Евгений Валерьевич Яйленко — кандидат искусствоведения доцент. Сфера научных интересов - искусство итальянского Возрождения, западноевропейская и русская живопись XIX в. Автор многочисленных статей в научных и научно-популярных изданиях, разработчик учебных курсов
Евгений Яйленко окончил Отделение истории искусства исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Тема кандидатской диссертации – «Пастораль. Образы природы и идиллической сельской жизни в венецианской живописи и графике эпохи Возрождения», 1999 год. Преподаваемые дисциплины: «Описание и анализ произведений изобразительного искусства», «Западноевропейское изобразительное искусство Средневековья и Возрождения», «Стилеобразование в искусстве XIX в.», «История и методология искусствознания», «Интегративное искусствознание: история изобразительного искусства».
Работы:
История изобразительного искусства, музыки и театра в Средние века и в эпоху Возрождения (в соавторстве),
История изобразительного искусства, музыки и театра в Новое время (в соавторстве).
Книги:
Живопись эпохи Возрождения, 2014, Олма Медиа групп Москва;
Миф Италии, 2012, НЛО Москва;
Венецианская античность, 2010, НЛО Москва.
Евгений Валерьевич Яйленко — кандидат искусствоведения доцент. Сфера научных интересов - искусство итальянского Возрождения, западноевропейская и русская живопись XIX… Развернуть
Юрий Андреевич Астахов — российский искусствовед, редактор и составитель многих книг и альбомов о российских и западноевропейских художников.
С 1919 года по 1923 год Алексей Фёдоров-Давыдов обучался в Казанском университете.
С 1929 года по 1934 год работал в Государственной Третьяковской галерее на должности заведующего отделом нового русского искусства. Начав свою работу в 1929 году, он сменил на должности заведующего отделом Абрама Эфроса.
С 1934 года по 1944 год он преподавал в Московском текстильном институте, с 1935 года — профессор. Также с 1934 года по 1937 год работал заведующим научно-исследовательским сектором ВГИКа, а в 1943—1944 годах был профессором ВГИКа.
С 1944 года Алексей Фёдоров-Давыдов продолжил преподавание в Московском государственном университете, где с 1948 года стал заведующим кафедрой истории русского искусства Во многом благодаря усилиям Фёдорова-Давыдова, в 1950 году искусствоведческое отделение было переведено с филологического на исторический факультет МГУ. С 1960 года кафедра, которой заведовал Алексей Фёдоров-Давыдов, стала называться кафедрой истории русского и советского искусства.
Сын Алексея Фёдорова-Давыдова — Герман Фёдоров-Давыдов — был известным историком и археологом, профессором МГУ, крупнейшим советским специалистом по Золотой Орде.
С 1919 года по 1923 год Алексей Фёдоров-Давыдов обучался в Казанском университете.
С 1929 года по 1934 год работал в Государственной Третьяковской галерее на должности… Развернуть
Басин Евгений Яковлевич (р. 26.07.1929) — философ и психолог; д-р филосовских наук, профессор Международной академии информатизации. Заслуженный работник культуры РФ. Род. в Томске. Окончил отделение логики и психол. филол. ф-та Моск. гор. пед. ин-та им. В.П.Потемкина (1952). Преподавал логику и психол. в школах Москвы. Н.с. сектора эстетики ИФ АН СССР (1959—1964), доц. кафедры филос. Моск. технол. ин-та легкой промышленности (1964—1972). Н.с. сектора эстетики Всесоюз. НИИ искусствознания (1977—1986). С 1987 по наст. вр. — зав. кафедрой гуманит. и соц. наук Моск. гос. академии худож. ин-та им. В.И.Сурикова. Канд. дисс. — по филос., посвящена проблеме знаковости языка в истории филос. (1956); докт. дисс. — "Критический анализ семантической философии искусства" (1974). Одна из гл. обл. науч.-иссл. работы Б. — анализ семантической эстетики, использующей понятие языка, символа и знака при характеристике искусства. Семантическая эстетика, базирующаяся на филос. интерпретации лингвистич., семиотич. и аксиол. аспектов знаков искусства, трактуется Б. как единое направление — семантическая филос. искусства, в то же время связанная с нац. филос. и эстетич. школами (неопозитивизм, неокантианство, неогегельянство и др.). Корни этого направления Б. видит не только во всеобщей лингвистич. ориентации филос., характерной для многих течений зап. филос. XX в., и не только в нек-рых особенностях развития искусства XX в. (авангардистские тенденции), но и в филос.-эстетич. учениях прошлого, начиная с античности и до Гегеля включительно. В центре иссл. Б. по психол. искусства — проблема личностного подхода, согласно к-рому гл. проблема психол. искусства — проблема "Я и форма". Такой подход позволяет сосредоточить внимание на проблеме эмпатии, понимаемой не просто как "сопереживание", а как гл. психол. механизм моделирования художеств. Я — иерархической системы воображенных Я, регулирующих творч. художеств. процесс (кибернетический аспект); на трактовке художеств. фантазии как неразрывно взаимосвязанных процессов воображения и эмпатии; на док-ве, что эмпатия — это не один из приемов искусства, а закономерность художеств.-творч. процесса творца и перципиента (зрителя, слушателя); на выявлении специфики не только художеств. эмоции (эмоти-вистский подход), но художеств. психол. в целом (личностный подход!) — гл. предмете психол. искусства.
Басин Евгений Яковлевич (р. 26.07.1929) — философ и психолог; д-р филосовских наук, профессор Международной академии информатизации. Заслуженный работник культуры РФ. Род. в… Развернуть
Варшавский Сергей Петрович - советский писатель и коллекционер.
В 1921 году, в возрасте 15 лет, вступил в Партию социалистов-революционеров (ПСР) правого толка, в 1921-22 гг. трижды арестовывался Одесской Губчека, затем переехал в Москву, где поступил на работу корректором в Госиздат, а затем в издательство «Молодая гвардия» при ЦК РКСМ. В 1923 году в Москве после очередного ареста вышел из ПСР и переехал в Екатеринбург, где работал редактором Уральского областного издательства «Уралкнига». В октябре 1924 года вернулся в Москву, работал секретарем редакции Московского отделения Ленинградского издательства художественной литературы, потом корректором издательства «Новая Москва» и типографии издательства «Дер Эмес», впоследствии литературным сотрудником газеты «Вечерняя Москва» (1924—1928).
С 1928 г. по 1930 г. проходил действительную военную службу в Ленинграде в частях ВВС КБФ (62-я Отдельная авиаэскадрилья) краснофлотцем, в должности помощника начальника клуба. Редактировал первую авиационную газету «Воздушник Балтики», вступил в Российскую ассоциацию пролетарских писателей (РАПП) и после увольнения в запас в 1930 году был ответственным секретарем журналов «Залп» и «Стройка». С 1932 по 1937 гг. руководил литературно-драматическим вещанием Ленинградского радиокомитета и одновременно заведовал отделом критики и библиографии газеты «Ленинградская Правда».
Член Союза советских писателей со дня основания в 1934 году.
Выступал в печати с рядом работ историко-литературного характера, а также с многочисленными литературно-критическими статьями, посвященными художественной литературе и искусствоведческим вопросам, в московских и ленинградских газетах и журналах. С апреля 1937 г. по начало войны — ответственный секретарь Ленинградского Отделения Всероссийского Театрального Общества и редактор Ленинградской студии «Лентехфильм».
С 1931 года литературная работа протекала в соавторстве с писателем Б. Рестом (литературный псевдоним Юлия Исааковича Шапиро). В 1939 году в издательстве «Искусство» вышла их первая крупная работа — книга «Эрмитаж». За участие в Советско-финской войне С. Варшавский и Б.Рест награждены медалью «За боевые заслуги».
После этого авторы написали книгу об истории Русского музея, книга была принята к изданию, но её выходу помешала начавшаяся Великая Отечественная война.
Во время войны С. П. Варшавский и Б.Рест в качестве военных корреспондентов участвовали в обороне Ленинграда, Севастополя и Заполярья, публикуя статьи и книги о летчиках морской авиации. Один из их рассказов, «Случай над Берлином», получил разгромную оценку в печально известном ждановском постановлении «О журналах „Звезда“ и „Ленинград“» 1946 года, после которого журнал «Ленинград» прекратил своё существование, а Варшавский и Рест на 5 лет потеряли возможность публиковаться. Первой опубликованной работой соавторов после этого инцидента был очерк «На плотах», вышедший в журнале «Звезда» в 1951 году.
В последующем С. П. Варшавский и Б.Рест написали и опубликовали три документальные повести: «Подвиг Эрмитажа», «Рядом с Зимним» и «Билет на всю вечность». Вместе с их первой книгой «Эрмитаж», эти труды представляют читателю историю одного из крупнейших в мире художественных собраний со времен его создания Екатериной II в XVIII в. до окончания Второй Мировой войны в середине XX в. Текст повести «Подвиг Эрмитажа» был использован издательством «Аврора» в трех иллюстрированных альбомах об истории Эрмитажа в годы блокады: «Saved for humanity», «The ordeal of the Hermitage» и «Подвиг Эрмитажа».
В 1946 году начал коллекционировать предметы искусства. В течение последующих 34 лет, будучи неутомимым и увлеченным собирателем, составил значительные коллекции английской и французской литографии первой половины XIX в., японской цветной ксилографии укиё-э эпохи Эдо, а также предметов декоративно-прикладного искусства, в частности, Японии (нэцкэ, цуба и т. п.) и Китая (нюхательные флаконы, керамика, лак, резная кость и т. п.). Помимо этого, создал обширную библиотеку, включавшую в себя книги по искусствоведению, справочную и художественную литературу. Коллекция и библиотека располагались непосредственно у него дома, в квартире на Серпуховской улице в Ленинграде, неподалеку от станции метро «Технологический институт». Впечатления от посещения этой квартиры оставались у людей в памяти навсегда, настолько она была необычна. Основные собрания коллекции были в различное время проданы или переданы в дар самим С. П. Варшавским или его потомками в Эрмитаж и ГМИИ им. А. С. Пушкина, и неоднократно выставлялись. Некоторые предметы из его японской коллекции (нэцкэ и гравюры) входят в постоянную экспозицию Отдела Востока Государственного Эрмитажа. Деятельность С. П. Варшавского — коллекционера описана в эссе Ю. С. Варшавского «Радостный труд коллекционера. Из заметок об отце» с предисловием Б. Б. Пиотровского, опубликованном в 11 номере альманаха «Панорма искусств» за 1988 год. Там же опубликована статья хранителя японского отдела Государственного Эрмитажа М. В. Успенского (1953—1997) «Нэцкэ и японская гравюра из собрания С. П. Варшавского».
Варшавский Сергей Петрович - советский писатель и коллекционер. В 1921 году, в возрасте 15 лет, вступил в Партию социалистов-революционеров (ПСР) правого толка, в 1921-22… Развернуть
В 1836 году Стасов был отдан отцом в только что созданное Училище правоведения. Ещё в Училище Стасов проникся живым интересом к музыке, но особых композиторских задатков в себе не нашел, и решил впервые попробовать свои силы на поприще критика. В 1842 году он написал статью о Ф. Листе, приехавшем в Петербург, хотя и нигде не напечатал её.
В 1843 году Стасов закончил Училище, после чего пошел на службу помощником секретаря в Межевом департаменте Сената, с 1848 — секретарем в Департаменте герольдии, а с 1850 — помощником юрисконсульта в Департаменте юстиции. Стасов свободно владел шестью языками. В 1847 году, когда в «Отечественных записках» появились его первые статьи, началась литературная деятельность критика. В этом же году Стасов был приглашен издателем «Отечественных записок» Краевским к сотрудничеству в отдел иностранной литературы. С тех самых пор Стасов еще и начал писать небольшие обозрения по вопросам живописи, скульптуры, архитектуры и музыки. С 1847 по 1848 годы он опубликовал около 20 статей.
В 1848 году, за связь с петрашевцами, Стасов был отстранен от работы в журнале, арестован и заключен в Петропавловскую крепость. В 1851 году В. В. Стасов вышел в отставку и в качестве секретаря уральского промышленника и мецената А. Н. Демидова, очень богатого человека, поклонника искусств, уехал за границу. Работал в крупнейших библиотеках и архивах. Был библиотекарем в имении Демидова в Сан-Донато близ Флоренции, часто посещал русских художников и архитекторов, проживавших в Италии — Александра Брюллова, Сергея Иванова, Воробьева и Айвазовского.
В мае 1854 года В. В. Стасов вернулся в Петербург. В то время с его помощью и оформилось художественное объединение композиторов, ставшее известным под именем, данным Стасовым Могучая кучка. В 1860-х годах Стасов поддерживал «Товарищество передвижных выставок», с которым тесно связана вся его деятельность. Стасов был одним из главных вдохновителей и историком «передвижников», принимал активное участие в подготовке первой и ряда последующих их выставок. В конце 1856 года директор Публичной Библиотеки в Петербурге М. А. Корф предложил Стасову работу в качестве своего помощника, а именно — для собирания материалов по истории жизни и царствования Николая I.
В 1856—1872 годах Стасов работал в Публичной Библиотеке, имея в Художественном отделении свой стол. По его инициативе организуется ряд выставок древнерусских рукописей. В ноябре 1872 принят на штатную должность библиотекаря, до конца жизни заведовал Художественным отделом. На этом посту постоянно консультировал писателей, художников, композиторов, собирал рукописи русских деятелей искусства, в особенности композиторов (во многом благодаря Стасову Российская национальная библиотека располагает ныне самыми полными архивами композиторов петербургской школы).
В 1900 году одновременно со своим другом Л. Н. Толстым избран почётным членом Российской Академии Наук.
В 1836 году Стасов был отдан отцом в только что созданное Училище правоведения. Ещё в Училище Стасов проникся живым интересом к музыке, но особых композиторских задатков в себе… Развернуть
Евсей Иосифович Ротенберг один из наиболее авторитетных советских историков искусства, посвятивших себя изучению пространственных искусств (архитектуры, скульптуры, живописи) преимущественно на образцах западноевропейской классики.
Был студентом Московского института истории, философии и литературы, где на искусствоведческом отделении слушал лекции Н.И. Романова, одного из основоположников русского искусствознания по вопросам западной классики, а также М.В. Алпатова, В.Н. Лазарева, Б.Р. Виппера.
Дипломную работу об искусстве Яна Вермера, а затем и кандидатскую диссертацию о голландской живописи эпохи расцвета (Рембрандт и мастера жанровой живописи) Е.И. Ротенберг готовил уже будучи в течение ряда лет сотрудником Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
К середине шестидесятых годов Е.И. Ротенберг вступил в период творческой зрелости. Определились ведущие темы его исследований: искусство Возрождения в Италии и западноевропейское искусство 17 века. Первой важной вехой на этом этапе его работы стала монография о Микеланджело, вышедшая в 1964 году. Автор поставил себе целью сосредоточить внимание на некоторых основных чертах творческого метода Микеланджело и, исходя из этого, обрисовать особенности его вклада в искусство итальянского Возрождения.
Наряду с ренессансной проблематикой Е.И. Ротенберг разрабатывает свою вторую ведущую научную тему, связанную с изучением западноевропейского искусства 17 столетия.
То, что сделано Е.И. Ротенбергом в сфере изучения искусства итальянского Возрождения и европейского искусства 17 столетия, может служить исходным моментом и методологической основой для целого комплекса разнообразных исследований прежде всего в пределах тех же эпох; но, сверх того, заключенная в его работах совокупность некоторых общих принципов существенна также и для интерпретации художественного процесса на других стадиях развития европейского искусства.
Подробнее: http://sviderskaya.philos.msu.ru/index.php?id=505
Евсей Иосифович Ротенберг один из наиболее авторитетных советских историков искусства, посвятивших себя изучению пространственных искусств (архитектуры, скульптуры, живописи)… Развернуть
Арсланов Виктор Григорьевич родился 3 марта 1947 года.
В 1971 году закончил историко-филологический факультет Ивановского государственного педагогического института и в том же году поступил в аспирантуру при кафедре философии этого института.
В 1976 году защитил диссертацию "Социальная философия Франкфуртской школы" на Ученом Совете Института социологии АН СССР и получил ученое звание кандидата философских наук.
С 1974 по 1978 год работал сначала ассистентом, а затем старшим преподавателем кафедры философии Ивановского государственного университета.
В 1978 году избран по конкурсу старшим научным сотрудником отдела теории Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств Академии художеств СССР. С 1978 года по настоящее время живет в г. Москве. Работал страшим научным сотрудником НИИ Академии художеств СССР, затем был зав. отделом теории этого института.
В 1991 году защитил диссертацию "Формальная школа в западном искусствознании" на звание доктора искусствоведения на Ученом Совете Академии художеств СССР.
В 1995 году ему было присвоено звание профессора по кафедре истории и теории искусства.
Арсланов Виктор Григорьевич родился 3 марта 1947 года.
В 1971 году закончил историко-филологический факультет Ивановского государственного педагогического института и в том же… Развернуть
Герман Вейс (1822-1897) - выдающийся немецкий художник и историк культуры, профессор Берлинской академии художеств. Он лично выполнял большинство многочисленных иллюстраций, украшающих страницы своих книг.
Герман Вейс занимался портретной и исторической живописью. Идею создания "Handbuch der Kostumkunde" ему подсказал немецкий историк Бернгард Куглер (1837—1898). За основу научной работы, над которой трудился семнадцать лет, Вейс взял свои лекции. Его целью было научить художников, создавая сюжет не выходить за рамки культурно-исторической действительности.
Герман Вейс (1822-1897) - выдающийся немецкий художник и историк культуры, профессор Берлинской академии художеств. Он лично выполнял большинство многочисленных иллюстраций,… Развернуть
Григорий Михайлович Козинцев — великий советский кинорежиссёр, классик кино и театра, сценарист, педагог. В 1960-х гг. руководил режиссёрской мастерской при «Ленфильме». Написал историко-теоретические монографии «Глубокий экран» и «Пространство трагедии». Благодаря фильмам Козинцева стали широко известны за рубежом артисты русской драматической сцены : Ю. Е. Ярвет (король Лир), Эльза Радзиня (Гертруда) и И. М. Смоктуновский (Гамлет).
Григорий Козинцев родился в Киеве в семье врача-терапевта Моисея Исааковича Козинцева и его жены Анны Григорьевны Лурье, учился в гимназии. В 1919 году посещал школу живописи, вместе с другими ее учениками участвовал в праздничном авангардистском оформлении киевских улиц. Работу в театре начал с участия в росписи декораций к спектаклю «Фуэнтe Овехуна» Лопе де Вега. Вместе с друзьями С. И. Юткевичем и А. Я. Каплером создал кукольный театр, затем экспериментальный театр «Арлекин», в котором поставил спектакль по сочинённой им самим пьесе, и, наконец, осуществил уличное представление по фольклорной пьесе «Царь Максимиллиан». В начале 1920 года уехал в Петроград, поступил в класс Н. И. Альтмана в Свободных художественных мастерских и одновременно режиссёром в Студию Театра Комической оперы, руководимого К. А. Марджановым.
В декабре 1921 года совместно с Леонидом Траубергом и Г. К. Крыжицким написал «Манифест эксцентрического театра», который был провозглашён на организованном ими диспуте. В 1922 году Козинцев и Трауберг организовали Театральную мастерскую «Фабрика эксцентрического актёра», и в том же году поставили в ней эксцентрическую переработку «Женитьбы» Н. В. Гоголя. За два года они поставили ещё 3 спектакля по собственным пьесам, а в 1924 году перенесли свои эксперименты в область эксцентрической комедии в кино, преобразовав театральную мастерскую в Киномастерскую «ФЭКС».
Продолжавший театральные опыты первый короткометражный фильм Козинцева и Трауберга по собственному сценарию «Похождения Октябрины» (1924), был попыткой соединить политику (разоблачение нэпмана, помогавшего империалисту) с откровенной буффонадой и собранием трюков. Во второй эксцентрической короткометражке «Мишки против Юденича» (1925) снимались уже не эстрадные и цирковые актёры, пришедшие вместе с режиссёрами из театра (среди них был С. А. Мартинсон), а ученики киномастерской, в том числе С. А. Герасимов, Янина Жеймо, А. А. Костричкин.
Первый полнометражный фильм Козинцева и Трауберга — романтическая мелодрама «Чёртово колесо» (1926) по сценарию А. И. Пиотровского — был уже зрелой работой. На этом фильме сложился постоянный творческий коллектив «фэксов»; кроме режиссёров в него вошли кинооператор А. Н. Москвин и художник Евгений Еней. Следующий фильм фэксов «Шинель» (1926), экранизация «Петербургских повестей» Н. В. Гоголя, стал одним из шедевров советского немого кино. Сценарий Ю. Н. Тынянова, экспрессивное изобразительное решение и эксцентрическая, на грани гротеска игра актёров привели к созданию фильма стилистически точно отвечающего «манере Гоголя». В 1927 году выпустил комедию «Братишка» (1927) по своему сценарию, сразу вслед за ней историческую мелодраму «С. В. Д.» (1927) по сценарию Ю. Н. Тынянова на материале восстания декабристов.
С первой звуковой картиной «Одна» (1931) в творчестве Козинцева и Трауберга начался новый период. Козинцев некоторое время работал в театрах, осуществляя постановки «Короля Лира» (1941), «Отелло» (1943) и «Гамлета» (1954). С 1944 вёл режиссёрскую мастерскую во ВГИКе (с 1960 профессор). Среди его выпускников — Эльдар Рязанов, Станислав Ростоцкий. Его «Дон Кихот» (1957, художник Альберто Санчес, Почетный диплом на Международном кинофестивале в Ванкувере, 1958) стал классическим образцом экранизации. В 1962 Козинцев выпустил книгу «Наш современник Вильям Шекспир», ставшую теоретической подготовкой к двум его выдающимся шекспировским экранизациям: «Гамлет» (1964), Ленинская премия (1965), (специальная премия Международного кинофестиваля в Венеции, 1964) и «Король Лир» (1970).
Григорий Михайлович Козинцев — великий советский кинорежиссёр, классик кино и театра, сценарист, педагог. В 1960-х гг. руководил режиссёрской мастерской при «Ленфильме».… Развернуть
«Мой истинный дом и моя крепость – это Север с большой буквы. Тянет меня туда, а объяснить не знаю».
А.Ополовников
Есть в России имена, которые не очень-то известны широкому кругу людей. Вместе с тем дела, сотворенные ими, радуют всех, кто постигает историю и культуру России.
Слово «Кижи» знакомо почти всем. И сразу же, словно из озерных глубин, как град Китеж, всплывает в памяти великолепный архитектурный ансамбль Кижского погоста — краса и гордость русского деревянного зодчества.
«А не было бы Ополовникова, то и Кижей бы не было», — утверждали местные мастера-плотники, реставрировавшие под его руководством ансамбль.
Вполне может быть. Ведь сгорела в 1963 г. двадцатипятиглавая Покровская церковь на Вытегорском погосте, Да разве она одна?! Сколько сокровищ древнерусского деревянного зодчества утрачено, не перечесть... Но — не безвозвратно. Их можно воскресить по чертежам и фотографиям, сделанным А.В. Ополовниковым. Благо, что наследие архитектора в надежных руках дочери – Е.А.Ополовниковой, коллег и учеников архитектора.
Александр Викторович родился 8 ноября 1911 г. В Рязанской области. Его отец — Ополовников Виктор Петрович - дворянин, присяжный поверенный , служил юрисконсультом угольного рудника. Мать — Мария Богдановна, внучка известной русско-украинской писательницы Марко Вовчок и украинского этнографа-фольклориста Афанасия Васильевича Марковича . В семье Ополовниковых было шестеро детей.
Воспоминания детства сохранили Саше отца в образе «старшего патрона и наставника, всегда в пенсне, блондина, сравнительно высокого и стройного, к тому же добрейшей души человека, книголюба и мецената» , активного общественного деятеля, «радикала», который «очень любил делать вещи оригинально и эффектно». Образ матери — «очень красивой и доброй, в фиолетово-розовом платье» — сохранил Саша на всю жизнь: «Все самое, самое дорогое — это моя незабвенная мама».
До начала 1920-х гг. Ополовниковы жили в Скопине. Скромный, с каменным цокольным этажом, со временем лишенный мезонина, основательно перестроенный внутри и со стороны двора, дом все же выглядит крепким.
Давно уже администрация города собирается повесить мемориальную табличку на стене дома, да все, видно, недосуг.
Вскоре Ополовниковы перебираются в Москву. Время было непростое - неповское, многим поломало судьбы. Отец оказался в тюрьме, потом был сослан, мать осталась без работы. Дети попали в детский дом, где Саша и закончил семилетку. Со времен детдома дружил он с Аркадием Герасимовым и Евгением Рыбицким, тоже потом архитекторами, и еще с Глебом Абросимовым, впоследствии армейским генералом.
В 1928 г. Саша поступает в Лесной техникум – хотелось быть лесничим. Однако проработав по окончании техникума по специальности и столкнувшись с коллективизацией и советскими методами хозяйствования, охота эта прошла навсегда.
В 1932 г. Ополовников, опекаемый своими друзьями-архитекторами: Николаем Деевым и Костей Соловьевым, поступил в Московский Архитектурный институт, который окончил в 1939 г., с отличием. А руководителем дипломного проекта у Ополовникова был М.Я. Гинзбург, подаривший ему свою книгу «Ритм в архитектуре» с дарственной надписью: «Милому Саше в надежде на кратчайший перерыв в нашей совместной работе».
Великолепной графикой Ополовников отличался всю жизнь, даже после инсультов в течение пятнадцати последних лет своей жизни, когда утратил свободу речи и письма.. И вместе с тем, несмотря на вынужденное полу-молчание, в его памяти сохранялись редкие, удивительно образные слова, и неизменными оставались глубина мышления и страстная любовь, тяга к работе.
Еще в годы войны, служив в частях ПВО, он, по ходатайству Академии архитектуры СССР, был командирован в прифронтовую зону Архангельской области «для фиксации ценных памятников деревянного зодчества». С архитектурой Русского Севера он впервые познакомился еще 1930 г., на практике в Архангельской области. Первый проект реставрации - комплекс крестьянской усадьбы в Коми АССР — хранится в Музее русской архитектуры им. А.В. Щусева.
По окончании войны работал в Академии архитектуры (мастерская Н.Я. Кол-ли), Государственных архитектурных мастерских (мастерская А.В. Щусева), позже — в «Гипрогоре» и «Моспроекте» (мастерская Н.Я. Колли). В 1946 г. Управление по делам архитектуры при Совете Министров Карело-Финской ССР приглашает его работать в Карелии.
За лето 1948 г. по его проекту и под его руководством была проведена первая в СССР послевоенная реставрация памятника общесоюзного значения — Успенской церкви в Кондопоге, «вершины русского шатрового деревянного зодчества».
1951 год — реставрация Успенского собора в Кеми.
1951год - реставрация ансамбля Кижского погоста с одновременным воссозданием утраченного самобытного облика памятника в целом и снятием наслоений конца XIX века с Преображенской и Покровской церквей.
1956 - реставрации ограды Кижского погоста, где Ополовников впервые в России применил метод воссоздания памятника по аналогу (новодел).
В 1955 году Ополовников снял деревянную обшивку с Преображенской церкви. Под гнилым, покоробленным тесом были бревна, простые бревна. Когда реставратор снимает с иконы позднейшие записи, искажения и грязь, он просто возвращает нам краски. В деревянной архитектуре красками были бревна, а кистью топор. Бревна дают тень, на них по-иному ложится свет, они придают стенам выпуклость, объем, массу. А доска — это другие краски; если написать другими красками Монну Лизу, это будет совсем новое. Обшитая тесом колокольня Кижского погоста, с точки зрения деревянной архитектуры, является упадком, эклектикой. Ибо плоские гладкие стены ее сделаны под камень — в этом случае особенностями дерева как художественного материала полностью пренебрегли. Ополовников снял обшивку и железо с главок, потому что железо — тоже другая краска, которой пи-сать по дереву может только дальтоник. Под железом было найдено несколько старых лемехов, когда-то покрывавших купола. Они тоже давали главкам совершенно иной рисунок, свет, тень и объем. По образцу старых лемехов было вырублено более 30 тысяч новых. Считалось и считается, что доски предохраняли бревна от влаги и ветра, активных разрушителей древесины. Но Ополовников доказал, что от обшивки было больше вреда, чем пользы. Ополовников и рабочие его бригады были первыми людьми, кто в нашем веке увидел Кижи такими, какими их видели два века назад и какими мы видим их сейчас.
Александр Викторович — основоположник создания музея «Кижи» и автор-реставратор часовен «Кижского ожерелья», церквей в Яндомозере, Челмужах и мн. др. Мировая слава ансамбля Кижского погоста и его окружения во многом была достигнута благодаря реставрационно-восстановительным работам, осуществленным Ополовниковым. Дерзновенный архитектор-реставратор не раз сталкивался с сильным и злобным противодействием из Москвы, однако его всегда поддерживало высокое карельское начальство. Север и деревянное зодчество наполняли его жизненной силой, оставались его неизменной и всепоглащающей любовью.
«Ополовников был известен нам задолго до приезда — по легендам, которыми окружено его имя на Кижах. Он был одним из первых, кто нашел потерянный было мир деревянного зодчества, по крохам собирал целое, вернул нам обширную область культуры и искусства русского народа» - вспоминают его коллеги.
На протяжении нескольких десятков лет Ополовников являлся фактическим научным руководителем всех работ, связанных с изучением и реставрацией памятников древнерусского деревянного зодчества. В 1958 г. он блестяще защитил кандидатскую диссертацию — «Опыт реставрации памятников деревянного зодчества Карельской АССР».
С 1960 по 1981 гг., продолжал работу по реставрации памятников, включив в ареал их обследований Иркутскую область и Якутию.
В 1969 г. открыл и исследовал уникальный шатровый храм (1700) в Зашиверске на Индигирке, положив начало фундаментальному изучению памятников деревянного зодчества Якутии.
В 1970—1980 гг. им выявлены уникальные произведения деревянного зодчества, известные на Руси с испокон веков и волею судеб сохра-нившиеся в отдаленных аласах Якутии — крепостные амбары-башни, конные мельницы, некоторые типы надмогильных памятников ... Плюс к тому сделаны реконструкции Алазейского и Нижнеколымского острогов.
В 1976 г. Ополовников защитил докторскую диссертацию «Реставрация памятников русского деревянного зодчества. Дважды Академией Архитектуры он выдвигался для работы в ЮНЕСКО как эксперт по реставрации памятников архитектуры. В 1962 г. был командирован в Болгарию для оказания научно-методической помощи по сохранению памятников. В 1964 г. принимал участие в работе П Международного конгресса архитекторов-реставраторов в Венеции. Являлся членом Научно-методического совета при Министерстве культуры СССР. В 1970-е гг. Ополовников по приглашению О.М. Леонова, этнографа-энтузиаста и председателя Братского отделения Общества охраны памятников истории и культуры, обследовал приангарские селения, которые вскоре были затоплены из-за строительства на Ангаре Братской ГЭС.
В 1981 и 1982 гг. реставрировал крепостные башни в Братске и Якутске;
В 1984—1994 гг. разработал детальные проекты воссоздания Плёс-ской крепости, Илимского, Нижнеколымского и Обдорского острогов.
К 400-летию Салехарда воссоздал крепостную башню и часовню с оградой и Святыми воротами на Старом кладбище.
Писал вместе с дочерью книги о деревянном зодчестве, иллюстрируя их все новыми и новыми исследованиями, фотографиями, живопис-ными картинами-реконструкциями.
В 1990г. Ополовникову присуждена медаль Академии художеств СССР за публикацию серии книг по древнерусскому деревянному зодчеству; в 1991 г. — Государственная премия СССР (последняя); в апреле 1994 г. он получает звание Почетного академика Российской Академии архитектуры.
Работы в Салехарде (1992—1994) явились завершающим этапом творческой деятельности Александра Викторовича. Когда городской комиссией была принята воссозданная на Старом кладбище в Салехарде часовня, то Ополовников, будучи уже преклонных лет старцем, низко поклонился рабочим-плотникам и салехардской земле.
Огромный графический материал, хранящийся в разных музеях и архивах страны, и книги Ополовникова составляют основной научный фонд по деревянному зодчеству и, являясь добротным источником информации, постоянно используются в реставрационной и строительной практике.
Широта охвата темы, архитектурно-художественная культура и, главное, любовь к России, без чего Ополовников не мыслил проникновения в сущность русского деревянного зодчества, позволили не только воскресить величественные образы архитектурных шедевров, но и подняли на достойную высоту смысловое значение их реставрации — как яркого отражения хри-стианского мировоззрения русского народа. Благодаря неколебимой убежденности во всемирном значении «воскрешения былого добра жизни» и силе духа Ополовников даже в тяжкие времена атеистической агрессии сумел вернуть древним памятникам святоотеческую суть их архитектурных образов, освободив от чуждых русской традиции наслоений. Дощатую обшивку и обезличку старинных бревенчатых церквей он сравнивал с марксистско-ленинской обшивкой сознания, с подгонкой наших людей под общетип. Имя Ополовникова уже неотделимо от слова «Кижи» и русского деревянного зодчества. По его проектам и под непосредственным руководством вос-становлено свыше 60 памятников в северных областях Европейской России, в Сибири, Якутии; плюс к тому — около 300 — детально исследованы и графически реконструированы, включая многочисленные и разнообразные сооружения городов-крепостей, в том числе заполярных: от Колы до Колымы.
Огромный опыт работы Ополовникова наглядно отражен в его книгах, из-данных в России и за рубежом (Англии, Испании, Америке, Японии и др.). В них раскрыты не только архитектурные особенности древнерусских деревянных памятников, но и выявлены истоки мышления, сама суть христианского мироощущения русского народа. В мастерски выполненных им графических реконструкциях, обмерных чертежах, фотографиях и рисунках наглядно оживают «миробъемлющая соборность» (кн. Евг. Трубецкой), «избяная литургия» (С. Есенин), «народный Иерусалим» (Н. Клюев) деревянного зодчества России. Подытоживая и обобщая — бревенчатый Иерусалим Руси, воссозданный А.В. Ополовниковым.
Похоронен Александр Викторович на Кунцевском кладбище в Москве. Деревянное надгробие — по образу и подобию древнерусских надмогильных памятников — выполнено петербургскими архитекторами по инициативе и по проекту В.С. Рахманова.
Источник: Александр Викторович Ополовников. Каталог выставки. Москва, "Ополо", 2002 г.
«Мой истинный дом и моя крепость – это Север с большой буквы. Тянет меня туда, а объяснить не знаю».
А.Ополовников
Есть в России имена, которые не очень-то известны широкому… Развернуть
Ричард Тейлор — бакалавр гуманитарных наук, обладатель кембриджского сертификата по искусству и дизайну. Автор книг и обучающих курсов на видео.
Книги из серий "Мастер-класс. Шаг за шагом" и "Уроки для начинающих. Шаг за шагом", изданные в России, являются частью обучающего заочного курса по современному изобразительному искусству "The Step-by-Step Art Course", подготовленного группой экспертов под руководством Ричарда Тейлора.
Ричард Тейлор — бакалавр гуманитарных наук, обладатель кембриджского сертификата по искусству и дизайну. Автор книг и обучающих курсов на видео. Книги из серий… Развернуть
Полли (Ли) Хэммонд - художник-иллюстратор и учитель-искусствовед из Канзас-Сити. Владеет и управляет корпорацией Midwest School of Illustration and Fine Art, Inc., где преподает людям реалистическую графику и живопись.
Она выросла и получила образование в Линкольне, столице штата Небраска, а "карьеру", то есть восхождение к нынешнему своему статусу, сделала в Канзас-Сити - и всегда считала этот город родным, хотя жить ей приходилось во всяких и разных уголках страны.
Сейчас Ли живет с семьей в городке Оверленд-Парк, штат Канзас.
Автором для издательства "Норт Лайт Букс" в Цинциннати, штат Огайо, Ли впервые стала в 1994 году. Время от времени она пишет и иллюстрирует статьи для других изданий - таких как Artist's Magazine ("Журнал художников"), но это не мешает талантливой женщине пополнять каталог "Норт Лайт Букс" новыми наставлениями по изобразительному искусству. Интересы Ли устремляются теперь к детским книжкам, она собирается их еще и сама иллюстрировать.
Полли (Ли) Хэммонд - художник-иллюстратор и учитель-искусствовед из Канзас-Сити. Владеет и управляет корпорацией Midwest School of Illustration and Fine Art, Inc., где преподает… Развернуть
Нонна Александровна Яковлева — советский и российский искусствовед, педагог, журналист, доктор искусствоведения (1990), профессор (1991), член Союза художников Российской Федерации по секции критики и искусствоведения (1985). Член регионального отделения Ассоциации искусствоведов по Санкт-Петербургу Общероссийской организации историков искусства и художественных критиков (АИС) — Ассоциированного члена Российской национальной секции Международной ассоциации художественных критиков (AICA). Житель блокадного Ленинграда.
Нонна Александровна Яковлева — советский и российский искусствовед, педагог, журналист, доктор искусствоведения (1990), профессор (1991), член Союза художников Российской… Развернуть
Выдающийся историк искусства, с 1993 года вице-президент Национального совета Италии по культурному и природному наследию, член Академии художеств в Париже. Автор многочисленных публикаций и участник ряда телевизионных передач. Среди его самых известных работ - "Живопись и Контрреформация", каталоги итальянской живописи Музея Метрополитен в Нью-Йорке и Галереи Уолтерс в Балтиморе, книга "Признаю, что ошибался".
Выдающийся историк искусства, с 1993 года вице-президент Национального совета Италии по культурному и природному наследию, член Академии художеств в Париже. Автор многочисленных… Развернуть
Олег Яковлевич Неверов — кандидат исторических наук. Старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа, хранитель коллекции античных резных камней.
В 1965 окончил Ленинградский государственный университет.
С 1965 по 1968 гг. аспирант по специальности «история искусства античного мира» Государственного Эрмитажа. С 1968 научный сотрудник отдела античного искусства, хранитель коллекции античных резных камней Государственного Эрмитажа.
В 1969 защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Портрет в римской глиптике I в. до н.э. и его роль в формировании и утверждении принципата».
Член-корреспондент «Немецкого археологического института», член редколлегий журналов «History of collecting» (Oxford), «Jewelry» (London).
Научные интересы: античная и европейская скульптура, история западноевропейского и русского коллекционирования.
Автор большого числа публикаций в отечественной и зарубежной печати.
Олег Яковлевич Неверов — кандидат исторических наук. Старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа, хранитель коллекции античных резных камней. В 1965 окончил… Развернуть
Ференц (Франц) Лист (венг. Liszt Ferenc, нем. Franz Liszt) — венгерский композитор, пианист-виртуоз, педагог, дирижёр, публицист, один из крупнейших представителей музыкального романтизма. Основоположник Веймарской школы в музыке.
Лист был одним из величайших пианистов XIX века. Его эпоха была расцветом концертного пианизма, Лист был в авангарде этого процесса, имея безграничные технические возможности. До сих пор его виртуозность остаётся ориентиром для современных пианистов, а произведения — вершинами фортепианной виртуозности.
Как композитор Лист сделал массу открытий в области гармонии, мелодики, формы и фактуры. Создал новые инструментальные жанры (рапсодия, симфоническая поэма). Сформировал структуру одночастно-циклической формы, которая намечалась у Шумана и Шопена, но не была развита так смело.
Лист активно пропагандировал идею синтеза искусств (единомышленником его в этом был Вагнер). Он говорил, что время «чистых искусств» закончилось (этот тезис был выдвинут к 1850-м годам). Если Вагнер видел этот синтез в связи музыки и слова, то для Листа он более связан с живописью, архитектурой, хотя и литература играла большую роль. Отсюда такое обилие программных произведений: «Обручение» (по картине Рафаэля), «Мыслитель» (скульптура Микеланджело на надгробии Лоренцо Медичи) и множество других. В дальнейшем идеи синтеза искусств нашли широкое применение. Лист верил в силу искусства, которое может влиять на массы людей, бороться со злом. С этим связана его просветительская деятельность.
Лист вёл педагогическую деятельность. К нему в Веймар приезжали пианисты со всей Европы. В своём доме, где был зал, давал им открытые уроки, причём никогда не брал за это денег. Среди других его посетили Бородин, Зилоти и д’Альбер.
Дирижёрской деятельностью Лист занялся в Веймаре. Там он ставил оперы (в том числе Вагнера), исполнял симфонии.
Среди литературных работ — книга о Шопене, книга о музыке венгерских цыган, а также множество статей, посвящённых актуальным и глобальным вопросам.
Ференц (Франц) Лист (венг. Liszt Ferenc, нем. Franz Liszt) — венгерский композитор, пианист-виртуоз, педагог, дирижёр, публицист, один из крупнейших представителей музыкального… Развернуть