Маргерит Дюрас (фр. Marguerite Duras [maʀɡəʁit dyˈʁas], настоящая фамилия — Донадьё, фр. Donnadieu) — французская писательница, актриса, режиссёр и сценарист.
Родилась 4 апреля 1914 под Сайгоном (ныне Вьетнам), где ее родители занимались педагогической деятельностью и переехали в колонию по призыву французского правительства. Вскоре после её рождения отец, заболевший после прибытия в колонию, покинул семью и вернулся во Францию, где умер, когда Маргерит было 4 года. Мать Маргерит осталась в Индокитае с тремя детьми. Семья жила небогато.
После окончания школы, в возрасте 17 лет, Маргерит уехала во Францию, где училась праву, а затем работала секретарём в Министерстве по делам колоний. Во время Второй мировой войны участвовала в Движении Сопротивления, была членом коммунистической партии. Тогда же взяла псевдоним («Дюрас») в честь родной деревни отца.
Главная тема ее творчества - бунт против бесцветности будничной жизни. Первые романы Дюрас выявили сильное влияние лаконичной манеры письма Э.Хемингуэя. Характерны в этом смысле Плотина против Тихого океана (Un Barrage contre le Pacifique, 1950) и Моряк из Гибралтара (Le Marin de Gibraltar). В Moderato Cantabile (1958) мотив невозможной, надуманной любви передан поэтичной, разорванной стилистикой, столь характерной для ее последующих произведений. Этим произведениям в большей степени присуща затемненность смысла, а порой и сильный элемент эротизма, как в Смертельной болезни (La Maladie de la mort, 1982). Во многом автобиографическая повесть Любовник (L'Amant, 1984, Гонкуровская премия) воссоздает Индокитай последних лет французской оккупации и распад обреченного семейства рассказчицы. Мемуарный характер носит и книга Боль (La Douleur, 1986), в которой основное место занимает описание пережитого автором в последние дни Второй мировой войны.
Самое известное произведение Дюрас - сценарий ставшего классикой фильма А.Рене Хиросима, моя любовь (Hiroshima, Mon Amour, 1959). Умерла Дюрас в Париже 3 марта 1996. Похоронена на кладбище Монпарнас.
Источник
Маргерит Дюрас (фр. Marguerite Duras [maʀɡəʁit dyˈʁas], настоящая фамилия — Донадьё, фр. Donnadieu) — французская писательница, актриса, режиссёр и сценарист. Родилась 4… Развернуть
Ромен Роллан — французский писатель, общественный деятель, лауреат Нобелевской премии по литературе (1915).
Родился 29 января 1866 в Кламси (Бургундия). Высшее образование получил в Высшей нормальной школе в Париже; его работа "История оперы в Европе до Люлли и Скарлатти" (L"Histoire de l"opéra en Europe avant Lulli et Scarlatti, 1895) была первой в Сорбонне докторской диссертацией на музыкальную тему. Был профессором (история музыки) в Сорбонне и Высшей нормальной школе. Влияние Толстого, с которым Роллан состоял в переписке, сыграло важную роль в развитии определяющих для его творчества гуманистических и пацифистских взглядов, тогда как романтизм и смутный мистицизм были обусловлены, скорее всего, знакомством с немецкой литературой.
Роллан начал свой творческий путь как драматург, добившись большого успеха на французской сцене. Сначала появились пьесы Трагедия веры (Tragédie de la foi): Святой Людовик (Saint Louis, 1897), Аэрт (Aért, 1898), Триумф разума (Le Triomphe de la raison, 1899). За ними последовали пьесы в более строгом смысле слова исторические: Дантон (Danton, 1900), 14 июля (Le quatorze juillet, 1902) и Робеспьер (Robespierre, 1938). Роллан выступил за создание принципиально новой драматургии, однако его книга Народный театр (Le Théâtre du peuple, 1903) получила скромный отклик. Тогда же он начал свой самый знаменитый роман Жан-Кристоф (Jean-Christophe, tt. 1–10, 1903–1912). Главный герой книги – немецкий композитор, чья жизнь описывается с рождения в маленьком городке на берегу Рейна до смерти в Италии. Его музыка не получает должного признания, но в преодолении трудностей он опирается на преданную дружбу и любовь.
Увлеченный героическими историческими фигурами, Роллан написал несколько биографий: Жизнь Бетховена (La Vie de Beethoven, 1903), Микеланджело (Michel-Ange, 1903) и Жизнь Толстого (La Vie de Tolstoi, 1911), за которыми последовали жизнеописания некоторых индийских мудрецов – Махатма Ганди (Mahatma Gandhi, 1924), Жизнь Рамакришны (La Vie de Ramakrishna, 1929) и Жизнь Вивекананды и всемирное евангелие (La Vie de Vivekananda et l"évangile universel, 1930).
Когда разразилась Первая мировая война, Роллан решил остаться в Швейцарии и предпринял безуспешные попытки добиться примирения между французскими, немецкими и бельгийскими интеллектуалами. Его аргументы были изложены в ряде статей, изданных затем в сборнике Над схваткой (Au-dessus de la mêlée, 1915; рус. перевод 1919 под названием В стороне от схватки) и в романе Клерамбо (Clérambault, 1920). В признание литературных заслуг Роллана в 1915 ему была присуждена Нобелевская премия по литературе.
В годы войны жил в оккупированном Везле, продолжая литературную деятельность, где и умер от туберкулеза 30 декабря 1944.
Ромен Роллан — французский писатель, общественный деятель, лауреат Нобелевской премии по литературе (1915). Родился 29 января 1866 в Кламси (Бургундия). Высшее образование… Развернуть
Анн-Софи Брасм читает Золя и Сартра, Толстого и Беккета. Мечтает стать литературным критиком. Ее кумир – критик и писатель Фредерик Бегбедер, автор скандального романа "99 франков". Обожает рыскать в Интернете, слушает Coldplay и Radiohead, любимый актер — Мак-Грегор. После выхода романа "Я дышу!" Анн-Софи Брасм получила 18 предложений на его экранизацию. "Я не звезда лицея и не новая Франсуаза Саган. Я сама была несчастным подростком. Классика: прыщавая, непонятная, порой слишком замкнутая на себе самой и очень импульсивная. Я должна была взорваться. Этот роман и есть тот самый взрыв"
Анн-Софи Брасм читает Золя и Сартра, Толстого и Беккета. Мечтает стать литературным критиком. Ее кумир – критик и писатель Фредерик Бегбедер, автор скандального романа "99… Развернуть
Жан-Поль Дидьелоран - французский писатель.
Родился в 1962 году.
До 2014 года писатель был известен, прежде всего, как автор рассказов и новелл. Он был постоянным участником всевозможных сборников и премий, от премии города Нантер и Французского сообщества Бельгии, до престижной международной премии Хемингуэя, которую получил дважды. И вот в 2014 году в возрасте пятидесяти лет он написал свой первый роман – «Утренний чтец». Книга в первые же месяцы разошлась более, чем шестидесятитысячным тиражом, и стала бестселлером, появившись на книжных полках в тридцати шести странах. Второй роман Дидьелорана «Вся оставшаяся жизнь» блестяще подтвердил его репутацию неподражаемого рассказчика.
Жан-Поль Дидьелоран умер 5 декабря 2021 года в возрасте 59 лет.
Жан-Поль Дидьелоран - французский писатель. Родился в 1962 году. До 2014 года писатель был известен, прежде всего, как автор рассказов и новелл. Он был постоянным участником… Развернуть
Филипп Клодель — французский писатель и кинорежиссёр.
Филипп Клодель родился в Домбаль-сюр-Мёрт (Лотарингия) в 1962 году. Посещал лицей в Люневиле; после окончания лицея в течение двух лет занимался случайными подработками.
В 1983 году поступает в университет в Нанси, где изучает литературу, историю искусства и кинематографа. После окончания обучения защищает диссертацию и сдаёт экзамен на степень агреже.
Долгое время Клодель работает преподавателем французского: в коллеже и лицее, а также в больницах (для больных детей). На протяжении двенадцати лет он преподаёт в тюрьме Нанси; в течение четырёх лет работает в специализированном учебном заведении для детей-инвалидов. Этот непростой человеческий опыт заставляет его переосмыслить свои взгляды на жизнь и на человечество и заняться писательством. Свой первый роман, Meuse l’oubli, он публикует в 1999 году. В это же время он начинает писать сценарии для кино.
С 2001 года Клодель преподаёт в университете Лотарингии. Свой первый роман, Meuse l’oubli, Клодель опубликовал достаточно поздно: в 37 лет. В нём повествуется о человеке, который потерял любимую жену и постепенно учится жить с ощущением этой потери. Роман был опубликован издательством Balland и удостоился двух премий. Сейчас он — автор около тридцати книг (романов, новелл, стихотворений) и лауреат многочисленных литературных премий, в том числе премии Ренодо.
С 2008 года Филипп Клодель пробует себя в качестве кинорежиссёра. Его первый фильм, «Я так давно тебя люблю», получает две премии «Сезар», две награды Берлинского кинофестиваля и ряд других премий.
С 2011 года Клодель входит в состав Гонкуровской академии.
Филипп Клодель женат, у него есть дочь. Увлекается фотографией, живописью, рыбалкой.
Филипп Клодель — французский писатель и кинорежиссёр. Филипп Клодель родился в Домбаль-сюр-Мёрт (Лотарингия) в 1962 году. Посещал лицей в Люневиле; после окончания лицея в… Развернуть
Эрве Ле Теллье (р. 1957) – известный французский писатель, автор двух десятков книг, лауреат Гонкуровской премии 2020 года.
Президент экспериментальной литературной группы УЛИПО (OULIPO, Мастерская потенциальной литературы).
Эрве Ле Теллье (р. 1957) – известный французский писатель, автор двух десятков книг, лауреат Гонкуровской премии 2020 года.
Президент экспериментальной литературной группы УЛИПО… Развернуть
Жан-Клод Каррьер - французский сценарист, драматург, писатель, актер.
Жан-Клод родился в семье виноделов, учился в лицее Лаканал. Изучал литературу и историю в институте Сент-Клод. В 1957 году опубликовал свой первый роман "Ящерица". Сотрудничал как сценарист со знаменитыми французскими комиками Жаком Тати и Пьером Этексом в фильмах "Вздыхатель" (1962), "Йо-Йо" (1965). Около двадцати лет, вплоть до смерти великого кинорежиссера Луиса Бунюэля был его партнером и автором сценариев фильмов мастера.
Работал и как драматург, его пьесы ставили известные театральные постановщики Жан-Луи Барро, Питер Брук. Жан-Клод Карьер постоянный автор сценариев фильмов кинорежиссера Милоша Формана. За сценарий фильма "Возвращение Мартина Герра" (1982) удостоен "Сезара". Как сценарист работал с такими выдающимися кинорежиссерами как Фолкер Шлёндорф, Нагиси Ошима,Анджей Вайда, Карлос Саура, Жан-Люк Годар, Луи Маль, Марко Феррери. У Жан-Клода Карьера около 30 ролей в кино, преимущественно играл роли второго плана, эпизоды, озвучивал персонажей.
Жан-Клод Каррьер - французский сценарист, драматург, писатель, актер. Жан-Клод родился в семье виноделов, учился в лицее Лаканал. Изучал литературу и историю в институте… Развернуть
Жизнь Франсуазы Бурден началась как волшебная сказка, поскольку оба ее родителя были оперными певцами. Самые ее ранние воспоминания связаны с потрясающими декорациями, великолепной музыкой, роскошными костюмами…
Но сказка кончилась, когда Франсуазе исполнилось 10 лет. Ее родители развелись, и реакция девочки на это была очень тяжелой. Неизвестно, чем бы все закончилось, но в жизни Франсуазы были две страсти, которые в итоге помогли примириться с действительностью. Одна из них – лошади и верховая езда – могла бы стать ее настоящим призванием, и мир бы никогда не узнал писательницы по имени Франсуаза Бурден, но в те времена женщинам очень трудно было попасть в мир конного спорта и скачек.
Другим увлечением Франсуазы стали книги. Ее отец имел прекрасную библиотеку, Франсуазе и ее сестре было разрешено читать все, что душа пожелает. Так они прочитали всего Мориака, Бодлера, Толстого, Достоевского, Сартра, сестер Бронте, Золя и Гюго. Следствием этого стала неодолимая тяга к творчеству, а начала Франсуаза, как и все подростки, с очень плохих стихов.
Ее отец был знаком с президентом Гонкуровской академии, он показал ему стихи Франсуазы. Этот человек принадлежал к поколению, умевшему говорить горькую правду с юмором и тактом. Он назвал 15-летнюю девочку «коллегой», дал несколько полезных советов и порекомендовал ей продолжать писать.
Первый роман Франсуазы, почти полностью автобиографический, был куплен и принят в печать в первом же издательстве, которому она его предложила. Франсуаза была на седьмом небе от счастья, правда, главный редактор несколько охладил ее пыл, сказав, что он лично не считает книгу хорошей, но надеется, что в дальнейшем она станет писать лучше.
Второй ее роман также был опубликован в этом издательстве и вскоре экранизирован. Франсуазе тогда едва исполнился 21 год, жизнь казалась ей легкой и приятной, но радость была омрачена смертью ее отца.
Вскоре Франсуаза вышла замуж и стала матерью двух очаровательных девочек. Она до сих пор считает их своим главным успехом в жизни.
Семейные хлопоты, переезд в другой город, обустройство нового дома и новой жизни надолго отвлекли Франсуазу от творчества, но все время ее преследовало чувство, что чего-то не хватает в ее прекрасной, налаженной жизни...
Вернуться в мир литературы оказалось не так легко. Франсуазу Бурден уже успели позабыть, и она рассылала свои рукописи во множество издательств, зачастую не надеясь на ответ. Но вот сразу два издательства приняли в печать два ее романа; а затем она вновь стала работать на телевидении. Ее карьера вновь пошла в гору, но это разрушило ее брак.
Франсуаза поселилась в Нормандии, в сельской местности, в большом доме с конюшнями. Она пишет один роман за другим, и практически все они экранизируются.
Франсуаза Бурден говорит сейчас о себе: «Моя жизнь напоминает путешествие в Страну Чудес, как будто я вновь в своем волшебном детстве, и сегодня мое единственное желание – чтобы приключение продолжалось. Жизнь писателя, на границе с реальностью, - это иногда настоящая маленькая сказка».
Жизнь Франсуазы Бурден началась как волшебная сказка, поскольку оба ее родителя были оперными певцами. Самые ее ранние воспоминания связаны с потрясающими декорациями,… Развернуть
Зинаида Гиппиус (по мужу Мережковская) — русская поэтесса и писательница, драматург и литературный критик, одна из видных представителей «Серебряного века» русской культуры. Гиппиус, составившая с Д. С. Мережковским один из самых оригинальных и творчески продуктивных супружеских союзов в истории литературы, считается идеологом русского символизма.
Была из обрусевшей немецкой семьи, предки отца переселились в Россию в XIX веке; мать — родом из Сибири. Из-за частых переездов семьи (отец — юрист, занимал высокие должности) Гиппиус систематического образования не получила, посещала урывками учебные заведения. С детских лет увлекалась «писанием стихов и тайных дневников». В 1889 в Тифлисе вышла замуж за Д. С. Мережковского, с которым «прожила 52 года, не разлучаясь ни на один день». Вместе с мужем в том же году переехала в Петербург; здесь супруги Мережковские завели широкие литературные знакомства и вскоре заняли видное место в художественной жизни столицы.
Стихотворения Гиппиус, опубликованные в журнале «старших» символистов «Северный вестник» («Песня» и «Посвящение») сразу получили скандальную известность. В 1904 вышло «Собрание стихов. 1889-1893» и в 1910 — «Собрание стихов. 1903-1909», объединённое с первой книгой постоянством тем и образов: душевный разлад человека, во всем ищущего высшего смысла, божественного оправдания низкого земного существования, но так и не нашедшего достаточных резонов смириться и принять — ни «тяжесть счастья», ни отречение от него.
В 1899-1901 Гиппиус тесно сотрудничает с журналом «Мир искусства»; в 1901-1904 является одним из организаторов и активным участником Религиозно-философских собраний и фактическим соредактором журнала «Новый путь», где печатаются её умные и острые критические статьи под псевдонимом Антон Крайний, позже становится ведущим критиком журнала «Весы» (в 1908 избранные статьи вышли отдельной книгой — «Литературный дневник»).
В начале века квартира Мережковских становится одним из центров культурной жизни Петербурга, где молодые поэты проходили нелегкую проверку личным знакомством с «мэтрессой». Гиппиус предъявляла к поэзии высокие, предельные требования религиозного служения красоте и истине («стихи — это молитвы»). Сборники рассказов Гиппиус пользовались гораздо меньшим успехом у читателей и вызвали острые нападки критики.
События Революции 1905-1907 стали переломными в жизненной творческой биографии Гиппиус. Если до этого времени социально-политические вопросы находились вне сферы её интересов, то после 9 января, которое, по словам писательницы, «перевернуло» её, актуальная общественная проблематика, «гражданские мотивы» становятся доминирующими в её творчестве, в особенности — в прозе. Гиппиус и Мережковский становятся непримиримыми противниками самодержавия, борцами с консервативным государственным устройством России.
В феврале 1906 они уезжают в Париж, где проводят больше двух лет. Здесь супруги Мережковские выпускают сборник антимонархических статей на французском языке, сближаются с революционными кругами, поддерживают отношения с Б. Савинковым. Увлечение политикой не отменило мистических исканий Гиппиус: новый лозунг «религиозной общественности» предполагал соединение всех радикальных сил интеллигенции для решения задачи обновления России.
Политические пристрастия отражаются на её литературном творчестве тех лет: романы «Чертова кукла» (1911) и «Роман-царевич» (1912) откровенно тенденциозны, «проблемны». Резко изменившаяся жизненная позиция Гиппиус проявилась необычным образом во время Первой мировой войны, когда она стала писать стилизованные под лубок «простонародные» женские письма солдатам на фронт, иногда вкладывая их в кисеты, от лица трёх женщин («псевдонимы» — имена и фамилии прислуг). Эти стихотворные послания («Лети, лети, подарочек», «На дальнюю сторонушку» и т.п.), не представляющие художественной ценности, имели большой общественный резонанс.
Октябрьскую революцию Гиппиус приняла враждебно и в начале 1920 вместе с мужем эмигрировала во Францию. За границей вышли ещё два её поэтических сборника: «Стихи. Дневник 1911-1921» и «Сияния».
Зинаида Гиппиус (по мужу Мережковская) — русская поэтесса и писательница, драматург и литературный критик, одна из видных представителей «Серебряного века» русской культуры.… Развернуть
Эли Визель (англ. Elie Wiesel; род. 1928) — еврейский, французский и американский писатель, журналист, общественный деятель. Лауреат Нобелевской премии мира 1986 года. Пишет на идише, французском и английском языках.
Профессор гуманитарных наук Бостонского университета.
Эли Визель родился 30 сентября 1928 года в г. Сигету-Мармацией (Сигет, Буковина, Румыния) в религиозной еврейской семье. Получил традиционное еврейское религиозное образование.
В 1940 году Сигет был присоединён к Венгрии. Под давлением нацистской Германии в мае 1944 года все евреи города, включая трех сестёр Визеля и его родителей были депортированы в концентрационный лагерь Освенцим. В концлагере погибли его мать и сестра. Визель с отцом были отправлены в трудовой лагерь, составляющий часть Освенцима. Зимой 1944/1945 года их перегоняют из Освенцима в Бухенвальд (т. н. марш смерти), где вскоре по прибытии в январе 1945 года отец погибает от истощения и болезней.
В апреле 1945 года Бухенвальд был освобождён войсками союзников. Визель попал в Париж. В 1948—1951 годах Визель учился в Сорбонне, где изучал философию, и после начал работать журналистом. В 1955 году переехал в Нью-Йорк, в 1963 году получил американское гражданство.
Визель начал литературную карьеру на идише (многие годы сотрудничал с различными периодическими изданиями на этом языке), затем писал главным образом на французском, а в последние годы на английском языке.
Свою первую книгу опубликовал в Аргентине на идише под названием «И мир молчал» в 1956 году. Сокращённый и адаптированный вариант на французском языке вышел в 1958 году под названием «Ночь» (англ.) с вступительным словом Франсуа Мориака и сразу же принёс автору широкую известность. Книга была переведена на 18 языков.
В 1965 году Визель совершил поездку по Советскому Союзу с целью получить достоверные сведения о положении евреев в СССР, во время которой встретился с тысячами представителей еврейской общины. Под впечатлением от увиденного и услышанного Визель написал вышедшую в свет годом позже книгу «Евреи молчания», в которой призвал международную общественность помогать евреям СССР, протестовать против политики советских властей.
Визель преподавал в Йельском, Бостонском, Джорджтаунском университетах. Визель известен своей общественной деятельностью. Он возглавлял Президентскую комиссию по холокосту, в 1980—1986 годах был председателем Американского мемориального совета по холокосту. В 1985 награждён золотой медалью Конгресса США, в 2006 году удостоен звания почётного рыцаря Великобритании.
1 февраля 2007 года 22-летний отрицатель Холокоста Эрик Хант, представившись журналистом, попытался похитить Визеля во время «Конференции по проблемам ограничения насилия в мире» в Бостоне. Через несколько недель полиция Нью-Джерси арестовала Ханта, сбежавшего с места происшествия. Визель утверждает, что ранее он получал угрозы от отрицателей Холокоста.
Стал инициатором начатой в июне 2010 года международной кампании в поддержку Михаила Ходорковского.
В 2014 году премьер-министр Израиля Биньямин Нетаниягу пытался убедить Эли Визеля баллотироваться на пост президента Израиля, однако тот отказался.
Президент Гуманитарного фонда Эли Визеля, учреждённого им совместно с супругой вскоре после получения Нобелевской премии, борющегося с равнодушием, нетерпимостью и несправедливостью — в память о Холокосте. В декабре 2008 года Фонд Эли Визеля официально заявил, что почти все его активы (около 15,2 миллионов долларов) пропали в результате мошеннических махинаций компании Бернарда Мэдоффа. Сам Визель также потерял значительную часть своих личных сбережений — в инвестиционной компании Мэдоффа.
Жил в США. В 1969 году женился на Марион Эстер Розе, тоже прошедшей концентрационные лагеря. Она переводила его книги на английский. Есть сын, у супруги также есть дочь от первого брака.
Писал на идише, иврите, французском и английском языках. Автор более 40 книг. Многие его произведения посвящены Холокосту, еврейской культуре (автобиографический роман на идише «И мир молчал», 1956; «Рассвет», 1961; «День», 1961; «Песнь мёртвых», 1966; «Нищий из Иерусалима», 1968; «Спустя поколение», 1970; «Евангелие растерзанного еврейского поэта», 1980; «Сумерки», 1987).
Эли Визель (англ. Elie Wiesel; род. 1928) — еврейский, французский и американский писатель, журналист, общественный деятель. Лауреат Нобелевской премии мира 1986 года. Пишет на… Развернуть
Дэвид Огилви (англ. David MacKenzie Ogilvy; 23 июня 1911, Англия — 21 июля 1999) — основатель рекламного агентства «Ogilvy & Mather», успешный копирайтер. Многие признают Дэвида Огилви «Отцом Рекламы». В 1962 «Time» охарактеризовал его как «самого известного волшебника в современной индустрии рекламы». Является коммандором «Ордена Британской Империи». В 1977 году вошел в «Зал славы рекламы США».
Дэвид Огилви родился в Англии и был пятым ребёнком в семье из старинного шотландского рода. Высшего образования не получил, при том, что начинал обучение в Эдинбурге, Оксфорде. Но не получив диплома, начинает работать. Первое место работы — ресторан парижского отеля Majestic (первоначально готовил еду для собак постояльцев). В общепите дослужился до шеф-повара. Возвращается в Англию, работает коммивояжёром по продаже домашних печей фирмы Aga.
1936 — работает в лондонском рекламном агентстве Mather & Crowther. 1938 — эмигрирует в Америку. Устраивается в агентство Раймонда Рубикама.
Огилви знакомится с Джорджем Гэллапом и по его приглашению работает в Институте исследования аудитории (среди прочих рекомендаций Института — ориентация на любовную историю, а не на историю войны, в рекламе фильма «Унесённые ветром»).
Перед войной Огилви становится директором Audience Research Institute.
1942 — мобилизован в английскую разведку (его непосредственный начальник — разведчик Вильям Стефенсон (Intrepid / Бесстрашный)).
Во время войны Огилви работает сотрудником посольства Англии в США (одна из задач — подготовка инструкций, направлявшихся в Москву).
После войны три года занимался фермерством.
1949 — возвращается в рекламу, открывает собственный бизнес — компанию Ogilvy & Mather.
1951 — первая резонансная реклама Огилви для Harthway (небольшая американская фирма по пошиву рубашек). Центральным персонажем был использован мужчина с чёрной повязкой на глазу.
1953 — реклама фирмы Schweppes (безалкогольные напитки). Лицом рекламной кампании был выбран её менеджер, имеющий определённое сходство с Николаем II. Образ оказался настолько популярен, что вошёл в анекдоты.
1958 — реклама Roll-Royce с заголовком «При скорости 60 миль в час самый сильный шум в этом новом Roll-Royce производят установленные в нем электрические часы» (за год продажа этой марки автомобилей увеличилась на 50%).
Компания «Ogilvy & Mather» открыла свои отделения в более чем 30 странах.
Последние годы своей жизни Дэвид Огилви большую часть времени проводит во Франции и Швейцарии. Умер в 1999 году.
Дэвид Огилви родился в Англии и был пятым ребёнком в семье из старинного шотландского рода. Высшего образования не получил, при том, что начинал обучение в Эдинбурге, Оксфорде, но не получив диплома, начал работать. Первое место работы — ресторан парижского отеля Majestic (первоначально готовил еду для собак постояльцев). В общепите дослужился до шеф-повара.
Возвращается в Англию, работает коммивояжёром по продаже домашних печей фирмы Aga.
1936 — работает в лондонском рекламном агентстве Mather & Crowther.
1938 — эмигрирует в США. Устраивается в агентство Раймонда Рубикама.
Огилви знакомится с Джорджем Гэллапом и по его приглашению работает в Институте исследования аудитории (среди прочих рекомендаций института — ориентация на любовную историю, а не на историю войны, в рекламе фильма «Унесённые ветром»).
Перед войной Огилви становится директором Института исследования аудитории.
1942 — мобилизован в английскую разведку (его непосредственный начальник — разведчик Уильям Стефенсон (Intrepid / Бесстрашный)).
Во время войны Огилви работает сотрудником посольства Англии в США (одна из задач — подготовка инструкций, направлявшихся в Москву).
После войны три года занимался фермерством.
1949 — возвращается в рекламу, открывает собственный бизнес — компанию Ogilvy & Mather.
1951 — первая резонансная реклама Огилви для Harthway, небольшой американской фирмы по пошиву рубашек. Центральным персонажем был использован мужчина с чёрной повязкой на глазу.
1953 — реклама безалкогольных напитков Schweppes. Лицом рекламной кампании был выбран её менеджер, имеющий определённое сходство с Николаем II. Образ оказался настолько популярен, что вошёл в анекдоты.
1958 — реклама автомобилей Roll-Royce с заголовком «При скорости 60 миль в час самый сильный шум в этом новом Roll-Royce производят установленные в нем электрические часы» (за год продажа этой марки автомобилей увеличилась на 50 %).
Компания «Ogilvy & Mather» открыла свои отделения в более чем 30 странах.
Последние годы своей жизни Дэвид Огилви большую часть времени проводил во Франции и Швейцарии. Умер 21 июля 1999 года в принадлежащем ему замке Туффу во французском департаменте Вьенна.
Дэвид Огилви (англ. David MacKenzie Ogilvy; 23 июня 1911, Англия — 21 июля 1999) — основатель рекламного агентства «Ogilvy & Mather», успешный копирайтер. Многие признают… Развернуть
Виржини Депант родилась 13 июня 1974 года (по другим данным - в 1969 году) в Нанси (Франция). В 17 лет она покинула родной дом и работала в различных местах. Виржини была приходящей домработницей, писала статьи для музыкального рок-журнала, а также для порноизданий, работала в массажных салонах Лиона, в пип-шоу, подвизалась как певица, была продавщицей в парижском книжном магазине "Virgin Megastore". Скандальную известность принес ей дебютный роман "Трахни меня" (1993), произведший эффект разорвавшейся бомбы и проданный тиражом в 40 тысяч экземпляров. В 2001 году новый скандал выпал на долю фильма "Трахни меня", поставленного самой Виржини Депант по своему одноименному роману - совместно с бывшей порноактрисой Корали. Из-за обилия откровенных сексуальных сцен профессиональные актрисы не пожелали в нем сниматься - и главных героинь Ману и Надин сыграли модели порнокино - Карен Ланком и Раффаэла Андерсон. Картина наделала немало шума и вызвала бурную реакцию общественности.
Виржини Депант родилась 13 июня 1974 года (по другим данным - в 1969 году) в Нанси (Франция). В 17 лет она покинула родной дом и работала в различных местах. Виржини была… Развернуть
Мишель Турнье — французский писатель, лауреат Гонкуровской премии.
Мать Турнье — бургундка, отец — гасконец. Детство провёл в Сен-Жермен-ан-Ле, после — в Нёйи-сюр-Сен.
Турнье воспитывался на немецкой культуре, музыке и католицизме. Позднее Мишель открывает для себя философию Гастона Башляра. Занимался философией в Сорбонне и Тюбингенском университете . Слушал лекции Мориса де Гандильяка. Хотел преподавать в лицее философию, но потерпел неудачу на конкурсе на должность преподавателя.
Мишель Турнье начал работать на Радио Франс в качестве журналиста и переводчика, вёл там передачу «Час французской культуры». В 1954 году работает в рекламе для Европы 1. Также сотрудничает с газетами «Ле Монд» и «Фигаро». С 1956 года по 1968 год он работает над переводами с немецкого языка. Параллельно продолжает деятельность журналиста на радио. В 1968 году с Люсьеном Клергом принимает участие в организации фотографического фестиваля в Арле.
В 1967 он публикует свой первый роман «Пятница, или Тихоокеанский лимб» (Vendredi ou les Limbes du Pacifique), вдохновлённый Даниэлем Дефо, который был удостоен Большой премии Французской академии за роман. В 1970 получает Гонкуровскую премию за роман «Лесной царь» (Le Roi des Aulnes), разошедшийся 4-х миллионным тиражом. Роман экранизировал Фолькер Шлёндорф (Огр, 1996). В следующем году публикует роман «Пятница, или Дикая жизнь» (Vendredi ou la vie sauvage) - упрощённую версию своей первой книги. Она написана для детей, потому что, по мнению Турнье, если книгу читают дети, это свидетельствует о её достоинствах. Книга вошла в школьную программу, была продана тиражом в 7 миллионов экземпляров, а также переведена на многие языки. В 1972 Мишель Турнье становится членом Гонкуровской академии. В 1975 он публикует свой третий роман «Метеоры», который рассказывает о жизни двух близнецов, Жана и Поля.
В конце своей жизни Турнье ничего не писал, но продолжал говорить о своих трудах. Умер Мишель Турнье 18 января 2016 года в своем доме в г. Шуазель (департамент Ивелин, регион Иль-де-Франс) в возрасте 91 года.
Мишель Турнье — французский писатель, лауреат Гонкуровской премии. Мать Турнье — бургундка, отец — гасконец. Детство провёл в Сен-Жермен-ан-Ле, после — в Нёйи-сюр-Сен.… Развернуть
Рене Декарт ( лат. Renatus Cartesius — Картезий) — французский математик, философ, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики, автор метода радикального сомнения в философии, механицизма в физике, предтеча рефлексологии.
Декарт происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода и был младшим (третьим) сыном в семье. Он родился 31 марта 1596 года в городе Лаэ (La Haye en Touraine), ныне Декарт (Descartes), департамент Эндр и Луара, Франция. Его мать умерла, когда ему был 1 год. Отец Декарта был судьёй в городе Ренн и в Лаэ появлялся редко; воспитанием мальчика занималась бабушка по матери. В детстве Рене отличался хрупким здоровьем и невероятной любознательностью.
Начальное образование Декарт получил в иезуитском коллеже Ла Флеш, где познакомился с Мареном Мерсенном (тогда — учеником, позже — священником), будущим координатором научной жизни Франции. Религиозное образование, как ни странно, только укрепило в молодом Декарте скептическое недоверие к тогдашним философским авторитетам. Позже он сформулировал свой метод познания: дедуктивные (математические) рассуждения над результатами воспроизводимых опытов.
В 1612 году Декарт закончил коллеж, некоторое время изучал право в Пуатье, затем уехал в Париж, где несколько лет чередовал рассеянную жизнь с математическими исследованиями. Затем он поступил на военную службу (1617) — сначала в революционную Голландию (в те годы — союзника Франции), затем в Германию, где участвовал в недолгой битве за Прагу (Тридцатилетняя война). Несколько лет Декарт провёл в Париже, предаваясь научной работе. Помимо прочего, он открыл принцип виртуальных скоростей, который в то время никто ещё не был готов оценить по достоинству.
Затем — ещё несколько лет участия в войне (осада Ларошели). По возвращении во Францию оказалось, что свободомыслие Декарта стало известно иезуитам, и те обвинили его в ереси. Поэтому Декарт переезжает в Голландию (1628), где проводит 20 лет.
Он ведёт обширную переписку с лучшими учёными Европы (через верного Мерсенна), изучает самые различные науки — от медицины до метеорологии. Наконец, в 1634 году он закончил свою первую, программную книгу под названием «Мир» (Le Monde) из двух частей: «Трактат о свете» и «Трактат о человеке». Но момент для издания был неудачным — годом ранее инквизиция чуть не замучила Галилея. Поэтому Декарт решил при жизни не печатать этот труд.
Вскоре, однако, одна за другой, появляются другие книги Декарта:
* «Рассуждение о методе…» (1637)
* «Размышления о первой философии…» (1641)
* «Начала философии» (1644)
В «Началах философии» сформулированы главные тезисы Декарта:
* Бог сотворил мир и законы природы, а далее Вселенная действует как самостоятельный механизм.
* В мире нет ничего, кроме движущейся материи различных видов. Материя состоит из элементарных частиц, локальное взаимодействие которых и производит все природные явления.
* Математика — мощный и универсальный метод познания природы, образец для других наук.
Кардинал Ришельё благожелательно отнёсся к трудам Декарта и разрешил их издание во Франции, а вот протестантские богословы Голландии наложили на них проклятие (1642); без поддержки принца Оранского учёному пришлось бы нелегко.
В 1635 году у Декарта родилась незаконная дочь Франсина (от служанки). Прожила она всего 5 лет (умерла от скарлатины), и смерть дочери он расценил как величайшее горе в своей жизни.
В 1649 году Декарт, измученный многолетней травлей за вольнодумство, поддался уговорам шведской королевы Кристины (с которой много лет активно переписывался) и переехал в Стокгольм. Почти сразу после переезда он серьёзно простудился и вскоре умер. Предположительной причиной смерти явилась пневмония. Существует также гипотеза об его отравлении, поскольку симптомы болезни Декарта сходны с симптомами при остром отравлении мышьяком. Эту гипотезу выдвинул Айки Пиз, немецкий учёный, а затем поддержал Теодор Эберт. Поводом для отравления, по этой версии, послужило опасение католических агентов, что вольнодумство Декарта может помешать их усилиям по обращению королевы Кристины в католичество (это обращение действительно произошло в 1654 году).
К концу жизни Декарта отношение церкви к его учению стало резко враждебным. Вскоре после его смерти основные сочинения Декарта были внесены в пресловутый «Индекс», а Людовик XIV специальным указом запретил преподавание философии Декарта («картезианства») во всех учебных заведениях Франции.
Спустя 17 лет после смерти учёного его останки были перевезены в Париж (позже он был погребён в Пантеоне). В 1819 году многострадальный прах Декарта был вновь потревожен, и ныне покоится в церкви Сен-Жермен де Пре.
В честь учёного назван кратер на Луне.
Рене Декарт ( лат. Renatus Cartesius — Картезий) — французский математик, философ, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики,… Развернуть
Виржини Гримальди — французская писательница.
Родилась в 1977 году. С юного возраста пишет стихи и прозу. В 2009 году завела свой блог, вдохновивший её на работу в других жанрах, а в 2014 один из её рассказов выиграл в конкурсе, организованном популярным французским сайтом для женщин. Первый роман Гримальди «День, когда я начала жить» быстро завоевал любовь читателей, а сама она стала литературным открытием во Франции.
Виржини Гримальди — французская писательница. Родилась в 1977 году. С юного возраста пишет стихи и прозу. В 2009 году завела свой блог, вдохновивший её на работу в других… Развернуть
Дидье ван Ковеларт - писатель, критик, сценарист, лауреат многих литературных премий, в том числе престижнейшей Гонкуровской премии (1994) за книгу "Путь в один конец".
Ковеларт - автор скандально известного, шокирующего романа "Евангелие от Джимми" о клоне Иисуса Христа, сделанном по приказу Билла Клинтона. Его авторству также принадлежат романы "Двадцать лет и еще немного", "Запредельная жизнь", "Каникулы призрака", "Вне себя", "Горький апельсин", сборник новелл "Притяжение", пьеса "Астроном". Его романы экранизируются, переводятся на двадцать с лишним языков.Дидье ван Ковелер родился 29 июля 1960 г. в Ницце. Свой первый роман он написал в 8 лет. По-видимому, это произвело большое впечатление на родителей, поскольку именно по их настоянию он начал изучать классическую литературу. Правда, особых усилий к учебе он не прикладывал и больше создавал видимость занятий. В результате Ковелер провалил экзамены и устроился инструктором по обучению управлению парусниками, затем он преподавал пение, занимался литературной критикой. Будущий любимец французов не признавал постоянной работы и менял сферу деятельности довольно часто.
В 1982 г. вышел первый “взрослый” роман Дидье ван Ковелера — “Двадцать лет и еще немного”, за который он получил премию одного из наиболее известных в мире частных фондов — Фонда имени Симоны и Чино дель Дюка. Книга имела огромный успех во Франции, и именно с этого времени Дидье ван Ковелер стал постоянно заниматься литературным трудом.
С каждым новым романом его стиль совершенствовался, успех сопутствовал практически каждому произведению. В 1984 г. писатель получил премию Роже-Нимье за роман “Рыбка любви”, в 1987 г. — премию им. Гуттенберга за роман “Каникулы призрака” и, наконец, в 1994 г. его роман “Путь в один конец” получил Гонкуровскую премию. Роман “Запредельная жизнь” был также отмечен читательской премией в 1999 г.
Всего Дидье ван Ковелер написал 14 книг. Последняя — Hors de moi — была опубликована в 2003 г. и уже переведена на несколько иностранных языков, в том числе английский. Что же касается читающих по-русски, то пока им доступны только два вышеназванных произведения.
Помимо романов, Ковелер написал несколько театральных пьес. В 1983 г. его пьеса “Астроном” получила премию “Театр”, присуждаемую Французской академией, и была поставлена в театрах “Монпарнас”, “Буфф ле Паризьен”, в Театре-студии на Елисейских полях.
Ковелер, который, по его собственному признанию, “просто обожает музыку”, никак не мог обойти вниманием такой жанр, как мюзикл. Поэтому не случайной была его встреча с Мишелем Леграном, который написал три мюзикла на либретто Ковелера: Dreyfus, L’Amour Fantome и Amour. Последний из них, созданный по произведению Марселя Эме, сейчас с большим успехом идет в США.
Дидье ван Ковелер, пожалуй, один из наиболее активных французских литераторов и сценаристов. Он пишет романы и рассказы, сценарии для фильмов и театральные пьесы, работает на телевидении, занимается переводами и т. д. И чем бы он ни занимался, ему всегда сопутствует успех, причем не только во Франции, но и за ее пределами.
Дидье ван Ковеларт - писатель, критик, сценарист, лауреат многих литературных премий, в том числе престижнейшей Гонкуровской премии (1994) за книгу "Путь в один конец". Ковеларт… Развернуть
Марко Вовчок (литературный псевдоним Марии Александровны Вилинской) — украинская писательница, переводчица.
Родилась в имении Екатерининское Елецкого уезда Орловской губернии в обедневшей дворянской семье. Воспитывалась в частном пансионе в Харькове.
На формировании взглядов писательницы отразилось длительное пребывание в интеллигентных семьях родственников, в частности родителей Д. И. Писарева (позже — выдающегося критика и близкого друга писательницы). В салоне ее тети К. П. Мардовиной в Орле собирались известные писатели и фольклористы. Там Мария познакомилась с будущим мужем, украинским фольклористом и этнографом А. В. Марковичем, который отбывал ссылку в Орле за участие в деятельности Кирилло-Мефодиевского общества. Проживая в 1851-1858 гг в Чернигове, Киеве, Немирове на Винниччине, Мария Александровна в совершенстве изучила жизнь, культуру, язык украинского народа. Позже в Петербурге (1859) она уже как автор сборника «Народные рассказы» попадает в круг таких литераторов, как Т. Шевченко, И. Тургенев, Н. Некрасов, А. Плещеев, А. Писемский, польский поэт и драматург Эдуард Желиговский. По-дружески принял писательницу также кружок украинских культурных деятелей в Петербурге, в том числе бывшие кирилло-мефодиевцы Василий Белозерский, Николай Костомаров, а также Пантелеймон Кулиш, который еще до того редактировал и издавал ее произведения.
Во время пребывания в 1859-1867 гг за рубежом (Германия, Швейцария, Италия и преимущественно Франция) Марко Вовчок встречается с Д. Менделеевым, А. Бородиным, И. Сеченова. При содействии И. Тургенева состоялось ее знакомство с А. Герценом, Л. Толстым, Жюлем Верном. Особую роль в формировании идейно-эстетических взглядов Марко Вовчок сыграл Н. Добролюбов. Встречалась Марко Вовчок с чешскими писателями — И. Фричем, Я. Нерудой, была близка к кругу польских литераторов и революционных эмигрантов. Писательница участвует в распространении в России революционных изданий Герцена, организует для «Колокола» материалы политически обличительного характера.
После возвращения из-за границы Марко Вовчок сближается с издателями «Отечественных записок» Некрасовым, М. Салтыковым-Щедриным, Г. Елисеевым, ведет в этом журнале рубрику зарубежной литературы, публикует свои оригинальные произведения и переводы.
Сборник первых произведений Марко Вовчок, написанных в немировский период жизни, вышел в Петербурге под названием «Народные рассказы» (1857). В Немирове написаны большинство ее первых рассказов на русском языке («Надежда», «Маша», «Катерина», «Саша», «Купеческая дочка», «Игрушечка», которые вошли в сборник «Рассказы из русского народного быта», 1859), повесть «Институтка», которую писательница начала 1858 г. в Немирове, а завершала в следующем году в Петербурге. Несмотря на то что в первый сборник «Народных рассказов» вошло одиннадцать небольших произведений (среди них рассказ «Сестра», «Козачка, «Чумак», «Одарка», «Сон», «Барская воля», «Выкуп»), она произвела большое впечатление на литературно-общественное мнение. Наивысшего художественного уровня достигает Марко Вовчок в изображении трагической судьбы крепостной женщины, которая в тогдашнем обществе была наиболее угнетенным, униженным и бесправным существом. Этот образ занимает центральное место в обеих книжках «Народных рассказов», а также в «Рассказах из русского быта», «Институтке».
В первые годы проживания за границей закончены рассказы «Ледащиця», «Проходимец», написан рассказ «Два сына» (1861). Период пребывания за границей особенно характерен тем, что Марко Вовчок как украинский прозаик разрабатывает жанры психологической повести («Три судьбы») и рассказа («Павел Чернокрыл», «Не под стать»), исторической повести и рассказов для детей («Кармелюк», «Невольница», «Маруся»), создает жанр социально-бытовой сказки («Девять братьев и десятая сестрица Галя»). Часть этих произведений вошла во второй сборник «Народных рассказов» (Петербург, 1862). Активно выступает писательница в жанре повести на русском языке: «Жили да были три сестры», «Червонный король», «Тюлевая баба», «Глухой городок». Ряд рассказов и сказок, написанных на французском языке, Марко Вовчок печатает в парижском «Журнале воспитания и развлечения» П.-Ж. Сталя (Этцеля). На материале французской действительности писательница создает художественные очерки, объединенные названиями «Письма из Парижа» (львовский журнал «Мета», 1863) и «Отрывки писем из Парижа» («Санкт-Петербургские ведомости», 1864-1866).
В 1867-1878 гг ярко проявился талант писательницы как русского романиста. Ею созданы или завершены русские романы «Живая душа», «Записки причетника», «В глуши», а также повести «Теплое гнездышко», «Сельская идиллия» (опубликованы в «Отечественных записках»), переведены на русский язык многие произведения с французского, английского, немецкого, польского литератур, в частности пятнадцать романов Жюля Верна. Выступает Марко Вовчок и как критик (цикл «Мрачные картины»), редактор петербургского журнала «Переводы лучших иностранных писателей» (к участию в журнале она привлекает много женщин-переводчиков).
Марко Вовчок обогатила украинскую литературу жанрами социально-проблемного рассказа («Казачка», «Одарка», «Аграфена», «Ледащиця», «Два сына»), балладного повествования («Чары», «Максим Гримач», «Даниил Гурч»), социальной повести («Институтка»), психологического рассказа и повести («Павел Чернокрыл», «Три судьбы»), социальной сказки («Девять братьев и десятая сестрица Галя»), художественного очерка («Письма из Парижа»). Исторические повести и рассказы для детей «Кармелюк», «Невольница», «Маруся» еще при жизни Марка Вовчка получили широкую известность. Повесть «Маруся», например, была переведена на несколько европейских языков. В переработанном П.-Ж. Сталем виде она стала любимой детской книгой во Франции, отмечена премией французской академии и рекомендована министерством образования Франции для школьных библиотек.
С творчеством Марка Вовчка растет международная роль украинской литературы. По свидетельству Петка Тодорова, проза писательницы в 60-70-х годах XIX в. имела решающее влияние на развитие болгарской беллетристики. Произведения Марко Вовчок за ее жизнь, начиная с 1859 г., появляются в чешских, болгарских, польских, сербских, словенских переводах, выходят во Франции, Англии, Германии, Италии и других европейских странах.
Марко Вовчок (литературный псевдоним Марии Александровны Вилинской ) — украинская писательница, переводчица. Родилась в имении Екатерининское Елецкого уезда Орловской… Развернуть
Марк Шагал — русский и французский художник, график, живописец, сценограф и поэт (идиш) еврейского происхождения, один из самых известных представителей художественного авангарда XX века.
Марк Захарович Шагал (урождённый Мойше Шагал, или в русской транскрипции Мовша Хацкелевич Шагалов) родился 24 июня (6 июля) 1887 г. в еврейской семье в местечке Лиозно близ Витебска (в 40 км к западу) или (по другим данным) в самом Витебске, в черте еврейской оседлости Российской империи. И отец будущего художника, Хацкл-Мордхэ (по-русски Хацкель-Мордух) и его мать, Фейгэ-Итэ, происходили из местечка Лиозно, и значительную часть детства Марк Шагал провёл в доме своего деда в этом местечке. С 1900 по 1905 г. Шагал учился в Витебском четырёхклассном училище. В Витебске же художник знакомится со своей будущей женой, своей единственной музой — Беллой Розенфельд. Белла происходила из семьи состоятельных витебских ювелиров.
В 1906 г. учился изобразительному искусству в художественной школе витебского живописца Ю. М. Пэна, затем переехал в Петербург (его отец «швырнул под стол 27 рублей») и в течение двух сезонов занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих. В 1909—1911 г. Шагал продолжает занятия у Л. С. Бакста в частной художественной школе Е. Н. Званцевой. В 1911 г. на полученную стипендию едет в Париж, где продолжает учиться, и знакомится с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами. Париж Шагал полюбил сразу. В 1914 г. Шагал возвращается в Витебск. Рассчитывал на три месяца, но остался на 10 лет: война, революция… 25 июля 1915 г. состоялась свадьба художника с Беллой. У них выросла дочь Ида, впоследствии биограф и исследователь творчества Шагала.
В сентябре 1915 Шагал уезжает в Петербург (к тому времени переименованный в Петроград), поступает на службу в Военно-промышленный комитет. В 1916 Шагал вступает в Еврейское общество поощрения художеств, в 1917 г. с семьей возвращается в Витебск. После революции художника назначают уполномоченным комиссаром по делам искусств Витебской губернии.
В 1920 Шагал уезжает в Москву и по рекомендации А. М. Эфроса устраивается работать в Еврейский камерный театр. В 1921 художник работает преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. И всё время рисует, день и ночь, и день и ночь напролёт. В 1922 г. вместе с семьей уезжает сначала в Литву (в Каунасе проходит его выставка), а затем в Германию. Осенью 1923 по приглашению Амбруаза Воллара семья Шагала уезжает в Париж.
В 1937 Шагал получает французское гражданство. В 1941 руководство Музея современного искусства в Нью-Йорке приглашает художника переселиться из контролируемой фашистами Франции в США, и летом 1941 г. семья Шагала приезжает в Нью-Йорк. В 1944 умирает жена художника, Белла.
Роман с Вирджинией Макнилл-Хаггард, дочерью бывшего британского консула в США, начался, когда Шагалу было 58 лет, Вирджинии — 30 с небольшим. У них родился сын Дэвид Макнилл. В 1947 Шагал возвращается во Францию. В 1952 г. женится на «Ваве» — Валентине Бродской. Второй брак был счастливым, но музой оставалась только Белла, он до самой смерти отказывался говорить о ней, как об умершей. Валентина умерла в 1997 г.
В 1973 художник приезжает в СССР по приглашению советского министерства культуры. Посещает Москву и Ленинград, проводит выставку в Третьяковской галерее, дарит Третьяковке и Музею изобразительных искусств им. А. С. Пушкина свои работы.
1997 — первая выставка художника в Беларуси.
Шагал скончался 28 марта 1985 г. в прованском городе Сен-Поль-де-Ванс. Похоронен на местном кладбище. До конца жизни в его творчестве прослеживались «витебские» мотивы. Существует «Комитет Шагала», в состав которого входят четыре наследника Шагала. Полного каталога работ художника нет.
Источник: ru.wikipedia.org
Марк Шагал — русский и французский художник, график, живописец, сценограф и поэт (идиш) еврейского происхождения, один из самых известных представителей художественного… Развернуть
Эжен Сю (Мари Жозеф Эжен Сю, фр. Marie Joseph Eugène Sue, 26 января 1804, Париж — 3 августа 1857, Анси) — французский писатель, один из основоположников массовой литературы.
Мари-Жозеф Сю (таково настоящее имя писателя, имя «Эжен» он возьмет себе позже как литературный псевдоним – в знак внимания к своему крестному) родился в семье врача. Отец его, Жан-Батист Сю, за несколько лет, последовавших за Великой революцией, сделал головокружительную карьеру: из рядового врача превратился в главного лекаря императорской гвардии, личного друга Наполеона, а после реставрации Бурбонов – в королевского врача и члена Медицинской академии. Но в 1804 г. до падения Наполеона еще далеко, и младенец Мари-Жозеф получит блестящих крестных: Жозефину Богарне (вскоре из жены первого консула превратившуюся в императрицу), и пасынка Наполеона Евгения Богарне (будущего принца).
Мари-Жозефа определят учиться в аристократический Коллеж де Бурбон, где он обзаведется великосветскими связями и вскоре даже среди разнузданной «золотой молодежи» Реставрации прославится богемными забавами, чудачествами и кутежами. Отцу, врачующему королевских особ и имеющему грандиозные связи, придется даже трижды высылать юного Мари-Жозефа из Парижа (причем два раза в качестве военного лекаря Мари-Жозеф участвует в боевых действиях: в 1823 г. в рядах французской оккупационной армии, раздавившей Испанскую революцию 1820–1823 гг. и в 1827 – в знаменитом Наваринском сражении).
С 1825 г. Эжен Сю «от нечего делать» время от времени обращается к литературе: пишет вместе с друзьями пьесы – вполне прокатолические и промонархистские. Накануне Июльской революции 1830 г. умирает отец Жан-Батист Сю, и молодой Эжен становится наследником фантастической ренты в 80 000 франков. Эжен возвращается к Париж, где ведет ослепительную жизнь «светского льва»: он тратит деньги налево и направо, пользуется безумным успехом у женщин, посещает как бонапартистские, так и легитимистские салоны, основывает аристократический Жокей-клуб, становится одним из первых денди Парижа.
Эжен Сю превращается в модного писателя. От пьес он переходит к новеллам, от новелл – к «морским романам» в духе позднего романтизма. Сю становится почти идеалом светской молодежи: он эпатирует буржуа своими экстравагантными выходками, он устраивает невиданные оргии, курит опий и всячески корчит из себя разочарованного пессимиста, уставшего от жизни скептика и циника, «байронического» героя.
Вращаясь в аристократическом обществе, Э. Сю пристально изучает быт «высшего света». Под впечатлением этих наблюдений он приходит к выводам, крайне неблагоприятным для дворянства. И вот на протяжении всех 30-х гг. его романы становятся все социальнее, а сатира в них на аристократию и дворянство вообще – все острее. Популярность Сю растет, выходит за рамки светского общества, но одновременно увеличивается число его врагов. Писатель порывает с монархизмом и переходит на позиции республиканцев. Он становится популярным в среде буржуа-республиканцев. Легитимистские салоны закрывают перед ним двери. Оскорбленные аристократы, вчерашние друзья Э. Сю, проворачивают несколько тщательно подготовленных финансовых операций – и живущий на широкую ногу жуир и бонвиван разоряется. Сразу же его бросают многочисленные друзья, от него уходит любимая светская женщина. Писатель переживает жесточайшую душевную драму.
Под воздействием произошедшего Эжен Сю начинает с невероятной скоростью леветь. Писатель сближается с кругом левобуржуазной интеллигенции.
В 1841 г. драматург Феликс Пиа (впоследствии один из лидеров неоякобинского большинства в Парижской Коммуне) познакомил Сю с рабочим Фюжером. Знакомство это изменило всю дальнейшую жизнь писателя. Фюжер, гравер по специальности, талантливый оратор-самоучка, убежденный социалист (погибший в 1848 г. на баррикадах), ошеломил Э. Сю. Писатель-сноб, относившийся до того к рабочим как к «низшей породе», просто отказывался верить, что обычный рабочий, не получивший никакого образования, мог блестяще разбираться в вопросах новейшей философии, политики и юриспруденции. Выйдя от Фюжера после многочасовой беседы, Эжен Сю сказал Феликсу Пиа: «Теперь я социалист!»
Э. Сю «идет в народ». Он открывает для себя новый мир. Одевшись в блузу мастерового, он посещает рабочие собрания, слушает споры о социализме, заглядывает в предместья, лично знакомится с жизнью городских низов.
В феврале 1848 г., произошла революция и была провозглашена Вторая республика. Эжен Сю вступает в партию социалистов-демократов Луи Блана, активно участвует в политической жизни, издает газету «Деревенский республиканец», в 1850 г. избирается в Законодательное собрание, получив 126 тысяч голосов. Но Сю быстро разочаровывается в буржуазной республике, потопившей в крови Июльское восстание рабочих.
После переворота 2 декабря 1851 г. Э. Сю эмигрирует из страны. Он покидает Францию добровольно и демонстративно. Поселившись в Савойе, Сю развивает бурную деятельность.
3 августа 1857 г. Эжен Сю скоропостижно скончался при загадочных обстоятельствах. Смерть его пришлась на момент кратковременной отлучки местного врача, друга и преданного поклонника писателя. Похороны Э. Сю прошли в спешке, вскрытие не производилось. В качестве причины смерти фигурировали три взаимоисключающих диагноза.
Знаменитый химик и медик, социалист, герой революций 1830 и 1848 годов Франсуа Венсан Распайль прямо заявит вскоре, что Э. Сю был отравлен, и вопрос только в том, чем его отравили – мышьяком или сулемой. Покрывало тайны над смертью Эжена Сю приоткроется только в 1863 г., когда в Лондоне выйдет анонимная брошюра (позже выяснится, что автором ее был близкий друг Э. Сю и его секретарь в последние годы жизни, эмигрант Пьер Везинье, впоследствии – член Парижской Коммуны). В брошюре рассказывалось, что убийство Эжена Сю по специальному указанию Наполеона III осуществила двоюродная сестра Наполеона, известная авантюристка Мари де Сольмс. Мари создала себе репутацию изгнанницы и пыталась (в основном безуспешно) втереться в доверие революционной эмиграции. Ей удалось влюбить в себя Эжена Сю, стать его любовницей и, найдя удобный момент, отравить. Сразу после смерти Сю Мари де Сольмс возвращается в Париж, где Наполеон III осыпает «изгнанницу» милостями. Император запрещает публиковать какие-либо сообщения о смерти Э. Сю – даже и ругательные. Более того, он использует все свое влияние на правительство Бельгии (а Брюссель был тогда основным центром эмиграции), чтобы не допустить и там появления некрологов на смерть писателя.
Эжен Сю (Мари Жозеф Эжен Сю, фр. Marie Joseph Eugène Sue, 26 января 1804, Париж — 3 августа 1857, Анси) — французский писатель, один из основоположников массовой литературы.… Развернуть
Поль Фурнель - французский писатель, автор романов, рассказов, стихов, пьес и эссе. Президент УЛИПО (с 2003 года).
Paul Fournel suit une classe préparatoire littéraire au Lycée Claude-Fauriel, à Saint-Étienne1.
Ancien élève de l'École normale supérieure de Saint-Cloud (1968-1972), il est l'auteur d'une thèse de doctorat intitulée Le Guignol lyonnais classique (1808-1878) étude historique, thématique et textuelle d’une forme d’art populaire, Paul Fournel devient éditeur chez Hachette, à l'Encyclopædia Universalis, chez Honoré Champion, chez Ramsay (1982-1989), puis chez Seghers (1989-1992).
Il ne cesse cependant d'écrire et d'explorer des formes nouvelles, étant nommé régent du Collège de ’Pataphysique et président de l'Oulipo. Il est président de la Société des gens de lettres de 1992 à 1996.
Il occupe ensuite des postes de l'administration culturelle comme directeur de l'Alliance française de San Francisco (1996-2000), attaché culturel de l'ambassade de France au Caire (2000-2003) et directeur littéraire du Centre régional des lettres de Languedoc-Roussillon.
Поль Фурнель - французский писатель, автор романов, рассказов, стихов, пьес и эссе. Президент УЛИПО (с 2003 года). Paul Fournel suit une classe préparatoire littéraire au… Развернуть
Альфред де Мюссе — французский поэт, драматург и прозаик, представитель позднего романтизма.
Родился 11 декабря 1810 в Париже, происходил из знатного, но обедневшего рода (в XVI веке один из его предков женился на Кассандре, музе Ронсара). С детства обнаруживал крайнюю нервность, доводившую его до припадков. В возрасте девяти лет поступил в коллеж Генриха IV. Он изучал сначала юриспруденцию, потом медицину, но скоро бросил занятия и отказался от всякой профессии.
Первые стихотворения Мюссе написаны под влиянием романтического общества «Сенакль», в котором царствовали тогда Гюго, Виньи, Сент-Бев, Шарль Нодье и братья Дешан. Но влияние романтической школы было преходящим в творчестве Мюссе. После романтического периода наступил второй, отмеченный разочарованностью и скептицизмом. Характер поэзии Мюссе совершенно меняется в третьем периоде его творчества, когда, после легкомысленного разгула первой юности, он узнаёт первую глубокую любовь, сделавшуюся роковой для всей его жизни.
В 1833 он встретился впервые с Жорж Санд — и дарование его вполне окрепло под влиянием страдания и страсти. Во всех документах, относящихся к истории этой связи, рисуется неровность характера Мюссе, его капризы, припадки ревности, чередующиеся с периодами обожания; но главная причина печальной развязки любовной драмы заключается в том взвинчивании своих чувств на недосягаемую высоту, которым оба были постоянно заняты. Жорж Санд первой надоела эта метафизическая любовь, и она оставила Мюссе ради доктора Паджелло; Мюссе продолжал томиться жаждой неземных ощущений и всю жизнь не мог излечиться от своей amour-passion. Вся дальнейшая поэзия Мюссе отражает ощущения его разбитой любви, роман «Исповедь сына века», все драмы проникнуты личными настроениями, придающими творчеству Мюссе обаяние искренности.
Непосредственность передачи ощущений обусловливает другое свойство поэзии Мюссе: он рисует всегда себя, и та двойственность, которая проникала всё его существо, отразилась и в его поэзии. Он был страстным обожателем чистой любви, но, раз окунувшись в волны порока, ища забвения, не мог смыть с души пятна позора, падал всё ниже, поднимаясь всё выше мечтами. Таковы же все его герои: власть разврата над душой человека — постоянная тема всех его драматических произведений. Действие держится в них большей частью на границе идиллического и трагического; под прикрытием лёгкого юмора Мюссе затрагивает самые тонкие струны душевной жизни. Грация диалога и поэтичность отдельных женских фигур отводят этим утончённым психологическим анализам совсем особое место среди пьес нового французского театра. В душе самого Мюссе жили два человека, которых он изображает или двумя, или в одном лице циника-самоубийцы, полного презрения к себе.
В противоположность другим современным ему французским поэтам Мюссе не отличается блеском и колоритностью стиха и богатством рифмы. Стих его в общем бледный, незвучный, но временами он поднимается на высоту истинной поэзии и выливается в вдохновенной, глубоко поэтичной форме.
Внутреннее содержание поэзии Мюссе имеет ещё большее значение: он отразил сложность и противоречивость душевной жизни современного человека, отразил её глубоко и правдиво, будучи сам настоящим enfant du siecle; поэтому он нам так близок и понятен со своими переходами от высшего идеализма к воспеванию мимолётных удовольствий, со своей смесью пессимизма, цинизма и безграничной нежности души.
Эта близость к душевной жизни своего века сделала Мюссе одним из тех любимых поэтов, которых не только читают, но много раз перечитывают и знают наизусть.
Поэт скончался 2 мая 1857 от поздних осложнений сифилисa. Похоронен на парижском кладбище Пер-Лашез.
Альфред де Мюссе — французский поэт, драматург и прозаик, представитель позднего романтизма. Родился 11 декабря 1810 в Париже, происходил из знатного, но обедневшего рода (в… Развернуть
Жорис Шамблен родился 29 января 1984 года. Еще ребенком он влюбился в графические романы и уже тогда знал, что комиксы станут его призванием. Сегодня он посвящает все свое время созданию комиксов и книг для детей, и даже пишет свой первый роман.
Жорис Шамблен родился 29 января 1984 года. Еще ребенком он влюбился в графические романы и уже тогда знал, что комиксы станут его призванием. Сегодня он посвящает все свое время… Развернуть
Одри Дивон, редактор и колумнистка, – заметная фигура в литературном мире Франции. Она ведет постоянную рубрику в одном из глянцевых журналов, занимается отбором текстов для крупного парижского издательства. А еще пишет романы, которые публика принимает с восхищением.
Одри Дивон, редактор и колумнистка, – заметная фигура в литературном мире Франции. Она ведет постоянную рубрику в одном из глянцевых журналов, занимается отбором текстов для… Развернуть