Индийский поэт Рабиндранат Тагор родился в Калькутте и был младшим из четырнадцати детей в известной и состоятельной семье. Его отец, Махариши Дебендранат Тагор, был брахманом, часто совершавшим паломничества к святым местам Индии. Его мать, Сарада Деви, умерла, когда Тагору было 14 лет. Лишившись матери, юноша ведет одинокую и замкнутую жизнь. Он начинает писать стихи с восьми лет, учится сначала дома, затем в частных школах, в т. ч. в Восточной семинарии в Калькутте, в педагогическом училище и Бенгальской академии, где изучает бенгальскую историю и культуру. Путешествуя с отцом в 1873 г. по северу Индии, мальчик был потрясен красотой увиденного, богатством многовекового культурного наследия.
В 1878 г. была опубликована эпическая поэма Тагора "История поэта" ("Kabikahinе"). В том же году он уезжает в Англию изучать право в Университетском колледже Лондона, однако через год, не получив диплома, возвращается в Индию и некоторое время живет в Калькутте, где по примеру старших братьев начинает писать. В 1883 г. он женится на Мриналини Деви, от брака с которой у него было два сына и три дочери, выпускает свои первые поэтические сборники: "Вечерние песни" ("Sandhya Sangeet", 1882) и "Утренние песни" ("Prabhat Sangeet", 1883), которые положили начало его поэтической карьере.
В 1890 г. по просьбе отца Тагор становится управляющим родового поместья в Шелайдехо в Восточной Бенгалии, где живет в особняке и в доме на воде на реке Падма. Сельские пейзажи и обычаи - главная тема стихов Тагора 1893-1900 гг., среди которых следует выделить сборники "Золотая ладья" ("Sonar Tari", 1894) и "Мгновение" ("Khanika, 1900). "Это был самый продуктивный этап моей литературной деятельности", - писал впоследствии об этом времени сам поэт. Образ "золотой ладьи", метафоры человеческой жизни в потоке времени, встречается и в последующих произведениях Тагора. В "Мгновении" романтически приподнятый стиль ранних стихотворений уступает место более разговорному, что вызвало недовольство многих индийских критиков того времени, которых покоробил самобытный поэтический голос Тагора.
В 1901 г. Тагор переехал в Шантиникетан, семейное поместье под Калькуттой, где вместе с еще пятью учителями открыл школу, ради чего жена Тагора продала большую часть драгоценностей, а сам поэт - авторское право на издание своих сочинений. В это время Тагор совмещает преподавание с литературным трудом, пишет не только стихи, но и романы, рассказы, книги по истории Индии, учебники и статьи по вопросам педагогики.
После смерти жены в 1902 г. Тагор публикует сборник лирических стихов "Память" ("Sharan"), пронизанных щемящим чувством утраты. В 1903 г. от туберкулеза умирает одна из дочерей, а в 1907 г. от холеры - младший сын поэта.
В 1912 г. старший сын отправляется учиться в США в сельскохозяйственный колледж Иллинойского университета, и Тагор, который едет вместе с ним, делает остановку в Лондоне, где показывает свои стихи в собственном переводе на английский язык Уильяму Ротенстайну, английскому живописцу и литератору, с которым познакомился годом раньше в Индии. В том же, 1912 г. при содействии Ротенстайна в "Индийском обществе" ("India Society") выходят "Жертвенные песни" ("Gitanjali"), с предисловием Уильяма Батлера Йитса, после чего Тагор становится известен в Англии и США. Эзра Паунд, в то время неофициальный секретарь Йитса, хвалил стихи Тагора за "высшую мудрость, напоминание обо всем том, что в хаосе западной жизни... в столпотворении городов, в трескотне коммерческой литературы, в водовороте рекламы вылетает из головы".
Тагор получил Нобелевскую премию по литературе в 1913 г. "за глубоко прочувствованные, оригинальные и прекрасные стихи, в которых с исключительным мастерством выразилось его поэтическое мышление, ставшее, по его собственным словам, частью литературы Запада". В своей речи представитель Шведской академии Харальд Йерне отметил, что "наибольшее впечатление на членов Нобелевского комитета произвели "Жертвенные песни"". Йерне также упомянул английские переводы других, как поэтических, так и прозаических, произведений Тагора, которые в большинстве своем были опубликованы в 1913 г. Заметив, что стихи Тагора "наполнены общечеловеческим смыслом", Йерне назвал поэта "фигурой, сближающей мир Востока и Запада".
Тагор, находившийся в то время в США, на торжественной церемонии не присутствовал, но прислал телеграмму, в которой выражалась признательность "за широту взглядов, делающих далекое - близким, а чужое - родным". В отсутствие лауреата награда была вручена английскому послу в Швеции. Денежную премию Тагор пожертвовал своей школе, Визва-Бхарати, ставшей после первой мировой войны университетом с бесплатным обучением.
В 1915 г. Тагор получил рыцарское звание, однако через четыре года, после расстрела британскими войсками мирной демонстрации в Амритсаре, от него отказался. В течение последующих тридцати лет поэт совершает поездки в Европу, в США, в Южную Америку и на Ближний Восток. Его картины (Тагор начал заниматься живописью в возрасте 68 лет) выставлялись в Мюнхене, Нью-Йорке, Париже, Москве, в других городах мира.
Хотя на Западе Тагор больше известен как поэт, он был также автором многочисленных пьес: "Жертвоприношение" ("Visarjan", 1890), герой которой, молодой человек, занят мучительными поисками истины; "Почта" ("Dakghar", 1912) - печальная история подростка; "Красные олеандры" ("Rakta-Karabi", 1925) - драма социального и политического протеста. Многочисленные новеллы Тагора, в основном из жизни бенгальского крестьянства, впервые появились на английском языке в 1913 г. в сборнике "Страждущие камни и другие рассказы" ("Hungry Stones and Other Stories"). Тагор был удостоен почетной степени четырех университетов Индии, был почетным доктором Оксфордского университета. Он умер в Калькутте, в 1941 г., после продолжительной болезни.
Индийский поэт Рабиндранат Тагор родился в Калькутте и был младшим из четырнадцати детей в известной и состоятельной семье. Его отец, Махариши Дебендранат Тагор, был брахманом,… Развернуть
Идрис Шах — великий Шейх суфиев — писатель и ученый. Автор серии книг по истории и развитию культуры, опубликовал фольклорный материал, формирующий различные культуры. Им написано более 30 книг книг по психологии, философии, антропологии и социологии, взаимодействию культур в процессе формирования цивилизаций Востока и Запада, библиографии, книги для детей, собрания сказок и юмористические произведения. Произведения И. Шаха переведены на 12 языков, изданы общим тиражом свыше 15 миллионов экземпляров и награждены многими международными премиями.
Идрис Шах родился в выдающейся Хашимитской семье, родословная и титулы которой восходят к Пророку Мухаммаду, что подтверждено и засвидетельствовано докторами исламского права в 1970 г. Его обучением занимались частные наставники на Востоке и на Западе во время его странствий, а также на него оказали влияние его многочисленные встречи с людьми в разных концах света. За свою жизнь он совершил немало путешествий, что характерно для суфийского образования и развития. В соответствии с суфийской традицией, вся его жизнь, в сущности, была посвящена служению. Его знания и интересы казались безграничны, а его усилия и достижения обнаруживались во многих странах и в самых неожиданных областях человеческой деятельности.
И. Шах был директором по науке Института Культурных Исследований — образовательной организации, поддерживающей изучение человеческой мысли в сфере взаимодействия различных областей знания и культурного обмена. Он был советником ряда монархов и глав государств, членом и одним из основателей Римского Клуба, членом правления Королевского Гуманитарного Общества, а также — Королевского Госпиталя и Дома Неизлечимо Больных; основателем издательского дома Октагон Пресс.
В своих книгах Идрис Шах предпринимает широкомасштабную попытку представить картину деятельности суфиев на протяжении новейшей истории и в наши дни. Преодолевая на первых порах сопротивление определённых представителей учёного мира и догматически настроенных теологов, Шах вынес суфизм из кабинетов учёных, до той поры считавших его своей вотчиной, отказав при этом разномастным «эзотеристам» в их претензии на участие в нём, и сделал суфизм доступным широкой читающей публике. Он приглашает читателя подойти к суфийским идеям и испробовать их на себе. Его отрезвляющий голос весьма отличен от эзотерического гвалта последних десятилетий. Работы его отличаются живостью и современным духом, вводя нас в мир традиционной психологии, литературы, философии и суфийской мысли и обеспечивая, таким образом, широкий исторический и культурный контекст для суфийской мысли и действия.
Работы И. Шаха получили широчайший резонанс в литературной и научной среде Запада и Востока. Методы и образцы подходов к самым различным вопросам, разбросанные на страницах его книг, стали использоваться совершенно разными людьми, и каждый из них применял эти методы в своей области. С лёгкой руки Идриса Шаха в течение последних десятилетий произошёл неожиданный скачок в развитии таких областей, как психология, социология, философия, образование, антропология и художественная литература. На развивающий стимул, заложенный в произведениях Идриса Шаха, отозвались такие известные люди как поэт Роберт Грейвс, писательница Дорис Лессинг, социолог Леонард Левин, психологи: Артур Дейкман — основатель одной из школ психотерапии, а также один из основоположников теории правого и левого полушарий мозга — Роберт Орнстайн. Современное литературоведение выявило, что суфийская традиция являлась фундаментальным источником вдохновения и в творчестве Луиса Борхеса (Giovanna de Garayalde Jorge Luis Borges: Sources and Illumination, London, The Octagon Press, 1978).
«Представьте себе, что Эйнштейн взял бы один из аспектов своей Теории Относительности и „подсунул“ его астроному, а другой аспект, скажем, — биологу и т. д. Вполне вероятно, что после этого в различных областях науки начались бы поистине революционные процессы, хотя при этом никто бы даже и не подозревал, что ко всему этому приложил руку мастер.
Не исключено, что нечто подобное происходит сегодня... Возможно, Идрис Шах как раз и есть тот самый человек за сценой, который дал импульс подобным процессам…», — писала лондонская газета «Evening News».
Мировая печать всегда живо откликалась на них в лице таких ведущих изданий, как Нью-Йорк Таймс, Трибьюн и другие. Своими публикациями Идрис Шах создал общекультурный духовный феномен (как в литературе, так и в областях им затронутых), изменивший современные представления о человеке, о его социальной и духовной функции в мире, о его природе и предназначении. Многие университеты и колледжи Востока и Запада ввели его работы в программы изучения таких дисциплин, как психология, социология и литература. В некрологе о нём, помещённом в лондонской Дейли Телеграф, сообщается: «Его воздействие не поддаётся оценке, а его наследие — неизмеримо. Говорят, он был Суфийским Учителем Века».
Идрис Шах — великий Шейх суфиев — писатель и ученый. Автор серии книг по истории и развитию культуры, опубликовал фольклорный материал, формирующий различные культуры.… Развернуть
Джозеф Редьярд Киплинг - английский писатель, поэт и новеллист.
Редьярд Киплинг родился в Бомбее (Индия) в семье профессора местной школы искусств Джона Локвуда Киплинга и Алисы (Макдональд) Киплинг. Имя Редьярд он получил, как полагают, в честь английского озера Редьярд, где познакомились родители. Ранние годы, полные экзотических видов и звуков Индии, были очень счастливыми для будущего писателя. Но в возрасте 5 лет вместе со своей сестрой он отправляется на учёбу в Англию. В течение 6 лет он жил в частном пансионе, хозяйка которого (Мадам Роза) плохо обращалась с ним, наказывала. Такое отношение так сильно повлияло на него, что до конца жизни он страдал от бессонницы.
В 12 лет родители устраивают его в частное Девонское училище, чтобы он смог потом поступить в престижную военную академию. Директором училища был Кормелл Прайс, друг отца Редьярда. Именно он стал поощрять любовь мальчика к литературе. Близорукость не позволила Киплингу избрать военную карьеру, а дипломов для поступления в другие университеты училище не давало. Под впечатлением от рассказов, написанных в училище, отец находит ему работу журналиста в редакции «Гражданской и военной газеты» (Civil and Military Gazette), выходившей в Лахоре (Британская Индия, ныне Пакистан).
В октябре 1882 года Киплинг возвращается в Индию и принимается за работу журналиста. В свободное время он пишет короткие рассказы и стихи, которые затем публикуются газетой наряду с репортажами. Работа репортёра помогает ему лучше понять различные стороны колониальной жизни страны. Первые продажи его произведений начинаются в 1883 году.
Эпоха путешествий
В середине 80-х годов Киплинг начинает совершать поездки по Азии и США в качестве корреспондента аллахабадской газеты «Пионер» (Pioner), с которой он заключил контракт на написание путевых очерков. Популярность его произведений стремительно увеличивается, в 1888 и 1889 годах издаются 6 книг с его рассказами, которые принесли ему признание.
В 1889 году он совершает долгое путешествие в Англию, затем посещает Бирму, Китай, Японию. Он путешествует через все США, пересекает Атлантический океан и устраивается в Лондоне. Его начинают называть литературным наследником Чарлза Диккенса. В 1890 выходит его первая новелла «Свет погас» (The Light That Failed). Наиболее известными стихами того времени становится «Баллада о Востоке и Западе» (The Ballad of East and West), а также «Последняя песнь Честного Томаса» (The Last Rhime of True Thomas).
Карьера писателя
В Лондоне он знакомится с молодым американским издателем Уолкоттом Бейлстиром, они вместе работают над повестью «Наулахка» (The Naulahka). В 1892 Бейлстир умирает от тифа, и вскоре после этого Киплинг женится на его сестре Каролине. Во время медового месяца банк, в котором у Киплинга были сбережения, обанкротился. Денег у четы осталось лишь на то, чтобы добраться до Вермонта (США), где жили родственники Бейлстир. Следующие четыре года они проживают здесь.
В это время писатель вновь начинает писать для детей; в 1894—95 годах выходят знаменитые «Книга джунглей» (The Jungle Book) и «Вторая книга джунглей» (The Second Jungle Book). Опубликованы также стихотворные сборники «Семь морей» (The Seven Seas) и «Белые тезисы» (The white thesis). Скоро рождаются двое детей: Джозефина и Элси. После ссоры со своим шурином, Киплинг с женой в 1896 году возвращаются в Англию. В 1897 году выходит повесть «Отважные мореплаватели» (Captains Courageous). В 1899 году, во время визита в США, от воспаления лёгких умирает его старшая дочь Джозефина, что стало огромным ударом для писателя.
В 1899 году он проводит несколько месяцев в Южной Африке, где знакомится с Сесилом Родсом, символом британского империализма. В 1901 выходит роман «Ким» (Kim), который считается одним из лучших романов писателя. В Африке он начинает подбирать материал для новой детской книги, которая выходит в 1902 году под названием «Сказки просто так» (Just So Stories).
В этом же году он покупает загородный дом в графстве Сассекс (Англия), где остаётся до конца жизни. Здесь он пишет свои знаменитые книги «Пак с Холмов» (Puck of Pook’s Hill) и «Награды и феи» (Rewards and Fairies) — сказки Старой Англии, объединённые рассказчиком — эльфом Паком, взятым из пьес Шекспира. Одновременно с литературной деятельностью, Киплинг начинает активную деятельность политическую. Он пишет о грозящей войне с Германией, выступает в поддержку консерваторов и против феминизма.
Время Первой мировой войны
Литературная деятельность становится всё менее насыщенной. Ещё одним ударом для писателя стала гибель старшего сына Джона на Первой мировой войне в 1915 году. Киплинг вместе с женой работали в военное время в Красном Кресте. После войны он становится членом Комиссии по военным захоронениям. Именно им была выбрана библейская фраза «Их имена будут жить вечно» на обелисках памяти. Во время одной поездки в 1922 году по Франции он знакомится с английским королем Георгом V, с которым потом завязывается большая дружба.
Последние дни писателя
Киплинг продолжал свою литературную деятельность до начала 30-х годов, хотя успех сопутствовал ему всё меньше и меньше. С 1915 года писатель страдал от гастрита, который впоследствии оказался язвой. Умер Редьярд Киплинг от черепно-мозгового кровоизлияния 18 января 1936 года в Лондоне, лишь на 3 дня раньше Георга V. Похоронен в Уголке поэтов в Вестминстерском аббатстве.
Джозеф Редьярд Киплинг - английский писатель, поэт и новеллист. Редьярд Киплинг родился в Бомбее (Индия) в семье профессора местной школы искусств Джона Локвуда Киплинга и… Развернуть
Греческий поэт, писатель, врач и натуралист. Широкой публике наиболее известен как друг и учитель писателя и натуралиста Джеральда Даррелла, изображённый в "Трилогии Корфу" ( "Моя семья и другие звери" ; "Птицы, звери и родственники" ; "Сад богов" ) и "Филе от камбала" последнего. Так же он появляется в книге старшего брата Джеральда Лоренса "Prospero's Cell" и в романе Генри Миллера Колосс Маруссийский .
Разносторонне одаренный, Стефанидес, помимо занятий наукой и медициной, также получил признание и в греческой, и в англоязычной литературе как поэт, писатель и переводчик; он перевел на английский язык значительное число греческих поэтических и эпических произведений.
В его честь названы три новых вида ракообразных: Cytherois stephanidesi (Ostracoda), Thermocyclops stephanidesi и Schizopera stephanidesi (Copepoda). Его труды по пресноводной флоре и фауне острова Корфу до сих пор считаются наиболее авторитетными.
Теодор Стефанидис родился в Индии в греческой семье, приехавшей из Фессалии. Ранние годы провёл в Бомбее. В возрасте 11 лет, когда его отец вышел на пенсию, вернулся с семьёй в Грецию, на остров Корфу, где выучил греческий язык.
Во время Первой мировой войны Стефанидис служил артиллеристом, воевал на Македонском фронте. Затем участвовал в войне против Турции 1919—1922 годов.
В 1925 и 1926 годах опубликовал две книги переводной поэзии, но решил избрать другую профессию и в 1929 году отправился в Париж, чтобы изучать медицину.
Стефанидис вернулся на Корфу в 1930 году и открыл первый на острове рентген-кабинет. Вскоре после этого он женился на Марии Александер, внучке бывшего британского консула, имевшей английские и греческие корни.
В 1933 году, по заданию органов здравоохранения Корфу, занялся полевыми исследованиями с целью установления мест, требующих проведения антималярийных мероприятий. Примерно в это время, в 1936 году, Стефанидис был представлен семье Дарреллов, в том числе Джеральду и Лоренсу Дарреллам, для которых стал другом на всю жизнь. Позднее Стефанидис организовал отправку лекарств от Лоренса Даррелла в британское посольство на Кипре (о чём упомянуто в книге "Spirit of Place: Letters and Essays on Travel", 1969). Он также стал одним из первых читателей книг «Моя семья и другие звери» Джеральда Даррелла и «The Greek Islands» Лоренса Даррелла, став их неформальным, но крайне дотошным редактором.
В 1938—1939 годах Стефанидес работал в Салониках в антималярийной службе, организованной Фондом Рокфеллера, периодически возвращаясь на Корфу. В июне 1940 года Стефанидес отправился на Кипр, где вступил в ряды медицинского корпуса британской армии.
С 1939 по 1945 годы, во время Второй мировой войны, Стефанидис был врачом в медицинском корпусе британской армии в Греции, на Крите, Сицилии и в Сахаре. В своей статье "Climax in Crete" он критиковал военную политику союзников. Родители Стефанидеса и многие друзья погибли на Корфу из-за обстрелов и бомбёжек. Жена и дочь Стефанидеса, жившие в Лондоне, из-за налётов германской авиации в 1940-41 годах переехали к Дарреллам в Борнмут.
После войны Стефанидис вернулся к семье в Лондон, получив работу радиолога в госпитале Святого Фомы. Здесь он проработал с 1946 по 1961 год. В 1946 году Стефанидес опубликовал военные мемуары «Climax in Crete», получившие широкую известность. В этот же период им были изданы две известные научные работы: "The Microscope and the Practical Principles of Observation" (1947) — руководство по микроскопии, и главный его труд "A Survey of the Freshwater Biology of Corfu and of Certain Other Regions of Greece" (1948).
Вышедшие один за другим сборники стихов "The Golden Face" (1965) и "The Cities of the Mind" (1969) получили тёплый приём и закрепили за Стефанидисом репутацию поэта. В 1973 году был опубликован следующий поэтический сборник "Worlds in a Crucible" . Одновременно Стефанидис выпустил множество переводов стихов известного греческого поэта Костиса Паламоса. В завершение этого цикла, уже после смерти Стефанидеса, в 1985 году вышла книга "Kostis Palamas: A Portrait and an Appreciation including Iambs and Anapaests and Ascraeus". Другой широко известный перевод с греческого, поэма "Эротокритос", также вышла посмертно, в 1984 году. Среди других известных книг Стефанидиса— "Island Trails" (1973), документальное описание Корфу и Ионических островов, ставшая библиографической редкостью.
В 2011 году была опубликована книга "Autumn Gleanings: Corfu Memoirs and Poems" , в которую вошли воспоминания о Корфу (главным образом, о Лоренсе Даррелле и его первой жене Нэнси) и сборник стихов под одноимённым названием, ранее не издававшихся.
Теодор Стефанидис умер 13 апреля 1983 года. Ему посвящены книги: "The Greek Islands" (1978) Лоренса Даррелла; "Птицы, звери и родственники" (1969) и "The Amateur Naturalist" (1982) Джеральда Даррелла. В посвящении "The Amateur Naturalist" Джеральд Даррелл написал: "This book is for Theo my mentor and friend, without whose guidance I would have achieved nothing."
Греческий поэт, писатель, врач и натуралист. Широкой публике наиболее известен как друг и учитель писателя и натуралиста Джеральда Даррелла, изображённый в "Трилогии Корфу" (… Развернуть
Тимуридский и индийский правитель, полководец, основатель государства Великих Моголов (1526) в Индии. Известен также как поэт и писатель.
Имя Бабур означает «лев, полководец, барс".
Бабур происходил из рода Тимуридов и был прямым потомком Тамерлана, отец его Умар шейх был правнуком третьего сына Тимура Миран-шаха. Тамерлан, в свою очередь, происходил из рода Барлас.
Казахстанский историк Юдин утверждал, что моголы были тюркоязычными племенами.
В британском востоковедении Бабур считался барлас-тюрком
В индийской историографии он считается чагатайским тюрком.
Отец Бабура — Омар-Шейх Мирза, его отец — Абу Сеид Мирза — Султан Мухаммед Мирза — Миран-шах — Тамерлан. Его мать, Кутлуг Нигорханым, чингизидка, была дочерью могулистанского правителя Юнусхана. Сестра Бабура Ханзаде была замужем за Шейбани-ханом.
В возрасте около 12 лет унаследовал от отца престол Ферганы. Его отец Омар-шейх погиб 9 июня 1494 года в возрасте 39 лет. Бабур в течение многих лет вёл междоусобную борьбу с другими представителями знати.
Умер Бабур 26 декабря 1530 года в Агре от дизентерии. Также существует версия, что основатель династии страдал иерсиниозом. Согласно его завещанию, его останки были перенесены в Кабул в сад, им основанный. Позже здесь был построен мавзолей.
Его наследником стал старший сын Хумаюн.
Имя Захириддина Мухаммада Бабура в истории Узбекистана стоит наравне с такими деятелями политики и военного дела как Джалоддин Мангуберды, Амир Тимур, Улугбек, Алишер Навои. Тимуридский царевич, создавший империю Бабуридов в Индии (в западных источниках «Империя великих моголов»), был преданным сыном своей Родины и до конца своих дней боролся за её благополучие.
Бабур родился в семье тимуридского принца Умаршейха – правителя Ферганской области в 1483 году. В возрасте 12 лет, в результате трагической гибели своего отца, он становится новым правителем и вступает в жестокую борьбу за власть в Мавераннахре. В течение 1494-1496 гг., будучи еще подростком, он участвует в сражениях за Самарканд и впервые встречается на поле боя со своим самым сильным врагом – Шейбаниханом, который оказал огромное влияние на дальнейшую судьбу Бабура.
Большую часть своей жизни Бабур провёл в военных походах и сражениях.
Наряду со своей военной и политической деятельностью Бобур был великим поэтом, чьи рубаи (лирические четверостишия) восхищают и вдохновляют многих людей и сегодня. Его перу принадлежит одно из самых известных в мировой литературе восточных произведений «Бабур-наме».
«Бабур-наме» - это личные дневники Бабура, которые он вел на протяжении всей жизни, собранные в одно произведение самим Бабуром. «Бабур-наме» - это не только описание личной жизни автора, но и ценный источник по изучению истории, культуры, быта народов, флоры и фауны тех областей, которые посещал Бобур.
Тимуридский и индийский правитель, полководец, основатель государства Великих Моголов (1526) в Индии. Известен также как поэт и писатель.
Имя Бабур означает «лев, полководец,… Развернуть
Читра Банерджи Дивакаруни – известный автор, получила многие награды, поэт и педагог. Она исследует темы женщин, иммиграции, Южной Азии, опыт, история, миф, магический реализм.
Она пишет для взрослых и детей. Книги Читры Дивакаруни были переведены на 29 языков, в том числе голландский, иврит, русский и японский языки. За двумя романами, Принцесса Специи и Сестра моего сердца, были сняты фильмы. Читра преподает творческое письмо в Университете Хьюстона
Читра Банерджи Дивакаруни – известный автор, получила многие награды, поэт и педагог. Она исследует темы женщин, иммиграции, Южной Азии, опыт, история, миф, магический реализм.… Развернуть
Ашвагхоша (предполож. время жизни — I-я половина I в. н. э.) — индийский поэт, драматург, проповедник буддизма.
Родился в Айодхье (современный Ауд) в брахманской семье. Согласно традиции, до обращения в буддизм был шиваитом, затем стал учеником бхикшу Паршвы или его ученика Пуньяяшаса. Прославился как мыслитель и поэт при дворе кушанского императора Канишки. Сторонники учения махаяны относят Ашвагхошу к основным авторитетам, наряду с Нагарджуной и Арьядэвой.
Ашвагоша был двенадцатым патриархом буддизма, согласно общепринятому списку в дзэн и Сутре об учительской передаче Дхарма питаки, и восемнадцатым, согласно расширенному списку в Сутре помоста шестого патриарха.
Ашвагхоша (предполож. время жизни — I-я половина I в. н. э.) — индийский поэт, драматург, проповедник буддизма. Родился в Айодхье (современный Ауд) в брахманской семье. Согласно… Развернуть
Сен-Жон Перс — литературный псевдоним французского поэта и дипломата Алексиса Леже (или Сен-Леже) (фр. Alexis Leger, фр. Alexis Saint-Leger Leger), лауреата Нобелевской премии по литературе (1960).
Родился во Французской Гваделупе в семье адвоката Амади Сен-Леже, проживающей на островах ещё с 1815 года. В 1875 году они вернулись во Францию.
С 1911 года Алексис начал работать в министерстве иностранных дел. В 1916-1921 годах - секретарь французского посольства в Пекине. В 1921 году Леже участвовал в Вашингтонской конференции, где на талантливого дипломата обратил внимание глава французской делегации Аристид Бриан, назначивший его своим помощником. В Париже Леже вращался в литературных кругах Андре Жида и Поля Валери.
В 1924 году Леже впервые использовал литературный псевдоним «Сен-Жон Перс», составленный из имен апостола Иоанна и римского поэта I века Персия. В 1933-1940 годах занимал пост генерального секретаря французского МИД. Участвовал в Мюнхенской конференции, где высказывался против уступок Германии. В 1940 году уволен со своего поста и эмигрировал в США.
Правительство Виши лишило его французского гражданства. В Соединённых штатах Леже работал в библиотеке Конгресса, и остался в Америке даже после завершения Второй мировой войны, периодически возвращаясь на короткое время на родину. Скончался на своей вилле в Провансе.
Сен-Жон Перс — литературный псевдоним французского поэта и дипломата Алексиса Леже (или Сен-Леже) (фр. Alexis Leger, фр. Alexis Saint-Leger Leger), лауреата Нобелевской премии… Развернуть
Ами́р Хосро́в Дехлеви́, настоящее имя Абу́ ль-Хаса́н Ями́н ад-Дин Хосро́в (перс. ابوالحسن یمینالدین خسرو, хинди अबुल हसन यमीनुददीन ख़ुसरो ;1253, Патиали, ныне штат Уттар-Прадеш, — 1325, Дели) — индийский и персидский поэт, учёный, музыкант. Жил в Делийском султанате, писал большей частью на фарси, а также на хинди (хиндави). Поэзия Амира Хосрова имела огромное значение в истории индийской, персидской литератур.
Отец Хосрова, Амир Сейф уд-Дин Махмуд, был одним из среднеазиатских командиров тюркского племени лачин, возводившего себя к кара-киданям. Его мать была уроженкой Индии из раджпутов Уттар-Прадеша. Служил придворным поэтом и хронистом. Принадлежал к суфийскому ордену Чиштиййа, восхвалял в поэзии главу ордена и своего духовного наставника Низамуддина Аулия.
Амиру Хосрову принадлежит большое количество поэтических, литературоведческих и исторических сочинений. Лирика поэта собрана в пяти диванах: «Дар юности» (написано 1272), «Середина жизни» (написано 1284), «Полнота совершенства» (написано 1293), «Избранный остаток» (написано 1316) и «Предел совершенства» (написано 1325).
Создал десять поэм-дастанов, в том числе «Девальрани Хизр-хан» на сюжет из жизни двора. Пять из них включены в «Хамсу» («Пятерицу»), написанную по образцу и на сюжеты поэм Низами: «Восхождение светил» (написано 1298), «Ширин и Хосров» (написано 1298), «Меджнун и Лейла» (написано 1298), «Искандерово зеркало» (написано 1299) и «Восемь райских садов» (написано 1301).
Сохранились сборники стихов, загадок и поговорок на хинди, авторство которых приписывается Амиру Хосрову. Предположительно ему принадлежит словарь синонимов «Халикбари», содержащий арабские, персидские и хинди слова.
По легенде является изобретателем музыкального инструмента ситара и родоначальником музыкального направления каввали — суфийских песнопений.
Почитаемая по сей день гробница Амира Хосроу находится рядом с мавзолеем его духовного наставника, в Дели, в квартале «Хазрат Низамуддин». Каждый год со всего Индостана на трехдневный Урс — годовщину смерти поэта съезжаются исполнители каввали.
Ами́р Хосро́в Дехлеви́, настоящее имя Абу́ ль-Хаса́н Ями́н ад-Дин Хосро́в (перс. ابوالحسن یمینالدین خسرو, хинди अबुल हसन यमीनुददीन ख़ुसरो ;1253, Патиали, ныне штат… Развернуть
Никита Гилл - поэт и писатель.
Родилась в Белфасте от индийских родителей, которые временно жили в Ирландии. Ее отец служил в торговом флоте. Семья вернулась в Нью-Дели, когда Джилл было всего несколько месяцев, выросла и получила образование она там. Гилл изучала дизайн в университете в Нью-Дели, получила степень магистра в Университете творческих искусств.
Первая работа Никиты была опубликована, когда ей было двенадцать лет.
Никита Гилл - поэт и писатель. Родилась в Белфасте от индийских родителей, которые временно жили в Ирландии. Ее отец служил в торговом флоте. Семья вернулась в Нью-Дели, когда… Развернуть
Ростислав Борисович Рыбаков — советский и российский индолог, специалист по проблемам истории культуры, межкультурным взаимодействиям. Директор Института востоковедения РАН в 1994—2009 гг. Доктор исторических наук. Сын академика Б. А. Рыбакова.
Выпускник Института восточных языков при МГУ (1963 г.)
Работает в Институте востоковедения с 1966 г.
Директор Института востоковедения РАН с 1994 г.
Президент Восточного университета
Тема кандидатской диссертации (1981 г.) «Буржуазная реформация индуизма (начало XIX века — 1947 год)»
Тема докторской диссертации (1991) «Роль религиозного фактора в социально-политическом развитии Индии в новое и новейшее время».
Р. Б. Рыбаков является исследователем в области таких проблем, как синтез модернистского и традиционного в религиозно-культурной сфере, формы воздействия религии на политический процесс в условиях массовой религиозности, параметры развития религиозной ситуации, соотношение конфессионального и этнического факторов в многонациональном и поликонфессиональном обществе.
Ростислав Борисович Рыбаков — советский и российский индолог, специалист по проблемам истории культуры, межкультурным взаимодействиям. Директор Института востоковедения РАН в… Развернуть
Амрита Притам - индийская писательница, переводчик (на пенджабский язык). Автор сборников стихов: «Камни и камешки» (1945), «Бумага и перо» (1970), «Ты – я» (1977). Автор романов: «Доктор Дев» (1949), «Клетка» (1950), «Призыв» (1960), «Жила-была Анита» (1963), «Тринадцатое солнце» (1978). Также ей принадлежат рассказы о фольклоре.
Амрита Притам (31 августа 1919 — 31 октября 2005) — индийская писательница и поэтесса педжабского происхождения. Считается первой получившей мировую известность женщиной, писавшей на пенджабском языке, и одним из ведущих пенджабоязычных писателей XX века. За период своей творческой деятельности, охватывающий более шести десятилетий, она написала более 100 книг, включающих сборники поэзии, романы, биографии, эссе, сборники народных пенджабских и автобиографию, которые были переведены на несколько индийских и иностранных языков.
Родилась на территории современного Пакистана в семье школьного учителя, бывшего также редактором литературно-художественного журнала. Её мать умерла, когда ей было 11 лет. Вскоре после этого она вместе с отцом переехала в Лахор, где оставалась до 1947 года, когда после раздела Британской Индии переехала в Индийской союз. Начала писать в раннем возрасте, первый сборник её стихов был опубликован ещё в 1936 году. Несмотря на эмиграцию, она остаётся известной и популярной поэтессой в современном Пакистане.
Более всего Притам известна за её поэму-элегию «Ода к Варис-шаху», посвящённую пенджабскому поэту XVIII века, в которой она выражает свою боль из-за конфликтов, случившихся после раздела Британской Индии. Из её прозаических произведений наиболее известен роман «Скелет» (1950), поднимающий темы насилия в отношении женщин, потери человечности и капитуляции перед судьбой, по которому в 2003 году был снят фильм «Похищенная», отмеченный многими наградами.
В 1956 году она стала первой женщиной, выигравшей премию академии Сахитья за свою поэму «Письма», а в 1982 году получила Джнянпитх — главную литературную премию Индии за роман «Бумага и канвас». В 2004 году была удостоена Падма Вибхушан, второй по значимости гражданской награды Индии.
Амрита Притам была последовательницей Ошо и выполняла тантрические практики.
Амрита Притам - индийская писательница, переводчик (на пенджабский язык). Автор сборников стихов: «Камни и камешки» (1945), «Бумага и перо» (1970), «Ты – я» (1977). Автор… Развернуть
Премендро Митро — бенгальский поэт, автор романов, новелл, триллеров и кинорежиссер. Он много писал на родном языке в жанре научной фантастики, что также принесло ему немалую славу в Бенгалии. Критика человечества привела его к убеждению, что для того чтобы выжить, человеческие существа должны «забыть о своих различиях и объединиться».
Он родился в Варанаси, Индии, где его отец, Гьянендранатх Митро, работал в железнодорожной компании Indian Railways, что давало возможность путешествовать по многим местам Индии. Потеряв свою мать, которая умерла, когда он был ещё ребенком, он воспитывался бабушкой и дедушкой в штате Уттар-Прадеш, а остальные годы своей жизни провел в Калькутте и Дакке. Он учился в South Suburban School (Main) и поступил в Шотландский церковный колледж (Scottish Church College) в Калькутте для получения степени бакалавра искусств, который он бросил, не окончив обучение, для того чтобы изучать сельское хозяйство в городе с другом Рабиндраната Тагора, Леонардом Элмхирстом. Потеряв интерес, он вернулся к образованию сначала на базовый университетский курс в Дакке, а в 1925 году — в колледж Асутоша (Asutosh College) в Калькутте, где помогал в исследованиях писателю и литературоведу Динешу Чандра Сену.
В начале карьеры он (безуспешно) стремился стать врачом, изучая естественные науки. Затем пытался работать школьным учителем. Он даже пробовал сделать карьеру предпринимателя, но и этот замысел не увенчался успехом. Перепробовав другие профессии, в которых он смог добиться лишь незначительного или среднего успеха, он заново открыл в себе писательский талант и вскоре стал бенгальским писателем и поэтом.
В 1930 году он женился на Бине Митро. В это время он работал профессором бенгальского языка в City College на севере Калькутты. Почти всю жизнь он провел в доме района Калигхат в этом же городе.
В ноябре 1923 года Митро приехал из Дакки и остановился в столовой на Gobinda Ghoshal Lane в Калькутте. Там он написал 2 рассказа и отправил их в популярный бенгальский журнал «Prabasi» (значение: эмигрант). Его первым опубликованным произведением стало «Шудху Керанееин Прабаси» («Shudhu Keraneein Prabasi») в марте 1924 года. В следующем выпуске был опубликован другой рассказ — «Гопончхарини» («Goponcharini»). Его стихотворения были известны своей остротой и остроумием. В них также выражалось сочувствие к страданиям пролетариата. В 1925 году, когда Рабиндранат Тагор написал «Punoshcho», первую всемирно признанную бенгальскую книгу стихотворений в прозе, Митро написал похожие стихи в журналы «Bijli», «Kali Kalam» и др. Буддхадеб Босу после этого написал:
«Он — один из ранних авторов, можно сказать пионеров, кто работал в жанре стихотворений в прозе».
Его первой книгой поэзий была «Prothoma» («Первая леди», 1932).
Его рассказы были новаторскими и хорошо структурированными и охватывали все различия и разнообразие городской жизни Индии. Темы бедности, вырождения, кастовости, периодических конфликтов между религией и рационализмом, а также темы различий между сельской и городской жизнью формируют тематический рефрен в большинстве его работ. Он экспериментировал со стилистическими оттенками бенгальской прозы и пытался предложить альтернативные лингвистические характеристики элитному прозаичному языку бенгали. В основном это были попытки освободить бенгальскую литературу от мягкости, излишней романтики и устаревшего стиля письма, преобладавшего в более ранних произведениях. «Nana Ronge Bona» («Связанный из разных цветов») является не только собранием рассказов, но и единственно известной автобиографией Премендро Митро. Он работал редактором бенгальских газет и журналов новостей, таких как «Kollol», «Kali Kalam», «Banglar Kotha», «Bongobani» и т. д. Он также писал в «Mouchak», журнал под руководством Судхира Чандра Саркара. Он был связан с радио «Akashbani» сначала как продюсер, позже он исполнял там другие обязанности.
Он даже создал блестящие инновационные образцы триллеров и научной фантастики, основанные на твердых научных фактах. Два из его более известных рассказов — «Piprey Puran» («История муравьев») и «Mangalbairi» («Враги Марса»). Хотя эти произведения более популярны среди бенгальскоговорящих школьников и подростков, они также пользуются популярностью и среди старшего поколения ценителей литературы.
Гханада
Создание образа Гханады (Ghanada — «старший брат Гхана» на бенгальском) в особенности принесло ему общественное признание. Гханада — равнодушный безработный мужчина средних лет, который явно умеет сочинять истории приключений прямо на ходу. Тематически его сюжеты охватывают широкий спектр: преступления, человеческая изобретательность, наука, история, география, метафизика и философия. Очевидно, что хоть сам Гханада и не был вовлечен в те приключения, в которых он якобы принимал участие, он безусловно является образованным человеком с исключительным талантом повествовать. С научной точки зрения истории очень точные. Гханаду можно воспринимать, как пародию на самого Митру или как карикатуру на неженатого городского интеллигента, который в мире книг и знания чувствует себя как дома, при этом не имея почти никакого практического опыта. Интересно заметить, что так же, как и персонаж Фелуда Сатьяджита Рая, старший Гханада хоть и не питает отвращение к противоположному полу, но и не может вести себя с женщинами непринужденно. Он останавливается в общежитии, в котором проживают одни мужчины, и ведет скромное существование. Гханада — самоучка, получивший образование преимущественно благодаря времени, проведенному в местных библиотеках. То, что эти рассказы отражают также более обширные модели социальных трансформаций, ещё стоит доказать.
Меджокорта
Другим шедевром Премендро Митро является персонаж Меджокорта (Mejokorta — «следующий брат старшего сына в семье» на бенгальском). Меджокорта был знаменитым Бхут Шикари (Bhoot Shikari — «охотник за привидениями»). Ряд историй о Меджокорте, хоть и не такие длинных, как о Гханаде, сделали неоценимый вклад в жанр рассказов о привидениях в Бенгалии.
Произведения Митро были включены в школьную программу по бенгальской литературе в средних и старших классах, а также в высших учебных заведениях в Бангладеше и Западной Бенгалии.
Премендро Митро — бенгальский поэт, автор романов, новелл, триллеров и кинорежиссер. Он много писал на родном языке в жанре научной фантастики, что также принесло ему немалую… Развернуть
Зебунниса или Зеб ун-Ниса Бегум Сахиба — индийская поэтесса, писавшая на персидском языке, дочь падишаха империи Великих Моголов Аурангзеба.
Владела фарси, арабским и урду, изучала философию, литературу, астрономию. Славилась каллиграфией. Она славилась красотой.
Автор комментария к Корану «3еби тафасир» (Краса толкований). Основной темой поэтического творчества Зебуннисы является положение восточной женщины, её внутренние переживания, униженность и душевное благородство.
Зебунниса или Зеб ун-Ниса Бегум Сахиба — индийская поэтесса, писавшая на персидском языке, дочь падишаха империи Великих Моголов Аурангзеба.
Владела фарси, арабским и урду,… Развернуть
Мирза Абдулкадир Бедиль (перс. عبدالقادر بیدل; тадж. Мирзо Абдулқодир Бедил) — поэт и мыслитель узбекского происхождения писал на фарси.
Родился в Азимабаде (Бенгалия) (из английских источников в Кабуле, Афганистан) в семье военнослужащего. С 1685 года до самого конца жизни жил в Дели. Выступал за объединение Индии. Его предки переехали в Индию с войсками и сторонниками внука Тимура — Бабура, после того как он проиграл войну с мангытами из рода аштарханидов. Его отец (Мирза Абдулхолик) слыл образованным человеком своего времени. Мать Бедила принадлежала к потомкам иранцев, которые в Х-XI вв. переехали из Нишапура в Дели, где был создан Делийский султанат, и была, по некоторым источникам, прямым потомком Амир Хосрова Дехлави. Начальное образование и знакомство с поэзией дала ему именно она, с помощью ученика и брата его отца (Мирзо Каландар), так как его отец умер, когда ему было 4.5 года.
Мирза Абдулкадир Бедиль (перс. عبدالقادر بیدل; тадж. Мирзо Абдулқодир Бедил) — поэт и мыслитель узбекского происхождения писал на фарси. Родился в Азимабаде (Бенгалия) (из… Развернуть
Анандавардхана — индийский поэт и теоретик литературы, автор знаменитого комментария «Дхваньяалока» (Свет отзвука) к «Дхваникарике» (Строфы об отзвуке) неизвестного автора.
Жизнь
Анандавардхана родился и жил в Кашмире, его творческая деятельность пришлась на 60 — 90 годы IX века, почти полностью совпадая с годами правления короля Авантивармана. Это было, вероятней всего, наиболее продуктивное время в политической и культурной жизни древнего Кашмира, когда скульптура, музыка, архитектура и поэзия достигли расцвета, так что Анандавардхана не имел недостатка в образцах для своей теоретической работы. Сфера его интересов была разнообразна: поэзия, драма, философия, богословие, древние знания, буддистские тексты. Свои произведения он писал на санскрите.
Учение
В основе учения Анандавардханы о художественном произведении лежит понятие «дхвани» (буквально «отзвук»). Дхвани он считал «атманом (душой) поэзии», которая, являясь сердцевиной поэтической речи, отличает её от обыденной. Достоинство поэтического произведения проявляется через образную мысль (дхвани), имеющую три основных вида: поэтическая фигура (аламкара-дхвани), смысл (васту-дхвани), настроение (раса-дхвани).
Анандавардхана — индийский поэт и теоретик литературы, автор знаменитого комментария «Дхваньяалока» (Свет отзвука) к «Дхваникарике» (Строфы об отзвуке) неизвестного автора.… Развернуть
Хариванш Рай Баччан — индийский поэт, принадлежавший к литературному движению Чайаваад, считается одним из крупнейших поэтов на языке хинди XX века. Более всего известен за свою раннюю поэму Madhushala (рус. «Дом вина»), которая была опубликована в 1935 году, переведена на многие языки мира и неоднократно ставилась на сцене. Три сборника стихов — «Мадхушала», «Мадхубала» и «Мадхукалаш», вышедшие в 30-е годы были созданы под влиянием творчества Омара Хайяма. Баччан получил хорошее образование и первоначально подпал под влияние идей Махатмы Ганди о независимости Индии от Великобритании, но в скором времени отказался от них. С 1941 по 1952 годы преподавал английский язык в университете Аллахабада, следующие два года изучал английскую литературу в Кембридже, завершив обучение защитой докторской диссертации. После возвращения в Индию продолжал преподавать, работал на радио; в 1955 году стал чиновником в министерстве иностранных дел и в течение десяти лет вёл активную работу по распространению языка хинди в стране. Баччан также выступал как переводчик. Он перевел на хинди Шекспира («Макбет», «Отелло»), произведения У. Б. Йейтса, Омара Хайяма, древнеиндийскую поэму «Бхагавадгита». Переводил он и русскую поэзию: Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Некрасова. Баччан также переводил Есенина, Блока, Маяковского. В 1967 году Баччан совершил поездку по Советскому Союзу. Впечатления от поездки нашли своё отражение в цикле стихотворений. В 1970-х годах опубликовал автобиографию в четырёх томах.
Умер в возрасте 95 лет от респираторных заболеваний.
Хариванш Рай Баччан — индийский поэт, принадлежавший к литературному движению Чайаваад, считается одним из крупнейших поэтов на языке хинди XX века. Более всего известен за свою… Развернуть
Сумитранандан Пант — один из наиболее известных индийских поэтов 20 века. Писал на хинди. Творчество поэта развивалось под влиянием Р. Тагора и западноевропейских романтиков ( Шелли, Байрона, Китса).Позднее заметное влияние оказал Ауробиндо Гхош. Пант является мастером пейзажной лирики. Поэтическое творчество Панта переведено на многие индийские и европейские языки. Пант -лауреат премии имени Джавахарлала Неру.
Сумитранандан Пант — один из наиболее известных индийских поэтов 20 века. Писал на хинди. Творчество поэта развивалось под влиянием Р. Тагора и западноевропейских… Развернуть
Винод Кумар Шукла - индийский писатель и поэт, автором романов, стихов и коротких рассказов на хинди и в переводе.
Родился 1 января 1937 года в Чхаттисгарх.
Получил степень магистра сельского хозяйства в университете Джавахарлала Неру Криши Вишва Видьялайя в Джабалпуре и читал там лекции. В его работах часто затрагиваются вопросы класса и богатства, а также жизни бедных в капиталистическом мире.
Его первой опубликованной работой был поэтический сборник "Лагбхаг Джай Хинд" (1971), за которым последовал другие. "Наукар ки Камиз" был его первым романом, экранизированным Мани Каулом в 1999 году в фильме на хинди, рассказывающем историю клерка в правительственном учреждении, который, как оказалось, влезает в рубашку домашней прислуги, сбежавшей из дома своего работодателя.
Винод Кумар Шукла - индийский писатель и поэт, автором романов, стихов и коротких рассказов на хинди и в переводе. Родился 1 января 1937 года в Чхаттисгарх. Получил степень… Развернуть
Сурьякант Трипатхи «Нирала» - один из крупнейших индийских поэтов и писателей литературы хинди первой половины XX века. Автор множества рассказов, очерков, повестей, романов, литературоведческих работ. Наиболее известен как поэт, принадлежавший к направлению чхаявад, считается одним из основателей чхаявада наравне с такими поэтами, как Джайшанкар Прасад, Сумитранандан Пант и Махадеви Варма. С его именем связана целая эпоха в развитии современной поэзии хинди. Главными в творчестве Ниралы признаются сборники «Анамика» (два издания), «Благоухание», «Песни», «Гриб» и др.
Детство и юность
Сурьякант Трипатхи «Нирала» (Нирала – литературный псевдоним, букв. «необычный, особенный») родился 21 февраля 1896 года, в день весеннего праздника Васант-панчами, в семье пандита Рамсахайя Трипатхи в деревне Мидинипур, княжество Махишадал, Бенгалия. Отец Ниралы был родом из Гархаколы (бывш. княжество Ауд, совр. Уннао, Уттар-Прадеш), имел там надел земли. Из-за финансовых трудностей еще до рождения Ниралы Р. Трипатхи переехал с семьей в Бенгалию, где получил должность при дворе местного раджи. Мать Ниралы умерла, когда сыну было всего три года.
Начальное образование Сурьякант Трипатхи получил в Бенгалии, поэтому его родным языком стал бенгальский. В школе он изучал санскрит, хинди, английский язык, древнюю и новую литературу, интересовался философией, историей, классической индийской музыкой и пением. Несмотря на запреты отца, бросил школу, доучившись до девятого класса, и стал заниматься санскритом, английским, музыкой и пением самостоятельно.
С. Трипатхи часто ездил на родину своего отца, в Ауд. В тех краях распространен диалект авадхи. Среди местных жителей особо популярно произведение Тулсидаса «Море подвигов Рамы» («Рамачаритаманаса»). Каждый вечер вся деревня собирается, чтобы послушать сказания, песни или стихи Кабира и Тулсидаса. Нирала часами слушал предания и пение «Альхи» (популярное народное сказание о подвигах легендарных героев на основе героической поэмы), много времени проводил за чтением произведений Тулсидаса, Кабира. В юношеские годы он создал свои первые стихи на бенгальском, подражая средневековым поэтам-бхактам и классику бенгальской литературы Рабиндранату Тагору.
По обычаям того времени, Сурьяканта Трипатхи женили рано, когда ему было 13 лет. Вместе с женой, Манохарой Деви, они поселились в доме отца поэта. Жена Ниралы любила литературу хинди, под её влиянием он стал изучать историю литературы хинди, в особенности творчество поэтов-бхактов. Нирала увлекался также и английской литературой, главным образом, творчеством Шекспира, Келли, Китса. В семье Сурьяканта Трипатхи Ниралы родилось двое детей: сын Рамакришна и дочь Сародж. Однако во время эпидемий, вспыхнувших в Индии после начала первой мировой войны, в 1919 г., его жена умерла. Спустя год от тяжелого гриппа скончался отец, потом дядя. Заботы о дочери, сыне и племянниках легли на плечи Ниралы. Поэт тяжело переживал утраты. Несмотря на старания родственников и друзей женить его во второй раз, С. Т. Нирала остался верным памяти жены до конца своих дней.
Молодость
После смерти отца Нирала получил должность при дворе правителя Махишадала. Однако вскоре он оставил службу и стал перебиваться случайными заработками – перепиской, канцелярской работой. С.Т. Нирала много переводил, занимался исследованиями творчества Тулсидаса и выпустил несколько статей, раскрывающих мистический смысл «Океана подвигов Рамы». Также он занимался сравнительным изучением грамматики языков хинди и бенгали – статью Ниралы на эту тему опубликовали в журнале «Сарасвати».
В 1921 году С.Т. Нирала переехал в Калькутту, оставив сына и дочь у родителей покойной жены. В Калькутте Нирала сотрудничал с журналом «Саманвая» - органом религиозно-реформаторского общества «Миссия Рамакришны». Несколько лет, проведенных в Калькутте, оказали сильное влияние на общественно-политические и эстетические взгляды Ниралы. В то время Калькутта была столицей Британской Индии и культурным центром всей Индии. Нирала был тесно связан с бенгальскими литераторами, певцами, музыкантами, с театральными кругами. Он переводил с бенгальского на хинди произведения Свами Вивекананды, Рабиндраната Тагора, Б.Чоттопадхая, Ш.Чоттопадхая.
В 1923 г. Нирала переехал в Мирзапур, работал в журнале «Матвала». С.Трипатхи Нирала писал и публиковал свои стихи, критические статьи и обзоры, занимался исследованиями по разным вопросам литературы, философии, религии. В 1928 г. снова переехал – на сей раз в Лакхнау. Там Нирала стал работать в книжном издательстве. Начали издаваться сборники стихов и песен поэта, выходили в свет его романы и рассказы. Постепенно у него появлялось все больше поклонников. Но вскоре по совету друзей С.Трипатхи переехал в Аллахабад – один из главных центров литературы хинди. Там С.Т. Нирала сблизился с крупнейшими поэтами эпохи – Джайшанкаром Прасадом и Сумитрананданом Пантом. Принимал активное участие в поэтических состязаниях ("кави саммелан"), выступал на митингах и политических собраниях. В доме Ниралы собирались друзья поэта, читали свои произведения, обсуждали вопросы литературы и искусства.
Зрелые годы
Хотя сам Нирала так и не женился второй раз, он должен был устроить брак своей дочери, Сародж, в соответствии с традициями, но он осознанно последовал революционным взглядам религиозных реформаторов. Нирала «выступал против религиозных и кастовых запретов на любовь, считая, что брак должен заключаться лишь на основе взаимного влечения…». Нирала бросил вызов всему обществу, исполнив роль пурохита (семейного священника) 'на свадебной церемонии своей дочери. Вскоре Ниралу постиг еще один удар: Сародж скончалась в 1935 году после продолжительной болезни. Поэт тяжело переживал кончину дочери.
В годы Второй Мировой войны Нирала жил в Аллахабаде, перебивался скудными заработками. Несмотря на все перенесенные им страдания, которые сильно подорвали его здоровье, и на затруднительное финансовое положение, С.Т. Нирала по-прежнему оставался верен литературному творчеству.Он был щедрым человеком, помогал нуждающимся, мог отдать людям последнее. В 1946-1949 гг. он часто переезжал в другие города, жил в Варанаси, в Уннао. В свет вышли несколько сборников его стихов и песен. 15 октября 1961 года, после продолжительной болезни, поэт скончался.
Смерть Ниралы в Индии восприняли как большую потерю для индийской литературы. В журнале «Сарасвати» писали: «Закатилась самая яркая звезда литературы хинди. После Тулсидаса во всей поэзии хинди не было поэта, равного по таланту и величию Нирале. Лишь будущие поколения смогут по достоинству оценить этого замечательного поэта и человека».
«…его поэзия всегда будет вдохновлять сердца людей,»
– так писал о Нирале Р. Шарма.
Сурьякант Трипатхи «Нирала» - один из крупнейших индийских поэтов и писателей литературы хинди первой половины XX века. Автор множества рассказов, очерков, повестей, романов,… Развернуть
Динкар Рамдхари Синх (1908—1974) — индийский поэт, эссеист, академик. Писал на языке хинди. Родился в деревне Симария (Бихар). Учился в университете города Патны. С середины 30-х годов активно участвовал в политической жизни Индии. Несколько лет был членом законодательного собрания штата Бихар. В 1961 году во главе делегации литературной Академии Динкар посетил СССР. Динкар изучал английскую литературу. Значительное влияние на него оказали М. Икбал, Р. Тагор, Китс и Мильтон. Определенное влияние и на мировоззрение и на творчество Динкара оказали идеи М. К. Ганди. Динкар выступал и как переводчик. Перевел работы Р. Тагора с бенгали на хинди. Среди сочинений Динкара поэтические сборники, сборники статей и эссе.
Динкар Рамдхари Синх (1908—1974) — индийский поэт, эссеист, академик. Писал на языке хинди. Родился в деревне Симария (Бихар). Учился в университете города Патны. С середины 30-х… Развернуть
Агьея (хинди अज्ञेय, Agneya) - литературный псевдоним индийского поэта, прозаика, журналиста, переводчика и преподавателя. Настоящее имя - Саччидананд Хирананд Ватсьяян ( хинди सच्चिदानन्द हीरानन्द वात्स्यायन, Sachchidananda Hirananda Vatsyayana).
Родился Саччидананд 7 марта 1911 года в походной палатке в деревне Кушинагар в Объединённых провинциях Агры и Ауда в составе Британской Индии (сейчас на территории индийского штата Уттар-Прадеш). Его отец — археолог и специалист по санскриту — в это время производил там раскопки. Детство будущего писателя прошло в поездках по различным городам и местностям, куда его отца приводили научные изыскания.
Получил среднее образование в Христианском колледже в Мадрасе. Затем учился в Христианском колледже Формана в Лахоре, где в 1929 году получил степень бакалавра технических наук. Поступил в магистратуру английской литературы, но не смог продолжить учёбу из-за участия в подпольном движение за национальную независимость. В ноябре 1930 года он был арестован и 3,5 года (1930—1933) провёл в тюрьмах Дели и Пенджаба. Затем находился два года под домашним арестом. Впоследствии эти события нашли отражение в автобиографической трилогии «Шекхар». В 1936 году редактировал журналы «Sainik» (в Агре) и «Vishal Bharat» (в Калькутте). В то же время становится членом Ассоциации прогрессивных писателей, а в начале войны с Германией в 1941 году присоединяется к антифашистскому фронту. В 1943 году вступает добровольцем в Индийскую союзную армию (воевала против японцев), в рядах которой находился до 1946 года.
В 1947 году редактировал литературные журналы «Prateek» (в Аллахабаде) и англоязычный «Vak» в 1951 году. Много путешествовал по Индии и за рубежом. В период между 1961 и 1964 читал лекции в Калифорнийском университете в Беркли. Вернувшись в Индию в 1965 году, основал еженедельный литературный журнал «Dinaman»[3], возглавлял который до 1968 года, после чего отправился в поездку по Европе. В 1969 году вернулся в Беркли и читал там лекции до июня следующего года. В 1973 году редактировал журнал «Naya Prateek» (в Дели), затем около года — еженедельник, издаваемый Дж. Нараяном. В 1976 году восемь месяцев читал лекции в Гейдельбергском университете, а позже стал профессором в Джодхпурском университете (в штате Раджастхан), где возглавил отделение сравнительного литературоведения. В 1977—1980 был главным редактором ежедневной газеты «Navbharat Times».
Дебютировал в 1933 году под псевдонимом «Агьея» (рус. Непостижимый) поэтическим сборником «Сражённый вестник». Считается пионером модернистских веяний в индийской литературе XX века и на языке хинди, в частности. В 1943 году под его редакцией вышла антология из семи поэм семи поэтов под названием «Taar Saptak» (рус. Точный септет), которым провозгласил начало нового литературного направления «экспериментализм» (хинди prayogvaad). Его перу принадлежат 16 сборников поэзии, 3 романа, путевые заметки, несколько сборников рассказов и эссе.
Переводил на английский язык как собственные работы, так и произведения других индийских авторов. Также перевёл на хинди некоторые творения мировой литературы (например, танка Мацуо Басё).
Умер 4 апреля 1987 года в Дели.
Агьея (хинди अज्ञेय, Agneya) - литературный псевдоним индийского поэта, прозаика, журналиста, переводчика и преподавателя. Настоящее имя - Саччидананд Хирананд Ватсьяян (… Развернуть