Ли Юй (1610 или 1611, Жугао, пров. Цзянсу — 1679 или 1680, Ханчжоу) — китайский прозаик-романист, драматург, эссеист, теоретик театра. Автор романов, сборников повестей и пьес. Внёс большой вклад в театральное искусство. Издал и прокомментировал Троецарствие и другие классические эпопеи.
Ли Юй родился в 1610 году при династии Мин (1368 - 1644). Когда ему было 30 лет, в Китае происходила смена династий. Последняя феодальная династия в истории Китая Цин (1644 - 1911) военным путем свергла династию Мин. Это вызвало серьезные беспорядки в обществе, которые длились в течение несколько десятков лет. Вся жизнь Ли Юя прошла на фоне этих социальных волнений.
Ли Юй с детства воспитывался согласно принципам традиционного конфуцианского воспитания и надеялся сделать традиционный выбор для интеллигентов того времени, т.е. двигаться по карьерной лестнице чиновника через экзамены. Однако так как его жизнь выпала на время смуты, он несколько раз принял участие в государственных экзаменах, но провалился. После этого Ли Юй отбросил погоню за личной славой и выгодой. Он открыл небольшой книжный магазин, и зарабатывал себе на пропитание гравировкой именных печатей и услугами писаря. Вместе с тем он направлял все свои усилия на театральное творчество.
Самый большой творческий вклад Ли Юя состоит в написании пьес и эссе по театральному искусству. Он написал десять пьес. Сюжеты пьес извилисты, захватывающе и юмористичны, взяты из реальной жизни и обладают сценичностью. Его пьесы созданы не только для увеселения, они несут нагрузку серьезного социального содержания. В пьесах подвергаются критике отношения типа «хозяин вассал» а также брак, продиктованный родительской волей. Пьесы Ли Юй стали популярны в народе, и проникли в Японию и в страны юго-восточной Азии, которые имели тесные связи с Китаем. До сих пор в традиционных постановках Китая неизменно присутствуют пьесы Ли Юя.
Ли Юй являлся и драматургом постановок своих пьес на сцене. Он брал на себя роли и режиссера и актера. Среди светских людей и интеллигенции древнего Китая профессия актера считалась низкой. Однако Ли Юй любил свое дело и организовал гастроли своего театра в десятках провинциях в течение более двадцати лет.
Долгая театральная практика во многом обогатила опыт Ли Юя.
Ли Юй (1610 или 1611, Жугао, пров. Цзянсу — 1679 или 1680, Ханчжоу) — китайский прозаик-романист, драматург, эссеист, теоретик театра. Автор романов, сборников повестей и пьес.… Развернуть
Иоганн Валентин Андреэ – немецкий лютеранский теолог, алхимик, математик, писатель. Писал на немецком и на латыни. Написал символический алхимический роман «Химическая Свадьба Христиана Розенкрейца», также ему приписывают иногда манифесты ордена Розенкрейцеров, но, скорее всего, они ему не принадлежат.
С 1601 года учился в Тюбингене. Во времена студенчества увлекался литературой и состоял в кружке парацельсистов, где и почерпнул идеи для дальнейшего творчества, к тому времени и принадлежат первые попытки писать. Он написал, среди прочего, две комедии на сюжеты библейской Книги Есфирь и мифа о Гиацинте, а также первую версию Химической Свадьбы, до нас не дошедшую.
Не доучившись, отправляется путешествовать по Швейцарии, Австрии, Франции, Италии в качестве гувернера с дворянами (до 1614 года).
В 1614 году получил место диакона в Вайгингене, в 1620 - городского священника и суперинтендента в Кальве, в 1639 - придворного проповедника и консисториального советника в Штутгарте, в 1650 - аббата и генерал-суперинтендента в Бебенгаузене, в 1654 - аббата в Адельберге.
Иоганн Валентин Андреэ – немецкий лютеранский теолог, алхимик, математик, писатель. Писал на немецком и на латыни. Написал символический алхимический роман «Химическая Свадьба… Развернуть
Джордано Бруно (настоящее имя Филиппо, прозвище — Бруно Ноланец) — итальянский монах-доминиканец, философ и поэт, представитель пантеизма.
Будучи католическим монахом, Джордано Бруно развивал неоплатонизм в духе возрожденческого натурализма, пытался дать в этом ключе философскую интерпретацию учения Коперника.
Родился Джордано Бруно в городе Нола в 1548 году в военной семье. В одиннадцатилетнем возрасте в биографии Джордано Бруно состоялся переезд в Неаполь. Мальчик занялся изучением логики и литературы. Спустя 4 года после этого Бруно пришел в монастырь Святого Доминика. Он стал монахом, сменил имя Филиппо, данное при рождении, на Джордано. Выразив сомнение в некоторых божественных принципах, Бруно навлек на себя подозрения. Затем, если рассматривать краткую биографию Джордано Бруно, произошел его побег. Вначале он остановился в Риме, а после отправился на север Италии.
Вслед за этим в биографии Бруно последовали частые путешествия по европейским государствам, во время которых он читал лекции. После одного такого удачного выступления Генрих III Французский предложил Бруно остановиться у него во дворе. Также благодаря содействию короля Джордано Бруно отправился в Англию. Там философ находился под покровительством власти, опубликовал несколько своих работ. Однако очень быстро Джордано нажил новых врагов, а в 1585 снова вернулся во Францию.
По приглашению Джованни Мочениго Бруно остановился в Венеции. Но после очередной ссоры Мечениго отправил инквизитору письмо, в котором рассказывал о негативном отношении Бруно к религии, отрицании божественных начал. После еще двух доносов в биографии Д.. Бруно последовал арест. Бруно заключили в тюрьму, где продержали семь лет. Не сумев изменить взгляды философа, инквизиторы вынесли ему смертный приговор, поставив тем самым точку в и без того краткой биографии Бруно. 17 февраля 1700 года на площади Кампо деи Фиори Джордано Бруно был сожжен на костре.
В философских идеях Бруно совмещались: натурфилософия, неоплатонизм, философия пифагорейцев и античных материалистов. Бруно в своей биографии предполагал, что Вселенная бесконечна, в ней существует множество подобных Солнцу тел, а в нашей Солнечной системе есть неизвестные пока планеты. Ученый выдвинул предположение, что на других планетах может быть жизнь. В своей биографии Бруно проявил также литературный талант. Его произведения характеризуются свободной драматической формой. Среди его литературных работ: комедия «Подсвечник», поэма «Ноев ковчег», множество философских сонетов.
Джордано Бруно (настоящее имя Филиппо, прозвище — Бруно Ноланец) — итальянский монах-доминиканец, философ и поэт, представитель пантеизма. Будучи католическим монахом, Джордано… Развернуть
Якоб Бёме — великий мистический философ, один из самых выдающихся теософов средневековья, немецкий христианский мистик, провидец, родоначальник западной софиологии — учения о «Премудрости Божией».
В детстве он был обыкновенным пастухом, а после того, как в деревенской школе научился читать и писать, стал подмастерьем бедного сапожника в Герлице. Он был прирожденным ясновидящим самых чудесных способностей. Без образования или знакомства с наукой он писал труды, которые, как теперь доказано, полны научных истин; но, как он сам говорил, то, о чем он писал, он "видел как будто в большой Глубине в Вечном". Он обладал "полным представлением о вселенной как бы в хаосе", которое все же "время от времени открывалось в нем, как в молодом растении". Он был совершенным прирожденным Мистиком, и, несомненно, очень редкого склада, одной из тех тонких натур, материальная оболочка которых никоим образом не препятствует прямому - хотя бы только случайному - взаимодействию между умственным и духовным Эго. "Человек должен сознавать", он пишет, "что его знания не есть его собственные, но от Бога, который проявляет Идеи Мудрости в Душе Человека, в той мере, как он пожелает".
Как только один из списков «Авроры», первого сочинения этого нового немецкого пророка и реформатора, попался на глаза гёрлицкого обер-пастора, г-на Грегора Рихтера, Бёме был по решению городского совета почти сразу же заключен под стражу, а потом даже изгнан на какое-то время из своего города. И хотя впоследствии ему было разрешено вернуться, он, однако, должен был дать обещание не браться более за перо. Спустя шесть лет, несмотря на непрекращающуюся опасность со стороны ортодоксального протестантского духовенства он печатает (1618—1624) одно за другим свои главные произведения: «Описание трех принципов Божественной сущности» (1619), «О тройственной жизни человека» (1620), «О вочеловечивании Иисуса Христа» (1620), «De Signature Rerum, или О рождении и обозначении всех существ» (1622), «Mysterium Magnum, или Великое Таинство» (1623), «О выборе милости» (1623).
О смерти Бёме сохранилось следующее придание. Проболев недолгое время горячкой, он вскоре после полуночи позвал своего сына Товия и спросил его, слышит ли он прекрасную музыку, которая раздается вблизи? Сын ответил, что ничего не слышит. Тогда Бёме, чтобы лучше слышать ее, велел отворить двери. Потом он спросил, который час. Ему сказали - пробило два. “Мой час еще не настал. Мой черед прийдет через три часа”. Потом он молился, сделал некоторые распоряжения относительно рукописей и около 6 часов умер с улыбкой на лице, сказав: ”Nun fahre ich ins Paradies” (”Итак, я еду в Рай”). На могиле его друзья поставили крест с тремя символами Овца (veni), орел (vidi) и лев (vici). Церковные фанатики уничтожили этот крест. В 1875 г. (300-летие рождения) состоялось торжественное открытие памятника Бёме.
Якоб Бёме — великий мистический философ, один из самых выдающихся теософов средневековья, немецкий христианский мистик, провидец, родоначальник западной софиологии — учения о… Развернуть
Луи́с де Го́нгора-и-Арго́те (исп. Luis de Góngora y Argote, 11 июля 1561, Кордова — 23 мая 1627, Кордова) — испанский поэт эпохи барокко.
Сын коррехидора. Учился праву в университете Саламанки, служил каноником в кафедральном соборе Кордовы. С 1589 года странствовал по Испании, выполняя поручения капитула. В 1609 году вернулся в родной город. В 1617 году был назначен королевским капелланом, до 1626 года жил при дворе короля Филиппа III в Мадриде. В 1627 серьёзно заболел, потерял память и снова возвратился домой, где в крайней бедности умер вскоре от апоплексии.
Принято делить творчество Гонгоры на два периода — «ясный» (до 1610) и «темный». В первый период он пишет лирические и сатирические стихи — традиционные сонеты, романсы, летрильи. Плоды второго периода — «Ода на взятие Лараче» (1610), мифологическая поэма «Сказание о Полифеме и Галатее» (1613) и венец поэзии Гонгоры, одна из вершин испанского стихотворного искусства — цикл пасторальных «Поэм уединения» (исп. Soledades, другое значение слова — печаль, любовная тоска). Из задуманных четырех поэм («Уединение в поле», «Уединение на берегу», «Уединение в лесу», «Уединение в пустыне») написаны только первая и часть второй. Созданное Гонгорой в этот период причисляют к «ученой» поэзии, так называемому культеранизму или культизму (исп. el culteranismo, el cultismo) — течению барочной словесности, на протяжении жизни Гонгоры вызывавшему острую литературную полемику. Его противниками выступали Лопе де Вега и Франсиско Кеведо (сонеты последнего, впрочем, не чужды «темной» манере); Сервантес отдавал должное искусству Гонгоры.
Луи́с де Го́нгора-и-Арго́те (исп. Luis de Góngora y Argote, 11 июля 1561, Кордова — 23 мая 1627, Кордова) — испанский поэт эпохи барокко. Сын коррехидора. Учился праву в… Развернуть
Бе́рнард де Ма́ндевиль (англ. Bernard de Mandeville; 1670, Роттердам — 21 января 1733, Хакни близ Лондона) — английский философ, сатирический писатель и экономист. Учился в Лейденском университете. Входит в список «ста великих экономистов до Кейнса» по версии М. Блауга.
Идеи
Философия Мандевиля была камнем преткновения его времени и рассматривалась как ложь и цинизм, унижающие достоинство. Основной тезис Мандевиля состоит в том, что действия людей не могут быть разделены на низшие и высшие. Высокая жизнь людей является лишь фикцией, введенной мыслителями и правителями для упрощения отношений в обществе и управления. На самом деле добродетель — это ущерб коммерческому и интеллектуальному прогрессу государства. Добродетель он определяет как каждое действие, к которому человеку следовало бы стремиться для завоевания симпатий других людей, исходя из рациональных устремлений быть хорошим. Развитие государства происходит из пороков (эгоистические действия человека) одних, которые с помощью изобретений и циркуляции капитала стимулируют общество к действиям и прогрессу. Мандевиль приходит к выводу, что порок является необходимым условием для экономического процветания. И Смит и Мандевиль считают, что коллективные действия людей приводят к общественному благу. Однако то, что отличает его от Смита, - это вопрос о катализаторе общественного блага.
Бе́рнард де Ма́ндевиль (англ. Bernard de Mandeville; 1670, Роттердам — 21 января 1733, Хакни близ Лондона) — английский философ, сатирический писатель и экономист. Учился в… Развернуть
Ян Амос Коменский - чешский педагог-гуманист, писатель, общественный деятель, епископ Чешскобратской церкви, основоположник научной педагогики, систематизатор и популяризатор классно-урочной системы.
Я. А. Коменский родился в семье члена общины Чешских братьев. Получил первоначальное образование в братской школе, в 1608-1610 учился в латинской школе, затем в Херборнской академии, Гейдельбергском университете, где приступил к созданию своеобразной энциклопедии — «Театр всех вещей» (1614-1627) и начал работу над полным словарём чешского языка («Сокровищница чешского языка», 1612-1656).
В 1614 Коменский — учитель братской школы в Пршерове. В 1618-21 жил в Фульнеке, изучал труды гуманистов эпохи Возрождения — Т. Кампанеллы, Х. Вивеса и др.
В 1627 Коменский приступил к созданию труда по дидактике на чешском языке. В связи с гонениями со стороны католиков Коменский эмигрировал в Польшу (г. Лешно). Здесь он преподавал в гимназии, закончил свою «Дидактику» на чешском языке (1632), а затем переработал её и перевёл на латинский язык, назвав «Великой дидактикой» (Didactica Magna) (1633-38), подготовил несколько учебников: «Открытая дверь к языкам» (1631), «Астрономия» (1632), «Физика» (1633), написал первое в истории руководство для семейного воспитания — «Материнская школа» (1632). Коменский усиленно занимался разработкой идей пансофии (обучение всех всему), которые вызвали большой интерес европейских учёных.
В 40-е гг. опубликовал ряд учебников. В 1650 Коменский был приглашён для организации школ в Венгрии, где попытался частично осуществить свой замысел устройства пансофической школы. Научное обоснование её принципов, учебный план, распорядок дня были изложены Коменским в сочинении «Пансофическая школа» (1651).
Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям, Коменский применил метод драматизации учебного материала и на основе «Открытой двери к языкам» написал ряд пьес, составивших книгу «Школа-игра» (1656). В Венгрии Коменский закончил первый в истории иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках» (1658), в котором рисунки являлись органической частью учебных текстов.
Переехав в Амстердам, Коменский продолжал работу над начатым ещё в 1644 капитальным трудом «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» (лат. De rerum humanarum emendatione culsultatio catholica), в котором дал план реформы человеческого общества. Первые 2 части труда опубликованы в 1662, рукописи же остальных 5 частей найдены в 30-х гг. 20 в.; полностью труд опубликован на латинском языке в Праге в 1966 году. Итог своей долгой жизни Коменский подвёл в сочинении «Единственно необходимое» (1668).
Ян Амос Коменский - чешский педагог-гуманист, писатель, общественный деятель, епископ Чешскобратской церкви, основоположник научной педагогики, систематизатор и популяризатор… Развернуть
Пьер де Бурдейль, сеньор де Брантом — военный деятель, хронист придворной жизни времён Екатерины Медичи, один из самых читаемых французских авторов эпохи Возрождения.
Родился в Аквитании, на территории нынешнего департамента Дордонь, в семье Франсуа де Бурдейля и Анны де Вивонн. Супруга маршала де Реца приходилась ему кузиной.
Детство провёл при дворе Маргариты Наваррской, в услужении у которой находились его мать и бабушка. В 1549 году поехал учиться в Париж, в 1555 году окончил университет Пуатье. Для своего времени Брантом был образован: знал древнегреческий, несколько хуже латынь, испанский и верхненемецкий языки.
Генрих II назначил его коммендатором Брантомского аббатства. Он свёл дружбу с двоюродным племянником королевы, Филиппо II Строцци, и вместе с ним сражался против турок на стороне Мальтийского ордена. Побывал в Испании, Португалии, Марокко и Англии; после смерти Франциска II сопровождал его вдову, Марию Стюарт, в Шотландию.
Поступив на службу к герцогу де Гизу, он принял участие в первых сражения Религиозных войн — осаде Буржа, Блуа и Руана (1562), в битве при Дрё (1562) и осаде Орлеана (1563), где был свидетелем убийства герцога де Гиза. Во время 2-й религиозной войны во главе набранной им роты участвовал в битве при Сен-Дени (1567). После сражения вместе со своей ротой он отправился в Овернь, где участвовал в нескольких сражениях. В начале 3-й религиозной войны он находился при штабе герцога Анжуйского, но в сражениях почти не участвовал, так как заболел лихорадкой. Участвовал в осаде Ла-Рошели (1573) в качестве помощника Филиппа Строцци.
Падение с лошади в конце 1584 года (ему пришлось провести в постели почти два года) вынудило Брантома оставить публичную жизнь. Уединившись в своём замке Ришмон, он занялся составлением воспоминаний «историко-анекдотическом» ключе о «галантных» кавалерах и особенно дамах, которых ему доводилось знать. Про этот период Проспер Мериме в своём предисловии к полному собранию сочинений Брантома писал: «...достигнув зрелости, Брантом начал замечать, что без особой пользы провел лучшие годы и ничего не сделал для своего возвышения. Довольствуясь видимостью, он пренебрег реальностью. Он страстно домогался дружбы великих мира сего, но слишком явно показывал им, что его преданность можно купить ценою улыбки и добрых слов. Он делал вид, будто пренебрегает почестями, и его поймали на слове. Он видел, однако, что его прежние сотоварищи заняли высокие посты, стали важными сановниками, а на него, всеобщего любимца, по-прежнему смотрели как на человека незначительного. После долголетних успехов у дам и множества любовных похождений он остался одиноким в возрасте, когда уже трудно связать себя законными узами и почти смешно искать легких побед».
Умер Брантом 5 июля 1614 года в своём замке.
Пьер де Бурдейль, сеньор де Брантом — военный деятель, хронист придворной жизни времён Екатерины Медичи, один из самых читаемых французских авторов эпохи Возрождения. Родился… Развернуть
Ким Манчжун ( кор. 김만중) — учёный, поэт и политический деятель.
Родился в Корее в год, когда его страна была завоевана манчьжурами и разорена. Его отец покончил жизнь самоубийством после захвата врагами столицы, и будущий писатель родился уже после его смерти. Поначалу Ким Манчжун шел обычной дорогой молодого человека из аристократической семьи: классическое образование, экзамены на чин, карьера чиновника и непременное участие в политической жизни страны - борьбе партий за власть. По традиции семья писателя принадлежала к Западной партии и , когда управление страной перешло к этой партии, Ким Манчжун получил высокий чин и должность главы военного ведомства. В 1689 г. Западная партия была отстранена от власти и Ким Манчжуна сослали на южный остров Намхэ. Из этой ссылки он не вернулся умерев от туберкулёза лёгких. Через 6 лет после его смерти Западная партия вновь пришла к власти и Ким Манчжун посмертно получил титул "просвещенного и почтительного к родителям".
Первым откликом на дворцовый переворот 1689г., когда писатель был отстранён от дел и отправлен в ссылку, явился его роман "Скитания госпожи Са по югу", первый роман написанный на корейском языке. В истории женщины, изгнанной из дома и оклеветанной коварной наложницей, писатель описал судьбу государыни Инхён, женщины корейского государя Сукчжона (правил в 1675-1720). Роман не датирован, но он написан "по горячим следам" дворцовых событий. Ким Манчжун будучи еще полон политических страстей осуждает своего государя, который нарушил долг правителя и увлёкся наложницей. Писатель еще надеялся на торжество справедливости, на осуждение "бесчестных придворных" и установление должного порядка. Однако его надежды не оправдались и его сослали в места, губительные для его здоровья. Написанный по-корейски этот роман был переведён на китайский язык и распространялся, таким образом, на двух языках, в рукописях и ксилографах. Корейской сюжетной прозе XVIII-XIX веков он дал образец семейной коллизии и типы персонажей. Более поздние произведения брали из романа целые эпизоды и даже имена героев.
Оказавшись в изоляции от политических событий Ким Манчжун пишет свой второй роман "Сон в заоблачных высях" (второй вариант перевода "Облачный сон девяти"). Этот роман стал итогом раздумий Кима о человеческой природе с ее постоянными страстями. Роман написан в форме буддийской притчи, обсуждающей тему "жизнь-сон". Немногие произведения корейской литературы могут похвалиться такой популярностью, как "Сон в заоблачных высях". Рукописи и ксилографы на китайском и корейском языках, написанные в разное время, на хорошей и дешевой бумаге, говорят о том, что роман читали в разных слоях общества, при этом простонародные варианты отдавали предпочление занимательному сюжету "облаков" - мирским приключениям героев: широкого читателя не трогали буддийские идеи, его волновали приключения. Не случайно отношения Ян Сою (главного героя романа) и восьми женщин выступают в повестях XIX века в качестве эротической метафоры. Кроме двух романов Ким Манчжун написал сочинение под названием "Сопхо. По воле кисти" (Сопхо - литературный псевдоним автора). Произведение относится к типу документально-художественной прозы - супхиль.
В конце 1689 г. писатель получил известие о смерти матери. Будучи уже в ссылке он не мог с ней проститься. Свою любовь к матери и восхищение ее подвижнической жизнью он выразил в биографии "Деяния добродетельной и почитаемой супруги госпожи Юн).
Ким Манчжун писал стихи на китайском языке, которые были собраны в сочинении под названием "Собрание изящной словесности Сопхо". В собрание вошло более двухсот стихотворений, немалая часть которых связана с перипетиями его личной судьбы, особенно с последними годами жизни.
Ким Манчжун ( кор. 김만중) — учёный, поэт и политический деятель. Родился в Корее в год, когда его страна была завоевана манчьжурами и разорена. Его отец покончил жизнь… Развернуть
Мадам д’Онуа, Мари-Катрин д’Онуа (урождённая Мари-Катрин Ле Жюмель де Барневиль) — французская писательница, одна из авторов классической французской сказки.
Использовала псевдоним: Madame D**.
Родилась в приморском местечке Барнвиль-ла-Бертран, Нормандия. Её отец был главой старинного, но обедневшего нормандского дворянского рода де Барнвилей. Отец умер рано, мать, будучи сама сильной женщиной, воспитывала девочку в духе мужской решительности и авантюризма. Овдовевшая мадам де Барнвиль постаралась как можно раньше и с наибольшей выгодой выдать дочь замуж, и уже в возрасте 15 лет Мари-Катрин сочеталась браком с Франсуа де ла Моттом, бароном д’Онуа, который был хоть и богат, но старше неё более чем на 30 лет и имел репутацию неисправимого ловеласа, картёжника и любителя выпивки.
За три года Мари родила ему троих детей и была беременна четвёртым, но брак не задался, и в 1669 году Мари-Катрин в сговоре с матерью, в попытке избавиться от супруга, обвинила его в оскорблении короля (за что полагалась смертная казнь). Но, по постановлению суда, барон был освобождён, а так называемые «друзья» его жены были приговорены к обезглавливанию за клевету. Мадам д’Онуа спасли только невероятные обстоятельства — она смогла убежать по тайной лестнице и укрыться под катафалком в церкви. На протяжении пятнадцати лет мадам д’Онуа находилась в вынужденной эмиграции в Европе.
В 1675 году жила в Англии; во Францию она смогла вернуться только в 1685 году, благодаря помилованию Людовика XIV для придворных особ. В 1690 году мадам д’Онуа открыла собственный литературно-политический салон в Париже (салон находился под подозрением у полиции как возможное гнездо шпионажа), а также посещала знаменитый литературный салон маркизы де Ламбер. Мадам д’Онуа была принята в Академию деи Риковерати в Падуе.
Скончалась у себя дома в Париже в 1705 году.
Творчество
Первыми опубликованными произведениями Мадам стали: «Les Mémoires sur la cour d’Espagne» («Воспоминания испанского двора», 1690), «L’Histoire d’Hippolyte, comte de Douglas ou la Relation du voyage d’Espagne» («История Ипполита, графа Дугласа, или Записки о путешествии в Испанию», 1691), «Les Mémoires des aventures de la cour de France» («Мемуары о приключениях при Французском дворе», 1692), «Les Mémoires secrets de plusieurs grands princes de la cour» («Тайные воспоминания нескольких великих придворных князей», 1696) и др. Всего писательница издала 12 книг, причем поначалу особую известность принесли ей два религиозных труда и три исторических сочинения.
Но настоящие славу и известность Мари-Катрин принесли сказки. В традициях XVII в. для романа обязательны были вставные новеллы. Но в своём первом авантюрном любовном романе («История Ипполита, графа Дугласа») Мари-Катрин немного отходит от традиции и вместо новеллы впервые в истории рассказывает сказку. Это была волшебная история «Остров Отрады» («L’Île de la félicité») – о русском князе Адольфе, который попал на зачарованный остров Блаженства, в страну любви и вечной молодости. «Остров Отрады» стала первой волшебной сказкой, опубликованной во Франции, более того, именно с её публикацией вводится в обиход само понятие «сказка», до того отдельно не определявшееся. Потому, возможно, Мадам д’Онуа следует считать первой официальной сказочницей в истории.
Вдохновлённая успехом «Сказок матушки Гусыни» Шарля Перро, вышедших в 1697 году, Мари-Катрин д’Онуа в том же году начинает публикацию своих «Волшебных сказок» («Les contes des fées»), продолженных сборником «Новые сказки или модные Феи» («Contes nouveaux ou les Fées à la mode») в следующем году. Среди наиболее известных сказок мадам д’Онуа: «Голубая птица» («Oiseau bleu»), «Красавица Золотые Кудри» («La Belle au cheveux d’or»), «Прелестница и Персинет» («Gracieuse et Percinet»), «Лесная лань» («La Biche au bois»), «Белая Кошка» («La Chatte Blanche»), «Золотая ветвь» («Le Rameau d’or»), «Желтый Карлик» («Le Nain jaune»), «Лягушка-Благодетельница» («La Grenouille bienfaisante»). Как и Перро, Мари д’Онуа создавала свои сказки не для детей, а для взрослой аудитории, преимущественно как развлекательное чтение для дам-аристократок.
Мари-Катрин д’Онуа издавала свои книги пользуясь псевдонимом «Madame D**». Единственной книгой, изданной под собственным именем, стал последний её роман «Le Comte de Warwick» («Граф Уорик»). В предисловии к роману мадам сетует, что из-за псевдонима ей приписывают много книг, которых она не писала. Поэтому данный роман она решила подписать открыто и привела список других своих книг.
Сказки
«Остров блаженства» (L’Île de la félicité) — первая волшебная сказка, опубликованная во Франции. После успеха «Сказок моей матушки Гусыни» Шарля Перро в 1697, Мари-Катрин д’Онуа выпустила 4 тома «Волшебных сказок» (Les contes des fées), продолженных сборником «Новые сказки или модные Феи» (Contes nouveaux ou les Fées à la mode), изданные соответственно в 1697 и 1698 годах и подарившие ей славу.
Среди наиболее значительных сказок мадам д’Онуа: «Голубая птица» (Oiseau bleu), «Златовласка» (la Belle au cheveux d’or) , Gracieuse et Percinet, «Шаловливый принц» (le Prince lutin), «Лесная лань» (la Biche au bois), «Белая кошка» (la Chatte Blanche), «Золотая ветвь» (le Rameau d’or), Finette Cendron, «Желтый карлик» (le Nain jaune), «Благодетельная лягушка» (la Grenouille bienfaisante).
Мадам д’Онуа, Мари-Катрин д’Онуа (урождённая Мари-Катрин Ле Жюмель де Барневиль) — французская писательница, одна из авторов классической французской сказки. Использовала… Развернуть
Джон Ди (13 июля 1527 - 1608 или 1609) был английским математиком, астрономом , астрологом , учителем , оккультистом и алхимиком . Он был придворным астрономом и советником Елизаветы I и большую часть своего времени уделял алхимии , гаданию и герметической философии . Как антиквар, у него была одна из крупнейших библиотек в Англии в то время. В качестве политического советника он выступал за создание английских колоний в Новом Свете с целью формирования « Британской империи», термин, который ему приписывают. В конце концов, Ди оставил службу Элизабет и отправился на поиски дополнительных знаний в более глубоких сферах оккультизма и сверхъестественного. Он примкнул с несколькими людьми , которые , возможно, были шарлатаны, путешествовал по Европе и был обвинен в шпионаже для английской короны . По возвращении в Англию он обнаружил, что его дом и библиотека подверглись вандализму. В конце концов он вернулся на службу королевы, но отвернулся , когда она была преемником Джеймса I . Он умер в бедности в Лондоне, и его могила неизвестна.
Особую популярность Джон Ди получил за интерес к проблеме существования адамического (енохианского) языка, для изучения которого он привлекал медиумов и других провидцев и прорицателей (в частности, Эдварда Келли и др.).
Джон Ди (13 июля 1527 - 1608 или 1609) был английским математиком, астрономом , астрологом , учителем , оккультистом и алхимиком . Он был придворным астрономом и советником… Развернуть
Джон Форд (John Ford) (1586 – ок. 1640), английский драматург, наиболее значительный из трагиков в царствование Карла I. Родился в Девоншире; крещен 17 апреля 1586. О жизни и творчестве Форда известно немного. Вероятно, несколько месяцев он провел в Эксетер-колледже Оксфордского университета, после чего с ноября 1602 учился в юридической корпорации «Миддл Темпл», членом которой продолжал быть и в 1617. Других сведений о его деятельности как юриста не сохранилось. Записей о смерти Форда также не обнаружено.
Если не считать недостоверных сведений о некой пьесе, самостоятельно написанной Фордом в 1612, начало его работы для театра следует относить к 1621–1624, когда он написал пять пьес в соавторстве с Т.Деккером, в ту пору уже зрелым драматургом. Из них дошли только две – "Эдмонтонская ведьма" (The Witch of Edmonton, 1621) и пьеса-маска "Любимец Солнца" (The Sun's Darling, 1624), третьим автором которой был У.Роули (1585?–1642?).
Сохранились две пьесы Форда для труппы «Слуги его величества». Трагикомедию "Меланхолия влюбленного" (The Lover's Melancholy, 1628) в духе Д.Флетчера отличают строгая продуманность сюжета и тонкий психологизм; в ней нашли отражение теории Р.Бертона (1577–1640), развитые им в "Анатомии меланхолии" (1621). В "Разбитом сердце" (The Broken Heart, опубликована в 1633, поставлена ранее) специфика драматургии Форда проявляется наиболее отчетливо. Это трагедия обманутых надежд, действие которой разворачивается в Спарте; брак по принуждению приносит в финале несчастье всем героям.
Форд – автор пяти пьес для театра «Феникс». В своей самой знаменитой пьесе "Нельзя ее развратницей назвать" (T'is pity she's a whore, опубликована в 1633, поставлена ранее) Форд вернулся к приемам «кровавой трагедии» якобитской эпохи. Тема инцеста развита с откровенным сочувствием, хотя трагический финал преступной страсти предрешен с самого начала. Другая романтическая трагедия, "Жертва любви" (Love's Sacrifice, 1633), построена на сложном конфликте чувств: ревнивый герцог – второй Отелло – убивает жену, которая осталась ему верна, сумев преодолеть свою любовь к Фернандо.
"Перкин Уорбек" (Perkin Warbeck, опубл. 1634) – единственная заслуживающая внимания пьеса этой эпохи на сюжет из английской истории: самозванец выдает себя за короля Ричарда IV, однако это скорее трагедия личности, нежели историческая хроника. Изысканная простота этой пьесы резко контрастирует с написанной вслед за ней не совсем обычной, явно неудавшейся комедией "Чистые и возвышенные мечты" (The Fancies Chaste and Noble, опубликована в 1638). Сдержанна по сценической манере пьеса "Суд над леди" (The Lady's Trial, 1638): жена, ложно обвиненная в неверности, в конце концов оправдана. По новым данным, перу Форда принадлежит также трагикомедия "Королева, или Женское совершенство" (The Queen, or The Excellency of her Sex, опубликована анонимно в 1653).
Форд работал в условиях спада в английской драматургии, когда круг тем и ситуаций, разработанных в период первоначального подъема, был уже исчерпан. Этим объясняется его пристальное внимание к занимательности сюжета и ориентация на традиции итальянского театра в построении интриги.
©
Джон Форд (John Ford) (1586 – ок. 1640), английский драматург, наиболее значительный из трагиков в царствование Карла I. Родился в Девоншире; крещен 17 апреля 1586. О жизни и… Развернуть
Джон Флетчер (John Fletcher) (1579–1625), английский поэт, драматург.
Родился в г.Рай (графство Сассекс). Его отец, Ричард Флетчер, был епископом сначала в Бристоле, потом в Вустере и Лондоне.
Когда Флетчер начал писать пьесы, в точности не известно; в комедии Ф.Бомонта «Женоненавистник» (The Woman Hater, 1607) в пяти сценах узнается рука Флетчера. Поэтому его комедию «Триумф женщины, или Укрощенный укротитель» (The Woman's Prize, or The Tamer Tamed, продолжение шекспировского «Укрощения строптивой») принято датировать 1604. Среди его ранних пьес наиболее известна пасторальная трагикомедия «Верная пастушка» (The Faithfyl Shepherdess, 1608–1609).
Приблизительно с 1606 до 1613 Флетчер работал в соавторстве с Бомонтом. К 1614, когда Бомонт оставил театр, оба считались одними из лучших лондонских драматургов. В 1613 Флетчер предположительно сотрудничал с Шекспиром в работе над двумя его последними пьесами – «Генрих VIII» (Henry VIII) и «Два знатных родича» (The Two Noble Kinsmen). После возвращения Шекспира в Стратфорд, Флетчер занял его место в качестве ведущего драматурга труппы «Слуги его величества», в то время лучшей в Лондоне. Последние годы жизни Флетчера были особенно плодотворны – один или совместно с другими драматургами он сочинил десятки пьес, которые пользовались неизменным успехом у современников и не утратили значения в позднейшие времена.
Драматург умер, когда в Лондон пришла «чёрная смерть», из-за того, что вместо отъезда из заражённого города поехал снять мерку к портному.
О личной жизни Флетчера известно мало. Джон Обри утверждал, что Флетчер и Бомонт жили в одном доме, спали в одной кровати, носили одну одежду и делили любовницу. Есть сведения, что Флетчер был похоронен в Саутваркском соборе в одной могиле с Мэссинджером.
Джон Флетчер (John Fletcher) (1579–1625), английский поэт, драматург. Родился в г.Рай (графство Сассекс). Его отец, Ричард Флетчер, был епископом сначала в Бристоле, потом в… Развернуть
Ришелье (Арман Жан Дюплесси Richelieu) — герцог и кардинал (1585 — 1642), один из замечательнейших деятелей французской истории и первый государственный человек своей эпохи. Поступив, по семейным условиям, в духовное звание, он 22 лет от роду стал епископом Люсонским, но особым успехом это назваться не могло, так как епархия была одна из самых бедных и средств, доставляемых ею, не хватало на мало-мальски приличную жизнь. В 1614 г., в качестве депутата от духовенства провинции Пуату, Ришелье принял участие в собрании генеральных штатов. Мария Медичи, управлявшая тогда Францией, познакомилась с молодым епископом чрез посредство своего любимца, маршала д'Анкра, и сделала его членом государственного совета. Скоро, однако, он был вынужден оставить Париж и удалиться в Авиньон (1617), где провел около двух лет в совершенном уединении, занимаясь литературой и богословием. В 1619 г. он вернулся в Париж, и с этих пор счастье не оставляло его до самой смерти. В 1622 г. он сделался кардиналом; в 1624 г. ему было поручено заведование иностранными делами. Очень скоро оказалось, что он не намерен ограничить сферу своего влияния каким-либо одним ведомством: он совершенно подчинил себе короля Людовика XIII и сосредоточил в своих руках все управление государством. Король осыпал его почестями и подарками, но не они являлись главным стимулом его деятельности: он был прежде всего человек дела, а не формы, и любил самую власть, а не внешние признаки ее. Холодный, расчетливый, весьма часто суровый до жестокости, подчинявший чувство рассудку, Ришелье крепко держал в своих руках бразды правления и, с замечательной зоркостью и дальновидностью замечая грозящую опасность, предупреждал ее при самом появлении. Его тяжелая рука в особенности давила молодую, блестящую аристократию окружавшую короля. Один заговор за другим составлялись против Ришелье, но они всегда кончались самым плачевным образом для врагов Ришелье, участью которых было изгнание или казнь. Мария Медичи очень скоро раскаялась в своем покровительстве Ришелье, совершенно оттеснившего ее на задний план. Вместе с женой короля, Анной, старая королева приняла даже участие в замыслах аристократии против Ришелье, но без успеха. Пробовала она повлиять на сына, прямо поставив вопрос, кого он желает иметь около себя — мать или Ришелье; король оказался на стороне Ришелье. Тогда королева решилась на отчаянный шаг: она бежала в Брюссель, собрала вокруг себя армию из врагов Ришелье и довела дело до открытого боя с правительственными войсками (1631). Ришелье остался победителем, взял в плен одного из начальников враждебной армии, Монморанси, и казнил его. Королева смирилась. После этого власть Ришелье стала уже окончательно безграничной. Сам король чувствовал себя орудием в руках кардинала и, по-видимому, не без сочувствия отнесся к последней попытке низвергнуть Ришелье — к заговору Сен-Марса. Друг и любимец Людовика, Сен-Марс тем не менее был казнен, по требованию Ришелье (1642). Своей властью Ришелье постоянно пользовался в виду двух вполне определенных целей: для усиления монархической власти и централизации внутри страны и для ослабления габсбургского влияния в Европе. Для достижения первой цели он, помимо упорной борьбы с неспокойными аристократическими элементами, постарался отнять у гугенотов последние крепости, бывшие в их руках со времен Генриха IV и дававшие гугенотским общинам положение государства в государстве. Суды он поставил под самый бдительный контроль правительства, церковное управление сделал гораздо более зависимым от правительства, чем от римской курии. Его преемнику Мазарини (рекомендованному им на смертном одре королю) оставалось лишь охранять упроченный Ришелье абсолютизм от новых покушений. В области внешней политики Ришелье более, нежели где-либо, являлся не духовным лицом, а государственным человеком: будучи кардиналом римской церкви, он ведь во время 30-леттней войны неустанную борьбу с императором и поддерживал протестантов, сначала выставив против них датчан, потом шведов, и помогая тем и другим деньгами. Когда смерть Густава Адольфа несколько расстроила его планы, он (с 1635 г.) ввел в Германию французские войска. Войну эту окончил уже не он, а Мазарини. В то же самое время он действовал против испанского королевского дома: поддерживая восставшую Каталонию, он стремился окончательно ослабить Испанию, связанную родственными узами и тожеством политических стремлений с австрийскими Габсбургами. Его внешняя политика подняла Францию на ту высоту, о которой мечтал Генрих IV, только наметивший политику противодействия Габсбургам. Неуклонное служение ясно сознанным целям, широкий практический ум, ясное понимание окружающей действительности, умение пользоваться обстоятельствами — все это обеспечило за Ришелье видное место в истории Франции.
(с) Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Ришелье (Арман Жан Дюплесси Richelieu) — герцог и кардинал (1585 — 1642), один из замечательнейших деятелей французской истории и первый государственный человек своей эпохи.… Развернуть
Маргарита была самой младшей, третьей дочерью и седьмым ребёнком французского короля Генриха II и Екатерины Медичи. Французский престол по очереди занимали её братья Франциск II (1559—1560), Карл IX (1560—1574) и Генрих III (1574—1589).
Маргарита была выдана замуж за одного из лидеров гугенотов Генриха де Бурбона, короля Наваррского, своего троюродного брата, принца крови. Её свадьба, отпразднованная с большой пышностью, закончилась Варфоломеевской ночью, или «парижской кровавой свадьбой» (24 августа). Судя по всему, Екатерина Медичи держала свою дочь в полном неведении о готовящейся резне в Лувре и даже рассчитывала на её смерть, чтобы обрести дополнительный аргумент в борьбе с гугенотами и их вождями. Чудом уцелев во время избиения и сохранив хладнокровие, Маргарита спасла жизни нескольким гугенотским дворянам и главное, своему мужу, Генриху Наваррскому, отказавшись оформлять развод с ним, как настаивали её родственники.
Когда Генрих Наварский бежал из Парижа в 1576 году, она какое-то время ещё оставалась при дворе в качестве заложницы, поскольку Генрих III небезосновательно подозревал, что она была причастна к бегству мужа. В 1577 году ей позволили совершить дипломатическую поездку в испанскую Фландрию, охваченную освободительным движением, с целью подготовить почву для её младшего брата Франсуа Алансонского, претендовавшего на власть в этой стране. Проведя достаточно успешные переговоры с фламандской знатью, настроенной профранцузски, она едва ускользнула от отрядов дона Хуана Австрийского, испанского губернатора Нидерландов, который, судя по всему, был в неё влюблен. Королева отправилась к своему мужу только в 1578 году, когда был заключён промежуточный мир с гугенотами, и до начала 1582 года жила в его резиденции в Нераке, в Наварре, собрав вокруг себя блестящий двор.
После этого Маргарита по настоянию матери, Екатерины Медичи, полтора года провела в Париже, но в августе 1583 года у неё произошла ссора с Генрихом III, который обвинил её в том, что она не выполняет свой долг по отношению к семье Валуа, и вместо роли политической посредницы, которую она играла все эти годы, пустилась в любовное приключение с придворным короля — маркизом де Шанваллоном. После этого Маргарита покинула Париж и направилась назад в Наварру, но там она оказалась уже не у дел, поскольку Генрих Наваррский был занят любовными похождениями с графиней де Гиш. К тому же с 1584 года, после смерти Франсуа Алансонского, он — законный наследник короны, что позволяло ему уже не использовать посредничество жены в своих отношениях с французским двором, а действовать самостоятельно, диктуя условия бездетному Генриху III. В такой ситуации в 1585 году Маргарита отправилась в Ажен, своё собственное католическое графство на юге Франции, где объявила себя членом Католической Лиги, возобновила отношения с герцогом де Гизом и фактически выступила против мужа и брата. В 1586 году, после провала аженской авантюры, она была взята под стражу отрядами Генриха III и отправлена в замок Юссон в Оверни, но в качестве узницы пробыла едва ли два месяца. Герцог де Гиз выкупил её у коменданта и сделал хозяйкой замка. Швейцарцы, её охранявшие, присягнули ей на верность. Но увы, Гиз погиб в 1588 году, короля убили в следующем году, Генрих Наваррский с военным лагерем колесил по всей Франции, отвоёвывая свою страну. В Париже хозяйничали испанцы. В стране полыхала масштабная война. Маргарите некуда было возвращаться. В Юссоне она прожила последующие 18 лет, до 1605 года.
После вступления на престол Генриха IV, папа Климент VIII расторг его бездетный брак с Маргаритой (30 декабря 1599 года).
Последние годы жизни Маргарита провела в Париже, собрав вокруг себя самых блестящих учёных и писателей. Она оставила интересные мемуары (Париж, 1628); собрание её писем издал Guessard (Париж, 1842) и Элиан Вьенно (Eliane Viennot) (Париж, 1999).
27 марта 1615 года она умерла от воспаления лёгких, завещав всё своё состояние королю Людовику XIII, которого любила как своего родного ребёнка. Маргарита де Валуа, носившая множество титулов (королева Наваррская, королева Франции, королева Маргарита, герцогиня де Валуа), любившая многих мужчин, участвовавшая во многих исторических событиях, с легкой руки Дюма вошла в историю под именем королевы Марго.
Маргарита была самой младшей, третьей дочерью и седьмым ребёнком французского короля Генриха II и Екатерины Медичи. Французский престол по очереди занимали её братья Франциск II… Развернуть
Лин Мэнчу (кит. 凌濛初, другое имя — Лин Бо [кит. 凌波]; 1580, Шаньдун — 1644) — китайский писатель эпохи Мин, драматург, библиофил и издатель.
Родился в семье крупного чиновника, но на ученой стезе не продвинулся, имел лишь ученую степень сюцая. Служил на государственной службе, некоторое время занимал пост начальника уезда, в последние годы династии Мин занимал достаточно высокую должность военного инспектора. Погиб в боях с повстанческой армией Ли Цзычэна. По взглядам - ортодоксальный конфуцианец, человек строгих нравов и убеждений, что, впрочем не помешало ему в своих произведениях высказывать оригинальные неортодоксальные идеи.
Был автором нескольких сборников стихов и исследований в области литературы, собирал произведения простонародной литературы. В историю мировой литературы вошел, прежде всего, как автор двух ставших классическими сборников хуабэнь - "Поразительное. Первая часть" (Чукэ Пайянь цзинци") (1627 г.), и "Поразительное. Вторая часть" (Эркэ Пайянь цзинци") (1632г ). В отличие от составителей многих других сборников хуабень, (того же Фэн Мэнлуна) бывших преимущественно их собирателями и редакторами Лин Мэнчу автор вошедших в оба сборника произведений. По его словам, материалом для них послужили краткие заметки различных авторов об удивительных людях и необыкновенных происшествиях, а также новеллы прошлых эпох.
Лин Мэнчу (кит. 凌濛初, другое имя — Лин Бо [кит. 凌波]; 1580, Шаньдун — 1644) — китайский писатель эпохи Мин, драматург, библиофил и издатель. Родился в семье крупного чиновника,… Развернуть
Шарль Сорель — французский писатель, историк и сатирик.
Точный год рождения неизвестен. Предположительно 1582, 1597, 1599 или 1602. Родился в Париже. Сорель был родом из буржуазной семьи. Учился в парижском коллеже. Начал заниматься словесностью в юном возрасте, опубликовав «Эпиталаму на счастливое бракосочетание наихристианнейшего короля Франции Людовика XIII …» (l’Épithalame sur l’heureux mariage du très chrétien roi de France Louis XIII, 1616). В молодости Сорель попытался сделать карьеру при дворе, но безуспешно. Вращался в кругах либертинов. В 1635 выкупил у своего дяди Шарля Бернара должность королевского историографа. Лишённый жалованья в 1663 г., был вынужден продать свой дом и перебраться к племяннику. Умер в 1674 году в Париже.
Шарль Сорель — французский писатель, историк и сатирик.
Точный год рождения неизвестен. Предположительно 1582, 1597, 1599 или 1602. Родился в Париже. Сорель был родом из… Развернуть
Лодовико Мария Синистрари — монах-францисканец, теолог, инквизитор. Последний из демонологов, следовавший инквизиторским традициям Реми, Боге и других. Был известен как ученый и человек благородного обхождения, хороший лингвист и интересный собеседник.
Синистрари в возрасте 25 лет вступил в орден францисканцев, после чего состоял профессором теологии в Падуанском университете, консультантом Высшего трибунала инквизиции в Риме и викарием архиепископа Авиньонского. В 1688 году составил устав францисканского ордена. Самая большая работа "О преступлениях и наказаниях" (De Delic-tis et Poenis) была опубликована в Венеции в 1700 году, но затем включена в "Индекс запрещенных книг",.
Сегодня Людовико Синистрари известен благодаря "De Daemo-nialitate" (Demonialitaty), подробному изложению частей "De Delictis", не доступных его современникам. Работа посвящена проблемам, возникающим в связи с отношениями между смертными и дьяволами. По его взглядам, инкуб и суккуб были не злыми ангелами или дьяволами, afolleti или duendes, человекоподобными существами, обладавшими чувствами и имеющими право на искупление своих грехов Христом. Отличаются они от смертных тем, что могут становиться невидимыми и проходить сквозь стены. Следовательно, сношения с инкубом или суккубом не являются ни содомией, ни скотоложством. Поскольку молодые женщины иногда видят эротические сны, их истории об инкубах должны, как правило, восприниматься как вымысел.
Лодовико Мария Синистрари — монах-францисканец, теолог, инквизитор. Последний из демонологов, следовавший инквизиторским традициям Реми, Боге и других. Был известен как… Развернуть
Джон Уэбстер – английский драматург. Его самые известные произведения "Белый дьявол" и "Графиня Мальфи" признаны шедеврами театральной сцены начала XVII века. Он жил и творил во времена Уильяма Шекспира.
О жизни Уэбстера известно немногое. Его отец, тоже Джон Уэбстер, был каретчиком, а мать, Элизабет Коутс, происходила из семьи кузнеца. Они поженились 4 ноября 1577 года. Джон родился вскоре после этого, он посещал школу Merchant Taylors' при союзе ливрейных компаний. Сам драматург женился на 17-летней Саре Пениалл 18 марта 1606 года в Ислингтоне. Брачующимся пришлось получать специльное разрешение на свадьбу, потому что невеста была на седьмом месяце беременности.
Известно, что Уэбстер написал несколько пьес в 1620-х годах, однако в 1634 году другой драматург, Томас Хейвуд, пишет о Уэбстере в прошедшем времени, что говорит о его смерти незадолго до этого.
Джон Уэбстер – английский драматург. Его самые известные произведения "Белый дьявол" и "Графиня Мальфи" признаны шедеврами театральной сцены начала XVII века. Он жил и… Развернуть
Мондзаэмон Тикамацу — японский драматург. Настоящее имя — Сугимори Нобумори (яп. 杉森 信盛).
Тикамацу родился в 1653 году предположительно в самурайской семье. Получил хорошее образование. Вместе с отцом, который стал ронином, переехал во второй половине 1660-х годов в Киото.
В течение 20 лет сотрудничал с киотским театром кабуки и его ведущим актёром Сакатой Тодзюро (1647—1709). В 1705 году прекратил писать для театра кабуки и отправился в Осаку, где писал пьесы для кукольного театра бунраку «Такэмотодза», которым руководил Такэмо То-Гидаю.
В общей сложности, написал около 20 пьес для театра кабуки и больше 100 для театра бунраку.
Мондзаэмон Тикамацу — японский драматург. Настоящее имя — Сугимори Нобумори (яп. 杉森 信盛). Тикамацу родился в 1653 году предположительно в самурайской семье. Получил хорошее… Развернуть
Святитель Иоанн Тобольский (в миру Иван Максимович Васильковский, либо Иван Максимо́вич; декабрь 1651, Нежин, Нежинский полк, Войско Запорожское, Русское царство — 10 [21] июня 1715, Тобольск, Русское царство) — епископ Православной Российской Церкви, с 1697 года — архиепископ Черниговский и Новгород-Северский, с 1711 года митрополит Тобольский и всея Сибири. Известен своей миссионерской и богословской деятельностью. Основатель Черниговского коллегиума — прообраза духовных семинарий; автор многочисленных поэтических сочинений.
Прославлен в лике святителей 10 (23) июня 1916 года (последняя канонизация синодальной эпохи в Российской Церкви); память в тот же день — 10 (23) июня.
Иоанн родился в семье шляхтича Максима Васильковского (прозвище произошло от города Василькова), который позднее переехал в Киев, арендовал мельницы и земли у Киево-Печерской лавры и стал известен своими пожертвованиями на строительство многих киевских храмов. Иоанн был старшим ребёнком в семье и, как прочие десять сыновей, получил свою фамилию Максимович от имени своего отца (этим объясняется совпадение отчества и фамилии). Мать Иоанна звали Евфросинией.
О детских и юношеских годах жизни Иоанна сведения не сохранились. В автобиографическом сочинении «Путник» об этом периоде своей жизни он только сообщает, что «от юности моея многое множество книг собрах и содержах яко драгое богатство». В 1668—1675 годах он обучался в Киево-Могилянской академии и по её окончании был оставлен в ней преподавателем латинского языка. В 1675 году, вскоре после окончания академии, принял в Киево-Печерской лавре монашеский постриг с именем в честь святителя Иоанна Златоуста от архимандрита Иннокентия (Гизеля). Благодаря своим богословским познаниям и проповедническим талантам Иоанн был назначен лаврским проповедником, должность которого занимал до 1680 года. Вскоре архиепископ Черниговский Лазарь (Баранович) рукоположил Иоанна в сан иеромонаха.
В 1677 году в составе делегации украинского духовенства Иоанн ездил в Москву с просьбой о помощи в связи с военным вторжением Османской империи на заднепровскую Украину. В столице он был принят царём Фёдором Алексеевичем. Результатом прошения стало направление на Украину войска и предоставление царём киево-печерским монахам Свенского монастыря в окрестностях Брянска. В 1680—1690 годы Иоанн ещё несколько раз посещал Москву по церковным делам.
В 1680 году Иоанн был назначен экономом Киево-Печерской лавры, а 1681 году наместником Свенского монастыря, куда переселились монахи в связи с набегами турок на Киев. Оттуда в середине 1695 года Черниговским архиепископом Феодосием, видевшим в нём своего преемника, он был переведён в Елецкий Успенский монастырь Чернигова. Феодосий ходатайствовал о возведении Иоанна в сан архимандрита, чин поставления состоялся в 1696 году в Москве.
После смерти святителя Феодосия 24 ноября 1696 года решением рады Иоанн Максимович был избран черниговским архиереем. В Москву была направлена грамота от имени гетмана Ивана Мазепы с прошением к царю и патриарху о посвящении кандидата. 10 января 1697 года Патриархом Московским Адрианом в Успенском соборе Московского Кремля Иоанн был хиротонисан во епископа Черниговского с возведением в сан архиепископа. В ставленной грамоте Иоанну было дано право совершать богослужения в саккосе, а царь своей грамотой подтвердил права черниговской кафедры на её имения.
Сразу после назначения на кафедру архиепископ Иоанн, по поручению патриарха Адриана, начал оказывать поддержку иеромонаху Димитрию (Туптало) (святитель Димитрий Ростовский), работавшему в этот период над третьей книгой «Житий святых». В 1697 году он возвёл Димитрия в сан архимандрита и назначил настоятелем Елецкого монастыря, а в 1699 году перевёл настоятелем в Новгород-Северский Спасо-Преображенский монастырь. Во время голода в епархии в 1697—1698 годах Иоанн дал указание монастырям вести благотворительную деятельность, имена благотворителей он повелел включать в монастырские синодики.
В 1700 году в Чернигове Иоанном был основан Коллегиум (славяно-латинская школа для обучения не только детей духовенства, но и дворян, мещан и казаков), наподобие Киевской академии. Благодаря уровню подготовки учеников школа получила широкую известность и фактически стала первой семинарией в России. По её образцу позднее стали открываться духовные семинарии в других епархиях. Иоанном была открыта также типография в Болдинском Троицком монастыре. В ней печатались богослужебные книги, учебные пособия, сочинения духовно-нравственного содержания, включая труды самого Иоанна, переводы с латыни.
Пребывая на черниговской кафедре, Иоанн встречался с царём Петром I; житие сообщает, что он предрёк ему победу над шведами. После измены гетмана Мазепы Петру I Иоанн участвовал в выборах нового гетмана, а 12 ноября 1708 года в Троицком соборе Глухова Иоанн в присутствии Петра I вместе с митрополитом Киевским Иоасафом и епископом Переяславским Захарием совершил литургию и молебен, после чего «предал вечному проклятию Мазепу и его приверженцев»]. Вскоре архиепископ Иоанн стал жертвой оговора со стороны бывшего гетмана Мазепы. Последним был послан казак с подложными «тайными» письмами Мазепы к Иоанну и ряду других сторонников Петра I (глуховский атаман Карпека, сотник Туранский и князь Святополк-Четвертинский), имевшими целью представить их на стороне бывшего гетмана. После расследования, проведённого по указанию царя, невиновность Иоанна была подтверждена.
Период жизни Иоанна в Чернигове был и периодом его литературно-богословской деятельности. В это время он также установил контакты с афонскими монастырями (сохранилась его архиерейская грамота в Пантелеимонов монастырь, свидетельствующая об оказании Иоанном материальной помощи его монахам), монастырями Иерусалима и Синайским монастырём.
В январе 1711 года Пётр Великий грамотой вызвал архиепископа Иоанна в Москву. В столице святитель поселился в Донском монастыре, где местоблюститель патриаршего престола Стефан (Яворский) вручил ему царский указ о назначении его на Тобольскую кафедру. 28 февраля Иоанн был возведён в сан митрополита. Несмотря на высокий сан и обширную епархию, это назначение было формальной ссылкой, причиной которой послужил конфликт с князем Александром Меншиковым.
Поездка в Сибирь заняла несколько месяцев. В дороге Иоанн писал силлабическими стихами автобиографический дневник «Путник», предназначенный для оставленной в Чернигове паствы. Иоанн прибыл в Тобольск 14 августа 1712 года по Иртышу на дощанике, посетил Знаменский монастырь и вновь вернулся на судно. На следующий день в праздник Успения состоялся его торжественный вход в город, где в Софийско-Успенском соборе он отслужил литургию и вступил в управление епархией. В делах управления у Иоанна вначале не оказалось помощников — викарный епископ Варлаам (Коссовский) ещё в 1710 году уехал в Москву и отказывался возвращаться обратно. Иоанн выбрал несколько клириков, которым предоставил права в области хозяйственного управления и церковного суда. Ими стали архимандрит Селенгинского Троицкого монастыря Мисаил, архимандрит Якутского Спасского монастыря Феофан и архимандрит Енисейского Спасского монастыря Илларион (Лежайский).
Вверенная Иоанну Тобольская епархия и Сибирская митрополия нуждалась в миссионерской деятельности, за которую он активно взялся. Поддержку в этом митрополиту Иоанну оказывал сибирский генерал-губернатор князь Матвей Гагарин. Миссионеры были направлены к остякам, вогуличам и другим сибирским народам. По свидетельству этнографа Г. И. Новицкого, митрополит Иоанн смог обратить в христианство одного из «князьков кошитских юрт», бывшего мусульманином, а также окрестил более 300 его соплеменников.
Особо Иоанн поддерживал, в том числе и собственными средствами, славяно-латинскую школу, основанную в 1703 году в Тобольске его предшественником митрополитом Филофеем (Лещинским). Для неё из Киева и Чернигова им были приглашены преподаватели. В школе обучались дети не только русских переселенцев, но и коренных народов Сибири. В этот период им был выполнен перевод на русский язык сочинения немецкого монаха Иеремии Дрекселя «Илиотропион, или сообразование человеческой воли с Божественной волей» (ранее существовал лишь перевод на церковно-славянский язык). Книга была напечатана в 1714 году в Чернигове в типографии, открытой Иоанном ещё в период его архиепископства.
Митрополит Иоанн активно развивал строительство храмов, в том числе каменных. Только в 1713 году им было завершено строительство церкви Спаса Нерукотворного (начато в 1709 году), начата постройка нового архиерейского дома, освящена церковь Николая Чудотворца с приделом в честь Вознесения Господня у городских стен. Храмы возводились и в местах проживания коренных сибирских народов, обращаемых миссионерами святителя Иоанна в христианство. Иоанн активно занимался благотворительностью, к концу его жизни в Тобольске существовало около двадцати богаделен.
9 июня 1715 года Иоанн отслужил литургию, а затем устроил трапезу для духовенства и нищих, за которой сам прислуживал гостям. После удалился в свои покои, в которых на следующее утро был обнаружен умершим в молитвенном положении на коленях перед Ильинской Черниговской иконой Божией Матери. Тело святителя долгое время не предавали земле, ожидая возвращения из миссионерской поездки митрополита Филофея, который должен был возглавить погребение. Иоанн был погребён с отпеванием по монашескому чину в деревянном приделе Софийского собора в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Над его надгробием, вероятно, святителем Антонием (Стаховским), была помещена стихотворная надпись. Икона Богородицы, перед которой Иоанн молился перед смертью, была помещена в алтаре придела и стала почитаться чудотворной под именем Тобольский образ Божией Матери.
Иоанн Максимович был самым плодовитым поэтом начала XVIII века — им было написано несколько десятков тысяч стихотворных строк. Современники Иоанна, особенно столичные поэты, воспринимали его многочисленные художественные тропы, имевшие целью укрепить христианские чувства читателей, как проявление плохого вкуса. Несмотря на это, сочинения Иоанна неоднократно переиздавались в XVIII—XIX веках.
Святитель Иоанн Тобольский (в миру Иван Максимович Васильковский, либо Иван Максимо́вич; декабрь 1651, Нежин, Нежинский полк, Войско Запорожское, Русское царство — 10 [21] июня… Развернуть
Отец мадам де Севинье, Сельс-Бенинь де Рабютен-Шанталь, погиб в бою (1627). Воспитывалась дедом, а затем его братом. Благодаря своим учителям — Ж. Шаплену и Ж. Менажу — прекрасно владела итальянским языком, в меньшей степени — латынью и испанским. В 1644 году вышла замуж за маркиза Анри де Севинье (1623—1651). После гибели мужа (в результате дуэли) посвятила себя воспитанию детей. Жила преимущественно в Париже, общалась с мадам де Лафайет, Ларошфуко, кардиналом де Рецем, мадемуазель де Монпансье. С 1677 года жила в парижском отеле Карнавале. Зимой 1695—1696 годов находилась в замке своей дочери мадам де Гриньян; здесь и скончалась. Похоронена в храме Гриньяна. Во время Великой французской революции могила была вскрыта, останки уничтожены.
Мадам де Севинье очень болезненно переносила разлуку с дочерью (та, выйдя замуж, перебралась в Прованс) и на протяжении почти тридцати лет вела с ней переписку (три-четыре письма в неделю). Кроме того, среди её адресатов — Менаж, её родственник Бюсси-Рабютен, её близкий друг Арно де Помпонн. Бюсси-Рабютен включил несколько её писем в собственные мемуары (1696). Первое отдельное издание писем вышло в 1726. В 1754 г. вышла большая подборка из 772 писем. На сегодняшний день известно 1120 писем мадам де Севинье, авторство части из которых сомнительно (оригиналы сохранились лишь в незначительной степени). В письмах проявилась высокая начитанность автора — мадам де Севинье знала произведения Рабле и Монтеня, Мадлен де Скюдери и Ла Кальпренеда, пьесы Корнеля и Расина, исторические сочинения Тацита, книги итальянских писателей (Ариосто и Тассо) и французских богословов.
Письма разнообразны по содержанию и интонации: иногда они напоминают светскую и, шире, газетную хронику; из них можно узнать о процессе Николя Фуке, о смерти Франсуа Вателя, о женитьбе герцога Лозена. Стиль писем временами связан с прециозностью и галантной традицией, но он отражает также влияние картезианства и янсенизма. Глубокий психологизм писем мадам де Севинье созвучен главному произведению её подруги мадам де Лафайет — «Принцессе Клевской».
Отец мадам де Севинье, Сельс-Бенинь де Рабютен-Шанталь, погиб в бою (1627). Воспитывалась дедом, а затем его братом. Благодаря своим учителям — Ж. Шаплену и Ж. Менажу — прекрасно… Развернуть
Симео́н По́лоцкий (в миру — Самуил Гаврилович (по другим данным — Емельянович) Петровский-Ситнианович (Ситниянович); Полоцкий — топонимическое прозвище; 12 декабря 1629, Полоцк, Полоцкое воеводство, Речь Посполитая — 25 августа 1680, Москва, Царство Русское) — русский и белорусский духовный писатель, богослов, поэт, драматург, переводчик. Его основные произведения, включая две пьесы («Трагедию о Навходоносоре» и «Комидию о блудном сыне»), вошли в состав сборников «Рифмологион» и «Вертоград многоцветный».
Симеон Полоцкий был наставником детей русского царя Алексея Михайловича от Марии Милославской (Фёдора, Ивана и Софьи), а также их единокровного брата Петра от Нарышкиной. Основатель школы при Заиконоспасском монастыре, учитель Сильвестра Медведева, наследовавшего его библиотеку и школу.
Родился в 1629 году в Полоцке, который в то время входил в Великое княжество Литовское в составе Речи Посполитой. В семье у Самуила-Симеона было три брата и сестра.
Учился в Киево-Могилянской коллегии, где был учеником Лазаря Барановича (с 1657 года — епископа Черниговского), с которым остался близок на всю жизнь.
Поскольку в своих книгах и рукописях Симеон именовал себя «hieromonachi Polocensis Ordinis Sancti Basilii Magni», то некоторые исследователи высказывали предположение, что знаменитый писатель вступил в униатский монашеский орден базилиан (Ordo Basilianus S. Josaphat)[9]. Это мнение является ошибочным, так как Симеон лишь следовал средневековой латинской традиции, согласно которой все восточные монахи, руководствующиеся общежительным уставом свт. Василия Великого, именовались «василианами», членами легендарного ордена Святого Василия («Ordo S. Basilii»).
Около 1656 года Симеон Полоцкий вернулся в Полоцк, принял православное монашество в Богоявленском монастыре и стал дидаскалом православной братской школы в Полоцке, для которой в ещё 1655 году сочинил рождественскую пастораль «Гутркi пастоховыя»[источник не указан 1687 дней]. При посещении этого города в 1656 году Алексеем Михайловичем Симеону удалось лично поднести царю приветственные «Метры» своего сочинения.
В 1664 году отправился в Москву, чтобы забрать вещи умершего там архимандрита Игнатия (Иевлевича); однако в родной Полоцк не вернулся. Царь поручил ему обучать молодых подьячих Приказа тайных дел, назначив местом обучения Спасский монастырь за Иконным рядом.
В 1665 году Симеон поднёс царю «благоприветствование о новодарованном сыне». В то же время он активно участвовал в подготовке, а затем и проведении Московского собора по низложению патриарха Никона и был переводчиком при Паисии Лигариде.
По уполномочию Восточных Патриархов, приехавших в Москву по делу Никона в ноябре 1666 года, Симеон произнёс перед царём орацию о необходимости «взыскати премудрости», то есть повысить уровень образования в Русском государстве.
В 1667 году назначен придворным поэтом и воспитателем детей царя Алексея Михайловича. Был учителем у Фёдора Алексеевича, благодаря чему тот получил отличное образование, знал латынь и польский, писал стихи. Симеон Полоцкий составлял речи царя, писал торжественные объявления. Ему было поручено «соорудить» Деяния Соборов 1666—1667 годов; переводил полемические трактаты Паисия Лигарида.
В «Сказании о зачатии и рождении… Петра Первого» П. Н. Крёкшина упоминается о том, что Симеон Полоцкий якобы точно предсказал по звездам великую судьбу царского сына, будущего Петра I. Эта поздняя история не соответствует действительности. Вероятно, основанием для этой неё послужили поздравительные вирши, преподнесенные Симеоном в день крещения юного Петра I, в которых присутствуют свойственные барочной поэтике астрологические темы.
Симеон Полоцкий был представителем европейского барокко, и ему многое казалось в консервативной русской среде странным. Например, преследовались скоморохи, бродячие музыканты, народные гульбища; женщины сидели в теремах, даже изучение иностранных языков считалось греховным. Всё же организовывать первую при царском дворе постановку поручили именно Симеону Полоцкому.
Симеона Полоцкого считают основоположником российского искусствоведения. Он признавал значимость античной мифологии, хотя для многих в то время она считалась языческой ересью. Он написал трактат об иконописи; считается, что стимулом для этого послужило сотрудничество с крупнейшим русским живописцем XVII века Симоном Ушаковым.
По поручению Собора 1666 года составил опровержение челобитных Лазаря и Никиты. В конце 1667 года сочинение было напечатано от имени царя и Собора под заглавием: «Жезл правления на правительство мысленного стада православно-российской церкви, — утверждения во утверждение колеблющихся во вере, — наказания в наказание непокоривых овец, — казнения на поражение жестоковыйных и хищных волков, на стадо Христово нападающих»". Книга является типичным образцом схоластической риторики. Участники собора дважды ссылались на это сочинение во время соборного обсуждения, оно сразу же было опубликовано и рекомендовано собором для чтения и просвещения христиан.
Однако спустя несколько лет книга была осуждена за содержащиеся в ней католические ереси (учение о непорочном зачатии Девы Марии («10 возобличение»), хлебопоклонную ересь («13 возобличение») — вопрос о времени пресуществлении св. Даров). Старообрядцы изначально резко отрицательно отнеслись к этому сочинению, назвав его «Жезлом кривления»]. Наличие латинских богословских мнений было впоследствии отмечено и одним из противников Полоцкого, чудовским монахом Евфимием. Летом 1665 года по указу Алексея Михайловича в Спасском монастыре были сооружены деревянные хоромы, куда были направлены на учёбу к Симеону молодые подьячие Приказа тайных дел. Судя по официальным документам приказа, к маю 1668 года школа была уже закрыта. Видимо, школа выполнила узкую цель: обучить латинскому языку — тогда языку дипломатии — молодых государственных чиновников, в числе которых был Сильвестр (Медведев), во многом продолживший впоследствии богословскую и творческую линию учителя.
С 1667 года на Симеона Полоцкого было возложено воспитание царских детей, для которых он написал несколько сочинений: «Вертоград многоцветный» (сборник стихотворений, предназначенный служить «книгой для чтения»), «Житие и учение Христа Господа и Бога нашего», «Книга кратких вопросов и ответов катехизических». В «Венце веры кафолической» Полоцкий сгруппировал всю сумму знаний, какие дали ему школа и чтение, начиная с апокрифов и заканчивая астрологией. В основу «Венца» положен апостольский символ, причем Полоцкий пользуется Библией по тексту Вульгаты, а при ссылках на церковные авторитеты охотнее всего цитирует западных писателей (блаженных Иеронима и Августина).
Несмотря на свои познания в области астрологии, Симеон Полоцкий активно боролся с экстрасенсами и шарлатанами. Он также не признавал заговоры и изобличал знахарей. Он написал проповедь «Поучение против суеверий»
Симеону Полоцкому приписывается большинством исследователей авторство первоначального проекта Устава («Привилегии на Академию») Славяно-греко-латинской академии, представленного на утверждение Фёдора Алексеевича в 1682 году Сильвестром Медведевым. По Уставу академии в редакции Симеона Полоцкого ректору и преподавателям академии предоставлялся высший контроль по делам веры и образования; на корпорацию академии возлагалась обязанность бороться с ересями, причём за многие преступления привилегия предусматривала сожжение. С. Соловьёв писал о «Привилегии»: «Московская академия по проекту царя Феодора — это цитадель, которую хотела устроить для себя православная церковь при необходимом столкновении своем с иноверным Западом; это не училище только, это страшный инквизиционный трибунал: произнесут блюстители с учителями слова: „Виновен в неправославии“ — и костер запылает для преступника.»
В богословском споре о времени преложения Святых Даров Симеон Полоцкий был поборником взгляда, впоследствии (в 1690 году) осуждённого как «хлебопоклонная ересь». Участвовал на «латинской» стороне в «разглагольствии» (диспуте) по данному вопросу в 1673 году с Епифанием Славинецким в Крестовой палате у патриарха Питирима в присутствии последнего и властей. В тот период спор имел чисто богословский характер; общественно-политическое звучание он приобрёл значительно позже, уже после смерти Симеона.
Симео́н По́лоцкий (в миру — Самуил Гаврилович (по другим данным — Емельянович) Петровский-Ситнианович (Ситниянович); Полоцкий — топонимическое прозвище; 12 декабря 1629,… Развернуть
Адам Олеарий — немецкий учёный и путешественник, побывавший в России в XVII в. В 1636 г., во время путешествия в Иран, он проплывал по Волге через территорию Чувашии, а 8 августа посетил Чебоксары.
Адам Эльшлегер (Олеарий) получил высшее образование в Лейпцигском университете. В 1627 г. стал преподавать на кафедре. Благодаря неустанному труду Олеарий быстро продвигался по служебной лестнице. В 1633 г. поступил на службу к герцогу Шлезвиг-Гольштейнскому, был назначен секретарем посольства в Московию и Персию. По просьбе герцога было получено согласие московского царя на проезд в Персию, и посольство выехало в дальний путь. Первая поездка состоялась в 1633—1634 гг., Олеарий принял в ней участие в качестве секретаря посольства. В экспедиции же 1635—1639 гг. он был уже в ранге советника. После многочисленных приключений, испытав даже кораблекрушение, второе посольство в 1636 г. достигло Москвы, затем отправилось по Оке и Волге до Астрахани и далее в Иран. Эти путешествия подробно описаны в книге.
По пути следования Адам Олеарий определял географическое положение разных мест, собирал всевозможные материалы по картографии, приобретал восточные книги и рукописи. Итогом этой кропотливой работы стала первая подробная карта Волги, опубликованная в 1656 г. во втором, дополненном издании книги Олеария «Подробное описание путешествия голштинского посольства в Московию и Персию в 1633, 1636 и 1639 годах». Посольство вернулось в Москву в 1639 г. Московский царь предложил Олеарию поступить на русскую службу в качестве астронома, но он отклонил это предложение.
После возвращения на родину Адам Олеарий обзавелся имением под Готторпом и там провел оставшиеся годы жизни. Он был верным подданым герцога Фридерика и его преемника Христиана Альбрехта.
В 1650 г. Адаму Олеарию поручили управление библиотекой и кунсткамерой. В библиотеке герцога видное место заняли привезенные Олеарием из далекого путешествия арабские, персидские и турецкие книги и рукописи. Зная восточные языки, он занялся переводами, и многое из переведённого издал. Долгое время работал над составлением арабско-персидско-турецко-немецкого словаря, оставшегося, к сожалению, в рукописи.
Под руководством Олеария с 1654 по 1664 гг. строился знаменитый Готторпский глобус одиннадцати футов (около 3,5 м) в диаметре с изображением на внутренней стороне звездного неба, а на наружной — поверхности земного шара. Внутри глобуса был устроен стол, за которым могли сидеть десять человек, наблюдая за движением небесных тел по системе Николая Коперника. Этот глобус в 1713 г. внуком герцога Фридерика Христианом-Августом был подарен Петру I и перевезен в Санкт-Петербург.
Жизнь Адама Олеария в целом протекала спокойно, хотя смуты XVII в. коснулись и его. Во время датско-шлезвигской войны 1658 г. его дом был разграблен, и многое из созданного этим разносторонним учёным было безвозвратно утеряно. Адам Олеарий умер 22 февраля 1671 г. в возрасте 72 лет.
Адам Олеарий — немецкий учёный и путешественник, побывавший в России в XVII в. В 1636 г., во время путешествия в Иран, он проплывал по Волге через территорию Чувашии, а 8… Развернуть
Луи де Рувруа, герцог Сен-Симон — один из самых знаменитых мемуаристов, автор подробнейшей хроники событий и интриг версальского двора времен Людовика XIV и Регентства.
Сын одного из фаворитов Людовика XIII, дальнего родственника принца Конде, который в «день одураченных» вовремя переметнулся на сторону Ришелье, за что был пожалован в герцоги. В 1692 г. совершил свой первый поход под начальством маршала Люксембурга, во время которого отличился в сражениях при Флерюсе и Неервиндене. В 1693 г. наследовал титул герцога и пэра и был произведен в бригадные генералы.
Сен-Симон вскоре оставил военную службу, т.к. не пользовался расположением Людовика XIV. Придерживаясь строго аристократических взглядов, будучи последователем янсенизма и человеком строгих нравов, он стоял на стороне дофина и враждовал с мадам Ментенон и легитимированными принцами. Потом примкнул к партии герцога Орлеанского, хотя с его любимцем, кардиналом Дюбуа, общий язык найти не смог.
Когда его покровитель сделался регентом, Сен-Симон был назначен в совет регентства. После заключения мира с Испанией герцог был послан регентом в Мадрид, где устроил помолвку малолетнего Людовика XV с инфантой Марией-Анной, за что ему был пожалован титул гранда. После смерти регента Сен-Симон завершил придворную карьеру и, не желая видеть торжество врагов, удалился в своё имение Лаферте-Видам, где посвятил себя написанию мемуаров.
Луи де Рувруа, герцог Сен-Симон — один из самых знаменитых мемуаристов, автор подробнейшей хроники событий и интриг версальского двора времен Людовика XIV и Регентства. Сын… Развернуть