27 мая 2020 г., 20:01

7K

7 книжных новинок: обзор от историка и писателя Алекса Громова

65 понравилось 2 комментария 3 добавить в избранное

o-o.jpeg Шахрияр Замани. Нахид

На страницах этого романа личная драма героини переплетается с потоком глобально значимых событий современности и отзвуками далеких веков. Девушка по имени Нахид родилась в Иране, но, когда она была подростком, ее отец был убит. Дело фактически замяли, убийца избежал кары. Мать Нахид, опасаясь за себя и дочь, уехала с ней в Америку. И вот Нахид, теперь уже взрослая, узнает, что в Иране начались активные выступления против власти шаха Пехлеви. У нее возникает отчаянная идея – вернуться на родину и добиться справедливости, призвать убийцу к ответу.

Сразу после возвращения она случайно оказывается среди участников демонстрации против шахской власти и попадает в тюрьму. И хотя Нахид быстро удается выйти на свободу, она начинает задумываться не только о трагедии своей семьи, но и о судьбе страны. Однако поначалу надежда отомстить за отца для нее все же на первом плане. Появляется некий влиятельный человек, который предлагает сделку – он позаботится, чтобы высокопоставленный убийца не ушел от возмездия, а Нахид должна будет помочь с отбором и упаковкой самых ценных старинных предметов из дворцовых сокровищниц. Эти вещи, говорят ей, планируется перевезти в безопасное хранилище, пока не прекратятся беспорядки.

Нахид охотно соглашается, она как специалист-историк рада и такой работе, и надеждам на восстановление справедливости. «Я стою перед проблемой: чем прикреплять описания к предметам? Нет такого клея, который не причинил бы вреда. Я беру кувшин времён шаха Аббаса и нюхаю его: он как будто прямо из обжиговой печи, как новенький! Что было бы, если бы наши предки дружили с пером и записывали факты из своей жизни. В таком случае сегодня мы знали бы, мужчина или женщина были тем мастером, который вдохнул жизнь в этот шедевр, о чём или о ком они думали в тот век; каковы были их желания и каким они видели мир. Я стучу по стенке кувшина ногтем среднего пальца, а ухо прикладываю к его горловине. О, как тосклив напев, что донёсся до меня от того каравана верблюдов, что шли под грузом; мне показалось, что я слышу их шаг».

Вот только вскоре выясняется, что благообразный господин – сотрудник САВАК, печально знаменитой шахской тайной полиции. А древние сокровища предназначены к вывозу из страны. Нахид узнала слишком опасную тайну, и как ей теперь поступить?..

o-o.jpeg Нэнси Дикманн. Углерод. 6 главных элементов на Земле

Из этой иллюстрированной книги юные читатели смогут узнать много интересного об одном из самых распространенных на Земле элементов, его физических и химических свойствах, о том, где содержится углерод и какие полезные материалы из него производят.

Примерно 96% человеческого тела состоит из всего четырех элементов: кислорода, углерода и азота, причем на углерод приходится почти пятая часть массы тела. Откуда в теле берется углерод? Он необходим для жизни, и чтобы поддерживать его уровень, человек должен питаться продуктами, богатыми углеводами: фруктами, овощами и злаками. «Углеводы могут быть простыми и сложными. Фрукты и молоко содержат простые сахара. В организме они быстро распадаются. Молекулы сложных углеводов состоят из более длинных цепочек атомов. Они распадаются дольше. Сложные углеводы содержатся в бобовых и овощах. Когда ты ешь углеводы, организм расщепляет их на простые сахара… Чтобы сохранять здоровье, организму требуются не только углеводы. Ему также нужны белки и жиры. В них также содержится углерод!»

Следующая глава посвящена углероду и растениям, описанию того, как происходит фотосинтез, и круговороту углерода. Ведь объем углерода на Земле, присутствующего в почве, в воздухе, и океанах, в живых организмах – более-менее постоянен. Одной из уникальных особенностей углерода, что с его помощью можно определить возраст предметов, обнаруженных, к примеру, археологами во время раскопок. На последней странице для любознательных читателей приводится тест на тему углерода и других элементов, и глоссарий.

o-o.jpeg Сейед Джавад Рахнама Сундук с сокровищами

История о том, как старик отец решил заранее разделить имущество между взрослыми детьми, много раз была воплощена в литературе разных времен и стран. Вот и сказка-притча известного писателя напоминает о важнейших проблемах, касающихся человеческой порядочности и отношений между разными поколениями. Итак, жил да был в Шекарестане почтенный Мирза Серадж, человек трудолюбивый и деловитый. Неустанные труды принесли ему процветание, и на склоне лет Мирза Серадж с полным правом считался весьма обеспеченным человеком. Но однажды он почувствовал, что уже очень устал и неплохо бы уйти на покой, передав все дела взрослым сыновьям.

Так он и решил раздать выросшим детям все имущество, чтобы были они сами себе хозяева. Жить он намеревался у каждого из сыновей по очереди. И вот позвал старик сыновей и объявил им свое решение. Отдал каждому дом и в придачу караван-сарай, общественную баню или лавку. И все нажитые деньги положил перед ними, предложив разделить между собой. Сыновья, конечно, обрадовались, что не помешало им устроить долгий яростный спор в процессе дележки денег. Уже глядя на это можно было заподозрить, что в дальнейшем они поведут себя совсем не так, как надеялся старый отец.

И действительно, во владение имуществом три сына вступили с большим удовольствием, однако после этого ни один из них отца даже на порог не пустил. Старший сказал, что у него срочные дела, даже не потрудившись выглянуть. «Арсалан тоже не открыл дверь. Так же из-за двери он сказал: «У нас тут целый дом гостей. Так их много, что и ступить некуда», — и стал изображать голоса гостей. Арсалан очень хорошо умел изображать разные звуки: кудахтанье курицы, потеряв шей цыплёнка, шлёпанье домашних туфель, блеяние козла, голос крестьянина и многое другое».

А третий сын и вовсе не отозвался из-за запертой двери. Сильно горевал старик, осознав, какие неблагодарные у него сыновья, а потом взял свой маленький узелок и побрел прочь из города куда глаза глядят. Целый день шел Мирза Серадж и наткнулся на какие-то руины. И вопреки горю стало ему интересно, что же это такое…

o-o.jpeg Арти Д. Александер Танцующие с богами. Индийская энциклопедия

В большом красочном издании наглядно и доступно рассказывается о культуре Индии, ее истории, эпосе и традициях. Среди тем - старинное оружие, боевые искусства и психология красоты, костюмы и украшения, уникальные тексты из старинных трактатов, жизнь наследников великих династий.

Первые две части посвящены танцу, причем во всех его ипостасях, от классических до народных и малоизвестных танцев племен. Ведь в Древности танец был одним из важнейших занятий людей, включающим в себя элементы йоги и боевых искусств. Самые первые танцы - были обращены к небесным объектам, таким как, дающие планете свет: Луна, Солнце и звезды, а с ними и такие яркие явления, как рассвет и закат. Неслучайно аборигены Южной Индии и американские индейцы, сохранившие свою самобытность, спрашивая гостя о его племени и происхождении, спрашивают: «Какой танцуешь танец»?

Отдельный раздел посвящен украшениям. Около 1500-2500 гг. до н. э. существовали цивилизации Хараппа и Мохенджо Даро, чьи мастера были искусны в изготовлении прекрасных украшений, как для женщин, так и для мужчин. Мелкие фрагменты разных камней так резали и подгоняли друг к другу, что создавалось впечатление одного целого камня. Помимо золота и серебра широко применялись бронза, слоновая кость, панцири черепах… «Есть и удивительное сходство между европейскими, древнеиндийскими и другими украшениями со всего мира. Серебряная ирландская брошь старинной работы с кольцом в центре и с концами, находящимися внутри него, очень похожа на брошь женщин из Симлы...»

Самая необычная глава – «Индийская мозаика», в которой повествуется о всевозможных чудесах и загадках, парадоксах Истории. Так, в городе Сурат на европейском кладбище находится могила Томаса Кориэта, «безумного англичанина». В 1613 году он отправился из Лондона в Индию, через Европу и Азию - пешком, показывая факирские номера. Путь до Сурата занял четыре года. Известный многим по роману Дюма «Граф Монте-Кристо» аббат Фариа родился в 1756 году в Гоа. Там он окончил монастырскую школу, но затем возглавил антиколониальный заговор, был арестован, и отправлен в цепях в метрополию. Сумев бежать из лиссабонской тюрьмы, он добрался до Парижа, полного в то бурное время будущих мировых знаменитостей. Фариа прославился своими пламенными речами и... мастерством гипнотического внушения.

o-o.jpeg Карина Сарсенова. Легенда Евразии: Олжас Сулейменов

Книга построена вокруг беседы автора со знаменитым поэтом-классиком Олжасом Сулейменовым. В советское время он прогремел на весь мир своей поэмой, вдохновленной полетом Гагарина, - «Земля, поклонись человеку!». А потом посвятил немалую часть своего творчества изучению глубинных корней культуры, способных стать объединяющим началом для самых разных народов, населяющих Землю.

Именно ему принадлежала инициатива создания общественного движения «Невада-Семипалатинск», которому удалось добиться прекращения ядерных испытаний на двух самых известных полигонах в СССР и США. Тогда казалось, что это неосуществимая задача: «В этот момент действуют уже другие силы. Ты прав, и ты хочешь доказать свою правоту. Сделать её всеобщей. Распространить её. Это бывает важнее и нужнее, чем те переживания, о которых ты рассказал. Мы были воспитаны именно такими особыми категориями – общественными. Бороться не ради своей личной безопасности или личного благосостояния. А ради нужности этого для людей, которые тебя окружают». Обо всём этом подробно рассказывается в книге, недаром у нее есть подзаголовок – «Человек, предотвративший Третью мировую войну».

Возвращаясь от воспоминаний к современности, Олжас Сулейменов высказывает серьезные опасения из-за того, что, хотя те знаменитые полигоны закрыты, как и французский на атолле Муруроа, и второй советский полигон на Новой Земле, но в разных странах и сейчас продолжается работа над ядерным оружием. Опасность не отступила полностью. Тем более, что в мире еще нет ясного понимания взаимосвязанности всех его частей и всех живущих на земле людей. Наоборот, достаточно сильны мотивы доказать свое превосходство любой ценой.

При этом ценность общего культурного наследия осознается далеко не всеми. И казавшееся незыблемым представление о значимости книги отступило перед поиском все новых и новых развлечений. Или выгоды, что в немалой степени затрудняет продвижение новых имен. Поэтому такую важность обретает воспитание подрастающего поколения, внушение ему уважения и к собственной культуре, и к мировой, а также передача того самого ощущения, насколько тесно связаны между собой все аспекты жизни в современном напряженном мире.

o-o.jpeg Елена Степанян О Михаиле Булгакове и «собачьем сердце»

В отечественной литературе есть такие произведения, которые, даже обретя статус классических и культовых, продолжают вызывать споры и обсуждения. В этом исследовании рассматривается одно из самых известных и любимых читателями сочинений Михаила Булгакова. В общественном сознании уже сформировалось устойчивое мнение, что профессор Преображенский из «Собачьего сердца» - яркий пример противостояния интеллигентного человека тупой и агрессивной «революционной» массе.

Но по мнению автора исследования, подробно разбирающего текст Булгакова фраза за фразой и деталь за деталью, такое восприятие оказывается не только упрощенным, но и далеким от настоящего замысла писателя. «Нет, читатель, как ты ни отнекивайся, как ни ссылайся на профессора Мечникова, душа у тебя всё-таки есть… Не зря же, раскрыв «Собачье сердце», ты сразу находишь, к кому прилепиться душой — вот он, герой, учёный, бесстрашный преобразователь природы. Его, Филиппа Преображенского, полюбишь ты как самого себя, и умилишься всем, что ему мило, и возненавидишь всё, что ему враждебно, что мешает его победоносному движению вперёд. Но знай, читатель, не будет тебе в этой любви счастья… Чтобы убедиться в этом, надо перечитать «Собачье сердце», перечитать очень внимательно… ибо написано оно автором, который хорошо знает, что за каждое слово предстоит держать ответ, и поэтому не позволяет себе ничего не значащих, случайных слов».

Действительно, при внимательном прочтении сразу становится очевидным, что сатира Булгакова обращена не только против волны торжествующего хамства, но и против господствовавшего в то время убеждения, что моральные принципы и обращение к душе человеческой – ничто по сравнению с научным, сугубо материалистическим подходом. Деятельность Преображенского описана Булгаковым ясно – он проводит шарлатанские операции омолаживания, которые в описываемое время были в большой моде. Среди его пациентов и те, кто имеет доступ к материальным благам, несмотря на окружающую разруху, и представители новой власти. Именно это позволяет профессору жить благополучно и ощущать себя столь уверенно.

o-o.jpeg Наталья Стремитина. Интеллектуальная женщина

В наши дни уже мало кто из образованных обитателей европейских стран рискнет публично заявить, что единственной подходящей для женщины сферой деятельности является домашнее хозяйство. А всего лишь сто с небольшим лет назад такие утверждения были в порядке вещей. Их выдавали вполне солидные ученые мужи, заявлявшие, что у женщин от природы нет никаких умственных способностей, одни нервы, и те болезненно чувствительные. Дальше следовали рассуждения о том, что слабый и прекрасный пол ради его же блага следует оберегать от образования и вообще какого бы то ни было интеллектуального напряжения…

Конечно, были и те, кто боролся с подобным отношением - в итоге весьма успешно. Но даже сейчас женщине, стремящейся реализовать себя в области интеллектуального труда, приходится нелегко. Этой теме и посвящено новое документальное издание, в котором также представлены статьи доктора филологических наук Ирины Карабулатовой и доктора философских наук Нелли Холлер (Австрия).

Одной из главных проблем, по мнению автора, является то, что интеллектуальный и творческий труд требует много внимания и сосредоточенности. «Нашей современнице предстоит ещё не один бой за своё человеческое достоинство, за признание своего нелёгкого права на труд не только физический, но и интеллектуальный. Да, мыслить нетривиально, самобытно, по-женски, а не убого, не ограниченно, сбиваясь на мелкие обиды…».

Особое внимание в книге уделено возможности гармоничного развития личности, которой нет необходимости отказываться от семьи ради самореализации в интеллектуальной сфере. «Парадокс заключается в том, что даже активная женщина, способная организовать досуг семьи, имеющая престижную профессию и не замыкающаяся на быте, может попасть в стереотип отношений, который нелегко преодолеть даже в благополучных семьях». Но и характерная для деловых дам жесткость, иной раз намного превосходящая мужскую, - это тоже крайность. А вот от всестороннего полноценного развития выиграют все, и женщины, и мужчины, и общество в целом.

В группу Статьи Все обсуждения группы
65 понравилось 3 добавить в избранное

Комментарии 2

Почти спойлеры

С интеллектуальной женщиной нахожусь в браке вот уже 11-й год! Это праздник, а не жизнь! Интересно, что об этом пишет автор? Обязательно приобрету книгу и прочту! С Ув.