13 мая 2021 г., 12:13

803

«Одни перемерли, другие — ушли». До чего жадность довела литературных героев

34 понравилось 5 комментариев 4 добавить в избранное

Бедность, как известно, не порок, а вот жадность — порок, и еще какой. Бездумное накопительство вредит всем — не только окружающим, но и самому скупцу. Иудушка Головлев и принц Лимон подтвердили бы это, конечно, если бы могли, — ведь в итоге жадность довела их до гибели.

Деньги могут быть средством, но, когда их делаешь конечной целью, чаще всего это заканчивается не очень хорошо. Подтверждая эту мысль, мы вместе с «Тинькофф» составили список самых жадных литературных и сказочных героев. А в конце подборки даем рекомендацию, как приумножить свое состояние, но не прослыть при этом невыносимо жадным человеком.

Степан Плюшкин
«Мертвые души», Николай Гоголь

Плюшкин — образцовый скопидом из поэмы Николая Гоголя. Даже его фамилия стала нарицательной. Возможно, именно из-за потенциала образа писатель отводит ему особое место в тексте, уделяя внимание биографии героя. Остальные помещики из «Мертвых душ» такой чести не удостоились.

«Волчий голод» скупости овладел Плюшкиным только после смерти жены, именно тогда начался трагический путь деградации хорошего человека. Гоголь показывает, как жадность и алчность ведут к краху «бизнеса» и любого дела жизни. Из-за того, что Плюшкин дочиста обирает крестьян и не дает им денег на развитие хозяйства, они влачат жалкое существование: в части деревенских домов даже нет ставен на окнах, они заткнуты зипунами. В такое же несчастное состояние приходит и господский дом, и сам помещик: он похож на старую ключницу, так что Чичиков сперва даже не признал в нем хозяина. Семья также разрушилась из-за его жадности: Плюшкин отказался помогать сыну, проигравшемуся в карты, а одна из дочерей сбежала от отца-скопидома.

Гобсек
«Гобсек», Оноре де Бальзак

Гобсек знает цену деньгам и любит власть, которую они дают над другими людьми, да и вообще над жизнью: «Что может удовлетворить тщеславие? Золото! Потоки золота». Образ его неоднозначный: с одной стороны, должники не могут разжалобить его никакими слезами, пусть даже речь идет о жизни и смерти. Гобсек всегда остается непреклонным и не верит в искренность просителей. С другой — одному из героев «с чистой душой», Дервилю, он все же помогает выплатить кредит и подняться по карьерной лестнице.

Гобсек служит скорее инструментом, которым судьба наказывает людей за жадность, глупость и всевозможные пороки, как, например, в случае с графиней де Ресто, поплатившейся за измену мужу. По словам ростовщика, несчастье — лучший учитель. Неважно, что кому-то такие уроки могут стоить жизни.

Гобсек расчетлив, по-своему талантлив, однако скупость и накопительство, конечно, свойственны и ему: всю жизнь он одевался практически как нищий и точно так же жил. От своих денег он не получал удовольствия, сконцентрировавшись лишь на накопительстве. Под конец жадность так захватила Гобсека, что он окончательно утратил предпринимательский нюх, боясь расстаться с каждой монетой, а его дом, как у Плюшкина, заполнила гниющая еда.

Принц Лимон
«Приключения Чиполлино», Джанни Родари

Принц Лимон не только жестокий, но еще и глупый правитель, который велит отправлять в тюрьму подданных за малейший проступок, а еще всегда готов сделать бедных еще беднее. Больше налогов — вот его девиз: после налога на воздух принц задумал ввести еще и налог на осадки. И все ради чего? Нет, не ради социального блага, а ради собственных богатств, которые принц не хочет делить с народом или инвестировать в экономику.

Впрочем, за свою глупость и жадность он поплатился. Интересно, что в сказке Джанни Родари он просто бежит из страны, а вот в советском мультфильме его ждет куда более трагичная развязка: по нелепой случайности в него попадает пушечное ядро.

Барон Филипп
«Скупой рыцарь», Александр Пушкин

Пушкинский барон Филипп, герой одной из «Маленьких трагедий», — образцовый скряга: любовь к деньгам заменила ему любовь к сыну и уничтожила в нем милосердие. Он в прямом смысле слова чахнет, как Кощей, над своим золотом, предаваясь мыслям о том, какую власть дает богатство над миром. И неважно, что эти деньги он отбирает у нищих: «Тут есть дублон старинный… вот он. Нынче / Вдова мне отдала его, но прежде / С тремя детьми полдня перед окном / Она стояла на коленях воя». И заканчивается для него история трагично: его сын Альбер изгнан герцогом за неуважение к отцу, а сам Филипп умирает. Последние мысли его, понятное дело, о сундуках с золотом: «Где ключи? Ключи, ключи мои!…»

Гарпагон
«Скупой, или Школа лжи», Мольер

«Скупой, или Школа лжи» — не самая знаменитая пьеса мастера, но Мольер в ней узнается без труда. В ней есть и влюбленные, страдающие от невозможности быть вместе, и вполне счастливый финал, и, конечно, персонаж, наделенный резко отрицательной чертой. В данном случае речь о жадности. Старик Гарпагон ради умножения богатств готов пожертвовать счастьем детей — расстроить их свадьбы с любимыми людьми. Однако судьба распоряжается иначе, но тут без спойлеров. Скажем только, что это тот случай, когда все и для всех заканчивается вполне хорошо: никто никого не убил — и слава богу.

Раджа
«Золотая антилопа», сказка

Знаменитый советский мультфильм сделан по мотивам индийских сказок — за литературную адаптацию отвечали Николай Абрамов и Николай Эрдман. Интересно, что раджа из мультфильма отличается от прототипа персонажа. В мультфильме он дорого платит за жадность и жестокость, погибая под грудой черепков, в которые превратилось золото.

В жизни все было по-другому. Считается, что прототипом был падишах Джахангир, в XVII веке он правил империей Великих Моголов. Однажды на охоте он увидел антилопу невероятной красоты, поймал ее и повсюду возил с собой. Ну а для пущего эффекта приказал позолотить ей копыта: отсюда и сюжет с монетами.

Алена Ивановна
«Преступление и наказание», Федор Достоевский

Значение образа Алены Ивановны, старухи-процентщицы из романа Федора Достоевского, для русской литературы сложно переоценить. Писатель наделил ее едва ли не всеми отрицательными чертами, которые только можно придумать: она не просто жадная и расчетливая, но еще и жестокая — даже по отношению к сестре Лизавете. И все же эта «глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живет», достойна не только злости, но и жалости.

Она — один из вариантов «маленького человека»: только если классические персонажи в этой плеяде вызывают наше сочувствие автоматически, то здесь приходится делать над собой усилие. Однако, по Достоевскому, даже такой человек не заслуживает смерти. В конце концов, если бы Алены Ивановны не существовало, Раскольников все равно бы нашел кого убить, ведь он «право имеет».

Эбенизер Скрудж
«Рождественская песнь в прозе», Чарльз Диккенс

Имя Эбенизера Скруджа из «Рождественской песни в прозе» Чарльза Диккенса давно стало нарицательным. Отсылки к этому образу можно не раз встретить в мировой культуре: вспомнить хотя бы Скруджа Макдака из комиксов и мультфильмов. При этом Эбенизер интересен тем, что ему одному из немногих скряг удалось победить свою жадность и стать хорошим человеком.

Диккенс — добрая душа! — верил, что люди могут меняться, и поэтому и его Скрудж, замкнутый и одинокий, как устрица, после визита трех духов осознал, как важно совершать хорошие поступки, — и устыдился своей алчности. Впрочем, вряд ли бы он это понял, если бы духи не были столь убедительны: глядя на то, как весь город радуется твоей смерти и никто даже не пришел проронить слезинку на твоей могиле, многие, пожалуй, встали бы на путь истинный.

Иудушка Головлев
«Господа Головлевы», Михаил Салтыков-Щедрин

Иудушка Головлев Салтыкова-Щедрина — пакостник, лгун и пустослов. Его жадность идет от душевной черствости и ограниченности. Она стала важной причиной угасания семьи: безжалостность Иудушки и отказ помогать близким практически уничтожили некогда богатый род Головлевых.

Герой думает лишь о приумножении собственных богатств, но все же в финале книги начинает понимать, во что это стремление превратило его жизнь. Увы, это осознание пришло слишком поздно и исправить хоть что-то уже нельзя: «одни перемерли, другие — ушли».

Мачеха
«Морозко», сказка

Сказка, которую все знают с детства, существует во множестве разных вариантов, а сам сюжет распространен у восточнославянских народов и часто служит вдохновением для писателей. Например, сказка существует в пересказе Владимира Одоевского, Самуил Маршак отсылает к ней в «Двенадцати месяцах».

Главная скряга истории — мачеха, которая убедила мужа отправить в лес на верную гибель падчерицу. К счастью, ее замысел провалился: благодаря своей доброте девушка не только выжила, но и вернулась домой с дарами, которыми наградил ее Морозко. Конечно, мачеха решила послать в лес и свою родную дочь (в некоторых вариантах дочек было несколько), однако та вела себя с Морозко не так вежливо, как милая падчерица, и за это поплатилась, окостенев прямо в лесу. И в одном из вариантов в сундуках мачехе привезли косточки любимой дочки.

Источник: Storytel
В группу Статьи Все обсуждения группы
34 понравилось 4 добавить в избранное

Комментарии 5

Бедность тоже страшный порок. Именно она толчок к преступлениям

ishunin, Как это может быть пороком??? Если ты родился в бедной семье то ты уже прочен этим??? Бедность - это социальное состояние и не зависит от человека, который попал в это состояние...

ishunin, Лень, пьянство и подобное, приведшее к бедности, может быть пороком. Но точно не сама бедность. Принц Лимон издевался над своим народом, довел его до нищеты, а этот народ еще и порочный получается? Бедный Тыква точно не виноват. А вот убийство Лимона (преступление, совершенное получается из-за порочной бедности по-вашему) точно закономерно. Так что порок все-таки жадность. Она приводит к преступлениям.

«Тинькофф» составили список самых жадных литературных и сказочных героев.

К чему это банк заинтересовался такой темой?!

однако та вела себя с Морозко не так вежливо, как милая падчерица, и за это поплатилась, окостенев прямо в лесу. И в одном из вариантов в сундуках мачехе привезли косточки любимой дочки.

Если понимать, что мифических существ не существует, то рассказ оказывается не такой милый. В лесу живёт бородатый мужик, который одаривает покладистых детей, а тех кому его игры не нравятся съедает до костей.