3 июня 2019 г., 09:31

11K

Как заставить ребенка читать (спойлер: не надо этого делать!)

74 понравилось 29 комментариев 15 добавить в избранное

Автор: Наталья Евдокимова

Школьный двор. Я жду сына-первоклассника с занятий, рядом бабушка ждет внучку с занятий, мама качает коляску и ждет дочку с занятий. Мы все ждем, говорим о школьном, и бабушка решает поделиться наболевшим: «Когда внучка у другой бабушки в гостях, она никогда не читает. Со мной такого не бывает. Со мной она всегда читает. Я не допущу, чтобы она не читала».

Я смотрю на коляску. Она ездит туда-сюда, младенец в ней спит, и ему хорошо. Светит солнце, дети один за другим выходят, сбегают по ступенькам вниз и уходят в свободу.

– Обязательно нужно, чтобы каждый день читала, – добавляет бабушка.

Я знаю, что в таких случаях молчание – лучший диалог. Но все же говорю:

– Мои дети читают только для удовольствия.

– Да? – поднимает бровь бабушка.

Нам больше не о чем говорить. Мы находимся в разных мирах. В одном из них дети развлекаются, читая книги. В другом – нужно обязательно читать каждый день.

* * *

Я в компании близких мне мам. Мы говорим о том, как быть, когда дети не слушаются, – вечная и неисчерпаемая тема.

– Или вот с чтением, – говорит одна из них. – Говоришь ему: «Читай!», а он не читает. Отмахивается и все!

– Но заставлять читать вообще не стоит, – говорю я. – Так дети читать совсем перестанут.

Близкие мне мамы делают паузу – достаточную, чтобы забыть сказанное мною, ‒ мягко исключают меня из разговора и продолжают:

– Можно сказать ему, что планшет – только после чтения.

Мамы перебирают варианты, ищут выход. Они не со зла исключили меня из разговора. Они попросту не могут воспринять мои слова, потому что дети должны читать. Когда дети читают – это хорошо. Когда дети не читают – это плохо. И выход один – надо заставлять.

* * *

Еду в поезде. Рядом со мной – бабушка с внучкой. Внучка показывает своих кукол и игрушки. Она рассказывает о куклах, ее истории – необычные и удивительные.

– Одни игры на уме, – говорит бабушка внучке. – Не забывай, что тебе надо еще почитать.

Девочка косится на книгу. Это «Кладовая солнца» Михаила Пришвина. Она лежит на столе купейного отсека, соседствует со стаканами и ложками, ждет обязательного прочтения. И посматривает в окно: туда, в леса, где летают птички и бегают лисы.

– Совсем читать не хочет! – жалуется бабушка.

– Может, лучше начать с развлекательных книжек? – предлагаю я.

– Что она тогда вообще будет знать?

Девочка прижимает к себе куклу. В воздухе летают нерассказанные истории. Девочке, конечно, не прожить без Пришвина. Что будет с нею, если она так и не узнает, как «птица поет на сучке и каждое перышко дрожит у нее от усилия»?

– С книжек-картинок хорошо начинать чтение, – говорю я.

– Ну, из книжек-картинок мы, к счастью, выросли!

Я смотрю на девочку, смотрю на Пришвина, смотрю на бабушку. А потом достаю из рюкзака книжки-картинки, которые везу своим сыновьям.

– Смотри, какие у меня есть книги, – говорю я девочке.

Девочка несмело листает «Дочурку Груффало» Джулии Дональдсон и Акселя Шеффлера и и улыбается. Бабушка с Пришвиным ждут.

* * *

Я ‒ после встречи со взрослыми в библиотеке имени Владимира Маяковского. Встреча, на которой я была одной из выступающих, закончилась. Слушатели почти все разошлись, и мне захотелось выйти на балкон. Было хорошо: лето, не по-питерски теплая погода, впереди поблескивала Фонтанка. Ко мне подошла одна из слушательниц и спросила:

– Но все-таки – как заставить ребенка читать?

– Как заставить ребенка читать? – в четыре голоса поддержали ее укротители коней с Аничкового моста.

– Как заставить ребенка читать? – хором прокричали люди с катера, плывущего по реке.

– Как заставить ребенка читать?! – крикнули вместе все мамы и папы, все бабушки и дедушки, все тети и дяди – все те, кто заставляют; все те, кому нужно, чтобы дети читали – обязательно читали, каждый, каждый, каждый день.

А все-таки – что будет, если не заставлять? Что будет, если приносить в дом те книги, из которых дети якобы выросли? Что будет, если читать эти книги для себя – а не для того, чтобы их обязательно читали они? Что если не заставлять читать?

Если ребенка заставлять есть, когда он не хочет, заставлять доедать, когда он уже сыт, это чревато расстройством пищевого поведения. Если заставлять ребенка читать, он просто не будет любить читать. Если вы хотите, чтобы ребенок не любил читать – заставляйте его! Мне сложно представить хотя бы одного ребенка, которого заставляли читать, следили, чтобы он прочел определенное количество страниц в день, ‒ и тот в результате полюбил чтение и читал дальше с удовольствием. Тем более, если в чтении его оставляют с книгами наедине. Недавно я, удивляясь объемам чтения своего старшего, семилетнего сына, вспомнила стихотворение Валентина Берестова «Как хорошо уметь читать».

– «Не надо звать, не надо ждать, а можно взять и почитать!» – продекламировала я.

– Но все-таки хорошо, – добавил мой мальчик, – когда книги читают вслух маминым голосом.

* * *

Когда-то, когда у меня еще не было детей, мы были с другими детскими писателями в книжном магазине. Я листала книжки-картинки, кто-то подбирал книги своим детям. Мне хотелось купить и унести с собой многое. Просто потому, что это красиво, интересно, гениально. Но у меня не было повода. Хотя что-то я все равно покупала для себя – самое-самое.

– Представляю себе, когда у меня будут дети, – сказала я. – Меня же будет не остановить.

Я не знаю, в чем секрет. Может быть, в том, что я сама люблю книги. Или в том, что книги были у моих детей с самого рождения – и ставшие классикой, и современные. И книжки-картонки, которые так вкусно погрызть... Но у меня никогда не было мысли «заставить читать». Потому что мы никогда не прекращали этого делать. А позже я узнала, что книги очень влияют на нашу жизнь, становятся частью ее, решают наши проблемы, сопровождают нас день за днем, меняют все вокруг...

И вместо того, чтобы заставить моего старшего сына читать, я в очередной раз говорю:

‒ Отложи наконец книжку и садись за уроки!

Источник: Папмамбук
В группу Статьи Все обсуждения группы
74 понравилось 15 добавить в избранное

Комментарии 29

Хорошая мама. Надо все таки помнить что мы живём в 21 веке и кроме книжек есть куча развлечений. Ладно 30 лет назад дети жгли карбид и лазили по заброшкам, максимум были передачи Супонева и приставка. А ещё раньше вообще по телевизору нечего было с смотреть, вот и читали книги. Да и то приключения, а не классику.
Отстаньте уже от детей со своими книжками! Купите лучше велосипед и отправьте на улицу или вместе езжайте в парк.

lapina_ekaterina,

Купите лучше велосипед и отправьте на улицу

Вспоминаю собственное детство и крики "Не хочу гулять, хочу читать!!!" :)

Достаточно прочитать спойлер

Сколько можно мусолить эту тему?

Helena1996, Это не проблема. Проблема, когда детей кормить нечем и одевать не в чего, не на что им дать всё самое лучшее, а любовь к чтению в крови - привить невозможно

ishunin, Проблема в том, что можно эту любовь убить... Она не глобальная и её можно пережить, но всё же существует.
Пример бабушки с Пришвиным очень показателен. К сожалению, пока многие родители покупают то, что считают правильным, а не то, что просит ребёнок.
Но кажется, тенденция стала меняться. Возможно, как раз благодаря таким статьям.

Berenice_books,

Пример бабушки с Пришвиным очень показателен.

показателен так, как его захотела показать автор статьи.
может, она или вы не в курсе, но Пришвин входит в школьную программу для младших классов. в том числе и в список чтения на лето. лично убедилась в том, что современным детям для чтения Пришвина переводчик нужен: то есть рядом должен сидеть взрослый (желательно начитанный, аххаха) и через два слова на третье объяснять ребёнку, что это значит.
я серьёзно.
почему-то в школе совсем это не учитывают.

Berenice_books, да кто спорит :) с тех времён, как я училась, она стала получше, но отдельные архаизмы в ней таки встречаются.

Helena1996, Никакая это не проблема, а еще один способ понтования перед соседями: "А вот мой/моя еще и читает много"
Свойственен психотипу "сюсюкающий каток" (основной психотип русской мамки).
Затавляют обычно те , кто сам не делает, но требует от детей . "А патамуша так прально и нада делать."
Сыновья наверняка (по себе знаю) руководствуются принципом Heart over mind, yes I'm
My father's son. Дочери , наверно , черпают от матерей.
Т.е если родитель читает, то дитятя попробует обязательно.
Если не понравится , то и давить нечего.
А наличие в каждой второй статье блога фразы" как заставить читать" - изврат грубой формы или переливание из пустого в порожнее

oandrey, Вы в основном правы, и я тоже склоняюсь: повзрослеет, сам решит - надо, не надо, хочу, не хочу. Но вот немного обидно, когда у читающих родителей рос как раз сын, читал, иногда за уши не оттащишь, а как вырос, или чуть раньше, как отрезало.

Helena1996, Это у них волнами приходит. Просто тот, кто читать любит, все равно возвращается к книгам. Пусть и через перерывы на игры и прочие развлекательности.

Helena1996, я по своему сужу... то запоями читает, то к книгам не притрагивается
и с жанрами такой же компот - то развлекаловка, то что-то серьезное

Julia_cherry, Пускай ищет то, что ближе, что интереснее, это здорово.
Главное, чтоб было в интерес. И понятно, что сейчас далеко не всем и не всегда интересны книги, даже при таком большом выборе, они не мы в их возрасте. Просто хочется, чтоб у человека немного поинтереснее жизнь была, чтоб книги все-таки внесли разнообразие в жизнь, а если получится - вдруг что полезное и для себя в книгах найдет ))

Это проблема... Но все индивидуально.

Проблема нечитания решается очень просто - отстать от ребенка с обязательным списком книг и дать читать то, что хочется. Даже если это комикс про Гравити Фолз и сто тысячная книжка про котяток и щеняток.
Упеется еще и классика, и постмодернизм, и русское задушевное.

На мой взгляд автор совершенно не ставит вопрос, надо ли читать, ответ постоянен и доказан. Она пытается помочь тем, кто не знает как привести своего ребенка к книге. Подсказывает...Они и так понимают, что ЧИТАТЬ НАДО. Но не обладают знаниями научить читать... Поэтому слегка раздражаются, когда чужой человек пытается подсказать, лишь его деликатность не позволяет им грубо обрывать его...Если родители плохо понимают психологию маленького ребенка, то это сложно. Любовь тут не поможет, нужны знания. Автор подсказывает ПЕРВЫЕ ШАГИ по этому пути. Нужно просто уметь прислушиваться к другим людям. Не читающие люди видны невооруженным взглядом. Они обладают очень узким кругозором, пишут с ошибками, не умеют объясняться с другими людьми. Подменяют язык и беседу краткими "остроумными" фразами. НУ и тд. Печально... Книга развивает мозг , это так же обязательно, как развитие мелкой моторики в раннем детстве...только другой уровень..

А я знаю один способ - надо просто читать самому.

О, я как раз одна из тех самых детей, которых заставляли читать и следили, чтобы было прочитано определённое количество страниц в день. Этот период длился недолго, что-то вроде эксперимента (как я сейчас вижу, потому что не хочу рефлексировать на эту тему): мне надо было брать книги из небезызвестной серии "Библиотека для детей" от Лениздата, подряд, одна за другой, и читать по 100 стр. в день. Скажу так: вероятно, в силу генетики читать я не разлюбила, но после этого "эксперимента" в моей жизни была огромная временная пропасть, когда от одного вида открытой книги я испытывала едва ли не физическую боль, а к произведениям "Таинственный остров" и "Всадник без головы" подступиться не могу до сих пор - сразу накатывает экзистенциальная тошнота. Так что всё правильно: не надо заставлять ребёнка читать, не надо на него давить и не надо публично посыпать голову пеплом, если чадо читать не хочет. А вот подавать пример и заглядывать время от времени всей семьёй в книжные магазины, кои сейчас просто переполнены наипрекра-а-аснейшими изданиями, посещать тематические мероприятия (те, что устраивает "Самокат", например) - вот это действительно может возыметь действие!

Меня в детстве родители заставляли читать, а я сопротивлялась. А потом, в 11 лет, бабушка купила мне книгу про Гарри Поттера, я начала читать и мне понравилось. Бабуля пошла на маленькую хитрость и сказала, что купит продолжение, только если я прочту эту книгу за неделю. Я прочла книгу за 3 дня. С тех пор прошло много лет, а я все ещё люблю читать. Хоть и почти ничего из школьного списка так и не читала. Не нужно заставлять читать ребенка то, чего ему не хочется.
Вот моей сестре 16. Её то же гоняли этим пресловутым - НУЖНО читать каждый день и НУЖНО читать книги из школьной программы. У нее так же, как и у меня, изначально шло полное отторжение к чтению. Со временем она начала читать то, что ею заинтересовывало. И сейчас она читает Достоевского "Бесы". Да, не школьная программа - и что с того? Чтение должно приносить удовольствие, а не вызывать отвращение.

Ребенок не читает. Совсем. Родители читают. Испробовано все и даже больше. Фигня ваши советы. Видимо чтение заложено в генах.

Baldur, Железная логика. Если родители читают и "чтение заложено в генах", то какой вывод? Что это не их ребенок.