Аждар Улдуз (Гаджиев) — журналист, драматург, режиссер.
На данный момент живет и работает в Казахстане, городе Атырау (бывший Гурьев).
Родился в 1975 году в г.Баку, Азербайджан, учился и работал в Турции, России (сотрудничал в Министерством Культуры РФ, по заказу Министерства Культуры АР снял два документальных телефильма в Большом Театре), США (работал журналистом в Пресс-Центре при ГосДепе США, участник культурологической программы «Шелковый Путь» Смитсоновского Фонда), снимал телефильмы в Египте, Франции, Германии.
Возглавлял отдел культуры общественно-политической газеты «Зеркало» (Баку, Азербайджан), был главным редактором журнала «Культура», издаваемого Фондом Бюль-Бюля, возглавляемого Поладом Бюль-Бюльоглы.
По либретто А.Улдуза поставлен балет «Раст» на сцене Азербайджанского Государственного Театра Оперы и Балета. По пьесе «Ене» поставлен двухактный спектакль на сцене Атырауского Областного Драматического Театра им.Махамбета. В 2009 году с рассказом «Четверть тона In Orient» занял второе место на конкурсе Русского Писательского Клуба, в 2010 — победил в конкурсе «Золотое перо» с рассказом «Пандоркина Коробейка — Гурьевская история».
С романом «Сейд» принимал участие в романном семинаре Андрея Валентинова (Партенит, 2011), с рассказом «Attractor Selena» — на семинаре Егоровой и Байтерякова там же.
Аждар Улдуз (Гаджиев) — журналист, драматург, режиссер.
На данный момент живет и работает в Казахстане, городе Атырау (бывший Гурьев). Родился в 1975 году в г.Баку, Азербайджан,… Развернуть
Эльми́р Рафаэ́ль оглы́ Кули́ев (азерб. Elmir Rafael oğlu Quliyev; род. 6 октября 1975, Баку) — азербайджанский религиовед, исламовед и философ, автор перевода Корана на русский язык.
Родился 6 октября в 1975 году в Баку, Азербайджанская ССР, СССР в семье инженера и преподавательницы.
В 1990 г., в 15-летнем возрасте, сдав на отлично профилирующий экзамен (право золотого медалиста), он оказался зачисленным на стоматологический факультет Азербайджанского медицинского университета. В 1996 г. с отличием окончил стоматологический факультет Азербайджанского медицинского университета. Ещё в студенческую пору приступил к углублённому изучению исламской религиозно-философской мысли, познакомился с религиозными деятелями, приступил к публицистической и редакторской деятельности. Для раннего творчества Э. Кулиева характерно переосмысление сочинений современных мусульманских мыслителей и богословов.
Первым трудом, который принёс ему известность среди мусульман СНГ, стала книга «Пророчества о приближении конца света», посвящённая размышлениям о смысле бытия и исследованию мусульманских эсхатологических представлений. В работе подчёркивается, что вера в предопределение не означает смирение перед судьбой: будущее зависит от самого человека, а знание о конце истории помогает осознать ответственность перед будущими поколениями.
В 1997 г. Эльмир Кулиев приступает к переводу на русский язык многотомного тафсира известного богослова Абдурахмана ибн Насира ас-Саади. В процессе работы рождается идея выполнить параллельный перевод Корана, основанный на мусульманской традиции. На сегодняшний день смысловой перевод Корана и его тафсира — самое большое достижение Э. Кулиева, в тени которого нередко остаются другие изыскания учёного.
В декабре 2006 г. Э. Кулиев в Бакинском государственном университете защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук. Диссертационное исследование ложится в основу монографии «Коран и глобализация: в поисках гуманистических идеалов». В работе даётся оценка глобальным проблемам современности, обосновывается критика моделей глобального моделирования, основанных на принципе классического детерминизма. Сопоставляя возможные сценарии развития мировой цивилизации с эсхатологическими представлениями суннитских улемов, Э. Кулиев анализирует возможности использования духовного потенциала ислама для обеспечения экологической безопасности планеты и поддержания культурного многообразия.
В позднем творчестве Э. Кулиева отражаются его реформаторские взгляды. Смысл реформы в исламе учёный видит в обновлении общественного сознания мусульманских народов и критическом переосмыслении накопленной культурной традиции. Научная и общественная деятельность Э. Кулиева направлена на укрепление авторитета Корана и мусульманской традиции, на преодоление кризиса общественной и научной мысли в исламском мире.
Личная жизнь.
Супруга Гюнай Рагимова. Дети: дочери Динара, Аиша, Эсма и Алия.
Карьера.
В 2002—2006 гг. Э. Кулиев работает в Государственном комитете Азербайджанской Республики по работе с религиозными образованиями, изучая особенности государственно-конфессиональных отношений и взаимовлияние религиозных и политических процессов. С марта 2006 г. Эльмир Кулиев — директор департамента геокультуры Института стратегических исследований Кавказа (Азербайджан) и член редакционной коллегии журнала «Кавказ и глобализация» (Швеция).
Деятельность.
Автор более 50 монографий, статей и переводов в области истории и философии ислама, сравнительного религиоведения, социальной философии. Автор популярного смыслового перевода Корана на русский язык, изданного большими тиражами в четырёх странах мира, и перевода тафсира Корана, принадлежащего перу авторитетного арабского мыслителя Абдуррахмана ибн Насыра ас-Саади. Соавтор пособия для преподавателей «Исламоведение», рекомендованного Советом муфтиев России, и первого учебника по корановедению на русском языке.
Эльми́р Рафаэ́ль оглы́ Кули́ев (азерб. Elmir Rafael oğlu Quliyev; род. 6 октября 1975, Баку) — азербайджанский религиовед, исламовед и философ, автор перевода Корана на русский… Развернуть
Джафар Джаббарлы — азербайджанский драматург, поэт, театральный постановщик и сценарист.
Биография
После смерти отца в 1902 году, семья трёхлетнего Джафара Джаббарлы переехала в Баку. В 1915 году он окончил школу, пять лет спустя — факультет электромеханики политехнического училища. В 1920 году он поступил в Азербайджанский Государственный университет на факультет медицины, однако из-за отсутствия интереса к медицине, он вскоре перешёл на факультет востоковедения. Одновременно он посещал кружок драмы при Тюркском рабочем театре в Баку.
Литература и театр
Джаббарлы начал писать стихи в раннем возрасте. По последним данным, одно из его ранних стихотворений было опубликовано в азербайджаноязычной газете «Хагигат-и Афкар» в 1911 году. В последующие годы он написал более двадцати пьес, а также стихов, очерков, рассказов и статей. На его труды огромное влияние оказала советизация 1920-х годов, пропаганда идей коммунизма и темы равноправия, труда, образования, интернационализма, раскрепощения женщин, культурных перемен и пр. Джаббарлы доносил до непривилегированных слоёв азербайджанского общества традиции европейского театра и драматургии. Его крупнейшим вкладом был перевод и постановка в Азербайджанском государственном драматическом театре «Гамлета» (Уильям Шекспир) на азербайджанском языке в 1925—1926 годах.
Кино
Джафар Джаббарлы считается основателем школы киносценаристов Азербайджана. По мотивам двух его пьес — «Севиль» и «Алмаз» — были сняты фильмы в 1929 и 1936 годах соответственно. В основе обоих фильмов лежит тема борьбы за права женщин и крушение традиционного гендерного неравенства.
Джафар Джаббарлы умер в возрасте 35 лет от сердечной недостаточности.
Джафар Джаббарлы — азербайджанский драматург, поэт, театральный постановщик и сценарист. Биография
После смерти отца в 1902 году, семья трёхлетнего Джафара Джаббарлы… Развернуть
Самед Бехранги, перс. صمد بهرنگی, азерб. Səməd Behrəngi, (24 июня 1939, Тебриз, Южный Азербайджан — 31 августа 1967) — иранский детский писатель, социалист по убеждениям. Получил известность благодаря своей детской книге Маленькая чёрная рыбка (ماهی سیاه کوچولو).
Преподавал в сельской школе с 1957 г. Помимо литературных произведений, написал немало педагогических статей и эссе, собирал азербайджанское народное творчество (в изучении фольклора ему помогал его друг Бехруз Дехгани, который после его смерти помог опубликовать ряд его работ. Перевёл на азербайджанский язык поэмы Ахмада Шамлу, Форуг Фаррохзад, Мехди Ахаван-Салес.
Поскольку в своих детских сказках Бехранги затрагивал проблемы бедности и несправедливости с позиций, близких к социалистическим, многие из этих сказок были запрещены к публикации в шахском Иране.
Утонул во время купания в реке Аракс. В его смерти обвиняли шахский режим.
Самед Бехранги, перс. صمد بهرنگی, азерб. Səməd Behrəngi, (24 июня 1939, Тебриз, Южный Азербайджан — 31 августа 1967) — иранский детский писатель, социалист по убеждениям.… Развернуть
Саят-Нова (арм. Սայաթ-Նովա; груз. საიათ-ნოვა; азерб. سایاتنووا / Sayat Nova; перс. سایاتنووا), псевдоним Арутюна Саядяна (арм. Հարություն Սայադյան) (1712—1795) — армянский поэт и музыкант (ашуг), мастер любовной лирики.
На протяжении более чем 150 лет жизнь и творчество известного поэта является предметом дискуссий в среде литераторов, языковедов, историков и философов. Тем не менее, множество важных обстоятельств и подробностей его жизни до сих пор не до конца выяснены и не изучены. Во многом, это вина самого поэта — великого мастера литературных мистификаций, автора своего неповторимого закодированного языка. Достоверных сведений осталось немного — это случайные факты из песен поэта, страницы рукописных сборников, составленных им и его сыном Оганом, рукописи, переписанные Саят-Новой, письменные грузинские источники, воспоминания современников, которые знали его лично, и пересказы. Поэт писал стихи на нескольких языках — сохранилось 68 его произведений на армянском, 34 — на грузинском и 115 на азербайджанском (большинство из последних пока не опубликованы и хранятся в Азиатском музее в Санкт-Петербурге)
Происхождение
Исследователи указывают разные даты рождения поэта — 1712, 1717, 1722 гг.. По теории его первого биографа Геворка Ахвердян, он родился в 1712. Поэт Оганнес Туманян указывал 1713. А Паруйр Севак считал, что наиболее верный год его рождения - 1722. По доказательным исследованиям редактора-составителя его стих Генриха Бахчинян, 4 июля 1722 года нужно считать окончательно доказанной датой рождения Саят-Новы.
Саят-Нова родился в Тифлисе, в бедной ремесленнической семье, при крещении получил имя Арутюн Саядян (на тифлисском диалекте армянского языка — Арутин). Его отец, Махтеси Карапет Саадян в молодые годы жил в Алеппо, а мать — Сара, родом из Санаина (на севере Армении, известного своим средневековым монастырем), жила в армянском квартале Тифлиса — Авлабаре. Семья поэта жила в Авлабаре, тогдашней армянской окраине города. Отец был глубоко верующим человеком: приставка Махтеси к его имени означала, что он совершил паломничество в Иерусалим. Единого мнения о месте рождения поэта нет, но считается, что Саят-Нова родился и вырос в Тифлисе. Про это он сам пишет в своем стихотворении:
«Где ж родился Саят? Сказал тот — Хамадан,
Этот — Инд. Нет, отец мой из дальних был стран:
Жил в Алеппо; а мать — авлабарка; мне дан
Свет в Тбилиси — свою в нем нашел я судьбу».
(перевод К. Липскерова).
Со временем стали известны свидетельства грузинского царевича, члена Российской академии наук, Теймураза Багратиони (1782—1846): Саят-Нова «был родом из Санаина — села удельного имения царевича Георгия, из армян, проживавших в Грузии». Со слов Теймураза, будущий поэт был крепостным отца Теймураза, Георгия (позднее — грузинского царя Георгия XII). Поэтому существует версия (М. Асратян) про Санаин, как место рождения поэта. В пользу этой версии говорит и то, что мать поэта, крепостная царевича Георгия, была родом из Санаина.
В одном из своих тюркоязычных песен Саят-Нова пишет:
Саят-Нова в вере тверд, он армянин ...
Детство и юность
С детства мальчик проявлял необычайные способности и тягу к музыке и стихосложению. В детстве он начал писать свои первые стихи, учился играть на восточных музыкальных инструментах (особенно на кеманче), сочинял песни на собственные стихи. В авторском примечании к армянской песне «Красавица, певца Шахатаи ты унижать не станешь…» он пишет:
«Я, сын махтеси Арутин, сызмальства до 30-ти лет занят был всякими песнями, а споспешествованием святого Карапета научился играть на каманче, чонгури и амбуре».
Саят-Нова имел также незаурядные способности к науке. Неизвестно, имел ли Саят-Нова начальное образование. Орфографические и грамматические ошибки, которые исследователи находили в рукописных сборниках песен, переписанных Саят-Новой, говорят о том, что, скорее всего, он не получил систематического школьного образования (Г. Асатур, П. Севак). По другой версии (Налбандян В. С.), считается, что начальное образование он получил в школе при армянском монастыре в Санаине. Саят-Нова владел закавказскими языками — армянским, грузинским, азербайджанским, их диалектами, а также фарси и белуджским.
Однако его одарённость не сулила заработков, семья его жила бедно, и Арутюна ещё в детстве отдали учиться ремеслу ткача. По мнению Георга Ахвердяна, и в этом проявилась гениальность Саят-Нова. Он изобрёл портативный ткацкий станок, благодаря которому получил возможность заниматься ремеслом дома. В то время ткачи работали на улице — громоздкие станки занимали много места. В дальнейшем, на протяжении всей своей жизни в миру, он кормил семью именно ткачеством.
Ашуг
Георг Ахвердян считал, что, как и многие ремесленники-ашуги, Арутюн стал интересоваться песнями уже в годы обучения ткацкому ремеслу.
Саят-Нова оставил ткацкое ремесло и стал ашугом, несмотря на то, что заработок у представителей этой профессии был очень нестабильным. Всё больше времени он посвящал народному просвещению, как певец-поэт. В стихотворной форме на трёх языках он воспевал начала жизненной мудрости, морали, осуждал распущенность и спесивость «сильных мира сего», осуждал социальную несправедливость, однако главная тема его поэзии — любовь. Интересно то, что его песни на разных языках ни смыслом, ни формой никогда не повторяли, а лишь дополняли друг друга. Для творчества Саят-Новы характерны самобытность музыкального языка, синтез армянского мелоса с ритмическими элементами музыкальных традиции других народов Востока. Творчество Саят-Новы было тесно связано со средневековой азербайджанской ашугской поэзией.
«Я — Саят-Нова!» — так он назвал сам себя. Значение этого имени стало поводом для споров, исследователями было предложено множество вариантов: «Знаменитый охотник», «Новый учитель», «Царь песнопений», «Владыка музыки», «Похититель сердец песней», «Ловец мелодий». Все они были отвергнуты, и наиболее верным и приемлемым стала считаться этимология «Внук Саяда» или «Саядян». Однако народ и сейчас называет Саят-Нову «Царь песнопений».
Саят-Нова, по единодушным свидетельствам современников, был несравненным музыкантом и певцом с чарующим голосом. По мнению поэта Паруйра Севака, который получил сразу докторскую степень за кандидатскую диссертацию «Саят-Нова», его талантов хватило бы на шестерых — композитора, музыканта, певца и трёх поэтов.
В дошедшем до нас Давтаре (рукописном сборнике стихов) поэта самая ранняя его песня «Дитя океана! Мой перл ! Для тебя...» датирована 1742 годом. К ней сделана приписка: «Эту гафию сочинил Арутин, кто ее выучит, тому будет отпущение грехов. Аминь. 1 июня 430 г. по хроникону».
Уровень мастерства ашуга выявлялся на соревнованиях. Соревновательным инструментом ашуга была эрудиция, загадки и языковые каверзы. Победой считалось нанести удар своему конкуренту каверзным вопросом в людном месте. Саят-Нова был мастером словесной эквилибристики. Существует легенда, будто один чужеземный ашуг спросил поэта, знает ли он такого известного ашуга — Саят-Нову, с которым он приехал соревноваться. Саят-Нова ответил ему на турецком: «Не знаю, не видел, не знаком», но он не понял ответа, тогда Саят-Нова добавил: «Я указал тебе его место». Те слова с другим ударением означали совсем иное: «Знай, это я; посмотри, это я; узнай, это я». Соперник снова не понял, на что Саят-Нова сказал: «Ты не понял моих слов, а еще хочешь соревноваться с Саят-Новой?!». В конце концов, чужеземец догадался, что перед ним Саят-Нова, и, пристыженный, убрался восвояси.
Мастер-ашуг, каким, безусловно, был Саят-Нова, использовал при записи своих произведений все известные ему азбуки. В вопросах терминов он позволял себе вольности, которые были понятны современникам Саят-Новы, но стали загадкой для потомков, так как были выдуманы самим мастером.
Придворный певец
Был придворным поэтом и певцом царя Ираклия II. В те времена Саят-Нова был крепостным у царевича Георгия и входил в его свиту. Существует версии знакомства поэта и царя. По одной из них, Саят-Нову выкрали лезгины во время набега на Тифлис, а Ираклий II смог его выкупить в Турции, на традиционном работорговом рынке, или же по пути туда. Тогда Саят-Нова либо был уже известным ашугом, либо Ираклий II стал первым, кто оценил его талант надлежащим образом и ввёл в свой двор. По другой версии, Саят-Нова мог участвовать в восточном походе Надир-шаха в свите Ираклия II, так как в стихах поэт говорит про Афганистан и Белуджистан как очевидец (И. Степанян). Существует также предание согласно которому грузинский царь призвал музыкантов в меджлис на состязание. Был приглашен и Саят-Нова.
Царь пригласил Саят-Нову к себе придворным поэтом и сазандаром. Именно с него началась традиция грузинского ашугства, так как до этого времени при дворе было принято петь на фарси — наиболее распространенном языке персидской ашугской школы.
Поначалу царь Ираклий был очень доброжелателен и благосклонен с Саят-Новой. Сам ашуг рассказывал, что перед ним не только были открыты все двери, его не только приглашали ради острословия, он также принимал участие в мирских делах. В каких точно — доподлинно не известно, хотя есть сведения, что Ираклий II отправлял его в Турцию с дипломатической миссией (И. Степанян). По свидетельствам известного литературоведа 2-ой половины XIX и 1-ой четверти XX столетия Мтацминдели (литературный псевдоним Захария Чичинадзе), царь оставил без внимания жалобу князей на едкий стих Саят-Новы про крепостничество и их просьбу запретить ему писать.
Но несмотря на ум и талант поэта, на благосклонное отношение царя, его жизнь не была беззаботной. Завистливые и напыщенные придворные, бездарные поэты, часто из знатных родов, высмеивали происхождение простолюдина, старались принизить, оговорить его, лишь бы только избавиться от талантливого, но дерзкого крепостного. Слово было его ремеслом, и спровоцировать его на соответствующую реакцию едкой сатирой было очень легко. В конце концов из-за столкновения со знатью Саят-Нова был изгнан из царского двора.
Также, изгнание поэта связывают с любовью к сестре Ираклия II Анни Батонишвили (Г. Асатур, П. Севак, Г. Бахчинян). Будто бы об этом свидетельствует обилие любовной лирики, которая, как считается, воспевает любовь поэта именно к этой женщине (сам поэт указывает на нее в поэзии). Но свидетельств современников нет, потому как никто из них не знал об этом романе. Эта версия кажется некоторым учёным сомнительной, похожей на месть простолюдина аристократу. Но Саят-Нова, будучи человеком высоконравственным, едва ли мог отблагодарить своего покровителя недостойным и пренебрежительным для Востока поведением (И. Степанян). По другой версии (А. Асланян), этой женщиной была дочь Ираклия II. Существует версия, что ею была некая армянка-католичка Талита. Но в любом случае, кем бы ни была эта таинственная женщина, большинство исследователей склоняются к тому, что трагическая любовь наложила отпечаток на его судьбу.
Версия об изгнании ашуга только из-за любви к женщине не всём учёным кажется правдивой, ведь через 2-3 года Ираклий ІІ снова вернул его ко двору. Скорее всего, эта история стала известна царю через годы и, возможно, стала главной причиной окончательного отдаления Саят-Новы от двора и последующих преследований. После изгнания душевные мучения поэта усиливаются, он драматически переживает разлуку с любимой.
Годы в монастыре и смерть
В отношениях между придворными и Саят-Новой, беспощадно критиковавшем их, ничего не изменилось и после возвращения ашуга к двору. Но в этот раз Ираклий II, попавшись на крючок интриг, не дал поэту даже оправдаться и окончательно изгнал его. Враги Саят-Новы добились большего — они убедили Ираклия силой постричь поэта в монахи. Его выслали в армянскую церковь Анзали, в Персидской провинции Гилян, где он принял духовное имя Степанос. Спустя некоторое время ему позволили вернуться в Грузию. Саят-Нова продолжил службу приходским священником в поселке Кахи. Но на этом его несчастья не закончились. В 1768 году умерла жена Мармар, подарившая ему двух сыновей, Огана и Меликсета, и дочерей — Сару и Мариам. Ему был пожалован сан вардапета (ученого монаха), после чего в том же году он был выслан в Ахпатский монастырь в Лори, на территории северной Армении. Согласно другой версии, поэт сам отказался от светской жизни и постригся в монахи после траурных дней.
Несмотря на строгие правила монашеской жизни Саят-Нова продолжил свою творческую деятельность. Не прекратил он и контактов с внешним миром и своими слушателями, продолжая соревноваться в ашугском мастерстве.
В сентябре 1795 года, узнав о наступлении персидского шаха Ага Мохаммед Шаха Каджара на Грузию и его приближение к Тифлису, Саят-Нова спешно отправился из монастыря в столицу, где находились его дети, и отправил их на Северный Кавказ, в Моздок, а сам остался в Тифлисе. Персидские войска ворвались в город, грабя и убивая жителей. Вместе со многими другими христианами Саят-Нова искал приют в церкви святого Геворга под Мец Бердо. Солдаты Ага-Мохаммед Шаха из кочевых племен[источник не указан 1220 дней] застали его там во время молитвы, когда по легендам потребовали выйти из церкви и отречься от своей веры. Но Саят-Нова отказался и погиб под ударами таганов. Согласно другой версии поэт был убит не в Тифлисе а в монастыре Ахпата.
Саят-Нова (арм. Սայաթ-Նովա; груз. საიათ-ნოვა; азерб. سایاتنووا / Sayat Nova; перс. سایاتنووا), псевдоним Арутюна Саядяна (арм. Հարություն Սայադյան) (1712—1795) — армянский… Развернуть
Гусе́йн Абба́с оглы́ Аббасзаде́ (азерб. Һүсејн Аббас оғлу Аббасзадә; Hüseyn Abbas oğlu Abbaszadə; 1922—2007) — азербайджанский прозаик и поэт. Заслуженный деятель искусств (1979), лауреат Государственной премии Азербайджанской ССР (1984). Народный писатель Азербайджана (1991)
Родился в Баку 22 ноября 1922 года в семье рабочего. Участник Великой Отечественной войны. Воевал в качестве курсанта, радиста, а затем командира огневого взвода зенитно-артиллерийской батареи. В 1945 году после тяжёлого ранения демобилизован как инвалид второй группы. В том же году вступил в ряды ВКП(б).
Окончил Бакинский театральный институт. Преподавал в вузе, работал в редакциях журналов.
1967—1971 — главный редактор газеты «Литература и искусство» (азерб. Ədəbiyyat və incəsəət).
1971—1975 — главный редактор детского журнала «Голубь» (азерб. Göyərçin).
1975—1991 — секретарь Союза писателей Азербайджана.
Печатался с 1941 года как поэт. Прозу начал писать со второй половины 1950-х годов. Темы его произведений связаны как с войной, так и с жизнью современников. Первый его роман «Генерал» посвящён дважды Герою Советского Союза Ази Асланову.
Основным переводчиком произведений Аббасзаде на русский язык был писатель-фантаст Евгений Войскунский.
Умер в Баку 12 декабря 2007 года.
Гусе́йн Абба́с оглы́ Аббасзаде́ (азерб. Һүсејн Аббас оғлу Аббасзадә; Hüseyn Abbas oğlu Abbaszadə; 1922—2007) — азербайджанский прозаик и поэт. Заслуженный деятель искусств… Развернуть
Чингиз Гасан оглы Гусейнов (род. 20 апреля 1929, Баку) — азербайджанский и российский писатель, литературовед, доктор филологических наук, профессор, заслуженный деятель искусств Азербайджана, профессор филологического факультета МГУ.
Брат — Али Икрам Гасан оглы Гусейнов, тарист, заслуженный артист Азербайджанской Республики (1926-2006)
Жена — переводчик с азербайджанского, английского и немецкого языков Марина Давидовна Гринблат (1932—1991), выступала также под псевдонимом М. Давыдова.
Сын — филолог Г. Ч. Гусейнов (род. 1953).
Внучка — историк Дина Гусейнова (род. 1981).
Жена — писатель, литературовед, переводчик с польского языка Елена Сергеевна Твердислова (род. 1943).
Чингиз Гусейнов окончил филологический факультет МГУ в 1952 году и аспирантуру Института востоковедения АН СССР в 1956 году.
В 1955-71 годах Чингиз Гусейнов — заместитель председателя комиссии Союза писателей СССР по азербайджанской литературе, а в 1972-91 годах — заместитель заведующего кафедрой Академии общественных наук при ЦК КПСС. С 1991 года преподает на филологическом факультете МГУ и одновременно — в Академии переподготовки работников культуры и искусства.
Читал лекции по культуре народов России во Франции, США, Турции, и в других странах.
Гусейнов Ч.Г. автор более 30 романов и повестей. Популярность ему принесли романы, оригинальные по форме и остродраматические по содержанию: "Магомед, Мамед, Мамиш", "Семейные тайны", "Фатальный Фатали", "Доктор Н" и другие. В "Магомеде, Мамеде, Мамише" автор вскрывает корни мафиозных властных структур, в "Семейных тайнах" изобличает клан, диктующий условия жизни обществу. Одно из наиболее значительных произведений Гусейнова Ч.Г. — "Фатальный Фатали" — посвящено российско-кавказским отношениям в XIX веке, завоеванию Кавказа и колониальной политике царизма в этом регионе, сопровождавшейся чудовищной жестокостью. Роман Гусейнова Ч.Г. "Не дать воде пролиться из опрокинувшего кувшина", первая часть которого опубликована в нескольких номерах журнала "Наука и религия" в 1998-99 годах, посвящен жизни пророка Мухаммеда. В этом произведении обстоятельно изображен, в частности, мираж — перенесение Мухаммеда из Мекки в Иерусалим, а оттуда — на небо, где он встретился с пророком Адамом, Ноем— Нухом, Авраамом-Ибрагимом, Моисеем-Мусой, Иисусом-Исой, и с Самим Всевышним. Концепция романа, активно противостоящая конфронтации этносов и религий, утверждает согласие и мир на земле.
Гусейнов Чингиз Гасан оглы — автор многих литературоведческих работ, посвященных творчеству М.А. Сабира, Дж. Маммедкулизаде, Самеда Вургуна, Гусейна Мехти и других азербайджанских писателей и поэтов. Его произведения изданы во многих странах мира, в том числе и в США.
В переводах Чингиза Гусейнова на русском языке вышли произведения азербайджанской классики (ашики ХVП-ХХ вв., Сабир, Мамедкулизаде, Самед Вургун, Абульгасан и др.).
Гусейнов Ч.Г. — председатель совета по азербайджанской литературе Международного сообщества писательских союзов, член Совета Федеральной национально-культурной автономии азербайджанцев России.
Чингиз Гасан оглы Гусейнов (род. 20 апреля 1929, Баку) — азербайджанский и российский писатель, литературовед, доктор филологических наук, профессор, заслуженный деятель искусств… Развернуть
Азиза Мамед гызы Джафарзаде (29.12.1921, Баку – 04.09.2003) писатель, литературовед, доктор филологических наук, профессор, член Союза писателей Азербайджана, персональный стипендиат Президента Азербайджанской Республики.
Родилась в Баку, хотя родословная ее берет свое начало в селении Тагилы Шамахинского уезда.
Окончила филологический факультет Азербайджанского государственного университета.
В 1944— 1946 годах - начальник сценарного отдела на киностудии «Азербайджанфильм» имени Джафара Джаббарлы.
В 1947—1949 годах — заведующая театральной школой.
В 1950—1956 годах — доцент, заведующая кафедрой в заочном педагогическом институте.
В 1957—1974 годах — старший научный сотрудник, заведующая отделом Рукописного фонда Академии наук Азербайджана.
С 1974 года — профессор Бакинского государственного университета.
Автор более 40 книг.
Похоронена в родном селении Тагилы Гаджигабульского района, рядом с могилами предков. Таковым было ее завещание...
Азиза Мамед гызы Джафарзаде (29.12.1921, Баку – 04.09.2003) писатель, литературовед, доктор филологических наук, профессор, член Союза писателей Азербайджана, персональный… Развернуть
Иса Гусейнов (р. 12 апреля 1928) — советский и азербайджанский писатель, сценарист и редактор.
Родился в селе Мунгалы в семье школьного учителя. После окончания средней школы в 1945 году поступил в Азербайджанский медицинский университет, но через четыре месяца ушёл из него и вернулся в родное село. Впоследствии окончил филологический факультет Бакинского государственного университета и в 1952 году — Литературный институт им. Максима Горького. В 1952—1954 годах работал редактором в Азербайджанском государственном издательстве, в 1960—1964 годах — редактором в газете «Литературный Азербайджан». В 1964—1968 годах был главным редактором на киностудии «Азербайджанфильм», в 1964—1968 годах — редактором, в 1974—1979 годах — членом совета сценаристов, с 1979 года стал главным редактором Комитета по кинематографии Азербайджанской ССР. В 1977 году получил звание Заслуженного деятеля искусств Азербайджанской ССР.
Литературную деятельность начал в 1949 году, опубликовав статью «İnqilab və Mədəniyyət» (рус. «Революция и культура»). Написанием романов и сценариев занялся с 1950 года, некоторые его произведения были переведены на иностранные языки. Поставленный по его сценарию фильм «26 бакинских комиссаров» получил в 1968 году премию на Ленинградском всесоюзном кинофестивале как лучший историко-революционный фильм.
Иса Гусейнов (р. 12 апреля 1928) — советский и азербайджанский писатель, сценарист и редактор. Родился в селе Мунгалы в семье школьного учителя. После окончания средней школы в… Развернуть
Чингиз Овейс оглы Каджар (азерб. Çingiz Oveys oğlu Qacar; 6 июня 1929 — 12 июня 2021, Баку) —азербайджанский физик и общественный деятель, доктор физико-математических наук, профессор, академик и действительный член Национальной академии наук Азербайджана, Заслуженный деятель науки Азербайджанской ССР, лауреат Государственной премии Азербайджанской ССР.
Чингиз Овейс оглы Каджар родился в 1929 году в Баку в семье радиоинженера Султан-Овейс Каджара, являвшегося сыном принца Али-Кули-мирзы Каджара. Так же как и его отец, окончил Ленинградский политехнический институт (поступил в 1947 году, окончил — в 1953). По окончании института 17 июля 1953 года был зачислен старшим лаборантом геофизической экспедиции Института физики и математики АН Азербайджанской ССР.
1 сентября 1953 года Чингиз Каджар был переведен на должность младшего научного сотрудника, 1 июня 1961 года — старшего инженера, 16 сентября 1963 года — исполняющего обязанности старшего научного сотрудника, а 1 января 1964 года — старшего научного сотрудника.
Чингиз Каджар является автором около 200 научных трудов, в том числе 30, которые были опубликованы за рубежом. Им впервые была проведена дешифровка спектров вращения молекул этила, пропила, изопропилового спирта и этилмеркаптана, изучена их структурная конформация и определены диппольные моменты. Также Каджар впервые наблюдал в спектрах вращения этих молекул квантовые двойные резонансы радиоволн, микроволн и микро-микроволн.
В 1970 году преподавал на факультете физики Азербайджанского государственного университета. 26 февраля 1971 года стал заведующим лабораторией микроволновой спектроскопии в Институте физики и математики. В 1973 году защитил докторскую диссертацию на тему «Микроволновая спектроскопия некоторых одноатомных спиртов и их замещенных».
В 1980 избран членом-корреспондентом, а в 2001 году — действительным членом Академии наук Азербайджана. Подготовил 6 докторов наук и 24 доктора философии.
11 мая 1982 года был удостоен Государственной премии Азербайджанской ССР (за комплекс работ по созданию научных основ разработки конструкций и технологии производства электронных приборов широкого применения), а 1 февраля 1990 года ему было присвоено звание Заслуженного деятеля науки Азербайджанской ССР. В 2004 году распоряжением президента Азербайджана Ильхама Алиева за заслуги в развитии науки в Азербайджане награждён орденом «Слава», а в 2014 году — премией имени Насреддина Туси. Также Чингиз Каджар является лауреатом премии им. Вавилова по научному приборостроению.
Помимо научных работ, Чингиз Каджар является также автором ряда книг по истории Азербайджана, таким как «Выдающиеся сыны древнего и средневекового Азербайджана», «Каджары», «Старый Баку», «Старая Шуша». Последняя книга в 2007 году была удостоена золотой медали в номинации «Арт-книга» на IV Международном конкурсе «Книжное искусство» в Москве. В 2016 году состоялась презентация его книги «Нахчыван — один из древнейших городов мира».
Также Чингиз Каджар много лет занимается коллекционированием предметов прикладного искусства Азербайджана.
Скончался 12 июня 2021 года в Баку. Похоронен на II Аллее почётного захоронения в Баку.
Чингиз Овейс оглы Каджар (азерб. Çingiz Oveys oğlu Qacar; 6 июня 1929 — 12 июня 2021, Баку) —азербайджанский физик и общественный деятель, доктор физико-математических наук,… Развернуть
25 декабря 1925 года родился народный писатель Азербайджана, сын первого народного поэта Азербайджана Самеда Вургуна – Юсиф Самедоглу.
Юсиф Самедоглу окончил Литинститут им. М.Горького в Москве.
Возглавлял журналы «Улдуз», «Азербайджан», работал сценаристом на киностудии «Азербайджанфильм». Автор сценария известных азербайджанских фильмов «Семеро сыновей моих», «День казни», «Попутный ветер», передает Vesti.Az.
Написал такие произведения, как «День казни», «Галактика», «Комната №220».
Скончался 17 августа 1998 года.
25 декабря 1925 года родился народный писатель Азербайджана, сын первого народного поэта Азербайджана Самеда Вургуна – Юсиф Самедоглу. Юсиф Самедоглу окончил Литинститут им.… Развернуть
Тахир Амирасланов - азербайджанский кулинар.
В 1984 окончил Ленинградский институт советской торговли, инженер-технолог, мастер повар.
Генеральный директор центра азербайджанской национальной кулинарии, Президент национальной ассоциации кулинаров Азербайджана.
Тахир Амирасланов - азербайджанский кулинар. В 1984 окончил Ленинградский институт советской торговли, инженер-технолог, мастер повар.
Генеральный директор центра… Развернуть
Ю́лий Соломо́нович Гу́сман (8 августа 1943, Баку) — советский и российский кинорежиссёр, основатель и художественный руководитель 1-й Национальной премии Российской Академии кинематографических искусств — премии «Ника», популярный член жюри КВН, член президиума Российского еврейского конгресса.
Родился в семье военного врача, главного терапевта Каспийской военной флотилии. Отец — Соломон Моисеевич Гусман (1904—1980), доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки. Участник Великой Отечественной войны.
Мать — Лола Юльевна Барсук (1916—1977), по первой профессии актриса, доктор педагогических наук, профессор.
Супруга — Валида Мурадовна Гусман, преподаватель французского и русского языков, профессор Джорджтаунского университета (г. Вашингтон).
Дочь — Лола (д. Гусман) (1977 г.р.), юрист, вышла замуж за британского аристократа Джеймса Рида Стюарта Бремнера — маркетолога-программиста, родила 15 апреля 2009 года сына Максимилиана, внука Юлия Гусмана.[1]
Брат — Михаил Гусман (1950 г.р.), заслуженный работник культуры, лауреат Государственной премии России, первый заместитель Генерального директора ИТАР-ТАСС.
1960 год — окончил бакинскую школу № 160 и поступил в Азербайджанский медицинский институт имени Наримана Нариманова. Всерьез медициной не интересовался, но увлекся психологией: гипнозом, обучением во сне, ясновидением, психотерапией, трудами Фрейда.
В институте активно занимался общественной работой и спортом. Имеет девять спортивных разрядов по различным видам спорта, был чемпионом общества «Буревестник» по фехтованию на саблях. Много занимался спортом и участвовал в художественной самодеятельности, играл в школьном театре.
По материалам Википедии
В 1966 году окончил институт по специальности «врач-психиатр».
В 1970 году окончил аспирантуру при Институте усовершенствования врачей имени профессора Азиза Алиева Министерства здравоохранения СССР по специальности «Психология и психиатрия», написал диссертацию по теме «Клинико-психологические корреляции при церебральном атеросклерозе».
В 1964 году вместе с друзьями создают самостоятельный бакинский клуб КВН. Через год стал его лидером, в течение 7 лет — капитан сборной команды Баку, не проигравшей с 1967 по 1972 год ни одного состязания, ставшей неоднократным чемпионом СССР, а в 1970 году — обладателем Кубка «Чемпион чемпионов КВН».
Окончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров Госкино СССР.
В 1973 году, после окончания высших курсов режиссеров и сценаристов, возвратился в Баку.
В 1973—1988 годах — режиссёр-постановщик киностудии «Азербайджанфильм».
В 1976—1984 годах — художественный руководитель Азербайджанского государственного музыкального театра.
В 1982 году вместе с И. М. Гольдиным подготовил сценарий и провел по предложению Чрезвычайного и Полномочного Посла СССР в США А. Ф. Добрынина и распоряжению председателя Государственного телевидения и радиовещания СССР С. Г. Лапина первый в истории космический телемост между СССР и США.
В 1984—1985 годах — главный режиссёр Бакинского театра песни.
Продолжительное время входил в правление Центрального Дома кинематографистов (ЦДК) в Москве.
С 1988 года живёт и работает в Москве
1988—2002 — директор ЦДК. При его участии начинается издание газеты — «Дом Кино», создан собственный телевизионный центр. Были проведены первые в России политические вечера, посвященные А. И. Солженицыну и Н. С. Хрущеву, творческие встречи с Н. М. Коржавиным, В. Н. Войновичем. Дом кино в течение многих лет оставался своеобразной штаб-квартирой демократических сил, политическим и культурным центром столицы (пост директора ЦДК занимал до августа 2002 года).
Автор идеи создания и художественного воплощения первой Российской Национальной кинематографической премии «Ника», аналога премии «Оскара» американской киноакадемии, и премии «Зеленое яблоко — золотой листок» для молодых кинематографистов. С этой целью была создана Генеральная дирекция «Ника». Затем — Академия кинематографических искусств России, в которую вошли ведущие актеры, режиссеры, сценаристы, художники, операторы, кинокритики страны.
1993—1995 — депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ первого созыва, член фракции «Выбор России», с 1994 года — заместитель председателя Комитета по вопросам геополитики.
С 1996 года — учредитель, член Президиума и председатель Общественного совета Российского еврейского конгресса (РЕК). Является членом Правления Всероссийского азербайджанского конгресса (ВАК) со дня его основания. Ю. Гусман — один из создателей депутатского Клуба Государственной Думы I созыва (вместе с Г.Бурбулисом) и Президентского теннисного клуба «Большая шляпа» (вместе с В. Москалевым — победитель турнира 1996 г.)
1996—2002 — ведущий публицистической программы «Тема» телекомпании «ВИД» на канале ОРТ. С 1997 г. — ведущий еженедельной развлекательной телевизионной программы «Вечер с Юлием Гусманом» (ОРТ), 2004—2008 — в повторах (Ретро ТВ).
В 2005 году на сцене Центрального академического театра Российской армии специально для народного артиста СССР Владимира Михайловича Зельдина (ему тогда исполнилось 90 лет) Юлий Гусман поставил знаменитый американский мюзикл «Человек из Ла Манчи» (по мотивам романа Сервантеса «Дон Кихот»).
В 2006 году, после 25-летнего перерыва, вернулся в кино, сняв фантастическую комедию Парк советского периода.
В 2007 году на радио СИТИ-FM начала выходить программа «Парк культуры и отдыха им. Юлия Гусмана» (авторы и ведущие — Ю. Гусман и С. Чайка).
В 2010 году на сцене Центрального академического театра Российской армии Ю. Гусман поставил спектакль-посвящение «Танцы с учителем», приуроченный к 95-летнему юбилею народного артиста СССР Владимира Михайловича Зельдина.
Постоянный член жюри Высшей лиги КВН. Приглашался на финальные игры Премьер-лиги КВН в 2005, 2008, 2009 и 2011 годах. Пять раз был членом жюри фестиваля КВН «Голосящий КиВиН» (1995, 2006, 2008, 2010, 2011).
Является соведущим программы «Кейс» на радио «Эхо Москвы».
Ю́лий Соломо́нович Гу́сман (8 августа 1943, Баку) — советский и российский кинорежиссёр, основатель и художественный руководитель 1-й Национальной премии Российской Академии… Развернуть
Марина Бувайло — русский прозаик.
Родилась в Баку, имеет медицинское образование. Живет в Лондоне, работает врачом-психиатром. Публиковалась в журналах и альманахах "Новый мир", "Звезда", "Улов", антологии "Очень короткие тексты" и др. В 2006 г. вышла первая книга прозы. (источник)
Марина Бувайло — русский прозаик. Родилась в Баку, имеет медицинское образование. Живет в Лондоне, работает врачом-психиатром. Публиковалась в журналах и альманахах "Новый… Развернуть
Али (Али-хаджи) Апшерони (род. 19.07.1962) - теолог, общественный деятель и миротворец. Автор ряда трудов этического, философского и религиозного содержания. Председатель Евразийского межконфессионального миротворческого центра.
Али Апшерони родился в 1962 г. в пригороде г.Баку. В 1983 г. он с отличием закончил высшее военное училище и был направлен на службу в Казахстан, где живет и поныне. В 1986-88 г.г. служил в Афганистане, в провинции Нангархар, где командовал десантно-штурмовой ротой. В одном из боев на глазах Али-хаджи в течение нескольких минут погибли оба его друга. Эта трагедия глубоко потрясла молодого офицера и перед ним впервые встали вечные вопросы бытия, которые прежде его не волновали. С этого дня и начался духовный путь Али Апшерони и его интеллектуальный поиск.
В 1992г. он совершил паломничество в Мекку, в дальнейшем с миротворческими миссиями побывал во многих странах мира.
На состоявшемся в октябре 1997 г. в г.Алматы Круглом столе, в работе которого приняли участие более 40 духовных лиц из многих стран СНГ, в том числе и из России, представлявших все мировые религии, Али-хаджи был избран Председателем Евразийского межконфессионального миротворческого центра, который возглавляет и поныне.
Сегодня это видный ученый, теолог и миротворец, автор ряда трудов научного, религиозного, философского и этического содержания. Для миллионов людей в Средней Азии имя достопочтенного Али Апшерони является синонимом высокого ума, глубокой эрудиции, достоинства и благородства.
Не так давно достопочтенный приступил к работе над новым циклом книг под названием «Мир человеческих мыслей и чувств», в котором он намерен глубоко исследовать внутренний мир человека, его предназначение и место во Вселенной. В него войдут труды по психологии и педагогике, этике и эстетике, психиатрии, биоэнергетике и другим областям человеческих знаний.
За свою деятельность он не принимает никаких наград, почетных званий и других отличий.
Али (Али-хаджи) Апшерони (род. 19.07.1962) - теолог, общественный деятель и миротворец. Автор ряда трудов этического, философского и религиозного содержания. Председатель… Развернуть
Джалал Джавадов Новруз оглы (Джалал Баргушад) - писатель, член Союза писателей Азербайджана с 1963 года.
Родился 22 июня 1924 года в селе Гезйан Губадлинского района. Среднее образование получил в сельской школе рабочей молодёжи. В 1942 году после окончания средней школы вместе с сельских Губадлинской молодежью пошел на Великую Отечественную войну. В одном из боев с немецкими фашистами на побережье Черного моря был тяжело контужен (1943). После этого работал в УВД Губадлинский региона (1943-1946).
Джалал Баргушад в 1951 г. окончил факультет журналистики Государственного университета имени С. М. Кирова. До 1958 года, он работает в газете "Азербайджанский пионер". С 1958 года работает редактором в Государственный комитет Азербайджанской ССР по телевидению и радиовещанию. На основе написанных им сценариев были сняты такие телевизионные фильмы, как «Пастух Боран», «Гёй гёль», «Сурен Адамян», «Аромат земли», «Лист Чинары» и др. Его произведение «Бабек» было изданы в Тегеране в 1984 году на фарси, а «Гачаг Неби» в1979 году в Стамбуле -- на турецком языке .
Первая публикация Джалала Баргушада была в 1946 в Губадлинский газете "Авангард".
Джалал Баргушад умер 9 июля 1996 года.
Джалал Джавадов Новруз оглы (Джалал Баргушад) - писатель, член Союза писателей Азербайджана с 1963 года. Родился 22 июня 1924 года в селе Гезйан Губадлинского района. Среднее… Развернуть
Зия Мусаевич Буниятов — советский и азербайджанский учёный, востоковед, академик Академии наук Азербайджана, Герой Советского Союза. Почетный гражданин р-на Панков г. Берлин (Германия), почётный гражданин города Ургенч (Узбекистан).
Зия Буниятов родился 21 декабря 1921 года в городе Астара в семье ветерана Первой мировой войны и военного переводчика Мусы Мовсум оглу Буниятова (1895—1961), происходившего из знаменитого и уважаемого рода бибиэйбатских ученых-шейхов.
На фронтах Великой Отечественной войны с августа 1942 года. Принимал активное участие в битвах за Украину, Молдавию, Кавказ (в боях за Моздок и Туапсе), Белоруссию и Польшу.
С мая 1945-го по май 1946 года Буниятов работал помощником военного коменданта района Панков Берлина, где заслужил добрую память немцев как администратор, способствовавший нормализации хозяйственной и культурной жизни в разрушенном городе. В 1946 году подполковник Буниятов уволился в запас, а уже 1950 году он окончил Московский институт востоковедения, а в 1957 году аспирантуру МГУ.
В мае 1954 года он защитил кандидатскую диссертацию на тему “Итальянский империализм в Африке”, а уже в августе поступил на работу в Институт истории АН Азербайджанской ССР в должности старшего научного сотрудника. В 1964 году защитил докторскую диссертацию на тему «Азербайджан в VII—IX вв.».
В 1965 году ему было присвоено звание профессора, а в 1966 году был избран членом-корреспондентом Академии наук Азербайджанской ССР.
В 1969 году был избран академиком Академии наук АзССР и назначен директором Института народов Ближнего и Среднего Востока Академии наук АзССР. В 1976 году он стал действительным членом Академии наук АзССР, а с 1990 года — вице-президентом. С 1980 года Зия Буниятов — член Главной редакции Азербайджанской советской энциклопедии.
Отметим, что Буниятов принимал участие в работе Комитета по спасению Аральского моря в конце 1980-х годов. В 1990-х годах Буниятов избирался депутатом парламента Азербайджана, был заместителем председателя правящей партии «Ени Азербайджан».
В 1997 году застрелен в блоке собственного дома в Баку. Согласно официальной версии, убийство было организовано членами бакинского филиала “Хезболлах”, которые объявили Буниятова “членом израильской спецслужбы Моссад и в том, что он распространял сионизм в Азербайджане”. За убийство Буниятова были привлечены к суду и осуждены несколько человек.
Зия Мусаевич Буниятов — советский и азербайджанский учёный, востоковед, академик Академии наук Азербайджана, Герой Советского Союза. Почетный гражданин р-на Панков г. Берлин… Развернуть
Акпер Алиев молодой азербайджанский писатель и поэт.
Гусейн Мамедович Гусейнзаде - профессор-фотожурналист.
Родился в 1935 году в Баку. По мироощущению - неудержимый романтик, человек, для которого детское увлечение фотографией медленно, но верно открыло необыкновенный мир фотоискусства, стало призванием, главным Делом его творческой биографии.
С 1955 года Г.Гусейнзаде - участник и лауреат многих престижных фотовыставок, а с1961-го - обладатель премии "Золотое перо" Союза журналистов.
Автор кулинарных книг. Первые книги Г.Гусейнзаде били изданы еще в 1964 году, сегодня их уже свыше 60-ти.
ГУСЕЙНЗАДЕ́, Гусейн Джамал оглы (Hüseyn Camal oğlu Hüseynzadə) известен более под псевдонимом Гусейн Ариф (Hüseyn Arif) — азербайджанский советский поэт, член Союза писателей СССР.
Родился в семье крестьянина. Закончив в 1940-ом году Бакинское педагогическое училище, преподавал в сельских школах Товуза и Западного Азербайджана. В 1943-45-х годах участвовал в боях за освобождение Украины, Польши, Чехословакии, дошел до Германии. После войны успешно завершил факультет востоковедения Бакинского государственного университета и аспирантуру Института литературы им. М.Горького в Москве.
Начал печататься в 1946. В 1949 вышел сборник стихов «На путях новой жизни». Популярны лирические стихи и поэмы Г. «Милейла», «Мост Ибрагима», «Поэма о любви», «В пути», посвященные в осн. жизни тружеников села.С 1949-го года был членом Союза писателей Азербайджанской ССР. С 1950-го года постоянно печатался на страницах газет и журналов. Общий тираж его книг превышает 250 тысяч. Его творчество завоевало любовь и признание читателей, стихи и поэмы были переведены на языки многих народов мира, ставились на сценах театров, песни, написанные на его стихи до сих пор не стареют и поются с любовью. Наряду с творчеством, Гусейн Ариф занимался научной деятельностью - его труды по истории и развитию ашугской музыки на сегодня являются самым серьезным исследованием в этой области.
В 1978 году Гусейн Ариф получил Государственную премию Азербайджана. В 1984 году создал Объединение ашугов Азербайджана, которым руководил до конца жизни. В 1989 году получил почетное звание Народного поэта. 14 сентября 1992 года Гусейн Ариф скончался в возрасте 68 лет, похоронен в Агстафинском районе.
Гусейн Мамедович Гусейнзаде - профессор-фотожурналист. Родился в 1935 году в Баку. По мироощущению - неудержимый романтик, человек, для которого детское увлечение фотографией… Развернуть
Джамшид Джаббар оглы Амиров (азерб. Cəmşid Cabbar oğlu Əmirov) — азербайджанский писатель, основоположник детективного жанра в Азербайджане.
Джамшид Амиров родился 10 февраля 1918 года в городе Нахичевань. Окончив среднюю школу в 1934 году поступил в Азербайджанский индустриальный институт и одновременно сотрудничал в республиканских газетах. На последнем курсе института оставил учёбу. В 1937—1940 годах ответственный секретарь в газете «Azərbaycan idmançısı» (азерб.) («Азербайджанский спортсмен»), в 1940—1941 годах заведующий отделом в газете «Gənc işçi» (азерб.) («Молодой работник»), в 1941 — ответственный секретарь в газете «Большевистская нефть».
Во время Второй мировой войны служил офицером в Советской Армии, с боями прошёл Польшу, Чехословакию, Австрию, Германию. Награждён орденами и медалями — «Орденом Отечественной войны I степени», медалями «За отвагу», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Японией».
После окончания войны работал в газетах «Азербайджанская молодежь», «Советская торговля». Позже главный редактор в Азернешр, заместитель редактора журнала «Нефтяное хозяйство Азербайджана», заведующий отделом газеты «Бакы».
Литературную деятельность начал в 1940-х гг. с очерков, фельетонов и повестей. Первый печатный труд, очерк «Минуты, секунды …» вышел в газете «Азербайджанская молодежь» 28 августа 1946 года.
Джамшид Амиров является основоположником детективного жанра в Азербайджане. Первые работы в этом жанре вышли в свет в 50-е годы. «Береговая операция», увлекательная повесть о работе сотрудников госбезопасности, которые успешно борются с агентами иностранной разведки, была впервые выпущена на азербайджанском языке в 1958 году и в переводе на русский язык в 1961 году.
Джамшид Амиров скончался 29 декабря 1982 года.
Джамшид Джаббар оглы Амиров (азерб. Cəmşid Cabbar oğlu Əmirov) — азербайджанский писатель, основоположник детективного жанра в Азербайджане. Джамшид Амиров родился 10 февраля… Развернуть
Бахрам Ариф оглы Багирзаде — азербайджанский комедийный актёр, режиссёр, ведущий, участник команды КВН «Парни из Баку». Член Союза кинематографистов, а также Объединения карикатуристов Азербайджана.
Учиться Бахрам пошел в престижную 189-ю школу, которую в свое время окончили такие известные люди, как художник Таир Салахов, писатель Чингиз Абдуллаев, предприниматели Арас Агаларов и Тельман Исмайлов. Бахрам, помимо учебы, много времени посвящал спорту. Кроме того, он с удовольствием принимал участие и в художественной самодеятельности, играл в школьном театре и даже танцевал в знаменитом на весь СССР детском ансамбле «Джуджалярим». В середине 80-х Бахрам стал победителем городского фестиваля по брейк-дансу. После окончания школы в 1989 году поступил в институт искусств им. М.А. Алиева на режиссерский факультет, где кроме освоения этой нелегкой профессии, он находил время и для общественной работы и для занятий спортом. Имеет несколько разрядов сразу по нескольким видам – был призером чемпионата по плаванию общества «Буревестник», в середине 80-х годов прошлого века, играл за юношескую сборную АзербССР по гандболу. Но и это еще не все – после занятий в институте, Бахрам подрабатывал чернорабочим в типографии им. 26 бакинских комиссаров при издательстве «Азернешр», и самыми счастливыми днями в тот период для него были 10 и 25 число каждого месяца, когда выдавали аванс и получку, что вместе составляло 114 советских безнадежно «деревенеющих» рублей.
В 1987 году Бахрам создал «Фан-клуб» своей любимой футбольной команды «Нефтчи». После окончания института в 1994 году он начал работать на Азербайджанском государственном телевидении, где снял свою первую авторскую передачу «Бахрам-Вадо-шоу», а также многочисленные клипы и рекламные ролики. Но самым знаковым для него стал 1990 год, когда он получил приглашение в легендарную команду КВН «Парни из Баку», которая с 1992 года по 2000 не проиграла ни одной игры, и неоднократно становилась чемпионом СНГ, а в 2000 году обладательницей Кубка «Турнира десяти».
В 1994 году, когда он учился на пятом курсе, Бахрам получил приглашение режиссера Фикрета Алиева сняться в фильме «Сон» в роли сына начальника полиции Акифа. Эта комедия вошла в Золотой фонд ТВ и в праздничные дни ее неизменно показывают по местным телеканалам. После удачного дебюта на большом экране, он получил множество приглашений и снялся более чем в 20 фильмах – «Узник» Эльхана Гасанова, «Все к лучшему», «Между небом и землей», «Национальная бомба», «Проверка» Вагифа Мустафаева, «Оружие» Александра Касаткина, «Адвокатские истории» Ульвии Кенуль, «Человек» Шамиля Махмудбекова, «Бременские музыканты» Александра Абдулова, «Кровные деньги» Эмина Мирабдуллаева, «Однажды на Кавказе» Джавида Имамвердиева. А в 1998 году снял свой первый документальный фильм «Три жизни».
Является автором 10 сборников «Анекдоты от Бахрама», книг «Боюсь не успеть», «Вперед Азербайджан», романа «Затмение солнца», «Город моей молодости». В данный момент является издателем журналов «Gallery» и «Город – единство непохожих».
Периодически получает приглашения выступать в первоапрельских спектаклях театра КВН «Планета «Парни из Баку».
Член Союза карикатуристов и Союза кинематографистов Азербайджана.
С 1972 года, то есть с момента рождения, постоянно живет только в одном городе – Баку.
Женат, имеет двоих детей.
Бахрам Ариф оглы Багирзаде — азербайджанский комедийный актёр, режиссёр, ведущий, участник команды КВН «Парни из Баку». Член Союза кинематографистов, а также Объединения… Развернуть
Сулейман Велиев (1916—1996) — один из крупнейших азербайджанских прозаиков, писавших на военные темы. В его творчестве основное место занимают сталинские репрессии, тема Великой Отечественной войны, участие азербайджанских военных в движении Сопротивления в Европе. С 1939 года — член Союза писателей Азербайджана. Ветеран труда (1976), заслуженный работник культуры Азербайджанской ССР (04.01.1977), ветеран труда (1981), заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР (1987).
Сулейман Велиев (1916—1996) — один из крупнейших азербайджанских прозаиков, писавших на военные темы. В его творчестве основное место занимают сталинские репрессии, тема Великой… Развернуть
Джамиль Гасанлы - доктор исторических наук, профессор Бакинского государственного университета, политический и общественный деятель.
Образование
В 1970 г., по окончании средней школы в селе Алар Джалилабадского района, Джамиль Гасанлы поступил на исторический факультет Бакинского Государственного Университета.
В 1975 г. окончил исторический факультет Бакинского Государственного Университета.
Преподавательская и научная деятельность
После окончания БГУ работал в селе Тазакенд Джалилабадского района преподавателем истории в средней школе.
В 1976-1977 гг. Дж. Гасанлы работал в качестве лектора в Бакинском филиале Центрального музея Ленина.
В 1977 г. поступил в аспирантуру исторического факультета БГУ на кафедру Новой и новейшей истории стран Европы и Америки.
С 1980 года работает преподавателем, старшим преподавателем на кафедре Новой и новейшей истории стран Европы и Америки исторического факультета БГУ.
В 1984 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему советско-американских отношений и был удостоен звания кандидата исторических наук.
С 1990 г. Гасанлы является доцентом кафедре Новой и новейшей истории стран Европы и Америки исторического факультета БГУ.
В 1992 г. он защитил докторскую диссертацию на тему «Азербайджанская Республика в системе международных отношений (1918-1920 гг.).
В 1992-1994 гг. заведовал кафедрой Новой и новейшей истории стран Европы и Америки.
В 1993 г. удостоен звания профессора. Длительное время ведет занятия по курсам Новейшей истории стран Европы и Америки, Истории международных отношений, специальным курсам, под его руководством подготовлены и защищены 5 кандидатских диссертаций.
С апреля по сентябрь 1993 г. работал советником Президента Азербайджанской Республики.
В 1994-2004 гг. являлся членом Экспертного совета Высшей аттестационной комиссии Азербайджанской Республики при президенте страны.
С 1998 г. – член Североамериканского общества по изучению Среднего Востока.
Член Специализированного совета по защите диссертаций Института истории Национальной Академии Наук, членом Комиссии по образованию при Президенте Республики.
Автор 15 монографий и книг, более 100 статей, опубликованных в Азербайджане, США, Турции и других странах.
Сферы научных интересов: история внешней политики Азербайджанской республики в 1918-1920 гг., история Южного Азербайджана в период Второй мировой войны и в первые послевоенные годы, советско-турецкие отношения.
Джамиль Гасанлы - доктор исторических наук, профессор Бакинского государственного университета, политический и общественный деятель. Образование В 1970 г., по окончании… Развернуть
Игорь Ашурбейли - российский предприниматель и ученый.
Родился 9 сентября 1963 г. в Баку, Азербайджан. В 1985 году окончил Азербайджанский институт нефти и химии. Работал во ВНИИ переработки газа. В 1988 году создал и возглавил «Кооперативное координационно-производственное объединение (ККПО) «Социум», занимавшееся разработкой программного обеспечения, обучением компьютерной грамотности и консалтингом.
В 1990 году переехал в Москву, где создал и возглавил «Всесоюзное научно-производственное объединение (ВНПО) «Социум» при Союзе предприятий потребительской кооперации Центросоюза СССР, занимавшееся разработкой, производством и реализацией информационных баз данных.
В 1991 году, совместно с НПО «Алмаз» и рядом других известных государственных и частных структур, «ВНПО «Социум» выступил инициатором и соучредителем, а его руководитель возглавил ОАО «Международное бюро информации и телекоммуникаций», занимавшееся разработкой, производcтвом и реализацией широкой номенклатуры информационных и телекоммуникационных продуктов.
В 1994 году был приглашен на постоянную работу в НПО «Алмаз», где последовательно занимал должности заместителя генерального директора, финансового директора, первого заместителя генерального директора, председателя Совета директоров. Осуществил комплексное научно-техническое, организационное и финансовое оздоровление предприятия.
С 2000 по 2011 год – генеральный директор ОАО «НПО «Алмаз» имени академика А.А. Расплетина» (ОАО «ГСКБ»Алмаз-Антей»).
Под его руководством созданы новейшие модификации зенитных ракетных систем С-300 «Фаворит», разработаны и поставлены в Вооруженные силы РФ зенитные ракетные системы С-400 «Триумф».
Его авторская Концепция создания Единой системы зенитного ракетного оружия (ЕС ЗРО) ПВО-ПРО 5-го поколения утверждена решениями ВПК при Правительстве РФ в 2007 и в 2009 годах. В 2010 году успешно завершено проектирование систем «С-500», «Витязь» и других составляющих ЕС ЗРО.
Им задумано и реализовано к концу 2010 года присоединение головных разрабатывающих предприятий и соответствующих научных школ ПВО-ПРО сухопутных войск, военно-морского флота, космических войск и АСУ ПВО к базовому системообразующему межвидовому разработчику ОАО «ГСКБ «Алмаз-Антей» имени академика А.А. Расплетина».
С 2011 года по настоящее время – Председатель Президиума созданного по его инициативе в 2004 году некоммерческого партнерства «Вневедомственный экспертный совет по проблемам воздушно-космической обороны» (ВЭС ВКО). Разработал Концепцию создания Единой системы воздушно-космической обороны России (ЕС ВКО).
В 2015 году ВЭС ВКО получило статус эксперта структуры Экономического и Социального Совета (ЭКОСОС) ООН.
Действительный член Академии инженерных наук имени академика А.М. Прохорова. Действительный член Академии военных наук.
Научный руководитель ОАО «Конструкторское Бюро-1» в Москве и Международного центра исследований воздушно-космического пространства в Вене.
Главный редактор международного космического журнала «Room» в Лондоне.
Доктор технических наук. Автор более 100 научных работ, в том числе одной энциклопедии и трех монографий.
Ктитор Патриаршего подворья – Храма св. прмц Елисаветы, построенного им в Покровском-Стрешневе в Москве, и Храма св. Иоанна Предтечи, построенного им в селе Хирино под Арзамасом.
С момента опубликования в 2009 году кадрового резерва Президента Российской Федерации и по достижению 51-летнего возраста (предельного для нахождения в этом Федеральном резерве управленческих кадров) И. Р. Ашурбейли был включен в список «президентская тысяча» (так в 2014 году по состоянию на 20 февраля под №304).
Игорь Ашурбейли - российский предприниматель и ученый. Родился 9 сентября 1963 г. в Баку, Азербайджан. В 1985 году окончил Азербайджанский институт нефти и химии. Работал во… Развернуть
Вафа Мирзаага oглы Гулузаде — востоковед-арабист, дипломат, политолог, бывший Государственный Советник Азербайджанской Республики по внешним сношениям, президент Фонда политических исследований государств каспийского региона.
Вафа Гулузаде родился в 1940-м году в Баку.
В 1963 году закончил факультет востоковедения Азербайджанского Государственного Университета (ныне Бакинский Государственный Университет). Работал редактором и ведущим программ на арабском языке бакинского радио.
В 1962-1964 годах продолжил образование в Институте востоковедения Академии Наук СССР, защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата филологических наук.
В 1970-1973 годах работал в Египте при посольстве СССР, где прошёл путь от атташе до 2-го секретаря посольства.
В 1973-м году Вафа Гулузаде возвратился в Азербайджан и начал работу в ЦК Компартии Азербайджана, где прошёл путь от инструктора до заведующего Отделом культуры. В эти годы окончил Московскую Академию Общественных наук.
С 1987-го по 1990-й год Гулузаде возвратился на дипломатическую работу в посольство СССР в Алжире на позицию Советника.
В 1990 году Вафа Гулузаде принял предложение первого президента Азербайджана Аяза Муталибова занять пост государственного советника по внешнеполитическим вопросам. На этом посту он оставался при двух последующих президентах страны - Абульфазе Эльчибее и Гейдаре Алиеве. До конца 1990 года он входил в состав Совета безопасности Азербайджана.
В 1999 году, после ухода с должности, В. Гулузаде создал Фонд политических исследований государств каспийского региона. Членами Совета председателей этого Фонда стали Генри Киссинджер, Збигнев Бжезинский и Джеймс Бейкер.
Помимо азербайджанского и русского, свободно владеет арабским, английским и турецким языками, а также разговорным фарси.
Вафа Мирзаага oглы Гулузаде — востоковед-арабист, дипломат, политолог, бывший Государственный Советник Азербайджанской Республики по внешним сношениям, президент Фонда… Развернуть