Наталья Валентиновна Бродская — советский и российский искусствовед, историк искусства, художественный критик. Член Союза художников СССР, кандидат искусствоведения. Специализируется в области искусства Франции. Сын, Михаил Трофиме́нков (1966), кинокритик и киновед.
Наталья Бродская родилась в семье искусствоведов : отец, Валентин Яковлевич Бродский, преподавал в Университете и Академии Художеств, руководил секцией критики в Ленинградском отделении Союза Художников. Мать, Елизавета Петровна, преподавала в Академии Художеств (АХ). В 1955 году окончила факультет теории и истории искусства Института живописи скульптуры и архитектуры им. И. Репина АХ СССР, затем аспирантуру Государственного Эрмитажа.
В 1973 году Н. В. Бродская защитила диссертацию кандидата наук на тему «Ксилография Феликса Валлотона». С 1961 г. работает в Государственном Эрмитаже, ведущий научный сотрудник. Специализируется в области искусства Франции и Швейцарии. В 1979 году получила стипендию швейцарского фонда «Pro Helvetia» для изучения творчества Ф. Валлотона в музеях и собраниях Швейцарии. Участвует в создании текстов для сайта Эрмитажа.
Наталья Бродская читает публичные лекции, Занимается подготовкой экскурсоводов и лекторов Эрмитажа, готовит циклы экскурсий и лекций по искусству Франции.
Наталья Валентиновна Бродская — советский и российский искусствовед, историк искусства, художественный критик. Член Союза художников СССР, кандидат искусствоведения.… Развернуть
Владимир Алексеевич Леняшин — советский и российский искусствовед, крупный специалист по русскому изобразительному искусству XIX и XX веков, доктор искусствоведения (1990), педагог, профессор. Директор Государственного Русского музея (1985—1988), главный ученый секретарь Президиума Академии художеств СССР (1988—1991), вице-президент Российской академии художеств (с 2005 года).
Автор ряда книг, монографий и публикаций по истории русского изобразительного искусства XIX и XX веков.
Владимир Леняшин родился 22 июля 1940 года в Хабаровске. Окончил школу с золотой медалью.
В 1971 году окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. В 1977 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Портретное творчество В. А. Серова 1900-х годов. Основные проблемы». В 1978—1985 годах работал главным редактором издательства «Художник РСФСР». В 1980 году ему была присуждена Премия Ленинского комсомола в области литературы, искусства, журналистики и архитектуры.
С 1980 года является заведующим кафедрой русского искусства Санкт-Петербургского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. С 1987 года — профессор, с 1988 года — действительный член Академии художеств СССР (с 1992 года — Российской академии художеств). В 1990 году защитил диссертацию по теме «Проблематика советской живописи в современном художественном процессе и методологические вопросы критики (на материале творчества мастеров Российской Федерации, 1960—1980-е годы)» и получил учёную степень доктора искусствоведения.
Владимир Леняшин в течение многих лет работал в Государственном Русском музее (ГРМ), в 1985—1988 годах был директором ГРМ, а с 1991 года является заведующим отделом ГРМ (в настоящее время — отдел живописи второй половины XIX века — начала XXI века).
В 1988—1991 годах был главным учёным секретарём Президиума Академии художеств СССР. С 1997 года — член Президиума Российской академии художеств, с 2005 года — вице-президент РАХ.
Владимир Леняшин — автор ряда книг, посвящённых истории русской живописи XIX и XX веков, в том числе творчеству художников Николая Ульянова, Бориса Угарова, Валентина Серова, Василия Перова, Ильи Репина и Кузьмы Петрова-Водкина. За монографию «Портретная живопись В. А. Серова 1900-х годов» в 1982 году Леняшин получил серебряную медаль Академии художеств СССР, а в 1987 году за ту же монографию о Серове и книгу «…Художников друг и советник. Современная живопись и проблемы критики» ему была присуждена Государственная премия РСФСР имени И. Е. Репина.
Супруга — искусствовед Н. М. Леняшина.
Владимир Алексеевич Леняшин — советский и российский искусствовед, крупный специалист по русскому изобразительному искусству XIX и XX веков, доктор искусствоведения (1990),… Развернуть
Евгений Иосифович (Осипович) Габрило́вич — русский советский писатель, драматург и сценарист. Профессор ВГИКа. Среди лучших его сценариев: «Машенька», «Коммунист», «В огне брода нет», «Начало», «Монолог», «Объяснение в любви», для которых характрены острое чувство современности, лиризм, поэтичность.
Евгений Габрилович родился в семье еврея-аптекаря. Учился на юридическом факультете Московского университета. В 1920-х годах играл на рояле в т. н. «Первом в РСФСР эксцентрическом оркестре джаз-банд Валентина Парнаха». Как джазист был приглашен В.Э. Мейерхольдом в театр («Даешь Европу»), инсценировал последний спектакль Мейерхольда «Как закалялась сталь» по книге Николая Островского. Первый сборник рассказов издал в 1921 году, входил в Литературный центр конструктивистов.
В 1930-е годы писал публицистику об индустриальном строительстве и коллективизации. Один из авторов книги «Канал имени Сталина» (1934). До войны активно работал в журналистике, писал о реконструкции Москвы в газетах «Вечерняя Москва» и «Известия», был членом редколлегии Горьковского Альманаха. Участник Великой Отечественной войны, на фронт был мобилизован в качестве интенданта второго ранга, затем был спецкором «Красной звезды». С 1948 года — педагог ВГИКа, с 1962 года — профессор. Последние десять лет жил в Матвеевском, где писал статьи о кино и автобиографическую прозу.
В кино Евгений Габрилович с 1933 года, первая работа — надписи к фильму «Гарри занимается политикой». Первый сценарий — «Последняя ночь» (1936) по собственной новелле «Тихий Бровкин». С этой картины началось творческое содружество с Юлием Райзманом. Работал также с режиссерами Михаилом Роммом, Сергеем Юткевичем, Глебом Панфиловым, Ильей Авербахом. Его сценарии отличает внимание к психологическому раскрытию характеров, особый интерес к показу человеческих судеб в моменты острых исторических событий. Перу Габриловича принадлежит ряд сценариев Ленинианы.
Евгений Иосифович (Осипович) Габрило́вич — русский советский писатель, драматург и сценарист. Профессор ВГИКа. Среди лучших его сценариев: «Машенька», «Коммунист», «В огне… Развернуть
Отец его служил инспектором по косвенным налогам, мать была учительницей музыки. По материнской линии имел двоюродным прадедом знаменитого своими записками о пребывании в Японии вице-адмирала В.М. Головнина. А по линии отца двоюродным прадедом Георгия Карловича был великий композитор Рихард Вагнер. В 1926 г. окончил среднюю школу, а в 1930- художественно-педагогический техникум в Рязани. До 1932 г. работал преподавателем ИЗО и истории искусства в том же техникуме, а с 1933 по 1937 г. - в Рязанском областном краеведческом музее.
В 1937 г. Г. К. Вагнер был незаконно репрессирован и на пять лет сослан в лагеря. Работы на открытых золотых приисках едва не оказались гибельными для Георгия Карловича. От смерти его спас только талант художника: лагерное начальство поручило ему оформление клуба. В 1947 г. он вернулся в Рязань, но в 1949 г. был вновь арестован и на этот раз оказался в административной ссылке в Красноярском крае, где работал в геологических партиях техником-художником и чертежником. В 1955 г. попал в Ангарскую археологическую экспедицию под руководством А. П. Окладникова, где проявил большой интерес к изучению народного искусства Восточной Сибири, крестьянской архитектуры Ангарского края.
По возвращении из ссылки в 1955 г. после полной реабилитации Г. К. Вагнер поступил в ИИМК (ныне Институт археологии РАН). Ему уже было 47 лет. Поступив в институт на должность старшего лаборанта, Г. К. Вагнер уже в 1968 г. представил к защите кандидатскую диссертацию, но по решению Ученого совета Института археологии, ввиду особой значимости и ценности работ, ему была присуждена степень доктора искусствоведения. Этими работами явились новаторские исследования по владимиро-суздальской фасадной скульптуре - три монографии: <Скульптура Владимиро-Суздальской Руси. Юрьев-Польской> (М., 1964); <Мастера древнерусской скульптуры> (М., 1966) и <Скульптура Древней Руси. XII век. Владимир, Боголюбово> (М., 1969). В первых двух воссоздана замечательная фасадная пластика Георгиевского собора в г. Юрьеве-Польском (1230-1234) - сверхзадача для любого историка архитектуры. Реконструкция основной части скульптуры храма позволила дать конкретное истолкование ее содержания, а также осветить вопрос о мастерах-резчиках. Прекрасное знание иконографии и символики композиций, строгая логика, характерная для ученого дисциплина системного ума привели к тому, что <ребусность> скульптуры собора оказалась разгаданной. В третьем капитальном труде изучена скульптура Владимира времени Андрея Боголюбского и Всеволода III (Успенский собор, церковь Покрова на Нерли, Дмитровский собор), раскрыты ее первоначальная система, семантика и философский смысл каждого сюжета и мотива белокаменной резьбы. Завершает цикл книга <Белокаменная резьба древнего Суздаля> (М., 1975), посвященная рельефам суздальского собора Рождества Богородицы (1222-1225).
Имя Г. К. Вагнера, автора свыше 200 печатных работ, широко известно как в России, так и за рубежом. Его последняя книга <Великая Русь: История и художественная культура X-XVIII вв.> издана в Милане в 1994 г. на основных европейских языках (отдельные разделы этого капитального труда написаны Д. С. Лихачевым, Г. И. Вздорновым, Р. Г. Скрынниковым).
Г. К. Вагнер трогательно любил свою малую родину - Рязанский край. Впечатления от путешествий по Рязанщине воплотились в книгах <Рязанские достопамятности> (М., 1974) и <По Оке от Коломны до Мурома> (М., 1980), написанных совместно с архитектором С. В. Чугуновым.
Участвуя в работе пяти ученых советов (Института археологии РАН, Академии художеств, МГУ, Музеев Московского Кремля, Музея им. Андрея Рублева), он вел огромную работу по рецензированию и редактированию статей, сборников, монографий, кандидатских и докторских диссертаций.
Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
Отец его служил инспектором по косвенным налогам, мать была учительницей музыки. По материнской линии имел двоюродным прадедом знаменитого своими записками о пребывании в Японии… Развернуть
Смирнова Энгелина Сергеевна - советский и российский историк древнерусского искусства, доктор искусствоведения (1980), профессор (1988).
Окончила Ленинградский государственный университет, кафедра истории искусств исторического факультета в 1953 году.
С 1953 по 1969 год — научный сотрудник (с 1965 — зав. сектором живописи Отдела древнерусского искусства Государственного Русского музея (Ленинград).
С 1969 года — главный научный сотрудник отдела истории древнерусского искусства Государственного института искусствознания.
С 1978 года работает в Московском государственном университете на кафедре истории отечественного искусства.
В 1965 году в МГУ защитила кандидатскую диссертацию «Живопись Обонежья XIV—XVII вв.».
В 1979 году в МГУ защитила докторскую диссертацию «Живопись Великого Новгорода. Середина XIII — начало XV в.».
В 1990-е годы читала лекции в Миланском университете, университете Крита, ряде крупных университетов США.
С 2010 года постоянный куратор международной конференции «Актуальные проблемы теории и истории искусства».
Член Учёного совета Государственной Третьяковской галереи и Государственных Музеев Московского Кремля.
Сфера научных интересов — история русской средневековой живописи (иконы, иллюстрированные рукописи), история византийской живописи.
Автор более 150 научных публикаций.
Смирнова Энгелина Сергеевна - советский и российский историк древнерусского искусства, доктор искусствоведения (1980), профессор (1988). Окончила Ленинградский… Развернуть
Мастер фоторепортажа, автор выдержавшей множество изданий книги «25 уроков фотографии», истинный гроссмейстер издательского дела. Занимал он при этом скромную должность заведующего редакцией "Огонька".
Мастер фоторепортажа, автор выдержавшей множество изданий книги «25 уроков фотографии», истинный гроссмейстер издательского дела. Занимал он при этом скромную должность… Развернуть
Кудрявцева София Дмитриевна - художник, член МОСХ России.
Родилась в Москве.
В 1959-1966 годы училась в МСХШ при Академии художеств СССР у А.Х. Валиахметова.
В 1966-1972 годы училась в МГХИ имени В.Сурикова у профессора Е.А. Кибрика и М.Н.Алексича. Диплом с отличием.
С 1972 по1975 годы аспирантура в творческой мастерской Академии Художеств СССР под руководством профессора Е.А. Кибрика.
С 1976 член Союза художников России.
1972-1991 годы — творческая работа по договорам к художественным выставкам страны, с Министерством культуры СССР и РСФСР, с Союзом художников СССР и РСФСР, с Управлением культуры Москвы.
С 1971 года принимала участие в более чем 160 выставках.
С 2002 по 2008 годы преподавала рисунок в Российском государственном специализированном институте искусств.
С 2000 года преподает рисунок, живопись, композицию в ДХШ имени В. А. Серова.
Творческие работы хранятся более чем в 38 музеях стран СНГ и зарубежья.
Кудрявцева София Дмитриевна - художник, член МОСХ России. Родилась в Москве.
В 1959-1966 годы училась в МСХШ при Академии художеств СССР у А.Х. Валиахметова.
В 1966-1972 годы… Развернуть
Дмитрий Дмитриевич Шостакович — русский советский композитор, пианист, музыкально-общественный деятель, доктор искусствоведения, педагог, профессор; народный артист СССР (1954), Герой Социалистического Труда (1966), лауреат Ленинской премии (1958), пяти Сталинских премий (1941, 1942, 1946, 1950, 1952), Государственной премии СССР (1968) и Государственной премии РСФСР имени М. И. Глинки (1974). Член КПСС с 1960 года.
Дмитрий Дмитриевич родился в доме № 2 по Подольской улице, где Д. И. Менделеев в 1906 году снял в аренду первый этаж для Городской поверочной палатки.
В 1915 году поступил в Коммерческую гимназию Марии Шидловской, и к этому же времени относятся его первые серьёзные музыкальные впечатления: после посещения представления оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» заявил о своём желании серьёзно заняться музыкой. Первые уроки игры на фортепиано давала ему мать, и по прошествии нескольких месяцев занятий смог начать обучение в частной музыкальной школе известного в то время фортепианного педагога И. А. Гляссера.
Обучаясь у Гляссера, достиг некоторых успехов в фортепианном исполнительстве, однако тот не разделял интерес своего ученика к композиции, и в 1918 году Дмитрий покинул его школу. Летом следующего года юного музыканта слушал А. К. Глазунов, который одобрительно отозвался о его композиторском таланте. Осенью 1919 года поступил в Петроградскую консерваторию, где изучал гармонию и оркестровку под руководством М. О. Штейнберга, контрапункт и фугу — у Н. А. Соколова, параллельно также занимаясь дирижированием. В конце 1919 года написал своё первое крупное оркестровое сочинение — Скерцо fis-moll.
На следующий год поступил в класс фортепиано Л. В. Николаева, где среди его однокурсников были Мария Юдина и Владимир Софроницкий. В этот период сформировался «Кружок Анны Фогт», который ориентировался на новейшие тенденции западной музыки того времени. Активным участником этого кружка стал и он сам, где познакомился с композиторами Б. В. Асафьевым и В. В. Щербачёвым, дирижёром Н. А. Малько. В это время написал «Две басни Крылова» для меццо-сопрано и фортепиано и «Три фантастических танца» для фортепиано.
В консерватории учился прилежно и с особым рвением, несмотря на трудности того времени: Первая мировая война, революция, гражданская война, разруха, голод. В консерватории зимой не было отопления, плохо ходил транспорт, и многие бросали музыку, пропускали занятия. Шостакович же «грыз гранит науки». Почти ежевечерно его можно было видеть на концертах Петроградской филармонии, вновь открывшейся в 1921 году.
Тяжёлая жизнь при полуголодном существовании (консерваторский паёк был очень мал) привела к сильному истощению. В 1922 году умер его отец, семья осталась без средств к существованию. А через несколько месяцев и сам он перенес тяжёлую операцию, чуть не стоившую ему жизни. Несмотря на пошатнувшееся здоровье, он ищет работу и устраивается пианистом-тапёром в кинотеатр. Большую помощь и поддержку в эти годы оказывает Глазунов, который сумел выхлопотать ему дополнительный паёк и персональную стипендию.
В 1923 году окончил консерваторию по классу фортепиано у Л. В. Николаева, а в 1925 году — по классу композиции у М. О. Штейнберга. Его дипломной работой была Первая симфония. Первое её исполнение состоялось 12 мая 1926 года (впоследствии этот день композитор будет праздновать как свой день рождения. Обучаясь в аспирантуре консерватории, преподавал чтение партитур в музыкальном техникуме имени М. П. Мусоргского. По традиции, восходящей к Рубинштейну, Рахманинову и Прокофьеву, собирался продолжить карьеру и как концертирующий пианист, и как композитор. В 1927 году на Первом Международном конкурсе пианистов имени Шопена в Варшаве, где он исполнил также сонату собственного сочинения, получил почётный диплом. Необычный талант музыканта ещё раньше, во время своих гастролей в СССР, заметил немецкий дирижёр Бруно Вальтер; услышав Первую симфонию, Вальтер попросил молодого композитора прислать партитуру ему в Берлин; зарубежная премьера симфонии состоялась 22 ноября 1927 года в Берлине. Вслед за Бруно Вальтером Симфонию исполняли в Германии — Отто Клемперер, в США — Леопольд Стоковский (американская премьера 2 ноября 1928 года в Филадельфии) и Артуро Тосканини, тем самым сделав русского композитора знаменитым.
В 1927 году произошли ещё два значительных события в жизни музыканта. В январе в Ленинграде побывал австрийский композитор Нововенской школы Альбан Берг. Приезд Берга был обусловлен российской премьерой его оперы «Воццек», что стало огромным событием в культурной жизни страны, а также вдохновило молодого композитора приняться за написание оперы «Нос», по повести Н. В. Гоголя. Другим важным событием явилось знакомство его с И. И. Соллертинским, который во время своей многолетней дружбы с композитором обогащал его знакомством с творчеством великих композиторов прошлого и настоящего.
В 1928 году познакомился с В. Э. Мейерхольдом в Ленинграде и по его приглашению некоторое время работал в качестве пианиста и заведующего музыкальной частью Театра имени В. Э. Мейерхольда в Москве. В 1930—1933 годах работал заведующим музыкальной частью Ленинградского ТРАМа (ныне — театр «Балтийский дом»).
В последние несколько лет своей жизни композитор сильно болел, страдая от рака лёгких. У него было очень сложное заболевание, связанное с поражением мышц ног — боковой амиотрофический склероз. В 1970—1971 годах он приезжал в город Курган три раза и в общей сложности провел здесь 169 дней на лечении в лаборатории (при Свердловском НИИТО) доктора Г. А. Илизарова.
Дмитрий Шостакович — один из крупнейших композиторов XX века, является автором 15 симфоний, 6 концертов, 3 опер, 3 балетов, многочисленных произведений камерной музыки, музыки для кинофильмов и театральных постановок.
Дмитрий Шостакович умер в Москве 9 августа 1975 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 2).
Дмитрий Дмитриевич Шостакович — русский советский композитор, пианист, музыкально-общественный деятель, доктор искусствоведения, педагог, профессор; народный артист СССР… Развернуть
Роберт Шуман (нем. Robert Schumann; 8 июня 1810, Цвиккау — 29 июля 1856, Эндених) — немецкий композитор, педагог и влиятельный музыкальный критик. Широко известен как один из самых выдающихся композиторов эпохи романтизма. Его учитель Фридрих Вик был уверен, что Шуман станет лучшим пианистом Европы, но из-за повреждения руки Роберту пришлось оставить карьеру пианиста и посвятить жизнь сочинению музыки.
До 1840 года все сочинения Шумана были написаны исключительно для фортепиано. Позднее было опубликовано много песен, четыре симфонии, опера и другие оркестровые, хоровые и камерные произведения. Свои статьи о музыке он публиковал в Новой музыкальной газете (нем. Neue Zeitschrift für Musik).
Вопреки желаниям отца, в 1840 году Шуман женится на дочери Фридриха Вика Кларе. Его жена также сочиняла музыку и имела значительную концертную карьеру пианистки. Прибыль с концертов составляла большую часть состояния её отца.
Шуман страдал от психического расстройства, впервые проявившегося в 1833 году эпизодом сильной депрессии. После попытки самоубийства в 1854 году он, по собственному желанию, был помещён в психиатрическую клинику. В 1856 году Роберт Шуман скончался, так и не излечившись от душевной болезни.
Роберт Шуман (нем. Robert Schumann; 8 июня 1810, Цвиккау — 29 июля 1856, Эндених) — немецкий композитор, педагог и влиятельный музыкальный критик. Широко известен как один из… Развернуть
Фредерик Франсуа Шопен (фр. Frédéric François Chopin; польск. Fryderyk Franciszek Szopen) — польский композитор и пианист-виртуоз, педагог.
Автор многочисленных произведений для фортепиано. Крупнейший представитель польского музыкального искусства. По-новому истолковал многие жанры: возродил на романтической основе прелюдию, создал фортепианную балладу, опоэтизировал и драматизировал танцы — мазурку, полонез, вальс; превратил скерцо в самостоятельное произведение. Обогатил гармонию и фортепианную фактуру; сочетал классичность формы с мелодическим богатством и фантазией.
2 концерта (1829 год, 1830 год), 3 сонаты (1828-44), фантазия (1841 год), 4 баллады (1835-42), 4 скерцо (1832-42), экспромты, ноктюрны, этюды, вальсы, мазурки, полонезы, прелюдии и другие произведения для фортепиано; песни. В его фортепианном исполнении глубина и искренность чувств сочетались с изяществом, техническим совершенством.
В 1830 году прибыла весть о вспыхнувшем восстании за независимость в Польше. Шопен мечтает вернуться на родину и принять участие в боях. Сборы закончены, но по дороге в Польшу его застала страшная весть: восстание подавлено, руководителя взяли в плен. Шопен глубоко верил в то, что его музыка поможет родному народу добиться победы. «Будет Польша блестящая, могучая, независимая!» — так он написал в своем дневнике. Завещал, чтобы его сердце после смерти перевезли в Польшу.
Фредерик Франсуа Шопен (фр. Frédéric François Chopin; польск. Fryderyk Franciszek Szopen) — польский композитор и пианист-виртуоз, педагог. Автор многочисленных произведений для… Развернуть
Борис Игнатьевич Арватов (22 мая (3 июня) 1896, Вилковишки — 14 июня 1940, Москва) — советский искусствовед, литературный, художественный и кинокритик, один из основателей и активных участников ЛЕФа.
Борис Арватов родился 22 мая (3 июня) 1896 в городе Вилковишки (или в Вержболово) Сувалкской губернии Царства Польского Российской Империи. Отец — специалист по таможенному праву. Братья — Георгий (Юрий)(1898-1937) и Арватов Вадим Игнатьевич (1899-?).
Начал заниматься литературной деятельностью в 1912 в Варшаве. Офицер, эсер, товарищ председателя Тульского губкома ПСР. В 1917 делегат I съезда Советов и Учредительного собрания. Участвовал в гражданской войне комиссаром на польском фронте. С 1919 — член РКП (б). Активный теоретик и идеолог Пролеткульта. С 1922 — один из создателей и активных участников Левого фронта искусств (ЛЕФ). Разработчик «формально-социологического» метода литературоведения. Выдвигал лозунг «производственного искусства», то есть слияния искусства с производством материальных ценностей.
С конца 1920-х, из-за возникшего в результате фронтовой контузии нервного заболевания, практически перестал заниматься литературной деятельностью. В 1940 покончил жизнь самоубийством.
Борис Игнатьевич Арватов (22 мая (3 июня) 1896, Вилковишки — 14 июня 1940, Москва) — советский искусствовед, литературный, художественный и кинокритик, один из основателей и… Развернуть
Родился 13 апреля 1912 года в Витебске. В личном листке учета кадров и творческой карточке Союза кинематографистов, заполненной Юреневым в 1957 году, в графе «социальное происхождение» значится «из дворян». Его отец был крупным законоведом и криминалистом, служил в Судебном ведомстве, а после революции работал юрисконсультом Реввоенсовета.
В 1922 году Юренев приехал в Москву, поступил в 10-ю Опытно-показательную школу им. Фритьофа Нансена, которую окончил в 1929 году. Работал репортером «Рабочей Газеты», литературным сотрудником журнала «Экран», опубликовал ряд стихотворений и газетных заметок. Несколько лет, начиная с 1931 года, был редактором Всесоюзного Комитета по радиовещанию.
«За это время передано в эфир около 15 радиопьес, из них 2 или 3 в стихах, много очерков, стихотворений, текстов для песен», — писал Юренев об этом периоде в автобиографии. И дальше: «По рекомендации Радиокомитета и группкома писателей поступил на сценарный факультет ВГИКа. В институте учился отлично. Написал 3 сценария, которые были приняты, но, как водится, не поставлены. Собирая материал для сценариев, работал месяц на строительстве московского метро и сделал две больших поездки по нефтяным и хлопковым районам Азербайджана».
В 1936 году с отличием окончил сценарный факультет ВГИКа (мастерская В. Туркина). В том же году был призван на действительную военную службу. Служил в г. Ржеве, в авиации. Летал на тяжелых бомбардировщиках ТБ-3. Выполнил 14-часовой беспосадочный полет Ржев — Воронеж — Харьков — Ржев. По окончании службы в армии поступил в аспирантуру ВГИКа.
С 1938 года стал регулярно выступать в печати как кинокритик. В 1939 году начал преподавать во ВГИКе драматургию кино и вести творческий семинар у сценаристов.
В автобиографии Юренев писал: «25 июня 1941 года, на третий день Великой Отечественной войны, был мобилизован. Воевал в Крыму, на Кавказе, под Новороссийском, на Кубани, в Белоруссии, в Литве, Польше, Восточной Пруссии. Участвовал в штурме Кенигсберга. Воевал как штурман бомбардировочной авиации и как штабной авиационный офицер. Был дважды сбит зенитной артиллерией и истребителями противника. Был ранен и контужен. Совершил 103 боевых самолетовылета на бомбардировку и разведку и более 200 вылетов по оперативной связи. Летал на СБ, По-2 и ИЛ-2». Награжден орденами Красной Звезды (1942), Отечественной войны II степени (1944) и тремя медалями.
После демобилизации вернулся к работе кинокритика. В 1946—1948 годах был ответственным секретарем журнала «Искусство кино».
В 1948 году по рекомендации Сергея Эйзенштейна Юренев стал старшим научным сотрудником Института истории искусств АН СССР. Многие годы сочетал преподавательскую и научно-исследовательскую деятельности (с 1947 г. — доцент ВГИКа, с 1949 г. — кандидат искусствоведения, с 1962 г. — доктор искусствоведения, с 1963 г. — профессор кафедры киноведения ВГИКа).
В 1974 году он возглавил отдел истории советского кино в Научно-исследовательском институте теории и истории кино. Ушел из института по собственному желанию в 1988 году, целиком посвятив себя преподавательской деятельности во ВГИКе, где на протяжении многих лет был руководителем киноведческой мастерской.
В 1957—1965 годах Юренев участвовал в организации Союза кинематографистов СССР. В качестве члена Оргбюро СРК был инициатором, создателем и председателем секции кинокритики. С 1957 по 1985 гг. входил в состав Правления Союза кинематографистов.
В качестве автора и редактора выпустил издания трехтомных «Очерков советского кино» (1956—1961), шеститомника «Избранных произведений С.М. Эйзенштейна» (1964—1971) и других научных трудов и публикаций теоретического наследия классиков отечественного и зарубежного кино. Опубликовал 44 книги. Среди них «Советский биографический фильм» (1949), «Александр Довженко» (1959), «Советская кинокомедия» (1964), «Смешное на экране» (1964), «Новаторство и традиции советского кино» (1965), «Краткая история советского кино» (1979), «Чудесное окно. Краткая история мирового кино» (1983), двухтомная монография «Сергей Эйзенштейн. Замыслы. Фильмы. Метод» (1985—1989) и другие.
Юренев был также автором сценариев более десяти документальных фильмов, в том числе «Сергей Эйзенштейн» (1958), «Всеволод Пудовкин» (1960), «Рождение советского кино» (1968), «Кино рассказывает о себе» (1969), «Иван Александрович Пырьев» (1979).
В 1997 году был опубликован его лирический сборник «Стихи из заветного ящика».
В 2007 году посмертно вышли мемуары «В оправдание этой жизни».
Родился 13 апреля 1912 года в Витебске. В личном листке учета кадров и творческой карточке Союза кинематографистов, заполненной Юреневым в 1957 году, в графе «социальное… Развернуть
Елена Милюгина - искусствовед, поэт, музыкант, переводчик, теоретик и историк литературы, доктор филологических наук, доцент кафедры русского языка с методикой начального образования Тверского государственного университета и и Высшего театрального училища им. М.С. Щепкина (Тверской курс).
Руководитель программы специализированной магистерской подготовки «Музыкальное искусство в образовании». Организатор международной научной конференции «Родная словесность в современном культурном и образовательном пространстве», региональной научной конференции «Культура Тверского края и современное общество», конкурса творческих работ «100 мест Тверского края, которые стоит увидеть»; редактор сборника научных трудов «Родная словесность в современном культурном и образовательном пространстве».
Елена Милюгина - искусствовед, поэт, музыкант, переводчик, теоретик и историк литературы, доктор филологических наук, доцент кафедры русского языка с методикой начального… Развернуть
Петрова Евгения Николаевна - искусствовед. Заместитель генерального директора Русского музея по научной работе. Кандидат искусствоведения. Член-корреспондент Российской академии художеств (Отделение искусствознания и художественной критики), заслуженный деятель искусств РФ (1996). Член Санкт-Петербургского отделения Союза художников России и Международного совета музеев (ИКОМ).
Петрова Евгения Николаевна - искусствовед. Заместитель генерального директора Русского музея по научной работе. Кандидат искусствоведения. Член-корреспондент Российской… Развернуть
Виктор Владимирович Ванслов — советский и российский искусствовед, музыковед, балетовед. Доктор искусствоведения (1965), профессор (1973), заслуженный деятель искусств РСФСР (1984). Кавалер орденов «За заслуги перед Отечеством IV степени» (1998) и Дружбы народов (1993). Действительный член АХ СССР (1988) и член Президиума (с 1998) Российской академии художеств (РАХ).
Родился в городе Вятке, в семье педагогов. С 1933 по 1939 годы жил с родителями в Калинине, учился в общеобразовательной и музыкальной школах, посещал детскую студию изобразительного искусства.
В 1939 году переехал в Москву и поступил на теоретико-композиторское отделение музыкального училища при Московской консерватории, которое окончил в конце 1940 года, был принят на историко-теоретический факультет Московской консерватории. Окончил с отличием в 1948 году. В 1946—1947 годах учился в аспирантуре Института философии Академии наук СССР в секторе эстетики.
В 1947—1948 годах Ванслов преподавал теоретические дисциплины в музыкальном училище при Московской консерватории. В 1948—1950 годах был старшим редактором книжной редакции издательства «Музгиз», в 1950—1958 годах — младшим, затем старшим научным сотрудником сектора эстетики Института философии АН СССР. В 1955—1957 годах по совместительству преподавал эстетику в Московской консерватории. В 1958—1963 годах работал лектором по эстетике, критиком в области музыкального театра и театрально-декорационного искусства во Всероссийском театральном обществе.
С 1963 года трудится в Научно-исследовательском институте теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств. В 1963—1973 годах — заведующий отделом теории, в 1973—1988 годах — заместитель директора по науке, с 1988 года — директор.
В 1951 году был принят в Союз композиторов СССР, в 1961 году — во Всероссийское театральное общество, в 1965 году в Союз художников СССР. Действительный член Международной академии культуры и искусства, академик Независимой академии эстетики и свободных искусств, член Союза композиторов России, Союза художников России и Союза театральных деятелей Российской Федерации.
Виктор Владимирович Ванслов — советский и российский искусствовед, музыковед, балетовед. Доктор искусствоведения (1965), профессор (1973), заслуженный деятель искусств РСФСР… Развернуть
Литературный псевдоним Евгений Булкин
Лев Все́володович Моча́лов — российский искусствовед, писатель, поэт. Кандидат искусствоведения, члены союзов художников и писателей. В 1960-70 гг. считался одним из наиболее авторитетных художественных критиков Ленинграда. Автор более 200 работ (книг, брошюр, журнальных статей) о современном искусстве, об истории отечественного искусства и его мастерах, а также — по теории живописи. Жена — поэтесса Нонна Менделевна Слепакова. Учитель и творческий наставник поэта Дмитрия Быкова
Лев Мочалов в 1951 г. окончил Факультет теории и истории искусств Академии Художеств СССР (ГАИЖСА). На протяжении многих лет входил в бюро секции критики и искусствознания. С 1974 г. работал в Государственном Русском музее; ведущий научный сотрудник Отдела новейших течений. Основная область исследования Л. В. Мочалова — ленинградское искусство двадцатого века. Писал о ленинградской пейзажной школе: о Н. Лапшине, В. Гринберге, Ю. Сырневе, А. Русакове; о творчестве В. Стерлигова, П.Кондратьева, В. Волкова, Б. Власова, Т. Шишмарёвой и о многих других ленинградских художниках. В 1970-е гг. являлся куратором и идеологом группы художников «Одиннадцать», в которую входили Валерий Ватенин, Герман Егошин, Ярослав Крестовский, Виктор Тетерин, Виталий Тюленев, Евгения Антипова, Завен Аршакуни, Леонид Ткаченко, Валентина Рахина, Константин Симун, Борис Шаманов.
Литературный псевдоним Евгений Булкин Лев Все́володович Моча́лов — российский искусствовед, писатель, поэт. Кандидат искусствоведения, члены союзов художников и… Развернуть
В 1922—1926 годах учился в Московском государственном университете на отделении истории искусств этнологического факультета, специализируясь как в области древнерусской архитектуры, так и в изучении русской дворянской усадьбы. По окончании университета работал в Третьяковской галерее и в созданном А. И. Некрасовым Архитектурном кабинете при МГУ, занимавшемся обмерами сносимых в Москве зданий. Участвовал также в обмерных экспедициях на Север России с целью изучения памятников в том числе деревянного зодчества. С 1922 года член Общества изучения русской усадьбы и общества «Старая Москва» (до их роспуска в 1930 году). 3 января 1934 года арестован вместе с группой сотрудников ЦГРМ по обвинению в препятствовании властям в сломе памятников старины (в том числе Сухаревой башни) с целью воспитания молодёжи в националистическом духе, 5 марта того же года выслан на 3 года в Казахстан. Проживал в Петропавловске, работая чертёжником. После возвращения из ссылки, не имея права находиться в Москве, поселился в Александрове, затем в Малоярославце. В 1941 году призван на фронт, был ранен и демобилизован.
После демобилизации смог вернуться в Москву, в 1943 году защитил в МГУ кандидатскую диссертацию «История русского зодчества XVI столетия» и вновь устроился в Третьяковскую галерею, преподаёт также в Архитектурном институте. Как архитектор-практик также участвовал в проектировании станции метро «Серпуховская» (ныне «Добрынинская»), выстроенной с элементами русской средневековой архитектуры. С 1947 года Михаил Ильин становится сотрудником Института истории искусств АН СССР (до 1960 года), а также преподавателем отделения истории искусств Исторического факультета МГУ, где работает до конца жизни. Похоронен в колумбарии Ваганьковского кладбища.
В 1922—1926 годах учился в Московском государственном университете на отделении истории искусств этнологического факультета, специализируясь как в области древнерусской… Развернуть
Михаил Михайлович Алленов — российский учёный-искусствовед, историк искусств. Доктор искусствоведения, профессор МГУ. Специалист в области русского искусства XIX — начала XX века. Член Ассоциации искусствоведов. Заслуженный профессор МГУ.
Михаил Михайлович Алленов — российский учёный-искусствовед, историк искусств. Доктор искусствоведения, профессор МГУ. Специалист в области русского искусства XIX — начала XX… Развернуть
Евгения Ивановна Кириченко ― российский историк архитектуры, доктор искусствоведения. Академик Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН), член Союза… Развернуть
Эдуард Кубенский - архитектор, директор и главный редактор издательства Tatlin.
Окончил Уральский архитектурно-художественный институт.
С 1996 работал в архитектурных мастерских Екатеринбурга.
В 2001 основал издательство "ТАТЛИН".
Автор многочисленных публикаций в СМИ и книгах, выпускаемых издательством TATLIN. Организатор и участник архитектурных конкурсов, выставок и фестивалей. Куратор выставочных проектов. Писатель. Художник. Общественный деятель. Член Союза архитекторов России.
Эдуард Кубенский - архитектор, директор и главный редактор издательства Tatlin.
Окончил Уральский архитектурно-художественный институт.
С 1996 работал в архитектурных мастерских… Развернуть