Эдогава Рампо (яп. 江戸川 乱歩?), настоящее имя Таро Хираи (яп. 平井 太郎) — японский писатель и критик, считающийся основателем современного японского детективного жанра.
Родился 21 октября 1894 года в городке Набари префектуры Миэ. В 1897 году семья переехала в Нагоя, где в 1901 году Таро пошел в начальную школу. Рождение интереса к детективному жанру можно отнести к следующему году — Таро прочитал переводные детективные рассказы в газете Osaka-Mainichi. В 1905 году Таро перешел в начальную школу следующей ступени, где вместе с друзьями изготавливал детские журналы. Самиздат превратился в его хобби.
Окончив среднюю школу в 1912 году, Таро сдал тест для поступления в университет Васэда. Для того, чтобы учиться в нем, ему пришлось много работать. Окончив подготовительные курсы, он был принят на политико-экономический факультет университета в 1913 году.
В 1914 году Хираи познакомился с рассказами Артура Конана Дойла и Эдгара По и был навсегда очарован ими. Начиная с этого времени он читает множество детективов и специальную криминалистическую литературу. В 1915 году он пробует перевести рассказы о Холмсе на японский. Таро написал и собственный рассказ и отправил его в журнал Bohken Sekai, но он не был принят.
В августе 1916 года Таро окончил университет. Он получил работу в Осаке, но долго на ней не задержался. Частая смена работ вообще характерна для Таро Хираи, какой бы она не была — работа по необходимости или на общественных началах. В феврале 1919 года Таро вместе с двумя братьями переехал в Токио, где открыл книжный магазин Sannin-Syoboh, в котором он также проработал недолго. Он начал сотрудничать с журналами, писать сценарии к мультфильмам и открыл магазин китайской лапши.
Начало 1920-х — очень трудный период в жизни Хираи. Он бедствует, переезжает из города в город, часто меняет работу.
Творческая активность Рампо была очень высокой до 1940-х. В 1946 году он выступил в поддержку организации «Субботнего детективного клуба», который через год был преобразован в «Клуб японских детективных писателей». Рампо стал его первым президентом. Он писал исследовательские работы о жанре, читал лекции. В 1952 году он получил награду клуба.
В 1954 году, на празднование своего шестидесятилетия в Токио, Рампо объявил об учреждении приза его имени. Первым лауреатом этой награды стал Накаджима Каватаро за «Энциклопедию детективного рассказа». Начиная с 1960 года, Рампо писал только рассказы для подростков.
Скончался 28 июля 1965 года от инсульта.
Эдогава Рампо (яп. 江戸川 乱歩?), настоящее имя Таро Хираи (яп. 平井 太郎) — японский писатель и критик, считающийся основателем современного японского детективного жанра. Родился 21… Развернуть
Канаэ Минато - японская писательница, работающая в жанрах криминальной литературы и триллеров. Она является членом Тайных писателей Японии и Клуба тайных писателей Хонкаку Японии.
Начала писать, когда ей было около 13 лет. Её первый роман «Признания» стал бестселлером и получил премию японских книготорговцев.
В молодости Канаэ Минато была заядлой поклонницей детективных романов Эдогавы Рампо, Мориса Леблана, Агаты Кристи, Кейго Хигасино, Миюки Миябе и Юкито Аяцудзи.
В Японии её описывают как «королеву иямису». Иямису (фу-уу тайна) - это поджанр детективной фантастики, посвященной ужасным эпизодам и темной стороне человеческой натуры. Читатели выпаливают «фуу», когда читают романы иямису. Этот термин был создан в 2006 году мистическим критиком Аой Симоцуки. Бум иямису в Японии наблюдается примерно с 2012 года. Канаэ Минато, Махокару Нумата и Юкико Мари считаются представителями этого жанра в Японии. На задней обложке японского издания «Ушедшей девушки», опубликованного в июне 2013 года, было написано «Один из лучших зарубежных романов иямису».
Англоязычное издание «Признаний Минато», опубликованное в августе 2014 года, было охарактеризовано критиками как «Исчезнувшая девушка из Японии».
Wall Street Journal назвал "Признания" одной из 10 лучших загадок 2014 года.
Канаэ Минато - японская писательница, работающая в жанрах криминальной литературы и триллеров. Она является членом Тайных писателей Японии и Клуба тайных писателей Хонкаку… Развернуть
Митико Аояма - японская писательница.
Родилась в 1970 году в префектуре Айти. В течение двух лет после университета работала репортером японской газеты в Сиднее. Вернувшись в Токио, Митико была редактором журнала, и только позже полностью посвятила себя писательству.
Живет в Иокогаме.
Митико Аояма - японская писательница. Родилась в 1970 году в префектуре Айти. В течение двух лет после университета работала репортером японской газеты в Сиднее. Вернувшись в… Развернуть
Фудзимото Тацуки - мангака.
Рисовал с детства. Еще в средней школе он начал выкладывать мангу на специальном веб-портале. После окончания школы Фудзимото сделал несколько ваншотов для участия в различных премиях манги, некоторые из них он выиграл и был отмечен знаменитым мангакой ONE, а также компанией Shueisha, которой принадлежат крупное японское издательство манги Jump Comics и всемирно известный журнал Weekly Shonen Jump. Позже эти ваншоты были переизданы в журналах Jump+ и Jump SQ.19. Тацуки Фудзимото официально дебютировал в 2014 году с мангой «Квалификация» (Shikaku) в Jump SQ.19, а через год опубликовал «Пророчество о Наюте» (Yogen no Nayuta) в Jump SQ.
Свою первую продолжающуюся мангу — «Огненный удар» (Fire Punch) — Фудзимото опубликовал в 2016 году на сайте Jump+. Изначально манга была предложена для журнала Jump Square, но не прошла отбор, и редактор предложил выпустить ее в онлайн-формате. Манга вышла в 8 частях и привлекла внимание интернета своим шокирующим содержанием.
После «Огненного удара» автор опубликовал в Jump SQ (No. 6, 2018) новый ваншот под названием «Старшая сестра младшей сестрички» (Imouto no Ane).
В 2018-2020 годах в журнале Weekly Shonen Jump выходила манга Фудзимото «Человек-бензопила» (Chainsaw Man). В день выхода последней главы был анонсирован аниме-сериал по манге.
Мангака также ведет аккаунт в Twitter (@nagayama_koharu), где он пишет от лица воображаемой младшей сестры-третьеклассницы.
Фудзимото Тацуки - мангака. Рисовал с детства. Еще в средней школе он начал выкладывать мангу на специальном веб-портале. После окончания школы Фудзимото сделал несколько… Развернуть
Юкито Аяцудзи - литературный псевдоним японского писателя Утида Наоюки (Naoyuki Uchida).
Является одним из основателей Клуба писателей Хонкаку - детектива Японии.
Наоюки Утида начал сочинять детективные истории ещё в младшей школе: в шестом классе во время летних каникул под впечатлением от книги Эдогавы Рампо «Клуб мальчиков-детективов» он написал сборник из десяти детективных рассказов.
Окончив школу в 1979 году, будущий писатель поступил на педагогический факультет Киотского университета, где вступил в «Общество исследователей детектива», к которому также принадлежали его будущая супруга Фуюми Оно, писатели Такэмару Абико и Ринтаро Норидзуки. Незадолго до окончания четвёртого курса университета Юкито Аяцудзи подал рукопись своего будущего романа «Убийства в десятиугольном доме» на соискание престижной премии Эдогавы Рампо, текст прошел отбор жюри и был включен в лонг-лист.
В 1982 году, окончив учёбу, писатель продолжает работу в Киотском университете и пишет диссертацию, посвященную исследованиям девиантного поведения.
В 1986 году Юкито Аяцудзи женится на Фуюми Оно и завершает работу над окончательным вариантом романа «Убийства в десятиугольном доме». Книга была опубликована в крупнейшем японском издательстве «Коданся» в 1987 году. Редакторы издательства назвали творчество Аяцудзи «Новым хонкаку-детективом», под этим названием оно впоследствии и вошло в историю японской литературы.
Окончив в 1989 году докторантуру Киотского университета, в марте 1992 г. Юкито Аяцудзи решает стать профессиональным писателем. В том же году за свой роман «Убийства в доме с часами» он был удостоен премии Японской ассоциации авторов детективов.
К февралю 2012 года общий тираж книг серии «Убийства в странных домах» превысил 4 млн экземпляров.
Женат на писательнице Фуюми Оно.
Юкито Аяцудзи - литературный псевдоним японского писателя Утида Наоюки (Naoyuki Uchida). Является одним из основателей Клуба писателей Хонкаку - детектива Японии. Наоюки… Развернуть
Суи Исида (石田 ス) родился 28 декабря, в префектуре Фукуока, Япония; род деятельности мангака.
В 2010 году он выиграл Young Jump 113th Grand Prix с ваншотом Токийский гуль(東京 喰 種,Tōkyō Kushu). В марте 2011 года, тот же самый ваншот был опубликован во 2-м выпуске Miracle Jump; в сентябре того же года Tokyo Ghoul начал издаваться в Weekly Young Jump. В декабре 2011 года Ишида Суи сделал еще один ваншот о Ризе, который был опубликован в декабре 2011 года в Miracle Jump,который позже был включён в шестой том Tokyo Ghoul.
В 2013 году он также запустил серию Токийский гуль: ДЖЕК в цифровом журнале Jump LIVE.
Суи Исида (石田 ス) родился 28 декабря, в префектуре Фукуока, Япония; род деятельности мангака.
В 2010 году он выиграл Young Jump 113th Grand Prix с ваншотом Токийский гуль(東京 喰… Развернуть
Ёко Огава -японская писательница.
Окончила Университет Васэда (Waseda University), живет в Асия, Хёго, с мужем и сыном. С 1988 года она опубликовала более двадцати художественных и публицистических работ.
С 1988 года Огава опубликовала более пятидесяти произведений художественной и документальной литературы. В 2006 году она в соавторстве с математиком Масахико Фудзиварой написала "введение в самую элегантную математику в мире"-диалог о необыкновенной красоте чисел.
Кэндзабуро Оэ сказал: "Йоко Огава способна выразить самые тонкие проявления человеческой психологии в прозе, которая нежна, но проницательна". Тонкость отчасти заключается в том, что персонажи Огавы часто, кажется, не знают, почему они делают то, что они делают. Она работает путем накопления деталей, техника, которая, возможно, более успешна в ее коротких работах; медленный темп развития в более длинных работах требует чего-то вроде deus ex machina чтобы покончить с ними. Читателю предлагается острое описание того, что наблюдают и чувствуют главные герои, обычно женщины, и их несколько отчужденные самонаблюдения, некоторые из которых отражают японское общество и особенно роли женщин в нем. Тон ее работ варьируется, в разных произведениях, а иногда и в более длинных произведениях, от сюрреалистического, через гротескный и —иногда гротескно— юмористический, до психологически двусмысленного и даже тревожащего. ("Отель Ирис", одна из ее более длинных работ, более откровенна в сексуальном плане, чем другие ее работы, и также является ее самым широко переведенным произведением.)
Ёко Огава -японская писательница.
Окончила Университет Васэда (Waseda University), живет в Асия, Хёго, с мужем и сыном. С 1988 года она опубликовала более двадцати… Развернуть
Сэй Сёнагон — знаменитая средневековая японская писательница и придворная дама при дворе императрицы Тэйси (Садако) эпохи Хэйан. Автор единственной книги «Записки у изголовья» (яп. 枕草子, макура-но соси), давшей начало литературному жанру дзуйхицу (эссе) в японской литературе.
О жизни Сэй Сёнагон известно мало, во многом реконструкция её биографии строится на догадках и гипотезах. Она происходила из знатной семьи Киёвара. Её отец Мотосукэ (908—990) и прадед Фукаябу были известними японскими поэтами, но занимали мелкие малодоходные должности. В 981(?) году, в возрасте 16 лет, Сэй Сёнагон выходит замуж за Татибана Норимицу, чиновника невысокого ранга. Их брак был неудачным и недолгим, у них родился сын. Легенда гласит, что она разорвала с ним, так как он оказался плохим поэтом. Позже она также была замужем за Фудзивара Мунейо, от которого родила дочь, как предполагают, это была Кома, будущая поэтесса. Скорее всего, к моменту прибытия ко двору Сэй Сёнагон была в разводе. Существуют предположения, что Сёнагон была замужем ещё и третий раз.
В 993(?) году 27-летняя Сэй Сёнагон поступает на придворную службу в свиту юной императрицы Тэйси (супруги императора Итидзё), которая становится одним из центральных персонажей «Записок у изголовья». Тяжёлые времена для Сэй Сёнагон наступают, когда Тэйси впадает в немилость – отец императрицы умирает, и его брат, регент Фудзивара Митинага делает свою дочь второй императрицей.
После того, как в 1000 году императрица умерла во время родов, Сэй Сёнагон уходит со службы. Предполагают, что именно тогда был заключён её второй брак. Считается, что «Записки у изголовья», начатые в благополучный период, были закончены между 1001 и 1010 годом. Она описывает в книге, что писала её для себя, и случайный посетитель унёс рукопись с собой, после чего «Записки» распространились.
Деталей жизни писательницы после смерти императрицы нет. Говорят, что старость Сэй Сёнагон встретила в нищете – хотя возможно, это легенда. Также указывают, что после смерти мужа она постриглась в буддийские монахини. Её могилу показывают в нескольких провинциях, точное место захоронения неизвестно.
Сэй Сёнагон прославилась своей книгой «Записки у изголовья», которая представляет собой собрание списков, слухов, стихов, эссе и рассказов обо всём, что интересовало двор. Предполагают, что она начала свои записки ещё при дворе, а закончила после смерти императрицы. Книга состоит из 320 отдельных разделов, которые расположены не в хронологическом порядке. Самая ранняя рукопись датируется 1000 годом, поэтому нет возможности понять, насколько план соответствует замыслу автора. «Записки у изголовья» считают, «возможно, самым близким приближением к высокой комедии в японской литературе», самым подробным источником фактического материала о подробностях быта той эпохи, вдобавок, произведением литературной красоты, полным юмора и тонких впечатлений от мира. Эти личные заметки, охватывающие 10 лет жизни при дворе, свидетельствуют о своём авторе как о сложной, умной, хорошо информированной женщине, которая была нетерпеливой, остро наблюдательной к деталям, пылкой и остроумной, соревновательной, чувствительной к красоте мира – но при этом как о снобе, нетерпимой и жестокой к людям, которых она считает ниже себя как в социальном, так и в интеллектуальном плане.
Сэй Сёнагон — знаменитая средневековая японская писательница и придворная дама при дворе императрицы Тэйси (Садако) эпохи Хэйан. Автор единственной книги «Записки у изголовья»… Развернуть
Макото Синкай — режиссёр, аниматор и сэйю. Настоящее имя — Макото Ниицу.
Родился 9 февраля 1973 года в префектуре Нагано. Он хотел создавать мангу, аниме и ранобэ, ещё учась в средней школе. Позже переехал для учёбы в Токио, где и остался работать в качестве сотрудника компании Minori. За 5 лет работы там Синкай проявил себя как очень разносторонняя личность: участвовал в создании новых игровых видеозаставок, занимался вёрсткой буклетов-инструкции и поддержкой сайта компании. Изучал японскую литературу в университете. С 1997 года начинает пробовать себя в качестве режиссёра и сценариста в собственных проектах. Уже третья его работа «Она и её кот» (до этого были «Огороженный мир», который Синкай создал, изучая 3D-графику, и «Другие миры») становится настолько успешной, что заинтересовывает компанию CoMix Wave, которая выпускает тираж дисков с пятиминутным фильмом и книжечкой комментариев. Произведение завоёвывает несколько престижных наград, среди которых главный приз фестиваля «2000 DoGA CG Animation». С этого момента Синкай становится всемирно известным.
В 2000 году Синкай начинает обдумывать новые проекты, продолжая работать в качестве графического дизайнера на фирме Falcom. В июне 2000 года у него рождается идея «Голоса далёкой звезды». Спустя несколько месяцев к тому времени уже успешный аниматор подписывает контракт с Mangazoo. В мае следующего года Синкай бросает свою работу и полностью погружается в создание «Голоса…».
Следующий после «Голоса …» фильм Синкая «За облаками» вышел в большинстве кинотеатров Японии 20 ноября 2004 года. 3 марта 2007 года состоялась премьера второго полнометражного фильма Синкая — «Пять сантиметров в секунду».
Лента «Пять сантиметров в секунду» стала самой успешной из всех проектов режиссёра, получила несколько престижных наград, в том числе главный приз итальянского фестиваля Future Film Festival.
Весь 2008 год Синкай провёл в Лондоне, а в 2009-ом приступил к работе над новым проектом, получившим название «Ловцы забытых голосов». В кинотеатрах Японии фильм вышел 7 мая 2011 года.
Макото Синкай — режиссёр, аниматор и сэйю. Настоящее имя — Макото Ниицу . Родился 9 февраля 1973 года в префектуре Нагано. Он хотел создавать мангу, аниме и ранобэ, ещё учась… Развернуть
Эйко Кадоно (яп. 角野 栄子 Кадоно Эйко, род. 1 января 1935) — японская писательница, автор рассказов, эссе и детских книг. Приглашенный профессор университета Нихон Фукуси (яп. 日本福祉大学).
Эйко Кадоно родилась в Токио. Ее отец сделал все возможное, чтобы заполнить мир Эйко с ранних лет разнообразными историями, особенно традиционными сказками. Когда Эйко научилась читать, она уходила от тягот послевоенной Японии изучая книги. Ее любимыми произведениями были мистические рассказы Эдогавы Рампо и японские переводы «Маленький лорд Фаунтлерой» Фрэнсис Элизы Бёрнетт, «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна» Марка Твена, «Остров Сокровищ» Р. Л. Стивенсона и книги Толстого, в том числе «Детство» и «Отрочество». Посещала университет Нихон Фукуси в префектуре Айти, а затем получила степень по английской литературе в университете Васэда.
После выпуска в 1960 году в возрасте 25 лет Эйко эмигрировала в Бразилию, где провела два года. Она написала рассказ «Посещая Бразилию: мальчик Луизиньо» (яп. ルイジンニョ少年、ブラジルをたずねて Руидзиннё-сё:нэн, Бурадзиру о тадзунэтэ), основанный на ее личных впечатлениях, о бразильском мальчике, который любил танцевать самбу. Это ее первое произведение, которое не было опубликовано до 1970 года.
Большинство ее книг предназначено для детей. В 1985 году, она опубликовала роман «Служба доставки Кики» (яп. 魔女の宅急便), который затем лег в основу одноименного анимационного фильма режиссера Хаяо Миядзаки. За эту книгу Эйко Кадоно была присуждена Литературная премия имени Номы для дебютантов за произведение для детей, что подтолкнуло ее написать еще четыре книги в качестве продолжения.
В книге «Служба доставки Кики» повествуется о молоденькой ведьме Кики и ее говорящем коте Дзи-дзи, улетающей из дома в незнакомый приморский город Корико для прохождения своеобразной практики для молодых ведьм. Там она открывает службу доставки, используя в качестве транспорта свою метлу. По ходу повествования героиня преодолевает различные трудности взрослой жизни.
В настоящее время Эйко является профессиональным писателем, и получила множество наград, в том числе Премию по детской литературе Obunsha, Литературную премию имени Номы, и место в 2000 Списке Почета IBBY.
Сейчас Эйко живет в древнем городе Камакура, Япония.
Источник: Википедия
Эйко Кадоно (яп. 角野 栄子 Кадоно Эйко, род. 1 января 1935) — японская писательница, автор рассказов, эссе и детских книг. Приглашенный профессор университета Нихон Фукуси (яп.… Развернуть
Автор японских комиксов, создатель известной манги «Наруто».
Уже с раннего детства демонстрирует способности в рисовании, делая повсюду наброски понравившихся ему персонажей. Стиль оформления и рисунка аниме и манги «Akira», которым он пытался постоянно подражать, в особенности потрясают Масаси. Несмотря на это, до двадцатилетнего возраста он писал лишь незначительные коротенькие истории. Начав специализироваться в школе для мангак, в 1996 году Масаси отсылает компании Shueisha свой первый комикс «Karakuri», который не приобретает большого успеха. Однако за него Кисимото получил «Hop Step Award», премию Shonen Jump для многообещающих авторов. В течение нескольких последующих лет его идеи для будущих работ отклонялись редакцией журнала. Его следующей работой с 1999 был «Наруто», регулярно публикующийся журналом Shonen Jump.
Его брат-близнец Сэйси Кисимото также является мангакой и известен как автор «666 Satan» и «Blazer Drive». Нередко было замечено, что их рисунки очень похожи между собой, поэтому они часто обвинялись в плагиате. Тем не менее, Сэйси в одной из глав своей манги отмечает, что эти сходства не преднамеренные, а спровоцированные влиянием одних и тех же вещей на обоих авторов.
Автор японских комиксов, создатель известной манги «Наруто». Уже с раннего детства демонстрирует способности в рисовании, делая повсюду наброски понравившихся ему персонажей.… Развернуть
Родилась 8 мая 1973 году на о. Хоккайдо. Её детство прошло на молочной ферме, которую держали её родители. Возможно, поэтому молоко так часто фигурирует в её творчестве, а аватаром она избрала себе коровку. Аракава Хирому - не настоящее её имя: она взяла себе мужской псевдоним, как это обычно делают мангаки-женщины, рисующие мангу в жанре сёнен.
С детства мечтала стать мангакой. Еще в школе она рисовала в своих тетрадках. В юности занималась живописью, вместе с друзями делала додзинси по мотивам "Истории трёх царств" («САН-ГО-ЧЖИ» [История трех царств, 220-277] - исторический роман, занимавший и частью продолжающий занимать в китайской литературе место, близкое к «Илиаде» Гомера), нарисовала несколько yonkoma (4-панельных манг) для журнала о скачках.
Её дебютная манга - STRAY DOG ("Бродячий пёс") - была удостоена первого приза 21st Century "Shounen Gangan" 9th Awards в 1999 году. Тогда же, в 1999, эта работа была опубликована в "Shounen Gangan". Следующими её работами стали Totsugeki Tonari no Enikkusu и Shanghai Youma Kikai ("Шанхайский мистический детектив"): обе эти одиночные истории были опубликованы в "Gangan" в 2000 году.
А уже в августе 2001 в том же журнале вышла первая глава Hagane no Renkinjutsushi ("Стального алхимика"). Эта манга была первым сериальным произведением Аракавы, и до сих пор остаётся величайшим её хитом. В 2004 "Алхимик" завоевал награду на 49th Manga Publisher Awards, Shounen Section. В 2003-2004 по мотивам "Алхимика" был снят аниме-сериал, а летом 2005 вышел полнометражный фильм.
В 2005 году, в августовском номере "Monthly Sunday GX" Аракава опубликовала первую главу нового сериала под названием RAIDEN-18. Вторая глава этой манги вышла в начале 2006, но пока не известно, будет ли этот сериал продолжен или нет.
В марте 2006 года Аракава выпустила новую главу Shanghai Youma Kikai - спустя шесть лет после первой. Предполагалось, что новая глава послужит продолжением к аудиокниге по мотивам Shanghai Youma Kikai, вышедшей примерно в то же время.
Родилась 8 мая 1973 году на о. Хоккайдо. Её детство прошло на молочной ферме, которую держали её родители. Возможно, поэтому молоко так часто фигурирует в её творчестве, а… Развернуть
Тосикадзу Кавагути — японский писатель, сценарист и режиссёр. После нескольких лет работы сценаристом и режиссером он начал свою карьеру писателя. Его дебютный роман «Пока не остыл кофе» был продан в Японии тиражом более миллиона экземпляров. Критики сравнивают его стиль со стилем Харуки Мураками и Бананы Ёсимото.
Тосикадзу Кавагути — японский писатель, сценарист и режиссёр. После нескольких лет работы сценаристом и режиссером он начал свою карьеру писателя. Его дебютный роман «Пока не… Развернуть
Ясутака Цуцуи — известный японский писатель, драматург, сценарист, актёр и автор манги. Работает в тяготеющем к эстетике постмодернизма экспериментальном жанре, сочетающем элементы фантастики и авангардизма. Для работ последних десятилетий характерны пародийность, чёрный юмор, абсурдизм. Наряду с Сакё Комацу и Синъити Хоси причисляется к числу наиболее значительных фантастов Японии. Начиная с 1970-х, развивает в своём творчестве теорию метапрозы, а сами произведения делают условными границы между чистой и массовой литературой.
Родился в Осаке 24 сентября 1934 года. Окончил филологический факультет Университета Досися (Doshisha University) в Киото, после чего открыл студию дизайна. Писательскую карьеру начал в шестидесятых годах с издания семейного научно-фантастического журнала, где и опубликовал свой первый рассказ, который после был перепечатан в коммерческом издании «Хосеки» («Драгоценность»).
В начале своей писательской карьеры Цуцуи тяготел к комедийной фантастике с изрядной долей фарса и черного юмора, однако довольно быстро переключился на авангард и начал писать в жанре «сверхлитературы». В рассказах Ясутаки Цуцуи отмечают переплетение сна и яви, абсурдистский элемент и выигрышную для героев «позицию Иванушки-дурачка»
Ясутака Цуцуи — известный японский писатель, драматург, сценарист, актёр и автор манги. Работает в тяготеющем к эстетике постмодернизма экспериментальном жанре, сочетающем… Развернуть
Дзюнъитиро Танидзаки — японский писатель, драматург.
Родился в семье зажиточного коммерсанта, владельца типографии в Токио. В своей книге «Детские годы» (яп. Yōshō Jidai, 1956), Танидзаки признался, что в детстве его баловали. Однако финансовое состояние семьи было со временем сильно подорвано, и ему пришлось переехать в другой район Токио и устроиться учителем. Танидзаки учился на факультете литературы Токийского университета, однако был вынужден оставить обучение в 1911 году, когда финансовые сложности не позволили ему продолжать оплачивать обучение.
Первые литературные шаги писатель предпринял в 1909 году. Его первой работой стала одноактная пьеса, опубликованная в литературном журнале. Танидзаки на раннем этапе творчества был ярым противником натурализма в литературе. Был приверженцем модернизма, авангардизма, романтизма и философии; сделал попытку соединить в своём творчестве традиционные японские литературные вкусы с принципами эстетики западноевропейской декадентской литературы.
Его произведения отличаются от иных, созданных японскими литераторами того времени, уникальностью женских образов, в частности образами роковых женщин в повестях «Дети» (1910), «Секрет» (1911) и «Дьявол» (1912) и современных девушек в романе «Любовь глупца» (1924).
Для позднего периода творчества (с 1923 года) характерен отход от западного влияния и погружение в мир японской старины и эстетики. После смерти писателя в 1965 году издательством «Тюокоронся» была учреждена премия имени Дзюнъитиро Танидзаки. Режиссёр Ясудзо Масумура создал целый ряд кинолент по произведениям Танидзаки («Любовь глупца», «Татуировка» и др.).
Дзюнъитиро Танидзаки — японский писатель, драматург. Родился в семье зажиточного коммерсанта, владельца типографии в Токио. В своей книге «Детские годы» (яп. Yōshō Jidai,… Развернуть
Нацумэ Сосэки (настоящее имя Нацумэ Кинноскэ) — выдающийся японский писатель, один из основоположников современной японской литературы.
Родился 9 февраля 1867 в бедной семье старшины одной из общин Эдо (современный Токио). В юности он получил классическое образование и слыл знатоком древней китайской и японской классической поэзии.
После окончания Токийского императорского университета по специальности «Английская литература» Сосэки решил продолжить обучение в аспирантуре.
В 1894 г. у него обнаружились признаки туберкулеза, однако долгие годы страдать ему пришлось от другой болезни — язвы желудка.
Весной 1895 г. Сосэки получил должность учителя английского языка на острове Сикоку. Его друзей очень удивило решение Сосэки поехать в этот удаленный уголок Японии, поскольку, по сути дела, он обрекал себя на добровольное изгнание. В июне 1896 г. он женился на дочери видного парламентского деятеля, однако женитьба с самого начала была несчастливой.
В 1900 г. Нацумэ Сосэки был отправлен на стажировку в Англию (1900–1902), из которой вернулся ярым англофобом. Пребывание в Англии пагубно сказалось и на его здоровье — у Сосэки появились признаки нервного расстройства и депрессии.
С 1903 г. он получает должность преподавателя английской литературы в Токийском императорском университете (на этом посту он сменил Лафкадио Хёрна).
Собственно, творческий путь писателя начинается в 1905 г., когда из-под его пера выходят две остросатирические повести — «Ваш покорный слуга кот», «Мальчуган» и роман «Трава у изголовья».
Сосэки как писатель свой творческий путь начал довольно поздно, в тридцать восемь лет. В 1907 г., он переходит на работу в газету «Асахи» на должность редактора литературной полосы, что также немало удивило его друзей, поскольку оставить место преподавателя в университете и перейти на работу в газету считалось шагом вниз.
Дальнейшее творчество писателя представлено трилогией романов — «Сансиро» (1908), «Затем» (1909), «Врата» (1910), в которых выведен образ японского интеллигента, отстраненного от жизни, и поднимается проблема человеческого эгоизма и эгоизма в масштабах страны.
Экспериментальный роман («антиновелла») «Шахтер» и «Ночи грез» стоят несколько особняком от основного творческого метода писателя. В «Ночах грез», например, одни критики усматривают влияние Фрейда, другие — экзистенциализма. Еще одна трилогия писателя — «Пока не окончилось равноденствие», «Путник» и «Сердце» — закрепила творческий успех Нацумэ Сосэки.
Умер Нацумэ 9 декабря 1916 в Токио.
Нацумэ Сосэки (настоящее имя Нацумэ Кинноскэ) — выдающийся японский писатель, один из основоположников современной японской литературы. Родился 9 февраля 1867 в бедной семье… Развернуть
Ёко Тавада – японская и немецкая писательница, пишет на японском и немецком языках.
Училась в Университете Васэда, специализировалась на русской литературе, затем, с 1982, в Гамбурге, где занималась современной немецкой литературой. Получила степень доктора филологии в Цюрихском университете (2000). С 2006 живет в Берлине.
Дебютировала двуязычным сборником стихотворений и прозы «Где бы ты ни был, везде пустота» (1987). Выступает как поэт, прозаик, драматург, часто сотрудничает с художниками и музыкантами. По ее либретто написал оперу современный австрийский композитор Петер Аблингер
Ёко Тавада – японская и немецкая писательница, пишет на японском и немецком языках. Училась в Университете Васэда, специализировалась на русской литературе, затем, с 1982, в… Развернуть
Ямамото Цунэтомо (также известен как Ямамото Дзётё) был самураем в районе Сага в провинции Хидзэн и служил своему господину Набэсима Мицусиге.
Тридцать лет своей жизни он посвятил служению своему господину и клану. Когда Набэсима умер в 1700 году, Ямамото не лишил себя жизни в след за ним по обряду "дзюнси" (ритуальное самоубийство слуги после смерти господина), так как его господин негативно относился к такой практике при жизни. Вместо этого, он выполнил пожелание господина и отказался от "дзюнси".
После некоторых ссор с преемником Набэсимы, Ямамото отказался от светской жизни и удалился в свое убежище в горах. Позже (между 1706 и 1716) он делился многими своими мыслями со своим другом-самураем Цурамото Тасиро. Многие из этих афоризмов имели отношение к его отцу и деду Наосиге, а также к трудностям пути самурая. Эти комментарии были собраны и опубликованы в 1716 году под названием "Хагакурэ" (может быть переведено как "В тени листьев" или "Сокрытое в листьях"). Это произведение не было широко известно после смерти Цунэтомо, но к концу 1930-х годов стало одним из самых знаменитых толкований кодекса бусидо в Японии.
Цунэтомо верил, что слияние со смертью в мыслях, даже при жизни, есть величайшее выражение чистоты и целеустремленности. Он верил, что если человек решил смириться со смертью, это поднимает его на более высокий уровень жизни, наполненный красотой и благодатью, недоступной тем, кто настроен на самосохранение. Некоторые считают, что, судя по его цитатам, Ямамото предпочитал быстрые действия, поэтому существуют предположения, что в "Хагакуре" он критиковал тщательно спланированную вендетту 47 Ронин за то, что они слишком долго тянули с ответом.
Ямамото Цунэтомо также известен под именем Ямамото Дзётё. Это имя он взял после того, как стал монахом.
Ямамото Цунэтомо (также известен как Ямамото Дзётё) был самураем в районе Сага в провинции Хидзэн и служил своему господину Набэсима Мицусиге. Тридцать лет своей жизни он… Развернуть
Дзюндзи Ито — японский мангака, работающий в жанре ужасов.
Родился в префектуре Гифу в 1963 году. С детских лет он был восхищен рисунками старшей сестры и комиксами Казуо Умезу. Благодаря им Дзюндзи Ито занялся рисованием хоррор-комиксов, но после школы стал зубным техником и работал в этом качестве до начала 1990 годов, не забывая, однако, и о своем необычном хобби. Дзюндзи Ито выиграл даже престижный конкурс и получил приз Умезу за свою хоррор-мангу.
Основные персонажи его книг — невероятно красивые девушки с длинными волосами. Таковы многие персонажи в манге «Томиэ» и сборнике «Плоть – Ужас цвета». В его книгах волосы восстают против того, чтобы их отрезали, и сбегают с головы; девочки умышленно заболевают, чтобы стать красивее, а потом убивают друг друга; женщина мажет себе кожу лосьоном и снимает ее, чтобы увидеть мускулы, но кожа разлагается, и она пытается украсть кожу своей сестры, и т. п.
Вселенная Дзюндзи Ито очень непостоянна и жестока; его персонажи часто становятся жертвами противоестественных обстоятельств в качестве наказания за незначительные проступки.
Его самое крупное произведение, трехтомник «Узумаки», рассказывает об одержимости жителей города Курозу идеей спирали, которая захватывают людей и пугает их. Люди уничтожаются в бесчисленных происшествиях. В книге нет реалистичных и ужасающих изображений смерти, но повествование в мельчайших подробностях передает чувство страха, который испытывают жители города перед странными событиями, противными человеческой природе.
До «Узумаки» Ито был известен как автор историй о Томиэ – прекрасной вечно юной школьнице, которая заставляет своих поклонников убивать ее на почве ужасной ревности. Поклонники понимают, что никогда не смогут получить ее и убивают ее. Из каждого фрагмента тела Томиэ возрождается новая Томиэ.
В 1998 году, во время бума на хоррор, который последовал после успеха "Звонка", история о Томиэ была экранизирована. После этого многие произведения Ито были экранизированы в кино и на телевидении.
Дзюндзи Ито — японский мангака, работающий в жанре ужасов. Родился в префектуре Гифу в 1963 году. С детских лет он был восхищен рисунками старшей сестры и комиксами Казуо Умезу.… Развернуть
Кэндзиро Хайтани (Haitani Kenjirō) - автор популярной детской книги "Взгляд кролика", разошедшейся миллионными тиражами.
Родом из Кобэ, Хайтани посещал вечернюю школу, работая при этом сварщиком. Ему удалось поступить в Университет Osaka Gakugei, который сейчас известен как Osaka Kyoiku University.
После выпуска в 1956 году, он работал учителем начальных классов в течение 17 лет в родном Кобэ, а позже много раз путешествовал до Окинавы и других частей Азии.
В 1974 году он написал свою главную работу - "Взгляд кролика", которая демонстрирует нам отношения между молодыми учителями и детьми, которых надежда не покидает даже в самые тяжелые времена.
Также Кэндзиро Хайтани основал детский центр "Дети Солнца", основная деятельность которого - борьба за права детей.
Умер Хайтани 23 ноября 2006 года, в четверг, у себя в офисе.
Кэндзиро Хайтани (Haitani Kenjirō) - автор популярной детской книги "Взгляд кролика" , разошедшейся миллионными тиражами. Родом из Кобэ, Хайтани посещал вечернюю школу,… Развернуть
Кэндзабуро Оэ — выдающийся современный японский писатель-гуманист, автор нескольких десятков романов и повестей, циклов рассказов и многочисленных эссе. В своих сочинениях Оэ пытается преодолеть достигшие, по его мнению, своего апофеоза во Второй мировой войне нигилизм, безответственность и отчуждённость современного человека. Для творчества Оэ характерны глобальный масштаб, эсхатологические мотивы, озабоченность природой насилия, подчёркивание маргинального и поиск адекватного современности трансцендентного в коллективной сущности человека и естественном жизненном укладе. На мировоззрение и творческий метод Оэ большое влияние оказали классическая японская и гуманистическая европейская литература, философия экзистенциализма, аналитическая психология К. Г. Юнга, антропология Масао Ямагути, а также семиотика Ю. М. Лотмана и эстетическая концепция гротескного реализма, предложенная М. М. Бахтиным. Не приемля социального солипсизма, Оэ занимает активную общественную позицию, сделав своим кредо высказывание датского филолога Кристофера Ниропа: «Тот, кто не протестует против войны, становится соучастником войны». За свои сочинения Оэ был удостоен целого ряда японских и международных литературных наград, включая Нобелевскую премию по литературе (1994). Художественные и публицистические произведения Оэ переведены на многие языки мира.
Биография:
Кэндзабуро Оэ родился в Японии в деревне Осэ (ныне часть посёлка Утико), расположенной в префектуре Эхиме в центре острова Сикоку; в семье Котаро и Косэки Оэ было семь детей, Кэндзабуро — пятый ребёнок и третий сын. В 1944 году в возрасте девяти лет Оэ почти одновременно лишился опекавшей его бабушки и неожиданно скончавшегося отца. В 1947 году Оэ поступил в школу Осэ средней ступени, затем — в школу посёлка Утико высшей ступени. К этому же времени относится издание им собственноручно переписанных из книг отрывков произведений Достоевского, которые составили небольшую хрестоматию, служившую знакомству его сверстников с творчеством русского классика.
В 1951 году Оэ из-за подробно описанной позднее в повести «Рви ростки, истребляй детёнышей» систематической травли со стороны других школьников перешёл в школу высшей ступени города Мацуяма, административного центра префектуры Эхимэ. В школе Мацуямы он начал писать стихи и стал редактировать литературную секцию школьного журнала «На ладони» (яп. 掌上 Сё:дзё:?). Здесь же он познакомился с Дзюдзо Итами, своим будущим шурином; Оэ и Итами сильно сблизились за время учёбы, проводя много времени в беседах о литературе и за чтением классической китайской поэзии. После окончания школы в марте 1953 года Оэ отправился в Токио, где попытался поступить в Токийский университет, но, не завершив сдачу экзаменов, отказался от этой идеи и уехал в Фудзисава, где прожил до следующего года, посещая подготовительные курсы для того, чтобы позднее вновь попытаться поступить в университет.
В апреле 1954 года Оэ со второго раза поступил на филологический факультет Токийского университета; после поступления поселился в дешёвом пансионе в Токио в районе Накано. В университете началась его литературная деятельность: в сентябре он написал для студенческого театра пьесу «Плач небес», а его первая публикация в том же месяце в студенческом журнале «Гакуэн» (рассказ «Вулкан») принесла и первую литературную премию. До конца года Оэ завершил ещё несколько сочинений малой формы, в том числе пьесу «Летние каникулы»: эти юношеские сочинения писались от случая к случаю и без какой-либо мысли о том, чтобы когда-нибудь стать писателем. В том же году Оэ увлёкся изучением сочинений Паскаля и Камю; решая, творчество кого из них выбрать в качестве темы дипломной работы, он в конечном счёте остановился на Сартре, приняв к тому же решение ничего (кроме учебников) не читать на французском языке до окончания университета, пока не прочтёт полное собрание сочинений Сартра.
В апреле 1956 года Оэ перешёл на отделение французской литературы филологического факультета Токийского университета, где начал заниматься под руководством профессора Кадзуо Ватанабэ. В сентябре, будучи сценаристом университетского драматического кружка, он написал пьесы «Безротый труп» и «Звериные голоса», последняя из которых была отобрана для участия в университетском конкурсе. Обе пьесы Оэ сочинил в последние дни летних каникул, которые провёл на родном Сикоку: за исключением этих нескольких дней, он посвятил всё лето досрочному выполнению поставленного ранее плана прочтения полного собрания сочинений Сартра в оригинале (первоначальным сроком было окончание университета).
В мае 1957 года новелла «Чудна́я работа» (переработка написанной ранее пьесы «Звериные голоса») была названа критиком Масахито Ара победителем университетского конкурса, приуроченного к празднованию Первого мая, и затем опубликована в газете Токийского университета. Основой для написания новеллы послужил опыт подработки в университетской больнице, где Оэ следил за трупами людей, разрешивших использование своих тел в медицинских целях после наступления смерти. После публикации в «Майнити симбун» положительной рецензии известного литературного критика Кэн Хирано на «Чудную работу» Оэ получил целый ряд предложений от литературных журналов. Вскоре в журнале «Бунгакукай» опубликована новелла «Высокомерие трупов», которая затем была выдвинута на премию имени Рюноскэ Акутагава, но, несмотря на поддержку находящихся в жюри Ясунари Кавабата, Ясуси Иноуэ и Сэйити Фунабаси, новелла Оэ уступила один голос рассказу Такэси Кайко «Голый король».
Начиная с 1958 года, Оэ начал активно публиковаться в ведущих литературных журналах Японии («Гундзо», «Синтё» и др.). В июле он, наконец, был удостоен премии имени Рюноскэ Акутагава за рассказ «Содержание скотины», хотя члены жюри высказывались о неуместности присуждения премии, так как уже тогда Оэ с трудом можно было отнести к числу нуждающихся в популяризации своих работ литературных дебютантов, на которых ориентирована премия. Тем не менее, награда всё же была присуждена Оэ, так как, по мнению жюри, «Содержание скотины» оказалось единственным из рассматриваемых сочинений, которое соответствовало требуемому уровню. В результате резкого изменения уклада жизни, связанного с неожиданно начавшейся полномасштабной писательской деятельностью, 23-летний Оэ пережил глубокий стресс и попал в больницу после отравления, вызванного передозировкой снотворного: Получив письмо от своего учителя Кадзуо Ватанабэ, где тот написал о необходимости для Оэ перейти от нетривиальности повседневности к нетривиальности произведений, молодой писатель постепенно обрёл душевное равновесие.
Весной 1959 года Оэ окончил филологический факультет Токийского университета с дипломной работой, выполненной под научным руководством Кадзуо Ватанабэ, «Об образах в прозе Сартра» (в аннотации к диплому, написанной на французском языке, Оэ указал на выявленное им фундаментальное несоответствие между образами и стилем изложения в художественных и философских работах Камю и Сартра). Диплом получил оценку «хорошо».
В октябре по приглашению Дзюн Это, редактора литературного журнала «Мита бунгаку», вместе с писателем Синтаро Исихара, режиссёром Сусуму Хани и другими представителями японской интеллигенции Оэ принял участие в круглом столе, приуроченном к выходу октябрьского и ноябрьского выпусков журнала. Выступление Оэ, открывавшее встречу и озаглавленное «Обозлённая молодёжь», привлекло к себе внимание. На том же круглом столе он познакомился с композитором Тору Такэмицу, с которым до кончины Такэмицу в 1996 году его впоследствии связывала многолетняя дружба. До конца года Оэ переехал в Сэтагая, пригород в западной части Токио, где и проживает до сих пор
В феврале 1960 года Оэ женился на Юкари Итами, старшей дочери известного киносценариста Мансаку Итами (с Дзюдзо Итами, братом Юкари, Оэ знаком с юности). В мае в составе третьей японско-китайской литературной делегации вместе с Хироси Нома, Кацуитиро Камэи, Такэси Кайко и другими ведущими японскими писателями Оэ посетил Китайскую Народную Республику, где встретился с Мао Цзэдуно.
В марте 1961 года Оэ получил угрозы от ультраправых политических группировок, спровоцированные опубликованной ранее повестью «Семнадцатилетний»: издательство было вынуждено принести публичные извинения правым. В том же году в качестве члена оргкомитета Оэ принял участие во внеочередной конференции писателей стран Азии и Африки, проходящей в Токио, но затем в знак протеста против проведённого КНР первого ядерного испытания оставил пост. Значительную часть этого года Оэ провёл в путешествиях по Восточной (по приглашению правительств Болгарии и Польши) и Западной Европе. Посещённые за время путешествия страны: Болгария, Греция, Италия, Польша, СССР, Франция, Англия. В Париже Оэ встретился с Сартром; вместе с Сартром и Симоной де Бовуар принял участие в демонстрации против военных действий Франции в Алжире. В декабре вернулся в Японию, после чего в 1962 году написал посвящённый своему путешествию по Европе сборник путевых заметок «Голос Европы и мой собственный голос».
В июле 1963 года в семье Кэндзабуро и Юкари Оэ родился сын Хикари с серьёзным повреждением головного мозга. Ребёнка подвергли первой из серии операций, необходимых для сохранения ему жизни. Позднее у Оэ родились два здоровых ребёнка: дочь Нацумико и сын Сакурао. В августе того же года Оэ посетил Хиросиму вместе с Рёскэ Ясуэ, президентом издательства «Иванами сётэн», и начал собирать информацию для эссе об атомной трагедии Хиросимы: первые заметки, которые впоследствии составили «Хиросимские записки», были опубликованы в октябре следующего года в журнале «Сэкай». Из других событий 1964 года следует выделить прекращение членства в «Ассоциации японско-китайского культурного обмена» в знак протеста против проведённого КНР первого ядерного испытания и получение премии издательства «Синтёся» за переломный в творчестве Оэ роман «Личный опыт».
Весной 1965 года Оэ впервые посетил Окинаву, летом — США, где провёл июль и август в Гарвардском университете, а сентябрь и октябрь — в Атлантик-сити, где встретился с активистами движения за права афроамериканцев, и Ханнибале, Миссури (городе, где провёл своё детство Марк Твен). В 1966 году издательство «Синтёся» начало издание первого (6-томного) собрания сочинений Оэ. Издание было завершено в следующем году. В июле 1967 года в семье Оэ родилась дочь Нацумико (яп. 菜採子?). В сентябре Оэ был удостоен премии имени Дзюнъитиро Танидзаки за роман «Футбол 1860 года», в первый же год выдержавший более десяти изданий. В ноябре Оэ вновь посетил Окинаву, куда он отправился для написания репортажа о переговорах премьера Эйсаку Сато с американским президентом Линдоном Джонсоном.
Март 1968 года Оэ провёл в Аделаиде, Австралия вместе с писателями Хансом Энценсбергером и Мишелем Бютором. В мае вышел в печать английский перевод романа «Личный опыт», получивший широкую огласку в американской и западноевропейской прессе. После публикации романа на английском языке Оэ посетил США по личному приглашению Барни Россета, президента выпустившего перевод издательства «Grove Press». Пребывание в США составило около трёх недель, за время которых вместе с переводчиком Джоном Натаном он посетил Гарвардский, Колумбийский и Принстонский университеты, где активно участвовал в публичных дискуссиях, читал лекции и давал многочисленные интервью. Осенью, после возвращения из США, Оэ отправился на Окинаву, чтобы поддержать либерального политика Тёбё Яра (яп. 屋良朝苗?) в первых с начала американской оккупации публичных выборах. В конце года сын Хикари перенёс последнюю из серии операций на головном мозге. В начале 1969 года Оэ тяжело пережил утрату скончавшегося в результате несчастного случая Сокэн Фуругэн (яп. 古堅宗憲?), близкого друга и борца за освобождение Окинавы от американской оккупации. Получив известие о смерти друга, он в очередной раз отправился на Окинаву.
К концу 1960-х, несмотря на плодотворную литературную деятельность и широкое признание его работ, ещё сложно было представить, что неортодоксальные произведения Оэ получат резонанс в мировом масштабе. Однако Юкио Мисима, фактически потерявшему надежду на получение Нобелевской премии по литературе после присуждения её в 1968 году Ясунари Кавабата, принадлежат слова, датируемые второй половиной того десятилетия, согласно которым следующим японским нобелевским писателем станет именно Оэ. Отношения с Мисима, столь важные для до сих пор полемизирующего с ним Оэ, многообещающе начавшись с личного приглашения на банкет в его резиденции, быстро переросли в конфликт, обусловленный всё большей радикальностью ультраправых политических взглядов Мисима.
В 1973 году он был удостоен самой престижной литературной премии Японии, премии Номы, за роман «Объяли меня воды до души моей», на создание которого у писателя ушло шесть лет. В мае 1975 года Оэ крайне болезненно пережил смерть своего университетского наставника Кадзуо Ватанабэ. В конце года Оэ принял участие в двухдневной голодовке в знак протеста против политических гонений, которым был подвергнут корейский поэт Ким Чжиха. Период времени с марта по июль 1976 года Оэ провёл в Мексике, где работал в качестве приглашённого лектора в «Collegio de Mexico» (г. Мехико). Знакомство с мексиканской культурой позднее нашло отражение в одном из важнейших сочинений писателя, романе «Игры современников» (1979), а также в ряде других работ последующих лет («Женщины, слушающие дождевое дерево», «Родственники жизни» и др.).
В 1981 году Оэ выступил на конференции японских исследователей в области семиотики с докладом о сущности дзюнбунгаку, рассмотренной Оэ на примере семиотического анализа классического романа Наоя Сига «Путь в ночном мраке». В этом принципиально важном докладе писатель фактически сформулировал своё понимание роли и сути современной японской литературы.
Начало 1980-х годов ознаменовалось возвращением писателя к малой форме после продолжительного перерыва. Опубликованные в первой половине этого десятилетия циклы рассказов «Женщины, слушающие дождевое дерево» (1982) и «Укушенный бегемотом» (1984) были удостоены премии Ёмиури и премии Кавабата соответственно. Повсеместное признание творчества Оэ в Японии и за рубежом также выразилось в получении им в 1983 году премии Осараги за цикл «Проснись, новый человек!», номинировании на Нойштадтскую премию в 1986 году и получении награды проходившего в Бельгии международного фестиваля искусств «Europelia» в 1989 году. В 1988 году Оэ принял приглашение войти в состав жюри только что учреждённой издательством «Синтёся» литературной премии имени Юкио Мисима.
В 1990 году Оэ стал первым лауреатом премии имени Сэя Ито, которой он был удостоен за роман «Родственники жизни» (1989), а в 1992 году — был номинирован во второй раз на Нойштадтскую премию. В 1994 году Оэ был награждён Нобелевской премией по литературе «за то, что он с поэтической силой сотворил воображаемый мир, в котором реальность и миф, объединяясь, представляют тревожную картину сегодняшних человеческих невзгод»: в пресс-релизе, комментирующем решение жюри, подчёркивалось признание универсальности тем произведений Оэ, а в числе главных сочинений писателя были названы романы «Футбол 1860 года», «История M/T и Лесного чуда» и «Письма к милому прошлому». Незадолго до получения Нобелевской премии писатель заявил о том, что с завершением трилогии «Пылающее зелёное дерево» он перестанет писать романы, но продолжит своё литературное творчество, создавая произведения в принципиально новом жанре. В 1994 году был награждён и премией Асахи в номинации «Культура». В том же году Оэ отказался от присуждённого ему императорского Ордена Культуры, мотивируя это принципиальным непринятием института императорской власти. За отказом от императорского ордена последовал публичный отказ от приглашения принять участие в одном из проходящих в 1995 году во Франции фестивалей искусств в знак протеста против возобновления правительством Ширака испытаний ядерного оружия.
В феврале 1996 года после смерти от рака Тору Такэмицу Оэ пересмотрел своё ранее принятое решение и возобновил сочинение романов для того, чтобы написать произведение, посвящённое памяти ушедшего композитора (роман «Кульбит», 1999). В августе того же года Оэ начал работать по приглашению в Принстонском университете (США), а с ноября 1999 года — в Свободном университете Берлина (Германия). В 1997 году Оэ стал почётным иностранным членом американской академии искусств.
В мае 2002 года Оэ был награждён французским Орденом Почётного легиона. В июне 2004 года Оэ стал одним из основателей антивоенного объединения «Статья 9». Продолжая свою активную общественную деятельность, в феврале 2005 года 70-летний Оэ посетил Хиросиму и выступил там с лекцией, приуроченной к 60-й годовщине атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки.
В октябре 2005 года по инициативе издательства «Коданся» была учреждена премия Кэндзабуро Оэ. В конце года Оэ вновь объявил о прекращении своего литературного творчества с публикацией романа «Прощай же, книга!» (2005).
С июня по декабрь 2006 года Оэ участвовал в акции «Книжный магазин Кэндзабуро Оэ», проводившейся «Дзюнкудо сётэн» (яп. ジュンク堂書店 Дзюнкудо: сётэн?), одним из крупных книжных магазинов Токио. В рамках акции писатель выступил с лекциями, в которых раскрыл себя как читателя, а также в течение полугода полностью определял ассортимент и категоризацию книг в специально созданном для этого отделе магазина[10]. Лекции Оэ, начиная с сентября, публиковались в журнале «Субару». В ноябре 2006 года издательство «Асахи» выпустило новый сборник эссе «Завет+» (伝える言葉」プラス), большая часть которых до этого в течение нескольких месяцев регулярно публиковалась в еженедельнике «Асахи»: отмечается, что эссе сильно политизированы.
2007 год ознаменовался очередным возвращением Оэ: с майского выпуска в журнале «Синтё» началась публикация нового романа, озаглавленного «На прекрасную Аннабель Ли ветер дохнул, и куда-то её унесли» (臈たしアナベル・リイ 総毛立ちつ身まかりつ). В мае также был объявлен первый лауреат премии Оэ, которым стал Ю Нагасима.
После продолжавшейся более двух лет изнурительной судебной тяжбы по делу о массовых самоубийствах на Окинаве во время Тихоокеанской войны и отражении этих фактов в «Окинавских записках» Оэ (иск против Оэ был отклонён), писатель возобновил свою литературную работу, начав новый роман. Его название «Смерть от воды» (水死) вдохновлено поэмой Т. С. Элиота «Бесплодная земля» с одноимённой частью. Произведение было завершено в декабре 2009 года. В романе Оэ вернулся к центральной для своего творчества теме места императора в японской культуре, в этот раз, однако, прототипом главного героя сделав не самого себя, а придерживавшегося правых взглядов своего отца, который по тексту романа тонет во время наводнения в годы Второй мировой войны. Полярное монархическому начало выражено в образе юной героини, исполненной антияпонских настроений и устремлённой к разрушению имперского порядка.
После смерти Сюити Като, своего соратника по борьбе против изменения конституции, Оэ инициировал публикацию сборника некрологов, а также буклет «Чтобы помнили Сюити Като» (加藤周一のこころを継ぐために, «Иванами сётэн»), изданные в декабре 2009 года. В декабре 2010 года аналогичный буклет Оэ пришлось посвятить уже памяти своего другого близкого друга и одного из основателей «Статьи 9» драматурга Хисаси Иноуэ («Чтобы помнили слово Хисаси Иноуэ», 井上ひさしの言葉を継ぐために, 2010). После смерти Иноуэ серия выступлений Оэ памяти умершего была издана на DVD.
В декабре 2011 года издательство «Коданся» анонсировало начало серийной публикации нового сочинения Оэ в журнале «Гундзо» с январского номера 2012 года (вышел в печать уже в конце 2011 года). Эта работа, которую автор вновь рассматривает как свою последнюю, ознаменовала его возвращение к форме цикла рассказов, в которой он плодотворно и оригинально работал в 1980-е годы («Женщины, слушающие дождевое дерево» и др.) и не обращался уже около пятнадцати лет, с той, однако, разницей, что материал нового произведения полностью фиктивен в отличие от многоголосия пластов документального и вымышленного в более ранних циклах. Сочинение получило название «В позднем стиле» (晩年様式集(イン・レイト・スタイル)). Тема «позднего стиля» (см. Эдвард Саид, с которым Оэ тесно общался), как известно, занимает Оэ на протяжении последних десяти и более лет и является предметом рассмотрения в ряде эссе писателя. Тематически цикл связан с более ранним и одним из наиболее значительных сочинений Оэ романом «Письма милому прошлому» (1987). Работу над циклом «В позднем стиле» Оэ начал после аварии на АЭС Фукусима I в марте 2011 года, трагедии особенно остро воспринятой писателем, через всё творчество которого (начиная ещё с «Хиросимских записок» полувековой давности), как и истории Японии ХХ века, проходит тема атомной катастрофы. Следует также отметить, что Оэ, несмотря на свой уже преклонный возраст, принял самое активное, даже руководящее участие в акциях протеста против использования в Японии атомной энергии, которые последовали за аварией в Фукусиме. Книга «В позднем стиле» была издана в октябре 2013 года издательством «Коданся»
Кэндзабуро Оэ — выдающийся современный японский писатель-гуманист, автор нескольких десятков романов и повестей, циклов рассказов и многочисленных эссе. В своих сочинениях Оэ… Развернуть
Хироси Сакурадзака - японский автор ранобэ, японских легких романов в жанре научной фантастики и фэнтези.
Начав карьеру в области информационных технологий, Хироcи Сакуразака дебютировал в литературе с романом в 2002 году на втором Super Dash Novel Rookie of the Year Award с романом "Mahō tsukai no netto". Он был опубликован в декабре 2003 года под названием "Yoku Wakaru Gendai Maho" и впоследствии был расширен в серию ранобэ; также по ему было сделано аниме. В 2004 году его рассказ "Saitama Chainsaw Shōjo" (さいたま チェーンソー 少女 ) получил S-F Magazine Readers Award's . В 2004 его роман "Грань будущего" получил высокую оценку со стороны других авторов в Японии и впоследствии был опубликован на английском языке.
Сакурадзака интересуется компьютерами и видеоиграми, начинал свою карьеру в сфере IT. Сотрудничал с культурным критиком Хироки Адзумой в работах "Geet State" (ギート ステイト ) и "Charactors" (キャラクターズ ). Написал критику на роман Ясутаки Цуцуи "Dancing Vanity".
Хироси Сакурадзака - японский автор ранобэ, японских легких романов в жанре научной фантастики и фэнтези. Начав карьеру в области информационных технологий, Хироcи Сакуразака… Развернуть