Левон Восканович Адян (Լևոն Ադյան) - азербайджанский автор армянского происхождения, Член Союза писателей СССР
Член Союза писателей Российской Федерации, Член Союза писателей Республики Армении, Член Союза писателей Нагорно-Карабахской Республики.
В Баку, Ереване и Москве были изданы более тридцати сборников его рассказов, повестей и романов на армянском, русском и азербайджанском языках.
Левон Восканович Адян (Լևոն Ադյան) - азербайджанский автор армянского происхождения, Член Союза писателей СССР
Член Союза писателей Российской Федерации, Член Союза писателей… Развернуть
Сабир (азерб. میرزا علی اکبر صابر, Mirzə Ələkbər Zeynalabdin oğlu Tahirzadə, настоящее имя Мирза Алекпер Зейналабдин оглы Таирзаде) — азербайджанский поэт, сатирик и один из наиболее видных азербайджанских поэтов начала XX века.
Родился 30 мая 1862 года в Шемахе в бедной семье мелкого торговца. «Сабир» («терпеливый») — один из многочисленных псевдонимов поэта. Это имя и закрепилось за поэтом, хотя у него были и другие псевдонимы.
Начальное образование Сабир получил в духовной школе, но в 1874 году поступил в только что открытую известным просветителем, поэтом-сатириком С. А. Ширвани школу нового типа, где, в отличие от традиционных школ, преподавались общеобразовательные предметы, азербайджанский и русский языки. Учёба Сабира в этой школе и особенно знакомство с Ширвани сыграли в жизни будущего поэта, в формировании его взглядов большую роль. Ширвани обратил внимание на незаурядные способности мальчика и руководил его первыми поэтическими опытами. Своё первое стихотворение Сабир сочинил в восемь лет. Ширвани продолжал помогать ему и позднее, когда Сабир по настоянию отца вынужден был бросить школу, в которой он успел проучиться всего два года. Отец Сабира заставил юношу работать в лавке, но это занятие крайне тяготило его, и все своё свободное время он отдавал самостоятельной учёбе и любимой поэзии.
В ранние годы писал лирические газели, а по заказу — элегии, хвалебные и траурные стихи. Его первое произведение в печати появилось только в 1903 году в газете «Шерги Рус» («Русский Восток»). В 1903-05 годах Сабир сотрудничал в газетах и журналах «Дебистан» («Печальная школа»), «Зенбур» («Овод»), «Иршад» («Путеводитель»), «Хагигат» («Истина»), «Хаят» («Жизнь»).
В возрасте 23-х лет Сабир под предлогом паломничества в святые места отправляется в путешествие по Закавказью, Ирану, Ираку, Средней Азии. В Ашхабаде его застает весть о смерти отца. Сабир возвращается в Шемаху, и на плечи молодого поэта ложатся тяжелые заботы о семье. Нужда и бедность преследуют Сабира. Его бедственное положение усугубляется тем, что сатирические стихи Сабира, которые уже в это время широко распространяются среди народа, вызывают негодование духовенства, и оно всячески травит поэта.
В 1900 году после учёбы за границей в Шемаху возвращается прогрессивно настроенный молодой поэт Аббас Сиххат, в доме которого часто собирается местная интеллигенция. Аббас Сиххат сразу отметил Сабира, и у них завязалась тесная дружба, продолжавшаяся до самой смерти Сабира. Сиххат, по достоинству оценив талант Сабира, поощрял и поддерживал его. В 1903 году Сабир начинает печататься. Находясь под влиянием Сиххата, Сабир в начальный период своего творчества создавал главным образом интимно-лирические стихи и элегии. Революция 1905 года оказывает огромное влияние на творчество Сабира, в его поэзии становятся преобладающими политические и гражданские мотивы, а сам Сабир становится выразителем идей национально-освободительного движения в Азербайджане. Сабир страстно боролся за расширение и углубление этого движения. Его творческое внимание привлекали самые темные стороны жизни и быта азербайджанского общества: фанатизм, разврат, социальный гнет, невежество. Его постоянно тревожил факт эксплуатации трудящихся, гибнущих в нищете, сибаритствующим «высшим обществом» и имущим классом. Поэт сильно чувствовал социальные противоречия и энергично боролся за разрушение гнилого строя, но он не был социалистом. Он также не до конца порвал с религией, хотя и резко выступал против господствовавших религиозных мусульманских нравов, особенно против противостояния шиизма и суннизма. Сабир значительно содействовал революционному движению в Иране и Турции в период 1905—1910. В своих стихах он едко высмеивал режим султана Абдул-Гамида и Мамед Али Шаха. Реализм, социально-политический лиризм и острая сатира — вот основные элементы, характеризующие творчество Сабира, сыгравшее революционизирующую роль в воспитании молодого поколения. Сабир выступил против армяно-мусульманской резни, написал стихотворение «Интернационал», которое однако было пропущено цензурой лишь в сокращенном виде.
В формировании творческого облика Сабира решающую роль сыграли сатирический журнал «Молла Насреддин» и его издатель и главный редактор Джалил Мамедкулизаде. Первые 5—6 лет издания этого журнала неразрывно связаны с именем Сабира. Он принимал в журнале активное участие, разоблачая в своих произведениях отсталый быт среды, остро высмеивая фанатизм и невежество лицемерных мулл, духовенства, темноту отсталых масс, страстно осуждая поведение и деяния кулаков и богачей, интеллигентов-тунеядцев, щеголявших внешним «европеизмом». В сатирических образах правоверного фанатика, патриархального отца семейства, оторвавшегося от народа интеллигента или лицемерного моллы он бичевал всё, что препятствовало прогрессу, призывал к просвещению и свободе. Несмотря на преследования со стороны духовенства, натравливавшего на писателя темные массы, Сабир продолжал настойчиво бороться за свои идеи, писал в различных журналах и газетах под разными псевдонимами («Мират», «Фазил», «Алгар-Гюлеген» и др.).
Сабир создал новый стиль в поэзии. Сабир писал просто и понятно. Он умел сочетать живую речь народа с языком литературы, в результате чего язык его стал доступным для широких масс трудящихся. При всей видимой простоте Сабир доносил до народных масс смысл самых сложных внутренних и международных проблем эпохи. В его стихах органически сливались высшее мастерство и повседневная жизнь.
В своем творчестве Сабир не был «терпеливым». Гораздо более подходящим для выражения направленности его поэзии следовало бы считать один из ранних его псевдонимов — «Хоп-хоп», что означает имя птицы («Удод»), своим криком поднимающей с рассветом людей и уничтожающей вредителей. Этот псевдоним Сабир затем часто менял, чтобы скрыть своё авторство от преследовавших его реакционеров. Сатирическая нацеленность, разящее слово, меткая деталь, живые разговорные интонации, народная лексика, многообразие и выразительность метафористического ряда, различные приемы от монолога-саморазоблачения до гневных филиппик в адрес недругов народа толстосумов и политиков, невежд, мракобесов, религиозных фанатиков, использовал поэт в своей будившей народ «Книге Удода» — «Хоп-хоп-наме». С её страниц впервые в азербайджанской поэзии «заговорили» разные лица, представляющие верхние слои общества: промышленники, заводчики, помещики-беки, служители религии и все те, кто отказывал трудящемуся человеку в его праве на свободу и равенство, счастье и благоденствие.
Используя широкий спектр выразительных средств, из которых некоторые были введены им в оборот азербайджанской поэзии впервые, Сабир сделал объектом своей сатиры целую галерею социальных типов-носителей разных пороков невежества и косности, тунеядцев и стяжателей, предавших забвению интересы народа, нации, простых людей.
Стихи Сабира, его едкие эпиграммы, словесные портреты-самохарактеристики появлялись на страницах журнала «Молла Насреддин» с красочными иллюстрациями художника Азима Азимзаде и становились достоянием международного читателя, так как журнал получали в городах России, Ирана, Афганистана, Египта, Индии и других стран. Идейную зрелость в сочетании с большим талантом стихотворца имел в виду Назым Хикмет, называя Сабира выдающимся поэтом эпохи: «Я восхищен борьбой, которую вел Сабир, и еще больше — литературным мастерством, с которым он вел эту борьбу. Это замечательно, что азербайджанцы имеют такого поэта, как Сабир».
Сабир использовал юмор для осмеяния внешне безобидных ханжей и ревнителей старой морали, находившихся в «сладостном сне» сограждан, обывателей, самодовольных и ограниченных. Природа этого смеха была различной: в одном случае, когда объектом его внимания становился бедняк, темный и невежественный, маленький человек со своими непритязательными запросами и претензиями, это был смех добродушный, окрашенный мягким юмором, усмешка добрая и сочувственная, смех сквозь слезы (некоторые его стихи и были подписаны: «Смеющийся сквозь слезы»), в другом случае, если мишенью его поэзии становились толстосумы и эксплуататоры народа, он прибегал к едкому сарказму, гневному обличению, допускавшему резкие и жесткие слова-обвинения. Поэт высмеивал все то, что мешало его народу продвигаться вперед дорогой разума и прогресса, по его собственному выражению, прочищая своими стихами мозги согражданам.
В социальных сатирах Сабира впервые в азербайджанской литературе ставился вопрос о классовом угнетении; люди труда слышали в них призыв к борьбе за свои права. В политических сатирах нашли отражение разгон Государственной думы в России, интриги самодержавия против освободительного движения в странах Ближнего Востока, деспотизм турецкого султана, происки международной реакции. Сабир призывал к просвещению, раскрепощению женщин, к свободе слова. В социальных сатирах «А что нам?», «Плач», «Попрошайка», «Что мне за дело?», «Жалоба старика» и других Сабир впервые в азербайджанской литературе поставил вопрос о неравенстве в обществе. Люди труда почувствовали в этих произведениях призыв к борьбе за свои попранные права. В стихотворении «Хлебороб» Сабиру не чужда светлая надежда, ему видится будущее сквозь тьму рабства и нищеты, он воспевает труд хлебороба, восхищается его любовью к земле-кормилице, утверждает право крестьянина на лучшую долю.
Ряд произведений Сабир создал совместно с Джалилом Мамедкулизаде. Вместе с ним и другими передовыми писателями Сабир создал новую сатирическую школу в азербайджанской литературе реалистического направления. Несмотря на преследования со стороны духовенства, натравливавшего на писателя темные массы, Сабир продолжал настойчиво бороться за свои идеи, писал в различных журналах и газетах под разными псевдонимами («Мират», «Фазил», «Алгар-Гюлеген» и др.). Его стихи наряду с лучшими произведениями других молланасреддиновцев явились первыми образцами пролетарской литературы на азербайджанском языке и подготовили почву, на которой выросла затем азербайджанская советская литература.
Сабир прожил жизнь, которая принуждала его воистину терпеливо сносить все горести и заботы, выпавшие на его долю с детства: учёба в молла-хане с зубрежками и телесными наказаниями, тягостная для него служба в лавке отца, тяжелое материальное положение, землетрясение в Шемахе, разрушившее его дом, мыловарение ради заработка, отрывавшее его от творчества, многочисленная семья, которую надо было прокормить, преследования со стороны мракобесов за сатирические стихи, вынужденный переезд в Баку, преподавание в рабочей школе в Балаханах и новые угрозы расправы над ним, тяжелая болезнь и преждевременная смерть. Мирза Алекпер Сабир умер 12 июля 1911 года в расцвете творческих сил. Похоронен Сабир в родном городе Шемахе на кладбище «Едди Гюмбез» («Семь куполов»), у подножия холма.
Жизни и творческой деятельности Сабира посвящены роман, пьеса, литературоведческие статьи и очерки, монографии. Произведения его переведены на многие иностранные языки.
Сабир (азерб. میرزا علی اکبر صابر, Mirzə Ələkbər Zeynalabdin oğlu Tahirzadə, настоящее имя Мирза Алекпер Зейналабдин оглы Таирзаде) — азербайджанский поэт, сатирик и один из… Развернуть
Эльчин Гафар оглы Гасанов — азербайджанский русскоязычный писатель и публицист.
Родился в 1965 году в Баку в профессорской семье (его отец – известный азербайджанский физик, заведует кафедрой). Бакинский русскоязычный писатель, член Союза писателей Азербайджана, кандидат технических наук, автор десятка с лишним книг. Офицер КГБ Азербайджана в отставке. Женат, имеет двух сыновей.
Автор более 30 книг в жанре детектива и публицистики. В своем творчестве Гасанов затрагивает остросоциальные и философские темы. В то же время негативно и крайне неуважительно относится к традициям. За что все его произведения называют скандальными. Свободно владеет английским и турецким языками.
Знаковая, скандальная фигура. Получил известность после публикации первых книг «Фундамент успеха», «Власть», «Власть –2», «Евреи и пророк», и «Палачи и жертвы».
Пишет на разные темы: детектив, публицистика, история, автобиография и проч.
За каких то пару лет этот человек написал десяток книг и завоевал массовость азербайджанского читателя. Все его книги можно назвать одним выражением – скандал.
Неоднократно получал предупреждения от КГБ, официальный вызов в Органы на профилактическую беседу.
Из за его произведений местные бакинские газеты закрывали рубрики, читатели грозились подавать на него в суд, на его почтовый адрес поступали анонимные угрозы, домой аноним звонки.
Эльчин Гафар оглы Гасанов — азербайджанский русскоязычный писатель и публицист. Родился в 1965 году в Баку в профессорской семье (его отец – известный азербайджанский физик,… Развернуть
Фикрет Годжа (азерб. Fikrət Goca, наст. имя Фикрет Геюш оглы Годжаев; 25 августа 1935, с. Котанарх, Агдашский район, Азербайджанская ССР — 5 мая 2021, Баку, Азербайджан) — советский и азербайджанский писатель, поэт. Народный поэт Азербайджана (1998), Заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР (1979), первый секретарь и заместитель председателя Союза писателей Азербайджана (с 1998 года). Лауреат Государственной премии Азербайджана в области науки и литературы (2016).
Родился в семье врача. Окончил среднюю школу в Агдаше, в 1957 г. — Бакинский железнодорожный техникум, в 1957—1959 гг. работал в строительном управлении в городе Баку, в том числе на строительстве метрополитена.
В 1964 г. окончил Литературный институт им. Горького в Москве.
В 1964—1965 гг. работал в должности редактора в Азербайджанском государственном комитете по телевидению и радиовещанию, в 1967—1970 гг. — литературного работника в редакции газеты «Азербайджан гянджляри». С 1970 по 1975 г. — ответственный секретарь Союза писателей Азербайджанской ССР.
В 1978—1987 гг. — заведующий отделом журнала «Азербайджан», в 1987—2004 гг. — главный редактор сборника искусства «Гобустан».
С 1998 г. являлся секретарем, а с 2004 г. — первым секретарем Союза писателей Азербайджана.
Фикрет Годжа (азерб. Fikrət Goca, наст. имя Фикрет Геюш оглы Годжаев; 25 августа 1935, с. Котанарх, Агдашский район, Азербайджанская ССР — 5 мая 2021, Баку, Азербайджан) —… Развернуть
Алиев Агшин Беюкага оглы – азербайджанский писатель – поэт и прозаик. Член Союза Журналистов Азербайджана.
Родился 16 марта 1977 года в городе Ленкорань республики Азербайджан. В 1994-1998 годах обучался на «историко-филологический факультете» Азербайджанский Госсударственный Педогогоический Университет им.Насраддина Туси.
Его научные и публицистические статьи были опубликованы во многих газетах и журналах Российской Федерации. Около 100 научных статей и стихотворений автора переведены на узбекский, русский, английский, турецкий, непальский, индийский, урду, арабский, таджикский, туркменский, украинский, испанский языках и опубликованы в альманахах на различных сайтах, в газетах и журналах.
Алиев Агшин Беюкага оглы – азербайджанский писатель – поэт и прозаик. Член Союза Журналистов Азербайджана. Родился 16 марта 1977 года в городе Ленкорань республики… Развернуть
Алиев Али Муса оглы родился 20 мая 1933 года в деревне Дахназ Вединского района Армянской ССР. В 1937 году Советской властью в период репрессии семья Алиевых была выслана в Джамбульскую область Казахской Республики, где по окончании средней школы А.М. Алиев продолжил учебу во Фрунзенском промышленном техникуме на факультете «Строительство мостов и городских дорог». Получив специальность с 1953-го года он начал работать инженером-проектировщиком в тресте «Доринжстрой» при Министерстве транспорта Киргизской Республики. В дальнейшем, как главный инженер он принимал активное участие в строительстве, на тот период самой большой по протяженности в масштабах бывшего Союза ССР, высокогорной автомагистрали Фрунзе - Ош и тоннеля длиной в 2,4 км, а также многих мостов на реке Нарын (Сырдарья).
В 1958 году А.М. Алиев поступил в Всесоюзный Саратовский автодорожный институт, а затем, в связи с переездом в г. Баку, продолжил свое обучение в Азербайджанском политехническом институте, который окончил в 1965 году.
В 1972 году он был назначен управляющим новообразованного «Специализированного дорожного треста» г. Баку.
Наряду с производственной деятельностью А.М.Алиев занимался и научными исследованиями. Так, в 1973 году им была защищена кандидатская диссертация на тему «Исследование асфальтобетонов с активированными минеральными порошками», а в 1984 году в г. Москве докторская диссертация на тему «Регенерация асфальтобетона», с присвоением ему степени доктора технических наук.
В 1985 году А.М. Алиев преподавал на кафедре «Автомобильные дороги, мосты и тоннели» Азербайджанского инженерно-строительного университета, а в 1989 году был удостоен звания профессора на этой же кафедре названного университета.
С декабря 1999 года до настоящего времени он занимает должность генерального директора 000 «АЗВИРТ» и является членом совета Высшей Аттестационной Комиссии Республики.
Под руководством А.М.Алиева разработан нормативно-технический документ «Руководство по строительству дорожных и аэродромных одежд с асфальтобетонным покрытием в Азербайджанской Республике», утвержденный и введенный в действие Государственным Комитетом по строительству и архитектуре Азербайджанской Республики.
А.М.Алиев был избран и является действительным членом нескольких международных академий: Международной Эко-Энергетической академии (Баку, Азербайджан -- 2001 год); Нью-Йоркской Академии Наук (Нью-Йорк, США- 2003 год); Международной Академии Исследования Тюркского Мира (Анкара, Турция-2004 год); Международной Кадровой Академии (Киев, Украина-2005 год); Международной Академии Культуры (София, Болгария-2006 год); Тебризской Академии наук (Тебриз, Иран-2007 год); Европейской Академии Естественных Наук (Ганновер,Германия-2009 год).
Помимо вышеперечисленных регалий за заслуги в развитии науки Профессор Али Муса оглы Алиев был награжден орденом «Трудового Красного Знамени», многими медалями и почётной грамотой Верховного Совета Азербайджанской Республики, в апреле 2010 года орденом Азербайджанской Республики «Шохрет», в 2007 году «Орденом Чести», избран лауреатом ордена «Большой Серебряный Крест с Короной» Европейской Академии Естественных Наук и за важнейший творческий результат и за особый вклад в развитии гуманизма удостоен лауреатом звания Сенатор Международного рыцарского союза.
Дважды в 2006 и 2010 годах награжден Международной Премией «Ататюрк» Международной Научной Академией Исследования Тюркского Мира и дважды золотой медалью «За Служение Тюркскому Миру».
Также А.М. Алиев был избран Академиком Итальянской Академии Наук и в 2010 году стал Почетным Ученным города Рима.
А.М. Алиеву принадлежат более 80 научных произведений, 4 монографии, 1методическая книга, учебник «Дорожно-строительные материалы», учебник «Строительство автомобильных дорог и аэродромов» в двух томах. Он является соавтором книги «Основы строительства транспортных магистралей» и автором около 20 изобретений и патентов.
Алиев Али Муса оглы родился 20 мая 1933 года в деревне Дахназ Вединского района Армянской ССР. В 1937 году Советской властью в период репрессии семья Алиевых была выслана в… Развернуть
Родился 26 августа 1947 года в селе Гызыл Шафаг (Шихлар) Сисианского района Армянской ССР. Окончил исторический факультет Азербайджанского государственного университета.Доктор исторических наук, профессор, автор 3 монографий и более 50 научных статей.
С 1971 года работал учителем в средней школе города Нахичевань, был преподавателем и старшим преподавателем в Нахичеванском государственном университете.
С 1983 года был заведующим кафедрой в Азербайджанском технологическом институте.
С 1988 года доцент и профессор в Азербайджанском народнохозяйственном институте.
С 1992 года был заместителем министра социального обеспечения Азербайджанской Республики.
В 1993—1994 годах — первый заместитель и исполняющий обязанности министра труда и социальной защиты населения Азербайджанской Республики.Председатель партии «Ана Вэтэн» («Родина-мать» ).Был депутатом первого и второго созывов.
В 2005 году избран депутатом Милли меджлиса Азербайджана третьего созыва от Сальян-Нефтчалинского избирательного округа № 60.Является членом Комитета по правовой политике и государственному строительству Милли меджлиса.Руководитель рабочей группы межпарламентских связей Азербайджан — Испания.Член рабочих групп по межпарламентским связям Азербайджан — Болгария, Азербайджан — Швеция, Азербайджан — Словения.Член азербайджанской делегации в Межпарламентской Ассамблеи СНГ.
Родился 26 августа 1947 года в селе Гызыл Шафаг (Шихлар) Сисианского района Армянской ССР. Окончил исторический факультет Азербайджанского государственного университета.Доктор… Развернуть
Гюльгусейн Гусейноглу (Абдуллаев Гюльгусейн Гусейн оглу; 16 октября 1923, село Моллаоба Масаллинского района — 8 июля, 2013, Баку) — советский и азербайджанский писатель, прозаик, литературовед, Народный писатель Азербайджана (2005), персональный пенсионер Президента Азербайджанской Республики (2002). Профессор кафедры Азербайджанской советской литературы Бакинского государственного университета, член научного совета филологического факультета.
С 1942 года работал в редакции газеты «Коммунист». С 1945 по 1947 год Гюльгусейн Гусейноглу работал в редакции газеты «Адабиййат газети». Затем он перешёл в педагогический отдел Театра юного зрителя, где проработал два года — с 1947 по 1948. В 1947 году окочил Азербайджанский государственный университет. В 1948 году был обвинен в создании тайной организации, которая борется за независимость Азербайджана. Суд приговорил его к 25 лет тюремного заключния. В годы советской реабилитации в 1956 году был реабилитирован, а также восстановлен при аспирантуре Азербайджанского государственного университета.
Занимался исследованием творчества поэта Микаила Мушфига, о котором в 1968 году написал монографию «Мушфиг. Жизнь и творчество».
Скончался Гюльгусейн Гусейноглу 8 июля 2013 года и похоронен на II Аллее почетного захоронения.
Гюльгусейн Гусейноглу (Абдуллаев Гюльгусейн Гусейн оглу; 16 октября 1923, село Моллаоба Масаллинского района — 8 июля, 2013, Баку) — советский и азербайджанский писатель,… Развернуть
Ганира Алескер кызы Пашаева — общественный и политический деятель, журналист, поэтесса, депутат Милли Меджлиса Азербайджанской Республики.
Ганира Пашаева родилась 24 марта 1975 года в деревне Дюз Гырыглы Товузского района Азербайджанской ССР. Имеет два высших образования — медицинское и юридическое. Окончила педиатрический факультет Азербайджанского Государственного Медицинского Университета и факультет международного права Бакинского Государственного Университета. Владеет русским и английскими языками.
Начиная с 1998 года работала репортером, корреспондентом, редактором, ведущим редактором, гланым ведущим редактором, заместителем главного редактора и заместителем главного редактора отдела Новостей в телевизионной компании ANS. С 2005 года является руководителем отдела по связям с общественностью Фонда Гейдара Алиева.
Является племянницей азербайджанского писателя Газанфара Пашаева.
Ганира Алескер кызы Пашаева — общественный и политический деятель, журналист, поэтесса, депутат Милли Меджлиса Азербайджанской Республики. Ганира Пашаева родилась 24 марта 1975… Развернуть
Рустам Муса оглы Алиев (азерб. Rüstəm Musa oğlu Əliyev ) - выдающийся советский и азербайджанский ученый, доктор филологических наук, профессор, заслуженный деятель науки почетный профессор Гарвардского университета Рустам Мусса оглы Алиев был одним из ярчайших личностей в истории отечественного и советского востоковедения. Его перу принадлежат фундаментальные труды по азербайджанской, иранской и турецкой филологии. Многочисленные работы ученого по проблемам исследования персо-язычных текстов, теоретическим вопросам источниковедения и текстологии являются блестящим доказательством его таланта, огромного трудолюбия и самозабвенной преданности науке.
Рустам Мусса оглу Алиев родился 13 января 1929 года в селе Морул Шамкирского района Азербайджанской Республики. В 1946 году по окончании морульской средней школы им. Низами Рустам Алиев поступил на факультет востоковедения Азербайджанского государственного университета, а через год, успешно сдав экзамены, стал студентом Ленинградского государственного университета. Именно ЛГУ, как одному из признанных центров мирового востоковедения принадлежит важная роль в становлении Рустама Алиева как ученого-востоковеда. Сам ученый считал себя воспитанником русской востоковедной школы. В лице таких ее прославленных представителей, как А. Крымский, И. Крачковский, Е. Бертельс, А. Фрейман, В. Струве, и одновременно, последователем азербайджанской востоковедной традиции, таких ее видных ученых, как Ахмед бек Агаев, Бекир Чобанзаде и др. Творческим принципам Рустама Алиева близки и приоритеты европейской востоковедной школы. Объективность, точность, апелляция к конкретным фактам, элиминация от всякого рода фальсификаций.
Феноменальная память, свободный образ мышления, глубокий интеллект, способность к языкам сыграли исключительную роль в реализации его научного потенциала. Свободное владение русским, персидским, арабским, английским и турецким языками дало ученому возможность знакомиться с образцами запанной и восточной литературы в оригинале. Глубокое проникновение в суть, философский смысл каждого текста, способность свободно мыслить и тонко чувствовать, ораторское мастерство, умение увлечь слушателя смелостью, логикой, пафосом суждений – все это снискало Рустаму Алиеву, заслуженную славу во многих странах Востока и Запада.
Окончив, в 1951 году ЛГУ с отличием, Рустам Алиев продолжает образование в аспирантуре университета. Объектом исследования молодого ученого становится сложная и крайне ответственная область востоковедения – подготовка и издание научно критических текстов литературных и культурных памятников Востока.
В 1954 году ЛГУ, Рустам Алиев защищает кандидатскую диссертацию на тему «Критический текст» Гюлистана «Саади».
В 1955 году известный советский востоковед Е.Э. Бертельс приглашает уже зарекомендовавшего себя научной общественности молодого ученого в Институт Востоковедения Академии Наук СССР. Здесь Рустам Алиев работает до 1971 года, пройдя путь от младшего научного сотрудника до заведующего отделом восточной текстологии.
В 1968 году Рустам Алиев защищает докторскую диссертацию на тему «Проблема поэтического наследия Саади Ширази».
Посвященные самым различным проблемам востоковедения исследования ученого привлекли внимание и в не страны. Зарубежные научные и образовательные центры неоднократно приглашали Рустама Алиева читать лекции и вести совместные научные изыскания. Лекции, прочитанные ученым в Индии, Египте, Марокко, Иране, Ираке, Сирии, Тунисе, США, Великобритании, Франции на иностранных языках, принесли Рустаму Алиеву, заслуженную славу.
Наряду с научной деятельностью Рустам Алиев вел широкую педагогическую работу в Военном институте иностранных языков, Ленинградском государственном университете, Азербайджанском государственном университете и других учебных заведениях.
В 1972-1980 годах он был старшим научным сотрудником Института рукописей Национальной академии наук Азербайджана и заведующим отделом исследования и публикации арабских письменных памятников, в 1980-1983 годах он был заведующим отделом низамистики Института литературы им. Низами, с 1983 года до конца своей жизни. работал начальником отдела.
Научный советник Министерства печати и информации Азербайджанской Республики (1989-1994), советник президента Национальной академии наук Азербайджана(НАНА) по классической восточной литературе (1991-1994), председатель Общества дружбы Азербайджан-Иран (1992-1994), главный редактор газеты «Шахрияр» и журнала «Низами Гянджеви». был редактором (1992–1994).
Рустам Муса оглы Алиев скончался в Баку в апреле 1994 года и похоронен на 2-й Аллее почета.
Рустам Муса оглы Алиев (азерб. Rüstəm Musa oğlu Əliyev ) - выдающийся советский и азербайджанский ученый, доктор филологических наук, профессор, заслуженный деятель науки… Развернуть
Гочаг Княз (Гурбанов Княз Гочаг-оглы) - поэт, критик, литературовед.
Родился 26 декабря 1954 года в селе Шахсеван Бейлаганского района Азербайджанской ССР. C 1977 года живет в Ханты-Мансийском автономном округе.
Окончил филологический факультет Тюменского государственного университета (1986).
Работал строителем, плотником ремонтно-строительной группы Мамонтовского управления буровых работ (1977–1978), рабочим в геодезической экспедиции сургутского филиала «Гипротюменнефтегаз» (1978–1980), оператором по добыче нефти и газа НГДУ «Майскнефть» (1987), инженером гражданской обороны, инструктором по спорту МУТТ-2 (1987–1990), редактором отдела новостей в газете «Новости Пыть-Яха» (1990–1994), редактором отдела, заместителем главного редактора в газете «Новая северная газета» (1994–1995). Ныне редактор отдела социальных проблем еженедельника «Новая северная газета» ТРК «Пыть-Яхинформ» (с 1995).
Пишет на азербайджанском и русском языках. Стихи и проза в переводах печатались в еженедельнике «Литературная Россия», журналах «Литературный Азербайджан», «Литературная учеба», «Мир Севера», «Югра», «Юность», альманахе «Эринтур», антологии «Литература Югры».
Перевел на азербайджанский язык стихи Дмитрия Мизгулина, Александра Кердана, Валерия Дударева, Евгения Юхина.
Член Союза писателей Азербайджана (2000), член Союза писателей России (2003). Почетный гражданин города Пыть-Яха (2002), лауреат Всероссийского конкурса «Звезда полей» памяти Н. Рубцова (2010), лауреат Всероссийской литературной премии им. Д. Н. Мамина-Сибиряка, лауреат международной литературной премии «Югра» (2011).
Живет в г. Пыть-Яхе Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области.
Гочаг Княз (Гурбанов Княз Гочаг-оглы) - поэт, критик, литературовед. Родился 26 декабря 1954 года в селе Шахсеван Бейлаганского района Азербайджанской ССР. C 1977 года живет в… Развернуть
Ахмед Джавад (Джавад Мамедали оглы Ахундзаде) — азербайджанский поэт, писатель, переводчик, журналист. Автор слов Гимна Азербайджана. Один из передовых представителей романтизма и реализма в азербайджанской литературе в 1920-1930-х годах.
Ахмед Джавад родился 5 мая 1892 года в селе Сейфали. Начальное образование получил дома, знал азербайджанский турецкий, персидский, арабский языки и восточную литературу. Окончив в 1912 году духовную семинарию в Гяндже, работал учителем, участвовал в литературной и общественно-политической жизни города.
Во время Балканской войны сражался на стороне Турции в составе «Кавказского отряда добровольцев». Будучи членом Общества милосердия, помогал сиротам и беженцам в Карсе, Эрзеруме и других городах.
В 1916 году вышел в свет сборник стихов Ахмеда Джавада «Гошма», а в 1919 году — «Далга» («Волна»). Этот период деятельности Ахмеда Джавада, получившего известность как поэт независимости, связан с Мамед Эмином Расулзаде. По предложению Расулзаде поэт вступил в партию «Мусават». Пик творчества поэта связан с АДР, в борьбе за которую поэт принимал активное участие. В своем стихотворении «Азербайджан, Азербайджан!» Ахмед Джавад приветствовал провозглашение АДР. Воспел трехцветное знамя Азербайджана в стихотворении «Азербайджанскому знамени». После провозглашения АДР продолжал педагогическую деятельность, проводил культурно-просветительскую работу, помогая министру просвещения АДР Насиб-беку Юсифбейли. Принимал активное участие в создании Азербайджанского университета. Ахмед Джавад — автор гимна Азербайджанской республики, созданного на музыку Узеира Гаджибекова. В его поэзии запечатлен призыв к единению тюркских народов. В стихотворениях «Англичанин», «Чужак» выражает своё негативное отношение к захватчикам. В стихотворении «Эй солдат» воспел турецкую армию, пришедшую на помощь азербайджанскому народу в 1918 году.
После установления советской власти в Азербайджане Ахмед Джавад продолжал педагогическую деятельность. В 1920 году работал директором школы и учителем русского и азербайджанского языка в селе Хулуг Гусарского района, а с 1920 по 1922 год — заведующим Отделом народного просвещения Губинского района.
В 1922—1927 годах учился на историко-филологическом факультете Азербайджанского педагогического института, одновременно работая преподавателем в техникуме им. Н. Нариманова.
В 1924—1926 годах работал ответственным секретарем Общества советских писателей Азербайджана. В 1925 году был арестован за стихотворение «Гейгель».
В 1930 году переехал в Гянджу. С 1930 по 1933 год был преподавателем, а затем профессором и заведующим кафедрой русского и азербайджанского языков Института сельского хозяйства в Гяндже. В 1933 году А. Джаваду присвоили звание профессора. После этого он заведовал литературным отделом Гянджинского драматического театра.
В 1934 году А. Джавад вернулся в Баку, работал редактором отдела переводов в издательстве «Азернешр». В 1935—1936 годах заведовал отделом документальных фильмов на киностудии «Азербайджанфильм». В марте 1937 года А. Джавад был удостоен первой премии за перевод поэмы Шоты Руставели «Витязь в тигровой шкуре» на азербайджанский язык.
А. Джавад перевел на азербайджанский язык произведения русских писателей и поэтов — А. С. Пушкина («Медный всадник»), М. Горького («Детство»), прозу И. Тургенева. Он переводил и произведения европейских классиков — У. Шекспира («Отелло»), Ф. Рабле («Гаргантюа и Пантагрюэль»), К. Гамсуна («Голод»).
В начале июля 1937 года А. Джавад был арестован и 13 октября расстрелян. Репрессиям подверглись также члены его семьи. Его жена Шукрия ханум была выслана в Казахстан, четверых детей разлучили.
В декабре 1955 года А. Джавад был реабилитирован.
Ахмед Джавад (Джавад Мамедали оглы Ахундзаде) — азербайджанский поэт, писатель, переводчик, журналист. Автор слов Гимна Азербайджана. Один из передовых представителей… Развернуть
Родился в 1976 году в Лачинском районе Азербайджанской республики. Из-за Карабахского конфликта стал беженцем и переселился в Баку. Здесь он получил высшее
образование.
Автор пяти романов, двух сборников рассказов. Рассказы писателя были переведены на турецкий, грузинский, персидский, английский, румынский, французский и другие языки. Шариф Агаяр известен как один из самых популярных писателей современной азербайджанской литературы. Автор является лауреатом престижных премий.
Родился в 1976 году в Лачинском районе Азербайджанской республики. Из-за Карабахского конфликта стал беженцем и переселился в Баку. Здесь он получил высшее
образование.
Автор… Развернуть
Сабир Худу оглы Рустамханлы — Народный поэт Азербайджанской Республики, председатель Партии гражданской солидарности, депутат Милли Меджлиса, лингвист, дипломат.
Родился 20 мая 1946 года в селе Хамарканд. В 1963 году окончил одиннадцатилетнюю школу поселка Ярдымлы. Поступил на филологический факультет Азербайджанского государственного университета и окончил его с отличием в 1968 году.
Трудовую деятельность начал еще со студенческих лет, в 1967 году работал в газете «Литература и искусство» Союза писателей Азербайджана, в 1974 — 1975 годах служил в армии. Параллельно занимался научной работой и окончил аспирантуру Литературного института имени Низами Национальной Академии Наук Азербайджана. В 1976 году Рустамханлы защитил диссертацию на тему «Джалил Мамедкулизаде и фольклор» и получил ученую степень кандидата филологических наук.
С 1967 года литературная деятельность стала его основной профессией. В 1967 — 1978 годах был специальным корреспондентом и заведующим отделом в газете "Литература и искусство", а в 1978 — 1989 годах - главным редактором издательства «Язичи», где печатал сотни научных, литературно-критических, публицистических статей. Его первая книга была опубликована в 1970 году. С тех пор в Азербайджане, Турции, России, Швеции издано более 20 книг стихов, прозы, публицистики. Его книги отмечены высокими литературными премиями Азербайджана, и он прославил свое имя во всем тюркском мире и на постсоветском пространстве. Его произведение «Книга жизни» сыграло значительную роль в пробуждении национально-патриотических чувств народа в Азербайджане и стало одной из нравственных основ национально-освободительного движения 1988 года. Его произведения переведены на языки многих народов мира. В 2005 году ему было присвоено почетное звание Народного поэта.
Сабир Худу оглы Рустамханлы — Народный поэт Азербайджанской Республики, председатель Партии гражданской солидарности, депутат Милли Меджлиса, лингвист, дипломат. Родился 20… Развернуть
Муса Ягуб (азерб. Yaqubov Müsavat Səfiməmməd oğlu (Musa Yaqub), 10 мая 1937, Буйнуз, Исмаиллинский район — 7 мая 2021, Буйнуз, Исмаиллинский район) — азербайджанский поэт, редактор, народный поэт Азербайджана (2019), член Союза писателей Азербайджана.
Муса Ягуб родился 10 мая 1937 года в селе Буйнуз Исмаиллинского района. Начальное образование получил в Исмаиллы, а затем в Гёйчайском педагогическом училище. Также получил филологическое образование в Азербайджанском Государственном Университете.
Работал редактором газеты «Зяхмяткеш», которая издавалась в Исмаиллинском районе.
После окончания университета был заместителем директора Бюро пропаганды художественной литературы Союза писателей Азербайджана, а также заведующим отделом поэзии в журнале «Азербайджан».
В 1957 году начал литературную деятельность. Его первая поэма «Первое сердце, первый мир» была опубликована в газете «Азербайджан».
Автор 18 книг, которые издавались на азербайджанском и русском языках.
В 1995—2000 годах был депутатом Национального Собрания Азербайджанской Республики.
Муса Ягуб (азерб. Yaqubov Müsavat Səfiməmməd oğlu (Musa Yaqub), 10 мая 1937, Буйнуз, Исмаиллинский район — 7 мая 2021, Буйнуз, Исмаиллинский район) — азербайджанский поэт,… Развернуть
Микаил Мирза Абдулкадыр оглы Исмаилзаде, более известен как Микаил Мушфиг — азербайджанский советский, азербайджанский тюркский поэт, который несмотря на свою короткую жизнь оставил значительный след в азербайджанской литературе. Аавтор лирических стихов, поэм и сказок.
Микаил родился 5 июня 1908 года в Баку. Его отец Мирза Кадыр, который был учителем бакинской школы «Саадат», также писал стихи и даже является автором либретто для оперы композитора А.-М. Магомаева «Шах Исмаил».
В раннем возрасте Мушфиг потерял родителей и его родные взяли осиротевшего малыша под свою опеку. В 1915 году он поступил в русско-татарскую школу, а в 1920 году — в бакинскую учительскую семинарию.
Будучи учеником, у него проявился глубокий интерес к литературе, особенно к поэзии, и начиная с 1926 года Мушфиг стал писать. Он примкнул к обществу революционных писателей «Кызыл Калам» (Красное перо).
Окончив в 1931 году Высший педагогический институт (ныне – Азербайджанский педагогический университет), преподавал литературу в школах.
Ещё в ученические годы у Микаила проявляется глубокий интерес к литературе и особенно к поэзии. Он начал писать стихи в 1926 году, в 18 летнем возрасте и за короткое время стал одним из самых признанных азербайджанских поэтов. В период с 1930 по 1935 годы он издает десять сборников стихов. Поэт любил жизнь и людей, восхищался трудовыми буднями страны. О чём бы он ни писал, какой бы темы ни касался, он стремился воспеть новое, раскрыть духовный мир человека. В творческом наследии Мушфига большое место занимают поэмы «Среди буровых», «Гая», «Мой друг», «Дядя Джаби», «Пастух». Мушфиг также выступал активным пропагандистом традиционных азербайджанских музыкальных инструментов, которые были запрещены тогдашним режимом.
Выступая перед делегатами III пленума Союза писателей Азербайджана со стихами «Листки раздумий», созданными в форме рубаи1, поэт стремился передать свои ощущения времени, свои настроения и мечты. 18 апреля 1937 года стихи были опубликованы в «Литературной газете», а уже в следующих номерах газеты появились статьи с обвинениями поэта в измене.
Таким образом, судьба Мушфига была практически предрешена. Его арестовали в ночь на 4 июня 1937 года и уже на следующий день допросили. За собой он никакой вины не признал. Суд над Мушфиком начался в 11:20 часов 5 января и продолжался до 11:40. Поэта приговорили к смертной казни и в тот же день расстреляли. Поэту было 29 лет.
После смерти Сталина началась волна реабилитаций. Судебное постановление о реабилитации Мушфика датировано 23 маем 1956 года.
Микаил Мирза Абдулкадыр оглы Исмаилзаде , более известен как Микаил Мушфиг — азербайджанский советский, азербайджанский тюркский поэт, который несмотря на свою короткую жизнь… Развернуть