Франсуа Фенелон — французский священнослужитель, писатель, педагог, богослов. Автор знаменитого романа «Приключения Телемака» — литературного бестселлера XVIII—XIX веков.
Фенелон был выходцем из знатного обедневшего рода. Он родился в Сент-Мондане (Перигор). Его отец, Понс де Фенелон, скончался, когда сыну было 12 лет; до этого времени Франсуа жил в своём родовом замке, не очень много времени посвящая занятиям вследствие слабого здоровья. Затем его взял под свою опеку дядя, Франсуа де Салиньяк де ла Мот-Фенелон, епископ Сарла; учился в Кагорском университете и в Парижской семинарии св. Сульпиция; тонзурован в 1669 г. С 1671 каноник собора в Сарла. С 1679 настоятель незадолго до того учреждённой конгрегации «Новые католички» (Nouvelles catholiques), назначением которой являлась катехизация молодых сторонниц протестантизма. В 1683 году скончался наставник и опекун Фенелона маркиз Антуан де Фенелон-Маньяк. В 1680-1685 годах Фенелон проповедовал в Париже и диоцезе Мо. После отмены Нантского эдикта (октябрь 1685) ему поручили проповедовать католицизм насильно обращённому протестантскому населению Сентонжа и Пуату, где он оставался до июня 1686 года. В 1688 году Фенелон познакомился с известным мистиком, мадам Гийон. Фенелон ввёл её в кружок госпожи Ментенон (с 1691 года он стал духовником последней), где Гийон своим страстным темпераментом увлекла даже расчетливую и холодную возлюбленную короля. Сам Фенелон до того увлёкся идеями квиетизма, которые проповедовала Гийон, что открыто отстаивал их, рискуя своим положением и своей карьерой.
В 1689 году при содействии Боссюэ Фенелон был представлен ко двору, а 16 августа — назначен наставником внука Людовика XIV, герцога Бургундского; ему помогали герцог де Бовилье (гувернёр принца) и друг Фенелона аббат Клод Флёри. Мальчик был очень даровит, но избалован до крайности. Фенелон, по свидетельству современников, произвёл чудо: дерзкого, своенравного, буйного мальчика скоро нельзя было узнать. Находили даже, что воспитатель переусердствовал и чересчур основательно укротил нрав своего питомца. Годом позже Фенелон был назначен наставником герцога Филиппа Анжуйского, младшего брата герцога Бургундского, будущего короля Испании Филиппа V. В 1693 году Фенелон был избран членом Французской академии (вместо Пелиссона); во вступительной речи (31 марта) он выразил свои воззрения на литературу. Возможно, декабрем 1693 года следует датировать анонимное письмо Фенелона Людовику XIV, в котором он подверг критике политику монарха и его министров (опубликовано в 1787 г.). При этом Фенелон продолжал находиться в фаворе у короля: в декабре 1694 г. он был назначен настоятелем аббатства Сен-Валери-сюр-Сомм, а в феврале 1695 года — возведён в сан епископа Камбрезского.
ешающим событием в судьбе Фенелона стала публикация в январе 1697 года его книги в защиту квиетизма «Разъяснения высказываний святых касательно внутренней жизни» («Explication des maximes des saints sur la vie intérieure». Против неё выступил Боссюэ; Фенелон обратился с письмом к папе Иннокентию XII с просьбой вынести своё решение. Курия долго колебалась, ибо Боссюэ, опора галликанизма, далеко не был там популярен; но обидеть могущественного французского короля понтифик не решался (двор был на стороне Боссюэ). Первый приговор курии оказался благоприятным для Фенелона: голоса судей разделились поровну, но под давлением Людовика XIV папа велел вновь пересмотреть дело, и во второй инстанции книга была единогласно осуждена. 1 августа Фенелон получил приказ покинуть двор и отправиться в свою епархию. Камбре незадолго перед тем был присоединен к Франции по Нимвегенскому миру; население его было преимущественно фламандское и к новому государю особенной любви не обнаруживало. Нужно было примирить его с Францией; это сделалось целью Фенелона, и он её в значительной степени достиг. Остаток жизни Фенелон посвятил борьбе с янсенизмом и сочинительству. В январе 1699 года Фенелон лишается титула наставника королевских отпрысков; между тем через полгода папа шлет ему своё благосклонное письмо и выражает пожелание, чтобы тот стал кардиналом. В августе 1710 года к Фенелону в Камбре прибыл и к концу года обратился в католичество англичанин шевалье Рэмзи, впоследствии ставший его первым биографом. В апреле 1711 года умер дофин, и наследником престола стал герцог Бургундский, питомец Фенелона. Сторонники Фенелона пригласили его участвовать в разработке основ тех реформ, которые должны были быть произведены после смерти монарха. Фенелон встретился со своими единомышленниками в небольшом городке Шоне, и там были намечены важнейшие принципы будущих преобразований (сокращение придворных штатов, разграничение духовной и светской власти, провозглашение свободной торговли и пр.) Однако труд этот оказался напрасным: герцог Бургундский умер 6 месяцев спустя после смерти отца.
Умер Фенелон в Камбре 1 января 1715 года, за восемь месяцев до Людовика XIV.
Франсуа Фенелон — французский священнослужитель, писатель, педагог, богослов. Автор знаменитого романа «Приключения Телемака» — литературного бестселлера XVIII—XIX веков.… Развернуть
Фэн Мэнлун — выдающийся писатель и деятель китайской культуры. Уроженец Южноречья. Выходец из привилегированной семьи, получил хорошее образование, но на ученой и чиновной стезе особенного успеха не имел и лишь в 57 лет получил звание гуншена, хотя некоторое время занимал пост начальника уезда. С молодых лет был известен как человек большого, самобытного таланта, но и вольного нрава и независимых суждений. Проявил себя как незаурядный драматург, эссеист и поэт, но прежде всего известен как собиратель и редактор произведений народного творчества и демократической литературы.
Фэн Мэнлун был собирателем сюжетов любовных историй "История чувств", составителем книг народных песен "Песни гор", нравоучительных притч "Сума разума", исторических и бытовых анекдотов "Палата смеха". Автор или соавтор волшебного романа "Развеянные чары", редактор знаменитой эпопеи «Троецарствие» Ло Гуаньчжуна. Более всего известен как составитель и редактор напечатанного в 1621-1627 годах свода "Троесловие" ("Сань янь")- трех сборников хуабэнь по сорок повестей в каждом: "Слово назидательное, мир наставляющее" ("Юй ши минь янь"), известное также как "Повести о древнем и современном" (Гу цзинь сяошо"), "Слово простое, мир предостерегающее" ("Цзинь ши тун янь") и "Слово бессмертное, мир пробуждающее" (Син ши хэн янь"). Некоторые повести сборника написаны самим Фэн Мэнлуном, другие им отредактированы.
Фэн Мэнлун — выдающийся писатель и деятель китайской культуры. Уроженец Южноречья. Выходец из привилегированной семьи, получил хорошее образование, но на ученой и чиновной стезе… Развернуть
Бенджамин Джонсон или Бен Джонсон — английский поэт, драматург, актёр, теоретик драмы.
Биографические сведения о нём, как и о Шекспире, крайне туманны. Известно, что Бен Джонсон учился в Вестминстерской школе под руководством и, возможно, на средства историка Уильяма Кэмдена и получил там хорошее образование; есть указания, что после окончания школы он был каменщиком. Материалы, относящиеся к биографии Джонсона, в большинстве случаев носят легендарный характер. Имеются довольно обстоятельные воспоминания о Бене Джонсоне шотландского поэта Уильяма Драммонда, в которых изложены взгляды Бена Джонсона на искусство, его отношения к другим поэтам, к театру, но и приведённые здесь данные о Джонсоне недостоверны. Джонсон был одним из наиболее образованных людей своего времени, но неизвестно, каким путём он получил образование. Он был избран магистром искусств в двух университетах, посвящал им свои произведения, но нет никаких данных о том, что он был связан с научной жизнью университетов или даже учился в каком-либо из них.
Джонсон процветал как драматург во время первого десятилетия правления Якова. К 1616 он написал все пьесы, от которых зависела его репутация как драматурга. Включая трагедию «Заговор Катилины» (Catiline), которая достигла лишь небольшого успеха, и комедии «Вольпоне» (Volpone), «Эписин, или Молчаливая женщина» (Epicoene, or the Silent Woman (обе 1609)), «Алхимик» (The Alchemist (1610)), «Варфоломеевская ярмарка» (Bartholomew Fair (1614)) и «Черт выставлен ослом» (The Devil is an Ass (1616)). «Алхимик» и «Вольпоне» сразу же стали успешными.
Его проблемы с английскими властями продолжались. В 1603 его допрашивал тайный совет о его политической пьесе о коррупции в Римской Империи — «Сеян» (Sejanus). У него также были проблемы с пьесами, в которых были политические темы. После покушения на короля Якова, он был приглашен тайным собранием для того, чтобы убедить некого священника сотрудничать с правительством; этим священником стал Отец Томас Райт, который слышал исповедь Гая Фокса. В то же время, Джонсон преследовал более престижную карьеру писателя для театра масок двора Якова. «Сатир» (The Satyr) и «Маска тьмы» (The Masque of Blackness) две из пары дюжин постановок, которые он написал для Якова и королевы Анны; последняя была восхвалена Суинберном, как пример несуществующей до тех пор смеси танцев, представлений и речи.
В 1616 его пенсия составляла 60 фунтов стерлингов в год, после чего его начали считать первым поэтом-лауреатом Англии. Этот знак королевской милости вдохновил его на выпуск первой серии работ за этот год. Другие работы вышли в 1640—1641 и 1692 годах.
В 1618 он пешком отправился в свою родную Шотландию. Тут он провел больше года и лучшим на его памяти гостеприимством обладал шотландский поэт Драммонд из Готорндена. Драммонд старался записывать в дневник как можно больше о своем общении с Джонсоном, таким образом раскрывая личность Джонсона. Его мнения, в кратких отчетах Драммонда, имеют экспансивные и даже повелительные настроения. В комментарии, добавленном Драммондом, он описан как «большой любитель похвалить себя, не уважающий распутную власть».
Будучи в Шотландии, он был признан почетным гражданином Эдинбурга. По возвращении в Англию, он был награждён почетной степенью Магистра Искусств Оксфордского университета.
Период между 1605 и 1620 можно рассматривать как рассвет Джонсона. Помимо популярности на публичной сцене и королевского двора, он пользовался покровительством аристократов, таких как Элизабет Сидни. Эта связь с семьей Сидни дала толчок к написанию одного из самых знаменитых его стихов «К Пенхерсту» (Penshurst).
1620 год стал началом длительного и медленного упадка Джонсона. Он все ещё оставался известным; с этого времени известными становятся «Сыны Бена» или «Клан Бена», молодые поэты такие как Роберт Геррик, Richard Lovelace и Джон Саклинг, на чьи стихи повлиял Джонсон. Однако серия неудач высосала его силы и нанесла урон его репутации.
Джонсон возобновил написание пьес в 1620, но они не рассматриваются как его лучшие. Они представляют значительный интерес в изучении культуры Англии Карла I. The Stample of News, к примеру, предлагает взгляд на раннюю стадию развития английской журналистики. У этой пьесы был холодный прием, однако ничто не сравнится с провалом The New Inn, холодный прием этой пьесы вынудил Джонсона написать поэму, осуждающую его аудиторию (the Ode to Myself), которая вынудила Томаса Кэрью, одного из «племени Бена», ответить стихотворением, в котором он просит Джонсона признать свой упадок.
Несмотря на удары, которые он испытал в 1620, Джонсон продолжал писать. На момент его смерти в 1637 он, кажется, работал над очередной пьесой, The Sad Shepherd. Хотя было всего 2 акта, они представляли новое для Джонсона направление: «пастушья драма». В ранние 1630 он вел переписку с Джеймсом Хауэллом, который предупредил его о немилости при дворе после диспута с Jones.
Джонсон похоронен в Уголке поэтов в Вестминстерском аббатстве, c надписью «O Rare Ben Johnson» выбитой на его надгробии. Было предположение, что это должно читаться как «Orare Ben Jonson» (молитва за Бена Джонсона), которое показывает возвращение к католицизму на смертном одре, но между «О» и «rare» есть расстояние. Исследователи полагают, что это дань от Уильяма Давенанта, его преемника, так как такая же фраза появится на его надгробии. Тот факт, что он похоронен в вертикальной могиле может быть свидетельством его материального положения на момент смерти, к тому же было написано, что Джонсон просил для могилы ровно 18 квадратных дюймов от монарха и получил вертикальную могилу, чтоб поместиться на этом месте.
Бен Джонсон (Бен Джонсон, Бенджамин Джонсон, англ. Ben Jonson; 11 июня 1572, по другим сведениям 1573, Лондон — 6 августа 1637, там же) — английский поэт, драматург, актер, теоретик драмы.
Родился предположительно 11 июня 1573 в Лондоне, однако записей о его рождении и крещении не сохранилось. Отчим Джонсона, Роберт Бретт, был каменщиком и имел недвижимость в Хартшорн-Лейн. Джонсон и Бретт участвовали в строительстве "Линкольнз Инн" в Лондоне и упоминаются в числе лиц, пожертвовавших средства на воздвижение церкви Св. Мартина в 1597 г.
Джонсон получал образование сначала в школе при церкви св. Мартина, а затем (вероятно, с 1580 до года битвы с Непобедимой армадой, 1588) в Вестминстерской школе, где его наставником был У.Кэмден (1551-1623), знаток античности, географ, историк, антиквар и поэт. Окончив Вестминстерскую школу, Джонсон сменил профессии каменщика, солдата и актера и занялся сочинением пьес.
14 ноября 1594 Бенджамин Джонсон был обвенчан с Энн Льюис в церкви св. мученика Магна близ Лондонского моста. В приходских книгах за 1599-1610 упоминаются дети некоего Бенджамина (или Бена) Джонсона.
Джонсон фигурирует в судебных протоколах за 1597 г. как один из трех актеров, которые были взяты под стражу и подверглись допросу за исполнение "Собачьего острова" Т. Нэша. Всех троих выпустили в октябре 1597. Это было первое из по меньшей мере четырех тюремных заключений, каким поэт подвергся в течение жизни.
В том же 1597 Джонсон впервые упоминается как автор пьес в записях постановщика Ф. Хенслоу.
Самым богатым событиями в биографии Джонсона и едва не стоившим ему жизни стал 1598 год. В конце 1597 или начале 1598 была поставлена первая из его сохранившихся пьес — "Обстоятельства переменились" (The Case Is Altered). За ней последовала комедия "Всяк в своем нраве" (Every Man in his Humour). Это была первая из девяти пьес Джонсона, поставленных труппой лорда-камергера (впоследствии — труппой Его величества короля). В главных ролях были заняты Р. Бербедж (ок. 1567-1619) и У. Шекспир. 22 сентября Джонсон убил театральной рапирой Г. Спенсера, вместе с которым годом раньше сидел в тюрьме за "Собачий остров". В архиве Мидлсекской тюрьмы за октябрь 1598 есть запись о том, что Джонсону выжгли клеймо "Тайберн Т." (букв. "Тайбернское дерево"; Тайберн — место публичной казни в Лондоне).
Пьеса "Всяк в своем нраве" была поставлена труппой лорда-камергера в 1599, а в 1600 вышла изданием in quarto. В промежутке между этой пьесой и трагедией "Сеян" (Sejanus, 1603) Джонсон участвовал в т.н. "войне театров". Предполагается, что нападки на Джонсона его литературных противников (в частности, Т. Деккера) побудили его на время отказаться от комедии и обратиться к трагедии. В "Сеяне" он демонстрирует основательное знание римской истории, главным образом по Тациту. Хотя ни Сеян, ни написанная восемью годами позднее и сходная с ней по стилистике трагедия "Катилина" (Catiline) не имели успеха у публики, обе они свидетельствуют о незаурядных достижениях Джонсона как ученого, философа истории и мастера сильного, рельефного стиха. Затем Джонсон пишет три свои лучшие комедии — "Вольпоне" (Volpone, 1606), "Молчаливая женщина" (The Silent Woman, 1609) и "Алхимик" (The Alchemist, 1610).
"Празднество в Альтропе" (The Entertainment at Althrope, 1603), написанное "на прибытие в королевство" королевы Анны (супруги Якова VI Шотландского) и принца Генри, открывает серию масок и дивертисментов для королевской семьи.
В 1603 или 1604 Джонсон пишет Панегирик на восшествие на престол государя Якова и Часть дивертисмента к коронации Якова, за которые ему было назначено жалованье поэта-лауреата (хотя соответствующего звания он не получил).
Комедия "Эй, к востоку" (Eastward Ho!, 1605), написанная Джонсоном в соавторстве с Дж. Чапменом и Д. Марстоном, — блестящий образец удачного соединения несхожих талантов. За содержавшиеся в пьесе выпады против королевского двора авторы были арестованы.
Сохранились письма Джонсона и Чапмена из тюрьмы к нескольким влиятельным лицам с просьбами о заступничестве, которые, по-видимому, возымели действие — все трое были освобождены без суда.
В последующее десятилетие авторитет Джонсона как драматурга и придворного поэта вырос. Его совместные с И. Джонсом (1573-1652) работы стали высшим достижением в истории придворной "маски"; они же сблизили Джонсона с виднейшими музыкантами, художниками, государственными лицами и придворными. Хотя вражда между Джонсоном и Джонсом, очевидно, началась уже в это время, открытый разрыв произошел только несколько лет спустя.
В 1612 или 1613 был завершен сборник "Эпиграммы", который Джонсон считал "самым зрелым своим произведением".
В 1612-1613 в качестве проводника или наставника Джонсон отправился за границу с непутевым сыном У. Рэли, а в 1614 сочинил стихотворное посвящение к Истории сэра Уолтера.
В 1614 Джонсон сочинил "Варфоломеевскую ярмарку" (Bartholomew Fair), не уступающую его лучшим комедиям, а завершился этот триумфальный период изданием фолио в 1616 — первым из драматических фолиантов якобитской эпохи и лучшим в текстологическом отношении. Тщательность Джонсона при его подготовке вполне соответствует литературному уровню вошедших в него пьес, но в глазах потомков самым важным оказалось то, что успех издания привел к публикации шекспировского фолио в 1623 (т.н. Первое фолио).
Джонсон получил почетные ученые степени от Оксфордского и Кембриджского университетов; однако документально подтверждено только присуждение степени в Оксфорде в 1619 г.
Вслед за Д. Драйденом принято считать, что после "Варфоломеевской ярмарки" начался закат драматического таланта Джонсона, но этого нельзя сказать о его поэтическом даре, раскрывающемся в полную силу в стихотворном панегирике "Памяти любимого друга", сочинителя Уильяма Шекспира, который был включен в изданное в 1623 при участии Джонсона Первое фолио Шекспира.
Со смертью короля Якова в 1625 в жизни Джонсона начался долгий период лишений: осаждали кредиторы (между 1626 и 1634 ггю на него было подано по крайней мере шесть жалоб), к тому же разбил паралич; король Карл был к нему равнодушен, а соперник И. Джонс процветал; его новые пьесы проваливались на сцене и подвергались жестоким насмешкам литературных противников.
Умер Джонсон 6 августа 1637 г., похоронен на Вестминстерском кладбище; надпись на могиле гласит: "О несравненный Бен Джонсон".
©
Бенджамин Джонсон или Бен Джонсон — английский поэт, драматург, актёр, теоретик драмы. Биографические сведения о нём, как и о Шекспире, крайне туманны. Известно, что Бен… Развернуть
Ли Юй (1610 или 1611, Жугао, пров. Цзянсу — 1679 или 1680, Ханчжоу) — китайский прозаик-романист, драматург, эссеист, теоретик театра. Автор романов, сборников повестей и пьес. Внёс большой вклад в театральное искусство. Издал и прокомментировал Троецарствие и другие классические эпопеи.
Ли Юй родился в 1610 году при династии Мин (1368 - 1644). Когда ему было 30 лет, в Китае происходила смена династий. Последняя феодальная династия в истории Китая Цин (1644 - 1911) военным путем свергла династию Мин. Это вызвало серьезные беспорядки в обществе, которые длились в течение несколько десятков лет. Вся жизнь Ли Юя прошла на фоне этих социальных волнений.
Ли Юй с детства воспитывался согласно принципам традиционного конфуцианского воспитания и надеялся сделать традиционный выбор для интеллигентов того времени, т.е. двигаться по карьерной лестнице чиновника через экзамены. Однако так как его жизнь выпала на время смуты, он несколько раз принял участие в государственных экзаменах, но провалился. После этого Ли Юй отбросил погоню за личной славой и выгодой. Он открыл небольшой книжный магазин, и зарабатывал себе на пропитание гравировкой именных печатей и услугами писаря. Вместе с тем он направлял все свои усилия на театральное творчество.
Самый большой творческий вклад Ли Юя состоит в написании пьес и эссе по театральному искусству. Он написал десять пьес. Сюжеты пьес извилисты, захватывающе и юмористичны, взяты из реальной жизни и обладают сценичностью. Его пьесы созданы не только для увеселения, они несут нагрузку серьезного социального содержания. В пьесах подвергаются критике отношения типа «хозяин вассал» а также брак, продиктованный родительской волей. Пьесы Ли Юй стали популярны в народе, и проникли в Японию и в страны юго-восточной Азии, которые имели тесные связи с Китаем. До сих пор в традиционных постановках Китая неизменно присутствуют пьесы Ли Юя.
Ли Юй являлся и драматургом постановок своих пьес на сцене. Он брал на себя роли и режиссера и актера. Среди светских людей и интеллигенции древнего Китая профессия актера считалась низкой. Однако Ли Юй любил свое дело и организовал гастроли своего театра в десятках провинциях в течение более двадцати лет.
Долгая театральная практика во многом обогатила опыт Ли Юя.
Ли Юй (1610 или 1611, Жугао, пров. Цзянсу — 1679 или 1680, Ханчжоу) — китайский прозаик-романист, драматург, эссеист, теоретик театра. Автор романов, сборников повестей и пьес.… Развернуть
Антуан Гамильтон (правильнее д’Амильтон; фр. Antoine, comte d’Hamilton, 1646 год — 21 апреля 1720 года) — англо-французский писатель. Родился в Ирландии (по разным источникам, в Лауте или в Типперэри) в семье шотландского аристократа, эмигрировавшего во время английской революции во Францию, где Гамильтон и получил воспитание.
Вернулся на родину при реставрации. В 1688 году, после падения Стюартов, снова эмигрировал во Францию. В своих произведениях Гамильтон отражает пессимизм эмигрантской аристократии; с едкой, хотя и неглубокой иронией даёт он картину нравов придворной знати. Главное произведение Гамильтона — «Mémoires du comte de Grammont» — «Мемуары графа Грамона» (Филибер де Грамон[en] (1621—1707) — зять Гамильтона, участник Фронды, изгнанный Людовиком XIV и известный своими похождениями при дворе), написанное в 1704 году, изданное в 1713 году — классический образец французской прозы XVII века, наряду с «Caractères»; Гамильтон дал, наряду со скандальной хроникой двора и аристократии, прекрасные портреты: Кромвеля, Людовика XIV и др.
Его «Contes de Féerie» (сказки), пародируя модные тогда среди аристократии волшебные сказки и «1001 ночь» Галлана, так же как и «Мемуары» являются отражением полемической устремлённости Гамильтона; они оказали значительное влияние на французскую новеллу XVIII века.
Антуан Гамильтон (правильнее д’Амильтон; фр. Antoine, comte d’Hamilton, 1646 год — 21 апреля 1720 года) — англо-французский писатель. Родился в Ирландии (по разным источникам,… Развернуть
Шарлотта-Роза де Комон де Ла Форс или мадемуазель де Ла Форс (Charlotte-Rose de Caumont de La Force or Mademoiselle de La Force) — французская романистка, поэтесса, сказочница. Одна из известнейших писательниц XVII столетия, состояла членом падуанской Академии Риковрати (Accademia dei Ricovrati)
Использовала также псевдоним Mademoiselle de ***.
Мадемуазель де Ла Форс — дочь Франсуа де Комон де Ла Форса, восьмого сына маршала де Ла Форса, маркиза де Кастельморона и Маргариты де Висосе. Родом с Шато де Казенев, Жиронда, Франция. В 1666 году она поступила на службу к королеве Марии Терезе Австрийской, которую оставила в 1673 году, став компаньонкой мадам де Гиз (до 1680 года). Рожденная в протестантской семье, в 1686 году она перешла в католичество и получила от Луи XIV пенсион в 1000 экю.
Писательскую карьеру она начала в 1692 сборником сказок «Les fées, contes des contes». Далее Шарлотта де Ла Форс писала романы, открывающие интимные секреты известных людей, сюжеты были завязаны на любовных интригах: «Тайная история Бургуни» (Histoire secrete de Bourgogne), «Тайная история Энрике IV, короля Кастилии» (Histoire secrète de Henri IV, roi de Castille), «История Маргариты де Валуа, королевы Наваррской» (Histoire de Marguerite de Valois, reine de Navarre). Эти романы были очень популярны в XVIII веке. В дополнение к романам Мадемуазель де Ла Форс писала стихи.
В свою очередь собственные любовные похождения Шарлотты также не раз вызывали скандалы во французском свете, в особенности отношения с комиком и комедиографом Мишелем Бароном и длительная связь с Шарлем Брионом (Charles Brion), который был много моложе нее. С разрешения короля Шарлотта и Шарль Брион заключили тайный брак, который позже по настоянию ее семьи был аннулирован. В конце концов в 1697 г. под грузом многочисленных скандалов и сплетен мадемуазель была вынуждена удалиться в бенедиктинский монастырь в Герси-ан-Бри под угрозой лишения королевской пенсии. В монастыре она написала мемуары «Христианские размышления бывшей мадемуазель де Ла Форс» (Pensées chrétiennes de défunte de Mlle de La Force). Лишь через шесть лет ссылки она получила позволение короля вернуться в Париж, куда вернулась 14 января 1713 года. В Париже она и умерла.
Фантастическое в творчестве. Писательница внесла свой вклад в создание волшебных сказок, вписав своё имя рядом с Шарлем Перро, Мари-Катрин д'Онуа, Мари-Жанной Л'Эритье де Виллодон и Генриеттой Жюли де Мурат изданием сборника «Сказки сказок» (Les Contes des Contes) и его переизданием под названием «Сказки фей» (Les Contes des Fée). Самой известной её работой на сказочной ниве стала «Персинетта», позже переработанная братьями Гримм в знаменитую «Рапунцель». История этой сказки сама достойна отдельного описания, так как встречается в разных вариациях не у одного автора и мадемуазель де Ла Форс тоже не была здесь первой. Сама писательница, Шарлотта, стала главной героиней историко-фэнтезийного романа Кейт Форсит «Старая сказка» (Bitter Greens, 2012) — фэнтезийного пересказа «Рапунцель».
Шарлотта-Роза де Комон де Ла Форс или мадемуазель де Ла Форс (Charlotte-Rose de Caumont de La Force or Mademoiselle de La Force) — французская романистка, поэтесса,… Развернуть
Иоганн Валентин Андреэ – немецкий лютеранский теолог, алхимик, математик, писатель. Писал на немецком и на латыни. Написал символический алхимический роман «Химическая Свадьба Христиана Розенкрейца», также ему приписывают иногда манифесты ордена Розенкрейцеров, но, скорее всего, они ему не принадлежат.
С 1601 года учился в Тюбингене. Во времена студенчества увлекался литературой и состоял в кружке парацельсистов, где и почерпнул идеи для дальнейшего творчества, к тому времени и принадлежат первые попытки писать. Он написал, среди прочего, две комедии на сюжеты библейской Книги Есфирь и мифа о Гиацинте, а также первую версию Химической Свадьбы, до нас не дошедшую.
Не доучившись, отправляется путешествовать по Швейцарии, Австрии, Франции, Италии в качестве гувернера с дворянами (до 1614 года).
В 1614 году получил место диакона в Вайгингене, в 1620 - городского священника и суперинтендента в Кальве, в 1639 - придворного проповедника и консисториального советника в Штутгарте, в 1650 - аббата и генерал-суперинтендента в Бебенгаузене, в 1654 - аббата в Адельберге.
Иоганн Валентин Андреэ – немецкий лютеранский теолог, алхимик, математик, писатель. Писал на немецком и на латыни. Написал символический алхимический роман «Химическая Свадьба… Развернуть
Джордано Бруно (настоящее имя Филиппо, прозвище — Бруно Ноланец) — итальянский монах-доминиканец, философ и поэт, представитель пантеизма.
Будучи католическим монахом, Джордано Бруно развивал неоплатонизм в духе возрожденческого натурализма, пытался дать в этом ключе философскую интерпретацию учения Коперника.
Родился Джордано Бруно в городе Нола в 1548 году в военной семье. В одиннадцатилетнем возрасте в биографии Джордано Бруно состоялся переезд в Неаполь. Мальчик занялся изучением логики и литературы. Спустя 4 года после этого Бруно пришел в монастырь Святого Доминика. Он стал монахом, сменил имя Филиппо, данное при рождении, на Джордано. Выразив сомнение в некоторых божественных принципах, Бруно навлек на себя подозрения. Затем, если рассматривать краткую биографию Джордано Бруно, произошел его побег. Вначале он остановился в Риме, а после отправился на север Италии.
Вслед за этим в биографии Бруно последовали частые путешествия по европейским государствам, во время которых он читал лекции. После одного такого удачного выступления Генрих III Французский предложил Бруно остановиться у него во дворе. Также благодаря содействию короля Джордано Бруно отправился в Англию. Там философ находился под покровительством власти, опубликовал несколько своих работ. Однако очень быстро Джордано нажил новых врагов, а в 1585 снова вернулся во Францию.
По приглашению Джованни Мочениго Бруно остановился в Венеции. Но после очередной ссоры Мечениго отправил инквизитору письмо, в котором рассказывал о негативном отношении Бруно к религии, отрицании божественных начал. После еще двух доносов в биографии Д.. Бруно последовал арест. Бруно заключили в тюрьму, где продержали семь лет. Не сумев изменить взгляды философа, инквизиторы вынесли ему смертный приговор, поставив тем самым точку в и без того краткой биографии Бруно. 17 февраля 1700 года на площади Кампо деи Фиори Джордано Бруно был сожжен на костре.
В философских идеях Бруно совмещались: натурфилософия, неоплатонизм, философия пифагорейцев и античных материалистов. Бруно в своей биографии предполагал, что Вселенная бесконечна, в ней существует множество подобных Солнцу тел, а в нашей Солнечной системе есть неизвестные пока планеты. Ученый выдвинул предположение, что на других планетах может быть жизнь. В своей биографии Бруно проявил также литературный талант. Его произведения характеризуются свободной драматической формой. Среди его литературных работ: комедия «Подсвечник», поэма «Ноев ковчег», множество философских сонетов.
Джордано Бруно (настоящее имя Филиппо, прозвище — Бруно Ноланец) — итальянский монах-доминиканец, философ и поэт, представитель пантеизма. Будучи католическим монахом, Джордано… Развернуть
Якоб Бёме — великий мистический философ, один из самых выдающихся теософов средневековья, немецкий христианский мистик, провидец, родоначальник западной софиологии — учения о «Премудрости Божией».
В детстве он был обыкновенным пастухом, а после того, как в деревенской школе научился читать и писать, стал подмастерьем бедного сапожника в Герлице. Он был прирожденным ясновидящим самых чудесных способностей. Без образования или знакомства с наукой он писал труды, которые, как теперь доказано, полны научных истин; но, как он сам говорил, то, о чем он писал, он "видел как будто в большой Глубине в Вечном". Он обладал "полным представлением о вселенной как бы в хаосе", которое все же "время от времени открывалось в нем, как в молодом растении". Он был совершенным прирожденным Мистиком, и, несомненно, очень редкого склада, одной из тех тонких натур, материальная оболочка которых никоим образом не препятствует прямому - хотя бы только случайному - взаимодействию между умственным и духовным Эго. "Человек должен сознавать", он пишет, "что его знания не есть его собственные, но от Бога, который проявляет Идеи Мудрости в Душе Человека, в той мере, как он пожелает".
Как только один из списков «Авроры», первого сочинения этого нового немецкого пророка и реформатора, попался на глаза гёрлицкого обер-пастора, г-на Грегора Рихтера, Бёме был по решению городского совета почти сразу же заключен под стражу, а потом даже изгнан на какое-то время из своего города. И хотя впоследствии ему было разрешено вернуться, он, однако, должен был дать обещание не браться более за перо. Спустя шесть лет, несмотря на непрекращающуюся опасность со стороны ортодоксального протестантского духовенства он печатает (1618—1624) одно за другим свои главные произведения: «Описание трех принципов Божественной сущности» (1619), «О тройственной жизни человека» (1620), «О вочеловечивании Иисуса Христа» (1620), «De Signature Rerum, или О рождении и обозначении всех существ» (1622), «Mysterium Magnum, или Великое Таинство» (1623), «О выборе милости» (1623).
О смерти Бёме сохранилось следующее придание. Проболев недолгое время горячкой, он вскоре после полуночи позвал своего сына Товия и спросил его, слышит ли он прекрасную музыку, которая раздается вблизи? Сын ответил, что ничего не слышит. Тогда Бёме, чтобы лучше слышать ее, велел отворить двери. Потом он спросил, который час. Ему сказали - пробило два. “Мой час еще не настал. Мой черед прийдет через три часа”. Потом он молился, сделал некоторые распоряжения относительно рукописей и около 6 часов умер с улыбкой на лице, сказав: ”Nun fahre ich ins Paradies” (”Итак, я еду в Рай”). На могиле его друзья поставили крест с тремя символами Овца (veni), орел (vidi) и лев (vici). Церковные фанатики уничтожили этот крест. В 1875 г. (300-летие рождения) состоялось торжественное открытие памятника Бёме.
Якоб Бёме — великий мистический философ, один из самых выдающихся теософов средневековья, немецкий христианский мистик, провидец, родоначальник западной софиологии — учения о… Развернуть
Луи́с де Го́нгора-и-Арго́те (исп. Luis de Góngora y Argote, 11 июля 1561, Кордова — 23 мая 1627, Кордова) — испанский поэт эпохи барокко.
Сын коррехидора. Учился праву в университете Саламанки, служил каноником в кафедральном соборе Кордовы. С 1589 года странствовал по Испании, выполняя поручения капитула. В 1609 году вернулся в родной город. В 1617 году был назначен королевским капелланом, до 1626 года жил при дворе короля Филиппа III в Мадриде. В 1627 серьёзно заболел, потерял память и снова возвратился домой, где в крайней бедности умер вскоре от апоплексии.
Принято делить творчество Гонгоры на два периода — «ясный» (до 1610) и «темный». В первый период он пишет лирические и сатирические стихи — традиционные сонеты, романсы, летрильи. Плоды второго периода — «Ода на взятие Лараче» (1610), мифологическая поэма «Сказание о Полифеме и Галатее» (1613) и венец поэзии Гонгоры, одна из вершин испанского стихотворного искусства — цикл пасторальных «Поэм уединения» (исп. Soledades, другое значение слова — печаль, любовная тоска). Из задуманных четырех поэм («Уединение в поле», «Уединение на берегу», «Уединение в лесу», «Уединение в пустыне») написаны только первая и часть второй. Созданное Гонгорой в этот период причисляют к «ученой» поэзии, так называемому культеранизму или культизму (исп. el culteranismo, el cultismo) — течению барочной словесности, на протяжении жизни Гонгоры вызывавшему острую литературную полемику. Его противниками выступали Лопе де Вега и Франсиско Кеведо (сонеты последнего, впрочем, не чужды «темной» манере); Сервантес отдавал должное искусству Гонгоры.
Луи́с де Го́нгора-и-Арго́те (исп. Luis de Góngora y Argote, 11 июля 1561, Кордова — 23 мая 1627, Кордова) — испанский поэт эпохи барокко. Сын коррехидора. Учился праву в… Развернуть
Ян Амос Коменский - чешский педагог-гуманист, писатель, общественный деятель, епископ Чешскобратской церкви, основоположник научной педагогики, систематизатор и популяризатор классно-урочной системы.
Я. А. Коменский родился в семье члена общины Чешских братьев. Получил первоначальное образование в братской школе, в 1608-1610 учился в латинской школе, затем в Херборнской академии, Гейдельбергском университете, где приступил к созданию своеобразной энциклопедии — «Театр всех вещей» (1614-1627) и начал работу над полным словарём чешского языка («Сокровищница чешского языка», 1612-1656).
В 1614 Коменский — учитель братской школы в Пршерове. В 1618-21 жил в Фульнеке, изучал труды гуманистов эпохи Возрождения — Т. Кампанеллы, Х. Вивеса и др.
В 1627 Коменский приступил к созданию труда по дидактике на чешском языке. В связи с гонениями со стороны католиков Коменский эмигрировал в Польшу (г. Лешно). Здесь он преподавал в гимназии, закончил свою «Дидактику» на чешском языке (1632), а затем переработал её и перевёл на латинский язык, назвав «Великой дидактикой» (Didactica Magna) (1633-38), подготовил несколько учебников: «Открытая дверь к языкам» (1631), «Астрономия» (1632), «Физика» (1633), написал первое в истории руководство для семейного воспитания — «Материнская школа» (1632). Коменский усиленно занимался разработкой идей пансофии (обучение всех всему), которые вызвали большой интерес европейских учёных.
В 40-е гг. опубликовал ряд учебников. В 1650 Коменский был приглашён для организации школ в Венгрии, где попытался частично осуществить свой замысел устройства пансофической школы. Научное обоснование её принципов, учебный план, распорядок дня были изложены Коменским в сочинении «Пансофическая школа» (1651).
Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям, Коменский применил метод драматизации учебного материала и на основе «Открытой двери к языкам» написал ряд пьес, составивших книгу «Школа-игра» (1656). В Венгрии Коменский закончил первый в истории иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках» (1658), в котором рисунки являлись органической частью учебных текстов.
Переехав в Амстердам, Коменский продолжал работу над начатым ещё в 1644 капитальным трудом «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» (лат. De rerum humanarum emendatione culsultatio catholica), в котором дал план реформы человеческого общества. Первые 2 части труда опубликованы в 1662, рукописи же остальных 5 частей найдены в 30-х гг. 20 в.; полностью труд опубликован на латинском языке в Праге в 1966 году. Итог своей долгой жизни Коменский подвёл в сочинении «Единственно необходимое» (1668).
Ян Амос Коменский - чешский педагог-гуманист, писатель, общественный деятель, епископ Чешскобратской церкви, основоположник научной педагогики, систематизатор и популяризатор… Развернуть
Хуан Руис де Аларкон-и-Мендоса (Аларкон) — испанский драматург, поэт, писатель. Младший современник Шекспира, занимает в испанской и европейской драматургии одно из ключевых мест. Автор 26 пьес, в том числе комедий, трагедий и драм, героической поэзии. При жизни издал два тома своих произведений.
Родился в испанской семье в Мексике, юность была омрачена насмешками над недостатками его внешности. В 1600 году уехал в Испанию и поступил в Саламанкский университет. В 1604 году по окончании вернулся в Мексику и в течение десяти лет вел адвокатскую практику. В 1614 вновь едет в Испанию, где через 11 лет, в 1625 году, занимает пост в Совете по делам Индии.
Приехав в Испанию, Аларкон включился в создание драматургии «золотого века», в которой центральное место занимал Лопе де Вега. Он был странным, необычным драматургом и при жизни не получил особого признания, он был предметом нападок даже со стороны Лопе де Веги, к школе которого его обычно относят.
В своих произведениях Аларкон исходил из своеобразной и во многом новой концепции мира и человека. Он считал, что человек от природы добр, его здоровое начало проявляется в жизненной энергии, активности. Его историко-героические пьесы проникнуты популярной для драматургии абсолютистской Испании духом преданности королю, ярко выражена буржуазная идеология.
Создание и разработку жанра комедии характеров приписывают именно Аларкону. Особенностью нового жанра являлось активное участие в сюжете психологических качеств героев. На одном из таких качеств — неуёмной любви лгать всем и во всём — основан сюжет самой известной пьесы Аларкона «Сомнительная правда» (La verdad sospechosa). Эта пьеса повлияла на творчество драматургов других стран. Так, Пьер Корнель восхищался комедией настолько, что, основываясь на её сюжете, в 1642 году написал своего «Лжеца» (Le menteur). Мольер же признавался, что не будь пьесы Корнеля, то его «Мизантроп» не появился бы на свет.
Особенностью аларконовского подхода является то, что в его пьесах никогда не выводится «естественный человек», свободный от общества. Он выводит в своих произведениях «нормальных» людей, сломленных обществом. Писатель утверждает: общество может исказить в человеке здоровое начало, любой талант. Фантазерство превращается в лживость, влюбленность приводит к воровству, высокое общественное положение — к черствости и деспотизму.
Хуан Руис де Аларкон-и-Мендоса (Аларкон) — испанский драматург, поэт, писатель. Младший современник Шекспира, занимает в испанской и европейской драматургии одно из ключевых… Развернуть
Пьер де Бурдейль, сеньор де Брантом — военный деятель, хронист придворной жизни времён Екатерины Медичи, один из самых читаемых французских авторов эпохи Возрождения.
Родился в Аквитании, на территории нынешнего департамента Дордонь, в семье Франсуа де Бурдейля и Анны де Вивонн. Супруга маршала де Реца приходилась ему кузиной.
Детство провёл при дворе Маргариты Наваррской, в услужении у которой находились его мать и бабушка. В 1549 году поехал учиться в Париж, в 1555 году окончил университет Пуатье. Для своего времени Брантом был образован: знал древнегреческий, несколько хуже латынь, испанский и верхненемецкий языки.
Генрих II назначил его коммендатором Брантомского аббатства. Он свёл дружбу с двоюродным племянником королевы, Филиппо II Строцци, и вместе с ним сражался против турок на стороне Мальтийского ордена. Побывал в Испании, Португалии, Марокко и Англии; после смерти Франциска II сопровождал его вдову, Марию Стюарт, в Шотландию.
Поступив на службу к герцогу де Гизу, он принял участие в первых сражения Религиозных войн — осаде Буржа, Блуа и Руана (1562), в битве при Дрё (1562) и осаде Орлеана (1563), где был свидетелем убийства герцога де Гиза. Во время 2-й религиозной войны во главе набранной им роты участвовал в битве при Сен-Дени (1567). После сражения вместе со своей ротой он отправился в Овернь, где участвовал в нескольких сражениях. В начале 3-й религиозной войны он находился при штабе герцога Анжуйского, но в сражениях почти не участвовал, так как заболел лихорадкой. Участвовал в осаде Ла-Рошели (1573) в качестве помощника Филиппа Строцци.
Падение с лошади в конце 1584 года (ему пришлось провести в постели почти два года) вынудило Брантома оставить публичную жизнь. Уединившись в своём замке Ришмон, он занялся составлением воспоминаний «историко-анекдотическом» ключе о «галантных» кавалерах и особенно дамах, которых ему доводилось знать. Про этот период Проспер Мериме в своём предисловии к полному собранию сочинений Брантома писал: «...достигнув зрелости, Брантом начал замечать, что без особой пользы провел лучшие годы и ничего не сделал для своего возвышения. Довольствуясь видимостью, он пренебрег реальностью. Он страстно домогался дружбы великих мира сего, но слишком явно показывал им, что его преданность можно купить ценою улыбки и добрых слов. Он делал вид, будто пренебрегает почестями, и его поймали на слове. Он видел, однако, что его прежние сотоварищи заняли высокие посты, стали важными сановниками, а на него, всеобщего любимца, по-прежнему смотрели как на человека незначительного. После долголетних успехов у дам и множества любовных похождений он остался одиноким в возрасте, когда уже трудно связать себя законными узами и почти смешно искать легких побед».
Умер Брантом 5 июля 1614 года в своём замке.
Пьер де Бурдейль, сеньор де Брантом — военный деятель, хронист придворной жизни времён Екатерины Медичи, один из самых читаемых французских авторов эпохи Возрождения. Родился… Развернуть
Бе́рнард де Ма́ндевиль (англ. Bernard de Mandeville; 1670, Роттердам — 21 января 1733, Хакни близ Лондона) — английский философ, сатирический писатель и экономист. Учился в Лейденском университете. Входит в список «ста великих экономистов до Кейнса» по версии М. Блауга.
Идеи
Философия Мандевиля была камнем преткновения его времени и рассматривалась как ложь и цинизм, унижающие достоинство. Основной тезис Мандевиля состоит в том, что действия людей не могут быть разделены на низшие и высшие. Высокая жизнь людей является лишь фикцией, введенной мыслителями и правителями для упрощения отношений в обществе и управления. На самом деле добродетель — это ущерб коммерческому и интеллектуальному прогрессу государства. Добродетель он определяет как каждое действие, к которому человеку следовало бы стремиться для завоевания симпатий других людей, исходя из рациональных устремлений быть хорошим. Развитие государства происходит из пороков (эгоистические действия человека) одних, которые с помощью изобретений и циркуляции капитала стимулируют общество к действиям и прогрессу. Мандевиль приходит к выводу, что порок является необходимым условием для экономического процветания. И Смит и Мандевиль считают, что коллективные действия людей приводят к общественному благу. Однако то, что отличает его от Смита, - это вопрос о катализаторе общественного блага.
Бе́рнард де Ма́ндевиль (англ. Bernard de Mandeville; 1670, Роттердам — 21 января 1733, Хакни близ Лондона) — английский философ, сатирический писатель и экономист. Учился в… Развернуть
Ким Манчжун ( кор. 김만중) — учёный, поэт и политический деятель.
Родился в Корее в год, когда его страна была завоевана манчьжурами и разорена. Его отец покончил жизнь самоубийством после захвата врагами столицы, и будущий писатель родился уже после его смерти. Поначалу Ким Манчжун шел обычной дорогой молодого человека из аристократической семьи: классическое образование, экзамены на чин, карьера чиновника и непременное участие в политической жизни страны - борьбе партий за власть. По традиции семья писателя принадлежала к Западной партии и , когда управление страной перешло к этой партии, Ким Манчжун получил высокий чин и должность главы военного ведомства. В 1689 г. Западная партия была отстранена от власти и Ким Манчжуна сослали на южный остров Намхэ. Из этой ссылки он не вернулся умерев от туберкулёза лёгких. Через 6 лет после его смерти Западная партия вновь пришла к власти и Ким Манчжун посмертно получил титул "просвещенного и почтительного к родителям".
Первым откликом на дворцовый переворот 1689г., когда писатель был отстранён от дел и отправлен в ссылку, явился его роман "Скитания госпожи Са по югу", первый роман написанный на корейском языке. В истории женщины, изгнанной из дома и оклеветанной коварной наложницей, писатель описал судьбу государыни Инхён, женщины корейского государя Сукчжона (правил в 1675-1720). Роман не датирован, но он написан "по горячим следам" дворцовых событий. Ким Манчжун будучи еще полон политических страстей осуждает своего государя, который нарушил долг правителя и увлёкся наложницей. Писатель еще надеялся на торжество справедливости, на осуждение "бесчестных придворных" и установление должного порядка. Однако его надежды не оправдались и его сослали в места, губительные для его здоровья. Написанный по-корейски этот роман был переведён на китайский язык и распространялся, таким образом, на двух языках, в рукописях и ксилографах. Корейской сюжетной прозе XVIII-XIX веков он дал образец семейной коллизии и типы персонажей. Более поздние произведения брали из романа целые эпизоды и даже имена героев.
Оказавшись в изоляции от политических событий Ким Манчжун пишет свой второй роман "Сон в заоблачных высях" (второй вариант перевода "Облачный сон девяти"). Этот роман стал итогом раздумий Кима о человеческой природе с ее постоянными страстями. Роман написан в форме буддийской притчи, обсуждающей тему "жизнь-сон". Немногие произведения корейской литературы могут похвалиться такой популярностью, как "Сон в заоблачных высях". Рукописи и ксилографы на китайском и корейском языках, написанные в разное время, на хорошей и дешевой бумаге, говорят о том, что роман читали в разных слоях общества, при этом простонародные варианты отдавали предпочление занимательному сюжету "облаков" - мирским приключениям героев: широкого читателя не трогали буддийские идеи, его волновали приключения. Не случайно отношения Ян Сою (главного героя романа) и восьми женщин выступают в повестях XIX века в качестве эротической метафоры. Кроме двух романов Ким Манчжун написал сочинение под названием "Сопхо. По воле кисти" (Сопхо - литературный псевдоним автора). Произведение относится к типу документально-художественной прозы - супхиль.
В конце 1689 г. писатель получил известие о смерти матери. Будучи уже в ссылке он не мог с ней проститься. Свою любовь к матери и восхищение ее подвижнической жизнью он выразил в биографии "Деяния добродетельной и почитаемой супруги госпожи Юн).
Ким Манчжун писал стихи на китайском языке, которые были собраны в сочинении под названием "Собрание изящной словесности Сопхо". В собрание вошло более двухсот стихотворений, немалая часть которых связана с перипетиями его личной судьбы, особенно с последними годами жизни.
Ким Манчжун ( кор. 김만중) — учёный, поэт и политический деятель. Родился в Корее в год, когда его страна была завоевана манчьжурами и разорена. Его отец покончил жизнь… Развернуть
Агустин Морето-и-Каванья — испанский драматург барокко эпохи Siglo de Oro (Золотого века). Принадлежит к школе Кальдерона .
Агустин Морето получил образование в Алькальском университете (1639), вступил в духовное звание (1642). Пьесы Морето ставились в придворном театре «Буэн Ретиро» (Мадрид). Всего Морето написал более 100 пьес, в том числе около 40 лоа, интермедий и мохиганг. Как драматург Морето шел по следам Лопе де Веги и Кальдерона, нередко заимствуя у них основные мотивы и даже план произведений, но в дальнейшей их обработке обнаруживая самостоятельность и большое знание человеческого сердца.
Лучшая из его трагедий — «Доблестный кастильский судья», героем которой является король Педро Жестокий Оригинальность Морето в особенности проявляется в его комедии «Презрение на презрение». Интрига ее далеко не новая: она была обрабатываема многими драматургами, в т.ч. Шекспиром в «Много шуму из пустяков». Тем не менее, в обработке этого мотива обнаружились все лучшие стороны его таланта — умение вести живой и остроумный диалог, способность создавать драматические характеры и проникать в самую глубь женского сердца. Комедия до сих пор держится на испанской сцене.
Под конец жизни Агустин Морето бросил литературные занятия и удалился в монастырь. Завещал все своё имущество бедным, а тело своё велел похоронить на кладбище преступников.
Агустин Морето-и-Каванья — испанский драматург барокко эпохи Siglo de Oro (Золотого века). Принадлежит к школе Кальдерона . Агустин Морето получил образование в… Развернуть
Джон Ди (13 июля 1527 - 1608 или 1609) был английским математиком, астрономом , астрологом , учителем , оккультистом и алхимиком . Он был придворным астрономом и советником Елизаветы I и большую часть своего времени уделял алхимии , гаданию и герметической философии . Как антиквар, у него была одна из крупнейших библиотек в Англии в то время. В качестве политического советника он выступал за создание английских колоний в Новом Свете с целью формирования « Британской империи», термин, который ему приписывают. В конце концов, Ди оставил службу Элизабет и отправился на поиски дополнительных знаний в более глубоких сферах оккультизма и сверхъестественного. Он примкнул с несколькими людьми , которые , возможно, были шарлатаны, путешествовал по Европе и был обвинен в шпионаже для английской короны . По возвращении в Англию он обнаружил, что его дом и библиотека подверглись вандализму. В конце концов он вернулся на службу королевы, но отвернулся , когда она была преемником Джеймса I . Он умер в бедности в Лондоне, и его могила неизвестна.
Особую популярность Джон Ди получил за интерес к проблеме существования адамического (енохианского) языка, для изучения которого он привлекал медиумов и других провидцев и прорицателей (в частности, Эдварда Келли и др.).
Джон Ди (13 июля 1527 - 1608 или 1609) был английским математиком, астрономом , астрологом , учителем , оккультистом и алхимиком . Он был придворным астрономом и советником… Развернуть
Джон Флетчер (John Fletcher) (1579–1625), английский поэт, драматург.
Родился в г.Рай (графство Сассекс). Его отец, Ричард Флетчер, был епископом сначала в Бристоле, потом в Вустере и Лондоне.
Когда Флетчер начал писать пьесы, в точности не известно; в комедии Ф.Бомонта «Женоненавистник» (The Woman Hater, 1607) в пяти сценах узнается рука Флетчера. Поэтому его комедию «Триумф женщины, или Укрощенный укротитель» (The Woman's Prize, or The Tamer Tamed, продолжение шекспировского «Укрощения строптивой») принято датировать 1604. Среди его ранних пьес наиболее известна пасторальная трагикомедия «Верная пастушка» (The Faithfyl Shepherdess, 1608–1609).
Приблизительно с 1606 до 1613 Флетчер работал в соавторстве с Бомонтом. К 1614, когда Бомонт оставил театр, оба считались одними из лучших лондонских драматургов. В 1613 Флетчер предположительно сотрудничал с Шекспиром в работе над двумя его последними пьесами – «Генрих VIII» (Henry VIII) и «Два знатных родича» (The Two Noble Kinsmen). После возвращения Шекспира в Стратфорд, Флетчер занял его место в качестве ведущего драматурга труппы «Слуги его величества», в то время лучшей в Лондоне. Последние годы жизни Флетчера были особенно плодотворны – один или совместно с другими драматургами он сочинил десятки пьес, которые пользовались неизменным успехом у современников и не утратили значения в позднейшие времена.
Драматург умер, когда в Лондон пришла «чёрная смерть», из-за того, что вместо отъезда из заражённого города поехал снять мерку к портному.
О личной жизни Флетчера известно мало. Джон Обри утверждал, что Флетчер и Бомонт жили в одном доме, спали в одной кровати, носили одну одежду и делили любовницу. Есть сведения, что Флетчер был похоронен в Саутваркском соборе в одной могиле с Мэссинджером.
Джон Флетчер (John Fletcher) (1579–1625), английский поэт, драматург. Родился в г.Рай (графство Сассекс). Его отец, Ричард Флетчер, был епископом сначала в Бристоле, потом в… Развернуть
Джон Форд (John Ford) (1586 – ок. 1640), английский драматург, наиболее значительный из трагиков в царствование Карла I. Родился в Девоншире; крещен 17 апреля 1586. О жизни и творчестве Форда известно немного. Вероятно, несколько месяцев он провел в Эксетер-колледже Оксфордского университета, после чего с ноября 1602 учился в юридической корпорации «Миддл Темпл», членом которой продолжал быть и в 1617. Других сведений о его деятельности как юриста не сохранилось. Записей о смерти Форда также не обнаружено.
Если не считать недостоверных сведений о некой пьесе, самостоятельно написанной Фордом в 1612, начало его работы для театра следует относить к 1621–1624, когда он написал пять пьес в соавторстве с Т.Деккером, в ту пору уже зрелым драматургом. Из них дошли только две – "Эдмонтонская ведьма" (The Witch of Edmonton, 1621) и пьеса-маска "Любимец Солнца" (The Sun's Darling, 1624), третьим автором которой был У.Роули (1585?–1642?).
Сохранились две пьесы Форда для труппы «Слуги его величества». Трагикомедию "Меланхолия влюбленного" (The Lover's Melancholy, 1628) в духе Д.Флетчера отличают строгая продуманность сюжета и тонкий психологизм; в ней нашли отражение теории Р.Бертона (1577–1640), развитые им в "Анатомии меланхолии" (1621). В "Разбитом сердце" (The Broken Heart, опубликована в 1633, поставлена ранее) специфика драматургии Форда проявляется наиболее отчетливо. Это трагедия обманутых надежд, действие которой разворачивается в Спарте; брак по принуждению приносит в финале несчастье всем героям.
Форд – автор пяти пьес для театра «Феникс». В своей самой знаменитой пьесе "Нельзя ее развратницей назвать" (T'is pity she's a whore, опубликована в 1633, поставлена ранее) Форд вернулся к приемам «кровавой трагедии» якобитской эпохи. Тема инцеста развита с откровенным сочувствием, хотя трагический финал преступной страсти предрешен с самого начала. Другая романтическая трагедия, "Жертва любви" (Love's Sacrifice, 1633), построена на сложном конфликте чувств: ревнивый герцог – второй Отелло – убивает жену, которая осталась ему верна, сумев преодолеть свою любовь к Фернандо.
"Перкин Уорбек" (Perkin Warbeck, опубл. 1634) – единственная заслуживающая внимания пьеса этой эпохи на сюжет из английской истории: самозванец выдает себя за короля Ричарда IV, однако это скорее трагедия личности, нежели историческая хроника. Изысканная простота этой пьесы резко контрастирует с написанной вслед за ней не совсем обычной, явно неудавшейся комедией "Чистые и возвышенные мечты" (The Fancies Chaste and Noble, опубликована в 1638). Сдержанна по сценической манере пьеса "Суд над леди" (The Lady's Trial, 1638): жена, ложно обвиненная в неверности, в конце концов оправдана. По новым данным, перу Форда принадлежит также трагикомедия "Королева, или Женское совершенство" (The Queen, or The Excellency of her Sex, опубликована анонимно в 1653).
Форд работал в условиях спада в английской драматургии, когда круг тем и ситуаций, разработанных в период первоначального подъема, был уже исчерпан. Этим объясняется его пристальное внимание к занимательности сюжета и ориентация на традиции итальянского театра в построении интриги.
©
Джон Форд (John Ford) (1586 – ок. 1640), английский драматург, наиболее значительный из трагиков в царствование Карла I. Родился в Девоншире; крещен 17 апреля 1586. О жизни и… Развернуть
Маргарита была самой младшей, третьей дочерью и седьмым ребёнком французского короля Генриха II и Екатерины Медичи. Французский престол по очереди занимали её братья Франциск II (1559—1560), Карл IX (1560—1574) и Генрих III (1574—1589).
Маргарита была выдана замуж за одного из лидеров гугенотов Генриха де Бурбона, короля Наваррского, своего троюродного брата, принца крови. Её свадьба, отпразднованная с большой пышностью, закончилась Варфоломеевской ночью, или «парижской кровавой свадьбой» (24 августа). Судя по всему, Екатерина Медичи держала свою дочь в полном неведении о готовящейся резне в Лувре и даже рассчитывала на её смерть, чтобы обрести дополнительный аргумент в борьбе с гугенотами и их вождями. Чудом уцелев во время избиения и сохранив хладнокровие, Маргарита спасла жизни нескольким гугенотским дворянам и главное, своему мужу, Генриху Наваррскому, отказавшись оформлять развод с ним, как настаивали её родственники.
Когда Генрих Наварский бежал из Парижа в 1576 году, она какое-то время ещё оставалась при дворе в качестве заложницы, поскольку Генрих III небезосновательно подозревал, что она была причастна к бегству мужа. В 1577 году ей позволили совершить дипломатическую поездку в испанскую Фландрию, охваченную освободительным движением, с целью подготовить почву для её младшего брата Франсуа Алансонского, претендовавшего на власть в этой стране. Проведя достаточно успешные переговоры с фламандской знатью, настроенной профранцузски, она едва ускользнула от отрядов дона Хуана Австрийского, испанского губернатора Нидерландов, который, судя по всему, был в неё влюблен. Королева отправилась к своему мужу только в 1578 году, когда был заключён промежуточный мир с гугенотами, и до начала 1582 года жила в его резиденции в Нераке, в Наварре, собрав вокруг себя блестящий двор.
После этого Маргарита по настоянию матери, Екатерины Медичи, полтора года провела в Париже, но в августе 1583 года у неё произошла ссора с Генрихом III, который обвинил её в том, что она не выполняет свой долг по отношению к семье Валуа, и вместо роли политической посредницы, которую она играла все эти годы, пустилась в любовное приключение с придворным короля — маркизом де Шанваллоном. После этого Маргарита покинула Париж и направилась назад в Наварру, но там она оказалась уже не у дел, поскольку Генрих Наваррский был занят любовными похождениями с графиней де Гиш. К тому же с 1584 года, после смерти Франсуа Алансонского, он — законный наследник короны, что позволяло ему уже не использовать посредничество жены в своих отношениях с французским двором, а действовать самостоятельно, диктуя условия бездетному Генриху III. В такой ситуации в 1585 году Маргарита отправилась в Ажен, своё собственное католическое графство на юге Франции, где объявила себя членом Католической Лиги, возобновила отношения с герцогом де Гизом и фактически выступила против мужа и брата. В 1586 году, после провала аженской авантюры, она была взята под стражу отрядами Генриха III и отправлена в замок Юссон в Оверни, но в качестве узницы пробыла едва ли два месяца. Герцог де Гиз выкупил её у коменданта и сделал хозяйкой замка. Швейцарцы, её охранявшие, присягнули ей на верность. Но увы, Гиз погиб в 1588 году, короля убили в следующем году, Генрих Наваррский с военным лагерем колесил по всей Франции, отвоёвывая свою страну. В Париже хозяйничали испанцы. В стране полыхала масштабная война. Маргарите некуда было возвращаться. В Юссоне она прожила последующие 18 лет, до 1605 года.
После вступления на престол Генриха IV, папа Климент VIII расторг его бездетный брак с Маргаритой (30 декабря 1599 года).
Последние годы жизни Маргарита провела в Париже, собрав вокруг себя самых блестящих учёных и писателей. Она оставила интересные мемуары (Париж, 1628); собрание её писем издал Guessard (Париж, 1842) и Элиан Вьенно (Eliane Viennot) (Париж, 1999).
27 марта 1615 года она умерла от воспаления лёгких, завещав всё своё состояние королю Людовику XIII, которого любила как своего родного ребёнка. Маргарита де Валуа, носившая множество титулов (королева Наваррская, королева Франции, королева Маргарита, герцогиня де Валуа), любившая многих мужчин, участвовавшая во многих исторических событиях, с легкой руки Дюма вошла в историю под именем королевы Марго.
Маргарита была самой младшей, третьей дочерью и седьмым ребёнком французского короля Генриха II и Екатерины Медичи. Французский престол по очереди занимали её братья Франциск II… Развернуть
Лин Мэнчу (кит. 凌濛初, другое имя — Лин Бо [кит. 凌波]; 1580, Шаньдун — 1644) — китайский писатель эпохи Мин, драматург, библиофил и издатель.
Родился в семье крупного чиновника, но на ученой стезе не продвинулся, имел лишь ученую степень сюцая. Служил на государственной службе, некоторое время занимал пост начальника уезда, в последние годы династии Мин занимал достаточно высокую должность военного инспектора. Погиб в боях с повстанческой армией Ли Цзычэна. По взглядам - ортодоксальный конфуцианец, человек строгих нравов и убеждений, что, впрочем не помешало ему в своих произведениях высказывать оригинальные неортодоксальные идеи.
Был автором нескольких сборников стихов и исследований в области литературы, собирал произведения простонародной литературы. В историю мировой литературы вошел, прежде всего, как автор двух ставших классическими сборников хуабэнь - "Поразительное. Первая часть" (Чукэ Пайянь цзинци") (1627 г.), и "Поразительное. Вторая часть" (Эркэ Пайянь цзинци") (1632г ). В отличие от составителей многих других сборников хуабень, (того же Фэн Мэнлуна) бывших преимущественно их собирателями и редакторами Лин Мэнчу автор вошедших в оба сборника произведений. По его словам, материалом для них послужили краткие заметки различных авторов об удивительных людях и необыкновенных происшествиях, а также новеллы прошлых эпох.
Лин Мэнчу (кит. 凌濛初, другое имя — Лин Бо [кит. 凌波]; 1580, Шаньдун — 1644) — китайский писатель эпохи Мин, драматург, библиофил и издатель. Родился в семье крупного чиновника,… Развернуть
Ришелье (Арман Жан Дюплесси Richelieu) — герцог и кардинал (1585 — 1642), один из замечательнейших деятелей французской истории и первый государственный человек своей эпохи. Поступив, по семейным условиям, в духовное звание, он 22 лет от роду стал епископом Люсонским, но особым успехом это назваться не могло, так как епархия была одна из самых бедных и средств, доставляемых ею, не хватало на мало-мальски приличную жизнь. В 1614 г., в качестве депутата от духовенства провинции Пуату, Ришелье принял участие в собрании генеральных штатов. Мария Медичи, управлявшая тогда Францией, познакомилась с молодым епископом чрез посредство своего любимца, маршала д'Анкра, и сделала его членом государственного совета. Скоро, однако, он был вынужден оставить Париж и удалиться в Авиньон (1617), где провел около двух лет в совершенном уединении, занимаясь литературой и богословием. В 1619 г. он вернулся в Париж, и с этих пор счастье не оставляло его до самой смерти. В 1622 г. он сделался кардиналом; в 1624 г. ему было поручено заведование иностранными делами. Очень скоро оказалось, что он не намерен ограничить сферу своего влияния каким-либо одним ведомством: он совершенно подчинил себе короля Людовика XIII и сосредоточил в своих руках все управление государством. Король осыпал его почестями и подарками, но не они являлись главным стимулом его деятельности: он был прежде всего человек дела, а не формы, и любил самую власть, а не внешние признаки ее. Холодный, расчетливый, весьма часто суровый до жестокости, подчинявший чувство рассудку, Ришелье крепко держал в своих руках бразды правления и, с замечательной зоркостью и дальновидностью замечая грозящую опасность, предупреждал ее при самом появлении. Его тяжелая рука в особенности давила молодую, блестящую аристократию окружавшую короля. Один заговор за другим составлялись против Ришелье, но они всегда кончались самым плачевным образом для врагов Ришелье, участью которых было изгнание или казнь. Мария Медичи очень скоро раскаялась в своем покровительстве Ришелье, совершенно оттеснившего ее на задний план. Вместе с женой короля, Анной, старая королева приняла даже участие в замыслах аристократии против Ришелье, но без успеха. Пробовала она повлиять на сына, прямо поставив вопрос, кого он желает иметь около себя — мать или Ришелье; король оказался на стороне Ришелье. Тогда королева решилась на отчаянный шаг: она бежала в Брюссель, собрала вокруг себя армию из врагов Ришелье и довела дело до открытого боя с правительственными войсками (1631). Ришелье остался победителем, взял в плен одного из начальников враждебной армии, Монморанси, и казнил его. Королева смирилась. После этого власть Ришелье стала уже окончательно безграничной. Сам король чувствовал себя орудием в руках кардинала и, по-видимому, не без сочувствия отнесся к последней попытке низвергнуть Ришелье — к заговору Сен-Марса. Друг и любимец Людовика, Сен-Марс тем не менее был казнен, по требованию Ришелье (1642). Своей властью Ришелье постоянно пользовался в виду двух вполне определенных целей: для усиления монархической власти и централизации внутри страны и для ослабления габсбургского влияния в Европе. Для достижения первой цели он, помимо упорной борьбы с неспокойными аристократическими элементами, постарался отнять у гугенотов последние крепости, бывшие в их руках со времен Генриха IV и дававшие гугенотским общинам положение государства в государстве. Суды он поставил под самый бдительный контроль правительства, церковное управление сделал гораздо более зависимым от правительства, чем от римской курии. Его преемнику Мазарини (рекомендованному им на смертном одре королю) оставалось лишь охранять упроченный Ришелье абсолютизм от новых покушений. В области внешней политики Ришелье более, нежели где-либо, являлся не духовным лицом, а государственным человеком: будучи кардиналом римской церкви, он ведь во время 30-леттней войны неустанную борьбу с императором и поддерживал протестантов, сначала выставив против них датчан, потом шведов, и помогая тем и другим деньгами. Когда смерть Густава Адольфа несколько расстроила его планы, он (с 1635 г.) ввел в Германию французские войска. Войну эту окончил уже не он, а Мазарини. В то же самое время он действовал против испанского королевского дома: поддерживая восставшую Каталонию, он стремился окончательно ослабить Испанию, связанную родственными узами и тожеством политических стремлений с австрийскими Габсбургами. Его внешняя политика подняла Францию на ту высоту, о которой мечтал Генрих IV, только наметивший политику противодействия Габсбургам. Неуклонное служение ясно сознанным целям, широкий практический ум, ясное понимание окружающей действительности, умение пользоваться обстоятельствами — все это обеспечило за Ришелье видное место в истории Франции.
(с) Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Ришелье (Арман Жан Дюплесси Richelieu) — герцог и кардинал (1585 — 1642), один из замечательнейших деятелей французской истории и первый государственный человек своей эпохи.… Развернуть
Шарль Сорель — французский писатель, историк и сатирик.
Точный год рождения неизвестен. Предположительно 1582, 1597, 1599 или 1602. Родился в Париже. Сорель был родом из буржуазной семьи. Учился в парижском коллеже. Начал заниматься словесностью в юном возрасте, опубликовав «Эпиталаму на счастливое бракосочетание наихристианнейшего короля Франции Людовика XIII …» (l’Épithalame sur l’heureux mariage du très chrétien roi de France Louis XIII, 1616). В молодости Сорель попытался сделать карьеру при дворе, но безуспешно. Вращался в кругах либертинов. В 1635 выкупил у своего дяди Шарля Бернара должность королевского историографа. Лишённый жалованья в 1663 г., был вынужден продать свой дом и перебраться к племяннику. Умер в 1674 году в Париже.
Шарль Сорель — французский писатель, историк и сатирик.
Точный год рождения неизвестен. Предположительно 1582, 1597, 1599 или 1602. Родился в Париже. Сорель был родом из… Развернуть
Лодовико Мария Синистрари — монах-францисканец, теолог, инквизитор. Последний из демонологов, следовавший инквизиторским традициям Реми, Боге и других. Был известен как ученый и человек благородного обхождения, хороший лингвист и интересный собеседник.
Синистрари в возрасте 25 лет вступил в орден францисканцев, после чего состоял профессором теологии в Падуанском университете, консультантом Высшего трибунала инквизиции в Риме и викарием архиепископа Авиньонского. В 1688 году составил устав францисканского ордена. Самая большая работа "О преступлениях и наказаниях" (De Delic-tis et Poenis) была опубликована в Венеции в 1700 году, но затем включена в "Индекс запрещенных книг",.
Сегодня Людовико Синистрари известен благодаря "De Daemo-nialitate" (Demonialitaty), подробному изложению частей "De Delictis", не доступных его современникам. Работа посвящена проблемам, возникающим в связи с отношениями между смертными и дьяволами. По его взглядам, инкуб и суккуб были не злыми ангелами или дьяволами, afolleti или duendes, человекоподобными существами, обладавшими чувствами и имеющими право на искупление своих грехов Христом. Отличаются они от смертных тем, что могут становиться невидимыми и проходить сквозь стены. Следовательно, сношения с инкубом или суккубом не являются ни содомией, ни скотоложством. Поскольку молодые женщины иногда видят эротические сны, их истории об инкубах должны, как правило, восприниматься как вымысел.
Лодовико Мария Синистрари — монах-францисканец, теолог, инквизитор. Последний из демонологов, следовавший инквизиторским традициям Реми, Боге и других. Был известен как… Развернуть