Наталия Роллечек (в замужестве — Роллечек-Коромбель) — польская детская писательница и драматург.
Наталия Роллечек принадлежит к тому поколению поляков, детство и юность которых прошли в старой Польше, Польше довоенной, буржуазно-помещичьей, со всеми присущими ей болезнями и пороками капиталистического общества. Отец ее, музыкант, умер рано, и матери стоило неимоверных трудов поднимать и ставить на ноги двух дочерей - Наталию и Луцию. Жили они в небольшом курортном городке Закопане, близ Кракова, и единственным источником средств к существованию были рукодельные работы, которыми день и ночь занималась мать. После того как она вторично вышла замуж, в семье появилась еще одна девочка - младшая сестра Наталии и Луции - Изабелла.
Семья перебралась в Краков, но и там было не легче. Наоборот, жилось в Кракове еще хуже, еще тяжелее. В стране свирепствовала безработица, и отчим никак не мог найти себе занятие, а если и находил, то ненадолго.
Нужно было хоть как-то облегчить материальное положение семьи. И тогда Наталию отдали в сиротский приют при женском францисканском монастыре в Закопане. Там она провела два долгих года, показавшихся ей вечностью. После выхода из приюта Наталии Роллечек удалось попасть в народную школу, а затем получить среднее образование.
Когда гитлеровская Германия напала на Польшу и оккупировала ее, Наталия Роллечек, которой шел тогда двадцать второй год, быстро нашла дорогу к тем, кто не смирился с поражением страны и продолжал борьбу с врагом всеми возможными средствами. Будущая писательница активно участвовала в движении Сопротивления и, находясь в подполье, вынуждена была переезжать с места на место, менять десятки профессий.
Кончилась война. Люди начали возвращаться к мирным занятиям. Роллечек поступила в университет и продолжала одновременно работать. А потом взялась за перо. Мысленно оглядываясь назад, на свое горькое, трудное детство, она рассказывала о том, что было, что пережито, что передумано. Рассказывала то с иронией, то с гневом, то с теплым участием. Да, ей было о чем поведать. Она прошла суровую школу жизни, испытала на себе жестокость и бесчеловечность капиталистического строя, ужасы гитлеровской оккупации. И книга Наталии Роллечек, ставшей деятельным участником социалистического строительства в новой Польше, должна была помочь молодому поколению, вступавшему в жизнь уже после войны, лучше разобраться в событиях недавнего прошлого и тем самым глубже оценить революционные преобразования в Польше народной.
Книга удалась. Дебют Наталии Роллечек явился одним из самых ярких литературных дебютов тех дней. Поверив в свои силы, свой талант, она стала профессиональным писателем...
Наталия Роллечек (в замужестве — Роллечек-Коромбель) — польская детская писательница и драматург. Наталия Роллечек принадлежит к тому поколению поляков, детство и юность которых… Развернуть
Ханна Краль – польская писательница и журналистка.
Из еврейской семьи. Выросла в Люблине. В годы войны скрывалась, ее отец и многие родственники погибли. После войны воспитывалась в детском доме. Закончила Варшавский университет. С 1955 работала в столичной газете Życie Warszawy. В 1966-1969 была корреспондентом еженедельника Polityka в СССР, в 1969-1981 – сотрудница Политики, ушла из редакции после объявления военного положения. Работала в кино, преподавала журналистику. С начала девяностых годов сотрудничала с Gazeta Wyborcza. По ее сценариям сняты фильмы Яна Якуба Кольского, Кшиштофа Кеслёвского, с которым она дружила. Ей принадлежат воспоминания о К.Паустовском.
Член Союза писателей Польши.
Ханна Краль – польская писательница и журналистка. Из еврейской семьи. Выросла в Люблине. В годы войны скрывалась, ее отец и многие родственники погибли. После войны… Развернуть
Цезарий Збежховский — польский писатель, работающий преимущественно в жанре научной фантастики.
Родился 3 мая 1975 г. в г. Серпеце. Выпускник общеобразовательного лицея в Серпеце (физико-математический профиль) и факультета польской филологии Варшавского университета (магистерская работа на тему антропологии культуры). В период учёбы в общеобразовательном лицее — один из основателей и вокалист группы «The Closhards». Работает в Варшаве в финансовой компании.
Цезарий Збешховский дебютировал рассказом «Другого не будет» в журнале «Ubik» (2004), и, пожалуй, это было знаковым явлением по многим причинам. Журнал, разумеется, был назван в честь романа Ф. К. Дика, которого в Польше очень любят и который является одним из любимых авторов Збешховского. Сам же рассказ написан в жанре теологической фантастики; он оказался первым в череде историй о мире Раммы и уже в нём прозвучали темы, которые Збешховский продолжит исследовать в других своих текстах.
Писал он их не сказать, чтобы очень часто: сочинительство для Цезария скорее возможность высказаться на важные для него вопросы, причём форма для него важна не менее содержания. Поэтому от раза к разу меняются жанры, поэтому же между дебютным сборником «Реквием для кукол» (2008) и первым романом «Всесожжение» (2013) прошло столько лет. (Добавим, что второй роман, «Distortion», Цезарий дописал в начале 2019 года).
Рассказы и повести постепенно знакомили читателей (и самого автора?) с миром Раммы, причём одни выглядели как вполне завершённые и самостоятельные истории, другие же — скорее как фрагменты чего-то большего. Этим большим и стало упомянутое выше «Всесожжение» (в оригинале — «Holocaust F»). Вопреки тому, что роман отнюдь не заигрывает с читателем — скорее требует от него повышенного внимания и определённой эрудиции, — книга в Польше была номинирована практически на все мало-мальски значимые жанровые премии и получила три из них: награду «SFinks», премию старейшего польского журнала фантастики «Nowa Fantastyka» и премию имени Ежи Жулавского. Иными словами, роман оценили и простые читатели, и профессиональные литературоведы.
Это и неудивительно: даже в нынешней Польше, при всём жанровом разнообразии, твёрдая НФ встречается не так уж часто. Збешховский же работает в традиции даже не Лема, а скорее Яцека Дукая, и среди авторов, его вдохновляющих, неизменно называет Питера Уоттса, Чарльза Стросса, Йена Макдональда…
Цезарий Збежховский — польский писатель, работающий преимущественно в жанре научной фантастики. Родился 3 мая 1975 г. в г. Серпеце. Выпускник общеобразовательного лицея в… Развернуть
Тадеуш Конвицкий (Tadeusz Konwicki) — польский писатель, журналист, кинорежиссёр, киносценарист.
Родился в Новой Вилейке вблизи Вильнюса.
Учился с 1938 года в средней школе в Вильнюсе, но аттестат зрелости получил в 1944 году уже в результате тайного, подпольного обучения, которое практиковалось поляками в период немецкой оккупации.
С 1944 года был членом польских сил сопротивления. Переселился в Гливице, потом начал обучение на факультете полонистики Ягеллонского университета в Кракове.
В 1946 году начал работу в качестве корректора и технического редактора в журнале «Odrodzenie» (Возрождение), одновременно он стал автором многих статей в этом журнале.
В 1947 году вместе с редакцией переехал в Варшаву. В 1949 году женился на Дануте (1930—1999), художнице, сестре Яна Леницы.
С начала 50-х годов начал писать романы, соответствующие требованиям т. н. социалистического реализма. В 1952 году стал членом Польской объединённой рабочей партии. С радостью принял Хрущёвскую оттепель и новую свободу творчества.
Благодаря близким контактам со средой работников кинематографии начал создавать сценарии и даже начал ставить собственные фильмы. Свой кинофильм «Последний день лета» он снял при минимальных средствах с участием только двух актёров.
Он был разочарован крушением надежд на творческую свободу, был исключён из Польской объединённой рабочей партии за протест против увольнения профессора Лешека Колаковского из партии.
С 1976 года начал издавать свои произведения в подпольных издательствах или за рубежом.
Тадеуш Конвицкий ( Tadeusz Konwicki ) — польский писатель, журналист, кинорежиссёр, киносценарист. Родился в Новой Вилейке вблизи Вильнюса. Учился с 1938 года в средней школе… Развернуть
Ричард Пайпс — американский учёный, доктор философии по истории, профессор по русской истории Гарвардского университета c 1958 по 1996 гг., с 1996 — почётный профессор. В 1968—1973 годах был директором Исследовательского Центра по изучению России при Гарвардском университете, в 1973—1978 — главный научный консультант Института по исследованию России при Стэнфордском университете.
Ричард Пайпс родился в польском городе Цешин в еврейской семье. В октябре 1939 года его семья бежала из оккупированной немцами Польши и через Италию приехала в США. Учился в колледже Маскингам (англ. Muskingum) в Огайо. В 1943 году поступил на службу в американскую авиацию, получил американское гражданство. Прошёл подготовку к работе переводчика с русского для работы на американской авиабазе в Полтаве. После окончания войны был демобилизован. В 1946 году женился на Ирене Евгении Рот. Поступил в Корнелльский университет, затем продолжил образование в Гарвардском университете. Его научным руководителем был Крейн Бринтон, известный специалист в области истории европейской мысли. После защиты докторской диссертации в 1950 г. начал работать в Гарвардском университете, в 1963—1996 — профессор, с 1996 — почётный профессор. В 1968—1973 был директором Исследовательского Центра по изучению России при Гарвардском университете, в 1973—1978 — главным научным консультантом Института по исследованию России при Стэнфордском университете.
Ричард Пайпс — американский учёный, доктор философии по истории, профессор по русской истории Гарвардского университета c 1958 по 1996 гг., с 1996 — почётный профессор. В… Развернуть
Марцин Виха — польский художник-график, дизайнер обложек, плакатов и логотипов, эссеист.
Родился в 1972 году в Варшаве. Несколько лет работал художником-карикатуристом в еженедельнике Tygodnik Powszechny. Эссе печатались в таких крупных изданиях, как Autoportret и Literatura na Świecie. В настоящее время работает в дизайнерском бюро Frycz i Wicha, которое основал вместе с Томашем Фрычем в 2004-м, а также сотрудничает с Gazeta Wyborcza и журналом Charaktery.
Свой путь в литературе начинал как детский писатель. В частности, Виха написал две книги о девочке Кларе и ее школьных приключениях. Иллюстрации к первой книге, вышедшей в 2011 году, подготовил сам автор.
В 2015-м Виха выпустил свою первую «взрослую» книгу — «Как я разлюбил дизайн». Вторая книга — «Вещи, которые я не выбросил» (2017) — получила престижную премию журнала «Политика», Премию Витольда Гомбровича и главную польскую литературную премию «Нике» (2018).
Марцин Виха — польский художник-график, дизайнер обложек, плакатов и логотипов, эссеист. Родился в 1972 году в Варшаве. Несколько лет работал художником-карикатуристом в… Развернуть
Марек Краевский - классический филолог, специалист по Латинской лингвистике, бывший преподаватель Университета Вроцлава, писатель, лауреат премии польского еженедельника «Политика».
Известность ему принесла серия детективов о довоенном Вроцлаве (до войны – Бреслау), с главным героем, полицейским, Эберхардом Моком. Его книги переведены на 14 языков.
Марек Краевский - классический филолог, специалист по Латинской лингвистике, бывший преподаватель Университета Вроцлава, писатель, лауреат премии польского еженедельника… Развернуть
Януш Пшимановский — польский писатель, поэт и публицист.
Януш Пшимановский родился 20 января 1922 года. Во время его учёбы на историческом факультете Варшавского университета нападением Германии на Польшу началась Вторая мировая война. Пшимановский ушёл воевать добровольцем.
После поражения Польши перебрался на территорию СССР, жил в Сибири. В 1943 году, узнав о наборе добровольцев в формирующееся Войско польское, записался добровольцем.
С 1945 года работал военным журналистом, редактором военных изданий, был офицером главного политического управления Войска Польского. Подружился на войне с офицером Советской Армии А. С. Деминовым, который впоследствии погиб при освобождении Польши. Дебютировал как писатель в 1950 году книгой о подвигах поляков в годы Второй мировой войны. В дальнейшем продолжал тему войны в своих произведениях.
В начале 1960-х годов в соавторстве с Овидием Горчаковым написал книгу о мужестве и героизме советских и польских подпольщиков, действовавших в посёлке Сеща, «Вызываем огонь на себя». В 1965 году четырёхсерийный фильм, снятый по этой книге кинорежиссёром Сергеем Колосовым, был показан по телевидению.
В 1964—1970 годах написал «повесть Четыре танкиста и собака», по которому в Польше был снят одноимённый телевизионный сериал из трёх частей и 21 серии. Сам снялся в этом сериале в эпизодической роли фотографа в последней серии фильма.
В 1966 году написал документальную повесть «Студзянки» о танковом сражении между поляками и немцами у местечка Студзянки.
В 1980—1985 годах был депутатом польского сейма.
В 1987 году написал книгу «Память», к которой увековечил имена польских и советских солдат, погибших при освобождении Польши.
Януш Пшимановский — польский писатель, поэт и публицист. Януш Пшимановский родился 20 января 1922 года. Во время его учёбы на историческом факультете Варшавского университета… Развернуть
Петер Надаш родился 14 октября 1942 в Будапеште в семье крупного партийного чиновника. Изучал химию. Работал фотографом и фотожурналистом. Официально его писательская деятельность берёт начало в 1965 году, когда впервые в журнале был опубликован один из его рассказов.
Автор книг «Конец семейного романа» (1977), «Книга воспоминаний» (1986) и др., получивших широкий резонанс за пределами Венгрии. Его работы были переведены на большинство европейских языков. Петер Надаш работает в жанре публицистической прозы. Предметом исследования в его эссеистике являются проблемы, связанные с общественными преобразованиями в Венгрии и противоречивым процессом преодоления тоталитарного прошлого.
С 1990 года Петер Надаш женат на Магде Саламон, с которой они живут вместе с 1962 года. В настоящее время писатель проживает и работает в Будапеште и в деревне Гомбоссцег.
Петер Надаш родился 14 октября 1942 в Будапеште в семье крупного партийного чиновника. Изучал химию. Работал фотографом и фотожурналистом. Официально его писательская… Развернуть
Переводчица и мемуаристка, работала в журнале "Советская литература"
Эстер Яковлевна Гессен родилась в 1923 году в польском Белостоке. Накануне войны оказалась в советской Москве. Испытала все — репрессии и ссылки родных, государственный и бытовой антисемитизм, голод, войну. За годы работы редактором Эстер Гессен привыкла проводить много времени за пишущей машинкой. Однажды она решила записать свои воспоминания: "За семнадцать лет жизни в Польше и потом более полувека в России немало довелось увидеть и испытать в нашем бурном столетии. К тому же с каждым годом все меньше остается людей, помнящих те времена". Ее книга воспоминаний "Белосток-Москва" в 1998 году была издана в Польше, теперь выходит на русском языке.
Переводчица и мемуаристка, работала в журнале "Советская литература" Эстер Яковлевна Гессен родилась в 1923 году в польском Белостоке. Накануне войны оказалась в советской… Развернуть
Окончил Вроцлавский университет, где изучал польскую филологию. Стоял у истоков польского движения «Солидарность», став одним из её лидеров, был пресс-секретарём и доверенным лицом Леха Валенсы.
Писатель, мыслитель, человек-дорога, как он сам себя называет. Объехал полмира, жил в Берлине и Париже, в Америке преподавал журналистику, очевидец московского путча и пика Абхазской войны. Родился в 1955 году, в первой половине 90-х годов уехал из Польши, работал в России в качестве журналиста, прожил на Соловках около восьми лет. Сейчас Мариуш Вильк попеременно живет в Петрозаводске и в в купленном им старинном (1913 года постройки) деревянном доме на берегу Онежского озера.
Окончил Вроцлавский университет, где изучал польскую филологию. Стоял у истоков польского движения «Солидарность», став одним из её лидеров, был пресс-секретарём и доверенным… Развернуть
Феликс Крес (Feliks W. Kres) — польский писатель-фантаст.
Настоящее имя — Витольд Хмелецкий (Witold Chmielecki).
Родился в 1966 году в г. Лодзь. Писатель тщательно скрывал подробности о своей личной жизни. Известно только об увлечениях — история и оружие.
В фантастике дебютировал в 1983 году с рассказом «Mag», за который получил премию в первом литературном конкурсе журнала «Fantastyka». В дальнейшем долгое время сотрудничал с этим журналом. Также публиковался во всех крупных польских научно-фантастических журналах («Fenix», «Magia i Miecz», «Nowa Fantastyka», «Talizman», «Złoty Smok»,»Portal»).
Первая книга — сборник рассказов «Закон стервятников» (Prawo sępów) вышла в 1991 году. А в 1992 году опубликовал дебютный роман «Король просторов» (Król Bezmiarów), который был удостоен премии имени Януша Зайделя, ежегодно вручаемой любителями фантастики на национальном конвенте.
Длительное время публиковал в журнале «Fenix» эссе о литературном мастерстве, В 2005 году они вышли отдельной книгой под названием «Галерея сломанных перьев» (Kącik złamanych piór).
Действие большинства повестей и рассказов автора происходит в мире под названием «Szernie». Многие его ранние повести и рассказы были переработаны и, в дальнейшем, вошли в состав романов. Главный фэнтезийный цикл автора «Книга Всего» (Księga Całości), над которым он работает уже более 10 лет, должен состоять из 7 томов. Однако последние тома, из-за большого объема, были поделены на несколько частей, а финальный роман пока еще не написан.
Произведения автора были переведены на чешский и испанский языки. Некоторые произведения цикла «Книга всего» выходили и на русском языке в серии «Русская fantasy» издательства «Азбука».
14 октября 2022 года, в возрасте 56 лет после тяжёлой болезни Феликс Крес скончался.
Феликс Крес (Feliks W. Kres) — польский писатель-фантаст. Настоящее имя — Витольд Хмелецкий (Witold Chmielecki). Родился в 1966 году в г. Лодзь. Писатель тщательно… Развернуть
Марек Хласко — польский писатель.
Родители Марека развелись, когда ему было три года. Когда ему было пять лет, умер отец. Семья перебралась к родственникам во Вроцлав. Мать много работала, потом снова вышла замуж, отношения с отчимом у Марека не сложились. Он тяжело пережил годы войны. Учился мало и плохо, отличался бунтарским духом. С 1951 жил в Варшаве, занимался журналистикой. Литературный дебют состоялся в 1954 сборником рассказов. Стал широко известен среди молодёжи как легенда своего поколения. Уехал на Запад в 1958, публиковался в парижском издательстве Ежи Гедройца «Культура».
Хласко сильно тосковал по Польше, начал страдать алкоголизмом. Его суждения стали более резкими, а поведение неуравновешенным. В этот период его даже сравнивали с Джеймсом Дином, на которого Хласко был немного похож внешне. Жил во Франции, Италии, Швейцарии, ФРГ, Израиле, США. С 1960 был женат на немецкой киноактрисе Соне Циман, исполнявшей одну из двух главных ролей в фильме Александра Форда «Восьмой день недели», снятом по сценарию Хласко. В 1964 дважды пытался покончить жизнь самоубийством. Не раз конфликтовал с полицией, многократно помещался в психиатрические клиники. Развёлся в 1966. Покончил с собой в гостиничном номере, приняв большую дозу снотворного и алкоголя. В 1975 его прах был перевезен в Варшаву и захоронен на кладбище Повонзки. В Польше его книги снова стали публиковать с 1983.
Марек Хласко — польский писатель. Родители Марека развелись, когда ему было три года. Когда ему было пять лет, умер отец. Семья перебралась к родственникам во Вроцлав. Мать… Развернуть
Автор детских книг, радиопередач, переводчица с русского языка. Закончила учительский семинар, а также философский факультет Свободного польского университета в Варшаве. В период оккупации работала в тайном обучении.
Дебютировала в 1948 на страницах журналов для детей. Была редактором журналов для детей, а затем редактором книг для детей в издательстве «Nasza Księgarnia» («Наши книги»). Первая книга — «Как котик зверюшек молоком угощал» — выпущена в 1958. Произведения Бехлер переводились на русский, белорусский, чешский, хорватский, немецкий, английский и французский языки.
(с)
Автор детских книг, радиопередач, переводчица с русского языка. Закончила учительский семинар, а также философский факультет Свободного польского университета в Варшаве. В период… Развернуть
Винцент Дунин-Марцинкевич (Викентий Иванович Дунин-Марцинкевич) — белорусский писатель и драматург, классик белорусской литературы.
Родился Винцент (Викентий Иванович) Дунин-Марцинкевич (в метрике о рождении нет придомка Дунин, ни у родителей, ни у крёстной - родной сестры Юлианны, а сам младенец был крещен двойным именем Винцент-Якуб) 4 февраля 1808 года в фольварке Панюшковичи Бобруйского повета Минской губернии в шляхетской семье. После окончания Бобруйского поветового училища и Виленской базилианской бурсы поступил на медицинский факультет Петербургского (по другим сведениям Виленского) университета, но вынужден был прервать учёбу по причине болезни. Сведения об учёбе не подтверждаются никакими архивными документами, только недостоверными биографиями Марцинкевича. В формулярном списке о службе никаких данных о полученном образовании нет. Скорее всего, оно было домашним. Позднее он служил чиновником в Минском криминальном суде, был переводчиком в Минской епархиальной консистории.
В ноябре 1835 года по подозрению в подделке дворянских документов и королевских печатей был арестован и находился под домашним арестом, на городской гауптвахте и около недели в Минском тюремном замке, или, как его называли неофициально, "Пищаловском замке". Вернулся на работу в духовную консисторию только через 4 месяца, в феврале 1836 года, где в объяснительной о таком большом прогуле написал только о домашнем аресте, скрыв факт заточения в тюрьме. В итоге расследования был оставлен в "сильном подозрении".
В 1840 году оставил службу, приобрел фольварк Люцинка около Ивенца Воложинского района, который стал для него местом постоянного жительства до конца дней. Однако много времени проводил писатель в Минске, в среде демократической интеллигенции.
Вместе с писательской деятельностью Дунин-Марцинкевич активно занимался и просветительской работой — организовывал белорусские школы, собирал фольклор, записывал разговорный язык. У него в доме собиралась вся минская интеллигенция, где обсуждали состояние белорусской культуры и литературы.
Особого внимания заслуживает театральная деятельность Винцента Дунина-Марцинкевича. Его стараниями был создан первый белорусский театральный коллектив. В историю белорусской культуры он вошел под названием Театр Дунина-Марцинкевича. Увлечение театром пришло к Дунину-Марцинкевичу очень рано, ещё в то время, когда он жил в Петербурге и Вильно. Не пропускал он ни одного спектакля и в Минске. Вероятно, с этого зрительского увлечения и начался Марцинкевич-драматург, режиссёр и актёр. Под влиянием спектаклей русских и польских трупп у него родилась мысль создать свой, отличительный, белорусский театр. В труппу театра входила семья писателя, соседи, ученики местной школы, знакомые и крестьяне. Театр выступал преимущественно в фольварке Люцинка. Репертуар состоял из пьес, написанных самим драматургом. Театр был синтетическим и вбирал в себя разные виды сценического творчества: драматическое, вокально-музыкальное и танцевальное искусство. Он наследовал традиции народного сценического искусства и был центром демократической культуры. Театр Дунина-Марцинкевича пробуждал национальное самосознание зрителей. Первая постановка комической оперы «Селянка» (Идиллия") состоялась 9 февраля 1852 года, а на театральных подмостках открыто прозвучало белорусское слово. Эта дата и считается отправной в возникновении белорусского сценического искусства. После первого представления спектакль был запрещен властями и в дальнейшем ставился в Минске и белорусских местечках нелегально.
С марта 1862 и до 22 февраля 1864 года в Добровлянах прятался от преследования царской администрации. В марте 1862 года временный военный губернатор Минской губернии генерал-майор Кушалев разослал циркуляр, в котором было написано: «По полученным мною правдивым сведениям выясняется, что помещиком Марцинкевичем написаны на народном белорусском языке возмутительное стихотворение под заглавием „Гутарка старого деда“, что имеет целью возбудить крестьян западных губерний против правительства, … и что г. Марцинкевич старается распространять произведение свое… среди простого народа». Винцент Дунин-Марцинкевич нашел приют в Добровлянах у Матильды Бучинской. После того как имение Добровляны Свенцянского уезда было секвестровано, с 22 февраля 1864 года вынужден был переехать в близлежащее местечко Свирь, где проживал полгода до самого своего ареста
Во время восстания полиция приписывала ему авторство антиправительственных изданий. Ссылка дочери Камиллы, арест самого Дунина-Марцинкевича с 1864 по 1865 год, денежные штрафы, строгий надзор полиции после освобождения из тюрьмы — все это большой тяжестью легло на писателя. Театральная деятельность Дунина-Марцинкевича не достигла настоящего расцвета из-за неблагоприятных внешних условий, но послужила фундаментом для дальнейшего развития белорусской драматургии и профессионального театра. Умер в 1884 году.
Винцент Дунин-Марцинкевич (Викентий Иванович Дунин-Марцинкевич) — белорусский писатель и драматург, классик белорусской литературы. Родился Винцент (Викентий Иванович)… Развернуть
Януш Анджей Зайдель — второй по известности после Станислава Лема польский писатель-фантаст. Общественный деятель, активный член польского авторского общества ZAiKS. Автор 7-ми романов, около 80-ти рассказов, сценариев научно-популярных фильмов, а также ряда научных статей. Переводился на русский, чешский, венгерский и немецкий языки.
Януш Зайдель родился и прожил всю жизнь в Варшаве. Окончил физико-математический факультет Варшавского университета по специальности «физика атомного ядра». Работал в Центральной лаборатории радиологической защиты. Дебютировал на страницах журнала «Млоды техник» в 1961 году рассказом «Тау Кита». Проза раннего периода представляет собой типичную, малооригинальную «прозу ученого» на темы машин и механизмов, контактов с другими цивилизациями, космических полетов и научных открытий.
Резкий поворот в творчестве Зайделя произошел на рубеже 70-80-х годов, когда примкнул к движению «Солидарность». В этот период он написал свои главные книги в жанре социально-политической фантастики: «Цилиндр Ван Троффа», «Предел», «Изнанка тени», «Голая правда о планете Кси» и «Рай». Эти романы сразу вывели его в лидеры польских фантастов, выдержали ряд переизданий и составили ядро польской социальной фантастики. В каждом из них описаны различные виды тоталитарных режимов, на Земле и за её пределами, показаны опасности, которые несёт в себе установление таких режимов в иных звёздных системах.
Скончался Януш Зайдель от рака. После его смерти осталось несколько неизданных рассказов и конспектов с изложениями новых произведений. Все они были изданы в посмертном сборнике «Прощальные заметки» (1989).
Януш Анджей Зайдель — второй по известности после Станислава Лема польский писатель-фантаст. Общественный деятель, активный член польского авторского общества ZAiKS. Автор… Развернуть
Urodzony 20 lutego 1987 roku w Gdyni. Absolwent stosunków międzynarodowych na Akademii Marynarki Wojennej. Dziennikarz „Gazety Bankowej”, członek zespołu redakcyjnego oraz wydawca portalu wGospodarce.pl.
Debiutował w 2010 roku w „Nowej Fantastyce” opowiadaniem „Dzieci Syberyjskie”.
Na kilka lat porzucił działalność pisarską, by powrócić w powieściach „Czarna kolonia” (2016) i Wilk (2016).
W 2017 roku wydał swoje opowiadanie w antologii Ostatni dzień pary 2.
Jego opowiadanie „Husarze Śmierci” zdobyło drugą nagrodę w konkursie Stwórz Swoją Historię.
Opowiadanie „Księga Ostrzy” zajęło także drugie miejsce w konkursie Dylematy Singielki
W dzieciństwie chciał być archeologiem, potem filmowcem, ostatecznie odnalazł się w tworzeniu literatury, bo jak sam mówi „ dla literatury wystarczy tylko kartka i długopis”.
Zapytany o swoich literackich idoli wymienia jednym tchem Rafała Dębskiego, Feliksa Kresa, Georga R.R. Martina, Miroslava Žambocha i Mario Puzo.
Jak sam mówi, nie potrafi nie wymyślać stale nowych historii. Nieustanne tworzenie scenariuszy to jego największe uzależnienie.
Najbardziej lubi spacery i długie rozmowy z żoną oraz rozgrywki Warhammera. Doskonale sprawdza się jako kura domowa, chociaż od dzieciństwa walczy z kapciami, które uznaje za element systemu domowej opresji.
Urodzony 20 lutego 1987 roku w Gdyni. Absolwent stosunków międzynarodowych na Akademii Marynarki Wojennej. Dziennikarz „Gazety Bankowej”, członek zespołu redakcyjnego oraz… Развернуть
Малгожата-Каролина Пекарска (польск. Małgorzata Karolina Piekarska) - польская писательница, журналистка и тележурналистка.
Как писательница дебютировала в 1986 году в общественно-литературном ежемесячном издании «Okolice» с четырьмя рассказами. В 1996–2017 годах сотрудничала с TVP. Репортер программ « Telewizyjnym Kurierem Warszawskim » на каналі TVP Warszawa. В 2006–2009 годах выступала редактором программы «Kurierem Mazowieckim». Автор телепрограмм «Dżingiel», «Patefon», «Wiarus», «Warsaw Detective или по следам городских тайн». Покинула TVP, написав публичное письмо президенту TVP Яцеку Курски, в котором выразила протест, в частности против его программной политики на TVP.
В 1994–2006 годах она сотрудничала с двунедельником «Cogito». Колонки Малгожаты-Каролины в журнале «Wzrockowisko», опубликованные в 1998–2005 годах, позднее были изданы в виде книги. До 2006 года она сотрудничала с двухнедельником «Victor gimnazjalista», в котором были опубликованы эпизоды ее романов «Класс пани Чайки» (польск. Klasa pani Czajki), «Tropiciele» и «Dzika» . Также сотрудничала с другими журналами и альманахами.
Автор книг для детей и молодежи, действие которых происходит в районе Варшавы Saska Kępa, где живет сама Малгожата-Каролина и откуда родом ее семья. В 2005 году выходит ее документальная книга «Девятнадцатилетний моряк» (польск. Dziewiętnastoletni marynarz) - коллекция писем ее двоюродного деда Збигнева Пекарского, написанные им во время учебы в Морском училище в Тчеве. Основанная на воспоминаниях отца, Мацея Пекарски, о разрушении Замочского края во время Второй мировой войны, книга «Сын двух матерей» (польск. Syn dwóch matek) выходит в 2016 году.
Малгожата-Каролина является членом польского отделения IBBY и Союза польских писателей.
Малгожата-Каролина Пекарска ( польск . Małgorzata Karolina Piekarska) - польская писательница, журналистка и тележурналистка. Как писательница дебютировала в 1986 году в… Развернуть
Анджей Стасюк (Andrzej Stasiuk) — польский поэт, прозаик, журналист.
Не закончил среднюю школу. Дезертировал из армии, полтора года провёл за это в тюрьме, участвовал в пацифистском движении. В 1987 уехал из столицы, поселился в Низких Бескидах. В 1996 вместе с женой основал в селе Воловец издательство «Чарне», специализирующееся на издании писателей Центральной и Восточной Европы; здесь, среди прочих, вышли книги Д. Угрешич, Ю. Андруховича, С. Жадана, З. Хаупта.
Стасюк признаёт, что на его прозу решающим образом повлияли М. Хласко и Д. Керуак.
Анджей Стасюк ( Andrzej Stasiuk ) — польский поэт, прозаик, журналист. Не закончил среднюю школу. Дезертировал из армии, полтора года провёл за это в тюрьме, участвовал в… Развернуть
Майя Лидия Коссаковская (полное имя — Майя Лидия Корвин-Коссаковская-Гжендович) — польская писательница, работавшая преимущественно в жанре фэнтези.
Её называют первой дамой польской фантастики. В своей работе писательница пользовалась только девичьей фамилией, потому что, по её словам, не хотела «смешивать и комбинировать». В детстве мечтала стать режиссёром, а также кукольником, скульптором и археологом. Всегда обожала посещать очаровательные старые городки, где можно остановиться в маленьком традиционном трактире. Любимыми способами проводить свободное время были: смотреть на море, гулять по пляжу, рисовать картины, шить куклы и копаться в старом хламе.
Родилась в 1972 г. в Варшаве, закончила Лицей Пластического Искусства по специальности «пластик», специалист витринного искусства, а затем — Варшавский университет, по специальности «историк» (специализация – «археология Средиземноморья»). Работала журналисткой, создавала ТВ-программы, писала картины и стихи. Была одной из формальных наследниц дворца Коссаковских в Варшаве (такую информацию писательница дала на обложке одной из своих книг, хотя права собственности на этот дворец сомнительны, ибо в 1930 году наследники Станислава Казимира Коссаковского продали дворец Варшавскому страховому обществу). В дополнение ко всему вышеперечисленному - являлась женой писателя Ярослава Гжендовича.
Дебютировала Коссаковская в 1997 году (рассказ «Муха» в журнале «Fenix»). Затем на страницах того же журнала в 1999 году вышли «Sól na pastwiskach niebieskich» и «Schizma», в 2000 году писательница опубликовала ещё 4 рассказа, причём 3 из них в «Fenix» (в хронологическом порядке): «Hekatomba», «Kosz na śmierci», «Wieża zapałek» и «Beznogi tancerz». Следующий год был для неё не таким плодотворным, «Fenix» опубликовал рассказы «Diorama» и «Żarna niebios», но 2002 год оказался ещё хуже — вышел только рассказ «Zwierciadło», помещённый в антологии «Wizje alternatywne 4». Зато в 2003 году Коссаковская уже основательно вписала своё имя в каноны польской фэнтези, выпустив с помощью издательства «Runa» сборник «Obrońcy Królestwa», содержащий все предыдущие рассказы (кроме «Żarna niebios»), действие которых происходит в Королевстве — авторской версии иудейско-христианско-исламских небес, — и новые, написанные специально для этого сборника.
В следующем году она заявила о себе ещё громче, выпустив роман «Сеятель ветра», переломное произведение в своей карьере. В том же году в четырёх разных местах появились ещё 4 рассказа: в антологии «PL+50. Historie przyszłości» — «Serce wołu», в антологии «Demony» — «Więzy krwi», в антологии «Małodobry» — «Spokój Szarej Wody» и в антологии «Wizje alternatywne 5» — «Smutek». Затем в 2005 и 2006 годах выходит двухтомник «Zakon Krańca Świata», а также рассказы «Szkarłatna fala» в антологии «Deszcze niespokojne» и «Smok tańczy dla Chung Fonga» в антологии «Księga smoków». В 2007 году опубликован сборник рассказов «Więzy krwi» и очередной роман, «Ruda Sfora», на этот раз основанный на якутской мифологии. В том же году «Сеятель ветра» дождался переиздания. После такого урожайного года в 2008 году поклонники писательницы увидели лишь освежённое издание сборника «Obrońcy Królestwa», к которому добавились два рассказа — «Ringo» и «Żarna niebios», — а сам сборник получил название «Żarna niebios».
Но фэнам стоило подождать, ибо 2009 год принёс им четыре микроромана из цикла «Upiór południa» — произведения, которые писательница считала самыми исключительными в своём творчестве. Каждый из четырёх микророманов написан другим языком и совершенно в другом стиле, объединяет их только общий лейтмотив — жара. (В 2018 году редакция альманаха «Fenix Antologia» отметила этот цикл специальной премией как самые недооценённые книги последних лет.) А в 2010 году читатели вернулись к полюбившимся героям «ангельского» цикла в двухтомнике «Zbieracz burz». В 2011 году писательница показала себя с другой стороны, выпустив юмористический роман «Grillbar Galaktyka». После трёхлетнего перерыва свет увидели две книги из цикла «Takeshi». В 2017-2018 годах Коссаковская продолжила «ангельский» цикл, издав три тома романа «Bramy Światłości».
Писательница дважды удостаивалась премии польского фэндома имени Януша Зайделя; два раза её рассказы признавались лучшими по итогам открытого читательского голосования (премия «SFinks»). В активе Коссаковской премия «Серебряный Глобус» от Ассоциации польских писателей-фантастов и премия «Слёнкфа» от Силезского клуба фантастики.
Коссаковская любила в своих произведениях экспериментировать со стилями и жанрами. Но всегда была внимательна к мелочам: она старательно описывала отдельные сцены и разделы, была очень тщательна и последовательна в своих решениях. Ярослав Гжендович в 2012 году на Полконе рассказывал, что Майе для работы требуется абсолютная тишина, иначе она не может сосредоточиться, а в 2016 упомянул, что Майя способна бросить всё и даже спалить дом, когда приходят авторские экземпляры — от них она не может оторваться.
Писательница коллекционировала фигурки и статуэтки, но, вопреки ожиданиям, только одна из коллекции представляет ангела. Подавляющее большинство — это кони и кошки, которых Майя с взаимностью обожала. Она была чрезвычайно практичной: на необитаемый остров взяла бы самоучитель по выживанию и практическое руководство, как построить лодку. А также множество карандашей и блокнотов.
Вместе с мужем она охотно убегала от шума и суеты большого города в небольшой летний домик, где она чувствовалат себя на своём месте, набираясь энергии для дальнейшей работы.
23 мая 2022 года погибла в результате пожара в своём загородном доме в Старых Залубицах.
Майя Лидия Коссаковская (полное имя — Майя Лидия Корвин-Коссаковская-Гжендович) — польская писательница, работавшая преимущественно в жанре фэнтези. Её называют первой дамой… Развернуть
Литовский поэт, переводчик, литературовед, эссеист, диссидент и правозащитник.
Томас Венцлова родился в 1937 году в Клайпеде, в семье писателя и общественного деятеля Антанаса Венцловы, который в 1940 году был министром просвещения советизированной Литвы. В 1960 году Томас Венцлова окончил вильнюсский университет, писал стихи, переводил Ахматову, Пастернака, встречался с ними. В 66 познакомился с Бродским, которого тоже переводил, как и Бродский Венцлову. В начале 70 в Тарту у профессора Лотмана он занимался семиотикой, участвовал в диссидентской деятельности и самиздате. В 77-м получил разрешение поехать с лекциями в Беркли, туда его пригласил польской поэт Чеслав Милош, ставший другом. В том же году Венцлова был лишен советского гражданства. Этому предшествовало написание им письма в ЦК компартии, когда, по словам поэта, жизнь в Советском Союзе стала для него невыносимой. В послании, в частности, говорилось: «Коммунистическая идеология мне совершенно чужда и представляется ошибочной. Ее господство принесло моей стране немало бедствий. Барьеры на пути информации, репрессии по отношению к инакомыслящим толкают наше общество в застой. Это губительно не только для культуры, но и самого государства. Не в моих силах что-либо в этом изменить. Единственное, что я чувствую обязанным сделать – это откровенно изложить свое мнение». Завершалось письмо просьбой выпустить его за границу. Просьбу удовлетворили.
С 1980 г. профессор на кафедре славянских литератур Йельского университета (Нью-Хейвен), преподает русскую и польскую литературу, равно как и литовский язык. В 1985 году получил докторскую степень за книгу “Неустойчивое равновесие” (анализы стихов от Пушкина до Бродского), изданную по-русски в США.
Переводил на литовский язык стихотворения Анны Ахматовой, Бориса Пастернака, Иосифа Бродского, Осипа Мандельштама, Хлебникова, Т. С. Элиота, Шарля Бодлера, Оскара Милоша, Лорки, Рильке, Одена, Паунда, Превера, Кароля Войтылы, Збигнева Херберта, Чеслава Милоша, Виславы Шимборской и других поэтов. Издал несколько книг стихотворений, сборников публицистики, литературно-критических и историко-литературных работ, сборник своих переводов, также путеводитель по Вильнюсу (переведён на ряд европейских языков), книгу «Имена Вильнюса» („Vilniaus vardai“; сам автор характеризует её как своего рода личную энциклопедию вильнюсцев от Миндовга и Гедимина до Милоша; включает 564 персоналии[2]). В 2009 году вышел английский вариант этой книги („Vilnius. A Guide to Its Names and People“).
Стихи Томаса Венцловы переводились на английский, венгерский, немецкий, польский, португальский, русский, словенский, чешский, шведский и другие языки. На русский язык поэзия Венцловы публиковалась в переводах Виталия Асовского, Иосифа Бродского, Владимира Гандельсмана, Натальи Горбаневской, Георгия Ефремова, Виктора Куллэ, Александра Кушнера, Константина Русанова, Павла Шкарина и других поэтов и переводчиков.
Литовский поэт, переводчик, литературовед, эссеист, диссидент и правозащитник.
Томас Венцлова родился в 1937 году в Клайпеде, в семье писателя и общественного деятеля Антанаса… Развернуть
Войцех Кучок (Wojciech Kuczok) — польский писатель, сценарист, кинокритик. В числе его увлечений есть такое специфическое занятие, как спелеология.
Родился 18 ноября 1972 в городе Хожув. Кучок окончил университет Силезии, является аспирантом Ягеллонского Университета. В начале 90-х годов состоял в поэтической группе Na Dziko.
Войцех Кучок ( Wojciech Kuczok ) — польский писатель, сценарист, кинокритик. В числе его увлечений есть такое специфическое занятие, как спелеология.
Родился 18 ноября 1972 в… Развернуть
Польский писатель русского происхождения. Также работал педагогом и журналистом.
Игорь Неверли родился в русско-чешской семье Николая Абрамова, капитана 8-го Эстонского пехотного полка, и Веры-Терезы. Ее отец, Йозеф Неверли, чех, занимал должность великого ловчего при дворе российского императора Николая Второго.
С 1914 года Игорь проживал в Симбирске, где в 1920 окончил гимназию. В 1921—1923 годах изучал юриспруденцию в Высшем институте народного образования имени Михаила Драгоманова (был исключен за взгляды), а впоследствии — педагогику на факультете общественных наук Свободного польского университета в Варшаве.
В 1918 Неверли записался в ряды комсомольцев, а в 1921 вместе с несколькими приятелями вышел из членов ВЛКСМ. После основания в Киеве социал-демократического кружка попал под арест и был сослан в Одессу. В 1924 году Игорь с другом напечатал листовки и раскинул их возле одесской биржи труда, за что получил наказание — еще одну ссылку. В Киеве, на этапе до Соловецких островов, он бежал и вскоре нелегально перешел польско-советскую границу — через р. Горынь вблизи Острога. В 1925 приобщился к прогрессивной педагогической деятельности, познакомившись с Янушем Корчаком. В 1926 году Неверли стал секретарем Корчака, а в 1932 перенял от него должность главного редактора журнала «Mały Przegląd» («Малый мир»), которым руководил до 1939 года. В то время секретарем редакции была его жена Барбара Абрамова-Неверли (в девичестве — Ярецкая), на которой он женился 14 апреля 1931 года. Их сын — прозаик и драматург Ярослав Абрамов-Неверли.
В 1932 году Игорь Неверли дебютировал как публицист под псевдонимом Ежи Абрамов. В 1943, во время немецкой оккупации, его как польского подпольщика арестовали гестаповцы, и до конца войны Неверли был узником концентрационных лагерей — Майданека, Освенцима, Ораниенбурга и Берген-Бельзена.
В 1945 году Неверли вновь привлекается к общественной, педагогической и журналистской деятельности — принимает участие в Рабочем обществе друзей детей и работает редактором молодежного журнала Świat Przygód («Мир приключений»).
В 1947 он вступил в Польскую социалистическую партию, a в 1948—1966 годах принадлежал к Польской объединенной рабочей партии. Помогая диссидентам, которых преследовала власть ПНР, Неверли фиктивно нанял Яцека Куроня как своего личного секретаря.
После войны Игорь Неверли играл большую роль в жизни литературной среды. Он занимался Группой молодых писателей, с 1964 два срока подряд был председателем Варшавской организации Союза польских литераторов.
С 1958 года и до конца жизни он проводил летние и осенние месяцы в селе Згон, в Варминско-Мазурском воеводстве. В доме, который принадлежал ему и Зофии Лапицкой, Неверли написал «Сопка голубого сна» и «Остатки после празднества богов».
Похоронен на кладбище «Воинское Повонзки» в Варшаве.
Литературную карьеру Игорь Неверли начал в 1948 году полудокументальной повестью «Парень из Сальских степей» о жизни и приключениях врача Владимира Дергачёва. Прообразом главного героя был ветеринар Владимир Дегтярёв, с которым автор повести находился в концлагере. В повести «Архипелаг возвращённых людей», вышедшей в 1950, речь идет о социалистическом воспитании молодежи. Роман «Памятка с фабрики „Целлюлоза“» («Под фригийской звездой», 1952) рассказывает о жизни Щенсного — рабочего, который в межвоенное время стал коммунистом. На основе этого произведения Ежи Кавалерович совместно с автором написали сценарии двух фильмов — «Целлюлоза» и «Под фригийской звездой». Экранизирован также рассказ Игоря Неверли «Кастелянка» (1983). В 1960 году писатель опубликовал приключенческий роман «Лесное море». Роман «Живые связи» (1966) — записанные в художественной форме мемуары о Януше Корчаке. Произведения Игоря Неверли переведены на многие языки.
Польский писатель русского происхождения. Также работал педагогом и журналистом. Игорь Неверли родился в русско-чешской семье Николая Абрамова, капитана 8-го Эстонского… Развернуть
Зофья Посмыш (настоящее имя Зофья Посмыш-Пясецкая) - писательница, автор киносценариев, радио- и телепостановок, радиожурналист. Родилась 23 августа 1923 года в Кракове.
Зофья Посмыш три года была узницей гитлеровских концлагерей. Во время оккупации она училась на подпольных гимназических курсах, работала на фабрике кабелей. 15 апреля 1942 года по доносу была арестована за распространение листовки Союза вооруженной борьбы. Шесть недель, пока длилось следствие, провела в краковской тюрьме Гестапо, а оттуда была отправлена в концлагерь Аушвиц-Биркенау. Пережила двухмесячное пребывание в штрафной роте, дважды ее спасал от смерти лагерный врач Януш Монковский. Зофью перевели на более легкие работы (на кухне и продовольственном складе), что давало шанс на выживание. 18 января 1945 года Зофью перевели в концлагерь Равенсбрюк, а затем в филиал этого лагеря в Нойштадт-Глеве, где 2 мая 1945 года она обрела свободу.
Зофья Посмыш поселилась в Варшаве. Поступила в университет на факультет полонистики. Работала корректором в газете «Глос Люду» («Голос народа»). Дебютировала в этом издании в 1945 году статьей об эсэсовцах из Аушвица, которых судили в Германии. Статью она подписала не фамилией, а своим лагерным номером: 7566. Затем несколько лет избегала писать на лагерную тему. В 1952 году начала работать на Польском радио, сначала в отделе просвещения, через два года перешла в редакцию репортажа, которую возглавила в 1958 году. В то время радиорепортажи готовились в письменном виде, а не в форме звукозаписи (отсутствовала необходимая техника); написанные репортерами тексты затем читали дикторы в студии. В 1959 году Зофья Посмыш начала создавать более амбициозные в литературном отношении радиопостановки. Она способствовала развитию этого жанра (специфически польского) до высокого художественного уровня; теперь в создании радиопостановок участвовали наиболее выдающиеся польские режиссеры и актеры. И все же она осталась верна методу репортажа.
Первой радиопьесой Зофьи Посмыш была «Пассажирка из каюты 45» 1959 года (к лагерной теме автор обратилась только спустя 14 лет после освобождения). Через год появилась радиопостановка, а затем — рассказ «Ave Maria» о девушке-узнице Биркенау, которая впервые в жизни заинтересовалась музыкой в лагере, стала брать уроки классического пения у заключенных и выступать с лагерным оркестром, благодаря чему и выжила. Следующие несколько лет Посмыш посвятила современной проблематике. История непростой любви ученика к сельской учительнице сначала была написана для радио и называлась «Прежде чем вы меня узнаете», затем был написан рассказ «Счастье пани Янины», а потом — сценарий фильма (неудачного) Януша Вейхерта «Терпкий боярышник» (1966). Радиопьеса «Я сжигаю Мартина Идена» легла в основу сценария фильма «Малыш» Юлиана Дзедзины (1970) о трагической судьбе мальчика, которому не удалось вырваться из рабочего общежития в лучшую, городскую, культурную среду. Как признавалась сама писательница, под влиянием репортажей — ее собственных или чужих — были также написаны повести «Микроклимат» (аспирантка сталкивается с реалиями польских совхозов; 1975) и «Цена» (о враче, которая любой ценой хочет оторваться от деревенских корней, из-за чего ее семейная жизнь терпит фиаско; 1978). В современных произведениях Зофья Посмыш часто анализирует психологические издержки миграции из одного социального класса в другой, последствия цивилизационных и нравственных трансформаций.
Ее произведения лагерной тематики отчасти автобиографичны. В «Каникулах на Адриатике» (1970) — апологии дружбы двух узниц — еще присутствует изящная стилизация, где схема рыцарского романа сталкивается с реалиями концлагеря. Один из трех рассказов «Тот самый доктор М», составляющих одноименный сборник (1981), уже напрямую рассказывает о лагерном докторе Монковском, который спас писательницу от смерти. В воспоминаниях «К свободе, к смерти, к жизни» Зофья Посмыш рассказывает о трагических судьбах бывших узниц лагеря Нойштадт-Глеве, возвращающихся в Польшу через занятые советскими войсками территории. В рассказе 2008 г. «Христос из Освенцима» писательница описывает историю лагерного талисмана — сделанного в Аушвице кулончика, подаренного Зофье влюбленным в нее заключенным, капитаном Тадеушем «Лисовским» Паолоне, убитым за участие в подпольной деятельности.
«В Аушвице я встретила людей, в святости которых я не сомневаюсь. Я считаю, что это единственная тема, на которую мне еще стоило бы писать», — призналась Зофья Посмыш.
Зофья Посмыш (настоящее имя Зофья Посмыш-Пясецкая) - писательница, автор киносценариев, радио- и телепостановок, радиожурналист. Родилась 23 августа 1923 года в Кракове.… Развернуть