Э Л Ь Ч И Н (Эльчин Ильяс оглы Эфендиев)
Народный писатель Азербайджана, заслуженный деятель искусств, доктор филологических наук, профессор.
Эльчин - один из самых видных представителей современной азербайджанской литературы, и в то же время видный государственный и общественный деятель.
Эльчин родился 13 мая 1943 года в Баку, в семье одного из великих представителей азербайджанской литературы XX века, народного писателя Азербайджана Ильяса Эфендиева, и с детских лет вращался в атмосфере литературы, искусства, окруженный книгами.
Эльчин закончил среднюю школу в Баку /1960г./, филологический факультет Бакинского Государственного Университета /1965г./, аспирантуру по специальности теория литературы Института Литературы им. Низами Академии наук Азербайджана /1968г./, он защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Художественная проза Азербайджана в литературной критике», и докторскую по теме: «Проблемы истории и современности в литературе».
Когда он начал писать?
Эльчин так отвечает на этот вопрос: «Стех пор, как помню себя. Я еще не умел читать и писать, но уже выдумывал и рассказывал разные истории, сказки…»
Первый рассказ Эльчина был опубликован в газете «Азербайджан гянджляри» в 1959 году, когда автору было 16 лет. Первая книга Эльчина «Одна из тысячи ночей» вышла в свет в 1965 году. После этого у Эльчина на различных языках мира выходит около ста книг. Произведения Эльчина переведены на английский, русский, французский, немецкий, испанский, турецкий, венгерский, болгарский, арабский, персидский, китайский, чешский, словацский, польский, хорватский, молдавский, туркменский, узбекский, казахский, сербский и др. языки. Общий тираж его книг превышает 5 миллионов экземпляров.
Эльчин был участником различных научных, литературных, общественных, политических конференций, симпозиумов, сьездов, встреч, офицальных государственных переговоров в разных странах - США, Росии, Франции, Турции, Германии, Голландии, Китае, Испании, Греции, Люксембурге, Швеции, Дании, Украине, Польше, Узбекистане, Чехославакии, Югославии, Болгарии, Иране, Австрии, Казахстане, Ираке, Гане, Саудовский Аравии, Румынии, Венгрии, Грузии, Тунисе, Пакистане и др. странах.
Эльчин - профессор Бакинского Государственного Университета, председатель ряда государственных комиссий, член авторитетных азербайджанских и международных культурных обществ и ассоциаций.
По сценариями Эльчина было снято семь художественных фильмов: «Первая любовь Балададаша», «Удар в спину», «Я еще вернусь», «Серебристый фургон», «Дачный сезон», «Безбрежная ночь», «Национальная бомба».
Все свои произведения подписывает «Эльчин».
В настоящее время является заместителем Премьер-министра Азербайджанской Республики, а также председателем общества «Вэтэн» — Общества Культурных Связей с Зарубежными Странами.
С 11 июля 2011 года является членом государственной комиссии по «Национальной стратегии по развитию образования в Азербайджане на 2011—2012 годы»
Э Л Ь Ч И Н (Эльчин Ильяс оглы Эфендиев)
Народный писатель Азербайджана, заслуженный деятель искусств, доктор филологических наук, профессор.
Эльчин - один из самых видных… Развернуть
Родился в 1812 в г.Шеки (в составе Российской империи - г.Нуха, древнее имя впоследствии было возвращено городу). Воспитывался дедом Ахунд Алескером, который занимал высокий духовный сан. Получил духовное образование в медресе, где одним из учителей был Мирза-Шафи Вазех, который отвратил Ахундова от духовной стези, о чем тот потом вспоминал: 'Это был тот самый Мирза Шафи, о жизни и талантливости стихов которого много писалось в Германии (т.н. 'плагиат Ф.Боденштедта' - Ч.Г.): Однажды он спросил меня: 'Какую цель преследуешь изучением наук?' Я ему ответил, что хочу быть моллой. Тогда он сказал мне: 'Неужели и ты хочешь стать лицемером и шарлатаном?.. Не трать попусту свою жизнь среди этой черни. Найди себе другое занятие'. Зная азербайджанский язык, изучив персидский и арабский, а впоследствии и русский в открывшемся в Нухе русском училище (на всех этих языках Ахундов оставил сочинения), он с молодых лет и до конца жизни проработал переводчиком с восточных языков в царском наместничестве в Тифлисе, дослужившись до чина полковника.
Первое значительное произведение - "Восточная поэма на смерть Пушкина". Она была создана ранней весной 1837, когда в Тифлис пришла весть о гибели поэта (поэма подписана псевдонимом Сабухи, 'Утреннее дуновение'), переведена подстрочно на русский язык ссыльным декабристом А.С.Бестужевым-Марлинским незадолго до его гибели и осенью того же года, в ноябре, опубликована в 'Московском наблюдателе'. Это элегия - плач по Пушкину, но и своеобразная поэтическая история русской литературы, получающей - по поэме - свое совершенное выражение в поэзии Пушкина: ': Пушкин всех певцов, всех мастеров глава: / Чертог поэзии украсил Ломоносов, / Но только Пушкин в нем господствует один. / Страну волшебных слов завоевал Державин, / Но только Пушкин в ней державный властелин. / Он смело осушал тот драгоценный кубок, / Что наполнял вином познанья Карамзин... / Вся русская земля рыдает в скорбной муке, - / Он лютым палачом безжалостно убит. / Он правдой не спасен - заветным талисманом - / От кривды колдовской, от козней и обид Кавказ сереброкудрый / Справляет траур свой, о Пушкине скорбит' (перевод П.Антокольского). Журнал предпослал публикации вступление, где назвал поэму 'прекрасным цветком', брошенным на могилу Пушкина, и пожелал успехов 'замечательному таланту'. Ахундов первый осознал, переведя многие свои произведения на русский язык, что путь азербайджанской культуры к мировой известности пролегает через русский язык, и это оправдалось на протяжении всего 20 в.
Он общался с передовыми людьми своего времени - декабристами, участниками польского восстания 1830-х и 1860-х, сосланными на Кавказ, деятелями грузинской и армянской культуры, жившими в Тифлисе. Был знаком с М.Ю.Лермонтовым, который некоторое время жил в Тифлисе и учил у него 'татарский' (азербайджанский) язык, есть версия, что сюжет Ашик-Кариба был подсказан ему Ахундовым.
В 1850-1856 Ахундов создал шесть пьес из народной жизни на превосходном азербайджанском языке о быте и нравах современного ему общества и заложил тем самым основы национальной драматургии и театра. Это трагикомедии "Молла Ибрагим-Халил, алхимик, обладатель философского камня" (1850), "Мусье Жордан, ботаник, и дервиш Масталишах, знаменитый колдун" (1850, поставлена в Петербурге на частной сцене в 1851, журнал 'Библиотека для чтения' назвал комедию 'милой, живой, грациозной и оригинальной', т. 10), "Приключения везира ленкоранского ханства" (1850, поставлена в Тифлисе на русской сцене в 1852; постановка ее в 1873 на сцене любительской труппы в Баку стала началом азербайджанского театра), "Медведь - победитель разбойника" (1851), "Приключение скряги" (1852), "Правозаступники в городе Тебризе" (1855). Автор высмеивает предрассудки и фанатизм, невежество и суеверия, лицемерие и ханжество, ополчается против чиновничьей бюрократии, мздоимства и стяжательства власть имущих, подкупного судопроизводства, ратует за честный труд, высокие духовные качества, благородство и светское просвещение.
Ахундов - автор первой в азербайджанской литературе реалистической повести "Обманутые звезды" с оригинальным сюжетом, подсказанным ему короткой фразой, развернутой в повесть, из древней хроники "История украшателя мира Шах-Аббаса". Сюжет позволил выразить демократические убеждения: тиран Шах-Аббас узнает от звездочета, что в такой-то день расположение звезд угрожает его жизни, и сажает на престол лжешаха, в назначенный звездами день тот гибнет, и Шах-Аббас снова занимает свой престол. Да, рок фатален, - говорит шаху в повести главный звездочет, - его не избежать, но рок и слеп, его можно обойти! И подсказывает шаху путь к спасению: он должен добровольно и чистосердечно отказаться от престола, удалиться от власти, став просто Аббасом, и уступить трон грешнику, чья жизнь ничего не стоит, и когда разрушительное действие звезд разразится над головой лжешаха, снова взойти на престол. Но рок начеку: все должны считать грешника истинным шахом, иначе звезды учуют обман, отыщут Шах-Аббаса, где бы он ни прятался, и погубят. Грешником оказывается 'человек из народа', мечтающий о благоденствии людей и справедливом правлении, 'нечестивец', клеймящий тиранию. Его возводят торжественно на престол, и он, удивляясь глупости и суеверию сородичей, начинает, став властелином, издавать демократические законы, печется о счастье народа, его просвещении, очищает власть от всякой нечисти, титулованных глупцов, бездельников и взяточников, казнокрадов, ратует за честный труд и т. д. Его девизы: сломать деспотическую власть; возвысить простолюдина до правления государством; вытеснить просвещением и наукой суеверия и фанатизм.
Но вот парадокс: чем больше он старается для народа, тем больше вызывает его раздражение, недоумение, ропот: что за шах у нас? кто нами правит? странно, но мы не видим изрубленных на части и висящих у городских ворот человеческих тел, - страшно, зато кровь не застаивается! новый шах, должно быть, человек кроткий, слабый, ни воли, ни мощи. И в день, предопределенный звездами, народ взбунтовался против непонятного и непонятого ими шаха и сверг его. И тут, как из небытия, возник звездочет и, узнав, что гроза, которую предсказывали звезды, разразилась над лжешахом, торжественно возвращает на шахский престол Шах-Аббаса, который правит страной не один десяток лет, измываясь над собственным народом, ведь известно: от страха рождается и верность, и любовь, и послушание, и обожание.
В 1860-1870-е Ахундова занимает идея реформы арабского алфавита, его замены латиницей, приспособленной к фонетическим особенностям тюркских языков, что было реализовано на короткое время лишь время в 1920-х (с 1927 по 1939) и восстановлено в пору обретения Азербайджаном государственной независимости.
Перу Ахундова принадлежит литературная мистификация - художественно-публицистический и общественно-политический труд "Три письма индийского принципа Кемалуддовле персидскому принцу Джалалудовле и ответ на них сего последнего" (1864-1865), созданный под влиянием французских просветителей, в котором автор с позиций материализма и воинствующего атеизма активно ратует за науку и духовную свободу человека, просвещение народа, приобщение людей к точным наукам, светскому образованию. Здесь в исповедальной форме, усиливающей эмоциональное воздействие идей, как и в повести "Обманутые звезды", излагаются демократические взгляды на устройство государства, подвергаются резкой критике религиозные догмы и предрассудки, фанатизм, связанный, главным образом, с исламом, хотя все религии автор считает 'пустым призраком'. (Письма считались утерянными, были случайно обнаружены и выкуплены государством в 1927 у внука Ахундова и на многие десятилетия определили развитие общественной и философской мысли). Дабы обезопаситься от гнева толпы, не привычной к открытому цивилизованному обсуждению 'крамольных идей', М.Ахундов выдал себя не за автора "Писем", а за их собственника, желающего сделать их содержание предметом дискуссии.
'Увы, вы будете разгневаны, когда прочтете в письмах Кемалуддовле, что тот самый народ, который считается счастливым и спокойным за свой завтрашний день под сенью всевластного монарха, - самая невежественная нация в мире!..
Повелитель сидит в столице, воображая, что владычество есть только средство к тому, чтобы холить тело, когда кругом бедность и голод. Он может безнаказанно располагать имуществом и жизнью по своему произволу и быть предметом поклонения подвластных, повелителем бездушных рабов и кумиром глупых льстецов и продажных поэтов, слыша их стихи, вроде следующих: 'Ты спокойно восседаешь на своем троне, в то время как повелитель Византии и властелин Китая трепещут от страха: первый, будучи поражен звуком твоих труб, а второй - громом барабана твоего воинства'.
Всякий государь, уважающий собственное достоинство и дорожащий честью страны, устыдился бы подобного властвования и отрекся б от трона, чем унизиться до такой степени и стать посмешищем цивилизованных народов: Ты, о мой народ! Ты числом и средством во сто крат превосходишь деспота и тирана, тебе недостает только единодушия и единомыслия. Не будь этого недостатка, ты легко бы подумал о себе и освободил себя не только от оков деспота, но и от уз нелепых догм'.
Письма, имеющие азербайджанский, персидский и русский оригиналы, не были в свое время опубликованы, хотя автор прилагал к этому немалые усилия, и вызвали резкое неприятие тех ученых Востока и Запада, кому он их посылал, многократно переписывая. Критика догм ислама, устоев мусульманской веры, порой излишне прямолинейная и не всегда доказательная, стоила ему серьезных семейных неурядиц, трений как с верующим сыном Рашидом, так и женой Тубу-ханум, которая однажды бросила вызов его атеизму. Из-за Писем чинились препятствия к погребению Ахундова на мусульманском кладбище в Тифлисе (на могиле в советские годы ему был установлен памятник, есть памятники в Баку и на родине в Шеки).
Ахундов - автор статей по вопросам философии (об учении Юма, религиозном сектантстве - бабизме и др.), эстетики и поэтики, в которых утверждает идеи реализма. Выступая против дидактических сочинений, он писал, что 'сегодня такие произведения не могут уже принести народу пользу. Ныне полезными, отвечающими вкусу читателя и интересам нации произведениями являются драма и роман'.
И еще: 'Истина, написанная в стиле нежных отеческих назиданий, не оказывает никакого влияния на людей, привыкших к дурным поступкам. Эти назидания и проповеди вызывают лишь отвращение у читателя'. Почти все произведения были изданы при его жизни на русском языке в переводе автора (Комедии М.Ф.Ахундова, 1853) и на азербайджанском (Комедии капитана Мирзы Фатали Ахундзаде, Тифлис, 1859), а также персидском, французском, английском и немецком языках.
Родился в 1812 в г.Шеки (в составе Российской империи - г.Нуха, древнее имя впоследствии было возвращено городу). Воспитывался дедом Ахунд Алескером, который занимал высокий… Развернуть
Абдуррагим Асадбек оглы Ахвердов (Абдуррагимбек Асадбей оглы Ахвердов, Абдул-Рахим бек Ахвердов) — азербайджанский писатель, драматург, переводчик, публицист, театральный и общественный деятель, классик азербайджанской литературы. Первый дипломат Азербайджана и первый дирижёр в период демонстрации оперы «Лейли и Меджнун», основатель и руководитель театрального общества Азербайджана.
Абдуррагим Ахвердов родился 16 (28) мая 1870 года в городе Шуша. Его отец Асадбек был секретарём в уездном управлении. После того, как в три года Абдуррагим потерял отца, он некоторое время жил у дяди. В 1880 году отчим Абдуррагима Садыгбеков отдаёт его в школу. В 1890 году Ахвердов окончил шестой класс Шушинского реального училища и поступил в последний класс Тифлисского реального училища.
В 1891 Ахвердов, после окончания Тифлисского реального училища, для продолжения образования поехал в Петербург, где поступил в институт инженеров железнодорожного транспорта, и одновременно в качестве вольнослушателя посещал курсы восточного факультета университета. В Петербурге будущий драматург интересовался театром, часто посещал спектакли Александринского театра. Свои первые драматические произведения «Съешь гусиного мяса, узнаешь его вкус» (1892) и «Разорённое гнездо» (1896) написал в Петербурге.
В драме «Разорённое гнездо» («Рассыпавшийся союз») Ахвердов изобразил разложение русского и азербайджанского дворянства в конце XIX века, социальную и семейную трагедию помещика. В пьесе «Несчастный юноша» (1900) Ахвердов впервые в азербайджанской драматургии создал образ молодого человека, вступающего в борьбу с патриархально-феодальными порядками. В исторической трагедии «Ага Мухаммед-шах Каджар» (1907) создал обобщённый образ восточного деспота. Пьеса Ахвердова «Волшебница пери» (1901), отразившая влияние на творчество символистской драматургии, утверждала идею непротивления злу.
Лучшие произведения Ахвердова выражают протест против угнетения народа, призывают к борьбе с пережитками феодализма, невежеством. А. Ахвердов, как и Н. Везиров, показывал разложение феодального строя, деградацию помещиков, но он расширил рамки бытовой драматургии, углубил социальный смысл своих пьес, создал образы героев, вступающих в борьбу за справедливость, протестующих против насилия. Пьесы автора шли во всех азербайджанских дореволюционных труппах. Ахвердов участвовал в развитии национального театра также и как организатор, режиссёр. В 1899—1900 годах он руководил Шушинской драматической труппой, позднее работал вместе с Г. Махмудбековым, Д. Зейналовым в бакинской труппе, осуществляя постановку спектаклей. Ахвердов добился значительных успехов в деятельности этого коллектива, с 1900 года труппа стала профессиональной. В 1901—1903 он поставил в этом театре пьесы Наджаф-бека Везирова, М. Ф. Ахундова и др. А. Ахвердов руководил труппой до 1904 года. Ахвердов был идейным руководителем национального театра в период его становления, возглавлял борьбу за сценический реализм, демократическую направленность азербайджанского театрального искусства, стремился обогатить репертуар, использовать опыт передовой русской культуры, добиться естественности, ансамбля в актёрском исполнении.
В 1906 году был выбран депутатом 1-й Государственной Думы от Елизаветпольской губернии.
С 1907 года Ахвердов — один из ведущих авторов боевого демократического журнала «Молла Насреддин», где помещает рассказы, фельетоны, статьи, резко критикующие буржуазно-помещичий строй, господствующие классы.
В советское время драматург написал пьесы «В тени дерева» (1926), «Старое поколение» (1927, в которой по-новому раскрывает тему крушения дворянского мира, обличает пережитки прошлого, «Женский праздник» (1928), «Товарищ Кёр-оглы» (1932). Пьесы Ахвердова шли в Азербайджанском драматическом театре им. Азизбекова и других коллективах республики. Автор очерка «Из истории азербайджанского театра». Переводил Шекспира, Шиллера, Вольтера, Э. Золя, рассказы М. Горького, А. П. Чехова, В. Г. Короленко и др. Ахвердов не имел детей, однако он удочерил дочь своей сестры Фатьму, которая до конца его дней находилась возле него, что также подтверждают документальные съёмки сотен тысяч людей на похоронах Ахвердова, где единственным его родственником возле его тела являлась Фатима-ханум, к тому времени уже вышедшая замуж за Алибека Малик-Аббаса.
Абдуррагим Асадбек оглы Ахвердов (Абдуррагимбек Асадбей оглы Ахвердов, Абдул-Рахим бек Ахвердов) — азербайджанский писатель, драматург, переводчик, публицист, театральный и… Развернуть
Сулейман Рустам (азерб. Süleyman Əliabbas oğlu Rüstəmzadə) (1906—1989) — азербайджанский советский поэт и драматург, общественный деятель.
Народный поэт Азербайджанской ССР (1960). Лауреат Сталинской премии второй степени (1950). Герой Социалистического Труда (1976). Член ВКП(б) с 1940 года.
Родился 14(27)ноября 1906 года в селе Новханы в семье кузнеца.
До революции учился в русско-татарской школе. В школе директором и педагогом тогда был Сулейман Сани Ахундов, который пробудил, как писал С. Рустам, интерес к литературе, а укрепили этот интерес известные педагоги тех времен — М. Везиров, Р. Таиров, А. Исрафилбейли. После он поступает в Бакинский электротехникум, затем — на восточный факультет АзГУ, где его сокурсниками были Джафар Джаббарлы, А. Бадалбейли, В. Хулуфлу, их педагогом был выдающийся писатель Абдулрагимбек Ахвердиев.
В 1929 году продолжает образование на факультете литературы и искусства I-го МГУ. С 1937 года работал директором Азербайджанского государственного драматического театра им. М. Азизбекова. Был депутатом всех созывов парламента советского Азербайджана, с 1971 до 1989 года он — председатель ВС АзССР. Сулейман Рустам был не только поэтом, но и переводчиком, литератором. Он переводил на родной язык «Сокровищница тайн» Низами (совместно с Аббасали Саровлу), произведения И. А. Крылова, А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова и др. Произведения Рустама переведены на многие языки мира, в том числе на русский.
Рустам работал главным редактором газеты «Эдебийет газети» («Литературная газета»). Лауреат многих престижных премий Азербайджана, СССР.
Умер 10 июня 1989 года. Похоронен в Баку на Аллее почётного захоронения.
Сулейман Рустам (азерб. Süleyman Əliabbas oğlu Rüstəmzadə) (1906—1989) — азербайджанский советский поэт и драматург, общественный деятель. Народный поэт Азербайджанской ССР… Развернуть
Мир Джалал Пашаев (азерб. Paşayev Mir Cəlal Əli oğlu; 1908 — 1978) — азербайджанский писатель, учёный-литературовед, доктор филологических наук (1947), профессор (1948), заслуженный деятель науки Азербайджанской ССР (1969). Дед первой леди Азербайджана Мехрибан Алиевой.
Родился в 1908 году вблизи Ардебиля. Позднее семья Мир Джалала переехала в Гянджу. Здесь он получает первое образование. В 1923 году он поступил в Педагогический техникум в Гяндже, который окончил в 1928 году. Некоторое время преподавал в Гяндже и Кедабеке. В 1930 году Мир Джалал поступил в Казанский Государственный Педагогический Институт. По возвращению в Баку, он поступает в аспирантуру Азербайджанского Государственного Научно-Исследовательского Института. С 1933 года до конца жизни Мир Джалал Пашаев занимается преподавательской деятельностью, как профессор, заведующий кафедрой истории азербайджанской литературы Азербайджанского Государственного Университета.
Мир Джалал Пашаев награждён Орденами Орден «Знак Почёта», «Октябрьской революции» и различными медалями. В 1940 году им была защищена кандидатская диссертация на тему «Поэтические особенности поэзии Физули».
В 1947 году Пашаев защищает докторскую диссертацию на тему «Литературные школы Азербайджана».
Скончался Мир Джалал Пашаев 28 сентября 1978 года в Баку. Одна из улиц города Баку названа в честь писателя Мир Джалала Пашаева.
Мир Джалал Пашаев (азерб. Paşayev Mir Cəlal Əli oğlu; 1908 — 1978) — азербайджанский писатель, учёный-литературовед, доктор филологических наук (1947), профессор (1948),… Развернуть
Александр Дмитриевич Кныш - кандидат наук, профессор исламоведения (Кафедра ближневосточных исследований Мичиганский Университет).
В 1979 г. окончил с отличием Восточный факультет ЛГУ по специальности арабская филология. В 1980-1986 гг.прошел аспирантуру при Ленинградском отделении Института востоковедения АН СССР, по окончании которой был зачислен в штат этого института. При создании межсекторальной Группы исламоведения был зачислен в ее состав. В 1986 г. защитил кандидатскую диссертацию: «Основные источники для изучения мировоззрения Ибн ‘Араби: Фусус ал-хикам и ал-Футухaт ал-маккийа» (Научный руководитель — А. Б. Халидов). С 1986 по 1989 г. принимал участие в Советско-йеменской комплексной экспедиции (СОЙКЭ), возглавляемой П. А. Грязневичем.
Опыт работы:
- 1997 – по настоящее время, профессор исламоведения Мичиганский университет
- 2012, май — июнь – приглашенный профессор исламоведения Евазийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Астана, Казахстан
- 2012, декабрь, — приглашенный профессор, Казахский национальный государственный университет им. Ал-Фараби, Алматы, Казахтан
- 2008 – 2009 – соруководитель Центра ближневосточных и североафриканских исследований, Мичиганский университет
- 2006 – 2010 – со-руководитель Проект по исламоведению, междисциплинарная программа, спонсируемая мэром
- 1998 – 2004 со-директор, программа по религиоведению, Мичиганский университет
- 2000 – 2001 – временный директор, Центр ближневосточных и североафриканских исследований, Мичиганский университет
- 1997 – 1998 – заведующий программой по ислмоведению, Кафедра арабских и ближневосточных исследований, Университет Экзетера, Девоншир, Великобритания
- 1994 – 1997 ассистент исламоведения, кафедра ближневосточных исследований, Университет Энн-Арбор, Мичиган
- 1993 – 1994 ассистент истории, кафедра истории, Университет Северного Колорадо, Грили
- 1992 – 1993 – Стипендиат Рокфеллера в области гуманитарных наук, Центр изучения исламских обществ и цивилизаций, Вашингтонский университет. Сент-Луис
- 1991 – 1992 – Сотрудник, институт передовых программ, Школа исторических исследований, Принстон
- 1990 – 1991 – приглашенный преподаватель истории и исламской цивилизации, Колледж религии и философии, Санкт-Петербург, Россия
- 1988 – 1991 – Старший научный сотрудник и ученый секретарь, группа исламоведения, Институт востоковедения, Ленинград (Санкт-Петербург).
- 1986 – 1989 сотрудник Советско-йеменской исторической и археологической экспедиции, Народно-Демократическая Республика Йемен
- 1984 – 1988 – младший научный сотрудник Института востоковедения АН СССР
- 1980 – 1984 – аспирант/лаборант , Институт востоковедения, Сектор Ближнего Востока, Ленинград. СССР
Издал свыше 100 работ на английском, русском, азербайджанском, немецком, итальянском, персидском и арабском языках. Все посвящены различным аспектам истории ислама.
Исследовательские интересы А. Д. Кныша включают в себя, но не ограничиваются, мусульманским мистицизмом, классической арабской литературой, историей мусульманской богословской мысли, исламом в Йемене и на Северном Кавказе.
Профессор исламоведения факультета ближневосточных исследований Мичиганского университета (Энн-Арбор, США). Одновременно курирует экспериментальную программу подготовки нового поколения специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама при Санкт-Петербургском государственном университете и возглавляет Научную лабораторию по анализу и моделированию социальных процессов при этом же университете. Автор многочисленных публикаций по исламоведению и истории ислама, Ближнего Востока, Северной Африки и Евразии, в том числе 12 книг на русском и английском языках. Основным предметом научных интересов является мусульманский мистицизм (суфизм), Коран и коранические исследования, история мусульманской богословской и правовой мысли и современные исламские движения. Редактирует секцию «Суфизм» в новом (третьем) издании «Энциклопедии ислама» (издательство «Бриль», Лейден и Бостон). Также является главным редактором «Энциклопедии мусульманского мистицизма», выпускаемой этим же издательством, и членом редколлегии шести научных журналов.
(с)
Александр Дмитриевич Кныш - кандидат наук, профессор исламоведения (Кафедра ближневосточных исследований Мичиганский Университет). В 1979 г. окончил с отличием Восточный… Развернуть
Я родился в Баку 26 апреля 1982 года. Обычный парень из Азербайджана, с детства росший среди русских, потому впитавший этот прекрасный язык, как родной.
С малых лет фантазировал и придумывал героические истории с собой любимым в главной роли. Идеей написать книгу заразился, сидя на уроке литературы в 9 классе. Тогда это было всего лишь увлечение, забава. Всё, кроме истории «Звёздных бойцов», написанную на четырёх 98-страничных тетрадях, я бросал на первых главах.
В 2008 году взялся за писательскую деятельность основательно, и «Звёздные бойцы» переродились в «Ардан. Воины восьми королевств»
Я родился в Баку 26 апреля 1982 года. Обычный парень из Азербайджана, с детства росший среди русских, потому впитавший этот прекрасный язык, как родной.
С малых лет фантазировал… Развернуть
Сулейман Сани Ахундов — азербайджанский драматург, журналист, детский писатель и педагог. Он выбрал псевдоним «Сани» (араб. «второй»), чтобы избегать путаницы со своим однофамильцем Мирзой Фатали Ахундовым.
Сани Ахундов родился в бекской семье в городе Шуше Елизаветпольской губернии (ныне Гянджа, Азербайджан) и окончил Закавказскую учительскую семинарию в Гори (Грузия) в 1894 году. Всю дальнейшую жизнь он посвятил педагогике и журналистике. Он был соавтором учебника азербайджанского языка «Второй год», изданного в 1906 году. После советизации Азербайджана он некоторое время занимал должность министра образования Нагорно-Карабахской автономной области. В 1922 году Сулейман Сани Ахундов был избран первым председателем Азербайджанского Союза писателей и поэтов. За заслуги в литературной и педагогической деятельности в 1932 году ему было присвоено почетное звание Героя Труда. В промежутке между 1920 и 1930 гг. он избирался членом Бакинского совета, кандидатом в члены Бакинского исполнительного комитета, членом Центрального Исполнительного Комитета Азербайджанской ССР.
Его первым произведением была комедия «Алчный», написанная в 1899 году, в которой автор подвергал осмеянию устаревшие обычаи и традиции, нарисовав отталкивающий образ стяжателя и скупца. В созданных после русской революции 1905 года произведениях писатель касался более широких социально-политических проблем, освещая их с демократических позиций. В рассказе «Пир» (1905) автор выступает как защитник интересов трудящихся, разоблачая паразитизм эксплуататоров. В 1912—1913 годах он стал автором сборника «Страшные сказки», состоящего из пяти частей и освещающего тему бедности и социального неравенства и, впоследствии, ставшего в Азербайджане одной из самых популярных детских книг советской эпохи. В своих произведениях, написанных после 1920 года, Ахундов продолжал критиковать деспотизм, патриархальные устои и отсталость. В это время им написаны пьесы «Колесо фортуны» (1921) и «Соколиное гнездо» (1921), драма «Любовь и месть» (1922).
Сулейман Сани Ахундов — азербайджанский драматург, журналист, детский писатель и педагог. Он выбрал псевдоним «Сани» (араб. «второй»), чтобы избегать путаницы со своим… Развернуть
Лотфи Заде (при рождении Лютфали Рагим оглы Алескерзаде) — известный американский математик и логик. Профессор, один из основателей теории нечётких множеств. Автор понятия «нечёткая логика», ставшего попыткой связать математику с интуитивным способом коммуникации, к которому люди обращаются и руководствуются в общении и взаимодействуют с миром.
Лютфали родился в семье иранского подданного, журналиста Рагима Алескерзаде и врача-педиатра Фейги Коренман, еврейки из Одессы. В годы Первой мировой войны отец работал в Баку корреспондентом еженедельника «Иран». Мальчик с 1 по 4-й классы учился в бакинской русской школе № 16. В 1931 году семья переехала в Иран, где на протяжении 8-ми лет он учился в Американском колледже Тегерана. Затем поступил на электротехнический факультет Тегеранского университета, а по окончании работал с отцом, поставщиком стройматериалов для дислоцированных в Иране американских войск.
В июле 1944 года Лотфи Заде переехал на жительство в Соединенные Штаты и поступил в Массачусетский технологический институт. По окончании продолжил обучение в аспирантуре Колумбийского университета. После защиты диссертации в 1949 г. остался в университете ассистентом инженерного отделения. С 1959 года работал в Калифорнийском университете в Беркли. В 1965 опубликовал основополагающую работу по теории нечётких множеств, в которой изложил математический аппарат этой теории. В 1973 предложил теорию нечёткой логики (fuzzy logic), позднее — теорию мягких вычислений (soft computing), а также теорию вербальных вычислений и представлений (computing with words and perceptions).
Со своей будущей женой Фаней Занд (в замужестве Фэй Заде) юношей познакомился ещё в школе. Её родители, из русских евреев, эмигрировали в Германию, а после прихода к власти нацистов бежали в Тегеран. Фэй Заде потом стала автором наиболее полной биографии своего мужа «Моя жизнь и путешествия с отцом нечёткой логики» (1998). Их сын, Норман Аскар Заде, американский ученый-математик, доктор PhD и финансовый менеджер. Основатель, редактор и издатель журнала Perfect 10».
Лотфи Заде (при рождении Лютфали Рагим оглы Алескерзаде ) — известный американский математик и логик. Профессор, один из основателей теории нечётких множеств. Автор… Развернуть
Маис Джангирович(Джангир оглы) Назарли - искусствовед, кандидат искусствоведения, специалист в области культуры ислама.
В 1991 г. защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата искусствоведения по теме "Сефевиды и сефевидская живопись : (Проблемы прагматической интерпретации памятников)"
Работал в Институте восточных культур Российского государственного гуманитарного университета с момента его образования в 1994 году, был одним из его создателей. Являлся специалистом в области культуры ислама, занимался исследованием сефевидской миниатюры, проблемами невербальной антропологии.
Тематика его исследований — пространственные модели в культуре ислама. Читал спецкурс "Искусство ислама", стал автором около 30 работ
Маис Джангирович(Джангир оглы) Назарли - искусствовед, кандидат искусствоведения, специалист в области культуры ислама. В 1991 г. защитил диссертацию на соискание учёной… Развернуть
Камал Мехти оглы Абдуллаев (азерб. Kamal Mehdi oğlu Abdullayev, также известен как Камал Абдулла (азерб. Kamal Abdulla); род. 4 декабря 1950, Баку) — азербайджанский учёный, общественный деятель, писатель, драматург, Заслуженный деятель науки (1999), член-корреспондент НАНА (2007), государственный советник Азербайджанской Республики по межнациональным вопросам, вопросам мультикультурализма и религии, в период с 2000 по 2014 год — ректор БСУ.
Председатель Азербайджанского фонда культуры. Действительный почётный член Турецкого лингвистического общества, действительный член (академик) Международной кадровой академии (Украина), почётный доктор МГПУ. Член Российского ПЕН-клуба (Москва).
Родился в Баку в 1950 году в семье интеллигентов. Отец — учитель, мать — врач. В 1968 году окончил среднюю школу № 190 в Баку. С 1968 по 1973 год учился на филологическом факультете Азербайджанского государственного университета. С 1973 по 1976 год был аспирантом отдела «Тюркские языки» института языкознания АН СССР. В январе 1977 года в Москве защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Синтаксический параллелизм» (на основе языка дастана «Китаби Деде Коркут»).
В период с 1977 по 1984 год работал в отделении сравнительного изучения тюркских языков Института языкознания имени Насими Академии наук Азербайджанской СССР, сначала младшим научным сотрудником, затем старшим научным сотрудником и заведующим отделения. В 1984 году успешно защитил докторскую диссертацию на тему: «Теоретические проблемы синтаксиса азербайджанского языка». В 1984—1987 годах был заведующим кафедрой общего и азербайджанского языкознания Азербайджанского института иностранных языков.
С 1988 по 1990 год являлся первым заместителем председателя Азербайджанского фонда культуры, а с 1990 года был избран председателем этого фонда.
В 1990 году был избран на должность заведующего кафедрой «Общего и русского языкознания» Азербайджанского педагогического института русского языка и литературы им М. Ф. Ахундова. В 1993 году был вновь избран на должность заведующего кафедрой «Общего и азербайджанского языкознания» Института иностранных языков и занимал эту должность до 2000 года.
С 1994 по 1995 год работал профессором в отделении «Турецкого языка и литературы» в университете Улудаг города Бурсы (Турция).
С мая 2000 года назначен на должность ректора Института русского языка и литературы им М. Ф. Ахундова. С июня 2000 года указом президента Азербайджанской Республики Гейдара Алиева был назначен на должность ректора переименованного Бакинского славянского университета и занимал её до 28 февраля 2014 года.
В настоящее время является руководителем научно-исследовательской лаборатории БСУ «Проблемы перевода». Абдуллаев Камал Мехти оглы — автор, один из исполнителей проектов: «Библиотека филолога — 100» (перевода на азербайджанский язык и издания 100 наиболее значительных филологических произведений всемирно известных авторов), серий «Тюркология» и «Мировые издания». Является главным редактором учёных записок БСУ серии «Язык и литература». C 2001 по 2011 год занимал должность председателя Диссертационного совета Д.02.071 по защите диссертаций на соискание учёных степеней доктора филологических наук и доктора философии по филологическим наукам.
С 2011 по 2014 исполнял обязанности академика-секретаря Отделения гуманитарных и общественных наук Национальной академии наук Азербайджана.
28 февраля 2014 года распоряжением Президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева назначен государственным советником по межнациональным вопросам, вопросам мультикультурализма и религии.
К. М. Абдуллаев — член Совета правления Союза писателей Азербайджана, член Общества театральных деятелей, член правления Союза органов печати Азербайджана, президент Азербайджанской Федерации Бадминтона.
Камал Мехти оглы Абдуллаев (азерб. Kamal Mehdi oğlu Abdullayev, также известен как Камал Абдулла (азерб. Kamal Abdulla); род. 4 декабря 1950, Баку) — азербайджанский учёный,… Развернуть
Юнус Огуз - известный азербайджанский писатель-тюрколог, историк, публицист, политолог и журналист. Автором многих научных и художественных произведений. Особенно популярны его исторические романы, которые переведены на многие языки мира: «Надиршах», «Тахмасибшах» и «Амир Темур», в которую вошли два романа писателя о Тимуре – «Путь к вершине» и «Властелин мира».
Юнус Огуз в 1977 году после окончания средней школы работал в Ширване на электростанции, затем в 1978-79 гг. учился в техникуме. В 1979-81 гг. служил в рядах Советской армии. После увольнения был начальником штаба гражданской обороны на Ширванском хлопкоочистительном заводе. В 1983-88 гг. учился на факультете философии Ростовского университета. Затем работал в Академии наук Азербайджана и в органах прессы. С 1994 г. - генеральный директор информационного агентства «Олойлар» и главный редактор одноименной газеты.
Юнус Огуз - известный азербайджанский писатель-тюрколог, историк, публицист, политолог и журналист. Автором многих научных и художественных произведений. Особенно… Развернуть
Мовлуд Сулейманлы - народный писатель Азербайджана. Прозаик, драматург, сценарист и консультант по фильмам. Членом Союза писателей Азербайджана с 1980 года, заслуженный деятель искусств и заместитель председателя общества с ограниченной ответственностью "Азербайджанское телевидение и радио".
Сулейманлы начал свое творчество со стихотворения "Мои руки", опубликованного в Азербайджанской молодежной газете в 1964 году.
Сулейманлы умер 21 февраля 2024 года в возрасте 80 лет.
Мовлуд Сулейманлы - народный писатель Азербайджана. Прозаик, драматург, сценарист и консультант по фильмам. Членом Союза писателей Азербайджана с 1980 года, заслуженный деятель… Развернуть
Расул Рза (азерб. Rəsul Rza; настоящее имя Расул Ибрагим оглы Рзаев, азерб. Rəsul İbrahim oğlu Rzayev; 19 мая 1910 — 1 апреля 1981) — азербайджанский советский поэт, заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР (1944), народный поэт Азербайджанской ССР (1960); лауреат Сталинской премии третьей степени (1951), Герой Социалистического Труда (1980). Являлся министром кинематографии Азербайджанской ССР (1945-1949), был депутатом ВС Азербайджанской ССР 1-го 3—7 созывов.
Расул Рза родился 19 мая 1910 года в Геокчае в семье служащего. Однако эта дата рождения неточная. Год и день рождения поэта были записаны на одной из страниц Корана, который впоследствии бесследно исчез. Его отец — Мирза Ибрагим происходил из селения Чийни (азерб.)русск., расположенное в нескольких километрах от Геокчая, (Ныне территория Уджарского района) работал сельским писарем и переводчиком в местной канцелярии. Он скончался, когда сыну было пять лет. Заботу о семье взял на себя родной брат матери — Мамед Гусейн Рзаев, фамилию которого впоследствии перенял Расул Рза. Дядя был любознательным человеком, увлекался поэзией и даже сам писал стихи. После революции он работал военкомом, секретарём райкома. Позднее Расул Рза отмечал, что «свою неосуществлённую мечту стать поэтом дядя завещал мне».
Расул Рза получил среднее образование в районной школе. Окончил ВГИК. Член ВКП(б) с 1939 года.
В 1937—1938 годах Р. Рза работал начальником сценарного отдела, а в 1942—1944 годах — директором Бакинской киностудии. В 1944—1946 годах был начальником управления по делам искусств Азербайджанской ССР. В 1948—1949 годах был министром кинематографии Азербайджанской ССР.
Депутат ВС Азербайджанской ССР 1-го 3—7 созывов. Был главным редактором Азербайджанской советской энциклопедии (с 1965 года), возглавлял ряд творческих и общественных организаций. Председатель правления СП Азербайджанской ССР (1938—1939).
Умер 1 апреля 1981 года. Похоронен в Баку на Аллее почётного захоронения.
Расул Рза (азерб. Rəsul Rza; настоящее имя Расул Ибрагим оглы Рзаев, азерб. Rəsul İbrahim oğlu Rzayev; 19 мая 1910 — 1 апреля 1981) — азербайджанский советский поэт,… Развернуть
Несрин Эльдар кызы Алескерова - историк, кандидат исторических наук с 1997 года
Родилась 5-го июня 1971 г. в г. Баку. В 1988 г. поступила на отделение «История Турции» Восточного факультета Ленинградского Государственного Университета. После окончания Университета в 1993 г. поступила на работу на Исторический Факультет Бакинского Государственного Университета. В 1997 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Суфийский тарикат Гюлшанийа». Алескерова Несрин является также старшим научным сотрудником отдела «Тюркских рукописей» Института Рукописей им. М.Физули Национальной Академии Наук Азербайджана. С 2003 г. — докторант сектора Среднего Востока Санкт-Петербургского филиала Института Востоковедения Российской Академии Наук и работает над диссертацией «Зарождение и эволюция суфийского братства Халватийа» (II половина XIV века — I половина XVII века). Алескерова Несрин - автор книги «Суфийское братство Гюлшанийа», изданной в Санкт-Петербурге, и 15-ти статей. В настоящее время работает над книгой, посвященной истории суфизма в Азербайджане.
Несрин Эльдар кызы Алескерова - историк, кандидат исторических наук с 1997 года Родилась 5-го июня 1971 г. в г. Баку. В 1988 г. поступила на отделение «История Турции»… Развернуть
Алиага Кюрчайлы - азербайджанский поэт, драматург, переводчик, псевдоним Валиева Алиага Гасанага оглы.
Алимардан-бек Алекпер оглы Топчиба́шев (азерб. Əlimərdan bəy Ələkbər oğlu Topçubaşov, 4 мая 1863, Тифлис — 8 ноября 1934, Париж) — азербайджанский общественный и государственный деятель, юрист и журналист, депутат Первой Государственной думы России (1906), Председатель парламента Азербайджанской Демократической Республики (1918—1920).
В 1884 году окончил I городскую гимназию в Тифлисе поступил в Санкт-Петербургский Императорский университет на историко-филологический факультет по Кавказской стипендии, но уже после первого семестра отказался от стипендии и перешёл на юридический факультет. В 1888 окончил университет, получив степень кандидата права. Работал помощником мирового судьи и секретарем окружного суда, преподавал в Тифлисском землемерном училище. Переехал в Баку, где работал присяжным поверенным.
Топчибашев был редактором ежедневной газеты Бакинский Торгово-Промышленный Листок, издававшейся в Баку с 1888 года. 24 июня 1898 году он стал редактором издававшейся в Баку газеты «Каспий». В разные годы был также редактором газет «Баку» и «Хаят» («Жизнь»). Был избран гласным Бакинской городской Думы, входил в состав городской училищной комиссии, попечительских советов Мариинской женской гимназии, Бакинского коммерческого училища и Бакинской мусульманской женской школы.
Во время Революции 1905—1907 годов участвовал в работе 1-го Всероссийского мусульманского съезда (август 1905, Нижний Новгород); на 2-м (январь 1906, Петербург) и 3-м (16 августа 1906, Ниж. Новгород) съездах избирался председателем ЦК партии Иттифак аль-Муслимин. На 3-м Всероссийском мусульманском съезде заседания не были публичными и велись на татарском языке. Была утверждена программа мусульманского политического союза, близкая программе кадетской партии и отличающаяся от неё по вопросу школьного образования.
Был избран депутатом первой Государственной Думы от Бакинской губернии; примыкал к левому крылу фракции партии «Народная свобода». После роспуска первого созыва Думы подписал Выборгское воззвание и осужден по ст.129, ч.1, п.п.51 и 3 Уголовного Уложения, лишившись права снова избираться в Думу.
В феврале 1906 года участник примирительного армяно-мусульманского съезда, член особого совещания при Кавказском наместнике по армяно-мусульманским делам.
После Февральской революции 1917 года выступал за сохранение единого Российского государства и созыв Учредительного Собрания, ни в какие партии не вступал. С марта возглавлял Азербайджанский Национальный Комитет. Участвовал в работе Кавказского мусульманского съезда (апрель 1917, Баку) и первого Всероссийского мусульманского съезда (май 1917, Москва), на которых выступал за федеративное устройство России.
Был избран во Всероссийское учредительное собрание, разогнанное большевиками после первого заседания.
После провозглашения Азербайджанской Демократической Республики (АДР) 28 мая 1918 года — её чрезвычайный представитель в Грузии, Армении и Османской империи. Находясь в Стамбуле, был назначен министром иностранных дел АДР (6 октября — 7 декабря 1918). 7 декабря 1918 был заочно избран председателем азербайджанского парламента. Возглавлял делегацию АДР на Парижской мирной конференции.
После установления в Азербайджане советской власти (28 апреля 1920 года) — в эмиграции. Участник Генуэзской конференции и Лозаннской конференции, на которых ставил вопрос о незаконной оккупации Азербайджана Красной Армией.
Скончался в Париже 8 ноября 1934 года. Похоронен в Сен-Клу, западном пригороде Парижа.
Алимардан-бек Алекпер оглы Топчиба́шев (азерб. Əlimərdan bəy Ələkbər oğlu Topçubaşov, 4 мая 1863, Тифлис — 8 ноября 1934, Париж) — азербайджанский общественный и… Развернуть
Чингиз Акифович Абдуллаев (азерб. Çingiz Akif oğlu Abdullayev) — советский и азербайджанский писатель. Народный писатель Азербайджана (2005).
Чингиз Абдуллаев родился в 1959 году в Баку. Потомственный юрист в четвертом поколении. Его прадед по отцовской линии служил помощником присяжного поверенного в Баку еще в начале 90-х годов XIX века. Имеет три высших образования. Владеет несколькими иностранными языками: кроме азербайджанского и русского – английским, итальянским, турецким и фарси. По линии Министерства обороны выполнял задания за рубежом, возглавлял спецотдел особого назначения. Работал в Бельгии, Германии, Польше, Румынии, Анголе, Афганистане. Майор в отставке, имеет ряд правительственных наград. Доктор юридических наук.
В 1976 году Чингиз Абдуллаев окончил среднюю школу № 189 в Баку и поступил на юридический факультет Азербайджанского государственного университета имени С. М. Кирова. Во время учёбы в университете был избран главным редактором газеты «Комсомольский прожектор» и президентом спортивного клуба юридического факультета.
В 1981 году окончил с красным дипломом юридический факультет Азербайджанского государственного университета. После окончания юридического факультета попал по распределению на службу в звании офицера Министерства обороны на Бакинское Агрегатное Производственное Объединение, закрытое военное предприятие Министерства авиационной промышленности СССР, именуемое «почтовым ящиком», и находившееся в ведении Министерства обороны СССР. Работал юрисконсультом на этом предприятии.
В 1986 году он был выдворен из Румынии по обвинению в причастности к расстрелу Чаушеску. Это случилось из-за того, что Абдуллаев хорошо знал все детали происшедшего, хотя не имел к этому делу прямого отношения. На территории Намибии ему пришлось участвовать в тяжелой операции по освобождению ангольских командиров, попавших в плен. Из той операции в живых вернулось всего четыре человека. Поэтому цену крови и жизни он знает непонаслышке.
Он не жалеет, что оставил службу по линии Министерства обороны, так как считает, что честно отдал службе все, что мог. К тому же начали сказываться полученные боевые ранения.
Что касается литературы, то тягу к творчеству Чингиз Абдуллаев начал испытывать еще "с малых ногтей", но за сочинительство взялся гораздо позже. Его первыми литературными произведениями были исторический роман и несколько лирических повестей. Роман "Голубые ангелы" – первое произведение Абдуллаева в остросюжетном жанре – пролежал в КГБ три года. Его запрещали печатать, ссылаясь на обнаруженную в нем суперсекретность. В 1988 году он был напечатан и позже выдержал несколько переизданий.
О литературной продуктивности Чингиза Абдуллаева ходят легенды. В самом деле, трудно поверить, но в течение четырех последних лет он пишет по книге каждые полтора месяца. За одиннадцать лет литературной деятельности у него вышло 67 книг, совокупный тираж которых более 13 миллионов. Его книги издаются в США, Франции, Болгарии, Италии. С 1989 года он совмещает писательский труд с должностями секретаря Союза писателей Азербайджана и вице-президента азербайджанского ПЕН-клуба.
По материалам анкеты.
* В 1985 году окончил факультет социологии Азербайджанского Государственного Университета.
* В 1984—1986 гг. по линии Министерства обороны выполнял задания за рубежом, возглавлял спецотдел особого назначения.
За время командировок был дважды ранен. Вышел в отставку в звании майора. Ч. А. Абдуллаев не жалеет, что оставил службу, так как считает, что честно отдал службе все, что мог.
* С 1989 года — секретарь союза писателей Азербайджана.
* С 1992 года — вице-президент ПЕН-клуба (международное объединение писателей).
* С 1994 года — президент САКС-клуба.
* В 2000 году — участник поездки Европейских писателей «Евровавилон 2000».
* С 2003 года — сопредседатель Международного литературного фонда.
* С июля 2005 года — Народный писатель Азербайджана.
* В январе 2011 года избран президентом Азербайджанского ПЕН-клуба.
* С июля 2011 года — член Координационного совета азербайджанцев мира.
Женат, имеет двух детей.
Чингиз Акифович Абдуллаев (азерб. Çingiz Akif oğlu Abdullayev) — советский и азербайджанский писатель. Народный писатель Азербайджана (2005). Чингиз Абдуллаев родился в 1959… Развернуть
Анар Рзаев — азербайджанский писатель, режиссёр и сценарист, общественный деятель.
Родился в семье поэтов. Его отец Расул Рза и мать Нигяр Рафибейли были признанными в стране поэтами. В 1945 году поступил в музыкальную школу имени Бюльбюля и в 1955 году окончил её с отличием. В том же году поступил на филологический факультет Азербайджанского Государственного Университета. Окончил АГУ в 1960 году, также окончил Высшие сценарные курсы в Москве в 1964 году, Высшие режиссёрские курсы в Москве. Член КПСС с 1967 года.
С 1968 года — главный редактор альманаха искусств «Гобустан».
В 1991 году был избран председателем Союза писателей Азербайджана.
С 1995—2000 годы являлся действительным членом Милли Меджлиса (Парламента Азербайджана).
За особые заслуги в развитии азербайджанской литературы награждён Премией Гейдара Алиева (2011 году).
19 февраля 2014 г. был избран первым председателем Союза писателей тюркоязычных государств, созданного по результатам VI Конгресса редакторов литературных журналов тюркского мира в г. Эскишехир (Турция).
Перу Анара принадлежит ряд интересных произведений, затрагивающих в основном проблемы современности. В своих книгах он старается раскрыть образ современного ему человека, показать, с какими трудностями ему приходится сталкиваться, как традиционные понятия и менталитет влияет на жизнь людей.
Анар Рзаев — азербайджанский писатель, режиссёр и сценарист, общественный деятель. Родился в семье поэтов. Его отец Расул Рза и мать Нигяр Рафибейли были признанными в стране… Развернуть
Псевдоним:
Константин Максимов
Автобиография:
Родился 5 августа 1954 г. в Баку. Окончил физфак Азгосуниверситета (в 1977 г.), позже работал инженером на морских буровых установках, в 1984 г. вернулся в науку — в лабораторию молекулярной биофизики того же Азгоса (ныне — Бакгоса) университета. В 1990 г. защитил кандидатскую диссертацию. В республиканских и московских научных журналах опубликовано свыше 20 статей по исследованию пространственной структуры биологических макромолекул.
Член совета Бакинского клуба любителей фантастики с момента основания последнего. После отъезда П. Амнуэля в Тель-Авив несколько лет (вплоть до самороспуска БКЛФ) был председателем клуба.
Участвовал в телевизионных турнирах «Брэйн-ринга» в 1993 и 1994 г., а в 1995 г. снимался в «Своей игре», в выпусках которой, кстати, в 1994—1996 гг. прозвучало несколько десятков моих вопросов.
С 1997 г. параллельно работаю в главной русскоязычной газете Баку «Зеркало», всего опубликовано сотни полторы статей. Пишу по вопросам политики, культуры, науки, экономики.
Сочинять фантастику начинал трижды: в семь, семнадцать и двадцать семь лет. Последний рецидив принял хроническую форму и продолжается до сих пор.
1983 г. — опубликован первый рассказ, 1990 г. — первая повесть, 1997 г. — первый роман. Поскольку налицо мистический семилетний цикл, ломаю голову: что же случится в 2004 г. — то ли собрание сочинений, то ли экранизация в Голливуде.
Принимал участие в семинарах ВТО МПФ в Минске (1990 г.) и Ялте (1991 г.).
Полагаю, что в 80-е гг. я писал преимущественно «жесткую» НФ на основе приключенческого сюжета в русле традиций бакинской школы (мне импонировали скорее Тео Эли, Лукодьянов и Войскунский, нежели Альтов и Амнуэль). В эпоху Гибели Империи перешел к социальной фантастике, пытался проанализировать события современности, используя лексику НФ и фэнтези. Лелею себя надеждой, что социальная тематика прослеживается у меня даже в откровенно развлекушечных боевиках.
В 1993—1994 гг. принимал участие в соросовском конкурсе гуманитарных учебников, написав книгу «Фантастика. Общий курс», которая была в конце концов одобрена, но так и не напечатана. В разное время использовал псевдонимы: Кристофер Монсальват, Калин Милованович, Константин Максимов.
Среди написанного — утопии, боевики, «космические оперы», фэнтези, роман о компьютерной войне близкого будущего, отечественная версия американского «X-files».
С 2004 года живу и работаю в Хьюстоне.
Псевдоним:
Константин Максимов Автобиография:
Родился 5 августа 1954 г. в Баку. Окончил физфак Азгосуниверситета (в 1977 г.), позже работал инженером на морских буровых… Развернуть
Алекса́ндр Миха́йлович Черни́цкий (16 июля 1959, Баку, Азербайджанская ССР) — писатель-публицист, политолог. Многочисленные публикации в периодике России, Белоруссии, Казахстана, Израиля, Украины. Свыше 30 научно-популярных, документальных, художественных книг для детей и взрослых (издательства Москвы, Санкт-Петербурга, Минска).
Сын заведующего кафедрой автоматики и телемеханики Смоленского филиала Московского энергетического института Михаила Борисовича Лейтмана (1937—2002), который впоследствии работал в компаниях США над созданием широкополосного Интернета (воспоминания А.М. Черницкого об отце опубликованы в 2009 в «Живом журнале»: посты «Инволюционная версия», «Воспитание писателя», «Воспитание трудоголика», «Воспитание мужчины», «Воспитание публициста», «Воспитание воли», «Воспитание культуры»).
А. М. Черницкий окончил среднюю школу № 25 в Смоленске (1975), Московский институт тонкой химической технологии (1981). Работал по специальности (инженер-химик-технолог) на производственном объединении «Полимир» (Новополоцк, Белоруссия). Без отрыва от производства получил образование журналиста (1984) и психолога (1987).
Читал курс инженерной психологии (англ. human factors) в Институте повышения квалификации руководящих работников Минхимпрома СССР (1986—1989). Вёл социологические исследования по этой дисциплине среди персонала «Полимира» (1986—1988, результаты в журнале «Изобретатель и рационализатор», 1989).
В 1990—1991 был главным редактором информационного бюллетеня «Демократический форум» — одного из первых неформальных изданий в СССР (в 1992 оно трансформировалось в «Новую газету» — печатный орган исполкома г. Новополоцка).
Борясь с монополией КПСС (КПБ) на власть, находился в тактическом союзе с Белорусским народным фронтом, однако критиковал его за национализм, что в середине 1990-х привело к полному разрыву. В кампании по выборам президента Белоруссии в 2001 А.М. Черницкий в ряде публикаций поддержал А.Г. Лукашенко в качестве лидера, положившего конец «белорусизации» и не позволившего провести в республике приватизацию по российскому или украинскому образцу. За это националистические силы подвергли А.М. Черницкого остракизму, что, возможно, стало одной из причин переезда в Россию.
В Москве работал заместителем главного редактора федерального общественно-политического журнала, заместителем генерального директора информационно-аналитического агентства, заместителем директора производственной компании по рекламе, заместителем генерального директора PR-агентства. С 2007 — директор Института психологического здоровья.
Алекса́ндр Миха́йлович Черни́цкий (16 июля 1959, Баку, Азербайджанская ССР) — писатель-публицист, политолог. Многочисленные публикации в периодике России, Белоруссии, Казахстана,… Развернуть
Акрам Айлисли окончил в Москве институт литературы имени А. М. Горького. С 1962 года начал работать редактором в Азербайджанском государственном издательстве. С 1964 года — литературный работник газеты «Коммунист», с 1965 — переводчик в Азербайджанском государственном издательстве, с 1968 года — главный редактор издательства «Гянджлик». С 1969 года работал сценаристом на киностудии «Азербайджан». В 1971 году Акрам Айлисли — главный редактор сатирического журнала «Мозалан». С 1973 года — главный редактор Государственного комитета по кинематографии Азербайджана. В 1978—1983 годах работал главным редактором журнала «Азербайджан», в 1988—1989 — секретарь Союза писателей Азербайджана, 1992—2003 годах — директором издательства «Язычы» («Писатель»). 6 ноября 2005 года был избран депутатом Милли Меджлиса Азербайджана от Ордубад-Джульфинского избирательного округа № 7. Был избран членом постоянной комиссии по международным отношениям и межпарламентским связям.
Акрам Айлисли — автор повестей и рассказов, переводов. Свою литературную деятельность начал со стихов, а первая повесть «Гашам и его зять» вышла в 1959 году. Произведения писателя переведены на иностранные языки.
А. Айлисли перевёл на азербайджанский язык произведения Василия Шукшина, Габриэля Гарсия Маркеса, Владимира Короленко, И. Тургенева, Чингиза Айтматова.
Акрам Айлисли окончил в Москве институт литературы имени А. М. Горького. С 1962 года начал работать редактором в Азербайджанском государственном издательстве. С 1964 года —… Развернуть
Мамед Саид Ордубади (азерб. Məmməd Səid Ordubadi, настоящее имя Мамед Гаджи-ага оглы; 24 марта 1872, Ордубад, Эриванская губерния, Российская империя — 1 мая 1950, Баку, Азербайджанская ССР) — азербайджанский советский писатель, заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР (1938). Печатался с 1903. В своих сатирических произведениях писатель боролся против религии, духовенства и дворянства. В 1914 выслан в Самару.
Творчество
В ранних произведениях Ордубади выступает с антиармянских и панисламистских позиций («Канлы Саналар» (Кровавые годы), «Последние дни Андалузии»). В первых сборниках стихов «Беспечность» (1906) и «Родина и свобода» (1907) определяются такие черты его поэзии, как призыв к свободе, критика невежества и фанатизма. Революция 1905—07, сотрудничество в журнале «Молла Насреддин» способствовали формированию революционного миропонимания писателя.
После Октябрьской революции Ордубади вступил в ряды компартии и участвовал в походах Красной армии в качестве сотрудника одной из красноармейских газет.
С 1920 состоял ответственным редактором газеты "Yeni yol" (Новый путь) — органа Бакинского комитета партии. Был членом АЗАПП со дня её основания. В 1926 Ордубади написал актуальную пьесу о борьбе с бюрократизмом и волокитой в советских учреждениях.
В романах «Путешествие двух мальчиков в Европу» (1908), «Несчастный миллионер» (1914) высказаны просветительские идеи, дана критика деспотического режима в феодальном Иране. В 1930 издал роман "Dumanli Tebriz" (Тавриз туманный), в котором изображает персидскую революцию 1908, критикуя работу духовенства, русского самодержавия и крупного купечества.
В 1935 году составил либретто для оперы «Наргиз» Муслима Магомаева.
В своих поэтических и беллетристических произведениях последнего периода Ордубади развивает идею единения трудящихся армян, грузин и турок ("Арарат") в связи с советизацией Закавказья; рисует распад азербайджанской буржуазии ("Кладбище").
Основное содержание романов «Борющийся город» (1938), «Подпольный Баку» (1940) — освободительное движение в Азербайджане, революционная борьба бакинского пролетариата.
Роман «Меч и перо» (1946—48), действие которого происходит в средневековом Азербайджане, посвящен поэту Низами. Написал также ряд драматургических произведений, либретто опер и оперетт; перевёл на азербайджанский язык произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. Акопяна и др. Награждён орденом Ленина, орденом «Знак Почёта» и медалями.
Мамед Саид Ордубади (азерб. Məmməd Səid Ordubadi, настоящее имя Мамед Гаджи-ага оглы; 24 марта 1872, Ордубад, Эриванская губерния, Российская империя — 1 мая 1950, Баку,… Развернуть
Исмаил Шихлы — азербайджанский писатель, сценарист, литературовед, народный писатель Азербайджана (1984). лауреат премии Азербайджанского комсомола (1976), доктор филологических наук (1954), депутат Верховного Совета Азербайджанской ССР (1990), лауреат премии имени Мирза Фатали Ахундова.
Исмаил Шихлы родился 22 марта 1919 года в селе Икинджи Шихлы Казахского уезда Елизаветпольской губернии (ныне Казахский район Азербайджана) в семье учителя. В 1941 году окончил литературный факультет Азербайджанского педагогического университета. Во время Второй мировой войны отслужил рядовым на передовых линиях Кавказского, Третьего Белорусского и Восточного фронтов. По окончании войны работал заведующим учебной частью средней школы села Косалар Казахского района. В 1946—1949 годах — аспирант, преподаватель, старший преподаватель, а затем заведующий кафедрой литературы зарубежных стран Азербайджанского педагогического университета. Член Союза писателей Азербайджана с 1949 года.
В последующие годы был редактором журнала «Азербайджан», первым секретарём Союза писателей Азербайджана, секретарём Союза Писателей СССР.
Автор романов «Пути расходятся» (1957), «Кура неукротимая» (1967), автор многочисленных киносценариев. Роман «Кура неукротимая» (или же «Буйная Кура»), над которым Шихлы работал десять лет, признается многими литераторами переломным в азербайджанской прозе и положившим начало новому направлению — неореализму. В 1969 году по мотивам романа был снят одноимённый художественный фильм.
Исмаил Шихлы — азербайджанский писатель, сценарист, литературовед, народный писатель Азербайджана (1984). лауреат премии Азербайджанского комсомола (1976), доктор филологических… Развернуть
Джалил Мамедкулизаде — азербайджанский журналист, просветитель и писатель-сатирик.
Биография
Джалил Мамедкулизаде родился 10 (22) февраля 1866 года в городе Нахичевани. Его дед, каменщик Гусейн Кули, переселился сюда из Иранского Азербайджана и обзавёлся здесь семьёй. Первоначальное образование Джалил получил в духовных школах — медресе — у известных в городе мулл, которые учили детей по арабским и персидским книгам, богословским шариатским трактатам или по «Гюлистану» великого ширазского Саади.
Значительным событием в жизни Джалила Мамедкулизаде явилось поступление в 1882 году в Горийскую учительскую семинарию. Семинария и её так называемое «татарское» отделение, которым долгие годы руководил просвещенный педагог и выдающийся общественный деятель, автор нескольких учебников Алексей Осипович Черняевский, воспитала не один десяток передовых деятелей азербайджанской культуры. Из её стен вышли Нариман Нариманов, Фирудинбек Кочарлинский, Сулейман Ахундов, Узеир Гаджибеков, Муслим Магомаев (старший), Фархад Агаев, Рашидбек Эфендиев, Гаджи-Керим Саниев и др. Джалил Мамедкулизаде окончил Закавказскую учительскую семинарию в 1887 году и в течение последующих десяти лет преподавал в школах Баш-Норашена, Улуханлы, Неграма и других населённых пунктов Эриванской губернии. Он был сторонником унификации литературного азербайджанского языка. Мамедкулизаде подвергал критики своих современников, засоривших, на его взгляд, азербайджанский язык ненужными заимствованиями из русского, персидского и турецкого языков, вводивших в заблуждение простого читателя («Книга моей матери», 1920). Впоследствии он стал одним из активистов процесса латинизации азербайджанского алфавита.
В 1898 году он переехал в Эривань, в 1903 — в Тифлис, где стал работать в редакции местной азербайджаноязычной газеты «Шарги-Рус». В 1906 году он основал сатирический журнал «Молла Насреддин», редактором которого являлся на протяжении 25 лет (с перерывами). В 1921 году Мамедкулизаде проживал в Тебризе, где временно печатался «Молла Насреддин». К концу Гражданской войны переехал в Баку, где умер в 1932 году от кровоизлияния в мозг. В последние годы жизни он писал воспоминания, которые, к сожалению, не успел закончить. Именем Мамедкулизаде был назван город Джалилабад (до 1967 — Астрахан-Базар), село Джалилкенд (б. Баш-Норашен) в Нахичеванской АР, драматический театр в Нахичевани, улицы в различных городах Азербайджана.
Литературный вклад
Мамедкулизаде писал во множестве жанров, включая драмы, очерки, рассказы и фельетоны. Его первым наиболее известным произведением является «Пропажа осла» (первый из серии рассказов «События в селении Данабаш»), написанное в 1894 и изданное в 1934 году. В нём писатель касается темы социального неравенства. В последующих произведениях («Почтовый ящик», «Конституция в Иране», «Курбан-Али-бек», «Барашек»), включая известные комедии «Мертвецы» и «Сборище сумасшедших», критикуются невежество, гордыня, религиозный фанатизм.
Джалил Мамедкулизаде — азербайджанский журналист, просветитель и писатель-сатирик. Биография Джалил Мамедкулизаде родился 10 (22) февраля 1866 года в городе Нахичевани. Его… Развернуть