6 июня 2020 г., 14:09

13K

«Красная Шапочка»: тайные символы и скрытый подтекст

70 понравилось 12 комментариев 4 добавить в избранное

Автор: Елена Прохорова

Чего мы не замечаем за текстом старой сказки.

«Красная Шапочка» — одна из самых популярных в мире сказок. Но это не просто история о девочке, которая несла бабушке пирожки. Она повествует о противостоянии добра и зла, о пороках и надежде, об ответственности и перерождении. Существует множество интерпретаций этой истории, и разбираться в них не менее интересно, чем читать старую-старую сказку.

Две версии старой сказки

Жила-была маленькая девочка, которой бабушка подарила красную шапочку. Однажды мама сказала ей, что бабушка приболела и нужно отнести ей продукты. Мама дала девочке корзинку с едой и бутылкой красного вина, а в напутствие сказала: «Не сбивайся с пути!» («Don't stray from the path»).

По дороге Красная Шапочка встретила волка, которому рассказала, куда и зачем идет. Волк предложил ей собрать цветы, чтобы порадовать старушку, а сам побежал к ней. Притворившись внучкой, он вошел в дом и съел бабушку, переоделся в ее ночную рубашку, лег в кровать и стал ждать. Придя к бабушке, Красная Шапочка обратила внимание на ее странный внешний вид, и после знаменитого диалога волк ее съел.

картинка Arlett
«Красная Шапочка», иллюстрация 1927 года

Охотник услышал храп, когда шёл мимо домика, увидел в кровати волка и обо всем догадался. Он вскрыл волку живот, и оттуда вышли бабушка и внучка. Все вместе они наполнили живот зверя камнями. Проснувшись, волк попытался убежать, но камни оказались слишком тяжелыми, и он умер. А бабушка, внучка и охотник жили долго и счастливо.

Такой счастливый конец будет ждать нас не в каждой версии сказки. Вариант Шарля Перро можно назвать самым популярным, но жестоким. Далеко не все родители считают ее подходящей для современных детей (и дело не только в жестокости). В его сказке нет охотника, который всех спасает, повествование обрывается на смерти Красной Шапочки. В заключении — мораль: «Дети, не доверяйте незнакомцам!» Но это не единственное отличие, на остальные мы просто часто не обращаем внимания.

картинка Arlett

Зашифрованные смыслы

1. Капюшон (англ. hood — «капюшон», то есть та часть пальто, которую можно натянуть, чтобы покрыть верхнюю часть головы)

Кепку, шапку или капюшон девушки носят, чтобы покрыть свои волосы. Во многих культурах девушка, достигшая определенного возраста, должна прятать волосы в знак недоступности. Считается, что женские волосы — мощное средство привлечения противоположного пола.

2. Красный

Бабушка, которая дарит внучке шапочку, будто передает ей свои силы. Красный — цвет жизни и крови (здесь даже может увидеть отсылку к передаче женской энергии). Шарль Перро написал сказку в XVII веке, когда приличная женщина не могла себе позволить носить красный капюшон, так как этот цвет считался греховным. Только дамы с очень плохой репутацией носили красные платья.

картинка Arlett
Картина Альберта Анкера, 1883 год

3. Золотой

Сам сюжет про девочку, обманутую волком, был известен в Италии и во Франции еще со Средних веков. До XVII века в некоторых версиях капюшон был золотого цвета — символа зрелости и ответственности.

4. Лес

Во многих сказках путь главного героя проходит через лес. Кажется, что деревья — главный источник вдохновения в фольклоре. Большинство людей в Средневековье жили рядом с лесами, были тесно связаны с ними. Дремучие чащи часто символизировали неизвестность и серьёзную опасность.

А, например, в психоанализе лес служит символом бессознательного. Леонард Лютвак, исследователь метафор и образов в литературе, идет ещё дальше и называет его неприрученной женской сексуальностью. Почему? Лес — плодородное, но одновременно дикое и непредсказуемое место. Белоснежка, Гензель и Гретель, Златовласка и Красная Шапочка должны заблудиться в лесу, чтобы вернуться к «наставникам» — ответственным «одомашненным» людям. Роль трансформации, которую играет лес, в таком контексте становится очевидной.

картинка Arlett
Иллюстрация Уолтера Крейна

5. Корзинка и её содержимое

Шарль Перро выбрал торт и горшочек с маслом, а братья Гримм заменили содержимое на пирожные и бутылку вина. Эрих Фромм (немецкий философ, психолог и психоаналитик, писал работы о человеческой природе, анализировал психологию Фрейда и Карла Маркса. — Прим. ред.) трактовал бутылку в корзине Красной Шапочки как символ девственности. Форма бутылки фаллическая, а сама она очень хрупкая.

Однако при интерпретации скрытых смыслов важно учитывать время создания сказок и сам процесс. Первоначально это были устные рассказы, которые передавались от человека к человеку.

Каждый добавлял новые детали, корректировал смысл в соответствии с собственными убеждениями и нормами в обществе.

Бутылка вина в «Красной Шапочке» присутствует только в одной из сотен версий. И нельзя знать наверняка, что под этим подразумевали братья Гримм, так как даже Фрейд писал: «Иногда сигара — это всего лишь сигара».

Ещё несколько неочевидных значений

Отсутствие отца

В сказках братьев Гримм у главных героев часто нет отцов. В «Красной Шапочке» его нет ни в одной из версий, и этому можно дать два объяснения. Первое — роль отца играет охотник. Он побеждает волка, всех спасает, то есть защищает свою семью. Второе объяснение немного сложнее: образ отца разделен между двумя персонажами. Это и добрый охотник, и злой волк. То есть они соединяют в себе две человеческие ипостаси: цивилизованность и зверство. В обоих версиях отец не пропал, он всего лишь замаскирован.

Но в некоторых фольклорных версиях есть и настоящий отец, который убивает волка.

Аллегория воскресенья

Важной частью сказки остаётся финал, где охотник вспарывает волку живот и освобождает бабушку с внучкой. С религиозной точки зрения это может быть воскресеньем, так как братья Гримм (да и Шарль Перро) были христианами. Обе женщины выходят из желудка, то есть символически заново рождаются, а после фактической смерти их спасает высшая сила в лице охотника.

Образ волка

Во многих сказках антагонистом выступает ведьма или людоед, которому проглатывать одновременно двух человек должно быть привычнее. Так почему же именно образ волка? Впервые «Красная Шапочка» была записана в XVII веке, когда в обществе жил страх перед оборотнями. Волк объединяет две опасности: оборотень как хищник из леса и жадный хищник из общества.

картинка Arlett
Иллюстрация Арпада Шмидхаммера, 1904 год

Взгляд из XX века

В XX веке появилась новая интерпретация сказки: феминистки видят в ней явный случай изнасилования. Агрессивный мужчина охотится на беззащитную легкодоступную девочку и ее бабушку. Но не нужно забывать, что мы рассматриваем только две версии «Красной Шапочки», написанные в определенное время и в определенном обществе с устоявшимися взглядами о роли полов.

Пассивная героиня и бессильная старушка хорошо вписываются в контекст XVII и XIX веков. Так что есть и другие версии истории, где волк побежден не охотником, а изобретательностью, хитростью и даже дробовиками. И тут Красная Шапочка уже не кажется маленькой беззащитной девочкой. Существует даже вариант, где главную роль играет мальчик.

Так что история Красной Шапочки — это сказка, полная символов и их различных интерпретаций. Возможно, в этом и кроется одна из причин ее популярности. Великое произведение с десятками оттенков, про которые важно помнить, что иногда любые символы случайны.

Источник: Мел
В группу Статьи Все обсуждения группы
70 понравилось 4 добавить в избранное

Комментарии 12

видят в ней явный случай изнасилования.

Насилия как минимум. Версия Шарля Перро более правдаподобна и поучительна. Такой вариант имеет место быть, но в подрастковом возрасте.

ложится с волком в постель

то есть она его узнала? Нужно перечитать сказку в оригинале.

Никогда не смотрела на эту сказку в таком контексте. Столько нового узнаёшь из статей

Oger_Teleph, Я тоже слегка удивлен, вроде как легкая сказка, которую в детстве обожал и перечитывал - но сколько же в ней скрытых символов. Интересная статья

Ох, как же я люблю все эти интерпретации мифов! Для меня с детства в сказках было больше вопросов, чем ответов. И до сих пор очень интересно копаться в этих смыслах. Спасибо за статью!

Мне кажется, каждый интерпретирует смысл сказки по-своему. Кто-то увидит только страшилку про наказуемость наивности, а кто-то какую-нибудь психологическую травму у волка, который не спроста переодевается в бабулино бельишко.

Фрейд писал: «Иногда сигара — это всего лишь сигара».

важно помнить, что иногда любые символы случайны.



Это по моему самые стоящие наблюдение во всей статье. По моему все линии рассуждения о символах слишком слабы чтобы быть почвой для рассуждения. Есть такой метод искать символы, прообразы. Их применяют и к библии. Кстати Я читал о сказке Маленький принц и там все куда дельней были наблюдения.

Last-Kihot, Ну так, у кого что болит, тот о том и говорит. В любой фигне видят педофилов (кстати, Шапка девочка, а Волк взрослый. Чего феминистки до этого не додумались?), геев и прочих извращенцев.

А увидеть в волке оборотня? Тем паче, что даже и экранизации уже есть с таким толкованием.

Меня убивает то, что никто не обращает внимания на странность, которая мне бросилась в глаза лет в пять. Что такого страшного открыла КШ волку, когда созналась, что идёт к бабушке? Если бы не созналась, сам бы волк бабушку не нашёл? Значит бабушка пряталась и потому жила в лесу вне деревни?

Людям только дай порассуждать о секасе, они себе языки и пальцы сотрут (о да-с!), а вот реальные странности упустят и забудут.

angelofmusic, Ух ты, а ведь это мысль! И в самом деле, почему она там пряталась? А может, это отголосок каких-нибудь древних-предревних обычаев, когда стариков отправляли умирать?..

Bookvoeshka, Тогда бы бабке и жрать дали бы с собой ровно столько, сколько нужно до смерти. Потому что если есть жратва её подкармливать посредством внучки, то можно было бы и кормить бабку в доме, а не рисковать жизнью девушки, которая хорошо работает и может дать здоровое потомство (если смотреть на сказки с точки зрения фермера, всегда иное вырисовывается).

Итак, для слушателя было очевидно, почему прячется бабка. Почему выдать её местоположение волку является зашкваром и опасностью. Так что либо сама бабка была оборотнем, либо боролась с оборотнями. В лесу, подальше от деревни, обычно жили ведьмы да колдуньи.

Почему Шапка принимала волка за бабку - тоже очевидно: он же оборотень, принял её облик. Но принял, при всём том, не до конца, не точно, потому у него уши, глаза, зубы - отличались.

angelofmusic, Ах вон оно что! Вон Вы куда завернули! Интересная версия)))
А я вот подумала, что мамаша решила от дочурки избавиться. Может, она изначально и не матерью была, а мачехой? Сперва выгнала свекровь, потом падчерицу. Кстати, мужа, похоже, тоже уже сжила со свету)))

Bookvoeshka, Тогда больше было бы про мать. А у нас про бабушку и девушку. Причём обе с неким клеймом. Про бабушку выяснили, она прячется в лесу. Но в сказке нам всеми пальцами указывают на девушку. Почему она носит красный худ? Это не влияет на сюжет сказки, но вынесено в название. Значии это ключ к смыслу сказки. Можно из-за красного цвета предположить сексуальную распущенность, тогда получается, что сказка о том, что девушка из-за похоти открыла оборотню тайну и стала его жертвой.
Но мне больше нравится хоррор-версия. Красный может быть знаком опасности или шейнминга. Она внучка ведьмы. Оборотни уже охотятся на их семью. Она не просто девочка в лесу, она - цель лля оборртня до её входа в лес.