27 июля 2021 г., 12:27

5K

«Покровские ворота»: факты о пьесе Леонида Зорина и её экранизации

50 понравилось 2 комментария 6 добавить в избранное

Знаменитый ностальгический телемюзикл Михаила Козакова знают все. Однако многие ли из смотревших картину знакомы с пьесой, которая положена в её основу?

Леонид Генрихович Зорин ушел от нас в 2020-м году в возрасте 95 лет. Он стартовал как провинциальный вундеркинд, получил всесоюзную известность благодаря статье Максима Горького и опубликовал поэтический сборник в возрасте 10 лет. На его счету за долгую творческую биографию накопилось пять десятков пьес и несколько томов прозы. Однако массовый советский читатель знает его прежде всего как автора блестящей элегической комедии «Покровские ворота».

картинка Arlett

В ней он отразил собственные воспоминания о жизни в московской коммунальной квартире 50-х годов. Окружение из возрастной интеллигенции, любовные страсти, которые кипели в этих тесных стенах, воспоминания о собственной юности — всё это переплавилось в пьесу, которая увидела свет в 1974 году.

картинка Arlett

Главный герой этой истории — Костя Ромин, в образе которого драматург вывел себя самого, в ту пору аспиранта Литинститута им. Горького. Между ним и героем пьесы «не существовало зазора», со слов самого автора. Также как и его герой автор приехал в Москву из «южного города» (Баку). Отличие лишь в образовании: Костик по пьесе — историк, а не драматург.

картинка Arlett

Интересный факт:

После успеха пьесы Константин Ромин стал сквозным персонажем для Зорина. Он появился во множестве его произведений — в «Прощальном марше», «Избирательной кампании», «Хохловском переулке». При этом если Ромин из «Покровских ворот» выступает этаким исповедальным альтер эго автора, то с годами он отдаляется от образа создателя, а в романе «Старая рукопись» (1980) повзрослевший Ромин уже совершенно сепарировался от него и движется по жизни самостоятельно.

Итак, Костик образца 50-х обаятелен, остроумен, блестяще образован и красив. Он пользуется успехом у девушек, тогда как его соседи по коммуналке переживают на личном фронте мелкие и не очень драмы. Например, один из них разведен с женой (она уже живет с новым избранником в той же квартире), но ею при этом до сих пор на свободу «не отпущен».

картинка Arlett

И молодой человек вызывается помочь старшему товарищу избавиться от опеки бывшей жены и сблизиться с новой возлюбленной.

картинка Arlett

Пьесу почти сразу же разнесли как безыдейную, невозвышенную и сюжетно отсылающую к какому-то локальному анекдоту. Однако при всём этом ностальгическую ноту в этой истории уловили сразу же и приняли её в работу в Театре на Малой Бронной. Там её поставил Михаил Козаков. Ему лично оказались близки реалии послевоенной Москвы и быт коммуналок. Несмотря на плохую критику постановка регулярно включалась в театральную афишу и шла с неизменным зрительским успехом.

картинка Arlett

картинка Arlett

Уходя из театра, Козаков воспользовался правом запретить показ спектакля. Тут бы истории этой пьесы и полагалось закончиться. Однако каким-то чудом режиссеру предложили переложить спекталь в сценарий для кино.

картинка Arlett

Худрук Экспериментального объединения комедийных и музыкальных фильмов «Мосфильма» Георгий Данелия не отнесся к этой идее с восторгом. Пьеса, состоящая из плотных диалогов, в формате двухчасового фильма просто растеряла бы свою прелесть и атмосферу. Тогда и родилось соломоново решение сделать из сюжета минисериал для телевидения.

картинка Arlett

И начинавшаяся как потенциальный провал режиссера-дебютанта, история стала его общесоюзным триумфом. Сценарий показали Леониду Зорину, также его познакомили с исполнителем главной роли, от чего драматург пришел в полнейший восторг. Зоринские поправки вошли в итоговый вариант, так что в титрах к фильму он значился уже как полноправный автор сценария.

картинка Arlett

Ключевым для успеха картины стал выбор актеров. Тут Козаков, который вообще-то не любил долгие кастинги, был вынужден отсмотреть аж 19 актеров на роль Костика пока ему на глаза не попался студент театрального института Олег Меньшиков. Он идеально подошел на роль «шпаликовского мальчика середины пятидесятых», поскольку буквально искрился энергетикой молодости и оптимизма.

Еще одна коллизия приключилась с подбором актера на роль куплетиста Аркадия Варламовича Велюрова. В оригинальной постановке Театра на Малой Бронной его с большим успехом исполнял актер Григорий Ляппе.

картинка Arlett

картинка Arlett

Но для успеха телефильма требовалось более узнаваемое лицо, так что роль была предложена артисту Леониду Броневому (и стала в итоге для него визитной карточкой — наравне с культовым образом Мюллера в более ранних «Семнадцами мгновениях весны»).

картинка Arlett

Режиссер впоследствии очень переживал о вынужденном предательстве старого друга, но фильму такая замена определенно пошла на пользу.

Еще один интересный факт: звездный состав актеров в картине должен был стать еще шире — на роли в «брачном треугольнике» рассматривались два варианта. В одном были Андрей Миронов, Наталья Гундарева и Евгений Лазарев. Именно на нем настаивал худсовет. Второй вы прекрасно знаете и его продвигал Михаил Козаков.

Волевым решением директора «Мосфильма» окончательный выбор актеров-исполнителей был оставлен за режиссером. И это, надо признать, было правильно. Ведь аутентичная атмосфера коммуналки в пьесе Зорина — это множество незнакомых зрителю лиц + одна звезда (Леонид Броневой).

В группу Статьи Все обсуждения группы
50 понравилось 6 добавить в избранное

Комментарии 2

Эх, полжизни за спиной, а я ещё не смотрел этот фильм... И не читал пьесу...
Нужно навёрстывать, но не найду время, хотя успеваю смотреть буржуйские новинки...)

Замечательный фильм! Я долгое время как-то иррационально избегала его, как и "Гараж" почему-то. А теперь вот смотрю и пересматриваю! Прекрасный подбор исполнителеей и отличная игра! Всегда от просмотра остаётся какое-то радостно-нежно-щемящее чувство)))