Маржан Сатрапи— иранская писательница и художник, автор комиксов и книг для детей, кинорежиссёр. Живёт во Франции, пишет на французском языке.
Сатрапи родилась в Реште и выросла в Тегеране. Ее родители были иранскими интеллектуалами, составляли так называемый "западный" слой иранского общества. Они были политически активными людьми, марксисты по убеждению, выступали против монархии и боролись за свержение режима шаха. Но после революции они были очень встревожены и запуганы мусульманскими фундаменталистами, которые пришли к власти. Родители были обеспокоены тем, что маленькая Маржан, будучи своенравным и свободолюбивым подростком, не сможет понять и принять новые строгие общественные правила и нормы женского поведения.
В 1983 году они отправляют ее учиться в Австрию, в французский лицей в Вене. Все это время Сатрапи жила у друзей, и, испытав первую влюбленность и предательство, чуть не опустилась на дно, два месяца проведя на улице, где в конце концов она подхватывает смертельную форму пневмонии. После четырех лет таких потрясений она возвращается в Иран, где через некоторое время в 21 год выходит замуж (с мужем она разведется примерно через 3 года) и поступает в университет на факультет графики. В конечном счете, в Исламском университете в Азаде , Маржан присвоили степень магистра.
Маржан так и не смогла адаптироваться к новому иранскому обществу, к шовинизму, насилию и невежеству. Она навсегда прощается с родным Ираном и уезжает во Францию, в Страсбург. Сейчас она живет вместе с мужем - шведом в Париже.
Маржан Сатрапи — иранская писательница и художник, автор комиксов и книг для детей, кинорежиссёр. Живёт во Франции, пишет на французском языке. Сатрапи родилась в Реште и… Развернуть
Мишель Пастуро — французский историк-медиевист, геральдист, специалист по сфрагистике и нумизмат.
Родился в Париже 17 июня 1947 года, учился в Национальной школе хартий, колледже для будущих архивистов и библиотекарей. После защиты дипломной работы по средневековой геральдике в 1972 году заведовал отделом монет и медалей Французской национальной библиотеки до 1982 года.
Мировую известность получили его книги по исторической семантике цвета (синий, красный, черный и др.), переведенные на тридцать языков.
С 1983 года он занимает кафедру истории западной символики и является директором по исследованиям в Практической школе высшего образования Сорбонны.
Выступил геральдическим консультантом художественного фильма Жан-Жака Анно «Имя розы» 1986 года, являющегося экранизацией одноимённого романа Умберто Эко.
Мишель Пастуро — французский историк-медиевист, геральдист, специалист по сфрагистике и нумизмат. Родился в Париже 17 июня 1947 года, учился в Национальной школе хартий,… Развернуть
Французский драматург. Бомарше родился 24 января 1732 года в Париже, в семье часовщика. 7 марта 1721 года отец Бомарше, Андре-Шарль Карон, которому было двадцать три года, официально отказался от протестантской веры, получив возможность оставить армию, обвенчаться с мадемуазель Марией-Луизой Пишон и открыть в Париже, на улице Сен-Дени, часовую мастерскую. В семье Карон было шестеро детей - Пьер-Огюстен и пятеро дочерей: Мария-Жозефа, Мария-Луиза, Мадлена-Франсуаза, Мария-Жюли и Жанна-Маргарита.
С 6 до 13 лет Пьер-Огюстен обучался в коллеже Альфора, изучая французский язык, историю и латынь. В 13 лет отец сделал Бомарше своим подмастерьем, а в 14 заключил с сыном договор по которому Пьер-Огюстен обязан был "летом вставать в шесть часов, зимой - в семь; работать до ужина [...] вы употребите таланты, данные вам богом, исключительно на то, чтобы прославиться в вашем ремесле. Помните, вам стыдно и бесчестно ползти в нашем деле, и если вы не станете в нем первым, вы недостойны уважения; любовь к этому столь прекрасному ремеслу должна войти в ваше сердце и безраздельно поглотить ваш ум. [...] Вы полностью прекратите ваши злосчастные занятия музыкой [...] из снисхождения к вашей слабости я разрешаю вам играть на виоле и флейте лишь после ужина по будним дням и никоим образом не в рабочие часы [...]. Вы будете получать от меня стол и восемнадцать ливров в месяц, кои пойдут на ваше содержание, на мелкие расходы по покупке недорогого инструмента и на то, чтобы постепенно выплатить ваши долги; было бы чересчур опасно для вашего характера и весьма неприлично для меня выплачивать вам пенсион и считаться с вами за сделанную работу." (Ф.Грандель, "Бомарше") К 20 годам Бомарше стал первым часовщиком Франции. В 1753 году точного времени не показывали ни одни часы: вельможи и простолюдины жили, отмеряя время с точностью примерно до получаса и все часовщики Европы искали способ добиться равномерного хода колесиков. Бомарше дал себе клятву свести эти полчаса к нулю и добился своего, сделав открытие, совершившее революцию в ремесле, насчитывающем уже пять столетий и выдержавшее две сотни лет: в часах, которые вы носите на запястье, есть так называемый "спуск" Бомарше.
В 13 лет Бомарше впервые безумно влюбляется, но дама его сердца бросает юношу, а Пьер-Огюстен предпринимает попытку покончить с собой. Жизнь знаменитого драматурга была полна приключений: уроки музыки; двукратный брак на богатых вдовах; удачные денежные спекуляции; дуэль в Испании с писателем Клавиго, обольстителем сестры Пьера-Огюстена (дуэль легла в основу сюжета драмы Бомарше "Eugenie" и "Clavigo" Гете); ряд судебных процессов с наследниками банкира Дювернэ, с судьей Гецманом за подкуп его жены. Во время французской революции поставлял оружие, разорился и бежал. Умер Бомарше 18 мая 1799 года в Париже.
Французский драматург. Бомарше родился 24 января 1732 года в Париже, в семье часовщика. 7 марта 1721 года отец Бомарше, Андре-Шарль Карон, которому было двадцать три года,… Развернуть
Андре Поль Гийом Жид (1869-1951), французский романист, эссеист и критик, родился в Париже в семье потомственных гугенотов Поля Жида, профессора Парижского университета, и Жюльетты (Рондо) Жид. После смерти отца в 1880 году Жид воспитывался матерью-кальвинисткой, посвятившей ему всю жизнь.
Из-за слабого здоровья юноша получил беспорядочное образование: он посещал разные школы, занимался с репетиторами дома. В Эколь альзасьен, протестантской средней школе в Париже, у него появился интерес к литературе, особенно к древнегреческой поэзии; поощряемый матерью, он также всерьез занялся музыкой. В 1889 году Жид сдает выпускные экзамены в лицее и решает стать писателем.
Обеспеченный отцовским наследством, Жид смог полностью посвятить себя литературе и в 1891 году издал свою первую книгу "Тетради Андре Вальтера". Тема этого автобиографического произведения, написанного в стихах и поэтической прозе, - борьба между плотью и духом, которая завершается отречением плоти, - прослеживается и в более поздних произведениях писателя, хотя получает порой иное направление. Школьный друг Жида писатель Пьер Луи свел его с символистами - представителями ведущего литературного течения того времени. В их салонах Жид знакомится с самыми крупными литераторами эпохи, в том числе с поэтом Стефаном Малларме; с 1891 по 1893 год Жид пишет очерк и две повести в символистской манере.
Освобожденный из-за туберкулеза от воинской службы, Жид решил составить компанию своему другу художнику Полю Альберу Лорану в его поездке по Северной Африке в октябре 1893 года, и там, в тунисском городе Сусе, молодой человек впервые вступил в гомосексуальную связь. Возвратившись в Европу, Жид обнаружил, что плотские наслаждения, испытанные им в Северной Африке, вызвали у него отчуждение от литературного общества, в котором он еще недавно находил духовное удовлетворение. Вскоре после этого писатель создает "Болота" (1895) - сатирический портрет претенциозных завсегдатаев символических литературных салонов. К этому времени Жид окончательно излечился от туберкулеза и в январе 1895 года возвращается в Северную Африку, где в Алжире в городе Бискра знакомится с Оскаром Уайльдом и лордом Алфредом Дугласом.
Во Францию писатель возвращается в конце 1895 года, чтобы проститься с умирающей матерью. Вскоре после кончины матери Жид женится на своей кузине Мадлен Рондо, в которую был влюблен многие годы. Некоторые критики считают, что Мадлен Рондо, несгибаемая пуританка, заменила писателю мать. Брак с Мадлен Рондо оказался бездетным (лишь в 1923 году у Жида от связи с Элизабет ван Рюссельберг родилась дочь). Спустя год после женитьбы Жид становится мэром Ларока, однако продолжает писать и вскоре возвращается в Алжир.
Жид впервые выразил новое понимание личной свободы в "Яствах земных" (1897) - книге, написанной стихами в прозе. В этом произведении плоть и дух составляли единое целое, условности, привычки и принципы отбрасываются ради высвобождения собственного "я", стремящегося к удовольствиям и радости. Успеха у широкого читателя "Яства земные" не имели; кроме того, эта книга послужила причиной разрыва писателя с его друзьями-символистами, которые не могли смириться с тем, что Жид превозносит враждебную им реальность. Однако в 1920-е годы "Яства земные" стали самым знаменитым произведением Жида и оказали влияние на целое поколение более молодых писателей, включая экзистенциалистов Альбера Камю и Жана Поля Сартра.
После 1897 года физическое и эмоциональное состояние Жида заметно ухудшилось из-за непрекращающейся борьбы между его духовными устремлениями и плотскими страстями. Он трудно перенес разрыв с женой, которая, узнав, что муж - гомосексуалист, уехала в их имение в Кювервиль в Нормандии. (С тех пор Жид часто расставался с женой, однако вплоть до ее смерти в 1938 году их объединяла духовная близость.) В феврале 1909 году работа над созданием "Нувель ревю франсез", ставшим вскоре одним из самых влиятельных литературных журналов мира, без сомнения, помогла писателю преодолеть тяжелую депрессию. "Нувель ревю" и его детище издательство "Галлимар" всячески поощряли новые таланты, а также под влиянием Жида издавали переводы его любимых авторов: Достоевского, Джозефа Конрада, Уолта Уитмена, Германа Мелвилла.
С 1902 по 1919 год Жид опубликовал четыре небольших психологических романа, которые он назвал "recits" - "историями": "Имморалист" (1902), "Тесные врата" (1909), "Изабелла" (1911) и "Пасторальная симфония" (1919). Многие критики сходятся во мнении, что эти романы, в которых разрабатывается тема борьбы личности за самовыражение, принадлежат к числу лучших произведений Жида.
Новый этап в творчестве Жида - романиста ознаменовался "Подземельями Ватикана" (1914), книгой, жанр которой сам писатель, по аналогии со средневековым сатирическим фарсом, определил как "sotie". Более сложные композиционно и психологически, чем "recits", "Подземелья Ватикана" представляют собой своего рода язвительную мистификацию, где рассказывается об убийстве, на которое убийца идет только для того, чтобы доказать свою свободу; Жид также высмеивает здесь буржуазный конформизм католиков и "вольных каменщиков", их ханжество. Воспитанный в благочестивой протестантской семье, Жид еще в 1906 году пережил религиозный кризис и, подобно многим серьезным писателям, своим друзьям, испытал сильную тягу к католицизму, особенно к ревностному апостольскому католицизму, поэта и драматурга Поля Клоделя. Однако "Подземелья Ватикана" стоили Жиду дружбы с Клоделем и вызвали яростные нападки на писателя за его антиклерикализм.
Огромный успех "Нувель ревю франсез" (где печатались такие выдающиеся писатели, как Марсель Пруст и Поль Валери), а также растущая популярность книг Жида обеспечили ему полную финансовую независимость. В 1920-е годы, правда, писатель снова подвергается нападкам, на этот раз со стороны правящих кругов, которые утверждали, что произведения Жида развращают молодежь. В ответ на это в 1924 году писатель распространяет тысячи экземпляров "Коридона", апологию гомосексуализма в форме диалогов Платона, над которой Жид начал работу еще в 1918 году. Выпуская "Коридон", Жид поступал довольно опрометчиво: он навлекал на себя публичное обвинение в гомосексуализме, из-за чего в свое время так пострадал его друг Оскар Уайльд. Писателя стали избегать даже близкие друзья, почти никто не подал голос в его защиту. Репутация Жида возродилась только к концу 1920-х годов, когда общество стало терпимее относиться к гомосексуализму.
В июле 1925 года Жид в сопровождении своего друга Марка Аллегре отправился в длительное путешествие в Конго. За это время вышли из печати несколько его произведений. "Откуда ты?" (1926) является своего рода дневником, который писатель начал вести десять лет назад и в котором выразилось его отношение к религии. Этот дневник является отражением религиозного кризиса, в нем Жид ведет поиск божественного существования и пытается оправдать свое неприятие идеи вины. В том же году появляется исповедальная по духу автобиография Жида "Если зерно не умрет", работа над которой началась в 1919 году. В 1920-е годы это сочинение казалось непристойным, теперь же считается высоким образцом автобиографической литературы, стоящим в одном ряду с "Исповедью" Руссо.
"Фальшивомонетчики", роман, который Жид закончил непосредственно перед отъездом в Конго, был также издан в 1926 году. Жид называл "Фальшивомонетчиков" своим единственным романом, потому что по объему и замыслу он был крупнее всех остальных его художественных произведений. Роман отличается композиционной сложностью, которая выражается в не связанных между собой сюжетных линиях, в множественности происходящих одновременно событий, тем, героев, настроений и точек зрения, которые наслаиваются друг на друга и друг другу противопоставляются. В этой связи французский критик Жан Итье отмечал: "Есть только две книги, в которые Жид попытался вложить всего себя: "Андре Вальтер" - в юности и "Фальшивомонетчики" - в зрелые годы". Благодаря "Фальшивомонетчикам" Жид получил международное признание, стал считаться одним из выдающихся писателей XX века.
Возвратившись из Конго в 1927 году, Жид опубликовал два путевых дневника, в которых подверг критике французскую колониальную политику. На протяжении последующих десяти лет писатель продолжал принимать активное и противоречивое участие в политике и общественной жизни - например, поддерживал лоялистов во время гражданской войны в Испании, в 1932 году вдруг объявил о своем обращении к коммунистической идеологии. В конце 1936 вышла его яркая книга «Возвращение из СССР» (фр. Retour de l’URSS), где критикуется отсутствие свободы мысли в СССР, жёсткий контроль за литературой и общественной жизнью, некоторые пугающие черты нового советского человека; наряду с этим в ней немало тёплых слов по адресу простых советских людей, восхищения самоотверженностью строек и проч.
С 1942 года и до конца Второй мировой войны Жид жил в Северной Африке, где написал повесть "Тезей" (1946), которая проникнута верой в способность человечества к самосовершенствованию и в значимость земного существования и которую Жид считал своим литературным завещанием.
В 1947 году Жид была присуждена почетная степень доктора Оксфордского университета. В том же году писатель был удостоен Нобелевской премии по литературе "за глубокие и художественно значимые произведения, в которых человеческие проблемы представлены с бесстрашной любовью к истине и глубокой психологической проницательностью". В своей речи на церемонии награждения Андерс Эстерлинг, член Шведской академии, отметил, что "Жид в большей степени, чем кто-либо из его современников, был человеком контрастов... Вот почему его творчество создает впечатление непрерывного диалога, в котором вера постоянно борется с сомнением, аскетизм - с жизнелюбием, а дисциплина - со стремлением к свободе". Плохое самочувствие не позволило Жиду прибыть на церемонию награждения в Стокгольм, и его Нобелевскую лекцию прочитал за него французский посол в Швеции Габриэль Пюо. Выражая благодарность Шведской академии за награду, Жид писал: "В течение многих лет мой голос представлялся мне гласом вопиющего в пустыне, позже я думал, что обращаюсь к очень немногим; но вы доказали мне сегодня, что я был прав, когда верил в преимущество узкого круга читателей... Вы подали свой голос не столько за мой труд, сколько за тот независимый дух, который витает в моих книгах, за тот дух, который в наши дни подвергается всевозможным нападкам".
В 1950 году Жид выпустил последний том своего "Дневника", охватывающий период с 1939 по 1949 год. Многие читатели наверняка согласятся с Франсуа Мориаком, который ставил выше всех остальных произведений писателя его дневники и автобиографии. О "Дневниках" Жида, начатых в 1889 году и состоящих в общей сложности более чем из миллиона слов, в которых отразилась вся его жизнь, Энид Старки, видный британский специалист по французской литературе, писал, что "это произведение - уникальное во французской литературе, да и в литературе вообще; это сокровищница мнений и споров по любому художественному и интеллектуальному поводу, по любой моральной проблеме за период в шестьдесят с лишним лет". Отдавая дань памяти Жиду, вскоре после его смерти Сартр писал: "Он не уставал учить нас, что можно сказать все что угодно, лишь бы это было хорошо сказано". Слава Жида с годами не потускнела. В 1980 году, например, американский литературовед А. Лесли Уилсон писал, что репутация Жида "как одного из самых крупных писателей нашего столетия со временем только возросла".
Андре Поль Гийом Жид был похоронен рядом со своей женой в Кювервиле. "И ныне пребывает в Тебе", задушевная история семейной жизни писателя, увидела свет в 1951 году, уже после смерти Жида.
Андре Поль Гийом Жид (1869-1951), французский романист, эссеист и критик, родился в Париже в семье потомственных гугенотов Поля Жида, профессора Парижского университета, и… Развернуть
ЖАН НИКОЛЯ АРТЮР РЕМБО — великий французский поэт.
Артюр Рембо родился 20 октября 1854 года в Шарлевиле на северо-востоке Франции.
Его отец, Фредерик Рембо, по профессии военный, служил в Алжире, мать его, Мари-Катрин-Витали Кюиф — из зажиточной крестьянской семьи.
Когда мальчику исполнилось четыре года, отец оставил семью, с тех пор мальчика воспитывала мать. Рембо обучался в лицее в Шарлевиле. После публикации первого стихотворения в 1870 году, в возрасте 16 лет Рембо отправился в путешествие по северу Франции и югу Бельгии.
В возрасте семнадцати лет Рембо знакомится в Париже с поэтом Полем Верленом и на некоторое время становится его другом. Некоторое время он живёт в доме Поля Верлена, впоследствии снимает комнату. В Париже Рембо участвует в восстании Парижской коммуны. В 1872 Поль Верлен бросает семью и уезжает с Рембо в Лондон. Некоторое время прожив там, они путешествуют по Европе и расстаются в Брюсселе, после того как Верлен в жарком споре под действием абсента простреливает Рембо запястье. Верлен был осужден на 2 года тюрьмы. После расставания с Верленом Рембо возвращается домой, на ферму Роше.
В состоянии духовного кризиса написал поэму в прозе Пребывание в аду (Une saison en enfer), в которой отрекался от всей своей прежней поэзии; ему удалось издать ее тиражом в пятьсот экземпляров, однако ни один из них не был продан. В 1874 сблизился с Жерменом Нуво и несколько месяцев жил вместе с ним в Англии, зарабатывая себе на жизнь уроками французского. Тогда же написал цикл поэм в прозе Озарения (Illuminations), завершившими его творчество; ему шел тогда двадцатый год.
С 1875 начался новый период жизни А.Рембо – период скитальчества. В феврале 1875 он уехал в Германию изучать немецкий язык; поселился в Штутгарте. В мае, оставшись без средств к существованию, пешком отправился в Италию. Достигнув Милана, тяжело заболел. Репатриирован во Францию. В апреле 1876 уехал в Вену, однако вскоре выдворен из Австрии. 19 мая 1876, прибыв в Голландию, вступил в голландские колониальные войска. В июле со своим полком прибыл в Батавию (Индонезия). Три недели спустя дезертировал. На английском паруснике отплыл в Европу и в конце декабря оказался в Шарлевиле. В 1877 отправился в Бремен и Гамбург; нанялся переводчиком в цирке Луассе, с которым проехал всю Швецию и Данию. В сентябре 1877 совершил неудачную попытку уехать в Александрию. Весной 1878 отправился в Гамбург, где тщетно пытался поступить на службу в компанию, занимавшуюся продовольственным обеспечением немецких колоний на Востоке. Проведя некоторое время во Франции, в октябре 1878 перешел пешком Вогезы, затем через Швейцарию и Геную добрался до Александрии. С декабря 1878 работал на Кипре управляющим карьера, принадлежавшего одной французской фирме. В июне 1879 вернулся на родину и некоторое время трудился на ферме своей матери под Шарлевилем. Другу, навестившему его, заявил, что больше не думает о литературе. Весной 1880 снова оказался на Кипре, затем уехал в Египет. В августе добрался до Адена, где работал в фирме, торговавшей кожей и кофе; позже командирован в Харэр (Восточная Эфиопия). В 1882–1883 объехал неисследованные районы Огадена; составленное им описание было опубликовано Географическим обществом. В 1886 занимался продажей оружия правителю эфиопской области Шоа Менелику. Не знал, что в том же году журнал «Мода» опубликовал ряд его стихотворений и часть Озарений. В 1887–1891 руководил факторией в Харэре; был представителем торговой фирмы С.Тиана в Адене.
В феврале 1891 тяжело заболел (саркома коленного сустава) и 9 мая был отправлен из Адена на родину. По прибытии в Марсель помещен в больницу, где в конце мая ему ампутировали ногу. 10 ноября 1891 умер в марсельском госпитале в возрасте тридцати семи лет; в больничной карте было записано: «негоциант Рембо». Когда он умирал, в Париже уже издавали сборник его стихов – начиналась новая жизнь поэта.
(c) Wikipedia.ru; krugosvet.ru
ЖАН НИКОЛЯ АРТЮР РЕМБО — великий французский поэт.
Артюр Рембо родился 20 октября 1854 года в Шарлевиле на северо-востоке Франции.
Его отец, Фредерик Рембо, по профессии… Развернуть
Серж Брюссоло — французский писатель-фантаст. Дебютировал в 1972 году рассказом «Беглец». С начала 80-х годов публиковал романы с производительностью станка до 10 ежегодно. Всего с 1982 по 1999 опубликовал 72 книги. По роману «По образу дракона» в 2003 году вышел мультфильм. Также из-под пера Брюссоло вышло несколько реалистических романов и детективов.
Издавался также как: Китти Дум (Kitty Doom), Акира Сюзуко (Akira Suzuko), Д. Морлок (D. Morlok).
Серж Брюссоло (р. 31 мая 1951 года в Париже) - один из ведущих мастеров современной европейской прозы, писатель, которого критики всего мира называют "французским Стивеном Кингом.
Очень рано начал заниматься литературной деятельностью - его первый рассказ "Беглец" был опубликован в одном из многочисленных фэнзинов в 1972 г. В 1979 году рассказ Брюссоло "Фаннивэй" был отмечен Большой премией французской научной фантастики.
Серж Брюссоло — французский писатель-фантаст. Дебютировал в 1972 году рассказом «Беглец». С начала 80-х годов публиковал романы с производительностью станка до 10 ежегодно. Всего… Развернуть
Валери Перрен - французская писательница, фотограф, сценарист.
Валери родилась в 1967 году во французском городе Геньон. Сегодня она одна из главных французских писательниц современности. Ее книги надежно занимают первые строчки бестселлеров Франции. Валери Перрен — литературный феномен нашего времени.
Она автор, фотограф и сценарист, работающий со всемирно известным кинорежиссером Клодом Лелушем. Его фильм «Мужчина и женщина» получил «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля и два Оскара. Встреча Валери Перрен с Клодом Лелушем в 2006 году определила ее дальнейшую карьеру в качестве фотографа на съемках и даже соавтора нескольких фильмов режиссера.
Первый роман Перрен «Забытые по воскресеньям» стал международным бестселлером, получил 13 литературных наград и вот уже 8 лет держится в списке главных книг Франции. Это очень чуткий психологический роман о связи поколений, с отсылками к национальным литературным шедеврам и кинематографу.
Роман «Поменяй воду цветам» также получил широкое признание в европейском литературном сообществе. Он был отмечен несколькими премиями, в том числе престижной «Prix Maison de la Presse 2018», предназначенной для лучших новинок Франции, написанных для широкой аудитории. Роман переведен на 30 языков и входит в список самых продаваемых книг Франции по версии журнала Figaro.
Валери Перрен - французская писательница, фотограф, сценарист. Валери родилась в 1967 году во французском городе Геньон. Сегодня она одна из главных французских писательниц… Развернуть
Жорж Перек — французский писатель, журналист кинорежиссёр, документалист и публицист.
Жорж Перек родился 7 марта 1936 года, в семье евреев-эмигрантов из Польши, в городе Париж во Франции. Отец погиб в 1940 году, воюя на стороне французской армии, мать умерла в 1943 году во время пребывания в лагере «Освенцим», а он сам в 1942 году попал в семью тети по отцовской линии — они же усыновили его после окончания Второй Мировой войны. Впоследствии тема исчезновения (или исчезания) станет одной из ведущих тем в творчестве Перека.
Успешно сдав выпускные экзамены, Ж. Перек поступил в Университет Сорбонны, где параллельно с изучением социологии и истории с 1955 года писал рецензии и эссе для столичных журналов «Les Lettres Nouvelles» и «La Nouvelle Revue Française». По окончанию учебы с 1958 по 1959 год служил в 18-ом Десантном полку Французской Армии. Затем женился на П. Петрас и вместе с ней в 1960 году отправился в Тунис, где супруга около года работала учителем.
Вернувшись в Париж, первое время работал в научно-исследовательской лаборатории нейро-физических исследований, затем устроился архивариусом в Больницу «Сент-Антуан». По его собственному признанию, именно работа с документами и историями больных подвигла к началу литературной деятельности. В 1965 году дебютировал с первым романом «Вещи», который был отмечен премией Рендо. С тех пор практически ежегодно выступал с новыми творениями, а также продолжал публиковать статьи, писать сценарии для радиопрограмм и участвовать в съемках фильмов. В 1981 году по приглашению Университета Квинсленда отправился в Австралию, но работать долго не смог. Он был заядлым курильщиком, вследствие чего у него развился рак легких. Уже тяжело больным вернулся во Францию и обосновался в местечке Иври-Сюр-Сен, где и провел свои последние дни. Жорж Перек скончался 3 марта 1982 года.
Жорж Перек — французский писатель, журналист кинорежиссёр, документалист и публицист. Жорж Перек родился 7 марта 1936 года, в семье евреев-эмигрантов из Польши, в городе Париж… Развернуть
Ролан Барт — французский философ-постструктуралист и семиотик.
Ролан Барт родился 12 ноября 1915 года в городе Шербур, Нормандия. Его отец Луи Барт, морской офицер, был убит в бою в Северном море, когда Ролану не было и года. Его мать Генриетта вместе с его тётей и бабушкой перебрались в Байонну, город на юго-западе Франции. Там будущий философ впервые соприкоснулся с миром культуры, обучаясь игре на фортепиано под руководством музыкально одарённой тёти.
Ролан показал себя многообещающим студентом, обучаясь в Сорбонне с 1935 по 1939 годы. Но его академическая карьера была испорчена тяжёлой болезнью — туберкулёзом лёгких, — приходилось много времени проводить в санаториях. Болезнь помешала ему участвовать в войне. В юношеские годы оформились две основные черты характера Барта: левые политические взгляды и любовь к театру. В 1948—1950 гг. он преподаёт в Бухаресте, где испытывает влияние лингвосемиотических идей А.-Ж. Греймаса.
Ролан Барт — французский философ-постструктуралист и семиотик. Ролан Барт родился 12 ноября 1915 года в городе Шербур, Нормандия. Его отец Луи Барт, морской офицер, был убит в… Развернуть
Гюста́в Лебо́н — знаменитый французский психолог, социолог, антрополог и историк, бесспорный основатель социальной психологии.
Лебон одним из первых попытался теоретически обосновать наступление «эры масс» и связать с этим общий упадок культуры. Он полагал, что в силу волевой неразвитости и низкого интеллектуального уровня больших масс людей ими правят бессознательные инстинкты, особенно тогда, когда человек оказывается в толпе. Здесь происходит снижение уровня интеллекта, падает ответственность, самостоятельность, критичность, исчезает личность как таковая.
Стал известен тем, что пытался показать то общее, что имеется между положением вещей и закономерностями в психологии масс. Американский социолог Нейл Смелзер пишет, что «несмотря на критику, мысли Лебона представляют интерес. Он предсказал важную роль толпы в наше время», а также «охарактеризовал методы воздействия на толпу, которые в дальнейшем применяли лидеры наподобие Гитлера, например, использования упрощенных лозунгов».
Гюста́в Лебо́н — знаменитый французский психолог, социолог, антрополог и историк, бесспорный основатель социальной психологии. Лебон одним из первых попытался теоретически… Развернуть
Родилась и выросла во Франции. С конца 70-х живёт в Японии.
Француз Сирил Массаротто живет возле знаменитого города Перпиньян, недалеко от франко-испанской границы и Средиземного моря. Какое-то время работал воспитателем и директором детского сада. В течение достаточно длительного времени пишет слова к песням, которые исполняет со своей группой "Saint-Louis", прежде чем начинает чувствовать, что этого недостаточно для его творческого самовыражения. Тогда-то Сирил и решает попробовать себя на литературном поприще. Год спустя, сидя в своей теплой ванной и исследуя просторы интернета, Массаротто натыкается на фразу "Бог - мой приятель" и понимает что вот оно - название его будущего романа. Его первый роман получился веселый, одновременно чувственный и простой, который просто помогает понять вкус жизни.
Француз Сирил Массаротто живет возле знаменитого города Перпиньян, недалеко от франко-испанской границы и Средиземного моря. Какое-то время работал воспитателем и директором… Развернуть
Паскаль Киньяр — один из наиболее значительных писателей современной Франции. Автор 25 книг, среди его произведений эссе, романы, множество работ по истории музыки и античной литературы.
Паскаль Киньяр рос в Гавре, увлекался музыкой и древними языками. Учился философии вместе с Даниэлем Кон-Бендитом, среди их преподавателей были Эмманюэль Левинас и Поль Рикёр. В 21 год, после публикации эссе "Бормочущее Существо", вошел в престижный и герметичный комитет чтецов издательства Галлимар. После 1968 года отошел от философии. В начале 1980-х стал профессиональным писателем. С 1988 года в течение 6 лет был главным редактором издательства, "капитаном" этого флагмана французской литературы. С 1994-го года полностью посвятил себя литературе.
Этого писателя и эссеиста во Франции называют "писателем-отшельником" и "тайным писателем" и не в смысле, что он пишет тайком, в том смысле, что он избегает людей и часто выбирает затворничество: "Я чувствую себя счастливым, - сказал он, - когда я свободен от всего и могу предаться одиночеству.." Гонкуровская премия, в нарушение всех традиций, была ему присуждена за амбициозность его литературных проектов, за размах мысли и разносторонность. Само же трехтомное произведение, на котором теперь красуется лента "премия Гонкура" - называется "Блуждающие Тени"…
Любовь Паскаля Киньяра к музыке эпохи барокко привела его в Елисейский дворец, к Франсуа Миттерану, который согласился учредить в Версале фестиваль театра и оперы музыки барокко. Киньяр стал директором этого фестиваля.
Паскаль Киньяр — один из наиболее значительных писателей современной Франции. Автор 25 книг, среди его произведений эссе, романы, множество работ по истории музыки и… Развернуть
Жан Жене — французский писатель, поэт и драматург.
Родился в Париже 19 декабря 1910. Мать Жана, психически неуравновешенная женщина, отдаёт его на воспитание совершенно посторонним людям. В детстве Жене был набожным и послушным мальчиком, пока в возрасте 10 лет его не поймали на воровстве. Позже выяснилось, что кражу он не совершал. Обиженный на мир, он решает стать вором. Жан писал об этом позже:
Я решил отрицать мир, который отрицал меня.
Жене сбежал от приёмных родителей и путешествовал без билета — это сформировало его представление о себе, как о мученике, подарило ощущение избранности, определённой свыше миссии, достижение которой возможно через страдание. С малых лет жизнь Жана омрачается всевозможными проблемами и трудностями, в результате чего он в 15-летнем возрасте попадает в колонию для несовершеннолетних. Период жизни писателя, проведённый в этой колонии, стал основой сюжета его романа «Чудо о розе».
Своё литературное творчество он начинает в 1940-ых. Его первые произведения, как и произведения Эрика Журдена, затрагивали такие щекотливые темы, как гомосексуальность и преступность. Необычность и деликатность тем произведений Жене, многие из которых были суровым табу в середине ХХ века, привели к тому, что в 1950-ых некоторые его книги были запрещены в США. К этому времени он сближается со многими выдающимися мыслителями и литераторами своего времени, одним из которых был Жан-Поль Сартр, оказавший на молодого литератора большое влияние.
Самым продуктивным десятилетием для Жене были 40-е. Пять романов, стихи, пьесы написаны во время войны и сразу после освобождения. Это было время, во всех отношениях враждебное анархическому свободомыслию, и даже люди, лишённые предрассудков, не могли полностью принять и оправдать идеи Жене. Так, например, Поль Валери, прочитавший рукопись романа «Богоматерь цветов», сказал, что это произведение гения, но его следует сжечь.
В литературе Жене оказался посланцем подпольного мира: мира убийц, грабителей, проституток, гомосексуалистов и трансвеститов. Он говорил, что главным источником вдохновения для него служат исправительные колонии и тюрьмы. Его кумиром стал казненный в 1939 убийца Морис Пилорж. Четыре года Жене провел в тюрьмах за различные преступления (в первую очередь, кражи), и срок этот был бы больше, если бы не заступничество Жана Кокто, который выступил в 1943 на суде и назвал Жене поэтом, равным Рембо. Сравнение было точным. Рембо, противник всего общепринятого, хулиган, не заботившийся о публикациях, был одним из немногих писателей, которых ценил Жене. Как и Рембо, Жене избегал контактов с мёртвым миром литературы, не испытывал интереса к его профессиональным обитателям и их творениям.
Жене действительно ненавидел любой официоз, всегда считал себя существом асоциальным, совершенно свободным, не связанным никакими обязательствами. Жене любил подчеркивать своё прошлое бродяги и вора и даже бравировал им. Своим знакомым он часто говорил:
Эти буржуа будут счастливы, если я что-нибудь у них украду.
Он открыто плевал на общество, и у него были все основания поступать именно так. Тем не менее,
его язык просто прекрасен, порой он звучит, как пощёчина, порой ласкает слух, но это настоящая литература.
Доминик Фернандес
В конце 1960-ых Жене активно включается в политическую жизнь страны, участвуя в демонстрациях за улучшение жизненных условий африканских иммигрантов во Франции. Не скрывая своей гомосексуальности, Жене вопреки своей воле становится одним из символов и вдохновителей движения геев за равноправие.
Жене умер в 1986 от рака горла. Он был похоронен в Марокко. Его могила находится на скале над морем. С одной стороны расположена тюрьма, с другой — публичный дом. Незадолго до смерти он сказал:
Большая часть жизни проходит в дурацком отупении, в убогом идиотизме: открываешь дверь, зажигаешь сигарету... В жизни человека бывает лишь несколько проблесков. Всё остальное — серая мгла.
Он выстроил свою собственную вселенную, которая не похожа ни на одну другую, и в этой вселенной всё перевернуто с ног на голову. Всё низкое находится вверху, но это-то и прекрасно. Он берёт самые уродливые, жуткие, грязные, зловонные вещи и придаёт им благородство. При этом его письмо настолько возвышенно, торжественно, что даже те, кого шокируют его темы, вынуждены признать, что это настоящая литература... В некотором роде можно сказать, что он заставляет читателей глотать дерьмо. И мы вынуждены принять блюдо, которым он нас кормит. Это достаточно сильный ход, потому что так он возвышается над людьми и становится королём.
Жиль Себан
Жан Жене — французский писатель, поэт и драматург. Родился в Париже 19 декабря 1910. Мать Жана, психически неуравновешенная женщина, отдаёт его на воспитание совершенно… Развернуть
До двенадцати лет будущая писательница жила в парижском пригороде. У нее не было ни друзей, ни телевизора, а читать она любила глупые комиксы. Но потом она повзрослела, переехала в деревню и полюбила Достоевского и Мопассана. А еще она начала писать стихи и сочинять рассказы.
В 17 лет Дельфин вернулась в Париж – учиться в университете и одновременно работать: то в торговых центрах, рекламируя различные виды сыров и рубленого бифштекса, то ассистенткой режиссера, то регистратором. Несколько месяцев спустя она вообще перестала есть – дабы не расти дальше. Выписавшись из больницы, она дала себе слово, что однажды напишет об этом книгу. Вылечившись,она решила, что жизнь не столь сложна, возобновила занятия в университете, нашла работу, встретила Большую Любовь, родила двух великолепных и немного странных детей. Смирившись с действительностью, она сочинила книгу, рукопись которой послала в издательство по почте. Это был роман «Дни без голода» (Jours sans faim, Grasset, 2001) – та самая книга, которую она так хотела написать.
Сегодня Дельфин де Виган работает в исследовательском институте, специализирующемся на социальных исследованиях, а книги пишет по ночам. Порой она по-прежнему сомневается в своем праве считаться писательницей, но потребность к сочинительству берет свое. И тогда она снова берется за работу.
Во Франции Дельфин Де Виган – один из самых популярных современных авторов. Является частью жюри prix Françoise-Sagan.
До двенадцати лет будущая писательница жила в парижском пригороде. У нее не было ни друзей, ни телевизора, а читать она любила глупые комиксы. Но потом она повзрослела, переехала… Развернуть
Французский писатель: поэт, драматург. Родился Эдмон Ростан 1 апреля 1868 года в Марселе (провинция Прованс, Франция). Детство Эдмона Ростана прошло в Марселе. В гостеприимном доме родителей будущего поэта часто собирались представители местной интеллигенции. Здесь бывали знаменитые тогда поэты Мистраль и Обанель, мечтавшие о возрождении древней провансальской культуры. В доме постоянно разгорались споры о литературе Прованса.
После переезда семьи в Париж, Эдмона отдали учиться в коллеж Святого Станислава для получения юридического образования, но карьера адвоката, о которой мечтал его отец, Эдмона не интересовала. Уже в коллеже Эдмон Ростан, увлекавшийся пьесами Виктора Гюго и Альфреда де Мюссе, решил стать драматургом.
По окончании коллежа Ростан остался в Париже. Благосостояние семьи позволило ему вести жизнь светского денди, посещать литературные салоны и художественные выставки, всецело посвятить себя литературе. В пору своих первых литературных успехов Ростан познакомился с молодой поэтессой Роземондой Жерар, несколько экзальтированной и романтически настроенной красавицей, которая стала его женой. Отныне Роземонда принимала участие во всех творческих делах Ростана, ее пленительные черты можно различить в героинях его произведений, ей он посвятил свою пьесу «Принцесса Греза». Роземонда стала его музой, вдохновительницей его книг, первым их пристрастным судьей. Эдмон и Роземонда обменивались пылкими любовными посланиями, охотно читали их в салонах, вписывали в альбомы друзей. Здесь многое было от позы, многое - данью моде или стремлением к популярности. Но, несомненно, поэт был искренен в своих стихах, обращенных к жене, ибо искренность в любви ценилась им очень высоко, и ею он наделил всех своих героев.
Первый настоящий успех пришел к Эдмону Ростану в 1894 году после постановки его комедии «Романтики» на сцене парижского театра Комеди Франсез (Comedie Francaise). Еще большую славу и деньги принесла Ростану постановка пьесы «Сирано де Бержерак» в декабре 1897 года. Эдмон Ростан поселился в роскошном особняке в центре Парижа, устраивал домашние концерты и великосветские приемы, собирал произведения искусства, путешествовал, построил виллу в Пиренеях. Он стал модной знаменитостью. В 1903 году Эдмон Ростан был выбран во Французскую Академию (в некоторых источниках указан 1901 год). Умер Эдмон Ростан 2 декабря 1918 года в Париже.
По книге А.Михайлова, «Драматургия Эдмона Ростана»
Французский писатель: поэт, драматург. Родился Эдмон Ростан 1 апреля 1868 года в Марселе (провинция Прованс, Франция). Детство Эдмона Ростана прошло в Марселе. В гостеприимном… Развернуть
Поль-Мишель Фуко — французский философ, теоретик культуры и историк. Создал первую во Франции кафедру психоанализа, был преподавателем психологии в Высшей нормальной школе и в университете города Лилль, заведовал кафедрой истории систем мысли в Коллеж де Франс. Работал в культурных представительствах Франции в Швеции, Польше и ФРГ. Является одним из наиболее известных представителей антипсихиатрии. Книги Фуко о социальных науках, медицине, тюрьмах, проблеме безумия и сексуальности сделали его одним из самых влиятельных мыслителей XX века.
Родился 15 октября 1926 года в городе Пуатье в состоятельной семье. Отец, успешный хирург, преподавал анатомию в местном медицинском колледже.
В школе Фуко носил прозвище Полишинель и не отличался особыми успехами. Даже по своему любимому предмету, истории, он был вторым в классе.
1942—1943 — Экзамены на степень бакалавра. Фуко добивается значительных успехов во французском, греческом и латыни. Чуть хуже обстоят дела с историей и естественными науками. Средний результат по философии.
1945 — Фуко второй раз готовится к поступлению в Высшую нормальную школу в Париже
1945—1946 — Подготовка к вступительным экзаменам в Лицее Генриха IV. Здесь же Фуко знакомится с творчеством Ницше, Маркса и Фрейда
1946—1951 — результаты экзаменов оказались на четвёртом месте по всей Франции. После успешного поступления Фуко учится в Высшей нормальной школе. В этот же период он начинает называть себя просто Мишель, опуская Поль, имя отца. Совершает несколько попыток самоубийства. Начинает изучать труды Гегеля, Хайдеггера и Сартра. Вступает по рекомендации Альтюссера во Французскую коммунистическую партию (ФКП), но собрания не посещает и не соглашается с позицией партии в отношении гомосексуализма. К тому времени Фуко уже принял свою не совсем традиционную сексуальную ориентацию как главную часть своей жизни
1951 — показав блестящие результаты, Фуко со второй попытки сдаёт выпускные экзамены.
1952—1955 — Фуко становится преподавателем Высшей нормальной школы, специализируясь на философии и психологии. Интерес к последней делает его частым посетителем госпиталя Святой Анны
1953 — Фуко покидает коммунистическую партию
1955—1958 — получает должность младшего преподавателя в университете города Уппсала в Швеции, где читает лекции по французской литературе
1959 — директор Французского института в Гамбурге
1960 — знакомство со студентом философского факультета Даниелем Дефером, который становится спутником Фуко до конца его жизни
1962 — профессор философии в университете города Клермон-Ферран
1963 — публикация книги «Слова и вещи»
1964 — Фуко следует за Дефером, который предпочёл армии добровольческую работу, в Тунис
1965 — Фуко принимает участие в разработке университетской реформы под руководством министра образования Кристиана Фуше и премьер-министра Жоржа Помпиду. Реформа будет принята в 1967 году.
Путешествие с курсом лекций в Бразилию
1966—1968 — Фуко является внештатным профессором Тунисского университета
1968 — Фуко не участвует в майских событиях, о чём глубоко сожалеет. Он уезжает из Туниса, чтобы окончательно поселиться во Франции. Фуко получает должность Председателя философского факультета в сверх-современном экспериментальном университете Венсенн.
В этот период Мишеля Фуко начинает волновать его стареющая внешность, поэтому он решает побрить голову. Складывается знакомый всем образ философа: он начинает носить белый свитер с воротником-поло и вельветовый костюм, «чтобы не надо было гладить».
1969 — получает должность заведующего кафедрой истории систем мышления в Коллеж де Франс
23 января 1969 — лицей Сен-Луи организует показ фильма о событиях мая 1968, несмотря на запрет властей. После показа лицеисты присоединяются к митингующим во дворе Сорбонны. Несколько сотен студентов из Венсенна и кое-кто из преподавателей решают проявить солидарность и занимают свой факультет. Ночью уже две тысячи человек вступают в стычку с полицией, которая применяет слезоточивый газ. Мишель Фуко и Даниель Дефер задержаны одними из последних
1970 — первые лекции в Соединённых Штатах
8 февраля 1971 — Фуко объявляет о создании «Группы информации о тюрьмах» (ГИТ)
1 мая 1971 — Фуко и Жан-Мари Доменак задержаны у ворот парижской тюрьмы «Санте», где они раздавали листовки, призывавшие уничтожить криминалистические досье
27 ноября 1971 — участие в демонстрации с «призывом к рабочим кварталам» на углу улиц Полонсо и Гут-Д’Ор в Париже. Там же присутствует Сартр, поэтому демонстрация носит мирный характер (полиции дана инструкция его не трогать). На этом выступлении создаётся самая известная серия фотографий: Фуко и Сартр с микрофонами в руках
1972 — Фуко преподаёт в Нью-Йоркском государственном университете в Буффало. Посещает Нью-Йоркскую тюрьму в Аттике, где незадолго до этого прошёл бунт заключённых
16 декабря 1972 — полиция задерживает Фуко во время митинга, посвященного памяти рабочего-алжирца Мохаммеда-Диаба, убитого в комиссариате при сомнительных обстоятельствах
1973 — статья для коллективного сборника «Crimini di pace» и попытка поддержать Франко Базалью, столкнувшегося с итальянским правосудием
31 марта 1973 — демонстрация в Белльвилле и Менилмонтане против «циркуляра Фонтане», который ограничивал права мигрантов на жительство и на работу. В первых рядах — Мишель Фуко и Клод Мориак
1975 — курс лекций по истории сексуальности в Калифорнийском университете в Беркли
1976 — выходит в свет первый том «Истории сексуальности»
1978 — серия репортажей о событиях в Иране для «Corriere della sera»
1984 — выход второго тома «Истории сексуальности».
2 июня Фуко упал в обморок и был госпитализирован. Последние два года Фуко страдал частыми, ослабляющими его заболеваниями. 25 июня 1984 года он скончался от СПИДа.
1986 — создание Ассоциации «Центр Мишеля Фуко» для изучения и публикации творческого наследия философа.
Поль-Мишель Фуко — французский философ, теоретик культуры и историк. Создал первую во Франции кафедру психоанализа, был преподавателем психологии в Высшей нормальной школе и в… Развернуть
Жозеф-Генри (Анри) Рони-старший — широко известный классик французской фантастики, писавший на рубеже двух столетий, настоящее имя которого Генри-Жозеф-Оноре Бекс (Joseph Henri Honoré Boex).
Получив блестящее классическое образование, Анри Бекс начал рано зарабатывать себе на жизнь, работая то наставником в английском учебном заведении, то телеграфистом. Неудержимая тяга к литературе заставила его заняться литературной деятельностью; первая книга, не имевшая отношения к фантастике, была написана на английском языке. Вскоре он обосновался в Париже, где опубликовал повесть «Ксипехузы» (1887), которую доброжелательные критики тут же сопоставили со знаменитой «Орлей» Мопассана.
Первоначально он подписывал свои произведения как Ж.-А.Рони; когда в Париж приехал его младший брат Жюстен-Франсуа-Серафин Бекс, начался непродолжительный период их совместного творчества под тем же псевдонимом. Первая их общая публикация — «Манифест пяти», — вышла в свет в 1887 году. Сотрудничество братьев продолжалось до 1907 или 1908 года; за это время были написаны такие быстро ставшие знаменитыми книги, как, относившиеся к «доисторической» тематике романы «Вамирэх» (1892) и «Эйримах» (1896), а также ряд новелл, как доисторических (например, «Глубины Кийамо», 1896), так и научно-фантастических («Иной мир», 1898 и др.). Когда братья поссорились (официальной причиной послужили различия в характере), появились два отдельных писателя — Рони-младший и Рони-старший. Если первый из них практически не оставил после себя заметного следа в литературе, то второй вошел в историю французской фантастики многими своими произведениями. Следует отметить, например, такой шедевр, как «Смерть Земли» (1908), в котором впервые описываются вторгшиеся на Землю представители неорганической ферромагнитной жизни.
Рони-старший увлекался загадками человеческой психики, писал о межпланетных путешествиях (в частности, именно ему принадлежит приоритет в изобретении термина «астронавтика»). Вскоре его приняли в состав комиссии по присуждению Гонкуровских премий, членом которой он оставался до самой смерти. Он продолжал писать пользующиеся неизменным успехом у читателей доисторические романы — «Война за огонь» (1909), «Гигантская кошка» (1920), «Хельевор с Голубой реки» (1930); тем не менее, главным направлением его творчества оставалась научная фантастика. Он был одним из творцов романа катастроф, изобразив в романе «Таинственная сила» встречу Земли с эфирным потоком, вызвавшим новый ледниковый период. Кроме того, им были написаны такие фантастические произведения, как «Загадка драгоценного камня» (1917), «Удивительное путешествие Гертона Айронкастля» (1922), «Сверхъестественный убийца» (1924), «Навигаторы бесконечности» (1927), «Спутники Вселенной» (1934), «Вампир Бетнал Грина» (1935).
Благодаря интеллектуальному богатству своих произведений и их высокохудожественному исполнению, Рони-старший является одним из первых писателей, писавших на французском языке, который оторвался от литературы детских фантазий и ввел подлинную научную фантастику в большую литературу.
Рони-старшему, пожалуй, принадлежит третье место по издаваемости на русском языке среди французских писателей-фантастов после Жюля Верна и Франсиса Карсака. Правда, следует уточнить, что у нас публиковались преимущественно его «доисторические» романы — «Борьба за огонь», «Вамирэх» и другие. Менее популярными оказались фантастические произведения, из которых были переведены несколько рассказов и отдельные романы.
Жозеф-Генри (Анри) Рони-старший — широко известный классик французской фантастики, писавший на рубеже двух столетий, настоящее имя которого Генри-Жозеф-Оноре Бекс ( Joseph… Развернуть
Тьерри Жонке — французский автор политических детективов и триллеров.
Родился в Париже, где и прожил до конца своей жизни. Учился в лицее Карла Великого, затем на философском факультете в Университете Кретей. После окончания работал в центре детской нейропсихиатрии и был назначен ответственным за класс спецобразования в северо-восточном пригороде Парижа.
Жонке написал более 20 «сенсационных» романов на французском языке, включая «Le bal des débris», «Moloch» и «Rouge c’est la vie». Повесть «Тарантул» (Mygale), опубликованная в 1995 году, была переработана испанским режиссёром Педро Альмодоваром в сценарий фильма «Кожа, в которой я живу» (2011). Сама книга вышла в русском переводе под названием «Тарантул, или Кожа, в которой я живу» в 2011 году.
Жонке скончался в возрасте 55 лет в госпитале в Париже.
Тьерри Жонке — французский автор политических детективов и триллеров. Родился в Париже, где и прожил до конца своей жизни. Учился в лицее Карла Великого, затем на философском… Развернуть
Биография Коко Шанель — это история талантливой и сильной женщины, женщины, сотворившей собственную легенду, ставшей законодательницей моды и стиля во всем мире. Рожденная в приюте для бедных, она ушла из жизни владелицей самого знаменитого дома моды. На ее пути было множество несчастий и бед, но из всех них Шанель выходила с гордо поднятой головой, элегантной и непобедимой.
Коко Шанель выросла в сиротском доме и, казалось, была обречена на нищету и лишения. Позже она вычеркнет эти года из своей биографии, словно не желая их вспоминать. Первой работой Шанель была работа в магазине белья, затем она пробовала себя в качестве певицы и танцовщицы, но карьера в театре у нее не сложилась. Поворотным моментом в биографии Шанель стало знакомство с англичанином Артуром Капелом, который, в отличие от ее предыдущих друзей, серьезно отнесся к ее желанию стать модисткой. Он помог ей открыть первый магазин шляпок в Париже, а чуть позже — бутик в Довиле. Так Коко стала предпринимательницей. Она так была одержима своим делом, что остановить ее не могли ни отсутствие опыта, ни Первая мировая война, ни общественное осуждение. Слава о талантливой женщине-дизайнере быстро разнеслась по Парижу, и Шанель вскоре вошла в высшее общество, что до нее не удавалось ни одному портному. К пятидесяти годам Коко Шанель находилась на вершине славы и красоты, ее любили, с ней искали знакомств, а стилем Шанель восхищались даже королевские особы.
Личная жизнь Шанель нередко становилась предметом пересудов — красивая, независимая, сильная, она словно не была создана для кроткой семейной жизни, но неизменно очаровывала мужчин своей элегантностью и силой характера. Шанель часто водила дружбу с известными деятелями политики и искусства. Так, в 1920-х годах у нее на вилле гостил русский музыкант Стравинский со своей семьей. Именно в то время был изобретен гениальный аромат духов Шанель № 5. Возможные романтические отношения Коко Шанель и Игоря Стравинского обсуждаются до сих пор, но сами они никогда не подтверждали и не опровергали эти слухи. Об этом возможном романе был снят фильм, где Шанель сыграла Кейт Бланшетт.
Вторая мировая война внесла свои коррективы в жизнь Шанель — сначала ей пришлось закрыть свои салоны, а вскоре, после обвинения в связи с немецким офицером, уехать в Швейцарию, где Коко прожила почти десять лет. За эти годы ее слава ушла в забытьё, и, казалось, Коко уже никогда не вернуться на завоеванную ей вершину. И тогда она совершила невероятное — снова открыла салон в Париже и спустя три года, несмотря на первые негативные отзывы, вернула себе славу, восхищение и почет. На момент открытия салона Шанель был 71 год. На ее показы приходили самые богатые и знаменитые женщины, ее костюмы становились символом статусности, с ней сотрудничали голливудские студии, у Шанель одевались Одри Хепберн и Лиз Тейлор, а на Бродвее даже поставили мюзикл о ее жизни под названием «Коко», где Шанель сыграла Кэтрин Хепберн. Мудрые и лаконичные цитаты Коко Шанель — о моде, о стиле, о жизни, об успехе — передавались из уст в уста.
Смерть Коко Шанель наступила в возрасте 87 лет. Причиной смерти Шанель стал сердечный приступ. До самой своей смерти Шанель занималась модой и создавала новые гениальные коллекции. Похороны Коко Шанель состоялись на кладбище Буа-де-Во в Швейцарии, могилу Шанель украшает барельеф с пятью львиными головами. Проститься с Коко на похороны Шанель приехал великий испанский модельер Кристобаль Баленсиага — тогда он в последний раз вышел на публику, словно показывая этим, что век Высокой моды подошел к концу с уходом этой легендарной женщины. В доме моды Шанель до сих пор трепетно относятся к памяти Шанель.
Биография Коко Шанель — это история талантливой и сильной женщины, женщины, сотворившей собственную легенду, ставшей законодательницей моды и стиля во всем мире. Рожденная в… Развернуть
Родился в Ницце. Оба родителя были выходцами с Маврикия: отец — хирург, по происхождению бретонец, женился на своей двоюродной сестре, мать — из бретонской семьи, эмигрировавшей на Маврикий в XVIII веке. Сам автор жил лишь несколько месяцев на Маврикии. Но все же у писателя двойное гражданство: Франции и Маврикия.
Ле Клезио жил в Ницце до 1948 года, пока его семья не переехала в Нигерию, где на то время служил его отец.
Учился в университете Ниццы на филологическом факультете, затем, после того, как провёл несколько лет в Лондоне и Бристоле, работал учителем в США.
В 1967 году был призван на военную службу, которую проходил в Таиланде, но за критику детской проституции был переведён в Мексику. С 1970 по 1974 год жил среди индейцев в Панаме. В 1975 году женился на марокканке Жимие. С ней у него родилось 2 дочки и ещё одну от первого брака.
В 1977 году, опубликовал перевод индейского эпоса «Пророчества Чилам Балам». В том же году представил диссертацию по Мичиоакану, которую защитил в Центре исследования Мексики в Перпиньяне. Затем преподавал в университете в Альбукерке (Нью-Мексико, США). В 1978 и 1979 году подавал заявление на место исследователя, ассоциированного с CNRS, но не смог получить место.
В 1990 году Ле Клези совместно с Жаном Грожаном основал сборник «L’aube des peuples», в котором начали публиковать эпические и мифологические, традиционные и древние.
В 2000 году его интерес сосредоточился на отдаленных культурах. Таким образом он начал исследовать историю, мифологию и шаманские ритуалы Кореи.
Ле Клезио преподавал во многих университетах мира. Он часто посещал Южную Корею, где преподавал французский язык и литературу в 2007 году.
Леклезио много путешествует. Писать начал в возрасте семи лет и не прекращал. Его первым произведением в это время была книга о море.
В 1963 году он опубликовал роман «Протокол» (фр. Procès-Verbal), за который получил премию Ренодо и был кандидатом на Гонкуровскую премию.Ему тогда было 23 года. По эстетической структуре этот роман был близким к «Постороннему» Альбера Камю. В романе много времени уделяется сосредоточиванию на таких моментах как рассматриванию лампочки, ножа или пачки сигарет. Это также моменты разговоров, которые не принято включать. Но, при этом многие моменты не удалось передать при переводе.
В романе рассказывается про Адама, который волочится по городу, расположенному на берегу моря. Он пытается понять кто он, недавно уволенный солдат, или пациент психиатрической клиники. Сюжет носит эпизодический характер, и сосредотачивается на обрывках сцен. В романе скорее описываются чувства героя, который пытается понять изменчивый мир. Личность героя пугает его, а люди вокруг кажутся карликами, неспособными понять друг друга. Роман по большому счёту носит абсурдистский характер, и герой постоянно боится смерти, которая может прийти ниоткуда.
«Горячка» (1965) сборник рассказов, который продолжает тему предыдущего романа. В нём проходит мнение, что жизнь это безумие. Рох, главный герой одного с рассказов, стает жертвой горячки. Он бегает городом, видит влюбленных на лавочке и они вызывают в нём презрение; ненависть вызывает у него визит к агенту по туризму. Этот человек сплошной нерв.
В книге «Le livre des fuites» входит в трилогию. В ней рассказывается о молодом человеке, который оказывается в «некрополе» современного города, пустыне и городку в Камбодже. В конце путешествия время перестаёт играть роль.
В книге «La Guerre» (1970) рассказывается о городе, чья жизнь похожа на войну. Про город мы узнаем из записок молодого человека, который описывает «магические вещи», такие как лампочка, автомобиль и т. д.
В книге «Les Geants» событие происходит в супермаркете, где главные герои понемногу сходят с ума от потока зрительных образов и шума.
Автор более 30 книг: рассказов, романов, эссе, сказок и двух переводов книг по американской мифологии. Его творчество делится на два периода.
С 1963 по 1975 год его романы и эссе являются новаторскими, исследуют возможности языка, формальные и типографические в русле, заданном его современниками, такими, как Анри Мишо, Жорж Перек, Мишель Бютор. Он также интересуется темами нездоровой психики. Его называли писателем-бунтарём через его радикальные инновации. За это его почитал Фуко.
С конца 1970-х годов в его творчестве на первый план выходят темы детства, одиночества, путешествий. Его перестают интересовать эксперимент, а темы становятся спокойнее. Так называемые сюжеты без сюжетов автор заменил историческими исследованиями тем иммиграции, изгнания и изменений.
В романах «В пустыне», «Искатель золота» и «Блуждающая звезда» вырабатывается зрелый стиль писателя.
В 1980 году Леклезио получает премию Поля Морана за роман «Пустыня». В романе отображается тема миграции, что волновала автора. Повествование ведётся от двух разных лиц. Первый повествователь — мальчик-туарег, который оказывается в центре антифранцузского восстания в африканских странах в начале XX века. Это восстание терпит неудачу, и повстанцев убивают. Второй повествователь — девочка-сирота, которая живёт в Марокко где-то в 70-х годах того же века. Она собирается эмигрировать во Францию, для того чтобы избежать брака по договоренности.
В романе «Блуждающая звезда» (1992) рассказывается о молодой девушке-еврейке, которая иммигрирует в Италию из Франции. В романе присутствует попытка сделать вещи странными, что характеризует его ранние произведения. Например, ребёнок, слушая игру на пианино, воспринимает её как язык.
В 1994 году избран величайшим из живущих писателей, пишущих по-французски.
Родился в Ницце. Оба родителя были выходцами с Маврикия: отец — хирург, по происхождению бретонец, женился на своей двоюродной сестре, мать — из бретонской семьи, эмигрировавшей… Развернуть
Райнер Мария Рильке – австрийский поэт-философ; почти всю свою жизнь провел в путешествиях по России и европейским странам. В философском отношении значение Рильке заключается в том, что он в своих поэтических произведениях впервые высказал все те мысли, которые затем выдвинули Хайдеггер и Ясперс. Рильке – поэт-экзистенциалист. Главные его темы: Бог в становлении, предстоящая вечность, будущее, «зрелый плод того дерева, на котором мы – только листья»; смерть, «растущая и зреющая вместе с нами», принадлежащая к сфере индивидуальной жизни и сообщающая этой жизни её достоинство; задачи человека, которые состоят в том, чтобы сотворить «незримую землю» – придать вещам, с которыми мы имеем дело в повседневной жизни, присущий им смысл благодаря любовному обращению с ними и, таким образом, поднять их в сферу ценного, духовного; жизнью обладает только ещё формирующееся, незавершенное; все завершенное «погружается в вечность»; чем благороднее нечто, тем слабее оно, тем более сильна для него угроза быть уничтоженным посредством техники.
Райнер Мария Рильке родился 4 декабря 1875 года в Праге в семье чиновника по железнодорожному ведомству Йозефа Рильке и Софи Рильке (урожденной Энтц). Был первым сыном в семье, потом у него появился брат. Получил имя при рождении — Рене Карл Вильгельм Иоганн Йозеф Мария Рильке.
1882—1887 Учится в начальной школе в Праге.
1884 Развод родителей, сын остается жить с отцом. Первые детские стихи Рильке.
1886—1891 Обучение в кадетском и высшем реальном военном училище.
1891—1892 С сентября по май — занятия в торговом училище (Торговая академия в Линце).
1892—1895 Завершает среднее образование, сдает экзамены на аттестат зрелости в Праге. Пишет первые рассказы — в том числе Пьер Дюмон (1894). Выходит первый поэтический сборник «Жизнь и песни» (1894).
1896 Учится в Пражском университете, сперва на философском, затем на юридическом факультете. Выходит поэтический сборник «Жертвы ларам».
1897 — первая поездка в Италию (Арко, Венеция). По возвращении в Германию — знакомство с Лу Андреас-Саломе, пробуждение интереса к России. В октябре 1897 — переезд в Берлин, где Рильке обосновывается до 1901 года, учится в Берлинском университете. Пишет три выпуска поэтических сборников «Подорожник», сборник стихов «Увенчанный снами».
1898 Выходят в свет сборник стихов «Сочельник», сборник малой прозы «Мимо жизни» драма «Без настоящего». Весной — вторая поездка в Италию (Арко, Флоренция, Виареджо).
1899 С апреля по июнь — первая поездка в Россию (Москва — Петербург) со своей тогдашней подругой Лу Андреас-Саломе, по настоянию которой сменил своё первое имя Рене на более «мужественное» Райнер. Там он встретился со Львом Толстым, художниками Ильёй Репиным и Леонидом Пастернаком, отцом Бориса Пастернака. В Германии выходят в свет «Две пражские истории» и сборник стихов «Мне на праздник» (Mir zur Feier).
1900 Опубликован сборник малой прозы «О Господе Боге и иное», первая редакция «Историй о Господе Боге» (1900), книга, в которой отразились русские и итальянские впечатления Рильке. С мая по август — второе пребывание в России (Москва — Тула — Ясная Поляна — Киев — Кременчуг — Полтава — Харьков — Воронеж — Саратов — Симбирск — Казань — Нижний Новгород — Ярославль — Москва). Во время второго визита в Москву снова встречался с семьёй Пастернаков и познакомился с поэтом Спиридоном Дрожжиным. В 1900—1901 годах написал несколько стихотворений на русском языке. Позднее он называл своей родиной два места: Богемию и Россию[1]. Впоследствии Рильке вёл переписку (отчасти стихотворную) с Мариной Цветаевой, хотя лично они так и не встретились. Цветаева посвятила памяти Рильке поэму «Новогоднее» и очерк «Твоя смерть». Интенсивные занятия русской литературой (Толстой, Достоевский, Чехов) и искусством, переводы с русского («Слово о полку Игореве», С. Дрожжин, 3. Гиппиус). С августа, по приглашению художника Генриха Фогелера, Рильке живет в деревушке Ворпсведе, своеобразной колонии художников, где знакомится с ваятельницей Кларой Вестхоф и художницей Паулой Беккер. Первая вскоре станет женой поэта, второй он посвятит свой знаменитый реквием «По одной подруге».
1901 Женится на Кларе Вестгофф, дочери скульптора (Clara Westhoff). В декабре — родилась дочь Рут (Ruth).
1902 Выходит в свет сборник новелл «Последние», рассказ «Победивший дракона» , драма «Жизнь как жизнь», первый вариант сборника «Ранние стихотворения», и первое издания «Книги картин». В августе — переезжает в Париж, который становится центром для его скитальческой жизни. Знакомится с Роденом.
1903 Выходят в свет две книги Рильке об искусстве — «Ворпсведе» и «Огюст Роден» . Начинается переписки с Францем Каппусом, которая продлится до 1908 г. и которая потом сложится в книга «Письма к молодому поэту». Поездка в Италии, (Генуя, Виареджо), летние каникулы в Ворпсведе. Осенью — переезжает в Рим.
1904 Выходит в свет книга прозы «Истории о Господе Боге». Закончена драма «Белая княгиня». С конца июня по декабрь живет в Швеции, а затем в Дании.
1905 Поэт живет в Медоне, под Парижем, в загородной мастерской Родена, и работает у него секретарем. На Рождество выходит в свет «Часослов».
1906 В январе едет в Шартр и начинает поэтический цикл о Шартрском соборе. Весной — поездка по Германии. В мае — разрыв с Роденом, который увольняет Рильке без предупреждения, после чего он переезжает в Париж. Работает над первой частью «Новых стихотворений». Опубликованы «Песнь о любви и смерти корнета Кристофа Рильке» (написана в 1899) и второе издание «Книги картин».
1907 Живет — на Капри и встречается с Максимом Горьким. Познакомился и сдружился с Рудольфом Касснером. Затем до конца октября — в Париже. Посещает выставку Сезанна в «Осеннем салоне», из писем этой поры позднее будет составлена книга «Письма о Сезанне». Выходит в свет первая часть «Новых стихотворений». Переиздает книгу «Огюст Роден», дополненную текстом доклада о великом скульпторе.
1908 Поездка в Италию. В мае — переезд в Париж и возобновление интенсивного общения с Роденом. Выходят в свет «Новых стихотворений вторая часть» и перевод «Сонетов с португальского» английской поэтессы Элизабет Баррет Браунинг.
1909 Выходит книга «Реквием».Знакомится с княгиней Марией фон Турн-унд-Таксис Гогенлоэ, чьим покровительством и поддержкой Рильке будет пользоваться до конца жизни. Выходит второе переработанное и расширенное издание «Ранних стихотворений».
1910 Первое пребывание в принадлежащем Турн-унд-Таксис замке Дуино под Триестом, затем Венеция и Париж. С ноября путешествует по Северной Африке. Выход в свет «Записок Мальте Лауридса Бригге».
1911 Продолжение путешествия по Северной Африке, затем возвращается в Париж. Едет из Парижа на автомобиле вместе с княгиней Марией фон Турн-унд-Таксис в Дуино.
1912 Возникновение поэтического цикла «Жизнь Девы Марии» и первых «Дуинских элегий». Пездки в Венецию и Испанию. Переводит с французского анонимную проповедь XVII века «Любовь Магдалины».
1913 Опубликованы «Жизнь Девы Марии», сборник ранней лирики «Первые стихотворения» и перевод с французского «Португальских писем», приписываемых португальской монахине Марианне Алькофорадо (1640—1723). Начинает работу над переводами лирики Микеланджело.
1914 Создается поэтический цикл «Пять гимнов», посвященный начавшейся войне.
1915 Весь год — в Мюнхене. Возвращение к «Дуинским элегиям».
1916 Рильке на полгода призван в австро-венгерскую армию в Вене, в военном архиве.
1918 В переводе Рильке выходят в свет «Двадцать четыре сонета Луизы Лабэ Лионской» (с итальянского и французского, XVI век). Последние переводы из Микеланджело, переводит два сонета Петрарки.
1920 Поэтический цикл «Из наследия графа К. В.». Опубликована драма «Белая княгиня».
1921 Живет в замке Мюзот (Muzot), недалеко от Цюриха. Начало напряженной творческой работы. Первые переводы из Поля Валери.
1922 Весь год почти безвыездно живет в Мюзоте. В феврале период творческого взлета. Поэт завершает «Дуинские элегии» и создает «Сонеты к Орфею». В декабре — апогей работы над переводами Поля Валери. «Сонеты к Орфею» были написаны Рильке за очень короткий срок, практически «на одном дыхании», в 1922 году в замке Мюзо. 55 стихотворений Рильке написал за 14 дней. Они вышли отдельной книгой уже в 1923 году. Это был пик творчества Рильке, и одновременно его последняя значительная книга стихов, хотя до смерти в 1926 году он написал ещё один сборник стихотворений на французском языке. Сонеты посвящены памяти молодой танцовщицы Веры Оукамы Кнооп, дочери знакомых Рильке, которая умерла в возрасте 19 лет от лейкемии.
1923 Опубликованы «Дуинские элегии» и «Сонеты к Орфею». Начиная с 1923 г. подолгу находился в санатории Террите (Territet) на Женевском озере в связи с ухудшением состояния здоровья. Врачи долго не могли поставить ему правильный диагноз. Только незадолго до смерти у него определили лейкемию (белокровие), от которой он и скончался 29 декабря 1926 года.
1924 Снова живет в Мюзоте. Новый период творческой активности: возникают шедевры поздней лирики. Кроме того, Рильке пишет стихи по-французски. Летом — месяц на курорте Рагац.
1925 В Германии выходит книжка переводов Валери.
1926 Живет Мюзоте и Рагаце. Интенсивно переписывется с М. И. Цветаевой. С осени — попеременно в Мюзоте, Лозанне, Сьоне, Сиерре. Выходит книга французских стихов Рильке «Сады» с приложением «Валезанских катренов» . Последние переводы из Поля Валери. С 30 ноября — снова в клинике Валь-Монт. 29 декабря — кончина Рильке.
Райнер Мария Рильке – австрийский поэт-философ; почти всю свою жизнь провел в путешествиях по России и европейским странам. В философском отношении значение Рильке заключается… Развернуть
Пьер Корнель — французский драматург, «отец французской трагедии». Член Французской Академии (1647).
Сын руанского чиновника. Окончил коллеж иезуитов (1622; ныне — лицей имени Корнеля). Лиценциат юриспруденции (1624). На протяжении четырёх лет стажировался в качестве адвоката при Руанском парламенте. В (1628) получил место прокурора, однако мало интересовался служебной карьерой.
Последние годы жизни Корнель провёл очень уединённо и был в крайне стеснённых обстоятельствах. Только благодаря хлопотам его друга Буало, Корнелю была назначена маленькая пенсия.
Пьер Корнель — французский драматург, «отец французской трагедии». Член Французской Академии (1647). Сын руанского чиновника. Окончил коллеж иезуитов (1622; ныне — лицей имени… Развернуть
Анри Барбюс - видный французский писатель и общественный деятель, завоевавший широкую известность реалистическими антивоеными романами.
Родился 17 мая в Аньере. Окончил Сорбоннский университетт и защитил там диссертацию по философии; принимал участие в первой мировой войне (в чине лейтенанта). Член Французской КП. Лауреат Гонкуровской премии (1916). Писать начал с 1889 г. (дебютировал как журналист).
Известность к Анри Барбюсу пришла благодаря антивоенному роману «Огонь» (Le Feu, 1916), посвящённому революционизации сознания масс во время Первой мировой войны; для стиля Барбюса характерен натурализм. Кроме того, его перу принадлежат сборники новелл «Происшествия» и «Правдивые истории» (1928).
Октябрьскую революцию 1917 в России Анри Барбюс воспринял как основную веху в современной истории, всемирно-исторического значения, давшее надежду европейским народам на освобождение от гнета капиталистической системы. Под влиянем событий в России вступил в ФКП. В 1924 году выступил против репрессий участников Татарбунарского восстания со стороны Румынии. В своих сочинениях «Свет из бездны» (1920), «Манифест интеллектуалов» (1930) Барбюс резко критиковал капиталистическую эксплуатацию и буржуазную цивилизацию, одновременно активно пропагандируя процессы строительства социализма в СССР и лично деятельность Сталина («Россия», 1930; откровенно апологетическое сочинение «Сталин», 1935, издано посмертно).
Анри Барбюс также был учредителем международного антивоенного объединения деятелей культуры «Кларте» (с 1919; редактор журнала «Кларте», совместно с Роменом Ролланом, 1919-24).
Умер во время поездки в СССР 30 августа 1935. Похоронен в Париже на кладбище Пер-Лашез.
Анри Барбюс - видный французский писатель и общественный деятель, завоевавший широкую известность реалистическими антивоеными романами. Родился 17 мая в Аньере. Окончил… Развернуть
Эрве Базен - писатель, президент Гонкуровской академии (с 1977 года), международная Ленинская премия (1980 год).
Во Франции, в небольшом городке Анже, что раскинулся на берегу реки Мен километрах в трехстах к юго-западу от Парижа 17 апреля 1911 года появился на свет Жан-Пьер Эрве Базен. Родители его были людьми состоятельными, представителями буржуазно-аристократического клана. И его отец - профессор католического университета в Анже, и особенно мать кичились тем, что их род "одарил" Францию несколькими преуспевшими дельцами, офицерами, юристами и даже одним епископом и одним "бессмертным", иначе говоря, членом Французской академии. Этого титула удостоился двоюродный дед будущего писателя - Рене Базен, автор религиозно-нравоучительных произведений.
На таком горделивом фоне семейных знаменитостей малыш Эрве казался его властной, жестокой матери этаким "гадким утенком": слишком строптив, своенравен, осмеливается бунтовать против установленных ею в доме, а значит, незыблемых порядков. Даже прислугу считает, видите ли, ровней хозяевам.
"Строптивца" отдают на перевоспитание в закрытый католический лицей, потом в другой, затем заставляют поступить на юридический факультет, несмотря на склонность юноши к литературе. Наконец, неудачника, не пожелавшего делать карьеру юриста, определяют служащим на фабрику к богатому родственнику. Но там (о, ужас!) он совершает совсем уж возмутительный поступок: женится на простой небогатой девушке. Скандал! Оскорбленное в своих лучших чувствах, семейство окончательно отворачивается от Эрве Базена, который, впрочем, и сам рад порвать со своим деспотичным и чванливым кланом.
Двадцатидвухлетний бунтарь становится студентом филологического факультета Сорбонны, зарабатывая в то же время на хлеб тяжким трудом газетного хроникера. Однако судьба жестоко смеется над гордецом. От нищего студента уходит его жена с ребенком. Эрве Базен переживает тяжелое нервное потрясение, долго болеет и едва сводит концы с концами. В поисках заработка ему приходится переменить немало профессий: был он и лоточником, и мусорщиком, и столяром, и слесарем.
На литературное поприще Базен вступил еще до мировой войны. Начав как журналист-хроникер, в 30-е годы он выпускает первые сборники стихов и не очень удачный роман. В 29 лет Базен на фронте. В трагические дни разгрома Франции, весной 1940 года, писатель едва не попал в плен. "Раненный, - вспоминал Базен, - я оказался между французскими и немецкими окопами. Перестрелка продолжалась. Никогда в жизни смерть не кружила так близко от меня. В плащ-палатке, в которой меня выносили с ничейной земли, потом обнаружили три пулевых пробоины. Если ты пережил такое однажды, можно считать, что заглянул в лицо смерти. Война ничего не дарит, она умеет только отнимать". В годы фашистской оккупации Франции он примыкает к левому крылу движения Сопротивления, участвует в освобождении Парижа от захватчиков. После войны, в 1946 году, Базен вместе с другими молодыми писателями, поэтами и художниками, основывает журнал "Ла кокий". В 1947 году за стихотворный сборник "Дин", куда вошли лучшие его стихи, он был Удостоен премии Гийома Аполлинера. В 1948 году писатель выпустил роман "Змея в кулаке", который принес ему подлинную известность. Об огромной популярности Базена среди читателей свидетельствует опрос, проведенный в 1956 году газетой "Нувель литтерер", - писатель был признан "лучшим романистом последнего десятилетия". К этому времени он уже выпустил роман "Головой об стену" (1949), вторую книгу трилогии "Семья Резо" - "Смерть лошадки" (1950), сборник рассказов "Бюро бракосочетаний" (1951), романы "Встань и иди" (1952), "Масло в огонь" (1954), "Кого я решаюсь любить" (1956).
В 60-70-е годы выходят в свет другие его книги: роман "Ради сына", сборник рассказов "Шапку долой", романы "Супружеская жизнь", "Счастливцы с острова Отчаяния", "Крик совы", "Анатомия развода", повесть "И огонь пожирает огонь". В 1957 году Эрве Базен награждается Большой литературной премией Французской академии, через несколько месяцев избирается членом, а с 1973 года - президентом Гонкуровской академии. По результатам представительного опроса он был признан самым читаемым писателем Франции в 1985 году.
Эрве Базен - писатель, президент Гонкуровской академии (с 1977 года), международная Ленинская премия (1980 год). Во Франции, в небольшом городке Анже, что раскинулся на берегу… Развернуть