Виктор Никитич Лазарев (22 августа (3 сентября) 1897, Москва — 1 февраля 1976, Москва) — российский искусствовед, специалист в области истории древнерусского, византийского и древнеармянского искусства, а также итальянского искусства эпохи Возрождения. Доктор искусствоведения, профессор, член-корреспондент АН СССР (1943).
Сын московского архитектора Никиты Герасимовича Лазарева.
Учился в МГУ у Н. И. Романова в 1917—20 гг., историко-филологический факультет.
В 1924—36 гг. главный хранитель, заведующий картинной галереей, заместитель директора по научной части ГМИИ. Один из организаторов Института истории искусства РАН. Профессор МГУ, с 1961 г. заведующий кафедрой истории зарубежного искусства. Библиотека кафедры названа «Лазаревским кабинетом» в его честь.
Ежегодно в МГУ проходит научная конференция "Лазаревские чтения" (в 2015 г. в 39 раз).
Член-корреспондент АН СССР с 1943 г.
Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
Известные ученики: И. Вздорнов, В. Н. Гращенков, А. И. Комеч, В. Э. Маркова, В. А. Плугин, О. С. Попова, А. В. Рындина, М. И. Свидерская.
Виктор Никитич Лазарев (22 августа (3 сентября) 1897, Москва — 1 февраля 1976, Москва) — российский искусствовед, специалист в области истории древнерусского, византийского и… Развернуть
Родился в 1947 г. в Ленингpаде, в художественной семье. Изучал истоpию искусств в Московском унивеpситете в 1966-71 годах, и в 1975 году защитил кандидатскую диссеpтацию на тему "Художественная жизнь Рима начала 17 века". Работал в научно-исследовательских учpеждениях Академии художеств и Министеpства культуpы в 1977 - 1988 годах. Член Союза художников (секция кpитики и искусствознания) с 1981 года. Член Междунаpодной ассоциации художественных кpитиков (AICA) c 1986 года. Вице-Пpезидент AICA в 1992-94.
Читал лекции о пpоблемах искусства 20 века в унивеpситетах и дpугих исследовательских и учебных заведениях России, Польши, Геpмании, Швейцаpии, Ноpвегии, Испании, США. В 80-90 годы появились многочисленные публикации в pоссийской и заpубежной пpессе. В 1993 году получил Культуpную пpемию INTER NATIONES (Геpмания). В 1994-95 годах - пpиглашенный пpофессоp pусского искусства 20 века в Свободном унивеpситете (Беpлин). В 1997 году выполнял функции консультанта pусского павильона на Биеннале в Венеции. В 1997-98 годах получил гpанты РГНФ и Пpезидентского фонда России для выполнения исследования о пpоблемах авангаpдизма 20 века. В конце 1998 года исследование закончено и пpедставляет собой готовый к печати манускpипт в 350 стpаниц под заглавием "Двойная игpа: Искусство и мысль в 20 веке" (pусский и английский ваpианты). Часть этой обшиpной pаботы пеpеpаботана в доктоpскую диссеpтацию "Рождение авангаpда. Искусство и мысль". Диссеpтация успешно защищена в сентябpе 1998 года, утвеpждена Экспеpтным советом ВАК в декабpе 1998 года. C 1998 - ведущий научный сотpудник Института культуpологи
Родился в 1947 г. в Ленингpаде, в художественной семье. Изучал истоpию искусств в Московском унивеpситете в 1966-71 годах, и в 1975 году защитил кандидатскую диссеpтацию на тему… Развернуть
Известный петербургский историк искусства, доктор искусствоведения,кандидат технических наук, доцент Ленинградского педагогического института имени А.И.Герцена, доктор искусствоведения, профессор Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Как исследователь В. Г. Лисовский занимается преимущественно историей отечественной архитектуры и архитектурной школы.
Член Совета по культурно-историческому наследию при администрации Петербурга.
Член Союза архитекторов.
Член президиума Петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.(Председатель петербургского отделения ВООПИиК в 1990-2007 гг.)
Член Коллегии советников градостроительного совета при Губернаторе Санкт-Петербурга.
Имеет более 150 научных публикаций, в том числе более двадцати книг, брошюр, каталогов выставок.
Известный петербургский историк искусства, доктор искусствоведения,кандидат технических наук, доцент Ленинградского педагогического института имени А.И.Герцена, доктор… Развернуть
Андрей Юрьевич Астахов — главный редактор, руководитель издательских программ и один из основателей издательства "Белый город". Составитель альбомов мастеров изобразительного искусства, автор сборника "Математические олимпиады в стране сказок".
Андрей Астахов в 1982 году окончил физико-математическую школу-интернат №18 им. А. Н. Колмогорова при Московском государственном университете. Участвовал в двух Всероссийских олимпиадах по физике и математике. Первое высшее образование — прикладная математика, выпустился в 1987 году. Затем служил в Советской Армии. К началу 1992 года уволился и занялся книжной торговлей. Попутно получил второе высшее, окончив Высшую школу экономики.
С 1993 года Астахов занялся предпринимательством. Является учредителем ООО "Паламед", "Воскресный день", "Печатная слобода", "Иллюстрированная энциклопедия "Русский мир", "Торговый дом Паламед". В 1995 году вместе с единомышленниками основал издательство "Белый город", которое с самого начала стояло особняком на российском книжном рынке. Но не в стороне от схватки основных издателей за свою долю, а над ней. Русская культура и история — именно здесь находится сфера интересов издательства.
Андрей Юрьевич Астахов — главный редактор, руководитель издательских программ и один из основателей издательства "Белый город". Составитель альбомов мастеров… Развернуть
Екатерина Владимировна Громова — московский искусствовед, редактор. Автор многих книг, в том числе о Коровине, Нестерове, Моне, а также составитель ряда художественных альбомов.
Екатерина Громова закончила Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова. В сфере её интересов - история французской живописи второй половины XIX - начала XX века, импрессионизм, русское искусство Серебряного века.
Екатерина Владимировна Громова — московский искусствовед, редактор. Автор многих книг, в том числе о Коровине, Нестерове, Моне, а также составитель ряда художественных… Развернуть
Лев Лазаревич Рудницкий (псевдоним — Константин Рудницкий) — советский театральный критик, историк театра; доктор искусствоведения; член Союза писателей СССР с 1960 года.
Лев Рудницкий родился в г. Кётен (Германия), в дальнейшем место рождения был вынужден скрывать. В 1937 году родители подверглись репрессиям: отец (Лазарь Григорьевич Рудницкий, 1895—1938) был расстрелян, мать (Бася Яковлевна Рудницкая, 1895—?) провела 8 лет на Колыме.
В 1942 году Рудницкий окончил театроведческий факультет ГИТИСа. В качестве военного корреспондента в 1942—1945 годах участвовал в Великой Отечественной войне, был награждён орденами и медалями, в том числе медалью «За отвагу».
С 1946 года Рудницкий работал в газете «Советское искусство», по свидетельству А. Смелянского, «познал галерный труд оперативного газетчика, писал за других»[1]; в 1949 году, в период так называемой «борьбы с космополитизмом» был уволен из редакции. Ещё в сталинские времена, когда, по словам Смелянского, «писать о современном театре оказалось практически невозможно, а само занятие театральной критикой стало оскорбительным для достоинства литератора»[1], Рудницкий предпочёл заниматься историей театра. С 1959 года работал во Всесоюзном научно-исследовательском институте искусствознания.
Рудницкий является автором многочисленных трудов о Всеволоде Мейерхольде; некоторые книги даже в годы «оттепели» ему приходилось «пробивать» так же, как пробивали лучшие спектакли тех лет. Книгу «Режиссёр Мейерхольд» в 60-х едва не «пустили под нож», и в дальнейшем, вплоть до начала 80-х годов, ни одной работы о Мейерхольде и его театре Рудницкому опубликовать не удалось[1]. Последним капитальным трудом Рудницкого, вышедшим в год его смерти, была богато иллюстрированная книга-альбом «Русский и советский театр» на английском и французском языках (Thames and Hudson,L,1988, 520 р.; Editions du Regard, P.).
Был женат на известном искусствоведе и театральном критике Т. И. Бачелис. Сын — литературовед и переводчик Михаил Рудницкий.
Лев Лазаревич Рудницкий (псевдоним — Константин Рудницкий) — советский театральный критик, историк театра; доктор искусствоведения; член Союза писателей СССР с 1960 года. Лев… Развернуть
Владимир Анатольевич Никитин — российский историк фотографии, фотожурналист. Кандидат исторических наук, педагог. Читал лекции и преподавал в СПбГУ, университетах США, Швеции. Куратор множества выставок в России и за рубежом. Автор серии фотоальбомов «Петербург — Петроград — Ленинград — Петербург.
Владимир Анатольевич Никитин — российский историк фотографии, фотожурналист. Кандидат исторических наук, педагог. Читал лекции и преподавал в СПбГУ, университетах США, Швеции.… Развернуть
Алптов Михаил Владимирович (10 декабря 1902, Москва — 9 мая 1986, там же) — российский искусствовед.
Действительный член Академии художеств СССР (1954), заслуженный деятель искусств РСФСР (1958). Лауреат Государственной премии СССР (1974).
М. В. Алпатов — выходец из московской буржуазной семьи. Племянник В. А. Капустина[1] — историка подмосковного села Леоново и внук О. А. Найдёновой, сестры московского предпринимателя и краеведа Николая Найдёнова[2] Двоюродный племянник писателя Алексея Ремизова.
Учился на отделении теории и истории искусства историко-филологического факультета МГУ (1919—1921); в числе его педагогов — Б. Р. Виппер и А. Г. Габричевский. В 1921—1923 гг. Алпатов работал в Музее изобразительных искусств; в 1923—1930 годах — в Институте археологии и искусствоведения РАНИОН. В 1925 году защитил кандидатскую диссертацию по истории древнерусской живописи; докторской диссертацией (1940) стала монография «Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто» (1939).
С 1943 года профессор Московского художественного института имени И. В. Сурикова. Среди его учеников — известный современный художник Илья Кабаков.
Наиболее известным трудом Алпатова является трёхтомная «Всеобщая история искусств». (М. — Л., 1948—1955), до сих пор пользующаяся популярностью у студентов и всех интересующихся историей изобразительного искусства. Круг научных интересов Алпатова был чрезвычайно широк. Он одинаково квалифицированно писал о творчестве Андрея Рублёва, проблемах итальянского Возрождения и искусстве Древней Греции.
Излюбленный им жанр небольшого искусствоведческого «этюда» стал своего рода фирменным знаком научного метода Алпатова, во многом вобравшего в себя исследовательские принципы Ганса Зедльмайра и Д. В. Айналова. Труды Алпатова снискали известность не только в СССР, но и за рубежом. Его книги публиковались на семнадцати языках мира [3]
Кроме того, Алпатов сочинял стихи (в традициях Серебряного века), рисовал, преимущественно пастелью (в стиле, близком манере Анри Матисса), писал литературоведческие статьи и оставил интересные воспоминания. Большой интерес представляет его переписка с пианисткой Марией Юдиной и филологом Наумом Берковским.
Алптов Михаил Владимирович (10 декабря 1902, Москва — 9 мая 1986, там же) — российский искусствовед.
Действительный член Академии художеств СССР (1954), заслуженный деятель… Развернуть
Игорь Эммануилович Граба́рь — русский советский живописец, реставратор, искусствовед, теоретик искусства, просветитель, музейный деятель, педагог, профессор.
Родился в семье Эммануила Ивановича Грабаря, русского (русин) общественного деятеля, депутата австрийского парламента. Окрещён он был православным священником сербского происхождения, а восприемником стал Константин Кустодиев, дядя художника Б. М. Кустодиева. Дедом Грабаря по материнской линии был Адольф Добрянский, выдающийся деятель галицко-русского движения, а матерью Ольга Грабарь, также занимавшаяся русской просветительской деятельностью в Галиции.
В 1876 году семья переехала в Российскую империю. Игорь Грабарь учился сперва в Москве в лицее цесаревича Николая (лицей М. Н. Каткова), затем — на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, который окончил в 1893 году.
В отличие от старшего брата, Владимира (1865—1956), ставшего известным юристом, Игорь предпочёл карьеру художника и в 1894 году поступил в петербургскую Академию Художеств, где его руководителем некоторое время был Илья Репин. Академию он окончил в 1898 году, а затем учился в Париже и Мюнхене. Участвовал в работе творческих объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников».
Помимо создания картин важную роль в жизни художника занимает исследовательская и просветительская работа. Грабарь много писал об искусстве в журналах — в «Мире искусства», «Весах», «Старых годах», «Аполлоне», «Ниве» и др. Его перу принадлежит текст в издании «Картины современных художников в красках», редактором которого он также состоял; он же является редактором и крупнейшим сотрудником предпринятого И. Н. Кнебелем издания «История русского искусства», а также серии монографий «Русские художники». В начале 1913 года московская городская дума избирает Грабаря попечителем Третьяковской галереи. Он оставался на этой должности вплоть до 1925 года.
Грабарь был ключевой фигурой художественной жизни советской России. Он дружил с женой Л. Д. Троцкого Натальей Седовой, с которой познакомился во время совместной работы в музейном отделе Наркомпроса. В самом начале сталинских чисток Грабарь ушел со всех своих ответственных постов и возвратился к живописи. Он написал портрет девочки по имени Светлана, который вдруг стал невероятно популярен. Секрет был прост: дочь Сталина тоже звали Светлана, и все решили, что на портрете изображена именно она.
Кроме того, Грабарь в 1918—1930 годах руководил Центральными реставрационными мастерскими в Москве, а с 1944 года работал научным руководителем мастерских и возглавил многочисленные комиссии, занимавшиеся изъятием, что чаще было формой спасения от неизбежного уничтожения, картин из усадеб и икон из монастырей. Нынешний Всероссийский художественный научно-реставрационный центр, выросший из созданных И. Э. Грабарём Центральных реставрационных мастерских, носит его имя.
Был консультантом Ученого совета по реставрационным работам в Троице-Сергиевой Лавре, научным руководителем и главным архитектором которых был назначен И. В. Трофимов.
В начале 1943 года Грабарь выдвинул идею компенсации потерь советских музеев за счет конфискации произведений из музеев Германии и ее союзников. Он возглавил Бюро экспертов, которое составляло списки лучших произведений из музеев Европы, готовил «трофейные бригады», отправлявшиеся на фронт, и принимал эшелоны с произведениями искусства.
Действительный член Императорской Академии Художеств (1913).
Действительный член АН СССР (1943). Действительный член Академии художеств СССР (1947).
Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище
Искусствоведческая работа
Помимо создания картин важную роль в жизни художника занимала исследовательская и просветительская работа. И. Э. Грабарь много писал об искусстве в журналах — в «Мире искусства», «Весах», «Старых годах», «Аполлоне», «Ниве» и др. Его перу принадлежит текст в издании «Картины современных художников в красках», редактором которого он также состоял; он же был редактором и крупнейшим сотрудником предпринятого И. Н. Кнебелем издания «История русского искусства», а также серии монографий «Русские художники». В начале 1913 года московская городская дума избрала Грабаря попечителем Третьяковской галереи — он оставался на этой должности вплоть до 1925 года.
Грабарь был ключевой фигурой художественной жизни советской России. Он дружил с женой Льва Троцкого Натальей Седовой, с которой познакомился во время совместной работы в музейном отделе Наркомпроса. В самом начале сталинских чисток Грабарь ушёл со всех своих ответственных постов и возвратился к живописи. Он написал портрет девочки по имени Светлана, который вдруг стал невероятно популярен.
Кроме того, Грабарь в 1918—1930 годах руководил Центральными реставрационными мастерскими в Москве, инициатором создания которых был; а с 1944 года работал научным руководителем мастерских и возглавил многочисленные комиссии, занимавшиеся изъятием, что чаще было формой спасения от неизбежного уничтожения[источник не указан 1705 дней], картин из усадеб и икон из монастырей. Принимал непосредственное участие в реставрации иконы Андрея Рублёва «Троица». Современный Всероссийский художественный научно-реставрационный центр, выросший из созданных Грабарём Центральных реставрационных мастерских, носит его имя.
Был консультантом Ученого совета по реставрационным работам в Троице-Сергиевой лавре, научным руководителем и главным архитектором которых был назначен Игнатий Трофимов. С 1944 года директор Института истории искусств АН СССР.
В начале 1943 года Грабарь выдвинул идею компенсации потерь советских музеев за счет конфискации произведений из музеев Германии и ее союзников. Он возглавил Бюро экспертов, которое составляло списки лучших произведений из музеев Европы, готовил «трофейные бригады», отправлявшиеся на фронт, и принимал эшелоны с произведениями искусства. Примечательно, что в начале войны нацисты проводили конфискацию произведений завоёванных ими территорий в рамках проекта «Линц» и немалая часть была конфискована с территории СССР.
Выставки
В 1903 году он переехал в Москву. С этого времени Грабарь принимал участие в выставках «Мира искусства» в «Салоне» и «Союзе»; его работы выставлялись и за границей — в Мюнхене, в Париже, в Salon d’Automne, в 1906 году на выставке русского искусства, устроенной С. П. Дягилевым, в Риме на международной выставке в 1909 году и др. В 1910-х годах с И. В. Рыльским и И. В. Жолтовским входил в городское жюри, которое проводило в Москве «конкурсы красоты фасадов» .
Вскоре после переезда в Москву Игорь Грабарь познакомился с художником Николаем Мещериным; неоднократно посещал усадьбу Мещериных Дугино (ныне — посёлок Мещерино в Ленинском районе Московской области).
После Октябрьской революции Грабарь также активно занимался живописью, создавая как пейзажи, так и официальные, «придворные» композиции.
Семья
Жена: Валентина Михайловна Мещерина (1892—1959)
Дети: Ольга (род. 1922) и Мстислав (1925—2006)
Игорь Эммануилович Граба́рь — русский советский живописец, реставратор, искусствовед, теоретик искусства, просветитель, музейный деятель, педагог, профессор.
Родился в семье… Развернуть
Ирина Евгеньевна Данилова - доктор искусствоведения (1971), ведущий научный сотрудник Института высших гуманитарных исследований РГГУ. Специалист по истории и теории искусства. Направления научных исследований - искусство Италии эпохи раннего Возрождения (образ пространства в изобразительном искусстве и архитектуре Флоренции XV в.).
Ирина Евгеньевна Данилова окончила искусствоведческое отделение исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова в 1945 году, затем аспирантуру при Институте истории искусства АН СССР. С 1947 по 1967 год она работала в Московском Высшем художественно-промышленном училище (бывшее Строгановское) в качестве преподавателя, доцента, и.о. профессора кафедры истории искусств. С 1967 по 1998 год И.Е. Данилова – заместитель директора по научной работе ГМИИ им. А.С. Пушкина, с 1998 по 2010 год – главный научный сотрудник-консультант директора Музея.
Ирина Евгеньевна на протяжении десятилетий не просто была активнейшим участником научной жизни ГМИИ, но во многом формировала ее. Она обогатила науку рядом блестящих, новаторских по своему содержанию работ, к числу которых относятся исследования, посвященные Дионисию (тема кандидатской диссертации), книги «Итальянская монументальная живопись. Раннее Возрождение» (1970, защищена как докторская диссертация), «От средних веков к Возрождению. Сложение художественной системы картины кватроченто» (1975), «Брунеллески и Флоренция. Творческая личность в контексте ренессансной культуры» (1991), «Судьба картины в европейской живописи» (2005). Особый интерес проявляла И.Е. Данилова к монументальной живописи и проблематике, связанной с синтезом искусств. Свежесть и оригинальность неизменно отличали работы И.Е. Даниловой, посвященные категории времени в искусстве, проблемам композиции и иконографии, соотношения слова и изображения, искусства и зрителя. Искусствоведческие вопросы решались И.Е. Даниловой на обширном общекультурном фоне, а ее метод являлся по своей сути культурологическим.
Блестящий талант ученого-искусствоведа с мировым именем сочетался у Ирины Евгеньевны с великолепными организаторскими способностями руководителя, примером чему могут служить организация знаменитых Випперовских чтений, бывших на протяжении многих лет знаковым событием интеллектуальной жизни страны. Их уникальность – в тематическом объединении научной проблематики вокруг наиболее значительных выставок, организуемых Музеем. Подлинным прорывом в мир свободной, неангажированной мысли стали «Научные среды» в ГМИИ. И.Е. Даниловой удавалось привлекать для участия в музейных конференциях ученых из самых разных сфер науки: историков, философов, литературоведов, специалистов в области архитектуры, театра, музыки; среди них были такие выдающиеся фигуры, как С.С. Аверинцев, Ю.М. Лотман, Л.М. Баткин и др. И.Е. Данилова была также организатором отчетных сессий по итогам научной деятельности Музея за год, конференций молодых научных сотрудников, руководила подготовкой и изданием научных сборников и сообщений, лекционной и экскурсионной работой Музея. Она внесла также неоценимый вклад в создание больших выставочных проектов («Портрет в европейской живописи», 1972; «Натюрморт в европейской живописи XV – начала XX вв.», 1984, «Вавилонская башня. Земля – Небо», 2004 и др.).
Своими докладами И.Е. Данилова систематически представляла отечественное искусствоведение на международных конгрессах и симпозиумах (Будапешт, 1969; Флоренция, 1974; Милан, 1975; Флоренция, 1976; Афины, 1976; Флоренция, 1978; Мехико, 1980; София, 1980; Флоренция, 1982).
И.Е. Данилова вела также большую научную и педагогическую работу за пределами ГМИИ – в качестве члена бюро Комиссии по проблемам культуры Возрождения при Научном совете по истории мировой культуры АН РФ, а также в должности главного научного сотрудника Института Высших гуманитарных исследований при Российском государственном гуманитарном университете.
Ирина Евгеньевна Данилова - доктор искусствоведения (1971), ведущий научный сотрудник Института высших гуманитарных исследований РГГУ. Специалист по истории и теории искусства.… Развернуть
Елена Борисовна Овсянникова (15 июня 1948) — советский и российский архитектуровед, историк искусства. Исследовательница архитектуры русского авангарда.
Родилась 15 июня 1948 в семье профессора Московского авиационного института Б.В. Овсянникова и архитектора Н.Н. Виноградовой
Профессор кафедры истории советской и современной зарубежной архитектуры Московского архитектурного института (МАрхИ).
Кандидат архитектуры.
Координатор интернет-проекта Moskonstruct.org.
Приглашенный лектор ряда западных вузов.
Автор статей по вопросам охраны наследия, изучения искусства и архитектуры авангарда.
Автор проекта и реализации воссоздания росписи фасадов «Дома Моссельпрома».
Елена Борисовна Овсянникова (15 июня 1948) — советский и российский архитектуровед, историк искусства. Исследовательница архитектуры русского авангарда.
Родилась 15 июня 1948 в… Развернуть
Юлий Исаевич Айхенвальд (1872–1928), русский литературный критик, переводчик. Родился 12 (24) января 1872 в г.Балта Подольской губ. в семье раввина. По окончании Ришельевской гимназии в Одессе (1890) поступил на историко-филологический ф-т Новороссийского университета, который окончил в 1894 с золотой медалью за работу по философии. В 1895 переехал в Москву. Преподавал в гимназии, в университете А.Л.Шанявского, в Московском университете, на Высших женских историко-филологических курсах, читал публичные лекции в провинции.
В юности Айхенвальд писал стихи. Писать и публиковать в газетах литературно-критические статьи начал еще гимназистом. На его формирование как критика оказали решающее влияние философские труды А.Шопенгауэра. В 1901–1910 Айхенвальд перевел с немецкого языка Полное собрание сочинений А.Шопенгауэра, что стало для него серьезной мировоззренческой школой. По воспоминаниям философа С.Франка, в то время «сама его личность была проникнута напряженными религиозными интересами».
В 1890–1900 Айхенвальд писал статьи на философские, литературные и педагогические темы. Сотрудничал с журналом «Русская мысль» (был театральным обозревателем), а также с журналами «Вопросы философии и психологии», «Новое слово», «Вестник воспитания» и др. периодическими изданиями. Писал статьи для энциклопедического словаря Гранат и для Истории русской литературы Д.Н.Овсянико-Куликовского. Айхенвальд был избран членом Пушкинской комиссии Общества любителей российской словесности, ученым секретарем Московского психологического общества.
Широкая известность пришла к Айхенвальду после выхода книг Силуэты русских писателей (1906–1910) и Этюды о западных писателях (1910), в которых он создал выразительные литературные портреты, а также интерпретировал творчество известных русских и западных авторов (Н.В.Гоголь, А.С.Пушкин, А.С.Грибоедов, А.А.Фет, Ф.М.Достоевский, Г.Мопассан и др). При этом он использовал популярный в то время метод импрессионистической (имманентной) критики, которого также придерживались И.Ф.Анненский, К.Д.Бальмонт и др. Для этого метода характерно неприятие социологического подхода к литературе и в то же время, как писал Айхенвальд, понимание того, что «литература действует не одной своей чисто эстетической стороною, но всесторонней полнотою своих признаков, как явление моральное, интеллектуальное, как жизненное целое».
Написанная блистательным афористичным стилем книга Силуэты русских писателей в 1909 была удостоена почетного отзыва Академии наук. Вместе с тем книги Айхенвальда всегда вызывали и резко критические оценки. Среди возражавших Айхенвальду были весьма уважаемые литературоведы. Так, С.Венгеров писал: «Стремление выбросить из истории литературы исторический элемент жестоко отомстило критику: сказать, что Тургенев не глубок, значит единым взмахом пера уничтожить все, что отвело Тургеневу великое место в истории русской литературы».
Айхенвальд считал, что природа искусства иррациональна, поэтому утилитарный подход к нему невозможен. По его мнению, русская литературная критика приняла на себя не свойственные ей общественно-политические функции, из-за чего превратилась в публицистику. Его очерк о В.Г.Белинском, вошедший в книгу Силуэты русских писателей, вызвал такую волну критических оценок, что Айхенвальд ответил своим оппонентам книгой Спор о Белинском. Ответ критикам (1914).
Октябрьской революции 1917 Айхенвальд не принял, написав об этом в книге Наша революция (1918), переиздание которой было запрещено властями. Его послереволюционные книги Лев Толстой (1920), Похвала праздности (1922), Поэты и поэтессы (1922) и др. также вызвали неприятие официальных властей. В послереволюционной Москве Айхенвальд работал в Союзе писателей, в книжной лавке на Тверской. В 1922 откликнулся гневной статьей на расстрел Н.Гумилева, после чего был арестован и в том же году был выслан из советской России на знаменитом «философском пароходе» – вместе с Н.Бердяевым, С.Франком, М.Осоргиным и др. писателями и философами.
С 1922 Айхенвальд жил в Берлине, писал статьи для эмигрантской газеты «Руль», преподавал в Русском научном институте, участвовал в работе литературного кружка русских писателей-эмигрантов. В 1920-е годы издал свою последнюю книгу Две жены – о С.А.Толстой и А.Г.Достоевской.
Умер Айхенвальд в Берлине 17 декабря 1928. Похоронен на православном кладбище Тегель.
Юлий Исаевич Айхенвальд (1872–1928), русский литературный критик, переводчик. Родился 12 (24) января 1872 в г.Балта Подольской губ. в семье раввина. По окончании Ришельевской… Развернуть
Виталий Серафимович Манин (р. 1929) — доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, историк и теоретик искусства, педагог и музейный работник. Перу В. С. Манина принадлежит более сорока книг и около ста статей по вопросам русского и зарубежного искусства, в том числе исследования "Куинджи", "Шишкин", "Куинджи и его школа", "Лентулов", "Попков", "Искусство в резервации", "Неискусство как искусство", "Шедевры русского искусства", "L'Art russe" (1900—1935) и другие; работы В. С. Манина опубликованы в России, Германии, Франции, Испании, Бельгии, Японии и других странах.
В настоящее время живет и работает в Москве.
Виталий Серафимович Манин (р. 1929) — доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, историк и теоретик искусства, педагог и музейный… Развернуть
Савелий (Савва) Васильевич Ямщиков — русский реставратор, историк искусства, публицист. Открыл жанр русского провинциального портрета XVIII века—XIX веков, возродил к жизни имена забытых русских художников и иконописцев. Был консультантом А. Тарковского на съёмках фильма «Андрей Рублёв». Академик РАЕН.
Прямой потомок рода Толстых, внук писательницы Маргариты Владимировны Ямщиковой (псевд. Ал. Алтаев). Окончил искусствоведческое отделение исторического факультета МГУ. После неудачной попытки устроиться в музеи Кремля, получил предложение от Филатова Виктора Васильевича начать свою трудовую деятельность во Всероссийском реставрационном центре в отделе реставрации иконописи. Так, с двадцати лет Савва Васильевич начал работать во Всероссийском реставрационном центре в отделе реставрации иконописи. (Центр находился в Марфо-Мариинской обители, основанной святой Елизаветой (великой княгиней Елизаветой Фёдоровной), построенной А. В. Щусевым и расписанной М. В. Нестеровым).
Большую часть своей жизни С. В. Ямщиков провёл в русской провинции, сначала занимаясь профилактическими реставрационными работами на произведениях иконописи, а затем, обследуя музейные запасники, составляя реставрационную «Опись произведений древнерусской живописи, хранящихся в музеях РСФСР» и отбирая иконы для восстановления в Москве.
За сорок с лишним лет Савве Ямщикову удалось возродить сотни произведений иконописи, уникальные собрания русских портретов XVIII—XIX вв. из различных музеев России, вернуть многие забытые имена замечательных художников. Организованные Ямщиковым выставки, на которых показывались новые открытия реставраторов, стали неотъемлемой частью отечественной культуры. На них воспитывались молодые художники, историки искусства, писатели и все те, кому дорого художественное наследие России.
Кроме реставрационных выставок Ямщиков сумел в советское время познакомить современников с сокровищами частных коллекций Москвы и Ленинграда — от икон до лучших образцов авангардного искусства. Владельцы личных собраний избрали его председателем Клуба коллекционеров Советского фонда культуры. Издав десятки книг, альбомов, каталогов, опубликовав сотни статей и интервью в периодической печати, Савва Ямщиков много лет вёл постоянные рубрики на Центральном телевидении, снимал редкие сюжеты в различных городах России и за рубежом.
Искусствовед, историк, писатель, публицист, С. В. Ямщиков — автор многочисленных научных трудов, книг, альбомов, каталогов о русском искусстве. Савва Ямщиков — устроитель выставок, один из тех людей, чьё имя вот уже несколько десятилетий ассоциируется в обществе с борьбой за сохранение культурного наследия России.
Скончался 19 июля 2009 г. на 71-м году жизни в Пскове. Савва Ямщиков похоронен 22 июля 2009 года в Пушкинских Горах на городище Воронич, на кладбище у храма Георгия Победоносца, рядом с могилой хранителя Пушкинского музея-заповедника Семёна Степановича Гейченко и около родового некрополя Осиповых-Вульф.
Савелий (Савва) Васильевич Ямщиков — русский реставратор, историк искусства, публицист. Открыл жанр русского провинциального портрета XVIII века—XIX веков, возродил к жизни… Развернуть
Рест-Шаро Юлий Исаакович (имя при рождении Шаро Юлий Исаакович, псевдоним Б.Рест) - советский драматург, журналист, прозаик и переводчик .
Окончил Симферопольский общеобразовательный техникум (1924).
С начала 1920-х работал в газете "Красный Крым", с 1925 года в московской "Нашей газете" (был репортером, заведовал отделом искусства), сотрудничал в других газетах и журналах. В 1929-1950 гг. - корреспондент "Литературной газеты", руководил корпунктом газеты в Ленинграде (с 1931).
В середине 1930-х печатал фельетоны под псевдонимом "Кобра" (совместно с Н. Константиновым) в газете "Литературный Ленинград". Большинство произведений подписывал псевдонимом "Б.Рест".
В Красной Армии с 1939 года. Участник советско-финляндской 1939-1940 гг. и Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Был военным журналистом, служил в газете авиабригады ВВС КБФ, в газете "Краснознаменный Балтийский флот" и др.
Печатался с 1923 года. Автор многочисленных статей, очерков, драматических произведений. Большинство произведений написаны в соавторстве. Многие годы сотрудничал с С.П. Варшавским, с которым написал ряд брошюр, посвященных подвигам советских солдат ("Воины крылатой Балтики", 1941 и 1942; "Над Берлином", 1942 и др. изд.; "Герои и подвиги", 1942; и др.), книг, посвященных Эрмитажу (" Эрмитаж: 1764-1939", 1939; "Подвиг Эрмитажа", 1966, 4-е изд. - 1995; "Рядом с Зимним", 1969; "Билет на всю вечность: Повесть об Эрмитаже", 1978, 3-е изд. - 1986).
Несколько пьес написаны в соавторстве с Юрием Германом ("Далеко на севере", 1945; "Один год", 1961), повесть "Незримый фронт" и рассказы - с Марком Ланским (сб. "Незримый фронт", 1956 - 2 изд., 1959).
Автор сценариев фильмов "Сыновья идут дальше" (1958, с Ю.П. Германом) и "Об этом говорит вся Махилля" (1960, с О. Рамазановым).
В 1963 году издан сборник фельетонов "О чем рассказывала Кобра" (с Н. Константиновым).
Перевел с узбекского языка пьесы А. Кахара и Б. Рахманова.
Член Союза писателей СССР.
Рест-Шаро Юлий Исаакович (имя при рождении Шаро Юлий Исаакович , псевдоним Б.Рест ) - советский драматург, журналист, прозаик и переводчик . Окончил Симферопольский… Развернуть
Андрей Владимирович Иконников — российский деятель архитектурной науки, историк и теоретик архитектуры. Доктор архитектуры (1965). Автор многочисленных трудов по истории и теории архитектуры и градостроительства, в том числе — разных городов и стран мира, учебных пособий.
Андрей Иконников в 1950 году окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры (ЛИЖСА имени И. Е. Репина), где затем преподавал. Работал в проектных организациях Ленинграда. В 1966-1974 гг. директор ЦНИИ теории и истории архитектуры в Москве. Преподавал в московских вузах. Основное место работы — Российская академия архитектуры и строительных наук.
Андрей Владимирович Иконников — российский деятель архитектурной науки, историк и теоретик архитектуры. Доктор архитектуры (1965). Автор многочисленных трудов по истории и… Развернуть
Андрей Семёнович Немзер — советский и российский историк литературы и литературный критик, литературовед, профессор Высшей школы экономики; автор многочисленных (свыше 1110) публикаций.
Окончил филологический факультет Московского государственного университета (1979). Кандидат филологических наук (1983). Работал заведующим отделом критики журнала «Литературное обозрение» (1983—1990), обозревателем в газетах «Независимая газета», «Сегодня» (1994—1996), «Время МН»-«Время новостей» (с 1998 года). Преподавал в Российской театральной академии (1999—2002).
Член Союза российских писателей. Был членом Букеровского комитета (1995—2000), входил в жюри Литературной премии Аполлона Григорьева и был его председателем (2002), входил в жюри Национальной литературной премии «Большая книга», Букеровской премии (2000), премии имени Юрия Казакова (2000). Академик-учредитель (1997) и вице-президент (1997—1998 и с 2001 года) Академии русской современной словесности.
В марте 2010 г. подписал обращение российской оппозиции «Путин должен уйти».
Андрей Семёнович Немзер — советский и российский историк литературы и литературный критик, литературовед, профессор Высшей школы экономики; автор многочисленных (свыше 1110)… Развернуть
Литературный критик, историк литературы, публицист, мемуарист. Первый пушкинист в литературоведении. Родился 19 июня (1 июля) 1813, по другим сведениям 18 (30) июня 1812 в Москве. Был вольнослушателем историко-филологического факультета Петербургского университета. Около 1832 познакомился с Н. В. Гоголем, в 1839 — с В. Г. Белинским. В 1840—1843 путешествовал по Германии, Италии, жил в Париже. В 1840-х годах активно участвовал в кружке Белинского.
Дебютировал в печати очерками "Письма из-за границы" в журнале "Отечественные записки" в 1841.
Анненков вошёл в историю как основатель пушкинистики, автор первого критически подготовленного собрания сочинений Пушкина (1855—1857) и первой обширной биографии Пушкина — "Материалов для биографии Пушкина" (1855), позже, собрав новые материалы и получив возможность в более либеральных цензурных условиях опубликовать многие старые, издал книгу "Пушкин в александровскую эпоху" (1874). Анненков работал с рукописями Пушкина, опрашивал современников поэта, проводил систематическое обследование современной поэту прессы. Современники высоко оценили труд Анненкова.
Умер 8 (20) марта 1887 года в Дрездене.
Литературный критик, историк литературы, публицист, мемуарист. Первый пушкинист в литературоведении. Родился 19 июня (1 июля) 1813, по другим сведениям 18 (30) июня 1812 в… Развернуть
Вольфганг Амадей Моцарт, полное имя Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил Моцарт — австрийский композитор, капельмейстер, скрипач-виртуоз, клавесинист, органист. По свидетельству современников, обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. Моцарт широко признан одним из величайших композиторов: его уникальность состоит в том, что он работал во всех музыкальных формах своего времени и во всех достиг наивысшего успеха. Наряду с Гайдном и Бетховеном, принадлежит к наиболее значительным представителям Венской классической школы.
Моцарт родился 27 января 1756 года в Зальцбурге, бывшем тогда столицей Зальцбургского архиепископства, теперь этот город находится на территории Австрии. На второй день после рождения он был крещён в соборе святого Руперта. Запись в книге крещений даёт его имя на латыни как Johannes Chrysostomus Wolfgangus Theophilus (Gottlieb) Mozart. В этих именах первые два слова — имя святого Иоанна Златоуста, не использующееся в повседневной жизни, а четвёртое при жизни Моцарта варьировалось: лат. Amadeus, нем. Gottlieb, итал. Amadeo, что значит «возлюбленный Богом». Сам Моцарт предпочитал, чтобы его называли Вольфганг.
Музыкальные способности Моцарта проявились в очень раннем возрасте, когда ему было около трёх лет. Его отец Леопольд был одним из ведущих европейских музыкальных педагогов. Его книга «Опыт основательной скрипичной школы» (нем. Versuch einer gründlichen Violinschule) была опубликована в 1756 году — в год рождения Моцарта, выдержала много изданий и была переведена на множество языков, в том числе и на русский. Отец обучил Вольфганга основам игры на клавесине, скрипке и органе.
В Лондоне малолетний Моцарт был объектом научных исследований, а в Голландии, где во время постов строго изгонялась музыка, для Моцарта было сделано исключение, так как в его необычайном даровании духовенство усматривало перст Божий.
В 1762 году отец Моцарта предпринял с сыном и дочерью Анной, также замечательной исполнительницей на клавесине, артистическое путешествие в Мюнхен, Париж, Лондон и Вену, а затем и во многие другие города Германии, Нидерландов, Швейцарии. В этом же году юный Моцарт написал свою первую композицию. Всюду он возбуждал удивление и восторг, выходя победителем из труднейших испытаний, которые ему предлагались людьми как сведущими в музыке, так и дилетантами. В 1763 году изданы в Париже первые сонаты Моцарта для клавесина и скрипки. С 1766 по 1769 годы, живя в Зальцбурге и Вене, Моцарт изучал творчество Генделя, Страделла, Кариссими, Дуранте и других великих мастеров. По заказу императора Иосифа II Моцарт за несколько недель написал для итальянской труппы оперу «Мнимая простушка» (итал. La Finta semplice), но певцам не понравилось сочинение 12-летнего композитора, их упорное нежелание исполнять оперу в конце концов заставило Леопольда Моцарта отступиться и не настаивать. В дальнейшем певцы будут постоянно жаловаться, что Моцарт в своих операх заглушает их «слишком массивным аккомпанементом».
1770—1774 годы Моцарт провёл в Италии. В 1770 году в Болонье он познакомился с исключительно популярным в то время в Италии композитором Йозефом Мысливечеком; влияние «Божественного Богемца» оказалось столь велико, что впоследствии, по сходству стиля, некоторые его сочинения приписывали Моцарту, в том числе ораторию «Авраам и Исаак».
В 1771 году в Милане, опять же при противодействии театральных импресарио, всё же была поставлена опера Моцарта «Митридат, царь Понтийский» (итал. Mitridate, Re di Ponto), которая была принята публикой с большим энтузиазмом. С таким же успехом была дана и вторая его опера, «Lucio Sulla» (Луций Сулла) (1772 год). Для Зальцбурга Моцарт написал «Сон Сципиона» (итал. Il sogno di Scipione), по поводу избрания нового архиепископа, 1772 год, для Мюнхена — оперу «La bella finta Giardiniera», 2 мессы, офферторий (1774 год). Когда ему минуло 17 лет, среди его произведений насчитывались уже 4 оперы, несколько духовных сочинений, 13 симфоний, 24 сонаты, не говоря о массе более мелких композиций.
В 1775—1780 годах, несмотря на заботы о материальном обеспечении, бесплодную поездку в Мюнхен, Мангейм и Париж, потерю матери, Моцарт написал, среди прочего, 6 клавирных сонат, концерт для флейты и арфы, большую симфонию № 31 D-dur, прозванную Парижской, несколько духовных хоров, 12 балетных номеров.
В 1779 году Моцарт получил место придворного органиста в Зальцбурге (сотрудничал с Михаэлем Гайдном). 26 января 1781 года в Мюнхене с огромным успехом была поставлена опера «Идоменей», обозначившая определённый поворот в творчестве Моцарта. В этой опере видны ещё следы староитальянской opera seria (большое число колоратурных арий, партия Идаманта, написанная для кастрата), но в речитативах и в особенности в хорах ощущается новое веяние. Большой шаг вперёд замечается и в инструментовке. Во время пребывания в Мюнхене Моцарт написал для мюнхенской капеллы офферторий «Misericordias Domini» — один из лучших образцов церковной музыки конца XVIII века.
Венский период
В 1781 году Моцарт окончательно поселился в Вене. На рубеже 70-80-х годов император Иосиф II был увлечён идеей развития немецкой национальной оперы — зингшпиля, ради которого ещё в 1776 году в Вене была закрыта Итальянская опера. По заказу императора в 1782 году Моцарт написал для немецкой труппы зингшпиль «Похищение из сераля» (нем. Die Entführung aus dem Serail), восторженно принятый в Вене и вскоре получивший широкое распространение в Германии. Однако развить успех Моцарту не удалось: в том же 1782 году эксперимент с зингшпилем закончился, и император вернул в Вену итальянскую труппу.
В этом же году Моцарт женился на Констанце Вебер, сестре Алоизии Вебер, в которую он был влюблен во время пребывания в Мангейме. В первые же годы Моцарт приобрёл в Вене широкую известность; популярностью пользовались его «академии», как назывались в Вене публичные авторские концерты, в которых исполнялись сочинения одного композитора, нередко им самим. Именно для этих «академий» написана большая часть его клавирных концертов. В 1783—1785 годах были созданы 6 знаменитых струнных квартетов, которые Моцарт посвятил Йозефу Гайдну, мастеру этого жанра, и которые тот принял с величайшим почтением. К этому же времени относится его оратория «Davide penitente» (Кающийся Давид).
Однако с оперой у Моцарта в последующие годы в Вене складывалось не лучшим образом. Оперы «L’oca del Cairo» (1783 год) и «Lo sposo deluso» (1784 год) остались неоконченными. Наконец, в 1786 году была написана и поставлена опера «Свадьба Фигаро», автором либретто которой был Лоренцо да Понте. Она имела в Вене хороший прием, однако после нескольких представлений была снята и не ставилась до 1789 года, когда постановку возобновил Антонио Сальери, считавший «Свадьбу Фигаро» лучшей оперой Моцарта. Зато в Праге «Свадьба Фигаро» имела ошеломляющий успех, мелодии из неё распевали на улице и в трактирах. Благодаря этому успеху Моцарт получил новый заказ, на этот раз из Праги. В 1787 году увидела свет новая опера, созданная в содружестве с Да Понте, — «Дон Жуан» (Don Giovanni). Это сочинение, и поныне считающееся одним из лучших в мировом оперном репертуаре, в Праге имело ещё больший успех, чем «Свадьба Фигаро».
Гораздо меньший успех выпал на долю этой оперы в Вене, вообще со времён «Фигаро» охладевшей к творчеству Моцарта. От императора Иосифа Моцарт получил за «Дон Жуана» 50 дукатов, и, как утверждает Дж. Райс, в течение 1782—1792 годов это был единственный случай, когда композитор получал плату за оперу, заказанную не в Вене. Однако публика в целом осталась равнодушна. С 1787 года прекратились его «академии», Моцарту не удалось организовать исполнение трёх последних, ныне самых знаменитых симфоний: № 39 ми-бемоль мажор (KV 543), № 40 соль минор (KV 550) и № 41 до мажор «Юпитер» (KV 551), написанных в течение полутора месяцев в 1788 году; лишь три года спустя одна из них, Симфония № 40, была исполнена А. Сальери в благотворительных концертах.
В конце 1787 года, после смерти Кристофа Виллибальда Глюка, Моцарт получил должность «императорского и королевского камерного музыканта» с жалованием в 800 флоринов, однако обязанности его сводились в основном к сочинению танцев для маскарадов, опера — комическая, на сюжет из светской жизни — была заказана Моцарту лишь однажды, и ею стала «Così fan tutte» (1790).
Содержание в 800 флоринов не могло полностью обеспечить Моцарта; очевидно, уже в это время у него начали накапливаться долги, усугубляемые затратами на лечение болеющей жены. Моцарт набирал учеников, однако, по подсчётам специалистов, их было не много. В 1789 году композитор хотел покинуть Вену, но предпринятая им поездка на север, в том числе в Берлин, надежд не оправдала и материальное его положение не улучшила.
Историю о том, как в Берлине он получил приглашение стать во главе придворной капеллы Фридриха-Вильгельма II с содержанием в 3 тысячи талеров, Альфред Эйнштейн относит к области фантазии, как и сентиментальную причину отказа — будто бы из уважения к Иосифу II. Фридрих Вильгельм II лишь сделал заказ на шесть простых фортепьянных сонат для своей дочери и шесть струнных квартетов для себя самого.
Денег, вырученных во время поездки, было мало. Их едва хватило на уплату долга в 100 гульденов, которые были взяты у брата масона Гофмеделя на дорожные расходы[источник не указан 469 дней]. В 1789 году Моцарт посвятил прусскому королю струнный квартет с партией концертирующей виолончели (ре мажор).
Как утверждает Дж. Райс, с момента прибытия Моцарта в Вену император Иосиф оказывал ему больше покровительства, чем любому другому венскому музыканту, за исключением Сальери. В феврале 1790 года Иосиф умер; с восшествием на престол Леопольда II Моцарт поначалу связывал большие надежды; однако к новому императору музыканты доступа не имели. В мае 1790 года Моцарт писал его сыну, эрцгерцогу Францу: «…Моя любовь к труду и сознание своего умения позволяют мне обратиться к Вам с просьбой о предоставлении мне положения капельмейстера, тем более, что Сальери, хотя и опытнейший капельмейстер, никогда не занимался церковной музыкой…». Но его надежды не оправдались, Сальери остался на своём посту, а материальное положение Моцарта оказалось настолько безвыходным, что он должен был уехать из Вены от преследований кредиторов, чтобы артистическим путешествием хоть немного поправить свои дела.
Последний год
Последними операми Моцарта стали «Так поступают все» (1790 год), «Милосердие Тита» (1791 год), заключающая в себе чудные страницы, несмотря на то, что была написана за 18 дней, и наконец, «Волшебная флейта» (1791 год). Представленная в сентябре 1791 года в Праге, по случаю коронации Леопольда II чешским королём, опера «Милосердие Тита» была принята холодно; «Волшебная флейта», поставленная в том же месяце в Вене, в пригородном театре, напротив, имела такой успех, какого Моцарт в австрийской столице не знал уже много лет. В обширной и разнообразной деятельности Моцарта эта опера-сказка занимает особое место.
В мае 1791 года Моцарт был зачислен на неоплачиваемую должность ассистента капельмейстера Кафедрального собора Святого Стефана; эта должность предоставляла ему право стать капельмейстером после смерти тяжелобольного Леопольда Хофмана; Хофман, однако, пережил Моцарта.
Моцарт, как и большинство его современников, немало внимания уделял и духовной музыке, но великих образцов в этой области он оставил немного: кроме «Misericordias Domini» — «Ave verum corpus» (KV 618, 1791 год), написанный в совершенно не характерном для Моцарта стиле, и величественно-горестный Реквием (KV 626), над которым Моцарт работал последние месяцы своей жизни. Интересна история написания «Реквиема». В июле 1791 года Моцарта посетил некий таинственный незнакомец в сером и заказал ему «Реквием» (траурную заупокойную мессу). Как установили биографы композитора, это был посланец графа Франца фон Вальзегг-Штуппаха, музицирующего дилетанта, любившего исполнять у себя во дворце силами своей капеллы чужие произведения, покупая у композиторов авторство; реквиемом он хотел почтить память своей покойной жены. Работу над незавершённым «Реквиемом», потрясающим своим скорбным лиризмом и трагической выразительностью, закончил его ученик Франц Ксавер Зюсмайер, ранее принимавший некоторое участие в сочинении оперы «Милосердие Тита».
Смерть Моцарта
Умер Моцарт 5 декабря 1791 года примерно через час после полуночи (на тридцать шестом году жизни). Причина смерти Моцарта до сих пор является предметом споров. Большинство исследователей считает, что Моцарт действительно умер, как это и было указано в медицинском заключении, от ревматической (просовидной) лихорадки, возможно, осложненной острой сердечной или почечной недостаточностью. Знаменитая легенда об отравлении Моцарта композитором Сальери и сейчас поддерживается несколькими музыковедами, но сколько-нибудь убедительные доказательства этой версии отсутствуют. В мае 1997 года суд, заседавший в миланском Дворце правосудия, рассмотрев дело Антонио Сальери по обвинению в убийстве Моцарта, вынес ему оправдательный приговор.
Дата погребения Моцарта вызывает разногласия (6 или 7 декабря). Около 3 часов пополудни тело Моцарта было привезено к Собору Святого Стефана. Здесь в маленькой часовне состоялась скромная религиозная церемония. Кто из друзей и близких присутствовал при этом, остаётся неизвестным. Катафалк отправился на кладбище после шести вечера, то есть уже в темноте. Провожавшие гроб не последовали за ним за городские ворота. Местом погребения Моцарта было Кладбище Святого Марка.
Похороны Моцарта проходили по третьему разряду. Погребенными в отдельной могиле с надгробием или памятником могли быть только очень богатые люди и представители знати. По третьему же разряду общие могилы были рассчитаны на 5-6 человек. В похоронах Моцарта не было ничего необычного для того времени. Это не были «похороны нищего». Впечатляющие (хотя и по второму разряду) похороны Бетховена в 1827 году проходили уже в другой эпохе и, кроме того, отражали резко возросший социальный статус музыкантов, за что всю жизнь боролся сам Моцарт.
Для венцев смерть Моцарта прошла практически незаметно, однако в Праге при большом стечении народа (около 4000 человек) в память о Моцарте спустя 9 дней после его смерти 120 музыкантов исполнили со специальными дополнениями написанный ещё в 1776 году «Реквием» Антонио Розетти.
Вольфганг Амадей Моцарт , полное имя Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил Моцарт — австрийский композитор, капельмейстер, скрипач-виртуоз, клавесинист, органист. По свидетельству… Развернуть
Окончил Гарвард, где изучал историю искусства и экономику. С 1980 по 2002 год он был главным редактором самого тиражного французского художественного журнала Connaissance des Arts. Автор более 150 книг, в основном о современной архитектуре. Опубликовал монографии о Ричарде Мейере, Нормане Фостере, Сантьяго Калатраве, Альваро Сиза, Захе Хадид, Ренцо Пиано, Тадао Андо, Жане Нувеле и Сигеру Бане. Он также сотрудничал с Культурным фондом Ага Хана в работе над книгами, посвященными наследию мусульманского мира.
Окончил Гарвард, где изучал историю искусства и экономику. С 1980 по 2002 год он был главным редактором самого тиражного французского художественного журнала Connaissance des… Развернуть
Князь Сергей Михайлович Волконский — русский театральный деятель, режиссёр, критик, мемуарист, литератор; камергер, статский советник.
Родился в родовом имении Бенкендорфов-Волконских Фалль (нем. Schloß Fall) под Ревелем (ныне посёлок Кейла-Йоа в Кейлаской волости Харюского уезда Эстонии).
Предки
Князь Сергей Михайлович Волконский происходил из древнего рода князей Волконских, берущего начало от святого князя Михаила Черниговского, убитого в Золотой Орде в 1246 году.
Среди Волконских было много выдающихся государственных деятелей; один из них, светлейший князь Пётр Михайлович Волконский — прадед Сергея Михайловича по линии матери.
Другой прадед Сергея Михайловича по материнской линии, граф Александр Христофорович Бенкендорф, был начальником III Отделения «Собственной ЕИВ канцелярии» — шефом жандармов, особо доверенным лицом императора Николая I.
Дед Волконского по материнской линии, Григорий Петрович — гофмейстер, действительный статский советник. Музыкант, обладал великолепным басом. Принадлежал к кружку братьев Вьельгорских и кн. Одоевского — в сущности, первого музыкального общества России.
Декабрист Сергей Григорьевич — дед Сергея Михайловича по линии отца, ставший генералом в двадцатичетырёхлетнем возрасте. После восстания 14 декабря 1825 был приговорён по первому разряду к каторжным работам.
Князь Григорий Семёнович Волконский, прадед Сергея Михайловича по линии отца, воевал под начальством Суворова, Румянцева, Репнина, был генерал-губернатором Оренбургского края, за управление которым получил Андреевскую ленту. Имел Георгиевский крест 2 степени. Суворов называл его «неутомимый Волконский». Был страстным любителем старинной итальянской музыки.
Семья
Отец Сергея Михайловича, Михаил Сергеевич Волконский, обладал прекрасным тенором и очень много — для любителя — занимался пением. Сын декабриста Сергея Григорьевича Волконского, он родился в 1832 году в Петровском заводе в Сибири. В Санкт-Петербург приехал только в 1855 году и в 1876 году был уже тайным советником, впоследствии — товарищ министра Народного просвещения, член Государственного совета.
Мать, Елизавета Григорьевна, урождённая княжна Волконская, — дочь Григория Петровича Волконского (племянника декабриста Сергея Григорьевича), и Марии Александровны Волконской, урождённой графини Бенкендорф. Княгиня Елизавета Григорьевна Волконская во многом определила круг интересов сына Сергея, и, несомненно, повлияла на его вероисповедание (сама она перешла в католичество в царствование Александра III). Среди её друзей был философ, богослов и поэт Владимир Соловьев. Она автор книг «О Церкви» (Берлин, 1887), «Церковное предание и русская богословская литература» (Фрайбург, 1898), «Род князей Волконских» (СПб., 1900).
Братья Сергея Волконского, каждый по-своему, также оставили яркий след в истории России. Один из них, Пётр Михайлович, был предводителем дворянства, в эмиграции принял католичество. Другой, Александр Михайлович, в конце жизни принял сан католического священника — автор книги «Католицизм и священное предание Востока». Третий, Владимир Михайлович, был вице-председателем Государственной думы, впоследствии — товарищ министра внутренних дел; «пережил» на этом посту четырёх министров, причем Николай II говорил каждому новому министру: «Берегите Волконского».
Карьера
Имея возможность по праву рождения, воспитания, традиций занять любой высокий пост в официальной среде тогдашней России, но не имея склонности к какой-либо карьере, выбрал себе иное предназначение. Все его посты — уездный предводитель дворянства и директор Императорских театров. Единственная награда — орден Льва и Солнца второй степени, высочайше пожалованный по случаю визита персидского Шаха. Тем многообразнее его деятельность вне официальных сфер.
Посвятил себя работе в области культуры в самом широком смысле этого слова. Лектор, педагог, беллетрист, критик, режиссёр, автор мемуаров, статей, книг, посвященных философии, религии, истории, вопросам актёрской техники. Единственный представитель России на Конгрессе Религий в Чикаго. Первый русский, совершивший грандиозное лекционное турне (история и литература России) по Соединенным Штатам. Самый известный пропагандист и популяризатор метода Жак-Далькроза в России, основатель Курсов ритмической гимнастики в Петербурге, издатель и редактор первого журнала ритмики. В эмиграции — постоянный сотрудник газеты «Последние новости», театральный критик, член многочисленных обществ, профессор Русской Консерватории в Париже, впоследствии — её директор, педагог многих школ балета и танца.
Гимназия. Эрнесто Росси. Увлечение театром. Интерес к актерской технике
Волконский получил разностороннее домашнее образование, затем в 1872 году поступил в IV Ларинскую гимназию (Васильевский остров, Санкт-Петербург). К гимназическим годам относится первое знакомство с театром. В 1877 году познакомился с Эрнесто Росси во время его гастролей в Санкт-Петербурге, заинтересовался актёрской техникой. Росси, блестящий представитель «школы представления», великолепно владел телом и голосом, его актёрская техника стала для Волконского эталоном на многие годы. Именно на спектаклях Росси Волконский впервые увидел, что «как» на сцене не менее важно, чем «что». Под влиянием Росси Волконский и обратился к вопросам актёрской техники, выразительности жеста и голоса. В 1880 году Волконский закончил гимназию и перед поступлением в Университет совершил несколько поездок по Европе.
Университет. Театр. Земство
В сентябре 1881 году поступил на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Увлечение театром продолжалось. Волконский с братьями и сестрой начали устраивать домашние представления. Затем театральное поветрие охватило весь Петербург. Режиссёром любительской труппы стал актёр Михайловского театра Шарль Андрие, которому, как пишет Волконский, он был обязан первыми знаниями в области актёрской техники. Волконский играл роль Федора в любительском великосветском спектакле «Царь Фёдор Иоаннович», состоявшемся в доме Волконских на Гагаринской набережной. Первая постановка пьесы на русской сцене (тогда запрещенная на сцене Императорских театров). В 1891 году исполняет роль папского нунция Миранды в спектакле «Царь Борис», на сцене придворного театра «Эрмитаж», также первая постановка на русской сцене. 2 мая 1892 года Волконский впервые выступает публично, на вечере у Н. В. Дризена с лекцией «Художественное наслаждение и художественное творчество»; выступление на вечере Дризена получило значительный резонанс в художественных кругах Петербурга. Молодому автору удалось на внятном языке, хорошо аргументированным образом изложить традиционно считавшиеся «туманными» положения восприятия и эстетики, различия между понятиями искусства и красоты. В этом же году выходит его первая статья «Art et Beauté», Nouvelle Revue, 1-r Avril, Paris. В эти же годы Волконский начинает активно участвовать в земском движении, работая в своем уездном городе Борисоглебске и имении Павловка.
Первая американская поездка. Всемирная Выставка в Чикаго. Конгресс Религий. Кругосветное путешествие
В 1893 г. по официальной командировке Министерства Народного Просвещения едет в Чикаго, на открытие Всемирной выставки, где с апреля по сентябрь выступает с докладами на различных конгрессах, проходивших в рамках выставки (в том числе о женском образовании в России). 11—28 сентября — участвует в работе Конгресса Религий. 11 сентября торжественно открылся собственно Конгресс Религий. Волконский сделал несколько докладов по религиозно-философским вопросам, вызвавших огромный интерес. Развернутые отчеты о его выступлениях поместили чикагские газеты Interocean, Herald Tribune, а также московский журнал «Церковный Вестник».
Директор Императорских театров
22 июля 1899 года Волконский был назначен на пост Директора Императорских театров. Назначение это вызвало довольно большой разброс мнений. Волконский был известен своими театральными взглядами, которые «старой гвардии» представлялись идущими вразрез с установившейся практикой. Прежде всего, это заключалось в резко критическом отношении Волконского к принятому в русском театре примату бессознательного, низкому уровню техники драматических актёров. Зато безоговорочную (в первое время) поддержку Волконский получил от сторонников театральных реформ, в первую очередь — от Михаила Фокина. И не исключено, что, продлись директорство Волконского дольше, многие постановки Фокина, прославившие Дягилевскую антрепризу первых сезонов, увидели бы свет в родных стенах.
На сцене Александринского театра были поставлены такие пьесы, как «Отелло» и «Гамлет» Шекспира, «Снегурочка» Островского и «Эрнани» Гюго. Современники особенно высоко оценили постановку исторической комедии Н. А. Борисова «Бирон», отметив верность костюмов и портретного сходства грима актёров с выводимыми в комедии историческими личностями.
К следующему сезону была подготовлена постановка «Фауста» Гёте. Волконский задумал также постановку «Ипполита» Еврипида, однако она была осуществлена лишь после ухода князя. В оперный репертуар впервые были введены оперы Вагнера — «Тристан и Изольда» и «Валькирия». Из современных опер были поставлены «Богема» Пуччини и «Далибор[en]» Сметаны. В эти же два сезона были поставлены «Сарацин[en]» Ц. Кюи и «Садко» Н. А. Римского-Корсакова. Опера «Евгений Онегин» была возобновлена в совершенно новой обстановке, над которой много работал А. Н. Бенуа.
При Волконском были поставлены балеты, приготовленные его предшественником на посту директора И. А. Всеволожским — «Арлекинада», «Времена года» и «Испытание Дамиса», а также возобновлено два больших балета Мариуса Петипа — «Камарго» и «Царь Кандавл».
Волконский привлек к работе многих участников будущих Русских сезонов. В театр пришли художники «Мира искусства» Ап. М. Васнецов, А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, В. А. Серов, К. А. Коровин, Е. Е. Лансере. Балетмейстером Большого театра был назначен А. А. Горский. Сергей Дягилев, нашедший в Волконском отклик многим своим идеям, стал чиновником по особым поручениям, ему было передано издание «Ежегодника Императорских театров», с которым он справился блестяще. «Я в нем [Дягилеве] ценил глубокого знатока искусства во всех его проявлениях». Первый номер дягилевского «Ежегодника» (сезон 1899—1900) — «эра в русском книжном деле. Это было начало целого ряда последующих изданий, отметивших собой эпоху русской книги. „Аполлон“, „Старые годы“, „Новое искусство“, книги [Г. К.] Лукомского, монографии Бенуа, издания „Сириуса“ (…) — все это вышло из того источника, который открыл Дягилев своим „Ежегодником“». Волконский начал подтягивать драматическую труппу Императорских театров и столкнулся с сопротивлением актеров. Причиной было его театральное кредо — требование формы, непривычное для русского театра, привыкшего к примату бессознательного, «нутра». Многие страницы «Лавров» посвящены сравнительному описанию театра Европы и театра России, и как же проигрывает последний, его лучшие актёры, малоизвестным, давно забытым актёрам и актрисам театров Парижа, Лондона, Берлина!
В театральной среде исподволь зрело недовольство новым директором. Первый скандал произошёл с Дягилевым. В сезон 1900—1901 гг. Волконский возложил на Дягилева постановку балета Делиба «Сильвия». Дягилев привлек к постановке художников группы «Мир искусства», что возбудило протест обойденных против подобного «неслыханного нововведения». Волконскому пришлось взять своё предложение назад. Обиженный Дягилев, в свою очередь, поставил ультиматум, отказавшись от редактирования «Ежегодника», и был уволен. Волконский вынужден был подать в отставку из-за конфликта с М. Ф. Кшесинской. Предлогом стал отказ последней надеть фижмы, полагавшиеся к костюму для выхода в балете «Камарго». При попытке директора наложить на неё штраф, Кшесинская пожаловалась своим покровителям из царской семьи — в результате Волконский был вынужден отменить штраф и, несмотря на многочисленные предложения из придворных кругов, отказался остаться на своём посту. Его отставка была принята 7 июня 1901 года.
Директорство Волконского, если и не произвело кардинальных перемен в Императорских театрах, то все же наметило некоторые сдвиги (обновление репертуара, приглашение великих гастролеров — Томмазо Сальвини, Фелии Литвин и др., приход молодых художников, реорганизация балетного училища, введение класс мимики). Ему самому дало пусть печальный, но ценный опыт: он окончательно укрепился во мнении, что создание нового театра надобно начинать с создания нового актёра. Поэтому, когда в апреле 1917 года Волконскому вторично было предложено занять пост директора, он решительно отказался.
Жак-Далькроз. Хеллерау. Станиславский
В 1910 г. Волконский познакомился с методом музыкально-ритмического воспитания (ритмикой) Эмиля Жак-Далькроза, а также с системой выразительных жестов Франсуа Дельсарта. С 1910-х печатается в журналах «Аполлон», «Студия», «Ежегодник Императорских Театров», «Русская художественная летопись», «Русская мысль» и др., выступая со статьями о методах Далькроза и Дельсарта, в поддержку новых течений в искусстве движения. Работами Волконского заинтересовался К. С. Станиславский, что позднее вылилось в краткое сотрудничество Волконского с МХТ.
Курсы ритмической гимнастики. Листки Курсов ритмической гимнастики
В 1912—1914 годах был директором Курсов ритмической гимнастики в Петербурге и издателем-редактором специализированного журнала «Листки Курсов ритмической гимнастики», где регулярно печатались сообщения о развитии ритмики во всех странах мира, о введении этого предмета в различных театрах, школах, студиях. Волконский был автором и режиссёром-постановщиком спектакля-пантомимы «1914», своего рода «выпускного вечера» Курсов — они закрылись с началом Первой мировой войны (премьера 6 января 1915 в Мариинском театре). Идея спектакля была более чем проста: показ новейшей истории (1 мировой войны) приемом персонифицирования — так, например, «действующими лицами» были страны — Сербия, Россия, Франция и пр. Роль Бельгии исполняла Тамара Карсавина. Андрей Левинсон отмечал, что спектакль явился первым опытом «самодовлеющего применения метода Жака Далькроза к сценическим задачам большого масштаба».
После октября 1917. Москва-Петроград. 1918—1921. Студии, школы, студии
В начале июня 1914 г. Волконский вернулся в Россию после присутствия на Женевских празднествах. 17 июля — объявление войны. В августе пришлось закрыть Курсы Ритмической Гимнастики, прекратилось и издание «Листков». Волконский переехал в своё имение Павловку Тамбовской губернии, где практически постоянно жил до августа 1918 г. 6 января 1915 г. в Мариинском театре прошёл спектакль «1914», ставший своего рода выпускным вечером Курсов. В феврале 1917 г. некоторое время жил в Ялте. В апреле 1917 г. телеграммой от Головина, управляющего наследием Министерства Двора, был приглашен вновь занять пост директора Императорских Театров, но отказался.
С ноября 1917 г. начал переезжать из города в город Тамбовской губернии, спасаясь от преследования большевистских властей. В апреле 1918 г. состоялось официальное открытие «Выставки Декабристов», был выпущен каталог. «Руками энтузиастов во главе с упрямым князем в народном доме Борисоглебска разместились портреты, документы, вещи, письма — привезенные из Павловки семейные реликвии…». В мае переехал в Тамбов и на протяжении лета читал лекции в народном университете.
В октябре 1918 г. Волконский приехал в Москву, остановился в доме Алексея Стаховича. Читал цикл лекций «Искусство живой речи» на Драматических курсах Малого театра. Анализ деятельности Волконского, кстати, помогает развеять сложившееся убеждение, что он в 20-х занимался в основном ритмикой. Правильнее сказать, что Волконский занимался актёрской техникой в комплексе, куда входили выразительное движение, выразительная речь, мимика, декламация. Примером этого может служить изучение его работы на Драматических Курсах Малого Театра. Курс Волконского «искусство живой речи». Однако весьма любопытна программа курса, составленная, по всей видимости, самим лектором. В ней есть такие пункты: «Дельсарт и его система», «телесная выразительность, закон противупоставления», «точки отправления, закон последовательности». В графе «предмет» Журнала Драматических Курсов проставлено название предмета Волконского — «законы живой речи», затем просто «речь», и, наконец, появляется название «речь-жесты». Волконский преподавал на Курсах с октября 1918 года по октябрь 1919 года. В Журнале от 10 августа 1920 года появляется запись о том, что кафедра «Закон речи в связи с мимическими движениями» свободна. Видимо, именно такой курс на практике и читал Волконский. (Кстати, ритмику на Курсах преподавала вначале В. А. Гринер, затем — Е. В. Чаянова). В ноябре закончил книгу «Законы речи».
Некоторое время Волконский читал лекции в Московском Художественном театре и его студиях, а зимой 1918 года входил в Художественный совет МХТ. Отношения со Станиславским складывались весьма непросто, хотя к этому времени Станиславский и начал склоняться к точке зрения Волконского. Однако адепты системы Станиславского, отстаивающие её чистоту пуще самого основателя, немало мешали распространению любой другой точки зрения на проблему актёрской техники. Волконский упоминает, что везде, где бы ему ни приходилось преподавать или выступать с лекциями, его встречали настороженно и принимали далеко не сразу.
В марте-апреле 1919 г. болел тифом, в связи со слухами о его смерти появились некрологи.
Весной того же года Волконский получил письмо от Е. К. Малиновской с приглашением на работу в Директорию Большого Театра. Среди вопросов, которыми занималась Директория, было обсуждение и выработка программы балетного училища.
В июле открылся Ритмический институт, ректором его стала Н. Г. Александрова, в числе преподавателей — Волконский, В. А. Гринер) и др. В начале августа был арестован и двое суток сидел в ЧК в ожидании расстрела.
Помимо Ритмического института, Волконский преподавал во многих других учреждениях, причем хронологически проследить его занятия довольно трудно, так как он преподавал в нескольких местах одновременно (в Воспоминаниях он называет по меньшей мере 25 разнообразных студий), к тому же и само преподавание зачастую оказывалось одним-единственным уроком, на который являлось два-три человека. В Воспоминаниях Волконский о некоторых местах своей работы не упоминает вовсе (например, о Драматических Курсах при Малом Театре), о других пишет вскользь. В ноябре стал членом Директории Государственного Института Музыкальной Драмы (бывшая Филармония, затем ГИТИС, теперь РАТИ). Преподавал в школе при Новом театре.
Много работал Волконский и в системе Пролеткульта, преподавал там в основном выразительную речь, мимику. 5 февраля 1920 г. он выступил с докладом «Мысли о ритме», в рамках Научно-технического подотдела ТЕО (Театрального Отдела) Пролеткульта. 7 марта — лекция Волконского «Выразительный человек» в Государственном Институте декламации, позже переименованном в Государственный Институт Слова. В том же институте Волконский стал читать курс мимики, и ездил от института в командировку в Смоленск, где прочитал шесть лекций о мимике. 9 марта читает лекцию о ритме в Политехническом музее. 15 марта выступал на диспуте о «Габиме» в Камерном театре. 4 апреля подписал Декларацию Центрального Бюро Тонально-Пластической Ассоциации. Её приверженцы, пишет историк, «исповедовали культ тела, движения, массы, модернизируя давние идеи Жак-Далькроза; целью Тонпласо был коллективный синтетический театр, театр ритмизованного слова и пластики»[10]. 20 апреля читал лекцию о русском языке в Политехническом музее. В апреле же познакомился с Мариной Цветаевой, и их дружба продлилась до конца его жизни. В 1921 г. начал работу над книгой «Мои воспоминания» («Лавры», «Странствия», часть «Родины»). В феврале закончил книгу «О декабристах. По семейным воспоминаниям».
В сентябре 1921 г. переехал в Петроград, и с сентября по декабрь преподавал мимику в балетном училище. 19 и 24 октября выступил с лекциями «О декабристах» в Доме Литераторов.
Эмиграция. Италия, Австрия
Зимой 1921 эмигрировал.
Десять лет в Париже. Директор Русской Консерватории. Третья американская поездка. 15—25 октября 1937
С февраля 1926 года постоянно жил в Париже, и «За десять с небольшим лет парижского периода своей жизни Волконский сделался одной из самых ярких фигур русского Зарубежья». Он печатался в журналах «Звено», «Перезвоны», «Числа». С мая 1926 года начал постоянно публиковать в газете «Последние Новости» рецензии, статьи, обзоры, отрывки из воспоминаний. Обширный театральный опыт Волконского, отличное знание и русского, и европейского театра, большая практика писательской работы, великолепный легкий язык, широкий кругозор дали ему возможность занять ведущее место в среде многочисленных театральных критиков Парижа. В «Последних Новостях» были опубликованы наиболее значительные рецензии и статьи Волконского. Это, прежде всего, театральные рецензии на русские труппы Парижа, как забытые, так и оставшиеся в истории — Зарубежный Камерный театр, Новый Русский театр, Русская опера, труппа Марии Германовой, театр Михаила Чехова. Большой блок занимают рецензии на европейские театры того времени — постановки знаменитого Картеля (Луи Жуве, Шарля Дюллена, Гастона Бати, Жоржа Питоева), театр Антуана, спектакли Александра Моисси. Много внимания уделял Волконский и гастролям советских театров — Большому, где он видел «Жизель» с Мариной Семеновой; театру Вс. Мейерхольда, постановки которого он подверг жесткой аргументированной критике; Камерному театру Таирова, привезшему почти весь репертуар. Уехавший из России в декабре 1921 года, Волконский только в Париже сумел увидеть знаменитую «Принцессу Турандот» в изысканно-ироничной постановке Вахтангова и в блестящих декорациях Игнатия Нивинского. Балетный цикл статей включает в себя, прежде всего, обзоры Дягилевской антрепризы, работ Брониславы Нижинской, Сергея Лифаря, тщательные критические разборы представлений и демонстрации многочисленных студий, модных и известных в то время танцовщиц разнообразных школ и направлений. Статус Волконского подтверждается и его членством в профессиональном союзе La Critique éntrangère en France. С 1929 года избран почётным членом Тургеневского общества, в рамках которого постоянно выступал с лекциями по истории, культуре и литературе. Волконского часто приглашали выступать в другие города. Так, 23 января 1930 года во Фрайбургском Университете состоялась лекция Волконского «Картины русской культуры в прошлом», 18 марта он приглашен в Лион, а затем в Ментону с чтением лекций «Картины жизни и культуры прежней России», затем в Брюссель с лекциями «Художественные воспоминания». Помимо этих занятий, Волконский продолжал свою педагогическую деятельность, вел уроки ритмики, мимики, декламации, выразительного чтения во многих школах и студиях (Веры Трефиловой, Юлии Кутыриной и др.), на Курсах Вокальных искусств, в Народном университете Парижа. Преподавал мимику в Русской Консерватории, затем стал её профессором, а в 1932 г. — директором. В Париже продолжались старые знакомства — 25 мая 1929 г. на вечере Марины Цветаевой в зале Вано Волконский читал свой рассказ, а в 1932 г. был приглашен в качестве оппонента на её доклад «Искусство при свете совести». Возобновились прерванные по разным причинам отношения с С. П. Дягилевым; с М. Ф. Кшесинской, в студии которой он неоднократно давал уроки и выступал с лекциями о движении и мимике. В 1932 г. стал членом жюри балетных конкурсов "Международные Архивы танца", читал цикл лекций на тему «Выразительный человек. Основы мимики», объявленный Архивами Танца. В 1936 году был приглашен читать лекции в балетную школу Курта Йосса в Лондоне, затем преподавал в балетной труппе Марковой и Долина из театра "Дюк оф Йорк". Там же, в Лондоне, 14 июля была объявлена помолвка Волконского с Мэри Ферн Фрэнч, дочерью американского дипломата.
Мэри Фэрн Фрэнч, невеста князя, была дочерью покойного Дж. Уолкера Фэрна, посланника США в Румынии, Греции и Сербии. В детстве она долго жила на Балканах. Когда началась I мировая война, работала сестрой милосердия во французских и американских госпиталях, причем, выезжая на фронт, оказывала помощь и раненым германским солдатам. В 1916 г. приехала в Сербию с лекциями в пользу Красного Креста. Позже долго жила в Париже. Мэри Фэрн Фрэнч — вдова Сета Бартона Фрэнча и невестка Эльси Фитц Симонс, бывшей Эльси Фрэнч Вандербильт. После свадьбы молодые поехали в Америку, навестить дочь княгини от первого брака. Там, в городке Хот-Спрингс, Волконский умер.
Хот-Спрингс (Hot-Springs — Горячие ключи) — горный курорт на северо-западе штата Виргиния, знаменитый своими термальными источниками. По-видимому, одной из целей поездки Волконского была поправка здоровья. Однако 19 октября он заболел и 25 умер. Из Хот-Спрингса его тело везли через весь штат в Ричмонд, столицу Виргинии. Там, 27 октября, его отпели в католической церкви Святого Сердца Господня и похоронили в тот же день на кладбище Холливуд.
31 октября в Русской католической церкви на улице Франсуа Жерар была отслужена панихида по князю Волконскому. В церкви, помимо родственников, присутствовал весь русский Париж.
Князь Сергей Михайлович Волконский — русский театральный деятель, режиссёр, критик, мемуарист, литератор; камергер, статский советник. Родился в родовом имении… Развернуть