Евге́ний Васи́льевич Ани́чков (2 (14) января 1866 или 17(29) января 1866, Боровичи, Новгородская губерния — 22 октября 1937, Белград) — российский историк литературы, критик, фольклорист, прозаик. Брат И. В. Аничкова, отец И. Е. Аничкова.
Родом из дворян Новгородской губернии Аничковых. Детство провел в Тифлисе и Вильне, в 1878 году переехал в Санкт-Петербург, где учился в 6-й гимназии, гимназии при историко-филологическом институте и 2-й гимназии.
В 1886 году он поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. В декабре 1887 года был исключен за участие в студенческих беспорядках, отбывал воинскую повинность на Украине (1887—1889); в 1889 году восстановлен в университете и в 1892 году, наконец, окончил романо-германское отделение Санкт-Петербургского университета.
С 1895 года, после сдачи магистерского экзамена, — приват-доцент по кафедре истории западных литератур Санкт-Петербургского университета; был лектором английского языка в Киевском университете.
Ежегодно ездил за границу (Лондон, Париж); изучал провансальский язык и литературу, творчество Шекспира. В 1901 году вместе с М. М. Ковалевским он принял деятельное участие в устройстве Русской высшей школы в Париже; состоял её секретарём. В Оксфордском университете читал лекции по славянскому фольклору и сравнительной мифологии.
В 1902 году, по возвращении из-за границы, преподавал в должности приват-доцента по кафедре западных литератур в Санкт-Петербургском университете, а также на Высших женских курсах. В конце 1902 года был арестован по обвинению в политическом преступлении и в течение 13 месяцев находился в одиночном заключении — освобождён по Высочайшему манифесту. Вскоре защитил диссертацию «Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян», удостоенную Уваровской премией. С 1903 года (по другим данным — с 1908 года) профессор Петербургского психоневрологического института.
С начала Первой мировой войны Аничков добровольно вступил в ополчение, затем служил военным цензором. В 1917 году был откомандирован с русским отрядом во Францию; служил во французской армии в чине лейтенанта. С 1918 года проживал в Югославии. С 1920 года — профессор Белградского университета, в 1926 году — университета в Скопле. Выпустил книгу статей о символистах, акмеистах и футуристах («Новая русская поэзия». Берлин, 1923). Похоронен на Новом кладбище в Белграде.
Был масоном. Один из основателей ложи «Возрождение» под эгидой ВВФ в 1906 году. Второй страж ложи при получении патента. Присоединен 23 декабря 1924 года к ложе «Слога», находившейся в Белграде. Член-основатель белградской ложи «Максим Ковалевский», которая в самом начале работала как масонский кружок. Исключен 13 апреля 1935 года.
Евге́ний Васи́льевич Ани́чков (2 (14) января 1866 или 17(29) января 1866, Боровичи, Новгородская губерния — 22 октября 1937, Белград) — российский историк литературы, критик,… Развернуть
Евгений Валентинович Де Роберти (другое написание: Де-Роберти; полная фамилия: Де Роберти де Кастро де ла Серда; 13 (25) декабря 1843, с. Казацкое, Подольская губерния — 25 апреля (8 мая) 1915 года, Валентиновка Тверской губернии) — русский социолог, философ-позитивист и экономист. Видный деятель русского масонства.
Отец — один из богатейших землевладельцев Тверской губернии. Семья Де Роберти имела испанские корни.
Окончил Александровский лицей (1862); в дальнейшем учился в университетах Гиссена, Гейдельберга, Йены и Парижа. В 1864 в Йене защитил докторскую диссертацию, посвящённую социально-политическому устройству Новгородской республики в Средние века.
Работал в Министерстве финансов. В 1869 опубликовал первую крупную книгу «Политико-экономические этюды», достоинством которой было обоснование необходимости социологизации политической экономии.
В 1874 году женился на Екатерине Александровне Глазенап.
Профессор Нового Брюссельского университета (1894—1907); профессор социологии (1908-15) Психоневрологического института (Петербург).
Преподавал и участвовал в управлении в Русской высшей школе общественных наук в Париже.
Неоднократно печатался во французском журнале «Философское обозрение» («Revue philosophique») под редакцией академика Теодюля Рибо.
Представитель либерализма, участник земского движения, конституционалист, член партии кадетов.
Во время Первой мировой войны Де Роберти был убит 8 мая 1915 года грабителем Дангичевым в собственном имении из ружья в грудь во время обеда[1]. Минским военно-окружным судом Дангичев был приговорён к смертной казни, а другая обвиняемая, Шарныгина, была оправдана. Похоронен в Санкт-Петербурге на Литераторских мостках Волковского кладбища.
Сестра Е. В. Де Роберти — Мария Валентиновна Ватсон — переводчик и поэтесса.
Евгений Валентинович Де Роберти (другое написание: Де-Роберти; полная фамилия: Де Роберти де Кастро де ла Серда; 13 (25) декабря 1843, с. Казацкое, Подольская губерния — 25… Развернуть
Шарль Франсуа Гуно (фр. Charles François Gounod; 17 июня 1818 — 18 октября 1893) — французский композитор, музыкальный критик, писатель-мемуарист. Основатель жанра французской лирической оперы.
17 июня 1818 года в Париже в семье художника Франсуа Луи Гуно и преподавательницы музыки, пианистки Виктории родился сын Шарль Франсуа. В одиннадцать лет мальчика отдали в лицей. За время обучения Шарль солировал в церковном хоре, сочинял музыку, изучал теорию музыки. Желание сочинять усилилось особенно после посещений оперного театра.
В 1838 году Гуно поступает в Парижскую консерваторию, чему предшествует изучение гармонии и контрапункта у Антонина Рейха. Здесь он учился у Фроманталя Галеви, Жан-Франсуа Лесюёра и Фердинандо Паэра, передавших ему отточенную композиторскую технику. И хотя развитие яркого дарования Гуно сковывал академизм, царивший в ту пору в стенах консерватории, некоторые из его ранних сочинений привлекли к себе внимание публики и критиков. Достойны внимания скерцо из симфонии, трёхголосный «Agnus Dei».
В 1839 году Гуно получил Римскую премию за кантату «Фернан», давшую возможность провести на правах стипендиата более двух лет в Италии и некоторое время в Вене и Германии. Разочаровавшись в современном итальянском оперном искусстве, Гуно сосредоточился на изучении старинной культовой музыки, в частности Палестрины.
По возвращении в Париж, в 1843—1848 годах Гуно работал органистом и регентом в церкви Иностранных миссий. В эти годы он сочинял только духовные произведения. В его мировоззрении усилились религиозно-клерикальные умонастроения, он начал помышлять о духовной карьере и посещать проповеди членов доминиканского ордена. В 1847—1848 годах Гуно посещает курс богословия в семинарии Сен-Сюльпис. Одно время живёт в кармелитском монастыре и носит сутану аббата. И все же в результате сложной внутренней борьбы он отказался от намерений принять духовный сан и вернулся к искусству.
Он обращается к опере, так как считает, что только театр даёт возможность композитору каждодневно общаться с публикой. Премьера его первой оперы — «Сафо» — состоялась в 1851 году. Затем последовала опера «Окровавленная монахиня», поставленная в 1854 году. Оба произведения, поставленные в «Гранд Опера», отличаются неровностью, мелодраматизмом, даже вычурностью стиля. Они не имели успеха.
В 1852 году Гуно стал директором Парижского «Орфеона». Это объединение хоровых любительских обществ было самой массовой в ту пору музыкально-просветительской организацией, членами которой были главным образом рабочие Парижа и жители предместий.
Нервно реагируя на окружающую жизнь, Гуно легко поддавался различным идеологическим влияниям, был неустойчив как человек и художник. В 1857 году Гуно был на грани серьёзного душевного заболевания, но в 1860-х годах много, продуктивно работал.
В 1858 году состоялась премьера «Лекаря поневоле» (по Мольеру). Показанная в «Лирическом театре», опера была принята теплее предыдущих. Комический сюжет, реальная обстановка действия, живость характеров пробудили новые стороны таланта Гуно. В полную силу они проявились в следующем произведении. Это был «Фауст», поставленный на сцене того же театра в 1859 году. Не сразу зрители полюбили оперу, осознали её новаторскую сущность. Только через десять лет она попала в «Гранд Опера», причём первоначальные диалоги были заменены речитативами и добавлены балетные сцены. В 1887 году здесь прошёл пятисотый спектакль «Фауста», а в 1894 году праздновалось его тысячное исполнение.
В начале 1860-х годов Гуно сочинил две комические оперы — «Филемон и Бавкида» и «Голубка», а также «Царицу Савскую» (1862) и «Мириэль»(1864).
Последнее значительное художественное достижение Гуно — опера «Ромео и Джульетта». Её премьера состоялась в 1867 году и ознаменовалась большим успехом — в течение двух лет состоялось девяносто спектаклей.
Написав ряд неудачных опер (в том числе «Полиевкт», 1878 год), он отошел от музыкального театра, предпочтя ему духовную музыку. Среди его последних крупных сочинений — две оратории: «Искупление» (1881), «Смерть и жизнь» (1884). В это время Гуно занимается литературно-критической деятельностью.
Последние годы жизни Гуно провёл в Сен-Клу под Парижем, занимаясь с молодым композитором А. Бюссе.
Шарль Гуно умер 18 октября 1893 года в Сен-Клу.
Шарль Франсуа Гуно (фр. Charles François Gounod; 17 июня 1818 — 18 октября 1893) — французский композитор, музыкальный критик, писатель-мемуарист. Основатель жанра французской… Развернуть
Альфред Рассел Уоллес (англ. Alfred Russel Wallace) - британский натуралист, путешественник, географ, биолог и антрополог.
Александр Васильевич Храповицкий — действительный тайный советник, сенатор, кабинет-секретарь императрицы Екатерины II, автор записок.
Илья Тимофеевич Радожицкий — русский военный деятель, генерал-майор артиллерии, прозаик, мемуарист, ботаник. Почётный член Московского общества испытателей природы.
Воспитанник Императорского военно-сиротского дома (впоследствии Павловский кадетский корпус). В июне 1806 г. был произведен в подпоручики и направлен в Херсонский артиллерийский гарнизон, откуда в 1808 г. переведен во 2-ю полевую артиллерийскую бригаду. В январе 1810 г. произведен в поручики.
Участник Отечественной войны 1812 года. За отличие в бою при местечке Островно 13 июля 1812 г. награждён орденом св. Анны 4-й степени. В том же году сражался под Вязьмой, в 1813 г. — при г. Бауцене, при г. Ауре, Битве народов под Лейпцигом, за что дважды был награждён орденом св. Владимира 4-й степени (17 августа и 4 октября 1813 г.).
25 декабря 1814 г. за отличия в сражении под Парижем, произведен в штабс-капитаны; в 1815 г., по распоряжению начальства, был командирован для военной съёмки Гродненской губернии, а затем во Францию. За отличное выполнение поручения награжден «третным жалованием»[1]; в июле 1815 г. был переведен из 24-й артиллерийской бригады в свиту Его Императорского Величества, по квартирмейстерской части (впоследствии Генеральный штаб), и 30 августа 1817 г. произведен в капитаны.
В 1818 г. командирован для военной рекогносцировки Киевской губернии, поручение выполнил успешно.
С сентября 1819 г. — подполковник, в декабре 1819 г. уволен от службы.
В феврале 1823 г. вновь поступил на службу и был назначен в 22-ую артиллерийскую бригаду, позже назначен командиром 4-й батарейной роты и Кавказского подвижного запасного парка. В 1829 г. он участвовал в русско-турецкой войне, в июле 1830 г. командовал действующим отрядом в местечке Ашкале.
23 июля 1831 г. был назначен исправлять должность помощника командира Тульского оружейного завода, и там в декабре 1835 г. за отличие по службе произведен в полковники. 21 декабря 1835 года награждён орденом св. Георгия 4-го класса. 2 декабря 1838 г. вторично уволен от службы. Пробыв вне службы около 10 месяцев, в сентябре 1839 г. вновь был с тем же чином, назначен помощником начальника артиллерийских гарнизонов Грузинского округа; в ноябре 1842 г. прикомандирован к штабу Его Высочества по управлению генерал-фельдцейхмейстера, в 1843 г. участвовал в делах против горцев на Кавказе. Около 1850 г. был произведен в генерал-майоры и уволен в отставку.
И. Т. Радожицкий более 30 лет занимался ботаникой. Главнейший его труд — рукопись «Всемирная флора» в 15 томов большого формата, с атласом на 730 листах и с 1609-ю превосходно разрисованными им акварелью копиями и с натуры снятыми растениями, с подробнейшим и замечательно отчетливым анализом их органов. Пользуясь известными иностранными источниками на французском, немецком, латинском и английском языках, он прежде написал предварительный курс общей ботаники с новыми для некоторых органов терминами на русском языке. Затем, увлекшись сочинениями Распайля, Радожицкий составил свою классификацию, обработкой которой он занимался также многие годы, встречая препятствия как в отсутствии обширнейших пособий, которые тогда можно было найти только в центрах просвещения на западе, так и со стороны возражений специалистов. Кроме этого, месяца за два до кончины, по предложению вице-президента Императорского Московского Общества испытателей природы А. Г. Фишера фон Вальдгейма, занялся составлением перечня своей классификации растений для помещения в одном из иностранных изданий.
Именем И. Т. Радожицкого был назван новооткрытый вид растений Radojitskya capensis Turcz. Это растение из семейства Thymelaeaceae Juss. — Волчниковые и произрастает в Южной Африке. К этому семейству относится также кустарник волчье лыко, произрастающий в наших лесах.
И. Т. Радожицкий — военный писатель, мемуарист. Автор книг воспоминаний и ряда статей в российских журналах и газетах.
Умер в Воронеже. Погребен в Покровском Девичьем монастыре.
Илья Тимофеевич Радожицкий — русский военный деятель, генерал-майор артиллерии, прозаик, мемуарист, ботаник. Почётный член Московского общества испытателей природы.… Развернуть
Джулиана Горация Эвинг (1841–1885) — викторианская детская писательница, книги которой пользовались большой популярностью в Англии в конце XIX века. Творчеством Эвинг восхищались Редьярд Киплинг и Генри Джеймс. На ее произведениях воспитывались многие поколения британских детей, однако сейчас имя писательницы почти неизвестно широкому читателю.
По настоянию Джулианы в 1866 году ее мать (тоже автор книг для детей) начала издавать «Журнал тетушки Джуди» (семейное прозвище писательницы), в котором публиковала рассказы, сказки и стихи дочери, с малых лет любившей сочинять истории, рисовать и ставить домашние спектакли.
В рассказах миссис Эвинг меньше назидательного тона и сентиментальности, чем было обычно в то время. Ее рассказы отличает мягкая ирония, здравый смысл и набожность. На русский язык произведения Эвинг не переводились.
Джулиана Горация Эвинг (1841–1885) — викторианская детская писательница, книги которой пользовались большой популярностью в Англии в конце XIX века. Творчеством Эвинг восхищались… Развернуть
Эдвард Дауден - ирландский писатель, историк литературы.
Родился 3 мая 1843 в Корке. Образование получил в Куинз-колледже в Корке и дублинском Тринити-колледже (1862), где в 1867 возглавил кафедру риторики и английской литературы. Был лектором в Оксфордском университете по программе Тейлора (1889), в кембриджском Тринити-колледже - по программе Кларка (1892-1895). В 1896 выступал с лекциями на праздновании шестидесятилетия Принстонского университета (США). Дауден пробовал свои силы в поэзии (сборник издан в 1876), но в истории литературы он остался работами о Шекспире (Шекспир: критическое исследование его взглядов и творчества - Shakespeare: A Critical Study of His Mind and Art, 1875) и литературными биографиями, прежде всего - биографией Шелли (1886), побудившей Марка Твена выступить со знаменитым эссе "В защиту Гарриет Шелли".
Умер Дауден 4 апреля 1913.
Эдвард Дауден - ирландский писатель, историк литературы. Родился 3 мая 1843 в Корке. Образование получил в Куинз-колледже в Корке и дублинском Тринити-колледже (1862), где в… Развернуть
Георгий Прокофьевич Чиж — родился в 1876 году в Варшаве, там же получил среднее образование, а в 1899 году окончил юридический факультет Варшавского университета. Тогда же он стал преподавателем истории и географии на Польских Высших женских курсах, позднее преподавал эти предметы в Суворовском кадетском корпусе и в Варшавском реальном училище.
В кадетском корпусе возник нелегальный революционный кружок учащихся, вскоре раскрытый начальством. Г.П. Чиж публично выступил в защиту участников кружка, уволенных из корпуса. Ученики были возвращены в корпус под давлением общественных кругов, но преподавателю пришлось переменить род деятельности.
Служба в Варшавском коммерческом суде помогла Г.П. Чижу обогатить свои знания в области экономики промышленности. В 1916 году Г.П. Чиж начинает работать в правлении заводов «Гусь Хрустальный». Здесь его застает Великая Октябрьская социалистическая революция.
После национализации предприятий он по уполномочию рабочих и служащих отправляется в Москву ходатайствовать о пуске заводов и довивается успеха. Вскоре он начинает работать в ВСНХ. Здесь ему пришлось соприкоснуться с торфодобычей, которая его заинтересовала настолько, что он поступил в Торфяную академию. Уже в зрелом возрасте, после сорока лет, Г.П. Чиж приобретает новую специальность и с присущей ему любовью к труду делает много полезного для страны в этой новой для него области.
В 1929 году Г.П. Чиж вступил в экономическую группу Ангарстроя и занялся проблемами освоения природных богатств - прежде всего лесных - Иркутской области.
С 1931 по 1934 год он читает лекции в качестве доцента в Московском государственном университете, затем участвует в экспедициях, изучающих природные богатства Восточной Сибири.
После 1935 года он принимает участие в разработке экономических перспектив Большой Волги.
Г.П. Чиж написал 34 научные работы, освещающие пути использования природных сокровищ Родины. Кроме того, он получил 15 охранных свидетельств на различные изобретения. Среди них - реконструкция ткацкого станка, коренные улучшения деревообрабатывающих станков...
Георгий Прокофьевич Чиж — родился в 1876 году в Варшаве, там же получил среднее образование, а в 1899 году окончил юридический факультет Варшавского университета. Тогда же он… Развернуть
Владимир Иосифович Шухевич (укр. Володимир Осипович Шухевич; 15 марта 1849, Тышковцы — 10 апреля 1915, [[Львов украинский общественный деятель, этнограф, педагог и публицист, действительный член Научного общества имени Тараса Шевченко. Дед главнокомандующего УПА Романа Шухевича.
Владимир Иосифович Шухевич (укр. Володимир Осипович Шухевич; 15 марта 1849, Тышковцы — 10 апреля 1915, [[Львов украинский общественный деятель, этнограф, педагог и публицист,… Развернуть
Базаров Владимир Александрович (настоящая фамилия Руднев) - русский философ, экономист, публицист, переводчик.
Родился в дворянской семье врача А. М. Руднева, руководившего в Туле губернской земской больницей. Мать — Анастасия Петровна, по профессии акушерка.
После гимназии поступил на физико-математический факультет Московского университета, но отучившись полный курс (специализируясь по химии), диплом не получил в связи с арестом и высылкой на малую родину. С осени 1900 два семестра обучался на философском факультете Берлинского университета, где познакомился со студенткой Евгенией Товиевной Марголиной. Взял псевдоним в честь главного героя романа «Отцы и дети».
Социал-демократ с 1896 года, большевик в 1904—1907 годах. В сентябре 1901 второй арест обернулся ссылкой в село Енисейской губернии. В тюремной церкви обвенчался с перешедшей ради брака из иудаизма в католичество Е. Марголиной и поехал в ссылку вместе с ней. В браке они прожили 38 лет.
На I конференции РСДРП 30 декабря 1905 года избран в редакцию центрального органа — «Партийные известия». Делегат IV съезда РСДРП (1906).
В 1908—1911 годах вёл пропагандистско-просветительскую работу среди рабочих Петербурга в Смоленской воскресной школе и народном университете Невской заставы. В 1909—1910 годах состоял в качестве «сведущего лица» (выражение охранного отделения) при социал-демократической фракции в Государственной думе III созыва, занимаясь фабричным вопросом. В 1911 году был арестован и выслан на 3 года в Астраханскую губернию. По возвращении в Петербург сотрудник журналов «Современник» и «Летопись».
После Февральской революции работал в экономическом отделе Петросовета. С апреля 1917 года — один из редакторов и основных авторов газеты «Новая жизнь». Летом 1917 вышел из РСДРП (б). Один из организаторов и идеологов партии РСДРП (интернационалистов); на её учредительном съезде (январь 1918) был основным докладчиком, на II съезде (май 1918) — содокладчиком по вопросу о текущем моменте. Отрицательно оценил «советизацию» власти и Брестский мир. В конце 1918 уехал в Алушту, затем в Харьков, где вместе с Ю. Мартовым и Б. Кричевским редактировал журнал «Мысль». Во время Гражданской войны находился в Крыму. После окончательного занятия Крыма Красной армией весной 1920 года был арестован ЧК. Ленин, узнав об этом, распорядился направить Базарова в Москву. С мая 1921 года Базаров работал в Госплане, в 1924 году стал зампредом экономико-статистической секции, в 1927 году — председателем секции труда и культуры и членом президиума Госплана.
В 1926 году вместе с В. Г. Громаном предложил метод планирования и оценки государственной экономики, основанный на «тектологических» принципах, которые были признаны впоследствии антимарксистскими. Базаров составил и решил дифференциальное уравнение, описывающее рост национального промышленного производства. Частные решения этого уравнения асимптотически приближались к «горизонтальным» прямым, то есть показывали замедление промышленного роста.
27 декабря 1929 года на Всесоюзной конференции аграрников-марксистов Сталин в докладе «К вопросам аграрной политики в СССР» указывал:
«Не подходит также к делу трактовка Базарова и Громана баланса народного хозяйства. Схему баланса народного хозяйства СССР должны выработать революционные марксисты, если они вообще хотят заниматься разработкой вопросов экономики переходного периода» (Соч. М., 1952. Т. 12. С. 171—172.)
После этого выступления упомянутые в нём экономисты стали подвергаться гонениям и репрессиям по обвинению в том, что «путём составления искажённых конъюнктурных обзоров стремились дать неверное представление правительству СССР о действительном положении в стране и таким образом добиться срыва социалистической реконструкции», а также «создавали условия для расстройства нормального снабжения населения с целью вызвать его недовольство».
Летом 1930 года В. Г. Громан, В. А. Базаров, Н.Н.Суханов и другие (всего 14 экономистов) были арестованы ОГПУ по делу «Союзного бюро РСДРП (меньшевиков)». На допросах Базаров, не скрывая разногласий с правящей партией, не признал себя виновным в антисоветской деятельности, заявив, что «теоретическое обсуждение всех вопросов политики и экономики … не может быть запрещено любому советскому гражданину, какой бы ни была его политическая биография». Среди подсудимых на процессе меньшевиков его не было. 25 апреля 1931 был приговорён коллегией ОГПУ к 5 годам лишения свободы, срок отсчитывался с даты ареста — 28 июля 1930. В начале 1932 был выпущен из тюрьмы, жил в ссылке сначала в Саратове, затем на Кавказе.
Вернулся в Москву в 1935 году. Занимался переводами, в частности перевёл с немецкого «Разговоры с Гете в последние годы его жизни» Эккермана , опубликованные в 1934 году, а с французского «Опыты» Монтеня (рукопись утрачена). Часть сделанных им переводов была опубликована под именем жены.
В творчестве Базарова можно выделить три основных фазы: до мировой войны он много писал на политические и философские темы, во время войны и революции преимущественно занимался политической и экономической публицистикой, в 20-е годы писал прежде всего по вопросам народного хозяйства.
Представитель богостроительства, сторонник «духовного» марксизма, исследователь и пропагандист богоискательства. В своих философских сочинениях («Авторитарная метафизика и автономная личность», в сборнике: Очерки реалистического мировоззрения, 1904; «Анархический коммунизм и марксизм», 1906; «На два фронта», 1910, и др.) Базаров выступил как сторонник махизма. В. И. Ленин подверг взгляды В. А. Базарова критике в работе «Материализм и эмпириокритицизм».
Экономические работы Базарова касаются проблем планирования и хозяйственного баланса.
Совместно с И. И. Скворцовым-Степановым перевёл «Капитал» Карла Маркса (первое издание, вышедшее в 1907—1909 под общей редакцией А. А. Богданова, затем многократно переиздавалось), «Современный капитализм» Вернера Зомбарта и «Очерки по истории Германии в XIX веке. Т. 1. Происхождение современной Германии». СПб., 1906.
Скончался от воспаления лёгких.
Реабилитирован в 1990 году.
Базаров Владимир Александрович (настоящая фамилия Руднев ) - русский философ, экономист, публицист, переводчик. Родился в дворянской семье врача А. М. Руднева, руководившего… Развернуть
Иван Степанович Жиркевич — российский генерал-майор, участник Наполеоновских войн, писатель-мемуарист, Симбирский и Витебский губернатор.
Родился в семье бедного смоленского дворянина.
Образование получил в Сухопутном шляхетском корпусе, из которого выпущен офицером в гвардейский артиллерийский батальон и прямо со школьной скамьи попал в Аустерлицкое сражение, за отличие в котором был награждён орденом св. Анны 4-й степени.
По возвращении в Санкт-Петербург Жиркевич по должности батальонного адъютанта ежедневно имел доклад у графа Аракчеева, бывшего тогда инспектором всей артиллерии, и заслужил его расположение.
После участия в войне 1809 г. против шведов (награждён золотым оружием с надписью «За храбрость») и в Отечественной войне (награждён орденом св. Владимира 4-й степени с мечами) Жиркевич в 1814 г. получил в командование роту полевой артиллерии, а затем перешёл начальником отделения в артиллерийский департамент. Здесь ему пришлось вынести серьёзную борьбу с злоупотреблениями коллег и, несмотря на нравственную поддержку великого князя Михаила Павловича, Жиркевич не вышел из неё победителем: в декабре 1833 г. он был уволен в отставку, хотя вновь скоро поступил на службу чиновником особых поручений в тот же департамент и около двух лет был помощником командира Тульского оружейного завода.
Перейдя на гражданскую службу, Жиркевич по протекции Д. П. Полозова был назначен в 1834 г. Симбирским губернатором, в то самое время, когда здесь разрешался щекотливый вопрос об обращении казенных крестьян в удельное ведомство. В 1836 г. его перевели губернатором в Витебск и на этом посту Жиркевич принимал значительное участие в деле присоединения униатов.
По выходе в отставку в 1838 г. Жиркевич занялся литературной деятельностью, оставив после себя «Записки», в которых содержится немало характерных подробностей для истории войн 1805—1814 гг. с Наполеоном и русского военного быта начала XIX века. В этих записках, доведенных до 1831 г., немало также материалов для биографий графа Аракчеева, Ермолова, генерала С. М. Каменского, генерала А. А. Вельяминова и других военных деятелей современной Жиркевичу эпохи; также там содержится масса сведений о первоначальной истории воссоединения униатов. Эти «Записки» печатались в «Русской старине» (1874, т. IX—XI; 1875, т. XIII; 1876, тт. XVI, XVII; 1878, тт. XXII, XXIII; 1890, т. LXVII) и «Историческом вестнике» (1892, № 4).
Среди прочих наград Жиркевич имел орден св. Георгия 4-й степени, пожалованный ему за беспорочную выслугу 25 лет в офицерских чинах 18 декабря 1830 г. (№ 4453 по списку Григоровича — Степанова).
Жиркевич умер в 1848 году.
Иван Степанович Жиркевич — российский генерал-майор, участник Наполеоновских войн, писатель-мемуарист, Симбирский и Витебский губернатор. Родился в семье бедного смоленского… Развернуть
Петко Юрданов Тодоров – болгарский прозаик, поэт.
Родился в крестьянской зажиточной семье с разносторонними культурными интересами. Учился в тырновской гимназии (1894–95) и, не окончив ее, отправился вместе с братом во Францию, где поступил в тулузский Licee National. Здесь он знакомился с русской и французской литературой, читая в оригинале А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, Г. Флобера, Ги де Мопассана. Еще находясь в Болгарии, Т. установил контакт с Д. Благоевым, увлекся социалистическими идеями и пропагандировал их в рабочей среде. Будучи во Франции, он произнес пламенную речь перед тулузскими рабочими во время первомайской демонстрации (1897), начал сотрудничать в прогрессивной печати, писал обличительные статьи против болгарского князя Фердинанда и российского самодержавия. После возвращения в Болгарию Т. жил в Русе (1897), работал в редакции газеты «Законност» и продолжал обличать социальную несправедливость. За публикацию антиправительственного воззвания был отдан под суд и избежал тюрьмы только благодаря своему несовершеннолетию. Затем Т. на несколько лет покидает Болгарию, изучает юриспруденцию в Берне (1898) и литературу в Берлине и Лейпциге вплоть до 1904. Во время пребывания в Европе знакомится с Г.В. Плехановым, но интерес к идеям социализма в начале XX в. у него угас. Его не смогла возродить даже встреча с М. Горьким на Капри, куда он ездил лечиться от туберкулеза (1912).
Писать Т. начал со школьных лет, создав очерк о национальном просветителе Иларионе Макариопольском. За ним последовали стихотворения и рассказы в духе социалистических идей, которые он публиковал вначале в ученических изданиях, а затем в более известных журналах «Искра» и «Светлина». Такую же социальную направленность имели и слабые в художественном отношении рассказы Т., писавшиеся им в Тулузе и публиковавшиеся в изданиях «Работнически вестник», «Червен народен календар». Часть юношеских произведений была подписана псевдонимом (Пенко или Н. Бойко, П. Слёзкин или Стрезо) и издана в сборниках «Зарисовки» («Драски», 1894) и «Стихи скучной лиры» («Стихове на скучната лира», 1895). Истинный расцвет таланта Т. пришелся на начало нового столетия. За оставшиеся полтора десятка лет жизни писатель создал свои лучшие произведения, ставшие национальной литературной классикой. Отправной точкой его творчества становятся философия немецкого идеализма и индивидуализма, художественные идеи Г. Ибсена и Г. Гауптмана, проповедовавшиеся кругом болгарских писателей и критиков, близких к журналу «Мисыл»: К. Крыстевым, Пенчо Славейковым, П. Яворовым. Т. погрузился во внутренний мир человека, далекого от общественных страстей и коллизий. Его герои – люди, отличающиеся от других, они не норма, а отклонение от нее. Они внутренне свободны и стремятся выработать собственную жизненную философию, не совпадающую с общепринятой. Конфликт между ними и окружением состоит не в противоречии личность–общество, а в более широком плане – в противоречии между духом и материей. Его герои несчастны уже потому, что они талантливы и чувствуют иначе, чем остальные. И этот конфликт не может быть разрешен, кроме как драматически. Поэтому герои большинства его рассказов, вышедших в сборнике под названием «Идиллии» (1908), несчастны по определению. Они бегут от всеобщего непонимания, как водитель караванов Бойко («Невезучий»/«Несретник»), мучаются от несчастной любви и вынужденной разлуки, но даже после смерти тянутся навстречу друг другу – как тонкий тополек и зеленый берест, выросшие над могилами возлюбленных («Над церковью»). Они готовы отправиться невесть куда, как Калина, полюбившая бродягу-цыгана и ушедшая за ним из дома («Цыган с медведем»/«Мечкар»). Талант и одаренность, согласно писателю, не есть подарок судьбы, а проклятие – это видно по участи прекрасного музыканта и прорицательницы («Мать гусляра»/«Гусларева майка» и «Кассандра»). При этом от судьбы не убежишь, а она часто бывает несчастной («Предсказательницы»/«Орисници»). Идиллии Т. лишены психологизма, конфликты выступают в обобщенно-символической форме, примером чему может служить образ омута, который разделяет влюбленных и выступает как символ несчастной любви. В большинстве идиллий используются сюжеты народного поэтического творчества, они насыщаются обобщенной символикой, благодаря чему им придается новый нравственный и эстетический смысл. Т. создавал также и опоэтизированные, романтические образы героев из далекого болгарского прошлого: пьесы «Царь Симеон», «Тени» («Сенки»), «Страхил – грозный гайдук» («Страхил – страшен хайдутин», сборник «Драмы», 1919).
Лучшими считаются пьесы «Строители» («Зидари», 1902) и «Первые» (1907). В «Строителях» обыгрывается распространенное среди болгар поверье: если замуровать в строение жертву, обычно девушку, стены обретут невиданную прочность. Но жертва оказывается напрасной – строящийся храм рушится, и виной тому не насильники-турки, а сами болгары. К драме приводит несогласие между ними, принесенная в жертву девушка Рада оказывается обманутой сказками о мнимой общественной пользе, а ее возлюбленного-строителя Христо односельчане подвергают хуле, и он отправляется прочь за тенью Рады, уповая на то, что любимая поможет ему построить храм в собственной душе. Вторая пьеса носит социальный характер и повествует о том, что первые (первенцы села) на самом деле часто бывают последними и своими неблаговидными действиями вызывают открытый народный бунт. Т. выступал также в качестве критика, написав статьи о А.И. Герцене, восприятии Л.Н. Толстого и Г. Ибсена в Болгарии, заметки о Шекспире, посмертно опубликованное исследование «Об отношении славян к болгарской литературе» («Славяни и българската литература», 1944).
(И.И. Калиганов)
Петко Юрданов Тодоров – болгарский прозаик, поэт. Родился в крестьянской зажиточной семье с разносторонними культурными интересами. Учился в тырновской гимназии (1894–95) и,… Развернуть
Василий Васильевич Григорьев — русский историк-востоковед, государственный деятель, профессор Санкт-Петербургского университета. Как публицист, близок к учению славянофилов. Как учёный обнаружил глубокое знание истории Востока, изучение которого, особенно среднеазиатского, далеко подвинуто им вперед. В трудах всегда давал новое освещение затронутых вопросов.
По происхождению дворянин из Владимирской губернии, Василий Григорьев окончил отделение восточных языков филологического факультета Санкт-Петербургского университета. Ещё будучи студентом стал печататься, («История монголов», 1834). Разлад с О. И. Сенковским помешал ему получить кафедру в Санкт-Петербургском университете и вынудил его в 1838 году поступить профессором восточных языков в одесский Ришельевский лицей. В Записках одесского общества истории и древностей вышло несколько его статей, из которых выделяется по методу исследования и по выводам «О куфических монетах VIII, IX, Х и отчасти VII и XI в., находимых в России и прибалтийских странах, как источник для древнейшей отечественной истории». Статьи по Востоку печатались и в других местных изданиях, «Одесском альманахе» и «Новороссийском календаре». Как правило, он выбирал такие восточные темы, которые имели близкое отношение к российской истории.
В 1842 году Григорьев написал диссертацию: «О достоверности ярлыков, данных ханами Золотой Орды русскому духовенству». В 1844 году переселился в Петербург и поступил на службу в департамент духовных дел. Помогая Н. И. Надеждину редактировать «Журнал Министерства Внутренних Дел» и помещая там статьи самого разнообразного содержания, много работал в обществах географическом и археологическом. В компании с В. В. Дерикером он приобрел от Ф. К. Дершау журнал «Финский вестник», который, переименованный в «Северное обозрение», скоро перестал издаваться.
В 1851 году Григорьев переехал в Оренбургский край и вскоре получил должность начальника пограничной экспедиции, где сосредоточивались дела по сношению с ханствами и управление киргизами. Это дало ему возможность написать несколько статей, посвященных Туркестанскому краю; из них выдающееся значение имеет «О некоторых событиях в Бухаре, Коканде и Кашгаре: записки мирзы Шемса Бухари», где сообщены интересные исторические сведения и впервые дан образчик таджикского наречия. Сильное негодование в литературном мире вызвала статья Григорьева о Грановском: «Т. Н. Грановский до его профессорства в Москве» («Русская беседа», 1856). Нападки, посыпавшиеся на Григорьева за эту статью — особенно со стороны Кавелина, — вынудили его на дополнительные разъяснения высказанных взглядов в двух статьях: «О значении народности» и «О воспитании в духе народности» («Молва», 1857). В других публицистических статьях Григорьев старался выяснить российские задачи и интересы в Средней Азии, а также способы воздействия на неё. В Англии, проявлявшей особый интерес к действиям Российской империи в Туркестане, статьи Григорьева производили большое впечатление. Некоторые из них были переведены Скайлером на английский язык.
В 1862 году Григорьев оставил службу в Оренбургском крае, а в следующем занял кафедру истории Востока в Санкт-Петербургском университете, где он перед этим получил степень доктора восточной словесности honoris causa. К этому периоду относятся капитальные работы его «Кабулистан и Кафиристан» (1867) и «Восточный Туркестан» (1869 и 1873), а также монография «О скифском народе саках» (1871). В 1869 и 1870 годах Григорьев состоял главным редактором «Правительственного вестника». В 1874 году он после М. Н. Лонгинова занял пост начальника Главного управления по делам печати. В то же время он трудился над устройством 3-го международного съезда ориенталистов, который состоялся в Петербурге в 1876 году и для которого Григорьев издал сборник своих первых статей под заглавием «Россия и Азия». В 1878 году Григорьев оставил университет, а в 1880 году вышел в отставку. В «Журнале министерства народного просвещения» за 1881 год напечатан его превосходный труд «О походах Александра Великого в Западный Туркестан». Как публицист, Григорьев близко стоял к учению славянофилов; как учёный, он обнаружил глубокое знание истории Востока, изучение которого, особенно среднеазиатского, далеко подвинуто им вперед. В трудах своих он всегда давал новое освещение затронутых вопросов.
Василий Григорьев умер в Санкт-Петербурге 19 декабря 1881 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на
Василий Васильевич Григорьев — русский историк-востоковед, государственный деятель, профессор Санкт-Петербургского университета. Как публицист, близок к учению… Развернуть
Ю́хан Фа́лькбергет (норв. Johan Falkberget; настоящее имя и фамилия Юхан Петтер Лиллебаккен, Johan Petter Lillebakken; 30 сентября 1879, Ругельдален, Рёрус — 5 апреля 1967, там же) — норвежский писатель.
Фалькбергет родился на ферме Фалькбергет в долине Ругельдален, в городке Рёрус. Сын шахтёра, сам работал на предприятии по добыче меди с 8 лет. В 1891 году начал писать трилогию «Христиан VI», изданную много позднее. В 1893 году изменил свою фамилию с Лиллебаккен на Фалькбергет — по названию фермы, где он жил (обычная практика в то время). Его первая работа была издана в 1902 году.
В 1906 году он уволился с шахты и стал редактором газеты «Nybrott» в Олесунне. В 1908 году переехал во Фредрикстад, где работал редактором «Smaalenes Socialdemokrat», после переехал в Киркенес. С 1909 по 1922 год жил и работал преимущественно в Кристиании (ныне Осло).
В 1922 году вернулся в Рёрус и поселился на ферме Ratvolden, в 1 км от фермы Фалькбергет. Сейчас там находится музей. В 1931—1933 годах представлял Норвежскую рабочую партию в Стортинге от фюльке Сёр-Трённелаг.
В 1940 году переехал в Швецию, спасаясь от фашистов (во время Второй мировой войны Швеция сохраняла нейтралитет).
Работы Фалькбергета посвящены жизни рабочих, сельской культуре, горному делу, реалистично описывают трудную жизнь горнорабочих, их быт. Его первый знаменитый исторический роман «Четвёртая ночная стража» (Den fjerde nattevakt, 1923) посвящён событиям первой половины XIX века, происходившим вокруг рудников в Рёрусе. Следующий роман-трилогия «Христиан VI» (Christianus Sextus, 1927—1935) о событиях на одноимённой шахте в 1720-х годах. Действие романа происходит в период после окончания Северной войны (историческая параллель со временем после окончания Первой мировой войны, когда был написан роман).
Повести «Бьярне» (Bjarne, 1903), «Хаук Углеватн» (Hauk Uglevatn, 1906), «Чёрные горы» (Svarte Fjelde, 1907), «Жертва огня» (Brændoffer, 1917), в том числе на исторические темы «Эли, дочь Сиурда» (Eli Sjursdotter, 1913), «Охотник на медведя» (1919); тетралогия «Хлеб ночей» (Nattens Brød, 1940—1959); сборник рассказов «Минеры» (Mineskud, 1908).
Ю́хан Фа́лькбергет (норв. Johan Falkberget; настоящее имя и фамилия Юхан Петтер Лиллебаккен, Johan Petter Lillebakken; 30 сентября 1879, Ругельдален, Рёрус — 5 апреля 1967, там… Развернуть
Павел Парфёнович (Парфеньевич) Заблоцкий-Десятовский - российский медик, доктор медицины, заслуженный профессор Императорской медико-хирургической академии; брат Андрея Парфёновича и Михаила Парфёновича Заблоцких-Десятовских.
В 1835 году успешно окончил Московский университет с похвальным отзывом за сочинение по хирургии «De laesionibus, quae amputationem requirunt, neс non de varia perficiendi illam ratione» (Москва, 1834 год) и со званием лекаря первого отделения, был назначен врачом при экспедиции, посланной для исследования восточных берегов Каспийского моря. Во время этой экспедиции, продолжавшейся два года, он изучил ботанику и энтомологию и зарекомендовал себя настолько хорошо, что ему поручено было составить описание Талышинского ханства и западных берегов Каспийского моря от Астрахани до Ленкорани и Астары «в медицинском и естественно-исторических отношениях».
Получил степень доктора медицины за защиту диссертации «De solpuga arachnoi dea» (1838), представляющую описание паукообразных.
Был назначен адъюнкт-профессором по кафедре теоретической хирургии в Санкт-Петербургскую Медико-Хирургическую Академию (1842). Открыл клинический курс сифилитических болезней, и первый в Медико-Хирургической Академии преподавание о сифилисе и о болезнях мочевых и половых органов выделил в специальный курс (1843). Создалась его известность, как практического врача, и он состоял дежурным гоф-медиком при дворе Государя Императора (1843—1849). Избран и назначен экстраординарным профессором (1845) и ординарный профессор (1846). В том же году он заведовал хирургическим отделением 2-го военно-сухопутного госпиталя. В госпитале им впервые в России были произведены 5 операций под хлороформом (1847), употреблявшиеся до этого только в заграничных клиниках, с того времени профессора и врачи стали употреблять у нас в России это анестезирующее средство. Занял кафедру теоретической хирургии и посвятил себя исключительно работам по хирургии и сифилису (1852). Создал при Академии хирургический музей (1863). Свою богатую коллекцию костей морских животных, насекомых и растений, собранную в различных местностях России, пожертвовал музею (1856).
В 1852 году был избран первым председателем вновь учрежденного в память Пирогова Хирургического общества.
Автор около пятидесяти научных работ.
Павел Парфёнович (Парфеньевич) Заблоцкий-Десятовский - российский медик, доктор медицины, заслуженный профессор Императорской медико-хирургической академии; брат Андрея… Развернуть
Антуа́н Гюста́в Дроз (фр. Gustave Droz; 09.06.1832, Париж — 22.10.1895, Париж) — французский художник и писатель.
Дебютировал как живописец жанровыми картинами; затем стал писать маленькие сценки будничной жизни в «Vie Parisienne»; собранные в один сборник, эти талантливые эскизы составили имевшую большой успех книгу «Monsieur, Madame et Bébé». В том же жанре написаны его сборники рассказов:
• «Entre nous» (1867);
• «Une femme gênante» (1875).
Более серьезно задуманы книги:
• «Le Cahier bleu de M-elle Cibot» (1868),
• «Autour d’une source» (1869),
• «Un paquet de lettres» (1870),
• «Les Etangs» (1875) и др.
Дроз написал ещё сборник: «Tristesses et sourires», представляющий ряд личных, художественно переданных ощущений.
Антуа́н Гюста́в Дроз (фр. Gustave Droz; 09.06.1832, Париж — 22.10.1895, Париж) — французский художник и писатель. Дебютировал как живописец жанровыми картинами; затем стал… Развернуть
Павел Фёдорович Булацель (29 июня [11 июля] 1867, имение Малая Николаевка, Екатеринославская губерния — 18 февраля 1919, Петроград) — русский юрист, адвокат, общественный деятель, журналист. Придерживался националистических взглядов.
Родился в известной дворянской семье, дед был полковником лейб-гвардии Кавалергардского полка, отец — уездным предводителем дворянства.
Окончил Императорское Училище правоведения, работал присяжным поверенным, занимался научной работой. Сотрудничал с рядом газет («Свет», «Юридическая газета», «Россия»). Активный участник монархического движения, один из создателей Союза русского народа, член его Главного Совета (1905—1907). Член Русского собрания (с 1904), член Совета Русского собрания (1908—1917). Редактор центрального печатного органа СРН — газеты «Русское знамя».
В 1905 году в числе других руководителей СРН был принят Николаем II, перед которым произнёс речь, в частности, он сказал: «Как дневной свет ненавистен кротам, так самодержавие ненавистно врагам России. Оно их обессиливает, а потому раздражает. Они понимают, что доколе будет существовать Самодержавие, дотоле Россия не распадётся! Не верьте, государь, тому, кого выдвигают масоны и кто опирается только на инородцев! Обопритесь на русских людей, и врата ада не одолеют Русского Государя, окружённого своим народом».
Будучи известным адвокатом, был главным защитником членов черносотенных монархических организаций в судах. В частности, в 1909 году на деле о «черносотенном» Томском погроме (1905) заявил: «Если в Томске принято называть жидов евреями, я подчиняюсь.»
Был членом правления Союза правой русской печати, председателем Екатеринославского отдела СРН, членом Русского Народного Союза имени Михаила Архангела, членом Всероссийского Филаретовского общества народного образования.
В 1915 году основал журнал «Российский гражданин».
После февральской революции Булацель отошел от политики и уехал в своё имение. После октябрьского переворота Павел Федорович остался в России. 29 сентября 1918 года он был арестован ЧК и объявлен заложником. Четыре с половиной месяца он томился в тюрьме. Поскольку после Февральской революции он не принимал никакого участия в политике, чекистам было не в чем его обвинить, и в вину ему было поставлено то, что он «раньше работал в монархических организациях, являлся одним из основателей „Союза Русского Народа“. Как адвокат выступал во всех процессах, в которых монархические деятели могли оказаться запятнанными». Хотя даже чекисты вынуждены были признать, что «во время революции о его деятельности ничего не известно». Расстрелян в Петрограде 18 февраля 1919 г.
Павел Фёдорович Булацель (29 июня [11 июля] 1867, имение Малая Николаевка, Екатеринославская губерния — 18 февраля 1919, Петроград) — русский юрист, адвокат, общественный… Развернуть
Артур Трейн (англ. Arthur Cheney Train) - американский юрист и писатель, специализировался на детективной прозе. На русский язык переведена только одна книга, и та -- из жанра фантастики.
Родился в семье адвоката Чарльза Рассела Трейна (Charles Russell Train), который многие годы являлся генеральным прокурором штата.
В 1896 году окончил Бостонский и Гарвардский университеты; затем в 1899-м – Гарвардскую юридическую школу.
В январе 1901 года молодой адвокат становится помощником в офисе окружного прокурора округа Нью-Йорк. В 1908 году он открывает юридическую практику. В 1915-1922 гг. он ведет частую адвокатскую практику с напарником Чарльзом Альбертом Перкинсом (Charles Albert Perkins). С 1922 года Артур Трейн прекращает свою адвокатскую деятельность и полностью переключается на писательство.
Литературную карьеру Артур Трейн начал в 1904 году, напечатав в журнале «Leslie's Monthly» рассказ «Бриллиант Максимлиана» (The Maximilian Diamond). Продолжая активно писать, за несколько лет он выпустил ряд книг, среди которых были и публицистические труды о судебной практике, а также сборники рассказов о вымышленных судебных делах или основанных на реальных событиях («Макаллистер и его двойник», «Мортмейн», «Настоящие истории преступлений из офиса окружной прокуратуры»). Артур Трейн
Первый роман выходит в 1909 году – книга «История Батлера», в которой изображена история жизни в Нью-Йорке с точки зрения английского дворецкого. Затем он преимущественно писал книги на криминальные темы и детективы. Совмещая работу адвоката и писателя, он выпустил ряд романов, рассказов, пьес и статей, преображая реальные судебные дела в художественную форму. Особенно известны его рассказы, в которых в качестве главного героя действует Эфраим Тутт (Ephraim Tutt) – старый адвокат, защищающий простого человека и показывающий несправедливость закона к обычным людям. Начиная с 1919 года Артур Трейн написал около сотни детективных историй о Тутте. Почти все они были опубликованы в филадельфийской газете «Saturday Evening Post» с прекрасными рисунками Артура Уильяма Брауна, чей образ Тутта стал каноническим. Почти все эти рассказы были собраны в 12 сборников (1920-1945), а также автор выпустил две книги – роман «Отшельник Турецкой Лощины» (1921) и псевдо-документальная книга «Янки-адвокат» (Yankee Lawyer), с которой связана одна занимательная история.
Роман «Янки-адвокат» вышел в 1943 году в одном из самых известных нью-йоркских издательств «Чарльз Скрибнер и сыновья». В книге была представлена полная автобиография адвоката Эфраима Тутта, рассказы о котором печатал Артур Трейн. И многие читатели приняли этот литературный персонаж за реальную личность. Тем более, что в книге были представлены фотографии Тутта и его семьи, в предисловии Трейн писал, что Тутт действительно живой человек, который не желал себе популярности и держался в тени. Подробно рассказывалось о детстве Тутта, его образовании, о его карьере и о том, какие события способствовали тому, что он стал адвокатом малобюджетной части населения страны. Тут даже присутствовали авторские права на Эфраима Тутта. Рассказ о жизни адвоката пронизан ссылками на реальные события и людей, создавая впечатление, что Тутт жил и ходил вместе с ними этой земле. И, чтобы завершить иллюзию «автобиографии», Трейн удалил свое собственное имя с обложки книги, а Эфраим Тутт значился в рекламах издательства как один из его авторов.
«Нью-Йорк таймс» заявила, что «Янки-адвокат» не может считаться художественным произведением, а «Вашингтон пост» радовалась тому, что Тутт, наконец-то, написал книгу о себе. Тысячи людей после выхода книги писали Тутту письма с просьбой защищать их в суде, женщины просили встречи за чашкой чая. Но когда мистификация была раскрыта, один адвокат по имени Льюис Линет так возмутился, что подал в суд на писателя Трейна, редактора Перкинса и издателя Скрибнера за мошенничество. Он подал иск с требованием вернуть потраченные на книгу деньги, а также судебный запрет на ее публикацию в качестве автобиографии Тутта. Правда, в результате Линет был высмеян в средствах массовой информации не только как легковерный юрист, верящий в мистификации, но и за то, что подал иск на такую ничтожную сумму в три с половиной доллара!
Были у Артура Трейна и научно-фантастические произведения. Во втором своем сборнике «Мортмейн» (1907) из восьми произведений, два можно отнести к жанру НФ – «Мормейн», экранизированный в 1915 году, и повесть «Охотник». В рассказе «Рука Олоферна» (1906) автор вплетает в детективный сюжет мистические нотки. Сверхъестественное в этом произведении представлено в виде загадочного талисмана – высушенной руки Олоферна, якобы вывезенной тысячелетия назад из Ассириии, и дающей ее владельцу вечную жизнь и тайные знания. Этот талисман и стал поводом для убийства индуса в каюте, где он ночевал вместе со своим соседом – полковником Дженкинсом, которого и обвинили в этом преступлении. А через восемь лет компания друзей, среди которых были юристы, индусы и военные, разгадали загадку этого убийства.
А в рассказе «N-ая сила» (1909) герою представилась возможность стать всесильным: владеющей телепатией доктор Мигрейн с помощью гипноза во много усилил все его чувства, но, как оказалось, для обычного человека такой «подарок» может принести только муку.
Косвенно к фантастике также можно еще отнести и повесть «Потерянное Евангелие» (1924), в которой речь идет об открытии пятого Евангелия. А в соавторстве с известным физиком Робертом Вудом (Robert Wood) написал два научно-фантастических романа: «Человек, раскачавший Землю» (1914) и «Создатель Луны» (1916, в русском переводе «Вторая Луна»). В первой книге Трейн и Вуд подвергли нашу планету атомному воздействию посредством таинственного излучения (и это за три десятка лет до того, как США взорвали первую атомную бомбу). А в романе «Вторая Луна» авторы затрагивают тему «астероидной опасности», но все кончается счастливо: астероид частично взрывают, а остаток выходит на околоземную орбиту, став вторым спутником нашей планеты. Вторая Луна (2011)
Кроме художественной литературы, Артур Трейн написал полусотню публицистических статей и несколько книг по юриспруденции; в 1938-1939 гг. вышла его автобиография «Мой день в суде». По его произведениям снято с десяток художественных фильмов. Он был очень популярен в первой половине ХХ века. В 1924 году Трейн был избран в Американскую академию искусств и литературы (American Academy of Arts & Letters), став ее президентом в 1945 году.
Но пост он получил за несколько месяцев до смерти. Артур Трейн скончался от рака в Нью-Йорке в возрасте 70 лет. А его наследие составило более 40 книг художественной и документальной прозы.
Артур Трейн (англ. Arthur Cheney Train ) - американский юрист и писатель, специализировался на детективной прозе. На русский язык переведена только одна книга, и та -- из… Развернуть
Михаи́л Миха́йлович Достое́вский (13 октября (25 октября) 1820, Москва — 10 июля (22 июля) 1864, Петербург) — русский писатель, издатель журналов. Старший брат Фёдора Достоевского.
Родился в 1820 году в Москве, в семье штаб-лекаря Мариинской больницы.
После домашнего воспитания, в 1834 году он был определён в пансион Л. И. Чермака, где пробыл до 1837 года, когда отец повёз его вместе с младшим братом, Фёдором, в Петербург для помещения в Инженерное училище.
Пробыв в Петербурге почти год в приготовительном пансионе К. Ф. Костомарова, Достоевский, не поступил в училище, так как по медицинскому освидетельствованию был признан чахоточным.
Был женат на Эмилии Фёдоровне фон Дитмар, от которой имел сыновей Фёдора Михайловича (младшего), Михаила Михайловича и дочерей Екатерину, Марию и Варвару.
В 1860 году принимал участие в литературном журнале «Светоч», выходившем в Санкт-Петербурге ежемесячно.
В 1861 году начинает издание журнала «Время», который был запрещён в апреле 1863 года за статью Н. Н. Страхова: «Роковой вопрос».
В 1864 году Достоевский начал издание журнала «Эпоха», но в июле этого года умер.
Михаи́л Миха́йлович Достое́вский (13 октября (25 октября) 1820, Москва — 10 июля (22 июля) 1864, Петербург) — русский писатель, издатель журналов. Старший брат Фёдора… Развернуть