3 августа 2020 г., 12:24

2K

Что Достоевский думал об Эдгаре По?

70 понравилось 4 комментария 4 добавить в избранное

Источник: Литинтерес

"Есть именно одна черта, которая отличает его решительно от всех других писателей..."

В 1861 году вышел в свет первый номер нового литературного журнала, задуманного и созданного братьями Достоевскими - Федором Михайловичем и Михаилом Михайловичем. Журнал назывался "Время", и в очень короткий срок он стал вровень с другими знаменитыми литературными изданиями той эпохи - "Отечественные записки", "Современник" и т.д.

Интересный литературный факт - именно в этом номере впервые на русском языке были опубликованы два очень известных ныне рассказа Эдгара По "Сердце-обличитель", "Черный кот" и еще один несколько менее популярный - "Черт в ратуше". Предисловие ко всем трем произведениям написал лично Федор Михайлович.

Итак, что же наш великий классик думал о мрачном американском романтике?

"Вот чрезвычайно странный писатель - именно странный, хотя и с большим талантом. Его произведения нельзя прямо причислить к фантастическим... Эдгара Поэ можно назвать писателем не фантастическим, а капризным. И что за странные капризы, какая смелость в этих капризах! Он почти всегда берет самую исключительную действительность, ставит своего героя в самое исключительное внешнее или психологическое положение, и с какою силою проницательности, с какою поражающею верностию рассказывает он о состоянии души этого человека!"

Достоевский считает нужным пояснить, что фантастический элемент в произведениях По не самоценен. И даже, как ни парадоксально, видит в своем американском коллеге чуть ли не реалиста. Просто в сюжете делается какое-либо одно невероятное допущение, а дальше события описываются с большой психологической точностью и с вполне достоверными деталями.

"...В Эдгаре Поэ есть именно одна черта, которая отличает его решительно от всех других писателей и составляет резкую его особенность: это сила воображения. Не то чтобы он превосходил воображением других писателей; но в его способности воображения есть такая особенность, какой мы не встречали ни у кого: это сила подробностей... В повестях Поэ вы до такой степени ярко видите все подробности представленного вам образа или события, что, наконец, как будто убеждаетесь в его возможности, действительности, тогда как событие это или почти совсем невозможно или еще никогда не случалось на свете".

Довольно неожиданный вердикт. Ценители творчества Эдгара По обычно не склонны подчеркивать реалистичность его сюжетов и тем более видеть в этом главное их достоинство.

В группу Статьи Все обсуждения группы
70 понравилось 4 добавить в избранное

Комментарии 4

Лол!
А я уже залезала сюда с мыслью "Наверня-ка, Достоевскому По не нравился. Ну, сейчас оттопчусь на этом переоценённом игромане!".
А оказалось, что он выдал абсолютно точное описание, даже ещё и понял, почему Эдгар По настолько велик.
Ровно по той же причине, по которой станет потом признанным гением Стивен Кинг. Не важно, насколько фантастичны события вокруг героев, важна психологическая точность в изображении человеческих реакций. Люди читают не про монстров, приключения или разводы, люди читают про людей.
Но всё-таки По интересен не только детализацией (дайте позлорадствовать, что Достоевский чего-то не учёл), но тем, что он показывает, как медленно безумие завладевает человеком. "Береника", "Сердце-обличитель", "Чёрный кот" - это же демонстрация, как мания постепенно овладевает человеком и он не осознаёт, что уже перешёл черту.
"Бочонок амонтильядо" так хорош не тем, что (ну, про блестящий диалог упоминать не буду, хотя у меня есть что сказать) Фортунато живьём заковывают в стену. И не детализацией, для детализации там слишком мало слов. А тем, что Фортунато сходит с ума и отказывается верить в происходящее.

angelofmusic, Даже рядом не поставила Кинга рядом с По. Графоман и гений.

lapina_ekaterina, Забавно)) А я как раз вижу сходство в их литературных методах)
Кстати, почитайте Кинга, что он писал ДО аварии, вдруг перемените мнение.

У По и Достоевского и правда удивительно много общего.
Например дивный эпизод из Братьев Карамазовых "Разговор Ивана Карамазова с чёртом", странно перекликается с "Вороном".
А сны героев Достоевского, так это вообще почти чистое сближение По и Достоевского.
Да, есть у Достоевского один странный рассказ, который он назвал "фантастическим" - Кроткая, который по своей камерной и сомнамбулической атмосфере напоминает психологизм фантастический Эдгара По.
Интересно, знал ли Достоевский в краткости биографию По? Там тоже много любопытного из его творчества: Вирджинии, жене По, было 12 лет когда она вышла замуж за Эдгара.