25 ноября 2019 г., 22:37

5K

7 книжных новинок: обзор от историка и писателя Алекса Громова

42 понравилось 2 комментария 1 добавить в избранное

Elena_Zhdanova__Hozyajka_tajgi._Skazki_s Елена Жданова Хозяйка тайги. Сказки сибирских лесов

В красочной книге – много самобытных сказок и преданий, которые автор услышала от своей бабушки, родившейся и прожившей жизнь в Сибири, и бережно записала. В предисловии рассказывается о сибирской природе и животных, людях и традициях, обычаях и истории.

Многие сказки посвящены поискам и бережному отношению к настоящей любви, которая способна защитить даже в противостоянии самому могущественному недругу.

«В давние времена жила одна девушка Анна. Матушка ее кликала Анютой, а в иной раз Нютой или Нитой, но по деревне прозывать ее стали Ниточка, потому, как шить и вышивать любила и умела. Сама из себя скромная, в меру пригожая. Вышла она в возраст невест. Ну, знамо дело, на парней заглядываться стала, на круг ходить, песни петь и хороводы водить. А в семье этой жили мастерицы вышивать. Само собой, сарафан, сорочку, рубаху, скатерку, плат и всякое такое прочее лучше всех умели подать. Получить подарок от такой мастерицы – на всю жизнь памятка. Ну, и красота, вишь, на особинку! Потому как тайну узоров передавали из поколения в поколение. Вышивали тогда всякой ниткой, но, однако позже, предпочитали всем алую». Повстречался Анюте добрый молодец Силантий, назвал он ее невестой. Но вот однажды ушел Силантий на охоту, а навстречу ему вышла краса-девица, хозяйка тайги, а за ней – вся таежная рать. Забрала хозяйка Силантия к себе в терем, а там он увидел вышивку своей наречной и потребовал у хозяйки ответа – откуда она у нее. И уберегла Силантия вышивка невесты от стрелы, и смог он вернуться к своей Анюте.

Pavel_Kalmykov__Kamchatka.jpg Павел Калмыков Камчатка

Эта сказочная веселая история начинается с того, что, оказывается, наш полуостров Камчатка формой похож на рыбу. И вот однажды, когда местное лето было пасмурное и дождливое, заскучавшая Камчатка, которая вспомнила, что похожа на рыбу, решила попутешествовать и заодно показать своим жителям другие моря и земли. И в ночь с пятницы на субботу Камчатка тихо-тихо отделилась от материка и, вильнув хвостом, отправилась в плаванье по Тихому океану. А что же было дальше с ее жителями?

«...Утром в субботу камчадалы просыпались и с непривычки жмурились:
– Ура, солнце выглянуло! – и спешили на берег загорать.
А мимо берега мчались лазурные моря, проносились острова с пальмами, небоскрёбами и золотистыми от загорающих богачей пляжами. Тропический воздух овевал Камчатку, на вулканах стали подтаивать снега, с городских крыш капала смола. Камчадалы жевали диковинные фрукты – гуаву, маракую – это смелые мальчишки успевали сплавать с авоськой на Калимантан и обратно.

Все купались, играли в волейбол, катались на дельфинах. И только начальство потело в галстуках и пыталось связаться с Москвой. Наконец, Москва отозвалась и сказала: «Никакой паники. Ситуация под контролем. Меры принимаются».

В три часа дня Камчатка, салютуя вулканами, подошла к австралийскому берегу. Стайка одурелых от жары камчатских медведей бросилась в глубь материка, распугивая кенгуру и страусов».

После этого радостные австралийцы и камчадалы, стали обниматься и пожимать друг другу руки, попутно распевая русские и австралийские песни, заодно обмениваясь марками и юбилейными монетами. А затем Камчатка снова двинулась в путь.

Aleksej_Ryabinin__Tesej._Skazka_pro_drev Алексей Рябинин Тесей. Сказка про древних богов, богинь, царей и богатырей

Античные предания – неисчерпаемый кладезь захватывающих сюжетов и увлекательных историй. Эта книга с яркими иллюстрациями художника Н. Васильева в классическом стиле адресована подрастающему поколению. В ней современным, живым и доходчивым языком изложена история одного из самых любимых героев Древней Греции – афинского правителя Тесея. Автор переосмыслил многочисленные легенды о нем и создал на этой основе оригинальное повествование о мудром царе Питфее, его юном внуке, регулярно наведывавшемся к ним в гости великом герое Геракле…

В этой повести приключениям самого Тесея предшествует рассказ о свершениях Геракла и о том, как он спрашивал совета у дедушки Тесея, собираясь на очередную битву: «Да и Питфей уважал Геракла. Они часто подолгу разговаривали о богах и чудовищах, войнах и сражениях, о царях, городах и народах. Маленький Тесей, который всё своё время проводил у Питфея, занимавшегося его воспитанием, любил потихоньку подкрасться и слушать их разговоры. Геракл всегда радостно приветствовал крепкого и смышлёного парнишку. А когда Тесей немного подрос, Геракл принялся обучать его рукопашным схваткам и разным премудростям в обращении с оружием». Потом, как гласят классические сказания, Тесей сумел достать из-под огромного камня спрятанный там когда-то меч своего отца – афинского царя Эгея. И отправился в первое далекое странствие, держа путь в Афины.

Тесей предстает в книге храбрым воином и благородным правителем, который заботился не столько об укреплении своей власти, сколько о создании такого свода законов, который позволил бы обитателям Афин самостоятельно обустраивать свою жизнь, не ожидая каждый раз царских повелений. И в итоге он становится легендарным хранителем и защитником всей Аттики. Недаром в финале книги показано знаменитое Марафонское сражение, в котором афинское войско под командованием стратега Мильтиада бьется со вторгшейся на их землю персидской армией. Участники той битвы потом сложили предание, что в самый решающий момент явился среди греков дивный воин в сверкающих доспехах – сам Тесей. И повел их в неудержимый, победоносный натиск на врагов.

o-o.jpeg Е. Г. Шульгина. Конспект моих политических переживаний (1903–1922)

Драматические периоды отечественной истории особо ярко и выразительно отражаются в воспоминаниях тех, кто оказался в центре событий. Екатерина Шульгина была супругой видного политического деятеля Российской империи, депутата нескольких созывов Государственной Думы - Василия Шульгина. Того самого, который в феврале 1917 года принял отречение последнего российского императора. Екатерине Григорьевне тоже выпало видеть вблизи многие важные события начала ХХ века, а потом и обе революции, и Гражданскую войну. Страницы, посвященные обороне Киева в 1918 году и тому, как Екатерина Григорьевна была двумя годами позже арестована чекистами в Одессе, перекликаются со знаменитой «Белой гвардией» Михаила Булгакова.

Путь в Одессу после неудачной попытки перебраться в Румынию тоже описан в тексте подробно: «Дрожа от холода после нагретой хаты… стараясь соблюдать тишину еще в полной темноте, разместились на возу… с замирающим сердцем, пугаясь каждого шороха, лая собак, выбрались из деревни и вздохнули свободно, только когда очутились в поле… Часа через два стало светать… и вдруг мне показалось, что на горизонте я вижу розовый глаз маяка… Это всходила Венера — я никогда не видела ее такой огромной… Уже совсем рассвело, когда мы подъезжали к Канделю…».

Внезапно появляются муж и сын, которых она не чаяла увидеть: «После я часто говорила, что такие встречи бывали только в старинных французских мелодрамах… В оркестре tremolo,  дамы в ложах падают в истерике, навеки разлученные соединяются…». Но при этом оба вернувшихся больны тифом, а разместить их пришлось в нетопленой комнате. «Несчастный Василий Витальевич по прошествии кризиса умолял дать ему чего-нибудь горячего, чаю мне не на чем было согреть…». Но благодаря помощи друзей и почти незнакомых людей удается достать керосинку, лекарства, продукты…

Автору выпало пережить гибель старшего сына Василида в бою против петлюровцев, второй сын, казалось, бы чудом спасшийся, потом пропал без вести во время сражений за Крым. Василий Шульгин дважды посещал СССР нелегально, надеясь найти сына, но тщетно. При всех страшных испытаниях Екатерина Шульгина пишет, что именно в это время ей довелось в полной мере увидеть и красоту человеческой души.

o-o.jpeg Абу Хамид Ал-Газали. Правильные весы

Критерии определения истины, универсальные инструменты для аналитического подхода к самым разным утверждениям, высказываниям и областям знания во все времена интересовали ученых и мудрецов. Выдающийся мыслитель средневекового Востока Абу Хамид ал-Газали жил в эпоху расцвета интеллектуальной жизни Багдада, и просвещенный вазир сельджукских султанов, обладавших всей полнотой светской власти при аббасидском халифе, перс Низам ал-Мулк в 1085 г. сначала вводит его в свой интеллектуальный круг, а затем, в 1091 г. направляет преподавать в созданную им в Багдаде знаменитую мадраса ан-Низамийа.

Издание представляет собой комментированный перевод с арабского и подробное исследование одного из наиболее интересных и сложных его произведений. «Потому что большие весы подходят для многих вещей, малые наоборот, а средние – между ними. Первое мерило – самое обширное из мерил, поскольку им можно воспользоваться для познания общего и частного утверждений и общего и частного отрицаний, так что им можно измерять четыре вида знания. Что касается второго, то им можно измерять только отрицание, но и общее, и частное вместе. Что касается третьего, то с его помощью измеряется только частное, как я уже упоминал. Но из него следует, что один из терминов приписывается части другого, если оба они приписаны одной вещи; а то, что подходит только для частного частичного суждения, то, безусловно, малое».

Благодаря уникальному способу полемики с оппонентами, к которому он прибегал в своих произведениях – сначала подробно изложить их взгляды, а потом уже опровергать их – его в некоторых случаях причисляли к тем, против кого он выступал. Фактически отчасти благодаря ал-Газали, через переводы его книг взгляды арабских философов стали известны в средневековой Европе.

o-o.jpeg Ф.О. Нофал. Диалектика авраамического символа

Издание посвящено осмыслению сложнейшей системы символов, на которой держится философская парадигма значительной части современной цивилизации, - феномена «авраамического» мифа. Автор опирается на оригинальную символистско-экзистенциальную концепцию и пытается объяснить, как функционируют в пространстве символов системы ведущих мировых религий. Действительно ли идея абсурда, тесно связанная с философским понятием мифа, отнюдь не является упрощенным подходом к сложнейшим, основополагающим вопросам бытия?

И так ли ясны и понятны, как может показаться, ответы, основанные на рациональной логике? «Идея абсурда, этого начала и конца всякой архетипичности, не является «простым ответом» на «сложные вопросы» сущего. Напротив – только рациональность есть страшнейший эскапизм, воскуривающий фимиам человеческой гордыни у алтаря das Man, возведенного рационалистом. Трусливая игра в категории должна закончиться вопреки религиозным по сути упованиям человека о бесконечности. Деятельная бесконечность разумом сковывается покоем. Процесс мифа, его неделимость, разумом порицается как алогичность. Разум, отведший чувству маленький гносеологический чулан, воспротивился мифу – и за это поплатился в философии религии ХХ в. Флоренский и Лосев, Булгаков и Элиаде и многие, многие другие приняли абсурд мифа в качестве его идеи… Французский экзистенциализм, поддержанный русским Ренессансом через Шестова и Бердяева (и отчасти Лосева и Флоренского) вывел, наконец, философию мифологии и мифологию философии».

В книге рассматриваются многие важнейшие вопросы современной философии. Например, понятие чудесного и его связь с представлением о том, что есть Иное, а также то, при каких обстоятельствах возникает проявление чудесности в повседневной жизни. Автор показывает, что для такого мировоззрения, в котором это является традиционным, чудо предстает в большей степени рациональным явлением, нежели умозаключения, основанные на доводах чистого разума. В связи с этим уделено внимание и вечной проблеме взаимосвязи человека и Абсолюта, анализируется баланс между мощью человеческого разума и осознанием пределов его возможностей в познании мира.

o-o.jpeg Владимир Волошин. Фантазёр

Когда внезапно рушится, казалось бы, налаженная и счастливая жизнь, это очень трудно пережить. Намеченная и продуманная перспектива собственного развития завела в тупик. Или долгие серьезные отношения, полные неподдельной страсти, обернулись короткой фразой о необходимости расстаться. Что тут делать, как всё это пережить? Иногда представляется, что первым делом нужно избавиться от всего, что напоминает о недавнем прошлом.

Вот и герой, от лица которого ведется повествование в этой книге, выбрасывает в воду с моста любимый карманный нож от известной фирмы, потом кольца… «Авторская работа. Слияние луны и солнца, и протуберанец вырывается, как комета! Эквинокс, весеннее равноденствие. Символ моей самой красивой фантазии, обернувшейся самой чудовищной иллюзией. Оба в воду. Жизнь не просто дала трещину. она вся превратилась в змеистый разрыв, который ни залатать, ни перепрыгнуть». Высокотехнологичная игрушка современного человека, смартфон, тоже полетел бы в реку, да удержали размышления, не разбить ли его предварительно, чтобы кто-то, выловив и высушив, не смог скачать с него информацию.

И в этот момент гаджет оживает. Говорить с той, которая звонит, герою романа уже вроде и не о чем. Но нелепая фраза, произнесенная ею, запускает новый раунд психологической игры. Зачем? Или все-таки можно вернуть безмятежную, налаженную жизнь… Когда благополучная семья обустроена во Франции, прямо на Ривьере, а помимо этого есть маленькие радости эротического толка, которые процветающий герой, по его разумению, имеет право себе позволить. Кстати, Ривьера тоже не во всех отношениях рай земной – круассаны там, конечно, отменные, а вот по поводу мышей, шастающих в современном многоэтажном доме, управляющий только руками разводит. И частный специалист по борьбе с грызунами открытым текстом говорит: нет у нас надежных средств, может, вы из России что-нибудь привезете…

Но с мышами разобраться все-таки можно, а что делать с давшей трещину жизнью? Можно погрузиться в мир собственных фантазий, самых разных – и о безмятежном существовании, и о любовных похождениях. Сейчас хватает людей, которые вообще всю свою жизнь превращают в набор театральных эпизодов и иллюзий. Удастся ли герою разорвать эту паутину и вернуться в реальность?

В группу Статьи Все обсуждения группы
42 понравилось 1 добавить в избранное