Майорова Наталья Олеговна родилась в г. Орехово-Зуево Московской области 06 марта 1956 года. Закончила исторический факультет Калужского государственного педагогического института (ныне университет). Затем — аспирантуру в Институте всеобщей истории Российской академии наук. Кандидат исторических наук. Имеет ряд научных публикаций по истории средневековой Англии.
В настоящее время работает на кафедре всеобщей истории Калужского государственного педагогического университета в качестве доцента. Научные интересы сосредоточены главным образом в области поздней античности и раннего Средневековья. Печатается с 2000 года. В 2004 году роман «Сибирская любовь», написанный в соавторстве с Е. В. Мурашовой (псевдоним — Наталья Домогатская), получил одну из премий конкурса «Российский сюжет».
С 2002 года сотрудничает с издательством «Белый Город». За это время был написан ряд работ, в том числе «Литература Древней Руси», «Русская история», в соавторстве с Г. К. Скоковым — книги о К. Я. Крыжицком, А. И. Корзухине, книги из серии «История русской живописи» и другие.
Майорова Наталья Олеговна родилась в г. Орехово-Зуево Московской области 06 марта 1956 года. Закончила исторический факультет Калужского государственного педагогического… Развернуть
Кристофер Харт – американский иллюстратор, карикатурист, мультипликатор, автор книг по искусству и технике рисования.
Кристофер изучал рисование в Калифорнийской школе исскуств, в Пайер-колледже искусств. В 1980 г. окончил Школу искусств Нью-Йоркского университета и получил степень бакалавра искусств.
Широкий круг интересов позволяет ему с успехом реализовывать разнообразные творческие проекты. Его телешоу "Крис Харт учит рисовать действия героев" имеет в США большой успех. Он записал 20 видеоуроков по технике рисунка. Детская настольная игра-головоломка "Cartoon It", в создании которой он принимал участие, получила в 2011 г. несколько премий. Но всемирную известность ему принесли руководства и пособия по рисованию. Его первая книга "Манга для начинающих. Все, что вам нужно, чтобы начать рисовать прямо сейчас!" (2008) более двух лет находилась в топе продаж в США.
Он сочинял сценарии комедий для многих ведущих кино- и телестудий - в том числе MGM, NBC, Paramount, Fox и Showtime. Также являлся постоянным автором для популярного журнала Mad. В настоящее время является автором в издательстве Random House.
Книжные серии "Манга-мания" и "Как нарисовать" (2008-2009) переведены на 20 языков.
Кристофер Харт живет в Вестпорте, штат Коннектикут, со своей женой и двумя дочерьми, активно общается со своей аудиторией в сети, консультирует и дает советы начинающим художникам.
Кристофер Харт – американский иллюстратор, карикатурист, мультипликатор, автор книг по искусству и технике рисования.
Кристофер изучал рисование в Калифорнийской школе… Развернуть
Баррингтон Барбер работал в рекламе и на телевидении в качестве дизайнера и арт-директора. В тоже время он преподавал в художественной школе Илинга. Чуть позже Барбер был приглашен на работу в качестве внештатного дизайнера, иллюстратора, художника в известную Augustine Studios.
В настоящее время Баррингтон Барбер является не только известным дизайнером, но и автором и иллюстратором более 50 книг и мастер-классов по основам рисования издательства Arcturus Publishing. Он рисует, рисует и пишет об искусстве.
Баррингтон Барбер работал в рекламе и на телевидении в качестве дизайнера и арт-директора. В тоже время он преподавал в художественной школе Илинга. Чуть позже Барбер был… Развернуть
Вильгельм Рихард Вагнер (нем. Wilhelm Richard Wagner) — немецкий композитор и теоретик искусства.
Вагнер родился в семье чиновника Карла Фридриха Вагнера. Под влиянием своего отчима, актёра Людвига Гейера, Вагнер, получая образование в лейпцигской школе Святого Фомы, с 1828 начал обучаться музыке у кантора церкви Святого Фомы Теодора Вайнлига, в 1831 начал музыкальную учёбу в университете Лейпцига. В 1833—1842 годах вёл беспокойную жизнь, часто в большой нужде в Вюрцбурге, где работал театральным хормейстером, Магдебурге, затем в Кёнигсберге и Риге, где он был дирижёром музыкальных театров, потом в Норвегии, Лондоне и Париже, где он написал увертюру «Фауст» и оперу «Летучий голландец». В 1842 триумфальная премьера оперы «Риенци, последний из трибунов» в Дрездене заложила фундамент его славы. Годом позже он стал придворным капельмейстером при королевском саксонском дворе. В 1849 Вагнер участвовал в Дрезденском майском восстании и после поражения бежал в Цюрих, где он написал либретто тетралогии «Кольцо нибелунга», музыку её первых двух частей («Золото Рейна» и «Валькирия») и оперу «Тристан и Изольда». В 1858 — Вагнер посещал на короткое время Венецию, Люцерн, Вену, Париж и Берлин.
В 1864 он, добившись благосклонности баварского короля Людвига II, который оплачивал его долги и поддерживал его и дальше, переехал в Мюнхен, где написал комическую оперу «Нюрнбергские мейстерзингеры» и две последние части Кольца Нибелунга: «Зигфрид» и «Гибель богов». В 1872 в Байрейте состоялась укладка фундаментного камня для Дома фестивалей, который открылся в 1876. Где и состоялась премьера тетралогии Кольцо нибелунга 13-17 августа 1876 года. В 1882 в Байрейте была поставлена опера-мистерия «Парсифаль». В том же году Вагнер уехал по состоянию здоровья в Венецию, где он умер в 1883 от сердечного приступа.
Вильгельм Рихард Вагнер (нем. Wilhelm Richard Wagner) — немецкий композитор и теоретик искусства. Вагнер родился в семье чиновника Карла Фридриха Вагнера. Под влиянием своего… Развернуть
Маргарита Фёдоровна Альбедиль — советский и российский этнограф, историк и религиовед. Один из ведущих специалистов по религиям и философии древней и современной Индии. Доктор исторических наук, старший научный сотрудник Отдела этнографии стран Южной и Юго-Западной Азии Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры) РАН.
Окончила восточный факультет Санкт-Петербургского университета.
Кандидат исторических наук с 1984 года(диссертация по теме "Протоиндийские тексты как историко-этнографический источник"). В 1996 году защитила докторскую диссертацию по теме «Протоиндийская цивилизация: этнокультурные проблемы» (СПб., 1995).
Автор более 250 научных и научно-популярных публикаций об Индии.
Маргарита Фёдоровна Альбедиль — советский и российский этнограф, историк и религиовед. Один из ведущих специалистов по религиям и философии древней и современной Индии. Доктор… Развернуть
Жиль Нере (1933 - 2005) - французский критик искусств и историк, журналист и куратор. Основная тема его работ - история эротики.
Организовал несколько ретроспектив в Японии и основал музей SEIBU и галлерею Wildenstein в Токио.
С 1992 года Нере - редактор издательства Taschen, для которого составлял систематические каталоги с работами Климта, Дали и т.д. Также известен как составитель каталога Erotica Universalis.
Жиль Нере (1933 - 2005) - французский критик искусств и историк, журналист и куратор. Основная тема его работ - история эротики.
Организовал несколько ретроспектив в Японии и… Развернуть
Алекс Росс - американский музыкальный критик. С 1996 года постоянный обозреватель еженедельника The New Yorker.
В 1986 году Росс окончил Школу святого Альбана в Вашингтоне и в 1990 году стал выпускником Гарвардского университета, где он был учеником композитора Питера Либерсона и работал ведущим на колледжской радиостанции WHRB, отвечая за классическую музыку и андеграундный рок. Он получил степень бакалавра искусств с высшим отличием за диссертацию по Джеймсу Джойсу.
С 1992 по 1996 года Росс работал музыкальным критиком в The New York Times. Он также публиковался в The New Republic, Slate, London Review of Books, Lingua Franca, Fanfare и Feed. Впервые он написал для The New Yorker в 1993 году и стал постоянным автором в 1996-м.
В 2007 году издательство Farrar, Straus and Giroux выпустило его первую книгу The Rest Is Noise: Listening to the Twentieth Century (рус. Дальше - шум. Слушая ХХ век. ), посвящённую истории музыкальной культуры начиная с 1990 года. В США она собрала хвалебные отзывы, войдя в десятку лучших книг 2007 года по версии New York Times, получила премию Национального общества книжных критиков (National Book Critics Circle Award) и номинации на Пулитцеровскую премию и Приз имени Сэмюэла Джонсона. Три года спустя в том же издательстве вышла вторая книга Росса Listen to This (рус. Послушайте ).
Росс был отмечен Стипендией Мак-Артура, трижды награждался Премией имени Димса Тейлора от Американского общества композиторов, авторов и издателей за публикации, посвящённые музыке, а также получил приз Холцбринка от Американской академии в Берлине.
Алекс Росс - американский музыкальный критик. С 1996 года постоянный обозреватель еженедельника The New Yorker. В 1986 году Росс окончил Школу святого Альбана в Вашингтоне и в… Развернуть
Нина Викторовна Геташвиили – писательница, кандидат искусствоведения, доцент, педагог. Специализация: искусство Европы и США XIX-XX веков; русское театрально-декорационное искусство; русское искусство ХХ века; общие проблемы выставочной деятельности. Автор книг и альбомов по искусству. Член Международной Ассоциации искусствоведов (АИС), Международной ассоциации художественных критиков (АICA) и отделения критики Московского Союза художников (МОСХ).
Нина Геташвили в 1972 году окончила отделение истории и теории искусства исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова по специальности искусствовед, историк искусства. В 1984 г. защитила диссертацию на тему: «Пространственные и декорационные искания К.А. Марджанишвили на русской сцене. 1917-1933 годы». С 1997 года профессор кафедры искусствоведения Российской Академии живописи, ваяния и зодчества; ведет курсы "Искусство Европы XIX века", "Западное искусство XX века". С 1999 – доцент кафедры искусствоведения РГГУ - "Теории западного искусства XX века", "Западное искусство XIX-ХХ веков"; спецсеминары по проектированию экспозиций и "современная зарубежная выставочная практика". Также ведет лекционные курсы в Институте антиквариата и экспертизы при аукционном доме "Гелос" и в галерее Онто-арт (под патронажем А.Менегетти).
Нина Викторовна Геташвиили – писательница, кандидат искусствоведения, доцент, педагог. Специализация: искусство Европы и США XIX-XX веков; русское театрально-декорационное… Развернуть
Константин Сергеевич Аксаков — русский публицист, поэт, литературный критик, историк и лингвист, глава русских славянофилов и идеолог славянофильства.
Аксаков — известный публицист-славянофил, сын Сергея Тимофеевича и жены его Ольги Семеновны Заплатиной, дочери суворовского генерала и пленной турчанки Игель-Сюмь, и брат Ивана Сергеевича А. Внешняя жизнь Аксакова вся сводится к участию в кружковых спорах и разнообразной литературной деятельности. Он работал в области русской истории и филологии, писал публицистические и критические статьи, стихотворения и драмы.
В селе Аксакове провёл первые десять лет своей жизни. 1832 г. пятнадцатилетний Аксаков был уже студентом Московского университета на словесном факультете. Его профессорами были Павлов, предшественник Белинского, Надеждин, Шевырёв, тогда ещё молодой энтузиаст, только что вернувшийся из-за границы. Словесности его учил профессор П.В.Победоносцев, отец будущего обер-прокурора Синода К.П.Победоносцева.
Кружок товарищей К.С.Аксакова состоял из Станкевича, Сатина, Кетчера, Клюшникова, Ев. Корша, В. Пассек, Белинского. В середине 1830-х гг. прямо или косвенно к ним примкнули Громовский, Боткин, Тургенев, Катков. Но уже с конца 1830-х годов кружок этот распался — умер глава его Н. В. Станкевич, В. Г. Белинский круто повернул к требованиям активного противодействия тяжести общественных условий и переехал в Петербург.
Аксаков же, с детства преданный русскому быту, остался верен ему и примкнул к иному, не похожему по внешности на первый, скромный, кружку славянофилов — А. С. Хомякова, Киреевских, Ю. Ф. Самарина. В 1838 г. Константин Аксаков отправился за границу, но полное неумение жить самостоятельно через пять месяцев заставило его вернуться домой, под кров родительского дома, где все житейское, прозаичное не касалось его. Поездка эта ознаменовалась, между прочим, тем, что в Берлине Константин Аксаков в первый и последний раз в жизни пытался сблизиться с женщиной; но практические требования хорошенькой продавщицы цветов разочаровали идеалиста, и он бежал от неё. Константин Аксаков всю жизнь остался холостым.
В 1841 защитил свою магистерскую диссертацию о Ломоносове. Диссертация была готова гораздо раньше, но цензура заставила изменить некоторые выражения о Петре и Петровском периоде и перепечатать книгу. Константину Аксакову много несчастливилось от цензуры. I том славянофильского «Московского сборника», предпринятого изданием в 1846 г., возбуждал много недоразумений, II же, со статьей Аксакова о «Богатырях князя Владимира», был уничтожен совсем, а её автору, как и другим участникам «Сборника» — Хомякову, Киреевским, кн. Черкасскому, — повелено было печатать не иначе как пройдя Главное управление цензуры в Петербурге. Снята была со сцены и его драма «Освобожденная Москва». В 1857 году Константин Сергеевич редактировал газету «Молва». Литературная деятельность его обширна и разнообразна — его историко-филологические исследования и критические статьи издавались отдельными книгами и печатались во многих газетах, журналах и сборниках.
Кроме того, он писал драмы и стихотворения, как оригинальные, так и переводные (драмы «Освобожденная Москва», «Князь Луповицкий», «Олег под Константинополем»). Полное собрание сочинений, изданное в Москве И. С. Аксаковым между 1861 и 1880 гг., осталось незаконченным; вышли только три тома, из которых III посвящен «Опыту русской грамматики». Смерть отца губительно повлияла на нежно любящего сына, и он не перенёс потери: лёгочная чахотка унесла его жизнь на острове Занте греческого архипелага 7 декабря 1860 г.
Константин Сергеевич Аксаков — русский публицист, поэт, литературный критик, историк и лингвист, глава русских славянофилов и идеолог славянофильства. Аксаков — известный… Развернуть
Ирина Александровна Антонова — советский и российский искусствовед, специалист по итальянской живописи эпохи Возрождения; директор (1961—2013)[ и президент (с 2013) Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Доктор искусствоведения.
Академик РАО (АПН СССР, 1989). Академик РАХ (2001; член-корреспондент 1997). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1979). Лауреат двух Государственных премий Российской Федерации (1995, 2017). Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».
С 1929 года по 1933 год жила с родителями в Германии. Вернувшись в Москву, семья Антоновых обосновалась в квартире на Покровском бульваре.
С 1940 года — студентка искусствоведческого отделения Института философии, литературы и истории. С 1941 года, после объединения ИФЛИ с МГУ, стала студенткой Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.
В начале Великой Отечественной войны окончила курсы медицинских сестёр, с весны 1942 года в звании младшего сержанта медицинской службы работала в госпитале на Красной Пресне. В 1945 году присвоено сразу звание майора с целью командировки в Германию для вывоза культурных ценностей по репарации. Но командировка не состоялась. Было решено отправить более опытного специалиста, а Антонова принимала и описывала ценности уже в Москве.
В 1945 году окончила МГУ, 11 апреля поступила на работу в Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (ГМИИ) и начала обучение в аспирантуре при музее. Областью её научных исследований было искусство Италии эпохи Возрождения.
С февраля 1961 года — директор Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. В этом качестве Антонова выступала инициатором и организатором крупнейших международных выставок, в том числе «Москва — Париж», «Москва — Берлин», «Россия — Италия», «Модильяни», «Тёрнер», «Пикассо» и многих других.
В 1981 году вместе со Святославом Рихтером основала фестиваль музыки и живописи «Декабрьские вечера», ежегодно проводящийся в музее. Является бессменным директором фестиваля. В 1998 году фестивалю было присвоено имя Рихтера.
Автор более 100 публикаций (каталогов, статей, альбомов, телевизионных передач, сценариев научно-популярных фильмов). На протяжении ряда лет вела преподавательскую работу на искусствоведческом отделении в МГУ, в Институте кинематографии, в аудитории ГМИИ, в Институте восточных языков в Париже[fr].
Член Общественной палаты Российской Федерации (с 2011 года).
В 2012 году вошла в список доверенных лиц кандидата в президенты России Владимира Путина.
Ирина Антонова и коллекционер Михаил Перченко
11 апреля 2013 года назначена главным куратором государственных музеев России. Спустя три месяца, уже после своей отставки, Антонова назвала данное назначение «безумием чистейшей воды», единственный смысл которого заключался в том, чтобы оправдать или сгладить её предстоящий уход с поста директора ГМИИ.
В мае 2013 года Антонова снова выдвинула идею, которую она высказывала ещё в 2009 году, о воссоздании в Москве музея нового западного искусства, ранее уничтоженного Сталиным, куда ГМИИ и Государственный Эрмитаж передали бы лучшую часть своих коллекций — картины импрессионистов. Это предложение вызвало резкий протест директора Эрмитажа Михаила Пиотровского и более широкий конфликт в музейном сообществе. После бурных событий министр культуры России В. Мединский стал торопить Антонову с отставкой.
В интервью «Известиям» Антонова упрекнула бывших министра культуры А. Авдеева и экономического развития Э. Набиуллину, которые были членами попечительского совета ГМИИ, в том, что они провалили поручение президента России по постройке музейного городка и реконструкции самого Пушкинского музея.
10 июля 2013 года приказом Министерства культуры освобождена от должности директора ГМИИ с формулировкой «по собственному желанию». Антонова пояснила 1 июля, что сама выбрала кандидатуру преемницы — арт-директора московского выставочного объединения «Манеж» Марины Лошак. Чуть позже Антонова уточнила, что на самом деле предлагала в качестве своих преемников учёных-культурологов из МГУ и РГГУ, однако все её кандидатуры были отклонены министерством. Из кандидатур же, предложенных министерством, наиболее приемлемой ей показалась Лошак.
Ирина Александровна возглавляла Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина 52 года.
После отставки Антонова была назначена на должность президента ГМИИ им. А. С. Пушкина.
Ирина Антонова скончалась 30 ноября 2020 года на 99-м году жизни в Москве. Согласно заключению врачей, причиной смерти стала коронавирусная инфекция, в сочетании с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Похоронена Ирина Александровна, согласно её желанию, в колумбарии Новодевичьего кладбища в Москве, рядом со своими близкими — матерью и мужем.
Ирина Александровна Антонова — советский и российский искусствовед, специалист по итальянской живописи эпохи Возрождения; директор (1961—2013)[ и президент (с 2013)… Развернуть
Александр Николаевич Бенуа — русский художник, историк искусства, художественный критик, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства». Из семьи известных архитекторов Бенуа. С 1926 года жил во Франции. Внес огромный вклад в историю русской художественной культуры XX века.
Александр Бенуа родился в семье российского архитектора Николая Леонтьевича Бенуа и Камиллы Альбертовны Бенуа, урождённой Кавос. Окончил престижную 2-ю Санкт-Петербургскую гимназию. Некоторое время учился в Академии художеств, также занимался изобразительным искусством самостоятельно и под руководством старшего брата Альберта. В 1894 году окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Впервые представил акварельные работы на выставке 1893 и сумел обратить на себя внимание. В 1897 Бенуа приобрел известность серией акварелей "Последние прогулки Людовика XIV", написанные под впечатлением пребывания в Париже и Версале. Три картины с этой выставки были приобретены П. М. Третьяковым. В 1903 создал серию иллюстраций к "Медному всаднику" - один из шедевров русской книжной графики.
Карьеру теоретика и историка искусства начал, написав главу о русских художниках для немецкого сборника «История живописи XIX века». В 1896—1898 и 1905—1907 г. работал во Франции. Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал. Александр Бенуа сыграл значительную роль в постановках балетной антрепризы С.Дягилева «Ballets Russes», как художник и автор — постановщик спектаклей. В 1916-1918 гг. им были созданы иллюстрации к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник».
После Октябрьской революции в 1918 г. Бенуа возглавил Картинную галерею Эрмитажа, издал её новый каталог. Продолжал работу как книжный и театральный художник, в частности работал над оформлением спектаклей БДТ. В 1925 году принял участие в Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже. Из зарубежной командировки не вернулся, жил в Париже. Работал в основном над эскизами театральных декораций и костюмов.
Александр Николаевич Бенуа — русский художник, историк искусства, художественный критик, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства». Из семьи известных… Развернуть
Советский и российский историк-востоковед, арабист, исламовед. Директор Государственного Эрмитажа, декан восточного факультета СПбГУ. Член-корреспондент РАН с 30 мая 1997 года по Отделению истории (всеобщая история, включая этнологию). Действительный член Российской академии художеств.
Сын археологов Рипсимэ Джанполадян и многолетнего директора Эрмитажа, академика Бориса Пиотровского. Входил в состав попечителей «Открытой России».
С 1967 года — сотрудник Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР, прошёл путь от лаборанта до ведущего научного сотрудника.
В 1973—1976 годах работал переводчиком и преподавателем йеменской истории в Высшей школе общественных наук в Народной Демократической Республике Йемен.
С 1991 года — первый заместитель директора, с 1992 года — директор Государственного Эрмитажа.
С 30 апреля 1993 года по 22 февраля 1997 года и с 3 мая 2001 года — член коллегии Министерства культуры Российской Федерации. Член Президиума Санкт-Петербургского научного центра РАН и Президиума РАН.
6 февраля 2012 года был официально зарегистрирован как доверенное лицо кандидата в Президенты Российской Федерации Владимира Путина.
Автор и ведущий телевизионной программы «Мой Эрмитаж» (250 серий).
Сфера научных интересов М.Б. Пиотровского — древняя и средневековая история Ближнего Востока, история Аравийского полуострова, Саба, Химйар, Коран и ранняя история ислама, древнеаравийские надписи, эпические предания арабов, арабская рукописная книга, мусульманское искусство. Он участвовал в археологических раскопках на Кавказе, в Центральной Азии, с 1983 года работал в советско-йеменской комплексной исторической экспедиции, сначала начальником отряда, а в 1989—1990 годах — начальником экспедиции. М.Б. Пиотровский провёл полевые исследования древних торговых путей, участвовал в раскопках древних городов и храмов, в этнологических исследованиях. Им опубликована серия работ по йеменской археологии и эпиграфике. Особое внимание Пиотровским было здесь уделено изучению тех трансформаций, которые социально-политические системы Йемена испытали в конце доисламской эпохи и в раннеисламский период южноаравийской истории. Его работы по истории арабов регулярно переводились на арабский язык. Он читал лекции во многих университетах арабского мира, приобрёл мировую известность как арабист.
Советский и российский историк-востоковед, арабист, исламовед. Директор Государственного Эрмитажа, декан восточного факультета СПбГУ. Член-корреспондент РАН с 30 мая 1997 года по… Развернуть
Ольга Владиславовна Морозова — российский искусствовед, кандидат наук. Член Международного Союза журналистов, Союза журналистов России, Международного совета музеев (ICOM), состоит в комитете по образованию и культурным акциям. Автор научных и научно-популярных книг и статей по истории искусства.
Ольга Морозова училась на архитектурном отделении Средней художественной школы им. Б. В. Иогансона при Академии художеств, окончила факультет теории и истории искусства Государственного академического института живописи скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. Училась в аспирантуре Государственного института искусствознания, защитила диссертацию кандидата искусствоведения.
Работала в Академическом театре драмы им. А.С. Пушкина в Ленинграде, в Русском музее заведующей отделом эстетического воспитания детей и юношества. В последние годы научный сотрудник, член ученого совета Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Квалифицированный специалист по музейному обслуживанию экскурсантов-инвалидов. Куратор передвижной выставки «Видеть невидимое». Написала книги книги из серии «Учусь смотреть»: «Архитектура» (2016); статьи в сборнике «Музей и дети. Воспитание поколений» (2010). Шеф-редактор сайта "Русское искусство".
Ольга Владиславовна Морозова — российский искусствовед, кандидат наук. Член Международного Союза журналистов, Союза журналистов России, Международного совета музеев… Развернуть
Вячеслав Павлович Шестаков — советский и российский философ, эстетик, культуролог и искусствовед. Доктор философских наук, профессор. Заведующий сектором теории искусства Российского института культурологии, по совместительству профессор кафедры Всеобщей истории искусств факультета истории искусства РГГУ. Заслуженный работник культуры РФ. Член Союза кинематографистов России. Автор более 70 авторских монографий по эстетике и истории искусства.
Родился в г. Гайсин Винницкой области. Окончил философский факультет МГУ (1957). В 1958—1964 — старший научный редактор редакции философии БСЭ. Работал в Институте художественного воспитания АПН, Институте всеобщего искусствознания (1971—1974), Институте теории и истории кино (1974—1978), Институте США и Канады (1978—1983). Заведующий сектором эстетики в Институте теории и истории искусств Академии художеств (1983—1992). Параллельно преподавал эстетику и теорию культуры на кафедре истории западноевропейского искусства исторического факультета МГУ, в Государственном институте им. Сурикова. В его переводах издана поэзия Уистена Одена, Чарльза Коусли.
Вячеслав Павлович Шестаков — советский и российский философ, эстетик, культуролог и искусствовед. Доктор философских наук, профессор. Заведующий сектором теории искусства… Развернуть
Ли Фрост - всемирно известный английский фотограф, автор фундаментальных исследований по всем аспектам фотографии. Родился в 1966 году, близ Барнсли в Южном Йоркшире.
В возрасте 15 лет Ли получил в подарок фотоаппарат "Зенит", после чего всерьез увлёкся фотографией. Фрост любил пешие походы с рюкзаком, поэтому снимал в основном пейзажи. Эта его страсть к пейзажной фотосъёмке и принесла ему наибольшую известность.
Карьера Ли Фроста началась с победы в конкурсе фотографии, организованном журналом "SLR Photography" в 1988 году, после чего он был приглашен на работу в этот журнал в качестве обозревателя. Позже вместе с единомышленниками он основал журнал "Photo Answers". В 1992 Фрост стал фото-фрилансером и написал книгу "Самоучитель фотографии". Вскоре последовали и другие бестселлеры. Книги Ли Фроста были переведены на многие языки (немецкий, французский, голандский, итальянский, испанский, корейский, китайский, русский) и широко продаются в англо-говорящем мире.
Ли регулярно публикует свои фотографии в различных фотожурналах.За последние 15 лет он написал множество статей и взял интервью у сотен фотографов. Несмотря на такую активную писательскую и журналистскую деятельность, Фрост остаётся практикующим фотографом. До сих пор он занимается пейзажной съёмкой — поселившись со своей семьей на побережье Северной Нортумбрии, он обожает путешествовать по безлюдным пляжам на рассвете и в сумерках, создавая вдохновенные образы захватывающих дух пейзажей.
Ли Фрост - всемирно известный английский фотограф, автор фундаментальных исследований по всем аспектам фотографии. Родился в 1966 году, близ Барнсли в Южном Йоркшире. В… Развернуть
Татьяна Валериановна Ильина (род. 21 января 1934 года) — советский и российский искусствовед, исследователь русского искусства XVIII века. Доктор искусствоведения (1981), почётный профессор СПбГУ (2013), с 1996 года заведующая кафедрой истории искусства, а в 2006—2011 годах заведующая кафедрой истории русского искусства СПбГУ. Автор учебников по истории изобразительного искусства.
Автор 9 монографий, 12 учебников и более 100 статей по искусству России и Западной Европы. Её учебники входят в число самых популярных учебно-просветительских изданий в области искусствознания и неоднократно переиздавались. В своих монографиях о русских художниках И. Я. Вишнякове и А. М. Матвееве Т. В. Ильина впервые вводит публикации технико-технологических исследований в рамках искусствоведческой работы, применительно к русской живописи XVIII столетия.
Была замужем за историком и писателем С. Н. Семановым.
Происходит из дворянской семьи картографов Ильиных. Отец её в 1938 году был репрессирован и расстрелян.
Выпускница кафедры истории искусства исторического факультета ЛГУ, где училась в 1951—1956 годах. В 1958—1962 годах — аспирантка родной кафедры. Стажировалась в Болгарии. После аспирантуры под руководством М. К. Каргера в 1963 году защитила кандидатскую диссертацию по древнерусской книжной миниатюре.
С 1958 года преподаёт историю мирового и русского искусства на кафедрах режиссуры музыкального театра и режиссуры балета в Санкт-Петербургской консерватории. Среди её учеников — мастера русского балета XX века Ирина Колпакова, Нинель Кургапкина, Борис Эйфман, Николай Боярчиков, Галина Мезенцева, Габриэла Комлева, Никита Долгушин, Леонид Лебедев, Георгий Алексидзе, Георгий Ковтун, Александр Полубенцев, Мария Большакова и др., известные режиссёры — Станислав Гаудасинский, Юрий Александров, Алексей Степанюк, Александр Петров и др.
С 1967 года преподаёт на кафедре истории искусства ЛГУ ([СПбГУ). В 1980 году на основе монографии «И. Я. Вишняков. Жизнь и творчество» (М.: Искусство, 1979) защитила докторскую диссертацию «И. Я. Вишняков. К вопросу о месте портрета в русской живописи XVIII в.», в 1984 году присвоено звание профессора.
В 1996—2006 годах заведовала кафедрой истории искусства, а с её разделением — в 2006—2011 годах заведующая кафедрой истории русского искусства СПбГУ. Ныне в университете она возглавляет научное направление по искусству России XVIII столетия.
Член диссертационных советов исторического факультета СПбГУ (до июня 2012 года), Академии художеств (ГАИЖСА им. И. Е. Репина) и Санкт-Петербургской консерватории. Под её научным руководством были защищены около 30 кандидатских и 3 докторские диссертаций по искусствоведению.
С 2010 года — организатор и постоянный куратор международной конференции «Актуальные проблемы теории и истории искусства». С 2014 года по инициативе учеников Т. В. Ильиной в СПбГУ проводятся научные «Татьянинские чтения», посвящённые вопросам изучения русского искусства XVIII века.
Член Санкт-Петербургского Союза художников с 1960 года и Международной ассоциации искусствоведов АИС.
Татьяна Валериановна Ильина (род. 21 января 1934 года) — советский и российский искусствовед, исследователь русского искусства XVIII века. Доктор искусствоведения (1981),… Развернуть
Павлович Мария Михайловна - автор современных романов. Работает в жанре Fresh-lit, представляющего неординарную, оригинальную трактовку устоявшихся мегапопулярных жанров - авантюрного романа, chick-lt-а, детектива, любовных историй.
Павлович Мария Михайловна - автор современных романов. Работает в жанре Fresh-lit, представляющего неординарную, оригинальную трактовку устоявшихся мегапопулярных жанров -… Развернуть
Сергей Борисович Переслегин — русский литератор, критик и публицист, военный историк и аналитик. Футуролог, исследователь и теоретик фантастики и альтернативной истории. Также известен как социолог и соционик. Автор около 20-ти книг, многих критических и публицистических статей о теории литературы и истории, а также редактор-составитель.
Сергей Переслегин в 1983 году окончил физический факультет Ленинградского государственного университета (ЛГУ) по специальности «физика ядра и элементарных частиц». Работал преподавателем физики в физико-математической школе при ЛГУ, сотрудничал с Московским институтом системных исследований, читал лекции в Казанском университете и Рижском социологическом центре.
Еще в студенческие годы Переслегин стал членом Клуба любителей фантастики «Полгалактики», затем Ленинградского семинара Бориса Стругацкого. За десяток с небольшим лет стал известен, как исследователь фантастической литературы. Руководитель исследовательских групп «Конструирование Будущего» (с 2000), «Санкт-Петербургская Школа Сценирования» (2003) и «Знаниевый реактор» (2007).
В конце 1980-х гг. Переслегин начал писать аннотации, предисловия и послесловия к фантастическим произведениям. Автор комментариев книг серии «Военно-историческая библиотека», предисловий и послесловий к книжной серии «Миры братьев Стругацких». Бестселлером стали его книги «Вторая мировая: война между Реальностями» и «Тихоокеанская премьера», написанная в соавторстве с супругой Еленой. Основные понятия геополитики были рассмотрены им в книге «Самоучитель игры на мировой шахматной доске».
Сергей Борисович Переслегин — русский литератор, критик и публицист, военный историк и аналитик. Футуролог, исследователь и теоретик фантастики и альтернативной истории.… Развернуть
Стивен Хеллер - американский журналист, критик, автор и редактор, специализирующийся на темах, связанных с графическим дизайном.
Родился 7 июля 1950 года в Нью-Йорке в семье Бернис и Милтон Хеллер. Окончил Walden School - прогрессивную подготовительную школу на Upper West Side на Манхэттене, а также военную школу. В 1968 году стал художественным руководителем «New York Free Press» без формального образования или полномочий из-за своих левых пристрастий, посещал некоторые лекции Нью-Йоркского университета, используя свой пресс-пропуск. Затем Стивен встретил иллюстратора Брэда Холланда, который убедил его, что макеты страниц и выбор шрифтов имеют значение, о чем Хеллер ранее не беспокоился.
В 1974 году Хеллер стал художественным руководителем колонки «Нью-Йорк Таймс», заменив Жан-Клода Суареса . Его интерес к иллюстрации, привел его к публикации книг на эту тему. Он стал художественным редактором The New York Times Book Review в 1977 году .
В 1980-х годах он заинтересовался дизайном благодаря дружбе с Сеймуром Чвастом и Луизой Фили, на которой позже женился, а также редактором журнала графического дизайна AIGA . Под его опекой журнал стал местом написания критических статей о художественном дизайне, для работы он приглашал авторов из разных профессий, заботясь о карьере начинающих критико. В 1984 году Хеллер помог создать программу обучения магистрата по иллюстрации в Школе визуальных искусств.
В 2008 году Хеллер совместно с Алисой и Элис Твемлоу основали программу критики дизайна ( D-Crit ). Программа была предназначена для того, чтобы помочь непрофессиональным дизайнерам и иллюстраторам найти свое место в этой области. Начиная с 2019 года он работает на факультете Школы изобразительных искусств в качестве сопредседателя Департамента дизайна МИД, специального помощника президента и соучредителя MFA Design Criticism, MPS Branding, MFA Interaction Design, MFA Продукты Дизайнерских программ.
Стивен Хеллер - американский журналист, критик, автор и редактор, специализирующийся на темах, связанных с графическим дизайном. Родился 7 июля 1950 года в Нью-Йорке в семье… Развернуть
Никола́й Алексе́евич Полево́й (22 июня (3 июля) 1796, Иркутск — 22 февраля (6 марта) 1846, Санкт-Петербург) — русский писатель, драматург, литературный и театральный критик, журналист, историк и переводчик; брат критика и журналиста К. А. Полевого и писательницы Е. А. Авдеевой, отец писателя и критика П. Н. Полевого.
Родился в купеческой семье. Получил домашнее образование. Дебютировал в печати в журнале «Русский вестник» в 1817. Жил в Москве (1820—1836), затем переехал в Петербург.
Русское слово «журналистика» создано в начале 1820-х годов самим Полевым, который так озаглавил в 1825 рубрику о журналах в «Московском телеграфе». Первоначально это слово вызывало насмешки.
В 1820—1824 стихи, заметки, очерки, статьи, переводы с французского печатал в «Отечественных записках», «Северном архиве», «Сыне отечества», альманахе «Мнемозина».
В Москве издавал литературный и научный журнал «Московский телеграф» (1825—1834), который печатался в типографии Августа Семена. В журнале публиковались статьи по литературе, истории и этнографии, подчёркивалась положительная роль купечества. Журнал был закрыт в 1834 по личному распоряжению Николая I за неодобрительный отзыв Полевого о пьесе Н. В. Кукольника «Рука всевышнего отечество спасла». После прекращения журнала Полевой отошёл от своих прежних взглядов.
В 1835—1844 издавал иллюстрированный ежегодник «Живописное обозрение достопамятных предметов из наук, искусств, художеств, промышленности и общежития, с присовокуплением живописного путешествия по земному шару и жизнеописаний знаменитых людей». Участвовал в «Северной пчеле», в 1837—1838 заведовал литературным отделом газеты. В 1838—1840 был редактором «Сына отечества». В 1841 году вместе с Н. И. Гречем начал издавать ежемесячный журнал «Русский вестник» и был его единоличным редактором в 1842—1844.
Помимо статей на темы истории, Полевой написал «Историю русского народа» (т. 1—6, 1829—1833). В этом труде стремился, в противоположность «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина, перейти от изображения роли правителей, военных и внешнеполитических событий к выявлению «органического» развития «народного начала».
Статьи о Г. Р. Державине, В. А. Жуковском, А. С. Пушкине и других русских писателях составили книгу «Очерки русской литературы» (ч. 1—2, 1839). В поздние годы выступал против В. Г. Белинского и так называемого гоголевского направления в литературе; Белинский, сам активно с ним полемизировавший, тем не менее признал значительные литературные заслуги Полевого в некрологе ему.
Никола́й Алексе́евич Полево́й (22 июня (3 июля) 1796, Иркутск — 22 февраля (6 марта) 1846, Санкт-Петербург) — русский писатель, драматург, литературный и театральный критик,… Развернуть
Русский композитор, пианист-виртуоз и дирижёр. Синтезировал в своём творчестве принципы петербургской и московской композиторских школ (а также традиции западноевропейской музыки) и создал свой оригинальный стиль, оказавший впоследствии влияние как на русскую, так и на мировую музыку XX века.
Родился в дворянской семье. Долгое время местом рождения считалось имение его родителей Онег, недалеко от Новгорода; исследования последних лет называют усадьбу Семёново Старорусского уезда Новгородской губернии (Россия).
Отец композитора, Василий Аркадьевич (1841―1916), происходил из дворян Тамбовской губернии. Семейное предание ведёт происхождение рода Рахманиновых от «внука молдавского господаря Стефана Великого» Василия, прозванного Рахманиным, хотя фамилия имеет тюркские корни. Мать, Любовь Петровна (урождённая Бутакова) ― дочь директора Аракчеевского кадетского корпуса генерала П. И. Бутакова. Дед композитора по отцовской линии, Аркадий Александрович, был музыкантом, учился игре на фортепиано у Джона Филда и выступал с концертами в Тамбове, Москве и Петербурге. Сохранились романсы и фортепианные пьесы его сочинения, в том числе «Прощальный галоп 1869-му году» для фортепиано в четыре руки. Василий Рахманинов тоже был музыкально одарённым, но музицировал исключительно любительски.
Интерес С. В. Рахманинова к музыке обнаружился в раннем детстве. Первые уроки игры на фортепиано дала ему мать, затем была приглашена учительница музыки А. Д. Орнатская. При её поддержке осенью 1882 года Рахманинов поступил на младшее отделение Санкт-Петербургской консерватории в класс В. В. Демянского. Обучение в Петербургской консерватории шло плохо, так как Рахманинов часто прогуливал занятия, поэтому на семейном совете мальчика было решено перевести в Москву, и осенью 1885 года он был принят на третий курс младшего отделения Московской консерватории к профессору Н. С. Звереву.
Несколько лет провел Рахманинов в известном московском частном пансионе музыкального педагога Николая Зверева, воспитанником которого был также Александр Николаевич Скрябин и многие другие выдающиеся русские музыканты (Александр Ильич Зилоти, Константин Николаевич Игумнов, Арсений Николаевич Корещенко, Матвей Леонтьевич Пресман и др). Здесь в возрасте 13 лет Рахманинов был представлен Петру Ильичу Чайковскому, который позже принял большое участие в судьбе молодого музыканта.
В 1888 году Рахманинов продолжил обучение на старшем отделении Московской консерватории в классе двоюродного брата А. И. Зилоти, а спустя год под руководством С. И. Танеева и А. С. Аренского начал заниматься композицией.
В возрасте 19 лет Рахманинов окончил консерваторию как пианист (у А. И. Зилоти) и как композитор с большой золотой медалью. К тому времени появилась его первая опера — «Алеко» (дипломная работа) по произведению А. С. Пушкина «Цыганы», первый фортепианный концерт, ряд романсов, пьесы для фортепиано, в том числе прелюдия до-диез минор, которая позднее стала одним из наиболее известных произведений Рахманинова.
В возрасте 20 лет, из-за нехватки денег, он стал преподавателем в московском Мариинском женском училище, в 24 года — дирижёром Московской русской частной оперы Саввы Мамонтова, где работал в течение одного сезона, однако успел сделать значительный вклад в развитие русской оперы.
Рахманинов рано приобрёл известность как композитор, пианист и дирижёр. Однако его успешная карьера была прервана 15 марта 1897 года неудачной премьерой Первой симфонии (дирижёр — А. К. Глазунов), которая окончилась полным провалом как из-за некачественного исполнения, так и — главным образом — из-за новаторской сущности музыки. По мнению А. В. Оссовского, определённую роль сыграла неопытность Глазунова как руководителя оркестра во время репетиций. Это событие послужило причиной серьёзной нервной болезни. В течение 1897—1901 годов Рахманинов не мог сочинять, и лишь помощь опытного психиатра, доктора Николая Даля, помогла ему выйти из кризиса.
В 1901 году закончил свой Второй фортепианный концерт, создание которого ознаменовало выход Рахманинова из кризиса и одновременно — вступление в следующий, зрелый период творчества. Вскоре он принял приглашение занять место дирижёра в московском Большом театре. После двух сезонов отправился в путешествие по Италии (1906 г.), затем на три года поселился в Дрездене, чтобы полностью посвятить себя композиции. В 1909 году Рахманинов совершил большое концертное турне по Америке и Канаде, выступая, как пианист и дирижёр. Также, в 1909 году был написан Третий фортепианный концерт. В 1911 году С. В. Рахманинов, находясь в Киеве, по просьбе своего друга и коллеги А. В. Оссовского прослушал молодую певицу Ксению Держинскую, вполне оценив её талант; он сыграл большую роль в становлении оперной карьеры знаменитой певицы.
Вскоре после революции 1917 года в России Рахманинов воспользовался неожиданно пришедшим из Швеции предложением выступить в концерте в Стокгольме и в конце 1917 года вместе с женой Натальей Александровной (урождённой Сатиной, из рода Рюриковичей, утративших княжеский титул) и дочерьми покинул Россию. В середине января 1918 года Рахманинов отправился через Мальмё в Копенгаген. 15 февраля он впервые выступил в Копенгагене, где сыграл свой Второй концерт с дирижёром Хёэбергом. До конца сезона он выступил в одиннадцати симфонических и камерных концертах, что дало ему возможность расплатиться с долгами.
1 ноября 1918 года вместе с семьёй отплыл из Норвегии в Нью-Йорк. Вплоть до 1926 года не писал значительных произведений; творческий кризис, таким образом, продолжался около 10 лет. Лишь в 1926—1927 гг. появляются новые произведения: Четвёртый концерт и Три русские песни. В течение жизни за рубежом (1918—1943 гг.) Рахманинов создал всего 6 произведений, которые принадлежат к вершинам русской и мировой музыки.
Местом постоянного жительства избрал США, много гастролировал в Америке и в Европе и вскоре был признан одним из величайших пианистов своей эпохи и крупнейшим дирижёром. В 1941 году закончил своё последнее произведение, многими признанное как величайшее его создание, — Симфонические танцы. В годы Великой Отечественной войны Рахманинов дал в США несколько концертов, весь денежный сбор от которых направил в фонд Красной армии. Денежный сбор от одного из своих концертов передал в Фонд обороны СССР со словами: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу». Известно, что на деньги композитора был построен для нужд армии боевой самолёт.
Последние годы Рахманинова были омрачены смертельной болезнью (меланома). Однако несмотря на это, он продолжал концертную деятельность, прекращённую лишь незадолго до смерти. По некоторым данным, Рахманинов ходил в советское посольство, хотел поехать на родину незадолго до смерти.
Рахманинов умер 28 марта 1943 года в Беверли-Хиллз, штат Калифорния США, похоронен на кладбище Kensico Cemetery. Wikipedia.org
Русский композитор, пианист-виртуоз и дирижёр. Синтезировал в своём творчестве принципы петербургской и московской композиторских школ (а также традиции западноевропейской… Развернуть
Елена Николаевна Грицак - автор-составитель, редактор популярных справочных изданий. В том числе энциклопедий, книг-справочников для туристов, кулинарных книг и т. п. Книги для туристов получают положительные отзывы в связи с их краткостью и содержательностью.
Елена Николаевна Грицак - автор-составитель, редактор популярных справочных изданий. В том числе энциклопедий, книг-справочников для туристов, кулинарных книг и т. п. Книги для… Развернуть
Эжен Эммануэль Виолле-ле-Дюк (фр. Eugène Emmanuel Viollet-le-Duc, 27 января 1814 — 17 сентября 1879) — французский архитектор, реставратор, искусствовед и историк архитектуры, идеолог неоготики.
Родился в семье парижского чиновника, близкой к артистическим кругам: мать Эжена устраивала богемные салоны, дядя по матери — известный художник Эжен Делеклюз. В 1830 году, во время Июльской революции, Эжен Эммануэль оказался на баррикадах, а затем отказался поступать в престижное училище изящных искусств, предпочитая практическую работу учеником в архитектурной фирме Ашиля Леклера.
После поездки в Италию (1836—1837), в 1840 году принял предложение Проспера Мериме (в то время — государственного инспектора по историческим памятникам) заняться реставрацией средневекового романского аббатства св. Марии Магдалины в Везле. За этим последовали сорок лет реставраторской работы; среди важнейших работ Виолле-ле-Дюка — Коллегиальная церковь Богоматери в Семюр-ан-Осуа (1841—1865, совместно с Жаном-Батистом Лассю), Аббатство Сен-Дени (1846—1879), Сент-Шапель (c 1840), Амьенский собор (1850-1859), цитадель Каркассона, замки де Куси (1856–1866), Пьерфон, Венсен и другие средневековые памятники.
С 1853 года Виолле-ле-Дюк — генеральный инспектор церковных построек Франции. Как самостоятельный архитектор он спроектировал и построил три церкви (в Каркассоне, Д'Эстре и Сен-Айян-сюр-Толон), а также памятник Наполеону и его братьям в Аяччо. В 1874 году Виолле-ле-Дюк был вынужден покинуть пост по обвинению в «вольнодумстве» и ушёл в политику, был избран в парижский муниципалитет.
Эжен Эммануэль Виолле-ле-Дюк (фр. Eugène Emmanuel Viollet-le-Duc, 27 января 1814 — 17 сентября 1879) — французский архитектор, реставратор, искусствовед и историк архитектуры,… Развернуть
Виноградова Надежда Анатольевна - современный российский искусствовед, автор фундаментальных трудов по истории китайского и японского искусства, кандидат искусствоведения, главный научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств. Единственный в нашей стране искусствовед, занимающийся параллельно культурами Китая и Японии. Член Ученого совета Государственного музея Востока.
Родилась 27 июля 1923 г. в г. Таруса Калужской области в семье Анатолия Корнелиевича Виноградова, писателя и директора Румянцевского музея. Мать, Елена Всеволодовна Козлова, была переводчиком с французского языка. Дед Корнелий Никитич Виноградов, учитель, был удостоен звания «Заслуженный учитель РСФСР». Отец поддерживал дружеские отношения с А.И. Цветаевой, К.Д. Бальмонтом, А.Н. Толстым, К.И. Чуковским.
В 1941 г. Н.А. Виноградова поступила на искусствоведческое отделение Института философии, литературы и истории. В военное время занятия проходили вечером, днем студенты работали над укреплением обороноспособности столицы. В 1942 г. институт объединили с МГУ. В университет ее учителями были В.Н. Лазарев, А.А. Губер, Б.Р. Виппер, М.В. Алпатов, Б.В. Вейнмар, В.В. Павлов. В 1945 г. Н.А. Виноградова окончила филологический факультет МГУ и поступила в аспирантуру в ГМИИ им. А.С. Пушкина (1946-1949 гг.).
В 1949-1950 гг. работала над изданием Большой советской энциклопедии. С 1950 г. была научным сотрудником НИИ теории и истории изобразительных искусств АХ СССР.
В 1962 г. защитила кандидатскую диссертацию по монографии "Искусство древнего и средневекового Китая". С 1967 г. - старший научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств АХ СССР.
В 1962 и 1969 гг. проходила стажировку в Японии. Неоднократно бывала в Китае. Являлась директором советских выставок в КНР в 1957 г. и в МНР в 1967 г
Научная деятельность
Область научных интересов - искусство Китая и Японии.
В своих работах Н.А. Виноградова рассматривает различные аспекты китайской и японской культуры. В ранней работе "Цзян Чжао-Хэ" рассказывается о китайском художнике, авторе монументальной картины-свитка "Беженцы", написанной в условиях японской оккупации и спасенной патриотами.
В монографии "Искусство средневекового Китая" (1962) рассматривается изобразительное искусство минского Китая.
В книге "Скульптура Японии: III-XIV вв." (1981) впервые в советском искусствоведении прослеживается развитие японской скульптуры от истоков до расцвета в периоды Асука, Нара, Хэйан, Камакура. Автор подчеркивает, что памятники японской скульптуры были неразрывно связаны с архитектурой, живописью и окружающим природным ландшафтом.
В работе "Китайские сады" (2004) характеризуется ансамбль китайского сада, символический контекст парков, развитие садово-паркового искусства при династиях Мин и Цин, описывает сохранившиеся традиционные сады Китая.
В обобщающей работе "Китай, Корея, Япония: образ мира в искусстве" (2010) автор, характеризуя различные виды и жанры изобразительного искусства Дальнего Востока, пытается выявить своеобразие мировоззрения этих культур. Центральное место в искусстве стран Дальнего Востока в период раннего средневековья занимала скульптура, а позднее - живопись, этим видам искусства исследователь уделяет больше внимания. В работе раскрывается символика структуры мироздания в китайском искусстве, особенности стиля китайской традиционной живописи, символика в градостроительном деле (на примере Пекина), эстетика китайского сада, искусство Кореи, японская скульптура периода Асака и иконографический канон японской картины мира в виде мандалы.
Виноградова Надежда Анатольевна - современный российский искусствовед, автор фундаментальных трудов по истории китайского и японского искусства, кандидат искусствоведения,… Развернуть