлежал Кастильо Солорсано, к XVII веку уже оскудел, и писатель вынужден был в течение всей своей жизни сочетать литературный труд со служением различным знатным господам. Он рано обратился к литературной деятельности и был весьма плодовит. Писал в жанре плутовского романа.
Алонсо Кастильо де Солорсано - испанский писатель. Из семьи придворного. Автор комедий, стихов, а также сборников новелл. Старинный дворянский род, к которому принадлежал… Развернуть
Йозеф Гелинек (наст. имя Максимо Прадера) - известный испанский радио- и телеведущий, журналист, знаток классической музыки, автор книг по истории музыки кроме всего прочего пробует свои силы и в беллетристике. Под именем Йозефа Гелинека (австрийский пианист-виртуоз 18 века) он опубликовал роман «Скрипка дьявола». В России книга вышла в издательстве «Иностранка».
Йозеф Гелинек ( наст. имя Максимо Прадера ) - известный испанский радио- и телеведущий, журналист, знаток классической музыки, автор книг по истории музыки кроме всего прочего… Развернуть
Один из самых читаемых кубинских писателей, обладатель многих премий своей страны, поэт и общественный деятель, долгое время сотрудник министерства юстиции и культуры Кубы. Борьба старых и новых форм жизни, сложившихся, инерционных стереотипов и новых идеалов и устремлений - в центре практически всех его произведений. На Лопеза оказало влияние творчество Хемингуэя, Фолкнера, Дос Пассоса, Колдуэлла, Стейнбека, которые известны как представители "потерянного поколения". Согласно позиции писателя, икусство должно служить человеку, а не существовать только лишь ради себя самого.
Один из самых читаемых кубинских писателей, обладатель многих премий своей страны, поэт и общественный деятель, долгое время сотрудник министерства юстиции и культуры Кубы.… Развернуть
С 1930 по 1955 жил в Буэнос-Айресе, затем вернулся в Монтевидео. В 1974 был арестован и заключен в тюрьму, освобожден под давлением мировой общественности. В 1975 выехал в Испанию, где и прожил оставшуюся часть жизни. Последние пять лет не вставал с постели.
С 1930 по 1955 жил в Буэнос-Айресе, затем вернулся в Монтевидео. В 1974 был арестован и заключен в тюрьму, освобожден под давлением мировой общественности. В 1975 выехал в… Развернуть
Микель Рейна - испанский писатель.
Микель родился в 1986 году в Барселоне. Он изучал дизайн и кино в Барселоне и Саутгемптоне. Его всегда привлекала творческая работа, и он заявил, что очень молод, чтобы работать графиком, режиссером, 3D-аниматором и арт-директором.
Его работа в рекламе принесла ему несколько наград, в том числе престижную награду «Бронзовое солнце» на испанском фестивале в Сан-Себастьяне в 2011 году, а в 2014 году одно из его видео было показано на кинофестивале Tribeca.
С 2016 года Микель живёт в Ванкувере, Канада, и работает креативщиком в рекламном цифровом агентстве. Свободное время он посвящает своему самому приятному увлечению - писательству.
Его первый роман Luces en el mar («Огни в море») был опубликован в Испании в январе 2018 года издательством Editorial Espasa. С тех пор роман перевели на пять языков.
Микель Рейна - испанский писатель. Микель родился в 1986 году в Барселоне. Он изучал дизайн и кино в Барселоне и Саутгемптоне. Его всегда привлекала творческая работа, и он… Развернуть
Леопо́льдо Луго́нес (исп. Leopoldo Lugones) — аргентинский поэт, писатель и журналист, выдающийся представитель латиноамериканского литературного модернизма. Один из наиболее известных аргентинских поэтов XX века и близкий друг знаменитого никарагуанского поэта-модерниста Рубена Дарио.
Родившийся в Вилле де Мария дель Рио Секо, город в провинции Кордова, в католическом центре Аргентины, Лугонес принадлежал семье поместного дворянства. Он был родившимся первым сыном Сантьяго М. Лугонеса и Кустодиы Аргюельо. Именно его мать дала молодому Леопольдо его первые уроки и была ответственна за его строгое католическое воспитание. Когда Лугонесу было шесть лет и после рождения второго ребенка, семья, переехала в город Сантьяго дель Эстеро, позже в Ojo de Agua, небольшой город, расположенный на юге провинции Сантьяго дель Эстеро близко к границе с Кордовой, где родились два младших брата поэта: Рамон Мигель Лугонес (1880, Сантьяго дель Эстеро), и самый молодой из этих четырех детей, Карлоса Флоренсио Лугонеса (1885, Ojo de Agua). Позже его родители послали его учиться в Colegio Nacional de Monserrat в Кордове, где жила его бабушка по материнской линии. Из-за разорения семьи Лугонес не смог завершить образования.
В 1896 г. он переехал в Буэнос-Айрес, где через некоторое время стал сначала корреспондентом, а затем редактором крупной газеты «Ла Насьон». В юности Леопольдо Лугонес увлекался социалистическими и анархическими идеями, впоследствии стал поэтом молодой аргентинской буржуазии, приобщавшейся к последним достижениям европейской культуры. Баллотировался на пост президента Аргентины. Был женат на Хуане Агудело, от которой у него был сын, Леопольдо Поло Лугонес, который станет печально известным руководителем федеральной полиции во время диктатуры Жозе Феликса Юрибюрю. В 1899 он стал активным Вольным каменщиком. Леопольдо Лугонес ездил в Европу в 1906, 1911, 1913 и в 1930, в котором последнем годе он поддержал государственный переворот против стареющего президента Радикальной партии, Иполито Иригойена.
Наряду с никарагуанцем Рубеном Дарио Лугонес является одним из наиболее значительных модернистов в поэзии Латинской Америки. В своём первом сборнике стихотворений «Золотые горы» (Las montañas de oro, 1897) Лугонес отдал дань романтическим увлечениям в духе Альмафуэрте, но вместе с тем показал себя талантливым и самостоятельным учеником Эдгара По, Шарля Бодлера, Леконт де Лиля и бразильского символиста Круз-э-Соузы. Уже в этом сборнике определились характернейшие черты поэтического облика Лугонеса: виртуозность ритмов, изысканность и эстетизм образов, пристрастие к мистическим концепциям. Последующие сборники стихов создали Лугонесу необычайную популярность во всей Латинской Америке. В сборнике «Оды веку» (Odas seculares, 1910) Лугонес героизирует историю аргентинской буржуазии. В одах, посвященных родине, ее природе — могучей реке Ла-Плате, Андам, городу Буэнос-Айресу, он воспевает мощь и красоту своей земли, говорит о самобытности аргентинской культуры. Поэзия его созерцательна, спокойна, подчас описательна; в ней есть и прекрасные образцы любовной лирики. В период после первой мировой войны Лугонес издает ряд публицистических работ и роман «Ангел тени», но эти произведения свидетельствуют о художественном спаде в творчестве писателя.
Война гаучо (La guerra gaúcha. 1905) — роман о войне за независимость Аргентины, о борьбе партизанских отрядов с испанскими королевскими войсками, имевший огромную популярность у аргентинского читателя. Лугонес воспел безвестных простых людей, добровольно оставлявших свой дом и семью и уходивших в горы, чтобы сражаться с врагом, воспел тех, кто погиб в борьбе. Один из наиболее популярных героев книги — подросток, почти ребенок, пожертвовавший жизнью, чтобы предупредить партизан об опасности. Своеобразие аргентинской национальной культуры отражено и в языке романа, насыщенном диалектизмами
18 февраля 1938 отчаянный и разочарованный Лугоунс совершил самоубийство, взяв смесь виски и цианида, в речном курорте El Tigre в Буэнос-Айресе. Политическое недовольство было наиболее широко процитированной причиной его самоубийства. Тем не менее, недавние публикации в Аргентине пролили свет на другую возможную мотивацию: Лугонес был очарован девушкой, которую он встретил на одной из его лекций в университете. Он поддерживал страстные и эмоциональные отношения с ней, пока это не открылось и на него оказал сильное давление его сын, Лугонес был вынужден оставить ее, что вызвало депрессию и в итоге самоубийство.
Его сын и внук так же покончили жизнь самоубийством. Младшая дочь пропала без вести во время так называемой "Грязной войны".
Леопо́льдо Луго́нес (исп. Leopoldo Lugones) — аргентинский поэт, писатель и журналист, выдающийся представитель латиноамериканского литературного модернизма. Один из наиболее… Развернуть
Карина Сайнс Борго - венесуэльская журналистка и писательница.
Карина Сайнс Борго родилась в столице Венесуэлы Каракасе в 1982 году. С 2006 года проживает в Испании, куда переехала в 24 - летнем возрасте. Работала в испанских СМИ, таких как Vozpópuli, Zenda или Zero Wave.
В 2019 году опубликовала свой первый роман «В Каракасе наступит ночь». В нем откровенно рассказывается история молодой венесуэльской женщины, которая после смерти матери пытается бежать из рушащейся страны. Права на издание книги были проданы в 25 стран еще до момента публикации.
Роман стал сенсацией в Европе и Латинской Америке. Только в Испании роман был переиздан целых пять раз. «Одна из главных новинок всемирной Франкфуртской книжной ярмарки». — El Confidencial. Американский журнал Time включил роман список 100 самых важных книг 2019 года.
Карина Сайнс Борго - венесуэльская журналистка и писательница. Карина Сайнс Борго родилась в столице Венесуэлы Каракасе в 1982 году. С 2006 года проживает в Испании, куда… Развернуть
Рубе́н Дари́о (исп. Rubén Darío, настоящее имя Фéликс Рубéн Гарси́a Сармьéнто, исп. Félix Rubén García Sarmiento) — первый всемирно известный латиноамериканский поэт, никарагуанец, известен также как эссеист и журналист. Признанный вождь и организатор модернистского движения в испаноязычных литературах. Реформатор латиноамериканской поэзии, внес в нее ряд новых размеров и обновил язык. Замечательный мастер стиха.
Рубен Дарио родился 18 января 1867 года в никарагуанском городе Метапа (ныне переименованном в честь поэта в Сьюдад-Дарио), он был первым ребёнком в семье коммерсанта Мануэля Гарсии и его жены Росы Сармьенто. Его родители были кузенами, поэтому смогли пожениться лишь 26 апреля 1866 года в городе Леоне, уладив проблемы с церковью, возникшие из-за близкого родства жениха и невесты. Этот брак не был счастливым, отец Рубена страдал алкоголизмом и постоянно посещал публичные дома, Роса не выдержала такого поведения супруга, и уже будучи беременной, бежала в город Метапа, где она родила своего первенца, названного Феликс Рубен. Однако вскоре супруги помирились, Роса вернулась в Леон и родила Мануэлю второго ребёнка — дочь Кандиду Росу, которая умерла через несколько дней после рождения. Брак снова начал рушиться, и Роса, оставив своего мужа, переехала жить вместе с сыном к своей тёте Бернарде Сармьенто и её мужу, полковнику Феликсу Рамиресу Мадрехилю.
Детство будущего писателя прошло в городе Леоне. Он был воспитан своими двоюродными бабушкой и дедушкой, которых он считал своими настоящими родителями. Рубен почти не общался ни со своей матерью, проживавшей со вторым мужем в Гондурасе, ни со своим отцом, которого он даже никогда не называл отцом, а только «дядя Мануэль».
О первых годах жизни писателя осталось очень мало сведений, однако достоверно известно, что после смерти его двоюродного дедушки Феликса Рамиреса в 1871 году семья оказалась в настолько тяжёлой финансовой ситуации, что двоюродная бабушка хотела отдать своего подросшего внука, в подмастерья портному. Рубен учился в нескольких школах в Леоне, пока не был отправлен в 1879-80 годах на обучение к иезуитам.
Рубен очень рано (по его собственным словам в три года) научился читать и уже скоро начал писать свои первые стихи: сохранился сонет, написанный им в 1879 году (в возрасте 12 лет). Этот сонет, имеющий название «Одна слеза» (исп. Una lágrima) и написанный в жанре элегии, был опубликован в ежедневной газете El Termómetro города Ривас 26 июля 1880 года. Позднее Рубен публиковался в литературном журнале Леона — «El Ensayo» и стал известен как «поэт-ребёнок». Согласно одному из биографов поэта — Теодосиу Фернадесу, наибольшее влияние при написании своих первых стихов на Рубена оказали такие испанские поэты его эпохи, как Хосе Соррилья, Рамон Кампоамор, Гаспар Нуньес де Арсе, Вентура де ла Вега. Впоследствии он также интересовался произведениями Виктора Гюго, который имел определяющее влияние в его поэтических трудах. Также в ранних произведениях Рубена Дарио ярко выражены либеральные настроения, против чрезмерного влияния католической церкви, ярким примером служит его произведение «Иезуит» (исп. El jesuita), написанное в 1881 году. В политическом отношении, главное влияние на Рубена оказал эквадорский писатель Хуан Монтальво, которому он преднамеренно подражал в своих первых газетных статьях. Уже в 14 лет он планировал написать и опубликовать свою первую книгу, однако первая написанная им книга «Стихи и статьи в прозе» (исп. «Poesías y artículos en prosa») была издана лишь через 50 лет после его смерти. Также он обладал феноменальной памятью и способностью быстро и точно запоминать информацию, поэтому его неоднократно приглашали декламировать стихи на общественных собраниях и публичных мероприятиях.
В декабре 1881 года Рубен переехал в город Манагуа, где некоторые политики-либералы ходатайствовали об его обучении в Европе на деньги из государственной казны, считая, что со своим талантом и потенциалом Рубен Дарио этого достоин. Тем не менее, антирелигиозный тон его стихотворений не убедил в том же самом председателя Конгресса, консерватора Педро Хоакина Чаморро и Альфаро, который решил, что он будет обучаться не в Европе, а в никарагуанском городе Гранада. Несомненно, самому Рубену не хотелось уезжать из Манагуа, где он продолжил свою журналистскую карьеру, работая в ежедневных газетах «El Ferrocaril» и «El Porvenir de Nicaragua». Также в этом городе он влюбился в одиннадцатилетнюю девочку Розарию Эмелину Мурильо, на которой планировал в будущем жениться. Некоторое время спустя, изменив свои планы, Рубен в августе 1882 года из порта в провинции Коринто отплыл в Сальвадор.
В Сальвадоре
В Сальвадоре Дарио был представлен поэту Хоакину Мендесу, президенту республики Рафаэлю Сальдивару, который взял молодого писателя под своё покровительство, и поэту Франсиско Гавидиа, большому знатоку французской поэзии, под опекой которого Рубен в первый раз попытался адаптировать александрийский стих под испанское стихосложение. Использование александрийского стиха впоследствии стало отличительной чертой не только творчества Дарио, но и всей модернистской литературы в целом. Несмотря на то, что в Сальвадоре Рубен достиг неплохого успеха и принимал активное участие в общественной жизни, выступая на различных различных торжествах, например, он открывал торжество, приуроченное к столетию со дня рождения Симона Боливара, чтением поэмы собственного сочинения, позднее дела Дарио стали ухудшаться: он оказался в тяжёлом финансовом положении и ко всем прочему заболел оспой, из-за которой был вынужден в октябре 1883 года, ещё не выздоровев до конца, вернуться на родину.
После возвращения Дарио непродолжительный период времени жил в Леоне, затем в Гранаде, но после снова вернулся в Манагуа, где устроился работать в Государственную Библиотеку и возобновил свои отношения с Росарией Мурильо. В мае 1884 года он был приговорён к 8 дням исправительных работ за бездельничанье, однако сумел избежать исполнения приговора. В то же время Рубен продолжил экспериментировать с новыми литературно-выразительными средствами и даже закончил работу над ещё одной книгой под названием «Письма и поэмы» (исп. Epístolas y poemas). Эта вторая книга также не издавалась вплоть до 1888 года и появилась в продаже уже под названием «Первые записки» (исп. Primeras notas). Также Рубен Дарио попробовал свои силы в театральном искусстве, одна из его пьес под названием «Cada oveja…» имела большой успех у зрителей, но на сегодняшний день считается утерянной. Невзирая на это, жизнь в Манагуа стала угнетать Рубена, и по совету своих друзей 5 июня 1886 года он отплыл в Чили.
23 июня 1886 года Рубен Дарио высадился в Чили, в городе Вальпараисо. Благодаря рекомендациям, полученным в Манагуа он получил покровительство Эдуардо Пуарье и поэта Эдуардо де ла Барра. В соавторстве с Пуарье он написал сентиментальный роман «Emelina», который участвовал в литературном конкурсе, но не выиграл его. Также благодаря дружбе с Пуарье Дарио смог устроиться на работу в Сантьяго, в ежедневную газету «La Época».
В Чили Дарио жил очень трудно из-за своего неустойчивого финансового положения, кроме того, ему всё время приходилось терпеть унижения и насмешки со стороны аристократии, презиравшей его за цвет его кожи и отсутствие изысканности и утончённости в его манерах. Но, несмотря на это, ему всё же удалось установить дружеские отношения с некоторыми влиятельными людьми, например с сыном тогдашнего президента Республики, поэтом Педро Бальмаседа и поэтом Мануэлем Родригесом Мендоса. Благодаря их поддержке в марте 1887 года Дарио издал первый сборник своих стихотворений «Abrojos», который посвятил Мануэлю Родригесу. С февраля по сентябрь 1887 года Дарио жил в Вальпараисо где принимал участие в различных литературных конкурсах. По возвращении в столицу он устроился работать в ежедневную газету «El Heraldo» с которой он сотрудничал с февраля по апрель 1888 года. В июле того же года он снова вернулся в Вальпараисо и с помощью своих друзей Эдуардо Пуарье и Эдуардо де ла Барра издал сборник произведений «Azul…». Данная книга стала ключевой в начавшейся в то время революции модернизма. Сборник «Azul…» включал серию поэм и текстов в прозе, которые уже издавались в чилийской прессе с декабря 1886 года по июнь 1888 года. Книга не имела оглушительного успеха, но была очень тепло воспринята влиятельным испанским новеллистом и литературным критиком Хуаном Валера, который в октябре 1888 года опубликовал в ежедневной газете Мадрида «El Imparcial» два письма посвящённых Рубену Дарио, в которых, с одной стороны, он критиковал его за излишнее влияние французской литературы на данное произведение (его «мысленный галлицизм» (исп. galicismo mental, как высказался сам Валера), но с другой стороны признавал в Дарио «талантливого прозаиста и поэта» (исп. un prosista y un poeta de talento). Впоследствии данные письма были опубликованы в чилийской прессе и в других странах, принесли Дарио мировую известность и окончательно превратили его в культового писателя.
Странствия по Центральной Америке
Благодаря своей славе Дарио получил место корреспондента в ежедневной газете Буэнос-Айреса La Nacion, имевшей самый большой тираж по всей Латинской Америке. Спустя немного времени после отправки первой статьи в La Nacion, Дарио предпринял поездку в Никарагуа. После небольшой остановки в Лиме, где Дарио познакомился с писателем Рикардо Пальма, 7 марта 1889 года он прибыл в порт Коринто. В Леоне ему был оказан очень тёплый и радушный приём, несмотря на то, что Дарио совсем ненадолго остановился в Никарагуа и почти сразу уехал в Сан-Сальвадор, где был назначен главным редактором ежедневной газеты La Union. 21 июня 1890 года Дарио сочетался гражданским браком с Рафаэлой Контерас, дочерью известного гондурасского оратора Альваро Контераса. На следующий день после свадьбы, случился государственный переворот против тогдашнего президента, генерала Франсиско Менендеса, организованный генералом Карлосом Эсетой (который присутствовал в качестве гостя на свадьбе Дарио). Несмотря на то, что новый президент хотел сделать его своим выдвиженцем, Дарио предпочёл покинуть страну. В конце июня он уехал в Гватемалу, в то время как его жена осталась в Сальвадоре. Президент Гватемалы Мануэль Лисандро Барильяс готовился к войне против Сальвадора, и Дарио опубликовал в ежедневной гватемальской газете El Imparcial статью под названием «Чёрная история» (исп. Historia negra), изобличавшую предательство Эсеты.
В декабре 1890 года Дарио пригласили быть главным редактором газеты El Correo de la Tarde. В том же году в Гватемале вышло второе издание сборника поэм Дарио «Azul...», которое было очень успешным в продаже. Второе издание было расширено по содержанию, а также дополнено прологом в виде двух писем Хуана Валеры, которые поспособствовали закреплению Дарио в литературной среде (с тех пор данные письма появляются во всех изданиях данной книги). В январе 1891 года его супруга Рафаэла Контерас переехала жить к мужу в Гватемалу, и 11 февраля супруги обвенчались в соборе Гватемалы. В июне того же года газета, которой руководил Дарио, перестала получать финансовую поддержку от государства и была вынуждена закрыться. Дарио решил попытать счастья в Коста-Рике и в августе того же года переехал в столицу данной страны, город Сан-Хосе. В Коста-Рике, где, обременённый долгами, он почти не мог общаться с семьёй, 12 ноября 1891 года родился его первый ребёнок — сын Рубен Дарио Контерас.
Путешествия
В следующем году, оставив свою семью в Коста-Рике, Дарио уехал в Гватемалу, а затем в Никарагуа, в поисках лучшей жизни для себя и семьи. Неожиданно правительство Никарагуа назначило его членом делегации, посылаемой в Мадрид, в честь четырёхсотлетнего юбилея со дня открытия Америки, что означало для Дарио осуществление его мечты о путешествие по Европе.
До прибытия в Испанию Дарио посетил Гавану, где познакомился с поэтом Хулианом дель Касаль и другими деятелями искусства, такими как Анисето Вальдивия и Рауль Кэй. 14 августа1892 года он высадился в Сантандере, откуда продолжил путь на поезде до Мадрида. Среди выдающихся личностей, с которыми Дарио постоянно общался в столице, были поэты Гаспар Нуньес де Арсе, Хосе Соррилья и Сальвадор Руэда, романисты Хуан Валера и Эмилия Пардо Басан, учёный Марселино Менендес-и-Пелайо, а также несколько влиятельных политиков, таких как Эмилио Кастелар и Антонио Кановас дель Кастильо. В ноябре того же года Дарио снова вернулся в Никарагуа, где получил телеграмму из Сан-Сальвадора, извещающую о болезни жены, которая умерла 2 января 1893 года.
В начале 1893 года Рубен остался жить в Манагуа, где возобновил свои отношения с Розарией Мурильо, семья которой заставила его жениться на ней. 8 апреля он уехал в Панаму, где получил известие о том, что его друг, президент Колумбии Мигель Антонио Каро, назначил его на пост почётного консула в Буэнос-Айресе. Дарио оставил жену в Панаме и предпринял путешествие в столицу Аргентины. Перед тем как прибыть в Буэнос-Айрес, Дарио ненадолго остановился в Нью-Йорке, где он познакомился с известным кубинским поэтом Хосе Марти, а также реализовал свою юношескую мечту о путешествии в Париж, он был представлен высшему богемному обществу и таким писателям, как Энрике Гомес Каррильо и Алехандро Сава. В столице Франции он также познакомился с Жаном Мореасом и с одним из своих любимых поэтов Полем Верленом (возможно, оказавшим самое большое влияние из всех французских поэтов на творчество Дарио), встреча с которым очень разочаровала Рубена. Наконец, 13 августа 1893 года он прибыл в Буэнос-Айрес, город, который произвёл на него неизгладимое впечатление. Уезжая от семьи, Дарио оставил жену беременной, и 26 декабря 1893 года она родила мальчика, крещённого как Дарио Дарио. По словам жены писателя Розарии, «его сходство с отцом было совершенно» (исп. su parecido con el padre era perfecto). Однако через несколько недель новорожденный умер от столбняка.
Творчество
Рубен Дарио — выдающийся мастер поэтической формы, Не только для испанской Америки, но и для Испании он стал первым представителем поэтического модернизма. Воспитанный на романтической поэзии Америки и Франции, восприняв пышность её конструктивных форм и богатство словаря, он с чрезвычайной интенсивностью впитал в себя разнообразие французской поэзии парнасцев и символистов. Его поэтическим принципом стал лозунг Верлена «музыка прежде всего». Дарио интересовали главным образом проблемы инструментовки поэтической речи, мелодики стиха, лексической изысканности и пр.
Французский модернизм, соединённый с характерным для испано-американской и испанской интеллигенции конца XIX века идеологическим кризисом и поиском социального самоопределения, направил поэта в область ирреальной тематики, мистицизма, символических образов и культа утонченных и упадочных эмоций и настроений.
Рубе́н Дари́о (исп. Rubén Darío, настоящее имя Фéликс Рубéн Гарси́a Сармьéнто, исп. Félix Rubén García Sarmiento) — первый всемирно известный латиноамериканский поэт,… Развернуть