Роберт Уилсон Линд (Roibéard Ó Floinn) - англо-ирландский писатель, редактор поэзии, городской литературный эссеист и активный ирландский националист.
Родился в Белфасте у Пресвитерианского священника Роберта Джона Линда и Сары Рентул Линд. Второй из семи детей. Прадед Линда по отцовской линии эмигрировал из Шотландии в Ирландию.
Линд получил образование в Королевском Белфастском академическом институте, учился в Королевском университете. Его отец служил модератором Пресвитерианской Церкви, но он был всего лишь одним из длинной линии Пресвитерианского духовенства в семье.
Он начинал как журналист на Северном Виге в Белфасте. Переехал в Лондон в 1901 году, через Манчестер, деля жилье со своим другом художником Полом Генри.
Роберт Уилсон Линд использовал литературный псевдоним Y. Y. (Ys, или wise).
Был женат на писательнице Сильвии Драйхерст.
В марте 1924 года Роберт и Сильвия переехали в элегантный особняк в стиле регентства на Китс-Гроув, 5, в зеленом пригороде Хэмпстеда на северо-западе Лондона. В доме жили несколько членов семьи Сильвии (Драйхерст).
Линд умер в Хэмпстеде в 1949 году. Похоронен на городском кладбище Белфаста.
Роберт Уилсон Линд (Roibéard Ó Floinn) - англо-ирландский писатель, редактор поэзии, городской литературный эссеист и активный ирландский националист. Родился в Белфасте у… Развернуть
Пётр Иванович Карузин — анатом, профессор Московского университета, заслуженный деятель науки РСФСР.
Оуэн Уистер (англ. Owen Wister) — американский писатель. Автор книг в жанре вестерн.
Оуэн Уистер родился 14 июля 1860 года в Филадельфии. Его отец Оуэн Джонс Уистер был преуспевающим врачом. Его мать Сара Батлер Уистер была дочерью актрисы Фрэнсис Энн (Фанни) Кембл.
После окончания школы Сент-Пол (Конкорд) Оуэн Уистер поступил в Гарвардский университет, где учился вместе с будущим президентом США Теодором Рузвельтом. Уистер окончил университет в 1882 году. Сначала он хотел стать музыкантом и два года проучился в Парижской консерватории. Потом он недолго работал в нью-йоркском банке. В 1888 году он окончил Гарвардскую юридическую школу и практиковал в Филадельфии.
В 1885 году Уистер впервые приехал на Запад, в Вайоминг. Как и его друг Рузвельт, Уистер был очарован культурой и природой этого региона. В 1893 году во время поездки в Йеллоустон он познакомился с художником Фредериком Ремингтоном, который создавал картины на темы Дикого Запада.
Уистер начал литературную карьеру в 1891 году. Его самое известное произведение — роман в жанре вестерна «Виргинец» (The Virginian, 1902), повествующий о ковбое, который приехал в Вайоминг с Юга. Главный герой по прозвищу Виргинец влюбляется в учительницу Молли Вуд и вступает в противостояние с местным злодеем. Роман «Виргинец» называют «литературной вехой». От этого романа «обычно отсчитывают историю жанра вестерна». Он был несколько раз экранизирован, а фраза главного героя «Улыбайся, когда называешь меня так!» (When you call me that, smile!) стала крылатой. Уистер вместе с другими писателями сделал ковбоя «уважаемой фигурой серьёзной прозы» и в то же время превратил его в «американского народного героя и популярного вымышленного персонажа».
Кроме этого, Уистер издал ещё несколько сборников стихов и рассказов, а также биографии президентов США Улисса Гранта и Теодора Рузвельта.
Уистер был членом нескольких литературных обществ и Американской академии искусств и наук. В 1898 году Уистер женился на Мэри Чаннинг. У пары родилось шесть детей. Жена Уистера умерла в 1913 году.
Писатель ушел из жизни 21 июля 1938 года в возрасте 78 лет.
Оуэн Уистер (англ. Owen Wister) — американский писатель. Автор книг в жанре вестерн. Оуэн Уистер родился 14 июля 1860 года в Филадельфии. Его отец Оуэн Джонс Уистер был… Развернуть
Андрей Иванович Подолинский — русский поэт. Государственный деятель, камергер, действительный статский советник.
Андрей Подолинский родился в семье председателя Киевской палаты уголовного суда, действительного статского советника. Имел в Звенигородском уезде Киевской губернии имение село Ярославцы (Ярославка). Первоначальное воспитание получил в киевском частном пансионе немца Графа. В 1821 году был помещён в Благородный пансион при Санкт-Петербургском университете, который окончил в 1824 году.
Андрей Иванович Подолинский — русский поэт. Государственный деятель, камергер, действительный статский советник.
Андрей Подолинский родился в семье председателя Киевской… Развернуть
Ганна Барвінок (наст. имя укр. Олександра Михайлівна Куліш, урождённая Білозерська) — украинская писательница, жена Пантелеймона Кулиша .
Родилась на хуторе Мотроновка, под Борзной, Черниговской губернии. В её аристократической семье соблюдались украинские обычаи и использовался народный язык. Обучение её начиналось с крепостного слуги, который считал необходимым применение розги. Однако её мать, узнав об этом, прекратила эту практику и взяла образование дочери в свои руки. Когда Александре исполнилось семь лет умер её отец. Мать, обременённая восемью детьми и всем хозяйством, отправила дочь к своей приятельнице О. И. Козиковой. Здесь прожила Леся до 12 лет, обучаясь вместе с детьми хозяйки. Однако, после смерти Козиковой, Александра вернулась к матери и до своего 18-летия помогала ей по хозяйству. Отсюда она почерпнула знание быта и нравов простых людей, которое впоследствии проявилось в её произведениях. Летом 1843 году по приглашению брата, Василия Белозерского, в Мотроновку приехал Пантелеймон Кулиш. Так 15-летняя Саша познакомилась со своим будущим мужем, старшим на 9 лет. А 22 января 1847 года была сыграна свадьба, на которой шафером был Тарас Шевченко.
Ганна Барвинок появилась в литературе довольно поздно, лишь в 1860 году, хотя первые рассказы "з народного життя" написала еще в 1847 году, во время свадебного путешествия в Варшаву. Основными темами ее рассказов были проблемы семейно-бытовых отношений: семейный деспотизм, безрадостное существование женщины рядом с мужем-пьяницей, драматизм насильного брака. Язык произведений яркий и образный, богат описаниями сельских обычаев и фольклора, пересыпан народными поговорками, словами черниговского и полтавского диалектов.
После смерти мужа в 1897 году распродала все имущество, включая родовой дом, чтобы издать творческое наследие Кулиша.
В творчестве также использовала псевдоним А. Нечуй-Вітер.
Ганна Барвінок ( наст. имя укр. Олександра Михайлівна Куліш, урождённая Білозерська) — украинская писательница, жена Пантелеймона Кулиша . Родилась на хуторе… Развернуть
Борис Леонидович Тагеев (писательский псевдоним Рустам-Бек) — русский военный журналист и писатель, корнет Пограничной стражи, востоковед, путешественник.
Родился в 1871 году в Санкт-Петербурге в семье юриста. По преданию, его дед Бакир ибн Мухаммед Тахки родился в Персии, якобы от одной из многочисленных жён шаха. Он был привезен в Петербург, окрещён по православному обряду и получил фамилию Тагеев.
Борис Тагеев получил домашнее образование и поступил на военную службу вольноопределяющимся в 1-й Туркестанский линейный батальон, где в 1892 году имел чин прапорщика. В 1901 году был уволен со службы в звании поручика.
Во время службы прекрасно изучил быт, нравы, обычаи и культуру местного населения. Владел персидским языком, самостоятельно выучил сартовский (узбекский) язык. К весне 1904 года он написал уже семь книг о Средней Азии и Афганистане. Продолжал писать, работая в редакциях «Военного Альманаха» и «Альманаха Армии и Флота».
В 1904 году был прикомандирован к штабу Верховного Главнокомандующего действующей армии на Дальнем Востоке. 1 июня 1904 года участвовал в сражении под Вафангоу под командованием генерала Самсонова. Вскоре генерал-адмирал Алексеев направил Тагеева в Порт-Артур, где он выполнял обязанности офицера связи. 8 июня Борис Леонидович покинул крепость с задачей вывезти секретные документы, но после выхода в море его джонка была захвачена японцами, и Тагеев с двумя спутниками попал в плен. Содержался в лагере Мацуями. Летом 1905 года лагерь посетил народник Судзиловский, который организовал «Комитет помощи русским пленным» и стал издавать для них еженедельник «Япония и Россия». В этом лагере Судзиловский познакомился с Тагеевым.
После освобождения он прибыл во Владивосток, откуда 9 ноября 1905 года через Харбин отправился в Санкт-Петербург. В Китае его застала начавшаяся всеобщая забастовка. Здесь Тагеев сотрудничал с демократической местной прессой. Революционный бунт закончился арестами и казнями некоторых его участников. Литературно-публицистическая деятельность Рустам-Бека не нравилась властям, в середине 1906 года по доносу его арестовали, но он бежал и с этого момента находился на нелегальном положении, скрываясь у своих друзей. С фальшивым паспортом на имя техника Малицкого, переданным ему Н. Е. Гариным-Михайловским, Тагеев направился во Владивосток, решив уехать в Японию. Борис Леонидович рассчитывал на помощь Судзиловского, который издавал в Нагасаки газету эсеровского направления «Воля». В Японии Тагеев влюбился в жену капитана 1-го ранга Е. М. Погорельского — Марию Николаевну Белую, которая ушла к Борису Леонидовичу.
Вскоре вместе с женой Тагеев переехал в Гонконг, где при помощи знакомого ему по Маньчжурии журналиста-англичанина устроился корреспондентом англоязычной газеты. Поправив материальное положение, они с женой переехали во Францию — Ниццу. В 1909 году Рустам-Бек с семьёй переехал в городок Тонон на берегу Женевского озера, где прожил до 1912 года. В его творчестве наступил кризис, сопровождавшийся разрывом с женой — Мария Николаевна возвратилась в Россию. А Тагеев стал предпринимателем, зарабатывая себе на жизнь продажей электрических медицинских приборов. Разъезжал по Европе и в Берлине его застала Первая мировая война. Он уехал в Лондон, познакомился здесь с главным редактором газеты «Дейли экспресс», написав для них статью о стратегии России в начавшейся войне. Борису Леонидовичу предложили штатную должность военного обозревателя. Более того, Тагеев по совету лорда Китченера (будущего британского военного министра) вступил добровольцем в батальон журналистов Британского волонтёрского корпуса, где был избран вице-председателем с присвоением чина подполковника. Издавал книги на английском языке, а после войны переехал в США. В Америке работал в газетном синдикате Э. Маршалла, друга автомобильного короля Генри Форда. Миллионер пригласил Бориса Леонидовича в своё имение под Детройтом, возил его по автозаводам.
В это же время в США начала работать советская миссия Л. К. Мартенса. В июне 1919 года Тагеев познакомился с Мартенсом и получил от него предложение сотрудничать. Стал корреспондентом еженедельника «Советская Россия» при миссии, а потом и его редактором. Скоро он числился уже военным экспертом, а затем включился в переговоры с американскими фирмами о подписании экономических и торговых договоров с Советской Россией. В конце 1920 года правительство США отказалось признать Советскую Россию и прикрыло миссию Мартенса. Её руководители вынуждены были покинуть США, вернулся на родину и Борис Леонидович. 17 февраля 1921 года он прибыл в Петроград. Работал в журнале «Огонёк», в «Рабочей газете», в «Гудке». С 1926 по 1934 годы он написал несколько книг, изданных немалыми тиражами и принёсших автору хорошие средства. Также Тагеев работал консультантом киностудии «Союздетфильм».
Был арестован 19 октября 1937 года, обвинён как японский, английский, американский, французский и итальянский шпион. Расстрелян 4 января 1938 года.
Реабилитирован 26 марта 1976 года постановлением Пленума Верховного суда СССР.
Борис Леонидович Тагеев (писательский псевдоним Рустам-Бек ) — русский военный журналист и писатель, корнет Пограничной стражи, востоковед, путешественник. Родился в 1871… Развернуть
русский и советский архитектор, реставратор, теоретик архитектуры и искусствовед. В 1906—1917, после выхода указа Об укреплении начал веротерпимости, стал ведущим архитектором старообрядческого храмостроения. Творческий почерк Бондаренко — лаконичное соединение эстетики северного модерна и стилизованной архитектуры русского Севера, развитие абрамцевского стиля 1890-х гг. После 1917 года сосредоточился на музейной деятельности, защите и реставрации памятников архитектуры.
русский и советский архитектор, реставратор, теоретик архитектуры и искусствовед. В 1906—1917, после выхода указа Об укреплении начал веротерпимости, стал ведущим архитектором… Развернуть
Морозов Михаил Владимирович - профессиональный революционер, участник революционного движения в Туркестане.
Родился в семье землемера. В 1888 окончил Одесское реальное училище и поступил в лесной институт в Петербурге.
Участвовал в революционных акциях в Одессе (1885), Петербурге (1888). В 1891 за участие в студенческом движении исключен без права поступления в высшие учебные заведения.
В 1892 был арестован, два года просидел в тюрьме, в 1894 был сослан в Восточную Сибирь. Вступил на путь революционной борьбы в начале 90-х годов XIX века. С 1900 года вел революционную деятельность в Саратове, Николаеве и Баку (1903). Был членом редакции «Саратовского вестника».
В Саратове в 1901 был одним из организаторов социал-демократического революционного комитета (в противовес имевшейся группе экономистов), примкнувшего к «Искре». Затем редактировал газету «Уралец» в Уральске и в 1903 за напечатание номера, не пропущенного цензурой, выслан, газета закрыта. В 1903-1904 редактировал «Баку».
В ряды РСДРП вступил в 1901 году. В 1904 году приехал в Самарканд, где был редактором-издателем газеты «Самарканд», неофициального органа партии; создал и руководил Самаркандской социал-демократической организацией РСДРП.
В 1905 году Морозов, ставший одним из крупных руководителей туркестанских большевиков, переехал в Ташкент, где руководил революционным движением рабочих. В 1905-1906 в Ташкенте редактор-издатель «Русского Туркестана».
Был делегатом IV (Объединительного) съезда РСДРП, состоявшегося в Стокгольме в апреле 1906. В июле того же года был арестован и заключен в тюрьму. После отбытия срока наказания перешел на нелегальное положение.
С 1911 по 1917 год находился в эмиграции. Здесь Морозов часто встречался с В. И. Лениным и неоднократно выполнял его поручения. В 1911-1913 редактировал «Парижский вестник».
После Октябрьской революции был на ответственной хозяйственной и общественной работе.
Участник Октябрьской революции в Петрограде (1917). Председатель Союза революционных драматургов (1929—1930), вице-президент Всероссийской Академии художеств, наук (1930—1932), заведующий сектором искусства при критико-библиографической студии (1932—1936). Редактор литературного отдела ЗиФ, член ГАХН.
В журнале «Вестник жизни» (1907; Кн. 7.) опубликован рассказ Морозова «Армия вне политики» под псевдонимом Мруз. Как критик выступил в 1908 в сборнике «Литературный распад» (статья «Перед лицом смерти»; во втором сборнике 1909 статья «Старосветский мистик»). Статьи Морозова опубликованы в журналах «Образование» (Кн. 1. 1909; «О гипнозе слова»), «Наша заря» (Кн. 1. 1911; «Молодая деревня»), «Всеобщий ежемесячник». В сборнике «Вершины» (1909; Статья «Ужас бесцельности»). Псевдонимы — Мруз, Гудаш.
Морозов Михаил Владимирович - профессиональный революционер, участник революционного движения в Туркестане. Родился в семье землемера. В 1888 окончил Одесское реальное училище… Развернуть
Родился 1 (12) октября 1781 года в Москве.
Отец И. П. Тургенева — члена «Дружеского общества», директор Московского университета (1796—1803), действительный тайный советник.
В 1792 году вместе с семьёй был отправлен на жительство в Симбирскую губернию, в родовое имение Тургенево. Здесь, а также в Андреевке, названной отцом по имени старшего сына, прошло детство Андрея Тургенева. Во время домашнего обучения увлёкся литературными переводами и заинтересовал этим занятием своего младшего брата Александра. В возрасте 14 лет написал своё первое стихотворение, давшее старт его дальнейшей поэтической деятельности.
В 1796 году после смерти Екатерины II, Тургеневым было разрешено вернуться в Москву, где отец был назначен на должность директора Московского университета, а Андрей и Александр поступили на обучение в Московский университетский благородный пансион. По окончании курса обучения в 1799 году Андрей Тургенев поступил на службу в московский архив Коллегии иностранных дел, но вскоре перешёл на службу в Санкт-Петербург, в Комиссию составления законов.
В 1801 году стал инициатором создания «Дружеского литературного общества».
Скончался 8 июля 1803 года в Петербурге от брюшного тифа.
Родился 1 (12) октября 1781 года в Москве. Отец И. П. Тургенева — члена «Дружеского общества», директор Московского университета (1796—1803), действительный тайный советник.… Развернуть
Александр Васильевич Кузнецов — русский и советский архитектор, инженер-конструктор, педагог. Представитель московского модерна и конструктивизма, мастер промышленной архитектуры.
Александр Васильевич Кузнецов — русский и советский архитектор, инженер-конструктор, педагог. Представитель московского модерна и конструктивизма, мастер промышленной… Развернуть
Андрей Васильевич Экземплярский — русский историк, успешно окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Еще в студенческие годы под руководством К.Н. Бестужева-Рюмина работал с польскими источниками по истории Смутного времени. Был преподавателем в гимназиях Польши, в Екатеринбурге и Перми. Принимал участие в работе над Энциклопедическим словарем Брокгауза и Евфрона.
Андрей Васильевич Экземплярский — русский историк, успешно окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Еще в студенческие годы под руководством… Развернуть
Талбот Мэнди был английским писателем-приключенцем. Проживая большую часть своей жизни в Соединенных Штатах, он также писал под псевдонимом Уолтер Галт. Наиболее известен как автор книг King of the Khyber Rifles и Jimgrim, большая часть его работ была опубликована в журналах.
Талбот Мэнди был английским писателем-приключенцем. Проживая большую часть своей жизни в Соединенных Штатах, он также писал под псевдонимом Уолтер Галт. Наиболее известен как… Развернуть
Фред М. Уайт (англ. Fred Merrick White , печатался как Fred M. White) - британский писатель.
Запись о его рождении указывает, что его первое имя было фактически «Фредом» - а не, как часто принято считать, «Фредерик».
Второе имя «Меррик» было девичьей фамилией его матери.
Провел свои ранние годы в Херефорде, получил образование в одной из старейших государственных школ.
Его отец был успешным адвокатом. Со временем Фредерик должен был унаследовать практику своего отца, поэтому работал у него клерком.
Не закончив обучения, понял, что это дело ему не по душе и что он «ненавидит все, что связано с законом».
Еще учась, он начал зарабатывать деньги своим пером, вскоре достиг определенного успеха в Лондоне, бросил службу и посвятил себя литературной работе.
Печатался в трех самых популярных еженедельных журналах Англии одновременно, его публикации хорошо продавались и в Америке.
Он является автором свыше 70 книг, большинство из которых были сенсациями.
Иногда он обращался к написанию юмористических историй, самые успешные из которых стали "The Happy Exile" и "A Deal in Letters".
Его коньком стало глубокое исследование европейской политики, особенно в эпоху Виктории.
Во время Первой мировой войны оба сына Уайта служили младшими офицерами в "The Royal Inniskilling Fusiliers".
События Первой мировой войной и участие в них его сыновей, сильно повлияли на стиль творчества Фреда М. Уайта во время и после войны.
В его романе «The Seed Of Empire», опубликованном в 1916 году, подробно описывается "окопная война" - места и события исторически точны.
В ряде романов, опубликованных в 1920-х годах, описываются социальные перемены, вызванные войной, и трудности у бывших солдат в плане возвращении к нормальной гражданской жизни.
Фредерик с женой провели свои последние годы в Барнстейпле в графстве Девон, где разворачивается действие его книг «The Mystery Of Crocksands», «The Riddle Of The Rail» и «The Shadow Of The Dead Hand».
В России известен серией рассказов о «гибели Лондона» в «Pearson’s Magazine»(1903–1904), хотя есть среди его произведений и реалистические рассказы о животных, переводы которых публиковались в журнале «Вокруг света» до революции 1917 года.
Фред М. Уайт (англ. Fred Merrick White , печатался как Fred M. White ) - британский писатель. Запись о его рождении указывает, что его первое имя было фактически «Фредом»… Развернуть
Гарри Джордж Питер был американским газетным иллюстратором и карикатуристом, известным своей работой над комиксом «Чудо-женщина» и Бадом Фишером из San Francisco Chronicle.
Дуайт Лиман Муди.
Всемирно известный евангелист
Дуайт Лиман Муди родился в день рождения своей матери, 5 февраля 1837 года, в Нортфильде, Массачусетс, США. Его мать была прекрасной женщиной и оказывала хорошее влияние на своего сына даже после того, как он уже приступил к служению Богу.
Когда Дуайту Муди было всего четыре года, его отец скоропостижно умер. Для маленького мальчика это явилось большим ударом. В тот день он был в школе и его вызвали, чтобы сообщить ужасную весть о смерти отца. Господин Муди оставил семерых необеспеченных детей; Дуайт был шестым. Месяц спустя после смерти отца госпожа Муди родила близнецов. Теперь у нее было девять детей, которых ей нужно было прокормить.
Когда госпожа Муди не смогла оплатить счета, пришли чиновники из судебного отдела и забрали у нее все, что она имела, даже дрова. Можно себе представить, что для бедной госпожи Муди и ее детей настали трудные времена. Старшему ребенку было всего 13 лет, еще недостаточно для того, чтобы начать работать. Матери было очень тяжело содержать девять детей. Соседи советовали ей отдать нескольких детей для усыновления в другие семьи, но госпожа Муди сказала, что она будет стараться сохранить семью, пока это позволят ее силы.
Иногда у них было мало еды, но они не голодали. Бог всегда заботился о них. Как-то на улице бушевала сильная снежная буря. Госпожа Муди оставила всех своих детей в постели до тех пор, пока не пришло время идти в школу, потому что топить было нечем, а во всем доме было холодно.
Другие интересы
Дуайт был приветливым мальчиком, и у него всегда было полно забавных идей. Несмотря на то, что его мать была очень набожной женщиной, религия, как казалось, не очень-то интересовала Дуайта. Каждый день госпожа Муди читала своей семье Библию и молитвенную книгу. В воскресенье они все вместе ходили в церковь. И все же Дуайту было скучно в церкви. Его мать пыталась научить его молиться, но он говорил, что пробовал, но "не получилось". Поэтому он не уделял молитве много времени.
Мама Муди учила своих детей, что всегда следует сдерживать данное обещание. Если они что-то обещали, им нужно было сдержать слово.
Однажды Дуайт отказался от работы, которой он обещал заняться. Он объяснил это тем, что ему не нравилась еда, которую там давали. Он сказал, что там все время давали одно и то же. Услышав, что натворил ее сын, госпожа Муди послала его закончить работу, объяснив: "Ты обещал, а обещанное нужно выполнять!" Этот урок Муди запомнил на всю свою жизнь.
Когда Дуайт подрос, он понял, как важно иметь хорошее образование. До тех пор он не проявлял большого интереса к выполнению школьных заданий. Но постепенно он стал серьезнее относиться к учебе.
Цель Муди: заработать побольше денег
Однажды Дуайт Муди был в лесу и рубил дрова вместе со своим братом Эдвином.
"Хватит, мне все это надоело, - сказал Дуайт. - Больше я здесь не останусь. Я поищу себе где-нибудь другую работу".
У Дуайта было два дяди, владевших в Бостоне обувными магазинами. Когда он поинтересовался, не найдется ли у них для него места, они отказали. Но это не разочаровало Дуайта. Он поехал в Клинтон, Массачусетс. Там он нашел работу в книжном магазине. Ему нужно было делать надписи на обложках. Но эта работа ему тоже не понравилась, и поэтому он вскоре опять вернулся в Бостон, чтобы снова поговорить со своими дядями. Он спросил их, действительно ли для него нет подходящей работы в их магазинах. Наконец, они согласились принять его, поставив определенные условия. Он должен был жить в доме, который они сами найдут для него, ходить с ними в церковь, посещать воскресную школу и пообещать не выпивать и не играть в карты. Дуайт пообещал. Тогда ему, наконец, дали место рассыльного.
Тут Муди принял решение стать успешным предпринимателем. Его целью было заработать 100.000 долларов. Свободное время он посвящал тому, чтобы лучше войти в дело. Он вник в цены на все товары. Спустя некоторое время дяди убедились, что он прекрасно справлялся с работой и поставили его продавцом. Будучи далеко от дома, Дуайт иногда тосковал и часто писал своей матери в Нортфильд.
Как Муди обратился к Господу Иисусу
Пообещав своим дядям посещать церковь и воскресную школу, Дуайт так и делал, но очень тяготился этим.
В воскресной школе он оказался в классе, которым руководил Эдвард Кимбал. Однажды Кимбал дал Дуайту Библию и сказал ему, что тема, которую они будут обсуждать, находится в Евангелии от Иоанна. Муди взял Библию и принялся листать весь Ветхий Завет. Заметив это, некоторые ученики стали хихикать и смеяться над ним. Но учитель быстро взял Библию, нашел нужное место и снова отдал Библию Дуайту. С того времени Дуайт проникся большим уважением к своему учителю воскресной школы господину Кимбалу.
Кимбал считал, что он хорошо сделает, если как-нибудь поговорит с Дуайтом о том, не желает ли тот обратиться к Иисусу. Однажды он пошел в обувной магазин, в котором работал Дуайт. Он зашел в подвальное помещение, где Дуайт упаковывал ботинки.
После того, как Кимбал поговорил с Дуайтом о любви Господа Иисуса и о Божием плане спасения, Дуайт тут же принял Господа как своего личного Спасителя. В то время ему было 18 лет. Сначала Дуайт представился руководству общины и спросил, можно ли будет принять его в члены общины. Он еще совсем недолго был в классе Кимбала, а потому у него еще не было больших знаний Слова Божьего.
Когда господа задавали ему вопросы по содержанию Библии, Дуайт не смог их ответить. Он только знал, что принял Иисуса Христа своим личным Спасителем. Поэтому ему было отказано. Ему сказали, что он должен больше читать Библию и прийти еще раз. Муди послушался, и потом его приняли. Это было в мае 1856 года. Дуайт никогда не носил в своем сердце обиды по отношению к руководству общины из-за того, что братья в первый раз не приняли его. Он говорил, что они совершенно справедливо отказали ему; община должна знать, действительно ли возрожден человек, принимаемый в члены общины. Теперь Дуайт регулярно посещал молитвенные собрания по вечерам в пятницу.
В Чикаго
Муди больше не нравилось в Бостоне. Ему очень хотелось переехать в Чикаго, и он написал матери о своем намерении. Она хотя и не очень одобряла это, но верила, что Бог поведет ее сына. Дуайт написал ей, что, если Бог дозволит ему быть в Чикаго, он намеревался передать свою жизнь в Его распоряжение.
Пробыв неделю в большом городе, Муди писал своей матери: "Вчера вечером я посетил большое собрание, и как только я представился, у меня появились друзья... Бог здесь тот же самый, что и в Бостоне".
Так как Дуайт работал в Бостоне в обувном магазине, он вскоре опять получил работу в обувном магазине в Чикаго. Он и дальше продолжал очень хорошо работать. Вскоре он уже смог написать домой: "С тех пор, как я прибыл сюда, я зарабатываю 30 долларов в неделю". Бог также готовил его к особому труду.
В первое воскресенье, проведенное в Чикаго, Муди посетил Первую баптистскую церковь. Там он повстречался с молодой девушкой, которая позже стала его женой.
Освоившись, Муди пришел к выводу, что в городе было много молодых людей, находившихся, как и он, далеко от дома и тоже, по-видимому, чувствовавших себя одиноко. Поэтому Муди снял в аренду четыре скамьи в общине и пригласил этих молодых людей, чтобы они приходили и сидели на этих скамейках. Это послужило началом особого труда Дуайта Лимана Муди.
Начало работы в воскресной школе
Но Муди не ограничился только тем, что снял скамейки и предоставил их людям с улицы. Вскоре он присоединился к группе молодых миссионеров и по воскресным утрам посещал гостиницы и пансионы, где раздавал трактаты и приглашал людей на богослужения. Однажды после воскресного богослужения Муди пошел в маленькую капеллу городской миссии и попросил, чтобы ему разрешили вести класс воскресной школы. Но руководитель общины сказал, что учителей у него уже было достаточно, но слишком мало учеников. Если же он выйдет на улицу и сам поищет себе учеников, тогда ему можно будет дать класс. В следующее воскресенье после обеда Муди пришел в воскресную школу в сопровождении 18 оборванных, грязных детей. Однако, он не сел и не стал учить детей, но передал их другому учителю и опять ушел, чтобы поискать и привести других детей. Он был убежден, что другие молодые люди могут преподавать в воскресной школе намного лучше его.
В Нордмарктхалле
Осенью 1858 года Муди организовал свою собственную воскресную школу в помещении, где раньше была пивная. Но уже скоро ему понадобилось более обширное помещение. Когда бургомистр города увидел, что Муди пытался помочь детям, он дал ему здание, называвшееся "Нордмарктхалле". Поскольку в этом здании по субботам до позднего вечера танцевали, пили и курили, Муди приходилось уже рано по воскресным утрам, в шесть часов, отправляться туда, чтобы убрать пустые пивные бутылки и окурки и привести помещение в такой вид, который подобал бы воскресной школе.
Спустя некоторое время Муди начал проводить и вечерние богослужения для молодежи. Приведя их ко Христу, он учил их познавать Бога и делиться своим опытом общения с Ним. Он также велел им читать Слово Божие. Поскольку Муди продолжал заниматься с молодежью, некоторые родители тоже заинтересовались и стали приходить на богослужения.
Новое призвание
Муди понял, что он больше не может работать в обувном магазине. Он хотел полностью отдаться труду для Господа. Он понимал, что это означало идти на жертвы, но, с другой стороны, ему было ясно, что он больше не мог зарабатывать деньги таким способом. За последние восемь месяцев Муди заработал в своем магазине 5000 долларов. В первый год своего служения евангелистом он получал не больше 300 долларов. Иногда, по его словам, это означало ограничиться печеньем и сыром и спать на скамейках. Но для своего Господа Иисуса Христа он был готов на все. С того дня Муди стал одним из великих работников в винограднике Господа.
Дуайт Л. Муди был хорошим продавцом обуви, хорошим учителем воскресной школы и хорошим ловцом душ для Господа. Теперь, однако, Бог подвел его к тому, чтобы он мог полностью отдаться труду для Христа. Муди оставил свою должность и посвящал все свое время тому, чтобы приводить людей к Господу Иисусу.
На вечерних воскресных богослужениях в Нордмарктхалле люди принимали Иисуса Христа как своего личного Спасителя. Приходили не только дети, но и родители. После того, как они приходили ко Христу, Муди советовал им присоединиться к какой-нибудь общине. Но большинство этих людей были выходцами из очень бедных семей и плохо чувствовали себя в большой красивой церкви. Поэтому Муди принял решение построить здание, которое можно было бы использовать в качестве церкви и которое могло бы вмещать 1500 человек. В 1864 году состоялось освящение этого здания. Возникла одна из самых живых общин Чикаго, в которой проводились специальные собрания для мужчин, мальчиков, девушек и матерей. Проводился и разбор Слова, благодарственные богослужения, молитвенные часы, свидетельства. Помимо собраний в церкви, члены церкви собирались для молитв в домах. Проводились также собрания на улицах. И Бог благословлял работу Муди.
Мужчина у фонаря
Несмотря на большое служение в церкви и воскресной школе, Муди находил еще время заботиться об отдельных личностях. Однажды вечером, возвращаясь домой, он увидел мужчину, прислонившегося к фонарю. Муди подошел к нему и спросил: "Господин, вы христианин?"
Мужчина рассердился и хотел побить Муди.
"О, я очень извиняюсь, что обидел вас, но мой вопрос показался мне уместным".
"Занимайтесь своими делами", - сказал мужчина.
Муди воспользовался удобным случаем. "Так это и есть мое дело", - настойчиво повторил он и пошел дальше.
Спустя несколько месяцев вечером в дверь Муди кто-то постучал. Открыв дверь, он увидел перед собой мужчину, который велел ему тогда заниматься своим делом.
"Я хотел бы стать христианином", - сказал тот. "С того вечера я больше не нахожу себе покоя. Ваши слова испугали и встревожили меня. Прошлой ночью я не мог сомкнуть глаз. Поэтому я пришел сюда с просьбой, чтобы вы помолились со мной".
В тот же вечер Муди привел этого человека к Господу Иисусу. Позднее он стал учителем воскресной школы в церкви Муди.
Поездка в Ирландию
Муди был большим знатоком Библии. Он вставал рано, чтобы два или три часа побыть наедине с Богом, углубившись в чтение Библии. Утром дух его был еще ясен, поэтому он считал, что для общения с Богом более всего подходит это время дня. Продолжая изучать Библию, преподавать в воскресной школе и проповедовать в церкви, он приобретал все большую известность и популярность. Он получал приглашения от различных общин, чтобы проповедовать там.
В 1867 году Муди заболел. Врачи посоветовали супругам Муди совершить дальнее путешествие. Поскольку Муди всегда мечтал познакомиться с Чарльзом Спердженом и Георгом Мюллером, они поехали в Англию. Хотя люди там и не знали Муди, они все же попросили его проповедовать. Состоялась и его встреча со Спердженом и Мюллером. Затем Муди поехали в Ирландию.
Возвратившись в Америку, Муди проповедовал больше, чем когда-либо. Его приглашали проповедовать многие церкви и группы.
Айра Д. Санки
Однажды Муди повстречался с молодым человеком по имени Айра Д. Санки. В возрасте около 30 лет он был государственным служащим и, кроме того, очень хорошим певцом и хормейстером. Побеседовав с ним, Муди сказал: "Вам следует отказаться от государственной службы и прийти ко мне. Вы тот, кого я ищу уже восемь лет".
Для Санки это явилось большой неожиданностью, но он пообещал молиться об этом. Через некоторое время он подключился к евангелизационной работе, проводимой Муди, и помогал проводить собрания. Муди заметил, что люди охотно поют, и знал, что Бог мог употребить пение, чтобы достичь сердец людей.
Вдруг в Чикаго разразился большой пожар. На некоторое время Муди и Айра Санки потеряли друг друга из виду. Но ровно через два с половиной месяца после пожара Муди проводил богослужение, посвященное освящению нового Дома Божьего, названного Норд-Табернакель. Он стоял на том же месте, где был старый.
Благословенное путешествие
Постепенно все мероприятия в общине были хорошо организованы, так что Муди мог отважиться уехать. Он решил совершить еще одно морское путешествие в Англию. Муди снова поехал в Лондон, где его попросили проповедовать в одной из тамошних церквей.
На утреннем богослужении ничего особенного, казалось, не произошло. У Муди сложилось впечатление, что сердца его слушателей были довольно холодными. Но на вечернем богослужении произошло нечто из ряда вон выходящее. Когда он закончил свою проповедь и пригласил выйти вперед тех, которые желали принять Иисуса, поднялись сотни людей.
Муди думал, что они неправильно поняли его и повторил, чтобы вперед для молитвы вышли лишь те, которые действительно хотели прийти к Господу Иисусу и последовать за Ним. Вышли все, которые встали. Муди последовал за ними в помещение для беседы и опять спросил их, действительно ли все поняли, что он имел в виду. Он попросил, чтобы остались только те, которые желали стать христианами. Все остались на своих местах. Эти собрания были такими благословенными, что Муди в течение десяти дней проводил внеочередные собрания. В те дни в общину было принято около 400 человек.
Вскоре Муди выяснил причину таких благословенных собраний. Одна женщина, прикованная болезнью к постели, прочла о собраниях Муди в Америке. Она молилась, чтобы Бог послал этого проповедника в Лондон проповедовать в их церкви; но об этом она никому не сказала.
Когда же однажды в воскресное утро ее сестра вернулась из церкви и сообщила ей, что говорил проповедник Муди из Америки, больная сказала: "Бог услышал мою молитву". Во второй половине дня она молилась, чтобы Бог совершил на вечернем богослужении что-то особенное. Бог ответил на эту молитву, и вечером многие люди пришли ко Христу.
Руководство церкви просило Муди приехать и в следующем году. В этот раз Муди привез с собой Иру Д. Санки. Они проповедовали и пели Благую Весть. После пяти вечерних собраний в Господа Иисуса Христа уверовало несколько сотен людей. Капелла, в которой они начали свои богослужения, вскоре стала слишком тесной, чтобы вместить всех слушателей; поэтому они сняли в аренду один из самых больших залов Англии.
Одна светская газета печатала сообщения о собраниях. Это было совсем непривычным, ибо в те времена газеты редко упоминали о религиозных мероприятиях. Чем больше газета писала об этих богослужениях, тем больше приглашений от других общин получали Муди и Санки.
В Шотландии
Однажды им пришло приглашение в Эдинбург, Шотландия. Оба были уверены, что Господь призывает их туда. Они поехали в Эдинбург, чтобы и там провести собрания. Людей пришло так много, что им пришлось проводить по три-четыре собрания подряд, чтобы охватить всю массу народа.
Потрудившись три месяца в Эдинбурге, Муди и Санки поехали в Глазго. Бог опять употребил этих мужей, и сотни людей оказались спасенными.
В день, предшествовавший их отъезду, Муди попросил прийти на собрание лишь тех, которые приняли в те дни Иисуса Христа. Пришло 3500 человек. В последний вечер присутствовало 50.000 человек.
Потом Муди и Санки отправились в Белфаст, Ирландия, где также множество народа приходило послушать Евангелие. После нескольких месяцев благословенных собраний оба евангелиста возвратились в Лондон.
В этом городе жило так много людей, что они знали: вряд ли им удастся найти здание, способное вместить всех, кто придет. Поэтому они проводили свои собрания в огромном здании в северной части Лондона, вмещавшем от 15.000 до 20.000 людей, а также в королевской опере, вмещавшей 5 000 человек. И в то, и в другое место шли толпы людей. Все хотели послушать 38-летнего евангелиста из Америки.
Пробуждения
После этих благословенных собраний в Лондоне Муди и Санки возвратились в Америку и проводили собрания в Нью-Йорке, Филадельфии, Чикаго, Бостоне и других городах. Бог всегда использовал своих служителей с целью пробудить новую жизнь в сердцах слушателей. Санки не только пел на богослужениях, был руководителем хора и дирижером, но и за короткое время организовал хоры из 600, 700 и 800 певцов, воспевавших Благую Весть во славу Господа.
Бог употребил Муди не только в Соединенных Штатах, но и во многих других странах.
16 ноября 1899 года Муди произнес свою последнюю проповедь. Он говорил перед 15.000 людей, собравшихся в Конвеншн Хол в городе Канзас-Сити, Миссури. В тот вечер сотни людей пришли к Господу Иисусу.
Потом Муди заболел. Спустя четыре недели, 22 декабря 1899 года, Бог призвал его к Себе, в небесные обители. Незадолго перед смертью он сказал своим домашним: "Сегодня я получу венец. Это чудесно!"
На похороны этого выдающегося евангелиста отовсюду стекались люди. Они вспоминали, что несколько лет тому назад Муди говорил им: "Как-нибудь вы прочитаете в газетах, что Д. Л. Муди из Ист Нортфильда умер. Не вздумайте верить этому. В это время я буду живым больше, чем когда-либо. Только тогда я поднимусь на одну ступеньку выше. Вот и все".
Итак, Муди ушел из этой жизни, чтобы быть со своим Господом. Его земной труд был совершен, а Господь, для Которого он трудился, ожидал его.
Источник: http://www.blagovestnik.org/bible/people/p0004.htm
Дуайт Лиман Муди.
Всемирно известный евангелист
Дуайт Лиман Муди родился в день рождения своей матери, 5 февраля 1837 года, в Нортфильде, Массачусетс, США. Его мать была… Развернуть
Александр Геркуланович Белинский (1871-?) происходил из дворян Виленской губернии.
По окончании 1-го Кадетского корпуса вступил в военную службу, в 1888 г. — юнкер рядового звания в 3-м Военном Александровском училище.
В 1894 г. — поручик, делопроизводитель батареи.
В сентябре 1895 г. с разрешения военного министра был зачислен в Военно-юридическую академию; по окончании полного курса наук по 1-му разряду за отличные успехи в науках был произведен в капитаны, а затем отчислен из академии в распоряжение Главного военно-судебного управления для практического ознакомления с военно-судной частью и вскоре назначен кандидатом на военно-судные должности при военном прокуроре Приамурского военно-окружного суда.
Участвовал в походе в Китай в 1900–1901 гг., за который был награжден медалью (к 1906 г. также имел орден Св. Станислава III степени и серебряную медаль в память царствования императора Александра III).
В 1902 г. А. Г. Белинский был назначен помощником военного прокурора Приамурского военно-окружного суда и произведен в подполковники.
В 1903 г. подал прошение об отставке, был награжден мундиром и чином полковника и назначен младшим нотариусом Порт-Артура.
С 14 января 1905 г. — товарищ прокурора Владивостокского окружного суда.
29 июля 1906 г. был назначен нотариусом г. Иркутска; на этой должности оставался по крайней мере до 1919 г.
Впоследствии эмигрировал в Китай, жил в Харбине, где в 1926 г. опубликовал повесть «Тайна старой усадьбы»; сведений о его дальнейшей судьбе не имеется.
Детали биографии А. Г. Белинского приведены по: Логунова Г. В. Нотариусы Иркутска в конце XIX — начале XX века // Одиннадцатые Байкальские социально-гуманитарные чтения. Том 1: Материалы. Иркутск, 2018. Приводимые в некоторых источниках сведения о том, что Белинский якобы был губернатором Сахалина, явно не соответствуют действительности; данные о его последующем переезде в Австралию сомнительны.
Александр Геркуланович Белинский (1871-?) происходил из дворян Виленской губернии. По окончании 1-го Кадетского корпуса вступил в военную службу, в 1888 г. — юнкер рядового… Развернуть
Михаил Иванович Смирнов — русский морской военачальник, контр-адмирал. Участник Русско-японской и Первой мировой войн, затем Белого движения на востоке России. Эмигрант. Первый биограф адмирала А. В. Колчака. Автор нескольких книг на военно-морскую тематику, опубликовал значительное количество исторических и теоретических статей в эмигрантской военной периодике.
Михаил Смирнов родился в семье потомственного дворянина и дочери протоиерея. В 1893 году в младшую роту Морского кадетского корпуса, воспитанником которой был Михаил, был назначен фельдфебелем гардемарин Александр Колчак. В 1896 г. М. А. Смирнов был зачислен на действительную службу. В 1899 году закончил с премией адмирала Нахимова кадетский корпус, произведен в мичманы с назначением в Балтийский флот и зачислением в 3-й флотский экипаж. В 1900 назначен младшим флаг-офицером штаба начальника эскадры Тихого океана, затем вахтенным офицером крейсера I ранга «Россия». Принимал участие в Русско-Японской войне, в ходе которой удостоился ордена святой Анны 3-й степени с мечами и бантом.
С 1906 года Михаил Иванович офицер Главного морского штаба, служил там до 1909 года. В этот период тесно взаимодействовал с А. В. Колчаком. В 1910-11 гг. служил старшим офицером на линкоре «Слава», затем в 1911-12 на «Пантелеймоне». В 1914 году окончил курс Николаевской Морской академии и вступил в командование эсминцем «Выносливый». Осенью 1914 направлен на британский флот для связи между союзниками. В 1915-16 гг. командовал эсминцем «Казанец» на Средиземном море.
В июле 1916 года был назначен флаг-капитаном Оперативной части Штаба командующего Флотом Черного моря вице-адмирала А. В. Колчака. Вскоре получил звание капитана 1-го ранга. С апреля по июль 1917 года начальник штаба Черноморского флота Российской империи. Покинул пост вместе с уходом Колчака, сопровождал его в Англию и США. В 1917-18 гг. начальник морского отдела Русского заготовительного комитета в США. В ноябре 1918 прибыл в Омск, произведен в контр-адмиралы и назначен управляющим Морским министерством правительства адмирала Колчака. В январе 1919 назначен начальником Камской речной флотилии (Речная боевая флотилия) с оставлением в должности. В октябре 1919 выехал из Омска в Иркутск, но после восстания в городе в декабре уехал в Забайкалье. Пытался воздействовать на командование Чехословацкого корпуса для освобождения и спасения Колчака.
С января 1920 г. в находился в Чаньчуне, Китай. Далее в эмиграции проживал в Германии, США и в Франции. Участвовал в создании одной из первых морских эмигрантских организаций — «Союза взаимопомощи служивших в Российском флоте», организованном в Берлине (1922). В 1930 году в Париже Военно-Морским Союзом, созданным и возглавляемым вице-адмиралом М. А. Кедровым, была издана его книга «Адмирал Александр Васильевич Колчак (краткий биографический очерк)», ставшая первым жизнеописанием адмирала и государственного деятеля. Активно участвовал в организации помощи семье Колчака, возможности получить высшее образование его сыну Ростиславу, а также в увековечении памяти адмирала. Последний свой приют нашел в Англии.
Научное наследие М. И. Смирнова, не потерявшее своего значения до наших дней, еще ждет возвращения к российскому читателю.
Михаил Иванович Смирнов — русский морской военачальник, контр-адмирал. Участник Русско-японской и Первой мировой войн, затем Белого движения на востоке России. Эмигрант.… Развернуть
Родился в Казани в старинной и богатой купеческой семье. Его предком был казанский татарин-мурза Макул. Вскоре после захвата Иваном Грозным, Макула перешел к нему на службу и принял православие.
Отец поэта, Пётр Григорьевич Каменев (1740—1776), был казанским именитым купцом, президентом губернского магистрата и городским головою. Мать поэта, Татьяна Ивановна, в девичестве Крохина (1743—1779), была дочерью казанского купца старообрядца Ивана Васильевича Крохина. Будучи ярым старообрядцем, он устроил в своём доме на Георгиевской улице в Казани тайную моленную. Во время пребывания в Казани Пугачева Крохин был приближенным к нему человеком, «первым вельможей», как называли его очевидцы. Пугачев часто посещал Крохина, мылся в его бане, молился в его домашней моленной и даже, после побега из казанского острога, укрывался в тайной пещере на горе позади крохинского дома.
Родители поэта скончались рано. От брака у них было трое детей: две дочери и сын. Старшая дочь, Пелагея Петровна, была замужем за дворянином Гавриилом Ивановичем Дедевым — надворным советником, служившем в гражданской палате в Казани. Младшая дочь, Анна Петровна, вышла замуж за дворянина, майора Андрея Ивановича Апехтина, впоследствии казанского городничего. У Апехтиных была дочь Александра, поэтесса и писательница, вышедшая потом замуж за известного в Казани профессора Карла Федоровича Фукса.
Получил хорошее воспитание в лучшем казанском пансионе Вюльфинга, где его сверстниками были дворянские сыновья. Он обучался там примерно с 1784 года. Прекрасно освоив в пансионе немецкий и французский языки и литературу, по-русски писал очень безграмотно.
В 1796—1803 годах произведения Каменева публиковались в московских и петербургских литературных журналах-альманах «Муза», «Иппокрена» и «Новости русской литературы». Печатая свои стихи, он стал известен в столицах и свел знакомства с Карамзиным и Дмитриевым.
Каменевым были намечены тенденции, получившие развитие в романтической литературе: интерес к готике, автобиографизм лирики, в которой на первый план выходят глубокие эмоциональные переживания субъекта, стремление к запредельному, вечно уходящему. По воспоминаниям племянницы поэта, Александры Фукс, во время пребывания в Казани А. С. Пушкин с уважением отзывался о Каменеве.
Творчество Каменева опиралось на зарубежные литературные образцы эпохи и во многом на личные чувства и жизненные перипетии. В начальных страницах поэтического творчества поэта можно найти произведения в жанре сентименталистической идиллии, однако наиболее ярко он проявил себя в мрачной элегии.
Каменев зарекомендовал себя не только как талантливый поэт, но и как переводчик. Известны его переводы «Желание спокойствия» из Г. Клейста, «Утренняя песнь» из С. Гесснера, «Эдальвина» из Козегартена. Наиболее значительные произведения Каменева вошли в сборник «Поэты-радищевцы» (Л., 1935), затем — в издание «Поэты 1790—1810-х г.» (Л., 1971).
В своей купеческой и управленческой деятельности Каменев был успешен. В 1790-х годах он избирался сначала ратманом, а затем бургомистром городового магистрата; был купцом первой гильдии. В 1800 году получил высшее для купеческого сословия в России звание — коммерции советника .
Каменев был одним из самых богатых людей Казани, владел значительной недвижимостью — домами, лавками, амбарами; имел большой денежный капитал, но тяготился торговой деятельностью. Оставил своим детям немалое наследство. Вся жизнь его прошла в Казани, исключая нескольких поездок в Москву и Петербург (1799, 1800, 1802 годах).
После возвращения в Казань в сентябре 1802 года состояние его здоровья стало ухудшаться и в 1803 году он скончался на тридцать втором году жизни. Похоронен был на кладбище Кизического монастыря. Причиной кончины поэта в метрической записи Воздвиженской церкви была указана чахотка.
Родился в Казани в старинной и богатой купеческой семье. Его предком был казанский татарин-мурза Макул. Вскоре после захвата Иваном Грозным, Макула перешел к нему на службу и… Развернуть
Поль Эмиль де Пюид — бельгийский ботаник и экономист XIX столетия, политический философ.
Граф Лев Львович Толстой — русский писатель, публицист и драматург, издатель, скульптор.
Сын Льва Николаевича Толстого и его супруги Софьи Андреевны.
Родился в 1869 году в Ясной Поляне в семье русского писателя графа Толстого. Лев Львович стал любимым сыном для матери и всей женской части семьи Толстых. В октябре 1869 года его тётя, Кузьминская Т. А., родила дочь Машу. Сёстры иногда менялись младенцами: Софья Андреевна кормила грудью Машу, а Татьяна Андреевна — Льва.
Отец отказался предоставить формальную «подписку о благонадёжности» сыновей Ильи и Льва, поэтому им был закрыт путь в казённые учебные заведения. Лев дважды поступал в частную Поливановскую гимназию — в 1881 и 1884 годах. После окончания первого года учёбы из-за плохих результатов Льва оставили на второй год по настоянию руководителя гимназии Поливанова Л. И. В итоге из-за несогласия отца с методами обучения в гимназии и его отстранением Лев провёл два года без учёбы. Гимназию в 1889 году окончил с трудом, часто болея во время учёбы и перенеся нервный припадок на выпускном экзамене.
В 1889 году поступил на медицинский факультет Московского университета вопреки отговорам отца. Посещал лекции Сеченова И. М. Отучившись один год, перешёл на историко-филологический.
В апреле 1891 года в Ясной Поляне произошёл раздел имущества семьи Толстых, в результате которого Лев Львович стал владельцем самарского имения в Бузулукском уезде и хамовнического дома в Москве. В сентябре 1891 года, бросив учёбу на 2-м курсе университета, он отправился в Самарскую губернию для организации помощи голодающим. Открыл более 200 столовых на средства пожертвований, собранных матерью, и привлекал церковных служителей к управлению ими, принимал участие в работе Красного Креста, организовывал фельдшерские пункты лечения больных тифом и цингой, принимал и распределял гуманитарную помощь. В результате сам заразился тифом, перенеся его на ногах, и подорвал психическое здоровье.
По настоянию матери и вопреки мнению отца Лев Львович с ноября 1892 по январь 1893 года служил рядовым в 4-м стрелковом Императорской фамилии батальоне, расквартированном в Царском Селе. Был освобождён от воинской службы до принесения присяги по состоянию здоровья.
В июле 1893 года он вернулся в Ясную Поляну. У него развилась нервная болезнь, из-за которой ему пришлось оставить университет. В 1894 году Лев Львович уехал на лечение в Париж, но ему стало только хуже, в результате чего он был вынужден телеграммой вызвать сестру Татьяну с просьбой вернуть его в Россию. В 1895 году у него диагностировали скрытую форму малярии и направили в Санаторную колонию доктора М . П. Ограновича в селе Аляухове Звенигородского уезда Московской губернии, где он лечился с февраля по апрель.
После окончания курса лечения у Ограновича, по его совету, он уехал в Финляндию, в Гангё, где пробыл до сентября 1895 года, а затем в Швецию, в Энчёпинг, где окончательно вылечился у доктора Эрнста Вестерлунда (1839—1924), на младшей дочери которого, Доротее, и женился 15 мая 1896 года[20][21].
После медового месяца, проведённого на острове Готланд в Висбю, молодая жена пережила выкидыш. В сентябре 1896 года приехал с женой жить в Ясную Поляну, чем вызвал недовольство родителей. Доротея была шокирована бедностью быта и устроила «шведский» уголок в отведённом супругам флигеле. Она быстро нашла общий язык с Толстым-старшим и наладила с ним дружеские отношения.
Весной 1911 года Толстой-младший отправился в США читать лекции. Позднее пристрастился к карточным играм.Во время Первой мировой войны в августе 1914 года Лев Львович был уполномоченным Красного Креста в Варшаве.
В декабре 1915 года Лев Львович ушёл из семьи. В ноябре 1916 года уехал в Москву, а оттуда отправился во Владивосток, затем в Японию и США читать лекции о творчестве отца.
В сентябре 1918 года, получив разрешение на выезд из России, Толстой эмигрировал в Европу. Жил во Франции, Германии и Италии. В эмиграции продолжал заниматься творчеством. Сочинения Льва Львовича переводились на французский, немецкий, шведский, венгерский и итальянский языки.
Скончался 18 октября 1945 года в Хельсингборге.
Граф Лев Львович Толстой — русский писатель, публицист и драматург, издатель, скульптор. Сын Льва Николаевича Толстого и его супруги Софьи Андреевны. Родился в 1869 году в… Развернуть