15 февраля 2020 г., 19:02

5K

7 книжных новинок: обзор от историка и писателя Алекса Громова

44 понравилось 0 пока нет комментариев 1 добавить в избранное

o-o.jpeg С. Ю. Бородай. Язык и познание: Введение в пострелятивизм

Мы привычно говорим, что у нас впереди интересный проект или долгожданный отпуск, облегченно вздыхаем, отмечая, что трудности уже позади. И даже не задумываемся, что размещение прошлого где-то за спиной, а будущего впереди является одной из важных характеристик языка, на котором мы говорим, и культуры в целом.

Это научное издание, вышедшее при участии таких видных современных ученых как доктор философских наук, академик РАН Андрей Смирнов и доктор филологических наук Максим Кронгауз, посвящено анализу того, как структура языка воздействует на познавательные способности его носителей. То есть, так называемой, проблеме лингвистической относительности. Это направление в комплексе наук о языке впервые наметилось еще на рубеже позапрошлого века. Первый раздел книги как раз и посвящен рассмотрению того, как развивались релятивистские идеи с конца XVIII века по 1990-е годы. «Согласно Уорфу, главный объект изучения этнолингвистики — это культурная ментальность. Путь к ней лежит через подробное этнографическое описание культуры к лингвистическому описанию, а затем обратно к этнографическому, но уже обогащенному новым материалом и новой перспективой».

А дальше идет подробное рассмотрение того, как в различных языках бывает выражено представление о ходе времени, местоположении человека или объекта и множество других подобных особенностей. «Особенно интересны различия в способах образования вторичных подсистем, среди которых, как уже отмечалось выше, можно выделить отражение, перенос и вращение. Если при отражении высказывание «Джон стоит перед деревом» будет обозначать, что Джон стоит между говорящим и деревом, то при переносе, имеющем место, например, в маркизском, тонганском и хауса, Джон будет мыслиться стоящим за деревом. Наконец, при вращении, зафиксированном в одном из диалектов тамильского языка, фраза «Джон стоит слева от дерева» будет обозначать, что Джон стоит по правую руку от говорящего!».

Автор особо отмечает, что у некоторых коренных народов Австралии для обозначения взаиморасположения используется только ориентация по сторонам света. То есть, тот самый условный Джон никак не может стоять слева или справа от дерева, а только к востоку или западу от него. В книге представлены и современные исследования, результаты которых свидетельствуют, что язык влияет на мозг на физическом уровне, и это можно зафиксировать приборами.

o-o.jpeg С. В. Мироненко Сто событий, которые изменили Россию

История у нашей страны, как известно, обширная, и вряд ли возможно рассказать сразу обо всём, что в ней происходило. Но можно выбрать ряд знаковых событий, которые несомненно повлияли на сам ход истории. Этому и посвящена книга профессора исторического факультета МГУ, научного руководителя Государственного архива России Сергея Мироненко. Очерки, вошедшие в книгу, написаны автором на основе документов, в том числе и малоизвестных, и вовсе никогда не публиковавшихся. Перед читателем разворачивается обширная галерея ярких эпизодов – от восшествия на престол императрицы Анны Иоанновны и трагедии «русского Гамлета» Павла I до советской эпохи с Лениным, Сталиным, Хрущевым и финалом в виде ГКЧП.

Одна глава посвящена строительству Санкт-Петербурга. В тексте приводится одна занимательная история. В 1818 году к императрице Елизавете Алексеевне, супруге Александра I, известной в обществе своей благотворительностью, с просьбой о помощи обратились некие финны, называвшие себя потомками и наследниками крещеного финна Семена Иванова. По их словам, именно он в 1703 году указал царю Петру I, «где быть корабельному строению и зданию для Санкт-Петербурга». Так указывалось в представленной потомками Семена Иванова грамоте, которую, как они утверждали, Петр I дал ему в 1706 году за то, что Семен указал государю на Заячий остров – как лучшее место для строительства крепости. И за это, как утверждали потомки, царь дал Иванову «Красный кабачок» на Петергофской дороге – ставший известным злачным местом послепетровских времен. Но вот предоставленная императрице «петровская грамота» была фальшивкой, изготовленной уже в царствование ее мужа, Александра I.

А вот во время Великой Отечественной войны, как выяснилось, о необходимости тщательной проверки документальных материалов, публикуемых в СМИ, приходилось напоминать особо. В книге приведен приказ, выпущенный Политуправлением Южного фронта 11 ноября 1941 года: «В результате гастролерской спешки репортеров, фотокорреспондентов, взятия ими непроверенных материалов, популяризировались ничем не проявившие в борьбе с фашистскими захватчиками люди. А подлинные герои Отечественной войны оставались в тени, и боевой опыт не передается в части». Далее следовал категорический запрет на допуск журналистов в подразделения без визы начальника Политуправления или его заместителя. Кстати, именно упомянутый заместитель этот приказ и подписал. И это один из первых известных документов с подписью Леонида Брежнева, будущего руководителя СССР.

o-o.jpeg Андрей Потапенко. Покровское-Стрешнево: История, люди, события

В Москве много мест, связанных с ключевыми событиями отечественной истории, но Покровское-Стрешнево занимает среди них почетное место. При этом старинной усадьбе, в честь которой получил имя целый район на северо-западе столицы, так и не посчастливилось стать полноценным музейным комплексом. А ведь был период, когда именно здесь, а не при устье реки Неглинки имел шансы сформироваться центр будущей российской столицы.

Книга представляет собой первое обобщающее исследование, посвященное как самой усадьбе Покровское-Стрешнево, так и ее окрестностям. Современный читатель с удивлением узнает, что в обозримом историческом прошлом река Сходня имела совсем другие масштабы, нежели сейчас, когда она шириной и глубиной невелика почти на всем протяжении, кроме участка между впадением в нее деривационного канала и Москвой-рекой. «Границей размежевания племен стала река Сходня, изначально звавшаяся Всходней, потому что по ней из Москвы-реки поднимались суда, направляясь к Черкизовскому волоку, который вел к Клязьме. Была она в те времена бурной и полноводной. Известный путешественник и дипломат Адам Олеарий писал в 1643 году: «Переправлялись мы через многоводную и быстроходную реку Всходню и едва-едва не утонули в ней». Заметим, что это было написано уже во времена первых Романовых и до поселения в этих краях Родиона Стрешнева оставалось всего каких-то 20 лет».

Автор описывает в тексте события Смутного времени и пребывание в здешних местах Лжедмитрия II, известного под прозвищем Тушинский вор. А потом, когда на престол взошел царь Михаил Романов, и его супругой стала Евдокия Стрешнева, тут поселился родич царицы Родион Матвеевич. Его вотчина впоследствии и превратилась в прославленную усадьбу Покровское-Стрешнево.

При советской власти неподалеку в Тушино построили аэродром и здание Центрального аэроклуба, на балконе которого во время воздушных парадов стоял Сталин и другие вожди. Рядом на Москве-реке потом был снят знаменитый эпизод из фильма «Золотой теленок», когда Остап Бендер в исполнении Юрского пытается перейти границу… Между полем теперь закрытого аэродрома и усадьбой, проходит канал имени Москвы, а с места, где когда-то стоял павильон «Елизаветино» (он был разрушен бомбой во время войны), открывается впечатляющий вид на плотину Химкинского водохранилища. Но вот самой усадьбе не повезло. Здесь не появился музей, она даже не была восстановлена с превращением в элитный отель, что планировалось еще в советские времена. Только недавно началась разработка нового плана реставрации.

o-o.jpeg Я верю

Рано или поздно всякий человек неминуемо задумывается о смысле бытия и краеугольных камнях мироздания. Поводы могут быть разными – например, необъяснимые с точки зрения рациональности события, удивительные находки и встречи. Или осознание, что вот они, житейские достижения, но ведь кроме них должно быть еще что-то, выше повседневности.

Новая книга, вдохновителем которой стал известный писатель и общественный деятель Александр Лапин, объединяет множество историй о пути к вере, рассказанных реальными людьми. Таким образом в этом документальном альманахе продолжается разговор, начатый Александром Лапиным в романе «Святые грешники». Герои романа - много пережившие, каждый из них по-своему состоявшийся человек, но душа стремится к отзвукам горнего мира, которые так сложно расслышать среди современной суеты. «Поступки, делающие наш мир хоть немного добрее, светлее, человечнее, — это наш скромный вклад в сотворение мира, в процесс, который никогда не заканчивается, - пишет Александр Лапин в предисловии. - Это реализация заключённого в нас творческого начала. Исполнение нашего предназначения. В те времена, когда не только навигаторов, но даже самых примитивных карт ещё не было и в помине, люди ориентировались по звёздам. Не потому ли, невзирая на навороченные гаджеты и девайсы, нам так часто кажется, что мы заблудились, что перестали поднимать глаза к небу?».

Истории сборника «Я верю» разделены на пять глав. Первая из них, «Начало начал», объединяет рассказы о детском опыте встречи с необыкновенным, когда бесхитростные сердца соприкасаются с настоящей благодатью. Понятно, что взрослеющий человек неминуемо становится более скептичным и, как показывает следующая глава «Верю? Не верю?», духовный поиск дается намного труднее. Зато и итог его ощущается как нечто крайне ценное. Следующие главы носят названия, явно указывающие на основную тему каждой из них. «Ищите и обрящете» повествует о сложных и причудливых путях познания собственной души, «Чудны дела твои» – о неожиданной помощи в трудных ситуациях. Пятая глава именуется «Дороги к храму», и в этом, казалось бы, однозначном названии скрыт обширный смысловой пласт.

Книгу завершает новое эссе Александра Лапина «Я верю». В нем писатель делится историей преодоления своих сомнений, собственным опытом духовных переживаний и поисков.

o-o.jpeg А.В. Смирнов, В.К. Солондаев. Процессуальная логика

Мы часто повторяем слова: «Запад есть Запад, Восток есть Восток…» - но редко задумываемся, что поэтическая формулировка имеет аналогии в академической философии. В этой монографии как раз и рассматриваются два пути логико-смысловой теории сознания. Это «путь существования», который традиционно разрабатывался в европейской культуре с опорой на субстанциональную логику. Философ и математик Рене Декарт когда-то дал ему латинское название «cogito ergo sum».

Но существует и другой путь – «путь действия», которому Декарт не уделил внимания. Зато именно он характерен для арабской философии и культуры в целом. И в этом случае основой является уже процессуальная логика. Авторы исследования отмечают, что лишь одна из двух названных, С-логика или П-логика, может стать нормативной основой общественного устройства, этики, юриспруденции, философии. И культурные практики будут отбирать и закреплять в общественном сознании лишь то, что находится в рамках логики, характерной для данного социума и его традиции.

А вот отдельный человек, как пример индивидуального сознания, имеет возможность выбирать любую из двух логик, не обязательно ту, что традиционно господствует в обществе, к которому индивид принадлежит по рождению. Вот только при столкновении или переплетении двух разных логик в рамках практической деятельности и межличностного взаимодействия – проблемы неизбежны. «Что это, как не «слепое пятно» привычной нам культуры: стремление осмыслить мир как систему классов вещей, а не как систему действий; нивелировать действия, свести их к атрибутам субстанций? Работая длительное время вместе с медиками в детской психиатрии, один из авторов настоящей книги столкнулся с необъяснимым для себя феноменом. Коллеги-медики удивительным образом игнорировали этические аспекты своей работы… Оказывается, дело вовсе не в «самой этике», а в психологическом контакте между больным и врачом. Утрата психологического контакта — причина этических несчастий, не наоборот». При этом навыкам и алгоритмам установления и поддержания такого контакта нельзя научить теоретически, то есть в рамках С-логики. Рассматривая различные примеры, в которых теория сталкивается с практикой, авторы показывают, как применение «пути действия», П-логики, способствует разрешению подобных конфликтов.

o-o.jpeg Александр Бучнев. Одноразовый мир

В классических сказках порой бывает так: прекрасный принц, желая испытать возлюбленную или доказать ей, что судить исключительно по одежке – не всегда удачная идея, переодевается бедным музыкантом, а то и вовсе нищим странником. А в этой книге, которую сам автор определяет, как «современную повесть», подобная ситуация возникает сама собой. В качестве внезапного звена в цепочке приключений.

…Бурный роман, тайное свидание в просторном жилище родителей девушки – и тут некстати заявляется ее отец. Нет, не затем, чтобы застукать дочку с бойфрендом, у него самого свидание. И, как легко догадаться, не с женой. В общем, юная пара тихонько удирает, но куда податься в Москве ночью? Герой вызывает такси и везет любимую в квартиру, где прошло его детство. «Переехав, я возвращался сюда, когда хотел побыть один (или почти один) и всегда радовался этому месту, как старому другу. Бордовые шторы, подвешенные вдоль дальней стены, мне казались занавесом в театре, который открывал зрительному залу за окном вид на уютную сцену. К вечеру портьеры закрывались и, залитый желтым светом, мир существовал только для его обитателей. Один только шкаф хранил больше воспоминаний, чем любой фотоальбом. За его стеклом красовался хрусталь, окруженный разными сувенирами, детскими подарками и прочими безделушками, поселившимися на полках за прожитые годы…».

Вот только расположено это жилище не в центре или престижном районе, а, как можно понять по многим приметам, где-то на востоке столицы, в Кузьминках – рядом парк, усадьба со знаменитыми скульптурами в Конном дворе и пугающими историями о том, как здесь в советские годы проводили опасные эксперименты, мощная ЛЭП, которая жужжит над головой и служит некой границей между парком и лесом. Для героя все это – драгоценные приметы мира, знакомого с малолетства, его владения, реальные и сказочные одновременно. Эмоции от встречи с детством переданы в тексте настолько подробно и точно, что даже не возникает вопросов, почему преуспевающий герой не стремится сдать в аренду или вовсе продать нехитрое обиталище.

Но это не центр, и квартира скромная, и вот уже прекрасная принцесса начинает задавать неудобные вопросы – неужели ты здесь все время живешь? И сколько ты на самом деле зарабатываешь? Ведь познакомились они по пути на дорогой курорт, и папа, присмотревшись, велел не упускать выгодного кавалера. А тут все простенько так, и сбивчивые рассказы, что на отпуск заработал, продав криптовалюту… Выдержит ли любовь, зародившаяся в условиях современного циничного мира, такое неожиданное испытание?

o-o.jpeg Катя Пузаткина. Увлекательный денёк

Обычно нам в жизни не хватает радости. Забот сколько угодно, а вот чтобы душа ликовала – не получается. А детям это чаще всего удается естественно, главное, сохранить это ощущение, став взрослыми. Эта книга стихов с яркими иллюстрациями Ксении Дюкрэ адресована детям. Но она и родителям способна помочь восстановить то восторженное чувство, которым сопровождается первоначальное постижение окружающего мира.

Ведь и в самом деле до чего удивительно и прекрасно познавать мир, наблюдать за всем происходящим дома, на улице, в парке. Солнце, озаряющее по утрам комнату, - разве это не настоящее чудо? Оно вдобавок каждый день разное, то едва проблескивает из-за облаков, то выплывает из тумана подобное алому спелому яблоку, то сияет всепобеждающим золотым светом. Это еще и нарисовать можно, чтобы поделиться радостью открытия с друзьями и близкими. А еще можно включить фантазию, которая насытит каждую минуту новыми эмоциями и цветами. И узнать о существовании в далеких краях прекрасной птицы: «Фламинго стоит, как чудесный цветок, \ С выгнутым клювом, изящен, высок. \ Перьев его удивительный цвет \ Напоминает туманный рассвет».

Каждый день - большие и маленькие открытия. Живой мир безграничен в своем разнообразии. А если подходить к познанию с долей юмора, то радости будет еще больше. «В Антарктике живет пингвин, \ В костюме знатный господин. \ Среди льдин ему просторно. \ Ловит рыбу он проворно…» Повсюду столько интересного! За каждым поворотом притаились приключения, новые герои и новые радости! И не только за поворотом. Даже прямо перед нами - стоит лишь присмотреться. Иногда все кажется обыкновенным. Но даже самую рутинную повседневность можно превратить в череду откровений, расцветив ее в прямом смысле с помощью красок или благодаря оригинальным мыслям и верным словам.

В группу Статьи Все обсуждения группы
44 понравилось 1 добавить в избранное

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!