РОБЕРТ БЁРТОН (англ. Robert Burton) — английский священнослужитель, писатель и ученый.
Родился в Линдли (графство Лестершир), большую часть жизни провел в Оксфорде. Получил образование в Оксфордском университете. Всю жизнь работал библиотекарем в Крайст-Чёрч-колледже университета. Кроме того, он был викарием Церкви Св. Томаса (Оксфорд), а позже был ректором в Сигрэйв, Лестершир.
В 1593, после учебы в школах Саттон-Колдфилда и Нанитона (графство Уорикшир), поступил в Брэйзноз-колледж Оксфордского университета, в 1599 был избран членом совета Крайст-Чёрч-колледжа. В 1602 Бёртон получил степень бакалавра искусств, в 1605 — магистра. В 1616 — бакалавра богословия; работал в колледже наставником и библиотекарем. В Крайст-Чёрч вел жизнь ученого затворника, посвятив себя занятиям медициной, математикой, астрологией и географией. Первым замечательным произведением Бёртона была комедия «Псевдофилософ» (Philosophaster), написанная на латыни в 1606 и поставленная одиннадцатью годами позже в Крайст-Чёрч.
Умер Бёртон в своей квартире в Крайст-Чёрч-колледже.
РОБЕРТ БЁРТОН (англ. Robert Burton) — английский священнослужитель, писатель и ученый. Родился в Линдли (графство Лестершир), большую часть жизни провел в Оксфорде. Получил… Развернуть
Джайлс (Джильс) Флетчер — английский поэт и дипломат, автор описания Русского царства в XVI веке.
Дядя поэта Джона Флетчера .
Поступил в 1561 году в Итонский колледж, затем изучал поэзию в Кембриджском университете, который окончил в 1568 году. Впоследствии получил степень доктора гражданского права.
В 1584 году избран членом Английского парламента. Ездил с дипломатическими поручениями в Шотландию, Германию, Нидерланды. В 1588 году, по рекомендации своего друга дипломата Томаса Рэндольфа, был послан в Москву для поддержания перед русским правительством ходатайства Англо-Московской компании о монополии на торговлю с северно-русскими портами и для улаживания дела одного из агентов этой компании, Мерша, наделавшего в России у казны и частных лиц от имени компании личных долгов.
Посольство Флетчера не было удачно. На первой аудиенции у царя Флетчер вступил в пререкания о царском титуле, не пожелав прочитать его целиком. Подарки, присланные с Флетчером от королевы Елизаветы царю Фёдору Иоанновичу и Годунову, были найдены неудовлетворительными. Флетчера приняли сухо, не пригласили его к царскому столу и для ведения с ним переговоров назначили дьяка Андрея Щелкалова, причастного к операциям Мерша и имевшего личные счеты с компанией.
В даровании компании монополии Флетчеру было отказано; у компании было отнято право беспошлинной торговли в пределах России; по делу Мерша часть предъявленных долговых претензий была начтена на компанию.
В 1591 году Флетчер издал сочинение о России, а затем сочинение о татарах.
В 1610 году ему было поручено вести переговоры с датским посланником в качестве поверенного Восточной компании.
В 1611 году умер в Лондоне.
Джайлс (Джильс) Флетчер — английский поэт и дипломат, автор описания Русского царства в XVI веке. Дядя поэта Джона Флетчера . Поступил в 1561 году в Итонский колледж,… Развернуть
Поль Скаррон - французский романист, драматург и поэт.
Родился 4 июля 1610 году в Париже.
В 1629 году избрал карьеру священнослужителя.
В 1632 году получил место в приходе Ле-Манше.
В 1638 году заболел ревматизмом и был вынужден значительную часть времени быть прикованным к креслу. Это не мешало ему заниматься литературной деятельностью, и проявлять редкое остроумие. Не имея средств к существованию пытался найти покровителей посвящая им свои стихи.
В 1643 году написал сборник нескольких Бурлескных стихов. Одним из популярным его была пародия на Энеиду Вергилий наизнанку. В 1647 году выпустил поэму "Тифон, или Гигантомахия", в которой пародируются героические поэмы. В самом известном сатирическом произведении "Комическом романе" сентиментальным героям рыцарям противопоставлены грубые, циничные, но реалистичные люди из народа.
В 1652 году Поль Скаррон возвратился в Париж и женился на 17-летней сироте Франсуазе Д'Обинье, внучке поэта Агриппы Д'Обинье.
В своем доме в квартале Маре открыл литературный салон, в котором собирался поэты, художники, а также приблеженные королевского двора.
Умер Поль Скаррон в Париже 6 октября 1660 года.
Поль Скаррон - французский романист, драматург и поэт. Родился 4 июля 1610 году в Париже.
В 1629 году избрал карьеру священнослужителя.
В 1632 году получил место в приходе… Развернуть
Гийо́м Левассёр де Бопла́н — французский дворянин, военный инженер-строитель и картограф. Находился на польско-литовской службе преимущественно на территории нынешней Украины. Принимал участие в военном походе Конецпольского. Оставил сочинение под названием «Description d’Ukranie» (1651) и составил первые подробные карты Украины (1548), которые впоследствии неоднократно переиздавались в других странах Европы и России.
Потомок большой известной во Франции семьи Левассёр, которая разделялась на много веток, каждая из которых носила название в соответствии с именем обладаемого имения. Его отец приобрел от дворян Винефей имение Боплан , что положило начало созданию новой дворянской линии Левассёр де Боплан. Поступив в молодости на военную службу, Гийом де Боплан вошел в доверие всесильного маршала д’Анкра и был назначен комендантом крепости Пон-д’арш в Нормандии. После падения своего покровителя искал службу в других страна.
В конце 1620-х годов старший капитан артиллерии и военный инженер де Боплан был приглашен польским королем Сигизмундом III на службу в Польшу. Его длительное пребывание в границах Украины было тесно связано с мероприятиями, которые польское государство осуществляло для защиты своих южных и юго-восточных окраин в связи с расширением Османской империи , а также регулярных набегов крымских татар и казаков. Государство стремилось по возможности обеспечить их и прикрыть рядом крепостей слабые пункты. Свыше 16 лет он пересекал территорию Украины, изыскивая места для возведения крепостей и укреплений для задержания врагов.
Также де Боплан по поручению польского короля Владислава IV и коронного гетмана Конецпольского занимался составлением подробной карты Украины. При этом он тщательно знакомился с топографией местности, этнографией, бытом и положением Украины и составлял письменные заметки. По возвращении в Руан занялся обработкой этого материала и составил первые карты всей Украины: генеральную карту 1648 года, первую топографическую военную карту в 1650 года и карту течения Днепра.
Гийо́м Левассёр де Бопла́н — французский дворянин, военный инженер-строитель и картограф. Находился на польско-литовской службе преимущественно на территории нынешней… Развернуть
Габриэль-Жозеф Гийераг, граф де Лавернь — французский писатель, поэт и дипломат.
Гийераг получил образование в Наваррском колледже и впоследствии продолжил обучение праву в Париже. Позже он вернулся в Бордо и работал адвокатом в парламенте.
В 1651 году он познакомился с принцем де Конти, который назначил его своим секретарём. В 1679-1685 гг. посол Франции в Константинополе. Хорошо знал Мольера, Буало и Расина.
Сегодня граф де Лавернь наиболее известен как автор «Португальских писем» (1669), опубликованных анонимно и ставших литературной сенсацией своего времени. На русский язык впервые переведены в 1916 г. А. Я. Левинсоном. Научное издание вышло в 1973 г. в серии «Литературные памятники».
Габриэль-Жозеф Гийераг, граф де Лавернь — французский писатель, поэт и дипломат. Гийераг получил образование в Наваррском колледже и впоследствии продолжил обучение праву в… Развернуть
Митрополит Ростовский, церковный писатель, проповедник, святитель.
Память 21 сентября в день обретения мощей, 28 октября в день кончины, в Соборах Киевских и Ростово-Ярославских святых.
В миру Туптало Даниил Савич, родился в декабре 1651 года в небольшом местечке Макаров в благочестивой семье сотника Саввы Григорьевича и Марии Туптало. Отец его, из простых казаков, дослужившись до звания сотника у гетмана Дорошенко, при смутных обстоятельствах того времени, в поздние годы бодро нес бремя воинской службы и скончался свыше ста лет в Киеве, куда переселился с семейством. Последние дни посвятил он служению Церкви в должности ктитора Кирилловской обители, где постригся впоследствии его сын и где сам возлег на вечный покой подле своей супруги. Более о них ничего неизвестно.
В 1662 г. он был отдан в Киевское братское училище, где наряду с другими знаниями Даниил получил развитие природной склонности к поэзии.
В школе он чуждался товарищества и стремился к одиночеству, занимался чтением святых книг, часто посещал богослужения в противоположность другим воспитанникам.
Училища Даниил не закончил. В 1665 г. он ушел из школы и некоторое время жил в доме своих родителей.
9 июля 1668 г. 18-летний Даниил в Киевском Кирилловском монастыре был пострижен в монашество с именем Димитрия. В этом монастыре он прожил около семи лет.
Будучи истинным патриотом, Димитрий внимательно следил за политической жизнью Украины. В это время он начал писать свой "Диарий" (записки на польском языке), в котором отмечал все события, происходившие тогда как на Украине, так и в Польше и Москве, от которых зависела судьба Украины. Димитрий болезненно переживал происходившие события.
Весной 1669 г. он совершил поездку за границу в г. Канев, где митр. Иосифом был рукоположен во иеродиакона, а в июне 1675 г. в Густынском Черниговском монастыре - во иеромонаха и назначен проповедником в г. Чернигов. В этой должности Димитрий трудился до 1677 г. Димитрий в совершенстве владел даром слова, не случайно Церковь впоследствии назвала его "Российским Златоустом". В возрасте 25 лет он читал проповеди в кафедральном соборе Чернигова.
В Чернигове он начал писать свою первую книгу "Руно орошенное", в которой описал чудеса, бывшие от чудотворной иконы Божией Матери в Черниговском Троицко-Ильинском монастыре. Книга эта имела большой успех и несколько раз переиздавалась.
Из Чернигова иеромонах Димитрий уехал в Литву в Вильно, где совершенствовался в составлении и произнесении проповедей. Известно что он произнёс две проповеди в Свято-Духовом монастыре. Пребывание в Литве имело для него важное значение, так как скромный по природе Димитрий оказался в центре борьбы Православия с унией.
После Вильно он попал в Слуцк, где православное население особенно терпело большие притеснения от униатов. В Слуцке Димитрий прожил почти год в Преображенском монастыре, где был избран братским проповедником. Так тихий и скромный иером. Димитрий оказался активным защитником Православия.
Через год он вернулся на Родину, которая в то время снова подверглась нападению турок и татар.
По прибытии на Украину Димитрий в течение двух лет жил в Крупецком Николаевском монастыре (1679-1681 гг.).
10 августа 1681 г. иером. Димитрий был возведен в сан игумена и назначен в Спасский монастырь в г. Чернигове.
1 марта 1682 г. он был переведен по желанию украинского гетмана, уважением которого пользовался, в Батуринский Никольский монастырь вблизи Киева. Немного жил здесь Димитрий. Его тяготило расположение гетмана. 26 октября 1683 г. он отказался от игуменства в Батуринском монастыре и 23 апреля 1684 г., по приглашению архим. Варлаама, переехал в Киево-Печерскую Лавру. Здесь начался славный период в его жизни. На него было возложено послушание составлять жития святых. Димитрий с любовью принялся за порученное ему дело. Он приступил к работе 6 мая 1684 г. и в течение 20 лет нес безропотно благое послушание. За это время Димитрий проработал массу источников, написанных на разных языках, среди которых были и книги неправославного происхождения (Димитрий собирал, дополнял, исправлял, писал жития и поучения, используя славянские, греческие и латинские источники). Поэтому к каждому источнику он подходил с исключительным вниманием.
Только богослужение, которое он никогда не пропускал, на малое время прерывало его занятия. Он мог просиживать над книгами целые ночи. Иногда в сонных видениях ему являлись те святые, о которых он писал, и указывали на неполноту описания их жития. Такие сны Димитрий запоминал до мельчайших подробностей.
С увлечением занимаясь порученным ему делом, иером. Димитрий с живым вниманием продолжал интересоваться и судьбами украинской церкви. В связи с принятием русского подданства Украина должна была подчиниться Московскому патриарху вместо Константинопольского, как было раньше. Димитрий вместе с большинством духовенства выступил противником такого подчинения.
Несмотря на нежелание украинского духовенства, вновь избранный в 1685 г. Киевский митр. Гедеон (Четвертинский) был посвящен уже не в Константинополе, а в Москве, тем самым он подчинился Московскому патриарху со всей своей паствой. Новый митрополит вместе с гетманом уговорили игумена Димитрия снова принять игуменство в Батуринском монастыре, обещая ему всячески содействовать в продолжении его труда.
По ходатайству гетмана из Москвы для Димитрия были высланы Великие Минеи Четьи митр. Макария.
Первая книга свт. Димитрия "Жития святых" за три месяца вышла в январе 1689 г.
В 1690 г. была готова к напечатанию и вторая книга, но в связи со смертью Московского патриарха печатать ее было разрешено только спустя несколько месяцев при новом патриархе Адриане, который со вниманием отнесся к труду Димитрия и благословил его продолжать составление Четьи-Миней на весь год, поощряя его своей патриаршей грамотой и денежными подарками.
В 1692 г. политическая обстановка на Украине снова обострилась. И Димитрий, желая скорее окончить свой труда, 14 февраля 1692 г. вновь отказался от игуменства, отдавшись всецело любимому делу.
В 1695 г. вышла из печати вторая книга "Жития Святых". Во время печатания второй книги его назначили игуменом Глуховского монастыря. Здесь он занялся благоустройством обители.
В 1696 г. ему предложили занять место игумена в Кирилловском монастыре, где в то время состоял его отец. После небольшого колебания он принял игуменство в указанном монастыре, но 20 июня 1696 г. с возведением в сан архимандрита Димитрия направили в Елецкий Успенский монастырь, оставив за ним в течение трех лет управление и Глуховским монастырем.
На новом месте архим. Димитрий проявил себя исключительно способным в ведении многообразного монастырского хозяйства. Состояние монастыря за время его пребывания в нем значительно улучшилось, так что монастырь имел возможность оказывать помощь нуждающимся. В голодные годы по распоряжению Димитрия на монастырскую казну покупали хлеб и кормили голодающих в самой обители.
В 1700 г. архим. Димитрий закончил свою третью книгу "Жития святых". Выход ее в свет радовал всех благочестивых людей. И сам Димитрий не скрывал своей радости. В то время у него созрел план создать на основе Житий святых одну небольшую книгу, поместив в нее в сокращенном виде жития святых за год. Так, появилась новая книга "Мартиролог вкратце".
В 1701 г. архим. Димитрий был вызван в Москву для назначения его на Тобольскую кафедру.
23 марта 1701 года он был хиротонисан во епископа с возведением в сан митрополита Тобольского и всея Сибири. Хиротонию совершали три митрополита: Крутицкий Трифиллий, Нижегородский Исаия и Рязанский Стефан.
После посвящения митр. Димитрий в течение года жил в Москве в Чудовом монастыре, где находилось Сибирское подворье. Нежелание ехать в далекую суровую Сибирь, стремление закончить свой труд по составлению житий святых вызвали у митрополита Димитрия тоску и болезнь. По причине болезни поездка его в Сибирь была отменена.
4 (2) января 1702 г. митр. Димитрий был назначен на Ростовскую кафедру. 1 марта по дороге из Москвы в Ростов Димитрий сначала заехал в Ростовский Спасо-Иаковлевский монастырь (на окраине Ростова) и совершив моление в Зачатиевской церкви, указал в юго-западном углу этот храма место для своего погребения, произнеся "се покой мой, зде вселюся во век века".
По приезде в Ростов митр. Димитрий сразу же отслужил божественную литургию и обратился к пастве с приветственным словом. Состояние ростовской паствы и духовенства поразило святителя. Духовенство сплошь было неграмотным, невежественным, большинство заражено гнусным пороком пьянства. Богослужения совершались без всякого благоговения. Такое духовенство не только не могло быть хорошим помощником своему архипастырю в просвещении паствы, но и оказывало отрицательное влияние на религиозно-нравственное состояние народа. Много труда пришлось приложить митр. Димитрию, чтобы изменить существовавшее положение и насадить во вверенной ему епархии самые необходимые евангельские начала.
В противоположность существовавшему тогда понятию, что архиерей не обязан заглядывать в народную толщу, святитель Димитрий сам принялся за обличение недостатков в среде духовенства и паствы. Он даже оставил свое желание писать летопись, направив все внимание на повышение уровня религиозно-нравственного состояния пасомых.
Надежным средством воспитания благочестия в пастве он считал правильное, торжественное и благоговейное совершение богослужения. Пример такого богослужения подавал он сам и требовал этого от всех священников. Он вменил им в обязанность обучать прихожан за литургией основным молитвам.
Большое внимание уделял митр. Димитрий проповеди, силе слова. "Злое слово и добрых злыми творит, доброе же слово и злых делает добрыми", - говорил он. Сам святитель настолько обладал даром слова, что еще при жизни его звали златоустым.
Такие меры святители Димитрия по воспитанию вверенной ему паствы в сравнении с существовавшими тогда жестокостями выдвинули ростовского архипастыря из всех современных ему иерархов.
Его можно назвать проповедником покаяния. Большинство его проповедей носили нравоучительный характер. В них видна одна определенная цель: возбудить высшие духовные запросы у слушателей и дать ответ на них, а также помочь пасомым возрастать в христианской жизни.
Наряду с поучительными проповедями и беседами святитель Димитрий говорил и обличительные, в которых с особою силою обличал общие пороки паствы, обращаясь к людям всех сословий, состояний и положений. У него образно представлена живая картина, как Царствие Божие странствует по земле среди всех сословий, ища себе покоя и не может найти его.
Однако в своих проповедях святитель не грозит наказанием за многочисленные преступления, но сам скорбит и плачет о своей обязанности обличать и карать. В своих обличениях святитель старался приблизиться к положению грешника, желал помочь ему, разъяснить его греховное состояние. В нем горела безграничная любовь к людям. Он беседовал со всеми как кроткий друг и добрый отец со своими детьми.
Свои проповеди митр. Димитрий строил так, чтобы некоторые из них могли быть произнесены и священниками, которых он убеждал неослабно проповедывать если не словом, то жизнью своей.
Большое значение митр. Димитрий придавал делу просвещения. Все возникавшие человеческие нестроения, например, раскол и другие заблуждения он считал следствием невежества. Похвалу разуму он воздавал уже в "Алфавите Духовном", написанном им еще на Украине. Он хвалил обычай посылать молодых людей для обучения за границу. "Что другое может вразумить человека, как не учение?" - говорил святитель. Поэтому он принимал все меры к тому, чтобы насадить школьное образование в своей епархии.
В 1702 г. им была основана первая ростовская школа, в которую принимались дети всех сословий. Обучение для всех было бесплатное. Митр. Димитрий влагал в это дело всю свою душу. Воспитание детей отличалось разнообразием и широтою, им была представлена большая свобода. Школьники заменяли святителю семью и друзей. Расходы на школу покрывались из средств архиерейского дома. Но, к огорчению митр. Димитрия, школа просуществовала всего три года. Это объясняется тем, что период жизни и деятельности митр. Димитрия в Ростове, был периодом преобразования России на основе петровских реформ. Все средства были брошены на войну, на развитие военной техники. Изыскивались всевозможные источники для пополнения государственной казны. Одним из таких источников было лишение монастырей и архиерейских домов большей части их владений. Из-за недостатка средств на военные расходы было найдено излишним выдавать деньги на учителей и учеников. Поэтому первая ростовская школа так скоро прекратила свое существование.
Несмотря на это, св. Димитрий не оставил дела просвещения. Он приказал священникам, чтобы они сами обучали своих детей грамоте. Впоследствии по примеру митр. Димитрия школы стали открываться и в других епархиях.
При своей разнообразной и многосторонней деятельности митрополит Димитрий не оставлял и любимого труда по составлению житий святых. Он трудился день и ночь, боясь не закончить любимого дела до своей кончины.
Труд его увенчался успехом. 9 февраля 1705 г. была закончена последняя книга "Жития святых". Все сознавали важность этого капитального труда не только для России, но и для всей восточной церкви. Несказанно радовался завершению своего дела и сам св. Димитрий.
Несколько позже в качестве руководства по церковной истории св. Димитрием была написана книга "Летописец" и ряд других работ.
Последние годы жизни митр. Димитрия были посвящены борьбе с расколом. Чувствуя, что раскол начал приобретать силу в епархии после введения петровских реформ, св. Димитрий взялся - как за верное средство - за проповедь и составление статей, объясняющих сущность раскола и обличавших его. Им написано доступным для простого народа языком сочинение против раскольников: "Розыск о раскольнической Брынской вере".
Своей неустанной деятельностью по борьбе с расколом митр. Димитрий возбудил против себя среди раскольников ужасную ненависть. Эта ненависть свидетельствовала о действенности борьбы св. Димитрия, что подтверждали и сами расколоучители.
Постоянные труды и заботы ослабили организм святителя, привели его к истощению. Перо, по его словам, выпадало у него из рук, но он, преодолевая временную слабость телесную, не прекращал своей деятельности.
Святитель изнурял свое тело, как кающийся грешник, часто распростирался на земле крестом и по три часа лежал в таком положении, летом предоставляя свое тело комарам. До минимума сократил питание. На первой и Страстной седмицах Великого поста ел раз в неделю - по четвергам.
Чувствуя приближение своей кончины святитель увеличил благотворения бедным, часто призывал в крестовую палату слепых, хромых и всех несчастных нищих, ставил им трапезу, давал одежду и оказывал дела милости. Он не делал ни малейших сбережений и в своем завещании написал, чтобы после него не искали никакого богатства, так как он его никогда не имел.
До самого дня кончины митр. Димитрий сам совершал богослужения в храме. Последнюю литургию он отслужил в день своего Ангела 26 октября, за день до кончины, но был уже настолько слаб, что сам не смог произнести поучения.
Следующий день - 27 октября 1709 г. - был последним днем его земной жизни. Вечером в этот день он пригласил к себе певчих, и они по его желанию пели излюбленные канты. Затем всех отпустил, оставив при себе только одного любимого Савву Яковлева, который помогал ему всегда в переписке бумаг. Святитель начал рассказывать ему о себе, о своей юности, как он жил, как всегда прибегал к молитве. По окончании рассказа он сказал: "Вот и вы, дети, также молитесь!". Помолчав, он добавил: "Пора и тебе, дитя, иди домой!".
Певчий подошел к нему на благословение. Проводив его до двери, Владыка вдруг низко, чуть не до земли, поклонился ему, благодаря за всегдашние труды и переписку. Певчий вздрогнул и смотрел в недоумении на Владыку. "Благодарю тебя, дитя!" - повторил св. Димитрий и закрыл за ним дверь кельи.
Утром 28 октября 1709 г. вошедшие к нему в келью нашли святителя уже почившим в склоненном молитвенном положении на коленях.
Три удара 2000-пудового колокола соборной звонницы возвестили жителям Ростова о кончине владыки. После отпевания в Успенском соборе, тело Димитрия находилось в Спасской церкви. Погребение святителя отложили до приезда его друга митр. Стефана (Яворского). Такова была воля покойного. Он с Яворским договорился, что кто из них переживет другого, тот должен совершить погребение своего умершего друга. Митрополита Стефана ждали в Ростов почти целый месяц. По приезде митр. Стефана жители просили его, чтобы почивший святитель был погребен в Ростове, но митр. Стефан, выполняя волю св. Димитрия, совершил погребение его в Зачатиевском Яковлевском монастыре. В день погребения, 25 ноября, Стефан (Яворский) совершил в соборе чин отпевания, после чего тело Димитрия было перенесено в Яковлевский монастырь и предано земле в соборном храме обители. Из монастырского приказа было предписано устроить в юго-западном углу Зачатиевской церкви Яковлевского монастыря каменный склеп, сделать каменный гроб, но, вместо этого, в могиле был сооружен лишь деревянный сруб. Деревянный гроб Димитрия был устлан черновиками его незаконченных произведений.
В 1752 г. при ремонте храма, где был погребен митр. Димитрий, тело его было найдено нетленным. Открытие нетленных останков сопровождалось чудесными исцелениями, происходившими при них. Для временного хранения обретенных мощей на прежнем месте была устроена каменная гробница. Кроме того, во многих местах России исцеления происходили именем Димитрия, по молитве к нему.
После проверки комиссией Св. Синода достоверности сведений о чудесах, бывших при гробе св. Димитрия, он был причислен к лику святых и день памяти его был установлен 28 апреля 1757 г. 1 апреля 1757 года, в первый день Пасхи, мощи святителя Димитрия были оглашены совершенно святыми, а день их обретения - 21 сентября, также, как и день кончины владыки - 28 октября, назначались днями празднования святому Димитрию Ростовскому. Службу, посвященную св. Димитрию, Синод поручил составить Амвросию, епископу Переяславскому. Житие святителя написал Ростовский митрополит Арсений.
По свидетельству Е.Е. Голубинского, митрополит Димитрий явился первым святым, канонизированным к общерусскому почитанию в синодальный период. Более того, прославление Димитрия Ростовского оказалось единственной общерусской канонизацией на протяжении всего XVIII столетия.
Императрица Елизавета Петровна пожаловала св. Димитрию серебряную раку и облачение из золотой парчи. В торжествах, происходивших в Ростове в 1763 году по случаю переложения мощей св. Димитрия в новую раку присутствовала Екатерина II. 23 мая императрица со свитой пешком пришла в Ростов. В церемонии переложения мощей участвовали виднейшие русские иерархи того времени.
С 10 ноября 1991 г. честные мощи святителя Димитрия пребывают в Иаковлевском храме, справа от царских врат.
Тропарь Димитрию, митр. Ростовскому, глас 8
Православия ревнителю, и раскола искоренителию, / Российский целебниче, и новый к Богу молитвенниче, / списаньми твоими буих уцеломудрил еси, / цевнице духовная, Димитрие блаженне, / моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак, глас 8
Звезду Российскую от Киева возсиявшую, / и чрез Новград Северский в Ростов достигшую, / всю же страну сию ученьми и чудесы озарившую, / ублажим златословеснаго учителя Димитрия, / той бо всем вся написа, яже к наставлению, да всех приобрящет, якоже Павел, Христу, / и спасет правоверием души наша. Открытая православная энциклопедия "Древо"
Митрополит Ростовский, церковный писатель, проповедник, святитель. Память 21 сентября в день обретения мощей, 28 октября в день кончины, в Соборах Киевских и Ростово-Ярославских… Развернуть
Франсуа Фенелон — французский священнослужитель, писатель, педагог, богослов. Автор знаменитого романа «Приключения Телемака» — литературного бестселлера XVIII—XIX веков.
Фенелон был выходцем из знатного обедневшего рода. Он родился в Сент-Мондане (Перигор). Его отец, Понс де Фенелон, скончался, когда сыну было 12 лет; до этого времени Франсуа жил в своём родовом замке, не очень много времени посвящая занятиям вследствие слабого здоровья. Затем его взял под свою опеку дядя, Франсуа де Салиньяк де ла Мот-Фенелон, епископ Сарла; учился в Кагорском университете и в Парижской семинарии св. Сульпиция; тонзурован в 1669 г. С 1671 каноник собора в Сарла. С 1679 настоятель незадолго до того учреждённой конгрегации «Новые католички» (Nouvelles catholiques), назначением которой являлась катехизация молодых сторонниц протестантизма. В 1683 году скончался наставник и опекун Фенелона маркиз Антуан де Фенелон-Маньяк. В 1680-1685 годах Фенелон проповедовал в Париже и диоцезе Мо. После отмены Нантского эдикта (октябрь 1685) ему поручили проповедовать католицизм насильно обращённому протестантскому населению Сентонжа и Пуату, где он оставался до июня 1686 года. В 1688 году Фенелон познакомился с известным мистиком, мадам Гийон. Фенелон ввёл её в кружок госпожи Ментенон (с 1691 года он стал духовником последней), где Гийон своим страстным темпераментом увлекла даже расчетливую и холодную возлюбленную короля. Сам Фенелон до того увлёкся идеями квиетизма, которые проповедовала Гийон, что открыто отстаивал их, рискуя своим положением и своей карьерой.
В 1689 году при содействии Боссюэ Фенелон был представлен ко двору, а 16 августа — назначен наставником внука Людовика XIV, герцога Бургундского; ему помогали герцог де Бовилье (гувернёр принца) и друг Фенелона аббат Клод Флёри. Мальчик был очень даровит, но избалован до крайности. Фенелон, по свидетельству современников, произвёл чудо: дерзкого, своенравного, буйного мальчика скоро нельзя было узнать. Находили даже, что воспитатель переусердствовал и чересчур основательно укротил нрав своего питомца. Годом позже Фенелон был назначен наставником герцога Филиппа Анжуйского, младшего брата герцога Бургундского, будущего короля Испании Филиппа V. В 1693 году Фенелон был избран членом Французской академии (вместо Пелиссона); во вступительной речи (31 марта) он выразил свои воззрения на литературу. Возможно, декабрем 1693 года следует датировать анонимное письмо Фенелона Людовику XIV, в котором он подверг критике политику монарха и его министров (опубликовано в 1787 г.). При этом Фенелон продолжал находиться в фаворе у короля: в декабре 1694 г. он был назначен настоятелем аббатства Сен-Валери-сюр-Сомм, а в феврале 1695 года — возведён в сан епископа Камбрезского.
ешающим событием в судьбе Фенелона стала публикация в январе 1697 года его книги в защиту квиетизма «Разъяснения высказываний святых касательно внутренней жизни» («Explication des maximes des saints sur la vie intérieure». Против неё выступил Боссюэ; Фенелон обратился с письмом к папе Иннокентию XII с просьбой вынести своё решение. Курия долго колебалась, ибо Боссюэ, опора галликанизма, далеко не был там популярен; но обидеть могущественного французского короля понтифик не решался (двор был на стороне Боссюэ). Первый приговор курии оказался благоприятным для Фенелона: голоса судей разделились поровну, но под давлением Людовика XIV папа велел вновь пересмотреть дело, и во второй инстанции книга была единогласно осуждена. 1 августа Фенелон получил приказ покинуть двор и отправиться в свою епархию. Камбре незадолго перед тем был присоединен к Франции по Нимвегенскому миру; население его было преимущественно фламандское и к новому государю особенной любви не обнаруживало. Нужно было примирить его с Францией; это сделалось целью Фенелона, и он её в значительной степени достиг. Остаток жизни Фенелон посвятил борьбе с янсенизмом и сочинительству. В январе 1699 года Фенелон лишается титула наставника королевских отпрысков; между тем через полгода папа шлет ему своё благосклонное письмо и выражает пожелание, чтобы тот стал кардиналом. В августе 1710 года к Фенелону в Камбре прибыл и к концу года обратился в католичество англичанин шевалье Рэмзи, впоследствии ставший его первым биографом. В апреле 1711 года умер дофин, и наследником престола стал герцог Бургундский, питомец Фенелона. Сторонники Фенелона пригласили его участвовать в разработке основ тех реформ, которые должны были быть произведены после смерти монарха. Фенелон встретился со своими единомышленниками в небольшом городке Шоне, и там были намечены важнейшие принципы будущих преобразований (сокращение придворных штатов, разграничение духовной и светской власти, провозглашение свободной торговли и пр.) Однако труд этот оказался напрасным: герцог Бургундский умер 6 месяцев спустя после смерти отца.
Умер Фенелон в Камбре 1 января 1715 года, за восемь месяцев до Людовика XIV.
Франсуа Фенелон — французский священнослужитель, писатель, педагог, богослов. Автор знаменитого романа «Приключения Телемака» — литературного бестселлера XVIII—XIX веков.… Развернуть
Джером Горсей - английский дворянин, дипломат, автор мемуаров по истории России XVI века, написанных на основе личных впечатлений.
Дионисий Андреас Фрейер (1649–1728) — христианский мистик. Родился в Германии, но большую часть жизни провел в Лондоне. Оставил обширные комментарии к трудам Якоба Бёме, среди которых наиболее известны диаграммы, названные «Иллюстрациями глубоких принципов Якоба Бемена, тевтонского теософа, в тринадцати фигурах, составленных Дионисием Андреасом Фрейером».
Дионисий Андреас Фрейер (1649–1728) — христианский мистик. Родился в Германии, но большую часть жизни провел в Лондоне. Оставил обширные комментарии к трудам Якоба Бёме ,… Развернуть
Йост ван ден Вондел (нидерл. Joost van den Vondel; 17 ноября 1587, Кёльн — 5 февраля 1679, Амстердам) — выдающийся поэт и драматург Нидерландов, один из наиболее ярких представителей «Золотого века» нидерландской литературы. Своим творчеством заложил основы современного нидерландского литературного языка.
Сын купца-анабаптиста, переселившегося во время религиозных гонений в Кёльн. Молодой Вондел также был предназначен для купеческой профессии. Переселившись в 12-летнем возрасте в Амстердам, начал заниматься поэзией в школах «риторики», где получил гуманитарное образование и усвоил древние языки.
Произведения Вондела охватывают почти все виды поэтического творчества: он — автор лирических, эпических и дидактических стихотворений, а также многочисленных драм (всего 32), принесших ему мировую известность. Переводил французских, итальянских и античных авторов.
В Нидерландах Возрождение совпадало с национальным освобождением и реформацией, и творчество Вондела отражало все эти исторические движения. В александрийских стихах он воспевает величие страны, рост торговых городов, подвиги голландцев на суше и морях; в стихах античной формы воспевает национальное движение против испанцев («Geboortklock van Willem van Nassau», 1626 и др.).
Йост ван ден Вондел (нидерл. Joost van den Vondel; 17 ноября 1587, Кёльн — 5 февраля 1679, Амстердам) — выдающийся поэт и драматург Нидерландов, один из наиболее ярких… Развернуть
Фа́ркер Джордж (англ. George Farquhar) — ирландский драматург.
Родился в мае или июне 1677 года в Лондондерри в Северной Ирландии в семье священника.
Учился в Лондондерри и Тринити-колледже Дублинского университета, потом стал актером. Не сумев добиться успеха на сценических подмостках в Дублине, перебрался в Лондон, где вскоре открыл в себе талант комедиографа.
Умер в Лондоне 29 апреля 1707 года.
Фа́ркер Джордж (англ. George Farquhar) — ирландский драматург. Родился в мае или июне 1677 года в Лондондерри в Северной Ирландии в семье священника. Учился в Лондондерри и… Развернуть
Афра Бен (англ. Aphra Behn) — английская романистка и драматург, один из крупнейших авторов эпохи Реставрации. Считается первой профессиональной писательницей в истории Англии.
Сведения о жизни Афры Бен довольно скупы, противоречивы и не во всём достоверны. Родилась в селении Уай близ Кентербери (графство Кент); дочь цирюльника Бартоломью Джонстона. События её молодости практически неизвестны; есть косвенные сведения, что она получила католическое воспитание и даже собиралась стать монахиней. В 1663 году Афра побывала на английской сахарной плантации на реке Суринам, где, по собственному заявлению, долго общалась с чернокожим невольником знатного происхождения, чья история впоследствии легла в основу романа «Оруноко, или Царственный раб» (Oroonoko, or the Royal Slave).
Вернувшись в Англию, Афра вышла замуж за Йохана Бена, жившего в Лондоне купца немецкого или голландского происхождения. Брак просуществовал лишь несколько лет. По-видимому, он был фиктивным, служившим для упрочения положения в обществе и для благопристойной маскировки её бисексуальных наклонностей (Афра признавалась в любви как к мужчинам, так и к женщинам, и в её произведениях рассыпано немало подобных намёков). К 1666 году она добилась влияния при дворе, выполняла секретные поручения Карла II в Антверпене во время англо-голландской войны; в тайной переписке пользовалась именем Астрея, ставшее затем её литературным псевдонимом. Тайная служба не принесла ей дохода: король постоянно задерживал плату за шпионские услуги, так что Афре Бен пришлось некоторое время провести в долговой тюрьме.
В 1669 году, после того как неизвестное лицо оплатило её долги, Афра Бен начала деятельность профессиональной писательницы. Пользуясь связями с лондонскими писателями и драматургами, она быстро завоевала успех как автор любовных повестей, театральных пьес, романов, стихотворений. Многие из её пьес проникнуты, в духе литературы времён Реставрации, откровенной эротикой; некоторые являются переделками более ранних сочинений. Большую славу её принесли прозаические сочинения: сатирические и любовные новеллы, романы «Любовная переписка дворянина и его сестры» (Love-Letters Between a Nobleman and His Sister, 1684) и «Оруноко» (1688), считающийся вершиной её творчества. Главный герой этого произведения, развивающего традиции галантного романа, — негритянский принц Оруноко, отправляющийся в Новый Свет на поиски проданной в рабство возлюбленной Имоинды и ради любви к ней сам становящийся невольником. Не вынеся жестокого обращения, он поднимает восстание рабов, во время которого погибает Имоинда. Схваченный рабовладельцами, Оруноко подвергается нечеловеческим пыткам (которые переносит со стоическим спокойствием) и умирает. Образ Оруноко считается одним из ранних образцов «благородного дикаря» в европейской литературе.
Афра Бен скончалась 16 апреля 1689 года и была похоронена в Вестминстерском аббатстве.
Афра Бен (англ. Aphra Behn ) — английская романистка и драматург, один из крупнейших авторов эпохи Реставрации. Считается первой профессиональной писательницей в истории… Развернуть
Теодор Агриппа д’Обинье (фр. Théodore Agrippa d'Aubigné; 8 февраля 1552 — 9 мая 1630) — французский поэт, писатель и историк конца эпохи Возрождения. Стойкий приверженец кальвинизма. Дед возлюбленной Людовика XIV госпожи де Ментенон. Некоторые исследователи сравнивают масштаб Агриппы д’Обинье-поэта с вкладом в поэзию Шекспира и Мильтона.
Сын юриста Жана д’Обинье, сеньора де Бри. «Мать его умерла в родах, он был воспитан кальвинистом-отцом в духе строгого служения вере». Учился в Париже у гуманистаМатьё Бероальда. В 1562 году, когда гугеноты были изгнаны из города, вместе со своим наставником бежал в занятый реформатами Орлеан. В 1565 учился в протестантскомколлеже в Женеве у Теодора де Беза. В 1568 тайком покинул Бероальда, изготовив веревку из простыней, и примкнул к войску гугенотов.
Участие в религиозных войнах
Поступил на службу к Генриху Наваррскому. Ушел из Парижа за три дня до началаВарфоломеевской ночи. Вернулся ко двору в 1573, назначен королевским конюшим. Участвовал во многих сражениях, в том числе при Жарнаке и Монконтуре в 1569, при Кутра в 1587 и под Иври в 1590. Воевал в общей сложности тридцать лет; когда Генрих стал королём Франции, Агриппа д’Обинье взял в руки перо и ещё тридцать лет писал, оставив мемуары и художественную поэму о своём времени.
Творчество
Литературное творчество Агриппы д’Обинье обширно и разнообразно; как указывал в 2001 г. исследователь Г. Шренк, «полный список его сочинений ещё только предстоит составить».
«Весна»
Книга «Весна» (Le Printemps) включает в себя подборку стансов, од и сонетов: последние объединены в цикл «Гекатомба Диане» (L’Hécatombe à Diane, опубликован в 1874 г.), работа над которым началась ещё в 1571 году и продолжалась вплоть до 1620-х годов..
«Гекатомба Диане» включает сто сонетов, выдержанных в духе петраркизма и посвященных возлюбленной поэта в 1571—1573 годах Диане Сальвиати, племяннице Кассандры — возлюбленнойПьера Ронсара. Подражая в структурном отношении «Книге песен», воссоздавая портрет возлюбленной в соответствии с каноном Петрарки, Д’Обинье по существу устраняет подробно артикулированную итальянским поэтом философию любви и всецело сосредотачивается на двойственности чувства, «будучи раздираем между любовью и страданием». Трагический пафос «Весны», где Петрарка оказывается в значительной мере скорректирован кровавой поэтикой в духе Сенеки и библейской образностью, заметно отличает книгу от других памятников французского петраркизма.
Как указывал Ю. Б. Виппер, сонеты и особенно стансы Агриппы д’Обинье по своей интонации отличаются от аналогичных сочинений поэтов Плеяды и скорее перекликаются с творчеством Дю Бартаса:
Проза
Агриппе д’Обинье принадлежит также своеобразно трактующая традицию плутовского романа и вместе с тем предвосхищающая распространённый в XVII веке жанр «комического романа» книга «Приключения барона де Фенеста» (Les Aventures du baron de Faeneste, перые две книги вышли в 1617 году, третья в 1619, четвертая в 1630). По словам А. Д. Михайлова, «это, бесспорно, произведение итоговое. Здесь взгляд автора на мир, его жизненная и попросту житейская философия выражены с наибольшей прямотой, но выражены не агрессивно или хотя бы наступательно, а в известной мере примиренно с действительностью»[9]. Кроме того, Д’Обинье является автором незавершённого монументального трактата «Всеобщая история» (Histoire universelle, первый том вышел в 1618), охватывающего события французской и (в меньшей степени) европейской истории второй половины XVI века.
Преимущественное внимание здесь уделено деятельности протестантов и роли самого автора в происходивших событиях; Агриппа Д’Обинье затрагивает также политику Рима, Испании,Англии, Турции и России. Д’Обинье написал также несколько циркулировавших в рукописях религиозно-политических памфлетов, в том числе «Католическое вероисповедание сьёра де Санси» (La Confession catholique du sieur de Sancy, 1597, опубл. 1660), где едко высмеивается перешедший в католицизм видный политический деятель и дипломат Никола де Арлэ, сьёр де Санси.
Впервые опубликованная в 1729 году и представляющая собой своего рода дополнение к «Всеобщей истории» автобиографическая книга «Жизнь, рассказанная его детям» (Sa Vie a ses enfants, 1617—1630) содержит ценный материал по истории гражданских войн во Франции
взято с википедии
Теодор Агриппа д’Обинье (фр. Théodore Agrippa d'Aubigné; 8 февраля 1552 — 9 мая 1630) — французский поэт, писатель и историк конца эпохи Возрождения. Стойкий приверженец… Развернуть
Хуан Руис де Аларкон-и-Мендоса (Аларкон) — испанский драматург, поэт, писатель. Младший современник Шекспира, занимает в испанской и европейской драматургии одно из ключевых мест. Автор 26 пьес, в том числе комедий, трагедий и драм, героической поэзии. При жизни издал два тома своих произведений.
Родился в испанской семье в Мексике, юность была омрачена насмешками над недостатками его внешности. В 1600 году уехал в Испанию и поступил в Саламанкский университет. В 1604 году по окончании вернулся в Мексику и в течение десяти лет вел адвокатскую практику. В 1614 вновь едет в Испанию, где через 11 лет, в 1625 году, занимает пост в Совете по делам Индии.
Приехав в Испанию, Аларкон включился в создание драматургии «золотого века», в которой центральное место занимал Лопе де Вега. Он был странным, необычным драматургом и при жизни не получил особого признания, он был предметом нападок даже со стороны Лопе де Веги, к школе которого его обычно относят.
В своих произведениях Аларкон исходил из своеобразной и во многом новой концепции мира и человека. Он считал, что человек от природы добр, его здоровое начало проявляется в жизненной энергии, активности. Его историко-героические пьесы проникнуты популярной для драматургии абсолютистской Испании духом преданности королю, ярко выражена буржуазная идеология.
Создание и разработку жанра комедии характеров приписывают именно Аларкону. Особенностью нового жанра являлось активное участие в сюжете психологических качеств героев. На одном из таких качеств — неуёмной любви лгать всем и во всём — основан сюжет самой известной пьесы Аларкона «Сомнительная правда» (La verdad sospechosa). Эта пьеса повлияла на творчество драматургов других стран. Так, Пьер Корнель восхищался комедией настолько, что, основываясь на её сюжете, в 1642 году написал своего «Лжеца» (Le menteur). Мольер же признавался, что не будь пьесы Корнеля, то его «Мизантроп» не появился бы на свет.
Особенностью аларконовского подхода является то, что в его пьесах никогда не выводится «естественный человек», свободный от общества. Он выводит в своих произведениях «нормальных» людей, сломленных обществом. Писатель утверждает: общество может исказить в человеке здоровое начало, любой талант. Фантазерство превращается в лживость, влюбленность приводит к воровству, высокое общественное положение — к черствости и деспотизму.
Хуан Руис де Аларкон-и-Мендоса (Аларкон) — испанский драматург, поэт, писатель. Младший современник Шекспира, занимает в испанской и европейской драматургии одно из ключевых… Развернуть
Фрэнсис Бомонт (Francis Beaumont; ок. 1584—1616) — английский драматург яковианской эпохи, с 1607 по 1613 гг. написавший не менее 10 пьес вместе с Джоном Флетчером. В своё время они были самыми популярными и востребованными драматургами Англии, но впоследствии затерялись в тени Шекспира. Непреходящее значение сохраняют их пьесы «Филастр», «Трагедия девушки», «Король и не король».
Сын судьи, Бомонт после его смерти оставил Оксфордский университет и чуть было не стал адвокатом. Самое раннее из его произведений — изобилующая длиннотами поэма «Гермафродит и Салмакида» (1602) на мифологический сюжет, почерпнутый из Овидия. С 1607 г. жил в одном доме со своим соавтором Джоном Флетчером. В 30-летнем возрасте женился на богатой наследнице и оставил литературную деятельность. Умер два года спустя и был похоронен в Вестминстерском аббатстве.
Принято считать, что Флетчеру и Бомонту комедия удавалась лучше трагедии и что они вольно соединяли элементы этих жанров. В настоящее время литературоведы различают творческие приёмы Флетчера и Бомонта, хотя традиционно считалось, что они «срослись в одного автора».
Со слов Драйдена, Бомонт отличался безупречным литературным вкусом и именно на его суд представлял свои произведения сам Бен Джонсон. Уцелела только одна самостоятельная пьеса Бомонта — непристойная пародия «Рыцарь пламенеющего пестика».
Фрэнсис Бомонт (Francis Beaumont; ок. 1584—1616) — английский драматург яковианской эпохи, с 1607 по 1613 гг. написавший не менее 10 пьес вместе с Джоном Флетчером. В своё… Развернуть
Инаятуллах Канбу (англ. Inayat-Allah Kamboh, урду عنایت خان کمبوہ), (ок. 1606, Бурханпур — 1671, Дели) — писатель эпохи империи Великих Моголов. Писал на персидском языке. Составитель (и частично автор) «Бехар-е данеш» ( Книга о верных и неверных жёнах , закончена в 1651), сборнике древних индийских сказок в персидской обработке, а также исторического произведения «Тарих-е делгуша», посвящённого Шах-Джахану, правителю империи Великих Моголов (1628—1658).
Инаятуллах Канбу (англ. Inayat-Allah Kamboh, урду عنایت خان کمبوہ), (ок. 1606, Бурханпур — 1671, Дели) — писатель эпохи империи Великих Моголов. Писал на персидском языке.… Развернуть
Миддлтон Томас (англ. Thomas Middleton) — английский поэт и драматург якобинской эпохи.
Родился в семье лондонского каменщика.
В 1598 был зачислен в Оксфордский университет, но ученой степени, по-видимому, так и не получил.
Студентом опубликовал несколько стихотворений.
К 1601 году вернулся в Лондон и начал писать для театра. Первые пьесы Миддлтона (написанные совместно с Томасом Деккером и другими драматургами) утрачены.
С 1615 Миддлтон сотрудничает с сильнейшей в то время труппой - "Слугами его величества".
Оказавшись в 1611-1612 в долгах, с 1613 стал подрабатывать сочинением текстов для городских празднеств и в 1620 году был назначен официальным хронистом Лондона.
Умер Миддлтон в Ньюингтон-Баттсе, пригороде Лондона.
Миддлтон Томас (англ. Thomas Middleton) — английский поэт и драматург якобинской эпохи. Родился в семье лондонского каменщика. В 1598 был зачислен в Оксфордский университет,… Развернуть
Роули Уильям - английский актер комического плана и комедиограф.
О Роули известно очень мало.
Родился примерно в 1585 году.
Будучи крупным мужчиной, часто играл толстого клоуна.
В 1609 году он присоединился к театральной труппе королевы Анны в театре Red Bull.
В 1623 году оставил труппу и стал работать в Глобусе вплоть до своей смерти в 1626 году.
В некоторых документах годом его смерти считается 1642. В то же время, имеются данные о том, что Роули был похоронен на кладбище Сент-Джеймс 11 февраля 1626 года.
Роули Уильям - английский актер комического плана и комедиограф. О Роули известно очень мало.
Родился примерно в 1585 году. Будучи крупным мужчиной, часто играл толстого… Развернуть
Кайбара Эккен (Экикэн) — японский врач и крупный философ Просвещения. По вопросу познания окружающего мира стоял на материалистических позициях. Его научно-философская, просветительская и медицинская деятельность сыграла значительную роль в развитии материалистических мировоззрений в Японии. Автор книги «Великие сомнения».
Кайбара Эккен прожил свою жизни в стране, которая не знала мятежей и войн. Его идеалом была мирная и предсказуемая жизнь, лишенная героических подвигов и полная заботами об исполнении своего долга перед соотечественниками. В трактатах "Поучение в радости" мыслитель рассуждают о том, что волновало каждого японца: о радости жизни и красоте природы, о долге и справедливости, о религии и вере, о мудрости и глупости, о том, чем Япония отличается от других стран
Одновременно Эккен был противником господствовавшего в Японии феодально-монархического режима. Заявлял, что не феодалы, а крестьянство должно считаться высшим сословием, основой государства, так как оно своим трудом кормит весь народ. Как философ колебался между буддизмом и конфуцианством, но в итоге сумел преодолеть дуализм. Признавал вечность материи и отрицал самостоятельное, независимое от материи существование духа.
Кайбара Эккен ( Экикэн ) — японский врач и крупный философ Просвещения. По вопросу познания окружающего мира стоял на материалистических позициях. Его научно-философская,… Развернуть
Жедеон Таллеман де Рео (фр. Gédéon Tallemant des Réaux, 6 октября 1619, Ла-Рошель, Франция - 10 ноября 1692, Париж, Франция) — французский литератор из окружения мадам де Рамбуйе, который написал в 1659 году «Занимательные истории» из жизни придворных короля Генриха IV (опубликованы в 1834—1835).
Таллеман де Рео родился 2 октября 1619 года в Ла-Рошели в семье состоятельных гугенотов. В 18 лет ездил в Италию с учёным братом-аббатом. По возвращении учился праву в Париже, получил место советника парижского парламента.
Принадлежа по рождению и воспитанию скорее к буржуазии, Таллеман всю жизнь пытался самоутвердиться в дворянских кругах. С этой целью приобрёл в долине Луары старинный замок Рео и женился на родственнице мадам де Рамбуйе. Жена его брата была из Анжаннов. Благодаря этим связям он стал завсегдатаем модного салона в отеле Рамбуйе, где наслушался анекдотов о придворной жизни времён Генриха IV и Людовика XIII. Именно эти рассказы о Нинон де Ланкло и других знаменитостях того времени, чаще достоверные, чем нет, составили основу его «Занимательных историй». Другая книга Таллемана, мемуары о регентстве Анны Австрийской, по всей видимости, утрачена.
Таллеман умер в Париже 10 ноября 1692 года, за 7 лет до этого перейдя в католичество. Рукопись его сочинения была обнародована в 1830-е годы на волне публикации мемуаров XVII—XVIII вв. и довольно быстро стала конкурировать с сочинением Брантома за звание самой читаемой книги о французской придворной жизни XVI—XVII веков.
Жедеон Таллеман де Рео (фр. Gédéon Tallemant des Réaux, 6 октября 1619, Ла-Рошель, Франция - 10 ноября 1692, Париж, Франция) — французский литератор из окружения мадам де… Развернуть
Сулха́н-Са́ба Орбелиа́ни — князь, грузинский государственный деятель и дипломат, просветитель, гуманист, писатель, поэт, каллиграф.
Сулхан Орбелиани родился в деревне Тандзиа, воспитывался при царском дворе. Отец Сулхана был верховным судьёй Картли и приходился шурином грузинскому царю Вахтангу V.
Получил хорошее образование в светских и богословских науках. Позднее сам — воспитатель царевича Вахтанга Левановича — впоследствии царя Картли Вахтанга VI, а также его побочного сына — ставшего известным грузинским историком Вахушти Багратиони.
В 1698 году произошёл резкий перелом в жизни Сулхана Орбелиани. С этого времени придворный, феодал и баснописец становится «смиренным монахом Саба» (грузинская транскрипция имени Савва). Если верить утверждению католического миссионера, проживавшего в Грузии, Саба (тайный католик с 1692 г.) стал монахом, чтобы добиться большей свободы действий в борьбе за соединение Грузинской православной и Римско-католической церквей.
В 1712 году сопровождал своего воспитанника Вахтанга VI, незадолго до этого взошедшего на престол, во время его поездки в Персию.
В 1713—1716 годах Саба находился в Западной Европе с дипломатической миссией. Там он уже официально принял католичество. Но тщетно добивался монах-патриот помощи у Папы Римского и французского короля Людовика XIV в борьбе против натиска персидских Сефевидов. Всё ограничилось чисто-внешними почестями.
В 1724 году Саба эмигрировал вместе с Вахтангом VI в Россию. Поселился в Москве, во дворце царевны Дареджан Арчиловны.
Умер в селе Всехсвятском недалеко от Москвы. Похоронен там же, на кладбище у Храма Всех Святых.
Сулхан-Саба является автором сборника басен и новелл «О мудрости вымысла» («О мудрости лжи»). В нём автор развивает идеи просвещённого абсолютизма, резко осуждая феодальную разобщенность общества. В его произведениях оформился новогрузинский литературный язык. Им был составлен «Толковый словарь грузинского языка», по сей день не потерявший своего научного значения. Сулхан-Саба обработал также известный сборник восточных басен «Калила и Димна».
Сулха́н-Са́ба Орбелиа́ни — князь, грузинский государственный деятель и дипломат, просветитель, гуманист, писатель, поэт, каллиграф. Сулхан Орбелиани родился в деревне Тандзиа,… Развернуть