Профессор Джованни Чиварди – итальянский художник и преподаватель, один из современных специалистов в преподавании курса рисунка.
Родился в Милане в 1947 году.
На протяжении нескольких лет совмещал обучение в Free Life-Study School of the Accademia di Brera и учебу на медицинском факультете в Милане.
Более десяти лет он работал в качестве иллюстратора, занимаясь оформлением обложек газет, журналов и книг.
Во время своих поездок во Францию и Данию организовывал персональные выставки.
Джованни Чиварди – автор ряда пособий по технике рисования, в которых делится с читателями своим многолетним опытом преподавания анатомии, техники рисунка и портретов.
Книги Чиварди имеют авторитет среди начинающих художников и выдержали уже восемь переизданий на пяти языках.
Профессор Джованни Чиварди – итальянский художник и преподаватель, один из современных специалистов в преподавании курса рисунка. Родился в Милане в 1947 году.
На протяжении… Развернуть
Искусствовед, художественный критик, историк и теоретик изобразительного искусства.
Окончил искусствоведческое отделение исторического факультета МГУ (1951). Экскурсовод в художественных музеях и галереях (1949—1953). В 1957—1960 преподавал историю искусств в Московской средней художественной школе. В 1962—1967 — заведующий отделом журнала «Декоративное искусство СССР». Сотрудник Института теории и истории архитектуры (1968—1970). В 1970-м оставил службу ради самостоятельной творческой работы в художественной критике и нескольких областях истории и теории искусства.
В последние годы читал также лекции по истории искусства книги в Высшей академической школе графического дизайна.
Автор множества публикаций в газетах, журналах, альманахах и научных сборниках, посвящённых как классическому, так и современному искусству — в первую очередь, графике и искусству книги.
Профессиональный авторитет Юрия Яковлевича был основан на небольших монографиях, написанных с исключительной четкостью, основательностью и являющихся в своем роде образцовыми.
Искусствовед, художественный критик, историк и теоретик изобразительного искусства. Окончил искусствоведческое отделение исторического факультета МГУ (1951). Экскурсовод в… Развернуть
Лев Алекса́ндрович А́ннинский (7 апреля 1934, Ростов-на-Дону, СССР - 6 ноября 2019, Москва, РФ) — советский и российский литературный критик, писатель, публицист, литературовед. Автор более 30 книг.
Отец по происхождению казак из станицы Ново-Аннинской. Мать — из города Любеча. Получив высшее образование, оба попали на ниву просвещения.
В 1939 году снялся в кинофильме «Подкидыш» в роли маленького мальчика в детском саду, который хотел быть и танкистом, и доктором, по выходным дням — пожарной машиной, и даже пограничной собакой.
Отец в 1941 году пропал без вести на фронте.
В юношеском возрасте на мироощущение, по его собственному признанию, влияли мифы Древней Греции, исторические романы, оставшиеся на отцовской полке (Стивенсон, Эберс, Антоновская и т. д.), потом — Максим Горький, Толстой, Писарев, Белинский. Рано ознакомился с трудами философов, включая Канта и Гегеля, прочел Бердяева, Шестова, Розанова, Булгакова, Фёдорова, Федотова.
Ещё в 8-м классе решил, что будет заниматься русской литературой. Окончил филологический факультет МГУ. По окончании университета он был распределён в аспирантуру. Выдержал конкурсные экзамены, но после событий осени 1956 года в Венгрии было решено «оздоровить идеологию». Вместо того, чтобы писать диссертацию, Лев Аннинский стал делать подписи к фотографиям в журнале «Советский Союз», откуда через полгода был уволен за «профнепригодность». Пришлось, по его выражению, «пойти в литподенщики», что и определило весь дальнейший творческий путь будущего критика.
Работал в журнале «Советский Союз» (1956-1957), в «Литературной газете» (1957-1960), в журнале «Знамя» (1960-1967), в Институте конкретных социологических исследований АН СССР (1968—1972), журналах: «Дружба народов» (1972-1991 и с 1993, член редколлегии), «Литературное обозрение» (1990-1992), «Родина» (с 1992), в течение короткого времени был одновременно главным редактором журнала «Время и мы» (1998).
Был Членом жюри литературной премии «Ясная Поляна».
Скончался 6 ноября 2019 года в Москве, где жил и работал в последние годы. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Лев Алекса́ндрович А́ннинский (7 апреля 1934, Ростов-на-Дону, СССР - 6 ноября 2019, Москва, РФ) — советский и российский литературный критик, писатель, публицист, литературовед.… Развернуть
Владимир Иванович Немирович-Данченко — российский и советский режиссёр, педагог, драматург и театральный деятель. Один из основателей и руководителей Московского Художественного театра. Народный артист СССР (1936). Брат писателя Василия Ивановича Немировича-Данченко.
Родился в Грузии в украинско-армянской семье дворянина, помещика Черниговской губернии, офицера (подполковника) Российской армии, служившего на Кавказе. Мать — урожденная Ягубян Александра Каспаровна (1829—1914), армянка, похоронена на Армянском кладбище в Москве.
Учился в Тифлисской гимназии (окончил с серебряной медалью) и затем на физико-математическом и юридическом факультетах Московского университета (1876—1879).
В 1877 году начал публиковаться как театральный критик: статьи и обзоры в журналах «Будильник», «Артист», «Стрекоза», газетах «Русский курьер» (был редактором газеты), «Новости дня» и др. под псевдонимами В л., В ладь, Гобой, Нике и Кикс.
В 1881 году была написана его первая пьеса «Шиповник», поставленная через год Малым театром; в том же году был опубликован первый его рассказ «На почтовой станции».
В 1891 году был опубликован роман «На литературных хлебах». Позже вышли повести и романы «Мгла» (1894), «Старый дом» (1895) «Губернаторская ревизия» (1896), «Драма за сценой» (1896), «Сны» (1898), пьесы «Последняя воля», «Новое дело», «Золото», «Цена жизни», «В мечтах». Эти драмы пользовались большой популярностью, ставились в Александринском и Малом театрах, а также в провинциальных театрах.
В год премьеры чеховской «Чайки» (1896) отказался от Грибоедовской премии за свою пьесу «Цена жизни», объявив, что пьеса А.Чехова более достойна этой премии.
В 1891—1901 годах преподавал на драматическом отделении Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества. Среди его учеников Иван Москвин, Ольга Книппер и Всеволод Мейерхольд, вошедшие в труппу Московского Художественного театра.
В 1898 году вместе с К. С. Станиславским Немирович-Данченко основал Московский Художественный театр и руководил им и рядом его студий, в частности, Музыкальной (позже преобразованной в Музыкальный театр им. Немировича-Данченко).
В 1943 году Немирович-Данченко добился организации Школы-студии при МХАТ, которая носит его имя.
До конца жизни Немирович-Данченко возглавлял МХАТ, будучи его директором и художественным руководителем.
25 апреля 1943 года Владимир Иванович Немирович-Данченко умер от сердечного приступа. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Режиссёрские работы во МХАТе
Музыкальная студия при МХТ (с 1926 — Музыкальный театр имени Вл. И. Немировича-Данченко).
Владимир Иванович Немирович-Данченко — российский и советский режиссёр, педагог, драматург и театральный деятель. Один из основателей и руководителей Московского… Развернуть
Сергей Сергеевич Прокофьев — русский и советский композитор, дирижёр и пианист. Народный артист РСФСР (1947). Лауреат Ленинской (1957 — посмертно) и шести Сталинских премий (1943, 1946 — трижды, 1947, 1951). Один из крупнейших, влиятельных и самых исполняемых композиторов XX века.
Сергей Прокофьев родился 23 апреля 1891 года в селе Сонцовка (ныне село Красное Красноармейского района Донецкой области, Украины) в семье учёного-агронома Сергея Алексеевича Прокофьева (1846—1910). Воспитание сына взяла на себя мать, которая была хорошей пианисткой. Она происходила из крепостных Шереметевых, где с самого раннего детства учили, причём на самом высоком уровне, театральным искусствам и музыке. Мальчик начал заниматься музыкой с 5 лет и уже тогда проявлял интерес к сочинительству. Мать записывала сочинённые им пьесы: рондо, вальсы, песенки, «Индийский галоп». В возрасте 9-10 лет мальчик-композитор написал 2 оперы: «Великан» и «На пустынных островах». В 1902—1903 брал частные уроки теории и композиции у Р. М. Глиэра.
С 1904 года учился в Петербургской консерватории у Н. А. Римского-Корсакова по инструментовке, А. К. Лядова по композиции, Я. Витола по музыкально-теоретическим дисциплинам, А. Н. Есиповой по фортепиано, Н. Н. Черепнина по дирижированию. В годы учёбы в консерватории завязал дружеские отношения с композитором Николаем Мясковским. Окончил консерваторию как композитор в 1909 году и как пианист в 1914 году. По 1917 год включительно продолжал занятия в консерватории по классу органа.
С 1908 года даёт первые концерты с исполнением собственных произведений. В 1911 году А. В. Оссовский лично обратился с письмом к известному российскому издателю Б. П. Юргенсону (см. П. И. Юргенсон) в поддержку Сергея Прокофьева, на которое Юргенсон ответил согласием издать его произведения.
Сергей Прокофьев вошёл в историю музыки как новатор, начавший вслед за Стравинским отход от ладовых гармоний романтизма XIX века. В результате чего композитор добился новых сверхмощных звучаний, основанных на диссонирующих медных духовых и сложных полифонических узорах струнной группы. Это особенно чувствуется во 2-й (1924) и 3-й (1928) симфониях, а также в операх «Игрок», «Огненный Ангел» и «Любовь к трём апельсинам». Что не всегда находило понимание у публики. Так во время премьеры Скифской сюиты зал наполовину опустел. И среди покинувших его был известный композитор того времени, педагог А. Глазунов.
В мае 1918 года Прокофьев выезжает на заграничные гастроли, которые затянулись на восемнадцать лет. Прокофьев гастролировал в Америке, Европе, Японии, на Кубе. В 1927, 1929 и 1932 годах Прокофьев предпринял концертные поездки в СССР. В 1936 году вернулся в СССР вместе с женой-испанкой Линой Кодина, ставшей Прокофьевой (собственно Каролина Кодина-Любера, 1897—1989). Прокофьев с семьёй — женой Линой и сыновьями Святославом и Олегом окончательно обосновался в Москве. В дальнейшем он выезжал за границу (в Европу и США) лишь дважды: в сезоне 1936/37 и 1938/39.
С начала 1930-х годов музыкальный стиль Прокофьева становится более умеренным, сочетая в себе модернизм, импрессионизм и поздний романтизм. Композитор уменьшил долю резких и мрачных звучаний в своих сочинениях. Музыка стала более светлой и мелодичной, сочетая в себе как новаторские, так и традиционные приёмы композиции. Типичные примеры: балет «Ромео и Джульетта» (1938) и 5-я симфония (1945).
С 1933 года был почётным профессором МГК имени П. И. Чайковского.
С 1941 года Сергей Прокофьев жил уже отдельно от семьи. А через несколько лет советское правительство объявило его брак недействительным, и без оформления развода 15 января 1948 года композитор официально женился второй раз, женой стала Мира Мендельсон. А первая супруга была арестована в 1948 году и сослана — сначала в Абезь (Коми АССР), затем в мордовские лагеря, откуда вернулась в 1956 году; позднее она сумела выехать из СССР, умерла в возрасте 91 года в Англии в 1989 году.
Прокофьев написал и симфонические сюиты — музыку к фильмам «Александр Невский» (1938) и «Иван Грозный» (В двух сериях 1944—1945). Они выполнены в стилистике позднего романтизма, немного отличаясь от собственного стиля Прокофьева. Это свидетельствует о его исключительно высоком композиционном мастерстве и умении писать в разных академических стилях.
В 1948 году Прокофьев подвергся разгромной критике за формализм. Его 6-я симфония (1946) и опера «Повесть о настоящем человеке» подверглись резкой критике, как не соответствующие концепции социалистического реализма.
С 1949 года Cергей Сергеевич почти не выезжает с дачи, но даже при строжайшем медицинском режиме пишет балет «Каменный цветок», Девятую фортепианную сонату, ораторию «На страже мира» и многое другое. Последним сочинением, которое довелось композитору услышать в концертном зале, стала Седьмая симфония (1952).
Сергей Сергеевич скончался в Москве в коммунальной квартире в Камергерском переулке от гипертонического криза 5 марта 1953 года. Так как он умер в день смерти Сталина, его кончина осталась почти незамеченной, а близкие и коллеги композитора столкнулись в организации похорон с большими трудностями. С. С. Прокофьев похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 3). В память о композиторе на доме в Камергерском переулке установлена мемориальная доска (скульптор М. Л. Петрова).
Сергей Сергеевич Прокофьев — русский и советский композитор, дирижёр и пианист. Народный артист РСФСР (1947). Лауреат Ленинской (1957 — посмертно) и шести Сталинских премий… Развернуть
Евстратова Елена Николаевна работник Третьяковской галереи.
Родилась 22 ноября 1962 г. В 1985 году закончила искусствоведческое отделение исторического факультета МГУ им.Ломоносова. Специальность — искусствовед. Преподавала мировую художественную культуру в московских ВУЗах, с 1997 года — старший научный сотрудник лекционного отдела Государственной Третьяковской галереи. Автор нескольких тематических лекционных циклов Лектория ГТГ. Автор нескольких книг и множества статей по изобразительному искусству, среди которых: «Скульптура» (М., «Росмэн»,2002), «Графика» (М., «Росмэн»,2003), «Илья Репин» (М., «Олма Медиа Групп», 2008), «Иван Шишкин» («Олма Медиа Групп», 2010) и др.
Евстратова Елена Николаевна работник Третьяковской галереи. Родилась 22 ноября 1962 г. В 1985 году закончила искусствоведческое отделение исторического факультета МГУ… Развернуть
Инго Ф. Вальтер родился в Берлине и изучал средневековье, литературу и историю искусства во Франкфурте-на-Майне и Мюнхене. Он опубликовал множество книг по искусству Средневековья, XIX и XX веков.
Инго Ф. Вальтер родился в Берлине и изучал средневековье, литературу и историю искусства во Франкфурте-на-Майне и Мюнхене. Он опубликовал множество книг по искусству… Развернуть
Мирослав Вячеславович Адамчик (псевдоним Мирослав Шайбак ) - белорусский писатель, популяризатор, издатель. Сын Вячеслава Адамчика.
В 1983 году окончил вечернюю школу № 12 и поступил на филологический факультет БГУ (закончил в 1990 г.). В 1989 г. корреспондент журнала «Березка» , в 1990-1991 гг. - Ответственный секретарь журнала «Беларусь» . С 1991 года заместитель шеф-редактора Белорусского ассоциации детективного, приключенческого и политического романа.
Литературную деятельность начал в 1983 г. стихами в газете « Литература и искусство ». Потом печатался в коллективных сборниках «Молодые голоса» и «Губы» (1985), «Здешние» (1988). В соавторстве с М. Климковичем написал первый белорусский роман - триллер «Любовница дьявола. или корона Витовта Великого ».
Вместе с братом Владимиром Адамчиком - один из авторов, скрывающихся под коллективным псевдонимом Андрей Воронин.
Под собственным именем выступает как автор-составитель и издатель художественных энциклопедий.
Мирослав Вячеславович Адамчик (псевдоним Мирослав Шайбак ) - белорусский писатель, популяризатор, издатель. Сын Вячеслава Адамчика. В 1983 году окончил вечернюю школу № 12… Развернуть
Кравченко Ирина Анатольевна – искусствовед, историк искусства, журналист. Ее очерки об известных актерах, режиссерах, писателях, художниках, а также многочисленные интервью с ними публиковались в различных журналах. Автор 15 книг о живописи. Первый опыт ее сотрудничества с серией «ЖЗЛ» - книга «Актеры советского кино», вышедшая в 2020 году.
Кравченко Ирина Анатольевна – искусствовед, историк искусства, журналист. Ее очерки об известных актерах, режиссерах, писателях, художниках, а также многочисленные интервью с… Развернуть
Родился в 1957 г. в Москве. Учился в МИИТе (1974-1979) по специальности электронные вычислительные машины. Женат, двое детей. Проработал 11 лет инженером, потом сменил сферу деятельности. Был редактором художественной литературы в недолго просуществовавшем
частном издательстве, верстальщиком в газете, редактором отдела культуры в независимом пресс-синдикате.
Поэт, композитор. Автор трех самиздатовских сборников: «Стихотворения» (1985), «Лингвопластика» (1987), «Биомеханика» (1990) и одной «нормальной» книги – сборника «Биомеханика» (М. 1995, 196 стр.), куда вошли избранные стихи 1983-1995 гг.. Автор полутора сотен песен, главным образом на собственные стихи. В 1997 вышел первый компакт-диск «Французский кролик» (L@HS, М. 1997). Первая большая публикация – сборник «Молодая поэзия-89». Печатался в «Дружбе народов», «Знамени», в сборниках и альманахах, а также в Интернете. В журнале «Знамя» опубликовал несколько рецензий на поэтические сборники. В 1995 по настоятельному требованию друзей написал книгу «Самоучитель работы на компьютере».
Компьютерная литература - особая область приложения знаний и умений автора. Великолепное владение русским языком и отличное знание компьютерных технологий позволяют автору создавать уникальные книги, которые снимают любые психологические барьеры при работе с ПК. Благодаря самоучителям Александра Левина свыше 5 млн. читателей сегодня общаются с компьютером "на ты".
Родился в 1957 г. в Москве. Учился в МИИТе (1974-1979) по специальности электронные вычислительные машины. Женат, двое детей. Проработал 11 лет инженером, потом сменил сферу… Развернуть
Родился 25 апреля 1840 года в селении при Камско-Воткинском заводе Вятской губернии (ныне город Воткинск, Удмуртия). Его отец — Илья Петрович Чайковский (1795—1880) — выдающийся русский инженер, был сыном Петра Фёдоровича Чайки, который родился в 1745 году в селе Николаевка близ Полтавы (Украина), позже сменил свою фамилию на Чайковский. Он был вторым ребёнком Фёдора Чайки (1695—1767) и его жены Анны (1717-?). Пётр Фёдорович учился в семинарии в Киеве, позже получил медицинское образование в Петербурге. С 1770 по 1777 год служил в армии ассистентом военного врача, позже стал офицером медслужбы в Кунгуре, Пермской губернии. В 1782 году был переведён в Вятку (Казанская губерния). В 1776 году женился на Анастасии Степановне Посоховой (1751 года рождения), у них было 11 детей. Илья Петрович, отец композитора, был 10-м ребёнком. Он, окончив Горный кадетский корпус в Петербурге, был зачислен на службу в Департамент горных и соляных дел. Овдовев в 1833 году, он женился на Александре Андреевне Ассиер, с которой в 1837 году переехал на Урал, куда получил назначение на пост начальника Камско-Воткинского сталелитейного завода. Пётр был вторым ребёнком в семье: в 1838 году родился его старший брат Николай, в 1842 году — сестра Александра (в замужестве Давыдова) и Ипполит. Братья-близнецы Анатолий и Модест появились на свет в 1850 году.
Родители Петра Ильича любили музыку. Его мать играла на фортепиано и пела, в доме стоял механический орган — оркестрина, в исполнении которого маленький Пётр впервые услышал «Дон Жуана» Моцарта. Пока семья жила в Воткинске, им часто доводилось слышать по вечерам мелодичные народные песни рабочих завода и крестьян. Из письма гувернантки Фанни Дюрбах Петру Ильичу: «Я особенно любила тихие мягкие вечера в конце лета… с балкона мы слушали нежные и грустные песни, только они одни нарушали тишину этих чудных ночей. Вы должны помнить их, никто из вас тогда не ложился спать. Если Вы запомнили эти мелодии, положите их на музыку. Вы очаруете тех, кто не сможет слышать их в вашей стране».
В 1849 году семья переехала в город Алапаевск (об этом этапе жизни композитора можно узнать из книги «12 путешествий по Среднему Уралу»), а в 1850 году — в Санкт-Петербург. Чувствуя себя низшими по статусу из-за скромного происхождения, в 1850 году родители отправляют Чайковского в Императорское училище правоведения, находившееся вблизи от улицы, ныне носящей имя композитора. Чайковский провёл 2 года за границей, в 1300 км от родного дома, так как возраст поступления в училище составлял 12 лет. Для Чайковского разлука с матерью была очень сильной душевной травмой. В 1852 году, поступив в училище, он начал серьёзно заниматься музыкой, которую преподавали факультативно. Чайковский был известен как неплохой пианист и хорошо импровизировал. С 16 лет начал уделять большее внимание музыке, занимаясь у известного педагога Луиджи Пиччоли; затем наставником будущего композитора стал Рудольф Кюндингер.
Окончив училище в 1859 году, Чайковский получил чин титулярного советника и начал работать в Министерстве юстиции. В свободное от службы время посещал оперный театр, где на него сильное впечатление оказывали постановки опер Моцарта и Глинки.
В 1861 году поступил в Музыкальные классы Русского музыкального общества (РМО), а после преобразования их в 1862 году в Петербургскую консерваторию стал одним из первых её студентов по классу композиции. Его учителями в консерватории были Николай Иванович Заремба (теория музыки) и Антон Григорьевич Рубинштейн (оркестровка). По настоянию последнего он бросил службу и целиком отдался музыке. В 1865 году окончил курс консерватории с большой серебряной медалью, написав кантату на оду Шиллера «К радости»; другие его консерваторские работы — увертюра к пьесе Островского «Гроза» и танцы сенных девушек, включённые впоследствии в оперу «Воевода».
По окончании консерватории, по приглашению Николая Рубинштейна, переехал в Москву, где получил место профессора классов свободного сочинения, гармонии, теории и инструментовки в только что основанной консерватории.
В 1868 году впервые выступил в печати как музыкальный критик и познакомился с группой петербургских композиторов ― членов «Могучей кучки». Несмотря на разность творческих взглядов, между ним и «кучкистами» сложились дружеские отношения. У Чайковского проявляется интерес к программной музыке, и по совету главы «Могучей кучки» Милия Балакирева он пишет увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта» по одноимённой трагедии Шекспира (1869), а критик В. В. Стасов подсказал ему замысел симфонической фантазии «Буря» (1873).
В том же году познакомился с Дезире Арто. Он посвятил ей Романс op. 5 и, как утверждается, закодировал её имя в текстах «Концерта для фортепиано с оркестром № 1» и симфонической поэмы «Фатум». Они планировали пожениться, но 15 сентября 1869 Дезире неожиданно вышла замуж за испанского певца-баритона Мариано Падилью-и-Рамоса. Спустя 19 лет, в октябре 1888 года, Чайковский по просьбе Дезире написал Шесть романсов Op. 65.
1870-е годы в творчестве Чайковского ― период творческих исканий; его привлекают историческое прошлое России, русский народный быт, тема человеческой судьбы. В это время он пишет такие сочинения, как оперы «Опричник» и «Кузнец Вакула», музыка к драме Островского «Снегурочка», балет «Лебединое озеро», Вторая и Третья симфонии, фантазия «Франческа да Римини», Первый фортепианный концерт, Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром, три струнных квартета и другие.
Написал по заказу организационного комитета к открытию Политехнической выставки кантату «В память 200-летия рождения Петра Великого» на слова Я. П. Полонского. Кантата впервые была исполнена 31 мая 1872 года на Троицком мосту в Кремле под специально построенным навесом (дирижёр К. Ю. Давыдов, солист А. М. Додонов).
С 1872 по 1876 год работал музыкальным критиком в газете «Русские ведомости», имевшей репутацию лево-либерального органа печати.
В июле 1877 года, увлёкшись сочинением оперы «Евгений Онегин», а также чтобы покончить с различными слухами и сплетнями по поводу своей личной жизни, импульсивно женился на бывшей консерваторской студентке Антонине Милюковой, которая была младше его на 8 лет. Особенности личной жизни композитора объясняются его гомосексуальностью, ставшей причиной того, что его брак через несколько недель распался, по мнению ряда искусствоведов этот факт биографии имел отражение в его творчестве. В силу различных обстоятельств супруги так и не смогли никогда развестись и жили раздельно.
В 1878 году оставил пост в Московской консерватории и уехал за границу. Моральную и материальную поддержку ему в этот период оказала Надежда фон Мекк, с которой Чайковский в 1876―1890 годы вёл обширную переписку, но никогда не встречался. Фон Мекк посвящена одна из работ Чайковского этого периода ― Четвёртая симфония (1877).
В середине 1880-х Чайковский возвращается к активной музыкально-общественной деятельности. В 1885 году его избирают директором Московского отделения РМО. Музыка Чайковского получает известность в России и за границей. Последние годы своей жизни композитор провёл в Клину, Московской области, где сейчас находится Государственный дом-музей П. И. Чайковского.
С конца 1880-х годов выступал как дирижёр в России и за рубежом. Концертные поездки укрепили творческие и дружеские связи Чайковского с западноевропейскими музыкантами, среди которых ― Ганс фон Бюлов, Эдвард Григ, Антонин Дворжак, Густав Малер, Артур Никиш, Камиль Сен-Санс и др.
Весной 1891 года П. И. Чайковский совершает поездку в США. В качестве дирижёра своих произведений с сенсационным успехом он выступил в Нью-Йорке, Балтиморе и Филадельфии (подробное описание этого путешествия сохранилось в дневниках композитора). В Нью-Йорке он выступал в только что открытом Карнеги-холл, где дирижировал Нью-йоркским симфоническим оркестром.
В последний раз в жизни Чайковский встал за дирижёрский пульт в Петербурге за девять дней до своей кончины ― 16 октября (28 октября по новому стилю) 1893 года. Во втором отделении этого концерта впервые прозвучала его Шестая, «Патетическая» симфония.
Скончался в 3 часа пополуночи 25 октября (6 ноября по новому стилю) 1893 года от холеры «неожиданно и безвременно» в квартире своего брата Модеста, в доме 13 на Малой Морской. Распоряжение похоронами, с Высочайшего соизволения, было возложено на дирекцию Императорских театров, что явилось «примером единственным и вполне исключительным».
Вынос тела и погребение состоялось 28 октября; при выносе присутствовал, среди прочих, Принц Александр Петрович Ольденбургский; все расходы на погребение император Александр III повелел покрыть «из Собственых сумм Его Величества». Отпевание в Казанском соборе совершил епископ Нарвский Никандр (Молчанов); пел хор певчих Казанского собора и хор Императорской русской оперы; «стены собора не могли вместить всех, желавших помолиться за упокой души Петра Ильича»; к литургии прибыл великий князь Константин Константинович. Похоронен в Александро-Невской лавре в Некрополе мастеров искусств.
Родился 25 апреля 1840 года в селении при Камско-Воткинском заводе Вятской губернии (ныне город Воткинск, Удмуртия). Его отец — Илья Петрович Чайковский (1795—1880) — выдающийся… Развернуть
Вольф изучал историю искусства, языкознания и медиевистики в университете Регенсбурга и Мюнхенском университете. В 1983 году он получил докторскую степень в области истории искусства. Вольф является автором многочисленных исторических и искусствоведческих книг, в том числе о Каспаре Давиде Фридрихе и эротическом искусстве XX века.
Вольф изучал историю искусства, языкознания и медиевистики в университете Регенсбурга и Мюнхенском университете. В 1983 году он получил докторскую степень в области истории… Развернуть
Геннадий Константинович Скоков в 1977 году поступил в Калужский педагогический институт им. К. Э. Циолковского на филологический факультет. В 1980 году закончил обучение по специальности «учитель русского языка и литературы». До 1986 года работал учителем литературы.
В 1986 году начал работу в Калужском государственном драматическом театре в должности администратора, затем заместителя директора театра по работе со зрителем. Параллельно с административной работой начал писать пьесы для театров.
Заочно окончил обучение в высшей школе менеджеров при Российской Академии театральных искусств (ГИТИС). Получил специальность «менеджер сценического искусства высшей квалификации». В 1992 году перевелся на работу в Калужский театр кукол на должность заведующего литературной частью театра.
С 1991 года сотрудничает с Центральным телевидением в качестве сценариста. Участвовал в создании юмористических программ «С легким паром», «Не скучай!» с Михаилом Евдокимовым, «Кышкин дом» — шоу Елены Степаненко, исторической программы «Власть факта», детской игровой познавательной программы «Перепутовы острова».
Авторские работы:
Пьесы: «Тайны волшебной страны», «Теремок», «Слоненок и его друзья», «Новогодние превращения, или как Баба-яга с Морозом воевала» и др. Книги: «Охота на белобрысых», «Андрей Боголюбский».
Геннадий Константинович Скоков в 1977 году поступил в Калужский педагогический институт им. К. Э. Циолковского на филологический факультет. В 1980 году закончил обучение по… Развернуть
Терри Харрисон вырос в Норфолке. В детстве он не получил специального художественного образования и не собирался становиться художником. Но в пятнадцать лет, переехав в Хэмпшир, он попал к замечательному преподавателю. С отличием закончил художественную школу и поступил в Школу Искусств в Фарнэме. Учился на графическом отделении, но занимался живописью в свободное время. В 1984 году ушел с работы и полностью посвятил себя искусству. Проводил мастер-классы для художников. Разработал собственный ассортимент кистей и красок. Является автором бестселлеров о живописи акрилом и акварелью.
Терри Харрисон вырос в Норфолке. В детстве он не получил специального художественного образования и не собирался становиться художником. Но в пятнадцать лет, переехав в Хэмпшир,… Развернуть
Готфрид Баммес (1920—2007) — немецкий художник и анатом. С 1960 — профессор пластической анатомии в Дрезденской академии изобразительных искусств (Высшей школе изобразительных искусств).
Готфрид Баммес (1920—2007) — немецкий художник и анатом. С 1960 — профессор пластической анатомии в Дрезденской академии изобразительных искусств (Высшей школе изобразительных… Развернуть
Марина Юрьевна Торопыгина — кандидат искусствоведения, киновед, преподаватель ВГИК. Автор и редактор книг о кино и истории искусства, статей в «Новой российской энциклопедии», публикаций о кино в журналах «Искусство кино», «Культура и искусство», на сайте www.lenta.ru и др
Старший научный сотрудник Российского института культурологии. В 2013 году защитила диссертацию на тему "Проблема символа у Аби Варбурга и в иконологии его круга". В своих эссе и интервью раздумывает о взаимоотношениях живописи и кино.
Марина Юрьевна Торопыгина — кандидат искусствоведения, киновед, преподаватель ВГИК. Автор и редактор книг о кино и истории искусства, статей в «Новой российской… Развернуть
Татьяна Лаптева — дизайнер интерьеров, художник, декоратор, автор нескольких персональных выставок живописи, Член Международного художественного фонда, а также постоянный автор журналов и книг по прикладному искусству и рукоделию.
Слово "универсал" наиболее точно характеризует Татьяну. Пожалуй, нет такой техники и такого материала, с которыми бы она не работала. Результат подобных экспериментов всегда превосходит ожидания. Все это удается мастеру, потому что большую часть своей жизни Татьяна учится. Список оконченных ею курсов и учебных заведений очень велик. Среди них есть даже углубленный курс мозаики, который Татьяна проходила в Италии.
Татьяна - частый гость ТВ-программ о дизайне и ведущая мастер-классов по декору, она неоднократные снималась на телевидении, в программах, посвященных декору и оформлению интерьера. Ее приглашали для участия в передачах на «Первом» и «Домашнем», на СТС и НТВ, работала она и с несколькими кабельными каналами.
Источники: изд. «Эксмо» и сайт «Ручная работа»
Татьяна Лаптева — дизайнер интерьеров, художник, декоратор, автор нескольких персональных выставок живописи, Член Международного художественного фонда, а также постоянный автор… Развернуть
Вера Михайловна Красовская — балерина, балетовед и весмирно известный историк балета. Доктор искусствоведения, профессор. Заслуженный деятель искусств России. Автор 18 книг и более 300 статей по вопросам истории, теории и практики балетного театра в отечественных и зарубежных изданиях.
В 1933 году окончила Ленинградское хореографическое училище (класс А. Вагановой). С 1933 года — артистка Театра им. Кирова. Восемь лет танцевала в спектаклях классического репертуара театра, затем в 1951 году окончила театроведческий факультет Ленинградского Театрального института им. А. Н. Островского. Полученная в классе Вагановой и на сцене Мариинского театра школа профессионализма в совокупности с высокой, аристократической культурой, энциклопедическими знаниями, блестящим владением языками, позволила В. М. Красовской стать крупнейшим искусствоведом.
Вера Михайловна работала научным сотрудником, профессором в Ленинградском театральном институте (впоследствии — ЛГИТМиК). Была заведующей кафедрой истории и теории хореографического искусства Академии русского балета им. А. Я. Вагановой в г. Санкт-Петербурге.
Вера Михайловна Красовская — балерина, балетовед и весмирно известный историк балета. Доктор искусствоведения, профессор. Заслуженный деятель искусств России. Автор 18 книг и… Развернуть
КаптереваТатьяна Павловна (Каптерева-Шамбинаго) — советский и российский искусствовед, специализирующийся на истории искусства стран Пиренейского полуострова, в особенности Испании, а также стран Северной Африки, доктор искусствоведения (1979), профессор (1992), действительный член РАХ (1991).
Окончила Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (отделение истории искусств) в 1945 г., затем аспирантуру ГМИИ им. А. С. Пушкина в 1949 году.
В течение двадцати лет заведовала отделом истории зарубежного искусства в Научно-исследовательском институте теории и истории изобразительных искусств.
Член Союза художников СССР.
КаптереваТатьяна Павловна (Каптерева-Шамбинаго) — советский и российский искусствовед, специализирующийся на истории искусства стран Пиренейского полуострова, в особенности… Развернуть
ДМИТРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ САРАБЬЯНОВ в 1941 году поступил в Московский институт философии, литературы и истории (вскоре вошедший в состав Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова). Во время Великой Отечественной войны был военным переводчиком на фронте (1943–1945).
После демобилизации из армии в 1949 году окончил искусствоведческое отделение исторического факультета МГУ. В 1953 году защитил кандидатскую, а в 1970 — докторскую диссертацию. С 1955 по 1960 год работал в Институте истории искусств Академии наук СССР. С 1960 до выхода на пенсию (1996) преподавал на кафедре истории русского искусства МГУ. В 1987 году был избран членом-корреспондентом, а в 1992 г. действительным членом Российской Академии наук.
Читал курсы «История русского искусства», «История русского искусства XIX — нач. ХХ вв.»; спецкурсы «Творчество П. А. Федотова», «Русская живопись среди европейских школ», «Стиль модерн», «Искусство русского авангарда» и др.
В 1960—1990-е гг. выступал с лекциями и докладами в США, Германии, Австрии, Франции, Чехословакии, Англии, Италии и других странах.
Научная деятельность.
Основные исследования посвящены истории русского изобразительного искусства XIX—XX вв., занимался также различными аспектами истории зарубежного искусства конца XIX — начала XX вв., взаимовлияния живописи и литературы, взаимодействия русского искусства с западноевропейским. Является крупным специалистом в области проблем внутренней традиции в русском искусстве, своеобразия стиля модерн и русского авангарда. В некоторых работах рассматриваются теоретические проблемы искусствоведения (в том числе на примере творчества современных художников). Одну из важнейших задач Д. В. Сарабьянов видел в высвобождении из «опалы» ряда русских художников, считавшихся формалистами, и возвращении их имен в курсы истории искусства.
Комплексно исследовал творчество И. Е. Репина, М. А. Врубеля, В. А. Серова, В. В. Кандинского, К. С. Малевича, К. С. Петрова-Водкина, П. В. Кузнецова, В. Е. Татлина, Р. Р. Фалька, Л. С. Поповой, А. В. Бабичева, Н. И. Андронова и др.
Составитель художественных альбомов о творчестве русских художников: П. В. Кузнецова (1975), В. А. Серова (1982) и др. Редактор «Истории русского и советского искусства» (1979; 2-е изд. 1989).
Член редколлегий «Истории русского искусства» (т. 1-13, 1953—1969), альманаха «Советское искусствознание», журналов «Искусствознание», «Наше наследие», «Серии монографий истории русской эмиграции», член редакционного совета альманаха «Вестник истории, литературы, искусства».
Под руководством Д. В. Сарабьянова подготовлены и защищены более 30 диссертаций.
Автор и соавтор около 400 научных публикаций.
Автор 430 научных публикаций, в том числе монографий о Кипренском, Федотове, Репине, Серове, Кузнецове, Фальке, Кандинском, Малевиче, Поповой. Основной круг научных интересов — история русского искусства XVIII–XX веков, взаимодействие различных видов искусства, русско-зарубежные художественные связи, стиль модерн, русский авангард 1910-х — 1920-х годов.
Автор таких издательских проектов как: «Россия и Запад» (2003) и «Иван Пуни» (2007).
Источник
ДМИТРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ САРАБЬЯНОВ в 1941 году поступил в Московский институт философии, литературы и истории (вскоре вошедший в состав Московского государственного университета… Развернуть
Валерио Либралато — итальянский художник-акварелист, автор многочисленных пособий, курсов и самоучителей по технике живописи.
Родился в Латине (административный регион Лацио, Италия) в апреле 1960 года. Карьеру художника начал уже в зрелом возрасте, поэтому сам себя называет «профессионалом с небольшим опытом». До этого работал специалистом по технике и электронике. Его творческий путь начался в середине восьмидесятых, когда он познакомился с профессором Кармело Стуто, прекрасным преподавателем живописи и великолепным художником. С этого момента в жизни Валерио Либралато начинается поиск творческого самовыржения в форме и цвете. Удивительно, что начало карьеры художника было связано не с акварелью, к ней он придёт позже, а с более академичной техникой - масляной живописью.
Решающее значение на дальнейший творческий путь Валерио Либралато оказала встреча с признанным художником - акварелистом Дино Массеренти в октябре 1988 года. С этого времени художник оставляет занятия масляной живописью, полностью посвяшая себя новому способу изображения - акварели.
«Я сразу понял, что именно акварель помогает мне сказать то, что я чувствую, что я вижу, — признается Валерио Либралато. — Я рисую в основном итальянские пейзажи, хочу рассказать о красоте своей родной страны красоту моих самых любимых мест: Венеция, Флоренция, Рим и мой родной город. И именно акварель позволяет мне передать их прозрачность, цвета, эффект внезапности, миг, который я увидел и запечатлел».
Страсть к творчеству, отточенная техника письма и желание передать свои идеи привели Валерио Либралато к созданию собственной школы акварели и написанию нескольких книг по технике живописи. Кроме мастер-классов у художника регулярно проходят выставки как в Италии, так и за рубежом. В 2006 году после ряда персональных выставок Либралато был выбран Ассоциацией Акварелистов Италии как лучший художник.
Источники: сайт изд. «Эксмо› и блог «World of Art»
Валерио Либралато — итальянский художник-акварелист, автор многочисленных пособий, курсов и самоучителей по технике живописи. Родился в Латине (административный регион Лацио,… Развернуть
Глеб Иванович Соколов — доктор искусствоведения, профессор кафедры Всеобщей истории и теории искусства МГУ, исследователь античного искусства и культуры древнегреческих городов Северного Причерноморья. Из семьи служащих. Отец Г.И., Иван Петрович Соколов - юрист; мать, Мария Николаевна Соколова - врач.
Полную среднюю школу Г.И. закончил в тяжёлое военное время, в 1942 г., с аттестатом отличника и поступил в Московское Военно-Инженерное училище. После выпуска из училища в звании младшего лейтенанта и в должности командира взвода Г.И. был направлен на фронт. С 1943 г. до июня 1944 г. участвовал в освобождении Крыма в составе 4 Воздушной армии. С июня до декабря 1944 г. принимал участие в освобождении Белоруссии, Западной Украины и Польши. Награжден Орденом Отечественной войны II степени, медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне».
В декабре 1944 года был направлен командованием армии на учёбу в Ленинградскую Военно-Воздушную Академию. Однако сам Г.И. признавал свою большую склонность к гуманитарным наукам. Будучи слушателем Академии, он одновременно учился на заочном отделении филологического факультета Ленинградского Университета. В 1948 году Г.И. демобилизовался из армии и поступил на исторический факультет Московского Университета, который закончил в 1953 году по специальности «история и теория искусства». Неслучайно Г.И. уже в этот период активно участвует в научных археологических экспедициях на территории древнего Боспора под руководством знаменитых профессоров В.Д. Блаватского и М.М. Кобылиной. Экспедиционная деятельность Г.И. продолжалась несколько десятилетий с 1949 г. по 1975 г.
В сентябре 1953 г. Г.И. был принят на работу в отдел популяризации искусства Государственного Музея Изобразительных Искусств им. А.С. Пушкина в должности научного сотрудника-экскурсовода, а в ноябре 1960 г. был переведён в отдел Античного искусства. С 1961 года он совмещал работу в Музее с преподаванием в Музыкально-педагогическом Институте им. Гнесиных, а в 1964 г. он выиграл конкурс на должность младшего научного сотрудника кафедры истории зарубежного искусства исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова и перевёлся в Университет в апреле этого года.
Г.И. представляет целую эпоху развития антиковедения. Значительное большинство современных отечественных исследователей античного искусства, истории и культуры являются в той или иной степени учениками Г.И.
Научная библиотека Г.И. была передана его сыном, Иваном Глебовичем Соколовым, известным композитором и музыкантом, в дар Российской Государственной Библиотеке в 2004 г. и хранится в Библиотеке истории русской философии и культуры в «Доме А.Ф. Лосева» (Москва).
Глеб Иванович Соколов — доктор искусствоведения, профессор кафедры Всеобщей истории и теории искусства МГУ, исследователь античного искусства и культуры древнегреческих городов… Развернуть