30 декабря 2020 г., 17:50

7K

7 книжных новинок: обзор от историка и писателя Алекса Громова

71 понравилось 1 комментарий 2 добавить в избранное

o-o.jpeg Хамид-Реза Келичхани. Иранская каллиграфия. Знакомство с традицией

На протяжении многих столетий каждая новая книга могла появиться только одним способом – быть переписанной от руки. Поэтому умение писать не просто разборчивым, но и изящным почерком высоко ценилось. На Востоке, где каллиграфия во многом заменила живопись, искусство изысканного начертания букв развилось до необычайных высот.

Эта книга представляет собой первое русскоязычное издание, повествующее о возникновении и развитии классических почерков, их многообразии и сферах применения. Ведь традиция предписывала использовать один почерк для украшения архитектурных сооружений мудрыми изречениями, другой – для указов правителей… Автор книги сам является практикующим мастером каллиграфии. Он неоднократно подчеркивает, что одной из важнейших составляющих этого искусства всегда считалась гармония между визуальной красотой текста и глубиной мыслей, запечатленных в нем.

Как повлияла на классическую иранскую каллиграфию начавшаяся в XIX веке модернизация страны? Ведь этот процесс сопровождался широким распространением книгопечатания… Типографский способ печати не оставлял места для искусства переписчика. «А вот в литографии утвердилась всё та же прежняя рукописная традиция с той только разницей, что книга переписывалась не чернилами, а тушью, и вместо одного размножалась в количестве около 500 экземпляров. Кроме того, литография предоставляла больше возможностей для оформления страницы, чем типографское издание на его начальном этапе, поскольку переписчик мог использовать различные почерковые стили, разную толщину пера и писать под наклоном, своим мастерством представляя старинную традицию оформления рукописей в новой области. Поэтому переписчики и определённая группа читателей предпочитала литографированные книги».

В книге представлены биографии выдающихся каллиграфов разных эпох. Особое внимание автор также уделяет необходимым инструментам, прежде всего – тростниковому перу «калам». Многочисленные цветные иллюстрации позволяют читателю оценить лучшие образцы каллиграфического искусства.

Polina_Babushkina__Vam_podarok_ot_Ezha._ Полина Бабушкина. Вам подарок от Ежа. Новогодняя история

Красочная книга рассказывает о том, как в лесу жил Еж, и чем занимался. «У Ежа была необычная, но замечательная привычка: каждый Новый год он обещал себе сделать нечто такое, что никогда не делал. И вот одним декабрьским вечером, а точнее было 28 декабря, он вспомнил, что за этот год ничего нового не совершил. «В прошлые разы я научился свистеть, жонглировать, стоять на голове, говорить на рыбьем языке - думал Еж, пока сидел у камина и макал яблоки в мед».

И вот за три дня до Нового года Еж вспомнил, что никому и никогда не дарил подарков, и понимает, что так поступать нельзя – нужно срочно искать живущим рядом соседям и друзьям подарки. Но искусство выбора хорошего подарка, который по-настоящему обрадует друга, - не из самых простых. Так кому из зверей что подарить? К примеру, тому же дикобразу, который уверяет, что ему ничего не надо. А белке?..

o-o.jpeg Нэнси Дикманн. Азот. 6 главных элементов на Земле

Полноцветное научно-популярное издание рассказывает юным читателям о том, какие же элементы находятся около нас, и какую роль они играют в нашей жизни. В книге описываются физические и химические свойства азота; то, где он присутствует в организме человека. «Азот – это один из самых распространённых элементов во Вселенной. Он образуется в звездах и встречается на некоторых планетах и их спутниках. На Земле он составляет приблизительно третью часть атмосферы…»

Одна из глав посвящена круговороту азота, начиная от молний, которые превращают свободный азот в различные его оксиды, и дождя, доставляющего их в почву, до животных, получающих азот, когда поедают растения. А вот при сжигании ископаемого топлива оксиды азота попадают в воздух.

В книге рассказывается о том, как Даниэль Резерфорд в XVIII веке открыл азот и почему он назвал его «ядовитым воздухом».

o-o.jpeg А.Р. Шихсаидов, З.Ш. Закарияев, А.Р. Наврузов. Та’рих Мискинджа. Дагестанское историческое сочинение

Дагестанское селение Мискинджа было основано еще во времена персидского царя Хосрова Ануширвана. В местах, где оно расположено, с давних пор пересекались интересы разных племен, народов и держав. А в конце прошлого десятилетия в Мискиндже на чердаке старинного дома была найдена необычная рукопись. Это оказалась историческая хроника, и ученые установили, что бумага, на которой она записана, выпущена во времена Российской империи. Но сам текст является копией намного более раннего источника.

Ряд его фрагментов совпадает по содержанию с известным литературным памятником «Дербенд-наме». Но исследователи нашли в рукописи и уникальные эпизоды, прежде всего, те, что посвящены легендарному халифу Харуну ар-Рашиду. В первую очередь имя этого властителя ассоциируется со столицей его царства – Багдадом. Именно там он, как гласят предания, выходил из своего великолепного дворца на тайные прогулки, облачившись в знаменитый плащ, рваный и жалкий снаружи, но с драгоценной подкладкой из лучшего шелка, расшитого золотом и самоцветами…

Согласно исторической хронике, получившей название «Та’рих Мискинджа», Харун ар-Рашид отправил своего второго сына аль-Мамуна наместником в Дербент. Причем аль-Мамун действительно прибыл к месту назначения и управлял делами в этом стратегически важном городе и на прилегающих землях. «В этой связи вызывает интерес, что в официальной арабоязычной надписи 176/792–93 г., обнаруженной в 2001 г. в селении Митаги Дербентского района Дагестана и повествующей о ремонтных работах, упоминается халиф Харун ар-Рашид и его сын, наследник престола Мухаммад ал-Амин…». Возможно и сам халиф посещал эти земли.

o-o.jpeg Карина Сарсенова. Запредельное 3

Творчество часто имеет оттенок таинственности, причем как для окружающих, так и для самого обладателя таланта. Действительно, откуда приходит внезапное, необъяснимое озарение, почему вымышленные, казалось бы, персонажи вдруг начинают проявлять самостоятельный характер?

В эту книгу включены беседы автора с людьми, которые по роду своей деятельности так или иначе соприкасаются с загадочными аспектами бытия. «Познавать самого себя можно разными способами. Сугубо материальным: например, сделать УЗИ или рентген и посмотреть, что находится внутри человеческого организма. Можно сходить к психологу, который расскажет, какие проблемы родом из детства деформировали вашу личность и почему в вашей голове живут именно такие тараканы. Можно подняться на ещё более тонкий пласт бытия и соприкоснуться с тайнами нашего запредельного существования».

При этом у всякой тайны обычно есть и практическая ипостась. Да, разгадать хитросплетения судьбы не всякому под силу. Как и понять, почему кому-то выпадают жизненные испытания и драмы. Но отношение к жизненным испытаниям изменить можно, это почти всем под силу. Автор и ее собеседники справедливо отмечают, что в таких ситуациях имеет смысл первым делом отстраниться и успокоиться.

А потом уже анализировать – есть ли возможность для немедленных действий или разумнее будет дать себе отдых, подкопить силы, одновременно предоставив мирозданию время самостоятельно прийти в равновесие. Может, потом и не придется предпринимать какие-то особые усилия. Или наоборот, проблема превратится в задачу, имеющую вполне понятное решение. Ведь даже восприятие собственного прошлого возможно изменить.

o-o.jpeg Клаудия Рейнвилл. Метамедицина

Литературные герои часто на протяжении всей книги жалуются на одни и те же недомогания, или постоянно получают мелкие травмы. И понятно, что это не просто выдумка автора, ведь и в реальности бывает так. Кто-то вечно простужается, а кому-то даже картошку чистить опасно - непременно поранит палец.

Автор этой книги, психотерапевт и микробиолог, размышляет о психосоматической природе многих проблем со здоровьем. «Не находился ли ты в ситуации, которая казалась тебе безвыходной и от которой, возможно, эта авария освободила тебя? Чувство вины проявляется не только в несчастных случаях. Оно может отравить нашу жизнь, разрушить здоровье, лишить возможности добиться успеха, привести к потерям и неудачам, не позволяя нам быть счастливыми».

Но поскольку чувство вины часто становится инструментом психологической манипуляции, многие из людей весьма негативно реагируют на идею, что их недуги тесно связаны с их собственным стилем мышления. Автор показывает, что осознание своей ответственности, наоборот, помогает справиться с ситуацией, рассмотреть первопричину и освободиться от нее.

o-o.jpeg История арабо-мусульманской философии. Под ред. А.В. Смирнова

Этот научный труд – плод многолетней работы ведущих российских специалистов по истории исламской философии. Он вышел в свет под редакцией академика А.В. Смирнова, директора Института философии РАН. В начале книги описано, как формировалась цивилизация Востока, складывались ее традиции, мировоззренческие идеи и этика. Дальнейшие главы посвящены арабскому языку и языковой среде, философской картине мира, возникновению и развитию арабо-мусульманской философии.

Среди известных средневековых философов Востока, представленных в издании - Абу Наср ал-Фараби. О его жизни сохранилось мало достоверных сведений, зато – много легенд и преданий. Ал-Фараби родился в 870 году в местности Фараб на Сырдарье, но многие годы провел в Багдаде, изучая различные науки и языки (арабский, персидский, сирийский, греческий). В 941 году ал-Фараби переехал в Дамаск. «Стоик по этическим убеждениям и аскет по образу жизни, он, как сообщают некоторые источники, днем работал садовым сторожем, а ночью писал научные труды, в частности, закончил начатое в 940 г. фундаментальное сочинение «Трактат о взглядах жителей добродетельного города»… Творческое наследие ал-Фараби очень богато. Считается, что он является автором от 80 до 160 трудов. Книги его пользовались большой популярностью в городах Востока (комментарий ал- Фараби к «Метафизике» Аристотеля помог Ибн Сине постичь мудрость книги Стагирита). Его комментаторская работа охватывала почти все логические сочинения Аристотеля, его «Этику», «Риторику», «Поэтику», «Метафизику», а также труды Птолемея, Александра Афродизийского, Евклида, Порфирия». Причем во многих случаях комментарии ал-Фараби представляли собой не просто пояснения, а оригинальные тексты с его собственными идеями.

В издание включена обширная антология переводов классических философских текстов, которые помогают читателю получить из первых рук знания о взглядах таких мыслителей, как Ибн Сина, Ибн Рушд, аль-Кирмани, Джалал ад-Дин Руми, Мулла Садра и многих других.

В группу Статьи Все обсуждения группы
71 понравилось 2 добавить в избранное