26 октября 2019 г., 02:30

6K

7 книжных новинок: обзор от историка и писателя Алекса Громова

41 понравилось 2 комментария 4 добавить в избранное

o-o.jpeg Шухов. Формула архитектуры. Сост. М. Акопян, Е. Власова

Целый век прошел с тех пор, как в Москве на Шаболовке начали возводить радиобашню – ту самую, ныне знаменитую «Шуховскую». Тогда этот район столицы был тихой одноэтажной окраиной, а радио – свежим свидетельством технического прогресса и самым актуальным средством массовой информации. Необыкновенная футуристическая конструкция из ажурного металла, взметнувшаяся к небесам среди старых домиков, была призвана зримо символизировать революционное обновление мира. Сейчас коммунистический эксперимент ушел в историю, да и радио на фоне новейших цифровых технологий воспринимается как глубокое ретро. А вот башня на Шаболовке остается одним из самых значимых архитектурных памятников Москвы и ее главным инженерным чудом.

Книга посвящена двум главным изобретениям инженера и архитектора Владимира Шухова – стальным сетчатым перекрытиям и сооружениям гиперболоидного типа. Они повлияли не только на новую эстетику современной ему архитектуры на рубеже XIX–ХХ веков, но и определили глобальные тенденции, актуальные до сих пор. Шухов впервые представил синтез архитектуры и инженерии, когда оптимальность конструкции задает оригинальность ее облика. «В его архитектурных объектах можно проследить большую взаимосвязь с объектами живой природы. Сетчатые и мембранные поверхности и оболочки — это кости, кожа, листья, крылья насекомых, сетчатка глаза и многое другое. Их прочность, эластичность и, главное, функциональность были точно подмечены им, теоретически обоснованы и применены на практике. «Конструктор должен уметь смотреть и наблюдать за окружающим. Это развивает пространственное мышление. Замеченная в окружающем даже мелочь может дать толчок к появлению новой идеи», — говорил Владимир Григорьевич».

В книгу включен раздел, в котором отдельно рассматриваются разработки Шухова, связанные с добычей нефти. В этой сфере он в России тоже был первым – создавал проекты нефтепроводов, резервуаров для хранения нефтепродуктов, нефтеналивных барж, газгольдеров. Первый завод по крекингу нефти и нефтеналивным баржам.

В заключительном разделе рассмотрен творческий метод Шухова в контексте современного европейского инженерного проектирования, применяемого в архитектуре.

o-o.jpeg Любовь Попова. Форма. Цвет. Пространство

Русский авангард – явление всемирно знаменитое, но до сих пор во многом удивительное и загадочное. Начало ХХ века и первое время после Октябрьской революции были эпохой, когда художники перестали только лишь увековечивать громкие события и важных заказчиков или запечатлевать с возможно большим сходством красивую или интересную натуру. Они принялись творить вне границ и рамок, смешивая формы, цвета и слои пространства столь же легко, как краски на палитре…

Книга посвящена творчеству одного из самых ярких художников из круга супрематистов – Любови Поповой, которую называли амазонкой русского авангарда. «Вопрос взаимосвязи формы, света и объема остается центральным в художественных поисках Поповой до самого конца ее жизни. В то же время вместе с Удальцовой они изучали работы старых мастеров, считая, что те сумели избавиться от излишней детализации произведений. Стремление к «экономии формы» становится важнейшим художественным принципом Поповой. В определенный момент, в ее первых «живописных архитектониках» 1916 года, Попова под явным влиянием супрематизма использует сначала двухмерное построение композиции, но затем быстро возвращается к пластичности формы, используя методы Ле Фоконье».

Любовь Попова известна как живописец и график, дизайнер и театральный художник. В качестве оформителя она трудилась над постановками «Великодушный рогоносец» Фернана Кроммелинка (1922) и «Земля дыбом» Сергея Третьякова по драме М. Мартине «Ночь» (1923). Оба спектакля ставил Всеволод Мейерхольда. Оформление и декорации были выдержано в конструктивистском стиле и теперь эти работы Поповой признаны важнейшими вехами в истории театрального авангарда.

В издании на двух языках рассказывается о масштабной выставке работ Поповой в греческом Музее искусства модернизма, состоявшейся впервые за несколько десятилетий. Уделено внимание и созданию знаменитой теперь коллекции Костаки, ставшей основой этого музея. Дочь коллекционера рассказывает в книге о том, как Георгий Костаки находил и часто в прямом смысле спасал из сараев и с чердаков работы неугодных советской власти, а потому преданных забвению авангардистов.

o-o.jpeg Алексей Рябинин. Загадка Сфинкса: Сказка про древних богов, богинь, царей и богатырей

И в наших дни классические античные мифы продолжают волновать воображение. Книга, адресованная юным читателям, написана по мотивам одной из самых драматичных и ярких легенд Древней Греции – предания об основании города Фивы. Земля, засеянная зубами дракона и породившая жестоких воинов, пугающие пророчества Дельфийского оракула, проклятое ожерелье необыкновенной красоты, история Эдипа и его тщетного противоборства с безжалостным роком…

Все эти и многие другие события изложены на страницах книги в актуальном стиле, заново оживляющем мифы фиванского цикла и делающим их доступными пониманию современных школьников. А человеческая природа, склонная к страстям и необузданному честолюбию, как порой кажется, вообще не слишком изменилась с тех незапамятных времен. «Креонт прохаживался по коридорам, залам и опочивальням царского дворца, покинутого прежними владельцами. «Вот ведь как получается, Кадм! Не для своих потомков возводил ты эти стены и копил богатства. Не так уж ты оказался велик, как многие здесь считают», – не без злорадства думал он, осматривая свои владения и составляя план грядущих свершений Креонта Великого, так он уже называл себя в уме. Доносящиеся с улиц города плач и стенания жителей не трогали сердца нового фиванского владыки. А ведь для Фив победа в войне досталась неимоверно дорогой ценой».

Захватывающее повествование не только увлекательно написано, но и содержит поучительные мотивы. Например, напоминание о пагубности бессмысленной вражды и бедствиях, которые приносит война. Или совет не обольщаться сокровищами непонятного происхождения, ведь роковое ожерелье Гармонии, приносившее беды всем обладательницам и их близким, так и пропало неизвестно куда. Мало ли кому и когда оно может попасться…

Книга проиллюстрирована красочными рисунками художника Н. Васильева, органично дополняющими текст.

Marina_Babanskaya__Skazka_o_hrabrom_boga Марина Бабанская Сказка о храбром богатыре Узоне и его возлюбленной Наюн.
По мотивам корякской легенды

Когда-то, давным-давно на Камчатке стал жить народ коряков, люди, обитавшие в ярангах, похожих на большие шатры, покрытые тёплыми оленьими шкурами, и помнящие множество историй, среди которых – печальная, повествующая о любви девушки Наюн из рыбацкого селения и волшебного богатыря Узона.

«Богатырь Узон жил на вершине высокой сопки неподалёку от царства дымящихся гор. Был он силён и статен, как таёжная лиственница. Сильными руками много раз закрывал он жерла шипящих вулканов, спасая стойбища от всеядных потоков лавы. Богатырь умел оборачиваться ветром, который усмирял бегущих оленей и успокаивал качающуюся землю. В то утро, увидев тонкую струйку дыма от костра старого шамана, Узон поспешил к людям на помощь.

Много раз злые духи сражались с богатырём, но Узон всегда оказывался ловчее и сильнее их. Никто не знал, где его дом, откуда он прилетает и куда возвращается после очередной схватки с войском Нинвита. Не знали того и люди. Узон любил человека, но не подпускал его к своему убежищу. По человечьим следам Нинвит с лёгкостью мог отыскать его сопку, разрушить её и превратить богатыря в камень. Поэтому люди знали об Узоне только одно: сердце богатыря было наполнено добротой, как океан водой».

Но был Узон одинок, и порой он начинал играть на варгане музыку залётных ветров, бесконечных зимних вьюг и осеннего листопада, и пел. Только проникновенных и грустных песен Узона никто не слышал. Но однажды мудрый старец посоветовал богатырю отправиться к людям и найти жену по душе – ведь кто-то должен позаботиться и об самом Узоне. Даже самому сильному нужна женская забота и любовь.

o-o.jpeg Карина Сарсенова. Запредельное-2

Современный мир захлестывают информационные потоки, и этот непрерывный шум, смысловой и визуальный, оглушает человека, мешая объективно воспринимать и реальность, и самого себя. В новой документальной книге профессионального психолога продолжается разговор о том, как переизбыток противоречивых установок влияет не только на настроение, но и на физическое здоровье. Ведь недаром считается, что зависть и злоба могут причинить вполне ощутимый вред. Говорится также о способах преодоления подобного негатива. Ведь мало у кого есть возможность обустроить себе комфортное, но изолированное обиталище на уединенном острове со всеми удобствами.

Речь в книге идет и о пока еще не исследованных, во многом таинственных, но уже очевидно обширных возможностях человеческой психики. Среди собеседников автора есть специалисты по вопросам паранормальных способностей, представители нетрадиционной медицины, знатоки древних искусств и обычаев. Автор рассматривает и тему самых распространенных страхов, которые, несмотря на все достижения технического прогресса, преодолеть пока не удается.

Актуальной теме саморазвития в книге тоже уделено внимание. Рассказывается о примерах пробуждения талантов и творческих наклонностей, которые могут проявиться не только в юности, но и намного позже. «Некоторые даже не осознают того, что у них есть какие-то таланты. Когда их начинаешь расспрашивать, они отвечают: я не вышиваю, я не рисую, я ничего такого не делаю, талантов нет. Но талант может проявляться в совершенно неведомых вещах, люди его просто не осознают… Если у человека есть потенциал, если он обратит на него внимание, то может произойти невероятное раскрытие. Таланты, которые мы в себе осознаём и развиваем, приносят нам радость и удовлетворение в проявлении. Другой вопрос – всему своё время».

Но для проявления талантов, равно как и для сохранения душевного равновесия на фоне информационного шума необходима постоянная забота о развитии интеллекта. Причем, по мнения многих собеседников автора, это важно, как для отдельной личности, так и для социума в целом.

o-o.jpeg Хамид-Реза Келичхани. Иранская каллиграфия. Знакомство с традицией

Искусство изысканного начертания изречений и целых книжных текстов зародилось в далекие времена и остается актуальным в наши дни. Исследование современного автора посвящено истории иранской каллиграфии, развитию этого мастерства с течением веков, различным стилям почерков, их характерным особенностям и традиционным сферам применения. Это первое на русском языке издание, столь глубоко и подробно освещающее тему исламской каллиграфии. В традиционной культуре стран Востока каллиграфия занимает особое, чрезвычайно важное место. В ней эстетика смысла сопрягается с эстетикой его художественного воплощения. Каллиграфия заменила собой живопись и развилась как высокое искусство со множеством направлений, позволявших создавать произведения ярчайшей красоты и выразительности.

Мастерство иранских каллиграфов славилось во всех сопредельных землях. Они считались лучшими из лучших, их приглашали украшать надписями важнейшие архитектурные сооружения. «Даже за пределами родной страны иранские каллиграфы стремились распространять свои культуру и искусство. В качестве примера подобного рода деятельности можно указать на иранских мастеров в области эпиграфики, живших в Индии. Сохранились надписи на стенах усыпальницы султана Ахмад-шаха Вали Бахмани в его резиденции, городе Бидаре, созданные Шукраллахом Казвини около 840/1436 г. Около 815/1412 г. Мулла Мугаййис Кари Ширази создал пространную надпись на воротах усыпальницы Шаха Халилаллаха Кермани в городе Бидаре, исполнив её великолепным сульсом. Сохранилась надпись на мечети в деревушке Бидайа, выполненная его сыном, Насиром Ширази, в 861/1457 г. Оба упомянутых каллиграфа происходят из семьи иранских мастеров, в течение нескольких поколений жившей и работавшей в Индии».

В книге подробно описаны разновидности почерков, их значение, инструменты, которыми пользовались каллиграфы. Отдельное достоинство книги – обилие уникальных цветных иллюстраций, которые позволяют увидеть искусство каллиграфии во всем его многообразии. Внимательный читатель сможет найти для себя в книге определения основных терминов каллиграфии и связанных с ними философских понятий.

o-o.jpeg Андрей Смирнов. Всечеловеческое vs. общечеловеческое

В книге одного из современных ученых, академика РАН и директора Института философии, рассматриваются взаимосвязи мировых культур и цивилизаций, значение языковых интуиций, разъясняется значение появившегося термина «философский зомби», анализируется логика культуры. Говоря о понятии «всечеловеческого», автор обращается к художественным произведениям и публицистическим трудам известных деятелей русской литературы, указывая, что, к примеру, Достоевский, по праву может считаться не только писателем, но и мыслителем. Даже с учетом того, что философом в европейском понимании профессиональной научной деятельности в этой дисциплине Федор Михайлович все же не являлся. Кстати, отмечен и тот факт, что по печально известному делу петрашевцев кроме Достоевского проходил и известный впоследствии социолог Н.Я. Данилевский, один из идеологов панславизма, разрабатывавший теорию цивилизационного подхода к истории.

Особое внимание в исследовании взглядов Достоевского обращено на его знаменитую «Пушкинскую речь», произнесенную на заседании Общества любителей русской словесности 8 июня 1880 года, которая, казалось, примирила на какое-то время даже западников и славянофилов. «Значение Пушкина с исторической точки зрения заключается в том, что если бы его не было, не было бы, скорее всего, и всей той плеяды великих русских писателей, которые появились в XIX в. Эта его роль определена тем, что Пушкин был первым из литераторов, кто точно схватил и изобразил русские характеры. Иначе говоря, в творческой форме, через литературные образы Пушкин ответил на вопрос «что значит быть русским» — вопрос, разгадку которого с таким трудом на протяжении XIX в. искали философы и представители общественной мысли. Поэтому Достоевский и возвращается к Пушкину, поскольку уже он дал в неповторимой полноте русские характеры, русские типы».

В издании описывается роль евразийства в отечественной истории, своеобразное странничество русской интеллигенции, появившееся в начале второго столетия после реформ Петра I, ставивших целью воспитание человека «европейской культуры» со всеми его благими побуждениями.

В группу Статьи Все обсуждения группы
41 понравилось 4 добавить в избранное